Помост

Вопросы веры

Клерикальный тип государства

КЛЕРИКАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Смотреть что такое «КЛЕРИКАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО» в других словарях:

  • КЛЕРИКАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма организации государственной власти, при которой церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику и все сферы общественной жизни. Ярким примером К.г. может служить Исламская… … Юридическая энциклопедия

  • КЛЕРИКАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма организации государственной власти, при которой церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику и все сферы общественной жизни. Ярким примером К. г. может служить Исламская… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • клерикальное государство — форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни. Примером К.г. является Исламская Республика… … Большой юридический словарь

  • ГОСУДАРСТВО КЛЕРИКАЛЬНОЕ — КЛЕРИКАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО … Юридическая энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВО КЛЕРИКАЛЬНОЕ — (см. КЛЕРИКАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — (греч. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеров Т.г.: в древности это Иудея, в период средневековья… … Энциклопедия юриста

  • клерикализм — а; м. Неодобр. Идеологическое направление в политике, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. Израильский, польский к. Ортодоксальный к. * * *… … Энциклопедический словарь

  • ТЕОКРАТИЯ — (от греч. theos бог и kratos власть) форма государственного правлений, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви. Теократические государства известны с древности. Папа высший руководитель Римско католической церкви является… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Зальцбург — У этого термина существуют и другие значения, см. Зальцбург (значения). Город Зальцбург Salzburg Флаг Герб … Википедия

  • Salzburg — Город Зальцбург Salzburg Герб … Википедия

Понятие и характеристика клерикального государства

В любом современном обществе существуют объединения граждан, исповедующих ту или иную религию. Существование таких субъектов общественных отношений, как религиозные организации, верующие и представители духовенства, порождает необходимость правового урегулирования их положения, а также определение роли религии по отношению к государственной власти, официальной идеологии, политике и иным аспектам, связанным с государственным строительством. Существуют различные варианты выстраивания отношений между религиозными объединениями и государственными институтами. При этом, авторы исследований по-разному называют эти отношения: государственно-конфессиональные отношения, государственная вероисповедная политика, и т. д. Однако, во всех случаях речь идет о выделении нескольких видов отношений государства и религиозных организаций, каждый из которых имеет свои характерные черты. М.О.Шахов, О.С.Шутова «Государственно-конфессиональные отношения: анализ типологий и «Силовая модель» — М., 2006

С точки зрения отношения государства к религии, выделяют светское, клерикальное и теократическое государство. Григоренко А. Ю. Церковно-государственные отношения в современной России и проблема религиозной свободы и нетерпимости // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе -М, 2000 — С 107 Для светского государства характерно отделение религиозных организаций от государственной власти и невмешательство церкви в деятельность государственных органов. В светском государстве религиозные объединения признаются общественными организациями и не участвуют в государственном управлении. Кроме того, в таком государстве закрепляется равноправие различных конфессий, свобода создания и деятельности религиозных объединений в рамках, установленных законом, невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, невмешательство церкви в дела государства и в политику, а также отделение государственной системы образования от церкви и признание ее светского характера. Р.В.Енгибарян Э.В.Тадевосян «Конституционное право» учебник для вузов Москва Юристъ 2000

В своем историческом развитии ряд обществ прошел через фазу теократического государства, то есть такой этап государственного строительства, при котором государственная власть осуществлялась непосредственно представителями духовенства, а государственная политика проводилась сообразно догматам соответствующей религии. Григоренко А. Ю. Церковно-государственные отношения в современной России и проблема религиозной свободы и нетерпимости // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе -М, 2000 — С 107 Примерами теократических государств могут служить Монголия до 1921 г. и Тибет до присоединения его к Китаю в 1951 г. На современном этапе единственным государством, отвечающим критериям такого государственного строя, является Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский, то есть высшее лицо Римско-католической церкви, которое одновременно осуществляет «светскую власть», насколько применим этот термин к организации государственного управления в Ватикане. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -С. 532

Своеобразным промежуточным этапом между теократическим и светским государством можно считать конфессиональное (клерикальное) государство — государство с доминирующим положением религии и духовенства, их политическими, правовыми, экономическими и социальными привилегиями. В клерикальных государствах религия устанавливается в качестве официальной идеологии, а соответствующая ей религиозная организация принимает участие в решении государственных вопросов, выполняет роль обоснования политики, является обязательным элементом государственной системы образования и воспитания, пользуется поддержкой государства и содержится за его счет, однако при этом церковь не сливается с государством целиком. Религиоведение / Энциклопедический словарь. -М.: Академический проект, 2006. -1256 с. В связи с тем, что в клерикальном государстве юридически и фактически доминирует одна из мировых религий, можно выделять христианское, исламское и буддистское клерикальное государство. Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции (Москва, 23-24 марта 1999 года). — М., 2000. -С. 36 В зависимости от влияния одной или нескольких религиозных конфессий следует различать соответственно клерикализм моноконфессиональный и клерикализм поликонфессиональный (соответственно и клерикальное государство может быть моноконфессиональным и поликонфессиональным). Кол Дурэм У. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. — М., 1999. — С. 19-34 При моноконфессиональном клерикализме влияние на жизнь общества оказывает какая-либо одна религия. О моноконфессиональном клерикализме можно говорить и в том случае, если на общество оказывают влияние несколько религиозных групп в рамках одной конфессии. Например, большинство британцев являются прихожанами англиканской церкви, но при этом государственной церковью Шотландии является пресвитерианская церковь. Поликонфессиональный клерикализм существует, когда в силу исторических особенностей, миграционных процессов и т. п. на жизнь общества влияют несколько конфессиональных групп и, соответственно, представляющих их институтов. Классическим примером общества, для которого характерен поликонфессиональный клерикализм, является Ливан, где общество фактически разделено по признаку принадлежности к различным христианским и исламским конфессиям. Новиков М.В. Клерикальное государство и церковь. Взаимоотношения церкви и государства в Израиле и в сопредельных странах. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005. — 35 с.

Клерикальное государство имеет следующие признаки:

В конституционных документах клерикального государства может декларироваться особая роль конкретной религии и признание ее в качестве официальной.

Религиозные организации могут заниматься вопросами регистрации актов гражданского состояния.

Церковь может осуществлять ряд судебных полномочий напрямую или через систему церковных судов, имеющих специальную юрисдикцию в соответствии с законодательством и официальной идеологией.

Религиозных деятели могут официально замещать должности в органах государственной власти, причем именно как представители духовенства. Например, в Палате лордов Великобритании насчитывается 24 духовных лорда, которые представлены духовенством Англиканской церкви.

Глава государства может являться одновременно и главой государственной церкви. Примером может служить королева Великобритании, возглавляющая Англиканскую церковь. Возможен также вариант, при котором глава государства при принятии важных решений обязан консультироваться с религиозным лидером или советом, состоящим из религиозных иерархов, что характерно для осуществления государственной власти в Египте.

Догмы, содержащиеся в религиозных текстах, могут в некоторых странах считаться источниками права, обладающими высшей юридической силой, что декларируется на конституционном уровне. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. — М., 2003 С. 127-129

При такой форме отношений между церковью и государством, религия является важным факторам, влияющим на поведение значительной части общества и функционирование социальных институтов, в том числе государства. Вместе с тем в рамках клерикализма влияние религии на жизнь населения не имеет абсолютного характера, то есть не охватывает все сферы жизни и всех людей. Это предполагает отсутствие обязательности исповедания той или иной веры и жёстких негативных санкций за невыполнение данного долженствования, а значит и отделение религиозных институтов от иных социальных институтов, в том числе — от государства. Точно так же в значительной степени автономно действуют и религиозные нормы, будучи разграниченными с иными социальными нормами, включая правовые. Балодис Р. Религиозные организации и латвийское государство // Религия и право. — 2000. — № 6. — С. 15

КЛЕРИКАЛИЗМ

Смотреть что такое «КЛЕРИКАЛИЗМ» в других словарях:

  • Клерикализм — (лат. clericalis «церковный») политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. В более узком, экклезиологическом смысле организация церковной жизни,… … Википедия

  • КЛЕРИКАЛИЗМ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • клерикализм — а, м. cléricalisme m., нем. Klericalismus. Реакционное течение при феодализме и капитализме, стремящееся к усилению влияния церкви или господству ее в политической и культурной жизни. БАС 1. Почему так пассивно относится к усилению клерикализма… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КЛЕРИКАЛИЗМ — (от позднелатинского clericalis церковный), направление, ставящее целью усиление влияния церкви и духовенства в политической и культурной жизни … Современная энциклопедия

  • КЛЕРИКАЛИЗМ — стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни … Большой Энциклопедический словарь

  • КЛЕРИКАЛИЗМ — КЛЕРИКАЛИЗМ, клерикализма, мн. нет, муж. (от лат. clericalis церковный) (полит.). В буржуазных странах политическое направление, стремящееся к установлению господства церковных организаций в политической и культурной жизни страны. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

  • КЛЕРИКАЛИЗМ — КЛЕРИКАЛИЗМ, а, муж. Идеологическое и политическое течение, стремящееся к укреплению и усилению влияния церкви в политической и общественной жизни. Католический к. | прил. клерикальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

  • Клерикализм — стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни. Клерикальное государство форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты влияет на … Политология. Словарь.

  • Клерикализм — (от позднелатинского clericalis церковный), направление, ставящее целью усиление влияния церкви и духовенства в политической и культурной жизни. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Клерикализм — политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. Клерикальные, а в определённых условиях и теократические (см. Теократия) устремления характерны по… … Большая советская энциклопедия

Клерикализм

Священник, одетый в церковную одежду, во время прогулки по улицам Вены, Австрия

Клерикализм (позднелат. clericalis «церковный», от греч. ϰλῆρος «клир, духовенство») — политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. В более узком, экклезиологическом смысле — организация церковной жизни, предполагающая господство клира (профессионального духовенства) — сацердотализм. Следует отличать от теократии. Противоположный термин -—- секуляризм.

Носителями клерикализма выступают духовенство и связанные с церковью лица. Клерикализм использует в своих целях не только церковный аппарат, но и различные клерикальные организации, клерикальные политические партии, а также созданные при ближайшем участии церкви профсоюзные, молодёжные, женские, культурные и прочие организации. Клерикальные партии возникли вместе с парламентаризмом, хотя клерикализм, как мировоззрение и политический идеал, несравненно древнее.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:5 405 789 860
  • ✪ Атеистический дайджест #67. Клерикальная симфония
  • ✪ Академик Евгений Александров — Опасность клерикализации
  • ✪ «Философия и политика». Выпуск 22

Субтитры

Агрессия РПЦ против народа

После свержения советской власти, при которой церковь и религия стояли на задворках общественной жизни и не имели заметного влияния в обществе, РПЦ начала делать первые шаги по упрочению своего положения. Буржуазное государство быстро поняло необходимость церкви как одного из главных институтов системы, как эдакого болеутоляющего, «опиума для народа».

Клерикализация общества шла постепенно, сначала проводилась исподволь, аккуратно. Речи о законе божьем в школах или кафедрах теологии в вузах не шло. Сначала говорилось о восстановлении разрушенных «проклятыми большевиками» церквей, монастырей и т.п. Но, сделав первые шаги, расширив свое влияние в обществе, финансово окрепнув за счет беспошлинного импорта водки и табака и торговлей ими, РПЦ стала действовать агрессивно и бесцеремонно, стала претендовать на особую роль в обществе. В деле клерикализации РПЦ получает активное содействие со стороны буржуазной власти.

Погромы и пропаганда

Претендуя на особую роль в обществе, РПЦ объявляет о своем праве решать, кому что дозволено говорить, петь, писать и делать. Православная публика и черносотенные группировки устраивают налеты на неугодные организации и учреждения, проводят травлю неугодных лиц, устраивают провокации, драки и погромы.

Энтео и подельники жгут книги

Широко известными стали выходки Дмитрия Энтео, который периодически проводит различные акции, уничтожая то, что противоречит учению «отцов церкви», нормам православной морали. Так, например, в марте 2013 года члены движение «Божья воля» ворвались в офис партии «Яблоко», захватили партийную литературу и устроили ее сожжение возле станции метро «Новокузнецкая».

Кроме того, православные активисты устроили погром на праздновании 20-летия радиостанции «Серебряный дождь», под предлогом того, что громкая музыка мешала им молиться.

Еще один пример действий банды Энтео — погром в Манеже, совершенный 14 августа 2015 года. Ворвавшись туда, члены «Божьей воли» во главе с Энтео заявили, что экспонаты оскорбляют чувства верующих, и устроили погром, похитив при этом несколько экспонатов.

Верующие мирно отстаивают свои права

Другим примером действий православной общественности на ниве борьбы за нравственность могут служить запреты концертов некоторых иностранных рок-групп в различных городах России, инициированные этой самой общественностью. Тем или иным способом в 2014 году православные активисты срывали концерты музыкантов: польской группы Behemoth, американцам Marylin Manson, Slayer и Cannibal Corpse. Православная общественность мотивировала свои действия неприятием творчества перечисленных музыкантов.

Естественно, что в своей пропаганде церковники не забывают и о коммунистах. Вот что например заявил митрополит карельский и петрозаводский Константин (О.А. Горянов) в своей проповеди, произнесенной 24 января с.г. в храме поселка Шуя: «…А мы знаем уже, что и Карл Маркс, и Фридрих Энгельс, и Ленин не были атеистами в подлинном, научном смысле этого слова. Они ненавидели Церковь Христа, были явными или тайными сатанистами» .

Церковные захваты

Естественно, для расширения влияния среди широких масс и для увеличения доходов, РПЦ нуждается в расширении сети церквей увеличения ее географии и плотности. Решается эта задача двумя путями: отъемом существующих строений и строительством новых сооружений.

В первом случае, используя различные способы давления, зачастую заручившись поддержкой чиновников, РПЦ захватывает приглянувшийся объект себе. Показательный пример таких действий – остров Валаам, где монастырь всяческими способами пытается выжить с острова местных жителей. В ход идут различные способы давления, например, отключение электричества несогласным. Цель же церкви в данном случае – расширение туристического бизнеса, полный контроль за Валаамским туризмом.

Здание музея Арктики и Антарктики

Другим примером отъема зданий церковью является попытка захвата здания Музея Арктики и Антарктики, расположенного в Ленинграде. Сам музей находится в единоверческой церкви, здание которой РПЦ требует освободить для отправления религиозного культа.

Второй путь так же хорошо известен. Всеми правдами и неправдами церковники добиваются под храмы лучших земельных участков, расположенных зачастую в парках, скверах, дворах и т.п. Ярким примером тому служит одиозная программа «200 церквей», проводимая РПЦ при активном содействии властей в Москве.

Одним из ярких примеров нахрапистых действий РПЦ в Москве стала борьба вокруг парка «Торфянка», находящегося в Лосиноостровском районе Москвы. Здесь РПЦ пыталась построить церковь в природоохранной зоне, испортив при этом часть парка. Местные жители активно поднялись против этого и своими слаженными действиями уже в течение полугода срывают попытки строительства и различные провокации. В противостоянии с местными жителями РПЦ активно использует черносотенные банды «Сорок сороков» и «Божья воля», осуществляют регулярные провокации в отношении защитников «Торфянки», организуют различные агрессивные акции о отношении обороняющихся. Одной из последних акций стала попытка строительства церкви, осуществленная 13 февраля 2016 года, несмотря на решение префектуры о переносе места строительства. Жителям удалось помешать попыткам построить временный храм, а утром прибывшая полиция заставила церковных экстремистов свернуть строительство и увезти стройматериалы. Так провалилась очередная попытка захвата парка.

Но не только в Москве РПЦ ведет агрессивную политику. Так в Бийске РПЦ положила глаз на местный лесопарк и попыталась было его захватить, но первая попытка наткнулась на отпор горожан и сорвалась. В ответ церковники захватили Дом Офицеров и начали обходным путем захватывать Бийский лес.

В деле строительства церквей РПЦ добралась уже и до наукоградов, ярким примером чему является закрытый город Снежинск, где уже ведется постройка церкви, осуществляемая, между прочим, при поддержке «Росатома»!

Проникновение в науку и образование

Кроме постоянных погромов и захватов земель, РПЦ так же активно проникает в науку и образование. Основными действиями РПЦ здесь стало продавливание изучения «Основ православной культуры» в школах и продавливание внесения теологии в список научных дисциплин. Оба этих похода закончились победой РПЦ. Сначала предмет ОПК был введен в школах, правда, как факультативный, а затем в 2015 году теология была признана научной дисциплиной и внесена в перечень дисциплин ВАК.

***

Таким образом, мы видим, как РПЦ за последние десятилетия при активной поддержке государства сумела окрепнуть, встать на ноги и начать активное проникновение во все сферы жизни. Погромные банды, сформированные РПЦ с согласия государства, используются против несогласных с проводимой политикой при захватах земель и строений, для агрессивной рекламы, различных погромов и акций сомнительного содержания.

При этом церкви сходят с рук не только захваты и погромы, скандальные акции и заявления, но уголовные преступления, совершаемые священнослужителями. Например, пьяный священник 1 декабря 2015 года в Петрозаводске сбил насмерть женщину и скрылся.

Понятно, что преференции, получаемые церковью от государства, есть результат активной проправительственной пропаганды, проводимой церковью среди прихожан. Кроме того, для многих церковь и религия являются отдушиной, «сердцем бессердечного мира», опиумом, с помощью которого они облегчают страдания, причиняемые им капитализмом. Также церковь, расширяя сферу своей деятельности, расширяет и сферу антикоммунистической пропаганды. Все это играет на руку буржуазной власти, с одной стороны, частично снимая напряжение накапливающееся в людях, и оглупляя их — с другой стороны. Также нельзя забывать и то, что черносотенные банды, старательно взращиваемые РПЦ при попустительстве власти, в будущем могут быть и будут направлены против рабочего, коммунистического движения. Именно поэтому всякие выходки, творимые клерикалами, черносотенными бандами и экзальтированной православной публикой сходят им с рук.

Николай Шиханов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх