Помост

Вопросы веры

Картинки про Иисуса

Иисус Христос – Спаситель, предсказанный Заратуштрой.

Иисус Христос — Спаситель, предсказанный Заратуштрой.

О том, что рождение Иисуса Христа предсказывали библейские пророки, известно большинству, как верующих, так и неверующих. К настоящему времени на эту тему написано довольно внушительное количество, как богословских трудов, так и научной (в том числе атеистической) и даже художественной литературы. Но вот о том, что рождение Спасителя рода человеческого предвидел Заратуштра , великий реформатор древней религии ариев, живший за много веков, а то и тысячелетий до н.э., знают, наверное, не многие. А между тем это так, и в самом Священном Писании христиан имеется косвенное подтверждение этому: «… после того, как Иисус родился в Вифлееме Иудейском в дни царя Ирода, — читаем мы в Евангелии по Матфею, — вот, пришли в Иерусалим волхвы с востока. И сказали: Где Тот, кто родился Царем Иудейским? Ибо мы увидели Его звезду при ее восхождении и пришли поклониться Ему» (Мф.1:1-2).

Несмотря на то, что в евангелии ни слова не говорится о том, кем были эти таинственные волхвы, не называет Матфей и место, откуда они пришли в Иудею, хорошо известно, что волхвами или магами на востоке в то время назвали персидских жрецов — служителей зороастрийского культа. Именно поэтому раннехристианские художники, изображая сцену с дарами, одеяния волхвов рисовали типично персидскими: круглые войлочные шапки и штаны, длинный хитон-судрех. К слову сказать, однажды такая традиция сослужила добрую службу христианам. Говорят, персидский царь Хосров II, в VII веке захвативший Галилею, увидев эти изображения в Вифлеемской церкви Рождества Христова и узнав в поклоняющихся Младенцу волхвах зороастрийских жрецов, был сильно изумлен. Настолько, что даже запретил разрушать церковь, тогда как другие храмы им были безжалостно разрушены.

Впрочем, на персидское происхождение волхвов указывают не только церковные фрески, но и многочисленные апокрифические евангелия, подобные так называемому » Евангелию Детства», в котором, в частности, говориться: » Когда Иисус, Господь наш, родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода, пришли с востока маги в Иерусалим, как это было предсказано Зердуштом». Правда, другие авторы апокрифов, видимо, желая еще больше возвысить Христа, обычно называют волхвов царевичами или царями. Но, как видим, суть от этого не меняется, поскольку и первые, и вторые, и третьи в любом случае приходят к Иисусу из Персии. Так, например, в сирийском варианте «Арабской книги детства» рассказывается, что в миг, когда родился Христос, в Персии появился ангел в облике звезды, озарившей своим сиянием всю страну. Пораженные увиденным, люди стали выходить из домов и любоваться необычным небесным явлением. Цари же и вожди персидские, облачившись в свои лучшие одежды, собрались на совет и попросили магов истолковать происходящее. На что маги – почитатели огня и знатоки звезд ответили: » Родился царь царей, бог богов, светоч света!» И тогда персы снарядили в путь трех царских сыновей с дарами для божественного царевича. Похожую картину рисует и другая, «Армянская книга детства». Разница заключается лишь в том, что «царями-мудрецами» пришедшими к Христу в ней показаны три брата, из которых : «…первый, Мелкон, правил Персией, второй, Валтасар, правил Индией, а третий, Каспар, властвовал над арабами».

Знали создатели апокрифов и иные имена царей. Но по неизвестной причине, начиная примерно с VIII века, именно эти три стали господствующими в христианской литературе. Кстати, считается, что в настоящее время останки «царей-мудрецов» покоятся в Кельнском соборе, куда их еще в 1161 году поместили стараниями знаменитого императора Фридриха Барбароссы. До этого же священные реликвии христиан находились в Милане, а еще раньше в Константинополе, куда по легенде они были вывезены из Персии в IV веке.

В общем, как видим, христианские источники довольно настойчиво подчеркивают персидское происхождение волхвов-царей. Обычно считается, что тем самым церковные теологи стремились с одной стороны защитить христианство от нападок многочисленных врагов, а с другой – показать, что божественную сущность Христа признали даже служители столь могущест- венной религии, как зороастризм.

Вместе с тем надо признать, что такой подход к рождественской легенде выглядит довольно однобоко. И вот почему. Как установили историки, начиная с эпохи Ахеменидов ( I тыс. до н.э.), персидская религия стала оказывать глубокое влияние на иудаизм. И даже более того, по мнению знаменитого немецкого философа О. Шпенглера: «Заратустра указал путь израильским пророкам». Действительно, именно из зороастризма евреи, до этого не имевшие своей собственной идеи загробной жизни и воскрешения мертвых, позаимствовали дуалистическую концепцию мира. С вытекающей из нее верой в то, что мир состоит из неба и ада, из ангелов и бесов, из борющихся друг с другом стихий добра и зла. Ряд современных исследователей полагают, что даже образ Сатаны как противника Бога у евреев сформировался под влиянием зороастризма, а прообразом архангела Михаила им послужил арийский бог-воин Митра. Но самое главное заключается в том, что именно от персов евреи впервые услышали о предстоящем приходе великого спасителя человечества от власти зла, предсказанном Заратуштрой.

Правда, дольно скоро идея спасителя рода человеческого у ветхозаветных пророков трансформировалась в узко-национальную идею мессии, помазанника божия, который освободит «избранный народ» от иноземного гнета, восстановит утраченное царство Давида и станет истинным «царем иудейским». Что, впрочем, совсем не помешало евреям позже объявить мессией персидского царя Кира I, освободившего их из вавилонского плена и разрешившего восстановить разрушенный Иерусалимский храм. Нельзя не признать, что первые последователи Христа, преимущественно иудеи, действительно считали, что Иисус был прислан лишь: «… к потерянным овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). Несостоятельность такой позиции доказало время и двухтысячелетняя история христианства.

А теперь вернемся к евангельскому рассказу и его связи с пророчеством Заратуштры и попробуем выяснить, что же на самом деле заставило персидских магов отправиться в Иудею поклониться новорожденному Христу. Но для этого нам необходимо совершить краткую экскурсию к истокам зороастризма.

Авестийская традиция гласит, что изначально во Вселенной не было ни Земли, ни Солнца, ни планет, ни звезд, а лишь бесконечное время – зерван акарана. И в этом бесконечном времени пребывали Благой Дух – Ахура Мазда и Дух Зла – Ангро Майнью. Разделяла же этих двух антиподов Пустота. Причем Ахура Мазда пребывал наверху над Пустотой, озаренный Бесконечным Светом, а Ангра Майнью соответственно внизу, в глубинах Тьмы, в преисподней. Так продолжалось до тех пор, пока не наступила Эпоха Творения, в которую Ахура Мазда создал духовные сущности всех будущих благих творений: богов, неба, земли, животных, растений и человека. Три тысячи лет творения Ахура Мазды находились в духовном состоянии, и лишь после этого Благой Бог придал им материальный вид. Когда же творение стало материальным, наступила Эпоха Смешения Добра и Зла. И два противоборствующих начала столкнулись в непримиримой битве. К сожалению, материальное творение Ахура Мазды , в отличие от нематериального, оказалось уязвимым для сил зла. Но Заратуштра верил, что человечество постепенно сможет победить зло и восстановить мир в его первозданном состоянии. Замечательный миг, когда это случиться, в Авесте назван «Фрашо-кэрэти» — «Чудотворство». В тоже время великий пророк знал, что конец мира неизбежен, и он сам не доживет до Фрашо-кэрэти. Поэтому Заратуштра учил, что после его смерти на Землю придут три Спасителя – Саошьянта ( «Те кто приносит благо») и возглавят борьбу со злом. Все они будут рождены девственницами чудесным образом зачавшими от семени Заратуштры. И их приход в этот мир ознаменуется необычными небесными явлениями. Первого, из предсказанных Заратуштрой Спасителей, назовут Хушедар – «Растящий истину». Он придет к людям, для того чтобы объяснить им сокровенный смысл ритуалов и очистить веру от лжеучений. Он же первый из людей познает бессмертие.

Многие исследователи считают, что Хушедаром авестийских текстов был Иисус Христос. И именно к нему, первому из Саошьянтов, а вовсе не к «Царю Иудейскому», как думали евангелисты, шли с дарами персидские волхвы, увидевшие предсказанное пророком знамение (в ряде авестийских текстов говорится, что место рождения Младенца укажет упавшая звезда). Оснований для таких предположений достаточно – многие проповеди Христа, и это подтверждается текстами евангелий, близки к авестийским, как близки зороастрийским и в особенности митраистическим обрядам многие обряды и таинства христиан , такие , как умащение елеем, причащение вином и хлебом, и некоторые другие. Жрец Митры, например, обращаясь к посвящаемым в таинства адептам и умащая их священным елеем, говорил: «Верь, твой бог воскрес, его страдания гарантируют твое спасение». Близки христианскому догмату о Святой Троице и древнеперсидские идеи о триединстве благого бога Ахура-Мазды, «Святого Духа» Спента-Майнью и «Благой Мысли» Воху-Мана в лице Спасителя Саошьянта. Да и сама евангельская легенда о непорочном зачатии Марии, в качестве догмата признанная во всем христианском мире и совершенно чуждая иудеям, своими корнями уходит во все те же зороастрийские пророчества. В еврейской традиции мессию должна родить молодая женщина, и он должен быть человеком «Давидова семени», а не божественной особой, рожденной сверхъестественным образом. Не иначе, как к переосмысленным заимствованиям из авестийских пророчеств о грядущем Спасителе можно отнести и ожидаемое христианами второе пришествие Христа со Страшным Судом, последующем за ним. И даже предсказанное самим Иисусом явление Утешителя, о котором в Евангелии от Иоанна говорится: » …И я буду просить Отца, и он даст Вам другого Утешителя, чтобы он был с вами во век». Этого предсказанного Христом Утешителя без сомнения можно соотнести со вторым из названых Заратустрой Саашьянтов.

По свидетельству Авесты эра Хушедара должна продлиться тысячу лет. И после этого на Землю явится второй Спаситель, Хушедар-Маха – «Растящий почитание». Он укрепит веру людей в победу добра над злом и дополнит священные тексты. Сам Христос знал об этом и неоднократно говорил своим ученикам, что после него к ним придет Утешитель: «Он вас научит всему и напомнит вам все, что Я сказал вам» ( Ин. 14:26), «…И он, придя, обличит мир о грехе и о правде, и о суде. О грехе, что не веруют в меня…//…О суде же, что князь мира сего осужден …//…Когда же придет Он, Дух истины, то наставит нас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин.16:8,9,11,13).

Трудно сказать, был ли ожидаемый зороастрийцами Хушедар-Маха, христианами Утешитель, основателем ислама Мухаммедом, или этими именами следует называть какого-то иного пророка, приход которого остался незамечен. Не знаем. Но вполне возможно, Хушедар-Маха еще не посещал этот мир. В Авесте, как и в большинстве подобных ей «священных писаний», назначенные даты — вещь относительная. К тому же в ней говориться, что после рождения второго Саошьянта солнце простоит в зените неподвижно двенадцать дней, а «люди к тому времени будут обладать премногими знаниями, особенно в медицине». Как известно первая часть пророчества еще не сбылась, если конечно речь в нем не шла о приполярных районах России. Так, что, скорее всего, миру еще предстоит встретиться с Растящим Почитание.

Третий Спаситель из предсказанных Заратуштрой в Авесте назван Астават-Эрэта – «Воплотивший Истину». Именно он и есть, по-видимому, второй Христос Апокалипсиса. По преданию, когда Астават-Эрэта придет на Землю, солнце простоит в зените тридцать дней. И тогда, собрав великое воинство, он поведет людей на последнюю битву со злом, по завершении которой начнется Эпоха Разделения. В эту эпоху добро будет опять отделено от зла, а зло окончательно уничтожено. На планете наступит долгожданный мир, и боги, и люди станут жить в спокойствии и согласии вечно.

Но прежде произойдет предсказанное пророком Фрашо-кэрэти — воскреснут все жившие когда- либо на планете люди. И снова тела и души воскресших узнают друг друга. Муж узнает жену, дети родителей, а родственники друг друга. Узнают друг друга палач и жертва. Тогда-то и начнется Последний Суд, столь пугающе ярко, а по сути, и форме весьма близко к авестийскому описанный в знаменитом Апокалипсисе Иоанном. Суд, на котором всем воскресшим продемонстрируют их добрые и злые дела, помыслы, речи. И увидят грешники всю неблаговидность своих дел, то зло, которое они принесли людям. И возмутятся они, обвиняя праведников в том, что те знали Истину, но не открыли ее им. И устыдятся праведники, коря себя за то, что не смогли наставить грешников на путь истинный. После этого праведников отделят от грешников. Грешников низвергнут в ад, а праведники вознесутся на небо. Три дня и три ночи, учит Авеста, будут страдать те и другие. Грешники от адских мук праведники от разлуки со своими грешными родственниками и друзьями. По окончании этих трех дней и ночей огонь расплавит весь металл в горах, и он потечет на землю очищающей рекой. В этом огненном потоке окончательно исчезнет все грешное и злое. Ибо для грешников он так и останется раскаленной сжигающей плоть и душу лавой, а для праведников покажется теплым как парное молоко.

По завершении акта очищения те, кто смог преодолеть огненную реку вновь соберутся пред очами Ахура Мазды. Астават-Эрэта совершит последнюю жертву и из сока Хаомы приготовит божественный напиток – Хуш, выпив который люди обретут окончательное бессмертие. После этого на Земле уже больше не будет ни холодов, ни снега, исчезнут горы и впадины и вся планета превратится в сплошной цветущий рай.

Но до тех пор, пока не пришел последний из Саошьянтов, на Земле будет продолжаться Эпоха Смешения. Люди останутся смертны, и каждая душа покидая материальный мир станет подвергаться суду возглавляемому Митрой. На этом суде при помощи особых весов помощники Митры взвесят все добрые и злые дела усопшего. И если добрых дел окажется больше душа праведника в ожидании Фрашо-кэрэти отправится на небеса, если меньше — в ад. Тем немногим из душ, дела которых окажутся уравновешенны, Ахура Маздой уготовлено «место смешанных», где до наступления Последнего Суда они будут влачить мрачное существование.

Естественно, было бы слишком опрометчиво утверждать, что своим рождением христианство обязано лишь зороастрийским пророчествам. А Новый завет является Греко-иудейским переосмыслением Авесты. Отнюдь. Раннехристианское учение, еще не отягощенное доктринами греческих философов – неоплатоников, как губка впитало в себя все царившие в то время в умах и душах населявших Палестину народов чаяния о грядущем Месии, посланнике Божьем, Спасителе последнего дня, Страшном Суде. Истоки этих ожиданий отчетливо прослеживаются в иудейских, халдейских и прежде всего персидских культах. Правда, одни ожидали обещанного Мессию еврейского народа, другие — Спасителя всего человечества, который принесет на землю Всемирный Пожар и навсегда покончит с ирреальной действительностью царства Зла библейского «князя мира сего», авестийского Ангра-Майнью, о чем пророчествовал тысячелетия назад Заратуштра.

Краткий курс истории. Великий спаситель Востока

31 января (н. ст.) 1543 года родился Токугава Иэясу, один из самых знаменитых деятелей Японии, заложивший прочный фундамент централизованного феодального японского государства. По масштабу личности и значению для мировой истории Токугаву можно сравнить с Петром I или «железным канцлером» Бисмарком.

Эпоха воюющих государств

Токуга́ва Иэя́су происходил из небольшого самурайского рода Мацудайра. В те времена уже почти столетие длилась «эпоха воюющих государств» – жестоких междоусобных войн, в которых крупные феодальные княжества раздирали Японию на части с 1467 года. Императорская власть ослабла до крайней степени и погрязла в праздности. Иэясу много претерпел за своих родных и близких, несколько раз выступал в роли политического заложника и в конце концов решил посвятить жизнь борьбе за возрождение национальной государственности Японии.

Эпоха великих полководцев

Иэясу стал делать первые шаги к объединению Японии вместе с Одой Нобунагой, другим феодалом, который возглавил этот процесс. Так наступила «эпоха великих полководцев», длившаяся с 1568 по 1600 год. В 1582 году Нобунага погиб, его сменил Тоётоми Хидэёси, бывший противник первого в борьбе за право быть объединителем Японии. В сложившейся ситуации Иэясу признал Тоётоми сюзереном, но после его смерти в 1598 году от имени рода Тоётоми стал собирать собственные силы. В течение 1600–1615 годов Токугава разгромил своих противников и конкурентов, а также уничтожил род Тоётоми. Таким образом, Иэясу Токугава стал единственным и полновластным правителем Японии.

Эпоха сёгуната

Роль Токугавы в тех событиях важна тем, что, в отличие от Нобунаги и Хидэёси, он не разрушал старые японские порядки (без этого процесса невозможно было возрождение), но созидал на разрушенном. Выступив на стороне стремившихся к объединению раздробленной Японии, именно Иэясу сумел покорить феодалов, желавших сохранить неограниченную местечковую власть. Токугава создал в 1603 году сёгунат – феодальное военное правительство самураев в Японии, возглавляемое родом Токугава. Сёгунат Токугава просуществовал вплоть до 1868 года, когда на смену ему пришла эпоха Мэйдзи, определившая капиталистический путь развития Японии. Иэясу наладил плотные отношения с Нидерландами, изгнал европейцев из страны и запретил христианство (небольшая группа христиан тайно сохранилась), что привело к закрытию Японии от Запада. Скончался Токугава в 1616 году. Ему присвоено посмертное имя Тосё-Дайгонгэн, что в переводе на русский означает «Великий бог-спаситель, что озарил Восток».

Изображая Бога: иконы Иисуса Христа

Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско — богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.

Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»

Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны , что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь , запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы , как Бога , пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии , что » Слово стало плотью и обитало с нами , полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин . 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе . Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа , тогда как Его Божественная природа по — прежнему остается неизобразимой .

— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Одна из таких икон , сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины , — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики. Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи , этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века. К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции » Преображение » из этого же монастыря ( VI в .), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI — VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо ( VII — VIII вв .). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют , что в V — VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался .

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена , ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по — гречески » рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом » Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко — семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Плащаница

Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя , иконе икон .

— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы , в которой важное место всегда отводится тому , что лежит за пределами человеческого творчества , — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ содержит веру в Боговоплощение , действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился .

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа ( правда , обе прослеживаются только с VI века ): одна из них была распространена на Западе , другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.

Иконография Рождества Христова

Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне . В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: » Спас на убрусе» , то есть на куске ткани , и » Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.

— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице , — рассказывает Ирина Языкова, — ткани , на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик , но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы ( и идеи ) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы .

Христос Пантократор

Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке .

— В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова , а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека . Поэтому Христа изображают в красно — синих одеждах. Это символ двуединой природы : красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная .

Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост , на престоле и поясное. Самое частое — поясное .

— Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною , тот спасется…» ( Ин . 10: 9). Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как , подходя к вратам , мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда » все тайное станет явным «, с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных.

Явление Божией славы

«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен . На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса . В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл , как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» ( Иез . 1: 26-28).

Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата , на который последовательно наложены синий круг (овал , мандорла) и красный ромб .

Иконография Сретения Господня (+Иконы)

— На сочетании этих двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция, — говорит Ирина Языкова. — Они символизируют соединение во Христе — милости и истины , божественной и человеческой Его природы, непознаваемости и воплощения .

Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов : ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Следующая фигура — синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов , как их называет Дионисий Ареопагит . Все, что изображено вокруг фигуры Христа и даже сам престол, — изображения различных небесных сил .

Фигура Самого Христа окружена красным ромбом . В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, этот «верхний» ромб обозначает огонь, сходящий с небес , огненную природу Божества — «ибо Господь , Бог твой, есть огонь поядающий » (Втор. 4: 24). Бог говорит с молящимся из среды огня . Обычно Спаситель облачен в одежды красного и синего цвета, но иногда и в золотые , что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу .

— Образ Книги — это и Книга Жизни, в которой вписаны имена спасенных (см. Ис. 32: 32; Откр. 3: 5), и Книга Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (см. Откр . 5: 1-7), это и Книга Завета и Закона (см. Втор . 30: 10) — Библия, и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель. И наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа , Который есть Слово Божие, пришедшее в мир , — объясняет Ирина Языкова.

С нами Бог

Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи ( Ис . 7: 14) и означает «с нами Бог». «Спас Эммануил» — один из самых необычных образов Христа, где Он изображен в виде младенца или отрока. Обычно Младенец держит в руке свиток , символизирующий учение, которое Он приносит в мир, Благую весть . Он изображен как человек, но Его учение в Нем и с Ним , ибо Он — Бог и Спаситель .

— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.

Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии. Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской. Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.

Православная аскетическая практика уделяет иконе Христа особое место, чтобы человека вела от видимого к невидимому не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, «ради слабости понимания нашего» (св. Иоанн Дамаскин) облеченное в образ. Митрополит Филарет Московский писал об этом так: «Чтобы в поисках присутствия Божия ум не впадал в химерические представления, чтобы мысли сосредотачивались и ограждались от рассеянности, святой образ Бога, являвшегося во плоти, представляется одновременно взору чувственному и созерцанию духовному и собирает мысли и чувства, внешние и внутренние, в едином созерцании Божественного» .

Екатерина СТЕПАНОВА

Пасха — Светлое Христово Воскресение в русской живописи

Православие — религия Пасхи. Важно не только то, что Бог воплотился, но и зачем. Св. Ириней Лионский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Этот праздник указывает высоту, к которой должен стремиться человек. Русская иконопись, а за ней и живопись, подчеркивали светоносность, преображенность Христа и его последователей. В восточно-христианской традиции к теме Пасхи тесно примыкает сюжет Сошествия во ад, откуда Христос освободил праведников, что стало еще одним символом победы над смертью.

Источники репродукций: АrtLib, Арт-каталог, Исаакиевский собор, Неофит, Русская икона, Русская живопись, etnaa — русская живопись, Библиотека Якова Кротова, ArtScroll.RU, Галерикс

Сошествие во ад


Сошествие во ад.
Эскиз образа иконостаса храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови).
М. В. Нестеров. 1895 г.
Б. на к., темпера, тушь, бронза, соус, графитный карандаш. 40,4х51,2
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сошествие во ад.
Оригинал для мозаики иконостаса храма Воскресения Христова.
М. В. Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 146,5х93.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Сошествие во ад.
По оригиналу М. В. Нестерова
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
блог Мозаика и не только


Сошествие во ад.
В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. Акварель.
Эскиз мозаики для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Сошествие во ад.
В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. Холст, масло.
Запрестольный образ в правом приделе Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Картина демонстрировалась в 2010 г. на выставке в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург


Сошествие во ад.
Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200х350.
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим
Источник: Википедия

Воскресение Христа


Воскресение Христово.
А. Л. Шустов. 1810 г.
Казанский собор, Санкт-Петербург

***

Воскресение Христа.
К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло.
Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора

***

Христос воскресший.
К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177х89.
Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве.
Замысел не осуществлен.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

***

Иисус Христос.
В.Е Маковский. 1893 г. Холст, масло, 79×45.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Иисус Христос.
В.Е Маковский. 1894 г.

***

Воскресение. Эскиз
А. А. Иванов

***

Воскресение Христа.
Алексей Егоров. 1823–24 гг. Голубая бумага, бистр, перо,графит.28,1х43,8.
Набросок для церкви штаба прусского короля в Кракове
Воскресение Христово.
Егоров А.Е. Иллюстрация для журнала «Нива»

***

Воскресение Христово.
Клавдий Васильевич Лебедев. 1901 г.
Церковно-археологический кабинет МДА

***

Воскресение Христово.
Билибин И. Я. Эскиз фрески для храма Успeния Богородицы в Ольшанах

***

Воскресение Иисуса Христа.
Валериан Степанович Крюков (1838-1916)

***

Воскресение.
М. А. Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графит, карандаш. 22,5х35,5.
Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Киевский музей русского искусства
Воскресение. Триптих.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
М. А. Врубель. 1887 г.

***

Воскресение.
Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
М. В. Нестеров. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40,9х34
Государственная Третьяковская галерея
Воскресение.
М. В. Нестеров. 1890 г.

Воскресение Господне.
Эскиз запрестольного образа левого придела Владимирского собора в Киеве
М. В. Нестеров. Нач. 1890-х. Холст, масло. 88,5х110,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Воскресение.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40 x 34.
Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14961
Воскресение.
Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г.
Роспись алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15219

Воскресение.
Оригинал для мозаики южного киота храма Воскресения Христова
М. В. Нестеров. 1894 г. Холст, масло. 142х79
Государственный музей истории религии
Воскресение.
Мозаика южного киота храма Воскресения Христова.
М. В. Нестеров
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15088

Воскресение Христа.
По оригиналу М. В. Нестерова
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург

Главная утверждающая тема – надежда и спасение – нашла отражение в мозаике М. В. Нестерова Воскресение Христа на северном фасаде храма. На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Несмотря на смиренное выражение лица Господа весь Он – воплощение торжества жизни над смертью. Справа – бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. Неяркий, сдержанный колорит, некоторая внешняя вялость помешали созданию яркого монументального образа Иисуса Христа. Источник: блог Мозаика и не только

Воскресение Христово.
Нестеров Михаил Васильевич. 1895 г. Эскиз мозаики северного фасада храма Воскресения Христова
Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, бронза. 37 x 63 см
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15209

***

Воскресение Христово.
П. И. Бромирский. 1918 г.

Великое Воскресение.
Василий Кандинский. 1911 г. Темпера, глазурь, серебро на стекле, 24×24.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Импрессия VI (Воскресенье)
Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло,107×95.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Жены-мироносицы у Гроба

Мироносицы.
Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893)

Жены-мироносицы.
Мария Башкирцева. Эскиз. 1884 г. Холст, масло. 46х38,5.
Саратовский музей им. Радищева

Вестники Воскресения.
Николай Николаевич Ге. 1867 г.

Жёны-мироносицы у Гроба Господня.
А.Л. Витберг. 1811 г. Холст, масло.
Из собрания Государственного музея истории религии

Жены-мироносицы.
М. В. Нестеров. 1889 г. Холст, масло. 73х38.
Эскиз одноименной картины, впоследствии уничтоженной автором
Государственная Третьяковская галерея
Инв. номер: 27820
Поступление: Приобр. в 1947 у Елизаровой
Жены-мироносицы
М. В. Нестеров. Холст, масло.
Сумский художественный музей

Воскресение.
М. Нестеров. 1910 г.
Роспись южной стены церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители
Ангел, сидящий на гробе.
М. В. Нестеров. 1908 г.
Фрагмент композиции Воскресение в Покровском храме Марфо-Мариинской обители в Москве

Жены-мироносицы у гроба Господня (Воскресение Христово).
М. В. Нестеров. 1899-1900 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, бронза. 31×48.
Эскиз росписи южной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15178

Ангел отваливает камень от гроба
А. А. Иванов. 1850-е. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Евангелие от Матфея

Явление Христа Марии Магдалине.
А. Е. Егоров. 1818 г.

Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения.
А. А. Иванов. 1835 г. 242х321.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Евангелие от Иоанна

Картина повергла в восхищение Академию. «Какой стиль!» – изрек перед нею почтенный профессор Егоров. Больше ничего говорить и не надо было, все стояли в восхищении. Это был единственный общественный успех в жизни Иванова, доставивший ему известность. Ему было присуждено звание академика, что открывало блестящие возможности для карьеры. Неофит.ру

Иисус Воскресший и Мария Магдалина.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА

Христос и Мария Магдалина (Утро Воскресения).
И. Е. Репин. 1920–1922 гг. Холст, масло, 212х141.
Частное собрание, Москва

Тему встречи Магдалины с воскресшим Христом трактовали десятки художников всех времен и стран, от мастеров Возрождения до Александра Иванова, но все их композиции в основном были построены на появлении Христа где-то вдали от своей гробницы, в прежнем виде и обычной одежде.
Не то у Репина, давшего новое, небывалое, смелое решение. У него действие происходит у самого склепа. Магдалина, по мысли художника, пошла на рассвете к дорогой для нее гробнице и тут-то и натолкнулась на Христа, только что отвалившего камень и вышедшего на волю. Он еще весь укутан пеленами, движения его скованы, жесты не свободны, руки прижаты к телу.
Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди, следы ее ясно видны. Голова Магдалины писана с Веры (дочь художника), но черты лица значительно утончены и облагорожены. Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Этот экзальтированный взгляд у Магдалины излишне утрирован, да и глаз не сидит в орбите, что значительно снижает ценность картины. Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно. Илья Репин

Весть о Воскресении.
Н. Н. Ге. 1866 г. Холст, масло. 59×95.
Киевский музей русского искусства

Возвестила радость плачущим.
Из цикла картин «Из жизни Христа».
В. Д. Поленов. 1899 г. Холст, масло. 141×80
Самарский художественный музей, Самара

Христос с учениками после Воскресения

Христос среди учеников после Воскресения.
И. Е. Репин. 1886 г. Бумага, граф.карандаш.
Эскиз композиции.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Явление воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус.
К. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии

Христос на пути в Эммаус.
Алексей Егоров. 1820-е. Бумага синяя, сепия, кисть, карандаш, 25,8×18,2
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Христос является ученикам на пути в Еммаус
Егоров А.Е. Гравюра. 27,3×19,6

Явление Христа ученикам по Воскресении.
А. А. Иванов. 1850-е гг.

Явление Христа на пути в Эммаус.
Михаил Васильевич Нестеров. 1895 г. Бумага на картоне, темпера, бронза, графитный карандаш.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На пути в Эммаус
Михаил Васильевич Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 71,5х98,5.
Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова, Красноярск

Явление воскресшего Господа апостолу Фоме.
К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии

  • Христианский Восток
    • Христианский Восток. Краткая справка
      • Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
    • Ветхозаветные времена
      • История Израильского царства
    • Родина святых
    • Христианские Церкви
      • Константинопольская Православная Церковь
      • Александрийская Православная Церковь
      • Антиохийская Православная Церковь
      • Иерусалимская Православная Церковь
      • Православные арабы
      • Древние Восточные Церкви
    • Византия
      • Страницы истории
      • Христиане и мусульмане
      • Византия и Святая Русь
    • Связи Востока и России
      • Церковные и дипломатические связи
      • Культурные и торговые связи
      • История русского паломничества
      • Иерусалим — центр мира
      • Синай
      • Афон
    • Русское рассеяние на Востоке
      • Русская Палестина
      • Египет
      • Ливан
      • Тунис
      • Турция
      • Греция
    • Христианство на Ближнем Востоке сегодня
      • Аналитика
      • Интервью и статьи
      • Иностранная пресса
    • Археология
      • Библейская археология
      • Военные конфликты и памятники истории
  • Святые места
    • Традиции паломничества
      • О чудесах
      • Паломничество вчера и сегодня
    • Россия
      • Москва и окрестности
      • Дивеево и Нижний Новгород
      • Урал и Сибирь
      • Юг России
      • Север России
    • Болгария
      • Храмы и монастыри
      • Святыни
    • Греция
      • Святые и святыни
      • Храмы и монастыри
      • Афон
      • В паломничестве по Греции
    • Египет
      • Монастыри
      • Храмы
    • Израиль
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Паломничество по Святой Земле
      • Служение на Святой Земле
    • Иордания
      • Святые места
      • Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
      • Русский паломнический центр на Иордане
    • Италия
      • Святыни Италии
      • Храмы
    • Кавказ
      • Святыни и святые места
      • Паломнические заметки
    • Кипр
      • Почитаемые святые
      • Храмы
      • Монастыри
    • Ливан
      • Храмы и монастыри
    • Палестина
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Подворья РДМ
    • Сирия
      • Святые места Сирии
      • Храмы и монастыри
      • Война в Сирии и ее культурное наследие
    • Турция
    • Черногория
      • Храмы и монастыри Черногории
      • Святыни
    • Праздники на Святой Земле
      • Рождество
      • Пасха
      • Троица
      • Богородичные праздники
    • Информация для паломника
      • Реликвии Искупления в современном мире
      • В Израиль без визы
      • Авиабезопасность Израиля
      • Что взять с собой в Израиль
      • Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
      • Адреса монастырей
      • Гостиницы РДМ
      • Музей путешествий и паломничества по святым местам
    • Приглашаем в паломничество
  • Православная культура
    • Святая Земля в культуре Руси
    • Паломничество и русская литература
      • Паломничество и культура
      • Образ Святой Земли в русской литературе
      • Путешествия русских писателей на Восток
    • Священное Писание в русской литературе
      • Стихи о Библии и Евангелии
      • Ветхий Завет в русской литературе
      • Евангельская история в стихах русских поэтов
      • Авторские строки
    • Русская литература и христианство
      • Обзоры
      • Перечитывая классиков
      • Православная литература как жанр
    • Псалмы и молитвы в русской поэзии
      • Молитва в творчестве русских поэтов
      • Стихи-молитвы русских поэтов
      • Переложение псалмов в русской поэзии
    • Святая Земля и Восток в живописи
    • Ветхий Завет в живописи
      • Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
      • Статьи
    • Евангелие в русской живописи
      • Иоанн Предтеча
      • Бегство в Египет
      • Христос-отрок
      • Христос в пустыне
      • Христос в уединении на Генисаретском озере
      • Проповедь Христа и евангельские притчи
      • Чудеса Христа в русской живописи
      • Женщины, служившие Христу
      • Страстной цикл в русской живописи
      • Образы и деяния апостолов в русской живописи
      • Страшный суд в русской живописи
      • Статьи
    • Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
      • БАСИН П.В. (1793-1877)
      • БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
      • БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
      • ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
      • ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
      • ГЕ Н.Н. (1831-1894)
      • ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
      • ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
      • КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
      • КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
      • ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
      • ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
      • НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
      • ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
      • ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
      • РЕПИН И.Е. (1844-1930)
      • РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
      • СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
      • СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
      • ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
      • ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
      • Первые христиане и мученики в русской живописи
      • Святой Николай Чудотворец в русской живописи
      • Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
      • Образ Владимира святого в русской живописи. Е. А. Скоробогачёва
      • Калики перехожие в русской живописи
      • Образ странника-богомольца в русской живописи
      • Выезды и походы на богомолье в русской живописи
      • Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
      • Монашеская жизнь на полотнах русских художников
      • Лица монашествующих на полотнах русских художников
      • Православная вера глазами русских художников
      • Крестный ход в русской живописи
    • Православные праздники в искусстве
      • Рождество Христово
      • Крещение Господне — 19 января
      • Сретение Господне — 15 февраля
      • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
      • Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
      • Пасха
      • Вознесение Христа, Троица, Духов день
      • Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
      • Преображение или яблочный Спас — 19 августа
      • Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
      • Богородичные праздники
      • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
    • Паломнические реликвии
      • Евлогии с Востока
    • Храмоздательство и церковное искусство
      • Храмовая архитектура
      • Храм в русской живописи
      • Ставрография
      • Иконопись и иконография

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх