Помост

Вопросы веры

Классный час воспитание

Материалы для классного руководителя. Тематика классных часов в 8 классе.

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Устинова Е.А. 8 «А» класс

1 четверть

  1. «Моя будущая профессия» (формирование мотивов саморазвития и личностного роста, формирование у учащихся «информационного поля» и т.п.). Личностная культура.

  2. «Что такое толерантность?» (проблемы толерантности в современном обществе). Духовно-нравственное воспитание.

  3. «А много ли мы знаем о победе… (ВОВ посвящается. Формирование чувства гордости, патриотизма). Духовно-нравственное воспитание.

  4. «Я выбираю Россию!» (классный час в форме деловой игры. Развиваем чувство патриотизма, самоуважения, сплоченности, национальной гордости). Духовно-нравственное воспитание.

  5. «Мои права и обязанности» (знакомство с Конвенцией о правах ребенка в игровой форме). Духовно-нравственное воспитание.

  6. «Уважай в себе и других человеческую личность» Д.Писарев» (учим внимательно относится к себе, уважать и принимать себя). Духовно-нравственное развитие.

  7. «Что такое сотрудничество?» (воспитание чувства коллективизма, развитие отношений ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-общество). Социальная культура.

  8. «Чтоб все в мое жизни было не зря…» (круглый стол: поиск путей самосовершенствования личности, воспитание умения оценивать свои поступки…) Духовно — нравственное развитие.

2 четверть

  1. «У войны не женское лицо». (Классный час, посвященный женщинам, сражавшимся за Родину в годы ВОВ. Сообщения учащихся. Формирование чувства гордости, патриотизма). Духовно-нравственное воспитание.

  2. «Как учились великие люди: Пушкин, Ньютон, Томас Эдисон, Билл Гейтс…». (Осознание объективной значимости учения). Личностная культура.

  3. «Учимся сотрудничать!» (Расширение представлений детей о моральном климате в коллективе, побуждение детей к совместной деятельности). Социальная культура.

  4. «Всякого ли человека можно считать личностью?» (Качества настоящей личности, стремление развивать в себе эти качества, стремление к благополучию). Духовно — нравственное развитие.

  5. «Традиционные российские религии». (Развитие представления о вере, духовности, религиозной жизни человека). Духовно-нравственное воспитание.

  6. «У каждого свой бой». (Классный час, посвященный войнам-интернационалистам). Духовно-нравственное воспитание.

  7. «Правила сотрудничества в коллективе». (Учимся общаться, строить отношения, помогать товарищам). Социальная культура.

  8. «Знание и только знание делает человека свободным и великим». Д.И. Писарев». (Беседа о важности и нравственном смысле учения). Личностная культура.

3 четверть

17. «Сталинградский утес». (Классный час, посвященный Сталинградской битве и её значению в ходе Великой Отечественной войны, беседа о героическом прошлом защитников Сталинграда). Духовно-нравственное воспитание.

18. «Сотрудничество с учителем – это здорово!» (Классный час, направленный на расширение представления детей о сотрудничестве, помогающий подняться на более высокую ступень взаимоотношений ученик-учитель). Социальная культура.

19. «Что такое личностная автономия?» (Классный час, посвященный ценностно-смысловой сфере личности). Духовно-нравственное развитие.

20. «Как повысить свою самооценку» (Классный час – тренинг ). Личностная культура.

21. «Я уважаю своих родителей!» (Классный час, посвященный базовым национальным ценностям (семье). Выступления учащихся с небольшими сообщениями о качествах и поступках, за которые они уважают своих родителей). Духовно-нравственное воспитание.

22. «Семья и школа: грани сотрудничества» (Классный час, направленный на поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка). Социальная культура.

23. «Как мне научиться преодолевать трудности» (Классный час, посвященный ценностно-смысловой сфере личности). Духовно-нравственное развитие.

24. «Беседа о милосердии» (Классный час в рамках «социальной солидарности»). Духовно-нравственное воспитание.

25. «Сердцу милая Родина» (Классный час, посвященный родному краю). Духовно-нравственное воспитание.

26. «Групповая работа учит нас сотрудничать!» (Классный час о формировании навыков сотрудничества в процессе групповой работы). Социальная культура.

4 четверть

27. «Зачем я учусь?» (Классный час строится как беседа, цель которой для учащихся — найти ответ на вопрос «Зачем я учусь», и тестирование, которое поможет классному руководителю определить соотношение познавательных и социальных мотивов обучения учащихся). Личностная культура.

28. «Оптимизм – это сила надежды» (Классный час, посвященный ценностно-смысловой сфере личности). Духовно-нравственное развитие.

29. «Что значит быть патриотом сегодня?» (Классный час в форме дискуссии о любви к Родине, к своему народу). Духовно-нравственное воспитание.

30. «Традиционные источники нравственности» (Классный час о России, гражданском обществе, семье, труде, науке и т.п.) Духовно-нравственное воспитание.

31. «Учение – тоже труд, и труд непростой» (Классный час, направленный на осмысление важности учения, его значимости). Личностная культура.

32. «Значение сотрудничества в жизни класса и отдельного учащегося» (Классный час, направленный на формирование у учащихся чувства взаимовыручки, солидарности, сотрудничества). Социальная культура.

33. «Они живы в памяти нашей…» (Классный час, посвященный нашим землякам, погибшим во время военных действий в Чечне). Духовно-нравственное воспитание.

34. «Жизнестойкость как нравственная категория» (Классный час в форме беседы). Духовно-нравственное развитие.

Классный час по духовно-нравственному воспитанию «Добро и зло»

Классный час по духовно-нравственному воспитанию. Добро и зло

Форма проведения: беседа.

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей у учащихся;

дать понятия о добре и зле, сущности милосердия;

мотивировать к нравственному самосовершенствованию, научить совершать поступки во имя добра.

Задачи:

Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие.

Познакомить с произведениями литературы.

Формировать духовно- нравственные качества человека.

Воспитывать чувства товарищества, сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

доброта

зло

милосердие

сострадание

Методы обучения:

Беседа

Упражнения

1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! К нам в класс пробралась злая колдунья и все перепутала. Посмотрите всё ли нормально. (На доске изображение солнца. На лучах написаны слова: ненависть, грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.

Давайте, всё исправим. Подберите к словам антонимы, и солнышко вновь начнёт улыбаться.

А теперь постарайтесь, определить тему классного часа. (Ответы детей)

Тема классного часа – «Добро и зло».

2. Основная часть

Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».

Самостоятельная работа по карточкам, продолжите…

«Добро – это…»
«Доброта – это …»
«Добрый человек – это … «

«Зло –это …»

«Злой челоловек- это…»

Толковый словарь раскрывает значение этих слов. ( Зачитываются значение этих слов).

Можем ли мы сказать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (ответы детей)

Может ли человек родится злым?

Нужно стремиться к добру и избегать зла? Почему?

Послушайте притчу

Два волка

Притча неизвестного происхождения

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Что хотел дед сказать внуку? Может ли человек быть всегда только добрым?

Каждый человек может совершать добрые дела. Но в тоже время он может и совершать плохие поступки. Думаю, каждый из вас мог совершить как хорошие, так и плохие дела. Как вы при этом себя чувствовали? Может ли человек совершая плохие дела быть счастлив? За одни свои поступки мы ощущаем гордость, а за другие стыд.

Послушайте, пожалуйста, песню-притчу о добре и зле. Постарайтесь понять и прочувствовать описанные события.

Притча
AVI / 24.25 Мб

Чему учит эта история? Что заставило больного у двери совершить такой поступок?

Как вы думаете, что произошло потом?

Ситуации. Постарайтесь определить, что есть добро, а что есть зло.

1.Во дворе бегал щенок. Было сразу видно, что хозяина у него нет. Витя привел щенка домой.

2.Мама попросила дочь прибраться в комнате. После многочисленных напоминаний мама сделала порядок в комнате сама.

3.Вера шла по улице. Вдруг она увидела кошелек. Девочка подняла его. Там оказалась небольшая сумма денег и какие-то квитанции. Кошелек был очень красивый. Она взяла его себе.

4.3 ребят залезли в фермерский сад нарвать яблок.

5.Учительница попросила ученика оформить классный уголок. Ученик пообещал, но не выполнил задание.

6.Ученик не выполнил домашнее задание и чтобы не ругали его, сказал, что забыл тетрадь дома.

7.На клумбе росло много красивых цветов. Юноша нарвал букет для девушки.

8.Нина собирается в школу. Мама просит девочку одеться потеплее. На улице мороз.

Нина сопротивляется.

9.В магазине подростки попросили взрослого купить сигареты.

10.Ребята во дворе предложили товарищу выпить.

11.Гражданин, проходя мимо, погладил одиноко сидевшего котенка и пошел дальше.

12.Группа ребят каждый вечер собирается в подъезде. Громко разговаривают, слушают музыку, грызут семечки.

13.Одноклассник помог товарищу на контрольной работе и всем рассказал о своей помощи.

Скажите, а надо ли рассказывать о своих добрых делах? Хвастаться?

Просмотр мультфильма «Просто так»

Мультфильм
MP4 / 30.84 Мб

Издавна добро борется со злом и чаще всего побеждает, так как добро сильнее зла. Ребята, а где добро всегда побеждает зло? Конечно, в сказках.

Сказка о добре и зле. Джу Джулия

Жили-были Добро и Зло. Жили по-соседски, на одной улице, и даже дома их стояли рядом. Добро созидало: выращивало прекрасные сады человеческих душ, сеяло доброе, вечное.

Зло разрушало то, что создавало Добро, оставляя после себя вызженную опустошенную землю и пустые умершие души.

— Да что же это такое? — сокрушалось Добро, — Строишь-строишь, создаешь- создаешь, а придет Зло — и все разрушит!

Но ничего не могло сделать Добро, никак не могло помочь ни себе, ни людям.

А Зло еще и внимание всяческое оказывало Добру. Бывало, встретит его на улице и потреплет по плечу: Как поживаешь, мол, Добро?

И пойдет себе дальше. Добро глядь на свое плечо, а там кровавая рваная рана — Зло прихватило с собой кусок.

Или, бывало, придет Зло к дому Добра и просится впустить его. Добро спрашивает через закрытую дверь: Зачем, мол?

А Зло сладенько так поет:

— Ой, Добренькое, впусти меня, замерзло я, приболело. Помоги мне, поддержи меня.

А Добро доброе возьми да и впусти Зло к себе в дом. Чаем, пирогом его потчует, жалко все-таки. Поест гостья, погреется, а, уходя, кусь — и откусит кусок от гостеприимной хозяйки. Да и пойдет себе, не поблагодарив за тепло. А хозяйка кровью истекает, плачет от боли и несправедливости, а поделать ничего не может — сама ведь впустила в дом-то.

Однажды снова пришло Зло к дому Добра. И стучится в дверь.

— Чего тебе? — спросило Добро.

— Впусти меня, Добренькое, поговорить по душам уж больно охота.

— Нет, Зло, слишком дорого мне обходятся твои визиты, — ответило Добро и не открыло дверь.

Разозлилось Зло, закружилось-завертелось на одном месте, выпуская свое самое страшное оружие — Монстра Разрушающего и Все Вокруг Испепеляющего. И напустило Зло этого Монстра на дом Добра. И налетел он, и разрушил дом до основания, а само Добро покромсал, порвал на мелкие кусочки.

И стала кругом вызженная земля, и не было на ней ни цветочка, ни жучочка, ничего живого. И, казалось, закончилась Жизнь на Земле.

Вдруг на месте, где стоял дом Добра, сквозь пепел стала пробиваться маленькая травинка. И возродилось Добро, и поняло, что так больше жить нельзя, что нельзя впускать Зло в свой мир.

И построило Добро новый прекрасный дом, и возродило сады на земле и в сердцах людей.

Но Зло не заставило себя долго ждать. Опять пришло и сладко запело:

— Добренькое, как же я рада, что ты живенькое-здоровенькое. Впусти меня, поболтаем, чайку попьем.

Но закрыло Добро все окошка и двери, и даже не ответило Злу.

Разозлилось снова Зло, закрутилось-завертелось, но не смогло на этот раз выпустить своего Монстра, вместо этого поднялось вихрем пепла, и растворилось в воздухе.

Сейчас мы с вами правильно соединим начало и окончание пословиц.

(На доске):

На добрый привет… (добрый ответ).

Про доброе дело… (говори смело).

Жизнь дана на… (добрые дела).

Учись доброму… (дурное на ум не придет).

Без добрых дел… (нет доброго имени).

Худо тому, … (кто добра не делает никому).

Добрые дела… (красят человека).

Путем зла… (не доходят до добра)

Час в добре пробудешь…(все горе забудешь).

Кто живет в добре… (тот ходит в серебре).

Лихо помнится, а добро…( век не забудется).

Бедного обижать…(себе добра не желать).

3.Итог

Если, вы готовы измениться, то можете сделать это уже сейчас и стать добрее. Для этого достаточно перестать причинять кому-либо вред, злиться на кого-либо, обижаться или бояться. Для этого достаточно осознать это и вы сможете измениться. Помочь нам может наша совесть, неподкупный судья, который находится внутри нас, который чувствует, что на самом деле хорошо, а что плохо. И если совесть возражает против какого-то поступка, то мы должны отказаться от него, какие бы выгоды он не сулил.

На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?

Литература:

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Классный час по духовно-нравственному воспитанию

«Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными»

Форма проведения: Классный час.

Подготовительная работа: на уроке технологии дети делают поделку – сердечко, читают литературные произведения, находят пословицы о добре.

Цель:

  • Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.

  • Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

  • Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

  • Работать над выработкой положительных черт характера.

  • С помощью игр, пословиц, и заданий развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли, работать в группах.

Оборудование:Презентация, карточки для групповой работы, таблицы анкет, сердечки.

Класс разделён на 6 творческих групп по 6 человек в каждой.

Ход мероприятия:

Учитель читает притчу:

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Был шторм, и звезды выбросило на берег. Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… Для этой звезды.

Учитель: Можно ли этого мальчика назвать высоконравственным человеком?

— Что такое нравственность?

1 Слайд: Тема: «Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными»

2 Слайд:В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Учитель: Какие качества человека вы знаете?

Ученик: Доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость ит.д.

Учитель: Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие?

Ученик: Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность ит.д.

Учитель: Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладает.

Ученик: Я думаю, что у меня много хороших качеств.

Учитель: Почему ты так считаешь? Приведи примеры.

Ученик:

3 Слайд:

Учитель: Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества с малых лет, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной. Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками?

Ученик: Успешными, удачными, счастливыми.

Учитель: Чтобы быть в жизни счастливыми, успешными, что вы должны делать?

Ученик: Развивать хорошие качества характера.

Учитель: “Безнравственному человеку не дано совершить великие дела”

Вы хотите в жизни чего-то достичь?

Ученик: Да!

Учитель: Что вы должны делать с малых лет?

Ученик: Развивать в себе хорошие качества характера.

Учитель: Разгадав кроссворд, мы прочитаем основное качество личности нравственного человека.

Групповая работа:

1.Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)

5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

7. Заботливое отношение к людям? (внимание)

Проверка: Слайды с 4 по 18.

Ученик читает стихотворение Н. Тулуповой «Доброта»

Слайд 19.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Учитель: Добрый человек – это какой человек?

Ученик:Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать.

Учитель: Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.Слайд 20.

Сценка:

А что это у тебя в руке?

— Счастье…

— А почему такое маленькое?

— Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое…

— Да, восхитительно!

— Хочешь кусочек?

— Наверное…

— Давай ладошку, я поделюсь с тобой.

— Ой, оно такое тёплое!

— Нравится?

— Очень…Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке…

— Так всегда бывает.

— А если я с кем-то поделюсь?

— Тогда у тебя прибавится своего!

— Почему?

— Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.

— А руки об него обжечь можно?

— Руки обжигает боль…Счастье не может обжечь…

Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!

ДЕЛЮСЬ!!!

Учитель: Дети встаем в круг. У каждого имеется сердечко, почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Каждый дает свое сердечко товарищу по команде с хорошими пожеланиями.Слайд 21.

Учитель: Спасибо.

Групповая работа:1)Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре.Слайд 22.

  • Добрые дела, …(дороже денег)

  • Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)

  • Добро не лихо — … (бродит тихо)

  • Доброе дело … (два века живёт)

  • Доброе слово лучше … (мягкого пирога)

  • Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)

2) Назовите литературные произведения, где главный герой проявляет лучшие нравственные качества.

Учитель: Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора.

И подумайте, какая из пословиц подходит к этому рассказу.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Ученик: Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.

Учитель: Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

Ученик:

Учитель: Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

Ученик:

Учитель: Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

Учитель: Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Ученик:

Учитель: Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

Ученик: Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

Тест:

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

Вопросы:Слайд 23.

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подведем итоги:

Подсчет очков.

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11

— и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Учитель: И в заключении я прочту вам одну притчу.

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили — факт, полон.

И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

«Теперь», — обратился мудрец к ученикам,- » я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети — те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина.Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями — только они имеют цену, все остальное — лишь песок «

Итог:

Учитель: О чем мы сегодня поговорили?

Ученик: О нравственности. О доброте.

Учитель: Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?

Учитель: Молодцы дети, что вы поняли с какими качествами характера лучше жить в этом мире. Хочется закончить классный час словами В.А.Сухомлинского «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. За добро платите добром! Будьте добрыми и милосердными.Слайд 24.

Домашнее задание: Вспомните человека (друга, учителя), добрый поступок которого был для вас дороже денег, и напишите ему письмо благодарности.

Исполнение песни «Дорогою добра».

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для 1–2-х классов «Если добрый ты…»

Цель: формирование представлений у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное.

Задачи:

  • обучение умению составлять небольшой рассказ;
  • развитие умения анализировать собственные поступки и поступки других;
  • воспитание стремления к совершению хороших поступков.

Подготовка: детям заранее даётся задание вспомнить случаи из жизни, нарисовать добро и зло.

Оборудование: презентация песни «Если добрый ты…», выставка рисунков учащихся (презентация), 4 комплекта солнышек с лучами, Библия.

Ход внеклассного мероприятия

Дети сидят полукругом в 2 ряда.

Учитель: Сегодня у нас с вами необычное мероприятие. Я не называю его тему. Вы об этом догадаетесь сами, посмотрев и послушав то, что я вам покажу.

(Приложение 1)

1. Вводная беседа.

— Обратили ли вы внимание, как называется эта песня?

— О чём поется в этой песне?

— Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами поговорим?

2. Рассказы детей о самом добром или злом событии в их жизни

– Дома вы подготовили рассказы, раскрывая свои представления о добре и зле, на примере случаев из собственной жизни.

— Расскажите их.

(В ходе рассказа задавать учащимся вопросы о том, почему он считает этот случай из жизни хорошим или плохим, от кого зависит наличие в жизни добра или зла.)

3. Знакомство с рисунками детей

(Приложение 2)

Рисунки рассматриваются поочерёдно и выслушиваются комментарии учащихся.

— Ребята, а каких рисунков и рассказов оказалось больше?

— А какой предмет присутствовал почти на всех рисунках? (солнце)

— А как вы думаете, почему?

4. Учитель: Сейчас я вам расскажу притчу про двух волков.

Старый индеец рассказал своему внуку:

— Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил.

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

— Как вы поняли эту причту?

— Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

— Почему?

— Легко ли забыть обиду? Простить?

6. Изготовление солнышек.

— Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.

— А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. В священном писании (показать Библию) бога называют солнцем правды. Как вы думаете, почему? Именно бог абсолютно добр, и там поясняется, что бог есть любовь. Мы с вами лучи божьего солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе, зажигать их в себе.

— Сейчас вы поделитесь на 4 группы и изготовите солнышки. Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.

(На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро, радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида.)

— Выйдите к доске. Давайте сравним, какие лучи выбрала каждая группа.

8. Вывод. Итог

— Как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого?

— Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.

— А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни?

— Вы правы: станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека.

— Вы молодцы!

Мероприятие заканчивается песней кота Леопольда «Если добрый ты», дети подпевают.

Песенка кота Леопольда

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.

Литература

  1. Детская Библия.
  2. “Начальная школа” (журнал) № 6 – 2002 г. Статья “К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании”.
  3. Материалы сайта http://viki.rdf.ru/

Внеклассное занятие по основам православной культуры «Человек рожден для добра» классный час по орксэ (4 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры

«Человек рожден для добра»

Господи! Даруй мне сердце

сильное, но нежное,

любящее и верное,

мудрое и благородное,

горячее и созидающее!!!

Цель урока:

Образовательная: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия добра, милосердия, ввести понятие сердечности; научить делать добро.

Развивающая: развивать мышление, умение думать, любить, чувствовать сердцем.

Воспитательная: воспитывать великодушие, милосердие, сопереживание, сострадание.

Задачи:

формирование способности к духовному развитию;

формирование основ нравственного самосознания личности;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, милосердия, сострадания.

Побудить стремление совершать добрые дела.

Познавательные УУД

  1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки, раздаточный материал.

Ход занятия

1.Орг. момент

Ребята! Мы с вами живем в великой стране – России. Испокон веков ее называли святой Русью, потому что душа России – Православие. Именно православная вера дала народу могучий дух, который удивлял всех иноземцев.

Андрей Первозванный

Сергий Радонежский

Серафим Саровский

Иоанн Креститель

— Что объединяет всех этих святых?

(Это святые, которые являются примером служения Богу и заступниками земли русской.)

— Какими они были?

(добрыми, благочестивыми, милосердными, великодушными, трудолюбивыми…)

— Что их связывает с нами, людьми, живущими в 21 веке?

(их заступничество проявляется и сейчас, они пример для подражания…)

И сегодня, на нашем занятии мы с вами и поговорим о разных качествах человека.

2. Подготовка к восприятию нового

— Послушайте историю

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей — искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.

-Так, о чем же мы сегодня будем говорить?

(О добре и зле)

— А кто же был источником зла в этой истории?

— А от кого исходила доброта?

— Как вы думаете, эта история вымысел, или в ней так же кроется частица правды?

3.Работа в парах

3.1. Составление определения

— А что же означает слово «добро» и «зло»

У вас на столах лежат карточки с толкованием этих понятий взятых из словаря Ожегова. Но там, только само определение, а вы должны сами догадаться, какому понятию оно принадлежит.

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.

ЗЛО — нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злой поступок.

— А какие примеры вы можете привести?

— Вспомните, мы рассматривали с вами тему «Подвиг», от кого исходило зло, а добро?

— Тогда давайте проведем четкие грани между добром и злом.

Добро

Зло

помощь

обман

умение говорить правду

хвастовство

трудолюбие

ложь

скромность

хитрость

честность

жестокость

правдивость

трусость

милосердие

завись

выдержка

жадность,

сострадание

болтливость

— Для чего нужно добро? Почему?

(Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)

— Для чего нужно зло? И нужно ли оно нам?

3.3. Работа с текстом

— Я предлагаю вам послушать сказку Л.Н.Толстого «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

-Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

3.4. Беседа по тексту

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

— Какого же человека можно назвать добрым?

Дети. Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?

Дети. Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

— Да, ребята! Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

ФИЗ.МИНУТКА

— Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Я буду называть слова, а вы, если услышите доброе слово, собираетесь в круг, а услышав злое, расходитесь. (Обман, взаимовыручка честность, помощь, хвастовство, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, совестливость, хитрость, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм).

5. Решение проблемной ситуации

— Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)

— Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили. Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

— Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? и по капельке положим их на чашу весов с “добром”.

-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?

(быть внимательнее друг к другу)

-Попробуйте сделать вывод, как надо поступать в жизни?

(«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»!)

Вы сейчас назвали «золотое правило» нравственного поведения человека.

-Помните, что даже если вы уже кого-то обидели словом или делом, никогда не поздно сказать: “Прости меня!”.

— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

6.Работа в группах

На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.

— Ребята, как мы назовём эту картину?

(“Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро побеждает зло”)

— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

(Делать добро очень приятно и радостно.)

7. Подведение итогов

— Ребята, в конце нашего занятия мне хотелось бы еще раз обратиться к притче о добре и зле. Послушайте ее.

Однажды один мудрец разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — темный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

— Какой вывод мы можем сделать?

(МЫ сами должны в себе побеждать зло и порождать добро )

— Наш урок подошел к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. Я думаю, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что человек рожден для добра, без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Иисус Христос учил учеников любить всех людей и даже врагов своих.

7.1. А сейчас давайте вспомним, ребята, какие добрые дела мы с вами делали. Демонстрация презентации «Наши добрые дела» и беседа по содержанию слайдов: «Вспомните, когда сделана эта фотография? Охотно ли вы выполняли эту работу? Что вы чувствовали по завершению этого трудного дела?»

— И сейчас мы в исполнении Мищук Валерии послушаем стихотворение .

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышлением,

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биением.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью, —

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

— А я хочу закончить такими строками:

Я об одном Всевышнего молю:

Храни людей, которых я люблю,

Храни и не состарь их лица –

Никто из нас не повторится.

Пусть я уеду далеко,

Пусть будет нелегко –

Забуду зло, напомню доброту, прощу обиду

И осуществлю заветную мечту.

Я всеми вами дорожу и вновь молю:

Храни, Господь, людей,

Которых я люблю!

Спасибо всем!

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»

Внеклассное мероприятие

по основам православной

культуры

«Человек рожден для добра»

Дуванова Е.В., учитель

начальных классов

2018г.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх