Помост

Вопросы веры

Индуизм как религия

3.8. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм

Индуизм – наиболее влиятельная религия в Индии, ее приверженцы составляют подавляющее большинство населения этой страны.

Формируется индуизм в сер. I тыс. н.э. на основе модернизации древнеиндийских верований. Он впитал в себя мифологические представления и предания, моральные и социальные нормы, философские доктрины, практику йоги, праздники многих этносов Древней Индии. В широком смысле индуизм выступает не только как совокупность религиозных воззрений, но и как образ жизни, система прав и обязанностей, норм и ритуалов, целиком регламентирующих жизненный путь человека от его рождения до смерти. Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», названия реки Инд. Сами хинду (индуисты, индусы) нередко называют свою религию санатана дхарма («извечный закон»).

Индуизм не имеет единой церковной организации, распадается на ряд течений и толков. В нем множество богов и посвященных им храмов, но нет единого для всех бога. В то же время для всех направлений индуизма характерно признание комплекса ведической литературы, вера в цикличность Вселенной, в вечность души. Центральным понятием выступает дхарма (от санскр. дхар – поддерживать). Этот концепт многозначен, включает в себя должный образ жизни, нормы и правила как общечеловеческого, так и кастового характера. В большинстве направлений индуизма человек мыслится как частица (Атман) мирового духа (Брахмана), заключенная в телесную оболочку. Эта оболочка обретается им по закону воздаяния (кармы), согласно которому деяния человека по соблюдению дхармы в одном рождении определяют его существование в следующем рождении. Жизнь поэтому представляет собой круговорот (сансару), или цепь перевоплощений Атмана.

Идеалом индуиста является выход из сансары, освобождение от перерождений (мокша), которое означает соединение Атмана и Брахмана и достижение высшего блаженства. При этом выделяют четыре основные цели в жизни индуиста: дхарма – правильное исполнение религиозных, семейных и общественных предписаний; артха («дело», «польза») – приобретение и надлежащее использование материальных ценностей; кама – удовлетворение чувственных стремлений, прежде всего чувства любви; мокша – духовное освобождение. Мокша – важнейший идеал, но для большинства индусов идея освобождения заслоняется повседневными делами, и они ограничиваются исполнением ритуалов, посещением храмов, поминовением предков и т.п. Очень немногие решаются стать на путь аскетизма, но санньясины зримо воплощают близость к идеалу и тем самым подтверждают доктринальную истинность индуизма.

Индуизм – религия политеизма, в которой благодаря ведической традиции почитают более трех тысяч богов. Эта мифологическая пестрота во многом упорядочена представлением об аватарах – воплощениях богов. Вместе с тем существует намеченная в Ведах и развивавшаяся в брахманизме идея троичности бытия. Постепенно в индуизме сложилась концепция тримурти (от санскр. – три образа, лица) – триады главных богов – Брахмы, Вишну и Шивы, которые выступают ипостасями единого и безличного космического духовного начала – Брахмана. Боги тримурти выражают три его основные функции: творения (Брахма), сохранения (Вишну) и разрушения (Шива) мира.

Мифология о Брахме создана в текстах смрити. Согласно «Махабхарате», Брахма рождается в золотом зародыше-яйце, плавающем в первобытных водах. Силой мысли он разделил яйцо на две половины – небо и землю, затем творит атмосферу, материальные первоэлементы, богов, Веды, звезды, время, моря, реки, людей, животных, растения. Из множества божественных творений Брахмы выделяются его сыновья – родоначальники богов и людей, а также Сарасвати («изящная») – его дочь и жена, богиня мудрости и красноречия. Брахма непосредственно связан с цикличностью мироздания. Согласно центральному космологическому сюжету индуизма – мифу о кальпе («день-и-ночь» Брахмы), каждый день Творца (он состоит из 4320000000 человеческих лет) начинается с создания, а завершается уничтожением материального мира и сонма богов. Через каждые сто «собственных» лет Брахмы происходит глобальное уничтожение мира до хаоса, после чего рождается новый Брахма и начинается новый цикл кальп.

Идея кальпы подчеркивает онтологическую роль Брахмы, но его главенство в троице номинально, а образ наиболее абстрактен. Культ Брахмы практически отсутствует, во всей Индии ему посвящено всего два храма. Напротив, Вишну и Шива пользуются огромной популярностью, что привело к образованию в индуизме двух основных течений – вишнуизма и шиваизма. В каждом из этих течений главный бог мыслится Творцом и верховным правителем мира, воплощением космического абсолюта, а функции и возможности Брахмы принижаются.

В вишнуизме главный бог – Вишну (др.-инд. – вездесущий). В качестве самостоятельного течения вишнуизм оформляется в V–VII вв. н.э. В центре культа – мессианское учение о появлении Вишну на земле в различных воплощениях. Наиболее почитаемые его аватары – Рама и Кришна. Рама – герой эпоса «Рамаяна», праведный царь-победитель демона Раваны. Кришна – герой «Бхагавадгиты», советник воина-героя Арджуны, раскрывающий ему смысл религии, а позже – любвеобильный пастух, мастер игры на свирели, шаловливый мальчик. Будущая, десятая аватара Вишну – Калка («царь на белом коне»), который установит «золотой век» на земле. В пантеон Вишну входят его верная жена Лакшми – богиня богатства, счастья, красоты и процветания, сын Кама – бог любви и чувственного желания, с которым связывают трактат о любви и сексуальных отношениях «Кама-сутра», и другие божества. Вишнуизма придерживается около 70% всех индуистов. Среди его толков выделяется кришнаизм, где особо почитается Кришна и проповедуется безраздельная любовь к нему как к личному богу. Кришне посвящена и большая часть храмов вишнуизма.

В шиваизме главный бог – Шива (др.-инд.– благой). Образ Шивы в своих основных чертах формируется в «Махабхарате» и является одним из самых противоречивых: он одновременно и разрушитель и создатель, милостивый и ужасный, аскет, йог и великий любовник, воплощение половой энергии и т.д. Поклонение Шиве приобрело регулярный храмовый характер в первые века новой эры, а в VI–XII вв. в шиваизме были созданы собственные священные тексты (пураны). В пантеон Шивы входят его жены (Великие Матери) – Деви («Богиня») и ее ипостаси – богиня мести и справедливости Парвати, грозная и губительная Кали, воительница демонов Дурга и др., сыновья Сканда – юный повелитель войска богов, и слоноподобный Ганеша – бог удачи, предпринимательства и достатка. Есть и многочисленные аватары Шивы. Один из его атрибутов – лингам, а некоторые секты (лингаяты) почитают скульптурное изображение фаллоса как единственный пластический образ Шивы, и число лингамов в их храмах достигает нескольких сотен. Типичная композиция в шиваитских святилищах – сочетание лингама и йони, женского символа. Распространен шиваизм главным образом в Южной и Восточной Индии, его последователи составляют около 25% всех индуистов. Одним из самых известных толков шиваизма является шактизм. В основе его лежит почитание обожествленной женской энергии – шакти (санскр. – сила, энергия), которая понимается как творческая сила Шивы. Персонифицируясь в образах жены Шивы, Шакти рассматривается в качестве верховного божества.

Большое место в индуизме отводится обрядности. В центре ритуала – пуджа («богопочитание»), которое заменило собой жертвоприношение как основной обряд ведийско-брахманской религии. Богов почитают в виде их изображений, статуэток, икон, либо в виде символа. Объектами почитания выступают, как правило, фигурирующие под местными названиями аватары Вишну и Шивы, персонажи мифологического эпоса. Часто поклоняются Великим Матерям, Лакшми, Ганеше, помощнику Рамы обезьяне-герою Хануману, способным оживлять мертвецов божественным змеям-нагам. Распространены паломничества к наиболее почитаемым храмам, специальные обряды у священных рек. Из тотемистической древности сохранилось почитание священных животных, прежде всего табуированной для пищи коровы. Религиозные ритуалы знаменуют рубежные этапы в жизни человека – рождение, совершеннолетие, свадьбу, смерть. Обряд похорон существует в форме кремации (сжигания) трупов в специальных священных местах. Собранный в сосуд пепел предают воде. Обязательны поминки по усопшим. В прошлом, особенно среди высших каст, существовал имеющий мифологическое обоснование обычай сати («супружеская верность») – самосожжение вдов у трупа мужа.

Важным социально-религиозным институтом Индии является кастовая система, сохранился и высокий общественный статус жрецов. Однако брахманы живут обычной жизнью в миру – ведут хозяйство, имеют семью, если не принимают особых обетов. В некоторых районах страны жреческие обязанности могут исполнять и представители не брахманских каст, а также агарьи и гуру (учителя, наставники). Иерархической связи жречество не имеет, также автономно существуют и многочисленных храмы.

По числу приверженцев индуизм является третьей религией современного мира. Число его сторонников – более 800 млн человек (около 14% населения земного шара). Подавляющая часть индуистов проживает в Индии, составляя около 83% населения страны. Индуистская диаспора наиболее многочисленна в Непале, Бангладеш, Шри-Ланке, Пакистане, Индонезии, ЮАР, США, Великобритании. В странах Европы и Америки получил также распространение неоиндуизм, возникший на основе индуизма и проповеди религиозного синкретизма (Международное общество сознания Кришны и др.)

Наряду с индуизмом в индийской религиозной культуре современности получили распространение джайнизм и сикхизм.

Джайнизм возник в Индии в VI в. до н.э., получив свое название от титула религиозных наставников – джина («победитель»). Основателем религии считается кшатрий Вардхамана. Он имеет духовное имя Махавира Джина («последний герой-победитель») и почитается как последний провозвестник веры – тиртханкар («создатель брода») современной эпохи. Первым из своих 24 тиртханкаров адепты джайнизма считают легендарного царя Ришабху, правившего в дописьменные времена. Священный литературный канон этой религии включает 45 сур, приписываемых Махавире.

Джайнизм существенно разошелся с традиционным для индийцев учением. В нем радикально реформировано содержание ведийско-брахманистского канона, но сохранена часть обрядности. Джайнизм отрицает святость и авторитетность Вед, необходимость жертвоприношений для достижения индивидуального освобождения, претензии брахманов на особый жреческий статус. В основе вероучения джайнизма, принявшего общеиндийскую доктрину кармы, лежит идея самосовершенствования души. При этом джайны не признают существования бога-творца, мир считают изначальным, а душу (дживу) – вечной субстанцией. Не приемлет джайнизм и противопоставления материального и духовного. Считается, что дживами наделены не только живые существа, но и элементарные частицы материи – земли, воды, огня, воздуха, ветра. У каждого элемента мироздания есть божество, поэтому мифология джайнизма насчитывает их астрономическое количество.

Высшее место в иерархии живых существ занимают не боги, а люди, поскольку только человек способен прекратить действие закона кармы и достичь освобождения – состояния сиддхи («совершенство»). Однако считается, что прервать цепь перерождений можно лишь при строжайшем соблюдении этических предписаний и суровой монашеской аскезы. «Совершенные» дживы обитают в особом межвоздушном пространстве и обладают сверхъестественными свойствами, в том числе мгновенно перемещаться в любую точку пространства, достигать желаемого силой мысли, подчинять своей воле предметы и время, добиваться власти над миром.

Путь освобождения от сансары Махавира определил как следование «трем сокровищам». Это «правильное воззрение» (принятие вероучения Джины как абсолютной истины), «правильное знание» (познание учения, в том числе с помощью наставника – гуру) и «правильное поведение» (преодоление желаний и соблюдение религиозных правил). Этика джайнов требует жесткого соблюдения повседневных норм поведения, среди которых пять основных: не причинять вреда живому (ахинса), не присваивать чужого (астея), не прелюбодействовать (брахмачарья), не стяжать и воздерживаться от суетных привязанностей (апари граха), быть правдивым (сатья). Ахинса – главный элемент джайнинской этики. Этот обет обусловил даже для джайнов-мирян запрет на охоту и рыболовство, земледелие и скотоводство. Наиболее усердные джайны ходят с повязкой на рту, подметают перед собой дорогу и т.п., чтобы не погубить какое-либо насекомое. Предписывается не только вегетарианство, но и отказ от употребления в пищу клубней и плодов, содержащих много семян. Наряду с ахинсой большое значение придается посту, отшельничеству и монашеству.

В социальной структуре индийского общества джайны образовали наподобие каст, занимаясь главным образом торговлей и ростовщичеством. Основные направления джайнизма – дигамбары («нагие») и шветамбары («одетые в белое»), выделившиеся в ходе споров по вопросам литературного канона и соблюдения обета наготы. В настоящее время сравнительно небольшая (менее 1% населения, около 5 млн. человек) джайнская община, занятая в основном в сфере финансов и предпринимательства, играет заметную роль в экономической жизни Индии. Небольшие группы джайнов имеются за пределами Азии, в том числе в Европе и Америке.

Сикхизм (от санскр. сикх – ученик) – возникает в XVI в. на севере Индии (Пенджабе) на основе синтеза мистических течений индуизма и ислама. Основателем сикхизма считается индус гуру Нанак (1469–1539), последователи которого стали называть себя сикхами – учениками. Священной книгой в этой религии является Ади Грантх («Изначальная книга»), содержащая наставления и жизнеописания гуру. В целом сикхи насчитывают десять гуру, которых считают воплощениями одного и того же Учителя.

Сикхизм кардинально разошелся с традиционным индуизмом, поскольку проповедовал равенство всех людей перед богом, отказался от политеизма и изображений божества, кастового деления общества, признания брахманов как посредников между богом и людьми. С самого начала в сикхизме утвердилась идея монотеизма. Признается существование единого бога-творца, важнейшее определение которого – Эк («Один», «Единственный», «Единый»). Бог сикхов не персонифицирован, он – наргуна («лишенный качеств»), но в то же время он везде и повсюду, проявляя себя в бесконечном множестве форм и деяний. Он – невидимая абсолютная сущность, но принимает ту ипостась, которая мыслится верующим в состоянии медитации, во время молитв и чтения гимнов.

Целью человека сикхизм считает прерывание цепи перерождений и слияние с богом через духовное совершенствование. Путь духовного совершенствования («сахадж-йога») предполагает веру и любовь к богу, преданность ему и постоянное размышление о его деяниях, медитативное общение с ним, избавление от «пяти пороков» – гнева, гордыни, алчности, страсти, привязанности к земным благам. Но в сикхизме служение богу не подразумевает отхода от мирских дел, отшельничества или аскетизма. Напротив, человек должен вести добродетельную, активную трудовую жизнь, исполняя дхарму домохозяина. Древнейшие формы богослужения сикхов – гуру-ди-лангар («стол гуру») – общие трапезы, и сангаты – утренние и вечерние собрания верующих с произнесением проповедей и исполнением религиозных гимнов. Большое значение придается также обрядам жизненного цикла: наречению имени, посвящению в общину, бракосочетанию, похоронам. Центрами религиозной жизни в сикхизме являются храмы и молитвенные дома – гурдвары («врата гуру»). Наиболее почитаемый из них – известный с XVI в. и являющийся местом паломничества Золотой храм в пенджабском городе Амритсар, где хранится оригинал Ади Грантх.

Сикхизм неоднократно переживал реформирование. Так, при последнем гуру на рубеже XVII–XVIII вв. был упразднен институт живых «учителей», а «вечным гуру» была провозглашена Ади Грантх. В сикхской общине выделилась организация особо преданный сикхов – хальса («орден чистых»), была создана армия хальсы. Был введен и особый кодекс поведения сикхов, предписывавший не стричь волосы и бороду, всегда иметь при себе меч и др. К имени сикхов стали добавлять военный титул сингх («лев»), для обозначения бога было введено новое понятие Сара блох («Весь из стали»). По существу, община стала приобретать военизированный характер. Из-за готовности к героическому самопожертвованию ради веры сикхов считали в Индии идеальными солдатами.

В первые десятилетия XX в. сикхская община участвовала в общеиндийском национально-освободительном движении, при разделе Британской Индии (1947) она предпочла войти в состав индуистской Индии, а не исламского Пакистана. Однако в дальнейшем в сикхской среде возникли экстремистские организации, развернувшие под религиозными лозунгами борьбу за создание собственного государства – Халистан. Пик противостояния между ними и индийскими властями пришелся на 1980-е годы, когда по стране прокатилась лавина насилия, взрывов и убийств, организованных сикхскими радикалами. В 1984 году, вскоре за уничтожением ряда лидеров экстремистов и взятия штурмом их террористического центра в Золотом храме, собственными телохранителями-сикхами была убита премьер-министр Индии И.Ганди. В дальнейшем «проблема Халистана» в условиях возобладания в сикхской общине умеренного крыла утратила остроту, но идея автономии Пенджаба сохранила свою актуальность.

В современном мире насчитывается около 19 млн последователей сикхизма. Более 18 млн сикхов проживает в Индии (около 2% населения страны), из них около 13 млн – в Пенджабе (64% населения штата). За пределами Индии сикхские общины имеются главным образом в Великобритании, Канаде, США, Афганистане.

Библиотека Гумер — Религиоведение

Яблоков И. Основы религиоведения

Раздел второй
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Глава VII
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

§ 2. Джайнизм

Возникновение Создателем новой веры считается кшатрий
Вардхамана, живший в VI в. до н. э. на
территории современного индийского штата Бихар. До тридцати лет
он вел жизнь мирянина: женился, имел дочь, но затем, раздарив все
свое имущество, ушел из мира и многие годы странствовал. Через 12
лет подвижник и аскет достиг «высшего знания» и стал Джиной —
«победителем» (титул, присваиваемый наиболее почитаемым
религиозным учителям). Еще три десятка лет Джина, он же Махавира
(«великий герой»), в странствиях проповедовал новую веру, обратил
в нее множество учеников и, наконец, достиг «конечного освобож-
дения», нирваны. Последователи учения Махавиры верят, что он был
двадцать четвертым тиртханкаром (создателем пути), первый из ко-
торых — царь Ришабха — жил еще в те времена, когда люди не умели
считать, писать, готовить пищу. Именно Ришабха, научив их этому
и многому другому, заложил также основы будущей религии.
Такие претензии на исключительную древность джайнизма не на-
ходят фактического подтверждения. Религиозная джайнская литера-
тура относится к более позднему периоду, чем время жизни
вероучителей. И первые датированные свидетельства о джайнах
(надписи царя Ашоки), и первый вариант писаного канона появились
в III в. до н. э. Сама же религиозно-философская система джайнизма
сложилась в середине I тысячелетия до н. э. В этот период «брожения
умов» в Индии появилось множество неортодоксальных течений и
школ, отрицавших авторитет Вед и покоящиеся на нем ритуально-
социальные нормы. На базе возникшего комплекса идей, радикально
реформировавших религиозно-философское содержание ведийско-
брахманистской традиции, и складывалась религиозная система
джайнизма. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии,
традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением.
Важнейшие тексты джайнского канона, включающего 45
сочинений, приписываются самому Махавире. Однако при попытке
создания на основе текстов, изустно передававшихся после его смерти
в нескольких поколениях, варианта писаного канона произошел раскол
джайнской общины на два направления. На вседжайнском соборе в
городе Паталипутре этот канон получил признание «шветамбаров»
(одетых в белое). Последователи другой ориентации — «дигамбаров»
(одетых пространством) — сохранили большую приверженность исход-
ному джайнизму. Считая утерянным древний истинный канон
Ришабхи, дигамбары имеют собственные священные тексты и отрица-
ют ряд эпизодов и положений из канона шветамбаров. В таком
противопоставлении проявилась важная особенность джайнизма —
расхождения различных школ затронули главным образом вопросы

86

обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, в то время
как по основным вопросам вероучения сохранялось согласие.
Вероучение, ритуалы, Стержнем вероучения джайнизма, принявше-
предписания го общую для индийских религий концепцию
кармы и конечного освобождения — нирваны,
является самосовершенствование души. Не признавая существования
бога-творца, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир —
изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних
жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь
всеведения, всесилия и вечного блаженства. Но достичь нирваны, прер-
вать цепь перерождений может лишь аскет, а не мирянин, и потому
в религиозных установлениях столь большое значение придается ас-
кетической практике.
Джайнизм не знает противопоставления материальною и духов-
ного. Душа присутствует в каждом растении, в любой вещи. Пред-
ставления о всеобщей одушевленности природы определяют главенство
в джайнской этике принципа ахимсы — ненанесения вреда живым су-
ществам. С какой формой жизни ни столкнулся бы джайн, он должен
воздержаться от умерщвления сам и удержать других. Поэтому не
только охота и рыболовство, но и земледелие и скотоводство, связан-
ные с гибелью живых существ, — профессии, запретные для джайнов-
мирян. Наиболее ревностные из них пьют лишь процеженную воду,
ходят с повязкой на рту и даже подметают перед собой дорогу, чтобы
случайно не проглотить или не раздавить какое-нибудь насекомое.
Джайны не только не употребляют в пищу мяса, но, стремясь не на-
носить липшего вреда и растениям, не едят клубней, корней и плодов,
содержащих много семян.
Как и большинство древнеиндийских религиозных учений,
джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и
предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного
идеала, в поисках «пути освобождения». Путь этот Джина определил
как следование «трем драгоценностям». Первая — «совершенное воз-
зрение»: видение мира в соответствии с учением Махавиры, убежден-
ность в его абсолютной истинности. Вторая — «совершенное знание»:
познание учения, сущности души и мира. Идти к этой цели можно
и должно всю жизнь, а для начала необходимо приобрести ограничен-
ное знание с помощью наставника — гуру: познать самого себя, сущ-
ность своего «я», правильно понять свою цель (освобождение от
кармы). Третья — «совершенное поведение»: преодоление желаний и
соблюдение религиозных правил. Этика джайнов жестко диктует пов-
седневные нормы поведения. Все члены общины добровольно принима-
ют на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому, не
красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и бла-

87

гочестивым. К основным нередко добавлялись и иные добровольные
обеты и ограничения.
Все джайны — и монахи, и миряне — члены одной общины. По-
скольку освобождение от кармы считалось возможным лишь для мо-
нахов-аскетов, и мирянам следовало в течение некоторого времени
вести монашеский образ жизни. Формально монахом мог стать любой
джайн, но попасть в этот особый, высший слой в среде джайнов, стать
образцом для подражания мирян означало также полностью порвать
с обычной жизнью. Питаясь милостыней, монахи чередовали
паломничества с кратковременным проживанием в монастырях. Про-
ходя после трех лет послушничества обряд посвящения и принимая
новые строгие обеты, монах навсегда вступал на полный лишений путь
аскета.
Характерно, что джайнизм не создал собственной бытовой обряд-
ности, и джайны-миряне прибегали в ряде случаев к услугам брах-
манов. Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую
роль, чем у индуисгов. Однако значение кастовых институтов посте-
пенно возрастало, что обеспечивало джайнизму сравнительную ус-
тойчивость в индусском обществе.
Зародившись в Бихаре, джайнизм нашел немало приверженцев на
юге (преимущественно дигамбары) и на западе (шветамбары) Индии,
однако составить конкуренцию буддизму и индуизму не смог. Упадок
джайнской общины явственно обозначился с первых веков новой эры.
На юге Индии община, лишившаяся покровительства индуизирован-
ных правителей, пережила массовое обращение своих членов в
индуизм, потерю влияния и, наконец, в эпоху мусульманских заво-
еваний практически полностью утратила прежние позиции. В торговых
городах севера богатые джайнские купцы сумели избежать гонений
в годы правлений мусульманских династий. Укрепляя свои позиции
и влияние в области финансов, торговли, ростовщичества, используя
покровительство князей, джайны сумели составить основу складывав-
шейся в Раджпутане и Гуджарате торгово-ростовщической прослойки.
И сегодня, продолжая заниматься в основном финансовой и
предпринимательской деятельностью, небольшая (менее 1% насе-
ления) джайнская община играет заметную роль в экономической
жизни Индии.

§ 3. Сикхизм

Истоки сикхизма берут свое начало в средневековой Индии конца
XV — начала XVI в. на северо-западе страны в районе пятиречья
(«пандж аб» — «пять рек»), представлявшем собой своеобразный буфер
на стыке двух цивилизаций и двух культур — индуистской и ислам-
ской. Сикхизм начал складываться в рамках индуизма, объединяя го-

88

родские торгово-ремесленные слои; он синтезировал в себе ряд как
индуистских, так и мусульманских (в особенности присущих суфизму)
черт. Основателем сикхизма считается гуру (учитель) Нанак (1469 —
1538/9), последователи которого стали называть себя сикхами —
учениками. После смерти Нанака проповедь его учения продолжили
еще девять гуру, последним из которых был Говинд (1675- 1708).
Все они считаются десятью воплощениями одного и того же гуру, про-
поведовавшего единое учение.
Особенности учения Сикхизм — монотеистическая религия, отвер-
о Боге гающая многобожие индуизма: один из эпите-
тов Бога у Нанака — «Эк» (Единственный,
Единый, Один). Разрешение проблемы дуализма («дубидха»), прео-
доление ее — главная цель человека, стремящегося постичь Бога. Ин-
дуистские боги Брахма, Вишну, Шива и мусульманский Аллах — все
они сливаются в Божестве. У Единственного нет собственного имени.
Нанак обращается к нему, используя и индуистские, и мусульманские
имена: Хари (этот вишнуитский термин встречается наиболее часто),
Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т.д.
Бог определяется понятиями «ниргун» (лишенный качеств) и «са-
гун» (наделенный качествами, имеющий качества). Главное его со-
стояние — ниргун: это абсолютная сущность, лишенная каких бы то
ни было атрибутов. Но для того чтобы человек мог познать его, он
по своей воле превращается в сагуна (что никоим образом не связано
с приобретением антропоморфного облика, он всегда невидим и про-
является через свои деяния) — ту свою ипостась, к которой обращается
человек в общении с Всевышним, в состоянии медитации, в пении
гимнов.
Он воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (ка-
чеетва, присущие Брахме, Вишну и Шиве), он всемогущ и всеведущ;
мир, созданный им, изменчив и невечен, а Бог вечен, он существует
в прошлом, настоящем и будущем сам по себе, о его сущности говорят
такие эпитеты, как «без начала», «существующий вне времени», «не-
рожденный», «бессмертный». Он вне цепи перерождений, вне смерти,
и поэтому у него не существует видимых (изменчивых и недолговеч-
ных) воплощении — аватар (подобно аватарам богов индуистского пан-
теона), он никогда не имеет видимой формы, его невозможно описать,
он вне возможностей интеллекта, непознаваем, неописуем и необъ-
ясним ни с помощью произнесенного слова, ни с помощью написан-
ного. В то же время он «Сат» (Реальность, Истина, Правда).
Постижение Бога и соединение с ним возможно для каждого че-
ловека, следующего путем любви, веры, преданности ему и размыш-
ляющего о его деяниях. Служение Богу ни в коей мере не
подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм,
а, наоборот, предполагает активную жизнь, полную труда, выполнение

89

дхармы (долга) домохозяина. Неотступное следование этим принципам
должно привести в конечном итоге к прерыванию цепи рождений и
к слиянию с божеством. Каждый может общаться с Богом напрямую,
без посредников.
Вызовом индуизму является стержневая идея сикхизма о равенстве
всех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. При На-
наке и последующих гуру была введена особая форма богослужения
— «сангат», подразумевавшая совместное присутствие сикхов — не-
зависимо от касты — на проповеди гуру и совместное исполнение ими
гимнов. Несколько позже появилась практика проведения совместных
трапез, на которых присутствовали и передавали из рук в руки чашу
с водой все члены общины — также независимо от касты и социального
статуса.
Эволюция сикхизма При пятом гуру — Арджуне (1581 — 1606) —
была составлена священная книга сикхов
Адигрантх («Изначальная Книга»; она также носит название Гуру-
рантх — «Книга Гуру», Грантхсахиб — «Книга-Господин»), в которую
вошли гимны пяти первых, а впоследствии и остальных гуру, наряду
с гимнами Кабира (XV в.), Намдева (XV в.), Фарид-уд-дина
Ганджишакара (XIII в.), Джайядева (XIV в.) и других представителей
движения бхакти и суфизма. Написанная на языке панджаби со встав-
ками на других индийских языках, эта книга хранится в Золотом хра-
ме-главной сикхской святыне — в Амритсаре.
Со второй половины XVI в. и особенно в XVII в. по мере
феодализации общинной верхушки и роста влияния крупных земле-
владельцев усиливалось противостояние панджабского крестьянства, в
первую очередь сикхов, и могольских правителей. На рубеже XVII-
XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимогольское движение под
знаменем сикхизма в Панджабе. Расширение социальной базы
сикхизма (опорой движения были джаты — земледельцы, поддержан-
ные городскими слоями) вынудило гуру Говинда ввести ряд изменений
в учение сикхизма и в организацию общины. В 1699 г. было про-
возглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук
гуру к хальсе (ордену «чистых») — собранию вооруженных
общинников. С этого времени и до наших дней у сикхов сохранилась
специальная церемония посвящения в общинники, а также особый ко-
декс поведения — «пять к», в соответствии с которым сикхам
предписывается не стричь волосы и бороду (кеш), носить короткие ша-
ровары (качха), волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кангха),
всегда иметь при себе меч (кирпан) и железный браслет (кара). К
имени сикхов стал добавляться воинский титул «сингх» — «лев».Тоща
же линия живых гуру была прервана, книга Адигрантх канонизирова-
на, она стала предметом поклонения в сикхских храмах — гурудварах.

К началу XVIII в. сикхизм окончательно превратился в самостоятель-
ную религиозную систему.
Важнейшей вехой в истории Панджаба и сикхизма был период се-
редины XVIII в., когда после распада империи Великих Моголов и
успешного отражения сикхами попыток афганского правителя Ахмад-
шаха Дуррани (ок. 1721 — 1773) включить эту часть Индии в свои
владения была провозглашена независимость Панджаба (1765).
Сикхизм становится государственно религией самостоятельного госу-
дарства, возглавляемого сикхскими феодалами.
Наметившийся в XVIII в. отход от ряда принципов раннего
сикхизма (осуждения неприкасаемости, отмены обрядов самосожжения
вдов — «сати» и умерщвления новорожденных девочек в зажиточных
семьях, отказа от антропоморфных изображений божества и обоже-
ствления гуру, отказа от услуг брахманов и пр.) вызвал движение за
очищение сикхизма, что выразилось в появлении ряда групп — ниран-
кари, намдхари. Идеи этих течений нашли свое продолжение век
спустя в движении за реформацию сикхизма, отразившем новые
тенденции конца XIX — начала XX .в. в жизни Панджаба (ан-
нексированного англичанами лишь в 1849 г.) — формирование
капиталистических отношений, становление буржуазного
национализма, развитие просветительства. Теперь возрождение ран-
него сикхизма выражало интересы зарождающегося класса буржу-
азии, которому импонировали (особенно в условиях колониализма)
изначальные постулаты сикхизма о всеобщем равенстве перед Бо-
гом. В рамках реформации сикхизма и одновременно в русле
антианглийской борьбы проходило и широкое движение начала XX
в. за реформу управления гурудварами, направленное против ма-
хантов — настоятелей храмов, пользовавшихся благосклонностью
англичан и превратившихся в результате земельных пожалований
последних в крупных помещиков-землевладельцев.
Сикхский фактор По мере формирования самосознания
в общественно-политической сикхской буржуазии (а этот процесс в Пан-
жизни джабе начался позднее и шел медленнее, чем
в других частях страны) появляются ее обще-
ственно-политические организации. В 1926 г. на политическую арену
Панджаба выходит партия Акали Дал («Орден Бессмертного»),
сформированная по религиозному принципу. Она выступала за равен-
ство мусульман, индусов и сикхов (активно противостояла, в част-
ности, куриальной системе выборов, введенной Законом об управлении
Индией 1935 г.). Влияние ее заметно усилилось после раздела Индии
в 1947 г. — после миграции мусульман в пакистанский Панджаб, а
индусов и сикхов — в индийский.
В жизни независимой Индии сикхский фактор играет важную роль.
С середины 50-х годов растут националистические устремления в

91

сикхских кругах. В 50 — 60-е годы развертывается движение за соз-
дание на этнолингвистической основе штата Пенджаб, где преобладало
бы панджабиязычное население. В 1966 г. такой штат был создан, и
большая часть индийских сикхов (около 80%) проживает именно там.
Общая численность сикхской общины в 80-е годы составляла около
14 млн. человек, это третья по величине конфессиональная общность
Индии (2% населения) после индусов и мусульман. С середины 60-х
годов регионалистские сикхские устремления приняли форму борьбы
за особым образом понимаемую автономию в рамках единого госу-
дарства, за создание сикхского государства Халистан. В 80-е годы
основной формой проявления сикхского фактора в политической жизни
Индии стал коммунализм.

§ 4. Парсизм

Современные последователи зороастризма — зороастрийцы-
бехдины называются в Индии парсами, в Иране — гебрами. Их
насчитывается в мире около 130 тыс., причем в Индии -80-100
тыс., в Иране- 12 — 50 тыс., в Пакистане — 5- 10 тыс., в англо-
саксонских странах — около 3 тыс., в Шри-Ланке — 0,5 тыс. человек.
Становление В основе зороастризма лежит комплекс древ-
зороастризма нейших индо-иранских представлений,
близких индо-арийским. Древние иранцы
поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в
большей степени олицетворявшим этические категории — спра-
ведливость, порядок) и даэвам (теснее связанным с природой); они
обожествляли и сами силы природы, например воду в облике богини
Ардвисуры Анахиты. Наиболее важными и персонифицированными
этическими категориями уже в глубокой древности стали светлые бо-
жества Мазда, воплощавший мудрость, правду, и Митра — договор,
согласие, союз. Эти божества и понятия все прочнее ассоциировались
с оседлой, мирной жизнью. Издревле почитался огонь — и как огонь
очага, и как посредник между людьми и богами в жертвоприношении,
и как животворящая сила солнца, и как всеочищающее пламя. Это
его качество было особо важно, так как борьбе с ритуальным осквер-
нением в этой религии, подчеркнуто противопоставлявшей понятия
«свой — чужой», «благой — вредоносный», «чистый — скверный»,
«оседлый — кочевой», «мирный — воинственный», придавалось особое
значение. В ритуале жрецы-атраваны употребляли, как и в Индии,
опьяняющий напиток хаому.
Сложившуюся в период Ахеменидов (VI — IV вв. до н. э.) религию
раннеклассового общества можно условно назвать маздеизм: в ней
прежде всего почитался Ахура-Мазда, осознававшийся как Бог-тво-

92

рец, воплощение и носитель блага. Выступал он, однако, в окружении
других божеств, весьма недифференцированных по функциям и месту
в иерархии. Наследственные жрецы-маги (магу) старательно закреп-
ляли сословный характер вероучения и культа маздеизма.
Уже в ахеменидский период начало распространяться в Иране
учение пророка Заратуштры (в греческой передаче и в современном
употреблении — Зороастра), появившееся в Восточном Иране и приле-
гающих областях Средней Азии и определившее к I тысячелетию
н. э. характер религиозных верований всего иранского народа.
Личность Заратуштры скорее реальна, хотя нет прямых доказа-
тельств его жизни и ясных сведений о месте и времени его деятель-
ности. Можно полагать, что жил и проповедовал Заратуштра в первой
половине I тысячелетия до н. э., не позже VII в., скорее — около 700
г., в восточной части расселения иранских племен. Из гатов, сох-
ранившихся до нашего времени гимнов-обращений Заратуштры к бо-
жествам, и сложившегося вокруг них комплекса текстов
вырисовывается дуалистичная картина мира, насыщенного противос-
тоянием между благими божественными ахурами и демонами-даэвами.
Бог-творец, мудрый и справедливый Ахура-Мазда, возглавляет «семе-
рых святых», наиболее почитаемые из которых, кроме него самого,
Митра — Солнце и Анахита-Ардвисура — богиня плодородия. Демо-
нов, противостоящих ахурам, возглавляет главный носитель зла —
Анхра-Манью.
Борьба Ахура-Мазды и Анхра-Манью (в греческой передаче, более
широко известной, — Ормузда и Аримана) изначальна, бескомп-
ромиссна, и каждый человек должен занять свою личную позицию
в ней, выбрать порядок-«арта» («аша»), добро, труд, правду, свет,
чистоту, воду, огонь — или ложь-«друг», тьму, зло, хаос, разрушение.
Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала сво-
бодную волю и выбор человеком места в предельно остром противо-
стоянии сил добра и зла, когда поступки человека определяли его
судьбу и в загробном, и в этом мире. Человек должен верить в благое
божество, молиться ему, бороться с силами зла, от него требовались
добрая мысль, доброе слово, доброе деяние, а также чистота: риту-
альная, помыслов, бытовая и т. д. Добром считались в первую очередь
производительный труд (особенно земледельческий), благотворитель-
ность, рождение и воспитание потомства.
Решающим для оформления ‘зороастризма был период на рубеже
нашей эры, когда складывавшаяся религия синтезировала ритуал маз-
деизма, народные культы и идеи Заратуштры, взаимодействуя на за-
паде с митраизмом, иудаизмом, ранним христианством, на востоке —
с буддизмом махаяны. С возвышением Сасанидов (III в.) завершилось
в борьбе с манихейством и отчасти под его влиянием превращение
зороастризма в государственную религию. Везде воздвигались храмы
и алтари огня различной степени важности: от наиглавнейшего Аташ-

93

Бахрам (Огонь победы) до огня домашнего очага. Идеи осквернения
и очищения воплотились в сложную обрядность и были доведены до
представления о спасителе мира Саошьянте — очистителе мира от
скверны в конце его существования.
Громоздкому ритуалу соответствовал сложный комплекс священ-
ных текстов, обобщенно называемый Авеста. Письменно зафиксирован
он был не ранее III в., но частично восходит к передававшимся изустно
сюжетам II тысячелетия до н. э. Большая часть из 21 книги Авесты
не сохранилась; в IV — VI вв. она редактировалась и кодифицирова-
лась, снабжалась комментариями — Зенд. Было широко распростране-
но извлечение, состоявшее из молитв, — так называемая Малая
Авеста.
Особенности парсизма В VII в. сасанидскии Иран был завоеван ара-
бами-мусульманами, а с середины IX в. на-
чалась политика насильственной исламизации населения. В начале X
в. несколько сот зороастрийцев высадились с разрешения местного
правителя-раджи на юге Гуджарата, на западном побережье Индии,
недалеко от будущего города Бомбей. К XVII в. в крупных торговых
центрах Гуджарата (Сурат, а с середины XVII в. Бомбей) усиливается
купеческая и ремесленная парсийская прослойка. Панчаят парсов Бом-
бея богател, занимался благотворительностью и все больше становился
властным центром парсийской общины. В первой половине XX в.
подавляющее большинство парсов Индии сосредоточились в городах,
превратившись в массе своей в «средний класс».
Ритуализация духовной жизни соответствовала тенденции превра-
щения парсов в касту индийского общества. Парсы не только быстро
перешли на язык гуджарати, но и заимствовали индийскую одежду
(кроме священного шнура-кушти на талии, рубахи — судра, обяза-
тельного головного платка у женщин и элементов ритуального одеяния
жрецов). Резко усилилась тенденция к эндогамии, практически не-
возможным стал прием в общину. Приблизились к индуистским брач-
ные нормы и обряды, выросла роль астролога. Сложные очистительные
церемонии — барашном — напоминали индуистские.
Стержнем религиозной жизни парсов являются семь древних
праздников и обязательная ежедневная пятеричная молитва, освящен-
ная авторитетом Заратуштры. Разновидностью молитвы можно считать
специфическое для парсов «взятие ваджа» — священные заклинания
(мантры), которыми сопровождаются все важные дела и поступки.
Богослужение включает повторение за жрецом определенных слов
и жестов, вознесение хвалы божествам, обряды жрецов у священного
огня в металлической чаше, скрытой в огороженном алтаре.
Торжественным обрядом у парсов Индии, совершаемым жрецами
в храме, является инициация. Главное в нем — надевание священного
шнура-кушти, а для мужчин и рубахи-судра.

94

Едва ли не древнейший комплекс представлений зороастризма —
о чистоте и похоронном обряде. Нечисто все злое, лживое, мертвое
(включая и труп), грязное (отбросы, мусор), чужое. Нечиста кровь,
а значит, и женщина в период месячных и родов. Соприкосновение
с нечистым требует ритуального очищения» Для этого разработаны
очень сложные обряды: от простого омовения до большого ритуального
очищения — барашком.
Страх перед осквернением и необходимость дорогостоящего
очищения породили множество запретов: ограничения в совместных
трапезах и купании, в приеме пищи из рук чужаков, в контакте с
мусором, нечистотами. Но наиболее разработано обрядовое избегание
трупов. Дабы не осквернять чистые стихии, зороастрийцы выработали
особый похоронный обряд. Специальные могильщики — насассалары,
которых сторонятся все другие парсы, на четвертые сутки уносят труп
в астодан — каменную башню без крыши и с уступами внутри. Там
труп закрепляют на площадке-дахме, а после того как его расклюют
птицы и кости очистятся от плоти, сбрасывают их во внутренний ко-
лодец этой «башни молчания». После поминок и периода траурного
воздержания близкие покойного очищаются омовением и особыми
обрядами. В наши дни, при запретах <в Иране) или невозможности
широко расселившихся парсов устроить традиционные похороны в дах-
ме, хоронят и в земле, точнее — в цементе.
С конца XIX в. в парсизме начались реформационные процессы,
а в последние десятилетия быстрыми темпами уменьшается кон-
фессиональный характер их общины.

Обратно в раздел Религиоведение Список тегов:
похоронный обряд

Индуизм – невероятная религия

Если вы хотели узнать что такое индуизм и прочитать краткое описание этой религии, то эта статья — для вас. Индуизм в наше время считается наиболее древней и наиболее сложной религией в мире. Согласно санскриту индуизм носит название вечный закон – санатана-дхарма.

Происхождение индуизма

Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов. Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.

Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга. Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек. Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.

С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или джайнизм. Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.

Основные положения религии

Все индуисты независимо от течений признают авторитет Вед, которые именуются словом шрути (услышанное). Всего существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. На основе четырех вед, был написан вторая часть священного канона индуистов, которая носит название смрити. К смрити относят: Дхармашастры, Ихтихасы (среди которых две важнейшие Махабхарата и Рамаяна), Пураны, Веданга и Агамы. Разные течения индуизма, считают не все тексты смрити священными.

Однако подавляющее большинство индуистов верит, что все живые существа, или, по крайней мере, человек наделен духовной сущностью (дживой) душой, которая связана с богом-создателем (большинство индуистов считают, что богом творцом был Вишну). После смерти человека, душа может переселиться в тело иного человека, или в тело животного, или даже в неживую материю. Таким образом, круговорот переселения душ из одного в тела в другое индуисты именуют сансарой.

Освободить душу из кольца сансары возможно вследствие духовного перерождения, просветления, которая носит разные названия (чаще всего мокша, или нирвана). Добиться благоприятного перевоплощения, или нирваны, возможно через очищения кармы. Карма – это совокупность всех действий человека: умственных, физических и вербальных.

Также большинство индуистов объединяет, приверженность к варно-кастовой системе, хоть на 21 век это система начала активно исчезать в Индии и различным йогическим традициям.

Стоит отметить, что индуизм считается религией с самым большим количеством богов, минимум существует три тысячи богов. Три тысячи лет назад главнейшими богами в Индии считались Индра и Брахма, но с начала Средневековья, статус ведущих богов индуизма захватили Вишну и Шива.

Основные ответвления индуизма

Главнейшее направление индуизма это – вишнуизм. Вишнуиты верят, что верховным богом являться Вишну, который появляется на земле через своих аватар (земных воплощений): Кришна, Рама, Будда и другие. Вишнуизм исповедуют до 68-70% всех индусов.

Второе по численности направление индуизма носит название шиваизм. Сторонники данного течения примерно 26% от общего числа индуистов, поклоняются Шиве, по некоторым данным Шива был верховным богом хараппской цивилизации 3300-1500 гг. до. н. э. Если информация достоверная, шиваизм можно считать древнейшим течением индуизма.

Третьей веткой индийской религии является шактизм (численность около 3%), суть которого является поклонение великой богини матери, которая носит разные названия: Шакти, Дурга, Сарасвати, Кали, Лакшми.

Также в Индии является популярным смартизм, несколько модифицированный брахманизм, который подразумевает поклонение ряду богов, или одному избранному. Наиболее популярные боги смартизма: Вишну, Ганеш, Шива, Сурья, Сканда, Индра.

Индийская религия в современном мире

На 2010 года в мире проживало около одного миллиарда индуистов. Со второй половины двадцатого века, начал активно развиваться реформированный неоиндуизм, который отрицает кастовую систему и считает, что в индуизм могут переходить люди разных национальностей.

Сторонники классического индуизма верят, что настоящим индуистом можно только родиться и обязательно в рамках варно-кастовой системы. Неоиндуизм активно набирает популярность в Северной Америки, Европе и также России.

Сохраните информацию?

Индуизм: возникновение, этапы развития, религиозно-философские основы и география распространения.

1.1 Возникновение индуизма

Процесс синтеза нескольких основных этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древних арьев.

Возникновение индуизма не приписывается какому-либо одному конкретному лицу, и в этом его отличие от других религий. Его происхождение связано с завоеванием полуострова Индостан арийскими племенами между XII и V веками до н. э. Самые древние религиозные книги индуизма, Веды («мудрость» или «знание»), написаны на санскрите. В сущности, она представляют собой религию арийских завоевателей. Для арийцев был очень важен культ жертвоприношения путем сжигания. Арийцы верили, что, действуя согласно требованиям этого культа, они способствуют постепенному перерождению Вселенной.

Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, характерных для периода становления классового общества (определяемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах — сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. Наиболее существенными чертами этого комплекса можно считать представления о принадлежности последователей ведической религии к одному из трех сословий-варн ритуально полноценных людей, «дваждырожденных» арьев, идею об общении их с миром богов через посредника — жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуалу, описанному в Ведах, жертву богам.

Писания индуизма формировались в течение веков, начало им было положено записью устного предания примерно во второй половине второго тысячелетия до н.э. Как известно, эти писания называются Ведами. Они состоят из четырех книг. Каждая из них делится на три части. В первой части содержаться гимны, славящие богов, во второй — дано руководство по соблюдению ритуалов, а в третьей — объясняется религиозное учение. Кроме Вед индуисты разных направлений имеют свои собственные книги, но Веды носят наиболее общий, всеобъемлющий характер. Заключительная часть Вед называется Упанишады («упанишад» означает сокровенное знание), которые представляют собой комментарии к Ведам. Она были написаны в период с VIII по VI века до н. э. После Упанишад следуют две большие эпические поэмы, «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых содержатся легендарные описания перевоплощений одного из главных индуистских богов. Вторая часть шестой книги «Махабхараты» называется «Бхагават гита» («Божественная песнь» или «Песнь о господе»). Из всех индуистских писаний она получила наибольшую известность. Она была записана, а впоследствии переработана где-то между 200 г. до Р.Х. и 200 г. по Р.Х.

Чтобы показать разноликость и противоречивость индуизма, достаточно сравнить бога Гиты и бога ранней ведической литературы. Бог, описанный в Гите, — это Бог очеловеченный и часто даже напоминающий монотеистического. В то же время в ранних Ведах бог представлен определенно пантеистическим (все сущее прекрасно и в некотором смысле божественно) и, пожалуй, даже монистическим (все сущее едино, даже если божественного не существует). Монотеистические идеи Гиты были подхвачены основателем культа МОСК, Общество сознания Кришны, в результате чего кришнаиты проповедуют скорее монотеистический, нежели пантеистический подход к богу.

Традиционный индуизм признает существование великого множества богов богинь, но главными из них считаются тримурти, т.е. триада богов, — Брахма, Вишну и Шива. В индуизме религиозное поклонение практикуется только в отношении Вишну и Шивы. Хотя Брахма является главой тримурти, его культ отсутствует, потому что люди считают его недосягаемой высшей действительностью. Он, скорее, представляет философскую идею религии, над которой стоит размышлять, а не поклоняться ей.

1.2 Этапы развития индуизма

1.2.1 Формативный период (III-II тыс. до новой эры — I тыс. до новой эры)

Зарождение индуизма, как и всей индийской культуры, обычно связывают с протоиндийской цивилизацией, а также с реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская цивилизация, созданная предками дравидов, была важным звеном в цепи древних земледельческих культур»подородного полумесяца»; она имела высокоразвитую культуру со сложной религиозно-мифологической системой воззрений.

Развитым и выразительным был культ плодородия, воплощенный в образах богинь-матерей, типичный для всей раннеземледельческой полосы. Мужской аспект плодородия был связан с рогатым богом-буйволом, восседающим на троне в окружении зверей. Образ Великой Матери отразился в последующей индуистской традиции во множестве женских культов и в разных ипостасях богинь. Рогатое божество на троне обычно расссматривается как прообраз Шивы, одного из верховных индуистских божеств. К его культу возводят круг представлений, связанных с аскетизмом и йогической практикой.

Культы животных и растений, священных рек и камней, змей и лунных созвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений, засвидетельствованных в глубокой архаике, сохраняется в Индии до наших дней. Элементы древнейших верований позже, в историческое время, не раз всплывали из доисторических глубин и проявлялись в разных культах.

1.2.2 Ведийский период (Iтыс. до новой эры — VI век до новой эры)

Приблизительно с середины II тыс. до новой эры в Индию, на северо-западной границе, стали вторгаться воинственные кочевые племена ариев, а вместе с ними пришел и совсем иной мир ритуально-мифологических воззрений. Протоиндийская цивилизация к этому времени клонилась к упадку, и арии его ускорили. Они осели в бассейне Инда (современный штат Пенджаб) и отсюда продвигались на северо-восток, смешиваясь с местным населением.

Ариям принадлежат самые ранние из дошедших до нас памятников индийской словесности, созданные на ведийском языке. Они объединяют под общим названием ведийского канона и до сих пор выполняют в индуизме роль авторитетных священных текстов. Тексты ведийского канона относят к традиции шрути (букв.»услышанное», т.е. откровение) в противоположность смрити (букв. «запомненное», т.е. предание). Традицию шрути открывают 4 веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Они представляют собой соответственно сборники гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и заклинаний. Три первые веды относятся к «священному знанию» (ср. санскритское слово веда и русское ведать, знать). Авторами вед считаются мудрецы-провидцы риши, которые обрели божественное знание во внутреннем созерцании и поведали его смертным в ведических гимнах. В них запечатлена вся совокупность знаний древних ариев об окружающем мире и о месте человека в нем.

Верховным богом ариев был Индра — бог-громовержец. Его главный подвиг — убийство демона засухи Вритры, грозившего поглотить вселенную, трактуется как космогонический акт. Почитали также бога огня Агни, Сому — бога ритуального напитка, Варуну — вседержителя мирового закона риты, солнечных богов Сурью, Савитара и др. Женские божества занимали в религии ариев совсем незачительное место. Среди них выделяются богиня зари Ушас и богиня Сарасвати, олицетворявшая священную реку ариев.

Мир представлялся ариям состоящим из трех сфер, населенных богами, людьми и иными существами. По трем сферам вселенной распределялись и ведийские боги. Их число, обычно называемое — тридцать три, хотя на деле их насчитывается больше. Они преимущественно олицетворяли разные явления природы. Центральным обрядом ведийской религии было жертвенное возлияние ритуального напитка сомы.

Ключевым мифо-ритуальным символом всего круга явлений является мировое древо и сопутствующие ему образы. Ведийская космогония оперировала понятиями яджня (жертва), тапас (жар, тепло), майя (магическая сила) и т.п. Именно из ведийской мифологии, наложившейся на протоиндийскую, и выросла впоследствии вся сложная мифология индуизма. Многие идеи и представления ведийского мировоззрения получили в индуизме долгую жизнь, например, представление о трехчастном строении мира (санскрит. трилока).

1.2.3 Брахманизм — следующая ступень в развитии индуизма (VIII-VI века до новой эры — II век до новой эры).

Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением и впитывали новые религиозные представления. Местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни и становились членами их общества. Его состав усложнялся и со временем сложилась варновая, а потом и кастовая система, разделившая общество на сословия и ставшая неотъемлемой частью индуизма.

Первостепенная роль в индуистском обществе стала отводиться брахманам — жрецам, знатокам вед и ритуалов. Ведийский язык стал непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов. Ритуалы становились все более сложными, громоздкими и запутанными, усложнялся и видоизменялся пантеон. Брахманы старались приспособить священное древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых священных границах. Центральным моментом новых изменений стало последовательное возведение всех видимых явлений природы и феноменального мира, выраженное в политеизме, к некоей единой сущности.

1.2.4 Период упанишад (VII-IV века до новой эры).

Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов замыкают ведийский корпус. Самые древние и авторитетные среди них — Брихадараньяка и Чхандогья упанишады. Как и многие другие древнеиндийские тексты, упанишады анонимны, но отдельные фрагменты и даже целые тексты освящены именем того или иного авторитета. Самые популярные из мудрецов-авторов упанишад — Шандилья, Яджнявалкья и Уддалакка. Упанишады создавались в течение длительного периода и во многом определили характер классических филососфских систем в Индии. Упанишады (букв. «подсаживание ученика к учителю», т.е. сокровенное знание, передаваемое от учителя к ученику) представляют собой тексты-поучения, построенные в диалогической форме и адресованные ученикам. Диалоги моделировали перестройку сознания тех, кому они предназначались.Способ изложения в них может показаться нарочито бессистемным и непоследовательным, но они имеют скорее интуитивную, чем логическую последовательность.

Согласно глубинной мировоззренческой установке упанишад, отношение божества к миру рассматривается через их всеединство. Божество может представать во множестве персонификаций, но с точки зрения конечной истины оно — высшая объективная реальность и внеличностный абсолют — брахман. Он невыразим, не может быть описан в терминах дифференциальных признаков и непостигаем в рамках какой-либо логики. Точнее всего он определяется апофатически.

Отношение божества к человеку мыслится через их единосущность. Этот аспект человека связан с его светлым духовным началом, который именуется атман, и который пленен стихийными мировыми началами. Высшая цель человеческой жизни — освобождение от уз мирского бытия для восстановления этой единосущности, преданной забвению из-за невежества, точнее, неведения. Достигнуть эту цель можно путем обретения истинного знания. Правильное познание и почитание истинного брахмана и атмана, которые по сути тождественны, — вот высшая заслуга, приносщая блаженство. Именно к этому познанию и подводят наставления упанищад.

1.2.5 Период религиозного брожения (VI-V век до новой эры — рубеж новой эры)

В поздневедийский период жреческие школы интенсивно делились и разветвлялись, и это породило настоящее брожение умов и хаос религиозно-аскетических течений. По большей части они имели антибрахманскую направленность. Эот период получил название шраманского. Шраманами назывались аскеты, подвижники, которые посвящали свою жизнь напряженному исканию духовной истины, порывали с мирским обществом и часто странствовали.

В это время появились учителя нового типа: тапасины (от слова тапас — жар, вызываемый аскезой) и паривраджаки (пилигримы). Они были озабочены мирововззренческими проблемами и ставили под сомнение целесообразность громоздкого ведийского ритуала и всей ритуальной программы поведения, связанной с брахманизмом. В противоположность брахманистам с их кровавыми жертвоприношениями шраманские учителя следовали жесткому и суровому аскетизму. При этом каждый из них разрабатывал свою религиозно-философскую доктрину. Параллельно продолжали существовать и традиционные брахманисты. Противоборствующие стороны нередко встречались на диспутах, которые сыграли роль своеобразных «лабораторий», поставляя ярких мыслителей для разных течений религиозно-философской мысли. Некоторые шраманы объединялись вокруг самых популярных учителей и наставников, образуя подобие монашеских орденов. В то время существовало множество разных групп и школ, большая часть которых тогда же и вымерла. Тем не менее они заложили мощный фундамент для последующего философского развития индуизма.

1.2.6 Эпический или классический период (IV век до новой эры — VI век новой эры).

Примерно в этот период индо-арии окончательно освоили север Индийского субконтинента, вступая в тесный контакт с местным населением. Этот период в развитии индуизма отражен главным образом в традиции смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержанию. В нее входят пураны (древние предания), эпические произведения и некоторые дхармашастры (сочинения, в которых излагаются основные заповеди индуизма о дхарме — непреложном нравственном законе), а также класс текстов-веданг, составляющих вспомогательную часть вед. Они посвящены ритуалу, фонетике, метрике, грамматике, этимологии и астрологии. Позже из них развились самостоятельные науки.

Особое место в традиции смрити отводится эпосу и пуранам. Эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна» колоссальны по объему и уникальны во многих отношениях. Они почитаются как священные книги индуизма. На протяжении многих веков эпос способствовал вырабатыванию индуистских религиозно-филососфских доктрин и принципов и потому в полной мере может считаться энциклопедией индуизма. Эпос отразил ранний этап фрмирования собственно индуистской мифологии, выросшей из ведийской. Именно мифология определила в них и сюжетный ход, и характеры главных героев. В собственно эпические тексты включены не только многочисленные мифологические фрагменты, но и философские и этические доктрины. Роль эпоса в индуизме сопоставима с ролью Нового Завета в христианстве.

1.2.7 Средневековый период (VI век — XVIII век)

Средневековый период был отмечен прежде всего ростом движения бхакти. Главными объектами преданного почитания и одновременно центральными божествами индуизма в этот период стали Вишну и Шива. Третий из богов тримурти, Брахма вскоре отошел на задний план, сохранив ничтожно малое число приверженцев. Мифологические образы и Вишну, и Шивы имели истоки в глубокой древности. В ведийских текстах они не играют заметной роли, но позже оба божества выдвинулись на первый план, вобрав в себя множество образов и мифо-ритуальных идей из местных верований. Каждый из этих божеств стал центром сложного и обширного культа, в котором эмоциональная сторона стала доминирующей.

Древним прообразом Вишну было ведийское солнечное божество, соратник Индры, прославившийся тремя шагами, которыми он охватил всю вселенную. Позже, в результате соединения с местными верованиями, его традиционные атрибуты и характеристики поменялись. Одной из моделей ассимиляции местных культов стала концепция аватары («нисхождения»), другой — доктрина вьюх (эманаций божества). В результате этого синтеза Вишну стал божеством общеиндийского масштаба.

Шива «вырос» из протоиндийского мифологического персонажа (рогатое божество на троне). Тогда же в его образе были заложены две контрастные характеристики — эротизм и аскетизм, которые и стали определяющими. Ведийским предком Шивы был Рудра — зловещее стихийное божество. Существенная часть культа Шивы — связь с музыкой и экстатическими плясками шаманского толка. Один из самых популярных иконографических образов его — Шива Натараджа, «царь танцев», создающий и разрушающий миры силой своей игры.

На базе шиваитских текстов в XI веке оформилась философская школа шайва-сиддханты, популярная и поныне.

С бхакти был связан настоящий «взрыв» храмостроительства и установление регулярного храмового богослужения, которого не знал ведийский культ. Храмы становились местами паломничества, в них совершались многочисленные календарные и праздничные обряды. Важным проявлением культовой практики в бхакти стало гимнотворчество, поэтому с этим религиозным течением сопряжен огромный корпус поэтических текстов на местных индийских языках.

На этот же период приходится становление тантризма — важной составной части индуистской идеологии. В своих истоках он был связан с древнейшим культом богини матери. В индуистский пантеон богиня Дэви в разных ипостасях вошла в качестве супруги Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. Она вобрала в себя множество образов богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских богинь. Ее почитают не только в благожелательном, но и в устрашающем, гневном образах. Для достижения высшей жизненной цели — освобождения от сансары тантристы используют особую ритуальную технику.

1.2.8 Современный индуизм (начиная с XIX века)

В XIX- первой половине XX века в индуизме произошел целый комплекс перестроечных явлений, получивших название реформации, ренессанса, обновления. Индия была тогда английской колонией и переживала серьезные социальные, политические и идеологические сдвиги. Как и в другие переломные эпохи, индуизм, будучи гибкой системой, «ответил» на новые изменения очередной траснформацией. На первом этапе реформаторы, прежде всего деятели просветительских организаций «Брахмо самадж» и «Арья самадж» пересматривали содержание религиии пытались очистить древнее вероучение предков от многовековых наслоений и заново переосмыслить его. В условиях колониальной зависимости индуизм все больше утверждался как национальная религия. Раммохан Рой, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош и другие видные деятели-просветители не только старались пересмотреть концептуальные основы индуизма, но и пытались его модернизировать, связать с национальной идеей.

И в настоящее время индуизм сохраняет прочные позиции, несмотря на упрощение ритуала и культовой практики, на изменения роли и статуса жреческого сословия и разрушение некоторых традиционных религиозных ценностей. Современные богоискатели пытаются создать новую универсальную религию, которая примирила бы все противоречия и отвечала требованиям современной жизни. Появляются новые гуру, возводятся новые культовые сооружения, высказываются мысли о духовной общности всех религий и об индуистском мессианстве.

1.3 Религиозно-философские основы индуизма

Основы индуизма восходят к ведам и окружавшим их преданиям и текстам, во многом обусловившим характер и параметры индийской цивилизации в ее историко-культурном, философско-религиозном, обрядово-бытовом, социально-семейном и иных аспектах. Доминантой длительного и сложного процесса становления сводно-синтетических основ индуизма было постепенное преодоление эзотерического характера ведическо-брахманистских принципов древнеиндийской культуры. Конечно, на высшем уровне религиозной системы индуизма ученые брахманы, аскеты, монахи, йоги и иные религиозно активные слои сохраняли и развивали казавшийся им глубоким и сокровенным тайный смысл их доктрин со всеми присущими им головоломными абстракциями, теориями и изощренной практикой достижения спасения и освобождения. Благодаря их усилиям все богатство древнеиндийской религиозной культуры явственно предстает взору исследователя в наши дни. Но главным направлением эволюции в процессе становления индуизма было иное: доступная массам религиозная доктрина возникла в ходе переработки, подчас примитивизации и вульгаризации древних философских теорий и метафизических построений. Преломленные сквозь призму мифо-поэтического восприятия, обогащенные неарийскими и доарийскими верованиями, суевериями и божествами, ритуально-культовыми домашними обрядами, древние ведические принципы в упрощенном виде стали доступными для всех. Народный индуизм воспринял и сохранил древние представления о карме с ее этической основой, о святости вед, он не отказался от идеи аскезы с представлением о сверхъестественных возможностях тапаса. Однако все это было до предела упрощено, что наиболее заметно на примере трансформации пантеона.

Большинство ведических богов ушло в прошлое, лишь немногие из них, да и то в основном из-за упоминания в мифах и распространенных эпических сказаниях, сохранились в памяти народа. Не сумели заменить их и божества брахманизма (Брахман, Атман, Тот, Пуруша) вследствие их метафизичности и абстрактности. Правда, эти божества продолжали существовать в памяти и действиях религиозно активных групп населения, были богами жрецов-брахманов, аскетов-тапасья, йогов и т.п. Однако подавляющая часть народа не могла воспринимать и тем более любить таких богов, восхищаться ими, уповать на их помощь, реально и зримо представлять себе их силу и могущество, их власть и возможности — слишком далеки от людей были эти боги.

Неудивительно поэтому, что в упрощенном и переработанном для нужд широких народных масс индуизме на передний план вышли новые божества, точнее, новые ипостаси все тех же древних, чуть модифицированных богов, которые были давно известны, но обрели новую жизнь и высочайший престиж именно в рамках заново складывавшейся религиозной системы индуизма. Эти боги были ближе и понятнее людям. Разумеется, их несколько иначе и почитали.

Во-первых, кровавая ведическая жертва (яджня) была вытеснена богослужением без жертв (пуджей). Хотя и считалось по традиции, что убийство ради бога — это не убийство (этот тезис окончательно не отвергнут и поныне: кровавые, в том числе человеческие, жертвы подчас практикуются в глухих районах Индии и в наши дни, например, в честь некоторых богинь плодородия), принцип ахимсы стал определять характер ритуала жертвоприношения. Во-вторых, вместе с буддизмом Махаяны в начале нашей эры в Индии широко распространилась практика изготовления идолов-изображений и храмов в их честь. Изображенный в скульптурной и художественно совершенной форме почитаемый бог приобрел антропоморфный облик (пусть даже с несколькими головами-лицами, с множеством рук) и стал более близким, конкретным, наделенным всеми присущими ему атрибутами, сопровождаемый сопутствующими ему животными. Этот бог, помещавшийся в посвященном ему храме, был понятен каждому. Его облик, атрибуты, животные символизировали его прерогативы, склонности и возможности, хорошо известные каждому из мифов и сказаний. Зная биографию божества, люди были должным образом сориентированы и ожидали от любого бога именно то, что он, как считалось, может дать. Таких своих, понятных богов можно было любить, опасаться, на них можно было надеяться. И наконец, в-третьих, главные индуистские боги в отличие от их древних предшественников, бывших в основном нейтральными к массам населения, имели уже приверженцев, т. е. тех, кто предпочитал поклоняться своему избраннику и общаться преимущественно с ним. Более того, личная преданность богу, бха-кти, стала важной характерной чертой индуизма.

1.4 Распространение индуизма

Индуизм представляет собой религиозную систему, теснейшим образом связанную с историей и специфической социальной структурой народов, прежде всего, Южной Азии.

Индуизм — это самая большая национальная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М.,1998), всего в мире на 1996 год было около 800 миллионов сторонников этой религии, что составило 14% всего населения земного шара.

Сегодня индуизм является доминирующей религией в Индии (индуистов более 80 процентов населения) и в Непале (индуистов около 80 процентов населения). Кроме того, индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины индуистов в 1996 году были в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри-Ланка (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.), Малайзии (1,1 млн.). Наиболее крупная община индуистов Африки была в ЮАР (700 тыс.), наиболее крупная община индуистов Америки — в США (575 тыс.), наиболее крупная община индуистов Европы — в Великобритании (500 тыс. последователей).

Значение слова &laquoиндуизм»

  • Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma IAST), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».
    Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.
    В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» (частью которой является «Бхагавадгита») и Агамы.
    Индуизм исповедуют около 1 млрд человек — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуисты составляют большинство населения Индии и Непала. Значительное количество приверженцев индуизма насчитывается в таких странах, как Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.
    Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие характерные для индуизма идеи, как карма, йога и вегетарианство.
    Некоторые аспекты и практики индуизма подвергаются критике. Наибольшее осуждение вызывают обряд самосожжения вдов и дискриминация, основанная на кастовой принадлежности.

Источник: Википедия

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх