Помост

Вопросы веры

Келья что такое

Ольга Декснис

Вы когда-нибудь задумывались над тем, чтобы все бросить и уйти в монастырь? Кажется, что решиться на это практически невозможно. Дом, работа, друзья, путешествия… Но есть люди, которые однажды взяли и отказались от прежней жизни. Почему? Кто эти люди? Журналист Ольга Декснис прожила неделю в женской келье при мужском монастыре в Юровичах и узнала, что заставило белорусов облачиться в черное.

Рано утром у входа в монастырь меня встречает улыбчивый игумен Авксентий — настоятель храма, главный по монастырю. У него много забот: сейчас получает второе высшее образование, является председателем в Церковном суде, руководит приходом в Калинковичском храме, а также редактирует и обновляет сайт. К тому же, успевает давать поручения в монастыре и держать дисциплину.

— Вот ваша келья — так называемая, женская, — отец Авксентий протягивает мне ключ от комнаты с высоким каменным резным потолком.

Деревня Юровичи в Калинковичском районе Гомельской области — кладезь историко-культурных ценностей. Она одна из самых лакомых кусочков на карте белорусского туризма. Каждый школьник знает, что здесь находится стоянка первобытного белорусского человека. Именно об этой холмистой местности Иван Мележ написал в романе «Люди на болоте». Здесь же невероятной красоты и сложной истории Храм иезуитов, датируемый 1710–1746 годами строительства. Сегодня он преобразован в Свято-Рождество-Богородичный мужской монастырь и Свято-Рождество-Богородичный храм. Давно хотела сюда попасть.

Храмовый комплекс в Юровичах. Фото автора, Имена

В комнате, которую мне выдели, — два окна, стол, стул, четыре свободные кровати для женщин-паломниц и трудниц (последние приезжают помочь храму на приусадебном участке, на стройке, на кухне и материально). Быстро располагаюсь на новом месте, бросаю чемодан и спешу за батюшкой.

Гостевая келья, в которой жила журналист Ольга.

— Здесь у нас трапезная, — продолжает он экскурсию по монастырю. — Кушать вы будете в девять, в два и в семь вечера. Кстати, завтракать хотите? Вас к столу позовет звон колокола.

На кухне работают двое мужчин-трудников, живут тоже в монастыре. Их рабочий день начинается в 5.30 утра и не с чашечки кофе, а с обработки надоенного вчерашнего молока. Из него делают сыр, творог, сметану. Меню составляет главный бухгалтер, позже его утверждает настоятель. А еда напрямую зависит от пожертвований.

Трудники за трапезой.

— В нашем меню никогда нет мяса, — рассказывает Леонид, седовласый повар с длиной тонкой бородой. Увидев мой фотоаппарат, он отворачивается и поясняет: христианство запрещает фотографироваться. — Знаю, что в других монастырях кушать можно мясо тех, «кто не жует жуйки и у кого не раздвоены копыта». Свинины у нас категорически нет. Готовим в частности из молока, сметаны, творога, рыбы и овощей.

Повар Леонид считает, что фотографироваться — это не по-христиански.

Леонид — бывший работник железнодорожной станции. В монастыре живет уже два года. Себя испытывал и в другом монастыре — в Одессе.

— Чтобы попасть туда только на ночь, руководители украинского монастыря звонили в Юровичи и брали мою характеристику, — вспоминает Леонид. — А наутро мне задали вопрос: иду в послушники или возвращаюсь на родину? Послушник — это первая ступень, потом идет инок, а потом монах. И я не согласился — был не готов. А трудники им не нужны. У них 130 монахов, которые все успевают делать сами.

В коридоре слышим трижды звон небольшого колокола, мужчина в синем кухонном халате зазывает всех к столу.

Перед трапезой всегда звонит колокол.

Сегодня на завтрак овсянка на парном коровьем молоке, свежая клубника с огорода, чай, батон и сливовое варенье. Перед едой получаем от батюшки Павла благословение. Стоя у стола читаем «Отче Наш». Все садятся, молча едят и слушают полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова — это специально адаптированное чтение для современных людей. Его зачитывает трудник Саша:

Глава 38. «Всякий, поступивший в монастырь и принявший на себя благое иго Христово, должен пребывать в нестяжательности, довольствуясь самонужнейшим и охраняясь от излишества в одежде, в келейных принадлежностях, в деньгах; Имуществом, богатством, сокровищем инока должен быть Господь наши, Иисус Христос; К нему должны быть постоянно устремлены взоры наши».

Саше всего 23 года, за плечами у него наркотики, а «благодаря» им — вторая группа инвалидности. Сегодня Саша горит желанием посвятить себя только Богу. Раз и навсегда. О себе разговаривает неохотно. Молится везде, где только можно: в коридоре, на улице и, конечно, в храме всем святым. Еще и поет. Здесь он на хорошем счету.

Когда заканчивается молитва, отец Павел звонит в маленький колокол и дает благословение на уход. Батюшка видит, что я не справляюсь с четкими временными рамками «строки молитвы — время завтрака», гладит меня по голове и с улыбкой успокаивает: «Кушайте, кушайте!» Позже это станет доброй шуткой.

Постриглась в монашки в 64 года

По документам монастырь мужской, но в нем лишь четыре монаха, среди них больше руководство. По негласной информации, в него неохотно идут новые служители Богу. Связано это с тем, что монастырь и храм уже около 100 лет находится в состоянии хронической стройки-реставрации, а точнее, неопределенности. Попросту — закрыт. Прихода практически нет. Сама видела, как туристы проезжают мимо храма и разворачиваются, увидев заколоченную дверь.

Крестный ход в праздничный день, и только тогда много прихожан в храме.

В храме живут две пожилые монахини: 80-летняя Лаврентия и 85-летняя Макария. Как шутит батюшка Авксентий, «достались нам в наследство» (с 1993 до 2005 года здесь был женский монастырь — прим. автора) и помогают в основном молитвой. А также с пенсии отдают по миллиону на еду.

Новые необычные имена женщины получили при постриге. Желая проникнуть в келью к монахиням, получаю от них длинную ситцевую юбку в цветочек и маленький крестик на ниточке.

Келья матушки Лаврентии больше похожа на рабочий кабинет — везде книги и тетради.

— Носи юбку обязательно в храм и в трапезную, — говорит матушка Лаврентия, а я киваю головой и соглашаюсь новому жизненному уставу.

— А то твоя одежда совсем не к месту, — улыбается она и смотрит на мои обтягивающие серые джинсы.

Матушка Лаврентия пришла к Богу уже будучи пенсионеркой. Ранее была бухгалтером, дояркой, санитаркой. По законам православной церкви постриг может принять женщина до 40–45 лет. Возрастные рамки не случайны. Они должны принести пользу храму не только молитвой, но и помощью на подворье. Матушка сейчас работает в церковной лавке. Почему решила «уйти», уже и вспомнить не может.

Матушка Лаврентия всегда улыбается и готова дать совет.

— Спустя два года после смерти мужа, я приехала посмотреть монастырь в Хойниках, там и осталась, — рассказывает матушка Лаврентия. — Знаете, до этого возраста у меня была потребительская вера: свечку поставить, помянуть кого-то, яйца покрасить, водички набрать.

— А как ваши дети отнеслись к тому, что вы решили уйти в монастырь?

— Их у меня было трое: две дочки и сын, — рассказывает матушка. — Одна не так давно погибла. Сначала они вроде бы с непониманием отнеслись, недоверием, нежеланием. Со временем привыкли. А сейчас и довольны. Каждый год на Радуницу с благословения настоятеля я приезжаю к ним повидаться. На кладбище хожу, там у меня похоронена мама, муж, дочь. Ко мне дети тоже иногда приезжают, но дорого это все. В прошлом году в гости заезжали сестры, одна из Литвы, вторая — из России. Жили здесь, понравилось им очень.

«Однажды мне приснилась Дева Мария»

85-летняя матушка Макария выходит за дверь и спешит в «Домовую комнату» — небольшой храм в самом монастыре. Я иду за ней, кричу громко (женщина плохо слышит): «Всего пару вопросов можно вам задать?»

— У меня по времени сейчас чтение псалтыря! — отвечает она на мой неожиданный ор, разбавленный смачной акустикой высоких потолков.

Матушка Макария в монашество пришла уже будучи пенсионеркой.

Молитве в храме отведено основное время. Все записки, принесенные «за здравие» и «за упокой» и многое другое круглосуточно отчитывается монахами и монашками.

Записки верующих, которые день и ночь отмаливают монахи и монашки.

— Расскажите свою историю, как вы пришли в монастырь?

— Мне было 70 лет, ни мужа, ни детей, — говорит матушка и намекает, что на разговоры времени совсем нет. — Однажды мне приснилась Дева Мария и сказала: «Иди в келью». Так я по зову и пришла. Сразу в Хойникский монастырь, а потом нас перевели сюда. Всю жизнь я работала поваром. Но всегда нравилось монашество. Сразу поваром работала при храме, а потом ноги не выдержали нагрузку.

В воскресенье можно посмотреть фильм. Чаще всего это фильмы о священнослужителях во всем мире.

На приусадебном участке храмового комплекса кипит работа с утра до вечера. Молодой монах Серафим смотрит, как строители-волонтеры вставляют новые деревянные окна, также пожертвованные неназванным предпринимателем.

Серафим — сын священника, ему всего 27 лет. Постриг принял два года назад. Сейчас учится в православной академии.

Отец Серафим на празднике Троица.

— Сюда приехал в отпуск, побыл месяц и понравилось, — рассказывает монах. — Уволился с работы — с электросетей. Родители были в шоке, именно поэтому я долго оттягивал решение. Но понял, что чем дальше, тем больше сомнений.

— А чем отличается монах от священника?

— Самое главное отличие — это невозможность иметь семью. Посмотрел на своих друзей-одногодок, которые успели и жениться, и развестись, и меня это пункт устроил.

— А зачем монаху образование?

— Странный вопрос. Но в целом, это нужно для прихожан. Вот приходит к тебе человек с вопросом: какой иконе молиться, как часто и что нужно делать. И ситуации у всех разные: у кого-то сын в тюрьме, у кого-то муж пьет, у кого-то дочь вышла не за того. И нужно дать совет: это важно — быть собеседником.

Позже в разговоре отец Авксентий тоже ответил мне на этот вопрос.

— Образование необходимо, чтобы монахи не были распространителями мракобесия и здраво смотрели на жизнь, — пояснил он. — Просто незнание основ веры, в том числе и догматики, порождают зачастую всякие суеверия.

Утром служба, вечером еще и обязательный крестный ход

Каждый новый день в монастыре начинается в семь утра со службы, в пять — вечерняя молитва и крестный ход. Если служба — литургия, то она может затянуться более, чем на два часа.

За каждым монахом и трудником закреплен свой фронт работы: кто-то пилит дрова, кто-то отвечает за коров и курочек. Так, отец Павел — главный по ульям, 36-летний трудник Саша — главный по огороду.

Работают и священники, и трудники.

Я же после завтрака иду пропалывать клубнику, в это время разговариваю с Сашей, который отказывается фотографироваться, но с радостью готов рассказать о себе.

Журналист Ольга взяла послушание — пропалывать огород.

— Как вам здесь? — вырываю траву и веду диалог.

— У меня заболела мама, последние месяцы вовсе не ходила, пришлось бросить работу в колхозе и за ней присматривать, — вспоминает Саша. — Группу ей не давали, жили только на ее пенсию. Уже, когда она была при смерти, пару месяцев было, когда мы пользовались льготами на лекарства. Через месяц после смерти мамы мой брат повесился. В итоге я впал в сильную депрессию и попал в больницу.

Саша рассказывает, что из-за тяжелых транквилизаторов ему было сложно вернуться к работе: выйдя из больницы, он стал бесчувственным и постоянно хотел спать.

Чтобы в голову не лезли плохие мысли, трудники всегда читают.

— Однажды дома у икон я услышал голос — церковное песнопение, — говорит он. — Пение бесконечно повторялось и я уже думал, что схожу с ума. Позвал соседку, говорю ей: «Прислушайтесь, слышите ли вы пение?». По ее совету я стал ходить в храм, прислуживать там, и эти песнопения прекратились. До сих пор не знаю, что это было. Позже попал в другой монастырь, но мне там не понравилось. А здесь я почувствовал себя как дома. И огород, и земля. И на душе легко от того, что я постоянно в храме. Сейчас хочу сделать все, чтобы стать монахом. Много читаю и учусь петь.

— Это значит, вы никогда не создадите семью?

— В миру — нет, здесь хочу отдать ее Богу.

Трудник Саша не только «огородник», но еще и звонарь.

Пока мы общались, подошел отец Павел — священник в третьем поколении. Его брат священник, и сестра в Риге в женском монастыре — игуменья. С пчелами «разговаривает» с малых лет, приучил отец.

Кстати, если на столе рыба, значит, это дело рук отца Павла — он заядлый рыбак, на Припять ездил. Батюшка отличается особой любовью к жизни. Уже позже заметила, что он может просто обнять пришедшего к нему человека, поговорить с ним, успокоить, поцеловать в голову, как маленького. Особенно смешно, когда он 85-летнюю матушку называет «молодежь». Любит играть с детьми, которые приходят на службу.

— Хочешь посмотреть на пчелок? — отец Павел освобождает улей от пуховых подушек и зовет меня. — Не бойся, пока я здесь, они тебя не тронут, я прикрикнул им! Бери в руки, — беру и трясусь, сотни пчел в руке. — Смотри, вот это соты, мы покупаем их, а пчелы уже сами растягивают их и заполняют медом. Вот это матка — она главная. Если она улетит, вся большая ее семья погибнет. В день пчела может откладывать от 500 до 1,5 тысячи яиц, и уже через 19 дней родятся новые пчелы.

Отец Павел с пчелами на ты.

Спустя какое-то время Саша говорит, что пора мыть руки и двигаться к трапезной. Сегодня на обед гороховый суп на овощном бульоне, рис и рыбная котлета.

На обед вместо мяса рыба и гороховый суп.

Трудник Саша снова зачитывает Поучения, во время которой пропал аппетит, хотелось просто исчезнуть.

Пока все едят, трудник Саша читает адаптированное чтение для монашествующих.

Глава 42. «О хранении от знакомства с женским полом».

«Преподобные отцы, наши, святые иноки всех времен тщательно хранили себя от знакомства с женским полом. Вход женскому полу в древние монастыри был воспрещен… Соединение полов в существующем виде его естественно (падшему естеству). Девство выше естественно. Следовательно, желающий сохранить свое тело в девственности должен непременно держать его вдали от того тела, соединение с которым с которым требуется естеством».

После чтения молитвы настоятель уделяет время неформальной беседе.

— Я хочу провести небольшой такой тест между нами, — интригует он. — Каждый ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, но он немного с подвохом: где бы вы хотели встретить Иисуса в своей жизни — на свободе или в тюрьме?

В «зале» тишина, и я беру первый ответ в свои, что называется, руки.

— Я бы хотела встретиться с ним в тюрьме, у меня было бы больше времени для «остановиться-подумать» и на общение с ним, — говорю.

— Интересная мысль, — подхватывает мои размышления отец Авксентий. — На самом деле, мы все хотим свободы. Но чаще приходим к Иисусу именно тогда, когда в жизни настигает беда. Увы, именно в самые сложные минуты жизни мы больше всего к нему открыты. Но не нужно бояться испытаний, они и даны нам, чтобы мы смогли о многом задуматься.

«Симона, девочка моя»

Молоко, творог и сметана на столе монастыря — благодаря стараниям Валерия. Сам он родом из Украины, отслужил в советской армии, демобилизовался в Мозырь, женился. В монастыре живет уже четыре года.

Идем с ним на задний двор монастыря. Шлепаю по свежим лепешкам за главнокомандующим по хлеву, где живут три коровы и три маленьких теленка. Валерий заметно меняется, когда видит животных.

— Ой, чудо ты мое маленькое, это вот она родила, — мужчина меняет тон и целует животное. — Ой ты моя красавица, как она позирует… Симона, девочка моя, давай вставать.

И корова, будто понимая слова, встает на ноги.

На мой стандартный вопрос «почему», отвечает откровенно:

— Потому-что неудачник, не сложилось в мирской жизни, две семьи развалились, — вздыхает Валерий и устанавливает Симоне доильный аппарат. — От первого брака есть взрослый сын, от второго — тоже сын, ему девять лет.

Валерий называет себя неудачником в мирской жизни.

— 12 лет я работал домоправителем в Москве у состоятельных людей. У них есть загородный дом. Там я зарабатывал около 800 долларов в месяц, тратил не более ста. Питание бесплатное, жилье предоставляется — у меня отдельный домик был. Я приезжал домой на две недели летом и на две недели зимой. Жене переводил деньги…

Ходим по хлеву, рассматриваем потомство.

— Что хочу сказать о храме? — садимся на скамейку, где чувствуется сильный запах животных. — Знаете, у нас вообще плохо с рекламой. А рекламы нет, потому что и главный храм закрыт много лет. Хотелось бы, чтобы сюда шли люди. И храм мог бы зарабатывать что-то. Делать свои творческие мастерские. А так, все своими силами — еда с огорода.

Разочарование

У входа в монастырь стоит деревянный дом. Он открыт для тех, кто потерял крышу над головой и готов помочь монастырю «руками».

При монастыре есть дом для тех, у кого нет своей крыши надо головой.

26-летний Слава родом из России. Некогда с мамой бежали от скандалов, которые постоянно были в их семье, в синеокую. Занимается вокалом, поет в соседней деревне в народном хоре. Всегда вежлив. Здесь ответственный работник: от кухни и «сходить в магазин» — до сложных строительных работ. Вячеслав тут оказался единственным, кто открыто захотел поговорить:

— Меня привело сюда разочарование, — он опускает глаза, поджимает губы и неловко отвечает. — Разочарование в любви. Наши отношения длились год, и как-то все не складывалось. От этого было очень больно. Вот я и пришел сюда по зову сердца. Живу при храме неделю через неделю. Все нравится. Но нужно еще время, чтобы прийти в себя и начать жить как раньше.

Славу в монастырь привела неразделенная любовь.

Если вы хотите помочь возрождению монастыря, это можно сделать разными способами: деньгами, рабочей силой, стройматериалами, вещами, продуктами.

Монастырь находится по адресу: Гомельская область, Калинковичский район, д. Юровичи, ул. Горная, 9.

Наместник — игумен Авксентий (Абражей Андрей Эдуардович).

Тел.: 8 02345 59292; +375 29 730-11-56.

Реквизиты

СВЯТО-РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЧНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в д. Юровичи Калинковичского района Туровской епархии. УНН 400440204, Беларусь, 247722 д. Юровичи, Калинковичского района, Гомельской области, ул. Горная 9, р/с 3015660172019 ЦКО № 7 Дирекции ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК» по Гомельской обл. Код банка 151501739.

Карта Сбербанка России 4279 0800 1029 4062 действительна до 10/18 ANDREY ABRAZHEY.

Келья монаха красна не вещами

Монастыри сегодня манят любопытствующих, а на монаха смотрят как на какую-то диковинку, вызывающую недоумение: неразговорчивый, лицо суровое, длинноволосый, бородатый…
— «Воля Божья, чтоб росло и не надо трогать!»
При постриге в монашеский ангельский лик первый вопрос игумена постригаемому:
— Зачем пришел, брат, припадая к святому Жертвеннику и святой дружине сей?
И первое слово пришедшего:
— Для удаления от мира, честной отец.
— Бог позвал замаливать грехи мирян. На всё воля Божья — примерно такой ответ можно услышать от монаха на вопрос о причинах, побудивших его отречься от родных и друзей, от мирской жизни. Укрыться в стенах обители.
Принимая монашеский постриг скажут:
— Все! Больше никогда-никогда не должны вы думать о мирских радостях: о семейном очаге, о веселых застольях с друзьями, о кино и телевизоре и о многом-многом, чем живут обычные мирские люди. Забудьте всё, к чему были привязаны, умрите и погребитесь здесь!
Но перед этим ему до пяти лет быть послушником и ещё столько же – иноком (полумонахом).
Время для раздумья, как видите, предостаточно, чтобы принять правильное решение.
Кандидат, естественно, проходит собеседование. А в некоторых монастырях требуется рекомендательное письмо от священника. Основания для отказа: не достиг совершеннолетия, долговые обязательства (алименты, кредиты и т.п.), отсутствие гражданства или находится в розыске (полиция регулярно осуществляет в монастырях паспортный контроль), «игра в прятки с военкоматом».
Будущего монаха знакомят с Уставом монастыря и закрепляют за наставником (духовником). Готов ли навсегда, до самого последнего часа жизни своей на этой грешной земле оставаться на том пути, навсегда отказаться от такого близкого, такого теплого, такого родимого нашему сердцу мирского жития-бытия? Не пройдет ли год, другой — и, намерзшись, наголодавшись, натосковавшись, побежит с неудержимым вожделением, махнув рукой на все обеты иноческие, в объятия своих родных и приятелей? Долг каждого духовного наставника, к которому обращаются за советом молодые люди, желающие идти путем иноческим, — всячески предостерегать их от торопливости, от необдуманности, от легкомыслия в этом деле: пройти искус — дать невозвратные обеты.
Разрешено будущему монаху только молиться и трудиться (выполнять послушания).
«Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питьё благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не много словить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью»… (Святой Василий Великий)
Разговоры и чтение — только на православную тему.
Уйти из монастыря совсем он может в любое время.
Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. Вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи. Рацион питания у схимника ещё более скудный.
Большинство монастырей на самообеспечении: имеют скиты с садами и огородами, скотный двор (монахи не едят мяса). Отчисляют налоги и оплачивают коммунальные услуги.
В среднем монахов в монастыре около 10 процентов, послушников и иноков – 30 процентов, трудники и паломники составляют примерно — 60 процентов.
В средние века монастыри имели большое значение, как центры наук и распространители просвещения. За высокими и крепкими стенами можно было отражать атаки врагов. Рядом с новым монастырём селились люди, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город. При монастырях принимали странников. Рассылались милостыни томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий. Часто величайшие грешники претворялись в монастыре в величайших праведников.
Монашество — это странствование, скорбное и утомительное путешествие в далекую неизвестную страну, о которой мы знаем только понаслышке, это постоянное удаление от знакомого, привычного, родного.
Во многих коллективах можно повстречать индивидуума, про которого за глаза скажут: он — ни от мира сего; белая ворона и т.п. Они – не такие, как все: излишне честны, откровенны, бесхитростны, восприимчивы. Режут правду-матку в глаза – и сами же от этого нередко страдают. Многих из них можно назвать «избранник Божий»! И таких в монашеской братии большинство!
Английское слово PRIVACY (прайвеси) – стало юридическим термином и на русский язык переводится как – ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Более правильный перевод этого слова – МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МИР (закрытый для посторонних). Не для того монахи отреклись от мирской жизни, чтобы потом перед нами, мирянами, исповедоваться и давать интервью.
В Горенском монастыре (Иерусалим) много лет подрабатывает мебельщиком пожилой араб, владеющий ивритом и своим родным — арабским.
— Пробовала ему объяснить на английском, немецком, французском, а он – не понимает! Вы не поможете? — обратилась ко мне с московским акцентом новая монахиня.
«Она владеет тремя иностранными языками!?» — подумал я.
В келье монахиня разложила чертежи и эскизы, произнеся пару раз:
— Стиль Hi-Tech.
Ещё один шок!
Во время паузы я не удержался:
— Какое у Вас образование?
— Художественное и филологическое. Собираюсь получить Духовное заочное.
— Сестра, к вам, уверен, обращались с вопросом о причинах, побудивших принять монашеский постриг? Если повторю этот вопрос, для вас это не станет чем-то оскорбительным?
— Нет, вы меня своим вопросом не оскорбите, но ведь и вы, уверена, уже спрашивали об этом других. Можно мне сначала услышать их ответы. Будьте джентльменом.
После моего небольшого рассказа, она сказала:
— Ничего нового вы бы от меня не услышали — моя причина полностью совпадает с одним из ваших оппонентов.
В маленькой уединённой сторожке-келье жил высокий красивый монах с хорошей выправкой (у многих со временем появляется сутулость) и с густой волнистой седой шевелюрой. Говорил не на распев, как большинство от чтения молитв, а хорошо поставленным командным голосом! Никогда не считал себя мнительным, но с ним я ощущал какой-то странный холодок по телу от его взгляда и голоса — со мной такое было впервые! Единственная и нехорошая ассоциация: как будто он на меня смотрит через планку прицела! Позже от других узнал, что монах, бывший офицер, в Афганистане был обязан пытать и казнить пленных. Вернувшись к жене с дочкой, он не смог ужиться в семье, ничего не получилось с трудоустройством. Была даже попытка суицида. Так он пришёл в монастырь.
Встречал в монастырях «бывших знаменитостей» Один из них в прошлом был гордостью Большого Советского Спорта!
Жил со мной в келье скромный тихий, немного неряшливый невысокий старичок. Как потом выяснилось – мой ровесник. Будущий монах на молитву в храм ходил редко — возможно, уставал после послушания: пас стадо телят. Он знал историю и легенды данного монастыря и был неплохим рассказчиком. Почти каждый день к моему соседу приезжали на такси молодые парни с девчатами и устраивали пикник у источника: накрывали стол, жарили шашлыки, в роднике остужали напитки. Такси, оплаченное на весь день, ожидало у ворот.
— Питерский, иди к нам! — нередко приглашали они.
Не трудно заметить, что при мне менялась тема разговора, и я быстро находил повод покинуть их компанию. Однажды в келье сосед переодевался, и я случайно увидел его наколки — «звёзды на предплечьях»
Слышал (но не видел), что у некоторых монахов в келье есть телефон, телевизор, компьютер, Интернет и даже – свой легковой автотранспорт. Современное монашество – тема особая.
На юге молодых монахов отпускают к престарелым родителям помочь во время посевной и сбора урожая.
Подселили в келью парня лет двадцати. Его атлетическую фигуру удачно подчёркивали дорогая кожаная куртка и спортивный импортный костюм. Массивную золотую цепь он носил не на виду, а скрывал. Как-то в монастырь приехал полицейский УАЗик – паспортный контроль. При виде полиции, парень дёрнулся и быстро ушёл за развалины старой колокольни.
— Гости уехали — успокоил я его.
— Дай сигарету.
— Ты же не куришь? Или, сегодня – не грех!?
Покурили-поболтали…
Стал Парень усиленно читать духовную литературу, поступил в духовную семинарию, закончил, женился и стал священником.
Идём с соседом в храм на вечернюю молитву. У него позвонил мобильник. Отойдя от меня, он стал резко отдавать кому-то команды.
— Не рассказывай мне больше, что ты на макаронной фабрике стоишь у конвейера — улыбнулся я.
— Расколол.
— А что значит допрос 3-й и 4-й степени – на какие сутки очнётся?!
— Я здесь, чтобы хоть на время забыть о работе..
С иноком выяснил — мы на соседних улицах жили в Питере и учились в одной школе! Спросил он о других монастырях. Рассказываю про Александровскую Слободу (Владимирская область): о колокольне, с которой мужик на самодельных крыльях спустился, и Иван Грозный его за это на бочку с порохом посадил. Про знаменитую библиотеку и как Ивану Грозному представили 2200 послушниц-невест. Царь указал на Марфу Собакину!
Утром инок мне рассказал про свой сон: сидит он на троне вместо Ивана Грозного, а вокруг него — 2200 послушниц!
Приходилось ли быть очевидцем чего-то необычного, мистического? Одним словом – чуда!?
Пасха. Старый вечерний Иерусалим. По улице Via Dolarosa в красивых рыцарских костюмах Крестный Ход у католиков. Звучат барабаны, трубы, волынки. По краям шествия с факелами взрослые, а в середине – дети. Люди протягивают руки в огонь факелов – а огонь не обжигает!
В Свято-Успенском Гербовецком монастыре хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Каждый год по Молдове с этой иконой совершается Крестный Ход. Монастырь трижды был разорён и сожжён, но каждый раз монахи находили св. икону в пепле неповрежденной.
В монастырской пекарне работала молодая яркая жительница из соседнего села. Решил ей помочь – принести вёдра с водой из колодца. Нагнулся над ведром, как вдруг — цепочка с крестиком зацепилась, оборвалась и — упала в колодец! Рассказал в келье, как обронил в колодец крестик. А монах прокомментировал:
— Предостережение Господне! Что-то Ему в тебе не понравилось!
Пришли в монастырь два брата. Старший — врач, кандидат наук, а младший: забросил школу, связался с плохой компанией, состоял на учёте в полиции. Дали нам троим послушание: построить сарай для сена. Через несколько дней младшего, как подменили: стал скандальным, буйным, раздражительным — невозможно вместе работать!
— Смирись! Ему сегодня вечером причащаться — вот что Сатана делает с человеком перед причастием! Завтра мой брат станет другим.
Всё так и произошло!
В подвале монастыря в Херсонской области фашисты расстреляли монашескую братию, и вот уже много лет при покраске стен проступают тёмные силуэты убиенных монахов.
Добираясь до отдалённой обители, окружённой непроходимыми болотами, я долго блуждал по лесу, накрутив лишних километров пятнадцать! К стенам монастыря подошёл далеко за полночь
— Сатана тебя водил — услышал позже.
Ремнём сумки через плечо и кроссовками натёр мозоли, и стал пристанищем для лесного клеща. Утром мне дали послушание: очищать от коры горбыль (была своя пилорама) и обшивать ими сарай для сена на тридцать коров. После нелёгкого, с непривычки, трудового дня вечером окунулся в воды святого источника — исчезла усталость, прошла боль от клеща, забыл о мозолях!
— Здесь твой монастырь! — сказал я себе.

Келья

Ке́лья (от греч. κέλλα, κέλλη, κελλίον, лат. cella, cellula) – жилое помещение в монастыре. Обычно келья представляет комнатку, где монах живет и предается молитве. В уставы православных монастырей входят специальные положения: «О келейном пребывании», «О внешних посетителях и взаимном посещении келий».

Келья старца Иоанна Крестьянкина

Пребывание в кельи должно приносить монаху духовную пользу. Келья – место исполнения келейного молитвенного правила, чтения душеполезных книг и выписывания из них важнейших назидательных мыслей.

Следуя монастырским уставам, «любимой настольной книгой инока должна быть Святая Библия с толкованиями на нее».
(Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря. Глава 8. О келейном пребывании).

Среди духовно-нравственной литературы к келейному чтению уставы православных монастырей обычно рекомендуют следующие подвижнические писания: «Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Варсонофия Великого, Афонский Патерик, Симеона Нового Богослова, Аввы Исаии, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, труды епископа Феофана Затворника, епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Петра, пять томов Добротолюбия, Древний Патерик, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, житие и наставления преподобного Александра Свирского Чудотворца, житие и наставления Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Паисия Величковского и другие духовно нравственные сочинения»
(Из Устава Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря IX. О келейном пребывании).

В келье монах исполняет занятия, порученные настоятелем или кем-либо из начальства, в виде послушаний. Келья служит местом рукоделия в пользу обители. Принятие в келиях внешних посетителей допускается лишь по благословению монастырского начальства. Лица женского пола не допускаются к пребыванию в келиях мужских монастырей, а лица мужского пола в келиях женских монастырей.

См. МОНАСТЫРЬ, МОНАШЕСТВО

КЕЛЬЯ

Калинина Л., 7 кл.

МОУ «СОШ № 34 с УИП»

г.Саратов

Учитель: Стрекалова Н.В.

«Я знал одной лишь думы власть,

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв…»

(М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Литература. 7 класс, с. 126).

Произношение

Ке́лья

Лексическое значение

Религиозное: отдельная комната или отдельное жилище монаха, монахини в монастыре

Переносное: небольшая комната одинокого человека

Этимология

По монастырским уставам большинству русских монастырей разрешалось строительство собственной кельи каждому монаху или монахине. Вследствие этого монахи из богатых семей обладали комфортабельными, просторными кельями. В русских монастырях келья, как правило, представляет собой комнатку на одного-двух монахов с минимальным внутренним убранством: столом, стулом, кроватью или жестким топчаном. Очень часто в монастырских кельях встречается полка для книг, а также индивидуальный иконостас, состоящий из бумажных иконочек. Монастырская традиция предполагает, что все время, которое монах не занят на послушаниях или монастырских службах, он проводит в своей келье за молитвой, рукоделием и чтением духовных книг. Согласно уставу монастыря, в братский корпус вообще, и в келью в частности, не рекомендуется заходить посторонним людям, а лицам противоположного пола — запрещено категорически (исключение делается разве что для родственников, и то только в самых крайних случаях.

Синонимы: Затвор, келейка, комната, скит

Антонимы: Нет

Гиперонимы: Комната, помещение; жильё, жилище

Однокоренные слова:

В дальнейшем мы это слово встретим в 8 классе при изучении драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов» и в 9 классе, читая роман Пушкина «Евгений Онегин».

1. У Пушкина слово «келья» в поэме «Евгений Онегин» употребляется в переносном значении и означает тесные пчелиные соты:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Гл.VII)

2. В драме Пушкина «Борис Годунов» часть действия происходит в келье Чудова монастыря:

Монах Пимен

Я видел здесь — вот в этой самой келье

(В ней жил тогда Кирилл многострадальный,

Муж праведный. Тогда уж и меня

Сподобил бог уразуметь ничтожность

Мирских сует), здесь видел я царя,

Усталого от гневных дум и казней.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх