Помост

Вопросы веры

Как надо молиться богу

Молитва чтобы Бог услышал и помог

Чтобы Господь Бог услышал Вашу молитву, важно научиться правильно к нему обращаться. Я делюсь с Вами текстом, читать который Вы будете дома.

Одна свеча, две, три. Это неважно.

Есть православная икона Спасителя – превосходно. Коли ее нет – не беда.

Возьмите в руки лист с молитвой, которую Вы обнаружите чуть ниже.

Успокойтесь, поудобнее сядьте.

Перекреститесь неспешно, созерцая в душе Божье присутствие.

Произвольное количество раз читайте опубликованный текст.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Услышь мою молитву покаянную, спаси душу в грехах окаянную. Помоги мне превозмочь свою слабость, даруй близким просветление, радость. Ты один, мой Бог – всесильный родитель, верный праведник и мудрый учитель. Отведи болезни, злобу и гнев, денег дай, но чтоб хватило на хлеб. Вразуми детей по совести жить, тем, что создал ты, всегда дорожить. Если в доме поселилась беда, верю в то, что ты со мной навсегда. Отпусти грехи мои и родных, помолюсь я за врагов и за них. Смилуйся над всеми грешными нами, запрети хулить дурными словами. Да будет воля твоя. Аминь.

Совсем не обязательно креститься три раза подряд.

Чтобы Бог услышал молитву, пусто ждать пока не угаснут все свечи.

Помощь не придет моментально. Ее надобно получить в награду от Всевышнего.

Мира Вам и благоденствия!

Зачем молиться святым?

Почитание святых основано на Священном Писании. Святые становятся нашими сомолитвенниками к Богу.

«Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя… раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас (Иов. 42.8). Господь желает скорее исполнить молитву одного праведника, чем трёх грешников, на что Сам и указывает.

Согрешил Авимелех и молится Богу, и кается, и оправдывается пред ним как может, но Бог, указывая на Авраама, говорит Авимелеху: Он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив (Быт. 20:7). Так Господь Сам нас учит прибегать к святым, прося их молитв. Ведь Авимелех первоначально молил Бога, как говорится, “напрямую” (Быт. 20:4-5). Но Сам Бог повелевает ему обратиться к ходатайству праведника»……..

«Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, видел, что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молился о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий (2Мак.15:12-14)».
(Из книги «Православие-протестантизм. Штрихи полемики»)

Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем

Как научиться обращаться к Богу? Читать молитвы по молитвослову, хотя бы даже и внимательно, — это ведь еще не значит обращаться к Нему. Очень часто ловишь себя на том, что просто их читаешь или, запомнив уже наизусть, произносишь, как некие монологи, но внутренне не адресуешь к Создателю. Потому и рассеян, и сердце холодно, и заставляешь себя подняться на молитву с трудом… Что надо сделать, чтоб молитва стала живой и горячей? Об этом мы беседуем с игуменом Нектарием (Морозовым).

— Отец Нектарий, обратиться к Богу — это ведь совсем не то, что к человеку? Когда мы обращаемся к человеку, у нас этой проблемы нет — мы видим перед собой человека, знаем цель своего обращения и обращаемся, и это представляется совершенно естественным. А вот к Богу — это всегда проблема, всегда та или иная трудность.

— Я не согласен с таким сравнением: к человеку обратиться — без проблем, а к Богу — проблема. Огромное количество людей, обращаясь к другим людям, делают это так, как на самом деле делать не стоит. И результаты такого обращения бывают достаточно плачевными. Иной человек, читая молитвы, полагает, что он молится, а на самом деле, как вы говорите, к Богу не обращается. Но бывает ведь и так, что человек обращается к человеку и говорит ему: мне от тебя нужно то-то и то-то. Но сердечного контакта между обратившимся и тем, к кому он обратился, не возникает. Человек, которого таким образом о чем-то просят, может это сделать только в силу своего христианского милосердия, добросердечия. А если он нашей просьбы не выполнил, то это в силу нашего жестокосердия. Нам нужно в равной мере учиться — и тому, как обращаться к Богу, и тому, как обращаться к человеку.

Прежде чем ответить на вопрос, как научиться обращаться к Богу и к людям, нужно сказать: человек может научиться только тому, чему он хочет научиться. Если желание есть, то особых сложностей не возникнет. Почему? Потому что если человек ощущает потребность в Боге, потребность в Его помощи, он будет искать способ эту помощь получить, милости Божией сподобиться. Каждый человек, который верит в Бога, знает, что у Бога можно просить помощи в молитве и что просить нужно так, чтобы собственное сердце откликалось. Так и происходит научение — человек сам, сердцем откликается на слова молитв. Вся суть в желании.

— В желании обратиться к Богу и обрести Его помощь?

— Конечно. Иногда происходит странная вещь: человек вроде бы верующий, православный, но, когда в его жизни что-то случается, не молится Богу, помощи Его не просит. Почему? Не по скромности, не по смирению. А потому, что ему как-то страшно вмешивать Бога в свои дела. Он хочет сам со своими делами разобраться. Худо-бедно, плохо, но — сам. Потому что вдруг Господь вмешается в его дела и сделает все совсем не так, как он сам хочет. Вот такой человек никогда не научится обращаться к Богу. Потому что для того, чтобы по-настоящему к Нему обратиться, нужно быть готовым принять Его волю о себе, какой бы она ни была. Любая молитва должна заканчиваться словами: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Но вот это-то и не хочется говорить человеку, и он предпочитает подчас ничего не говорить.

Если же у человека есть желание исполнять волю Божию, если он нуждается в исполнении этой воли — что можно ему подсказать, как ему учиться обращаться к Богу, чтоб это было не формально, а от сердца? Наша жизнь состоит из ситуаций, в которых мы чувствуем свою человеческую недостаточность, неразумие, немощность, греховность. И каждая такая ситуация должна становиться поводом для обращения к Богу. Как говорил преподобный Никодим Святогорец: ты встал вечером молиться Богу, и ты должен вытеснить из своего сердца все, что тебя занимало в течение дня. Но если ты не смог все это вытеснить, не в силах оказался забыть все это ради молитвы, то преврати это все в повод для молитвы. Потому что если для тебя это важно, то это нельзя мимо Него пронести.

Сколько у нас случается всякого, в том числе и того, что нас ранит! Непредвиденные обстоятельства ломают наши планы, разрушают то дело, которым мы занимаемся, дело вроде бы хорошее и богоугодное; от этого страдают люди. Как с этим быть? Нужно сказать: Господи, то, что от меня зависит, я постараюсь сделать, а остальное в Твоих руках, как Тебе угодно, так и будет. И примириться с этим. Как говорил старец Паисий: прежде чем что-то сделать, я зажигаю лампадку и воздеваю руки к Богу, а потом делаю то, что в моих человеческих силах. Это очень хороший урок нам. Нужно делать все, от нас зависящее, но прежде, чем делать, обращаться к Богу. И предавать все Его воле и о прочем не беспокоиться. Когда у нас преобладает такое отношение ко всему происходящему с нами и к Богу — это означает, что ниточка (тоже выражение Паисия Святогорца) доверия связала нас с Ним. Но доверие приходит именно через молитву.

— Но чтобы в час скорби сказать «…не моя воля, но Твоя» — нужно подумать, что эта скорбь, эта боль на самом деле нам зачем-то нужна. Так я Вас понимаю?

— Как говорил преподобный Исаак Сирин, нет другого способа приблизиться к Богу, кроме как через скорби. В ровной, беспечальной, бесскорбной жизни не было бы тех моментов, которые заставят нас к Богу воззвать. Когда с нами что-то случается, это мобилизует нас, это все наши силы собирает. Святитель Феофан Затворник говорил: если ты молишься Богу, ты должен чувствовать в сердце своем некую «болячку», которая заставляет тебя свое сердце чувствовать, из его глубины взывать. А когда с нами что-то случается, эта болячка образуется сама собой. Боль наше внимание в сердце собирает, и мы молимся уже из сердца, а не откуда-то — невесть откуда.

Скорбь может приблизить нас к Богу, а может и оттолкнуть. Чтобы приблизиться, нужно сказать: Господи, мне плохо, мне больно, но если Ты мне это попустил, значит, мне это нужно, я благодарю Тебя. Если человек нашел в себе силы на это, он сделал огромный шаг вперед. Если же человек скажет иначе: «Да что же это такое, Господи, почему Ты так ко мне несправедлив!» — он сделает огромный шаг назад. По большому счету, нужно радоваться тем ранящим нас ситуациям, которые Господь нам Сам посылает и в которых мы можем Ему довериться. Нужно радоваться, что разыгралась буря и мы можем ступить за борт лодки и пойти по бурной воде — к Нему. Не было бы этой бури, мы не узнали бы, что это возможно. Хотя, конечно, любому из нас свойственно желать, чтоб погода на нашем море была хорошая.

— Значит, Гефсиманская молитва — это для нас для всех вечный образец?

— Да, и, следуя этому как образцу, нужно принять во внимание вот что: если Спаситель в Гефсиманском саду взывал к Богу трижды, борясь и орошая землю кровавым потом, то нам нужно взывать — не трижды, а триста, может быть, раз. Потому что наша борьба — это борьба с собственным нашим грехом, малодушием, леностью. Из этой борьбы нам нелегко выходить победителями. Но, выйдя, мы всегда становимся сильнее, потому что возрастаем в доверии к Богу. Один из древних святых говорил: если и небо приклонится к земле, мой ум не поколеблется. Таково было его доверие к Богу. Нам до такой меры далеко, но, шаг за шагом к этой мере приближаясь, можно стать очень сильным и счастливым человеком.

— Говорят, однако, что путь духовного возрастания — это бег вверх по эскалатору, идущему вниз. Стоит остановиться…

— Стоит человеку, навыкшему уже в покаянии и доверии к Богу, расслабиться, позволить себе жалобы и ропот — и вот, он стал слабее и неразумнее, чем был. Расслабился раз, другой, третий — и стал уже совершенно неразумным человеком, не понимающим путей Божиих и неспособным с ними примириться.

— Когда мы во власти какого-то острого переживания, когда мы в слезах, в состоянии крайнего эмоционального стресса, мы именно расслабляемся и зачастую совершенно не помним о Боге. Если мы способны-таки оглянуться на себя — хотя бы в силу того, что к вечерней молитве себя приучили и даже в этом состоянии не можем ее опустить, — мы осознаем, что все это время Бога для нас словно и не было. И очень трудно вновь собраться и к Нему вернуться.

— А на самом деле эта мучительная для нас ситуация имеет своей целью о Боге нам напомнить. В подобных случаях действительно бывает трудно справиться с возбужденными нервами. Но как оно возникает, нервное возбуждение? Оно имеет причину во множестве помыслов, которые у нас в голове толкаются и нас дергают туда-сюда. О том, какова бывает брань с помыслами даже у святых, говорит нам эпизод из жизни Макария Александрийского: его так измучил помысл куда-то непременно пойти, что он лег на пороге своей кельи и сказал: кто хочет, может понести меня, а сам я никуда не пойду. И лежал так до тех пор, пока не ушел помысл. Помыслы расшатывают нервную систему, а борьба с ними — это, во-первых, вопрос веры, а во-вторых, дисциплины. Дисциплина ведь во всем нужна. Если человек привык вставать вовремя, он будет вставать вовремя. Привык позволять себе полежать «пять минут», будет лежать час. Привык при любой приключившейся скорби говорить: Господи, да будет воля Твоя, благая прияхом, злых ли не стерпим (ср.: Иов 2, 10), значит, так и будет говорить. А если человек сначала позволяет себе помалодушествовать, предается жалости к себе и лишь потом пытается взяться за себя, то, конечно, ему трудно будет справиться с собой.

— Стащило вниз, попробуй выберись теперь наверх…

— Да, я знаю это по собственному опыту, потому что меня тоже постоянно туда стаскивает. Эскалатор не просто вниз идет, он еще и очень быстро движется. Но бывают случаи, когда все же не даешь себя стащить.

— В течение всей нашей жизни, изо дня в день нашим вниманием владеет наша же собственная ситуация со всеми ее проблемами, радостями, надеждами, страхами… Мы обращены к себе, внутрь себя, может быть, а к Богу — лишь постольку, поскольку это имеет отношение к той же нашей ситуации. Когда нам плохо и страшно, мы готовы вскричать «Господи, помилуй!», когда нам что-то до зарезу надо, мы готовы это у Него просить, вымаливать, но постоянной обращенности ко Творцу у нас нет. Потому и не можем толком молиться… Как развернуть себя на некое количество градусов?

— Это верная мысль, к Богу нужно не просто обращаться время от времени, к Нему нужно постоянно самого себя разворачивать. Почему это так трудно? Трудно оставить все то, к чему обращен человек, за что он держится, что владеет его душой и вниманием. С чего начать? У Антония Великого есть хороший совет: прежде чем отходить ко сну, обязательно поблагодари Бога за все, что было в этот день. Даже если в этот день, по рассуждению человеческому, не было хорошего вообще ничего, а было только плохое. Все равно нужно поблагодарить Бога — сначала лишь устами, а следом за этой устной благодарностью — может быть, даже через силу произнесенной — появится осознание того, за что мы Бога благодарим. За то, что Он дал нам прожить еще этот день. За то, что, хотя мы и впадали в грехи, от многих иных грехов нас Господь сохранил. За то, что Он как-то меняет, образовывает, учит нашу душу. Только начни благодарить — и сердце подскажет за что. И с такой же благодарности Богу важно свой день начинать. Тогда не будет этого мгновенного погружения в собственные обстоятельства, проблемы, скорби — сразу после пробуждения. Тогда — открыл глаза, и первая твоя мысль не о будильнике, не о работе, не о деньгах, не о службе даже — потому что ведь мы умудряемся и в храм бежать, совершенно о Боге не думая, — а именно о Нем. Если человек навыкает, едва открыв глаза, сразу говорить: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты даешь мне еще один день», тогда со временем эти слова очень глубоко в сердце проникнут.

— И так возможно научиться все время видеть Бога, иначе говоря, реагировать на Него как на постоянно присутствующее в нашей жизни обстоятельство?

— Для того чтобы все время Его видеть, просто не надо от Него отворачиваться. Ведь в этом мире, в нашей жизни нет ничего такого, что не напоминало бы нам о Боге. Им мы живем, дышим и существуем. Если в какой-то момент Его воля, поддерживающая наше бытие, станет иной, мы перестанем существовать. Поэтому нет такого момента, в который у нас не было бы повода о Нем вспомнить.

Но сила памятования человека о Боге может быть различной. Это как отношения с человеком: когда-то они бывают ровными и привычными, а когда-то захватывают нас целиком. Очень важно, чтобы это чувство — что всё вокруг, всё, что с нами происходит, есть дело рук Божиих и Промысла Его о нас — присутствовало в нас постоянно. В нашей жизни нет ничего, что не имело бы отношения к Богу!

Дуччо ди Буонинсенья. Призвание апостолов Петра и Андрея

— Вы говорите: «Если есть желание, особых трудностей не будет», но как все же трудно, практически невозможно себя перестроить! У кого это получается? У Вас получается, например?

— Каждого из нас на пути духовном ждут маленькие открытия. И эти открытия свидетельствуют — не о преуспеянии, нет, но о том, что человек каким-то образом все же нащупывает для себя некий путь. Мы очень разные, и Господь, когда хочет чего-то от нас добиться, употребляет разные способы воздействия на наши души. Разные способы призвания. Каков был, например, способ призвания апостола Петра? Неожиданно богатый улов рыбы (см.: Лк. 5, 4–7). А с апостолом Матфеем это произошло иначе (см.: Мф. 9, 9). И с апостолом Павлом (см.: Деян. 9, 3–9). К каждому сердцу Господь подбирает свой ключ. Вот и мы — каждый к своему сердцу — должны какие-то ключи подбирать. Потому что сердце каждого из нас — оно, с одной стороны, человеку принадлежит, а с другой — будто и не его, настолько не управляемо им.

Я, например, нашел для себя такой ключик: когда я оказываюсь в ситуации, которая для меня тяжела, которая может разрушить меня — и не только мою нервную систему, не только мою жизнь, но и — самое страшное — мои отношения с Богом, — я стараюсь представить себе последствия. Каким я стану, если я позволю этой ситуации себя преодолеть, если не найду в себе сил смириться с волей Божией и благодарить Его за все, что Он мне послал? Я останусь ни с чем. С истрепанными нервами, с разрушенной жизнью, с явными признаками моральной и интеллектуальной деградации. А главное — я окажусь в удалении от Бога. И как мне такому жить? Вот эта мысль об ужасе, в который я могу сам себя ввергнуть, — она помогает мне преодолеть мучительную ситуацию и жить, хотя не всегда помогает сразу.

— Скажите, в чем еще должен состоять наш труд? Мне кажется, что перестраивать нужно очень многое, например отношение к людям.

— С внешней стороны, все постигающие нас испытания приходят от людей. Господь устраивает нашу жизнь, но непосредственно создают наши жизненные обстоятельства все же люди. Иногда мы говорим себе так: «Да, конечно, я смиряюсь с тем, что мне Бог посылает, но вот именно с этим человеком я мира найти не могу, потому что он — орудие неправды». Но мы не должны так говорить на самом деле; в этом случае мы, по слову аввы Дорофея, становимся похожими на собаку, в которую бросили палку, а она, вместо того чтобы разобраться, откуда и почему эта палка прилетела, хватает ее и грызет как причину своей беды. А причина нашей беды — не человек и не Бог. Причина — это, с одной стороны, наша испорченность, с другой — испорченность окружающего нас мира. И это надо принимать — не как что-то, имеющее к нам лишь косвенное отношение, а как то, в чем мы непосредственно живем. Когда нас обвиняют, притесняют, как нам кажется, несправедливо, вспоминать заповедь о левой щеке (см.: Мф. 5, 39), вспоминать те наши неправды, за которые нас никто не обличил и не наказал, которых, кроме нас и Бога, никто не знает. Да, можно сказать: это очень трудно, это сложно — жить так, как вы предлагаете сейчас. Но опыт показывает, что жить иначе, не делать всего этого — гораздо труднее.

— Молитвы, оставленные нам святыми отцами Церкви, — они как бы сшиты не по нашей мерке. Мы не испытываем того, что испытывали они, мы до этих переживаний просто не доросли. Знакомство с их наследием нам, безусловно, полезно, более того, необходимо: без этого маяка мы найти верный курс не сможем; но как нам молиться их словами? Как быть, если та или иная молитва не становится своей?

— Ребенок учит стихи Пушкина, или Тютчева, или Блока, не понимая их глубинного смысла; но, если он читает стихи с интересом и вниманием, душа его понемногу преображается, и постепенно он может прийти к пониманию поэзии. И со временем, может быть, поймет больше, чем Пушкин или Тютчев, бывает и такое. Нечто сродное можно сказать и о чтении молитв. Человек, читающий их внимательно, всегда найдет в них что-то, отвечающее его собственным внутренним запросам. Молясь по молитвослову, мы просим у Бога прощения, милости, и это вполне соответствует нашей мере. Но там же, действительно, есть вещи, которые нашу меру превосходят. Например: святые гораздо лучше нас видят собственную греховность, свое недостоинство и облекают это в такую словесную форму, что нам кажется — мы лучше их. Или: мы понимаем, что мы намного хуже, но скорбим оттого, что, в отличие от них, никак по-настоящему почувствовать это не можем. Но если человек молится внимательно и усердно, если он сообразует свою жизнь с молитвой, изменения в нем происходят. Человек вырастает — если не в меру святых, то, во всяком случае, в меру понимания, внутреннего принятия тех слов, с которыми они к Богу обращались. Молитва воспитывает человека.

Мы нередко исходим в своих рассуждениях из того, что святые — совсем не такие люди, как мы, куда нам до них. Это, с одной стороны, так; но душа человека, душа любого из нас изначально создана удивительно хорошей, чистой, светлой. И в ней — поскольку человек создан по образу и подобию Божию — все лучшее уже заключено. Да, она испорчена, искажена грехом. Но лучшее в ней все равно есть, и это лучшее, безусловно, способно откликаться на слова святых, жить этими словами и воспринимать их как свои. Наша душа похожа на измученного, забитого узника, а когда мы молимся, мы выпускаем ее на свободу. У нее есть крылья, и когда мы молимся, мы даем ей их расправить, и она снова получает возможность летать.

— Значит, нужно ждать и надеяться, что слова молитв, сложенных святыми отцами, станут когда-нибудь нашими?

— Ждать не надо. К этому надо идти каждый день. Это ведь как искорки — сегодня одна искорка блеснет и осветит нашу жизнь, завтра другая. Сегодня одно слово молитвы вдруг переживется сердцем как наше собственное, завтра другое. Просто нужно это помнить, не забывать случившихся уже озарений. Складывать этот опыт в своем сердце и дальше им жить. А еще важно — не бояться переживать то, что переживали святые. Человек нередко этого боится, потому что переживать это больно; сердце приходится глубоко раскрывать и обнажаться перед Богом и перед самим собой. Здесь необходим отказ от самозащиты, ощущение собственной беззащитности. Потому что только тогда, когда мы не защищаем себя сами, нас защищает наш Защитник.

— Но в повседневной своей жизни мы так привыкли защищаться, что расстаться с этой привычкой кажется невозможным.

— Да, человек — существо, зависимое от своих привычек, но привычки можно менять. Вредную привычку курить человек может сменить на полезную привычку — бегать по утрам. Привычки должны зависеть от человека, а не человек от привычек. Мы привыкли обижаться и страдать, если нам говорят какую-то неприятную правду о нас; а почему? Почему первично страдание, а не радость от того, что нам указали на что-то дурное в нас и тем самым помогли измениться? Молитва призвана изменить наше сердце, а защищая себя, мы сердце свое защищаем от нее. Здесь нужно выбирать и нужно знать, что зависит это не от возможности или невозможности, а от желания или нежелания. Есть, к примеру, такая вещь, как балет: можем мы с вами сделать то, что делают артисты балета на сцене? Вряд ли. А они ведь такие же люди, как и мы, просто они годами упражняли свое тело — потому, что хотели в балете танцевать. Мы призваны не тело упражнять, а душу, и если у нас это плохо получается, то только потому, что мы плохо хотим.

Преподобный Силуан Афонский И еще один важный момент: не бояться правды окружающей нас жизни. Не прятаться, не бежать от нее, не приукрашивать, а иметь смелость встречать ее лицом к лицу — со всей ее болью, ужасом, тяжестью. И не ужасаться от этого, не изнемогать от этой боли, а принимать жизнь такой, как она есть. Только так относясь к жизни, можно увидеть человеческую боль и попытаться уврачевать ее. Только видя жизнь такой, как она есть, можно кому-то помочь и не пройти в конечном итоге мимо Христа. Нередко человек отказывается видеть жизнь такой, как она есть, и пытается формализовать ее. И тогда все становится формальностью, в том числе и отношение к Богу. В начале нашей беседы вы сравнивали отношение к Богу с отношением к человеку: а всегда ли мы к людям относимся не формально? Всегда ли мы готовы человека принять таким, каков он есть, принять в свое сердце, а не отвернуться от него? Как часто мы отворачиваемся от человека, потому что он боль какую-то нам причиняет — самим фактом своего существования! А закрывшись от человека, мы почти всегда закрываемся от Бога. А если мы однажды свое сердце для Него закрыли, оно не раскроется потом автоматически. Для того чтобы оно раскрылось, нужны будут особые усилия, труд покаяния. Почему преподобный Силуан Афонский говорил, что молиться за мир — это кровь проливать? Потому что для молитвы за мир надо такое сердце иметь — любящее, чувствующее, милующее. Вот почему старец Силуан плакал над змеей разрубленной, над летучей мышью, которую кипятком обварил случайно. Это трудно — так жить. Жить и плакать над чужою болью. С точки зрения современного человека такие слезы — признак расшатанной нервной системы, истеричности и т. п. А с точки зрения христианства это норма — такое отношение ко всему живому. Обнаженное.

Есть еще одно хорошее правило, правда, его не так легко соблюдать. Когда что-то случается такое, ранящее нас, когда мы вдруг о чем-то узнаем, не реагировать на это сразу, а сделать как бы шаг назад и дождаться, дать произошедшему отозваться в сердце, откликнуться — и реагировать уже после этого сердечного отклика. Ведь мы очень часто лишь по поверхности событий, явлений скользим, и это тоже мешает нам подлинной сердечной жизнью жить. А если человек не живет подлинной жизнью, то и молитва его не может быть подлинной.

Журнал «Православие и современность», № 29 (45)

​Беседовала Марина Бирюкова

Конспект урока № 13 » Жанр молитвы»

Тема урока: «Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов»

Цель урока: Церковная музыка для детей.

Задачи урока:

  1. Развивать ассоциативно-образное мышление детей.
  2. Формировать чувство стиля музыки Чайковского.
  3. Сравнительный интонационный анализ 2 пьес.

Музыкальный материал: «Детский альбом» П.Чайковский: «Утренняя молитва» «В церкви», церковные напевы, молитвы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока № 13 » Жанр молитвы» »

Урок 13 2 класс

Тема урока: «Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов»

Цель урока: Церковная музыка для детей.

Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

Формировать чувство стиля музыки Чайковского.

Сравнительный интонационный анализ 2 пьес.

Музыкальный материал: «Детский альбом» П.Чайковский: «Утренняя молитва» «В церкви», церковные напевы, молитвы

О каком русском святом идет речь?

Как помогал людям Сергий Радонежский? (добрыми делами и молитвами)

А кто знает, что такое молитва? (обращение верующего к Богу, беседа с Богом).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке музыки? (о молитве)

Углубление в новую тему.

Попробуем сейчас выяснить, какая бывает молитва?

Молитву можно прочитать? (читаем молитву «Отче наш»)

Как еще можно исполнять молитву? (петь)

Слушаем молитву «Отче наш», пробуем петь молитву.

Как еще можно исполнять молитву? (играть)

Посмотрите и скажите портрет, какого композитора вы видите на экране? (П. И. Чайковский)

Мы уже знаем, что Чайковский писал музыку для детей, что для своих племянников он написал инструментальные пьесы, которые назвал «Детский альбом». Начинается и заканчивается «Детский альбом» молитвой.

Мы с вами сейчас будем петь песню, которую поют люди на Великий праздник Рождества Христова.

Пение новогодних песен

Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

Давайте попросит тех, кто ходит в воскресную школу, на следующем уроке спеть молитву, которую они выучили.

Где могут звучать молитвы

Основное отличие молитвы от песни в том, что молитва обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам. Песня же (если только это не молитвенное песнопение) поётся, в основном, для людей.

Слова песни могут быть абсолютно любыми (хоть просто «ля-ля-ля»), а тексты молитв обычно не меняются.

Во время чтения молитвы человек сосредоточен только на ней, а когда он поёт песни, он может думать о ком-то или о чём-то другом, или же вообще не думать ни о чём, просто петь от души.

Молитвы читаются, как правило, во время богослужений, песни же поют где угодно — на концертах, в компании, просто у себя дома.

Хотя считается, что молитву можно читать даже своими словами, главное — вера и искренность в обращении к Богу.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Документы в архиве:

Название документа Музыка в храме. молитва.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыка в храме. Молитва. 2 класс

Молитва- обращение к богу Молись дитя, мужай с годами И пусть на склоне долгих лет Такими ж ясными очами Тебе глядеть на белый свет.

Господи Боже, грешных спаси. Сделай, чтоб лучше жилось на Руси. Сделай, чтоб стало тепло и светло. И чтобы весеннее солнце взошло. Людей, и птиц, и зверей, Прошу тебя, обогрей. Прошу, боже мой.

Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, Радость, Тревожность, Нежность. Найди лишнее слово:

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Цель: Раскрытие высокого духовного смысла русского искусства через бережное введение в художественные образы русской музыки.

прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

формирование уважения к традициям своего народа. Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание. Церковные и народные традиции.

(Дети объясняют значение этого слова.)

У нас в городе и Пермском крае много храмов, святых мест? (Дети вступают в диалог с учителем и смотрят иллюстрации на экране). У нас в городе находятся Троицкий собор и церковь иконы Казанской божьей матери.

2. Что это? (молитва)

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет .

Вы, наверное, многие были в храме, а служба в храме — это прежде всего молитва. А что такое молитва?

Какая музыка по характеру, темпу? Что происходит?

Дети. Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится-разговаривает с богом.

Учитель. Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас пропеть.

3. Господи Боже, грешных спаси.

Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.

Сделай, чтоб стало тепло и светло.

И чтобы весеннее солнце взошло.

Людей, и птиц, и зверей,

Прошу тебя, обогрей. Прошу, боже мой.

Где могут звучать молитвы?

Чем отличается молитва от песни?

Молитва — это обращение человека к Богу

Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, которая сегодня прозвучала — светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Как вы думаете, может ли на нас повлиять эта музыка? А как? Сделать добрее, терпимее, лучше и т.д.

Дети. Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.

Учитель. Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

В церквях и на экзаменах

но прежде всего в человеческом сердце,потому что произнесения молитвы только устами недостаточно,она должна звучать в сердце)

Если ответ по предмету История отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Чем отличается молитва от песни

Важными элементами в жизни человека является «молитва» и «песня». Важно знать, чем эти понятия друг от друга отличаются. Ведь по сути, это форма обмена информацией. Она может высказываться вслух, или быть написанной на листе. Их содержание отличается. Во всех этих моментах стоит разобраться.

Молитва

Верующий человек в общении с Высшими силами использует такой инструмент, как молитву. Текст наполнен глубоким смыслом, благодарностью и просьбами. Это своего рода проявление веры человека, любви и нужды в помощи.

Во время чтения человек должен приложить все усердие, подтвердить искренность своих слов.

По словам Иоанна Златоуста, эта беседа благоговейного характера, проведенная наедине с Господом. Она не представляет стопроцентную гарантию того, что ваша просьба будет выполнена. Православная терминология гласит, что исполнение произойдет по необходимости, а не по прихоти человека.

При выборе текста, следует обращать внимание на православную литературу, которая печатается по благословению Святейшего Патриарха. На первой странице такой литературы можно заметить благословение. Стоит отметить, что благословение литература может получить также от епархиального архиерея. Обычный священник не имеет таких полномочий. Поэтому важно выбирать молебен, приобретенную в храме, или в специальном церковном ларьке.

Считается большой работой чтение молебен. При обращении к Высшим силам следует соблюдать некую регулярность, не менее 40 дней. Выделяют коллективные тексты, которые имеют силу во время совместного произношения. Например, Соборные молитвы для семейного благополучия, для которого нужно присутствие и обращение к Господу всех членов.

Каждая религия имеет молебен, обращенную к Высшим Силам. Можно отметить намаз в исламской религии. Таким образом, человек общается с Всевышним. Причем чтение происходит на протяжении пяти раз ежедневно. Эта процедура помогает укрепить силу веры, очиститься, минимизировать риск дальнейших прегрешений. Истинный мусульманин, по традициям Ислама, перед каждым произношением молитв совершает омовение. Таким образом, он предстает перед Всевышним. В утреннее время человек начинает возвеличивать Создателя.

Именно в молитве человек просит об исполнении сокровенного, направлении на путь истинный. В знак покорности и безмерной веры, человек опускается на землю, поклоняется. Процедуру совершают на протяжении пяти раз в день: начиная на рассвете, в середине дня, вечером, на закате и заканчивая при сумерках. Молебен совершают на арабском языке.

Так же, как и у нас, в исламской культуре существуют молитвы на все жизненные случаи.

Пение

Достаточно часто встречается вопрос, чем отличается молитва от песни. Последний вариант представляет собой определенный рифмованный текст. Под него создают специальную музыку. Светские варианты служат для общего увеселения, развлечения. Выделяют также духовную вариацию, которую могут использовать даже во время богослужений.

Молитвенная молебен и пение духовных вариаций находятся рядом, но все же имеют свои отличительные черты.

Это своеобразная словесная формула, которая обладает волшебным влиянием на дальнейший ход событий. Читая текст, человек наблюдает пробуждение скрытых своих и окружающего мира сил. Человеческое слово действительно имеет вес. Характер текста разный, в зависимости от потребностей, человек подбирает необходимый именно ему.

Дословное чтение, или пение имеет силу в том случае, если вы придерживаетесь точности источника.

Основные различия

Можно выделить несколько отличающих характеристик:

  • текст молитвы направлен к Небесным силам, это индивидуальное обращение человека к Святым. Пение обращено к людям, к их сознанию. Исключение составляют тексты, которые имеют молитвенный характер;
  • текст песен меняется, может быть совершенно разного характера. Текс молебен остается прежним;
  • во время чтения молитвенных слов человек полностью сосредоточен на тексте, на просьбах, подкрепленных глубокой верой и искренностью обращений. Во время пения, чаще всего в сосредоточенности нет надобности. Пение совершается от души, искреннее наслаждаясь процессом;
  • текст молебен берет свое начало с глубины веков, актуальность которых останется вовеки. Текс песен относится к ряду музыкально – устного творчества. Их слова могут быть «однодневными», или сохранять долгое время свою актуальность;
  • во время богослужений в церкви, храмах можно услышать священную молебен, пение характерно для концертной обстановки. Исключение составляют духовные песни.

Видео на тему: Чем отличается церковная молитва от домашней?

Выводы

Подытожив, выделяют несколько ключевых элементов.

Люди, которые обладают поистине высокой духовностью, выдающимися чертами составляют молитвы. Именно их текст помогает общаться со Святыми. Говоря о песни, среди ее авторов выделяют разные категории людей, зависимо от музыкальных способностей каждого. Их написание происходит после вдохновения. Это своеобразный толчок, причиной появления которого может служить эмоциональный стресс.

Отличие между песней и молитвой состоит в их характере. С помощью строк молебен становится, возможно, общение с Господом, другими Святыми. В тексте песни человек может сопереживать автору, визуализировать сюжет.

Стоит отметить, что человек, который отдает предпочтение молитвослову, проделывает огромную работу в духовном плане. К ней необходимо готовится, создавать необходимые условия. В случае с песней, человек наслаждается процессом, не прилагает абсолютно никаких для этого усилий.

Благоприятное действие молитвы проявляется в виде избавления от страха, неприятных воспоминаний, или моментов. Ее смысловая нагрузка отличается от песни. Стоит отметить, что молебен направлена на душевное равновесие, исцеление человека. Результат от пения, чтения такого рода текста непредсказуемые, это, скорее всего эмоциональная разгрузка. Следует слушать свое сердце, выбирать тот вариант, который подойдет именно вам.

Открытый урок по музыке «Молитва»из Детского альбома
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Скачать:

Вложение Размер
mboumolitva2kl.docx 29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке «Молитва» по музыкальным произведениям П. Чайковского

Учитель музыки МБОУ «Школа№3» Бахарева В.Н.

Используемые учебники: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Обучающая : узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”, развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам других людей

Воспитывающая: постигать духовную музыку в произведениях композиторов-классиков, осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: мелодия, композитор, православие, молитва, благодать, святые.

1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие. ( Упражнение-распевание )

Просмотр мультфильма. (1)

Учитель: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему? (переживает)

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Дети: — Девочка обратилась к молитве.

Учитель: — Помогла ли ей молитва? Как? (Да, девочка прочитала молитву. Высказывания детей).

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 2,3)

Видео (кликните для воспроизведения).

У.: — Что бы вы хотели узнать по этой теме? (формулируют вопросы)

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 4,5)

У.: Что такое молитва?

Д.: — Молитва — обращение верующего к Богу.

У.: — А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

У.: Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. ( Слайд 6)

И потому обращение к Богу называется молитва .

Учитель: Чей это портрет? Назовите фамилию композитора

Какие вам известны его музыкальные произведения?

( Портрет П. Чайковского. Слайд 7-8 «Утренняя молитва» из Детского альбома).

Он был глубоко верующим человеком.

С чего начинался день верующего человека?

Дети . С молитвы.

Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

(Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

Учитель . Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит? (слайд 10)

Дети (находят слова определения ) Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?

Дети . Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы — маленького ребенка.

Учитель. В каком ладу звучит пьеса? (Слайд11)

Дети. (показывают смайлики) В мажорном, светлом.

Учитель . Что происходит с динамикой, как она развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.

Учитель . Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети . Восходящее движение на diminuendo,приводящее к pianissimo. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

Учитель . Что он изображает, на что похоже это звучание?

Дети . На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

Дети . В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

Учитель: В каком исполнении прозвучала «Утренняя молитва»?

Учитель: молитву можно сыграть на инструменте, можно спеть, а прочитать можно?

IV . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

Учитель: есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. (Слайд 12)

1.Попробуем прочитать (дети хором читают Главную молитву «Отче наш» Клип) и исполнить на одном звуке молитву, которую Господь Бог написал для своих учеников.

2 . Объяснение слов молитвы.

Отче — Отец; Иже — Который;

Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

да — пусть; святится — прославляется:

яко — как; на небеси — на небе;

насущный — необходимый для существования;

даждь — дай; днесь — сегодня, на нынешний день;

остави — прости; долги — грехи;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукавого — всего хитрого и злого, то есть дьявола. Дьяволом называется злой дух.

Учитель: Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.

Какие бывают молитвы?

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд13)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Взрослея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 14-15)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении.

Молитва – славословие. (Слайд 16)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом.

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Слушание пьесы П. Чайковского «В церкви». Чем эта пьеса отличается от «Утренней молитвы»?

Дети: Музыка звучит торжественно, степенно.

В миноре (используют смайлики для показа минора),

Учитель: Какое состояние передает композитор?

Дети: успокоение после вечерней молитвы — тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно «гудящего» баса – как бы замирающего вдали колокола, готовящего нас к вечерней службе.

Учитель: эти пьесы вошли в сборник под названием » Детский альбом». Какая из них открывает альбом, а какая завершает? ( пьеса «Утренняя молитва» открывает альбом, » В церкви» завершает) .

V . Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Вопросы на осмысление

Учитель: — О чем молился ребенок утром? (слайд 17)

Дети: В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день,

И просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей. (Слайд 18-19-20)

— Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?

Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

— А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

— Про себя (это будет твой секрет – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого или второго?

— Чтобы ты попросил? (Не огорчать родителей своим поведением, помочь учиться хорошо, пожелать доброго здоровья родителям, уберечь от зла, стать лучше.)

— А просить и желать плохое можно?

— Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту поблагодарить Бога?

VI. Работа в рабочей тетради или домашнее задание (слайд 21)

— Какие музыкальные произведения П. Чайковского услышали сегодня на уроке?

Учебник: Стр. 46-47

— Какое пропущенное главное слово? Тетрадь: стр.17. (Молитва)

— Где могут звучать молитвы? ( В церкви, в храме, дома)

Домашнее задание. Чем отличается молитва от песни?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что на уроке тебе понравилось больше всего?

VII. Подведение итогов урока (слайд 22-23)

Учитель оценивает и благодарит детей

Дети под музыку выходят из класса

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал урока можно использовать на уроках музыки начальных классов общеобразовательной школы с целью более подробного ознакомления с фортепианным циклом П. И. Чайковского «Детский альбом».

Цель:развитие языковой компетенции1.Образовательный компонент цели: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме «Детские английские стихи. Описание внешности, характера»2.Раз.

Урок математики 1 класс.

Тип урока: урок-путешествие в сказку «Три поросёнка», повторительно-обобщающийТема: закрепление чисел 1,2,3Цели урока: закрепить счёт до 3,понятия «слева, справа, внизу ,вверху», повторить написание ц.

Урок — путешествие с презентацией по стране фантазии с использованием различных технологий.

Урок математики в 1 классе был проведен с целью приемственности будущих первоклассников. Дошкольники смогут активно принять участие в данном уроке.

Рассказ о создании «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Чем отличается молитва от песни?

Основное отличие молитвы от песни в том, что молитва обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам. Песня же (если только это не молитвенное песнопение) поётся, в основном, для людей.

Слова песни могут быть абсолютно любыми (хоть просто «ля-ля-ля»), а тексты молитв обычно не меняются.

Во время чтения молитвы человек сосредоточен только на ней, а когда он поёт песни, он может думать о ком-то или о чём-то другом, или же вообще не думать ни о чём, просто петь от души.

Молитвы читаются, как правило, во время богослужений, песни же поют где угодно — на концертах, в компании, просто у себя дома.

Хотя считается, что молитву можно читать даже своими словами, главное — вера и искренность в обращении к Богу.

Презентация по музыке «Утренняя молитва. В церкви» 2 класс
презентация к уроку по музыке (2 класс) по теме

Презентация к уроку музыки по теме «Утренняя молитва. В церкви» 2 класс «Школа России» под ред. Критской Е.Д.

Вложение Размер
molitva.pptx 1.12 МБ

Подписи к слайдам:

Молись, дитя, мужай с годами, И пусть на склоне долгих лет Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на белый свет. И.Никитин

Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом» Пьеса «Утренняя молитва»

Самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского . -Какая музыка по характеру, темпу? -Какие чувства передаёт музыка?

Господи Боже, грешных спаси. Сделай, чтоб лучше жилось на Руси. Сделай, чтоб стало тепло и светло. Солнце чтоб ясное в небе взошло. Людей, и птиц, и зверей, Прошу тебя, обогрей. А.Лунин

-Послушайте пьесу «В церкви» -В чем отличие от предыдущей музыки?

Спасибо за работу!

МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» Макарова Е.В., учитель начальных классов

ЭОР разработан с помощью программы RM Easiteach Next Generation для ИД Panasonic ElitePanaboard, содержит урок по ОПК «Православная молитва»http://metodisty.ru/m/files/view/volokitina_e-s-_boikova_o-v.

Молитвы в мировой религиозно-культурной практике известны со времен язычества. Языческие молитвы отличались пространностью и маломыслием. И даже в Ветхом завете молитвы не имели точных формулировок. В.

Презентация на тему «Молитва» (2 класс).

Краткие правила поведения в церкви.

Молитва- это разговор с Богом.Главная православная молитва: «Отче наш» , виды молитв, песнопения.

Технологическая карта урока музыки во 2 классе на тему: «Молитва» соответствует программы второго поколения ФГОС.

На уроке по теме молитва я предлагаю детям прктическую работу, которая пможет детмя понять смысл и значение молитвы «Отче наш» Восновном детии ее уже слышали, когда посещали храм или смотрел.

ГДЗ Музыка рабочая тетрадь 2 класс Критская, Сергеева, Шмагина. Ответы на задания

Ответы к рабочей тетради по музыке за 2 класс по программе «Перспективная начальная школа», авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Решебник проверен и одобрен учителем музыки. Задания, в общем то, не сложные, но есть такие, ответ на которые нужно еще поискать. Но мы уже все за вас поискали и проверили, пользуйтесь. Будем рады, если ответ вам пригодятся для быстрого выполнения домашнего задания и вы не будете сидеть до ночи в поисках решения заданий из рабочей тетради, а вместо этого просто спишите ответ и все остальное время займетесь прослушиванием вашей любимой музыки.

ГДЗ по музыке 2 класс

Подробные ответы для тех, кто не разобрал почерк в гдз

С.4. О нашей Родине композиторы сочинили много песен. Но есть одна — самая главная — это ГИМН.

Какие чувства к Родине выражены в тексте гимна?
Храбрость, сила, любовь, великая воля, мудрость.

Страница 5. Как ты будешь исполнять песни о Родине? «Моя Россия»
Величественно, торжественно, с любовью.

«Здравствуй, Родина моя»
Ласково, светло, нежно, напевно.

«Гимн России»
Величественно, с любовью.

Страница 6. Подпиши названия нот.
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ

Страница 9. Какую из этих мелодий написал Модест Петрович Мусоргский? Напиши название этого сочинения.
Ответ: 2. Рассвет на Москве-реке.

С. 10. Музыкальные инструменты:
ПИАНИНО КЛАВЕСИН РОЯЛЬ

С. 12. Сосчитай и запиши, сколько тактов в этом музыкальном примере (дождик дождик пуще).
Ответ: 4

Страница 13. Определи размер такта в песенке о жуке. Напиши его после скрипичного ключа. (жук жук, где твой дом?).
Ответ: 2/4

С. 15. Какие марши ты вспоминаешь, глядя на эти рисунки?
Ответ: марш «Цирк» Дунаевский, «Марш деревянных солдатиков» Чайковский.

С. 17. Чем отличается молитва от песни?
Молитву можно читать, а песню поют. Обращение к богу — молитва, а песня для людей.

С. 29. Каким словом музыканты обозначают изменеие настроения, чувств, окраски звучания?
Ответ: ЛАД

Спой по нотам мелодию М.Мусоргского «Рассвет на Мосве-реке». В каком ладу — в мажоре или в миноре — она звучит?
Ответ: МАЖОР

Страница 31. С музыкой каких композиторов ты познакомился на уроках?
Прокофьев, Мусоргский, Чайковский.

Запиши названия полюбившихся тебе музыкальных произведений этих композиторов.
Золушка, рассвет на Москве-реке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Напиши, какие их перечисленных произведений звучат: в музыкальном театре балет, опера, кантанта
в концертном заде симфония, увертюра, кантанта

Как молиться, чтобы Бог не только услышал, но и помог?

Каждый человек в определенные моменты своей жизни обращается к Богу за помощью или советом. Поэтому необходимо каждому знать, как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал ваши слова. На сегодняшний день, пожалуй, подавляющее большинство людей неуверены в том, что они правильно молятся, а ведь порой так хочется услышать ответ, на поставленный вопрос. Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

  • Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал?
  • Когда именно можно читать молитвы?
  • Читаем молитву дома: простые советы
  • В чем отличие церковной и домашней молитвы?
  • Молитва по соглашению — что это такое?

Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал?

За каждым жизненным поворотом судьбы нас могут подстерегать непреодолимые трудности или опасности:

  • страшные заболевания;
  • отсутствие денег;
  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • страх за близких и родных людей.

Редко кому удается избегать таких поворотов. Все, что нам остается, так это помолиться Богу, рассказать ему о своих невзгодах и попросить помощи. Если вы хотите услышать ответ и почувствовать руку помощи, то необходимо, чтобы просьба была искренней и исходила из глубина вашего сердца.

К сожалению, в современности к молитве прибегают лишь в самых крайних обстоятельствах, отчаянно нуждаясь в поддержке, защите или помощи. Но стоит помнить, что молитва — это непросто набор, связанных между собой слов, а разговор с Богом, поэтому монолог должен исходить от души. Молитва является единственным способом общения с Творцом, именно поэтому каждый человек должен знать о том, как правильно молиться.

Для того, чтобы быть услышанным вовсе не обязательно покорять горные вершины, ездить по святым местам или ходить по пещерам, достаточно сильно и искренне верить. Если Бог видит все, то зачем нам куда-то ходить для того, чтобы обратиться к нему?

Но как правильно читать молитвы, чтобы быть услышанным? Что можно просить у Творца? Обращаться с просьбами к Всевышнему можно обо всем. Исключениями являются просьбы, которые влекут за собой горести, печаль и слезы других людей.

Божественный Молитвослов на сегодняшний день хранит в себе просто невероятное множество молитв, которые охватывают различные жизненные ситуации верующего человека. Это молитвы:

  • Помогают против врагов;
  • Ограждают от невзгод, опасностей и неудач;
  • Помогают в лечении и исцелении заболеваний;
  • Защищают от разных заболеваний;
  • Оберегают от нечистых и темных сил.

Как мы сказали ранее, этим молитвам просто нет числа. Нет числа словам, с которыми можно обратиться к нашему Спасителю, моля о помощи. Помните лишь о том, что Господь снисходителен по отношению к вам, понимайте всю серьезной вашего обращения, оценивая свою недостойность.

Даже если вы не знаете слов молитвы, но подошли к обращению со всей искренностью и серьезностью, то Господь вас не оставит и обязательно направит на правильный путь.

Хочется также добавить что обращение к Всевышнему не является панацеей от всех заболеваний и не относится к числу магических ритуалов. Поэтому относитесь к обращению соответственно. Помните о том, что Бог сам знает, кто чего в этой жизни достоин. Не стоит просить его навредить кому-то или наказать, это грешно! Никогда не просите его о свершении несправедливости.

Когда именно можно читать молитвы?

У современного человека нет возможности весь день читать молитвы, поэтому следует выделять для этого определенное время. Просыпаясь утром, даже самый занятой в жизни человек, может стать перед иконами на несколько минут и попросить у Бога благословения на предстоящий день. В течение всего дня человек может про себя повторять молитвы к своему Ангелу-Хранителю, Господу или Богородице. Обращаться к ним можно про себя, чтобы этого не заметили окружающие вас люди.

Стоит отметить, что особое время — это время перед сном. Именно в это час можно поразмышлять о том насколько этот день был духовным, в чем вы согрешили. Обращение к Господу перед сном успокаивает, позволяет забыть суеты прошедшего дня, настраиваясь на спокойный и тихий сон. Не стоит забывать благодарить Господа за все, что произошло с вами в течение дня, и что он прожил его вместе с вами.

Читаем молитву дома: простые советы

Просить у Господа помощи можно по-разному, невзирая на то, где вы находитесь — дома или в храме. Икона всегда окажет положительное действие.

Как правильно просить о помощи перед иконой? Какому образу лучше отдать предпочтение? Если ты не имеешь представления как правильно читать молитву и перед какой иконой, то лучше всего помолиться перед образами Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Эти молитвы можно назвать «универсальными», поскольку помогают в любом деле и просьбе.

Главными составляющими домашних молитвослов является начало и завершение. Обращаться к Святым и просить о помощи необходимо правильно, следуя нижеперечисленным простым советам:

  1. Ты должен подойти к образу и сконцентрировать все свое внимание на своем обращении.
  2. Ты должен настроиться так, что все жизненные трудности и заботы отойдут на задний план.
  3. Ты должен духовно настояться и убедить себя в том, что Господь тебя слышит.
  4. Ты должен сделать так, что молитвослова, произнесенные тобой, будут направлены образы, перед которым вы стали.
  5. Перед тем как обратиться к Святому и просить у него помощи — очиститесь. Подойдите к образу, поклонитесь ему и перекреститесь три раза.
  6. Если вы не помните слова молитвы, то читайте ее. Однако, мы настоятельно вам советуем ее выучить, это пойдет лишь на пользу.
  7. Читайте так молитву, чтобы ощущалась вокруг искренняя вера в божественные силы и помощь.
  8. Прежде чем что-то просить, необходимо искренне предстать перед Господом, посвящая его во все тайны. Во время обращения рекомендуется стоять на коленях или сидеть за столом около Святых образов.
  9. Во время «беседы» с Богом вас не должны отвлекать посторонние дела.
  10. Перед тем как что-то просить следует сделать следующие действия: успокоиться, надеть нательный крестик, если его нет и женщинам повязать на голову платок.
  11. Прежде всего необходимо трижды прочитать молитву «Отче Наш» и трижды перекреститься. После этого надо выпить небольшое количество святой воды.
  12. Далее, надо прочитать молитву «Псалом-90» — этот молитвослов является самым почитаемым в православной церкви. Сила ее очень велика, поэтому Святые будут вам помогать!
  13. Как мы уже говорили ранее, молитва должна быть прочитана горячо, с глубокой верой, в противном случае вы не получите то, что желаете.
  14. Дождаться отклика на православную молитву — это испытание через которое должен пройти каждый верующий человек.
  15. Находясь дома, не читайте молитвы неохотно, через силу и обязательно помните, что во всем должна быть мера.
  16. Помните о том, что Бог не слышит тех, кто просит о богатстве, славе и прочих развлечениях.
  17. Идеальным местом для обращения к Богу все же является церковь.
  18. После обращения к Господу необходимо потушить церковные свечи и поблагодарить его за все.
  19. Молитвы необходимо читать каждый день, поскольку вы становитесь ближе к Богу и очищаетесь.

Молитва будет услышана Господом, если соблюдать следующие правила:

  1. Мы уже говорили ранее, что молитвы должны быть прочитаны с чувствами и искренне.
  2. Молящийся человек должен быть сконцентрирован исключительно на обращении, никакие посторонние дела не должны его отвлекать.
  3. Во время молитвы вся голова должна вмещать мысли только о Боге.
  4. Если вы желаете, чтобы ваша молитва была услышана как можно скорее, то ее необходимо произносить вслух, а не про себя.
  5. Перед тем как обратиться с просьбами, вы должны очиститься и покаяться во всех совершенных грехах.
  6. Молитвы должны повторяться множество раз, порой на это уходят целые годы.

В чем отличие церковной и домашней молитвы?

Православный христианин призван постоянно молиться, делая это где угодно. На сегодняшний день у многих возникает вполне обоснованный вопрос, а зачем иди в церковь, чтобы помолиться? Существуют определенные различия между домашним и церковным молением. Давайте их рассмотрим.

Церковь была основана нашим Иисусом Христом, поэтому еще тысячелетия назад православные христиане собирались в общины, чтобы прославлять Господа. Церковная молитва обладает невероятной силой и существует множество подтверждений верующих о благодатной помощи после церковной службы.

Церковное общение предусматривает и обязательное участие в богослужениях. Как молиться, чтобы Господь услышал? Прежде всего необходимо посетить церковь и вникнуть в суть богослужения. В самом начале все покажется невероятно трудным, практически непостижимым, но, спустя время, в ваших головах все прояснится. Стоит также отметить, что в помощь каждому начинающему христианину издается специальная литература, которая проясняет все происходящее в церкви. Приобрести их можно в любой иконной лавке.

Молитва по соглашению — что это такое?

Помимо домашних и церковных молитв, в практике православной церкви есть молитвы по соглашению. Их суть заключается в том, что в одно и то же время люди читают одно и то же обращение к Господу или Святому. Однако, стоит отметить, что этим людям вовсе не обязательно находиться рядом, они могут быть в разных частях света, это не имеет никакого значения.

В большинстве случаев подобные деяния совершаются с целью помочь близким в крайне сложных жизненных ситуациях. Например, при тяжелом недуге у человека его родные собираются и молят Господа, чтобы тот исцелил страждущего. Сила этого воззвания очень велика, поскольку, по словам самого Бога «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я среди них».

Но не стоит рассматривать это обращение, как некий ритуал, который исполнит все ваши желания. Мы уже говорили ранее о том, что Господь знает все наши нужды, поэтому, обращаясь к нему за помощью, мы должны делать это, уповая на Его святую волю. Порой бывает так, что молитвы не приносят желаемого плода, но это не значит, что вас не слышат, причина очень проста — вы просите то, что станет крайне неполезным для состояния вашей души.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что главное — не просто молиться, а быть по-настоящему искренним и верующим человеком с чистыми помыслами и сердцем. Мы настоятельно вам рекомендуем молиться каждый день, чтобы вы скорее были услышанным Богом. Если вы решили начать праведную жизнь, то вам прежде необходимо очиститься от всех грехов, причастившись и исповедовавшись. Перед началом молитв рекомендуется ровно девять дней вести не только духовный, но и физический пост, отказавшись от мяса.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх