Помост

Вопросы веры

Ипатьевский монастырь в костроме

Троицкий собор Ипатьевского монастыря

Традиционная схема, планировки монастырских ан­самблей отводила место в центре главному соборному зда­нию, с которым композиционно увязывались все остальные здания.

Не сохранилось, никаких данных и даже описаний о первоначальном, деревянном Троицком соборе Ипатьевсокго монастыря. Сооружение каменного здания, относится, к середи­не XVI века (1558 год). Письменные источники свиде­тельствуют, что в конце XVI века собор по заказу Году­новых был расписан фресками. Одновременно были проведены некоторые строительные работы. В расходных монастырских книгах за 1595-1596 годы; имеется запись: «…церковь соборная Троицкая и паперти, достраиваны и внутри церкви: стенное письмо писано…». Это первона­чальное каменное здание собора разрушилось 29 января 1649 года от взрыва пороха, хранившегося в подклетях, и восстановлено в 1652 году по разрешению царя Алек­сея Михайловича. Можно предполагать, что при сооружении нового собора были использованы сохранившиеся при взрыве части старого, здания.

Композиция сооружения типична для соборных зданий середины XVII века. Кубический объем храма, увен­чанный пятиглавием на высоких барабанах, с трех сторон окружен крытой галереей, с высоким крыльцом с северной стороны. Все здание поднято на подклет.

Эта композиция сложилась в XVII веке и была про­диктована требованиями, жизни того времени и климатическими условиями. В высоких подклетах хранились, раз­личные. товары и ценности. Крытые галереи, обставленные по стенам скамьями, служили местом входа, где прихожане, собравшись задолго до богослужения, могли обсуждать различные дела и события или просто переждать ненастье.

Внешний декор четверика немногословен. Он сводится к трехчастному членению стен лопатками. Членения соответствуют контурам закомар сводчатого перекрытия собора. Верхняя часть стены с закомарами отделена не­большим карнизом. Исключение составляет северная стена четверика, выходящая на соборную площадь. Здесь лопатки сохранены только по углам, а вместо средних лопаток поле стены богато украшено мелкой аркатурой с килевидными очертаниями. Обогащен и декор стены се­верной галереи, где профилированные ширинки пропущены до цоколя в вертикальных пилястрах, в то время как на южном и западном фасадах они даны только в верх­ней части галерея. Мотив мелкой аркатуры использован в декоре барабанов глав. Особенно нарядно оформление барабана большой центральной главы, где аркатура имеет, два яруса, а карниз усложнен дополнительными профи­лями. Восточный фасад собора имеет гладкие стены ал­тарных апсид, прорезанных узкими окнами в глубоких нишах, и по своей простоте близок к XVI веку. Венча­ющий карниз апсид с мелким поребриком, сухариками и арочками еще более подчеркивает суровую монументаль­ность стен.

С южной стороны четверика устроен придел в честь святого Михаила Малеина, считавшегося покровителем Миха­ила Романова. Придел, увенчай маленькой главкой.

В высоких подклетах собора, кроме кладовых, устрое­ны усыпальницы. В подклети западной галереи усыпаль­ница рода Годуновых. В числе похороненных здесь нахо­дятся отец и мать Бориса Годунова. В подклети южной, галереи, под приделом Михаила Малеина, в XVIII веке была устроена, усыпальница высшего духовенства. Подклети собора представляют интерес своим архитектурным, и конструктивным решением. Мощные своды и столбы несут всю массу здания.

Здание собора имеет один вход с северной стороны. Из светлого с низкими сводами помещения галереи в четверик ведут перспективные порталы, украшенные резьбой по белому камню. Двери порталов из листовой меди с рисунками, выполненными техникой «золотой наводки», сохранились от первоначального убранства XVI века. По документам известно, что это вклад Д.И. Годунова. Похожие двери имеются в московских Успенском и Благо­вещенском соборах. Интересно, что среди персонажей, изображенных на дверях, встречаются греческие писатели и философы — Платон, Менандр, Демокрит и даже бог Аполлон.

Внутри высокий объем собора, массивные столбы, поддерживающие своды с системой разгрузочных арок и распалубок, лишены каких бы то ни было архитектурных украшений.

Помещение освещено в верхней части. Свет надает из окон четверика, расположенных высоко над полом, и из окон барабанов глав. Это делает собор как бы еще выше. Монументальность здания, тектоника конструкций и яркий ковер стенописи, покрывающий сплошь все стены и своды внутри собора, производят необычайно сильное впечатление.

Артель костромских живописцев, работавшая с 1660 по 1690 год: под руководством известного изографа Гурия Никитина, пользовалась большой популярностью и привлекалась к созданию многих памятников монументальной живописи и в том числе росписи в Москве в Архангельском соборе Кремля и церкви Грегория Неокесарийского, Данилова монастыря в Переславле Залесском, Успенского собора в Ростове, церкви Ильи Пророка в Ярославле.

В 1685 году Гурий Никитин «с товарищи» (всего 19 человек) расписывал Троицкий собор Ипатьевского мона­стыря. Можно смело сказать, что стенопись Троицкого собо­ра — одно из лучших творений этих мастеров. Росписи необычайно красочны, пронизаны оптимизмом и пора­жают свободной и своеобразной трактовкой религиозных сюжетов.

Изменив традиционные композиции, художники вве­ли дополнительные персонажи, бытовые детали, пейзаж и архитектуру, и религиозные сцены приобрели реалисти­ческий и вполне светский характер. Стены собора расчленены горизонтально на пять ярусов, которые в свою очередь разделены по вертикали на от­дельные композиции удачно вписанными архитектурны­ми элементами.

Нижний ярус на высоту человеческого роста расписан орнаментом, заканчивающимся фризом с надписью о соз­дании росписей. В этом же ярусе на северной стене имеется клеймо где перечислены имена, всех 19 живописцев, которые расписы­вали храм.

Второй ярус посвящается теме «деяния апостолов». В третьем и четвертом даны сцены «земной жизни» Христа. В пятом ярусе изображены сюжеты на тему «деяний» ветхозаветной Троицы, а на сводах — евангельские празд­ники. В барабанах и куполах изображается новозаветная Троица, богоматерь, архангелы, пророки и апостолы.

На столбах среди фигур различных святых есть изоб­ражения и русских князей и царей, в том числе Михаила Романова, венчавшегося на царство в Троицком соборе. В южной части алтаря имеется композиция, где изображе­но крещение мурзы Чета святым Ипатием.

Наряду со сложными по сюжету, сравнительно неболь­шими но размеру многофигурными композициями, полны­ми движения, насыщенными чисто, жанровым содержани­ем и детализацией, в стенописи Троицкого собора встречаются и поражающие своей монументальностью и внут­ренней экспрессией образы. К их числу относятся, фигуры архангелов в центральном барабане. Изыскам и лиричен образ богоматери в композиции «Благовещенье».

В галерее собора к первоначальной древней росписи относятся только композиции на западной стене четверика, входящей в галерею, и в распалубках свода над ним. Композиция к северу от портала изображает «страшный суд», наказания за все грехи человеческие. К югу от входа показано «Видение Иоанна Лествичника». Над входом фигуры двух ангелов: один записывающий имена входящих в храм, другой — с мечом, предостерегающе поднятым над головой.

Все остальные стены галереи, и своды, были, расписа­ны в 1912-1913 годах при реставрационных работах, производившихся к трехсотлетию дома Романовых.

Иконостас Троицкого собора — интересный образец искусства резьбы XVIII века. Он установлен в 1756-1758 годах и выполнен артелью костромских резчиков во главе с Петром Золотаревым и Макаром Быковым. Резьба отличается большим мастерством. Особенно искусно выре­заны колонны, ствол которых представляет собой перепле­тение виноградных лоз и гроздьев. Иконы в соборе также ценны, как и произведения искусства древней станковой живописи. Кованые подсвечники в виде кронштейнов над первым ярусом иконостаса свидетельствуют о мастерстве костромских кузнецов XVIII века.

За время своего существования Троицкий собор неод­нократно ремонтировался. Несколько раз переделывались главы собора, перекрывались кровли. В 1709 году после большого наводнения в стенах и сводах собора образовались трещины и были порваны ме­таллические связи. Сильный ураган 1835 года снес, покрытие глав собора. Перестраивалась ризница, размещавшаяся в юго-запад­ном углу. В 1863 году она была соединена с зимней церковью Рождества богородицы.

Троицкий собор является главным культовым зданием на территории Ипатьевского монастыря.

Месторасположение:

Троицкий собор Ипатьевского монастыря на карте Костромы

Другие церквей и монастыри Костромы

  • Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
  • Троицкий собор Ипатьевского монастыря
  • Богоявленско-Анастасиин монастырь
  • Знаменский женский монастырь
  • Храм во имя Святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище
  • Костромская Христианская Церковь
  • Храм Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси и всех новомучеников и исповедников Российских
  • Церковь Воскресенья на Дебре
  • Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
  • Храм Святого Преподобного Алексея Человека Божия
  • Иоанно-Златоустовская церковь
  • Храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского и Святителя Амвросия Медиоланского
  • Свято-Запрудненская церковь
  • Церковь Преподобного Серафима Саровского
  • Храм Святого Пророка Божия Илии
  • Спасо-Преображенский кафедральный собор Костромской и Ярославской епархии
  • Церковь Спаса Нерукотворного в рядах
  • Храм Святых Апостолов Петра и Павла и Преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских
  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • Никольская церковь
  • Часовня в Пряничных рядах
  • Никольская часовня на Молочной горе
  • Часовня Животворящего креста на Святом озере
  • Монастыри Костромской области
  • Все церкви и монастыри в Костроме и области

vladimirdar


Всего 65 фото
В первой части мы узнали об истории основания Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, о том кто такой святой Ипатий, о многих значительных и важных событиях, что оставили свой неизгладимый след в истории нашей страны. Во второй части посещения Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря мы подробно осмотрим его древние здания и узнаем много подробностей об этих уникальных жемчужинах Ипатьевской обители и попытаемся почувствовать здесь поступь Великой Русской Истории.
Для начала рассмотрим план Ипатьевского монастыря и обозначим все его строения. Так нам будет легче ориентироваться при осмотре.


1.Троицкий собор 2.Звонница. Колокольня 3.Палаты бояр Романовых 4.Архиерейский корпус 5.Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии 6.Наместничий корпус 7.Братский корпус 8.Кельи над погребами 9.Свечной корпус 10.Северные (Екатерининские ворота) 11.Кузнечная башня 12.Пороховая башня 13.Водяная башня 14.Воскобойная башня 15.Квасная башня 16.Вотчинная контора 17.Зеленая башня 18.Юго-западная башня 19.Северо-западная башня 20.Западные ворота 21.Мемориальная колонна 22. Обруб 23.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 24.Усыпальница бояр Годуновых 25.Засенье
Северные святые врата (Екатерининские ворота). (10). XVIII в. Являются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II. 03.


Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II.


Засенье. (25) XVI-XVII вв. Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами – Братским и Наместническим. В военное время засенье могло служить дополнительным оборонительным рубежом, в мирное использовалось в хозяйственных целях.


Братский корпус и стены Ипатьевского монастыря.


Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане.

Троицкий собор (1) построен при царе Алексее Михайловиче на месте «годуновского» храма середины XVI века, разрушенного в 1649 году взрывом пороха — «зелейной казны», хранившейся, по некоторым сведениям, в подклете собора. Крупный четырехстолпный трехапсидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи расположен придел преподобного Михаила Малеина – тезоименитого святого царя Михаила Феодоровича Романова. Северная сторона храма, обращенная к главному входу в монастырь, являлась фасадом здания и имела богатое оформление – оконные проемы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса.

На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром, покоящимся на четырех декорированных столбах с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.

Северное парадное крыльцо Троицкого собора

Четверик Троицкого собора украшает великолепный иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле борокко, а также настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по богатству сюжетных изображений, гармонии цвета и изяществу орнаментального декора.

Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии (5). XIX в. Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.

Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном. Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане.
В целом — это Архиерейский корпус (5). XVI-XIX вв. — крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот).

На втором плане — справа от внутренней проездной арки — Архимандричий (наместнический) корпус (6). XVI-XIX вв. Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII веке: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII века к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII века, и до декорированных в стиле нарышкинского борокко окон третьего этажа конца XVII века.

Слева от внутренней проездной арки — Братский корпус (7). XVI, XVIII вв. Братский корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 году насчитывалось около 100 человек. Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами.

Сейчас мы обойдем Троицкий собор справа. Здесь — в подклете западной галереи Троицкого собора находится Усыпальница бояр Годуновых (24). XVI-XVII вв. Ипатьевский монастырь — единственное место в России, где на протяжении четырех столетий, начиная с конца XIII века, формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов — Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр Годуновых является третьей годуновской усыпальницей. Ранее она включала 18 погребений представителей ветви Иосифа Дмитриевича Годунова — Асанова.

Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.
Третья Усыпальница Годуновых и единственная уцелевшая.

В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» несмотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.

Здесь же — прямо у входа в Усыпальницу Годуновых — находится огромный камень на кирпичном основании. Капитальный ремонт и реставрация Троицкого собора производились в 1911–1912 гг., накануне празднования 300-летия дома Романовых. Руководила реставрационными работами Археологическая комиссия во главе с архитектором Д. Милеевым. Вокруг собора был опущен грунт, открыт и облицован белым известковым камнем цоколь. Одновременно исследован древний фундамент, который оказался выложенным из огромных булыг, без извести, на одной глине.
Возможно это и есть пример той самой «булдыги». А может быть это — могильный камень. По крайней мере мне не удалось узнать точную историю этого «мегалита».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (23). XVI-XIX вв. Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время с подачи президента РФ Дмитрия Медведева в 2008 году. Впервые храм упоминается 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых.
Фото храма на состояние на май 2013 года. Сейчас (2015 год) храм построен и начинается его внутренняя отделка.

Звонница. Колокольня (2). XVII-XIX вв. Композиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением.

В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной. К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18 колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.

В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.

Палаты бояр Романовых («Царские чертоги») (3). XVI-XIX вв. Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители — бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства.
В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой – инокини Марфы.

Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы — К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве) и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.

Это фото дворца как раз с «Царской лестницы».

Сейчас в «Палатах бояр Романовых» размещен Музей дома Романовых в Царских чертогах и сокровища Ипатьевского монастыря. Этот музей достоин отдельного рассказа, — при желании его можно прямо сейчас посетить на официальном сайте монастыря. Я же выложу только пару экспонатов, что вызвали мое исключительно ощущение контакта.
Икона Федоровской богоматери и напрестольный крест — вклад царя Михаила Федоровича в соборную церковь обители.

А это — икона Богоматель Корсунская. XVII век. Образ Богоматери, прижимающей к себе младенца Христа, заставил надолго задержаться у этой иконы. Образ проникает в самую сердцевину нашей души. Сколько материнской боли выражено в этом образе Богоматери! Как нежно, трогательно и чувственно она касается тонкими пальцами лика божественного младенца, какая внутренняя святая обреченность и страдание выражено на ее лице! Она знает о грядущей неотвратимой судьбе сына, которую уже никак не изменить…

Западные ворота Ипатьевского монастыря — граница между Старым и Новым городом. Старый город — это где мы с вами и находимся сейчас — ннаиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 метров (см. план монастыря).

Слева от Западных ворот обители — Кельи над погребами (8). XVI — XVIII вв. Здание относится к постройкам «черного» (хозяйственного) двора. Первый этаж здания с тремя глубокими погребами-ледниками возведен в 1586-1593 годах при Годуновых, второй этаж – сушильни, надстроен в 1732 году. Глубина погребов-ледников достигает 3 метров, стены выложены булыжным камнем. Несмотря на разновременность этажей, постройка смотрится цельной по исполнению, отличается соразмерностью и гармонией пропорций, повторением декоративных элементов в виде двойного ряда поребрика в оформлении обоих этажей.

Справа — Свечной корпус (9). XIX в. Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки: поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI – начале XVII вв. – одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI – начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость. Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города. Ипатьевский Свечной завод в XIX веке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.

Мемориальная колонна (21). Вторая половина XIX века. Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом.

С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.

Нам пора!… Еще пара последних взглядов на Старый город Ипатьевского монастыря…

За крепостными стенами — обыденная жизнь с ее простыми сувенирами и подарками из Костромы, что тоскливо захлестнула меня после мгновений единения с русскими святынями и воцарившимся в душе полном покое.

Поскольку мне ничего вроде и не надо было, а хотелось купить какой нибудь сувенир из Костромы — я взял Костромскую четверговую черную соль — старинный русский продукт из Костромы)
Черная соль изготавливается в русских печах путем термической обработки с ржаной мукой. Соль становится черной и по утверждению продавцов в ней в десятки раз снижается содержание вредных примесей, в том числе и соединений тяжелых металлов… и, она обогащает соль такими веществами как калий, кальций, магний… В черной соли содержится чистый углерод в виде мелкопористого угля, который как известно является прекрасным адсорбентом… Ну, это я отвлекся)

Это Ипатьевский монастырь с востока, со стороны реки Костромы.

Река Кострома. Совсем недалеко отсюда она впадает в Волгу. Русские крепости всегда старались располагать на впадении одной реки в другую.

В заключение немного собственных ощущений. Посещение монастыря не вызвало безудержных восторгов, коими я иногда грешу) Монастырь древний, с историей. Но сейчас его энергетика ломаная, не чувствуется намоленности, глубокой и разлитой повсюду благости и умиротворения, которая несомненно присутствовала здесь некогда всецело и всюду. На старых фото, собственные бессознательные инстинкты бесспорно отмечают этот субъективный факт. А что еще ожидать от десятитилетий богоборчества в этом историческом месте. Монастырские постройки были приспособлены тогда советскими властями для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют, военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Чудовищно звучит, не правда ли!?

Однако, стоит сказать и другое. Ипатьевский монастырь скорее символ и историческая веха в устройстве Великой России. Каждое строение монастыря напоминает о великих свершениях и страстях кипевших здесь, ключевых фигурах творящих настоящее и будущее, политических и экономических перипетиях, уникальных исторических событиях в истории нашей Родины. И вглядываясь в стройные и стремительные архитектурные формы храмов, древних строений монастыря и прислушиваясь к себе можно уловить Историю и услышать торжественный гимн Великому Русскому Народу.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
Епархиальный мужской монастырь

Первой монастырской церковью стал деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; не позднее 1558 года здесь был возведен каменный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Около 1564 года завершилось возведение второго каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Ипатьевской обители были погребены многие представители семьи Годуновых, покровительствовавших монастырю. С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость. В 1609 году в обители несколько месяцев укрывались воинские отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), разбитые ополчением северных городов.

14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда – к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе — прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание; с того времени Кострома получила именование «колыбели дома Романовых», а Феодоровский образ Царицы Небесной стал семейной святыней российских самодержцев. В память об этом Церковь установила особое празднование Феодоровской иконе, совершаемое 14/27 марта.

В 1642-1645 годах по повелению царя Михаила Феодоровича с западной стороны к обители пристроили прямоугольник стен так называемого «нового города» с тремя башнями. В 1649 году Троицкий собор монастыря был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете. Новый Троицкий собор возвели к 1652 году, а в последней четверти XVII века с юго-запада к нему пристроили придел во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила. Собор был расписан костромскими изографами под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Под его сводами пребывала местночтимая чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери – вероятно, принесенная в монастырь царем Михаилом Феодоровичем в 1619 году при посещении им Костромы. До XVIII столетия в библиотеке обители хранилась уникальная летопись, названная впоследствии Ипатьевской – один из древнейших списков «Повести временных лет».

С 1744 года, когда была образована Костромская епархия, Ипатьевский монастырь стал резиденцией костромских архиереев, а его Троицкий собор – кафедральным храмом. В 1764 году здесь завершилось строительство нового собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1768 году в подклете Троицкого собора был устроен храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. В 1747-1754 годах в Ипатьевском монастыре размещалась Костромская духовная семинария.

После посещения Ипатьевской обители в 1834 году императором Николаем I началась новая эпоха монастырской истории. В 1835 году обитель получила статус первоклассного кафедрального монастыря (архиерейская же кафедра была перенесена в Успенский собор Костромы). Началась обширная перестройка зданий обители для возвращения ей, по словам царского распоряжения, «древнего вида»; руководителем работ стал архитектор К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве). В архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии; фактически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор; перестроили корпуса обители, в том числе и келарский, где, по преданию, в 1613 году жил будущий царь Михаил Феодорович (теперь это здание именуется «палатами бояр Романовых»; в 1913-1918 годах здесь размещался епархиальный музей — древнехранилище).

В 1919 году Ипатьевский монастырь претерпел закрытие, его насельников изгнали из стен обители (хотя богослужения в монастырских соборах, получивших приходской статус, продолжались до 1922 года). Богородице-Рождественский собор, в 1927 году превращенный в антирелигиозный музей, в тридцатых годах ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году бывший монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником.

18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.


Всего 14 фото
Ипатьевский монастырь в Костроме занимает особое место в истории нашей страны. Даже само упоминание «Ипатьевский монастырь» вызывает бессознательное волнение и трепет… Ипатьевский монастырь относится к числу наиболее известных и значимых монастырей России. Он не отделим от целого ряда важнейших событий русской истории, неразрывно связан с царскими династиями Годуновых и Романовы и издавна является одним из главных символов Костромы. Достаточно также сказать, что именно здесь была найдена знаменитая Ипатьевская летопись… В ней сохранилась самая древняя история Руси, там в том числе говорится и о том, «откуда есть пошла Русская земля».

Здесь мы с Вами и побываем. В первой части моего рассказа мы уделим некторое внимание истории монастыря, а во второй — внимательно осмотримся и попытаемся «припасть к истокам» русской истории впитывая восхитительные образы православной архитектуры Ипатьевского монастыря. Если захочется пропустить исторический экскурс и прогуляться «в натуре» по этому святому месту — переходите сразу ко второй части этого поста.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь впервые упоминается в летописи в 1432 году и по одной из версий историков был основан в 1330 г. татарским мурзой – ордынским военачальником по имени Чет. По этой основной общепринятой версии он и стал родоначальником рода Годуновых и Сабуровых. Чет бежал из Золотой Орды к Ивану Калите и принял в Москве крещение под именем Захария. В Костроме ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало исцеление Чета от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте им и был основан Ипатьевский монастырь. По некоторым косвенным сведениям можно предположить, что «Ипатьевская летопись» была привезена из Киева в эти места как раз Четом, как основателем монастыря. Есть, однако, предположение, что обитель возникла еще раньше, в XIII веке.


Палехская иконописная мастерская «Лик». 2008 год.
Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.
Во 2-й половине XIV — начале XV веков монастырь получил второе посвящение – во имя Святой Живоначальной Троицы, в официальном наименовании оттеснившее первоначальное посвящение на второе место. Однако в русскую историю монастырь вошел и стал повсеместно известным именно под своим первым названием – Ипатиевский. История, почему монастырь назывался Ипатьевским, все же, не дает четких ответов, сами монахи еще в средневековье затруднялись дать на это однозначные пояснения. Давайте, заодно, разберемся и в этом вопросе.

Немного о самом Ипатии Гангрском и апостоле Филиппе. Святой Ипатий был епископом Гангры (Пафлагония, Малая Азия, ныне Чанкыры, современная Турция), участником Никейского собора 325 года и был забит до смерти камнями арианами-раскольниками, по возвращении домой. Святой Ипатий явил множество чудес на своей могиле.


Апостол Филипп, один из двенадцати учеников Христа проповедовал в Скифии и Фригии и был казнен (распят головой вниз) в 80 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.


Любопытно, что исвятой Ипатий и апостол Филипп — являются одними из самых малоизвестных святых на Руси и мы почти нигде в России не найдём посвящённых им храмов или монастырей. Не найдем нигде, за исключением одного города – Великого Новгорода. Только в этом важнейшем центре древней Руси священномученик Ипатий пользовался особым почитанием как покровитель новгородских посадников – выборных руководителей Новгородской республики. Как известно, посадниками в XII — XV веках избирались исключительно представители новгородского боярства. В XII — XV веках в Новгороде существовало, по крайней мере, два храма, посвящённых священномученику Ипатию и один апостолу Филиппу. Эти святые были в древней Руси по преимуществу «новгородскими».
Установленный факт даёт возможность предположить, что Ипатьевский монастырь в устье реки Костромы был основан именно новгородцами. Судя по всему, монастырь был стратегически расположен в зоне расселения новгородских переселенцев или в середине, или, вероятнее, – в 1-й половине XIII века, ещё до монголо-татарского нашествия. Продвигаясь по реке Костроме в Волгу, новгородцы могли закрепить за собою этот важный участок устья реки основанием здесь небольшого мужского монастыря, посвящённого популярным в Новгороде святым.


Согласно менее известной версии, нежели версия об основании монастыря татарским мурзой, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в государстве в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали вышеупомянутого Захарию (Чета) своим родоначальником и похоже «продвинули» для истории версию Захарии в качестве своего предка и основателя Ипатьевской обители… Годуновы в конце XVI века и становятся основными ктиторами (по современному – спонсорами) Ипатьевского монастыря. На его территории расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.
В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых одну тысячу рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 г. обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более, чем 400 селами.

На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского.

В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста.

Фото Прокурдина-Горского. 1910 год. Специальная съемка в цвете.
Над Святыми вратами в 1595-1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей.
Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.

Ипатьевский монастырь. XVI-XVII века. Вид монастыря около 1613 года по описаниям XVII в. Реконструкция XIX в.

В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором, архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета. В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель.
Однако взять ее сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года пан Лисовский, сняв часть войска из-под Троицы, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года.
В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым.

Призвание на царство Михаила Фёдоровича. Книга венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова. 1672 год. Неизвестный автор. Источник
14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады. 14.
По крайне странному стечению обстоятельств Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге), конфискованном в 1917 году у военного инженера-строителя И.И. Ипатьева.
После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году в монастыре был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
Это первая часть моего рассказа об Ипатьевском монастыре. Во второй части будет больше реальных фото строений монастыря и рассказ о его исторических архитектурных жемчужинах.

Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых.

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

История Ипатьевского монастыря

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Музей в Ипатьевском монастыре

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх