Помост

Вопросы веры

Канонизировать

По каким признакам причисляют к лику святых?

2 мая — день памяти святой Матроны Московской. Матрона Никонова почила 2 мая 1952 года. Эта святая еще совсем недавно жила среди людей, совершая исцеления и многочисленные чудеса. Спустя всего 47 лет после кончины 2 мая 1999 года святая Матрона была канонизирована как местночтимая святая Московской епархии (общецерковная канонизация состоялась в октябре 2004 года).

Икона Святая Матрона в окладе

Сегодня нам хочется рассказать о том, как церковь прославляет человека в лике святых.

Канонизация (греч. «узаконивать», «брать за правило») — это признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Однако это не значит, что святыми являются только те люди, которые были канонизированы, ведь жило множество святых, которые почили в безвестности.

Причисление к лику святых (канонизация) обычно происходит после смерти человека, эта процедура очень долгая и кропотливая. Для этого специальная комиссия рассматривает жизнеописание праведника и решает, достоин ли он канонизации.

В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.

Чин канонизации блаженной старицы Матроны

в Покровском ставропигиальном женском монастыре. 2 мая 1999 г.

Комиссией изучаются житие, подвиги, труды канонизируемого, воспоминания современников о нем, факты, подтверждающие чудотворения, если таковые были, изучаются также мощи праведника.

Так по каким признакам причисляют к лику святых?

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

Во все времена основным условием прославления было проявление подлинной освященности, святости праведника. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе “К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне” на Поместном Соборе от 1 октября 1993 года излагал следующие признаки святости православных подвижников:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

а) православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

Определенное значение в вопросе канонизации имеют мощи (однако это не является обязательным условием). По учению Православной Церкви мощами святых являются как полностью сохранившиеся (нетленные мощи), так и отдельные частицы от тел прославленных Богом праведников. Само наименование их мощами на церковнославянском языке обозначает “мощь”, “силу”, то есть какие-то чудесные, сверхъестественные их проявления, которые стали свидетельством их причастности к Божественной благодати.

Мощи святой Матроны Московской

Также свидетельством святости является миро, которое иногда чудесным образом образуется на мощах святых.

При прославлении в лике святых для нас важно, что с точки зрения Церкви, не канонизация делает человека святым, а его подвиг. Канонизацией признаются заслуги подвижника, а также уверенность в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему.

Святых мы называем святыми не за полное отсутствие грехов, а за адекватное отношение к ним, за стремление очиститься от пороков и посвятить свою жизнь Богу. В этом смысле святые являются примером для христиан.

На первый взгляд кажется, что именно благодаря народу, тот или иной человек причисляется к лику святых, ведь первой ступенью к канонизации является почитание праведника еще при жизни, а потом и после его кончины. На самом деле это не совсем так. Святость человека определяется не людьми, а как бы самим Господом. Бог посылает людям зримые сигналы святости этого человека (например, исцеление больного на могиле святого или прозорливость святого при жизни).

Очередь к иконе Святой Матроны Московской в Покровском монастыре

Чаще всего, после положительного решения Синодальной комиссии о причислении к лику святых и благословения Святейшего Патриарха, святой сначала становится местночтимым (в монастырях и епархиях), а по мере почитания и общецерковным святым. Далее назначается день празднования нового святого, составляется служба, пишется икона, а также житие.

Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь (имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах).

Каких людей причисляют к лику святых?

Откуда берутся святые? Путь верующего от воцерковления до причисления к лику святых в интервью с отцом Владимиром Черпаком, настоятелем Свято-Покровского Подольского храма в Киеве.
— Хотелось бы провести параллели между реализацией в разных традициях…

— В христианстве есть понятие усовершенствования личности, которое тождественно «реализации». И второе понятие — воцерковление человека, описывающее процесс вхождения неофита в жизнь христиан, изучения Священного Писания и Преданий, приобретения молитвенных навыков.
— Расскажите, пожалуйста, каких людей причисляют к лику святых? Каким образом происходит канонизация?

— Есть люди, которые усовершенствовали себя в сердце и душе, используя евангельские заповеди любить Бога и любить ближнего своего, как самого себя (что означает: не делать ближнему того, чего не хочешь, чтобы тебе делали). Люди, которые идут путём христианства, которые желают унаследовать вечность, прийти к Христу, не попасть в миры ада после Страшного суда, приобретают благодать. Господь даёт им харизматическое дарование по их трудам. Это может быть прозорливость, дар исцеления, дар молитвы или дар обращения неверующих. И эти люди ещё при жизни приобретают почитание среди народа, сохраняющееся после их ухода в иные миры. Верующие приходят на место их погребения, молятся и через некоторое время начинают замечать, что после молитвы мирские дела устраиваются и молитва лучше идёт… И постепенно почитание усопшего растёт.
Затем народ божий начинает доносить до низшего и высшего духовенства, что тот или этот человек был свят. Специально создаётся комиссия при синодах, которая исследует все эти чудотворения или необычные явления, которые были совершены на месте погребения. Также собирают всю негативную информацию об этом человеке. (Хотя нужно отметить, что это скорее свойственно католической церкви.) Комиссия доносит до ведома Священного синода, что собрано житие того или иного человека. И на собрании поместной церкви выносится решение, что данного человека причисляют к лику святых. После этого пишется икона и последний раз служится панихида*. Затем служится молебен уже к святому и благословляется икона.
Что касается мощей, то они, как правило, обретаются: извлекаются из места погребения и выставляются на поклонение верующим. Но так бывает не всегда. Так как последние украинские и русские новомученики погибли в лагерях и были похоронены в братских могилах, было принято решение считать их мощи святыми и оставить их в могилах, на волю Божью. Поэтому у многих новомучеников мощей нет.
Поклонение мощам означает поклонение благодати Божьей, которая была в этом теле, а не поклонение мёртвому телу. Через это тело мы получаем подпитку нашей вере, ибо мы воочию видим, что Господь сделал это тело нетленным за заслуги перед Ним.
— А есть случаи нетленных мощей?

— В Киево-Печерской лавре до сих пор почивают нетленные мощи. Несмотря на повальное вскрытие большевиками мощей и надругательство над ними в 30-е годы. Один из примеров: большевики открывали лица у погребённых в лавре святых. (Монахам и священнослужителям перед погребением накрывают лицо специальной тканью — воздухом, так как считается, что мирянам уже не положено их видеть.) Мощи расстрелянного большевиками митрополита Киевского Владимира, который пролежал в монастырском дворе несколько дней, были обретены совсем недавно. И руки, которыми он благословлял своих мучителей перед смертью, так и остались сложенными нетленно. Это последний пример, который я смог вспомнить.
Хотя, нужно отметить, что нетленность мощей не является обязательным условием в православной церкви. Мощи бывают тленные и нетленные. Например, в Греции, на Афоне, считают, что если тело истлело за полтора года — значит, человек угодил Господу, не истлело — грешник. (Но это благочестивое предание и не более.). Затем кости выкапываются, череп кладётся в черепохранилище, подписывается, а кости бросаются в костницу. Так что истлели мощи или нет — это не главное. Главное, чтобы человек угодил Господу. В своих молитвах мы обращаемся к такому человеку, просим, чтобы он помолился за нас о нашем здравии, за наши грехи, чтобы Господь снял их с нас.
— Есть ли люди, которые при жизни причислялись к лику святых?

— Официального причисления нет. Но народ Божий почитает при жизни некоторых угодников. Вот у нас в Киеве был настоятель Св. Макариевской церкви отец Георгий Ядлинский, которого люди Божьи считали святым. Церковь пока ещё не канонизировала его, но верующие считают праведником и святым. Один из настоятелей нашего храма — отец Алексий Глаголев, который спасал евреев от Бабьего Яра, — тоже считается святым, но официально он не канонизирован.
— Отец Владимир, разъясните, пожалуйста, значение слов «усовершенствовать себя». Есть специальные практики?

— Да, практики есть. Как я уже говорил, есть понятие воцерковления, когда человек начинает изучать Священное Писание, Священное Предание, практику молитвенного правила (он учится постоянно молиться, как написано в Священном Писании, как призывает апостол Павел. Сам Христос говорил: «Бодрствуйте, будьте в молитвенном настроении»). Христианин приучается к молитвенному настроению, к утренней молитве и вечерней. Также есть молитвы на протяжении всего дня, которые могут сочетаться с работой. Утренние и вечерние молитвы дают зарядку от Господа. Если у человека есть склонность к греху, то он в течение дня вспоминает о молитвенных правилах. Есть также общественные молитвы, когда люди молятся вместе в церкви. Такие молитвы имеют особую силу: совместная духовная зарядка.
Они тоже входят в понятие воцерковления. Ещё нужно сказать о людях, которые посвящают себя полностью Господу и молитве, посвящают себя борьбе с привычками и склонностью к греху, которая есть у каждого человека. Мы считаем, что через таинство крещения и миропомазания прощаются грехи и человеку даётся возможность возродиться к новой жизни, но существует некая генетическая (родовая) склонность к греху. Эти люди встают на борьбу со своей плотью. Они хотят её усмирить, умертвить, чтобы жить только духовной жизнью и быть полностью с Господом. Для этого они принимают монашеский постриг. А в христианстве считается, что монах — это молитвенник за весь мир, который не только со своими грехами борется и молится за себя, но и молится за всех людей: и верующих, и неверующих. Он просит, чтобы Господь всех привёл к себе и все могли узреть свет невечерний, как говорится в священных текстах.
Монахи после принятия пострига живут в монастырях. Они постоянно молятся: практикуют общественную молитву, ночную молитву, неусыпный Псалтырь и приводят себя к такому молитвенному настроению, которое сохраняется, что бы они ни делали. Молитва начинает исходить из сердца. Есть ещё понятие «умной молитвы». Возможно, вы видели, что у некоторых христиан есть чётки, они перебирают чётки и творят «умную молитву»: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Они стараются привести себя к такому состоянию, когда молитва исходит из сердца, из души. Это и есть «умная молитва».
Пребывая в молитве, люди постепенно приобретают духовное видение. Если мы с вами видим телесным зрением — глазами, то они могут видеть духовные миры. Им могут являться ангелы или Божья Мать, давать наставления, подсказать, как поступить в том или ином деле, давать пророчества. Таких примеров очень много в христианстве: Антонию и Феодосию Печерским являлась Божья Мать, Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому. Такие видения также могут быть и у простых искренне верующих людей.
Вы, наверное, слышали о понятии «фаворского света». На Фаворе Господь преобразился перед своими учениками, и сказали они Ему: «Господи, нам так хорошо здесь! Давай останемся здесь и будем жить!» На что Он ответил: «Я лишь приоткрыл вам, что такое свет невечерний, свет божественный». И уже в средние века разразился спор: может ли человек телесным зрением — глазами видеть божественный свет? Церковь пришла к выводу, что да, человек может видеть, если очистил себя и способен видеть.
— Что для монаха является показателем того, что он всё делает правильно?

— Как правило, он сам чувствует, и, как правило, начинающего монаха должен вести учитель, духоносный отец. Через исповедь, через покаяние постепенно очищается монах. Духовнику в момент исповеди открывается духовное видение, и он назначает систему усовершенствования: молитвы или поклоны**, или послушание. Человек учится «седлать» себя, не даёт проявляться генетической склонности к греху.
Эти люди — проводники, которые ведут за собой остальных к Христу и вечности.
Глядя на их доброту, любовь, сострадание, многие обращаются к вере.
В Почаевском монастыре на Волыни на Западной Украине есть и в наше время отшельники. Там было несколько раз явление Божьей Матери.
— Насколько жива в настоящее время традиция исихазма? Ведь ранее существовали отцы-пустынники, которые жили в удалённых местах и занимались практикой…

— Мы веруем в то, что написал Иоанн Богослов в Апокалипсисе: мир будет постепенно идти к концу, к Страшному суду. Некоторые из его пророчеств уже можно наблюдать в нашем мире. Сам Христос сказал, что Сын Человеческий, придя на землю, навряд ли обрящет веру на земле. Сейчас происходит упадок веры, упадок умного делания, исихазма. Всё меньше людей идёт в монастыри, и часть из них думает о карьере. Есть, конечно, люди, которые уединяются и посвящают себя «умной молитве». Если бы их не было, то земля давно бы уже разлетелась! Молитвами этих людей держится мир, и есть возможность неверующим людям духовно усовершенствоваться, идти к Христу.
Примеры: в Китаевской пустыни Киево-Печерской лавры жил Феофил. За годы молитв он обрёл дар чудотворения, дар прозорливости и дар молитвы. Был также Иоанн Крестьянкин в Псково-Печерском монастыре. Он принимал каждого, вне зависимости от веры, и каждому давал свет и утешение, обещал молиться за каждого. Был старец Серафим Тяпочкин в Белгородской области, приобретший за жизнь дар прозорливости и чудотворения. К нему тянулись люди со всех уголков бывшего Советского Союза.
— Что означает дар молитвы?

— Её действенность. Христос сказал, что если 2 или 3 человека соберётся в Его Имя, то о чём попросят, то и будет. Христос подчёркивал, что с верой и молитвой всё возможно!
Но мы, к сожалению, ещё не доросли до такого дара молитвы. Мы молимся, просим, но в своём уме сомневаемся… Или мы молимся, но сами не слышим этой молитвы. Как же нас тогда Господь может услышать? Дар молитвы подразумевает уверенность в молитве и её действенность. Развивать эти навыки нужно постепенно. И не каждый христианин обретает такой дар, но приобретение его возможно каждому.
Духовенство получает в таинстве священства благодатную силу и власть. Эта благодать идёт от Христа. Христос благословил апостолов, а они — других преемников. А апостолы начали рукополагать на реликвии. И, таким образом, рукоположение дошло до наших дней. Духовенство имеет особенный дар молитвы. Возможно, вы слышали, как в народе часто говорят: «Надо сходить к батюшке, пусть помолится». В народе существует благоговейное отношение к священнику и молитве.
— Что означает «умная молитва» и чем она отличается от обычной?

— «Умная молитва» идёт от ума и от сердца. Когда молишься, должна присутствовать определённая поза (стоя или сидя), перебирание чёток, согласование дыхания.
Чисто йогические элементы христианство отодвинуло на задний план. Считается, что каждый человек может достичь усовершенствования и Царства Небесного, если он будет прилагать усилия, а йогическая практика как бы для особых людей. Но элементы «умной молитвы» и умного делания можно сопоставить с йогической практикой. До пришествия Христа в Ветхом Завете тоже можно найти элементы йоги. Например: Иона пробыл трое суток в чреве китовом и потом был выброшен живым. Есть записи в житиях Киево-Печерских святых о преодолении за короткий срок огромных расстояний. Можно относиться к подобным историям, как к благочестивым легендам, но тем не менее похожих очень много и в Тибете, и в Индии. Но христианство на этом не акцентирует внимания. Рекомендует следовать Священному Писанию, держаться евангельских заповедей, любить Бога и ближнего своего и воцерковлять свою жизнь: через общественную молитву, исповедь, причастие. Сила причастия такова, что даже если причащается великий грешник, то постепенно у него расшатывается корень греха и человек грех побеждает. Так считает святой Иоанн Златоуст.
* Панихида — молитва — прошение об упокоении души в хорошем месте.
** Поклон — система физических упражнений в христианстве, сопряжена с молитвой. «Господи, помилуй меня», затем делается поклон или: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» — поклон. Поклоны делаются поясные или земные — на усмотрение духовника. Если он видит, что монах никак не может плоть свою усмирить, отойти от обжорства или пьянства, а взялся за монашеское делание, то назначает сто земных поклонов в день с молитвой Иисусовой. И монах должен выполнять. Если он не будет этого делать, то нарушит баланс и будет грязнуть больше и больше. Обычно духовники очень сострадательны, они знают, что человек немощен, а плоть ещё немощней. (Примечания о. Владимира)

Канонизация

См. раздел СВЯТЫЕ И СВЯТОСТЬ

    • Богословско-канонические обоснования прославления святых прот. В. Цыпин
    • Канонизация святых в Русской Церкви иг. Андроник Трубачев
    • Критерии канонизации местночтимых святых архим. Георгий Тертышников
    • К вопросу о критериях канонизации святых игумен Дамаскин
    • История канонизации святых в Русской Церкви проф. Е. Голубинский
    • Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви
    • Определение Священного Синода о порядке канонизации подвижников благочестия в лике местночтимых святых
    • Определение Священного Синода от 26 декабря 2002 года об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых
    • Хронология русских святых
    • Статистическая таблица святых

Канониза́ция (от лат. canonizatio; от греч κανών (канон)) – официальное признание Церковью праведника, одного из своих членов, святым; официальное причисление его к лик святых. Из сказанного не следует, что только те, кто канонизирован, стяжали святость, т.к. существует большое количество святых, почивших в безвестности.
В широком смысле канонизацию можно понимать как прославление свидетельства реальности Боговоплощения и обожения человека.

Канонизация – это закрепление актом высшей церковной власти реального опыта молитвенной связи между членами Церкви (и не только ныне живущими) и подвижником благочестия, – опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи, которую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощущают между собой и угодником Божиим. Когда для Церкви эта связь становится несомненной, тогда и происходит канонизация новоявленного святого – подлинного раба Божия и нашего помощника, о чем многие уже знают по собственной жизни.

Где найти список святых?

В каждой поместной Православной Церкви свой список, он именуется месяцесловом.

Каковы критерии канонизации святых

Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации:
– святость жизни;
– соответствие веры подвижника православному вероучению;
– почитание церковным народом;
– дар чудотворения при жизни и/или после смерти (как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная благодать);
– нетленность мощей (как дополнительный, не определяющий критерий);
– страдание за православную веру.
Отдельный критерий – мученическая кончина за веру.

Кто принимает решение о канонизации святых?

Инициируется процесс канонизации священнослужителями и мирянами. Далее епархиальный архиерей передаёт дело епархиальной комиссии по канонизации святых.. Материалы для канонизации в Русской Православной Церкви рассматривает, изучает и проверяет Синодальная комиссия по канонизации святых. Решение о канонизации выносит Святейший Патриарх, Архиерейский или Поместный Соборы.. Патриарх может благословить почитание местночтимого (почитаемого в одной епархии или регионе) святого, Архиерейский или Поместный Собор — общецерковное почитание.

Зависит ли посмертная участь святого от канонизации?

Нет, не зависит. Канонизация лишь свидетельствует ещё живущим на земле о святости, причастности к Богу ушедших, об их подвиге, о возможности молитвенного обращения к ним.

Как отмечается причисление к лику святых?

В Православной Церкви причисление к лику святых в настоящее время отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.

Какой срок должен пройти после земной кончины подвижника?

Формального срока в настоящее время не установлено.

История причисления подвижников к лику святых

В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.

В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.

В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь. Так, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.

***

Преподобный Афанасий Паросский в письме к своему ученику: «Ты написал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Богослова, у тебя с друзьями возник разговор о новомучениках, и что некоторые из них, не только малознающие, но и ученые, утверждали, что святых мучеников нельзя почитать без разрешения Великой Церкви, а ты вроде бы и хотел возразить, но засмущался, боясь, как бы их слова не оказались справедливыми. Ты пишешь, что написал мне сие, дабы я посмеялся, но я не посмеялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто высказывают подобные суждения, сама тема – не смешная, но благопристойная и святая. Поэтому я больше огорчился; особенно же меня огорчило то, что образованные люди говорят как неученые и малограмотные. Где прочитали о сем эти «ученые», да и где это слыхано в Церкви Божией, чтобы святые мученики ожидали земного суждения об их мученичестве, чтобы этот земной суд свидетельствовал о тех, кто запечатлел свой конец исповеданием святой веры и кого подвигоположник Христос сразу и немедленно сподобил небесного венца?»

Решение сканворда из 6 букв

Если вы не нашли нужного слова, попробуйте ввести ваш вопрос из сканворда, выставьте нужное количество букв и нажмите кнопку решить, с помощью этого вы сузите круг поиска.

  1. а ведь
  2. а если
  3. а и то
  4. а то и
  5. абажур
  6. абазин
  7. абсент
  8. абсурд
  9. абулия
  10. абхазы
  11. авансы
  12. аварец
  13. авария
  14. аварка
  15. аварцы
  16. август
  17. аврора
  18. агамия
  19. агитка
  20. агнаты
  21. агница
  22. агония
  23. агулка
  24. адажио
  25. аджика
  26. адовый
  27. адонис
  28. адский
  29. адуляр
  30. ажурно
  31. ажуром
  32. азалия
  33. азбука
  34. азиаты
  35. азимут
  36. азурит
  37. айкать
  38. айлант
  39. айсоры
  40. акание
  41. акароз
  42. акация
  43. аккорд
  44. аконит
  45. акрида
  46. актный
  47. акулий
  48. акушер
  49. акцент
  50. акцепт
  51. аларма
  52. алеуты
  53. алкать
  54. алость
  55. алтаец
  56. алтарь
  57. алунит
  58. алчный
  59. альбом
  60. альков
  61. альянс
  62. аманат
  63. аматер
  64. аммиак
  65. амплуа
  66. ампула
  67. амулет
  68. амфора
  69. ан нет
  70. анализ
  71. аналог
  72. аналой
  73. ананас
  74. анатом
  75. ангина
  76. англез
  77. анемия
  78. анемон
  79. анилин
  80. анкета
  81. анклав
  82. анналы
  83. аноним
  84. анурия
  85. анчоус
  86. аншлаг
  87. аншлюс
  88. аониды
  89. аорист
  90. апатит
  91. апатия
  92. апилак
  93. апломб
  94. апогей
  95. аполог
  96. аппрет
  97. апрель
  98. апроши
  99. апсида
  100. аптека
  101. арабка
  102. аралия
  103. арамеи
  104. арамей
  105. арапка
  106. арахис
  107. арбитр
  108. аргали
  109. аренда
  110. арийка
  111. арийцы
  112. ариозо
  113. аркада
  114. армада
  115. армеец
  116. армяне
  117. арника
  118. аромат
  119. арочка
  120. артель
  121. артист
  122. артрит
  123. артроз
  124. арфист
  125. архонт
  126. асбест
  127. аспект
  128. аспиды
  129. атаман
  130. атанде
  131. атеизм
  132. атеист
  133. ателье
  134. атлант
  135. атония
  136. атташе
  137. аукать
  138. афазия
  139. афелий
  140. афишка
  141. африка
  142. афронт
  143. аффект
  144. аффикс
  145. ахание
  146. ахинея
  147. ахнуть
  148. аховый
  149. ацетат
  150. ацетон
  151. ацтеки
  152. аэробы
  153. баббит
  154. бабища
  155. бабкин
  156. бабник
  157. бабуин
  158. бабуля
  159. бабуся
  160. бабуша
  161. бабуши
  162. багрец
  163. бадьян
  164. базука
  165. байбак
  166. байрам
  167. бакаут
  168. бакены
  169. баклан
  170. бакшиш
  171. баланс
  172. балбес
  173. балкар
  174. балкон
  175. баллон
  176. бальза
  177. балясы
  178. бамбук
  179. бампер
  180. бананы
  181. бандаж
  182. банджо
  183. бандит
  184. баниан
  185. банить
  186. банкет
  187. банкир
  188. банлон
  189. банник
  190. банный
  191. бантик
  192. бантом
  193. банчок
  194. банщик
  195. банька
  196. баньян
  197. баобаб
  198. барбос
  199. бардак
  200. барекс
  201. баркан
  202. баркас
  203. бармен
  204. барный
  205. барраж
  206. барски
  207. барсук
  208. бархан
  209. бархат
  210. барчук
  211. барыга
  212. барыня
  213. барьер
  214. басист
  215. басить
  216. басище
  217. баскак
  218. басмач
  219. батист
  220. батман
  221. батник
  222. батрак
  223. батырь
  224. батька
  225. батько
  226. бахать
  227. бахвал
  228. бахила
  229. бахилы
  230. бацать
  231. башкир
  232. башлык
  233. башмак
  234. башнер
  235. баштан
  236. баюшки
  237. бдение
  238. бдящий
  239. бегать
  240. беглая
  241. беглец
  242. беглый
  243. бегуны
  244. бедлам
  245. бедная
  246. бедный
  247. бедняк
  248. бедуин
  249. бежать
  250. бездна
  251. безмен
  252. бекасы
  253. бекеша
  254. белена
  255. белесо
  256. белеть
  257. белила
  258. белить
  259. белица
  260. белкин
  261. белоус
  262. белуга
  263. белуха
  264. бельмо
  265. бельмы
  266. беляки
  267. беляна
  268. беляши
  269. бемоль
  270. бензин
  271. бензол
  272. бентос
  273. бенуар
  274. бербер
  275. бердан
  276. бердыш
  277. береза
  278. берека
  279. беремя
  280. берест
  281. беречь
  282. берилл
  283. беркут
  284. берлин
  285. беседа
  286. бесить
  287. бестер
  288. бестия
  289. бетель
  290. бечева
  291. бешено
  292. бешмет
  293. бибабо
  294. библия
  295. бивень
  296. бивуак
  297. бигуди
  298. биение
  299. биения
  300. бизань
  301. абадан
  302. абакан
  303. абарис
  304. абдеры
  305. абинск
  306. абкайк
  307. абрене
  308. абсида
  309. абукир
  310. авеста
  311. агадир
  312. аганья
  313. агатис
  314. агенор
  315. агиады
  316. агнеса
  317. агуста
  318. адалет
  319. аденин
  320. аджман
  321. адзьва
  322. адитья
  323. адроны
  324. зазель
  325. азулен
  326. аирмед
  327. ай-кью
  328. айлиль
  329. аймара
  330. айован
  331. айрены
  332. аканье
  333. акоста
  334. акриты
  335. алагез
  336. алагир
  337. аладжа
  338. алазея
  339. аланин
  340. алания
  341. алатау
  342. албена
  343. алголь
  344. алейск
  345. алешки
  346. алканы
  347. алкены
  348. алкины
  349. алупка
  350. алушта
  351. алькор
  352. альпак
  353. аляска
  354. амгунь
  355. амимия
  356. амореи
  357. амурру
  358. амурск
  359. анабар
  360. аназат
  361. ананда
  362. ананке
  363. анатаз
  364. ангара
  365. ангелы
  366. ангкор
  367. ангрен
  368. ансырь
  369. антара
  370. антреа
  371. антрит
  372. анубис
  373. анукет
  374. аньдун
  375. ао бин
  376. аомори
  377. аортит
  378. апсары
  379. апсирт
  380. апулия
  381. арагви
  382. арамко
  383. арарат
  384. арбуда
  385. аргунь
  386. аргусы
  387. ардены
  388. аренга
  389. ариана
  390. ариэль
  391. арктур
  392. армина
  393. арония
  394. асидол
  395. аслауг
  396. асмара
  397. астара
  398. астрей
  399. астрея
  400. атбара
  401. аттика
  402. ахалья
  403. ахейцы
  404. ахелой
  405. ахиява
  406. ахмета
  407. ахтала
  408. ахталь
  409. ахтуба
  410. ачинск
  411. ачишхо
  412. ашрама
  413. аэропа
  414. щавель
  415. щебень
  416. щеголь
  417. щекино
  418. щелочи
  419. щетина
  420. эвдокс
  421. эвклаз
  422. эвклид
  423. эвмолп
  424. эворон
  425. эгеста
  426. эгирин
  427. эдигей
  428. эзерин
  429. эклога
  430. экосез
  431. элегаз
  432. элисса
  433. элитры
  434. эллада
  435. эллипс
  436. элодея
  437. эльтон
  438. эмират
  439. эмпуза
  440. эмпуса
  441. энипей
  442. энкиду
  443. энлиль
  444. энтада
  445. эолиты
  446. эпидот
  447. эпифиз
  448. эрдокс
  449. эридан
  450. эр-лан
  451. эрстед
  452. эртиль
  453. эстрон
  454. этанол
  455. этерии
  456. этилен
  457. этролы
  458. эфебия
  459. эфедра
  460. эфиопы
  461. эфория
  462. эхалия
  463. эхолот
  464. ювента
  465. югорск
  466. юзовка
  467. юкатан
  468. юнкерс
  469. юнктад
  470. юньган
  471. юпитер
  472. юсуфия
  473. тавляк
  474. тавриз
  475. таврия
  476. тадмор
  477. тайбэй
  478. таймыр
  479. тайнча
  480. тайцзи
  481. тайшет
  482. таксон
  483. талант
  484. талгай
  485. талгар
  486. талдык
  487. талица
  488. таллин
  489. талнах
  490. талыши
  491. тальма
  492. тамаша
  493. тамбов
  494. тамбур
  495. тамилы
  496. тамиск
  497. таммуз
  498. танаис
  499. танама
  500. тангла
  501. тарань
  502. тараща
  503. тартар
  504. тартас
  505. таруса
  506. тархан
  507. тархун
  508. таунгу
  509. тацита
  510. тверца
  511. творог
  512. теджен
  513. текели
  514. текрур
  515. телави
  516. темник
  517. темрюк
  518. тендер
  519. теорба
  520. термез
  521. тертер
  522. терция
  523. тестер
  524. тетиев
  525. тетуан
  526. тетюши
  527. тефлон
  528. тефнут
  529. тиазол
  530. тиамат
  531. тигина
  532. тиграи
  533. тимгад
  534. тинаки
  535. тиокол
  536. тиофен
  537. тиринф
  538. титаны
  539. титовы
  540. тифлис
  541. тихама
  542. тихвин
  543. тишпак
  544. тлумач
  545. тобрук
  546. тоидзе
  547. токмак
  548. толуол
  549. толчок
  550. томизм
  551. томмот
  552. тонема
  553. тоника
  554. тонкин
  555. тополь
  556. топшур
  557. торбан
  558. тореты
  559. торжок
  560. тормоз
  561. торосы
  562. Дурбан
  563. Ниамей
  564. Мапуту
  565. Умтата
  566. Кумаси
  567. Мекнес
  568. Агадир
  569. Тетуан
  570. Велком
  571. Хараре
  572. Абуджа
  573. Хартум
  574. Лусака
  575. Оверри
  576. Кадуна
  577. Бамако
  578. Тиндуф
  579. Аннаба
  580. Беджая
  581. Луанда
  582. Набеул
  583. Ньянен
  584. Рюфиск
  585. Уаргла
  586. Кюрпип
  587. Бенони
  588. Мванза
  589. Эрмело
  590. Банжул
  591. Тамале
  592. Накуру
  593. Кисуму
  594. Масеру
  595. Ибадан
  596. Бискра
  597. Тиарет
  598. Сагино
  599. Чикаго
  600. Бостон
  601. Колони
  602. Рестон
  603. Хантли
  604. Даллас
  605. Эдисон
  606. Олбани
  607. Мемфис
  608. Шерман
  609. Майами
  610. Ирвайн
  611. Финдли
  612. Уолтем
  613. Уоберн
  614. Дедхэм
  615. Селина
  616. Шакопи
  617. Ирвинг
  618. Хикори
  619. Албион
  620. Перрис
  621. Морхед
  622. Вьенна
  623. Норидж
  624. Нормал
  625. Фолсом
  626. Бангор
  627. Джолит
  628. Энфилд
  629. Уилинг
  630. Ньюарк
  631. Феникс
  632. Толедо
  633. Такома
  634. Дейтон
  635. Ленеха
  636. Грантс
  637. Деминг
  638. Мерсед
  639. Денвер
  640. Элквуд
  641. Дедвуд
  642. Каспер
  643. Кантон
  644. Норман
  645. Шайенн
  646. Ланхем
  647. Бомонт
  648. Маумел
  649. Ларедо
  650. Ньютон
  651. Лоуэлл
  652. Куинси
  653. Хоршам
  654. Корона
  655. Малибу
  656. Фресно
  657. Кловис
  658. Уоррен
  659. Байрон
  660. Дункан
  661. Уиксом
  662. Мальта
  663. Вайдор
  664. Уэйпау
  665. Толсон
  666. Каулуи
  667. Ориндж
  668. Рединг
  669. Экстон
  670. Ардмор
  671. Монтон
  672. Спринг
  673. Бельвю
  674. Рентон
  675. Оттава
  676. Тонтон
  677. Линвуд
  678. Саммит
  679. Пибоди
  680. Ашберн
  681. Одесса
  682. Потози
  683. Тайлер
  684. Мокена
  685. Осуиго
  686. Гудиер
  687. Ногалс
  688. Чероки
  689. Пеория
  690. Шелтон
  691. Воорис
  692. Юкейпа
  693. Аврора
  694. Ломпок
  695. Нипомо
  696. Энсино
  697. Сноушу
  698. Голета
  699. Седона
  700. Ладлоу
  701. Плимут
  702. Идайна
  703. Мортон
  704. Каплан
  705. Молайн
  706. Лондон
  707. Тастин
  708. Уичито
  709. Монака
  710. Лаббок
  711. Роанок
  712. Бичвуд
  713. Мэйвуд
  714. Дублин
  715. Мандан
  716. Уоррод
  717. Белтон
  718. Помона
  719. Итаска
  720. Сомерс
  721. Эшвилл
  722. Шелдон
  723. Салфер
  724. Новато
  725. Ангьер
  726. Уоллес
  727. Уилсон
  728. Глазго
  729. Смирна
  730. Падака
  731. Мартин
  732. Ленуар
  733. Уокешо
  734. Алтуна
  735. Медина
  736. Марион
  737. Мерсер
  738. Селмер
  739. Сейлем
  740. Топика
  741. Реймор
  742. Лоренс
  743. Салина
  744. Монетт
  745. Де Пер
  746. Милбро
  747. Ашленд
  748. Линтон
  749. Уиснер
  750. Пелхэм
  751. Морроу
  752. Батлер
  753. Мэйкон
  754. Терлок
  755. Калама
  756. Грешам
  757. Нейплс
  758. Сибрук
  759. Тревос
  760. Делмар
  761. Савидж
  762. Фишерс
  763. Окленд
  764. Ксения
  765. Лортон
  766. Нанует
  767. Тотова
  768. Кэмден
  769. Меркел
  770. Элктон
  771. Кокомо
  772. Сеймур
  773. Урбана
  774. Кармел
  775. Киндер
  776. Дестин
  777. Морган
  778. Дентон
  779. Таусон
  780. Оверли
  781. Хелена
  782. Метуен
  783. Лавина
  784. Тайрон
  785. Арнолд
  786. Бозман
  787. Карлин
  788. Аткинс
  789. Парамп
  790. Мескит
  791. Куския
  792. Пулман
  793. Ринкон
  794. Мидуэй
  795. Кеноша
  796. Уиндер
  797. Дуглас
  798. Лагофф
  799. Тифтон
  800. Данлап
  801. Гаффни
  802. Гаймон
  803. Шервуд
  804. Конуэй
  805. Динуба
  806. Спокан
  807. Авенел
  808. Коммек
  809. Беркли
  810. Шорхэм
  811. Армонк
  812. Чикопи
  813. Гротон
  814. Ханкок
  815. Колман
  816. Палмер
  817. Ньюнен
  818. Янктон
  819. Остелл
  820. Риалто
  821. Апленд
  822. Хоторн
  823. Белмар
  824. Бернет
  825. Хазард
  826. Фриско
  827. Ольде
  828. Овассо
  829. Катона
  830. Мейсон
  831. Прайор
  832. Гилрой
  833. Брайан
  834. Мабтон
  835. Пеуоки
  836. Ботелл
  837. Хокиам
  838. Кудахи
  839. Апопка
  840. Тибодо

Что такое канонизация?

Говорят, что в древности все христиане считались святыми?

Важно понимать, что в христианстве существует более широкое и более узкое понимание святости. В широком смысле святым становится любой, кто достиг спасения. В более узком святые — те, кто явил пример христианской жизни, и те, к кому мы сегодня обращаемся с просьбой о молитвенном заступничестве перед Богом.

Исходя из более широкого понимания, в древности любой христианин, не уклонившийся в ересь или раскол, не совершивший смертный грех, за который он был отлучен от Церкви, считался после смерти святым. Община, в которую он входил, записывала его имя на состоящие из двух частей таблички, покрытые воском — диптихи. С их помощью поминались живые и усопшие христиане. Если имя умершего попадало в эти таблички, то он автоматически считался святым.

В начале IV века император Константин Великий объявил христианство сначала разрешенной, а затем и предпочитаемой религией. Для христиан кончилась эпоха гонений, и в Церковь хлынул поток новых людей. Общины очень разрослись, христиане одного города уже не могли знать друг друга в лицо, возникли мощные еретические учения. Это привело к тому, что Церкви пришлось вырабатывать юридическую процедуру объявления умершего праведника святым. Этот процесс и получил название канонизации. В Русской Церкви для того, чтобы человек был объявлен святым, нужно выполнить несколько условий. Начать процесс канонизации можно лишь тогда, когда со смерти праведника прошло как минимум несколько десятилетий. Нужно доказать, что подвижник исповедовал православную веру и вел благочестивый образ жизни (последнее требование не обязательно для мучеников, поскольку главное основание для их канонизации — документально подтвержденный факт мученичества за веру, а их жизнь до подвига обычно не являлась предметом изучения, особенно в древности). Специальная Комиссия по канонизации также собирает свидетельства о чудесах, произошедших по молитвам к этому святому, если таковые зафиксированы. Для прославления подвижника обязательно его народное почитание.

Важно, кстати, что наличие, например, нетленных (полностью или частично сохранившихся) мощей вовсе не является обязательным условием. Просто в России долгое время считалось, что мощи святого должны быть именно нетленными, поэтому в начале ХХ века очень сложно проходила канонизация преподобного Серафима Саровского.

Важно также и то, что с точки зрения Церкви не канонизация делает человека святым, а его подвиг. Канонизация — лишь признание заслуг подвижника, свидетельство абсолютной уверенности в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему. Значит, она должна быть уверена, что этот человек уже соединился с Богом и не нуждается в наших просьбах о его спасении.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх