Помост

Вопросы веры

Как помочь умершим?

Глава 6

Как помочь умершим?

Общение с умершими

Потеря близких людей есть одно из величайших бедствий, постигающих человека в этой земной жизни. За утешениями в подобного рода несчастьях обращались очень многие и к преосвященному епископу Феофану Затворнику, прося его наставлений и молитв. Епископ Феофан обыкновенно удовлетворял просителей и в своих письмах давал ответы на вопросы, обращенные к нему. Письма эти по своей простоте и вместе с тем по глубокому пониманию духовной жизни имеют руководственное значение для всех. Епископ Феофан считал, что при гробе близких и дорогих нам людей вполне естественно поскорбеть и поплакать, но эта скорбь должна быть умеренная и отнюдь не должна переходить в отчаяние.

«Нельзя не поскорбеть, — писал святитель одному лицу по случаю смерти родителей, — такова уж душа наша; но в меру — и притом небольшую. Что главное у человека, тело или душа? Душа главное. Когда душа жива — и человек жив. А когда умирает, что умирает, душа или тело? Тело, а душа остается жива. Стало быть, умершие живы; живы и ваши родители. Они только отлучились от вас и стали жить в другом месте. Туда же и вы в свое время перейдете — и увидитесь. Разлука у вас только временная. Потому и говорю, что не поскорбеть нельзя, только немножко, как скорбят, когда выезжают из дома в школу.

Так случилось у нас, что умерших мы воображаем такими, какими они были, как лежали на столе в гробу, и затем, как они в могиле, и даже причитываем: как тебе там темно, как тебе там тесно, как тебе там сыро… А, между тем, там совсем и нет тех, кого оплакиваем. Они в другом месте, и даже около нас, только в другом совсем виде».

«Плачьте, плачьте, — писал в другом месте святитель одной матери, — в этом ничего нет неестественного и укорного. Диво было бы, если бы мать не поплакала о смерти дочери. Но при этом надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам, христианам. Умерла! Не она умерла, умерло тело, а она жива и также живет, как и мы, только в другом образе бытия. Она и к вам приходит и смотрит на вас. И, надо полагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь, ибо ей лучше. Тот образ бытия выше нашего. Если бы она явилась, и вы попросили ее войти опять в тело, она ни за что не согласилась бы. Зачем же вам вступать с ней в такое разногласие? Желать того, что ей противно? Какая тут будет любовь?

Нельзя не пожалеть, что не пришлось вам в последний раз взглянуть в очи ее, последнее услышать слово от нее, последнее дать ей объятие материнской любви. Ну, вот и поплачьте. Только все немножко. Телесные очи ее закрылись, а душевными она смотрит. Смотрите и вы на нее душою своей. Не воображайте ее в могиле: там ее нет; там тело ее, а она — вне тела, и теперь может быть при вас стоит. Язык ее замолк, но она не лишена возможности говорить вам в сердце. Внимайте и услышите: «Мамочка! Не тужи и не убивайся. Я с тобой, и мне очень хорошо!» Отвечайте же и вы ей: «Ну, слава Богу, что тебе лучше». Объятия застыли, не прострутся более. Но она собою, как душа, может объять душу вашу и так же тепло, как теплы обычные объятья. Отвечайте же и вы спокойно, немятущейся душой, теплой памятью о ней».

Таким образом, великим утешением служит для христианина то, что умершие и по смерти продолжают общение с нами, прямо с душой.

На вопрос, что делается с усопшими, святитель писал: «Тело возвращается в землю, а душа получает от Господа некое место по своему усмотрению, где и пребывает до скончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасном. То — закрытая для нас страна. Что там — в точности не определено с подробностью… Одно точно определено… что тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь, на земле. Как настроить — широко разъяснено в Евангелиях и посланиях. Это и есть теперь для нас главное. Как цель не на земле, а в другом образе бытия, то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда. Не приготовимся — все пропало.

Не мучьте себя пытаньем — что там и где будем? А когда в уме народятся такие вопросы, говорите себе; хорошим там будет хорошо, а худым худо; соответственно этому и место там будет для одних светло, а для других — тьма».

Почему мы понимаем усопших? «Потому, — отвечал святитель, — что так заповедано нам делать. А что заповедано, видно из того, что в Церкви Божьей не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Значит, это идет от апостолов и Самого Господа». Помнить надо не только своих родных, но и всех православных христиан, во всякое время и во всякой молитве. Сами там будем и нуждаемся в этой молитве, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью, тем, что идет от лица всей Церкви. Но как в естественном порядке при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке: Церковь дышит общей для всех молитвой, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших. Не поленись же и на всякой молитве поминать всех отошедших отцов и братьев наших: это будет от тебя им милостыня.

На необходимость поминовения усопших указывает и то обстоятельство, что умершие, как сказано было выше, продолжают общение с нами: «Отошедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отошедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительского общения, и живые и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием».

«Участь отошедших не считается решенной до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на этом основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие».

Особенно горестна бывает для родителей потеря детей в раннем возрасте. Многие бывают даже склонны думать, что это посылается в наказание родителям за их грехи. В письмах еп. Феофана мы находим на это такой ответ:

«Это не всегда бывает в наказание. Бывает это во благо детей и самих родителей. Мы слепы и не видим сего…, а, не видевши, ропщем… и хульно о Боге думаем, будто Он неправ. А Он все устрояет наилучшим образом».

В другом месте, подробно развивая ту же мысль, еп. Феофан пишет в утешение одной скорбящей матери следующее: «Дочь умерла хорошая, добронравная. Надо говорить: «Слава Тебе, Господи, что убрал ее поскорее, не дав ей впутаться в соблазны и обольстительные утехи мира». А вы скорбеть: зачем Бог избавил ее от этих увлечений и взял ее в Царство Свое святое — чистой и непорочной. Выходит, лучше бы, если бы она выросла, пустилась во все тяжкие, что ныне очень недивно, особенно для таких симпатичных, какой, как говорите, была почившая. Вот мудреная мать — жалеющая, что дочь спасена, а не погублена».

Наконец, в заключение приведем еще два отрывка из писем еп. Феофана.

Письмо к умирающей сестре: «Прощай сестра! Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в живой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им, и наши им передай приветы, и попроси позаботиться о нас. Тебя окружат твои дети со своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя дверь в лучшую жизнь. Ангел-Хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит. Грехи будут приходить — кайся во всех и будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает. Изглаждены и твои, когда покаялась. Эту веру поживее утверждай в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же тебе, Господи, мирный исход! День-другой, и мы с тобой. Потому не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобой!»

Из письма к мужу умирающей сестры: «…У отошедших скоро начинается и подвиг перехода через мытарства. Тут нужна сестре помощь. Думайте об этом, и вы услышите вопль: помоги! Вот на что надлежит нам устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самый действительный показатель любви вашей к усопшей будет то, если с минуты отхода души погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, непрестанно молитесь Богу о помощи ей, особенно в продолжении шести недель, да и далее. В сказании Феодоры — мешок, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от злых духов, были молитвы ее старца. То же будут и ваши молитвы. Не забудьте так сделать, — вот и любовь! Поскорее и меня известите… и я тоже начну, и дети пусть так делают… А слишком горевать и убиваться — мало имеет смысла».

Не тяготейте к земле. Все тленно — только одно счастье загробное вечно, неизменяемо, верно. И это счастье зависит от того, как проживем мы эту нашу жизнь!

(Св. Феофан Затворник «Мысли об усопших», журнал «Вечное», Париж.)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Чем мы можем помочь нашим усопшим

Чем мы можем помочь нашим усопшим близким
Умер близкий нам человек. Мы скорбим о его кончине, горюем о том, что его больше нет с нами, плачем на его могиле. Но православного человека в его печали утешает Господь, который сказал: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.» (Ин.6:40). Нас ждут новое небо, новая земля и вечная жизнь в свете невечернего Царствия Божия.
Все ли попадут в Царствие Небесное? Прежде всего те, кто уже в этой жизни познал Господа. Те, кто старался жить благочестиво, исполнять Заповеди, исповедовал свои грехи, причащался Святых Тайн. Те, кто стал православным человеком не на словах, а на деле.
Но большинство из нас не таковы. Вполне возможно, что близкий человек, об утрате которого вы скорбите, если и заходил в храм, то только поставить свечку или набрать святой воды на Крещение. И что же, ему теперь нет спасения?
Господь милостив, он открыл путь на Небеса и тем, кто мало задумывался в земной жизни о спасении своей души. Усопшему можем помочь мы, пока еще живущие здесь. И помощь эта – молитва и милостыня.
Молиться об усопших можно и нужно и дома, и в храме, и на кладбище.
Усопшего обязательно нужно отпеть, причем лучше, если отпевание происходит не в морге, а в храме. Если нет возможности провести отпевание над гробом покойного, то Церковью допускается заочное отпевание. Совершением заочного отпевания можно облегчить участь и своих, давно умерших, но не отпетых по каким-то причинам, близких.
Сразу после смерти хорошо заказать сорокоуст о поминовении. Существуют поверья о том, что сорокоуст нужно обязательно заказать в трех, семи, или даже сорока храмах и монастырях. Они ошибочны, никаких правил на этот счет в православной Церкви нет. Другое дело, что молитва очень важна для усопшего, и если есть возможность и желание, можно подавать и сорокоусты, и полугодовые и годовые поминовения, в несколько храмов. В монастырях принимают и вечное поминовение – то есть до тех пор, пока стоит монастырь. Можно также заказать в монастыре чтение неусыпаемой Псалтири по усопшему.
На 3-й, 9-й и 40-й день после смерти нужно заказать в храме панихиду по покойному. В поминальной записке перед его именем указывается: новопреставленный раб Божий (имя). В дальнейшем заупокойные записки обязательно нужно подавать в день смерти, а можно и в день Ангела, и в день рождения. И просто тогда, когда вспомнится вам усопший – идите в храм и закажите поминовение на Литургии или панихиду. Бывает, усопший часто снится близким. Не надо входить в толкование этих снов, пытаться понять, что он хочет вам сообщить. Причина тут одна – его мятущаяся душа просит у вас усиленных молитв.
Когда в дни особой памяти заказываете панихиду, обязательно принесите «на канун» какие-то продукты (не мясные) для поминовения. Во многих храмах существует обычай раздавать прихожанам в такие дни конфеты или фрукты с просьбой помянуть дорогого нам человека.
В домашних молитвах мы поминаем своих усопших каждый день. Можно читать специальные молитвы, которые есть в молитвословах, а можно и совсем просто: «Упокой, Господи, во Царствии Твоем душу раба Твоего (имя)». Каждый раз, когда вспомнится вам усопший, произносите эти слова. И ему будет помощь, и вы почувствуете облегчение в своей скорби.
Первые 40 дней после кончины хорошо почитать по усопшему Псалтирь – по кафизме в день. Если есть желание, то каждый год в течение 40 дней до даты смерти можно читать «Акафист за единоумершего», а когда чувствуется сильное беспокойство за посмертную участь человека, стоит снова почитать по нему Псалтирь.
Церковью установлены дни Вселенского поминовения усопших, которые называют родительскими субботами. В такие дни нужно придти в храм, чтобы молитвенно помянуть наших близких.
Посещая кладбище, мы возжигаем свечу и читаем «Чин литии, совершаемый мирянином». Поминальную трапезу с алкогольными возлияниями на кладбище Церковь не приветствует.
Среди нецерковных людей считается, что на кладбище обязательно нужно побывать на Пасху и на Троицу. Это заблуждение. От Пасхи до Радоницы (вторник второй недели после Пасхи), по православным традициям, кладбище не посещают. Также Церковь не рекомендует бывать на кладбище в первую неделю Великого поста, на Страстной седмице, в Рождественский и Крещенский сочельники.
По мере возможности следует подавать милостыню за усопших – нищим, нуждающимся, на храм, на монастырь.
Здесь не случайно перечислены лишь те действия православного христианина, которые связаны, прежде всего, с молитвой. Только молитвой мы теперь можем участвовать в жизни наших близких, только молитвенными обращениями к Господу мы можем выразить нашу любовь и память. И только молитва поможет нам утишить нашу скорбь. Это знают те, кто ощутил на себе «благодатную силу заупокойной молитвы».
Нужно еще знать, что Господь «лучше слышит» молитвы «своих». А своим для Господа может стать любой, кто этого захочет и начнет воцерковляться.
Р.Б. Галина Руссо, педагог-катехизатор храма
Назад в раздел

Как помочь умершим? (А. В. Фомин, 2010)

Можно ли узнать, куда попала душа близкого человека после смерти?

Наверно, каждому человеку хочется верить в то, что его близкие после смерти достигают райских обителей, наслаждаясь райскими благами вместе со святыми угодниками, и совсем не хочется верить в то, что душа человека попала в ад. Каждый раз, слыша от разных людей вопрос о том, можно ли узнать, куда попала душа близкого человека после смерти, приходится задумываться, чтобы дать ответ на этот, вроде бы не требующий особого рассмотрения, вопрос. Казалось бы, что может быть проще, чем сказать: грешил человек – значит попадет в ад, жил праведно – значит попадет в рай? Но не все так просто. Мы не можем за Бога провозгласить вердикт о загробной участи души. Только Господь творит суд над человеком. Поэтому и все размышления данной статьи имеют право на существование только на правах предположения. В различных культурах можно наблюдать совершенно разные описания загробной участи людей. И даже внутри самой культуры порой встречаются разности в описании жизни души после смерти. Поэтому в данной статье я постараюсь рассмотреть вопрос, озвученный выше, только в свете православного вероучения о загробной участи человека.

Итак, что же мы знаем о жизни души после смерти? Священное Писание учит, что после смерти человека душа продолжает жить, чувствовать и мыслить. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», – сказал Христос (Мф. 22, 32; Еккл. 12, 7). Смерть, будучи временным разлучением с телом, в Священном Писании именуется то отшествием, то разлучением, то успением (2 Пет. 1, 15; Фил. 1, 23; 2 Тим. 4, 6; Деян. 13, 36). Ясно, что слово «успение» (сон) относится не к душе, а к телу, которое после смерти как бы отдыхает от своих трудов. Душа же, разлучившись с телом, продолжает свою сознательную жизнь, как и раньше. Говоря академически, по церковному учению, первые три дня душа проводит на земле, вблизи тех мест, где она жила. С третьего по девятый день возносится для поклонения Богу и знакомства с красотами рая. С девятого по сороковой день она смотрит ад, после чего наступает время частного суда Божия. Разлучение души от тела носит временный характер – до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда. Поэтому достигнуть всей полноты наслаждения райскими благами или подвергнуться адским мучениям человек может только после Суда. Сейчас же души умерших людей находятся в ожидании Второго Пришествия Христова. О состоянии души до всеобщего воскресения Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби. Впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после всеобщего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание восточных патриархов о Православной вере, член 18). Хочется особо отметить, что человеку будет дано не новое тело, а душа соединится именно с тем телом, которое принадлежало ей раньше, но обновленное и нетленное, приспособленное для новых условий бытия. Таким образом, Бог удостоит всей полноты райского блаженства или навечно заключит в геене огненной именно человека, а не только его душу. Мы веруем, что окончательная судьба человека до Страшного Суда еще не определена, поэтому Церковь призывает молиться за своих верных чад, таким образом даруя грешникам облегчение адских мучений или прославление праведников в райских обителях. Поступая таким премудрым образом, памятуя о том, что у Бога все живы (Лк. 20, 38), Церковь не дает конкретного ответа для каждого человека на вопрос о том, куда попадает его душа после первых сорока дней после смерти, оставляя это только на милость Божию. Однако мы можем сказать с уверенностью – души людей пребывают либо в раю, либо в аду. Об этом говорят свидетельства людей, милостью Божией еще до смерти удостоившихся видений райских обителей или геены огненной. Вот свидетельство Сальвия Альбийского, галльского иерарха VI века, который вернулся к жизни после того, как был мертв большую часть дня: «Когда келья моя сотряслась четыре дня тому назад и ты увидел меня мертвым, я был поднят двумя Ангелами и отнесен на высочайшую вершину Неба, и тогда под моими стопами, казалось, виднелись не только эта жалкая земля, но также солнце, луна и звезды. Затем меня провели через ворота, которые сияли ярче солнца, и ввели в здание, где все полы блестели золотом и серебром. Свет тот описать невозможно. Место это было наполнено людьми и простиралось так далеко во все стороны, что конца ему не было видно. Ангелы расчистили передо мною путь сквозь эту толпу, и мы вошли в то место, на которое наш взгляд был направлен еще тогда, когда мы были недалеко. Над этим местом парило светлое облако, которое было светлее солнца, и из него я услышал голос, подобный голосу вод многих. Потом меня приветствовали некие существа, одни из которых были облачены в священнические одежды, а другие – в обычное платье. Мои сопроводители объяснили мне, что это были мученики и другие святые. Пока я стоял, меня обвеивало такое приятное благоухание, что, как бы напитанный им, я не ощущал потребности ни в еде, ни в питье. Затем голос из облака сказал: «Пусть этот человек вернется на землю, ибо он нужен Церкви». А я пал ниц на землю и заплакал. «Увы, увы, Господи, – сказал я. – Зачем Ты показал мне все это только для того, чтобы снова отнять у меня?» Но голос ответил: «Иди с миром. Я буду призирать на тебя, пока не возвращу тебя вновь в это место». Тогда я, плача, пошел обратно через ворота, в которые вошел». Сальвий Альбийский видел множество людей, насельников райских обителей. Несомненно, это были души тех людей, которые своей богоугодной жизнью сподобились пребывания в раю.

В свидетельствах о видениях ада также есть места, говорящие о том, что души грешников пребывают там в ужасных мучениях. Вот, к примеру, рассказ из книги «Из писем Святогорца»: «Один расслабленный, промучившись много лет, наконец взмолился к Господу с просьбой прекратить его страдания. Явился ему Ангел и сказал: «Твои грехи требуют очищения. Господь предлагает тебе вместо одного года страданий на земле, которыми бы ты очистился, испытать три часа мучения в аду. Выбирай». Страдалец подумал и выбрал три часа в аду. После этого Ангел отнес его душу в преисподние места ада. Всюду был мрак, теснота, везде духи злобы, вопли грешников, везде одни страдания. Душа расслабленного пришла в невыразимый страх и томление, на его крики отвечало только адское эхо и клокотание геенского пламени. Никто не обращал внимания на его стоны и рев, все грешники были заняты своими собственными мучениями. Страдальцу казалось, что уже протекли целые века и что Ангел забыл про него. Но вот наконец появился Ангел и спросил: «Каково тебе, брат?» – «Ты обманул меня! – воскликнул страдалец. – Не три часа, а многие годы я здесь в невыразимых мучениях!» – «Что за годы?! – переспросил Ангел, – прошел лишь один час, и тебе надлежит еще помучиться два часа». Тогда страдалец начал умолять Ангела вернуть его на землю, где он согласен страдать сколько угодно лет, лишь бы уйти из этого места ужасов. «Хорошо, – ответил Ангел, – Бог проявит к тебе великую Свою милость». Оказавшись опять на своем болезненном ложе, страдалец с той поры уже с кротостью терпел свои страдания, помня адские ужасы, где несравненно хуже». Интересно то, что в аду грешники заняты исключительно собой и своими мучениями, в то время когда в раю совершается непрестанное всеобщее прославление Бога. Это, по всей видимости, происходит в силу пристрастий душ ко греху, проявления гордыни и страстных желаний, которые и при жизни заставляют человека думать только об услаждении собственного «я». Логично было бы предположить, что у каждого грешника будет «свой» ад, «свои» мучения, основанные исключительно на собственных грехах. В раю же непрестанное славословие и прославление Бога является вполне логичным и правильным завершением земной жизни праведника, всей своей жизнью старавшегося угодить Богу и быть ближе к нему.

Итак, рассмотрев православное учение о посмертной участи душ человеческих, стоит вспомнить и о том, что далеко не все наши близкие являются добропорядочными православными христианами, чающими наследовать Царство Небесное. Да и вообще, большинство людей нельзя отнести ни к отъявленным грешникам, ни к абсолютным праведникам. Одно мы знаем точно – безгрешных людей не бывает. Тем не менее большая часть наших современников живет, следуя каким-то своим внутренним принципам, некому моральному кодексу, обычно привитому родителями с самого детства. Но при этом они не считают нужным каким-то образом проявлять свои чувства по отношению к Богу. Обычно позицию этих людей можно определить в одной фразе: «Я верю в Бога, но не мешайте мне верить так, как я хочу, и не навязывайте мне то, что я должен делать». Позиция, скажем, не самая правильная, но все же требующая рассмотрения и поправки, т. к. некоторая часть людей, размышляющих подобным образом, в итоге все же попадают в Церковь и становятся добропорядочными православными христианами. Можно с уверенностью сказать, что моральные устои этой категории людей имеют свое основание именно в Священном Писании, в заповедях Божиих. Но недостаточность религиозного образования, либо полное его отсутствие, оставляет этих людей на перепутье в поисках истинной веры в Бога. Обычно они либо начинают упорно искать Бога, причем зачастую ищут в сектах или оккультных учениях, либо, вконец запутавшись, вообще оставляют это занятие и предпочитают верить в некого абстрактного Бога, Который вроде бы есть, но в то же время Он никак не влияет на их жизнь. В таком случае хочется вспомнить слова ап. Иакова: «Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 18–26). Что пользы человеку, если он верит в Бога, но ни на йоту не приближает себя к Царству Небесному?

Есть и другие люди – это представители иных религиозных верований, а также люди, вообще не верящие в Бога, атеисты. Думается, что в случае с последними все более или менее понятно – отрицание существования Бога или даже воинственное отношение к вере и верующим не могут не сказаться на загробной участи этих людей. Достаточно вспомнить, к чему привело грехопадение первых людей, преступление всего одной заповеди воздержания. В жизнь людей вошла смерть, и потребовалась Искупительная Жертва Спасителя, чтобы вновь открыть людям двери в рай. Так к чему же может привести полное отрицание этой Жертвы, отрицание Самого Создателя? Такая позиция отрицания Бога в некоторой степени аналогична отрицанию существования собственных родителей либо пренебрежение ими. Если человечество смотрит на людей, не чтущих своих родителей, минимум с осуждением, а максимум с презрением, то каково же должно быть отношение Божие к этим людям? Поэтому вполне логично утверждать, что атеисты никак не могут наследовать Царство Небесное. Тем более что они в него и не верят. О представителях иных верований мы и вовсе ничего не можем сказать, кроме как повторить слова Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Думается, что самым правильным было бы более не углубляться в размышления о загробной участи атеистов и иноверцев, памятуя слова ап. Павла: «внешних же судит Бог» (1 Кор. 5, 13), а просто привести отрывок из повествования чудесного откровения Ангелов Макарию Александрийскому: «С душами же, не принявшими Святого Крещения, так не бывает. По разлучении этих непросвещенных душ от тела неумолимые Ангелы, взяв их, жестоко бьют и говорят: «Сюда иди нечестивая душа, познай же ныне, осужденная на вечную муку». И восхищают ее до первого неба, поставляют и показывают издалека славу Ангелов и всех небесных сил, говоря: «Всех сил Господь есть Иисус Христос, Сын Бога Живого, Которого ты не хотела познать и почтить поклонением. Отыди отселе к подобным тебе нечестивым и к князю их диаволу, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, которым ты в жизни, как богам, поклонялась».

Стоит обратить внимание читателя на еще один, на мой взгляд, немаловажный момент в вопросе о загробной участи души. Обычно после смерти родственника близкие хотят знать, какова участь его души. Это желание знает диавол, и он может показать умершего человека в добром состоянии, в белых одеждах, в раю. Это может произойти во сне, когда человек наиболее уязвлен. Такой обман близкие умершего могут не заметить, особенно если они желают увидеть его во сне или просто надеются увидеть какой-то знак, говорящий им о загробной участи умершего. Поэтому святые отцы строжайше запрещают желать видеть во сне умершего. Если мы увидим его (как его может показать бес) во святых, то у нас прекратится желание за него молиться, мы будем думать, что он уже в раю. А на самом-то деле это может быть далеко не так, и душе почившего в этот момент, наоборот, очень нужна молитва. Поэтому Церковь и призывает нас, невзирая на ни на что, молиться об усопших, а Господь Сам все управит, если будет на то Его Святая воля.

Но, бывает, для поддержки духа некоторым людям Господь показывает участь души. Однако бывает это крайне редко. Вот один такой пример: «У одной дочери умер отец, и она увидела его мертвым. Она начала сильно молиться за него, и ей снова было показано, что он потихоньку стал оживать. Она постоянно подавала на Божественного Литургию в его поминовение, и через сорок дней она увидела, что он встал с одра болезненного – весь в язвах. Она снова несколько лет молилась, и Господь показал ей – эти язвы начали заживать. Она молилась еще, и однажды она увидела отца в белых одеждах; он улыбнулся и сказал: «Спасибо, дочь, тебе за твои молитвы, за милостыни, за Псалтырь – за все доброе»»(Казанская епархия, www.kazan.eparhia.ru). Этот пример очень ярко показывает, как необходима молитва душе умершего.

Протоиерей Валентин Уляхин пишет: «Так Господь устроил душу человека, что она способна воспринимать некое веяние, находясь в тонком сне. И особенно это касается посещения нас усопшими, когда во сне – а такие сны нельзя отвергать, хотя и не нужно принимать к сердцу – к нам приходят усопшие и просят о молитве. О таком общении с усопшими мы читаем в житиях многих святых. И молитва веры, особенно соборная молитва Церкви, творит чудеса…

Улучшается положение того, за кого молишься. Я думаю, Господь таинственно, через смерть творит чудеса: приводит людей к познанию Своего святого имени и через молитву Церкви улучшает положение тех, кто, казалось бы, совершенно безнадежно уходит в вечность».

Утвердившись в православном учении о загробной участи души, укрепляясь верой в то, что Господь волен сотворить чудо, даруя грешнику ослабление адских мучений по молитвам Церкви за него, будем «чаять воскресения мертвых и Жизни Будущего Века», когда все мы сможем самолично увидеть Владыку Христа и получить по своей вере и делам на Страшном Судищи Христове.

Иерей Дионисий Свечников

EX-Фарисей

(10 мин)

Вы сегодня хороните тело близкого и дорогого для вас человека. Душа его уже далеко отсюда. В каком она состоянии и где, мы не знаем, хотя все на полном автомате произносим пожелание «Царство ему небесное». Произносят почти все, даже те, кто напрочь не верит в это Царство и в существование Неба с большой буквы. Не факт, что душа умершего будет направлена именно туда. Но можно помочь ей туда попасть. Душа умершего прекрасно себя сознает и сейчас реально жива. Не менее жива, чем душа каждого из нас, даже если многие из вас в это не верят. В исключительных случаях, Бог допускает души даже находиться во время похорон рядом со своим гробом. Но без тела, она не может измениться и будет тем, чем слепила себя при жизни в теле. В данный момент, она весьма нуждается в помощи тех, кто ее любит. Ведь она сейчас в ожидании суда предвечного существования в новом и непривычном мире, в котором она будет жить до воскрешения в новом теле. Давайте поможем ей в этом.

Что может помочь душе?

Ходатайство.

По вере христиан, не только православных, но и католиков, душа после смерти приходит на частный суд, где определяется ее участь до Последнего Суда, который иногда называют Страшным. Судить будет Судья – Христос. Причем, «адвокатами» на Суде могут быть, как души умерших праведников, если им есть что доброе замолвить за душу, так и оставшиеся на земле и любящие ее люди, которые могут в молитвах стать ее ходатаями. И такое заступничество принимается Богом, поскольку является актом любви. Даже земные власть имущие правители смягчались в осуждении при массовом и сердечном заступничестве любящих осужденного. А тем более, Бог, который есть Любовь, примет ваше заступление и ходатайство. Только оно должно быть от сердца, а не для ощущения выполненного долга.

Жертва.

Если умерший даже на ваш взгляд был не сильно верующим, и святым его сложно назвать, то молитву стоит подкрепить пожертвованием. Дело в том, что высшее проявление любви – в жертвенности. Любовь к своему отпавшему и грешному творению Сын Божий продемонстрировал, принеся Себя в жертву. Вы сами интуитивно понимаете, как проверить искренность и силу своей любви к кому-то. Достаточно задать себе вопрос: готов я ради сохранения его или ее жизни, отдать свою жизнь? И честный ответ на этот вопрос будет для вас показателем качества вашей любви. За друга или родственника многие отдадут жизнь, но за соседа или бомжа с улицы – вряд ли.

Сегодня никто не просит от вас жертвы вашей жизни за душу. Пожертвуйте материальные блага нуждающимся, прося у Бога рассмотреть это как жертву за умершего. Но это должна быть жертва. Жертва – всегда существенна. Это не подачка старой одежды или мелкой налички. Жертва – это когда придется отказаться от чего-то в удовлетворении ваших привычных потребностей хотя бы в текущем месяце. В этой жертвенности не должно быть ничего от тщеславия и получения хотя бы минимума позитивной оценки окружающими. Только чтоб знали мы и Бог. Такая жертва Ему угодна. Жертва тщеславия принята не будет, а станет в осуждение жертвователю.

Подвиг.

В Патерике есть случай умершего эконома монастыря, лицо которого почернело после смерти. Настоятель сразу понял, что бывая в миру по делам монастыря, монах впадал в серьезные грехи и скрывал их. Милосердуя об этом брате, и понимая, что он своим образом служения монастырю оградил остальных от тех же соблазнов, он призвал всех монахов взять на себя подвиг для спасения души эконома. Братья вместе с настоятелем жестко постились три дня, не вкушая ничего, кроме простой воды и брата не хоронили. И на третий день лицо его начало светлеть. Поступок настоятеля и монахов – это 3 в 1. И ходатайство, и жертва, и личный подвиг для спасения от ада и осуждения души умершего.

Кстати, и поминки делаются постными и без водки именно по этой причине. Это своеобразный небольшой подвиг за умершего всех поминающих его, отказавшихся от богатого и сытного обеда.

Бывает так, что близкие чувствуют тяжесть на душе после смерти, от того, что что-то не простили, или не оказали милость умершему, или спровоцировали его на грех в любой форме. Бывает тяжесть и от опасений за посмертную участь души за не совсем благочестивую жизнь. Тогда подвиг будет уместен, если соединить его с молитвой за умершего. И Господь пошлет облегчение, в зависимости от степени вашей искренности и веры в молитве.

Кто может помочь?

Лучше всего может помочь тот, кто сильнее любит. Запомните это навсегда. Эта истина абсолютная. Вот вы позвали священника, в надежде, что он чем-то поможет умершему. Он конечно же выполнит обрядовую часть максимально добросовестно. Но он не знал и не любил этого человека. Даже как простого ближнего, которого он хотя бы раз в жизни видел. Как священник, он сделает все возможное. И его действия, если вы умом присоединитесь к словам его молитв и вознесете их к Богу через сердце, помогут душе умершего, понуждая молиться даже тех, кто этого не умеет и никогда этого не делал. Но качество этих молитв самих по себе невысоко. У них есть другое достоинство – это их коллективный характер. Главное, чтобы каждый старался действительно молиться, а не думать, что это дело священника, а он должен добросовестно дождаться, когда весь этот обряд закончится.

Потому, обращаюсь к тем, кто любит и будет долго помнить. Молитесь сами, своими словами. Просите Бога простить такому-то (не добавляйте «раба Божьего», если сам умерший себя таковым не считал) его грехи, совершенные сознательно и по незнанию. Просите об избавлении от ада и от мучения страстями. И при молитве вспоминайте умершего умозрительно, вкладывая в слова молитвы все свое сердце. Не ищите по молитвословам специальных молитв об упокоении, не вычитывайте специальные каноны и акафисты. То, что написали другие, да еще на языке, на котором вы не думаете, не ляжет вам на сердце и не принесет никакой пользы душе умершего. Если вам удобнее по молитвослову, пожалуйста. Главное делайте это как только поминаете умершего, не привязываясь к пребыванию в храме или перед иконами.

Не надо подавать записки во все подвернувшиеся храмы. Помянники в монастырях и при храмах читают бегло, только просматривая их. Толку от таких молитв практически никакого. Ведь в этом вычитывании нет любви, одни обязательства это делать за деньги. Жертва, конечно, будет принята. Но при отсутствии в ней любви и подвига, цена ей невелика.

Принесите жертву любви умершему искренней молитвой, и результат для него на том свете будет самый действенный.

Что является сейчас бесполезным и отчасти вредным?

Никакие избыточные действия родственников в отношении тела умершего: богатые поминки, дорогостоящие гроб, памятник, или даже склеп, не оказывают влияние на состояние умершего. Это все имеет смысл только для живых. Они, конечно, могут выражать любовь к умершему, а могут быть и моментом тщеславия (тщеславие – это зависимость от мнения окружающих). Будет стоять просто крест с оградкой или мраморный склеп, – для умершего нет никакой разницы. А для вас все будет определяться силой веры в загробную жизнь или ее отсутствием. Если вы в нее не верите, то дорогое надгробие – это жирная точка на умершем. Т.е., он здесь, под плитой, и больше – нигде, и это место его оплакивания. Люди приходят к могиле «поговорить» с умершим, поскольку отождествляют любимого им человека с похороненным телом. Такой человек живет не молитвой за душу умершего, а своими воспоминаниями о нем живом, и печалью о его утрате. И он больше жалеет себя в этой печали, и может вообще не заботиться о душе умершего.

Если же молитва о душе умершего на первом месте, и нет мотивов тщеславия в увековечивании памяти, то любое надгробие при любом достатке будет уместно. Это значит, что есть вера в загробную жизнь, и человек отождествляет умершего с его ныне живой душой, находящейся в ином мире. Этот та форма любви, которая дает спокойную смерть любому человеку, осознающему ее приближение. Ощущение такой любви дает уверенность, что его не оставят без поддержки и после смерти. А вот наличие на своей могиле дорогого памятника никак поддерживать не будет. Лично я променял бы упокоение в дорогом склепе, с бесконечными посещениями для печали и слез моими родственниками, на нахождение тела в безымянной братской могиле, но с несколькими сердечными молитвами любящих меня о моей душе. Даже если они находятся за тысячи километров и не знают места захоронения тела.

В оптимальном случае, лучше на могиле простой крест, но большой монумент из ваших сердечных молитв. Это значит, что вы правильно почтили тело, но продолжаете заботиться о душе. И такая забота вас самих будет менять к лучшему, поскольку это угодно Богу. И там где даже не будет хватать вашей веры, ее дополнит ваша любовь. Аминь.

Комментарии 0

Как успокоить душу умершего человека? Помощь в сопровождении Души после смерти

Здравствуйте, уважаемые читатели!Вопрос от Ирины: Подскажите пожалуйста, какой нужен обряд чтобы успокоить душу умершего сына. Умер 3 года назад, а мы с мамой до сих пор чувствуем его присутствие в доме… Помогите пожалуйста!

Важный для многих людей вопрос. Сам сталкивался с ситуацией, когда нужно было помочь Душе своей близкой родственницы после её ухода в мир иной подняться туда, куда нужно. Поэтому, есть чем поделиться и что рекомендовать.

В каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуальные причины, почему душа усопшего не может успокоиться, не уходит, что её держит и что необходимо делать. Формально, каким-либо первым попавшимся в интернете ритуалом, бездумно и без понимания причины здесь не обойдёшься, это будет «пальцем в небо». Если вы реально душе помочь хотите, а не просто избавиться от непонятных и пугающих явлений, чтобы душа умершего от вас отвязалась, нужно исследовать индивидуальные причины.

Причины, почему Душа умершего не может успокоиться и не уходит

  1. У человека при жизни были очень сильные привязки к людям, к месту, к материальным вещам. Привязки могут быть настолько сильные, что после смерти они энергетически удерживают Душу и она не может уйти. Такое сплошь и рядом происходит с душами тех, кто при жизни были либо ярыми материалистами, жили без Веры, либо в целом, была у человека развита привязчивость и чувство собственничества.
  2. Живые, любящие близкие, родственники не могут или не хотят отпустить усопшего. Тогда Душа не может подняться вверх, начать свой отдых и развитие в Тонком Мире с Высшими Силами, и остаётся жить (прибывать) среди живых. Это для Души плохо, она становиться заложником эгоизма живых. «Мёртвые» могут быть заложниками «живых», потому что живые сильнее энергетически, благодаря своему физическому телу.
  3. За определённые грехи и кармические Долги Душу умершего Высшие Силы могут не забирать вверх. Душа оказывается во власти Тёмных сил, которые её удерживают возле земли или под землёй, привязанной к чему-либо или кому-либо.
  4. Душа может и сама не уходить, если у неё есть навязчивая идея, убеждение, что она, например, что-то важное должна передать или сказать кому-то из живых, или уберечь кого-то от чего-то плохого. И тогда её нужно успокоить, объяснить, что она может лететь своим путём, по программе своей эволюции. Душа так же может возвращаться к живым из-за своего чувства вины, или если на неё кто-то сильно обижается, и пока её не простят, ей сложно освободиться полностью.
  5. Так же, у Души может элементарно не быть силы, позитивной энергии, чтобы подняться на необходимую высоту, если человек перед смертью был полностью истощён физически и эмоционально, обесточен энергетически. А если у человека не было Веры в Бога, его душа просто не может получить помощь Сил Света из-за разрушенной или заблокированной связи с Богом. Тогда её вывод «в верх», из тупиков неверия, может происходить через Веру близких ей людей, которые за неё молятся.
  6. Отягощённая (негативная) карма человека этой и прошлых жизней может тянуть Душу вниз. Когда просто не хватает позитивности и позитивной силы, чтобы взлететь и войти в светлые миры. Для тёмной души, для негативного и порочного человека — это норма. В этом случае душа может остаться жить среди живых, как призрак, на какое-то время, или быть забрана в тёмные миры. Как говориться «каждому по вере его».
  7. Другие причины, которых может быть сотни.

Во многих религиях и светлых эзотерических системах есть особые ритуалы сопровождения и защиты Души после смерти человека. Ритуалы помощи душе для её сопровождения в Светлые миры.

Именно после смерти душа человека зачастую достаточно уязвима, на неё многие силы претендуют, за неё идёт борьба. Особенно, если у этого человека при жизни не было чёткой позиции: по какому пути он идёт? к чему он стремиться? к Богу или к Его противоположности?

Тяжелее всего после смерти душам атеистов, материалистов, не определившимся в своей вере людям, тем, кто всю жизнь сомневался в Боге, не верил особо в свою божественную Душу, накопил внутри множество претензий и обид к судьбе.

В любом случае, очень важно, если живые, своим пожеланием Добра, своей Верой и духовными действиями помогают душе усопшего подняться, как можно выше, к Светлым Силам. Это происходит через определённые духовно-эзотерические ритуалы, молитвы, отработку и законное снятие удерживающих душу кармических причин.

Что может помочь Душе умершего и способствовать её освобождению и успокоению

  1. Прощение живыми умершего человека, освобождение от претензий и обид по отношению к уходящей душе.
  2. Молитва к Богу и освобождение от привязанностей к душе, чтобы перестать её насильно удерживать возле себя. Пожелать душе Добра, дальнейшего развития и движения к Богу, и отпустить — довериться Светлым Силам, что Они лучше вас знают, что этой Душе нужно.
  3. Молитвы и церковные соответствующие обряды направленные на помощь Душе: чтобы она смогла отпустить завершённое воплощение, покаяться, очиститься и подняться в светлые миры Бога.
  4. Молитва родственников к Богу и Светлым Силам, своими словами (главное — от сердца), чтобы Бог взял душу под Своё покровительство, чтобы позаботился, чтобы обучал всему хорошему, чтобы защищал от зла. Чтобы все добрые Дела уходящей души, совершённые при жизни — пошли ей в зачёт, в чашу «Добра». Молитву лучше прописать письменно.

c уважением, Василий Василенко

Смотреть Источник

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх