Помост

Вопросы веры

Кирилл и Мария радонежские

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

Кондак 1

Избраннии чудотворцы и велицыи угодницы Господни, обители нашея заступницы и приснии о душах наших молитвенницы, преподобнии схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно:

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся преподобнии Кирилле и Марие, от юности вашея чистую совесть имущии к Богу, и добре во благочестии и чистоте вкупе пожившии, нам же оставльшии в пример подражания житие ваше богоугодное, емуже чудящеся и чудесы вашими озаряеми, зовем вам гласы хвалебными сице:

Радуйтеся, от юности вашея Христа возлюбившии и Тому от души поработавшии;

Радуйтеся, целомудрия хранители и душевныя и телесныя чистоты рачители.

Радуйтеся, души ваши и телеса на земли в обиталище Духа Святаго уготовившии;

Радуйтеся, исполненнии премудрости и разума Божественного.

Радуйтеся, яко от земли на небо преидосте и тамо со Ангелы Троице предстоите;

Радуйтеся, яко со безплотными лики трисвятую песнь Ей воспеваете.

Радуйтеся, на небеси и на земли от Господа прославленнии;

Радуйтеся, обретшии вечное всесветлое место упокоения.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 2

Видя всевидящее око Отца светов вельми благоугодное Богу ваше житие, благоволи избрати вас, блаженнии, да явите мирови светильник пресветлый Сергия преподобнаго, да о нем и ваши имена прославятся и вси вернии воспоют прославльшему вас Господеви: Аллилуиа.

Икос 2

Разума Божественнаго преисполненнии, Кирилле и Марие, неустанно работасте Господеви, наставляя чада своя в послушании и кротости. Умудрите убо и нас, преподобнии, непрестанно оправданием Господним следовати неложно, да обрящем вкупе с вами спасение вечное и принесем вам благохваления таковыя:

Радуйтеся, блаженнии, в боголюбии пожившии и благоверие сохраншии;

Радуйтеся, милости и сострадания преисполненнии.

Радуйтеся, милостынею и молитвами Небесное Царствие стяжавшии;

Радуйтеся, смирением и пощением вечное блаженство улучившии.

Радуйтеся, яко мзда ваша многа на Небесех есть;

Радуйтеся, яко молитвами вашими и мы надежды Царствия Христова не лишаемся.

Радуйтеся, яко радость ваша вечна во светлостех святых;

Радуйтеся, яко тояжде светлости вас ради и мы наследниками являемся.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 3

Силою Божиею ограждаем преподобный Кирилл князю Ростовскому со всяким усердием служаше и вкупе с ним во орду Агарянскую, мира ради, хождаше, да люди русские ослабу от ига их имут и Богу непрестанно поют: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи помышление преподобнии Кирилл и Мария и людие о трикратном во чреве Мариином в церкве плода глашении и удивльшеся, разумеша нечто преславное и чудное быти; и по сих уведевше радостное сына рождение, радовахуся и радостная вам приношаху глаголюще:

Радуйтеся, двоице пресветлая, Богом совокупленная;

Радуйтеся, звезды непрелестнии, путь супружескаго жития богоугоднаго верно указующии.

Радуйтеся, родители благии добраго и избранного плода;

Радуйтеся, всякия благодати Божия его исполнившии.

Радуйтеся, супругов христиан ко благочестию наставницы;

Радуйтеся, доброму богобоязненному чад воспитанию их научающии.

Радуйтеся, целомудрия и воздержания супружескаго образи преизящнии;

Радуйтеся, хотящих богоугодно жити богомудрии учителие.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 4

Буря скорбей и напастей, воздвизаемая наместником Великаго Князя, не ослаби крепкия любве вашея яже к Богу, Кирилле и Марие блаженнии, но паче научи вы изряднее отражати разженныя стрелы лукаваго. Научите убо и нас вся скорби мира сего с кротостию преносити, в веселии вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, блаженнии, Варфоломея, дивное чадо ваше, некогда грамоте неискусна, чтуща богодухновенныя писмены, удивишася зело, и старца-схимника, премудрость ему даровавшаго, в дом свой прияша, заповедь Апостола Павла храняше: страннолюбия не забывайте; тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы. Таковую добродетель вашу воспевающе, вопием вам сице:

Радуйтеся, заповедей Христовых вернии исполнители;

Радуйтеся, учения Евангельского истиннии последователи.

Радуйтеся, угодницы Божии, житию великих святых сопричастницы;

Радуйтеся, странноприимства древняго праотца Авраама подражатели.

Радуйтеся, светом благочестнаго жития вашего, яко светила богосветлая, пресиявшии;

Радуйтеся, любовь и милосердие к бедным и сирым явившии.

Радуйтеся, безпомощным скории помощницы;

Радуйтеся, яко и нам присно помогаете и к Небесному Отечеству руководствуете.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 5

Боготечным звездам подобны бысте, преблаженнии Кирилле и Марие, егда пришедше от страны Ростовския в пределы княжества Московскаго и во граде Радонеже поселистеся, тамо сущих бо людей благочестием своим удивисте, подвизая пети: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше, святии, тщание сына своего, преподобнаго Сергия, к иноческому житию, моляху его, да пребудет с вами до кончины вашея. Он же, яко сын послушания, издетска наученный вами заповеди Господни исполняти, покорися воле вашей, Кирилле и Марие, якоже Божией, научая всех вопити вам тако:

Радуйтеся, блаженств Христовых причастницы;

Радуйтеся, честнаго супружества и попечения о чадех добрии образи.

Радуйтеся, ангелонравнии человецы;

Радуйтеся, преподобных и праведных сопричастницы.

Радуйтеся, Пресвятыя Троицы вернии угодницы;

Радуйтеся, яко и чад ваших угождати Ей научившии.

Радуйтеся, того ради сын ваш Триипостасному Божеству обитель дивную устроивый;

Радуйтеся, сего ради и ваша святыя имена прославлены есть по всей Руси.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 6

Проповедницы веры православныя и ревнители благочестия не словом токмо, но и житием вашим, бысте во граде Радонеже, прехвальнии Кирилле и Марие: темже и святая Церковь достойно почитает вас, немолчно воспевая Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во граде Радонеже свет добродетельнаго вашего жития, преблаженнии Кирилле и Марие; егда же достигше возраста преклонна, во обитель Хотьковскую устремишася под покров Божией Матери притекше, тамо велий образ Ангельский на ся восприяли есте, темже образ вышшаго нам смирения показуя, емуже поучаяся, с любовию вопием вам таковая:

Радуйтеся, яко любве ради Господа мира сего славу остависте;

Радуйтеся, яко иноческое равноангельное житие усердно восприясте.

Радуйтеся, во обитель древнюю пришедшии и тамо покой себе обретшии;

Радуйтеся, Пречистей Деве Богородице души свои вручившии.

Радуйтеся, образ ангельский восприимшии и непорочно его сохраншии;

Радуйтеся, всем иноком и инокиням добрии образи.

Радуйтеся, прежде кончины вашея вся страсти умертвившии воздержанием;

Радуйтеся, святую схиму в броню спасения восприявшии.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь явити в житии вашем, преподобнии Кирилле и Марие, образ назидания, не токмо людем мирским, но и иноческому лику, внуши вам в старости маститей оставите славу земную и восприяти образ иноческий, в немже постом, бдением и молитвою добре подвизастеся, неустанно воспевая Триединому Богу Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую благодать показа всех Творец и Владыка чрез вас, преподобнии, егда прешли есте от временныя сея юдоли плачевныя во обители вечныя. Святыя мощи ваша, аще и под спудом сокровенны, многая чудеса источаху, многим болящим исцеления подаваху; паче же приносимыя к вам младенцы исцеляху. Сего ради приимите, врачеве наши блаженнии, от нас похвалы сицевыя:

Радуйтеся, смертию временною пришедшии к жизни вечней;

Радуйтеся, от Господа нетлением и чудесы прославленнии.

Радуйтеся, яко память ваша с похвалами и успение со святыми;

Радуйтеся, яко имена ваша честны суть и благословенны во Отечестве вашем.

Радуйтеся, болящим младенцем исцеление подающии;

Радуйтеся, тяжко болящую девицу, с любовию к вам притекшую, от недуга избавившии.

Радуйтеся, о любящих и чтущих вас небеснии предстатели;

Радуйтеся, приснопросящии нам у Господа дары благости Его.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 8

Страшное и ужасное бедствие прииде на землю Московскую, егда язвою моровою уязвлены быша людие мнози во градех и весех, и множество их умроша. Тогда собор освященный со инокини молебныя пения вам приношаху и предстательствы вашими избавление от беды получиша, вопиюще благодеющему чрез вас Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вси боголюбцы скорбию велиею объяты быша, егда во дни лихолетий, на землю Российскую пришедших, обитель Покрова Пречистая Девы в Хотькове богоборцы разорению и запустению предаша. Но память о вас, преподобнии, в людех жива бысть, и славляху чада российския житие ваше и чудеса благохвалении сицевыми:

Радуйтеся, чудотворцы наши предивныя;

Радуйтеся, не оставляющии нас в скорбныя дни.

Радуйтеся, града Хотькова и обители нашея ограждение несокрушимое;

Радуйтеся, на враги видимыя и невидимыя крепции нам споборницы.

Радуйтеся, благодеяний множество нам источающии;

Радуйтеся, милостию сострадания вашего всех объемлющии.

Радуйтеся, приснии всем нам ходатаи спасения;

Радуйтеся, неотступнии града Хотькова и обители нашея хранители.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 9

Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда обитель ваша, преподобнии Кирилле и Марие, Церкви возвращена бысть и мощи ваша честныя, от лет древних Богом сокровенныя, в храме соборнем положены бысть. И возженна бяху молитвы лампада и людие вси узревше свет ея удивляхуся зело, к вам в напастех прибегают и помощь от вас получают; еяже и нас сподобите преподобнии, о вас вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению чудес от мощей ваших и поныне совершающихся, преблаженнии Кирилле и Марие: старица бо немощная монахиня костное преломление претерпевшая и от врачей не утешанная, к вам, преподобнии, притекше и со слезами моляху вас. Вскоре же исцеление совершенное получив, во умилении сердца воспеша вам:

Радуйтеся, благодати Святаго Духа сосуди избраннии;

Радуйтеся, радости нам вечныя благоприятнии ходатаи.

Радуйтеся, старицу немощную от недуга скоро исцелившии;

Радуйтеся, исцелением сим искусных врачей удивившии.

Радуйтеся, нетленныя благоухающии цветы;

Радуйтеся, безсмертия немерцающии лучи.

Радуйтеся, на земли величием чудес блистающии;

Радуйтеся, на небеси со Ангелы Бога славящии.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 10

Спасение вечное унаследовавше, богоблаженнии Кирилле и Марие, душами вашими во обителех горних неразлучно в Бозе пребываете, святыми же мощми вашими во обители Пренепорочныя Девы нетленно вкупе почиваете и обильная исцеления источаете, нас в Горний Иерусалим оный руководствуя, вопиющих того Града Управителю: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище всем к вам притекающим вы есте, преподобнии. Обитель бо ваша к жизни иночестей возрожденная множество ищущих спасения собра, их же вы от искушений и соблазнов сохраните, блаженнии, и монашескому деланию научите, да улучивше желаемое, принесут вам сицевыя благодарственныя словеса:

Радуйтеся, чадолюбивыя наши предстателие;

Радуйтеся, руководствующии нас ко Христу Богу.

Радуйтеся, наставляющии шествовати по заповедем Господним;

Радуйтеся, научающии терпеливо носити крест свой и Владыце нашему последовати.

Радуйтеся, яко с преподобным отцем нашим Сергием имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери;

Радуйтеся, яко вы есте ходатаи о нас недостойных, жительствующих во святей обители нашей, ей же вы и начальницы.

Радуйтеся, яко Богом собранней дружине сей вы помощницы, заступницы и молитвенницы;

Радуйтеся, яко вашими молитвами сохраняема невредимы от бесов и от человек злых пребываем.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 11

Пение молебное приносят вам, преблаженнии Кирилле и Марие, не во обители Хотьковской токмо, но и в Высоцкой, сыном вашим основанней, многоцелебных мощей ваших часть имущей, славят чудеса вами совершаемыя: младенец бо недуг неисцельный имеяй, исцеление от вас получает, родителей радости безмерныя исполняя, вопиющих исцелений подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом трисиянным осияваеми, Кирилле и Марие, всеблаженнии, со всеми святыми предстоите ныне на Небеси Престолу Царя царствующих и оттуду, яко светила светозарнии, присно просвещаете души притекающих к раце мощей ваших и покаянию истинному научаете. Сего ради, прославляюще вас, глаголем:

Радуйтеся, яко скончали есте жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас;

Радуйтеся, с верою приходящих к раце мощей ваших благодатно освящающии.

Радуйтеся, бисери сияющии и благодатно просвещающии человеков;

Радуйтеся, свети умнии, зарею Святаго Духа облистающии.

Радуйтеся, известнии умилостивители Царя Небеснаго;

Радуйтеся, призывающих молитвенно честная имена ваши скории услышатели.

Радуйтеся, упование на вас по Бозе возлагающих дивнии помощницы;

Радуйтеся, всем правоверным всякое прошение во их пользу исполняющии.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 12

Благодать от Бога данную вам ведяще, прилежно молим вы ныне, прехвальнии схимонаси: пролейте теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит обитель нашу неврежденну от напастей и нестроений, и нас да помилует и спасет, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще ваше Богоугодное житие, преподобнии, и на небеси от Бога прославление, ублажаем праведное преставление ваше, величаем безчисленныя чудеса от святых мощей ваших истекающия, и на неусыпныя молитвы ваша уповающе, взываем вам сицевая:

Радуйтеся, житие ваше земное благочестне скончавшии;

Радуйтеся, от Царя Небеснаго венцы славы приемшии.

Радуйтеся, обличеннии в ризу благодатнаго нетления;

Радуйтеся, во благоухании святыни нетленно почивающии.

Радуйтеся, препоясаннии силою многих чудес;

Радуйтеся, яко рака ваша честная врачебница явися недугом человеческим.

Радуйтеся, яко от нея всяк с верою приходяй дары целебныя приемлет;

Радуйтеся, яко обитель наша мощей ради ваших по всей земле Российстей прославляется.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 13

О, преславнии чудотворцы и угодницы Господни Кирилле и Марие! Приимите сия моления наша от всея души вам ныне возносимыя и сподобите нас предстательствы вашими в чине ангельском достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии, Ангели и человецы воспевают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице, Богу нашему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, а затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским

О, раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Совместимость Марии и Кирилла

Тип отношений:
«Коса на камень»

Совместимость в любви – 90 % Совместимость в браке – 50 %

Пара Мария и Кирилл – это очень, очень страстно и жарко! Для обладателей этих имен характерно быстрое возникновение взаимного интереса, эмоции в диапазоне от нежности до ярости, и в то же время невозможность оставаться рядом долгое время. Их отношения часто превращаются в борьбу: им плохо друг без друга, но вместе, порой, бывает еще хуже. Гороскоп совместимости утверждает — этих двоих примирить может только общий враг или общая цель.

Брак сильной женщины и амбициозного мужчины часто становится испытанием для них обоих, служа яркой иллюстрацией поговорки «Нашла коса на камень». Прекрасной половине непременно нужно доказывать свою значимость своему избраннику. Ну а кроме того, её раздражает его потребность во всеобщем признании – Мария ревнует его ко всему миру. Кирилл же хочет видеть рядом с собой красивую и послушную домашнюю кошечку. Неудивительно, что в этой семье нередки споры по поводу распределения ролей: Мария не желает жить по принципам домостроя.

Вместе эти двое смогут жить долго и счастливо, только если уберут из отношений дух конкуренции. В этом случае их сблизит общее стремление к крепкой семье. Чем дольше обладатели этих имен находятся вместе, тем меньше шансов, что они расстанутся, – время в этом случае работает на них.

Основные черты характера Марии:

Душевность, уверенность, хозяйственность, твердость

Основные черты характера Кирилла:

Самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, чувствительность

Совместимость по буквам имен Мария и Кирилл

Дополнительным тестом на совместимость имен считается самый простой: надо посмотреть, сколько именно букв (и каких) в именах мужчины и женщины совпадают. Общие буквы имен указывают на их общие увлечения, черты характера, хобби. Это дополнительный потенциал, который пара может реализовать.

МАРИЯ
КИРИЛЛ

В именах Мария и Кирилл из 5 возможных букв совпадают 2 (буквы Р, И). Это хороший результат. Две совпадающие буквы – это подсказка: какие общие интересы могут связать эту пару на долгие годы. Однако тут многое зависит и от самих партнеров. Если они будут эти общие интересы поощрять, то безусловно, повысят свою совместимость и шанс на долгие годы остаться вместе.

Согласно буквенной совместимости имен, общие интересы у Марии и Кирилла могут быть основаны на:

  • На совместных увлечениях, которые требуют решительных действий, – например, занятиях фитнесом, вождением или экстремальными видами спорта.
  • На общих делах, имеющих четкую определенную цель, возможно – цель с дальним и высоким прицелом. Это может быть совместная учеба, овладение каким-либо нужным навыком (к примеру, изучение языка) или накопление денег на квартиру, машину, на путешествие своей мечты.

Н. Зима: «Сочетание имен Мария и Кирилл в любви»

337 просмотров

Сила заступничества Божией Матери, преподобных Кирилла и Марии и преподобного Сергия проявляется в чудесах, совершающихся на протяжении всей истории существования Хотькова монастыря.

В 1770–1771 годах Россию постигло одно из сильнейших народных бедствий. Холера или, как тогда говорили, моровая язва губила население разных городов и сел нашего отечества и, достигнув Москвы, истребила здесь множество людей. Хотьковские монахини обратились к заступничеству Божией Матери и своих небесных покровителей, преподобных Кирилла и Марии. Перед образом Тихвинской Божией Матери служились водосвятные молебны, была составлена молитва преподобным для чтения на каждой «Славе» Неусыпаемой Псалтири у их святых мощей. Эта молитва в Покровском монастыре читалась постоянно и переписывалась. Как сказано в записях того опасного времени: «Читалась она с августа до декабря месяца. И молитвами угодников Божиих от оной язвы избавлена вся обитель. И от иных стран с верою приходящие к ним для моления во время моровой язвы служили молебны Тихвинской Богоматери, прилагая молитву сию преподобным». Так молитвами небесных предстателей обитель избавилась от страшной болезни.

Второе такое же чудо произошло в 1848 г., во время очередной вспышки холеры. Тихвинскую икону с молебным пением обносили по всем монастырским келлиям и ни одна из сестер не подверглась болезни. С конца мая до октября в Хотькове во множестве собирался народ из окрестных деревень на молебные пения и всенощные бдения, заканчивавшиеся панихидой по родителям преподобного Сергия. Благодаря усиленным молениям Божией Матери и святым Кириллу и Марии в окрестностях монастыря прекратилась эпидемия. В Церковной летописи Покровского Хотькова девичьего монастыря сказано: «В память этого чудесного избавления от болезни установлено совершать молебен перед Тихвинской иконой Божией Матери после часов перед Литургией каждую субботу, на котором читаются весь канон с пением припевов, молитва Богородице и молитва угодникам Божиим схимонаху Кириллу и схимонахине Марии». Такая традиция благоговейно соблюдалась в обители до революции.

Монастырская летопись сохранила рассказ о третьем избавлении обители от холеры. В 1871 г. снова совершался крестный ход из Лавры с иконой преподобного Сергия. В конце мая образ носили по окрестностям на особом катафалке; вторично икона была изнесена из Лавры в конце июля. «Наша обитель, – рассказывает в Летописи хотьковский священник Вознесенский, – в оба посещения его (образа преподобного Сергия) удостоилась с иконами и хоругвиями при сонме всех монашествующих и насельниц монастыря встретить его, сопровождаемого многочисленным народом… Обитель наша была избавлена, как и в прежнюю холеру, от эпидемии заступлением Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия и его родителей. Ни одна сестра, несмотря на большое стечение богомольцев, среди которых были и больные, не была подвержена заразе». Также и в окрестностях монастыря прекратилась эпидемия и падеж лошадей, постигший ближайшие селения одновременно с холерой.

Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев повествует о чудесном исцелении дочери крестьянина Симбирской губернии Татьяны Ивановой: «Это произошло в 1868 г. После падения в реку в зимнее время она заболела ревматизмом. От болезни по всему телу образовались язвы, от которых исходил зловонный запах. Она не могла ходить и лежала в постели более 12 лет. Под Светлое Христово Воскресение ее жестоко обидел родной брат, приказав вынести больную на праздник в скотную избу по причине зловония. Татьяне такое приказание родного брата было очень прискорбно, и она горько плакала перед Богом, что зловоние ее ран брат уже не терпит, и она должна проводить светлые и радостные дни с телятами и ягнятами. Со слезами на глазах она как бы уснула перед утреней Светлого Христова Воскресения, и ей представилось, что перед ней стоит седенький старичок в мантии, со склоненной головой и говорит ей: «Не плачь, не скорби и не ропщи, а благодари, и молись Богу, и призывай Преподобного Сергия и Кирилла и Марию». И, благословив ее, стал невидим. После этого она проснулась и увидела, что никого нет, а теплится только лампадка, и почувствовала облегчение, и ломоты более не ощущала. Мать ее утром сняла тряпки с ран и, увидев, что остались только голые кости и жилы, и, узнав от нее, что ломотные боли утихли, обмыла ее, надела чистое белье и стала ожидать ее смерти. Брат стал упрекать мать, что она не вынесла ее снова в хлев, на что мать сказала: «Что ее выносить – она скоро умрет». А Татьяна, напротив, чувствовала себя гораздо лучше и стала сидеть. В Светлый вторник раны ее стали затягиваться и закрываться, а зловония от них уже не было со Светлого дня, и она час от часу стала поправляться. Когда же она стала ходить и несколько окрепла, ей стали говорить, чтобы она сходила помолиться Богу и поблагодарила Преподобного Сергия за исцеление. Но мать, видя ее слабость, не отпускала, боясь, что она умрет в дороге, и девица отложила богомолье до другого года. Несмотря на это, многие убеждали ее, чтобы не откладывала благодарить Бога и шла непременно, на что она и решилась. На пути, когда она зашла в Саровскую пустынь, где исповедалась и приобщилась Святых Христовых Тайн, схимник, имени которого она не помнит, увидев ее и ухватив сзади за плечо, сказал ей: «Иди к Преподобному Сергию и благодари, родители его Кирилл и Мария исцелили тебя, благодари и их». Она сначала думала, что этот старец являлся ей во сне, но, посмотрев на него внимательно, не признала за того, который ей являлся, и сказала, что она боится, как бы по слабости здоровья не умереть в дороге. Он отвечал: «Не бойся, Кирилл и Мария и Преподобный Сергий молитвами своими сохранят тебя, и ты будешь совершенно здорова. От обители Преподобного Сергия недалеко и преподобные родители его почивают – в девичьем монастыре в Хотькове, который отстоит только в 10-ти верстах. А если ты не пойдешь, Господь накажет тебя, и даже не мысли, чтобы тебе возвратиться домой». Удивившись этому старцу, неизвестно как узнавшему о ее болезни и явлении Преподобного Сергия, она решилась идти и чем ближе подходила к обители Преподобного Сергия, тем крепче становилась силами и здоровьем, и пришла в Петров пост в обитель. Помолившись Господу Богу и поблагодарив Преподобного Сергия за его явление, отправилась в Хотьков монастырь. Когда она стала прикладываться к изображению преподобного Кирилла, голова ее, до тех пор бывшая наклоненной от сведенных жил в правую сторону, неожиданно стала прямой, шея также выпрямилась и стала свободно поворачиваться. Обрадовавшись такому чудесному исцелению и приложившись к изображению преподобной Марии, она стала рассказывать об этом исцелении и была отведена к игумении монастыря Филарете, которой и рассказала все. Исцелившись, она осталась в монастыре. Ныне она совершенно здорова, только при трудной работе скоро устает. Свидетельствую о сем по священству отец ее духовный хотьковский протоиерей Алексий Лебедев».

Другой хотьковский священник Сергий Терновский приводит рассказ об исцелении рясофорной послушницы Хотькова монастыря Агриппины, в монашестве Архелаи, три месяца страдавшей параличом. Нестерпимые боли не давали несчастной спать. «В ночь на 8-е января 1879 г. Агриппина, по обыкновению, не спала и в сильной горести сердца, потеряв надежду получить какую-либо пользу от лечения, стала мысленно обращаться в молитвах к преподобному Сергию и просить его о помощи. Перед ударом к утрени, в часу 4-м, заснув от изнеможения, видит она следующий сон: стоит будто в храме преподобного Сергия, в котором, кроме нее, никого не было. Приблизясь к раке Преподобного, она очень захотела взглянуть на его лик и дерзнула приподнять покров с лика. В эту же минуту показалось ей, что Преподобный встает из раки, чего она сильно испугалась и бросилась бежать в Хотьков с криком: «Сестры! Преподобный идет!» Он явился к ней в больницу и велел стать на колени, молиться и каяться, и сам коленопреклоненно молился вместе с нею. Исповедав ее, напомнив ей все грехи от ее юности, Преподобный снова помолился и вышел. Проснувшись от стука в двери, Агриппина подумала, что он вернулся, и встала с постели, хотя до этой минуты не могла двигаться. Со слезами благодарила она Преподобного и с тех пор не болела до самой своей смерти.

Угодники Божии хранят нашу обитель и всех уповающих на их помощь и заступничество. На гробницах преподобных Кирилла и Марии, находящихся в Покровском Хотьковом монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой.

Тютькова Г.В. из Серпухова сообщила об исцелении ее сына Богдана от энцефалита. «Врачи сказали: если не лечить ребенка, то он не сможет ни сидеть, ни ходить. Моему горю не было границ. Этот ребенок был долгожданным и поздним, так как мы с мужем ждали его шесть лет. Я ходила в церковь, молилась Господу Богу, причащалась Святых Христовых Таин, и Господь послал нам ребенка. Мы назвали его Богданом. Отец Никон (в Серпухове) сказал нам, что нужно принести чепчик и распашонку мальчика и положить в святую гробницу преподобных Кирилла и Марии (в Высоцком монастыре хранится часть мощей Преподобных). Он сам положил туда вещи ребенка, где они лежали некоторое время. Батюшка переписал нам молитву Преподобным, ее мы читали каждый день и постоянно причащали Святых Христовых Таин нашего мальчика. Постепенно Богдан стал поправляться, затем начал сидеть и ходить, не отставая в развитии от своих сверстников, разумно мыслить, все говорить. Сейчас его сняли с учета больных у невропатолога. Вся наша семья благодарит Господа Бога за чудесное исцеление нашего сына. 19 декабря 1993 г.»

Сотрудница паломнической службы братства святителя Алексия В.Хохлова сообщает об одной из поездок: «Выехали мы из Самары после Благовещения, 8 апреля 1995 г., а утром следующего дня были уже в Богоявленском соборе Москвы. В Хотькове, в Покровском соборе монастыря, паломники стали свидетелями чуда. Когда мы вошли туда, одна женщина из нашей группы, не успев сделать несколько шагов, вдруг остановилась и замерла. Лицо ее приобрело черты мраморной статуи, руки скрючились, и она не в состоянии была ими пошевелить. Муж, шедший рядом с женщиной, начал ее осенять крестным знамением. Монахини монастыря помазали ее маслицем от лампады, потом несчастную положили на скамейку и решили приложить к мощам преподобных родителей Сергия Радонежского. Женщину с трудом подтащили к раке, с большим усилием приложили к святыне, и на глазах у всех она порозовела, улыбнулась, а через несколько минут уже стала ходить по храму. Позже я узнала, что женщина несколько лет назад обращалась к экстрасенсам, лечилась у них, а затем еще и пошла на курсы этих псевдоцелителей. На одном из занятий потеряла сознание: в нее вошел бес и связал тело. Пришлось ей обратиться к истинному целителю – Богу. Стали с мужем ездить по святым местам, отчего ей заметно стало легче. Вернулась наша паломническая группа в Самару на Вербное воскресенье. Нас встретило ласковое солнышко и голубое небо. Слава Тебе, Господи, за чудесную поездку».

«Я приехала в Хотьков монастырь 24 марта 1996 г. с группой паломников из Самары. Для меня это были темные времена. Я имела внешне беспроблемную жизнь, хорошую работу и благополучную семью, а внутри царили ожесточенность, отчаяние, беспросветность, разочарование в людях и неверие в собственное духовное возрождение. Окружающая жизнь казалась грязной, а собственная духовная убогость невыносимой. Все попытки вырваться из этого тупика были безуспешны. Мне казалось, что я у какой-то черты… В монастырь вступала ожесточенной и придавленной, без любви и жалости к людям, без надежды и веры на лучшее. К мощам святых Кирилла и Марии я подходила потому, что все подходили. При этом думала о преподобном Сергии Радонежском как о настоящем святом. В святость его родителей не верила. Затем, стоя в храме на службе, я почувствовала, что прошла боль в правой руке, которая беспокоила меня последние восемь месяцев. Боль и слабость в кисти были связаны с вынужденным положением правой руки во время работы на ультразвуковом аппарате при исследовании больных. К этому состоянию я привыкла, и было так радостно и неожиданно, что все исчезло. Я приехала лечить душу, а не руку. Святые Кирилл и Мария пожалели меня как свою дочку, маловерящую и непутевую, и дали мне знак надежды. В монастырь я входила обгоревшей веткой, а выходила с маленьким зеленым листочком на конце. Впереди была Троице-Сергива Лавра. Агеева Н.Д. (43 г.)».

Паломница из поселка Мокшан Пензенской области Сидорова Н.С. рассказывает: «В начале сентября 1996 г. мы приехали в монастырь к вечерней службе. Со мной был мой внук Сережа шести лет. У него врачи определили аденоиды второй степени, болезнь прогрессировала, уже начал снижаться слух, и ребенку предрекали операцию. Сережа с радостью ждал поездки к преподобному Сергию Радонежскому. С надеждой и умилением подходил он к святым мощам благоверных родителей в Хотькове и усердно молился перед иконой преподобного Сергия. Ночевали в храме. В пятом часу утра мы приехали в Лавру. Там нас сопровождал ледяной и пронизывающий ветер. Я думала, что загубила мальчика. С трепетом и благоговением мы приложились к мощам преподобного Сергия Радонежского. После обедни и Причащения Святых Христовых Таин мы посетили святой источник. На обратном пути домой я заговорила с Сережей и обнаружила у него чистую речь и прекрасный слух! Скоро это событие стало известно нашим спутникам. И теперь я неустанно рассказываю об этом исцелении людям».

«Матушки, простите, благословите! … Мне некого попросить съездить к вам в монастырь, а сама не могу. У меня кончилось святое масло от мощей преп. Кирилла и Марии. Это масло удивительно помогает при ожогах. Я уже раза 4 обжигала себе сильно пальцы то кипятком, то спичками, было очень больно, но, после того, как мазала этим маслицем, через некоторое время боль совершенно проходила. Может, у вас будет случай передать с кем-нибудь маслице… Губайдуллина А.В. Москва. 2001 г.»

Священник Покровского Хотькова монастыря иеромонах Иоанн (Корчуков) рассказал о том, как в августе 2004 года, в обители на исповедь к нему подошла женщина лет тридцати, приехавшая из города Георгиевска Ставропольского края, и поведала ему свою историю: она терпела в семье сильные скорби, осложнились отношения с мужем. Он оставил семью и причинял ей немало страданий. Она почитала преподобных Кирилла и Марию, молилась им и однажды услышала удивительный голос: «Мы преподобные Кирилл и Мария, мы тебя в обиду не дадим». Через некоторое время в семье вновь водворился мир и прежнее благоденствие. Женщина поехала в Покровский монастырь благодарить за обетованную помощь.

В 2004 году у молодых супругов из города Москвы родился ребенок Даниил. У него была непроходимость кишечника, все время его держали в больнице и уже готовили к сложной операции. Тетя молодой мамы обратилась в Покровский монастырь к иеромонаху Иоанну (Корчукову), который посоветовал собрать всех родных для исповеди. Собралось девять человек. Отец Иоанн исповедовал, а отец Варнава (Лосев), благочинный Московской Духовной Академии, совершал Крещение младенца. Во время Таинств каждый подходил к святым мощам. Люди искренно молились, прикладывались, просили святых Кирилла и Марию об исцелении. После совершения Таинств, вечером позвонили и сообщили, что у ребенка деятельность кишечника наладилась, а в ближайшие дни главный детский хирург, осмотрев ребенка, неожиданно заявил, что никакой болезни не наблюдается и потому операция уже не требуется. Все понимали, что по вере, молитве и покаянии родных Господь явил Свою милость ребенку.

«Слава Господу за все! Пишут эту историю Владислав, Татьяна и мл. Анастасия. 31 января 2006 г. наконец родилась у нас долгожданная дочурка, Настенька. До этого 13 лет мы не имели детей. В апреле 2005 г. мы приехали в Лавру, к прп. Сергию Радонежскому. У мощей пришла мысль поехать к его родителям, в Хотьковский монастырь, что мы и сделали. И через месяц я была уже беременна. Врачи сначала не поверили, говорили, что «не может быть». По молитвам Св. Кирилла и Марии мы теперь счастливы в ребенке. Настю мы родили в 38 лет. Слава Тебе, Боже во Святых Твоих! Ястребова Татьяна»

«Мне хочется рассказать о чудесной помощи Хотьковских Святых нашей семье. В самом начале моей беременности мы приехали в Покровский Хотьков монастырь с тем, чтобы поклониться Святым преподобным Кириллу и Марии. У раки с мощами мы горячо молились и просили помощи у Святых. Мне было 36 лет. Всю надежду, все упование мое возлагала я на Господа, Царицу Небесную и Святых Угодников Божиих. Беременность проходила без осложнений. В положенное время дочка попросилась на свет. Роды были быстрыми и легкими. Наша малышка родилась 31 января – в день памяти Святых преподобных Кирилла и Марии. Окрестили дочку с именем Мария. Мы с радостью приезжаем в Святую Обитель. Преподобные стали покровителями нашей семьи. Сердцем и душой своей стремимся сюда. Вновь и вновь с благодарностью, трепетом и благоговением прибегаем к драгоценной Святыне и получаем в дар утешение, укрепление, радование. Святые преподобные Кирилл и Мария, молите Бога о нас! Семья Алешиных. Подмосковье».

«Уважаемая о Господе, матушка Олимпиада и сестры! Мир вам! Сердечно поздравляю вас с Престольным праздником св. преп. Кирилла и Марии Радонежских! Благодарю вас за святые молитвы. Вы во время родов моей старшей дочери Валерии читали Псалтирь Неусыпаемую, и вот Ванечка родился, хоть и раньше времени, но я побывала у вас, помолилась и все диагнозы, которые ему ставили в больнице после рождения, больше не повторились, слава Богу! Посылаю фото Ванечки, как поклон от него и от нас, и прошу его благословить. С любовью о Господе, Татьяна и все мои ближние. Перфильева Т.А. Красноярск. 30. 01.2008»

Молодая женщина-врач, работающая в известной больнице хирургом-реаниматором, рассказала о произошедшем с ней чуде. В феврале при родах она умирала на операционном столе от сильного кровотечения и взмолилась о спасении. Вдруг ей явились преподобные Кирилл и Мария и сказали: «Ты останешься жить ради спасения других людей, но не смей брать денег с больных». Она родила благополучно и осталась жить. Сама сообщила Матушке Игумении о совершившемся.

7 октября этого года мы с подругой ехали на поклонение в Троице-Сергиеву Лавру. По дороге заехали в Хотьково, в Покровский монастырь. Еще в электричке подруге стало плохо. У нас была коляска и трое детей. Еле-еле дошли до монастыря. Подруга осталась на детской площадке. Я пошла в храм и потом едва уговорила ее пойти приложиться мощам. Она еле встала. Как только приложилась, всё прошло сразу. А на днях моего крестного положили в больницу. Когда мы с мамой туда приехали, нам сразу сказали, что дело идет на дни, даже на часы. Тромб. Он лежал весь синий. Я привезла с собой масло и воду. Он смог выпить пару глотков, помазали его маслицем, и ночью ему стало лучше. Врачи и медсестры не поверили. Они даже и не думали, что он встанет. Сейчас он чувствует себя намного лучше, ходит. А в палате удивлялись произошедшему. Ведь все слышали, что сказал врач: «Умрет в любой момент». Масло стоит у него на полке, все им пользуются. Дай Бог, и им поможет. Раба Божия Елена, 2011 г.

Я, Журавлева Надежда Ивановна, проживающая в г. Мелитополе на Украине, часто приезжаю досматривать свою больную сестру. Живет она в Московской области в г. Ивантеевке, у нее болели ноги, и она с трудом ходила с палочкой. Я ее привезла к мощам прпп. Кирилла и Марии, заказали молебен, приложились к святым мощам. На следующий день сестра ходила без палочки. Так ей помогли прпп. Кирилл и Мария. Мы им очень благодарны. У нас в г. Мелитополе православные любят и знают прпп. Кирилла и Марию и прп. Сергия, исцеляются маслом от их мощей, святой водой лечат больные места, заказывают им молебны, и я с радостью привожу своим знакомым масло, св. воду из вашего монастыря. Низкий поклон Вам до земли.

Одно из писем об исцелении завершается следующими словами благодарности: «Чудны дела Твои, Господи! Дивен Бог во святых Своих! Слава, честь и похвала святым угодникам Божиим, преподобному Кириллу и Марии, безмездным врачам и чудотворцам нашим предивным. К ним я обращаюсь постоянно в кругу своей обыденной жизни, и в большом и в малом, и всегда чувствуется их помощь, заступничество, руководство. И это так срастается с твоей жизнью, что просто все это начинаешь воспринимать как должное, чувствуешь себя чадом, частичкой одной большой семьи, во главе которой стоят родители прп. Сергия, а значит, и наши духовные родители – преподобные Кирилл и Мария».

Много в наши дни совершается и других чудес, связанных с именем преподобных Кирилла и Марии, Радонежских Чудотворцев. Так что по сей день горячая молитва, возносимая у их святых мощей, обретает скорый ответ, а кто с верой обращается к этим дивным угодникам Божиим, тот, несомненно, воспринимает от них небесную помощь.

Радуйтеся, преподобные Кирилле и Марие, усердные о нас пред Богом молитвенницы!

У нас есть к Вам просьба…

Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь! Мы планируем делать видео передачи с участием священнослужителей Гагаузии, в связи с чем собираем средства для приобретения специального оборудования.

Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование (10, 15 или 20 лей), чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!

Пожертвовать

Житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия

Память: 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), четверток Седмицы мытаря и фарисея

Икона преподобных Кирилла и Марии с житием

Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: «страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы» (Евр.13:2).

Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можем, вместе с святителем Платоном, сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

Молитва прпп. Кирила и Марии Радонежских Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рождения сего святого младенца, дивный Промысл Божий уже дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий и святая отрасль благословенного корня. В один воскресный день его благочестивая мать пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном, вместе с прочими женами. Началась литургия; пропели уже Трисвятую песнь, и вот, не задолго пред чтением Святого Евангелия, вдруг, среди общей тишины и благоговейного молчания, младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик. Когда же начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Между тем литургия продолжалась. Священник возгласил: «Вонмем! Святая Святым!» При этом возглашении младенец вскрикнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха: она начала плакать… Тут ее окружили женщины и, может быть, желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? От чего он кричит так громко?» Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «нет у меня младенца; спросите еще у кого-нибудь». Женщины стали озираться кругом, и не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она принуждена была сказать им откровенно, что на руках у нее, действительно, нет младенца, но она носит его во чреве…

Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария поняли указания Промысла Божия, и сообразно с этими указаниями должны были вести дело воспитания дитяти. После описанного происшествия мать сделалась особенно внимательной к своему состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святого Духа, Мария, во все остальное время беременности, готовилась встретить в нем будущего подвижника благочестия и воздержания; а потому и сама, подобно матери древнего судии Израильского Сампсона (Суд.13:4), тщательно соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала», – как говорит святитель Платон, – «через свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее». Всегда благоговейная и усердная молитвенница, праведная мать теперь чувствовала особенную потребность сердца в молитве; поэтому она часто удалялась от людского взора и в тишине уединения со слезами изливала пред Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца. «Господи!» – говорила она тогда, – спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою; спаси и соблюди и сего младенца, носимого во утробе моей, Ты бо еси – храняй младенцы Господь (Псал.114:5); да будет воля Твоя, Господи, на нас, и буди имя Твое благословенно во веки!» Так, в строгом посте и частой сердечной молитве пребывала богобоязненная мать святого дитяти; так и самое дитя, благословенный плод ее чрева, еще до появления своего на свет, некоторым образом уже предочищался и освящался постом и молитвою.

Кирилл и Мария видели на себе великую милость Божию; их благочестие требовало, чтобы их чувства благодарности к благо Дающему Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в каком-либо благоговейном обете. А что могло быть приятнее Господу в таких обстоятельствах, в каких они находились, как не крепкое сердечное желание и твердая решимость оказаться вполне достойными милости Божией? И вот, праведная Мария, подобно святой Анне, матери Пророка Самуила, вместе со своим мужем дала такое обещание: если Бог даст им сына, то посвятить его на служение Богу.

Крещение младенца Варфоломея, будущего прп. Сергия 3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселие: Марии Бог дал сына. Праведные родители пригласили своих родных и добрых знакомых разделить с ними радость по случаю рождения нового члена семьи, и все благодарили Бога за сию новую милость, явленную Им на дом благочестивого боярина. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить над ним святое крещение и исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, Который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во святом крещении имя Варфоломей, конечно потому, что в этот день (11 июня) праздновалась память святого Апостола Варфоломея, ибо сего требовал тогдашний церковный обычай. Это имя и по самому значению своему – сын радости – было особенно утешительно для родителей сего младенца. Ибо можно ли описать ту радость, которая переполняла их сердца, когда они видели пред собою начало исполнения их светлых надежд, которые почивали на сем младенце со дня его чудесного возглашения во чреве матери? Кирилл и Мария рассказали этот случай священнику, и он, как сведущий в Священном Писании, указал им много примеров из Ветхого и Нового Заветов, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу; привел им слова пророка Давида о совершенном предведении Божием («несодеянная моя видеста очи Твои» (Пс.138:16)) и Апостола Павла («Бог Воззвавый мя от чрева матере моея явити Сына Своего во мне, да благовествую Его в языцех» (Гал.1:16)), и другие подобные места Священного Писания. Отец Михаил утешил Кирилла и Марию благодатною надеждою относительно их новорожденного. «Не смущайтесь, – говорил он им, – а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святой Троицы». И благословив дитя и его родителей, служитель алтаря Христова отпустил их с миром.

Между тем мать, а потом и другие стали примечать в младенце опять нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясною пищею, то младенец не брал ее сосцов; то же повторялось, и уже без всякой причины, по средам и пятницам так, что в эти дни младенец вовсе оставался без пищи. Мария, конечно, беспокоилась, думала, что дитя нездорово, советовалась с другими женщинами, которые тщательно осматривали дитя, но на нем не было приметно никаких признаков болезни, ни внутренней, ни наружной. Оставаясь без пищи, малютка не только не плакал, но и весело смотрел на них, улыбался и играл ручками… Наконец обратили внимание на время, когда младенец не принимал материнских сосцов, и тогда все убедились, что в этом детском посте ознаменовались, как выражается святитель Филарет, «предшествования расположения матери и проявлялись семена будущих его расположений». Возращенный постом во чреве матери, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И мать, действительно, стала еще строже соблюдать пост: она совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после того питался ее молоком.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!» Но грамота все же ему не давалась.

Раз отец послал его в поле искать жеребят, каковое поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей. На поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца-черноризца, саном пресвитера; благоговейный и ангелоподобный старец приносил здесь свои молитвы Богу и изливал пред Всеведущим слезы сердечного умиления. Поклонившись ему, скромный отрок почтительно отошел в сторону и стал вблизи. Старец окончил молитву, с любовью взглянул на доброе дитя, и, прозревая в нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа, ласково подозвал его к себе, благословил, отечески поцеловал и спросил: «Что тебе надобно, чадо?» «Меня отдали учиться грамоте», – сказал сквозь слезы Варфоломей, – «и больше всего желала бы душа моя научиться читать Слово Божие. Но вот, сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться. Помолись за меня Богу, отче святый, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное: я верю, что Бог примет твои молитвы». Старец помолился и бережно вынул из пазухи небольшой ковчежец. Открыв его, он взял оттуда тремя перстами малую частицу святой просфоры, и, благословляя ею Варфоломея, промолвил: «Возьми сие, чадо, и снеждь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания». Довольно научив его о спасении души, старец хотел уже идти в путь свой; но благоразумный отрок не хотел расстаться со святым наставником. Он пал к ногам его и со слезами умолял войти в дом его родителей. «Родители мои», – говорил Варфоломей, –очень любят таких, как ты, отче! Не лиши же и их своего святого благословения!»

Старец последовал за юным странноприимцем, и с честью его встретили родители Варфоломеевы. Для благочестивых людей такой старец – инок – всегда желанный гость, а Кирилл и Мария особенно любили принимать и покоить у себя в доме иноков. Приняв благословение от старца, они предложили ему радушное угощение. Но гость медлил садиться за стол. «Прежде следует вкусить пищи духовной», – заметил он и направился в моленную, которая в старое доброе время имелась в каждом доме благочестивых князей и бояр. Туда пригласил он с собою Варфоломея, и, благословив начало Третьего часа, велел ему читать псалмы. Отрок взял благословение от старца и, благоговейно осенив себя крестным знамением, начал стихословить Псалтирь стройно и внятно! После того святой гость вкусил предложенной ему трапезы, и, благословив радушных хозяев, хотел удалиться; но благочестивым боярам жаль было так скоро отпустить его: им хотелось еще побеседовать с опытным в духовной жизни старцем, в котором они уже приметили дар прозорливости. Между прочим, они рассказали ему, как сын их, будучи еще во чреве матери, троекратно прокричал в церкви, и желали знать, что думает старец об этом случае. «О добрые супруги! – сказал им на это старец, – вот, Господь удостоил вас такой великой милости: дал вам такого сына. Зачем же вы страшитесь там, где нет никакого страха? Вам должно радоваться, что Бог благословил вас таким детищем: Он предызбрал вашего сына еще прежде его рождения. А что я говорю вам истину – вот вам знамение: с этой поры отрок будет хорошо понимать всю книжную мудрость и свободно будет читать Божественное Писание. Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!» Старец встал, чтобы идти; уже на пороге дома он еще раз обратился к родителям Варфоломеевым и вымолвил в пророческом духе такие загадочные слова: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведет за собою к уразумению Божественных заповедей». Гостеприимные хозяева проводили странника до ворот своего дома; но тут он вдруг стал невидим, так что Кирилл и Мария невольно подумали: не ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать премудрость их сыну? – И глубоко сохранили они в благоговеющих сердцах своих его таинственные слова.

Отрок Варфоломей испрашивает родительское благословение на иноческое житие Желая сохранить душевную и телесную чистоту, отрок укрощал юную плоть свою строгим воздержанием и трудами. Когда Мария уговаривала его пощадить себя, он отвечал: «Не стесняй меня в этом, родная моя, чтобы не пришлось делать так против воли твоей. Не отклоняй меня от воздержания, которое так сладостно душе моей; зачем советуешь своему сыну неполезное? Ведь вы же сказали мне, что я еще в колыбели постился по средам и пятницам; как же теперь я могу не понуждать себя угождать Богу, чтобы Он избавил меня от грехов моих?» Мать удивлялась разумным речам своего сына, и, не желая препятствовать его доброму произволению о Боге, обыкновенно говорила ему: «Если ты так рассуждаешь, то делай, как хочешь; Господь с тобою, я не хочу стеснять тебя в добром, дитя мое!»

В то время Ростовские земли попали под влияние московских князей. Послан был на Ростов в сан воеводы московский вельможа Василий, прозванием Кочева, и с ним другой, по имени Мина. По прибытии в Ростов, они стали действовать полновластно, притесняя жителей, так что многие принуждены были отдавать москвичам свои имущества, доходя до крайней нищеты, а за это получали только оскорбления и побои. Не избежали этих скорбей и праведные родители Варфоломеевы. Славный и именитый некогда боярин Кирилл, еще ранее этих событий, под старость стал терпеть нужду. Частые путешествия в Орду со своим князем, тяжкие дани и непосильные подарки ордынским вельможам, без чего никогда не обходились эти путешествия, жестокий голод, нередко опустошавший Ростовскую область, а больше всего, – говорит преподобный Епифаний, – великая рать или нашествие Туралыково в 1327 году, – все это вместе крайне неблагоприятно отозвалось на его состоянии и почти довело Кирилла до нищеты. Очень вероятно также, что своеволие московских наместников, которые распоряжались в Ростове как независимые государи, не пощадило и Кирилла, как ближнего боярина князей Ростовских, может быть, и он лишился тогда не только боярских почестей, но и всего своего достояния. Тяжело было Кириллу оставаться в Ростове, а может быть, и прямо приказано было от наместников московских удалиться из города, и потому он решил, лишь только откроется возможность, покинуть родную землю и перейти на службу к другому князю.

Случай скоро представился. В 12 верстах от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж. В 1328 году, отправляясь в Орду, Великий Князь Иоанн Данилович (Калита) написал духовное завещание, в коем, между прочим, назначил «село Радонежское» в удел Великой Княгине Елене «с малыми детьми» нераздельно. Вскоре после того село это перешло в полную собственность младшего сына Ианнова Андрея. «Великий Князь, по малолетству Андрея, поставил в Радонеже наместником Терентия Ртища, который, желая привлечь большее число поселенцев в этот, почти незаселенный тогда край, объявил именем князя разные льготы переселенцам. Лишь только это стало известно в Ростове, многие из его жителей, в надежде найти себе облегчение, потянулись в Радонеж. В числе таких переселенцев Епифаний называет Протасия Тысяцкого, Георгия, сына Протопопова с родом его, Иоанна и Феодора Тормасовых, их родственников Дюденю и Онисима (бывшего ростовского вельможу, а в последствии – диакона и ученика Сергиева). В числе их переселился и блаженный Кирилл со всем своим семейством и водворился в Радонеже близ церкви Рождества Христова.

Святые Кирилл и Мария приняли пострижение По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но сам он, по старости, уже не мог нести службы, и потому обязанность эту принял на себя старший сын его Стефан, который, вероятно, еще в Ростове, женился. Младший из сыновей Кирилла и Марии Петр также избрал супружескую жизнь. Варфоломей же и в Радонеже продолжал свои подвиги. Не раз он говорил отцу: «Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь». «Помедли, чадо, – отвечал ему на это отец, – сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому – у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты печешься, како угодити Господу Богу, это – дело хорошее. Но верь, сын мой: твоя благая часть не отнимется у тебя, только послужи нам немного, пока Бог явит милость Свою над нами и возьмет нас отсюда. Вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание». Варфоломей не выходил из воли отеческой.

Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. Верстах в трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух отделений: одного – для старцев, другого – для стариц. В этот монастырь и направили свои стопы праведные родители Варфоломеевы, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Почти в тоже время умерла супруга и старшего сына Стефана. Похоронив ее в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих, вероятно, Петру, он остался в Хотькове, принял монашеский постриг и стал ухаживать за своими немощными родителями. Впрочем, претружденные старостью и скорбями схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: не позже 1339 года они с миром уже отошли ко Господу на вечный покой. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с сего времени сделалась последним приютом и усыпальницею рода Сергиева.

Хотьков монастырь

Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей – праведных Кирилла и Марии – в Хотьковском монастыре.

В год 600-летия со времени преставления Преподобного Сергия (1992 г.) Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных местночтимых Радонежских святых – схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию – к лику святых угодников Божиих для общецерковного почитания. Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея.

Как Сергий Радонежский стал монахом и чем он прославился

8 октября православные отмечают память величайшего подвижника земли русской — Сергия Радонежского. Его также называют Игуменом земли Русской. Дожил до глубокой старости и скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года. Но по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины по новому стилю считает именно 8 октября.

Когда родился Сергей Радонежский

Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Сергий был родом из села Варницы, Ростовской области, из семьи православных и знатных бояр Марии и Кирилла. Новорожденного назвали Варфаламеем.

Скоро после рождения мальчика его родители переехали из Ростова в Радонеж, где он и прожил до своей кончины. Именно поэтому его и называют Радонежским.

Какие чудеса с ним происходили

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями, наш герой был вторым ребенком. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении.

И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. По заданию отца мальчик отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника.

Он почтительно поведал ему о своей беде и пригласил в дом родителей. Там старец и сказал, что после его ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. Слова старца сбылись.

Как Сергий Радонежский стал монахом

После смерти родителей Сергий с одним из своих братьев ушел в отшельничество или пустынножительство в лес. Сначала у них в лесу была только келья, а чуть позже они поставили маленькую церковь, которую освятили во Имя Пресвятой Троицы.

Брат Сергия не выдержал трудностей пустынножительства и ушел в Московский Богоявленский монастырь.

В возрасте 23 лет, 7 октября 1337 года, Варфоломей принял пострижение в монашество от игумена Митрофана и взял имя святого мученика Сергия.

Как Сергий Радонежский стал игуменом

Со временем Сергий стал известен другим инокам, которые стали искать его руководства, и приходить в обитель. Так она превратилась в братство, а сам Сергий стал ее игуменом.

Святой Сергий поражал своих учеников трудолюбием и смирением: сам строил кельи, готовил пищу на всех, шил одежду, рубил дрова и носил воду. Несмотря на тяжелую работу и практический постоянный пост, его здоровье не только не ухудшалось, но становилось еще лучше.

Слава о религиозных подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал ему крест, параман и схиму, и благословил на новые подвиги. Также он советовал Сергию устроить общежительный монастырь.

В итоге в обители стал строгий уклад общежития, а затем Сергия основал новый монастырь с таким же укладом в Киржаче, где оставил во главе одного из своих учеников.

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский

Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа. Считается покровителем учащихся.

Еще при жизни Сергий был известен своим даром чудотворений, в частности ему удавалось исцелять людские недуги. Поэтому, несмотря на стремления отца уйти от мирского, люди стекались к нему со всей Руси.

Описан факт воскрешения Сергием Радонежским из мертвых. У одного человека был единственный сын. Он болел смертельным недугом.

Тогда человек понес сына к преподобному, чтобы тот его исцелил. Ребенок умер по пути. Сергий, видя рыдания безутешного отца, смилостивился, и, помолившись, воскресил мальчика. Причем после воскрешения он был абсолютно здоров.

В то же время сам Сергий говорил: «Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нес сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в теплой келье, а тебе показалось, что он воскрес».

Чем еще известен Сергий Радонежский

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Именно Сергий Радонежский благословил на победу Дмитрия Донского над татарами во время Куликовской битвы, и дал ему в помощь схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета).

Преподобный Сергия самолично во время сражения вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Также Сергий за полгода прозрел свою кончину, о чем предупредил своих учеников и выбрал им нового наставника. Известно, что дожил он до глубокой старости.

Когда лежал на смертном одре, в последний раз призвал братию для наставления. Своим ученикам посоветовал, прежде всего, «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен в Троицком соборе.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх