Помост

Вопросы веры

Как запечатать могилу

Что означает горсть, которую бросают в могилу на похоронах

Современная процедура погребения имеет много традиций и суеверий. Одна из них, когда люди бросают горсть земли в могилу. Для того, чтобы знать зачем это делается и какие правила проведения такого обряда, необходимо изучить особенности ритуала.

Откуда пришла традиция бросать горсти земли в могилу

Обряд бросания горсти грунта на гроб имеет истоки:

  1. В Древней Руси тела умерших не предавали земле, а сжигали. При прощании с покойным возле могилы присутствовали все представители рода (семьи). Урну окружали вещами умершего, каждый бросал поверх нее горсть почвы. Прах покрывался слоем грунта. Вокруг холмика с урной возводили домовину — жилище души умершего. Туда приносили дары, разговаривали и советовались с духом, если покойный был из рода старейшин.
  2. У древних славян бросание священной почвы на могилу — символ жизни. Похороны воспринимались как уход души и тела к матери-природе, истоку бытия, возрождения. Благодаря земле человек мог заново прийти в мир, но под другим обличием. Почва, покрывающая гроб, считалась чудотворной, целебной для души, тела. Каждый человек хотел прикоснуться к ней, зарядиться положительной, оздоравливающий энергетикой. Бросание земли горстями на гроб покойному заменяло ритуал приношения даров природе. Славяне считали, что игнорирование обряда приведет к засухе, неурожаю.
  3. Хоронили гробы под могильными курганами на Руси с 6 века. Славяне рассматривали обряд погребения как общность. Разделяли горе с близкими умершего все, кто знал покойного при жизни. Обряд сопровождался поднесением горсти земли, ее бросали на курган или в яму с гробом. Если умирал не крестьянин, а князь, дружинники приносили по целому шлему глинозема и кидали вместе со всеми, выгребая дар из головного убора.
  4. Православные священники до установления власти советов (большевиков) использовали ритуалы бросания горсти глины или земли в могилу, на крышку гроба как напоминание о бренности человеческого существования. Батюшка первым кидал на опущенную в яму глинозем, делая крест. В СССР вера и церковные обряды была объявлена преступной. Святой отец не мог прийти в дом и на кладбище к покойному. Верующие люди брали в церкви горсть освященной почвы, бросали ее на гроб — заменяли молитву, отпевание.
  5. Бросить горсть глинозема после опускания гроба в яму считается необходимым для избавления от призраков покойного духа. Эта теория, по мнению экстрасенсов, лишена всякого смысла. Несмотря на исполнение традиции с землей на могиле, новопреставленные снятся близким до 40 дней после смерти и позже.

Кидают землю в могилу при похоронах горсть грунта бросают в могилу со словами: «Пусть земля тебе будет пухом». Так выказывают уважение к покойному, близкие становятся сопричастными к пребыванию духа в Царстве небесном.

Традиция бросать землю на гроб покойного есть и в других религиях.
У осетин горстями почвы осеняют тело умершего в гробу перед опусканием в могилу. Обряд совершает старейшина. Освященный глинозем приносят на лопате, он берет его ладонью и кидает на грудь усопшему трижды. Ритуал освобождал умершего от земных грехов.

Историк И. Е. Троицкий считает, что обычай бросать горсти почвы на могилу пришел в православие из иудаизма. Евреи верят, воскреснут после смерти только те, кто покоится в Палестине (святой земле). Захороненным в других, «неосвященных местах», подкладывают в гроб платочек с палестинской почвой, надеясь на воскрешение.

Армяне при прощании с покойным посыпали не могилу, а тело освященной горстью земли. Потом накрывали скончавшегося холстом и задвигали домовину крышкой. Похожий обряд описывает К. Г. Юадаров в книге «Горные марийцы». Этот народ прощался с усопшим, тело закрывали покрывалом и бросали сверху глиноземом.


Сколько горстей нужно кинуть

На православных похоронах в могилу на крышку гроба бросают одну или три земляных горсти. По мнению служителей церкви, количество жестов абсолютно не имеет значения. Гораздо важнее прощаться с покойным искренне, молиться за спасение души усопшего, не таить зла и обид на новопреставленного. Обязательно посещать кладбище, следить за местом захоронения, содержать его чистым.

В иудаизме горсти почвы на могилу бросают дважды: сначала лопатой по три взмаха, а после молитвы кидают землю еще три раза. Ритуал сопровождается восхвалением Господа, читают Кадиш.

В исламе погребение могут посещать только мужчины, каждый кидает в могилу немного почвы и читает строки из Корана. Когда над гробом образуется холмик, место захоронения поливают водой и бросают еще по 7 горстей земли сверху.

Для закрытия выхода использовались кресты. Их чертили по глинозему, который покрывал крышку домовины.

Ритуал закрытия могилы горстями почвы от темных сил сегодня почти забыт. Обряд проводился для того, чтобы умерший не возвращался к живым, как призрак.


Какой рукой бросать землю

По древним преданиям, земля — бесконечный источник силы, которым люди из давних времен пользовались и передавали эти знания потомкам. В соответствии со сказаниями предков левая рука человека принимает энергию, а правая отдает. Чтобы бросание горсти грунта на гроб не стало причиной болезней, скорой смерти, совершать обряд нужно с левой стороны могилы, левой рукой.

Горстями бросать почву необходимо обязательно с молитвой и сердечными словами об упокоенном, пожеланиями доброго пути в загробной жизни. Молитвы за упокоенного были обязательной частью ритуала.

Порядок бросания земли и что делают после

Первым кидает горсть глинозема на могилу священник, осеняя домовину крестом. Сопровождает жест молитвой, чтобы злые силы не беспокоили умершего. Батюшка совершает обряд руками или лопатой. Затем посыпает тело пеплом из кадила. Бросание земли символизирует угасание жизни, переход души в иной мир для общения с Богом.

Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас! Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Гроб закрывают крышкой, забивают гвоздями, опускают в яму. Священник кидает еще немного на домовину. Ритуал повторяют по очереди родные покойного. Горсть грунта берут с края могилы ладонью. Бросать почву можно с помощью платка, который раздают каждому во время похорон, а не пачкать руку. После нужно повернуться спиной к захоронению, спокойно уйти с кладбища, оглядываться нельзя. Перед выходом с территории вытирайте ноги.

Работники кладбища заканчивают процедуру захоронения и бросания земли лопатами, ставят временный столб или крест поверх могилы. Заступ нельзя передавать из рук в руки, его вставляют в почву. Только после этого лопату можно брать следующему человеку.

Забирать с собой вещи с кладбища нельзя. Полотенца, свечи, платки тоже лучше бросить на могиле вместе с горстями земли.

На современных похоронах неподалеку от могилы ставят рукомойники с водой, вешают белые полотенца. Моют руки, испачканные бросанием горстей глинозема. Хотя у древних славян считалось, что этого делать нельзя. Прикосновение к почве на кладбище было средством избавления от скверны, дурных мыслей.

Близкие умершего после погребения и бросания земляной горсти на гроб уезжают домой или в столовую на поминальный обед. Раньше трапеза свершалась на могиле усопшего, в наше время этот обряд забыли. Но по-прежнему оставляют покойному на кладбище хлеб, воду.

Соблюдению похоронных традиций придают особую важность. Проводить умершего нужно с уважением, сделать все необходимое для упокоения его души. Придавайте обрядам с горстью грунта религиозный, а не языческий смысл.

Фраза «Земля пухом» имеет языческие корни. Православные священники советуют грунт бросать в могилу на кладбище, желая усопшему «Царствия небесного!». Молитесь о спасении его души.

Для чего бросают горсть земли в могилу на похоронах: смысл обряда, история, сколько земли кидать и какой рукой

Практически на всех похоронах многие сталкивались с обычаем бросать землю в гроб с покойником. Несмотря на распространенность, никто толком не может объяснить, для чего это делается и что это значит. Вот каково происхождение этого обряда и истоки возникновения данной традиции.

История традиции

Существует несколько источников возникновения данной традиции:

— Славянский обычай. Древние славяне не хоронили людей так, как это стали делать на Руси с наступлением христианства. Тело умершего человека сжигали в огне и складывали в особый сосуд. Затем каждый член семьи клал веточки для поджигания костра вокруг усыпальницы, затем старейшина поджигал костер. После этого обряда в сосуд кидали по горсти земли – считалось, что это облегчает переход из одного мира в другой, затем урну с захоронением закапывали.

— Существовал и другой обряд, связанный с похоронами в древнем славянском мире. Земля, которая была над покойником, считалась целебной, поэтому каждый бросал комья земли сверху усыпальницы. Кроме того, в этой земле принято было сажать деревья – считалось, что почва над покойником обладала особым плодородием.

— С появлением гробов в 6 веке появилась еще одна традиция. Обычно в них погребали знатных чиновников, а сверху насыпали холм из земли. Землю бросали и в яму, и на курган, а при похоронах воина существовал обычай – положить на гроб столько земли, сколько умещалось в шлем воина. Затем гроб засыпали землей и формировали могилу.

— С появлением православия обряд, связанный с бросанием земли на могилу, напоминал о бренности человеческого житься. Бросая комья земли на крышку гроба, было принято говорить «пусть земля тебе будет пухом».

— В советское время, когда совершались гонения на церковь, а священников сажали в тюрьмы и расстреливали в концлагерях, землю, освященную в храме, кидали на могилу. Считалось, что такой обряд заменял отпевание, которое в те времена считалось преступным.

Почему же сегодня россияне бросают землю на крышку гроба. Священник Плужников считает, что в этом нет никакого мистического смыла. Церковная традиция связывает этот обряд как напоминание о том, что существование человека не вечно и что когда-нибудь все будут преданы земле. Недаром в дореволюционные времена практически все храмы строились на кладбищах.

Согласно традиции, после отпевания покойника, священник отправлялся на кладбище и читал молитвы, бросая землю в могилу. Это считалось напоминанием о том, что смерти никому не миновать и что все люди рано или поздно столкнутся с ней. Во время изменения власти, когда к власти пришли большевики, храмы стали закрывать, а похороны стало принято совершать без огласки. Земля отдельно и тайно освящалась в церкви, и только потом ее развозили родственники по могилам. Несмотря на то, что в дальнейшем главенствовал воинствующий атеизм, обычай остался.

Современный смысл обряда

Так, спустя много десятилетий, земля, которую стали кидать на могилу, стала ассоциироваться с ритуалом прощения грехов, мыслей о собственной смерти. Эта традиция стала необходимой на похоронах, хотя не все понимают ее смысл.

Сколько земли кидать и какой рукой

По традиции, принято бросать 1 или 3 горсти земли на крышку гроба. В этот момент, как говорят священники, принято прощать усопшему все обиды, мириться с ним. Поэтому важно в момент перед бросанием вспомнить и простить обиды и только потом бросать горсть земли на крышку гроба.

Такая традиция полезна как для самого кидающего (он расстается со старыми обидами и прощает грехи покойнику), так и для самого умершего – ему важно отделиться полностью от земной оболочки и перейти в мир духов. Считается, что в посмертной духовной жизни непрощённые обиды будут причинять умершему душевную боль и жестокие страдания.

Эзотерики иначе смотрят на этот обряд. Они считают, что бросание земли помогает покойнику не возвращаться в мир живых людей и не докучать им страшными сновидениями. Если этого не сделать, душа умершего человека может скитаться и причинять страдания тем, кто жив в данный момент, особенно если покойник умер неестественной смертью или ушел из жизни с глубокой обидой или злостью на родственников, друзей или на любого человека.

Обычно неприкаянная душа начинает досаждать обидчикам кошмарными сновидениями, болезнями родственников, особенно психического характера. Поэтому, кидая горсть земли на могилу, люди делают то, что способствует успокоению мятежной души умершего человека.

Очень важно бросать землю левой рукой и стоять с левой стороны от могилы. Считается, что таким образом нейтрализуется энергетика смерти. Если же бросать правой рукой, вероятны потери в жизни, бессилие и заболевания ныне живущих. Чтобы освободиться от обид и сделать правильно обряд, важно читать молитвы и простить покойнику все прегрешения, обиды и не желать никому зла.

Горсть земли в могилу

Сегодня похороны человека состоят из большого количества ритуалов и суеверий. Одно из них – горсть земли, брошенная в могилу. Почти все выполняют эту традицию, но мало кто знает ее значение и происхождение. Люди в возрасте считают, что если следовать этому ритуалу, то покойник не будет сниться, а призрак не будет преследовать. Так ли это на самом деле?

Истоки

Итак, зачем бросают горсть земли в могилу? Причину нужно искать в происхождении. Такой ритуал берет начало в Древней Руси, когда тело умершего не хоронили, а сжигали. Попрощаться с покойным приходили все родственники. Урну с прахом дополняли личными вещами усопшего, после чего каждый из присутствующих бросал горсть земли поверх. Вокруг образовавшегося холмика с урной сооружали домовину, которая выполняла функцию дома души покойного. Сюда приносили различные дары и приходили за советом, если могила принадлежала бывшему старейшине.

Древние славяне считали горсть земли, брошенную в могилу, символом жизни. Похоронная процессия понималась, как переход души к своим истокам. Благодаря земле человек мог заново прийти в мир живых, но уже в другом обличии.

Грунт, который покрывал горб, считался целебным для души и тела. Каждый, кто прикасался к нему, получал особую энергетику и сильнейший заряд. Бросание земли на гроб усопшего по сути заменило ритуал подношения даров. Славяне верили, что несоблюдение традиции приведет к плохому урожаю.

Православные священнослужители до прихода большевитской власти использовали ритуал бросания горсти земли или глины в могилу как напоминание о быстротечности человеческой жизни. Батюшка первым исполнял этот ритуал, рисуя черноземом крест.

В СССР церковь и вера считались преступлением. Священникам было запрещено приходить в дом или на кладбище, поэтому люди освещали землю в церкви и бросали ее на гроб вместо молитвы и отпевания.

Современное значение традиции

Сегодня такой ритуал сохранился. Интересно, что традиция у других народов несколько трансформировалась. Например, армяне бросают освященную землю не в могилу, а на тело усопшего. Потом его накрывают холстом и закрывают гроб крышкой.

Люди часто спрашивают: сколько горстей земли бросают в могилу? На православных похоронах необходимо бросить одну или три горсти, пожелав усопшему «Пусть земля будет пухом». Таким образом, присутствующие показывают уважение к усопшему, родственники облегчают пребывание духа в обители Иисуса Христа. Церковь не придает значение количеству гостей. Для нее важнее искреннее прощание с покойным, молитвы за упокой, отсутствие зла и обид на усопшего.

В иудаизме предусмотрено, что землю бросают два раза. В первом случае орудуют лопатой, делая три взмаха, потом после молитвы бросает землю уже руками три раза. Процесс дополняют чтением Кадиша.

Ислам разрешает участвовать в похоронах только мужчинам. Каждый из присутствующих бросает в могилу немного земли и читает Каран. Когда над могилой образуется холм, его поливают водой и бросают еще по 7 гостей сверху.

При совершении ритуала нередко возникает спорный момент касательно того, какой рукой бросать землю в могилу. Согласно древним верованиям, левая рука человека забирает энергию, а правая ее отдает. Поэтому, чтобы брошенная горсть земли не принесла болезнь и скорую смерть, совершать обряд нужно левой рукой с левой стороны захоронения.

Первым начинает ритуал священник. Он бросает землю, произнося молитву. Далее горсть грунта берут родственники и бросают ее с помощью платка, который передается каждому из присутствующих. После этого необходимо повернутся к могиле спиной и уйти, не оглядываясь. Перед выходом с территории погоста необходимо вытереть ноги.

Соблюдая традиции, сформированные годами, Вы проявляете уважение к культурному наследию.

Сегодня anchoret_lander поднял вопрос о чудесах в нашей Церкви. Господи помилуй, сколько же их! Писать-не-переписать! Например, недавно мы рассказывали об одной удАвительной книжке «Старец Иероним». Много материалов о ней выставлено на портале Правкнига и у меня в ЖЖ. Т.к. далеко не все осилили большие статьи, то поместил избранное. anchoret_lander писал про волшебный обруч, а я подобрал цитаты из книги про волшебную православную земельку. Целиком выдержки из книги «Старец Иероним» можно прочесть . Далее, только цитаты, ничего личного.
Просят, советуются, берут для исцелений земельку. Руководство монастыря уже не раз распоряжалось засыпать на могилу старцу новой земли, так как прежнюю на все четыре стороны света уносят с собой паломники. (с. 47)
Женщина из Ростовской области прислала недавно письмо. Кровоточивая она была, много лет этим недугом страдала. И вот вспомнила про батюшку. Ей посоветовали земличку с его могилы на ночь положить на живот. Она на одну ночь положила, на другую — и в скоре все у нее прошло. (с. 56)
В святом уголке храню земельку с его благодатной могилы (с. 231)
Дочку я потом родила быстро, за два с половиной часа, благословилась перед родами батюшкиной фотографией. Успела ее родить! (с. 240)
На ночь, чтобы как-то облегчить боль, я приложила батюшкину земельку к зубу — и заснула! Утром боль нестерпимая опять, и я уже пошла зуб выдергивать. Оказалось, что в зубе накопилось много гноя (как я только проспала с ним всю ночь!), мне его удалили аж с тремя уколами обезболивающими. Такую боль мне сняла батюшкина земелька.
Еще один случай с земелькой хочу написать. Однажды к нам ворвался сосед в белой горячке (дверь выбил со второго пинка, я только успела перекрестить за это время дверь и сказать трижды «Яко с нами Бог»), он искал свою жену, но разговаривал с явно большим количеством (кого-то…). Я перекрестила и соседа, и детей, и не было времени даже помолиться — он влетел со шваброй, на руках у меня был средний сын (полтора года), двухмесячная дочка спала, и больной ДЦП старший ребенок лежал на кровати. Вокруг никого! Детей всех сразу не вынесешь, да и дверь одна.
Встала я около батюшкиной фотографии и стала просить его о помощи. Сосед вылетел (как и влетел) быстро из квартиры. Я собрала детей, посыпала за порогом квартиры батюшкиной земельки. Посыпала потом и у порога соседа, а он с другой стороны начал открывать дверь. Не открыл! (с. 241)
Помогает и земелька с батюшкиной могилки. Когда у меня сильно заболели ноги — от многой ходьбы — я стала прикладывать земельку в мешочке к ноге на ночь. Одна нога прошла сразу же на следующее утро, а вторая из-за моей глупости болела еще неделю. Земелька была не в матерчатом, а в целлофановом мешочке. И на другую ночь я положила мешочек на вторую ногу и уснула. Он прорвался и песочек просыпался. А ведь он освященный. Поэтому и пришлось мне, грешной целую неделю ждать исцеления. Надо быть внимательными и к святыням относиться с благоговением. (с. 256)
Ложась спать — может меня Ангел-Хранитель надоумил, но я вдруг думаю о земельке с могилы батюшки Иеронима, беру ее собой в постель и кладу на больное место (на живот). Со мной стали происходить какие-то непонятные вещи. Я хочу спать, но только засыпаю, начинаются как бы судороги, я вздрагиваю и уже не сплю. И так несколько раз. Потом враг начал свою работу, появились другие мысли: «земля то с могилы, как-никак». Я убираю землю и сплю спокойно остаток ночи. Утром начинаю анализировать свое поведение, мысли, беру земельку, хожу с ней целый день и ложусь спать с ней. Ночью повторяется тоже самое: у меня судороги, беспокойство какое-то, маета, спать хочу и не могу уснуть, судороги будят меня, ворочаюсь с боку на бок, читаю про себя молитвы, думаю: «Теперь-то я землю не уберу, не дождешься, вражина». И вот в какой-то момент ночи, то ли в забытьи была, вроде и не спала и не бодрствовала, я вся измучилась бессонной ночью, мне было какое-то секундное видение — вокруг меня бегают какие-то пятеро с хвостами, такие страшные, но прозрачные, я не могу найти слов для их описания, я даже не успела испугаться. И заснула. Утром все было чисто и сухо. И весь месяц сухо и чисто. Через месяц — спокойно и безболезненно… Теперь я не расстаюсь с земелькой. (с. 302)

Как правильно предавать земле усопшего

Если покойный до похорон находится дома

Сегодня оставляют покойных дома очень немногие, как правило, тело перевозят в морг. Если же тело до похорон будет пребывать дома, на дом можно вызвать специалиста по заморозке и осуществить бальзамирование (процесс, который замедляет процессы разложения тела) на дому.

Если тело усопшего до похорон остается дома, после бальзамирования его принято омыть теплой водой, (если усопший – крещеный православный) читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй».

После обмывания на покойного одевают в чистые, по возможности, новые одежды. Если усопший – крещеный православный, на него обязательно надевают нательный крестик.Обмытое и убранное (одетое) тело покойного кладут на стол и покрывают саваном (белым покрывалом). Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты (для чего в самые первые часы после смерти челюсть подвязывают, а перед положением во гроб повязку снимают).

Руки и ноги усопшего также связывают, чтобы придать им полагающееся при похоронах положение (руки сложены на груди, а ноги вытянуты и прижаты друг к другу). Если этого не сделать, при трупном окоченении мышцы и сухожилия сжимаются, и тело человека может принять неестественную позу. Перед похоронами их, как правило, развязывают.

Когда тело усопшего обмыто и убрано, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела». Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать родственники и близкие.

Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляют святой водой.В гробу под голову покойного кладут небольшую подушку, покрывают до пояса особым освященным покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке), или же просто белой простыней.

В левую руку покойного полагают погребальный крест, на грудь — святую икону: по традиции, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено). Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя. Ее можно забрать и оставить у себя дома, а можно отнести в храм и поставить на канон – квадратный подсвечник перед распятием, куда ставят свечи за усопших (спросить у служащих храма), а по прошествии 40 дней со дня смерти близкого забрать и отнести домой.

На лоб умершего возлагают венчик — символ соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога венец нетления. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и пророк Иоанн Предтеча. Венчик продается в церковной лавке.

Гроб с убранным покойником обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.

Также возжигают лампаду или свечу, которая должна гореть до тех пор, пока покойный находится в доме.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?

Традиции и обычаи регламентируют поведение на похоронах для того, чтобы помочь душе умершего уйти в иной мир как можно легче, а близким достойно проводить умершего в последний путь.

Родным необходимо правильно выбрать момент похорон, по традиции они организовываются на 3 день после смерти. Согласно установленному порядку тело покойного не предают земле в воскресенье и на Новый год, а гроб из дома не выносят до 12 часов дня или после заката солнца. Сразу после смерти человека занавешиваются зеркала и останавливаются часы.

В присутствии покойного не здороваются, а приветствуют других людей кивком головы. Особые рекомендации касаются того, что нельзя делать в день похорон — говорить о покойном плохо, выносить мусор, стирать и убирать в доме, оставлять после выноса гроба открытыми двери и ворота. Близкие люди находятся в наиболее уязвимой позиции в этот трагический день. Им необходим совет, как попрощаться с покойником, что нельзя делать в эти тяжелые минуты жизни и как нужно вести себя на похоронах родственника.

Если человек умер в больнице, допустимо забрать тело из морга в церковь на отпевание или сразу отвезти на кладбище без занесения в дом. Хорошо, если найдется кто-то, кто будет не только вести панихиду, но и поможет организовать похороны. Распорядителя можно найти среди близких знакомых и родственников или нанять в бюро ритуальных услуг.

С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку (или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон).

Один из самых распространенных обычаев – не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе.

Как одеть покойного, полагая в гроб

Раньше было принято одевать покойника во все белое, причем погребальная одежда готовилась заранее. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлым платком. Сегодня покойного принято одевать во все новое, чистое. Одежда должна быть закрытой, с длинными рукавами, небольшим вырезом у шей (без декольте), длина юбки у женщин — не выше колен.

Одежда должна хорошо подходить по размеру. Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для похорон, его желание важно исполнить. На руке покойного, если он был в браке, можно, при желании близких, оставить обручальное кольцо.

Хоронить усопшего следует в обуви. Необязательно покупать «белые тапочки», просто обувь должна быть.

Военных людей обычно хоронят в парадной форме, с наградами.

Есть традиция класть в гроб книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. С православной точки зрения — это пережиток язычества, когда считалось, что вещи будут продолжать иметь значение, могут «пригодиться» усопшему на том свете. Однако и христиане убеждены, что есть «вещи», необходимые для усопшего: любовь и молитвы о нем его близких, их милостыня и добрые дела в его память.

Все о похоронах и поминках по православному обряду

Церковь приветствует проводы покойника в иной мир по христианским традициям в случае, если человек был крещен. Отпевать самоубийц и хоронить в пределах церковного кладбища запрещено.

Для облегчения перехода от земной жизни в вечную правильно будет пройти специальную подготовку.

  1. Накануне смерти пройти соборование.
  2. Получить у церковнослужителя отпущение грехов после исповеди.
  3. Пройти процедуру причастия.
  4. Прослушать чтение канона священнослужителем. Сделать это могут и близкие умирающего человека.
  5. После смерти производится омовение тела и переодевание, т.к. перед богом нужно предстать чистым. В левую руку кладут икону или крест. По правилам покойного переодевают и укрывают саваном.
  6. За 1-1,5 часа до выноса гроба из дома батюшка окропляет гроб с покойником святой водой и проводит во время похорон заупокойную службу, литию.
  7. Отпевание происходит в читальном зале морга в день похорон или при церкви. Вместе со священником молятся со свечами в руках его родственники и друзья, ходить посторонним в это время по храму нельзя.

После выполнения всех этих этапов и совершения заупокойной панихиды можно быть уверенным, что душу покойного примет Господь, страдания ее облегчены, а умерший сможет обрести вечную жизнь в другом месте — ином мире.

Из храма гроб с телом отправляется на кладбище. Церковнослужитель может подсказать близким, как прощаться с покойником у гроба. В конце церемонии священник запечатывает под чтение молитв и песнопений гроб умершего, насыпая крестообразно поверх предварительно подготовленную в храме, т.е. отпетую, землю.

Покойный в морге

Если тело усопшего увезли в морг, туда необходимо отвезти чистую и, по возможности, новую одежду. Если покойный был крещеным православным, — также все необходимое для положения покойного в гроб: нательный крест, погребальный крест в руки, икону, погребальный саван, венчик.

Для женщин (по общегражданским обычаям похорон) привозят:нижнее белье;чулки (или колготки);платье с длинным рукавом;платок на голову (не черный);туфли (или тапочки);туалетная вода, мыло, расческа, полотенце (им обвязывают лицо покойного)

Для мужчин: нижнее белье;носки;бритва;майка, сорочка белая;брючный костюм черного/серого цветатуфли/тапочкитуалетная вода, мыло, расческа, полотенце.

Если ваш усопший – верующий, можно попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).Дома об усопшем православном читают канон «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтырь.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо, «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон В Православной церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо в первые 40 дней по кончине.

Что нельзя делать на похоронах родственника или знакомого

Православная церковь относит черную магию к языческим суевериям, не признавая колдовства и действенность большинства его ритуалов. Однако хорошо известны обряды экзорцизма, изгнания из человека злых сущностей, которые проводят специально обученные священнослужители. Расхождения во взглядах с официальной церковью касаются и присутствие беременных женщин на похоронах.

Для того, чтобы обезопасить от нежелательного магического влияния себя и присутствующих на прощании с умершим, необходимо знать и придерживаться ряда правил оккультного порядка:

  • пригласить для омовения тела обученного человека, который выльет воду в специальную яму в земле и закопает вместе с мылом;
  • не выносить зеркала из дома, где лежит покойник, и не принимать на хранение;
  • не надевать на усопшего одежду живого человека;
  • не следует оставлять на умершем украшения из серебра — существует убеждение, это будет злить нечистую силу и создавать душе беспокойство;
  • не оставлять гроб в пустой комнате — рядом с покойным должен постоянно кто-то присутствовать из родственников или близких, которые могут сидеть в тишине или читать молитвы;
  • поддерживать огонь поставленной в кружку или стакан с зерном свечи, пока умерший находится в доме;
  • венчик с головы, образок и разрешительную молитву необходимо оставить в гробу;
  • в голове поставить плошку или стакан с водой для того, чтобы душа покойного «омылась»;
  • на табуретки, на которых стоял гроб, не садятся — их переворачивают и ставят на пол или землю;
  • родственники нести гроб с покойником до катафалка и на кладбище по правилам не могут;
  • помещения подметают и моют от углов к двери после выноса тела, этим нельзя нельзя заниматься родственникам покойного;
  • не следует наступать на отвалившиеся с венков по дороге на кладбище ленточки и цветы;
  • не стоит смотреть на похоронную процессию в окно или переходить ей дорогу;
  • нельзя класть в гроб с покойником деньги и живые цветы;
  • не позволяйте засыпать себе или близким кладбищенскую землю с могилы за пазуху.

Душе умершего человека, его энергосущности, будет легче расстаться с телом, если зеркала в доме будут занавешены на 40 дней. Православная церковь не приветствует этот обычай. Однако значение обычая состоит в том, чтобы помочь душе близкого человека освободиться от плоти и уйти в мир иной с минимальными психотравмами.

Покойный в храме

Раньше было принято оставлять тело покойного в храме, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием.Если речь о всенощной молитве и Литургии не идет, то держать тело в храме нет смысла.

Если вы оставили вашего усопшего в храме на ночь и вас попросили накрыть гроб крышкой, в этом не будет ничего неправильного. На отпевании крышку откроют, и вы сможете проститься с усопшим.Траурное убранство дома

Принято особым образом убирать дом, в котором умер человек. Самый распространенный обычай – занавешивать зеркала, иногда — декорировать люстры черным крепом. Все это — не более чем дань традиции. Как и четное число цветов, принесенных на похороны. Никакого значения для посмертной участи покойного или жизни его родственников такие вещи не имеют.

Похоронная процессия

Из дома, церкви или морга гроб несут до катафалка и на кладбище открытым. Каждый присутствующих людей на похоронах перед тем, как идти на похороны, переодевается в траурную одежду черного цвета. Женщины покрывают голову косынками. На церемонии всем раздаются платки, которые повязываются на руку или кладутся в карман.

Перед гробом в похоронной процессии несут икону и крест, который потом будет установлен на погосте. Музыкальное сопровождение допустимо, но не является обязательной частью церемонии. За крестом несут портрет покойного с траурной рамкой и награды, если таковые были у усопшего, размещенные на подушечках.

Траурную церемонию не приятно снимать на камеру или фотографировать без разрешения родственников или распорядителя похорон. Уместно будет находиться на отпевании и кладбище с выключенными мобильными телефонами.

Отпевание

На третий день после смерти усопшего хоронят (первым считается день смерти), хотя из-за различных обстоятельств день похорон может быть сдвинут. Если покойный – человек, крещеный в православной вере, перед погребением над ним совершает чин отпевания.Это чинопоследование не совершается только в день Пасхи и в день Рождества Христова.

Об отпевании лучше договориться заранее: прийти в храм и обратиться в церковную лавку или непосредственно к священнику. Там же подскажут, что для этого необходимо приготовить. В лавке могут назвать ориентировочную сумму пожертвования за отпевание. Если такой суммы нет, можно оставить деньги на собственное усмотрение.

Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.

При совершении чина отпевания родные и близкие стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником о душе усопшего. Свет свечи — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, выражением светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают также о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом.

После возглашения «Вечной памяти» или после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву. В этой молитве мы просим Бога о прощении грехов, в которых усопший не успел покаяться на исповеди (или забыл покаяться, или по неведению). Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не каялся на исповеди). Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.

После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. (Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой).

Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед).Возможно отпевание двух и более людей за один раз.

По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека.

Никаких ограничений на участие в чине отпевания детей или, как утверждает «народное мнение», беременных женщин, — нет! Любой человек, если он хочет, может прийти и помолиться об усопшем.

Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания.

Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные.

После совершения заочного отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен (заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти), то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила.

Если захоронение урны производится в колумбарий (хранилище урн с прахом после кремации), то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина.

Как прощаются с умершим

По всему миру, когда человек покидает этот мир, проходит специальный обряд прощания с ним. Таким образом, живые выражают уважение усопшим. У каждого народа свои обряды погребения, которые могут значительно отличаться друг от друга. Но один момент все-таки объединяет – во время похорон, попрощаться с умершим приходят родные, друзья и просто знакомые.

Икебана на гроб

  1. По канонам Православной церкви перед смертью нужно провести обряд соборования.
  2. Умирающий должен исповедаться, чтобы ему отпустили грехи.
  3. После исповеди, священнослужитель причащает своего прихожанина на предсмертном одре.
  4. Напутствие перед смертью. Прочесть молитвы могут как священник, так и родственник или близкий.
  5. Когда человек умер, нужно омыть водой, после чего вытирают, надевают на тело погребальный костюм и накрывают саваном.
  6. Перед выносом гроба с покойником из дома, служитель церкви проводит окропление гроба и усопшего, читая соответствующие молитвы.
  7. Непосредственно перед захоронением, проводится еще один обряд – отпевание. Считается, что лишь выполнив эти обряды, усопший сможет обрести вечную жизнь.

Согласно традиции люди на похоронах размещаются следующим образом: родные слева от покойного, а друзья и знакомые — справа. Присутствующие на кладбище подходят к близким усопшего, обнимают их, предлагают помощь и говорят слова соболезнования. Мужчины должны присутствовать на церемонии без шляп, кепок и шапок. Если же это невозможно из-за зимних морозов, то головные уборы снимают хотя бы на время опускания гроба в могилу в знак прощания и уважения.

Во время кладбищенской церемонии принято целовать усопшего. Подходя к покойнику, чтобы проститься, нужно стараться не наступить на полотенце, которое кладут у гроба. Не следует во время похорон посещать могилы родственников и знакомых, которые преданы земле на этом же кладбище.

Иногда близкие перед погребением выступают с гражданской панихидой. Учитывая то, что об умерших говорят либо хорошо, либо ничего, прощальная речь должна состоять из слов благодарности близкому человеку. Перед погребением с ног и рук покойного снимаются заявки, которые кладутся в гроб. После окончания ритуала на погост возлагаются венки.

Кого Церковь не отпевает

Не отпевает Церковь усопших, которые при жизни сознательно отреклись от христианской веры, и самоубийц, если только самоубийство не было совершено в состоянии психического расстройства. В этом случае подается прошение на имя правящего архиерея и справка из психдиспансера, оформленная в установленном порядке, за подписью главврача, на специальном бланке с гербовой печатью; архиерей по рассмотрении может выдать благословение на заочное отпевание.

Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др.).

Если доподлинно известно, что человек совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение.

Поминки — прощальная трапеза

На поминальный обед, который проводится после похорон, приглашают родственники покойного. Во время трапезы принято тихо и неспешно разговаривать, вспоминая усопшего добрым словом. На поминках можно выступить с речью от лица присутствующих, в конце спича рюмками и бокалами не чокаются. Громкий смех и речь за столом, употребление банных слов во время еды согласно правил поведения на похоронах приветствуются только в том случае, если этого хотел ушедший в иной мир человек.

На прощанье в конце обеда близкие раздают приглашенным конфеты, пирожки и печенье. От них нельзя отказываться. Человек, принесший домой с поминок угощение, раздает еду членам семьи. Перед уходом с прощального обеда принято сказать родственникам слова сочувствия и утешения. Печенье и конфеты приносят и угощают соседей и других близких людей, которые не смогли присутствовать на траурной церемонии.

Обед принято во время похорон предлагать и покойнику. У его фотографии ставят стакан с водой или водкой, какую-нибудь еду, часто — кусочек хлеба. Поминки также проводятся дома в узком кругу на 9 и 40 день с момента смерти. После сороковин можно раздать близким и знакомым вещи умершего или сходить в храм и оставить там.

Поминальный стол

Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит.

Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).

На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью.

Для верующих, если поминки совершаются в постные дни (когда не принято есть пищу животного происхождения), то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными. Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу.

Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного.

Церковное поминовение

Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства – особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда.

Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь – пройти испытания в эти первые 40 дней.

Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете.

Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре.

Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст – в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней (когда душа будет проходить мытарства). Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри.

Радоница – вторник второй недели после Пасхи – день особого поминовения усопших.По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – помогает христианам не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Обычно накануне дня Радоницы (церковный день начинается с вечера) после вечернего богослужения или после Литургии в день Радоницы совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

На кладбище обычно совершают литию (усиленное моление). Для этого лучше пригласить священника, если нет возможности, литию возможно совершить самостоятельно, прочитав Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Но можно и просто читать тропарь «Христос воскресе из мертвых», а также «Воскресение Христово видевши».

Просмотрено (1247) раз

Третий, девятый, сороковой день

Дни особого поминовения усопшего – третий, девятый и сороковой после смерти.Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером (до полуночи). Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день – это 9 марта.

Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (395): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда.

«С третьего по девятый день душе показывается Рай, обители святых. Если душа виновна в грехах, то при виде радости святых она начинает сожалеть о своей жизни и укорять себя. На девятый день душа вновь возносится ангелами на поклонение Богу».

Об усопшем можно заказать панихиду — заупокойное богослужение, установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то¬го, что и они верят в светлую будущую жизнь;

Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх