Помост

Вопросы веры

Иудаизм о религии

ТАЛМУД

В иудаизме жизненно важным является завет, который Бог дал евреям и по которому они должны жить. Законы и постановления, сосредоточенные в Библии, предусматривают все многообразие жизненных ситуаций, в которых может оказаться Израиль (еврейский народ). Важно сохранять традиции, не переставая в то же время изучать Священное Писание, с целью поиска истинного значения слов.

Несколько слов о терминах. Есть слово «Мишна», оно означает «повторять», «учиться». «Талмуд» – это слово происходит от глагола «учиться», «Гемара» – от слова «сделать совершенным». До появления письменной Мишны учителей Торы называли «Таннаим», «мудрецами», а также «амораим», что значит «толкователи».

Еще один важный момент, необходимый для понимания иудаизма, деление Торы на «письменную Тору» и «устную Тору». Устную передавали по памяти по цепочке: пророки – мудрецы – учителя – ученики. Потом она была записана в Мишне (около 200 г. н. э.) и в Талмуде.

Основателем раввинистического иудаизма считается Йоханан бен Заккай. После покорения римлянами Иерусалима, он основал в Северной Палестине центр, где было установлено, какие книги священны. Йоханан бен Заккай, как никто до него, настаивал на изучении Торы и в этом видится непреходящее значение его личности для развития иудаизма.

Иудаизм I века н. э. отличался многообразием сект и движений. Наиболее влиятельным было движение фарисеев. Именно тогда появилось слово «рабби» (мой учитель), так стали называть толкователей Торы. От этого слова произошел и термин «раввинистический иудаизм».

Надо признать, что с самого начала среди толкователей Торы единства не было. Полемика велась постоянно и по самым разным вопросам, например, по поводу молитв. В Мишне можно найти различные толкования постановлений Второзакония.

Среди учителей, чьи толкования правовых традиций иудаизма легли в основу Мишны, Гиллель, Шаммай, Акива. Последнему приписываются многие высказывания, содержащиеся в Мишне.

Фарисеям противостояли саддукеи. Они утверждали, что только письменная Тора может считаться законом. Исходя из этого убеждения, они отвергали обычаи и верования, не упоминавшиеся в книгах Моисея. Саддукеи были служителями культа, их главой был первосвященник.

Расхождение между теми и другими были принципиальными. Фарисеи не утверждали, что устная Тора была передана со времен Моисея без каких-либо изменений, они отстаивали то, что их принципы толкования восходят ко времени Моисея. И очень важно то, что если письменная Тора постоянна и неизменна, то устная открыта и находится в постоянном развитии. Противоречия в этом нет, поскольку письменная Тора в своей неизменности постоянно указывает свое отношение к меняющейся жизни, и в этом проявляется ее связь с жизнью.

После взятия Иерусалима (63 г н. э.) римляне положили конец еврейскому самоуправлению. Интерес представляет отношение упомянутых самых значительных сект к завоевателям. Фарисеи были критически настроены по отношению к новой власти, а саддукеи воспользовались светской властью, которую им предоставили завоеватели.

В соответствии с Торой между евреями и неевреями должна была пролегать очевидная граница, стена. Об этом сказано в книгах Левит и Числа, в других библейских писаниях. Следовательно, стояла задача установить в реальной жизни отличия еврейского народа от других, надо возвеличить его, окружить ореолом святости. Естественно, такой процесс должен был отразиться в самом образе жизни евреев, а также в службе в Храме. Святость определяла служба, сосредоточенная вокруг жертвенника. Она предполагала исключительность и придавала тем самым особое значение образу жизни евреев.

В 70 г. н. э., когда римляне разрушили Храм, возникла необходимость утвердить факт святости каким-либо иным способом, ведь Храма и священнослужения больше не существовало. На этом этапе именно фарисеи с их упором на святость повседневной жизни нашли подход к решению возникшей проблемы. Они использовали профессиональных переписчиков, которые по роду занятия детально знали Библию. Переписчики толковали предание. Некоторые из переписчиков были фарисеями.

Самым главным было сохранение еврейским народом его святости, несмотря на отсутствие Храма. Цель была достигнута созданием Мишны (200 г н. э.) – труда, в котором особенное внимание уделялось разработке освящения каждого аспекта жизни евреев. Святых, которые работали в этом направлении, называли «мудрецами». Мишна – их первый труд по этому вопросу.

Постепенно священными стали праздничные трапезы, на которых стол заменил жертвенник. Обряды вроде омовения рук и молитвы стали средствами идентификации себя как святого народа.

Мишна отражает шесть областей жизни еврея, показывая, как он может быть освящен в любых обстоятельствах.

В Мишне отражена храмовая служба. В одном разделе указывается, какое количество урожая необходимо священнослужителям и сколько зерна надо другим группам общины. В Мишне трактуется поведение иудея в праздничные дни. В соответствующем разделе рассказано о законах ритуального осквернения и способах очищения. Понятно, что тексты опираются на соответствующие места из Пятикнижия.

Не обойдены вниманием повседневные дела, а также вопросы гражданского и уголовного законодательства, семьи и дома, проблемами личного статуса.

Обращает на себя гуманистический дух Мишны. Авторы выражают искреннюю озабоченность мерой ответственности за повреждение, боль, причинение увечья и необходимость лечения, оскорбление. Любовь к ближнему, признание, что он такой же человек, как и ты, – все эти принципы водили рукой каждого автора Мишны.

В Мишне приводится много конкретных примеров из жизни, с помощью которых объясняются и утверждаются принципы и правила жизни еврея. При внимательном изучении, видно, что конкретные случаи описаны не для того, чтобы копаться в мелочах, а чтобы составить основу человеческого сосуществования.

Если говорить о построении Мишны, труд представляет собой записи споров и обсуждений мудрецами письменной Торы. Эти записи собраны за продолжительный период времени.

Слово «устная» применительно к Торе очень уместный термин. Устная Тора представляет собой запись живых споров и дискуссий в судах и академиях, проходивших на протяжении значительного периода. Очевидно, и время здесь как бы становилось «соавтором», внося свои поправки в те или другие понятия.

С 200 по 400 г. н. э. раввины в Тверии, Кесарии и Цфате активно обсуждали учение Торы. Обсуждение выглядело в форме изучения аргументов, эти обсуждения также были записаны. Их поместили параллельно с каждым разделом Мишны, к которому относятся. Эти записи называются «Гемара», принято считать, что исследование такого рода усовершенствовало Мишну. Записи Мишны и Гемары составили Талмуд (Иерусалимский Талмуд).

Талмуд включает 39 комментирующих трактатов Мишны.

Обсуждения Мишны проходили и в Вавилонских академиях. Тексты позже были обработаны и приведены в форму Вавилонского Талмуда.

Если цитируют Талмуд без дополнительного определения, имеется в виду Талмуд Вавилонский. Талмуд Вавилонский является основным источником авторитетного права и богословия.

Талмуд описывает явления повседневной жизни, они для него – поле деятельности божественного начала. Истина, которая объединяет будничные вещи, – святость.

Безусловно, Талмуд представляет собой вершину толкования письменной Библии. Его рассматривают как свод законов с упором на практическую сторону жизни, хотя первоначально многие случаи, рассматриваемые в Талмуде, и их решения были скорее теоретическими, чем практическими.

Когда составлялись комментарии к Мишне, параллельно шла работа по толкованию самого Священного Писания, результатом этой работы были мидрашим (комментарии). Так раввинистическая литература сложилась из двух частей: Мишны и мидрашим.

Обычно классифицируют раввинистическую литературу в соответствии с литературным жанром. Письменная Тора включает в себя Моисеев закон и повествовательные материалы. Предания устной Торы по ходу времени также принимали форму закона и художественную форму.

Правовые нормы в иудаизме называются «Галаха». С помощью Галахи раввины направляют жизнь евреев на служение обществу и Богу способами, которые они считают правильными. В этих нормах они видят перспективу, с их помощью раввины описывают, как нужно поступать в идеальном мире.

Повествовательную традицию называют «Агада». Агада также отражает основные моменты иудейской религии, но в форме рассказа. Она включает в себя также элементы народной мудрости, теоретическое богословие, этику. Некоторые материалы Агады включены в Талмуд, хотя в основном Талмуд построен на Галахе. А мидрашим (толкования Библии) построены на материале Агады.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

LiveInternetLiveInternet

Рав Реувен Куклин

Иерусалимский

Храм – уникальное строение, которое было центральным местом для служения Творцу. Собственно, не только само здание, а и прилегающий к нему Храмовый двор — азара. Храм был местом открытого проявления Творца в этом мире, там раскрывалась Его Шхина — Божественное присутствие.

Это самое святое место для нашего народа. И каждый еврей, где бы он ни находился, когда молится, должен обратиться в ту сторону, где стоял Храм.

Три Храма

Как известно, Первый Храм был разрушен, а затем отстроен заново, но и Второй Храм тоже разрушили враги нашего народа. Пророчество гласит, когда придет Машиах, будет построен Третий Храм, который не разрушить.

Первый Храм построил царь Шломо, сын царя Давида. Строительство началось в 832 г. до новой эры и продолжалось семь лет. Разрушил его вавилонский царь Навухуднецар 9 Ава 422 года до н. э.

Второй Храм был возведен спустя 70 лет евреями, вернувшимися из Вавилона во главе с Зрубавелем, крупным еврейским лидером царского происхождения. Реконструировал Храм Ордус (Ирод). Но и этот Храм был разрушен — римским полководцем Титусом в 70 году до н.э. От Второго Храма до наших дней осталась только Стена Плача, или Котель а-Маарави — фрагмент западной стены Храмовой Горы.

Где стоял Храм

Храм стоял в Иерусалиме на Храмовой горе в азаре. Теперь там мусульманская святыня Куббат ас-Сахра («Купол над Скалой»). После создания Храма это стало единственным местом для жертвоприношений Всевышнему. И трижды в году – в праздники Песах, Шавуот и Суккот, еврейский народ стекался сюда со всей страны.

Какие помещения были внутри здания?

В Храме было три основных помещения: Святая святых, Святилище и зал при входе.

Святая святых (Кодеш ха-Кодашим) – самое священное место в Храме, там находился Ковчег Завета. Он стоял на камне штия – скале на Храмовой Горе. Эвен а-штия — Камень Основания, или Краеугольный камень мироздания, с которого, по преданию, Бог начал сотворение мира. Ворота, которые вели в Святая Святых, были высотой 20 амот (10 метров) и шириной 10 амот (5 метров).

В Святая святых не входил никто, кроме Первосвященника, который раз в году, в Йом Кипур, совершал там обряд воскурения (подробнее об этом читайте ). Перед Ковчегом стоял сосуд с маном, которым евреи питались в пустыне и который Бог повелел сохранить на все времена, а также посох Аарона, который однажды чудесным образом «расцвел цветами, пустил почки, и созрел на нем миндаль» в подтверждение избранности колена Леви (Бемидбар, 17:23-25).

Когда царь Шломо строил Храм, то знал, что он будет разрушен, и поэтому заранее приготовил место, чтобы спрятать Ковчег, — внизу, в глубоких и извилистых тайниках. И, когда пробил час, по приказу царя Йешаягу Ковчег был спрятан в месте, заблаговременно приготовленном Шломо. Вместе с Ковчегом были спрятаны посох Аарона, сосуд с маном и масло помазания.

Во Втором Храме в Святая святых уже был только камень штия, на котором Первосвященник производил воскурение.

Святилище (эйхаль) – самое большое из внутренних помещений, там проходила основная храмовая служба и оттуда проход вёл в Святая святых. Менора, Стол для хлебов предложения и Жертвенник воскурения находились в эйхаль.

Зал при входе в Храм (Улам) — улам располагался в передней части Храма и служил как бы прихожей перед Святилищем. Это отделение было шире остальных двух, одинаковых по ширине, и по сравнению с ними симметрично выступало на 15 амот с каждой стороны, справа и слева. Именно там, на площади этих 15 амот, хранились ножи, которыми резали животных, предназначенных в жертву. Ворота, ведущие в Улам, были самые крупные в Храме. Они были высотой 40 амот (20 метров) и шириной 20 амот (10 метров). От входа в Улам к Храмовому двору вели 12 ступеней.

Храмовый двор (азара) — о нем читайте .

Размеры Храма

Основная часть Храма в длину была 100 амот, в ширину 70 амот, а передняя его часть, улам, как было сказано, была шире по сравнению с другими помещениями в сумме на 30 амот, выступая на 15 амот с каждой стороны. Высота Храма была 100 амот.

Постоянные чудеса в Храме

В трактате Пиркей Авот (5:7) сказано, что в Храме было 10 постоянных чудес:
— ни у одной женщины не было выкидыша от запаха мяса животных, которых приносили в жертву;
— это мясо никогда не портилось;
— на бойне не было мух;
— у первосвященников в Йом Кипур не случалось семяизвержения;
— дождь и ветер никогда не гасили костры, разложенные ;
— столб дыма от жертвоприношений всегда поднимался ровно вверх, и ветер не развеивал его и не отклонял;
— — омер, два хлеба и фигурный хлеб предложения — никогда не оказывались негодными;
— стояли в тесноте, но когда падали ниц, места хватало всем;
— в Иерусалиме никого не жалили змеи и скорпионы;
— ночуя в Иерусалиме, даже в праздники, когда народ стекался туда со всей страны, никто не ощущал тесноты.

Храм – Небесные врата

Праотец Яаков называет место Храма «Вратами Небес» (Берешит, 28:17). Пишет Шла: «Храм, прообраз мироздания, назван „Вратами Небес“, ибо Божественный свет исходит из высшего мира в нижний и наполняет Храм, а из Храма распространяется по всей земле, и каждый элемент мира получает предназначенный ему свет из соответствующей детали Храма»

Заповедь собираться в Храме

Три раза в год – на Песах, Шавуот и Суккот, все евреи должны были собираться в Храме.

За что был разрушен Храм

В Талмуде (Йома 9) сказано: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За беспричинные вражду и ненависть».

Иудаизм – самая справедливая религия. Её мировоззрение основано на множестве законов, на все случаи жизни – буквальное исполнение этих законов и есть справедливость.

Без метафор — 613 заповедей Пятикнижия (Торы) 365 запретов и 248 повелений. Среди заповедей – («мицвот») особо выделяется так называемый Декалог, или Десять заповедей: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе, соблюдение святости дня отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонения от следования «мицвот» рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. Таким образом, справедливость торжествует и «здесь и сейчас».

Пространство иудаизма – весь мир. В самом прямом смысле. И в центре мира, в Иерусалиме – Храм, единственный, сейчас разрушенный, но всё равно – незаменимый. Поэтому во всем мире стоят синагоги – просто дома для молитвы. И это справедливо – нигде в другом месте Храма быть не может.

Мировоззрение иудаизма – романтическое очень. Особая избранность – от Бога, тоска по утраченной родине, «земле обетованной», «вековая грусть в глазах», мечта об объединении. Обратная сторона такого романтизма – отношение к иноплеменным. Иудаизм – исключительно племенная религия. Другие народы вполне доброжелательно признаются, но иногда почитаются потенциальными рабами или актуальными врагами. Самоизоляция верующих евреев, в силу их богоизбранности – стала одной из важнейших черт иудаизма; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в «завет» с Богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и следования Законам.

В связи с этим интересна религиозная экономика иудаизма, она тоже рассчитана на пространство всего мира. «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба. Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост (Втор. 23, 19-20). Именно это стало причиной того, что в эпоху Средневековья и Реформации финансы большей части европейской цивилизации оказались собраны в руках еврейских банкиров: христиане считали греховным давать деньги под проценты кому бы то ни было, а иудеи полагали возможным ссужать деньги под проценты иноплеменникам. Что-то есть в словах барона Унгерна (кстати, буддиста): «Талмуд проповедует терпимость ко всем и всяческим способам достижения цели»

Иудаизм можно смело назвать и самой грамотной из религий. Магомет не зря назвал евреев «народом Книги». На месте святилища в Храме в синагогах устанавливается большой шкаф. Такой шкаф называется ковчегом и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги. Вот так вот: книжный шкаф как святилище… И всем мужчинам иудейской общины вменялось в обязанность быть грамотными; это правило сохранялось в течение всего Средневековья! Ну, грамотность — писать и читать, и считать, конечно)

Книга

Книга, конечно, о любви. Но любой человек, раскрывавший исторические книги Ветхого Завета, знает, сколько там крови, сколько благословений на убийства и разграбление языческих городов: «А в городах сих… не оставляй в живых ни одной души… дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим (Втор. 20, 16-18). Жестокости Ветхого Завета иногда кажутся ужасающими

Любовь

В Торе записано — «Не делай ближнему своему того, что не желаешь, чтобы сделали тебе». Оно, конечно, о любви… но тут вопрос в том, кто ее достоин, на этот счет тоже есть предписания. И Закон Торы указывает на то, что человек не имеет права отдать свою жизнь, пойти на верную смерть, чтобы спасти другого.

Женщина в иудаизме занимает весьма незавидное положение. При бракосочетании — муж приобретает (!) жену и получает её в своё распоряжение. Согласно Талмуду муж имеет право развестись с женой, если она просто разбила блюдо в его доме, или если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена. Талмуд также требует от еврея дать жене развод, если она ела или жадно пила на улице, если кормила грудью на улице, если не зачала в течении десяти лет. Сама же жена не имеет право на развод. Согласно Талмуду, жена — послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания и подчинения мужчине. Ох, многобуков, но про женщину интересно)))

«И хотя женщина награждается, всё-таки наши мудрецы заповедали, чтобы никто свою дочь не обучал закону, по той причине, что большая часть женщин не имеет достаточного смысла для понимания закона, и по ограниченности ума своего может спутаться в словах закона. Посему-то наши мудрецы сказали: кто свою дочь обучает закону, тот всё равно что учит её преступлениям» (Гилхот Талмуд Тора, глава 1; трактат Иома, fol. 66, pag. 2) И кто поспорит, что это не справедливо?)))

Маймонид справедливо пишет в Законах о личных взаимоотношениях, гл. 21, з. 7: «В общей сложности получается пять работ, которые любая жена выполняет для своего мужа: она прядёт, омывает его лицо, руки и ноги, наполняет его чашу, стелит его постель и прислуживает ему. Есть также шесть работ, которые некоторые жёны выполняют, а некоторые — нет: помол муки, выпечка, стряпня, стирка, уход за детьми и кормление скота». И там же, з. 10: «Всякую жену, которая отказывается выполнять работу, которую она обязана делать, заставляют, вплоть до применения плетей». Раавад пишет в замечаниях: «Я никогда не слышал, чтобы женщину били плетью. Муж просто урезает её паёк, пока она не сдастся». Итак, муж не должен её пороть — достаточно морить её голодом, пока она не станет ему служить.

Искусство. С этим в нашем понимании – сложно. Отношение иудеев к изобразительному искусству складывалось под влиянием Второй заповеди Торы: «Не делай себе никакого изображения, ни того, что на небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…» (Исход, 20:4-5). Таким образом, без метафор, задача художника ограничивалась украшением ритуальных предметов и интерьеров синагог.

Храм

Яхве не имел ни изображений, ни храмов; и вообще облик его – «неатропоморфный», ему был посвящен шатёр («скиния») и в нём ларец («ковчег»), считавшийся земным местопребыванием Бога, незримо присутствовавшего во всём мире. В 960 году до н. э. царь Соломон воздвиг на горе Мориа Первый Храм Яхве, который был разрушен в 586 г. до н. э. царём Вавилона Навуходоносором. Вернувшись из вавилонского плена, иудеи построили Второй Храм, просуществовавший свыше 500 лет и полностью перестроенный царём Иродом (34—7 гг. до н. э.). Эта величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским императором Титом.

Главной чертой природного ландшафта района Храма является большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под Куполом Скалы. Вероятно, жертвенник был воздвигнут на самой скале, а Храм находился от него строго к западу. Соломону понадобилось семь лет на сооружение Храма, для его строительства из Ливана был привезен кедр, а царь Тира Хирам прислал мастеров. Дворец Соломона, строительство которого заняло 13 лет, находился от Храма строго к югу, как и дворец дочери фараона, жены Соломона. Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Вместе с тем, для строительства Храма таких размеров, которые указаны в пророчестве Иезекиила, потребуются значительные топологические изменения для расширения площади Храмовой горы.

Стена Плача — на первой тут фотке. Сегодня Стена Плача является местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее… В настоящее время над иродианской кладкой возвышается ещё 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.

Синагога

Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они.(Иез.11:16)

Синагога — это любое помещение, предназначенное для общественной молитвы иудеев, что всегда было и остается ее главным назначением и главным отличием. Внешне выглядеть может очень разнообразно. Да и стоит ли об этом заботиться, когда пространство – весь мир. Повторю, что синагога не является храмом, а еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме.
Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование рождения, совершеннолетия, выкуп первенца и другие религиозные обряды.

Когда-то в синагоге заседал бейт-дин – местный религиозный суд. Правление синагоги распоряжалось средствами для помощи нуждающимся, устраивало на ночлег приезжих и т.д.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Любая синагога, скромная или роскошная, должна быть оборудована соответствующим образом. Там обязательно должны быть:

шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно его помещают у стены, обращенной в сторону Иерусалима. Он должен быть прикрыт специальным занавесом.

вечный огонь, лампа, которая должна постоянно гореть, символизируя заповедь: «возжигать вечный огонь перед скрижалями…»

возвышение, на котором стоит стол, куда кладут свиток Торы во время чтения недельных глав.

отделение для женщин, иногда балкон, иногда боковой или задний придел. Было отделение для женщин и в Иерусалимском Храме.

Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражи, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.
А тут — вот такие разные синагоги…

Серия сообщений «Священные сооружения»:
Часть 1 — Буддизм. Священные сооружения
Часть 2 — Иудаизм. Священные сооружения
Часть 3 — Христианство. Священные сооружения
Часть 4 — Ислам. Священные сооружения
Часть 5 — Католичество. Филиокве. Уроки латинского

ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур». Урок «Мир и человек в иудаизме»

Слайд 7

Основополагающей ценностью иудейской культуры является строгое исполнение заповедей, дарованных Богом, избранному народу через пророка Моисея на горе Синай.

Слайд 8

Священная книга иудаизма – Тора – рассказывает о том, как Бог создал небо и землю, растения и животных и, наконец, человека. выделим это слово на доске

Слайд 9

Согласно Торе, Бог творил мир в течение шести дней. На седьмой день, завершив работу, Бог отдыхал.

Слайд 10

Евреи уже много веков почитают субботу – по-еврейски Шаббат – как святой день, день отдыха. Выделим это слово на доске. Шаббат – это праздник. Этот день нужно посвящать Богу, проводя его в молитве, изучении Писания. Существует пространный список работ, запрещенных в субботу. Например, нельзя зажигать свет, водить машину, продавать и покупать и т.д. Причем работать в этот день нельзя не только людям, но и животным. Однако традиция не только разрешает, но и требует нарушить субботу, если возникает угроза жизни человека.

Слайд 11

В основе Торы лежит любовь к Богу и безусловное уважение к Его творению, Его образу и подобию – человеку.

Тора так описывает сотворение человека: “И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да будет властвовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всей землёй…” Бог не только создал человека по своему образу и подобию, но и даровал ему возможность и способность править миром. Именно человеку Бог поручил придумать названия для всех прочих живых существ.

Слайд 12

Человек получил от Бога разум и свободу воли и, главное, — душу.

Объясните, как вы понимаете выражение “свобода воли”. Согласны ли вы с тем, что каждый человек сам отвечает за свою душу? Обоснуйте свой ответ.

От того, какие поступки человек совершает, какой выбор делает, зависит, праведной и чистой будет его душа или грешной.

Слайд 13

Именно стремление к скрупулёзному (очень точному) исполнению Божественной воли сделали иудаизм “религией действия”.

Иудаизм – религия действия, которая утверждает, что Бог более внимателен к поведению и конкретным делам и поступкам человека, чем к его словам. Бог сотворил мир, поселил в нем человека, и человек продолжает начатое Богом дело, участвуя в обустройстве этого мира. Еврейские мудрецы говорили: “Через действие мы проповедуем нашу религию. Наша жизнь расскажет о величии нашей веры”.

Человек создан, чтобы трудиться. Труд – это не просто способ заработать деньги, это не бремя, с которым приходится смиряться, это неотъемлемое свойство человека. Благодаря труду человек вносит свой вклад в жизнь, то есть помогает Богу в сотворении и развитии мира.

Слайд 14

Тора рассказывает, что Бог сотворил мужчину и женщину. Интересно, что в завершение каждого дня творения Бог смотрел на созданное им и всякий раз видел, что это хорошо. И только раз употребляется в этом рассказе слово “нехорошо”. “Нехорошо человеку быть одному”, — сказал Бог.

Как вы понимаете слова Торы “Нехорошо человеку быть одному”?

Создание семьи – обязанность человека, исполнение Божественного повеления. Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, “нельзя назвать человеком”. По еврейским понятиям, мужчина без жены – это лишь половина человеческой сущности. И еще одна важная вещь показывает отношение к женщине в иудаизме. В соответствии с еврейскими религиозным законом национальная принадлежность детей определяется по национальности матери, а не отца.

Важная черта еврейской семьи – сплоченность. Есть еврейское высказывание: “Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется”.

Слайд 15

Рассмотрите фотографии еврейских семей. Что вы можете сказать о том, как живут эти семьи, какие отношения между детьми и родителями? Почему вы так решили?

Первые слова, с которыми Бог обратился к людям, по утверждению Торы, были: “Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю”. Поэтому рождение ребенка для верующего еврея – не только великая семейная радость, но и исполнение воли Бога. В религиозных еврейских семьях, как правило, много детей.

Слайд 16

Родительские обязанности по отношению к детям – воспитание в соблюдении религиозных законов и обучение Торе. Кроме того, в еврейской семье отец обязан помочь ребенку обрести самостоятельность, “встать на ноги”. Именно поэтому в еврейских семьях важную роль играет забота о получении детьми хорошего образования, приобретении привычки к труду.

Очень важно, чтобы человек любил свою работу. Тора предостерегает от чрезмерного увлечения накоплением богатства, но вместе с тем и из бедности иудаизм не делает идеала. На вопрос: “Кто богат?” — иудаизм отвечает: “Довольный своей участью”. Такой человек свободен от зависти и жадности, он служит источником радости для окружающих.

А теперь предлагаю поработать в группах. Вставьте пропущенные буквы в слова, соберите еврейские пословицы о труде. Обсудите значение пословицы и объясните нам. (Приложение 2)

Бог не п…шлёт к…л…чи, если л…жать на п…чи.

Знан…я по н…следству не д…стаются.

К…гда не умеют писать, г…ворят, что п…ро пл…хое.

Кто долг… спит, у т…го к…р…ткие дни.

(пословицы разрезаны на части)

Конечно, в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей и детей бывают всякие ситуации. На тот крайний случай, когда ребенка надо наказать, родители поступают согласно древней мудрости: “Уж если необходимо отшлепать, то сделай это шнурком.”

Распространение религий

Распространение религий по странам мира. Иногда указан процент приверженцев в процентах от общей численности населения.

Бехаизм — космополитическое религиозно-политическое течение; распространилось в странах Ближнего Востока, Западной Европы, США. Основа бехаистской веры строится на монотеизме и верует в единого вечного трансцендентного Бога. Бехаизм проповедует идею отрицания национального государственного суверенитета, соединения науки и религии и т.д. Бехаизм получил своё название от прозвища его основоположника Мирзы Хусейна Али Бехауллы (буквально — блеск божий). Бехаизм первоначально возник в Ираке в середине 19 в. как секта в среде бабидов, бежавших из Ирана от преследований шахского правительства после подавления бабидских восстаний 1848-1852 гг. Положения Бехауллы, изложенные им в посланиях (лаухах) и «Священнейшей книге»(«Китабе Акдес»), должны были заменить Коран и «Беян» Баба. Бехаулла устранил из бабизма его революционно-демократические элементы, выступил против революционных методов борьбы с иранской реакцией, защищая частную собственность и социальное неравенство. Главные центры Бехаизм находятся в США (штат Иллинойс) и в ФРГ (Штутгарт).

Буддизм — Основные религиозные течения

Буддизм — одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Буддизм возник в древней Индии в 6-5 вв. до н.э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем Буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого. Особенностью буддийского учения является его практическая направленность. С самого начала Буддизм выступил не только против особого значения внешних форм религиозной жизни, в частности ритуальности, но и против абстрактных спекуляций, характерных для концепций брахманизма, и выдвинул в качестве центральной проблему бытия личности. Основное содержание буддийских книг — практическая доктрина «спасения», или «освобождения». Она изложена в учении о «четырёх благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, состояние освобождения от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания; короче — существует страдание и освобождение от страдания. С одной стороны, страдание и освобождение предстают как исключительно субъективное состояние, с другой стороны (особенно в системах развитых школ Буддизма) — как бытие — это страдание, Буддизм определяет страдание, прежде всего некая «реальность», имеющая и объективную (космическую) основу.

  • Хинаяна, наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма. Возникла в начале н.э. вскоре после появления буддизма, понятие Хинаяна введено сторонниками махаяны в начале 1-го тысячелетия н.э. Хинаяна включает в себя ряд школ: тхераваду, сарвастиваду (вайбхашику), саутрантику и др., хотя в настоящее время сторонники Хинаяна склонны отождествлять её с учением тхеравады («школы старейших»). В ходе своего развития и распространения Хинаяна утвердилась в южных странах (Цейлон, Лаос, Таиланд и др.), получив название южного буддизма. Характерная для всего буддизма проповедь личного совершенствования для достижения «освобождения» (нирваны) приняла в Хинаяне форму провозглашения нравственного и интеллектуального развития личности, совершенно не зависимого от каких-либо внешних по отношению к человеку сил (и прежде всего божественных). При этом для Хинаяны характерны относительно строгие и одновременно негативные нравственные принципы. Идеалом Хинаяны является архат, лицо, неуклонно стремящееся прежде всего к личному совершенствованию и практически мало заботящееся о совершенствовании других. В философском плане это связано с непризнанием души и бога как самостоятельных сущностей и утверждением в качестве единственно существующего отдельных психофизически элементов — дхарм, определённых единиц жизнедеятельности личности в неразрывной связи с окружающим миром. Дхармы соединяют в себе субъективное и объективное, материальное и духовное и находятся в непрерывном движении. Будда в Хинаяне — историческая личность, отличающаяся от других несравненно большим совершенством, но не обладающая никакой божественной властью. Он выступает как высший идеал человеческого существа, образец для других, ибо потенциально любой человек может стать буддой.
  • Махаяна — самоназвание крупнейшей, наряду с хинаяной, разновидности буддизма. Высшим религиозным идеалом в Махаяне считается бодхисатва — универсальный, но воплощённый в личности космический принцип связанности взаимным состраданием и взаимной помощью всех существ, стремящихся к освобождению от пут мирского существования. В отличие от архата — идеального святого хинаяны, добивавшегося личного освобождения строгим соблюдением канонических и ритуальных предписаний, бодхисатва выступает как образец для других: он сам не освобождается до тех пор, пока все до единого живые существа, стремящиеся к освобождению, не сумеют воспользоваться его примером и не достигнут нирваны. Более конкретно понятие бодхисатвы связано с накоплением личностью определённого набора предельных качеств (так называемых парамит): сверхмилосердия, сверхнравственности, сверхтерпения, сверхэнергичности, сверхсосредоточения и сверхзнания. Центральное место в культе Махаяны занимает символика «трёх тел Будды»: «тела Закона» («Дхармакая») — образа вселенского духовного бытия Будды; «тела Наслаждения» («Самбхогакая») — идеального образа Будды, ниспосылаемого ученикам, находящимся в йогическом трансе; «тела Призрачного» («Нирманакая») — материального человеческого облика Будды как субъекта образцового религиозного поведения. Религиозная символика Махаяны строится в виде сложного пантеона божеств, воплощающих персонализованные ценности достижения конечного освобождения. Важнейшие из них: Будда-Амитабха, или воплощённый в мире дух буддизма; Будда-Авалокитешвара, или обращенное на мир сострадание; Будда-Майтрея, или надежда мира.

Христианство — Основные религиозные течения

Христианство — мировая религия, объединяющая около 2 млрд. приверженцев. Суть христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе (сыне Божием), сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть во искупление людей от первородного греха. Христианство возникло в 1 веке н.э. в ближневосточных провинциях Римской империи. Первая, иерусалимская христианская община состояла из учеников, собравшихся вокруг Иисуса. К 4 веку христианство стало государственной религией Римской империи.

  • Католицизм или католичество — крупнейшая по числу прихожан (более 1 млрд приверженцев) ветвь христианства, сформировалaсь в I тысячелетии на территории Западной Римской империи. Окончательный разрыв с восточным православием произошёл в 1054 году. Всемирная Католическая Церковь подразделяется на католицизм латинского обряда и католицизм восточных обрядов. Главой Католической Церкви является папа римский, возглавляющий государство-город Ватикан в Риме. Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия решений Первого Ватиканского собора. Кроме того, существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Ватиканом. Католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2004 год, в мире насчитывалось 1,086 млрд католиков. Их число постоянно увеличивается за счёт роста числа верующих в Азии, Америке и Африке, в то время как в Европе число католиков постепенно уменьшается. Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия и Мальта). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину. Четверть Украины также исповедуют католицизм.
  • Мормонизм — обобщенное название религиозной субкультуры, возникшей в результате распространения и развития Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, созданной в начале XIX века Джозефом Смитом в США. Краеугольным камнем богословия мормонов является учение о «восстановлении», согласно которому вскоре после смерти первых апостолов Христа истинная Церковь исчезла с лица земли. Только через много столетий, в 1820 году, Бог избрал Джозефа Смита, чтобы через него восстановить истинное учение и истинную организацию церкви. После смерти Смита роль «пророка, провидца и носителя откровений» по очереди наследовали еще четырнадцать президентов церкви. Основные положения вероучения мормонов записаны в тринадцати «Символах веры». Следует отметить, что этот документ не дает полного представления о верованиях мормонов, и многие характерные учения в него не включены.
  • Православие — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской Империи в течение первого тысячелетия н.э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления 7-и Вселенских Соборов. Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола как свою историю. Православное вероучение, по убеждению его приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось оросами (дословно — граница, вероучительными определениями) вселенских, а также некоторых поместных, Соборов. Выделение православия на фоне появляющихся ересей начало оформляться в II-III веках н.э. Православие противостояло гностицизму (предлагавшему по-своему трактованый Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему божество Иисуса Христа).
  • Протестантизм (от лат. protestans — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.

Индуизм — религия, возникшая на индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите — санатана-дхарма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Индуизм является древнейшей мировой религией, которая уходит своими корнями в ведическую цивилизацию. Так как индуизм объединяет в себе различные верования и традиции, у него нет единого основателя. Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд. человек, из которых около 950 млн. проживают в Индии и Непале. Другие страны, в которых индусы составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания и Канада.

Ислам — Основные религиозные течения

Ислам — монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и христианством входит в группу авраамических религий. Ислам зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 века. Основателем считается пророк Мухаммад (ок. 570-632 гг.). Ислам признаёт Мухаммада поcледним (но не единственным) пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Помимо Мухаммада ислам признает всех предыдущих пророков от Адама, вплоть до Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса). Приверженцы ислама называются мусульманами. Чтобы стать мусульманином, необходимо и достаточно публичного (в присутствии двух полноправных свидетелей или трёх неполноправных) принятия исламского символа веры — Шахада.

  • Суннизм — основное направление в исламе, возникшее в результате его раскола после смерти Мухаммеда. Суннизм оформился в X-XI вв. в Халифате как господствующее религиозное течение. Причиной раскола явился вопрос о власти в Халифате. В отличие от шиитского направления, суннизм отрицал идею об особой природе Али (сам Али его тоже отрицал) и его праве на имамат, а также идею посредничества между Аллахом и людьми. Иногда суннитов называют ахль аль-хакк, то есть «люди истины».
  • Шиизм. Шииты — «те, кто держит сторону Али, зятя пророка Мухаммада». Это высказывание иранского историка XII в. Аш-Шахристани четко указывает на то, что после смерти пророка Мухаммада возникла группа мусульман, которая считала, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам. По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) «божественным установлением» закреплено за родом Али. По мере накопления хадисов стала очевидной направленность Священного предания в сторону суннизма. В противовес этому шииты декларировали свое враждебное отношение к Сунне и начали формирование собственного Священного предания — Акбара. Для шиитов характерен культ мучеников, которыми признаются все имамы. Согласно доктрине шиизма право на имамат не может принадлежать никому, кроме потомков Али и Фатимы — Алидов (поскольку только по этой линии есть потомки Мухаммеда). Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере. Шииты совершают паломничество в Эн-Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, в Кербелу — место гибели и могилы Хусейна и в Мешхед — к гробнице имама Али ар-Ризы.
  • Исмаилизм — название ряда направлений в Шиизме (низариты, ходжа и др.). Это одна из основных ветвей шиитского ислама, возникшая в середине VIII в. Многие исмаилиты признают классический ислам как элементарную духовную форму — аль-захир. Более развитой духовной формой в их среде считается аль-батын — тайная эзотерическая доктрина исмаилизма, включающая аллегорическую интерпретацию Корана и естественные науки. Буквальное понимание Корана не являются для исмаилитов обязательным и он воспринимается как символический текст, однако исмаилиты следуют практически всем обрядовым и правовым требованиям шариата.
  • Алавиты — название ряда шиитских сект, отколовшихся от шиитов в XII веке, но имеющих в своем учении некоторые элементы, свойственные исмаилитам, по некоторым не совсем достоверным сведениям, включающая элементы древневосточных астральных культов и христианства. Название «Алавиты» получили от имени халифа Али. Другое название — нусайриты — от имени Ибн Нусайра, считающегося основателем секты. По мнению некоторых источников, почитают халифа Али, как воплощенного бога, Солнце, Луну, веруют в переселение душ, отмечают некоторые христианские праздники. Распространены в Сирии и Турции.
  • Друзы — арабоязычная этноконфессиональная группа, являющаяся одним из ответвлений исмаилизма, последователи одной из крайних шиитских сект. Секта возникла в результате первого крупного раскола в исмаилизме в XI-XII веках, когда из состава египетских исмаилитов выделилась группа фатимидского сторонников взглядов исчезнувшего (по всей видимости, убитого) халифа аль-Хакима и, по сведениям противников друзов, даже признавшая его воплощением Бога. Получили своё название от основателя секты политического деятеля и проповедника Мухаммеда ибн Исмаила Наштакина ад-Дарази.

Джайнизм — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н.э. Основатель — Джино Махавира. Насчитывает примерно 6 млн. приверженцев, из которых 3,5 млн. в Индии. Основой философии джайнизма, как дхармической религии, является вера в череду перерождений (дхармачакра), возможность освобождения от самсары (мокша), строгий аскетизм, неизменная ценность каждой жизни (в каждой форме её проявления), и, как следствие, непричинение им вреда — ненасилие (ахимса).

Иудаизм, иудейство — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом. В религиоведении принято различать три исторических периода в развитии иудаизма: храмовый (в период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время). Cовременный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движния (секты) фарисеев, возникшей в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н.э.). В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (Галахи) современного Ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.

Синтоизм, синто — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма. Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — (ками). Некоторые ками являются духами местности, другие олицетворяют природные явления, являются покровителями семей и родов. Другие ками представляют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди, души умерших живут рядом. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.

Сикхизм — религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469-1539 гг.). К 1990 г. сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна. Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности. Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца, непостижимого и недосягаемого. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа, он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, и лишен ненависти и пристрастий.

Даосизм — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку. Даосизм следует отличать от Учения о Дао — более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство.

Зороастризм — религия, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), полученного им от бога Ахура-Мазды. Зороастризм является одной из древнейших пророческих религий, возможно первой из них. Дата и место жизни пророка Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала 2 тысячелетия до н.э. до 6 века до н.э. Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие произошло в 1738 году до н.э. «Первая вера» — традиционный эпитет Мазда Ясны.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх