Помост

Вопросы веры

История крестовые походы

История крестовых походов, Успенский Ф.И., 2005

История крестовых походов, Успенский Ф.И., 2005.
Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории.
По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимные отношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значения для истории восточноевропейских народов.

Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимные отношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значения для истории восточноевропейских народов. Составляя весьма важный отдел в западноевропейской истории, крестовые походы обильны внешними фактами и богаты результатами, которые хотя и куплены были весьма дорогой ценой, но могущественно повлияли на духовное развитие европейских народов. Тогда западные европейцы в первый раз большими массами поднялись со своих мест и, познакомившись с неизвестными им народами и странами, частью усвоили их нравы и учреждения, частью передали им свои понятия и воззрения. На Востоке перед европейцами открылся новый мир с совершенно новыми и чуждыми ему понятиями, образом жизни и политическим устройством. Рассказы и описания виденного и слышанного составили богатую литературу, которая с живым интересом читалась по монастырям и рыцарским замкам. Западные народы вложили в крестовые походы много своих сил, и материальных, и духовных, поэтому нет ничего удивительного, что национальная история французов, немцев, итальянцев и англичан не может не уделять значительного места изложению истории крестовых походов.
1. Обстоятельства, вызвавшие Крестовые Походы
2. Первый Крестовый Поход
3. Второй Крестовый Поход
4. Третий Крестовый Поход
5. Четвертый Крестовый Поход
6. Пятый Крестовый Поход
7. Шестой Крестовый Поход
Заключение
Хронология
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
— Яндекс Народ Диск.

В этот день, в ходе «Первого крестового похода» был осажден Иерусалим, который был взят.
Первый поход был организован в 1096 году решением римского папы Урбана II по просьбе византийского императора Алексея I с целью помощи восточным христианам в защите Анатолии (Малая Азия) от наступления сельджуков.
Идея первого крестового похода в частности и всего крестоносного движения в целом берет своё начало в обстановке, которая сложилась в Западной Европе по окончании эпохи раннего Средневековья. После раздела империи Каролингов и обращения в христианство воинственных венгров и викингов наступила относительная стабильность. Вот от скуки и тишины и началось..

За предыдущие несколько веков в Европе границам государств не угрожала серьёзная опасность извне, войскам приходилось применять свои силы лишь в междоусобных конфликтах и усмирении крестьянских бунтов.
А в Византии было жарко. Когда на престол взошёл Алексей I Комнин, различные вожди турок-сельджуков успели воспользоваться плодами междоусобицы и захватили значительную часть территории анатолийского плато.
В первые годы своего правления Алексей Комнин был вынужден вести постоянную борьбу на два фронта — против норманнов Сицилии, которые наступали на западе и против турок-сельджуков на востоке. Балканские владения Византийской империи также подвергались опустошительным набегам половцев.
Одной из причин крестового похода был призыв о помощи, с которым обратился к папе римскому византийский император Алексей I Комнин.
В 1071 году армия императора Романа IV Диогена была разбита султаном турок-сельджуков Алп-Арсланом в битве при Манцикерте. Это сражение и последующее свержение Романа IV Диогена привело к началу гражданской войны в Византии.
В этой ситуации император Алексей достаточно часто пользовался помощью наёмников из Западной Европы, которых византийцы называли франками или кельтами. Полководцы империи высоко ценили боевые качества европейской кавалерии и использовали наёмников в качестве ударных частей. Но их корпус нуждался в постоянных пополнениях.
В 1093 или 1094 году Алексей, по-видимому, направил папе римскому просьбу о помощи в найме очередного корпуса. Возможно, что эта просьба и послужила главным основанием для призыва к Крестовому походу.
Другим основанием могли послужить попавшие на запад слухи о зверствах, которые творились в Палестине. В этот момент Ближний Восток оказался на линии фронта между султанатом Великих сельджуков (который занимал значительную часть территории современных Ирана и Сирии) и государством Фатимидов Египта. Сельджуков поддерживали в основном мусульмане-сунниты, Фатимидов мусульмане-шииты.
В ходе похода также дополнительной целью стало освобождение священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Папа хотел как лучше… Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы.
Во главе многочисленного и хорошо вооруженного ополчения находились Раймунд IV, граф Тулузский (он вел войска из южной Франции и к нему примкнул папский легат), Гуго де Вермандуа (брат французского короля Филиппа I), Этьен (Стефан) II, граф Блуа и Шартра, герцог Нормандии Роберт III Куртгёз, граф Фландрии Роберт II, Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии, с братьями Евстахием (Эсташем) III, графом Булони, и Балдуином (Бодуэном), а также племянником Балдуином (Бодуэном) Младшим, Боэмунд Тарентский (сын Роберта Гвискара), с племянником Танкредом. Число крестоносцев, собравшихся разными путями в Константинополе, составляло несколько десятков тысяч.
Феодалы и простой народ всех национальностей по земле и морю двинулись на Восток, по пути освободив от власти турок-сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии, и в июле 1099 года завоевали Иерусалим.

Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока.
Крестоносцы спешили. Христианские меньшинства в Палестине и Сирии защищать было некому и во время военных действий представители некоторых из них подвергались грабежам. Это и могло породить слухи в Европе о страшных зверствах, творимых мусульманами в Палестине, что делало поход еще и актом возмездия ради справедливости и милосердия.
Иерусалим был осажден 7 июня. Долгое время шла подготовка к штурму.
Решающий штурм Иерусалима начался на рассвете 14 июля. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен утыканные гвоздями «просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки».
Обстрел камнями, однако, не причинил городу особого вреда, так как мусульмане защитили стены мешками, набитыми хлопком и отрубями, которые смягчали удар. Под непрекращающимся обстрелом — как пишет Гийом Тирский, «стрелы и дротики сыпались на людей с обеих сторон, подобно граду» — крестоносцы пытались придвинуть к стенам Иерусалима осадные башни, однако им мешал опоясывающий город глубокий ров.
Сражение продолжалось весь день, однако город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать — мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия.
Утром 15 июля, когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам и поджечь защищающие их мешки.
Это стало переломным моментом в атаке — крестоносцы перекинули на стены деревянные мостки и устремились в город. Первым прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский.
Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота. Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл Яффские ворота…
По окончании 1-го крестового похода на территории Леванта были основаны четыре христианских государства.
Эдесское графство — первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в 1098 году Балдуином I Булонским. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса.
Княжество Антиохия — было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года.
Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:
— Княжество Галилея
— Графство Яффа и Аскалон
— Лордство (княжество) Трансиордания — сеньория Крака, Монреаля и Сент-Авраама
— Сеньория Сидона
Графство Триполи — последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода. Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймундом IV. Графство просуществовало до 1289 года.
Непрекращающиеся военные конфликты с мусульманами позволили расцвести идее Священной войны против ислама.

И первый крестовый поход не стал последним… но это уже другая история.
Инфа и картинки (С) разные места инета

Организатором первого крестового похода был папа Урбан II являющийся последователем течения Клуни католической церкви. Распространяя сильно преувеличенные и беспочвенные слухи о том, что на Востоке всячески притесняют европейских паломников и относятся с презрением к священным местам, он начал разжигать фанатизм населения. В это время, папа Урбан II, в 1095 году (488 г. X.) с целью обсуждения вопросов, касавшихся делегации французских монахов, отправился на заседание церковного собрания, организованного в городе Клермон, во Франции. Речью, которую он произнес на этом собрании, подтолкнул весь христианский мир к священной войне против мусульман. Он объявил, что всякий, кто вооружится, во имя совершения священной войны, избавится от своих грехов, что даже убийца, совершивший преступление, будет прощен, что женщины и дети, добро и недвижимое имущество тех, кто примет участие в войне, будут находиться под покровительством церкви и будут неприкосновенны.
В связи с этой речью папы Урбана II, в центральных и южных частях Франции стали собираться крестоносцы. Папа, обратившись еще с другой речью к этому собравшемуся ядру крестоносцев, лично подтолкнул их к войне.

Самым ценным помощником папы Урбана II в вопросе организации против мусульман войска крестоносцев в Европе, был некий священник Пьер Лермит, бывший членом той же секты, что и папа Урбан II. Пьер Лермит босой, с непокрытой головой, с огромным крестом в руке, в рваной куртке, сидя верхом на хромом муле и объезжая деревню за деревней, городок за городком, благословлял народ на священную войну.

Спустя 3 месяца после проведения в Клермоне церковного собрания, во Франции, было создано для священной войны 40-50 тысяч человек разных возрастов и обоих полов. Они, сформировав передовой отряд под командованием монаха Пьера Лермита и рыцаря по прозвищу Нищий Готье, выступили из Франции. Когда они переходили через реку Рейн, к ним присоединилось войско крестоносцев, прибывшее из Германии, в котором насчитывалось 40-50 тысяч человек.
Эта передовая армия, численность которой возрастала в каждом месте, куда она приходила, была неорганизованной. Для того чтобы обеспечить себя пропитанием, люди в ней, по дороге, грабили те места, через которые проходили. Поэтому, они вызвали по отношению к себе чувства ненависти и враждебности у венгров, сербов и болгар. Эти страны приложили все старания к тому, чтобы эта передовая армия крестоносцев, оставлявшая пройденные ими места в нищете и в печали, как можно быстрее, покинули их.

Эти голодные люди, составлявшие войско крестоносцев, выспрашивая у жителей городов, встречавшихся на их пути, не является ли этот или иной город Иерусалимом, дошли до крепостных стен Константинополя. Алексей Комнин, который наряду с тем, что ранее попросил, при посредничестве папы, помощь у Европы, в борьбе с государством Сельджуков Анатолии, отнюдь не понравилось это неорганизованное скопление нищих людей. Его мечта избавить Анатолию от сельджуков, воспользовавшись войском крестоносцев, в одно мгновение, потерпела крах. И он, не впустив прибывших в город Константинополь, и ничуть не заставляя их ждать, провел их из Яловы в Анатолию.
Когда передовые силы войска крестоносцев, число которых было 200 000 человек, перешли на территорию Анатолии, это означало, что они вошли в страну мусульман. И, таким образом, они, в первый раз, вошли в соприкосновение с тюрками. Они попытались тотчас окружить город Изник, бывший тогдашним центром правительства Сельджуков Анатолии. Их встретил правитель государства Сельджуков Анатолии Клычарслан I. В результате возникшей кровавой схватки, выжить удалось лишь 3 000 человек из войска крестоносцев, насчитывавшего в своих рядах 200 000 человек. Хотя Нищий Готье и был убит на поле сражения в 1096 году (489 г х.), однако, священнику Пьеру Лермиту, удалось бежать и с трудом спасти свою жизнь.

В то время, когда передовые войска армии крестоносцев уничтожались таким образом, во Франции и в Италии, подготавливалось основное, главное войско крестоносцев. Это войско 15 августа 1096 года (489 г х.) перешло к действию, с четырех флангов, с тем, чтобы встретиться перед крепостными стенами Константинополя. Поскольку, король Франции Филип и император Германии Генрих IV были отлучены от церкви, никто из европейских королей не был допущен к участию в походе. Хотя, это войско крестоносцев, состояло из крупных феодалов и славных рыцарей и возглавлял папа, однако, вместо себя, в качестве своего уполномоченного, он посылал какого-нибудь священника.
Хотя численность войска крестоносцев, прибывшего к крепостным стенам Константинополя, приближалась к миллиону, однако, настоящих участников сражения, в общем, было не более 300 000 человек. Командующим же был один из французских аристократов, по имени Готфрид Бульонский.

Когда Византийский император Алексей Комнин увидел это скопление людей, он, опасаясь захвата Константинополя, оказал всемерную помощь для того, чтобы как можно раньше переправить войско в сторону Анатолии. Тем временем он также взял обещание относительно того, что анатолийские города, будучи захвачены у сельджуков, будут переданы византийцам. Сам он, также, отправил вместе с войском крестоносцев, в Анатолию, одну греческую армию.
Когда войско крестоносцев вступило на землю Анатолии, оно двинулось на город Изник, бывший центром правительства Сельджуков Анатолии. Правитель Сельджуков Анатолии Клычарслан I, покинув город, стал готовиться к войне в другом месте. И войско крестоносцев захватило город Изник, через некоторое время после его осады.
В то время, когда византийское войско, прибывшее в Анатолию вместе с войском крестоносцев, двигаясь в сторону Измира и Аяслуга, пыталось захватить эти районы у сельджуков, войско крестоносцев же, после захвата Изника, стало двигаться прямо вглубь Анатолии, чтобы идти в Сирию.

Правитель Сельджуков Анатолии Клычарслан I, встретив войско крестоносцев возле города Эскишехира, предпринял жесткую атаку. Во время возникшего кровавого сражения, Клычарслан I, ввиду того, что численность войск крестоносцев была слишком велика, не сумев предпринять ничего, кроме причинения некоторого количеств потерь, отступил, удалившись с поля сражения. Это сражение научило его отказываться от совершения генерального сражения с крестоносцами. Поэтому, Клычарслан I, разделив свое войско на небольшие группы, стал применять тактику, своего рода, партизанской войны, нападая при каждом удобном случае на войско крестоносцев, изнуряя и ослабляя его. Кроме того, для того, чтобы оставить войско крестоносцев голодными, он сжег и уничтожил весь урожай.
Хотя, войско крестоносцев и понесло довольно большие потери из-за жары, голода, жажды и при каждом удобном случае нападений тюркских частей, однако, оно все же с огромными трудностями, преодолев Торосские горы и добравшись до границы с Сирией, сумело блокировать крепость Антакью.

Хотя южные районы Сирии и города Иерусалима находились в подчинении Фатимидов, другие части находились в подчинении Сельджуков Сирии и Шама. Войско крестоносцев, блокировав крепость Антакью и избавившись от нападений Сельджуков Анатолии, на сей раз были вынуждены сражаться с Сельджуками Сирии.

Крепость Антакья была весьма укрепленной, мощной крепостью, в ней находилось 20 000 воинов, и имелся годовой запас продуктов. Командующим крепости был отважный, опытный и старый воин, по имени Багисьян. Невзирая на то, что войско крестоносцев блокировало эту крепость в течение 8 месяцев, оно так и не смогло захватить ее. В это время, крестоносцы, от голода и из-за болезней, понесли бесчисленные потери. В несумевшем добиться успеха, во время блокады, войске начались бегства. И, как следствие этого, командующий Балдуин, отделившись от войска крестоносцев, со своим отрядом, ушел в район Урфы. Захватив Урфу, он создал там княжество. В одно время, даже, монах Пьер Лермит хотел улизнуть потихоньку в Урфу. Очень многие авторитетные лица бежали в Урфу.

Командующий войсками крестоносцев Бохемонд, блокировавший Антакью, поняв, что не сможет взять крепость при помощи силы меча, прибегнул к хитрости. Сумев сговориться с одним отступником по имени Фируз, он взял одну из башен крепостных стен Антакьи. Крестоносцы, сумевшие, таким образом, войти в город, жестоко расправились с находившимися в городе мусульманами, число которых было около 10 000 человек.

Незадолго до того, как войско крестоносцев захватило Антакью, император Великих Сельджуков султан Беркиярык приказал наместнику Мосула Карбегу выступить из Мосула с 50 000-ным войском в Антакью. Кербега, придя в Антакью и увидев, что город захвачен, блокировал находившееся в крепости войско крестоносцев. Крестоносцы, находясь в такой ситуации, попали в трудное положение. В городе возникла нехватка продовольствия. Большое количество людей из войска крестоносцев стало искать меры, чтобы сбежать.

Один из монахов, находившихся в войске крестоносцев, начав искать средства, чтобы пробудить надежду и терпение крестоносцев, увидев старый меч, лежавший в одном из углов церкви, немедленно, прибегнул к обману и хитрости. Отправившись на собрание командующих, он сказал, что в ту ночь, во сне, он увидел одного из апостолов, и что тот апостол, якобы, сказал ему то, что меч, ранивший Христа, находится в церкви и что нашедший этот меч человек победит врага. Командующие, тут же, начав поиски, увидели тот самый меч, который ранее увидел монах. В них пробудились огромная надежда и сила. Настроение у них улучшилось. С этой решимостью и волей, совершив вылазку, они напали на войско Кербега и в конце-концов сумели разгромить его.

После этого события, крестоносцы, назначив Бохемонда правителем княжества Антакья, начали продвигаться в сторону Иерусалима по местности, находившейся между горным Ливаном и Средиземным морем.

Войско крестоносцев сумело добраться до Иерусалима спустя 3 месяца после того, как выступило из Европы. Здесь, в войске находилось лишь 40 000 человек. На дорогах Анатолии и Сирии, направляясь из Изника в Иерусалим, они оставили 600 000 трупов. Во время осады Антакьи, также, была понесена потеря в 200 000 человек. Какое-то количество крестоносцев ушло в Урфу. Таким образом, войско крестоносцев, с очень небольшим количеством сил и понеся неожиданные для них потери, придя к крепостным стенам Иерусалима, окружили город. Иерусалим смог противостоять осаде 37 дней. В конце концов, войско крестоносцев в июле 1099 года вошло в город. И, тотчас, бросившись на жителей города, принялось грабить и безжалостно убивать всех подряд. Этот разбой и погром продлились неделю, и за это время было убито 70 000 мусульман и иудеев.

Во время первого крестового похода, когда войско крестоносцев было в Анатолии и в Сирии, ислам пытались защищать, лишь, тюрки. Тот факт, что в это время, северная часть Сирии ушла из рук тюрок-суннитов, вызвал лишь чувство удовлетворения у шиитского правительства Фатимидов в Египте. Однако, когда войско крестоносцев, стало продвигаться по направлению к югу, тогда Фатимиды осознали опасность. Невзирая на это, они опять же не смогли предпринять чего-либо против крестоносцев.

После того, как крестоносцы захватили Иерусалим, они, тотчас сформировав правительство, назначили герцога из французского герцогства, Лорена Готфрида Бульонского королем. Готфрид, проявив смирение и не приняв этого титула, то есть титула короля, ограничился званием стража гробницы Исы.

Войско крестоносцев, разделив города Урфа, Антакья, Траблусшам и другие небольшие города, которые они захватили, продвигаясь к Иерусалиму, согласно феодальной системе на графства, герцогства и княжества, подчинили их королевству Иерусалима.

Правитель Фатимидов Мустали Биллях, осознавший опасность произошедшего, в связи с созданием в Иерусалиме королевства, хотя, потом, подготовив войско, и попытался взять обратно Иерусалим, однако, в окрестностях Аскалана понес поражение от христиан. После этой победы, королевство Иерусалима, положение которого еще более упрочилось, создало также на побережьях Финикии и Палестины правительство.
Христиане с целью защиты созданного ими путем применения силы королевства Иерусалима, сформировали состоящие из своего рода военных монахов рыцарские династии Госпитальеров и Тамплиеров. В это время они попросили также содействия у Европы. Однако, уменьшение количества воинов в войске крестоносцев от миллиона до нескольких тысяч человек в момент прибытия в Иерусалим, так же, как напугало Европу, так и остудило пыл фанатизма в них. И, таким образом, они не смогли оказать какой-либо помощи.

Захват Иерусалима и ужас, посеянный фанатичными христианами, послужили поводами для огромного волнения и ненависти во всех мусульманских странах. Даже Фатимиды, посылая воинов с моря и суши, принялись оказывать давление на королевство Иерусалима.

Более всех сражавшимися с королевством Иерусалима стали правитель государства Атабеков Мосула Умидуддин Зенки и его сын Нуреттин. Они в 1144 году захватили Урфу и дважды пленили короля Иерусалима. Захватив города Халеп и Шам, они продвинулись до ворот Иерусалима. Королевство Иерусалима было вынуждено просить военную помощь у папы Евгения III. В связи с этим, папа призвал христиан к новому походу и организовал второй крестовый поход.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх