Помост

Вопросы веры

Каманы абхазия монастырь

Команский (Каманский) монастырь

Команский (Каманский) монастырь относится к епархии Абхазской православной церкви. Этот храм носит имя святителя Иоанна Златоуста и является мужским монастырем. Ежегодно сюда приезжают более пятидесяти тысяч верующих и туристов.

Команский (Каманский) монастырь на панорамах Google Maps

Монастырь находится в районе урочища Коман (Каман) Сухумского района Республики Абхазия. Примерно в семи километрах южнее храма расположено село Коман. Монастырь от Сухум отделяет пятнадцать километров дороги. Рядом с храмом протекает река Западная Гумиста. Недалеко от монастыря находится небольшая часовня святого Василиска Команского (Каманского), возведенная на средства верующих.

История Команского монастыря

Считается, что в 404 году на территории, где сейчас находится храм, был похоронен Иоанн Златоуст — Константинопольский архиепископ, один из трех Вселенских святителей и учителей. Он был изгнан из Константинополя и направлялся в ссылку в Питиунт по указу правителя Аркадия.

В 437 году мощи покойного Иоана Златоуста по приказу нового императора Феодосия II были перевезены из Комана через Питиунт в Константинополь. Саркофаг с частицами мощей святого епископа на сегодняшний день находятся в Команском монастыре.

Недалеко от храма расположен небольшой родник, вода из которого пригодна для питья. Этот святой источник считается целебным, излечивающим от многих болезней. Команский монастырь последние несколько веков является главным центром паломничества православных верующих.

В 1884 году монастырь в Команах посетил греческий археолог Г. Вризис. В ходе изучения артефактов на территории храма он подтвердил, что в каменном саркофаге некогда покоился Иоанн Златоуст. В одной из библиотек Европы этот археолог обнаружил древнее писание, в котором значатся Команы как место захоронения епископа.

Строительство Команского монастыря датируется примерно XI веком. Храм заново отстроили только в 1986 году. За основу был взят старый фундамент церкви. К XX веку от прежнего монастыря, возведенного в Средневековье, остались только руины.

© Нина АБВ

Развалины Команской церкви представляли собой остатки старинного каменного зала с отсутствующей полукруглой нишей, которая выступала наружу. Центральный зал освещался благодаря двум небольшим окнам. Одно было расположено в алтаре, другое — на западной стене. Вокруг церкви находились руины каменной стены.

Во время восстановления храма на прилегающей территории были отстроены новые сооружения. С северной и южной стороны построены два церковных предела. В западной части была сооружена большая колокольня высотой в три этажа. Во время возведения на территории храма колокольни был найден саркофаг, сделанный из известняка. Весил этот объект около тонны.

С 2001 года в Команском монастыре возобновлена монашеская жизнь. На сегодняшний день это место стало пристанищем послушников-мужчин. В феврале 2011 года правительство Республики Абхазия передало храм в постоянное пользование Абхазской православной церкви.

Сегодня мост через реку Гумисту, который много лет стоял разрушенным, восстановлен. С 2009 года руководит мужским Команским монастырем игумен Игнатий (Киут).

Святыни храма

На территории монастыря паломники и туристы посещают самые знаменательные достопримечательности. Одним из главных мест храма является помещение, в котором находится гробница из камня. В ней по легенде покоился епископ Иоанн Златоуст. По местному преданию, его нетленные мощи находились здесь больше 30 лет, пока не были перенесены в Константинополь.

С 2004 года мощи Иоана Златоуста находятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле. Перенесены сюда по указу Иоанна Павла II в 2004 году.

В Команском монастыре находится икона Иоана Златоуста с частицами его мощей. Этот святой почитается не только в православии, но также и в католицизме, англиканской церкви, лютеранстве и древневосточных храмах.

Недалеко от Команского монастыря расположено святое место — пещера, в которой по преданию произошло третье обретение главы Иоана Предтечи. Восточнее храма стоит часовня Василиска Команского. Это небольшое деревянное строение, в котором по легенде находятся мощи святого Василиска.

Отзывы

По отзывам туристов побывавших в этом месте, дорога к храму для людей, которые будут ехать впервые, довольно трудная. Нет никаких указателей, и трасса больше предназначена для джипов, чем для обычных седанов и хетчбэков. Тем не менее место очень живописное и красивое. Здесь есть что посмотреть. На территории монастыря и рядом с ним много артефактов.

© Нина АБВ

Как добраться до Команского монастыря

Доехать к храму святого Иоана Златоуста можно на автомобиле из Сухум. От Сухум до монастыря всего 15 километров пути. Поездка из города в это святое место займет 25–35 минут. Маршрут будет пролегать через населенный пункт Яштуха и село Коман.

Схема автомобильного маршрута Сухум-Команский (Каманский) монастырь на карте Google maps

Добраться к храму из Сухум можно на местном такси. Здесь работают службы такси Гаруда-Экспресс, Престиж, Эльбрус.

Видео о посещении Команского монастыря в Абхазии

Chevrolet Niva Бродяга ›
Бортжурнал ›
Путешествие по Абхазии, Каманы.

Буду краток, ибо не писатель
Съездил в очередной (шестой) раз на НГ, не хотел если честно, надоело, но уговорили)) и не пожалел.
Останавливался в Гагре, в Сан Марине.
Из за известных сложностях на границе (олимпиада) отдых пришлось сократить на два дня, поэтому программа у меня была сверх насыщенная, пару раз уезжал с утра, возвращался в отель уже за темно. В общей сложности по Абхазии наездил более 600 км. Если честно, то устал, не отдохнул совершенно. Но это усталость другая, приятная.
Так как в этот раз с нами поехал брат с супругой, пришлось проехать по местам где сам уже бывал и не раз, выступая в роли экскурсовода.
Но самое сладкое оставил на потом.
Каманы.
Именно из за поездки туда и не пожалел что рванул в Абхазию. Это было что то! Ощущения не передаваемые!
Есть один нюанс, мы выезжали еще за темно, первыми позавтракав, и приехали в Каманы когда не было еще экскурсий, мы там были одни! Вообще одни! В этом сильный кайф, удалось ощутить всю благодать места, тишину и умиротворение. Экскурсии пошли уже позже, и так шли по порядку, мы их опережали где то на час или больше.
В общем знакомьтесь — Каманы!

Дорога туда довольно тяжелая для легковушек, но проехать можно. Очень мрачная, особенно проезжая Шрому и заброшеное грузинское кладбище, но как оказалось это даже усилило впечатление при прибытии в долину.
Прошу прощения за фотки, ибо не фотограф, и фотик — мыльница. А то уж на фоне некоторых здешних фототем начинаю чувствовать себя ущербным:)

Как уже писал выше, когда из мрачного ущелья попадаешь в долину, наступает такое состояние, что описать словами просто не возможно.

В этом месте солнечный свет просто лился с неба, первый раз пожалел что фотик у меня походный, почти ничего не передает. Но если воображение в порядке, то меня можно понять.

На холме были совершенно одни, полчаса побыли в тишине, лишь внизу было слышно пение птиц и шум реки.
Храм и могила св. Василиска.
Саму могилу на фотографировал, очень сильная энергетика, ничего не хочется делать, только стоять рядом. Я даже не помню о чем думал в тот момент, очень сильное место.

Потом к святому источнику. Попили, умылись, на голову полили, на макушку (именно так надо). Вроде ничего необычного, но когда уезжали, заехали опять туда, просто мимио не смогли проехать. Вот так. Там можно оставаться надолго, время летит незаметно.

Дальше храм и развалины монастыря. Поражает опять, не столько как сам храм, а место. Уходить оттуда не хотелось.

Далее путь лежал к месту третьего обретения главы Иоанна Предтечи.
Поехали на машине. Можно пешком, но за светло бы не вернулись.

Дорога вполне, но были несколько участков, где легковушкам пришлось бы тяжело. Но сам путь красивый.

Потом пешком. Вот сюда.

Подъем непростой, очень крутая лестница, очень длинная, местами без перил и со сломанными ступеньками. Спуск с той стороны еще сложнее.

Но моим паломницам все ни почем! Цель есть, надо идти)))

С той стороны горы солнца столько уже не было, и прохладно. Сыро, тихо, мрачновато, в голове сумятица. Пытался представить как все это было, как искали это место, как прятали и как нашли. Место тоже как и могила Василиска не располагает к фотосессиям.

Но надо ехать, обратный путь уже не так мрачен.

Потом была пешая прогулка по Сухуму, кофе в Брехаловке, прогулка по набережной, фотосесия, наблюдение за дельфинами, аксакалами доминошниками и т.д.

И обратно в отель. Усталые, но довольные, дорога вдоль моря, закат, качественная очень релаксирующая музыка…
Именно этот день я буду вспоминать очень долго.

PS с этого краткого очерка начну серию публикаций о путешествиях по Абхазии, будет много интересного и познавательного, отвечу на все вопросы, следите за новыми темами!

Абхазское село Каманы — это одно из самых почитаемых и намоленных мест Абхазии. Это место считается трижды святым. Многие православные христиане считают своим долгом побывать здесь.

В 308 году здесь был убит римлянами и погребен Святой Мученик Василиск, в Каманах действует деревянная часовня, возведенная в честь Василиска. По преданиям, на месте казни Мученика Василиска начал бить родник, который есть и в наше время. Все желающие могут искупаться в роднике или набрать чистейшей святой воды.

В 406 году сюда был сослан из Константинополя Иоанн Златоуст, в 407 году он умер от тяжелой болезни и был похоронен в Каманах. Гробница святого до сих пор хранится в храме Иоана Златоуста при мужском монастыре в Каманах. Мощи святого были вывезены в Константинополь.

В 18 веке из Константинополя была похищена одна из главнейших реликвий христианства — голова Иоана Крестителя (Иоанн Предтеча), ближайшего сподвижника Иисуса Христа. Лишь только через 100 лет голову нашли в гроте недалеко от села Каманы монахи монастыря. Таким образом Каманы стали местом обретения главы Иоана Крестителя.

Село Каманы находится в 15 километрах от Сухума, сюда можно добраться как на личном транспорте, так и в составе экскурсии.


Абхазская Православная Церковь, существовавшая исторически церковь как автономная единица в настоящее время не получила признания со стороны поместных православных церквей.
На 1993 год всю Абхазию обслуживали только 4 священника из которых трое были русских и один абхазец. Богослужения совершаются на абхазском и церковно-славянском языках. В феврале 2014 года в Сухуме открыто духовное училище имени Святого Иоанна Златоуста.
Православная церковь с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии, над территорией которой де-юре признаётся иными поместными Церквами, включая Московский Патриархат, юрисдикция Грузинской Церкви.
Де-факто, православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ.

Храм в г.Гагры
Попасть в Абхазию сейчас непросто. Хотя въезд безвизовый, но для мужчин-мирян доступ практически невозможен — в Абхазии опасаются нового военного конфликта. Для женщин препятствий нет. Духовных лиц пропускают, но с проблемами.
Абхазия — это земля Божией Матери. Рядом с Новоафонским монастырем находится гора, называемая Иверской. На ней есть чудотворный источник Иверской иконы Божией Матери. Удивительно, что вода течет на высоте порядка 2000 метров. Когда-то воды там не было, но по молитвам монахов Богородица благоволила дать им источник.
До революции в этом монастыре находилась икона Божией Матери «Целительница», которая была передана из Староафонского монастыря. Эта келейная икона небольших размеров сейчас хранится у одного архимандрита, живущего на Украине, близ Почаевской лавры. Я слышал о том, что новоафонские монахи просили архимандрита вернуть святой образ в обитель, и тот ответил: еще не время, но настанет день — и икона возвратится в монастырь..

Село Команы (Коман, Каманы) в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест, история которого насчитывает более двух тысяч лет. Центр христианской культуры Абхазии. Расположено оно в Сухумском районе, в 15 км от центра абхазской столицы Сухуми на берегу реки Западная Гумиста. Название поселения переводится как «Святое место».

Согласно христианским преданиям, в 308 году здесь умер и был погребен Святой Мученик Василиск, который был племянником святого мученика Феодора Тирона пострадал с братьями Клеоником и Евтропием во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия. Гробница святого мученика Василиска Команского с его мощами находится в храме IV века. Рядом протекает и его святой источник. В IV или V веке была предпринята попытка извлечь мощи св. Василиска Команского наружу, но из могилы вышел огонь — святой таким образом не благословил, чтобы его мощи были обретены. По преданию, в этом же храме совершил свою последнюю литургию святитель Иоанн Златоуст.

В селе функционирует деревянная часовня христианского мученика, а также есть святой источник, который пробился из-под земли в том месте, где святому отрубили голову. Считается, что вода из этого источника обладает целебной силой. Каждый год во время Крещения к источнику приезжает большое количество верующих не только со всей Абхазии, но и из других стран. В соответствии с поверьем, тот, кто окунется в этот день в воде источника, получит прощение своих грехов и благословение Всевышнего. Именно поэтому даже в самые холодные зимы, в Крещение здесь можно наблюдать много желающих почувствовать на себе чудодейственную силу этой воды.
В селе Михайловка рядом с кладбищенской церковью похоронен последний глинский старец — схиархимандрит Серафим (Романцов). Он был духовником Глинской пустыни, а когда жил в Абхазии, то и здесь окормлял духовно монахов. Умер схиархимандрит Серафим в 70-е годы нашего века..

Столетие спустя, в 407 году в Команах умер Святитель Иоанн Златоуст, который был одним из трех Вселенских святителей и учителей наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. До 483 года тело святителя находилось в селе, после чего его перенесли в Константинополь. Перенесение мощей из Команы в Константинополь Церковь празднует 9 февраля.

В Команах действует мужской монастырь Иоанна Златоуста. При строительстве колокольни в земле была обнаружена гробница, в которой, предположительно, был погребен святитель до переноса его тела в Константинополь.

В настоящее время гробница находится в храме, а место первоначального погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества православных верующих.

В селе Команы в недалеко от храма Иоанна Златоуста находится еще одно святое место, куда приезжают паломники со всей России — грот, где была спрятана голова Иоанна Креститетя, являющегося ближайшим предшественником Иисуса Христа.

В 18 веке реликвия была похищена и тайно вывезена из Византии в Абхазию. Спустя век, она была найдена и возвращена в Константинополь, а грот в Команах стал почитаться как священное место для христиан всего мира.

На стене грота проявился нерукотворный образ главы Иоанна Крестителя.

Сегодня небольшое село Команы в Абхазии является крупнейшим центром паломничества и экскурсионным объектом. С 1898 по 1924 годы здесь находился женский монастырь, который был разрушен в период СССР.
Сама Абхазия является одной из стран самого раннего распространения христианства. Здесь еще в I в. н.э. проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и его спутник Симон Кананит, посланные Богородицей для просвещения народов Кавказа. Согласно древнему преданию, апостолы перед отправлением метали жребий, кому в какую страну направиться для проповеди Евангельской веры. Богородице достались земли Иверии, но перед самым отправлением Ей явился Ангел Божий, повелев остаться в Иерусалиме и послать вместо себя Андрея и Симона. Так апостолы оказались в этих землях. Симон Кананит просвещал здесь, а Андрей Первозванный ушел далее в земли горцев. Во времена гонения христиан иверским царем Аркадием Симон был обезглавлен римским легионером в 55 г. на берегу реки Псырцха (нынешний Новый Афон), где он жил и где был погребен. В VI в. на месте упокоения святого был возведен храм, существующий и поныне.

Один из самых старых действующих храмов Нового Афона – Храм Святого Симона Канаита расположен на левом берегу реки Псырцхи. Под основанием храма погребен сводный брат Иисуса Христа, апостол Симон Зилот из Канны Галилейской. Симон был сыном Иосифа Обручника и вел свою проповедническую деятельность в Абхазии.

Строительство храма над его могилой началось еще в IX-X веках. С этого времени храм неоднократно перестраивался, последний раз это было в 1882г. До наших дней сохранились некоторые фрагменты древних фресок. В престольный праздник храма – 23 мая множество паломников съезжаются сюда.

Также православным верующим стоит посетить еще одну православную святыню — пещеру, где располагалась келья апостола Симона Канаита. Келья представляет собой неглубокий естественный грот в ущелье реки Псырцхи. Апостол жил тут в 53-55 гг н.э. и неподалеку от этой пещеры Симон Канаит был убит.

Христианская община в Абхазии неизменно росла, и уже в IV в. здесь были свои пресвитеры и епископы. Одним из важнейших очагов распространения раннего христианства в регионе стала нынешняя Пицунда. Документально известно, что в 325 г. пицундский епископ Стратафил принимал участие в I Никейском Вселенском соборе.
Утверждение христианства в Абхазии во многом связано с именем византийского императора Юстиниана I, развернувшего массовое церковное строительство во всей империи. Здесь, на месте древнего языческого святилища в Пицунде, им возводится храм Богородицы и присылаются сюда священнослужители. При нем христианство в 529 г. официально становится государственной религией Абхазии. По мере роста влияния Абхазского государства христианство распространяется и дальше на северокавказские народы. Так, по инициативе абхазских царей, проводится крещение аланских племен.
В Абхазии сохранилось пять храмов VIII—XI вв., которые можно считать классикой абхазской архитектуры. Это соборы в Пицунде, Лыхны, Новом Афоне, Мокве и Архызе. Пицунда исстари служила местопребыванием абхазских католикосов, она считалась центром православной жизни в Абхазии.

Другим не менее значимым религиозным центром было село Моква, бывшее «матерью Абхазии», где размещалась архиепископская кафедра, игравшая для абхазов громадное значение. В древнем Моквинском храме во имя Успения Божией Матери (XIVв.) упокоились многие абхазские епископы, владетельные князья и иереи. Храм отличался богатством и великолепием, был украшен мраморными колоннами, имел даже мраморный иконостас. Он по-прежнему удивляет своей величественностью, лишь утратив свое былое внутреннее благолепие. Полчища персов, турков-сельджуков, арабов не раз проходили по этой земле, разоряя храмы и сёла, истребляя огнем и мечом христианские святыни. Поэтому так мало осталось драгоценных святынь, что пощадило жестокое время.
С приходом в Абхазию турок в XVII в. начинается исламизация населения. Христианские храмы пустеют, святыни прячутся в безопасных местах. Однако ислам не становится основной религией для абхазов. Лишь часть абхазского народа, которая живет в Турции, — мусульмане. Вообще абхазцы — нация малочисленная. Всего по миру их около 300 тысяч человек. В самой Абхазии проживает только 100 с небольшим тысяч человек, это православные христиане.

храм г.Пицунда
Именно на территории современной Пицунды находятся самые древние церкви. Это объяснимо тем, что именно здесь в 4-м веке была основана первая христианская община.

Остатки языческих верований плотно переплетаются здесь с приходящими религиями. Религия абхазов, по замечаниям тогдашних современников, представляла собой смесь христианства с пантеизмом. Когда русские войска впервые вошли в Пицундский храм, то нашли его переполненным рогами животных и другими языческими приношениями. После добровольного присоединения в 1810 г. к России принимаются меры к восстановлению истинного Православия в Абхазии и проводится массовое крещение абхазов. Прекращается независимость Абхазской церкви, ставшей епархией.

До войны с Грузией в 1990 г. Сухумо-Абхазская епархия входила в состав Грузинской православной церкви, получившей свою независимость от РПЦ в СССР по распоряжению И.В. Сталина. Но сегодня грузинское духовенство покинуло Абхазию. Из 140 абхазских храмов в настоящее время действует лишь 15 и два мужских монастыря — Новоафонский и Команский. На великодушное предложение Патриарха Московского прислать сюда для исполнения церковных обрядов русских священников Грузинская церковь ответила категорическим отказом, не желая никого пускать на свою «каноническую территорию».

Храм г.Гудаута
Храм 10 века, который ни разу со времен освящения не прекращал богослужения несмотря ни на какие бедствия, происходившие за его стенами.

По сегодняшний день в горах Кавказа на территории Абхазии живут порядка 30-40 монахов-отшельников.
.

КАМАНСКИЙ ИОАННО-ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Вход в Команский Иоанно-Златоустовский монастырь, 2011. Фото Романа Щеткина с сайта sobory.ru

Мужской монастырь во имя святителя Иоанна Златоуста в с. Каманы Сухумской епархии

  • Адрес: Абхазия, 354000, Сухумский район, с. Каманы
  • Телефон: (+7-840 442) 7-25-04.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

К северу в 12 км от Сухума, в районе поселка Каманы, на левом берегу Западной Гумисты, на небольшой возвышенности расположен средневековый храм святого Иоанна Златоуста, при котором и был создан монастырь.

Женский Василиско-Златоустовский монастырь

Женский Василиско-Златоустовский монастырь в Каманах был учрежден в 1898 году при возобновленном древнем храме во имя святого Василиска Команского. Число насельниц в нем достигало 300 человек, что позволяло обители вести крупную хозяйственную и просветительскую деятельность.

В 1924 году монастырский храм был разрушен, а в других монастырских постройках расположился дом престарелых.

Мужской Иоанно-Златоустовский монастырь

В 2001 году монастырь был возрожден как мужской.

Рядом с монастырем расположен источник святого мученика Василиска, от которого начинается крутая тропинка, ведущая вверх к деревянному храму мученика Василиска.

При монастыре находится школа для абхазских девочек-сирот и больница.

Архитектура

Храм Иоанна Златоуста

Построен в 1991 году на руинах древнего храма XI века, который представлял собой однозальное каменное сооружение без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Свод, покоившийся на двух арках, опирался на выступающие из стен пилястры. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. В конце XIX века к храму с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. Поляна вокруг храма была окружена каменной стеной, как и в настоящее время.

Храм Василиска Команского

Небольшой деревянный храм был возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика.

Святыни

  • вырезанная из дерева честная глава Иоанна Крестителя
  • пещера, где по местной легенде произошло третье по счету обретение главы Иоанна Предтечи, расположенная в нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста
  • каменная гробница Иоанна Златоуста, в которой по местной легенде его нетленные мощи покоились в течение 30-ти лет до перенесения в Константинополь

После окончания реставрационных работ в 1990 году в монастырь был возвращен массивный каменный саркофаг раннехристианской эпохи, который с этого времени стал почитаться как гробница свт. Иоанна Златоуста. Этот саркофаг был найден в кон. XIX в. при строительстве колокольни, он содержал захоронение. В 1905 г. хранившиеся в нем останки были извлечены и перезахоронены вблизи храма, а сам саркофаг помещен в храме. В 1967 г. его перенесли в кафедральный собор в Сухуме из-за обветшания «Команского храма». По словам свящ. Александра Кременецкого, в 1906 г. саркофаг еще не выдавался за гробницу свт. Иоанна Златоуста, но рассматривался как гроб «какой-либо сановитой особы, может быть, епископа» . Соответственно, отождествление его с гробницей святителя возникло позже . Представляется маловероятным, чтобы саркофаг, содержавший некогда мощи и служивший предметом поклонения, впоследствии мог быть использован для нового захоронения, в то время как и символический саркофаг в Пицунде (выдаваемый также за подлинный), и мраморный саркофаг в Бизери оставались пустыми .

Подробнее про местные легенды см. статью Каманы (Абхазия).

Настоятели

  • Дорофей (Дбар) (2001 — 2007)
  • Григорий (Хоркин) (2007 — 2009)
  • Игнатий (Киут) (с 2009)

Использованные материалы

  • Страница монастыря на официальном сайте Абхазской Православной церкви:
  • «Команские святыни», страница на официальном туристическом сайте республики Абхазии:
  • Монастырь Иоанна Златоуста на сайте «Народный каталог православной архитектуры»
  • Церковь Святого мученика Василиска на сайте «Народный каталог православной архитектуры»

Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Нов. Афон, 2005. С. 152-153. Примеч.

Д. В. Зайцев. «Иоанн Златоуст. Часть II. Почитание». Православная энциклопедия, т. 24, с. 205-250 —

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх