Помост

Вопросы веры

Как научить рисовать ребенка

Рисование с малышом: первые игры и занятия. Когда начинать?

Если вы решили заняться со своим малышом рисованием, помните, что в первые годы жизни маленький человечек активно познает и открывает для себя окружающий мир. И рисование для него — это тоже своеобразная игра, эксперимент, способ воплощения его детских фантазий.

Ведь играть можно не только с кубиками и куклами. Можно придумывать и рисовать интересные истории на бумаге, делать бумажную одежду, постель и мебель для таких же бумажных кукол, рисовать карты дорог для игрушечных путешествий и т.д.

Покажите ребенку как можно больше способов рисования, и уже скоро вы заметите проявления его собственной фантазии.

Что дают ребенку занятия рисованием?

  • У вашего малыша разовьется мелкая моторика и координация рук, а это напрямую связано с развитием интеллекта. Значит, ваш ребенок научится логически рассуждать, у него будет хорошая память, внимание и связная речь.
  • Рисование подготавливает руку ребенка к письму.
  • Играя в рисование, маленький художник научится различать цвета и оттенки, размер и количество предметов.
  • Не умея выразить свои чувства словами, ваш малыш сможет выразить их в творчестве. Зная это, психологи успешно помогают деткам избавиться от страхов с помощью рисования.

Когда начинать занятия рисованием?

Интерес к рисованию появляется у детей очень рано. Они видят, как рисуют и пишут старшие дети и взрослые, и стараются им подражать. Можно стимулировать этот интерес и не ждать, когда ребенок сам попросит у вас карандаши или краски, а специально предложить ему порисовать.

Пусть сначала он только наблюдает, как рисуете вы. Ведь его ручки еще довольно слабы, чтобы держать кисточку или карандаш. Примерно с 4 месяцев можно предложить ребенку порисовать красками пальчиками и ладошками. А когда ручки окрепнут, то есть ближе ко второму году жизни, предложите ему сначала кисточку, затем карандаши и фломастеры.

Не спешите с первых же занятий учить ребенка рисовать. Позвольте ему просто выводить на бумаге забавные каракули. Это первый этап рисования, который проходит ваш малыш. Специалисты называют его стадией марания. Примерно до 2 лет ваш маленький художник будет играть карандашом, просто чиркая им по бумаге и не создавая конкретных изображений.

На данном этапе развития ребенка вы можете научить своего малыша:

  • правильно держать карандаш, фломастер и т.п.
  • рисовать точки, линии, круги, овалы,
  • закрашивать фигуры.

Как научить ребенка правильно держать карандаш?

Правильный, трехпальцевый хват нужно формировать постепенно. И начать можно задолго до того, как малыш начнет рисовать карандашом.

Сначала ребенок учится брать предметы большим и указательным пальцами. Этот навык формируется примерно в 9-10 месяцев. Помогут развить его специальные игры.

  • С сыпучими предметами — мозаикой, маленькими камешками, пуговицами, бусами. Их можно просто перебирать, а можно раскладывать двумя пальчиками по емкостям.
  • С прищепками. Вырежьте из картона различные фигуры (например, елку, ежика, солнце и т.д.) и предложите малышу прицепить на них прищепки. Прищепки можно также цеплять на ободок ведра, друг на друга и, конечно, на одежду и веревку.
  • С пинцетом. Научите ребенка перекладывать пинцетом из одной емкости в другую маленькие игрушки, кусочки поролона, макароны.

Когда маленькие пальчики с легкостью будут проделывать эти манипуляции, начинайте формировать трехпальцевый хват. Для этого воспользуйтесь следующими советами:

  • Регулярно правильно вкладывайте карандаш в пальчики. Но не делайте это слишком назойливо, иначе малышу станет неинтересно рисовать.
  • Если дать маленький кусочек карандаша или мела, то ребенок просто не сможет удержать его кулачком и возьмет его именно так, как нужно держать карандаш или ручку — тремя пальцами.
  • Купите специальную треугольную резиновую насадку для карандашей и кисточек или толстые карандаши с треугольным сечением. Круглые карандаши малышам держать тяжело.
  • После 3 лет можно показать крохе следующий прием. Поставьте карандаш острием вниз на стол, держите его левой рукой. Три пальчика правой руки сложите в щепотку и поставьте их на верхнюю часть карандаша. Теперь медленно спускайте щепотку вниз по карандашу. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно примут правильное положение.

Выбираем карандаши и фломастеры

Итак, короткие и трехгранные карандаши научат малыша правильно их держать.

Кроме того, первые карандаши для рисования должны быть очень мягкими, чтобы без сильного нажима оставлять след на бумаге. Это могут быть восковые и пластиковые карандаши, карандаши на водной основе. Они легко затачиваются обычными точилками, оставляют мягкие и ровные штрихи, рисунки получаются насыщенные и яркие. Такие карандаши не пачкают рук, легко отстирываются от одежды, не имеют запаха.

И конечно, ваш малыш без труда сможет рисовать фломастерами. Сейчас в продаже есть безвредные фломастеры с чернилами, основанными на пищевых красителях. Также продаются фломастеры, которые легко смываются с рук и с одежды.

С чего начинать рисование?

Сначала покажите крохе, как нужно правильно пользоваться новым предметом. Нарисуйте что-то несложное и понятное малышу — линии, простые фигурки, домик, тучку, солнце. После этого дайте карандаш ребенку и обязательно похвалите его, если он нарисует хоть пару штрихов или точек.

Возьмите ручку малыша в свою руку и медленно рисуйте вместе с ним сначала прямые и волнистые линии, круги, овалы, затем постепенно усложняйте изображение. Так вы поможете ребенку быстрее освоить основные движения, задействуете его мышечную память.

Занятие получится интересным и познавательным, если вы будете читать стихи или петь песенку и одновременно рисовать то, о чем говорите или поете. Чем больше песен, стихов, сказок, прибауток вы знаете, тем легче будет вам придумать сюжет рисунка.

Не забудьте про сказки Сутеева «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Капризная кошка». Эти увлекательные сказки в картинках любят все малыши без исключения. К тому же в них по шагам показано, как рисовать, например, кошку.

Учим рисовать линии

Чтобы малыш смог нарисовать то, что задумал, ему просто необходимо научиться выводить карандашом самые разные линии — прямые, волнистые, замыкать их в круг, овал и т.д. И если нам, взрослым, ничего не стоит прочертить карандашом любую линию, то для малыша это настоящий труд. Ребенок еще не научился контролировать движения руки и ему еще сложно управляться с письменными принадлежностями.

Поэтому один из первых приемов, которому вы можете научить юного художника, — это рисовать линии. Для этого предложите ему поиграть в следующие игры.

«Соединялки». Эта игра не только дает возможность потренироваться в выведении на бумаге прямых линий, но и развивает логическое мышление. Подготовиться к ней надо заранее. Нарисуйте или наклейте на лист бумаги изображения и предложите ребенку соединить их линиями, следуя определенной логике. Можно дать малышу такие задания:

  • Соедини линиями одинаковые бабочки (машинки, цветы, ягоды…).
  • Соедини линиями печенье такой же формы.
  • Соедини линиями фрукты с тарелкой.
  • Соедини предметы одинакового цвета.

Постепенно можно усложнять задания.

«Дорисуй картинку». Предложите ребенку дорисовать недостающие детали. Пусть сначала это будут просто прямые линии, например:

  • ножки грибов;
  • ручки зонтиков;
  • стволы деревьев;
  • лучи солнца и т.д.

Пусть малыш соединит головки цветов с вазой, шарики с рукой человечка.

Нарисуйте тучку и вместе с ребенком дождик. Нарисуйте землю, а малыш пусть нарисует траву.

Трафареты. Научите малыша рисовать с помощью трафарета. Сейчас в магазинах представлен широкий выбор трафаретов на разные темы — животные, овощи, фрукты, морские обитатели и т.д. В качестве трафаретов можно также использовать грани кубика-сортера.

Это занятие тренирует мышечную память. Обводя трафареты, малыш учится рисовать замкнутые линии и фигуры.

«Обведи предмет». Положите на лист бумаги стаканчики, кубики, рамки и вкладыши и обведите цветным карандашом. Затем совместите с нарисованной на бумаге фигурой соответствующий предмет. Эта игра учит обводить плоские фигуры, а также соотносить плоскостное изображение и его контур.

И конечно, не забывайте обводить ручки малыша — это занятие доставляет большую радость маленьким художникам.

«Дорожки». Нарисуйте на бумаге дорожки — две параллельные линии. Предложите малышу сначала обвести их пальчиком, а затем провести по ним карандашом.

Пальчиком нужно обводить, чтобы малыш понял задание. Это также развивает мышечную память. Если помните, в школе ученики сначала пишут буквы и цифры рукой в воздухе и только после этого — в тетради.

Чтобы крохе было интересно, придумайте сюжет. Например, в начале дорожки нарисуйте божью коровку, а в конце — домик. А теперь вместе с ребенком помогите божьей коровке дойти до домика. Так же можно помочь грузовику доехать до гаража, кораблю — доплыть до острова, а бабочке — долететь до цветка.

Учим делать штриховку

Штриховка помогает развить навык беспрерывного письма. Она всегда делается слева направо, так же, как мы читаем и пишем.

«Кошки-мышки». Для занятия понадобится игрушечная кошка. Нарисуйте на бумаге домики, а в них — мышек.

Динь-динь-бом, динь-динь-бом,
Ходит кошка с бубенцом.
Мышки сразу услыхали,
Быстро в норку убежали.
Закрывай скорей окошки,
Ты спасешь мышей от кошки.

Покажите малышу, как прятать мышек от кошки, заштриховывая их.

Для первых занятий рисуйте небольшие домики, чтобы ручка ребенка не устала, и ему не надоело рисовать. Можно использовать других персонажей — зайчиков и волка, цыплят и лису. А можно никого не спасать, а просто играть в прятки.

Как видите, научить ребенка азам рисования можно, даже если вы сами этого не умеете. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких способностей к рисованию.

Если ребенок отказывается выполнять ваши задания, не настаивайте. Пусть малыш рисует, что угодно и как угодно. Ведь гораздо важнее поддержать его фантазию и самостоятельность, а не научить технике рисования.

Развитие мелкой моторики очень важно для детей. Поэтому родителям нужно научить ребенка хорошо рисовать. Это полезно и для появления творческих способностей.

Когда начинать обучению рисованию

Среди специалистов нет единого мнения о том, когда именно давать ребенку краски или карандаши. Педагоги раннего развития рекомендуют это делать в полугодовалом возрасте. Мама малыша может при нем рисовать простые линии или узоры.

Необязательно отдавать малыша в художественную школу. Обучение можно проводить в домашних условиях

После такого ребенок может заинтересоваться процессом. В таком случае перед ним вертикально крепят большой лист бумаги и дают ему мелок или толстый карандаш. Он будет держать его кулаком — это нормально и не стоит пока настаивать на правильном захвате.
До года малышу можно показывать акварель и называть цвета. После дают ребенку маркер и на стену крепят ватман. Первые рисунки будут больше напоминать хаотичное сплетение линий и не стоит этого пугаться. Это начальный этап развития навыков рисования.
После полутора лет можно использовать не только пальчиковые краски, но и другие материалы. Например, жидкая манная каша с добавлением натуральных красителей послужит прекрасно основой для рисования.

Важно! Развитие сенсорных ощущений имеет значение для формирования психики. Поэтому нельзя запрещать ребенку пачкать руки в краске. С их помощью у него формируются ощущения.

К двум годам постепенно уменьшают формат бумаги. Постепенно малыша учат рисовать кистью и потом пальцами. Для этого просят делать маленькие детали: узор, машинки, цветочки и т.п.
В 4-5 лет дети уже могут изображать сюжетные рисунки и у них появляются собственные цветовые коды. В этот период ребенок понимает, что его каракули могут что-то обозначать.

Польза рисования для детей

Когда малыш пытается что-то изобразить на бумаге у него работает память, внимание и воображение. Ему приходится следить за каждым движением, продумывать куда поставить штрих. В процессе у него развивается воображение, так как нужно продумывать все детали изображения.
Обучение рисованию помогает подготавливать руку к письму. Ребенок учится держать карандаш или кисточку с помощью особого пальцевого захвата. Именно это поможет ему в дальнейшем управлять ручкой.
Процесс требует особого самосознания. Малыш начинает считать себя взрослым и ответственно подходит к процессу. Это вырабатывает у него целеустремленность, усидчивость, терпеливость.

Чаще всего, ребенок изображает бытовые сюжеты: родителей, игры, дом и т.п.

Детские рисунки наполнены смыслом. Имеет значение величина предметов, форма и их расстановка. Именно на этом основаны психологические проективные методики. Известный тест «Дом. Дерево. Человек» позволяет выявить тревожность, конфликты и многое другое.

Приемы изображения

Родители не всегда представляют, как научить ребенка рисовать. Делать это нужно поэтапно. Обязательно используется наглядно-действенные приемы. Сначала взрослый человек показывает, как рисуются линии под разными углами, потом соединяет их в геометрические фигуры.

Важно! Не нужно торопить ребенка и заставлять его сразу все делать идеально. Овладение любым навыком идет постепенно.

Из кругов и прямоугольников можно быстро нарисовать машину или другой объект. Еще один популярный прием — это когда взрослый берет детскую руку и ведет ее. Задача педагога не анализировать готовую работу, а просто показать ее и подчеркнуть ее уникальность.
Специалисты рекомендуют постепенно вовлекать детей. Не всегда родитель понимает с чего начать учиться рисовать. Можно использовать шаблоны, которые требуют небольшой доделки. Ребенку предлагают дорисовать нитки к воздушным шарикам и т.п.
В дошкольном возрасте можно предлагать изображать простые натюрморты из фруктов или цветов. Дети не должны изображать все с точностью. Важнее показать им как можно срисовывать.

Организация рабочего пространства

Рисуют только на столе, который покрыт скатертью. Это приучит ребенка к порядку. Карандаши цветные и простые складывают в специальные стаканы, ластики и точилки в пенал.

Важно! Ребенка нужно сразу приучать к тому, что он должен не только организовать себе пространство, но и прибираться за собой.

Акварель и гуашь хранится в ящике стола и достается только при необходимости. Воду лучше наливать в специальную непроливашку. Кисти после использования нужно тщательно мыть и к этому сразу приучают ребенка.

Основные техники

Научить детей делать красивые рисунки не так просто. Этот навык нужно постепенно вырабатывать. В этом поможет рисование простых линий — на листе ставят две точки и соединяют их. Делать это нужно без линейки.

Специальные картинки помогут научиться штриховать. Для этого нужно заполнить объект прямыми линиями

Дошкольникам можно показать, как делать градиент. Эта техника поможет научиться делать легкие переходы цветов. Для этого берут простые карандаши разной твердости и показывают изменения в оттенках на бумаге.

Поэтапное обучение ребенка рисованию

Пошаговые уроки помогут дошкольнику овладеть новым навыком. В силу возраста ему еще сложно представить детальный план рисования. Например, цыпленка легко изобразить поэтапно:

  1. В центре листа рисуется круг коричневым карандашом.
  2. Сверху объекта дорисовывают окружность чуть поменьше.
  3. В маленьком круге делают две черных точки.
  4. Между ними рисуют клюв красным карандашом в виде пятиугольника.
  5. Снизу большого круга добавляют лапки коричневого цвета.
  6. Туловище и голову закрашивают желтым карандашом.

Обратите внимание! Примерным образом можно разложить любой объект. Важно научить ребенка видеть предмет как сочетание нескольких геометрических фигур. Постепенно он сможет это сделать без использования подсказок.

Использование карандашей

Лучше выбирать шестигранные цветные карандаши. Их легко держать в руке и проще сделать пальцевой захват. Для начала достаточно набора из 12 цветов — его хватит для того чтобы сделать простой рисунок и настоящий шедевр.
Взрослый показывает, как использовать карандаши. Сочетать цвета, менять нажим и способ удержания в руке. Научиться рисовать можно через раскраски. С их помощью ребенок привыкнет не выходит за границы и делать мелкие детали.

Применение красок

Нельзя однозначно сказать с чего нужно начинать учиться рисовать. У каждого индивидуального пути обучения. Пальчиковые краски можно использовать с годовалого возраста. Ими можно мазать руки и делать необычные рисунки.
В более старшем возрасте лучше брать гуашь или акварель. С ее помощью получится нарисовать что угодно. Детей учат правильно применять краски. Сначала подготавливают рабочее место, наливают воду в стакан и берут кисточки.

Важно! На уроке педагог объясняет, что краски слегка смачивают и только потом используют.

Процесс ничем не отличается от использования карандашей. Поэтапно изображаются геометрические фигуры. Рисунок улитки легко сделать:

  1. Сначала делают большой желтый круг.
  2. Под объектом коричным изображают вытянутую петлю.
  3. У правой части петли рисуют ниточки-глазки.
  4. Желтую окружность украшают спиральным узором.

Повторение каждого шага позволит улучшить навык. Постепенно цели усложняют. Чем мельче и четче рисунок, тем лучше развиваются высшие психические функции ребенка.

Нужен ли кружок рисования?

Иногда родители задумываются о том, чтобы учить своих детей в специальной творческой школе. Существуют и разные секции, которые помогают ребенку освоить новый навык.

Опытные педагоги знают методики обучения. Поэтому они эффективнее взаимодействуют с учениками

Графические способности помогут дошкольнику освоить письмо. Ему будет легче держать ручку, ориентироваться в листе бумаги и контролировать нажим.

О том, как научить ребенка правильно держать ручку мы писали ранее.

Художественная школа способствует развитию воображения, творческих навыков. В дальнейшем у человека разовьется эстетический вкус, который поможет в жизни.

Советы психологов и педагогов

Опытные специалисты рекомендуют не заставлять ребенка делать то, что ему не нравится. Если у него нет ярко выраженного интереса к краскам и карандашам, то не стоит его заставлять.

Важно! В творчестве нужно давать свободу самовыражения. Поэтому ребенок может рисовать животных или транспорт, фантастические миры. Главное, чтобы ему нравилось это.

Со временем можно показать детям, что существует множество стилей в рисовании. Кошку изображают разных цветов, размеров, форм. Это поможет понять ученикам, что в творчестве нет границ.
Научить рисовать ребенка можно с раннего возраста. Как только он сможет сидеть, то его знакомят с красками. Не нужно оценивать его деятельность и ругаться. Возможно, в семье вырастет настоящий художник.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

7 советов, как учить ребёнка рисовать (и навсегда не отбить желание это делать)

Многие дети обожают в детстве рисовать, придумывают волшебные миры и героев. Но в какой-то момент может неожиданно появиться сомнение: «у меня так не получится» или даже «я не умею рисовать». Что делать, чтобы у ребёнка не возникло чувство страха перед белым листом, и нужно ли учить сразу рисовать правильно, рассказывает основатель художественной детской студии «Летал и Шагал», искусствовед и мама троих детей Ольга Айзенберг.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Рисование — один из способов познания. Дети ориентируются не на результат, им важен сам процесс. Часто они, например, рисуют и рассказывают — это такое повествовательное рисование, я очень его люблю.

Мой сын много рисовал и рассказывал. Это всегда были сюжетные истории, которые постепенно развивались на бумаге: какие-то сражения, битвы, супермены, летающие в этих их позах. Сын легко рисовал, потому что хотел подольше пожить в сюжете. Например, он смотрел мультфильм — и тут же делал наброски на бумаге. Кроме возможности прожить историю снова, такое рисование позволяет ребёнку создать свой собственный волшебный мир, дополнить его — ведь он и себя туда включает, с кем-то идентифицирует. Всё это процесс осмысления реальности.

«Человечки». Рисунок Майи Кутуковой-Мендосы (3 года), вдохновлённый живописью Константина Коровина

1. Не бояться белого листа

Есть развитие познания, а есть чудо творчества — когда ты что-то создаёшь с нуля. Дети, конечно, не думают об этом так, как мы, взрослые, для них это просто увлекательный процесс. И родителям важно сохранить у детей умение не бояться чистого листа. Умение начинать, создавать новые проекты и не бояться новых задач пригодится в любой сфере жизни.

2. Давать ребёнку краски (и свободу)

Когда у ребёнка появляется навык удерживать в руке предметы, можно уже предлагать рисовать. Кто-то быстро входит во вкус и начинает рисовать постоянно. Кто-то сначала осторожничает. Есть и девочки и мальчики, которые боятся испачкаться. Один с удовольствием залезет в краску целиком, весь перемажется. А другой с опаской будет смотреть на эту банку.

Надо предлагать разные материалы, ни в коем случае не оценивать результат работы и не ставить конкретных задач: «Сейчас мы с тобой будем рисовать клубничку». Я, видимо, сама очень свободолюбивый человек по природе, мне кажется, что в этой области уж точно надо давать максимальную свободу и не ограничивать. Нужно поощрять любые проявления фантазии.

«Орнаменты австралийских аборигенов». Маруся Джалалян, 6 лет

3. Не учить рисовать «правильно»

У нас в студии подобрались очень понимающие родители. Редко встречаются те, кто хочет сразу какой-то реалистичной школы, результатов, техник и наработок. Но бывает. Особенно странно это звучит, когда приводят детей-дошкольников четырёх-шести лет и говорят: «Научите моего ребёнка рисовать красиво». Я начинаю выяснять, что такое «красиво». То, что у нас на стенах висит, — красиво? «Ну да, но…». Постепенно понимаю, что в их сознании красиво — это реалистично. Ну а реалистично — это не наш случай, потому что не по возрасту и совершенно незачем.

Есть дети, которым хочется конкретики. Допустим, нарисовать яблоко. Пусть рисуют. Одна девочка у нас, по-моему, год, если не больше, всё, что рисовала, называла одним простым словом: «Собака». Она всегда рисовала собак. Мы ей предлагали: ну смотри, Соня, у нас сегодня тема — средневековые рыцари, давай, может быть, замок? Нет, собака. Ну и мы поняли — значит, человек должен эту тему отработать. Собака — так собака. Сейчас эта Соня шедевры выдаёт. И это уже совсем не собака.

«Собака». Соня Дулерайн, 4 года

Кто-то полностью удовлетворён своими абстракциями как таковыми, кто-то наделяет эти абстракции значениями и рассказывает, что это машина, а это гора, и машина сейчас туда поедет, а там — туннель. Поэтому важно хорошо чувствовать ребёнка, чтобы понять, что для ребёнка значит его результат.

4. Не сравнивать с одним образцом («у меня так не получится»)

Если вы сравниваете нарисованное вами «правильное» яблоко с яблоком ребёнка, он всегда видит разницу. Поэтому на занятиях мы показываем детям много разных художников. Говорим: смотри, солнце можно нарисовать вот так, вот так и ещё десятью разными способами. Потому что когда появляется единственно правильный вариант, понятно, что может не получиться, как у Рембрандта. И дальше мотивация пропадает.

Есть дети, создающие свой живописный мир. Таких детей не беспокоят никакие авторитеты и образцы — они самодостаточны. А есть очень восприимчивые к сравнениям. Они часто переживают: «У меня не получится так, как у кого-то». Нужно понимать, что у всех разная чувствительность, и учитывать это, показывая детям чужие работы.

5. Обсуждать нарисованное

Важно не оценивать рисунок ребёнка, а обсуждать содержание. Это отличная плоскость для разговоров. Ребёнок благодарен, когда кто-то интересуется: а что там, собственно, происходит? И рассказывает, что это яблоко, в нём живёт червяк, вот он сейчас отсюда вылезет.

«Молодец» это оценочное суждение. Эдакая галочка: «Ах, какая каракуля, ах, молодец»! Похвалили, ребёнок доволен, но диалога-то не произошло. А ведь он принёс что-то показать и чем-то поделиться, потому что в этом возрасте (мы говорим о дошкольниках и о младших школьниках) эти картинки — его мир. И ему важно, чтобы вы туда включились, заглянули, побродили, пожили, нашли там себя.

6. Перестал рисовать? Не страшно

Не все дети рисуют. Для кого-то рисование может быть просто этапом развития. Есть вот девочки, которые рисуют принцесс. Порисуют немного — и на этом всё закончится. Ни до, ни после их рисование не интересует. В этом нет ничего страшного. Они проявляют себя в другом. Эти девочки могут, например, отлично танцевать. Просто у них другой способ познания мира. И это нормально.

Часто детское рисование принимают за художественный талант. Потом желание рисовать проходит, и родители расстраиваются. Но это жизнь: значит, эта деятельность была нужна на этом этапе развития. Дальше ребёнок будет осваивать новые способы самовыражения, познания мира, и они будут другими, более логическими. Может, рисование вернётся — а может, и нет.

Копия работы Валентина Серова «Дети» в исполнении четырнадцатилетней Вари

7. Не спешить с художественной школой

В художественную школу берут примерно с 11 лет, и это правильный возраст. Уже есть мотивация к чему-то стремиться, дети хотят соревноваться: у кого лучше получилось, кто реалистичнее нарисовал, заштриховал куб особым образом. Это тот возраст, когда детям интересно, они могут работать. А до 11 лет самое главное — сохранить внутреннюю свободу ребёнка, отсутствие шаблонов и страхов.

Когда возраст достижений приходит, он всё ставит на свои места. Тогда человек уже хочет научиться мастерству. И как раз ближе к подростковому возрасту становится понятно, есть ли у ребёнка нечто большее, чем непосредственная детская любовь к рисованию. Кто-то опытный смотрит и замечает виденье, хорошую руку, чувство композиции или цвета. И если такой ребёнок хочет продолжать заниматься рисунком, он делает успехи.

Фото: iStockphoto (Kikovic). Рисунки: «Летал и Шагал»

Английский в школе: 9 вещей, которые бесят

Что делать, если ребёнок решил создать страницу в соцсетях

5 слов, которые обманом вымогают у вас запятую

Консультация «Как научить малыша рисовать»

Екатерина Губина
Консультация «Как научить малыша рисовать»

Рисование для малышей от 1 года до 3 лет — это увлекательная игра, открытие новых красок мира, красоты линий и форм, цветовых пятен, экспериментирование. Чем раньше начнет ребенок рисовать — тем лучше. И дело тут не только в развитии мелкой моторики, а сколько в том большом влиянии, которое оказывает рисование на развитие ребенка в раннем детстве. И как замечательно, когда рисовать малыш учится дома рядом с мамой и вместе со старшими братьями и сестрами.

Наша основная задача в обучении рисованию самых маленьких детей от детей 1 года до 3 лет — создать условия для зарождения рисования, поддержать желание ребенка рисовать, творить, исследовать. Самое главное в рисовании — это радость и удовольствие ребенка от процесса, а не «правильная работа на пятерку по выданному шаблону», которой можно похвалиться перед другими.

Когда мы рисуем с самыми маленькими, то можно и нужно объединять рисование с другими видами деятельности ребенка, которые вызывают у него эмоциональный отклик — игра на музыкальном инструменте (например, после рисования дождика можно сыграть мелодию дождика на металлофоне, пение, танцевальные движения под музыку, рассматривание картины, стихотворение, кукольный театр.

Рисование — это не просто баловство или приятное времяпрепровождения для малыша и взрослого.

Рисование — это самое настоящее развивающее действо для ребенка.

Рисование — это сенсорно-двигательные упражнения, развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации, т. е. природное, естественное развитие мозга ребенка в интересной для него деятельности.

Рисование — это и развитие познавательных способностей малыша, эффективный и при этом очень простой способ углубления и уточнения его представлений об окружающем мире.

В процессе рисования развиваются умения чувствовать цвет, ритм, красоту пятна, линию, происходить формирование у малыша чувства прекрасного.

Рисование учит соотносить речь с действием и в увлекательной и легкой для ребенка форме, развивает целенаправленность внимания, которой очень часто не хватает современным детям. Ведь ребенку в рисовании нужно завершить изображение, т. е. довести начатое дело до конца.

Рисование развивает воображение ребенка.

Рисование тесно связано и с развитием речи малышей, ведь в процессе изобразительной деятельности мы ведем беседу с ребенком, называем цвет, форму, размер, действия, побуждаем к речи.

КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ.

Любой малыш от года до трех лет в ходе развития рисования проходит несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ЗНАКОМСТВО С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ — КАРАНДАШАМИ, КРАСКАМИ, МЕЛКАМИ, ТУШЬЮ И ДРУГИМИ.

На первом этапе рисования мы даем возможность малышу поэкспериментировать с красками или с карандашом, но при этом не даем заданий что-то изобразить. Однако, посмотрев на случайно получившийся рисунок ребенка, мы можем придать смысл тому, что у него вышло: «Ой, смотри, дым идет»! (говорим, показывая ребенку на каракули в виде кругов и штрихов). Или: «Это у тебя дождик идет кап-кап-кап-кап» (если малыш чертит карандашом сверху вниз)

ВТОРОЙ ЭТАП. МАЛЫШ ПОДРАЖАЕТ ВЗРОСЛОМУ В РИСОВАНИИ

Малыш в этом возрасте еще не может поставить себе задачу как взрослый (пример такой задачи для взрослого: «Буду рисовать зайчика»). Даже если ребенок 2 лет и поставит перед собой такую задачу («Хочу нарисовать снег», то он быстро ее потеряет и вместо на снега на рисунке получится то, что получится :).

Поэтому игровую задачу и задачу для рисования продумывает и ставит ребенку взрослый, он показывает, что и как можно нарисовать, передает малышу способы действий с изобразительными материалами.

На этом этапе чаще всего взрослый заранее готовит фон и придумывает тему для рисования, а малыш дорисовывает фрагменты на этом фоне.

ПРИМЕР 1: В рисовании на тему «Салют» взрослый рисует заранее во время сна ребенка (чтобы он не видел) ночной город, а потом предлагает ему готовый фон. После праздника и наблюдения салюта в небе взрослый предлагает малышу изобразить салют, и малыш тычком или пальчиком делает в небе «салют» — такой же, какой он видел на небе. Ниже представлена примерная схема — алгоритм такого рисунка.

ТРЕТИЙ ЭТАП. МАЛЫШ МОЖЕТ НАРИСОВАТЬ ОБРАЗ ПО СВОЕМУ ЗАМЫСЛУ ИЛИ ПО ПРОСЬБЕ ВЗРОСЛОГО ИЛИ ИГРУШКИ

На этом этапе мы обучаем малышей рисовать кругообразные линии, т. к. они самые сложные для маленького ребенка. Например, он уже может нарисовать зайку, мячик, снеговика. Этот этап приходит ближе к возрасту трех лет.

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РИСОВАНИЕМ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА?

Без интереса к рисованию не будет изобразительным умениям маленьких детей успешного решения задачи обучения.

Есть дети, которые сразу же начинают интересоваться красками и кистью, мелками и с удовольствием рисуют. А есть те малыши, которые просто очень боятся красок! Или никак не хотят рисовать, им гораздо интереснее рвать кисточкой лист бумаги.

Но важно понимать — любой из малышей от 1 года до 3 лет не будет с удовольствием выполнять обучающие задания по рисованию (нарисовать травку, дождик, клубочки -шарики и т. д., если он не понимает, зачем ему это нужно? Поэтому любое занятие по рисованию с малышом — это всегда игровое занятие.

Пример такого игрового сюжета: мы хотим нарисовать с ребенком морковки. Какой может быть сюжет? Кому могут понадобиться эти морковки? Один из вариантов — они могут понадобиться зайчику. Поэтому наш сюжет может развернуться так: к нам прибегает из леса зайка. Он расстроен. Он шел по лесу и потерял в лесу корзинку. А в ней были морковки. Нечего теперь ему домой зайчатам принести. Зайка просит ребенка ему помочь и нарисовать морковки для его зайчат, ведь ему так они нужны, чтобы прокормить свою большую семью!

Как правильно провести такую игру — рисование для игрушки с малышом? Здесь очень важны нюансы!

Правило 1. Как правильно ввести игрушку — персонаж в занятие по рисованию с ребенком.

НЕПРАВИЛЬНО: Вы берете игрушку и своим голосом говорите ребенку: «Посмотри, Машенька! Вот зайчик. Он просит тебя нарисовать морковки для зайчат. Он потерял морковки в лесу». Или Вы просто без игрушки говорите — «Давай поможем зайчатам и нарисуем им морковки». Большинство детей не примут игру и откажутся от нее в этом случае

ПРАВИЛЬНО: Вы берете игрушку, и игрушка сама за себя другим (не Вашим) голосом говорит: «Здравствуй, Машенька! Я пришел к тебе из леса. А ты тоже в лесу живешь? Нет? А где? А у нас в этом году в деревне беда — неурожай! Еды совсем нет! А нам так много еды надо чтобы прокормиться самим и зайчат наших накормить. Ты не могла бы нам морковки сделать — нарисовать?».

Правило 2. Полученный результат рисования обязательно должен быть «использован по назначению» тут же, чтобы ребенок убедился, что он не зря старался. То есть мы отдаем зайке морковки, он благодарит и очень рад, даже может и песню в благодарность нам спеть или сплясать. И зайка быстро уносит наши рисунки в лес. Этот момент- самый важный для ребенка, и его пропускать ни в коем случае нельзя.

Таких сюжетов для игровых занятий по рисованию с малышом можно придумать очень много! Творите, импровизируйте, используйте сюжеты из детских сказок, стихов, песенок, из нашей бытовой жизни. Подсказки и примерный перечень возможных сюжетов я дам ниже в описании рисования по возрастам детей.

Правило3. Бесполезно просто рассказывать ребенку историю без игрушки. Ребенку важно видеть этого конкретного зайца, которому он будет помогать, услышать, как он с ним разговаривает, убедиться, что ему действительно нужна помощь — в данном случае, ему нужны морковки :). И тогда он примет учебную задачу и будет с удовольствием помогать зайчику, рисуя. А в конце отдаст свои морковки зайцу и тот поблагодарит его и отнесет их в лес.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ

Можно выделить условно несколько видов игровых занятий по рисованию с малышами раннего возраста.

ПЕРВЫЙ ВИД ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ

НАБЛЮДЕНИЕ РЕБЕНКА ЗА ТЕМ, КАК РИСУЕТ ВЗРОСЛЫЙ

Рисовать при ребенке можно что угодно и как угодно и любыми материалами. И беседовать с ним о том, что получается.

Примеры таких показов:

A) Чаще всего мы рисуем при ребенке такие предметы или сюжеты, в которых и он может поучаствовать, например, мы нарисуем лес, а малыш приемом «примакивание» кисточкой нарисует вслед за нами на снегу в лесу следы разных зверюшек. Или мы нарисуем полянку, небо, тучку. А ребенок нарисует капельки дождя, которые идут из тучки чтобы напоить цветочки на нашей лужайке.

Б) Взрослый может рисовать по заказу ребенка то, что он попросит. Не важно, что Вы не художник и «не умеете рисовать». Ребенок — это не «худсовет», ему важно совсем другое — радость творчества и общения! Если малыш попросит Вас нарисовать трактор — то рисуем трактор, называем его части, их размер, форму, цвет, зачем они нужны в этой машине.

B)Взрослый может рисовать по своему замыслу свою любимую картину и комментировать и обсуждать рисование с малышом.

Любое наблюдение малыша за рисованием взрослого обязательно проходит в общении взрослого и ребенка с комментированием взрослым всего, что он делает. Взрослый рассказывает малышу, что и как он рисует. Комментирование заранее не придумывается, это естественное общение с ребенком как с собеседником, идет от жизни, от интересов ребенка и мамы.

Например: Посмотри, сейчас я нарисую для тебя зайчика. Какого цвета будет наш зайчик — белый или серый (малыш выбирает). Хорошо, у нас с тобой будет белый зайчик — беленький как снежок! Возьму белую краску. Где у нас белая краска? Вот она, правильно (малыш дал баночку нужного цвета, обмакну в баночку свою кисточку. Посмотри внимательно — я обмакиваю кисточку не до конца, а до половины. Чтобы взять немного краски и чтобы она не размазывалась. Что же дальше нужно сделать — ты помнишь? (Вопрос задается только в том случае, если ребенок имеет опыт рисования и может ответить Вам. Если такого опыта нет, то взрослый сам всё объясняет). Сейчас мне надо отжать кисточку о край баночки. Чтобы лишняя краска стекла в баночку — вот так, кап-кап-кап-кап, потекла краска в баночку. Теперь всё готово! Вот голова зайчика. Голова круглая как мячик. Поглажу кисточкой головку и закрашу ее: вот так, вот так, вот так! (взрослый закрашивает контур головы). Белая головка получилась. Красивая! А ушки какие у зайки? Длиииинные, правильно. Вот одно ушко длиииинное — длиинное (взрослый ведет линию и одновременно с движением кисточки говорит «Длиииинное», а вот второе ушко, тоже длинное. А туловище у зайки какое — длинное или круглое (смотрим на игрушку) — круглое как шарик. Сейчас я туловище закрашу. Вот так — глажу зайку кисточкой. Сверху — вниз, сверху — вниз! Погладила зайку по животику. И он стал белый! Тебе нравится беленький животик у зайки? Вот какое туловище получилось. Ай — да зайка! А хвостик какой у зайки-длинный или короткий? Нет, короткий. На что похож? Хвостик как маленький мячик. Ай-да зайка, зайка -попрыгай-ка. Попрыгал наш зайка по лесу — топ-топ-топ. Хочешь попрыгать? Возьми кисточку и нарисуй — топ-топ-топ-топ. бежит зайка. Умничка! и т. д.

Если ребенок еще не говорит, то этот комментарий можно упростить и говорить более простыми короткими предложениями.

Например, Вы рисуете примакиванием следы на дорожке. Топ-топ-топ-топ, это матрешка пошла, гулять по дорожке. Или прыг-прыг-прыг-прыг, вот зайка по снегу пропрыгал. Или кап-кап-кап-кап — это идет дождик из тучки. «Вжжжжжжж» (рисуем длинную горизонтальную линию от одного края листа до другого) — это проехала машина. Можно нарисовать большие и маленькие следы и познакомить малыша с этими понятиями: большие следы — это мишка прошел по лесу топ-топ-топ-топ (говорим медленно, низким голосом, каждое «топ» — это одно примакивание кисточкой). Маленькие следы — топ-топ-топ-топ — это мышка побежала (говорим высоким голосом, один слог — это один «шаг мышки»).

Как правило, в первый раз малыш не будет участвовать, а будет просто наблюдать. Но если Вы захотите нарисовать еще зайчика («друга» предыдущего зайца, то малыш уже может выразить желание принять участие в рисовании. Обычно малыши, если им понравилось такое занятие, просят взрослого еще раз порисовать. Дайте ребенку эту возможность! И всегда можно нарисовать «друга» зайчику, его брата или просто еще одного зайку на лужайке в лесу.

Не нужно ждать, что ребенок всё нарисует сам, он просто присоединится к Вашему рисованию и дорисует несколько деталей.

ВТОРОЙ ВИД ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ С МАЛЫШАМИ.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ МАЛЫШЕЙ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С НИМИ, С ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, ЛИНИЕЙ

Рисование малышей начинается не с изображения мячика, птички, дорожки или какого-то другого объекта из его жизни. Оно начинается с экспериментирования ребенка с самим материалом — красками или карандашами — и познания свойств и качеств красок.

Рассмотрим, как же лучше познакомить малыша с новыми для него предметами — карандашом и красками, кистью.

Знакомим малыша с карандашом как новым предметом

Перед тем, как начать рисовать карандашом, малыш сначала знакомится и с карандашом как с предметом — он может его катать, пытаться сделать из карандашей лесенку или ставить их вертикально, специально ронять со стола и снова класть на стол и снова ронять, рвать карандашом бумагу, стучать карандашами как палочками друг о друга

Знакомим малыша с красками как с новым предметом.

Прежде чем что-то изобразить малышу важно познакомиться с красками как с необычным новым предметом — просто поводить пальчиком с краской по листу бумаги и познать, что, оказывается, краска оставляет на бумаге след! И следы эти могут быть разные — и точечки (ставим пальчик вертикально, и полосочки (ведем пальчик по бумаге вниз и получаем «дорожку», и даже загогулины самых причудливых форм!

Дайте возможность малышу смешивать разные краски, пробовать их наносить на гладкую и на шершавую бумагу и наблюдать отличия.

Конечно, такое знакомство пройдет у малыша не за один раз. Ему потребуется некоторое время и помощь взрослых, чтобы обследовать новый предмет со всех сторон.

Если ребенку не дали прожить этот период, то тогда возникает такая ситуация. Когда взрослый сразу же дает в руки малышу новый предмет и начинает объяснять приемы рисования и хочет научить чему-то ребенка, то малыш его не слушает, он поглощен новым предметом, тянется к краске, хочет попробовать ее на зуб, не слушается, капризничает. Ведь его исследовательские потребности не были удовлетворены. Когда же малыш уже знаком с данными предметом, то он с удовольствием начинает познавать, что оказывается, с его помощью вот что можно делать! И готов с Вами пробовать рисовать новыми для него способами.

ТРЕТИЙ ВИД ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ С МАЛЫШАМИ. СВОБОДНОЕ РИСОВАНИЕ МАЛЫШЕЙ

Дети рисуют сами что хотят, как хотят и сколько хотят.

Наша задача — обеспечить им для этого творческую среду (например, закрыть стол клеенкой или постелить на полу пленку, дать краски, карандаши, мелки. И после рисования вместе с ребенком и с его посильной помощью навести порядок и всё убрать на место.

Нужно учесть, что «среднестатистический» малыш в возрасте с 1 года до 3 лет обычно начинает уставать после 10-15 минут любого занятия в сидячей позе, в том числе и рисования. Поэтому если Вы увидите признаки утомления, то можно переключить малыша на что-то другое (пойти на прогулку, почитать книжку, поиграть в подвижную игру с игрушками по мотивам его рисунка).

ЧЕТВЕРТЫЙ ВИД ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ С МАЛЫШАМИ

Освоение приемов рисования вместе с взрослым через игровые ситуации.

Малыш рисует что-то конкретное вместе с взрослым. Взрослый помогает и направляет, задает игровой сюжет, показывает ребенку приемы рисования, правильный захват пальчиками кисточки и карандаша и т. д.

Если первые три вида игровых занятий с ребенком дома по рисованию можно проводить уже на втором году жизни малыша, то четвертый вид мы начинаем использовать уже после возраста 2 года на третьем году жизни ребенка.

ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ С МАЛЫШАМИ 1 — 2 ЛЕТ

Для рисования с малышами раннего возраста можно использовать разные материалы:

•кисточки и краски (гуашь, акварель, глазурь для украшения печенья с пищевыми красителями или натуральными красителями из ягод,

•яркие мягкие цветные карандаши,

•мелки (восковые и обычные,

•фломастеры (и фломастеры для бумаги, и для фломастеры для ткани,

•пальчиковые краски,

•кусочки губки (можно вырезать их разных размеров и форм,

•кусочки ваты (ватные шарики, ватные палочки) как штампы — печатки для узора из круглых форм,

•щеточки («тыкаем щеточку тычком» и получаем интересную фактуру, похожую на одуванчик или пух или шерстку животных,

•штампики для детей — печатки (готовые наборы печатей для детей со штемпельными красками,

•в последние годы в рисовании с малышами стали использовать и гелевые ручки, акварельные карандаши, цветные шариковые ручки, цветную тушь.

Также Вам понадобятся:

•Палитра для смешения цветов,

•Место для рисования. Прежде всего, это клеенка чтобы ей накрыть стол и не волноваться за безопасность Вашей мебели во время рисования малыша (если мебель не позволяет ее отмывать). Если Вы волнуетесь за чистоту пола, то не нужно запрещать рисование и лепку. Просто выделите для рисования место, где нет ковра или дивана рядом или других предметов, требующих деликатного к себе отношения, а пол и стол закройте пленкой. Главное — чтобы и Вы, и малыш были радостны и спокойны во время рисования, и чтобы Ваше творчество не было омрачено досадными помехами в виде пятен на светлом диване.

•Детский непромокаемый фартук и нарукавники (если у ребенка одежда с длинными рукавами) чтобы не испачкать одежду ребенка во время его «красочных экспериментов», Баночка для воды (удобнее всего баночка — непроливашка, которая продается в магазинах канцелярских товаров). Можно использовать и любую устойчивую широкую посуду. Не следует давать узкую посуду, т. к. ребенок будет разбрызгивать воду из нее.

Салфетка мокрая и сухая для вытирания рук ребенка в процессе его рисования и экспериментирования с красками. Она должна лежать всегда под рукой прямо на столе.

На чем можно рисовать с ребенком 1 -2 лет:

Рисовать с малышами можно на:

•обычной бумаге для рисования,

•на ткани,

•на картоне,

•на фанере,

•на деревянной дощечке.

Можно брать и большой лист ватмана (или полуватмана) и на нем с несколькими детишками делать коллективную работу. Причем в коллективной работе один малыш может делать печатки губкой, другой рисовать карандашом, а третий — краской. Такая картинка самая простая — солнышко, травка, цветочки, дождик и т. д. Картинку детей взрослый дорисовывает, чтобы она получилась более интересной и узнаваемой для, них. Например, к фону можно пририсовать героев – зайку, ежика и других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г. М. Ляминой. – М., 1981.

2 Григорьева Г. Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.

4. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.

5. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е. В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и

Как научить ребенка рисовать

Как научить ребенка рисовать — рисование для ребенка является одним из способов самовыражения. Первое время карапуз будет рисовать понятные только ему каракули, но с возрастом его талант будет совершенствоваться, и возможно уже к походу в первый класс малыш будет выдавать настоящие шедевры детского творчества.

Как помочь ребенку, если тяга к рисованию у него есть, но рисовать так, как он хочет у него не получается и из-за этого он очень сильно расстраивается? Или же как развить в карапузе талант, если он хорошо рисует и ему очень нравится это занятие? Как направить малыша на путь искусства и научить творить не хуже известных художников? Ответы на эти вопросы, вы найдете в этой статье.

Когда начинать учить ребенка рисовать?

Все малыши без исключения имеют тягу к творчеству и сложно найти ребенка, который бы не любил рисовать. Интерес к краскам и карандашам дети начинают проявлять уже с восьми месяцев. Именно в этом возрасте в развитии ребенка наступает такой этап, когда он начинает замечать, что мир вокруг него наполнен новыми и интересными вещами. Начиная с этого возраста с малышом нужно начинать тренироваться рисовать, а уже к полутора годам, можно изображать простые рисунки, поэтапно объясняя, как их изображать.

Для начала взрослый должен сам взять карандаш и нарисовать ту или иную простую картинку, проследив за тем, чтобы малыш внимательно наблюдал за проводимыми манипуляциями. Сначала он будет просто изучать действия взрослого, но немного позже попросит карандаш, чтобы самому воспроизвести увиденное. Не нужно ему препятствовать. Пусть творит, как и когда захочет. Конечно, в полтора года о профессиональном рисовании не может быть и речи, но пусть кроха готовится к тому, что немного позже он все же сможет научиться рисовать на более высоком уровне.

Начиная с двух лет, когда малыш научится держать карандаш или кисточку не в кулаке, а тремя пальцами, можно приступать к более профессиональному обучению рисования. До школы с ребенком можно вполне заниматься дома, но если родители всерьез намерены вырастить из своего чада именитого живописца, то по достижении определенного возраста его следует отдать в художественную школу.

Нелегкий выбор между красками и карандашом

Ознакомление малыша с творчеством является довольно увлекательным и затратным процессом. Пока мама не поймет, чем больше нравится творить ребенку – карандашами или красками, ей будет необходимо приобрести и то и другое.

Сначала нужно купить альбом, гуашь, набор цветных карандашей, мелки, несколько простых карандашей, фломастеры, кисточки, акварельные краски, колонок, а также масляные и акриловые краски, которые понадобятся попозже и в том случае, если кроха для творчества выберет именно их.

Очень ярко и креативно рисунки выглядят на стекле. Выполняют их специализированными красками для создания витражей. Их можно приобрести в художественном магазине. Чтобы определиться с инструментом для рисования, следует предлагать ребенку каждый из них по очереди. Перед началом процесса, малыша нужно одеть в старую одежду, которую можно будет выбросить после рисования. Творить можно как за столом, так и на полу. Для того чтобы крохе было комфортнее, следует создать располагающую атмосферу путем включения легкой, расслабляющей музыки и приглушенного освещения вечером и яркого солнечного света днем. Когда все будет готово, можно приступать к созданию шедевра.

Рисование карандашом

Прежде чем научить малыша рисовать используя карандаши, нужно рассказать ему об основных геометрических фигурах. Именно они поначалу будут составлять основу любого рисунка. Чтобы крохе было легче пользоваться карандашами, начинать нужно не с рисования, а с раскрашивания. Для этого необходимо приобрести крупную раскраску и научить карапуза аккуратно раскрашивать детали рисунка.

Когда подготовка будет закончена, можно начинать создавать полноценные картины. Для этого достаточно найти в интернете простой обучающий ролик, в котором рассказывается как поэтапно рисовать различные предметы. После просмотра видео необходимо взять по альбомному листу и попробовать также поэтапно нарисовать описываемый предмет. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенок повторял все шаги за взрослым.

Сначала картины ребенка будут выглядеть топорно и неуклюже, у них не будет плавности и изгибов, но спустя некоторое время малыш научится отображать и их, делая свои картины красивыми и аккуратными. Когда чаду исполнится семь лет, его можно познакомить с тенью, светом и бликами – основными понятиями, которые используются художниками при написании картин. Чтобы ребенок усвоил и научился их правильно применять, лучше всего записать его в художественную школу, где уроки будут вести профессионалы.

Рисование акварелью

Акварель является одной из самых лучших красок, которая подходит для детского рисования. Сначала лучше покупать ребенку обычную медовую акварель на восемнадцать цветов. Рисовать проще всего не в альбоме, а на ватмане.

Чтобы карапузу было удобнее, ватман нужно немного увлажнить и прикрепить при помощи кнопок к стене. Затем необходимо подготовить кисточки для рисования и стаканчик с водой. Краски можно развести в специальной палитре либо макать кисточку в воду, затем в краску и рисовать.

Прежде чем приступить к рисованию, карапузу следует объяснить, что синий, желтый и красный являются базовыми цветами и смешивая их, можно получить новые оттенки. Чтобы запомнить это, ребенок должен попробовать смешать краски на альбомном листе. Малышу нужно объяснить, что рисовать красками нужно быстро, а картину, нарисованную ими исправить будет крайне сложно, особенно после ее высыхания.

После краткого инструктажа можно приступать к рисованию. Крохе нужно поэтапно объяснить, как рисовать небо, дома, деревья и прочее. Начинать рисовать следует с фона, нанося на него слой за слоем.

Техники рисования

Как помочь ребенку освоить технику рисования и карандашом и красками? Все просто, карапузу следует позволить писать картины в нескольких разных техниках. Использование гуаши, пастели, карандашей – все это достаточно обыденно и банально, а творчество, как известно, не терпит обыденности. Поэтому создавать шедевры нужно пробовать различными способами.

Самыми интересными из них являются:

Рисование ладонями — эту технику могут освоить даже двухлетние карапузы, а дети постарше, вообще будут в восторге от такого способа рисования. А все потому, что ребенок на подсознании не хочет сдерживаться и мечтает пачкать все вокруг краской. Прежде чем приступать к рисованию, следует застелить пол клеёнкой и разложить на нем ватман. Затем нужно взять несколько блюдец и развести в них краски различных цветов. Также необходимо приготовить бумажные полотенца и миску с водой. Пусть ребенок макает ладони в блюдца краской и оставляет отпечатки на ватмане, творя свою картину. Перед нанесением нового цвета, руки карапуза следует мыть, чтобы рисунок не получился неопрятным. Для этой техники лучше всего подойдут экологичные акварельные краски;

Как научить ребенка рисовать: Рисование при помощи губки

Созданные при помощи губки картины, имеют очень креативный и красивый вид. Перед началом процесса следует подготовить блюдца с красками, миску с водой и кусочки губок, использующихся для домашней уборки. Чтобы картина получилась более оригинальной, кусочкам губки следует придать четкую форму. Это может быть круг, треугольник или другая фигура. Картину созданную при помощи губки можно закончить кистями или фломастерами. Для рисования следует брать сразу несколько губок. Тогда картина выйдет более интересной, а сам процесс увлекательным.

Рисование при помощи воска — для рисования нужно взять белую свечу из парафина и нарисовать ею на ватмане узоры или орнаменты. Поначалу кроха может разочароваться, так как ничего не будет видно. Все изменится при нанесении на лист красок. Чтобы проявились узоры нанесенные парафином, следует аккуратно закрасить лист акварелью. Краска начнет скатываться в местах нанесения парафина, образуя очень необычную картину.

При желании можно использовать и другие креативные техники, о которых можно узнать на художественных форумах или из обучающего видео в интернете.

Кружок по рисованию: Плюсы и минусы

Привить малышу любовь к рисованию, плюс развить у него коммуникативные навыки поможет профессиональный кружок по рисованию. Но тем не менее кружки для маленьких художников имеют свои достоинства и недостатки.

К достоинствам можно отнести:

  • Возможность общения карапуза со своими сверстниками, развитие у него духа соперничества, а соответственно и мотивации быть лучше остальных.;
  • Возможность представлять свои работы на конкурсах и выставках;
  • прохождение обучения по спецпрограмме.

К недостаткам художественных кружков относят:

  • Так как занятия проходят в группе, преподаватель не может уделять каждому малышу достаточное количество времени;
  • Занятия в группе платные и зачастую стоят недешево;
  • Если ребенок будет пропускать занятия он отстанет от группы и ему будет тяжело их догнать.

При желании родителей чадо можно записать на индивидуальные занятия. Но стоит учесть, что стоить они будут значительно дороже, нежели групповые. Кроме этого, такие уроки лишат карапуза соревновательного духа и мотивации.

Обучить карапуза рисованию можно и при помощи видеоуроков. Они есть в открытом доступе в интернете или приобрести специализированную программу в магазине. Решение по поводу того с какого возраста следует приучать ребенка к живописи каждый родитель решает для себя сам.

Научить ребенка рисовать можно всегда, вне зависимости от его возраста. Делать это можно как в домашней обстановке, так и записав его в художественную школу, главное, проводить процедуру поэтапно, чтобы не отбить у малыша желание рисовать.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх