Помост

Вопросы веры

Исходный пункт начало всякого познания по декарту

Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения. 7. Основные принципы философии эпохи Возрождения:

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 19

a. Петрарка

b. Томас Мор

c. Коперник

d. Макиавелли

7. Основные принципы философии эпохи Возрождения:

a. Гуманизм

b. Монизм

c. Дуализм

d. Теоцентризм

e. Антропоцентризм

8. Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Декарту:

a. Чувственное восприятие

b. Априорные формы рассудка

c. Агностицизм

d. Сомнение

e. «Вещь в себе»

9. Автор учения об антиномиях разума:

a. Кант

b. Фихте

c. Шеллинг

d. Гегель

e. Фейербах

10. Категории, относящиеся к философской системе Канта:

a. Вещь в себе

b. Субстанция и модусы.

c. Априорные формы

d. Категорический императив

e. Интеллектуальная интуиция

11. Классификацию основных форм движения материи произвел:

a. Бэкон.

b. Декарт.

c. Лейбниц.

d. Фейербах.

e. Энгельс.

12. К рациональному познанию относятся:

a. Понятие;

b. восприятие;

c. суждение;

d. умозаключение;

e. Представление.

13. Недостаток сенсуализма и рационализма состоит в:

a. неадекватности отражения;

b. односторонности;

c. диалектичности.

d. метафизичности.

14. Язык является:

a. Самостоятельным по отношению к мысли;

b. Определяющим мысль и ее содержание;

c. формой выражения идеального.

15. Автор книги «Третья волна», посвященной типологии истории и сущности информационно-компьютерной революции:

a. Белл;

b. Арон;

c. Дж. Гэбрейт;

d. Масуда;

e. Тоффлер.

16. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует:

a. мироощущение

b. мировосприятие

c. миропонимание

d. моральные установки

e. религиозные позиции

17. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:

a. пантеизм

b. дуализм

c. деизм

d. атеизм

e. монотеизм

18. Идеалистическое направление, по которому все бытие определяется законами логики – это: ПАНЛОГИЗМ

19. Тенденция бытия социального, выражающаяся в растущей взаимозависимости различных регионов мира и ведущая к новому мировому порядку:

a. гуманизация

b. виртуализация

c. технологизация

d. институтализация

e. глобализация

20. Философское учение о человеке:

a. антропология

b. генетика

c. геронтология

d. гносеология

e. биология

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен) ТЕСТ 24

1. Первая попытка объяснить мир в немифологических образах предпринята в эпоху:

a.средневековья

b.ренессанса

c.античности

d.марксизма

e.Нового времени

2. Человека как «общественное животное» определил:

a.Аристотель

b.Гераклит

c. Демокрит

d.Сократ

3. Ядром теории познания учение о припоминании признавал:

a.Сократ

b.Демокрит

c.Гераклит

d.Платон

4. Философские позиции Элейской школы выражают суждения:

a. Движение невозможно

b. Рациональное познание есть истинное познание

с. Для движения атомов необходимо существование пустоты

5. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:

a.Абеляр

b.Фома Аквинский

c.Роджер Бэкон

d.Дунс Скотт

6. Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к …

a.Язычеству

b.Первобытности

c.Античности

d.Средневековью

e.Христианству

7. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая сила мироздания: … АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

8. Спиноза, в качестве субстанции, основы мироздания признавал:

a.Апейрон

b.Атом

c.Материю

d.Природу

e.Электрон

9. Человеческое сознание есть «чистая доска», которая заполняется благодаря опыту, — считал:

a.Локк

b.Юм

c.Гоббс

d.Декарт

e.Беркли

10. Исходный пункт философии Гегеля:

a.Абсолютная идея

b.Материя

c.»Вещь в себе»

d.Сознание субъекта

11. Философ, создавший диалектическую философию природы:

a. Гераклит;

b. Бэкон;

c. Гегель;

d. Энгельс.

12. Суждение о том, что интуиция не только не помогает в познании, но и является помехой в процессе познания:

a. Истинно.

b. Ложно

c. Рационально

d. Субъективно

13. Принципиальным в процессе познания является:

a. наличие субъекта познания;

b. наличие объекта познания;

c. наличие средств познания;

d. наличие абсолютного самосознании

14. Отражение определяется как:

a. Всеобщее свойство материи,

b. свойство неживой природы,

c. свойство живой природы.

15. Цель и результат процесса познания действительности:

a. Образ

b. Понятие

c. Знание

d. Суждение

16. Философское направление, признающее тезис: “Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах”:

a. стоицизм

b. сенсуализм

c. рационализм

d. платонизм

17. Уровень познания основанный на повседневном жизненном опыте человека:

a. эмпирический

b. априорный

c. обыденный

d. научный

e. теоретический

18. Выражение «мысленный эксперимент»:

a. Противоречивое

b. Нет в нем противоречия

c. Излюбленный метод античных мыслителей

19. Атрибутами материи считаются:

a. вкус

b. пространство

c. цвет

d. форма

e. время

20. Принцип единства мира в марксистской философии выражается в:

a. Абсолютности.

b. Идеальности.

c. Материальности.

d. Причинности.

e. Целесообразности.

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен) ТЕСТ 25

1. Автор высказывания — «Вода всем прародитель»:

a.Анаксимен

b.Демокрит

c.Фалес

d.Платон

e.Парменид

2. Понятием «сущее» Левкипп и Демокрит называли: …ИДЕИ

3. Автор высказывания: «На огонь обменивается все, и огонь на все, подобно тому, как на золото — товары, и товары — на золото»?

a.Гераклит

b.Анаксимандр

c.Анаксимен

d.Фалес

e.Платон

4. Основные положения философии Платона выражены в суждениях:

a.Познание есть припоминание

b.Мир состоит из атомов

c.Первичен мир идей

d.Есть бытие, небытия нет

e.Управлять обществом должны философы

5. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия -… УНИВЕРСАЛИИ

6. Пантеизм объединяет и отождествляет …

a. Бога и природу

b. Науку и религию

c. Бога и человека

d. Человека и природу

e. Философию и религию

7. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к Новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности: … Возрождение

8. Спиноза конкретными состояниями единой субстанции «природы-бога», ее материальными проявлениями называл: …МОДУСЫ

9. Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Декарту:

a. Чувственное восприятие

b. Априорные формы рассудка

c. Сомнение

d. Агностицизм

e. «Вещь в себе»

10. Категории, относящиеся к философской системе Гегеля:

a. Абсолютная идея

b. Закон отрицания отрицания

c. Вещь в себе

d. Философское сомнение

e. Категорический императив

11. Система приемов, способов научного и практического исследования действительности: _Методология _.

12. По общепринятому определению диалектика, это:

a.учения о законах дискуссии;

b.учение о логических противоречиях;

c.учение об общих законах природы, общества и мышления;

d.учение о законах движения в природе;

e.учение о развитии материального и идеального бытия.

13. Исторические формы диалектики:

a.стихийная диалектика;

b.идеалистическая диалектика;

c.антропологическая;

d.диалектика К. Маркса.

14. Сознание – это …

a.Формаотражения.

b.Субъективный образ объективного мира.

c.Свойство высокоорганизованной материи отражать объективный мир.

d Процесс познания.

15. По своей сущности сознание:

a.материально,

b.трансцендентально,

c.биологично.

d.идеально

16. Источником нашего сознания для материалиста выступает…

a.Объективный мир,

b.ощущения субъекта,

c.разум человека,

d.бог.

17. Носителем человеческого сознания для материалиста является:

a.мозг,

b.бог,

c.душа,

d.априорные формы.

18. Признаки, присущие философскому мировоззрению:

a.Системность

b.Наглядность

c.Абстрактность

d.Эмпирическая обоснованность

e.Максимальная общность

19. Историческая форма идеализма, провозглашающая независимость идеального начала от материи и от сознания человека:

a.объективный

b.последовательный

c.диалектический

d.критический

e.субъективный

20. Философское направление, признающее сознание (дух) первичным, а материю – вторичной: _Идеализм_

1) Автор известных философских трудов: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»: Кант

2) Автор политического трактата «Левиафан»: Томас Гоббс

3) Английский философ Нового времени, высказавший мысль о том, что «быть» ‑ значит «быть воспринимаемым» Беркли

4) Вид коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для словесного взаимодействия: Речь

5) Движение, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному: Прогресс

6) Древнегреческий философ, доказывающий в своих апориях противоречие между разумом и чувствами: Зенон (или Фалес)

7) Застой в развитии выражают понятием: Стагнация

8) Идеалистическое направление, по которому все бытие определяется законами логики – это Панлогизм

9) Категория диалектики, парная категории «возможное»: Действительное

10) Категория диалектики, парная категории «необходимое»: Случайное

11) Категория диалектики, парная категории «общее»: Единичное

12) Категория диалектики, парная категории «причина»: Следствие

13) Категория диалектики, парная категории «сущность»: Явление

14) Категория диалектики, парная категории «форма»: Содержание

15) Логическое следствие, вывод из определенных предпосылок: Умозаключение

16) Мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного, одна из предпосылок возникновения философии: Религия

17) Мысленное и реальное расчленение объекта на элементы: Анализ

18) Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое: Синтез

19) Название произведения Томаса Мора, содержащее описание страны-образца общественного устройства: Утопия

20)Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их словесными обозначениями – номинализм

21) Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания реализм

22) «Не-сущее» Левкиппом и Демокритом понимается как: Атомизм

23) Образ, аналог чего-либо, сконструированный человеком: Модель

24) Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночество Аскетизм

25) Основатель диалоговой формы изложения философии: Платон

26) Основой агностицизма Юма является: Скептицизм

27) Первая историческая форма сознания людей, сказание, являющееся одной из предпосылок возникновения философии: Мифология

28) Понятием «сущее» Левкипп и Демокрит называли: Атом

29) Процесс деградации, понижения уровня развития организации: Регресс

30) Процесс создания материальных благ, услуг с целью удовлетворения потребностей людей: Производство

31) Рассуждение, построенное на сознательном подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой»: софизм

32) Система приемов, способов научного и практического исследования действительности: Метод

33) Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека: Мировоззрение

34) Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведением: Язык

35) Спиноза конкретными состояниями единой субстанции «природы-бога», ее материальными проявлениями называл: модус

36) Суждение-предположение о закономерной связи явлений, основа научных теорий: Гипотеза

37) Теория, изучающая отдельных личностей, индивидов, а не общества: индивидуализм

38) Термин «философия» впервые употребил: Пифагор

39) Термин, обозначавший в средневековой философии общее понятие: универсализм

40) Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая сила мироздания: Антропоцентризм

41) Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности: гуманизм

42) Универсальное понятие, означающее с греческого «высказывание» и отражающее смысл слова, а также всеобщие связи и отношения реальности категория

43) Учение о призраках (идолах), которые являются препятствием на пути познания мира человеком, создал: Ф. Бэкон

44)Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии — томизм

45) Философ, в основе теории познания которого лежит утверждение: «знание — это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла»: Платон

46) Философская категория, обозначающая «лежащее в основе» и выражающее то, что существует само по себе, независимо ни от чего другого: субстанция.

47) Философская категория, обозначающая соответствие знания действительности и цель всякого познания: Истина

48) Философская концепция, признающая два равноправных начала: дуализм

49) Философская концепция, признающая множество начал и исходных оснований мира, это: плюрализм

50) Философская концепция, признающая одно начало мироздания, это: монизм

51) Философская школа современного католицизма, исходящая из учения Фомы Аквинского: Неотомизм

52) Философское направление, признающее сознание (дух) первичным, а материю ‑. вторичной: Идеализм

53) Философское направление, признающее материю первичной, а сознание – вторичным, производным из нее: Материализм

54) Философское течение, принципом которого является учение о гармонии веры и разума: Неотомизм

55) Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на единстве и борьбе противоречий, а также их разрешении: Диалектика

56) Формы движения материи: _________________.

57) Фундаментальный социальный фактор, лежащий в основе развития постиндустриального (информационного) общества: информация

58) Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к Новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности: Возрождение.

1) Автор высказывания — «Вода всем прародитель»:

c.​ Фалес

2) Автор высказывания: «На огонь обменивается все, и огонь на все, подобно тому, как на золото — товары, и товары — на золото»?

a.​ Гераклит

3) Автор высказывания: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые»

d.​ Гераклит

4) Автор слов: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать всеобщим законом природы».

d.​ Кант

5) Автор слов: “Ценные знания, являющиеся истинными – рождаются в спорах”:

a.​ Гераклит

6) Автор книги «Третья волна», посвященной типологии истории и сущности информационно-компьютерной революции:

7) e.​ Тоффлер.

8) Автор утопического произведения эпохи Возрождения “Город солнца”

a.​ Кампанелла

9) Автор учения об антиномиях разума:

d.​ Кант

10) Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к реальному бытию вещей:

a.​ Платон

11) Античный философ, автор атомистической трактовки бытия:

b.​ Демокрит

12) Априорными формами Кант называл:

c.​ доопытные знания

13) Аристотель первичным называл:

b.​ Первоматерию

14) «Без субъекта нет объекта» утверждал:

a.​ Беркли

15) Бог по Фейербаху:

c абстрактен и существует на небесах.​

16) В диалетическом материализме «материя» понимается как:

a.​ Философская категория.

17) Вера противопоставлялась в средневековье …

b.​ Разуму

18) Впервые в истории философии «наивную диалектику» создал:

c.​ Гераклит

19) Высказывание: «Наш мозг выделяет наши мысли, как печень выделяет желчь» характеризует позицию:

d.​ вульгарно материалистическую,

20) Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно:

a.​ Экзистенциализму

21) Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:

b.​ Вера в Бога

22) Гносеологическая позиция Канта выражена в суждении:

a.​ «Вещь в себе» непознаваема, познаваемо только «явление»

23) Главным условием для движения атомов, по мнению Демокрита, является:

d.​ Пустота

24) Гоббс «естественное состояние людей» понимает как:

a.​ война всех против всех

25) Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»:

a.​ Анаксимандр

26) Дуалистической является философская система:

a.​ Декарта

27) Значение категории «апория»:

a.​ Неразрешимое противоречие

28) Изречение: «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит:

e.​ Аристотелю

29) Исторически первая попытка постижения количественной стороны мироздания принадлежит:

a.​ Пифагорейской школе

30) Историческая форма идеализма, провозглашающая независимость идеального начала от материи и от сознания человека:

Объективный

31) Исторические формы диалектики:

a.​ стихийная диалектика античности;

c.​ идеалистическая диалектика;

e.​ диалектика К. Маркса.

32) Источником нашего сознания для материалиста выступает…

Объективный мир

33) Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Декарту:

c.​ Сомнение

34) Исходный пункт философии Гегеля:

a.​ Интуиция

35) Кант проблемы познания изучает в труде:

a.​ «Критика чистого разума»

36) Кант вопросы этики рассматривает в работе:

b.​ «Критика практического разума»

37) Кант проблемы эстетики и телеологии рассматривает в труде:

c.​ «Критика способности суждения»

38) Кант проблемы естествознания рассматривал:

b.​ в трудах «до критического» периода

39) Кант отрицает возможность познания…

e.​ «вещей в себе»

40) Категории, относящиеся к философской системе Гегеля:

a.​ Абсолютная идея

b.​ Закон отрицания отрицания

41) Категории, относящиеся к философской системе Канта:

a.​ Вещь в себе

b.​ Априорные формы

c.​ Категорический императив

42) Категории, относящиеся к этике классического периода древнегреческой философии:

c.​ нравственная личность

43) Классификацию основных форм движения произвел:

a.​ Энгельс.

44) Концепцию автономной морали обосновал:

a.​ Кант

1) Крупный представитель социальной философии эпохи Возрождения:

a.​ Макиавелли

2) Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …

b.​ Обоснования догматов веры

3) «Майевтика» является методом познания:

a.​ Сократа

4) «Макиавеллизм» осуждался современниками так как:

b.​ в его основе лежит принцип «цель оправдывает средства»

5) Материализм Фейербаха является:

b.​ Антропологическим

6) Материя и форма в качестве двух взаимозависимых начал выступают в философии:

d.​ Аристотеля

7) Механистическое объяснение явлений и мира характерно для философии:

a.​ Нового времени

8) Мотивы, определяющие человеческое поведение по Фрейду:

c.​ бессознательные

9) Мыслитель-гуманист во второй половине ХХ в., создавший Римский клуб:

b.​ Печчеи;

10) Мыслитель, сформулировавший философское определение материи:

a.​ Ленин

11) Немецкий философ, сформулировавший три закона диалектики:

a.​ Гегель

12) Носителем человеческого сознания для материалиста является:

A. мозг

13) Нравственное отношение человека к обществу, закону и Богу впервые поставил в центр своей системы…

a.​ Гераклит

b.​ Сократ

c.​ Демокрит

d.​ Платон

e.​ Аристотель?

14) Общим для всех представителей Элейской школы является:

a.​ Убежденность в ограниченности человеческих чувств в достижении истины

15) Объективный идеализм характерен для:

a.​ Платона

b.​ Гегеля

16) Основной объект исследования меры вещей и отношений при антропоцентризме:

d.​ Человек

17) Основой всех состояний бытия Аристотель считал:

c.​ первоматерию

18) Основы формальной логики разработал:

a.​ Аристотель

19) Основная гносеологическая позиция Элейской школы оценивается как:

a.​ Рационализм

20) Основная задача средневековой философии состояла в …

e.​ Защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога

21) Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуры Ренессанса выражена в суждении:

a.​ переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира;

22) Основные положения философии Платона выражены в суждениях:

a.​ Познание есть припоминание

c.​ Первичен мир идей

23) Основные направления в философии Ренессанса:

a.​ гуманизм ?

c.​ натурфилософия ?

Антропоцентризм

24) Основные принципы философии эпохи Возрождения:

a.​ Гуманизм

e.​ Антропоцентризм

25) Основные законы диалектики впервые сформулировал:

d.​ Гегель

26) Отечественный мыслитель, разработавший учение о ноосфере:

b.​ Вернадский

27) Пантеизм объединяет и отождествляет …

a.​ Бога и природу

28) Парменид «истинное бытие» характеризует понятиями:

a.​ Неподвижность

b.​ Неизменность

c.​ Вечность

29) Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху:

c.​ античности

30) Первая философская школа в истории европейской философии:

c.​ Милетская

31) Первопричину движения Декарт видел:

c.​ В боге

32) Платоновское «кажущееся бытие» означает:

e.​ Чувственно воспринимаемые вещи

33) Под «истинным бытием» Платон понимал:

a.​ Идеи

34) Познавательные способности человека, анализируемые Кантом:

c.​ чувственность

d.​ разум

35) Положение: «природа есть причина самой себя» сформулировал:

c.​ Спиноза

36) Понятия «бытие» и «небытие» в философию ввел:

a.​ Парменид.

37) По общепринятому определению диалектика, это:

Date: 2016-05-25; view: 1500; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

· Суть данной теории в том, что духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Это особый род знаний, который не нуждается в доказательстве. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

· Данные идеи могут быть двух видов: (1) понятия, (2) суждения. Примеры врожденных понятий: Бог (существует); число (существует); «воля», «тело», «душа» и т.д. Примеры врожденных суждений: «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Декарт был сторонником практического познания. Целями познания являются:

· Расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

· Использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

· Изобретение новых технических средств;

· Усовершенствование природы человека;

· Конечной целью познания является господство человека над природой.

Существуют четыре способа достижения мудрости, или научного, ис­тинного знания:

1) постижение самоочевидных истин;

2) чувственный опыт;

3) знание, получаемое из общения с другими людьми;

4) чтение хороших книг.

Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настро­ения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий.

Декарт Рене (1596 — 1650 г.)

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ и политический деятель, родоначальник материализма Нового времени.

Главный научный труд «Новый Органон».

Основные философские идей Френсиса Бэкона

· Философия должна иметь прежде всего практический характер; там, где она остается умозрительной (схоластикой), она неистинна.

· Суть основной философской идеи Ф. Бэкона заключается в том, что в основе познания лежит опыт.

· Главная задача знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над силами природы. В связи с этим Ф. Бэкон сформулировал свое философское кредо: «Знание – сила».

· Обосновывает индукцию как метод обобщения опытного знания. Этот метод – «путь пчелы», который соединяет как переходы от обобщения опытных данных к созданию теории, так и переход от теории и выводов из нее к постановке новых экспериментов.

Учение р. Декарта о врожденных идеях

  • •Севастьянов м.А. Философия
  • •Учебное пособие Москва  2009г.
  • •Тема 1. Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы
  • •1.1 Виды мировоззрения:
  • •1.3 Важнейшими мировоззренческими принципами являются:
  • •1.4 Уровни мировоззрения
  • •1.5 Исторические типы мировоззрения.
  • •1.6 Философия как тип мировоззрения отличает:
  • •Философия формирует в мировоззрении:
  • •Тема 2. «Место и роль философии в жизни человека и общества»
  • •Наиболее общие и важные философские проблемы:
  • •2.1 Основной вопрос философии
  • •Основной вопрос философии: «Вопрос об отношении мышления к бытию»
  • •2.2 Специфика (особенность) философского знания
  • •2.3 Разновидности философского типа мировоззрения:
  • •2.4 Объект и предмет философии как науки
  • •2.5 Историческое развитие представления о предмете философии
  • •2.6 Структура философии.
  • •Вопросы для самоконтроля
  • •Тема 3. Исторические типы философии
  • •Зарождение философии
  • •Письменные источники, оказавшие влияние на становление и развитие философии
  • •3.1 Древняя Индийская философия
  • •Философские школы Древней Индии
  • •Буддизм и его основные идеи
  • •Четыре благородных истины буддизма
  • •Видение мира и окружающей действительности с позиций древнейших китайских национальных школ
  • •Даосизм
  • •Основные идеи даосизма
  • •Основные идеи конфуцианства
  • •3.3 Древнегреческая философия
  • •Философы милетской школы
  • •Фалес (640 – 560 гг до н.Э.)
  • •Анаксимандр (610 -540 г.Г. До н.Э.)
  • •Анаксимен (546-526 г.Г. До н.Э.)
  • •Гераклит из Эфеса (ок. 544 – ок.483 до н.Э.)
  • •Парменид (5 в до н.Э.)
  • •Афоризмы Парменида
  • •Атомисты
  • •Софисты
  • •Протагор (5 в до н.Э.)
  • •Основные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля Сократ (469-399 до н.Э.) – полемист, мудрец, философ-педагог.
  • •Афоризмы Сократа
  • •Философия Платона
  • •Афоризмы платона
  • •Философия Аристотеля
  • •Основные философские идеи Аристотеля
  • •Характерными чертами древнегреческой философии являются:
  • •Афоризмы Аристотеля
  • •3.4 Философия Средневековья
  • •Основные черты средневековой философии:
  • •Основополагающие догматы средневековой философии Догмат творения. Согласно догмату творения:
  • •Основные этапы в развитии средневековой философии: патристика и схоластика
  • •Отличительные черты схоластики
  • •Важнейшие проблемы схоластической философии
  • •Утверждения Альберта Великого в попытке примирения номиналистов и реалистов:
  • •Суть теории двойственной истины в учении Уильяма Оккама:
  • •Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг)
  • •Основные положения философии Аврелия Августина (Блаженного):
  • •Размышления Августина Блаженного о Боге:
  • •Афоризмы Августина Аврелия
  • •Фома Аквинский (1225-1274)
  • •Доказательство Фомой Аквинским существования Бога:
  • •Исследование Фомой Аквинским проблемы бытия всего сущего:
  • •Фома Аквинский о соотношении формы и материи:
  • •Исследование проблемы познания приводит Фому Аквинского к следующим выводам:
  • •Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего, для католической церкви):
  • •Афоризмы Фомы Аквинского
  • •Историческое значение средневековой теологической философии:
  • •Основные понятия:
  • •3.5 Философия эпохи Возрождения (Ренессанса)
  • •Периоды философии Ренессанса:
  • •Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения:
  • •Характерные черты философии эпохи Возрождения:
  • •Философские воззрения конкретных представителей Возрождения:
  • •Афоризмы Данте Алигьери
  • •Афоризмы Петрарки
  • •Афоризмы Себастьяна Бранта
  • •Политическая философия Николо Макиавелли (1469-1527)
  • •Томас Мор (1478-1535) – основатель утопического социализма
  • •Томмазо Кампанелла (1568-1639) – создатель проекта идеального общества. Основное произведение «Город Солнца»
  • •Словарь основных терминов
  • •3.6 Философия Нового времени 16-17 вв
  • •Рене Декарт вошел в историю философии:
  • •Доказательства того, что в основе бытия и познания лежит разум:
  • •Содержание рационального метода в интерпретации р. Декарта:
  • •Содержание рационального метода р. Декарта состоит:
  • •Дуализм р. Декарта
  • •Учение р. Декарта о субстанции
  • •Учение р. Декарта о врожденных идеях
  • •Декарт был сторонником практического познания. Целями познания являются:
  • •Основные философские идей Френсиса Бэкона
  • •Учение ф. Бэкона о методе познания
  • •Классификация наук, предложенная ф. Бэконом:
  • •Вопрос об отношении веры и разума:
  • •Значение философии ф. Бэкона в том, что им:
  • •Афоризмы ф. Бекона
  • •Афоризмы э. Роттердамского
  • •В немецкой классической философии были продолжены прогрессивные традиции философии раннего Нового времени:
  • •3. 8 Философия и. Канта (1724-1804)
  • •Социально-политические взгляды и. Канта:
  • •Историческое значение философии и. Канта в том, что им было:
  • •3.9 Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831)
  • •Важнейшие философские труды:
  • •Философская система Гегеля:
  • •Учение о развитии Абсолютной Идеи:
  • •Учение Гегеля о диалектике:
  • •Социально-политические взгляды Гегеля:
  • •Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). Немецкий философ.
  • •3.10 Людвиг Фейербах (1804-1872) Немецкий философ, разрабатывающий концепцию антропологического материализма.
  • •Суть теории антропологического материализма состоит в том, что:
  • •Критика идеалистической философии л. Фейербахом состояла в следующем:
  • •Проблема Бога и религии в философии Фейербаха:
  • •Недостатки философии л. Фейербаха
  • •Фейербах Людвиг Андрюс (1804-1872). Немецкий философ.
  • •3.11 Карл маркс: новые проблемы
  • •Маркс Карл Генрих (1818-1883). Немецкий мыслитель.
  • •Ленин Владимир Ильич (Ульянов) (1870-1924). Российский политический деятель.
  • •3.12 Ницше: последний всплеск философии нового времени
  • •Основные выводы
  • •Афоризмы Ларошфуко
  • •3.13 Основные черты русской философии
  • •Чаадаев Пётр Яковлевич (1794-1856). Российский мыслитель, публицист.
  • •Бердяев Николай Александрович (1784-1948). Российский философ.
  • •Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900). Российский философ.
  • •Флоренский Павел Александрович (1882-1937). Российский философ.
  • •3.14 Философия наших дней
  • •Гуссерль Эдмунд (1859-1938). Немецкий философ.
  • •Хайдеггер Мартин (1889-1976). Немецкий философ.
  • •Гадамер Ханс Георг (р. 1910). Немецкий философ.
  • •Рассел Бертран (1872-1973). Английский философ, математик и публицист.
  • •Витгенштейн Людвиг (1889-1951). Австрийский философ.
  • •Конт Огюст (1798-1857). Французский философ.
  • •Лакатос Имре (1922-1974). Англо-венгерский философ.
  • •Поппер Карл Раймунд (1902-1994). Австрийский философ, социолог.
  • •Фуко Поль-Мишель (1926-1984). Французский философ, психолог.
  • •Основные понятия;
  • •Тема 4. Философия бытия
  • •4.1 Историческое осмысление категории бытия
  • •4.2 Понятие бытия
  • •Онтологическая структура бытия согласно христианской теологии
  • •Онтологическая структура бытия согласно г. Гегелю
  • •4.3 Философские подходы к понятию (категории) «материя»
  • •Естественно-научное определение материи
  • •4.4 Материя и ее атрибуты
  • •Уровни организации материального мира
  • •Структура материи (материального бытия)
  • •Представления о центре мироздания:
  • •Движение как способ существования материи
  • •Формы существования материи
  • •Основные концепции пространства-времени
  • •Словарь
  • •4.5 Принципы и законы диалектики Структура диалектики:
  • •Принципы диалектики:
  • •Детерминизм
  • •Закон единства и борьбы противоположностей
  • •Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей:
  • •Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
  • •Методологическое значение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений
  • •Закон отрицания отрицания
  • •Диалектическая схема процесса развития
  • •Методологическое значение закона отрицания отрицания:
  • •Словарь
  • •4.6 Сознание, его происхождение и сущность Основные философские концепции происхождения сознания:
  • •Отражение
  • •Формы отражения:
  • •Биологические предпосылки и социальные факторы возникновения сознания
  • •Основные сущностные характеристики сознания:
  • •4.7 Структура сознания
  • •4.8 Основные функции сознания
  • •4.9 Сущность и структура общественного сознания
  • •Структура общественного сознания:
  • •Формы общественного сознания:
  • •Словарь
  • •Тема 5. Теория познания
  • •5.1 Основные гносеологические концепции:
  • •5.2 Основные проблемы гносеологии:
  • •5.3 Гносеологические принципы:
  • •Сущность теории агностицизма и.Канта:
  • •Формы отражательно-познавательных связей между субъектом и объектом:
  • •5.5 Пути познания:
  • •Атрибуты научно-познавательного творчества:
  • •5.6 Специфика научного познания:
  • •5.7 Виды истины:
  • •5.8 Способы проверки истинности знания:
  • •5.9 Методы научного познания:
  • •Классификация методов научного познания:
  • •5.10 Формы научного познания:
  • •Тема 6. Философия общества
  • •6.1 Основные проблемы социальной философии:
  • •6.2 Теории развития общества
  • •6.3 Понятие сфер жизни общества
  • •6.3.1 Материально-производственная (экономическая) сфера жизни общества
  • •Структура способа производства
  • •1.Производительные силы:
  • •2.Производственные отношения:
  • •6.3.2 Политико-правовая сфера жизни общества
  • •Классификация государств
  • •6.3. 3 Социальная сфера жизни общества
  • •6.3.4 Духовная сфера жизни общества
  • •Понятие гражданского общества
  • •Тема 7. Философия истории
  • •7.1 Философия истории изучает:
  • •7.2 Основные теоретические модели развития исторического процесса:
  • •Линейная концепция развития
  • •Цивилизационные концепции исторического развития:
  • •Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975). Английский историк и социолог.
  • •Вико Джамбаттиста (1668-1744). Итальянский философ.
  • •Основные типы цивилизаций:
  • •Формационный (спиралевидный) подход к истории
  • •7.3 Формационный подход к истории
  • •7.4 Характерные черты современного этапа мировой истории:
  • •Основные факторы развития современной цивилизации:
  • •Основные философские концепции смысла истории:
  • •Шпенглер Освальд (1880-1936). Немецкий философ, историк.
  • •Шпенглер Освальд (1880-1936). Немецкий философ, историк.
  • •Тема 8. Философские проблемы будущего
  • •8.1 Философия решает ряд методологических проблем современной футурологии:
  • •8.2 Методы социального прогнозирования:
  • •Общие причины глобальных проблем:
  • •Основные направления решения проблемы международного терроризма:
  • •Основные направления решения экологических проблем:
  • •Основные направления решения демографической проблемы:
  • •Словарь
  • •Философия в современном мире
  • •Литература и источники
  • •Словарь терминов по всему курсу

Врожденные идеи. Рене Декарт

Еще одним основоположником новой философии является французский философ Рене Декарт, который, как и Фрэнсис Бэкон, основной задачей философии считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира. И так же как Бэкон, Декарт полагал необходимым пересмотреть всю прежнюю философию и построить иную. Однако главное расхождение его воззрений с учением английского философа заключалось в совершенно другом понимании основного метода философского мышления.

Рене Декарт (1596–650)

Для того чтобы создать новую систему взглядов, утверждал Декарт, следует усомниться во всем предыдущем знании, которое выработало человечество. Более того, надо подвергнуть сомнению и существование окружающего: вдруг внешний мир – всего лишь иллюзия, а на самом деле его нет. Можно сомневаться даже в собственном существовании: нет никакой гарантии, что я действительно существую, не исключено, что жизнь моя – тоже иллюзия и мне только кажется, что я есть. Возможно ли что-нибудь устойчивое в этом всеобщем сомнении, то, в чем никак нельзя сомневаться? Оказывается, возможно. Это сам факт нашего сомнения: когда мы во всем абсолютно сомневаемся, то в этом случае не можем сомневаться в своем собственном сомнении. Оно-то уж точно несомненно. Но если мы сомневаемся, значит, мы мыслим, ибо сомнение – это акт мышления. А может ли мыслить то, чего в принципе нет, что не существует. Не может. Значит, если я мыслю, то существую.

Это знаменитое положение Декарта является ключевым моментом его философии. Причем данный тезис не следует понимать в том смысле, что наше мышление порождает наше существование. Речь идет только о том, что факт собственного мышления для нас более несомненен и достоверен, чем факт собственного существования. Мы скорее знаем о том, что мыслим, а не о том, что существуем. Да и о самом своем существовании мы знаем только благодаря тому, что у нас есть мышление. Кошка, например, тоже существует, но знает ли она об этом? Скорее всего, нет. Человек – единственное существо в мире, которое благодаря наличию разума может сказать себе: «Я есть». Животные, не обладающие мышлением, знают ли о жизни и о смерти, понимают ли, что существуют? Таким образом, мышление – реальность более ощутимая и безусловная, чем любая другая, и является первичной.

Вообще ведь для нас реально и действительно существует только то, что мы знаем, о чем имеем понятие или представление, то, что мыслим. Если даже что-то и существует само по себе, но мы не знаем о его наличии, тогда нам совершенно неважно, что оно есть, – ведь для нас его вовсе нет. Так, например, если мы знаем о существовании в океане некоего острова, то его наличие не вызывает сомнений – он действительно есть. Но если он, допустим, существует, а мы не знаем об этом, но, напротив, думаем, что его нет, тогда существует ли он для нас? Конечно же, нет. И точно так же, как из факта мышления мы заключаем о собственном существовании, можно из наших представлений и понятий о вещах, из мыслей о предметах делать выводы о существовании самих вещей и предметов. То есть из мышления выводится не только наше существование, но и наличие внешнего мира. Так же Декарт доказывает существование Бога (вспомним психологический аргумент): если в нашем уме есть понятие о Боге, значит, он существует.

Итак, мышление – первая, несомненная и достоверная реальность, с которой мы имеем дело. Оно независимо, самодостаточно и потому имеет собственную жизнь. Может ли оно тогда быть ничем или являться пустым? Не может. Оно наполнено врожденными идеями, то есть знанием, которое изначально (с самого момента рождения) присутствует в нашем уме и не зависит, следовательно, ни от внешнего мира, ни от жизненного опыта. Вспомним, что первым в истории философии говорил о врожденном знании Платон. Теория Декарта отчасти похожа на учение Платона, однако у последнего изначальные представления в человеческом уме обусловлены высшим, но забытым знанием идеальной души, которая до рождения тела пребывала в совершенном мире истинного Бытия. Врожденные идеи в системе Декарта – это основная характеристика нашего мышления. Откуда они в нем? Заложены Богом. Они являются наиболее общими (широкими) и предельно простыми положениями, которые настолько ясно и отчетливо представляются нашему уму, что мы не можем в них усомниться. Например, знаменитые аксиомы Евклидовой геометрии – это, по Декарту, врожденные идеи ума. Их не надо доказывать, потому что они самоочевидны, то есть настолько просты, ясны и несомненны, что в них и доказывать нечего. Например, есть такая аксиома: «Если три точки лежат на одной прямой, то одна из них лежит между двумя другими». Это положение предельно общее (так как относится к любым трем точкам, лежащим на одной прямой) и в такой же степени простое и ясное, несомненное и очевидное, в силу чего и является аксиомой. Но почему оно столь ясно и отчетливо представляется нашему уму, почему оно самодостоверно и несомненно? Потому что представляет собой врожденную идею, заложенную в наш ум самим Богом, который, говорит Декарт, не может нас обманывать. И как в геометрии из нескольких простых аксиом с достоверностью строится все грандиозное здание этой дисциплины, так и в других отраслях человеческого знания необходимо отталкиваться от аксиоматичных врожденных идей и возводить на их основе здание любой науки.

Врожденные идеи являются неотъемлемыми сущностями сознания, его необходимыми качествами. Из них и следует вывести все возможное знание об окружающем мире. Таким образом, информацию не следует собирать по крупицам в процессе жизненной практики, надо всего лишь раскрыть, проявить или реализовать уже имеющиеся доопытные представления. Они являются теми общими положениями, из которых возможно делать выводы в каждом конкретном случае. Поэтому неудивительно, что основным методом познания, по Декарту, должна быть дедукция, когда из неких общих утверждений делаются разные частные выводы. В основе такой дедукции и должны лежать врожденные идеи, не могущие быть ложными, – ведь они являются сущностью нашего мышления, несомненность и достоверность которого для нас очевидна. Важно только правильно применить дедуктивный метод, суметь добыть из изначального знания всевозможные и разнообразные конкретные положения, максимально раскрыть или развернуть его. Таким образом, по мнению Декарта, верный путь познания заключается в том, чтобы вывести истины не из внешнего мира, а из мышления, и поэтому его философский метод получил название рационализм(от лат. ratio– «ум, рассудок») и явился противоположностью бэконовскому эмпиризму.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Рене Декарт: врожденные идеи и достоверность знания

«Я мыслю, следовательно, существую.»
Р. Декарт

Рене Декарт — блистательный мыслитель Нового времени, достигший выдающихся успехов не только в философии, но и в математике, физике, механике и других науках.

Математическая философия

Рене Декарт, французский ученый

Еще во время обучения в иезуитской школе Рене Декарт осознал ненадежность и недостоверность схоластической науки, в основе которой лежала такая недоказуемая категория, как Божественное откровение. Достоверность знания была той проблемой, которая волновала его на протяжении всей жизни. Пытаясь подходить к ней с разных точек зрения, он в итоге пришел к выводу, что в философии нужно применять такие же методы, как в самой точной из наук — математике.

Сам Декарт был выдающимся математиком, он сделал в этой области множество открытий, в том числе придумал символы алгебры, которые используются до сих пор. В его честь названы многие научные термины: декартова система координат, декартов овал, декартово произведение и т. д.

Каким же образом Декарту удалось применить математическую точность к философии? Он создал метод познания, отличающийся высокой точностью и состоящий из четырех шагов, или правил. Первое правило — очевидность. Нельзя ничего принимать на веру просто так, истинным можно считать только то, что не вызывает ни малейшего сомнения. Второе правило — анализ. Каждый вопрос нужно разделять на как можно меньшие подвопросы, чтобы упростить понимание. Третье правило — синтез. Объяснение нужно начинать с самых простых вещей, постепенно, как по ступеням лестницы, поднимаясь к более сложным. Четвертое правило — контроль. Необходимо постоянно составлять перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.

«Здравый смысл кажется единственной вещью, которая во всем мире распределена равномерно — никто не хочет его больше, чем у него есть» (Р. Декарт)

Метод сомнений и врожденные идеи

Прежде чем создать новую систему знаний, Декарт решил усомниться во всем, что было известно человечеству ранее. Он пошел даже дальше и усомнился не только в науках, но и в самом факте существования мира и человека. Разве невозможно, что весь окружающий мир — лишь иллюзия и на самом деле его нет? Такая точка зрения имеет право на существование. Может, и меня самого тоже нет? В ответе на этот вопрос он опирался на сам факт своего сомнения. Я сомневаюсь, значит, я мыслю. То есть мышление существует, это можно считать доказанным. Но мышление не может быть отдельным от человека, существовать само по себе. Раз есть мышление, значит, есть и человек. «Я мыслю, следовательно, существую», — делал вывод Декарт.

«Диспут Декарта и шведской королевы Кристины» (Н. Форсберг с оригинала П.-Л. Дюмениля, 1884)

Итак, существование человека и его мышления можно считать доказанным, но сомнения в реальности мира все еще остаются. Ведь мир может быть порождением человеческого мышления, его фантазией. Для доказательства существования мира Декарт обращался к идее Бога. Эта идея, этот образ идеального, совершенного существа есть в нашем сознании. Но откуда он там появился, ведь сами люди — существа далеко не совершенные? Декарт утверждает, что эту идею в сознание человека вложил сам Бог, который создал и нас, и весь окружающий мир. Эту теорию Декарт назвал теорией врожденных идей.

Врожденные идеи — это то, что заложено в наш ум Творцом. Это простые положения, которые не вызывают у нас сомнения. В качестве примера простой идеи можно привести многие математические аксиомы, например: «Если три точки лежат на одной прямой, то одна из них лежит между двумя другими». Это очевидная вещь, и она ни у кого не вызывает сомнения. Такие же врожденные идеи существуют в любой области и любой науке. На них и должно основываться познание.

«Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей» (Р. Декарт)

Передовые идеи ученого

Сфера интересов Декарта была огромной, он интересовался самыми разными науками, от медицины до физики и метеорологии. Во многих науках он сделал замечательные открытия. Но они были слишком передовыми для своего времени, общество не могло оценить по достоинству большую их часть. Более того, свободомыслие могло стоить Декарту жизни. Его обвинили в ереси еще в те времена, когда он находился на военной службе и занимался научными изысканиями лишь в свободное время. Тогда ему пришлось бежать из Франции в Голландию, самую свободную страну Европы. Там он прожил двадцать лет, посвятив себя науке.

Занимаясь физикой и астрономией, Декарт пришел к тем же выводам, что и Галилей: Земля вращается. Но он молчал о своем открытии, потому что знал, как жестоко инквизиция обошлась с Галилеем. Ему даже пришлось уничтожить свои бумаги, чтобы избежать преследования католической церкви. После смерти Декарта практически все его сочинения были внесены в «Индекс запрещенных книг», а преподавание его философии было запрещено во всех учебных заведениях Франции. Существует версия, что Декарт умер не от болезни, как гласила официальная версия, а был отравлен агентами католической церкви, опасавшейся его «еретического» влияния.

Рене Декарт был создателем метода радикального сомнения в философии, который использовал для проверки достоверности знаний
Поделиться ссылкой

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх