Помост

Вопросы веры

Карачаево Черкесия черкесск

conlaich


Стоило мне весной прошлого года съездить по средневековым храмам Македонии — и понеслось… Сербские монастыри, храмы Грузии и Армении — «околовизантийская» архитектура затянула и не отпускает, даром, что в искусствоведении я дилетант.
Квест «посетить старейшие церкви на территории России» был, для меня, таким образом, вполне естественным продолжением истории.
Древнерусское зодчество, как мы помним, официально «отсчитывают» с Десятинной церкви Киева, построенной в последние годы X века, но уже к XIX веку представлявшей собой лишь фундаменты, на которых была отстроена почти с нуля — и в 30-е взорвана снова… На территории России мы имеем Софию Новгородскую — это середина XI века. Теперь, впрочем, раз уж вышло, что #крым оказался #наш, можно вспомнить еще и керченский храм Иоанна Предтечи, который датируют второй половиной X века — началом XI, интересный «средневизантийский образец» — хотя другие версии датируют его более ранними периодами. Сколько на территории полуострова олее ранних христианских построек в, так сказать, археологическом состоянии, судить не берусь — думаю, что много.
АПД. В комментах напомнили еще о Введенской церкви в Феодосии, которая дошла до нас в перестроенном виде, но датируется VII-VIII веками.
Как бы то ни было, официально старейший храм в «большой» РФ находятся на Кавказе, в землях древней Алании, и относится к первой трети X века — времени официального крещения алан византийскими миссионерами. Всего до наших дней «в целости» дошла группа из пяти аланских (а в действительности, скорее всего, построенных пришлыми зодчими) крестово-купольных храмов первой половины X-XI веков, и все они находятся территории современной Карачаево-Черкессии. Это, прежде всего, комплекс из трех храмов в Нижнем Архызе между Карачаевском и Тебердой — одновременно самый значимый с историко-архитектурной точки зрения и самый «раскрученный» в туристическом плане, затем — два других «одиночных» храма, «Шоанинский» и «Сентинский», оба — в окрестностях Карачаевска.
К сожалению, до Сентинского храма нам по ряду причин доехать в весеннюю поездку не удалось — по поводу чего я по сей день кусаю локти: он единственный из всей группы, сохранивший до наших дней остатки средневековых росписей. Без него отчет, конечно, получается неполным. Но — как говорится, будет повод вернуться…
И еще, нам можно сказать, повезло с датой: официальным «днем рождения» Аланской церкви считается 914 год — так что мы знакомились с христианским зодчеством Карачая в год ее тысячестолетия. Но это уже частности…
ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ
Сама по себе Кавказская Алания — любопытное явление мировой истории. По сути — осколок древнего скифо-сарматского мира, не только получивший в свое время «путевку в Средневековье», но и, через ираноязычных осетин, сохранивших языковую преемственность древним аланам, в некотором смысле дошедший и до наших дней… В средние века аланы создали мощное государство, с которым пришлось считаться всем «соседям по региону» — но знаем мы о нем, в основном, из довольно скупых источников, оставленных этими самыми соседями, ну и путешественниками, конечно. Даже границы Алании на пике ее развития с точностью определить непросто. При этом аланы, часть из которых сперва на волне Великого переселения народов, а затем и под давлением монголов, волною тронулась на Запад, оставили немалый след не только на Кавказе, но и в Европе. В Венгрии, например, до сих пор существует область Ясшаг, население которой еще пару столетий назад помнило родной язык, чрезвычайно близкий осетинскому…

На Кавказе «аланское наследство» остается предметом спекуляций и споров. Сам бренд «Алания» вкупе со статусом главных наследников древнего государства безоговорочно присвоила себе Осетия, где сохранилась языковая преемственность древнему народу (осетины — единственный ираноязычный народ Центрального Кавказа). Однако «аланская карта» — важный фактор конструирования современного «национального мифа» и у соседей, особенно у карачаевцев (ведь именно в Карачае находятся самые знаковые аланские памятники). Впрочем, исторические спекуляции и дележ исторического наследия на Кавказе — тема столь же занятная, сколь и не вызывающая желания в нее залезать, а особенности и нюансы этногенеза кавказских народов — предмет темный и исследованию не подлежит поводов для этих самых спекуляций может дать немало…

«Аланский менгир» — раннесредневековое изваяние, найденное близ Нижнеархызского городища
Тысячу сто лет назад Алания была, повторюсь, крупной по тогдашним меркам горно-степной страной, простиравшейся от Кавказского хребта на юге до придонских степей на севере. И, естественно, являлась «зоной повышенного интереса» для Византийской империи — хотя бы потому, что в аланах Константинополь рассчитывал получить союзников против беспокоившего ромеев Хазарского каганата.
Христианская миссия, которая была отправлена к аланам в начале X века, в патриаршество Николая Мистика, должна была, очевидно, помочь византийцам «навести мосты» в этом направлении. Впрочем, к хазарам, верхушка которых к тому времени успела принять иудейскую веру, миссионеры также были посланы.

Раннесредневековый могильник. Окрестности Нижнеархызского городища
Аланы не были к тому времени народом, вовсе незнакомым с христианством: в конце концов, на юге под боком у них было крещеное Абхазское царство и грузинские государства, да и среди соседей — зихов и касогов, то есть адыгов, миссионерскую деятельность греки вели уже не первую сотню лет. Опять же, не первую сотню лет работали на Северном Кавказе и миссионеры других восточных церквей. Так или иначе, в самом начале X века — то есть накануне активизации аланской миссии — персидский ученый Ибн Русте писал, что «Царь алан — христианин в душе», хотя «все люди, населяющие его царство — кяфиры, поклоняющиеся идолами».
Поэтому неудивительно, что вскоре усилия монахов-миссионеров в конце концов увенчались созданием в Алании епархии и, вслед за тем, официальным принятием христианства аланским «архонтом». Однако, сказать, что утверждение новой веры прошло среди алан легко, нельзя — спустя буквально пару десятилетий после учреждения аланской церкви христиан вновь изгоняют из страны, часть построенных храмов оказывается разграблена, а сами аланы выступают против византийцев в союзе с хазарами. Лишь к середине века аланы возвращаются к христианству вновь. Церковь же аланская патриаршим изволением получает статус митрополии.
Культурное вхождение Алании в «византийский круг» благотворно сказалось на ее искусстве и культуре — настолько, что следующий, XI век исследователи аланской культуры иной раз называют «золотым»: развивается и архитектура, и живопись. Расцвет, однако, оказался недолгим: уже в XII веке некогда единое царство распадается на части, а затем случается и монгольское нашествие, которое для Алании как политического явления стало «началом конца»: с равнин Предкавказья они были загнаны в горные ущелья. Финальную точку в этой истории поставил Тамерлан, уничтоживший остатки аланской государственности и Аланскую церковь как организацию…


Средневековый крест. Нижнеархызское городище
Христианство среди простых алан так и не успело за триста лет «прорасти вглубь», теперь же, когда церковная иерархия перестала существовать, оно стало постепенно забываться, превращаясь в призрак себя самого. Христианские храмы еще возводятся — но традиции, воспринятые от Византии, уходят в прошлое — церковное зодчество возвращается в «аборигенные» формы, а храмы этой поры порою трудно отличить от языческих святилищ. Забываются и литургические традиции. В конце концов, древние церкви пустеют — хотя в них и спустя несколько столетий приходят давать клятвы, приносить жертвы и вершить суд, но никто не помнит уже, как в них молиться. Предания о христианских святых перемешиваются с незабытыми еще рассказами о богах предков… О «каноническом» христианстве горцам пытаются напомнить заезжие миссионеры из Грузии — но в конце концов на фоне постоянных вражеских набегов грузинам становится не до просвещения северных соседей…
Наиболее прямые потомки алан, осетины, которых в основном обошла позднейшая исламизация Кавказа, сохранили этот язычески-христианский синкретизм до наших дней — я писал в своих постах об Осетии об не изжитой до последнего времени традиции жертвоприношений и поклонения божествам-хранителям дзуарам. А Уастырджи, святой Георгий, и Уацилла, святой Илья в осетинской традиции — вполне себе узнаваемые индроевропейские боги: один — покровитель путников и воинов, другой — громовник…

Изображение Уастырджи у Шоанинского храма. Осетинское село Коста-Хетагурово близ Карачаевска
ШОАНИНСКИЙ ХРАМ

Первым посещенным нами храмом в эту поездку стала Шоанинская Георгиевская церковь, прилепившаяся одном из скальных склонов кубанского ущелья неподалеку от Карачаевска — второго по величине города республики.
Окрестности гора Чуана (или Шоана), по которой обычно и называют храм богаты на средневековые могильники и селища: ясно, что такое серьезное сооружение, как каменный крестово-купольный храм, который сейчас датируют второй половиной X века, едва ли мог быть построен на пустом месте. Сейчас же ниже древней церкви находится село, основанное полтораста лет назад переселенцами-осетинами и предсказуемо называющееся Коста-Хетагурово. Ошибиться сложно — село встречает стелой с изображением Уастырджи (святого Георгия) — национального святого Осетии. Впрочем, с «каноническим» св. Георгием Уастырджи, как я уже оговаривался выше, имеет немного общего — в осетинской «иконографии» это пышнобородый пожилой воин на коне (и даже странно, что у коня не восемь ног, а у самого Уастырджи не один глаз, и при нем нет двух вещих воронов). Уастырджи — покровитель мужчин (женщинам в традиции даже запрещено было поминать его этим именем) и защитник в пути, верный помощник и посланец «Большого Бога» — Стуыр Хуыцау…
«Дорога к храму» — такой же важный момент для настоящего зодчего, как и архитектурная композиция самого здания. Безымянные строители Шоанинского храма, судя по всему, прекрасно это понимали:


Да и от самого храма виды открываются удивительные — особенно, если вы только первый день в горах, а позади — долгая и серая московская зима…

В XIX веке на руины храма пришли монахи, восстановившие его и приспособившие к службам. Вокруг древней церкви был заложен скит в честь св. Георгия — его руины сохранились и по сей день.
Храм открыт, несмотря на отсутствие людей поблизости — но явно содержится в порядке: чисто, на стенах — иконы. Несколько лет назад, говорят, церковь кто-то пытался поджечь. Обошлось, впрочем, без серьезных последствий.
Некоторое время назад осетинская община провела и ремонт храма — чем, правда, весьма раздосадованы реставраторы: без контроля со стороны специалистов были уничтожены еще сохранявшиеся в интерьере остатки росписей и средневековые граффити.
Впрочем, не все. Вот, к примеру, родовые знаки-тамги на одной из колонн и, судя по всему, русские надписи XIX века:
А мы тем временем возвращаемся в Черкесск, чтобы два дня спустя отправиться с кунаками в Нижний Архыз.
ЗЕЛЕНЧУКСКИЕ ХРАМЫ
По хорошему, именно с нижнеархызского комплекса, или «Зеленчукских храмов», логичнее было бы начинать рассказ. «Тройник» церквей на древнем городище на берегу реки Большой Зеленчук — это самые крупные и самые главные памятники аланского христианства, а центральный из них — «Средний Зеленчукский храм» — еще и, очевидно, самый древний.
«Северный» Зеленчукский храм. Нижнеархызское городище
Нижнеархызское городище любят отождествлять с Магасом, легендарной столицей алан, в честь которой, к слову, названа и ингушская столица, самая молодая в России. Прямых подтверждений этой гипотезе нет. Тем не менее, город, как бы его ни называть, явно процветал, находясь на одной из ветвей Шелкового пути, которая вела через Марухский перевал в Абхазию. И, очевидно, он и был выбран в качестве резиденции сперва епископа, а затем и митрополита новообразованной Аланской церкви.
Храмы Нижнеархызского городища располагаются на некоем подобии символической оси, и поэтому для удобства зовутся просто — «Северный», «Средний» и «Южный». «Южный» — самый скромный из всех и единственный, в котором проводятся службы — тем самым, официально он считается «старейшим действующим в России». До наших дней здание дошло в сильно «русифицированном» виде — полуразрушенный древний барабан был разобран и заменен деревянной главкой в этаком «псково-печерском» духе.
Перестройка храма — дело рук монахов, основавших в 1880-х годах при древних церквах Александро-Афонскую «нештатную общежительную пустынь». Комплекс построек обители дошел до наших дней — правда, в «частично заброшенном» состоянии.
«Средний» и «северный» храмы куда масштабнее и эффектнее «южного». Один из них, говорят исследователи, вероятнее всегостроился как митрополичий кафедральный собор, другой — как ядро монастырского комплекса. Но вот конкретная атрибуция — это уже предмет для споров.
«Северный» храм — самый дальний, стоит «на отшибе», фактически за пределами городища:
Всей своей композицией этот храм, построенный во второй половине X или начале XI века — и особенно большими открытыми притворами с севера, юга и запада — напоминает современный ему знаменитый Успенский храм в Лыхны (Абхазия). Вообще, абхазское происхождение зодчих, работавших в митрополичьей столице, вполне вероятно, особенно учитывая то, что правители Абхазии на протяжение деятельности миссии, судя по сохранившейся переписке, вообще содействовали ей весьма активно…

Еще в XIX веке на стенах храма сохранялись остатки средневековых фресок — их в свое время успел зарисовать, весьма, правда, приблизительно, обследовавший храмы Архыза реставратор Дмитрий Струков (его рисунки можно посмотреть, например, ).Сейчас храм стоит после недавнего ремонта — но внутри пусто.
Акустика тысячелетних сводов завораживает:
Коллега antplat играет на адыгском камыле собственного изготовления.
Раскопки вскрыли внутри храма также крещальню и несколько аристократических захоронений…
А мы тем временем движемся к Среднему храму -очевидно, старейшему в комплексе: есть мнение, что возведен он одним из первых в Алании — еще до «отступничества» алан в середине X века.
Рядом с храмом — средневековый некрополь:
Храм, в отличие от «северного» стоит без дверей, открытый всем ветрам, стены частично извандалены — притом, надо сказать, на такой солидной высоте, что упорство и акробатические способности неизвестных художников почти восхощают…
В отличие от «северного» храма, который до советской реставрации стоял в руинах, «средний» храм был отремонтирован монахами и до революции использовался в качестве соборного храма обители. Следы этого ремонта видны до сих пор — это и фрагменты штукатурки с остатками росписей, и часть арочных перекрытий и проемов, и фабричный кирпич, которым укреплялись подпружные арки (которые, кстати, выложены плинфой — хотя сам храм построен из песчаника.
.
Средний Зеленчукский храм. Фото до ремонта и освящения, XIX век
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
А вообще…
Повторюсь, аланская христианская архитектура крестово-купольными храмами КЧР не исчерпывается — и, пожалуй, «позднеаланские» церкви (как, например, «Нузальская часовня» XIII-XIV веков с сохранившимися росписями в Северной Осетии и ряд других, известных больше специалистам, чем «широкому кругу читателей», памятников) являются еще более интересной темой для путешественника. Да и вообще северокавказское средневековое христианское зодчество, как говорится, стоит мессы.
Собственно, в одном из ближайших репортажей постараюсь рассказать про увиденные в июле средневековые церкви Ингушетии (хотя рассказ, увы, тоже выйдет не исчерпывающим). Но это уже будет другая история.
Апрельское «путешествие в Черкесию»:
Хурзук: неоцененный заповедник деревянного зодчества в сердце Кавказа
Общие впечатления
Tags: Кавказ, Карачаево-Черкесия, аланы, архитектура, горы, путешествия, храмы, христианское наследие Северного Кавказа

  • Христианский Восток
    • Христианский Восток. Краткая справка
      • Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
    • Ветхозаветные времена
      • История Израильского царства
    • Родина святых
    • Христианские Церкви
      • Константинопольская Православная Церковь
      • Александрийская Православная Церковь
      • Антиохийская Православная Церковь
      • Иерусалимская Православная Церковь
      • Православные арабы
      • Древние Восточные Церкви
    • Византия
      • Страницы истории
      • Христиане и мусульмане
      • Византия и Святая Русь
    • Связи Востока и России
      • Церковные и дипломатические связи
      • Культурные и торговые связи
      • История русского паломничества
      • Иерусалим — центр мира
      • Синай
      • Афон
    • Русское рассеяние на Востоке
      • Русская Палестина
      • Египет
      • Ливан
      • Тунис
      • Турция
      • Греция
    • Христианство на Ближнем Востоке сегодня
      • Аналитика
      • Интервью и статьи
      • Иностранная пресса
    • Археология
      • Библейская археология
      • Военные конфликты и памятники истории
  • Святые места
    • Традиции паломничества
      • О чудесах
      • Паломничество вчера и сегодня
    • Россия
      • Москва и окрестности
      • Дивеево и Нижний Новгород
      • Урал и Сибирь
      • Юг России
      • Север России
    • Болгария
      • Храмы и монастыри
      • Святыни
    • Греция
      • Святые и святыни
      • Храмы и монастыри
      • Афон
      • В паломничестве по Греции
    • Египет
      • Монастыри
      • Храмы
    • Израиль
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Паломничество по Святой Земле
      • Служение на Святой Земле
    • Иордания
      • Святые места
      • Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
      • Русский паломнический центр на Иордане
    • Италия
      • Святыни Италии
      • Храмы
    • Кавказ
      • Святыни и святые места
      • Паломнические заметки
    • Кипр
      • Почитаемые святые
      • Храмы
      • Монастыри
    • Ливан
      • Храмы и монастыри
    • Палестина
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Подворья РДМ
    • Сирия
      • Святые места Сирии
      • Храмы и монастыри
      • Война в Сирии и ее культурное наследие
    • Турция
    • Черногория
      • Храмы и монастыри Черногории
      • Святыни
    • Праздники на Святой Земле
      • Рождество
      • Пасха
      • Троица
      • Богородичные праздники
    • Информация для паломника
      • Реликвии Искупления в современном мире
      • В Израиль без визы
      • Авиабезопасность Израиля
      • Что взять с собой в Израиль
      • Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
      • Адреса монастырей
      • Гостиницы РДМ
      • Музей путешествий и паломничества по святым местам
    • Приглашаем в паломничество
  • Православная культура
    • Святая Земля в культуре Руси
    • Паломничество и русская литература
      • Паломничество и культура
      • Образ Святой Земли в русской литературе
      • Путешествия русских писателей на Восток
    • Священное Писание в русской литературе
      • Стихи о Библии и Евангелии
      • Ветхий Завет в русской литературе
      • Евангельская история в стихах русских поэтов
      • Авторские строки
    • Русская литература и христианство
      • Обзоры
      • Перечитывая классиков
      • Православная литература как жанр
    • Псалмы и молитвы в русской поэзии
      • Молитва в творчестве русских поэтов
      • Стихи-молитвы русских поэтов
      • Переложение псалмов в русской поэзии
    • Святая Земля и Восток в живописи
    • Ветхий Завет в живописи
      • Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
      • Статьи
    • Евангелие в русской живописи
      • Иоанн Предтеча
      • Бегство в Египет
      • Христос-отрок
      • Христос в пустыне
      • Христос в уединении на Генисаретском озере
      • Проповедь Христа и евангельские притчи
      • Чудеса Христа в русской живописи
      • Женщины, служившие Христу
      • Страстной цикл в русской живописи
      • Образы и деяния апостолов в русской живописи
      • Страшный суд в русской живописи
      • Статьи
    • Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
      • БАСИН П.В. (1793-1877)
      • БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
      • БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
      • ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
      • ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
      • ГЕ Н.Н. (1831-1894)
      • ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
      • ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
      • КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
      • КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
      • ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
      • ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
      • НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
      • ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
      • ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
      • РЕПИН И.Е. (1844-1930)
      • РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
      • СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
      • СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
      • ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
      • ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
      • Первые христиане и мученики в русской живописи
      • Святой Николай Чудотворец в русской живописи
      • Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
      • Образ Владимира святого в русской живописи. Е. А. Скоробогачёва
      • Калики перехожие в русской живописи
      • Образ странника-богомольца в русской живописи
      • Выезды и походы на богомолье в русской живописи
      • Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
      • Монашеская жизнь на полотнах русских художников
      • Лица монашествующих на полотнах русских художников
      • Православная вера глазами русских художников
      • Крестный ход в русской живописи
    • Православные праздники в искусстве
      • Рождество Христово
      • Крещение Господне — 19 января
      • Сретение Господне — 15 февраля
      • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
      • Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
      • Пасха
      • Вознесение Христа, Троица, Духов день
      • Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
      • Преображение или яблочный Спас — 19 августа
      • Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
      • Богородичные праздники
      • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
    • Паломнические реликвии
      • Евлогии с Востока
    • Храмоздательство и церковное искусство
      • Храмовая архитектура
      • Храм в русской живописи
      • Ставрография
      • Иконопись и иконография

Не все экскурсии в Архызе сводятся к прогулкам по горам и осмотру водопадов. Есть здесь и культурные достояния, дошедшие до нашего времени через толщу веков. Одним из таких объектов культурного наследия является Нижне-Архызское городище, расположенное возле поселка Нижний Архыз. Это памятник архитектуры X-XII веков. У этого места есть и другое название, связанное с народом, который построил эти храмы. Это аланы, а место это носит соответственно название Аланское городище. Рядом с этим местом расположена еще одна достопримечательность, которую мы обязательно посетим, это «Лик Христа».

Как добраться до Аланских храмов

Нижний Архыз расположен в 25 км от Архыза по ущелью с единственной дорогой, поэтому выезжая из Архыза можно не беспокоиться, что вы пропустите развилку или свернете не туда. Если вы едете на личном автотранспорте из Архыза, то свернуть вам нужно направо возле указателя САО РАН, переехать мост через реку Большой Зеленчук и вот вы уже у входа на территорию Аланского городища. Если вы едете со стороны станицы Зеленчукской, то сворачивать нужно соответственно налево.

Кроме личного автотранспорта до Аланских храмов можно доехать на общественном транспорте из поселка Романтик или из Архыза. Ходят автобусы по расписанию, но за день наберется не больше 5-6 маршрутов, поэтому полагаться на удачу не стоит и лучше уточнить расписание в гостинице.

Кроме вышеперечисленного посмотреть на Аланское городище можно еще одним способом, воспользоваться экскурсией из КМВ, если вы проживаете не в Архызе или Романтике. У такой экскурсии есть много минусов. Самый существенный заключается в том, что из самого ближнего города КМВ — Кисловодска путь до Нижнего Архыза составит 156 км, что эквивалентно 3 часам езды на экскурсионном автобусе. Из чего можно сделать вывод, что эта экскурсия займет около 10 часов, 6 из которых придется провести в кресле автобуса. Оставшееся время будет распределено между посещением Аланского городища, лика Христа и обсерваторией РАН. Также будет выделено время на обед, поэтому не исключено, что одна из достопримечательностей будет вычеркнута из экскурсии, как правило жертвуют посещением Обсерватории.

Аланское городище

Названное по местонахождению Нижне-Архызское городище представляет собой памятник архитектуры X-XII веков. Этот комплексный памятник истории дошел до нашего времени представленный тремя сооружениями и несколькими каменными изваяниями, расположены они в пешей доступности друг от друга, что и позволяет объединить эти объекты в единый исторический комплекс.

Не многие интересуются историей, но побывав здесь невозможно не заинтересоваться историей этих храмов, которым уже 1000 лет. Удивительно то, что исконной религией для Кавказских регионов традиционно является ислам, а тут мы смотрим на христианский храм, да еще и построенный за тысячу лет до нас. Конечно непосредственная близость Предкавказья к Византийской империи повлияла таким образом на развитие религии. Но хоть христианские храмы и появились у алан в X веке, очень скоро они пришли в запустенье, а сама цивилизация через два века была уничтожена монголами. Приемниками алан считаются осетины, однако все памятники аланской архитектуры расположены на территории Карачаево-Черкесии.

Вход на территорию исторического комплекса платный, стоимость 150 рублей с человека, дети от 7 до 14 лет — 50 руб., младше 7 лет бесплатно. До последнего храма проложена грунтовая автомобильная дорога, поэтому при желании здесь можно проехать и на автомобиле, но расценки на въезд придется уточнять самостоятельно.

Надпись на мемориальном камне гласит: «Создателям великой аланской культуры от потомков – карачаевцев и балкарцев», однако как было сказано ранее потомками аланов считаются осетины, так как принадлежат к одной с ними ираноязычной языковой группе, в то время как карачаевцы и балкарцы являются наследниками тюркской языковой группы.


После непродолжительного пешеходного перехода мы оказываемся у каменного истукана. Это каменная статуя тюркского воина, взгляд которого направлен по течению реки Большой Зеленчук.

Дальше дорога раздваивается. Лучше будет воспользоваться тропой уходящей направо, а вернуться обратно по левой тропе. Свернув на правую дорогу мы сразу попадаем в заброшенную деревню. Не самое приятное из чувств, учитывая что приехали мы сюда самостоятельно и кроме нас здесь никого не было.

Южный храм

Но это не просто заброшенные здания. Это тоже объекты культурного наследия. Дело в том, что один из аланских храмов подвергся полной перестройке. В настоящее время это церковь Святого Ильи и это самый древний из действующих храмов России. Построенная в X веке церковь была посвящена святому пророку Илии, и при последнем освещении церкви, название сохранилось. Церковь же перестраивали монахи в XIX веке, они же основали мужской Александро-Невский монастырь, постройки которой ныне пришли в запустение. Всего храмов в Нижне-Архызском городище три, этот храм также называется Южным. Кроме него есть еще Средний и Северный. Называют их так для удобства, а названы они так потому, что находятся все три храма на одной прямой, расположенной с юго-запада на северо-восток.

По выходным, когда сюда привозят экскурсии из КМВ здесь открывается дегустация горного чая.

Рядом с небольшим прудом представлены еще несколько экспонатов археологических раскопок.

Средний храм

Выйдя из тени деревьев мы оказываемся на открытом пространстве, которое украшает Средний аланский храм. Средний Зеленчукский храм датирован IX веком. Строивший его зодчий соблюдал не только пропорции, но и руководствовался византийскими стилями архитектуры, сделав храм по форме креста. Этот храм, также как и Северный храм, был восстановлен монахами в 1897 году.

Северный храм

От Среднего храма тропа уводит нас к Северному Храму.

Северный храм является самым большим, расположен он на удалении от основных построек. Возведен Северный храм по всем правилам средневекового зодчества. Храм представляет собой крест, с куполом в центре креста. Алтарь расположен в восточной части, как и положено по канонам. По ширине храм вдвое меньше его длины, при этом длина храма соответствует его высоте. С севера, юга и запада храм имеет открытые притворы, ведущие внутрь храма. Собран храм как и все остальные из плит песчаника, а скреплен очень стойким известняковым раствором.

За храмом расположен лес, если углубиться в него совсем немного можно заметить скалу с торчащим из нее камнем округлой формы.

На обратном пути мы не пойдем мимо Среднего храма, а пойдем по правой тропе.

На обратном пути расположен еще один памятник древней архитектуры. Это древний календарь. К такому выводу ученые пришли совсем недавно, и сначала действовали методом исключения. При раскопках был обнаружен круг, диаметром около 90 метров. Такой большой круг не мог быть покрыт крышей и вряд ли использовался как крепость. Совсем недавние исследования, проведенные в круге показали, что поведение солнца относительно круга соответствует византийскому календарю, из чего и был сделан соответствующий вывод.

Возвращаясь правой тропой если хорошо приглядываться, то на скале за рекой можно рассмотреть следующий пункт нашей экскурсии — Лик Христа.

Лик Христа в Архызе

Потребуется не больше 2 часов, чтобы обойти все постройки и вернуться к началу, а пройденный путь составит 5-6 километров. Именно поэтому посещение Аланского городища лучше совместить с посещением расположенной неподалеку достопримечательности «Лик Христа».

После посещения Аланского городища добраться до «Лика Христа» будет совсем нетрудно. Нужно перейти мост через реку Большой Зеленчук и двигаться по трассе направо в сторону станицы Зеленчукской. Буквально за поворотом вы увидите церковь на одной стороне дороги и рынок на другой.

Здесь можно перекусить после путешествия по Нижне-Архызскому городищу, восполнив свои силы хычынами и горным чаем. Здесь же расположена остановка общественного транспорта, с которой мы поедем обратно в Архыз. Но есть важная особенность. Хоть маршрутки ходят по расписанию, едут они быстро и если вы не успеете махнуть рукой могут проехать мимо. Поэтому если вы видите маршрутку обязательно проголосуйте!

Было бы легко пропустить тропу на маршрут, но в 2008 году рядом была открыт Храм нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. В 2011 году был открыт маршрут с 345 метровой лестницей, которая насчитывает 526 ступеней. Сам лик был обнаружен в 1999 году и паломникам и туристам 12 лет приходилось взбираться по очень крутому склону. Появление лестницы сделало прохождение данного маршрута комфортным и быстрым — подъем и спуск займут у вас 1 час.

Сам «лик Христа» написан на скале, обращенной на восток, таким образом он смотрит на Ильинский храм — Южный храм. Вокруг происхождения лика уже собралось множество мифов и загадок. И хоть анализ фрески еще идет, предварительно историки датировали икону IX веком.

В конце маршрута установлена площадка, где можно передохнуть. Ближе подниматься к Архызскому лику запрещено. С этой же площадки открывается вид на Нижне-Архызское городище, ну почти открывается, мы то знаем, что оно именно там.

Спускаясь по ступенькам вниз перед нами открылся вид на Специальную Астрономическую Обсерваторию Российской академии наук (САО РАН), которая расположена на горе Пастухова. Туда тоже водят экскурсии, но самостоятельным туристам попасть туда будет проблематично. Если идти пешком, расстояние до обсерватории от трассы где находится Нижне-Архызское городище составит 6 км, а набор высоты составит 950 метров.

При наличии личного автотранспорта кроме выше перечисленного можно подняться по горному серпантину осмотреть обсерваторию и полюбоваться открывающейся панорамой гор. Вся экскурсия в Нижне-Архызское городище, подъем к «лику Христа» и осмотр САО РАН займет у вас около 5-6 часов. Данная экскурсия может и не носит обязательный характер для знакомства с красотами Кавказа и Архыза в частности, но для знакомства с историей региона лучше экскурсии вам не найти.

Другие статьи про Архыз

Отдых в Архызе — куда сходить, что посмотреть
Романтик — гостиничный комплекс на горнолыжном курорте Архыз
Казачий водопад — пешеходный маршрут | Архыз, Карачаево-Черкесия
Баритовый водопад | Архыз, Карачаево-Черкесия
Софийские водопады, Архыз | Экскурсия, фото, как проехать

Автор статьи: Денис Петренко

LiveInternetLiveInternet

Алания — средневековое раннефеодальное государство алан в предгорьях Северного Кавказа. Аланы упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье.
В 916 г. Алания приняла христианство от Византии.
В 1238—1239 гг. во время нашествия на Русь и Кавказ монголо-татары захватили сначала равнины Алании, а затем и столицу Алании — город Маас, наиболее значительный и укрепленный её го­род. В результате Алания перестала существовать как полити­ческое образование, что стало крупнейшей для средневекового Северного Кавказа катастрофой, перекроившей всю жизнь региона. Окончательно Алания прекратило свое существование в 14 веке. Расположение столицы Алании города Маас до сих пор не установлено. Лишь только предполагают, что одним из ее расположением могло быть здесь — вблизи Нижне-Архызского поселка.
На территории древнего поселения когда-то было 14 церквей. Сохранились только три христианских храма: Северный, Средний и Южный.
Северный храм — является самым древнейшим христианским храмом и самым большим из сохранившихся доныне храмов Алании. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII вв. нашей эры. По своей архитектурной композиции он представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Северный храм был построен византийскими мастерами, и богато украшен бесценными фресками. К сожалению, все фрески утрачены, остались только некоторые зарисовки в архивах.

Внутри храма
В 1940 году в ходе раскопок храма было найдено богатое женское погребение. В нем сохранилось более ста ювелирных украшений, в основном — мелкие золотые нашивки на платье в виде трилистников, но были и более крупные предметы: серьги, перстни со вставками из полудрагоценных камней. На одной из таких вставок вырезана арабская надпись с именем армянского царя Ашота I.
Средний храм (Х в.) — расположен на юго-западе от Северного храма, примерно в километре от него, изготовлен в той же манере, что и Северный Храм: из больших каменных блоков , блоков поменьше и тонких кирпичей – плинф, применявшихся в арках. Средний храм также относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Монахи в 1897 году восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нем богослужения.
Южный Зеленчукский храм, построенный в IX—X веке, и позднее перестроенный уже в русском стиле, является сейчас древнейшим действующим христианским храмом России. Церковь расположена южнее Среднего и Северного Храмов, в самом центре Нижнеархызского городища. Отличается от других небольшими размерами.
При входе в Нижне-Архызский историко-архитектурный комплекс можно увидеть еще один памятник прошлого — менгир. Менгир — каменный столб, указатель, установленный в давние времена на, некогда оживлённых, караванных путях прошлого.
Благодаря проходящим через аланские территории важнейшим транспортным артериям, в том числе Шёлковому пути, аланы имели возможность познакомиться с лучшими образцами товаров, технологий, различных видов оружия, украшений. Это способствовало развитию ремёсел, прикладного искусства, культуре и экономике в целом. Так стремительно начинался «золотой век» государства Алании, продолжавшийся до прихода монголо-татарских полчищ. И так неожиданно он закончился. Серия сообщений «Кавказ»:
Часть 1 — Домбайская осень
Часть 2 — Архыз. Утро в горах
Часть 3 — Архыз. Христианские храмы Алании
Часть 4 — Архыз. Наскальный Лик Христа
Часть 5 — Карачаевск
Часть 6 — Карачаевск. В горы…
Часть 7 — Карачаевск. К Шоанинскому храму 10 века.
Часть 8 — От Лазаревского к истокам реки Аше.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх