Помост

Вопросы веры

Иосифлянами и нестяжателями

Спор иосифлян и нестяжателей

Спор иосифлян и нестяжателей связан с религиозной жизнью Великого княжества Московского на рубеже 15-16 вв. Его участники отстаивали разные точки зрения на организацию монастырей.

Суть взглядов

Нестяжанием называли один из монашеских обетов, он был связан с бедностью. Одним из лидеров движения нестяжателей во второй половине XV века стал Нил Сорский. Он совершил паломничества в Палестину, в Константинополь и на гору Афон, познакомился с монашеским бытом и, вернувшись в русские земли, основал скит под Вологдой, который в последствии превратился в Нило-Сорскую пустынь.

Рис. 1. Нил Сорский.

Он написал несколько литературных произведений, в том числе “Устав о скитской жизни” и на рубеже XV-XVI веков выступил против землевладельческих прав церкви. Его последователи стали выступать против:

  • Пышности церкви.
  • Казней еретиков.
  • Вмешательства церкви в дела государства и наоборот.

Противником нестяжателей стали иосифляне, их название связано с деятельностью Иосифа Волоцкого. Он в 1479 году основал около Волоколамска Иосифо-Волоцкий монастырь, написал книгу “Просветитель” и несколько посланий и обличений в адрес еретиков – жидовствующих. В них он дискутировал с Нилом Сорским, отстаивал противоположные позиции:

  • Законность монастырского землевладения.
  • Строительство пышных храмов с богатыми иконостасами.
  • Требование казней еретиков.

Суть спора двух направлений в рамках православия конца XV века свелась к дискуссии о бедности и богатстве церкви. Нестяжатели своими взглядами напоминали появившихся в Европе в XVI веке протестантов, которые также выступали против богатого убранства соборов и монастырского землевладения.

Рис. 2. Иосиф Волоцкий.

Результат полемики

Итогом дискуссии между двумя направлениями стал церковный Собор 1504 года. Он прошел в последний год правления великого князя Ивана III и победила точка зрения иосифлян. Их сторонники набирали силу в XVI веке. Исключением стал короткий период нахождения на должности митрополита Иоасафа в 1539-1541 годах.

Таблица-сравнение будет способствовать лучшему пониманию материала:

Движение

Нестяжатели

Иосифляне

Лидер

Нил Сорский

Иосиф Волоцкий

Приверженцы

Максим Грек

Старец Филофей из Пскова

Взгляд на церковное землевладение

Против, жизнь в монашеских скитах

Церковь нуждается в землях для распространения своих идей и благотворительности

Отношение к ересям

Против казней еретиков

Поддержали казни

Убранство церкви

Скромное

Пышное

К известным иосифлянам XVI века относится монах из Пскова Филофей. Он стал популяризатором концепции “Москва-Третий Рим” в 1523-1524 годах. Саму идею он взял из трудов митрополита Зосимы, которые относятся к 1490-1494 годам.

Рис. 3. Иосифо-Волоцкий монастырь.

Что мы узнали?

Кратко о иосифлянах и нестяжателях можно узнать из школьного курса истории 7 класса. В споре двух течений победили иосифляне. Усиление их влияния в рядах церкви совпало с переходом от княжеский власти к царской.

Тест по теме

Оценка доклада

В данной статье вы сможете прочитать о том, как вели борьбу нестяжатели и иосифляне. Вы узнаете, какой «лагерь» за что выступал и какой идеологии придерживался.
Вашему вниманию будет представлена небольшая таблица того, в чем было отличие этих двух духовных течений. Вы узнаете, какие были последователи иосифлян и нестяжателей.

Определение

Иосифляне и нестяжатели это представители церковно-политического течения, которые выступали за разную идеологию.

Многие моменты духовных вопросов тех лет остаются актуальными и на сегодняшний день. В XV-XVI веках церковь всегда принимала участие в судьбе страны, и многие происходящие события не обходились без вмешательства духовной организации.

Сравнение

Иосифляне являются последователями Русской православной церкви преподобного Иосифа Волоцкого. Именно он положил начало крайнему церковно-политическому течению, когда монастыри имели право на владение имуществом и землёй.

Нестяжатели, во главе с Нилом Сорским, выступали за то, чтобы монахи полностью отказались от всего имущества. Святой Нил считал, что монахи должны заниматься лишь молитвой, а также изучать Писание, кроме того, он считал, что каждый старец должен добывать себе пищу лишь своим трудом.
Собственные мысли Сорский также зафиксировал в одном сочинении под названием «Предание и устав». По его мнению, допускались лишь продажа своих трудов за чисто символическую цену или же нужная милостыня от христолюбивых, однако она должна была быть минимальной. Также Нил считал, что украшение церкви является лишним и ничего ценного в ней быть не должно.

Мировоззрение Иосифа Волоцкого было совершенно противоположным, так как он считал, что вполне можно сочетать богатство монастыря вместе с нестяжанием монахов. Несмотря на то, что мнения Иосифа и Нила были совершенно разными по поводу того, богатой или бедной должна быть церковь, существовали и другие факторы вражды.
У них также были разные взгляды на то, какой должна быть православная вера, как должны взаимодействовать духовная и светская власть, какой должна быть царская власть. Так, в середине XV века в церкви образовалось два течения – иосифляне и нестяжатели.
Существует мнение, что серьезное влияние на мировоззрение Нила Сорского оказало православное учение – исихазм. Именно это оно основывалось на единении человека с Богом, возможностью самосовершенствования и созерцания Божественной сущности.

По мнению Нила, религия должна была быть личным выбором каждого человека. Нестяжатели считали, что главное в жизни – совершенствоваться в душе, а не по отношению к миру. Также нестяжатели выступали за то, чтобы церковь и государство не объединялись воедино. Их вполне устраивало разделение церковной и светской жизни, так как они считали, что религия должна быть свободной абсолютно от всего.

Монашеская роль должна сводиться лишь к тому, чтобы молится за себя и других, думая о спасении души, в свою очередь царь должен отвечать за земли. В случае, если царь пытается управлять землями вместе с церковью, тогда ему лучше вовсе лишиться власти.

Противостояние

Иосиф выступал за то, что царь выполняет божественное предназначение, хотя остается самым обычным человеком. Волоцкий считал, что царя необходимо слушаться, но так как царю подвластно только тело, а не душа, то людям следует воздавать царскую честь.

Однако Иосиф Волоцкий утверждал, что царь – далеко не первый человек в государстве и вся духовная власть находится в руках церкви, именно поэтому церкви необходимо поклоняться более, чем правителю. Таким образом иосифляне выступали за то, что не вся власть «от Бога», но есть и власть «от дьявола», однако после того, как Иван III стал на сторону иосифлянского духовенства, Волоцкий кардинально поменял свое мнение на противоположное.
Иосифляне начали придерживаться мысли о том, что царь отвечает за своих подданных перед Богом, поэтому он должен заботиться о них и всячески защищать не только телесно, но и духовно. Именно поэтому приверженцы Иосифа начали активно охранять веру и преследовать еретиков, которых они считали разбойниками, негативно влияющими на людские души.

В свою очередь нестяжатели всячески пытались заступиться за еретиков. Из этого выходит, что государство могло вторгаться в духовную жизнь, так как царь является посланником Бога и делает все то, что требует Всевышний. Непослушание правителю теперь считалось не только преступлением, но и большим грехом. В одном из своих посланий Иосиф призывал людей служить царю, как Господу.
Именно поэтому власть очень заинтересовалась идеологией иосифлян, ведь для одной и другой стороны это была очень выгодная сделка. Московские правители могли стать недосягаемыми для общества, оставляя церкви привилегии в виде земельных владений, а церковь, в свою очередь, готова была полностью подчиниться государству.
Борьба этих двух направлений длилась еще в течении нескольких десятилетий, и все привело к тому, что иосифлянская идеология одержала победу. Однако все привело к тому, что царь ограбил множество церквей, заставил духовенство лишить сана митрополита Филиппа, а в дальнейшем Филипп и вовсе был задушен по приказу царя.

Таблица

Иосифляне и нестяжатели, сравнительная таблица монахов представлена ниже.

Критерии для сравнения Нестяжатели Иосифляне
Идейный лидер Нил Сорский Иосиф Волоцкий
Последователи Вассиан (Патрикеев), Максим Грек
Вопрос о земле Церкви не нужна земля, так как церковь не должна вести никакой хозяйственной деятельности Во владении церкви должны быть земли и богатства
Взаимоотношения с властью Дела церкви и государства должны быть отдельными друг от друга Глава церкви и князь равны
Отношение к еретикам Выступали против казни еретиков Выступали за казнь еретиков
Отношение к владению собственностью Выступали против Выступали за
Отношение к власти Власть и церковь не пересекаются Готовы признать главенство власти

Нестяжатели – последователи религиозно-философского течения в Средневековой Руси. Основателем идеологии был Нил Сорский. Его учение продолжили Артемий Троицкий, Максим Грек и Вассиан Косой. Движение существовало с середины XV до середины XVI в. Своё название получили, так как проповедовали идеи «нестяжания». Основатели учения предлагали монастырям отказаться от любого вида имущества, включая земельные угодья. Они призывали к превращению монастырей в заведения, исповедующие сугубо духовную жизнь.

Суть идеологии движения

Суть экономических взглядов нестяжателей сводилась к следующему:

  1. Основные изменения происходят в душе, а не во внешнем мире. Жизнь духа – истинная, только она соответствует человеческой природе.

  2. Духовное развитие человека требует от него свободы от внешнего мира, включая материальные блага и ценности. При этом нестяжатели не призывали к другой крайности – отшельничеству, считая его излишним.

  3. Важное условие – внешний мир не должен мешать внутреннему духовному развитию человека.

  4. По мнению идеологов учения, церковь и монастыри не должны приобретать имущество и земельные наделы. Это противоречит идеалам православной религиозной морали и подрывает авторитет Церкви.

  5. К церковной литературе нестяжатели относились критически. В письмах они неоднократно называли лживыми монастырские книги.

История развития

Идея нестяжательства родилась и сформировалась в Кирилло-Белозерском монастыре. Первые разногласия возникли при игумене Трифоне. Они касались приобретения монастырских вотчин.

В дальнейшем монастырь отказался от приобретения земель и от приёма дарственных. В 1482 игумен Серапион принял в дар земли от Ивана III. В 1483 году 15 иноков покинули монастырь в знак протеста. После вмешательства князя Белозерского игумен Серапион был отстранён, старцы вернулись в обитель.

Идейными противниками нестяжателей стали иосифляне – сторонники взглядов Иосифа Волоцкого.

Краткая биографическая справка:

Иосиф Волоцкий (1439–1515) – игумен Иосифо-Волоколамского монастыря. Известный церковный деятель, философ и писатель. Сын волоколамского боярина, в юные годы принял постриг. Вёл подвижнический образ жизни. В своём монастыре утвердил строгий устав. Выступал апологетом государственной власти и церковных догм, боролся с ересью. Идеалом монашеской жизни считал активную общественную деятельность и помощь людям. Возглавлял течение иосифлян и вступил в идеологическую борьбу с нестяжателями. В 1579 г канонизирован, причислен к лику преподобных.

Собор 1503 г

В 1503 году был созван Собор Русской Православной Церкви. В ходе заседаний возник спор о монастырском имуществе. Вероятнее всего, вопрос был поднят Иваном III. Великий князь был заинтересован в отчуждении монастырских угодий. Взгляды заволжских монахов способствовали его целям. С идеей ограничения церковных земель выступил Нил Сорский.

Оппонентами выступили архиепископ Новгородский и игумен Серапион. В споре победили церковные иерархи, на некоторое время вопрос был отложен.

Духовные вожди

Имя

Годы жизни

Краткая биография

Преподобный Нил Сорский

1433–1508

В юности принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре.
Много путешествовал, жил в Афонском монастыре. По возвращении стал отшельником, основал Нилову пустынь.
Много выступал с идеями нестяжательства устно и письменно.

Вассиан Патрикеев (в миру В. П. Патрикеев)

1470–1545

Князь из рода Гедиминов. Состоял на государственной службе, был воеводой. Обвинён в государственной измене, принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Стал последователем учения Нила Сорского. Выступал с резкой критикой идей Иосифа Волоцкого.

Максим Грек (Михаил Триволис)

1470–1556

Родом из знатной греческой семьи. Получил блестящее образование в Европе. В 1518 году прибыл в Москву. Познакомился с Вассианом Паатрикеевым. Разделял и активно проповедовал его взгляды.

Мнение о ереси

В конце XV века в Новгороде стала активно действовать рационалистическая секта Жидовствующих. Её учение хотя и считалось еретическим, вызвало интерес даже в правящих кругах и среди высших духовных особ.

Ересь – отклонение от религиозных норм и догматов.

В 1504 году церковным Собором принято решение о сожжении еретиков. Это вызвало волнение в обществе, так как для Православной церкви такие меры были нехарактерны. Ученики Нила Сорского были против радикальных мер. Они предлагали бороться с ересью словом и убеждением. В итоге победа осталась за сторонниками Иосифа Волоцкого.

Мнение о монастырской собственности

Один из главных вопросов, вызывавших разногласия среди монахов – церковное и монастырское имущество.

Мнение сторонников Нила Сорского сводилось к следующему:

  1. Земные блага – препятствие для развития души.

  2. Иноки не могут уделять достаточно времени молитве, если заняты возделыванием земли, зарабатыванием денег и другими мирскими вопросами.

  3. Монах должен самостоятельно добывать себе пищу и кров, предав себя воле Бога и духовному подвигу.

Иосифляне были убеждены, что миссия монаха – в помощи простым людям. Монастырская собственность давала возможность помогать нищим, строить больницы, приюты для детей, заниматься просвещением.

Нестяжатели и государство

Идеология нестяжателей распространилась и на отношение к светской власти. Любой правитель рассматривался как воплощение человеческих пороков.

В своём сочинении Максим Грек сетует на отсутствие «царей благоверномудренных». Современные ему правители заботятся только о своих земных интересах. В стремлении расширить свои владения они идут войной друг на друга и проливают кровь.

Признавая земную власть порочной, нестяжатели объявили своим единственным царём Иисуса Христа, а государством – Царствие небесное.

Победа иосифлян

В ходе Собора иосифлянам удалось отстоять права церковного землевладения. Они руководствовались юридическими документами и историческими случаями, начиная со времён византийского императора Константина.

Борьба учений то и дело усиливалась и затрагивала разные стороны церковной и политической жизни. За свои резкие высказывания Вассиан и Максим Грек были преданы и попали в заточение.

Поскольку учение иосифлян, было удобным и выгодным для светских властей, оно получило активную поддержку от правителей.

«Вторая волна»

Возобновление философского и политического спора приходится на 40–50-е годы XVI века:

  1. Государственная власть была заинтересована в отчуждении монастырских земель и вновь попыталась найти поддержку среди нестяжателей.

  2. Во многом политическое противостояние было связано с реформами митрополита Макария.

  3. Идеи нестяжателей поддержали протопоп Сильвестр и Алексей Адашев.

В это время нестяжатели были выдвинуты на высшие церковные посты. Однако в 1554 году многие из них предстали перед соборным судом по обвинению в ереси.

Историческое значение

Политические и философские взгляды нестяжателей касались не только имущественных вопросов. Последователи этого учения открыто высказывали своё отношение к миссии монаха, церковной и светской власти, а также вопросам веры.

На начальных этапах развития учение заинтересовало светских правителей и нашло у них поддержку. В дальнейшем государству оказались ближе взгляды оппонентов нестяжателей – иосифлян. Это привело к фактическому уничтожению нестяжательства как политического течения.

Использованная литература:

ИОСИФЛЯНЕ

ИОСИФЛЯНЕ — сто­рон­ни­ки осо­бо­го на­прав­ле­ния русской об­щественной мыс­ли (конца XV-XVI веков), по­лу­чив­ше­го название по име­ни сво­его главного вдох­но­ви­те­ля — Ио­си­фа Во­лоц­ко­го.

Тер­мин «Иосифляне» упот­реб­лял князь А.М. Курб­ский; в на­учной литературе он поя­вил­ся во 2-й половине XIX века

Пер­во­на­чаль­но иосифляне вы­сту­па­ли сто­рон­ни­ка­ми идеи гос­под­ства ду­хов­ной вла­сти над свет­ской. Пра­ви­тель, по мыс­ли Ио­си­фа Во­лоц­ко­го, — зем­ной че­ло­век и про­стой ис­пол­ни­тель Бо­жи­ей во­ли, по­это­му ему над­ле­жит воз­да­вать «цар­скую честь, а не бо­же­ст­вен­ную». Ес­ли на пре­сто­ле ут­вер­ждал­ся ти­ран, то ему не сле­до­ва­ло по­ви­но­вать­ся, ибо он «не Бо­жий слу­га, но диа­вол, и не царь, но му­чи­тель». Сбли­же­ние Ио­си­фа Во­лоц­ко­го с великим князем мо­с­ков­ским Ива­ном III Ва­силь­е­ви­чем обу­сло­ви­ло из­ме­не­ние взгля­дов Иосифа на при­ро­ду ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти. При­знав её бо­же­ст­вен­ный ха­рак­тер, Ио­сиф Во­лоц­кий зая­вил о не­об­хо­ди­мо­сти под­чи­не­ния пра­ви­те­лю всех ин­сти­ту­тов го­су­дар­ст­ва и Церк­ви, при этом «свя­щен­ст­ву» от­во­ди­лась вы­со­кая мис­сия — ис­пол­нять роль ду­хов­но­го на­став­ни­ка го­су­да­ря.

В цер­ков­ной по­ле­ми­ке ру­бе­жа XV-XVI веков о мо­на­стыр­ском зем­ле­вла­де­нии, раз­ви­вав­шей­ся на фо­не упад­ка внутренней дис­ци­п­ли­ны об­ще­жи­тель­ных оби­те­лей, иосифлян, в от­ли­чие от сво­их идей­ных про­тивни­ков — не­стя­жа­те­лей (смотри так­же Нил Сор­ский), сто­рон­ни­ков скит­ни­че­ской фор­мы мо­на­ше­ст­ва, вы­сту­пи­ли за со­хра­не­ние мо­на­сты­рей и об­нов­ле­ние их внутренней жиз­ни на ос­но­ве обя­зательного вве­де­ния стро­го­го об­ще­жи­тель­но­го ус­та­ва. Ут­вер­жде­ние стро­го­го об­ще­жи­тия, по мне­нию иосифлян, по­зво­ля­ло со­вмес­тить рост мо­на­стыр­ских вла­де­ний с прин­ци­па­ми лич­но­го мо­на­ше­ско­го не­стя­жа­ния и от­ре­че­ния от ми­ра. По­зи­ция иосифа по во­про­су о мо­на­стыр­ском зем­ле­вла­де­нии во­зоб­ла­да­ла на со­бо­ре 1503 года, а поз­днее бы­ла под­тверж­де­на со­бо­ром 1531 года. Для ио­сиф­лян­ских мо­на­сты­рей бы­ло ха­рак­тер­но при­да­ние осо­бо­го зна­че­ния ин­сти­ту­ту стар­че­ст­ва: ка­ж­дый мо­ло­дой мо­нах со­сто­ял под на­ча­лом опыт­но­го ино­ка, что уси­ли­ва­ло ду­хов­ную пре­ем­ст­вен­ность ме­ж­ду учи­те­лем и уче­ни­ком (Ио­сиф Во­лоц­кий — Кас­си­ан Бо­сой — Фо­тий Во­лоц­кий — Вас­си­ан Кош­ка). Иосифляне ак­тив­но за­ни­ма­лись мо­на­стыр­ским строи­тель­ст­вом, воз­во­ди­ли и ук­ра­ша­ли хра­мы, со­би­ра­ли ико­ны и кни­ги. Ио­сиф Во­лоц­кий при­гла­сил для рос­пи­си мо­на­стыр­ско­го Ус­пен­ско­го со­бо­ра (смотри Ио­си­фо-Во­лоц­кий мо­на­стырь) луч­ших жи­во­пис­цев — Дио­ни­сия и его сы­но­вей Фео­до­сия и Вла­дими­ра; в мо­на­сты­ре хра­ни­лись ико­ны ра­бо­ты Ан­д­рея Руб­лё­ва, су­ще­ст­во­ва­ли скрип­то­рий и литературная шко­ла. Иосифляне вы­сту­па­ли про­тив край­но­стей ас­ке­тиз­ма и ви­де­ли иде­ал ино­че­ст­ва не в от­ры­ве от внеш­не­го ми­ра, а в ак­тив­ной дея­тель­но­сти во всех сфе­рах об­щественной жиз­ни. Мо­на­ше­ст­во, по их мне­нию, долж­но бы­ло вли­ять на все государственные ин­сти­ту­ты, под­дер­жи­вать ве­ли­ко­кня­же­скую власть, вос­пи­ты­вать бу­ду­щих ар­хи­пас­ты­рей, вес­ти куль­тур­но-про­све­ти­тель­скую и мис­сио­нер­скую ра­бо­ту, про­ти­во­сто­ять ере­сям (так, на со­бо­ре 1504 года одер­жа­ла верх ио­сиф­лян­ская по­зи­ция в от­но­ше­нии ере­ти­ков — «рать и нож», каз­ни и за­то­че­ние).

В начале XVI века иосифляне за­ни­ма­ли Рос­тов­скую (Вас­си­ан Са­нин), Ко­ло­мен­скую (Мит­ро­фан), Суз­даль­скую (Си­ме­он) и другие ка­фед­ры. При митрополите Мо­с­ков­ском Да­нии­ле многие ие­рар­хи русской Церк­ви при­дер­жи­ва­лись про­ио­сиф­лян­ских по­зи­ций . Митрополит Да­ни­ил, в про­шлом игу­мен Ио­си­фо-Во­лоц­ко­го монастыря, ак­тив­но под­дер­жи­вал по­ли­ти­ку объ­е­ди­не­ния русских зе­мель, про­во­ди­мую великим князем мо­с­ков­ским Ва­си­ли­ем III Ива­но­ви­чем, обос­но­вал с цер­ков­но-ка­но­нические точ­ки зре­ния раз­вод великого кня­зя с С.Ю. Са­бу­ро­вой, вен­чал его с Е.В. Глин­ской. Во­лоц­кие мо­на­хи уча­ст­во­ва­ли в кре­ще­нии бу­ду­ще­го ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча, ру­ко­во­ди­ли чи­ном по­гре­бе­ния Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча, вы­сту­па­ли главными об­ви­ни­те­ля­ми на про­цес­сах Мак­си­ма Гре­ка и Вас­сиа­на (Пат­ри­кее­ва), М.С. Баш­ки­на и Фео­до­сия Ко­со­го. В 1540-1550-е годы, ко­гда ми­тро­по­ли­том Мо­с­ков­ским стал Ма­ка­рий, близ­ко при­мы­кав­ший к иосифлянам, все важ­ней­шие цер­ков­ные по­сты за­ня­ли его еди­но­мыш­лен­ни­ки. На Сто­гла­вом со­бо­ре (1551 год) ио­сиф­лян­ское боль­шин­ст­во (ар­хи­епископ Фео­до­сий Нов­го­род­ский, епи­ско­пы Сав­ва Кру­тиц­кий, Гу­рий Смо­лен­ский, Три­фон Суз­даль­ский, Ака­кий Твер­ской, Ни­кандр Рос­тов­ский, Фео­до­сий Ко­ло­мен­ский, Ки­при­ан Перм­ский) окон­ча­тель­но от­верг­ло не­стя­жа­тель­скую про­грам­му, пред­ло­жен­ную А.Ф. Ада­ше­вым и Силь­ве­ст­ром, и ут­вер­ди­ло прин­цип не­от­чу­ж­дае­мо­сти цер­ков­ных зе­мель. Бла­го­да­ря дея­тель­но­сти митрополита Ма­ка­рия и его «дру­жи­ны» бы­ли со­став­ле­ны «Ве­ли­кие Че­тьи-Ми­неи» — свод «всех что­мых» на Ру­си жи­тий­ных и учи­тель­ных про­изве­де­ний, рас­пре­де­лён­ных по дням го­да, про­ве­де­на ка­но­ни­за­ция бо­лее 30 русских свя­тых (на со­бо­рах 1547-1549 годов), соз­да­ны гран­ди­оз­ные па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры, про­слав­ляю­щие мощь Русского государства (например, Ва­си­лия Бла­жен­но­го храм). К иосифлянам был бли­зок мо­нах псков­ско­го Елеа­за­ро­ва монастыря Фи­ло­фей, сфор­му­ли­ро­вав­ший и обос­но­вав­ший в сво­их со­чи­не­ни­ях по­ли­тическую кон­цеп­цию «Мо­ск­ва — тре­тий Рим».

В це­лом со­юз ио­сиф­лян­ской Церк­ви с го­су­дар­ст­вом со­хра­нял­ся до 2-й половине XVI века. Позд­нее прак­ти­ка круп­но­го мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния, идеи не­от­чу­ж­дае­мо­сти цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва во­шли в про­ти­во­ре­чие с идео­ло­ги­ей фор­ми­рую­ще­го­ся са­мо­дер­жа­вия. От­го­ло­ском ио­сиф­лян­ской цер­ков­но-по­ли­тической док­три­ны в русской ис­то­рии XVII века ста­ла по­ли­ти­ка пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, при­вед­шая его к кон­флик­ту с ца­рём Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем.

Дополнительная литература:

За­ма­ле­ев А. Ф. Фи­ло­соф­ская мысль в сред­не­ве­ко­вой Ру­си (XI– XVI вв.). Л., 1987;

Книж­ные цен­тры Древ­ней Ру­си: Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь как центр книж­но­сти. Л., 1991;

Оль­шев­ская Л. А. Ис­то­рия соз­да­ния Во­ло­ко­лам­ско­го па­те­ри­ка, опи­са­ние его ре­дак­ций и спи­сков // Древ­не­рус­ские па­те­ри­ки. М., 1999.

Религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами

История спора

Полемика нестяжателей и иосифлян относится к рубежу $XV-XVI$ вв., и объединяет царствования Ивана III, Василия III и Ивана IV Грозного. Участниками указанного спора являются:

  • со стороны нестяжателей – Нил Сорский, Максим Грек, Кирилл Белозерский, Корнилий Комельский и др.
  • со стороны иосифлян – Иосиф Волоколамский, митрополит Даниил, Вассиан Топорков и др., сочувственно относился к идеологии иосифлян митрополит Макарий, что позволило утвердить ее как общецерковную позицию на Стоглавом соборе.

Интеллектуальный контекст

Духовная и интеллектуальная среда средневековой Руси рубежа $XV-XVI$ веков характеризуется двумя ключевыми идеями.

  1. Во-первых, это концепция «Москва – Третий Рим», определившая предназначение Русского государства, как единственной, после падения Константинополя в $1453$ году, державы, призванной хранить чистоту Православия. Указанная идеология имела как духовно-мистическое значение, так и непосредственное внешне и внутренне политическое выражение в рамках русской истории.
  2. Во-вторых, на активизацию религиозно-философской мысли средневековой Руси указанного периода повлияло развитие ересей. Так накануне своего падения Константинополь заключил Ферраро-Флорентийскую унию с католической церковью, которая была встречена в русской богословской среде отрицательно. Начиная с этого момента, Русская церковь начинает самостоятельно избирать церковных иерархов, боясь влияния католицизма.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами 430 руб.
  • Реферат Религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами 250 руб.
  • Контрольная работа Религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Среди ересей, появившихся в русской средневековой среде особенно стоит отметить ересь богомилов, стригольников, жидовствующих. Как нестяжатели, так и иосифляне своими богословскими трудами осуществляли борьбу с указанными ересями.

Спор нестяжателей и иосифлян

Замечание 1

Предметом спора нестяжетелей и иосифлян было решение вопроса о том, должна ли церковь обладать богатством или нет. Из осмысления данной проблемы ими было выведено две социально-политические концепции, каждая по-своему раскрывающие суть православной веры, место и роль церкви в жизни общества, ее соотношение с государственной властью, концепцию царской власти.

По большому счету, нестяжателями и иосифлянами было создано два альтернативных пути государственного развития.

  • Позиция нестяжателей. Концепция нестяжательства, разработанная Нилом Сорским, имеет своими корнями исихастское учение, духовно-мистическую концепцию византийского монашества.

    Религия – это дело внутренней жизни отдельного человека. Она проявляется не во внешнем, но в развитии уровня внутренней жизни человека. Исходя из этого, нестяжатели призывали церковь отказаться от внешнего богатства (пышности храмов, монастырского хозяйств и т.п.). Церковь должна заниматься исключительно душой человека, ей не должно мешать стремлению к умножению земных богатств.

    Нестяжатели были не согласны с устанавливающимся в средневековой Руси сращиванием государства и церкви. Они стоят на позиции разделения религиозной и светской властей. Кроме того, они считали, что государство должно оставлять общественное пространство для проявления свободы человека. Эта мысль нашла выражение в концепции народного совещательного органа в рамках государственной системы Руси, с идеей которой выступили нестяжатели.

  • Позиция иосифлян. Духовный вдохновитель указанного богословского течения Иосиф Волоцкий утверждал, что царь и данная ему власть основываются на божественных законах. Царь поставлен на свое место Богом. Власть государства распространяет не только над телом человек, но и над его душой.

    Иосиф создает теократическую доктрину государства, в которой абсолютная власть царя освящена волей Бога. Власть царя, согласно с ней, распространяет не только на дела государственные, но и на церковные. Цель царской власти – следить за сохранением чистоты Православия.

    По вопросу монастырского имущества иосифляне стояли на позиции его признания. По их мнению, занятие сельским хозяйством, с одной стороны, благотворно влияло на экономическую ситуацию, что укрепляло государственную власть, с другой стороны, оно являлось основой для социального служения Церкви.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх