Помост

Вопросы веры

Как воспитать ответственность у ребенка?

Материалы для аттестации педагогов

Вопросы по педагогике и психологии

1. Что способствует формированию ответственности у детей?

а) систематический контроль;

б) высокая требовательность к качеству выполнения заданий;

в) самостоятельность и самоконтроль учащихся;

г) свобода действий.

2. Закончите предложение, выбрав один ответ. Эффективность воспитательной системы зависит от:

а) общего психологического климата в образовательной организации;

б) целостности и системности воспитательной системы;

в) самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;

г) дисциплины в образовательной организации.

3. Из чего строится система «культурного пространства»?

а) телевизионных видео и радиотрансляций;

б) различных форм культурного досуга;

в) музыкально-художественно-спортивно-технических учреждений дополнительного образования;

г) театров, музеев, выставок.

4. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?

а) проблемный метод;

б) технология сотрудничества и взаимообучения;

в) вербальный метод;

г) метод наглядности.

5. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике:

а) личностно-ориентированный;

б) деятельностный;

в) культурологический;

г) творческий.

6. Что называется педагогической технологией?

а) это метод многократного выполнения детьми определенных действий с целью выработки и совершенствования у них умений и навыков в учебной работе;

б) это процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений;

в) Это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности;

г) это совокупность умений, позволяющих быстро ориентироваться в педагогической ситуации, находить при этом наиболее целесообразное решение вопроса и проявлять чувство меры в осуществлении средств, методов и приемов педагогического воздействия.

7. Какой из подходов применим для интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем:

а) дидактический подход;

б) кибернетический подход;

в) психологический подход;

г) системный подход.

8. Фундаментом педагогического мастерства является:

а) педагогические способности и умения;

б) общая высокая культура и эрудиция;

в) любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;

г) владение приемами общения.

9. Что мы называем индивидуальным развитием человека?

а) количественные и качественные изменения организма, происходящие в процессе всей жизни человека как социального существа;

б) наличие роста, веса, мускул и т.д;.

в) формирование у детей навыков гигиены;

г) активное участие в общественной жизни общества.

10. Дидактика – это:

а) самостоятельная наука о закономерностях процесса преподавания;

б) самостоятельная наука о закономерностях процесса учения;

в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм;

г) раздел педагогики, посвященный закономерностям формирования личности ребенка.

11. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

a) К.Д.Ушинским;

б) В.Ф.Одоевским;

в) Я.А.Коменским;

г) А.С. Макаренко.

12. Представитель отечественной педагогики, разработавший теорию коллективного воспитания —

а) К.Д.Ушинский;

б) Л.Н.Толстой;

в) А.С.Макаренко.

г) В.Ф.Одоевский

13. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:

а) медицинская;

б) общая;

в) социальная;

г) возрастная.

14. Вспыльчивость, быстрая смена настроений, общительность, сочетающаяся с возможной резкостью в отношениях и раздражительностью характеризуют:

а) холерика;

б) флегматика;

в) меланхолика;

г) сангвиника.

15. Как называется принцип, основанный на рассмотрении (изучении, исследовании) психических явлений в постоянном движении, изменении?

а) принцип детерминизма;

б) принцип развития;

в) принцип объективности;

г) принцип всесторонности.

16. Личностное качество, умение (способность) чувствовать другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами других, воспринимать их поступки с их же позиций – это:

а) эмпатия;

б) апатия;

в) фрустрация;

г) аффект.

17. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?

a) релаксация;

б) рефлексия;

в) эмпатия;

г) инициация.

18. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

19. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

а) наглядно-образным;

б) наглядно-действенным;

в) словесно-логическим;

г) абстрактным.

20. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) сознательные;

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

21. Совокупность внешних побуждений, рациональных доводов и индивидуальных стремлений к освоению новых знаний и умений, определяющая позитивное отношение к учебе, называется:

а) стимуляция учебной деятельности;

б) мотивация учебной деятельности;

в) активация учебной деятельности;

г) выработка самостоятельности к учебной деятельности.

22. Ученик седьмого класса систематически обращается к учителю с просьбой дать ему дополнительные задания по математике. К какой группе мотивов вы отнесете это самостоятельное стремление ученика к широте знаний?

а) социальные мотивы;

б) стремление детей к самостоятельности;

в) познавательные интересы;

г) дополнительные мотивы.

23. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?

а) К.Д. Ушинский;

б) Я.А. Коменский;

в) Н.И Пирогов;

г) Джон Локк.

24. Цель воспитания — это

а) конечный результат формирования личности;

б) форма обучения учащихся;

в) уровень цивилизации общества;

г) показатель успеваемости учащихся.

25. Движущие силы процесса воспитания –

а) противоречия, возникающие в развитии личности;

б) познавательные интересы личности;

в) процесс накопления количественных изменений;

г) сложившиеся формы взаимоотношений

26. Задачи педагогической деятельности:

а) создание условий для гармонического развития;

б) сосредоточенность на содержании предмета;

в) реализация коммуникативной функции;

г) смена труда и отдыха.

27. Позиция педагога – это

а) система отношений к педагогической деятельности;

б) научно-теоретическая подготовка;

в) готовность к педагогической деятельности;

г) умение планировать процесс обучения.

28. Критерием эффективности воспитания являются

а) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников;

б) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями;

в) формирование эстетического вкуса;

г) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия.

29. Путь достижения цели и задач обучения:

а) форма обучения;

б) методика обучения;

в) метод обучения;

г) способ обучения.

30. Образовательные программы разрабатываются на основе:

а) концепций образования;

б) программ развития образования;

в) закона об образовании;

г) образовательных стандартов.

31. Компонент структуры личности –

а) мышление;

б) возраст;

в) характер;

г) память.

32. Наказание –

а) просьбы, стимулирование, добрые дела;

б) метод воспитания, проявляющийся в форме требования;

в) управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел;

г) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия.

33. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

а) педагогический мониторинг;

б) педагогическая диагностика;

в) педагогическая рефлексия;

г) педагогический менеджмент.

34. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

а) совместимость;

б) лидерство;

в) адаптивность;

г) пластичность.

35. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности:

а) вербальные;

б) общие;

в) специальные;

г) невербальные.

36. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:

а) мотивационный;

б) материализованный;

в) контрольный;

г) внешнеречевой.

37. Выберите то, что характеризует гуманистическую педагогику:

а) приоритетность знаний педагога;

б) согласие с ныне существующей целевой установкой школы;

в) «выстраивание» индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;

г) выстраивание гуманистических отношений в системе «педагог-учитель».

38. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

а) учебник;

б) учебный план;

в) учебная программа;

г) рабочая тетрадь.

39. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это:

а) принцип культуросообразности;

б) принцип индивидуализации;

в) принцип природособразности;

г) принцип личностной ориентированности.

40. Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы имеем в виду образование:

а) организованное особо комфортным образом для детей-инвалидов;

б) приспособленное к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями;

в) приспособленное к дистанционному обучению всех детей;

г) организованное на одной территории для детей с разными видами ограничений по здоровью.

41. Методика обучения представляет собой:

а) проекцию прикладной психологии на соответствующий учебный предмет;

б) совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками;

в) науку, исследующую цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения;

г) отрасль прикладной науки, исследующую закономерности обучения определенному предмету.

42. Как называется документ, дающий право использования учебно-методического материала для осуществления образовательной деятельности

а) Федеральный перечень, допущенных и рекомендованных УМК к использованию в государственных ОУ;

б) Учебная программа;

в) Рабочая программа учителя, на основании которой он осуществляет обучение в конкретной учебной среде.

г) Диплом образовательного учреждения о высшем образовании, дающий правоведения профессиональной деятельности в предметной области.

43. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:

а) основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования;

б) требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации;

в) предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений;

г) структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательной организации.

44. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности:

а) в младшем школьном возрасте;

б) в подростковом возрасте

в) в юношеском возрасте;

г) во всех перечисленных выше.

45. Толерантность – это:

а) нетерпимость;

б) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений;

в) непримиримость;

г) похвала, согласие.

46. К числу возрастных кризисов не относится:

а) кризис трех лет;

б) кризис семи лет;

в) кризис подросткового возраста;

г) кризис 8 лет.

47. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей:

а) самоуважение;

б) самооценка;

в) самоанализ;

г) идентификация.

48. Средством невербального общения не является:

а) контакт глазами;

б) мимика;

в) поза и жесты;

г) речь.

49. Выразительность, сила проявления чувств, переживаний:

а) экспрессия;

б) экстраверсия;

в) экстравагантность;

г) эксцентричность.

50. Основным средством вербального общения является:

а) контакт глазами;

б) мимика;

в) поза и жесты;

г) речь.

51. Индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в частом переживании чувства тревоги при минимальной опасности либо отсутствия ее, при минимальной реальной либо мнимой (воображаемой) угрозе:

а) тревожность;

б) эмоциональность;

в) возбудимость;

г) агрессивность.

52. Постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса:

а) социальная адаптация;

б) включенность;

в) эмоциональное благополучие;

г) развитие.

53. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:

а) компромисс;

б) договор;

в) контракт;

г) обязательство.

54. Неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой:

а) личностные особенности;

б) индивидуальность;

в) имидж;

г) самобытность.

55. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:

а) внушением;

б) подражанием;

в) заражением;

г) убеждением.

56. Свойство личности, проявляющееся в инертности поведения, неспособности к быстрому изменению его; отсутствие той гибкости, которая позволяет нам различными способами реагировать на разные ситуации:

а) эмоциональная лабильность;

б) ригидность;

в) мобильность;

г) тревожность.

57. Нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека:

а) гуманизм;

б) эмпатия;

в) альтруизм;

г) коллективизм.

  1. Назовите главную функцию учителя?

а) оценочная;

б) целеполагание;

в) планирование;

г) управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности

59. Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?

а) Л.С.Выготскому;

б) С.Л.Рубинштейну;

в) А.Дистервегу;

г) Гельвецию

60. Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?

а) тифлопедагогика;

б) сурдопедагогика;

в) олигофренопедагогика;

г) педагогика

61. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:

а) рассказ;

б) объяснение;

в) лекция;

г) беседа.

62. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием;

б) апперцепцией;

в) перцепцией;

г) наблюдательностью.

63. Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:

а) восприятия;

б) внимания;

в) воли;

г) воображения.

64. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:

а) темперамент;

б) способности;

в) характер;

г) задатки.

65. Основными условиями развития личности ребенка являются:

а) формирование мотивов поведения;

б) развитие чувств;

в) развитие воли;

г) все ответы верны.

66. Развитие — это (выберите правильный ответ)

а) накопление количественных изменений в организме человека;

б) уничтожение старого и возникновение нового;

в) количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов;

г) целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

67. Что представляет собой учебная программа?

а) учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них;

б) в учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса;

в) под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе;

г) учебная программа в системе обучения документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.

68. К характеристикам произвольного внимания относятся:

а) импульсивность;

б) неорганизованность;

в) повышенная устойчивость;

г) целенаправленность.

69. К интеллектуальным чертам характера относятся:

а) впечатлительность;

б) глубокомыслие;

в) доверчивость;

г) любознательность.

70. К основным формам направленности личности относят:

а) пожелание;

б) убеждение;

в) интерес;

г) рекомендацию.

71. К специальным способностям относятся:

а) математические способности;

б) умственные способности;

в) технические способности;

г) способность слышать.

72. Объектом исследования педагогики является:

а) ребенок;

б) система педагогических явлений;

в) вопрос о целях и общем предназначении образования;

г) психика человека.

73. Образование как педагогический процесс – это …

а) движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания;

б) целенаправленно организованный процесс управления социализацией личности;

в) стихийный процесс освоения социального опыта;

г) система обучения и воспитания.

74. К движущим силам учения относятся:

а) самоактуализация;

б) мотивы и интерес к овладению изучаемым материалом;

в) желание успеха и признания;

г) внутреннее противоречие между знанием и незнанием.

75. Под … воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

а) принципами;

б) содержанием;

в) закономерностями;

г) противоречиями.

76. Классный руководитель анализирует: 1) трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; 2) особенности, индивидуальные черты обучения школьника; 3) состояние здоровья ученика; 4) особенности общения школьника с одноклассниками и педагогами

а) 1,2,3

б) 1,2,4

в) 1,3,4

г) 2,3,4

77. Активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры – это

а) тренинг;

б) деловая игра;

в) погружение;

г) мозговой штурм.

78. Система принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания, — это методология

а) общая;

б) частная;

в) индивидуальная;

г) специальная.

79. Специалист, который приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, — это

а) эксперт;

б) профессионал;

в) консультант;

г) анализатор.

80. Набор ролевых ожиданий в отношении члена группы называется

а) статус;

б) функционал;

в) служебный долг;

г) должность.

81. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется

а) ведущими;

б) лидерством;

в) мотиваторами;

г) референтностью.

82. Различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сферы характерны для

а) патологичной личности;

б) личности с низкой самооценкой;

в) дисгармоничной личности;

г) необразованной личности.

83. Если настроенность на поведение для удовлетворения потребности закрепляется в случае повторения ситуации, мы имеем дело с … установкой

а) гибкой;

б) изменяющейся;

в) заданной;

г) фиксированной.

84. Формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов представляет собой … развитие личности

а) гармоничное;

б) разностороннее;

в) многостороннее;

г) компетентностное.

85. Поведение, цель которого разрушить либо сместить фрустрирующий блок, в терминологии представителей необихевиористской ориентации называется

а) агрессией;

б) фрустратором;

в) разрушителем;

г) блокиратором.

86. Увеличение продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей называется

а) катализагорской деятельностью;

б) фасилитацией;

в) социальной фасилитацией;

г) атрибуцией.

87. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином

а) референтная группа;

б) эталонная группа;

в) коллектив;

г) корпорация.

88. Дидактический принцип, требующий строить обучение таким образом, чтобы можно было управлять темпами и содержанием психического развития школьников, называется принципом

а) развивающего обучения;

б) проективного обучения;

в) личностным обучением;

г) компетентностным обучением.

89. Дидактический принцип, требующий соответствия содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения, — это принцип

а) доступности обучения;

б) обучаемости;

в) единства обучения и воспитания;

д) детерминизма.

90. Психологические особенности ребенка, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности называются

а) талантом;

б) способностями;

в) гениальностью;

г) одаренностью.

91. Устойчивые отклонения от нормы в сознании, поведении, учебной деятельности детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды, ошибками в воспитании и обучении, лежат в основе

а) педагогической запущенности;

б) педагогических ошибок;

в) педагогической некомпетентности;

г) педагогической некорректности.

92. Изучение психических факторов, побуждающих школьника к совершению определенных действий и определяющих их направленность и цели, лежит в основе исследования

а) психической сферы;

б) мотивационной сферы;

в) потребностной сферы;

г) деятельностной сферы.

93. Понятие развивающего обучения относится к той научной области, которую В.В. Давыдов называет

а) психодидактикой;

б) дидактикой;

в) психической;

г) педагогической.

94. Нарушение способности к активному приспособлению к условиям школьной среды предопределяет возникновение у школьника

а) социальной дезадаптации;

б) девиации;

в) делинквентности;

г) десоциализации

95. Методические средства управления процессом усвоения, подготовленные преподавателем для использования в ходе учебного занятия и растиражированные в количестве, необходимом для обеспечения ими каждого обучаемого, – это

а) печатный раздаточный материал;

б) методическое сопровождение учебного процесса;

в) наглядное пособие;

г) индивидуализация обучения.

96. Если учитель в общении осуществляет самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности, то он реализует

а) исследовательскую функцию;

б) экспертную функцию;

в) оценочную функцию;

г) контрольную функцию.

97. Систематическое изложение в книге основ определенной области знаний на уровне современных достижений науки и культуры, отвечающее целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп, – это

а) учебное пособие;

б) учебник;

в) методическое пособие;

г) монография.

98. Качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.), – это качества

а) профессионально важные;

б) личностно значимые;

в) нравственной направленности;

г) специфичные.

99. Процесс использования нового типа научности (гуманитарной познавательной парадигмы, в интересах усиления смысловой сферы сознания обучаемого) – это

а) гуманизация образования;

б) прагматизация образования;

в) обновление образования;

г) осмысление образования.

Тесты по педагогике.

Тесты по педагогике

Идеальный педагог:

учитель, ведущий процесс на образцовом уровне;

абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя;

учитель, исповедующий определенные научные идеи;

учитель, стремящийся к образцовому порядку в классе.

Структурный компонент педагогической деятельности, выражающийся в умении преподавателя отбирать наиболее удачные варианты в построении учебного занятия, моделировать будущую профессиональную деятельность школьников:

организаторская деятельность;

конструктивная;

коммуникативная;

познавательная.

Главная задача развития младшего школьника:

постижение окружающего мира, природы, человеческих отношений;

нестандартность поведения;

социализация личности;

физическое развитие ребенка.

Функция процесса обучения:

стимулирующая;

формирующая;

развивающая;

организующая.

Дидактическая функция учебника:

мотивационная;

альтернативная;

материализованная;

практическая.

Автор знаменитого высказывания «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» :

Ж. Ж. Руссо;

Я. А. Коменский;

К. Д. Ушинский;

Б. Паскаль.

Для проблемного обучения характерно:

учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;

обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;

позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук;

формирует умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Личностный результат освоения основной образовательной программы начального общего образования:

формирование основ российской гражданской идентичности;

овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием;

приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Целевой ориентир выражен словами из басни С. Михалкова: «Лев в рот не брал хмельного, но обожал подхалимаж…» Определите аргумент:

аргумент к авторитету;

аргумент к аудитории;

аргумент к жалости;

аргумент к тщеславию.

Регулятивное универсальное учебное действие:

нравственно – этическая ориентация;

планирование учебного сотрудничества;

прогнозирование;

поиск и выделение необходимой информации.

Государственный образовательный стандарт устанавливает:

максимум наполнения содержания образовательных программ;

обязательный минимум содержания образовательных программ;

средний уровень ЗУН, которыми должны овладеть обучаемые;

минимальный объем учебной нагрузки.

Метапредметный результат освоения основами образовательной программы начального общего образования:

осознание значимости чтения для личного развития;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

возможность передачи значительного объема знаний за минимально короткое время.

К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей — непременное условие развивающего обучения» ?

научности обучения;

связи теории с практикой;

доступности обучения;

сознательности и активности обучения.

Дифференцированное обучение:

технология разноуровневого обучения;

технология сотрудничества;

технология деятельностного подхода;

технология концентрированного обучения.

Педагогическая технология:

высокий уровень освоения педагогической деятельности;

строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий;

использование комплекса методов и приемов обучения безотносительно к деятелю, их осуществляющему;

упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач образования, развития, воспитания.

Познавательное универсальное учебное действие:

разрешение конфликтов;

саморегуляция;

структурирование знаний;

нравственно – этическая ориентация.

В основе программированного обучения лежит дидактический принцип:

научности;

доступности;

индивидуальности;

последовательности.

Предметный результат освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

умение осуществлять информационный поиск;

система ЗУН по математике;

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Автор системы начального обучения «Школа «:

А. А. Леонтьев;

Н.Ф. Виноградова;

Н. Б. Истомина;

Л. В. Занков.

метод оценивания или метод педагогического измерения, основанный на суждениях компетентных судей (экспертов);

место ученика среди учащихся класса (школы) на основе учета его учебных и иных достижений, определяемое путем набора очков (баллов);

тестирование;

диагностика.

Термин «универсальные учебные действия» означает:

актуализация знаний;

умение учиться;

интеллектуальное новообразование;

формирование мотиваций учебной деятельности.

Высокая культура педагога, глубоко знающего свой предмет, знакомого с соответствующими отраслями науки и искусства, практической психологии, в совершенстве владеющего методикой обучения и воспитания – это:

педагогическая техника;

идеальный учитель;

педагог – исследователь;

педагогическое мастерство.

Нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет:

стандарт образования;

учебная программа;

учебный план;

учебник.

Коммуникативное универсальное учебное действие:

управление поведением партнёра;

формирование проблемы;

саморегуляция как способность к мобилизации волевых усилий;

коррекция.

Путь или способ достижения поставленной цели обучения:

принцип обучения;

правило обучения;

форма обучения;

метод обучения.

Организация педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики и методики преподавания предполагает принцип:

доступности;

связи теории с практикой, обучения с жизнью;

научности;

систематичности и последовательности.

Какой принцип выражен в пословице «Повторение – мать учения»?

природосообразности;

прочности усвоения ЗУН;

систематичности и последовательности;

сознательности и активности.

Метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику:

дискуссия;

метод эвристических вопросов;

дидактическая игра;

«мозговая атака» (штурм)».

Сущность дифференцированного подхода в обучении выражается в :

группировании учащихся на однородные группы;

ориентации учащегося на такой уровень развития, которого тот уже достиг;

реализации способа организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально – типологические особенности личности;

обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий.

Форма обучения:

беседа;

репетиторство;

дидактическая игра;

упражнение.

Дидактический принцип «Обучение на высоком уровне трудности» соответствует:

системе обучения «Гармония»;

системе обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;

«Начальной школе XXI века»;

системе обучения Л. В. Занкова.

Принцип минимакса соответствует:

технологии деятельностного метода;

технологии разноуровнего обучения;

технологии сотрудничества;

технологии личностно – ориентировочного обучения.

Основное направление модернизации начальной ступени образования:

изменение существующей дидактической системы;

повышение интеллектуального уровня учащихся;

формирование навыков общественного поведения;

обновление содержания, его вариативность.

Нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение:

учебный план;

учебная программа;

стандарт образования;

учебник.

Общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам организации учебного процесса:

содержание образования;

методы обучения;

принципы обучения;

формы обучения.

Взаимосвязь и взаимоотношения между восприятием и осмыслением, с одной стороны, и запоминанием, с другой, регулируется принципом:

научности;

систематичности и последовательности;

сознательности и активности;

прочности.

Развитие теоретического мышления является главным результатом обучения по системе:

Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;

«Школа России»;

Л. В. Занкова;

«Перспектива».

Педагогическая инновация:

изменения, направленные на изменение педагогической системы;

замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект;

нововведение учебно – воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;

высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания.

Совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями:

ФГОС среднего общего образования;

ФГОС начального общего образования;

учебный план общеобразовательной школы;

учебная программа дисциплины.

Система ЗУН, которыми необходимо овладеть обучаемым:

содержание образования;

методы обучения;

процесс обучения;

принципы обучения.

Форма интерактивного обучения:

экскурсия;

факультатив;

экзамен;

тренинг.

По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?

по расположению элементов урока;

по дидактической цели;

по количеству структурных частей;

по форме обучения.

Планируемый результат образовательной деятельности:

познавательный;

регулятивный;

предметный;

коммуникативный.

Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика:

дифференциация обучения;

рационализация обучения;

технологизация обучения;

индивидуализация обучения.

С какого возраста Я.А. Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?

с 6 лет;

с 7 лет;

с 8 лет;

с 9 лет.

В основе ФГОС лежит:

дифференцированный подход;

системно – деятельностный подход;

технология сотрудничества;

личностно – ориентированный подход.

Первичный этап процесса обучения:

восприятие;

осмысление

запоминание;

закрепление.

Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:

линейный;

смешанный;

концентрический;

блочный.

Метод интерактивного обучения:

лекция;

лабораторная работа;

упражнение;

кейс – метод.

Самая древняя система организационного оформления педагогического процесса:

классно – урочная система обучения;

индивидуальное обучение;

индивидуально – групповое обучение;

проектное обучение.

Автор традиционной системы начального обучения «Перспектива»:

Л. Г. Петерсон;

А. А. Леонтьев;

В. В. Давыдов;

Н. Ф. Виноградова.

Профессиограмма учителя:

памятка учителя;

педагогическое мастерство;

педагогическое творчество;

характеристика профессии.

Социализация личности (школьника):

процесс взаимодействия между людьми;

процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта;

проявление уважения к партнеру;

создание условий для успешной учебы.

Научный руководитель образовательной программы «Начальная школа XXI в.»:

Н. Б. Истомина;

А. А. Леонтьев;

Л. Г. Петерсон;

Н. Ф. Виноградова.

Оптимальный способ организации накопительной системы оценки ученика:

аттестация ученика;

«Портфолио» ученика;

итоговая оценка;

предметная оценка.

Уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка призывают представители теории __________ воспитания.

свободного;

деятельностного;

авторитарного;

коммунистического.

Теорию детского воспитательного коллектива разработал:

В. А. Сухомлинский;

С. Т. Шацкий;

А. С. Макаренко;

В. Н. Сорока – Росинский.

Качество деятельности воспитателя выражено в понятии:

воспитуемость;

результативность;

эффективность;

ответственность.

Оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности:

шкала оценивания;

программа изучения;

оценка поведения;

диагностика.

Автор разработки творческих форм воспитательной работы классного руководителя:

И. П. Подласый;

В. В. Краевский;

Н. В. Щуркова;

В. А. Караковский.

Систему принципов развивающего обучения впервые предложил:

Л.С. Занков;

Л.С. Выготский;

И.П. Иванов;

И.С. Якиманская;

Методы педагогического исследования – это:

способы формирования личностных качеств;

способы усвоения новых знаний;

способы решения проблемных задач;

способы познания объективной реальности.

Факторы развития личности:

интерес к учебе, уровень достижений;

наследственность, среда, воспитание, самовоспитание;

статусное положение личности в коллективе;

уровень знаний по учебным дисциплинам.

Методы воспитания:

общие исходные положения, которыми руководствуется педагог;

способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников;

внешнее выражение процесса воспитания;

варианты организации воспитательного процесса.

Определить содержание обучения – значит ответить на вопрос:

зачем учить;

кого учить;

чему учить;

как учить.

Воспитание:

воспитательная работа с детьми в учебно-воспитательном учреждении;

привитие соответствующих норм и правил наведения;

развитие творческих сил и способностей человека;

процесс формирования личности с целью подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности.

Педагогический такт:

мера воспитательного воздействия;

взаимодействие взрослых и детей;

внешнее проявление внутреннего мира человека;

активная форма взаимодействия со средой.

Этапы, необходимые для подготовки урока:

прогнозирование, тренировка, упражнения;

планирование, ход урока, рефлексия;

диагностика, планирование, мастерство проведения;

диагностика, прогнозирование, планирование.

Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

культурологический подход;

комплексный подход;

системный подход;

индивидуальный подход.

Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:

сотрудничество семьи, школы, общественности;

взаимоотношение воспитателей и воспитанников;

влияние на воспитанника через коллектив;

влияние родителей и воспитателей на воспитанника.

Последовательность этапов процесса усвоения:

приобретение знаний – запоминание – применение на практике;

постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство;

восприятие – осмысление – закрепление – применение;

ощущение – восприятие – осознание.

Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

педагогический мониторинг;

педагогическая диагностика;

педагогическая рефлексия;

педагогический анализ.

Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:

Л.С. Выготский;

К. Гросс;

Д.Б.Эльконин;

Б.Д.Эльконин.

Важнейшими социальными признаками, вызывающими дисфункцию семейных отношений, являются:

низкий прожиточный уровень, безработица членов семьи, увеличение бытовых нагрузок;

алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность;

нарушение связи между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями;

жестокость, агрессивность, психические и сексуальные отклонения.

Приоритетное развитие сфер образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:

принцип фундаментализации;

принцип вариативности образования;

принцип полноты образования;

принцип опережающего образования.

Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека:

принцип культуросообразности;

принцип индивидуализации;

принцип природосообразности;

принцип личностной ориентированности.

Социальная служба, оказывающая экстренную социальную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:

центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

социальный приют;

центр социальной помощи семье и детям;

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Что способствует формированию ответственности у детей:

самостоятельность и самоконтроль учащихся;

систематический контроль;

высокая требовательность к качеству выполнения действий;

свобода действий.

Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

общие цели;

прочное авторитарное руководство коллективом;

отсутствие конфликтов между учащимися;

знание педагогом теории коллектива.

Эффективность воспитательной системы зависит от:

общего психологического климата в образовательном учреждении;

целостности и системности воспитательной системы;

самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;

дисциплины в образовательном учреждении.

Из чего строится система «культурного пространства»?

телевизионных видео- и радиотрансляций;

различных форм культурного досуга;

музыкально-художественно-спортивно-технических учреждений дополнительного образования;

театров, музеев, выставок.

Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

личностно-ориентированный;

культурологический;

деятельностный;

творческий.

Фундаментом педагогического мастерства является:

любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;

педагогические способности и умения;

общая высокая культура и эрудиция;

владение приемами общения.

В каких жизненных ситуациях, по определению Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на особую защиту?

одаренные дети;

девиантные подростки;

все ответы правильные;

дети с ограниченными возможностями.

Условие, определяющее выбор методов воспитания:

цель и задачи воспитания;

комплексный характер воспитания;

общественный характер воспитания;

уровень нравственной культуры.

Принцип воспитания:

ориентация на ценности и ценностные отношения;

принцип целостности;

гуманизация воспитания;

комплексный подход.

Метод формирования общественного сознания:

общественное мнение;

разъяснение;

соревнование;

поручение.

Метод формирования правильного поведения:

беседа;

диспут;

соревнование;

наказание.

Часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение:

метод воспитания;

прием воспитания;

средство воспитания;

принцип воспитания.

Названные виды деятельности «классный час, диспут, викторина, устный журнал» относятся к:

формам воспитания;

методам воспитания;

приемам воспитания;

средствам воспитания.

Форма методической работы школы:

родительское собрание;

классный час;

школьное самоуправление;

педсовет.

Форма работы классного руководителя:

олимпиада;

устный журнал;

беседа;

соревнование.

Гуманистическая педагогика:

стремится изменить воспитанника;

исходит из приоритетности знаний педагога;

принимает воспитанника таким, каков он есть;

не стремится к изменению ныне существующей целевой установки учебного заведения.

Главная цель воспитания:

всестороннее и гармоническое развитие личности;

гуманизация воспитания;

индивидуализация воспитания;

демократизация воспитания.

Степень создания ситуации успеха по вербализированной формуле: «Очень нужно это сделать…», «У вас непременно получится…»:

авансирование успешного результата;

инструктирование;

снятие страха;

внесение мотива.

Выделите на основе характеристики тип отклонений «общая неуспеваемость»:

затрагивает лишь один из предметов;

стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы;

низкая эффективность учебной деятельности;

нарушение отдельных функций эмоционально-волевой сферы.

Кому принадлежат слова: «Учитель живет до тех пор, пока учится»?

Я.А. Коменский;

А. Дистервег;

В.А.Сухомлинский;

К.Д. Ушинский.

Автор педагогического труда «Сердце отдаю детям»:

А.С.Макаренко;

К.Д.Ушинский;

В.А.Сухомлинский;

С.Т.Шацкий.

Термин «дидактика» впервые ввел:

Я.А.Коменский;

В.Ратке (Ратихия);

Ж.Ж.Руссо;

И.Г.Песталоцци.

Кому принадлежат слова: «Ребенок – это чистая доска и на ней можно писать все, что угодно»?

Д.Локк;

Р.Оуэн;

Ж.Ж.Руссо;

Джон Дьюи.

Воспитание ответственности у ребенка

Фильм «Майор Пэйн»

Кадет Стоун, принимайте управление взводом!

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки.

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Приемы:

  • Давать посильную нагрузку. Если родители стараются защитить ребенка от трудностей жизни, отстраняют ребенка от бытовых, материальных и других жизненных трудностей, ребенок привыкает к тому, что за него все сделают родители. Или кто-то другой. Маленький ребенок не понимает такого самопожертвования, но привыкает к беззаботной жизни. Привлекайте его к семейным делам — пусть помогает. Привлекайте к своим размышлениям, как лучше сделать то или иное.
  • Учите его, как справляться с трудностями. Самый ответственный по натуре ребенок будет отказываться от ответственности, если он элементарно не знает, как сделать то или иное. Разговаривайте с подростком о его планах, сомнениях, возможностях, о семейном бюджете и семейных проектах, о ваших собственных проблемах и желаниях. Ваши ожидания и обиды не должны быть скрыты от ребенка. В доверительных и честных обсуждениях, небольших общих делах, намечаемых вместе с ним (это могут быть какие-то усовершенствования в вашей квартире, устройство семейного праздника, семейная поездка) можно выработать постепенно ту линию поведения, которая будет устраивать и вас, и его.
  • Помогайте в делах, которые пока для него трудны. Наверное, любой ребенок хотел бы заработать деньги, так как они расширяют его возможности. Но работу надо искать, надо договариваться с незнакомыми людьми, перестраивать привычный ритм жизни. Часто подростка сдерживает опасение, что не хватит сил и на занятия, и на работу. Лучшее время начать работать — каникулы. Предложите свою помощь в поиске работы. Сначала можно даже поработать вместе с ребенком. А потом, скорее всего, подросток захочет объединиться со своим приятелем.
  • С делами, с которыми он может справиться уже самостоятельно — пусть справляется самостоятельно. Свои игрушки может убрать уже маленький ребенок, если его к этому приучать. А если ребенок свои игрушки не ценит, их ломает (бросает, забывает, не убирает) — то остается без игрушек. Когда школьник уже умеет делать уроки — он должен свои уроки делать самостоятельно.
  • Время от времени полезно поставить ребенка в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить — бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить ребенка в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты — но все-таки брат. Результат — беру за него ответственность.
  • Приучать платить за свои инициативы и за свои проколы.

Как помочь ребенку стать ответственным?

Со временем вам придется избавиться от привычки руководить жизнью вашего ребенка. Это должно стать уже не вашей заботой, а его прямой обязанностью. Для этого попробуйте воспользоваться советами американских специалистов по работе с родителями подростков, супругов Р. Т. и Дж. Байярд. Они советуют проделать следующие три шага.

Первый шаг. Возьмите бумагу и карандаш и составьте по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоит вас в поведении вашего ребенка. Беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей. Например: не хочет переодеваться после школы; целыми днями смотрит телевизор; не делает уроки; не убирает в своей комнате и т.д. Просмотрите список, обдумывая в это время, все ли проблемы в нем имеют отношение лично к вам.

Второй шаг. Когда список будет готов, снова просмотрите его и отберите в отдельный перечень те позиции, которые имеют определенные последствия для ребенка, но никак не влияют на вас Допустим, вас беспокоит то, что подросток стал плохо учиться, вам не удается заставить его ходить в школу или делать домашние задания. Но это влияет, прежде всего, на его или ее жизнь. Он или она не сможет выбрать тот вид деятельности, который нравится, людей, с которыми придется общаться, и т. д.

Исключайте этот пункт из своего списка и включайте его в перечень того, что должно заботить вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к вам. Например, из-за него вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать обвинения в его плохой учебе или поведении. Или, перестав ходить в школу, живет дома как иждивенец, не выполняя никаких обязанностей.

Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Как применить теорию на практике?

Начните с одного из пунктов. Выбрав, представьте, что ваш подросток совершает поступок, относящийся к этому пункту. Как только вы сделаете это, вы почувствуете знакомый вам эмоциональный толчок — смесь беспокойства, гнева и беспомощности.

Но затем заставляете себя вспомнить: теперь не вы, а ваш ребенок отвечает за это поведение. Вы не должны больше испытывать эти неприятные чувства. Почувствуйте новое состояние облегчения и свободы. Сейчас вы можете посмотреть на поступок подростка как бы со стороны: с интересом и доверием к тому, что он сам может разрешить свою проблему.

Затем обдумайте и отрепетируйте ваше сообщение сыну или дочери, что вы передаете им ответственность за данный пункт перечня. Можно сказать так: «В прошлый раз я беспокоилась, что ты не пошел в школу и сердилась оттого, что не могу заставить тебя ходить туда. Я долго думала об этом и решила, что это действительно твое дело, потому что это влияет, прежде всего, на твою жизнь. Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать решения по поводу твоей учебы. С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, это будет для тебя правильным. Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать тебе, если, конечно, ты об этом попросишь. Но в целом теперь это твое дело».

Потом обдумайте, что вы скажете по поводу тех аспектов его нежелания ходить в школу, которые могут беспокоить лично вас. Например: «Я не собираюсь вмешиваться в твои дела, но я хочу, чтобы во время школьных уроков ты не приводил домой своих приятелей. Я хочу, чтобы каждый из нас выполнял свои обязанности. Я не хочу содержать иждивенца».

​​​​​​​Вы пользуетесь именно «я-высказываниями», от своего лица, и по возможности более краткими.

Теперь отправьтесь к сыну или дочери, прямо заявите им, что вы приняли решение по определенной проблеме, и сформулируйте это решение.

В течение следующих нескольких дней или недель тем же способом передайте подростку ответственность за остальные пункты перечня.

Реакция ребенка бывает разной, иногда неожиданной, — от радости до обвинений, что о нем не заботятся. Реакция может отсутствовать вообще. Но первый шаг на пути к решению ваших проблем будет сделан.

Воспитание и развитие ответственности

Фильм «Майор Пэйн»

Кадет Стоун, принимайте управление взводом!

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.

Ответственность чаще берет на себя тот, у кого есть представление об ответственности, представление о том, что от меня в ситуации конкретно требуется, что от меня ждут. Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности — привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни. Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться — как на своих, так и на чужих ошибках.

Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя. Развитие ответственности — давать (себе или другому) все время возрастающие нагрузки, сохраняя при этом каждый раз успешность. Развивая желание и способность нести груз ответственности. Держать общее направление поможет статья Уровень личной ответственности

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки. Приемы:

  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить — бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты — но все-таки брат. Результат — беру за него ответственность. История Как я решил стать завхозом…
  • Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: «Если бы я любил». Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя — а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.

Согласно Конституции РФ и Семейному Кодексу родители обязаны в равной мере заботиться о своих детях до наступления их полной самостоятельности. Родители должны заниматься воспитанием своего ребенка, контролировать его действий.

По многим видам преступлений или административных нарушений ответственность наступает только с определенного возраста. Поэтому в случае совершения ребенком противоправных действий ответственность за это будут нести его родители.

Кроме того, в стране предусмотрена ответственность родителей за несовершеннолетних детей, воспитанием которых они не занимаются.

Что по законам грозит нерадивым родителям, и с какого возраста дети начинают полностью отвечать за свои действия?

В каком случае ответственность переходит на родителей?

До скольки лет родители несут ответственность за детей, зависит от совершенного проступка. Фактически полная дееспособность в стране наступает с 18 лет. До этого времени дети считаются несовершеннолетними. Однако, к примеру, за особо тяжкие преступления ответственность наступает намного раньше.

Нести ответственность за своих детей родители могут только в рамках гражданского судопроизводства при возмещении причиненного вреда.

Если ребенок убил человека, конечно же никто за это не посадит в тюрьму его родителей. Но заставить их выплачивать пострадавшей стороне денежную компенсацию вполне могут.

В ст. 1073 и 1074 ГК РФ указаны те лица, которые несут ответственность за действия несовершеннолетних лиц. В данном контексте законодателем несовершеннолетние разделены на малолетних – до 14 лет и несовершеннолетних – от 14 до 18 лет.

За малолетних могут нести ответственность следующие категории граждан:

  • Родители;
  • Опекуны и попечители;
  • Сотрудники образовательных или медицинских учреждений;
  • Работники организаций для детей, которые остались без попечения родителей;
  • Прочие организации, которые в период совершения ребенком нарушения отвечали за присмотр за ним.

Ответственность родителей за нарушения и преступления несовершеннолетних сохраняется в течение 3 лет после лишения родительских прав.

Лица в возрасте от 14 до 18 могут сами выплачивать компенсации причиненного вреда или ущерба, если имеет в это время доход. Если же заработок у них отсутствует, это обязанность переходит к родителям.

Основные обязанности родителей

Частным случаем прекращения ответственности за лицо, не достигшее совершеннолетия, является эмансипация. Эмансипация – это процесс признания ребенка совершеннолетним до наступления его возраста установленной законодательством для этого возрастной границы.

К примеру, если ребенок раньше 18 лет вышел замуж или женился, он считается совершеннолетним.

В Семейном Кодексе предусмотрены обязанности родителей, которые они в обязательном порядке должны исполнять. К ним, в частности, относятся:

  • Лично воспитание ребенка;
  • Самостоятельный выбор методик воспитания, которые не противоречат безопасности детей и их интересам;
  • Оказание содействия в психологическом и духовном развитии ребенка;
  • Создание необходимых условий жизни ребенка, его материальное содержание;
  • Всестороннее образование ребенка через детские сады, школы, кружки и секции;
  • Защита правовых интересов ребенка в судах или иных органах, где требуется участие законного представителя.

Считается, что родители обязаны по умолчанию исполнять все возложенные на них кодексом обязанности.

Если же ребенок ведет себя не подобающим образом, нарушает закон и общественный порядок, считается, что это недоработка родителей. Следовательно, они обязаны отвечать самостоятельно за действия своего плохо воспитанного ребенка.

Ответственность за ненадлежащее воспитание

Если родители игнорируют правила поведения, предусмотренные Семейным Кодексом, значит они не исполняют свои родительские обязанности. За это существует строгое наказание.

Несоблюдение родительских обязанностей по воспитанию ребенка и заботе о нем может привести к ограничению или полному лишению родительских прав.

Контроль за действиями родителей осуществляют органы опеки и попечительства. Они ставят на учет те семьи, в которых плохие условия содержания детей, родители пьют или избивают детей.

В любой момент из этих семей детей могут забрать, отправить в дом малютки и подобрать им новую семью.

Основаниями для привлечения родителей к ответственности являются:

  • Злоупотребление родительскими правами;
  • Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей;
  • Умышленное совершение действий, которые нанесли физический или психологический вред ребенку.

Кроме лишения родительских прав к родителям могут применяться различные штрафные санкции. За злостное уклонение от уплаты алиментов, к примеру, и вовсе предусмотрена уголовная ответственность.

Ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает наказание за неуплату алиментов более 2 месяцев. Когда нарушитель имеет несколько административных штрафов по данной статье, на него возбуждается уголовное дело.

Уголовная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

По ст. 20 УК РФ уголовная ответственность подростков наступает по общему правилу с 16 лет. Однако, если ребенком совершается особо тяжкое преступление, то он может стать правомерным субъектом содеянного уже с 14 лет.

К таким особо тяжким преступлениям могут быть отнесены:

  • Умышленное убийство;
  • Террористическая деятельность;
  • Насильственные действия сексуального характера;
  • Умышленное причинение вреда здоровью тяжкой степени;
  • Вымогательство;
  • Хищение чужого имущества и др.

Как правило, к подсудимым в возрасте от 14 до 16 лет применяются в качестве наказания меры медицинского характера или иные принудительные воздействия. Детей могут отправить под надзор родителей или поместить в медицинское учреждение.

Именно поэтому при вынесении приговора в суде учитываются следующие особенности несовершеннолетнего подсудимого:

  • Условия его жизни;
  • Воспитание;
  • Вменяемость и способность отдавать себе отчет в своих действиях;
  • Умственное развитие;
  • Наличие образования;
  • Образ жизни;
  • Психологическое состояние;
  • Наличие или отсутствие заболеваний.

Обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза, которая устанавливает вменяемость ребенка, оценивает его здоровье и опасность для общества.

И допрос на следственных действиях, и участие ребенка в судебных заседаниях осуществляется только в присутствие его законных представителей. Это, как правило, родители или органы опеки, если родители выступают потерпевшей стороной в деле.

Чаще всего, фигурантами уголовных дел являются подростки из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются в условиях, где родители заняты своими делами и не контролируют жизнь своих детей.

За неисполнение родительских обязанностей предусмотрена уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.

По ст. 156 УК РФ родителям, которые халатно относятся к воспитанию своих детей, грозят следующие варианты ответственности:

  • Штраф до 100 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Обязательные работы до 440 часов;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Кроме того, родители обязаны возместить ущерб, причиненный уголовным преступлением их ребенка, потерпевшей стороне. Это, прежде всего, возмещение ущерба имуществу, стоимость лечения и моральный вред.

Административная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних детей предусмотрена КоАП РФ до наступления возраста в 16 лет. Если же дети к этому моменту самостоятельно не могут выплатить сумму ущерба, на помощь им приходят родители.

К таким преступлениям, за которые ответственность будут нести родители, относятся:

  • Нарушение правил дорожного движения;
  • Уклонение от учебы;
  • Общественно опасные деяния;
  • Мелкое хищение;
  • Хулиганство;
  • Антисоциальное поведение.

За административные проступки возможна ответственность в виде:

  • Штрафной компенсации в размере половины МРОТ;
  • Принесение публичных извинений перед потерпевшей стороной;
  • Самостоятельное устранение ущерба.

Кроме того, если суд усмотрит в действиях родителей ненадлежащее исполнение своих обязанностей, он может применить в отношении них административные взыскания. В частности, основаниями этого могут послужить отсутствие социального воспитания и обучения, ненадлежащее обеспечение ребенка.

По ст. 5.35.1 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей родителям грозит штраф от 100 до 500 рублей.

Такая мера ответственности может применяться, как при совершении административного проступка несовершеннолетним, так и в качестве самостоятельной меры воздействия на родителей.

Дела об административных правонарушениях в 2020 году уполномочены рассматривать на основании ст. 22.1 КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних.

Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД

Нарушение ребенком правил дорожного движения является частным случаев административного проступка. Субъектом данного правонарушения являются родители.

Родители должны объяснять детям правила поведения на дороге и контролировать соблюдение ими этих правил. Необученный ребенок может создать на дороге опасную не только для него самого ситуацию, но и для других участников движения.

К действиям и бездействиям родителей, которые могут привести к нарушению детьми ПДД, относятся:

  • Приобретение для детей до 16 лет мототранспортных средств или предоставление им в пользование своих автомобилей;
  • Прогулка детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;
  • Родители отправляют своих детей в магазины, которые находятся через дорогу без сопровождения;
  • Родители не контролируют управление детьми велосипедами;
  • Родители при переходе дороги не ведут детей дошкольного возраста за руку.

За эти действия по ст. 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций от 100 до 500 рублей.

Родители должны заниматься воспитанием своих детей. Дети в силу своего возраста, эмоционального и физического развития многого не знают. В детей нужно вкладывать правильную информацию, объяснять, что можно делать, а чего категорически нельзя.

Только тогда можно избежать случаев совершения преступлений и противоправных действий несовершеннолетними, ответственность за которые придется нести родителям.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх