Помост

Вопросы веры

Киево печерской лавре

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в черте Киевской епархии, один из важнейших, древнейших, крупнейших, и знаменитейших монастырей на Руси

На протяжении столетий главное достопримечательностью Киево-Печерской Лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества.

Впервые пещеры Лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (начало XII века).

Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в церкви Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату – 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

Киево-Печерская лавра

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (+ 1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной – до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже – замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты — костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую Церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. – преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится главной отечественной святыней – русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах – церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних – Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних – во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних – преподобного Феодосия Печерского (нач. XVIII в.).

На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. – наместником Киево-Печерской Лавры (+ 1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская Лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская Лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. Первая Божественная литургия после длительного перерыва была отслужена 25 июня 1988 года .

Статистика

  • XVII в. — до семи тысяч монахов
  • 2009 — ок. 100 монахов, ок. 50 послушников
  • 2013 — 180 монахов и послушников
  • 2018 — 220 монахов

Великая церковь Киево-Печерской лавры. Живопись, В. П. Верещагин, 1905 г. Гос. Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Храмы Киево-Печерской Лавры

До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние Пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.

На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении – в Дальние. Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.

На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти, и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого.

Великая Печерская Церковь (Успенский собор)

Главный храм Киево-Печерской Лавры – Великая Печерская Церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры раньше всегда хранились в Великой Церкви.

К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами.

Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, — это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.

Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в 1696-1698 гг. иждивением Ивана Мазепы.

Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, — ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь Преподобный Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь). Сохранившаяся доныне церковь Преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893-1895 гг.

Иконостас Трапезной церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.

Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в 1731-1745 гг.

С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) (1596-1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры.

К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами.

Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.

Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759 – 1763 гг. Степаном Ковниром. Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).

Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры с юго-востока. Фото 2009 г.

Крестовоздвиженская церковь не перестаивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. В 1749 г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х годах. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.

Церковь во имя всех преподобных Печерских — второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание было построено в 1839 году в качестве братских келий. В 1872 году на втором этаже была устроена и освящена церковь в всех преподобных отцов Киево-Печерских. С освящением церкви во вторую Неделю Великого поста того года связано и установление празднования Cобора всех Киево-Печерских преподобных именно в этот день . Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, от которой спускается лестница, далее мощенная дорожка ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни.

У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», окруженный со всех сторон крепостной стеной. В 1914 — 1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.

Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника гетмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии. На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.

Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754 – 1761 гг. по типу надвратных Степаном Ковниром. Высота колокольни 41 м.

Аннозачатиевская церковь Киево-Печерской лавры. Фото 2013 г.

Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества — Богородичного храма. Этот каменный храм в 1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.

Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы. На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике 1661 г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного.

Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия митрополита Киевского и всея Украины.

С XVII в., где преподобный Феодосий в 1056 г. устроил богадельный дом, началась застройка странноприимного двора – целого комплекса гостиниц для паломников. Странноприимный дом расположенный на холме над Ближними и Дальними пещерами, занимает четвертую часть территории монастыря.

См. также Ближние пещеры, Дальние пещеры.

Карта-схема Киево-Печерской лавры

Карта-схема Лавры

  1. Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры
  2. Крепостные стены
  3. Башня Ивана Кущника
  4. Часовая (Южная) башня
  5. Онуфриевская башня
  6. Малярная башня
  7. Никольский больничный храм
  8. Бывшие больничные покои Никольского монастыря
  9. Бывшие келии соборных старцев
  10. Бывшая иконописная мастерская Лавры
  11. Большая Лаврская колокольня
  12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
  13. Бывший экономический корпус
  14. Церковь Всех Святых. Экономические ворота
  15. Церковь Спаса на Берестове
  16. Ковнировский корпус (здание бывших просфорни и пекарни)
  17. Бывшая типография
  18. Бывший дом наместника Лавры
  19. Фонтан, бывший колодец
  20. Здание бывших митрополичьих покоев с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
  21. Бывшая трапезная палата
  22. Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
  23. Южные ворота
  24. Крестовоздвиженская церковь Церковь во имя всех преподобных отцов Печерских. Склад-магазин Киево-Печерской Лавры
  25. Вход в Ближние пещеры
  26. Колокольня на Ближних пещерах
  27. Дебоскетовская (опорная) стена
  28. Аннозачатиевская церковь
  29. Церковные лавки
  30. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  31. Колокольня на Дальних пещерах
  32. Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины
  33. Галерея Ближних пещер
  34. Галерея Дальних пещер
  35. Церковь Воскресения Христова
  36. Липа преподобного Феодосия
  37. Конференц-зал, 45-й корпус
  38. Хозяйственные ворота
  39. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
  40. Киевская Духовная Академия и Семинария
  41. Гостиница для священников
  42. Гостиница для паломников
  43. Часовня над источником преподобного Антония
  44. Часовня над источником преподобного Феодосия
  45. Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры, 39-й корпус
  46. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

Настоятели и наместники

Видео

Документальный фильм режиссера Леонтенко О., 2006. Рассказ об истории обители, архитектуре и внутреннем убранстве всех храмов Киево-Печерской Лавры, о подвигах Преподобных Печерских, о сегодняшнем дне монастыря.

Использованные материалы

«Лавра отметила 25 лет со дня возрождения,»

Ахмедова, Марина, «Киево-Печерская лавра: Цветок, доросший до небес,» Русский репортёр, 15 октября 2009,

«Митрополит Павел (Лебедь): Рассказывать о нашей благотворительности – значит стать фарисеем,» портал Православие и мир, 28 мая 2013,

«»Умовою для об’єднання повинні бути любов до Церкви, смиренність і виключення особистих інтересів» — бесіда з екзархом Єрусалимської Церкви (рос)», официальный сайт синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, 30 июля 2018,

Согласно сообщению о. Спиридона (Письменного) переданного пользователем «Древа» диаконом Александром Васильевым 3 мая 2019 г., .

Д. Б. Кочетов, С. Г. Яковенко КПЛ Начало XVI в.- 1786 г., «Православная Энциклопедия» Т. 33, С. 8-83, от 24 мая 2018 г.,

Некролог. Киевские епархиальные ведомости, 1879, № 7 неофиц. отд., с. 7-8.

Некролог. Киевские епархиальные ведомости, 1893, № 5 неоф. отд., с. 138-139.

БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века_»,

Хранительница благочестия

Киево-Печерская Лавра во все времена была хранительницей высокого монашеского духа и православного благочестия. И именно Лавра стоит у истоков русского монашества. О прошлом и настоящем прославленной обители, о столетиях процветания и тяжких десятилетиях гонений безбожников, о святых, подвижниках и просветителях, связанных с Лаврой, рассказывает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Церкви.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Фото: Дмитрий Богачук

– Выше Высокопреосвященство, кем и когда была основана Лавра?

– Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году при киевском князе Ярославе Мудром. Основой его явилась пещера неподалеку от села Берестова, которая была выкопана митрополитом Иларионом и впоследствии стала прибежищем преподобного Антония. До этого святой Антоний несколько лет подвизался на Афоне, где и принял монашеский постриг. Вернувшись по благословению духовника на Русь, он пришел в Киев, и скоро слава о его молитвенных подвигах стала широко известна. Со временем вокруг Антония начали собираться ученики. Когда количество братии достигло двенадцати, Антоний поставил им игуменом Варлаама, а сам в 1062 году переселился на соседний холм, где выкопал пещеру. Так возникли пещеры, получившие название Ближних и Дальних. После перевода преподобного Варлаама настоятелем в Свято-Дмитриевский монастырь Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия. К этому времени в монастыре было уже около ста монахов.

Богоматерь с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Фрагмент Свенской Печерской иконы

По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х годов XI века центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 году, а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 году.

Игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) – Какое влияние оказал Афон на преемственность традиций афонского монашеского делания?

– Несомненно, существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном».

– В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря.

– Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности.

Прп. Нестор Летописец Киево-Печерская Лавра, живой свидетель священной истории нашего Отечества, стала основательницей отечественной исторической науки и учредительницей школ. Первым известным летописцем Руси был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Здесь воспитался и трудился первый русский историк Нестор Летописец – автор Печерской летописи и «Повести временных лет». В ХІІІ веке в Лавре был создан первый свод житий русских святых – Киево-Печерский патерик.

Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы.

– После разорения Киева Батыем в 1240 году в жизни Православной Церкви на Юго-Западе Руси наступили нелегкие времена. Как тогда совершали свое служение насельники обители?

– История Киево-Печерского монастыря была частью истории государства. Бедствия и смуты не обходили стороной тихую обитель, всегда отвечавшую на них миссией миротворчества и милосердия. Начиная с 40-х годов ХІІІ века и до начала XV века Печерская обитель вместе с народом претерпела множество бедствий от татаро-монгольских набегов. Не раз подвергавшийся разорению при вражеских набегах, монастырь был обнесен еще в XII веке оборонительными стенами, которые, впрочем, не спасли его от опустошения в 1240 году, когда Киев был взят Батыем. Монголо-татары разрушили монастырскую каменную ограду, ограбили и повредили Великую Успенскую Церковь. Но в это трудное время печерские иноки не покинули свою обитель. А те, которые вынуждены были оставить монастырь, Промыслом Божиим устраивали обители в других уголках Руси. Так возникли Почаевская и Святогорская лавры и некоторые другие монастыри.

Сведения о монастыре, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями. Монахи Печерского монастыря в тяжелые годины несли посильную помощь жителям Киева, кормили голодных из запасов обители, принимали обездоленных, лечили больных, оказывали заботу всем нуждающимся.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

– Какова была роль Лавры в «обороне» западных рубежей русского Православия?

– В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.

В конце XVI – начале XVII веков монастырь пребывал центром противостояния между католической унией и Православной Церковью, в итоге его отстоявшей. Некоторые насельники Печерской обители бежали от притеснений католиков и основывали новые обители. Например, Стефан Махрищский бежал в Москву, впоследствии основал Стефано-Махрищский, Авнежский монастыри.

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 году. Вокруг нее группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них – архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Памва (Берында), Захария (Копыстенский), Иов (Борецкий), Петр (Могила), Афанасий (Кальнофойский), Иннокентий (Гизель) и многие другие. С именем Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов» (1616–1617). До середины XVIII века лаврская типография практически не имела конкурентов.

Великая церковь Киево-Печерской лавры, Верещагин В.П. Важное место в истории монастыря данного периода занимает архимандрит, а впоследствии Киевский митрополит Петр (Могила). Одной из главных сфер его деятельности была забота об образовании. В 1631 году святитель основал в Киево-Печерской Лавре гимназион, в котором наряду с богословием изучались и светские предметы: грамматика, риторика, геометрия, арифметика и многие другие. В 1632 году, для подготовки православного духовенства и светской элиты в Украине, гимназион был объединен с Братской школой на Подоле. Было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянский коллегиум, который впоследствии был преобразован в Киевскую духовную академию.

После заключения Переяславского договора Лавре были даны жалованные грамоты, средства, земли и имения

– Как изменилась жизнь Лавры после перехода под покровительство московских государей?

– После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688–1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители.

Старая открытка с видом на Киево-Печерскую Лавру

– Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре?

– Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

– Расскажите, пожалуйста, о периоде советского разорения. Какова была судьба Лавры в безбожные времена? Когда началось ее возрождение после богоборческого периода?

– За свое почти тысячелетнее существование Печерская обитель пережила не одно гонение, но ни одно из них по тяжести нельзя сравнить с гонениями воинствующих безбожников – советской власти. Вместе с преследованиями за веру на Лавру обрушились голод, тиф и разорение, после чего последовала и ликвидация монастыря. Убийство монахов и священнослужителей в те страшные времена стало почти обыденностью. В 1924 году в своей келье был убит архимандрит Николай (Дробязгин). Без суда и следствия были расстреляны некоторые монахи Лавры и ее скитов. Вскоре многие из числа братии были арестованы и сосланы. Был инсценирован большой процесс епископа Алексия (Готовцева). Одним из самых трагических событий лаврской жизни стало убийство митрополита Владимира (Богоявленского).

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

В начале 1920-х годов благодаря энтузиазму представителей творческой интеллигенции был организован Музей культов и быта для предотвращения уничтожения духовных и художественных ценностей обители. В годы воинствующего атеизма в Лавре был создан музейный городок и открыт ряд музеев и выставок. В 1926 году Киево-Печерская Лавра была признана историко-культурным государственным заповедником. Однако в начале 1930 года монастырь был закрыт. В том же году были закрыты Владимирский и Софийский соборы, которые стали филиалами заповедника. Во время Второй мировой войны немцы начали грабить и вывозить в Германию ценнейшие музейные сокровища, в том числе из коллекции Киево-Печерского заповедника. 3 ноября 1941 года был взорван Успенский собор.

Возрождение монастыря началось в конце 1980-х годов. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 году была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом – три мироточивые главы начали источать миро.

На сегодняшний день монастырь расположился на нижней территории Лавры, и мы надеемся, государство будет и в дальнейшем способствовать возвращению святыни ее исконному владельцу.

Трапезная церковь

– Какое повествование из Киево-Печерского патерика является Вашим любимым? Происходят ли чудеса в Лавре в наше время?

– Сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников, несомненно, является кладезем, духовной сокровищницей для каждого православного христианина. Это назидательное чтение еще в юности произвело на меня неизгладимое впечатление и поныне является настольной книгой. Трудно выделить какой-то отдельный сюжет. Все личности духоносных старцев Киево-Печерских, чудеса и события их жизни являются одинаково назидательными и интересными. Помню, как меня поразило чудо преподобного Алипия иконописца, который исцелил прокаженного, замазав его раны красками, которыми писал иконы.

И по сей день в Лавре происходят чудеса

И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации. Но важно помнить, что чудеса не совершаются автоматически. Главное – искренняя молитва и крепкая вера, с которыми человек приходит к святыне.

Мироточивые главы неизвестных Святых

– Кто из святых, прославленных Русской Православной Церковью, учился или преподавал в Киевской духовной академии?

– Среди выпускников Киевской духовной академии такие выдающиеся святители, как Димитрий Ростовский (Туптало), Феодосий Черниговский (Углицкий), Павел и Филофей Тобольские, Иннокентий Херсонский (Борисов). Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) по окончании обучения был пострижен в мантию в Киево-Братском монастыре и принят в число преподавателей академии. Также здесь учились святитель Феофан Затворник (Говоров), преподобный Паисий Величковский и священномученик Владимир (Богоявленский). Собор святых КДА включает в себя 48 имен, более половины из которых – это новомученики и исповедники ХХ века.

Киево-Печерская Лавра считается самым популярным объектом Киева, и это доказывают многочисленные фото. Достопримечательность удивляет своей древней историей и артефактами, чудотворными святынями и различными легендами.

Где находится Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская Лавра (фото показывает месторасположение объекта) находится в центральном районе столицы Украины г. Киеве на правом, крутом берегу Днепра. Все монастырское пространство занимает площадь в 30 га.

Храмовой комплекс раскинулся на 2-х живописных холмах, которые разделены спускающейся к реке глубокой ложбиной. Это первая обитель на территории Киевской Руси, почти все древние храмы сохранились здесь в первозданном виде.

История

Основные исторические вехи Киево-Печерской обители:

Дата Событие
начало XI ст. священнослужитель Илларион на возвышенности вырыл пещеру для молитв
1051 г. Антоний и Феодосий основали Печерский монастырь и дальний туннель
1062 г. учреждение Ближних пещер, иноки переселились в кельи над землей, назначение игуменом Варлаама
1073 г. построили Успенский собор, кончина Антония
1074 г. почил о Господе старец Феодосий, захоронение его в отдаленных пещерах
1091 г. перемещение останков Феодосия в главный Успенский храм
1096 г. на святилище напали половцы
1106 г. постройка надвратной Троицкой часовни
1108 г. канонизировали Феодосия, сооружена каменная братская трапезная
1159 вероятность присуждения обители звания «Лавра»
1151,1169,1171,1203,1240 гг. разграбление и разорения святого места разными войсками
с 1223 по 1233 гг. написание «Киево-Печерского патерика»
1470 г. восстановление монастырских строений после неоднократных нападений
1481 г. статус Лавры подтвержден патриархом Константинопольским
1561 г. на средства князя К. Острожского восстановлен Успенский собор
1579 г. сооружение и установка монумента К. Острожскому
с 1596 по 1615 гг. поползновения папы Римского и польского владыки подчинить Лавру униатам
1614 г. архимандрит Елисей основал в святом месте собственную типографию
1616 г. печатание первого фолианта под названием «Часослов»
1631 г. открытие высшего учебного заведения и объединение его с братским училищем
1643 г. митрополит П. Могила канонизировал 69 лаврских Святых
1674 г. сооружение деревянной колокольни
1679 г. появление Аннозачатиевской часовни
1688 г. сохранение за Печерской обителью звания «Лавра» и подчиненность его Московскому Патриархату
С 1691 по 1700 гг. строительство храмов: Варлаамского, Рождества Богородицы, Феодосия, Всех Святых, Воскресения Господня, Крестовоздвиженского, возведение крепостного ограждения
1718 г. огнем уничтожены некоторые строения и библиотека
1721 г. создание Святого Синода и переподчинение ему лаврских площадей
с 1722 по 1763 гг. воссоздание Успенского собора, возведение 2-х колоколен, появление мастерской иконописи
1786 г. монастырь подчинили митрополиту Киевскому
с 1841 по 1845 гг. возведение крепостного ограждения и братской больницы в нижней зоне Лавры
1893-1895 гг. постройка Трапезной палаты и возле нее церкви
1894-1901 гг. под управлением В. Верещагина расписан Успенский собор
1919 г. на монастырских землях создана рабочая ремесленная и с/х община
1919-1912 гг. советское правление конфисковало ценные церковные реликвии
1923 г. в Лаврских владениях открыли музейное учреждение «Быта и культа»
1926 г. основание «Всеукраинского экспозиционного поселения»
1930 г. монахов выселили из обители
1941 г. подорвали Успенский собор
1942 г. в нижней Лаврской части возобновили монастырь
1943 г. фашисты разграбили монастырские сокровища
1944 г. вновь начал функционировать музейный заповедник
1961 г. обитель в нижней зоне Лавры закрыли
1988-1990 гг. церкви передали пещерные комплексы и наземные постройки, начал снова работать монастырь и была основана Духовная семинария. Достопримечательность внесли в перечень ЮНЕСКО
1995 г. возрождена типография
2000 г. восстановлен Успенский собор
2001 г. праздник по случаю 950-летнего юбилея обители.

Как добраться

К Лавре можно добраться следующими способами:

  1. Со ст. метро «Арсенальная» выйти через единственный выход, после чего спуститься в подземный переход и идти прямо до конца, затем повернуть направо и подняться наверх. Сесть на автобус № 24 или маршрутку № 406,470 и 520, ехать 5 мин. до остановки Лавра. Если указанный транспорт отсутствует, то лучше идти пешком. От этой же станции метрополитена можно дойти до места пешком. Выйдя из подземки необходимо повернуть налево, и идти по прямой дороге. На пл. Славы следует зайти в подземный переход и двигаться по нему и дальше все время прямо. Там, где начинается вход с древними фресками, это и есть Лавра.
  2. От пл. Европейской курсирует автобус № 24. Выходить требуется на ул. И. Мазепы.
  3. От ст. м. Выдубычи ходит троллейбус № 38.
  4. От ст. м. Дорогожичи проложен путь маршрутного такси № 406.
  5. С Центрального вокзала, а также от ост. м. «Печерская» и «Др. Народов» курсирует маршрутка № 470 и 520.

Церкви и храмы Киево-Печерской Лавры

Киево-Печерская Лавра (фото представляет архитектуру зданий) располагает большим количеством зданий для богослужений. В верхней Лаврской части возвышается Успенский собор, основанный по указанию Антония и Федосия в 1072 г. Строение неоднократно рушили и затем вновь восстанавливали.

Рядом находится Трапезная церковь, освященная в честь основателей Печерских. Все составляющие зоны обители разделены между собой каменными стенами, а также соединяются переходами и воротами. В целом все архитектурные элементы дополняют один другого и формируют пересекающийся ансамбль.

На площадях историко-культурного национального заповедника ведут 4 ворот, двое из которых отмечены такими постройками:

  1. Западный проход, с Троицкой надвратной часовней;
  2. Северные или Экономические с церковью Всех святых.

    Святые ворота Киево-Печерской лавры

Центральный лаврский вход именуют Святыми вратами. Сверху над ними размещается самая древняя из сохранившихся церковь «Живоначальный источник», датирована XII ст. На северо-запад от центрального собора стоят покои Никольского лечебного монастыря с храмом, освященным во имя Св. Николая.

Если выходить из обители через Экономические врата, и пройтись немного на север, посетители смогут наблюдать церковь, именуемую Спас на Берестове. Данные объект считается одним из самых ценных элементов архитектурного комплекса. Часовня Благовещения Пречистой Богородицы стоит восточной стеной к Трапезной палате, а противоположная ее сторона примыкает к зданию настоятелей.

Возле Ближних пещер по направлению к холму под совместной крышей прислонились один к другому 2 храма: Крестовоздвиженский и Теплый (или Преподобных Печерских святых). При выходе из Лавры к реке расположилась церковь во имя образа Богородицы «Живоносный источник», которую обступает крепостное заграждение.

Пройдясь по галереи к дальним пещерам можно наблюдать размещенный на холме молельный дом, выполненный в стилистике украинского традиционного барокко. Ее освятили во имя Рождества Матери Божией. Северо-восточнее святилища находится Аннозачатьевский храм, сооруженный во второй половине XVII ст.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Камчатка на карте России. Чем уникален полуостров, интересные факты, география.

Пещеры Киево-Печерской Лавры

Пещеры располагаются в нижней части монастырской территории. Они представляют собой рукотворные подземные ходы в виде протяженного туннеля с кельями, где раньше обитали монахи. Созданы естественные пути под землей около 1000 лет назад.

В Киево-Печерской Лавре имеется 2 пещерные ансамбли:

  1. Ближние (Антониевы) пещеры залегают на глубине 10-15 м, а их протяженность составляет 383 м. Церкви рукотворного подземелья размещены в его юго-восточной части. В 48 деревянных киотах, которые снабжены табличками с образами и иконами покоятся мощи 73 святых угодников. Необретенные останки Антония находятся под спудом. Основная часть икон датирована XIX ст. На тела в раках одеты облачения. В некоторых из них видны кисти рук, подтверждающие нетление. Здесь находятся мощи Н. Летописца, П. Столыпина, Ильи Муромца, Никона и Агапита Печерских.
  2. Дальние (Феодосиевы) пещеры вырыты на глубине 15-20 м, и простираются на 293 м. Здесь нашли свое пристанище 49 святых, среди которых Феодосий и Тит Печерские, И. Многоболезненный, Е. Полоцкая.

Туннели названы так из-за своего месторасположения, которое определяется относительно Успенского собора. При входе в пещерный комплекс желательно купить свечу, чтобы освещать дорогу, хотя благодаря хорошему освещению внутри подземелья светло, и можно обойтись без лампадки.

Фотографировать и проводить видеосъемку в лабиринте не разрешается.

Интересно, что в советский период власти превратили монастырь в музей, мироточивые главы перестали источать миро, но когда обитель снова начала функционировать, святыни опять начали мироточить. Общая протяженность пещерных ходов огромна.

Подземелья Лавры делят на несколько видов:

  • жилища подвижников;
  • захоронения иноков и паломнические маршруты;
  • потайные пути под окружающими обитель крепостными постройками;
  • хозяйственные погреба, вмещающие большое число этажей и камер;
  • коммуникации в виде водоотводных и отопительных русел.

Музей-заповедник

Киево-Печерская Лавра (фото наглядно демонстрирует красоты местности) разделена в нынешнее время на 2 независимые структуры. В верхней зоне объекта размещается Национальный Киево-Печерский заповедник, который состоит из нескольких музеев. Чтобы войти на его территорию, необходимо заплатить определенную сумму, за видео и фотосъемку также потребуют оплату.

Важно запомнить, что в сам монастырь войти можно бесплатно.

Еще в 1926 г. было принято решение создать «Всесоюзный музейный ансамбль».

По решению в него включили следующие объекты:

  • музеи филателии, древностей, строительного оборудования, а также культуры и быта;
  • реставрационная студия;
  • типография Академии наук Украины;
  • церкви и колокольни;
  • пещерные лабиринты;
  • крепостное ограждение;
  • архивный фонд обители;
  • книгохранилища.

В период ВОВ некоторую часть памятников повредили, был взорван Успенский собор. После освобождения Киева заповедник снова начал свою работу. На протяжении последующих десятилетий в нем велись реставрационные и восстановительные работы. В 1990 г. Киево-Печерскую Лавру включили в перечень культурного наследия ЮНЕСКО, а спустя 6 лет заповеднику присвоили значение национального.

В 2000 г. освятили вновь построенный Успенский собор. В настоящее время на заповедной территории сосредоточены 144 постройки, основная часть которых представляет собой исторические и архитектурные памятники. Заповедник подчиняется министерству культуры государства.

Святыни

Киево-Печерская Лавра (фото показывает достопримечательности внутри) имеет множество святынь, среди которых стоит выделить такие объекты:

  • мощи Святых. Самыми почитаемыми считаются останки воина Ильи Муромца, которому молятся об обретении силы, а также Нестора Летописца;
  • икона под названием «Успение Пресвятой Богородицы», которая по преданиям находится здесь со времен основания обители;
  • образ Божией Матери «Всецарица», написана в XVII ст. Она помогает исцелиться от тяжелых заболеваний;
  • икона Богородицы, именуемая «Похвала Печерская», и изображение «Воздвижения честного креста Господня», обе реликвии датированные XVIII ст.;
  • образы С. Николая и влкмч. Пантелеймона с мощами, написанные на святой горе Афон;
  • колокола Большой колокольни, среди которых прославленный Успенский, отлитый в первой половине XVIII ст. русским мастером И. Моториным. Кроме него есть еще 3 набата, изготовленные в XVII ст. Их именуют Вознесенский, Безымянный и Балык;
  • Книги. В музейных фондах заповедника хранится более 70 тыс. ценных исторических экспонатов. В Лавре функционирует Музей книги и украинская историческая библиотека;
  • перст Св. Апостола первомч. архидиакона Стефана в раке из серебра;
  • копия Печерской Свенской иконы, написанной в XIX ст.;
  • образ Киево-Барской матери Божией, обновившейся чудесным образом в 1972 г;
  • лик Богоматери «Живоносный источник», датированный 1913 г;
  • мироточивые главы, одна из которых предположительно принадлежит Св. Клименту Римскому и принесена в монастырь в древние времена;
  • шапка Марка Гробокопателя, весом 4 кг находится в Ближних пещерах. После молебна верующие имеют возможность надеть святыню, она помогает исцелиться от недугов, а также забирает на себя все неприятности и негатив.

Режим работы и правила посещения

Киево-Печерская Лавра работает в следующем режиме:

Название объекта Время работы, часы
Национальная историко-культурная заповедная зона обители 9.00-19.00 без выходных
Центральные кассы 9.00-18.45
Точка продажи экскурсионных билетов 9.00-18.00
Касса экономических и Южных ворот 9.00-18.45
Колокольня Успенского собора 9.00-19.00
Экспозиция музея Лаврской истории 9.00-18.00
Посещение пещер 9.00-16.30
Выставка миниатюр, созданных Н.Сядристым 9.00-19.00 кроме вторника

На пространство нижней части Киево-Печерской Лавры посетители могут попасть бесплатно, а вход в музей-заповедник составляет 20 грн.

На территорию монастыря следует входить в подходящей одежде. Для женщин рекомендуется надевать платья или юбки ниже колен, голову покрыть платком, а мужчинам необходимо быть в брюках (шорты исключить).

Во время посещения пещер желательно надеть кофты или рубашки с длинным рукавом, а представительницам слабого пола нужно смыть косметику. В Лавре запрещено шуметь и слишком громко разговаривать. При входе в музей-заповедник для туристов дресс-кода нет. При посещении Собора женщинам лучше покрыть голову косынкой.

Стоит учесть, что по большим религиозным праздникам в верхнюю Лаврскую зону разрешается входить бесплатно.

Интересные факты

Фотогалерея Киево-Печерской Лавры представляет качественные и подробные снимки.

Помимо внешних красот, достопримечательность располагает такими интересными фактами:

  • кроме нетленных мощей в пещерах покоятся обычные люди (в частности Столыпин);
  • в этой мужской обители проживала одна женщина по имени Дарья, которая выдавала себя за монаха. Об этом узнали только после ее смерти;
  • монастырский комплекс включен в перечень всемирного достояния ЮНЕСКО;
  • Гетман Самойлович оградил объект земляным валом, а П. Мазепа — стеной из камня;
  • в 1616 г. на территории обители функционировала типография, где печаталась богослужебная и полемическая литература. Ее преемник П. Могила основал здесь училище, которое затем соединили с братским учебным заведением. Впоследствии на их базе основали Киево-Могилянскую академию;
  • большая колокольня при постройке была наклонена на 62 см, На тот момент (середина XVIII ст.) она являлась самой высокой башней, ее высота достигала 96 м. Наклон сооружения связан с месторасположением (на оползневом склоне), но ее уклон не увеличивается;
  • Лаврские куранты функционируют около 100 лет без ремонта, хотя их гарантийный срок предусматривает 15 лет.
  • Троицкая надвратная церковь, украшающая главный вход, упоминается в произведении Н. Летописца «Повести временных лет». Эту святыню, а также больницу возводили на средства Н. Святоши, прямого потомка Ярослава Мудрого;
  • Ни один монастырь на планете не имеет такого количества мощей угодников Божьих — 123 объекта;
  • по древнерусским данным, в лаврских пещерах покоятся мощи богатыря Ильи Муромца. Его рост составлял 177 см, а на теле имеются боевые ранения;
  • во время немецкой оккупации украинской столицы в обители функционировал полицейский участок, где фашистами были расстреляны около 500 чел. мирного населения;
  • в 1941 г. немцы взорвали главный собор. Взрыв святилища зафиксирован оккупантами на пленку, и входит в официальную кинохронику;
  • во время реставрационных работ, проводимых в находящемся в Дальних тоннелях подземном храме Рождества Христова, строители случайно обнаружили в сводчатой нише неизвестное захоронение. Кости располагались в неанатомичном виде, что свидетельствует о перезахоронении.

Киево-Печерская Лавра является уникальным монастырским комплексом и ценностью всей христианской общины, что представлено на фото. Сюда приходят местные жители, паломники и обычные туристы разных возрастов.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Киево-Печерской лавре

Семь чудес Украины. Киево-Печерская лавра:

Тайны пещер киево-печерской лавры ч. 2

ч.2
Лаврские пещеры как архитектурная памятка украинской истории
( эта часть имеет 16 фотографий их можно посмотреть тут:http://h.ua/story/430723/
В этой части мы с вами уважаемый читатель по возможности отойдем от политики и церковной истории и всех связанных с ними «перипетий» в истории киевских лаврских пещер и попытаемся изучить пещерные комплексы как одно целое архитектурное сооружение.
Но вначале обратимся к планам пещер.
Как давним, так и современным. Изучение этих планов тоже поможет нам при разборе вопроса о пещерах как уникальном архитектурном сооружении.
Начнем с «Ближних пещер».
И если мы посмотрим на планы «Ближних пещер» за 1661,1674 и 1638 года, то мы увидим, что локализация погребений четко делит их на четыре части, которым мы и присвоим условные номера А, B, С, D.
А затем, когда мы обратим внимание на те захоронения дата которых нам известна, то оказывается, что самые ранние погребения приходятся на сектор B.
Тут нет келий, а имеются одни ЛОКУЛЫ. То есть тут никто не жил и этот сектор был специально выкопан для создания подземного кладбища!
В то же время сектор С ученными признан наиболее древней частью подземного монастыря. В нем имеется большое количество жилых келий и одна большая (общая) келья, использовавшаяся в качестве ТРАПЕЗНОЙ.
Так же в этом секторе имеются две подземные церкви: Введение Богородицы во Храм и Святого Антония Печерского.
Собственно, самих подземных захоронений в секторе С немного, но зато тут похоронены «знатные монахи»: врач Агапит (3104) врач Дамиан (№70) художники Алипий (№110) и Григорий (331), а так же знаменитый Нестор Летописец (), Никон Великий (№105), двенадцать греков строителей () и несколько монахов-затворников.
Так же тут похоронены монахи великомученики: Кукша (390),Евстратий (№89) и Никон Сухой (№106).
Все эти погребения археологи датировали концом XI- началом XIII веков.
Но сказав выше «несколько монахов затворников» я немного отошел от истины. Ибо тут имеется одна как бы «подземная галерея, где упокоились исключительно монахи-затворники.
В связи с чем я на этом моменте остановлюсь подробнее.
Итак, есть один уникальный коридор с именами монахов, ушедших в затвор.
«Это по принятой церковной практике монашеских подвигов означало замуровывание в пещерах заживо». И это делалось исключительно по воле самого монаха решившего пойти на такой радикальный путь спасения от земной грешной жизни!
И у руководителей Киево-Печерской Лавры прошлых времен было припасено вот такое оправдание этим действиям:
«Господь дал человеку свободную волю и его никто не может ограничивать.
Инок мог выходить, просто мог уединиться, жить своей духовной жизнью и только после смерти его замуровывали на месте затворничества.
Для затвора нужен был большой духовный опыт и благословение священноначалия, так как в затворе нападение дьявольское намного сильнее, чем когда монах живет среди братии.
Если в миру дьявол чаще всего нападает на человека через физические проявления (ситуации, болезни), то в затворе — через помыслы.
Были два неудачных ухода в затвор — с преподобными Никитой и Исаакием, которые решили самостоятельно уйти, без благословения старших священников.
Вот дьявол и уловил их по их гордости.
Никиту бесы уговорили читать Ветхий завет, без Евангелия, и убедили, что он настолько угодил Господу, что молиться ему больше не нужно.
Тем более, что Никита знал Ветхий Завет наизусть!
Когда братия увидела, что Никита в беде («в прельщении»), стали за него молиться.
В итоге, когда бесы отступили от затворника, он не мог вспомнить ни строчки из Библии.
А вот Исаакию бесы явились в виде ангелов, показали мнимого Христа и велели ему поклониться.
Забыв перекреститься, затворник поклонился, после чего келью наполнили бесы и заставили его танцевать перед мнимым Христом под тимпаны и бубны.
Затворника вытащили из кельи еле живого, после чего он три года лежал недвижимый». «Выздоровев, Исаакию и Никите священники «прописали» прохождение «духовных прелестей» — послушания самой тяжелой и грязной работы до упада, чтобы смирить помыслы, в данном случае гордыню.
Никита, пройдя через покаяние и тяжелые работы, настолько вырос во Христе, что стал епископом Новгородским. Погребен в Дальних пещерах, а Исаакий — в Ближних».
И как сам видит читатель, что ЗАТВОР дело не простое и не все могли на это пойти, а пойдя выдержать испытание!
Потрясающий рассказ о лаврских пещерах оставил в своих «Записках» Николай Мотовилов, «служка Божией Матери и преподобного Серафима Саровского».
Он рассказал, как ездил на поклонение мощам в Киев и в ночь с 8 на 9 февраля 1835 года сподобился переночевать в келье преподобного Феодосия по разрешению митрополита.
Ибо «много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых разрешений».
Всю ночь до утра паломник не смыкал глаз в пещере и потом вспоминал:
«Чувства, испытанные мною, тут были следующие: кроме необыкновенной тишины внутри и явно, и чувственно с головы до ног осенившей и препоясавшей меня благодати Всесвятого Духа Божиего, все стало ходить во мне, то рассыпая, то сбирая во мне всю кровь, то гоня ее из головы в ноги и из ног опять в голову».
После Святого причастия в пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы «во мне такое поднялось чиханье, что я не помню, сколько десятков, а может быть, и сто раз пришлось мне чихнуть, и с меня как тяжелая гора свалилась такая тяжесть, и мне стало так легко и весело, что я не могу это никаким словом прилично выразить, ибо все будет слабо».
После этого по молитвам Богородицы, Печерских чудотворцев ему было явлено от Господа откровение «дивное и великое».
Что касается захоронений в секторе А, то археологи установили, что их датировка не возможна, поскольку в этом сектора перезахоронили лиц, ранее умерших и похороненных вне стен монастыря.
По мнению археологов, самым таинственным место в Ближних пещерах есть сектор D.
На картах пещер 17-18 веков значится что тут похоронен киевляне «убиенные Батыем».
Археологи установили, что тут просто сносили тела убитых и слаживали их не погребая в ЛОКУЛЫ. Поэтому галереи этого сектора и «забиты» костями умерших, перемешанных с землей из обвалов пещер.
Дальние пещеры
Изучение истории «Дальних пещер» до сих пор не завершено. Последние археологические исследования были в конце 1990 г. и поэтому у археологов увы нет точного плана этих пещер, как и нет точных данных о числе и местах, замурованных в ЛОКУЛЫ останки монахов монастыря.
И тем не менее археологи установили, что в секторе А находится келья одного из основателей монастыря Феодосия Печерского. Она уже указывается на карте пещер за 1638 год.
В самом секторе А находятся и две подземные церкви: Рождества Христово и Феодосия Печерского.
В секторе D «Дальних пещер» так же имеется подземная церковь Благовещения. И вот ее археологи признают самым первым подземным храмом монастыря.
Археологи так же пришли к выводу что сам сектор D изначально был вкопан как подземное кладбище.
На планах Дальних пещер видно, что к описываем секторам примыкают ещё и две системы ходов. Они образуют сектора F и Е и как бы СОЕДИНЯЮТ Ближние и Дальние пещеры в качестве буферной зоны.
В дальних пещерах есть и сектор C, но он очень мало исследован и есть не на каждом из старинных планов. Но что интересно именно тут располагался правда на день сегодняшний и не функционирующий –подземный колодец.
Теперь зная о том, что и как располагается пещерах, мы изучим вопрос «Как и благодаря чему они были вырыты и почем сохраняются в течении 1000 лет без особых усилий со стороны монахов монастыря?»
И тут оказалось, что ПЕЩЕРЫ не имеют или не имели в своем первичном виде никаких КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, А РОЛЬ КОНСТРУКЦИИ тут выполняет сама ФОРМА подземных сооружений, которые идеально приспособлены для удерживания веса нависающего грунта.
Археологи с помощью привлеченных для консультаций геологов установили, что с самых первых шагов монахам, решившимся на расширения уже имевшихся Варяжских пещер, пришлось решать сложные технические задачи.
Во-первых, нужно было выбрать определенный геологический шар, который лучше всего подходил для выкапывания пещер который не требовал дополнительно укрепления!
И такой шар нашёлся.
Над серо-зеленными песками залегает шар (слой) белых песков толщиной около 13 саженей. (Сажень- Старая русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м)
Причем в верхней части этого шара грунта к песку примешивается белая фаянсовая глина, которая связывает зерна песка в крепкий каолиновый песчаник.
Он очень крепкий, настолько крепкий что вырубленные в нем пещеры Киево-Печерского монастыря отлично выдерживают и суровые испытания прошедших веков и прекрасно сохранились до наших дней.
Так же археологи отметили что очень правильно были выбраны формы и габариты подземных ходов и помещений.
А «мерилом» в этих пропорциях послужили габариты стандартного человеческого тела.
Им были подчинены все размеры, кроме длины галерей.
Высота галереи равнялась среднему человеческому росту, а ширина давала возможность разойтись двум встречном путникам.
Так же глядя составленные планы пещер, археологи пришли к выводу что они есть результат сознательного компромисса между факторами природными: местными особенностями породы, наличием подземных вод и т.п. и функциональным предназначением.
Так же ученные изучая самую древнюю часть пещер — Варяжские пещеры, пришли к выводу о том, что первоначально всё-таки данное сооружение была пристанищем днепровских речных разбойников, но затем в Варяжской пещере (пещерах) поселились другие «собственники».
Которые уже нашли этим помещениям другое применение.
В частности, археологи, обратив внимание на структуру и дину ходовых галерей что она непропорционально большая относительно полезной площади некоторых внутренних помещений является характерным признаком пещерных монастырей!
Поэтому археологи допустили, что Варяжские пещеры — это помещения древнего христианского центра, который со временем был заброшен.
Можно согласится с мнениями других историков, о том, что этот подземный христианский храм использовался для своих нужд ВАРЯГАМИ находившиеся в княжеской дружине киевского князя.
О чем имеется и запись в летописи за 945 г.
» мнози..быша Варязи ХРИСТИАНЕ». И что в самом Киеве у варягов была своя церковь св. Ильи.
Так же в Иокимовской летописи за 971 г. имеется запись, что по указания князя Святослава в Киеве и его окрестностях были разорены и сожжены все христианские храмы. Очевидно тогда и настал конец храмовому комплексу в Варяжских пещерах!
Причем поздние летописцы указывают что это были христиане западного толка-латинские! Ныне католики.
На этом я заканчиваю данную часть. А в следующей мы и займемся изучением конкретных мест захоронений монахов и тех чудес, что связываются в пещеры Киево-Печерской Лавры.
(конец ч.2)

Киевская Русь

I. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции «Патерика», подвизались и погребены в Лавре:

А) Феодосий игумен (мощи почивали в Дальних пещерах; в 1091 г. обретены и перенесены в престольный лаврский храм, где в 1240 г. укрыты под спудом);

Б) Остальные Святые этой группы почивают в Ближних пещерах:

II. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались и погребены в Лавре:

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:

51. Авраамий трудолюбивый
52. Авраамий затв.
53. Алексий затв.
54. Анастасий диакон
55. Анатолий
56. Григорий иконописец
57. Елладий затв.
58. Илия Муромец (воин, прототип героя былин)
59. Исаия чудотворец
60. Иоанн постник
61. Лука эконом
62. Макарий
63. Нектарий
64. Онисим затв.
65. Онуфрий молчаливый
66. Савва
67. Сергий послушливый
68. Сильвестр
69. Сисой затв.
70. Феофан постник
71. Феофил затв.
72. Дионисий, архиеп. Суздальский (1385; постриженник Лавры; мощи либо скрыты, либо встревожены при вражеских нашествиях).

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:

73. Агафон чудотворец
74. Ахила диакон
75. Аммон затв.
76. Анатолий затв.
77. Арсений трудолюбивый
78. Афанасий затв.
79. Вениамин
80. Геронтий канонарх
81. Григорий чудотворец
82. Дионисий затв.
83. Евфимий схимник
84. Владимир Свящснномученик, митрополит Киевский (ум. 1918; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, в 1992 г. обретены и перенесены в Дальние)
85. Захария постник
86. Зинон постник
87. Игнатий архимандрит (ум. XV)
88. Илларион схимник
89. Ипатий врач
90. Иосиф Многоболезненный
91. Кассиан затв.
92. Лаврентий затв.
93. Леонтий канонарх
94. Лонгин вратарь
95. Лукиан мученик (ум. XIII)
96. Макарий диакон
97. Мардарий затв.
98. Мартирий диакон
99. Мартирий затв.
100. Меркурий постник
101. Моисей чудотворец
102. Нестор Некнижный
103. Павел послушливый
104. Паисий
105. Памва затв.
106. Панкратий иеромонах
107. Пафнутий затв.
108. Пимен постник
109. Пиор затв.
110. Руф затв.
111. Силуан схимник
112. Сисой схимник
113. Софроний затв.
114. Тит воин (принял иночество)
115. Феодор молчаливый
116. Феодор, князь Острожский (принял иночество; ум. XV)
117. Филарет Святитель, митрополит Киевский (Амфитеатров; ум. 1857; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах; в 1994 г. обретены и перенесены в Дальние).

ПРЕСТОЛЬНЫЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР (под спудом):

118. Павел Святитель, митрополит Тобольский (ум.1770; выходец из Лавры, окончил в ней свои дни, находясь на покос)
119. Петр Могила Святитель, митрополит Киевский

III. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались в Лавре, но не погребены в ней:

а) 120. Илларион, митрополит Киевский (чтится в числе Печерских Святых как один из основателей Лавры);
б) остальные Святые этой группы — Святители домонгольского времени, бывшие выходцами из Лавры:
121-122. Герман и Никита Новгородские
123-124. Исаия и Леонтий Ростовские
125. Лаврентий Туровский
126. Лука Белгородский
127. Марин Юрьевский
128. Мина Полоцкий
129. Николай Переяславский
130. Стефан Владимирский
131. Феоктист Черниговский.

IV. Не подвизались в Лавре:

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:

132. Иоанн, Первомученик Русский, сын варяга Феодора (убит в 983 г. киевлянами-язычниками)
133. Иулиания, княжна Ольшанская (ум. не позднее 1540 г.; мощи почивали под спудом возле Успенского собора, обретены нетленными в нач. XVII в. и оставлены в указанном храме; при пожаре 1718г. обгорели и перенесены в Ближние пещеры)
134. Меркурий, еп. Смоленский

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:

135. Евфросиния Полоцкая (преставилась в XII в. в Иерусалиме, откуда мощи были перенесены в Киев, в 1910г. — в г. Полоцк; в Лавре оставлен гроб Преподобной с частицей руки)
136. Феофил, архиеп. Новгородский (ум.1485 г.; страдая недугом, ехал к святыням лаврских пещер и преставился в виду Киева на левом берегу Днепра)
137. Младенец, убиенный Иродом за Христа (часть мощей принесена в Лавру в 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном)
138. Климент, еп. Римский (глава принесена в 988 г. из Херсонеса Таврического в Киев и первоначально находилась в Десятинной церкви)

В ДРУГИХ МЕСТАХ:

139. Михаил, митрополит Киевский (современник Св. князя Владимира; мощи почивали в Десятинной церкви, откуда перенесены в Ближние пещеры; с 1730 г. — в Успенском соборе).
140. Владимир, Равноап. князь Киевский (глава обретена Св. Петром Могилой при раскопках руин Десятинной церкви; в конце 30-х гг. ХХ в. вывезена из Успенского собора на обследование в Ленинград и бесследно исчезла)
141. Стефан Архидиакон, Первомученик (указательный перст принесен в Лавру в нач. XVIII в. из Молдавского Нямецкого монастыря Романским архиеп. Пахомием, который жил в Печерской обители на покое)

V. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались в Лавре, но не погребены в ней:

На планах пещер XVII-XIX вв. и в ряде других документов упоминаются еще некоторые Печерские Святые. Их имена не приводятся здесь, т.к. автор этих строк еще продолжает исследование соответствующих источников.

Дата публикации: 31.12.2004

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх