Помост

Вопросы веры

Когда был всемирный потоп

Когда был Всемирный потоп? Библейская история

Согласно библейской истории, тогда, когда был Всемирный потоп, на Земле не уцелело ничто живое. Бог сделал исключение только для Ноя и его семьи, предупредив того о потопе за 120 лет. За это время Ной успел построить ковчег таких размеров, чтобы в нем уместились многие виды животных и птиц. Какую дату можно соотнести с нашим летоисчислением, чтобы понять примерное время данной кары Господа?

Гипотезы о Библейском потопе

В процессе исследования библейской истории можно было сделать вывод, что Всемирный потоп случился в 2370 году до нашей эры. Но геодезические и исторические данные не подтверждают такую дату. Так как в то время на Земле не происходило ничего подобного.

Согласно археологическим и геологическим исследованиям Ближнего Востока, массовое затопление поверхности планеты имело место 5 500 лет до н.э. назад. В то время произошло крупномасштабное землетрясение, которое сделало Черное море открытым, разомкнув его берега. Уровень воды тогда поднялся примерно на 140 метров. Так были затоплены самые густонаселенные местности на планете.

Была ли затоплена вся Земля во время потопа?

В Библии на этот вопрос содержится и свой ответ. Согласно церковной истории вся поверхность Земли действительно покрылась водой. Священнослужители выделяют девять подтверждений в пользу этой гипотезы. Рассмотрим их подробнее:

  • В Библии сказано, что во время затопления верхушки самых высоких гор были закрыты водой минимум на семь метров в высоту.
  • Постройка ковчега заняла у Ноя огромное количество времени. Поэтому можно предположить его гигантские размеры.
  • От начала Сотворения и до момента Потопа население земли по разным данным составляло несколько миллиардов или биллионов человек. Грехи и насилие были распространены не только в Месопотамии, но и за ее пределами.
  • Необходимость взять животных в ковчег также прямо указывает на всемирность Потопа. Если бы какая-то область не была затоплена, то и необходимости брать животных с собой у Ноя не было бы.
  • Слово «потоп» на иврите означает «катаклизм», что, в свою очередь, подтверждает масштабность произошедшего.
  • В Бытие сказано, что Бог заверил людей, что никогда больше он не пошлет подобную кару на Землю, и подарил всем выжившим радугу.
  • Ной находился в ковчеге целый год, а вода с земли уходила 4 месяца. И еще 8 месяцев понадобилось, чтобы земля просохла и стала пригодна для возрождения жизни.
  • О всемирности Потопа в Бытие сказано около 30 раз, также грандиозность события подчеркивается и в других священных источниках.
  • В Библии есть свидетельства, что все ныне живущие люди – потомки Ноя и его семьи.

В своих беседах с Ноем Бог четко указывает на намерение стереть людей с планеты. Видимо, грехи людские тогда достигли таких масштабов, что безгрешных представителей человеческой расы просто не осталось. Указания на то, когда был Всемирный потоп, есть в Бытие 7:21 и 9:1.

Кто, кроме Ноя, смог спастись?

Поскольку все, кто дышал воздухом, погибли, то на Земле остались только водоплавающие млекопитающие и другие обитатели морей и океанов. А также сам Ной с семьей в ковчеге. Многие животные, которые не поместились в ковчег, также были стерты с лица Земли.

Возродились только те виды, которые были выбраны человеком для спасения. Еще в водах мирового потопа исчезли многие виды растений и птиц. Существует версия, что флора и фауна планеты после затопления кардинально изменились.

Сколько длился потоп?

Исходя из библейских данных, гнев Бога длился 40 дней и 40 ночей. Затем целых 150 дней вода постепенно убывала. Еще 40 дней Ной выпускал на волю ворону, которая не найдя пристанища неизменно возвращалась к ковчегу. И лишь спустя этот период все живое высадилось из своего корабля на священной горе Арарат.

Свидетельства о потопе встречаются и в поздних апокрифах. В первой Книге Еноха указана другая причина Всемирного потопа. Там сказано, что он начался из-за того, что ангелы соединялись с дочерьми земли, и на свет рождались исполины. Из-за этого начала распространяться магия, возникло социальное неравенство, начались войны.

Филон Александрийский пытался найти доказательства в пользу Всемирного потопа. Он ссылался на морские раковины, которые находили на самых высоких и отдаленных от воды горах.

Археологические находки, относящиеся к Шумеру и Вавилону, также указывают на реальность всеобщего потопа. Так археологами были найдены таблички, описывающие нечто, похожее на потоп.

Схожие истории Всемирного потопа имеются у многих культур и народов, проживающих за десятки тысяч километров друг от друга. Например, исследование затонувших поселений у побережья Турции показало, что их затопило внезапно. И произошло все это как раз во времена Библейского потопа.

Ответить на вопрос о том, когда был Всемирный потоп, точно и конкретно нельзя. Его предполагаемые даты, из-за давности происходящего, могут относиться к разным эпохам. Но сомнения в том, что такое событие на Земле происходило, постепенно развеиваются разными научными исследованиями и историческими находками. Был ли всеобщий потоп столь масштабным, как указано в Библии? Скорее всего, все так и происходило. Хотя споры по данному поводу не утихают и сегодня. Даже различные христианские конфессии могут высказывать противоположные мнения на этот счет. Ведь у каждого религиозного направления Библия трактуется по-своему.

Каким был Всемирный потоп с научной точки зрения

Ученые прогнозируют: к 2050 году многие прибрежные места на Земле уничтожит новый глобальный водный апокалипсис.

Легенда о Всемирном потопе рассказывается не только в Библии, но и присутствует в мифологии многих цивилизаций, никак не пересекавшихся друг с другом в древние времена. Сюжет один и тот же: грешники прогневили Бога, который предупредил нескольких праведников о надвигающейся катастрофе и о том, что в ней погибнут все недостойные. Всевышний дал им время построить ковчег, взять с собой близких и «каждой твари по паре», чтобы спастись и уже на новом месте начать новую жизнь.

Предания об этом сохранились у греков, японцев, индусов, австралийцев, у индейских племен Центральной и Южной Америки. Самое раннее упоминание о Всемирном потопе было найдено при раскопках древнего города Ниневии на обломке глиняной таблички (III тыс. до н. э.) с отрывком из шумерского эпоса о Гильгамеше. По тексту она максимально близка к библейской, но старше ее аж на 700 лет. 3 декабря 1872 года мир узнал об этой сенсации. Исследователи из разных стран мира склоняются к тому, что Всемирный потоп – это не миф, и по всему свету ищут доказательства, выдвигая различные гипотезы.

Индийская легенда о Всемирном потопе. Рыба спасает Ману. wikipedia

Между нами тает лед

Захария Ситчин. wikipedia

В конце 1970-х годов американский писатель и исследователь Захария Ситчин опубликовал серию книг «Хроники Земли», в которых рассказал об инопланетной расе – аннунаках. Автор утверждал, что это не выдумка. Всю информацию о пришельцах он нашел, расшифровав шумерские тексты. Аннунаки на Земле добывали золото, используя людей в качестве рабов. Они знали о Всемирном потопе, но предупредили о нем лишь своего любимца Энлиля.

Возможно, астронавты с другой планеты, используя неведомые землянам технологии, сами построили ковчег – уникальный объект для собрания ДНК каждого живого земного вида – и в итоге помогли выжить жителям чужой для них планеты. А сам Всемирный потоп вызвали тонны антарктического льда, которые, тая, начали соскальзывать в воду и вызвали огромной силы волны в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах. С потеплением последовали бури с дождями, которые и привели к катастрофе.

Ян Брейгель (Старший). «Потоп и Ноев ковчег»

Соль земли

В 1996 году американские геологи Уильям Райан и Уолтер Питмен выдвинули свою версию о локальном Черноморском потопе, который и нашел отражение в легендах о Всемирном. По их мнению, около 5600 года до н. э. произошло мощное землетрясение и в едином горном массиве, соединявшем Европу и Азию, образовались трещины. По ним из Средиземноморского бассейна хлынули гигантские водопады на место нынешнего Черного моря. В те времена там находилось малосоленое или даже пресноводное озеро. Тогда затопило 155 тысяч кв. км суши, погибли некоторые цивилизации, а кому-то посчастливилось спастись.

.com

Водяной вулкан

В 2007 году профессор сейсмологии Вашингтонского университета Майкл Вайсешн рассказал о своем открытии. Исследователь и его помощник изучили собранные за много лет данные сейсмографов по всему миру. Оказалось, что под восточной частью Евразии и под Северной Америкой, на глубине 1200-1400 километров, находятся огромные резервуары с водой. Скорее всего, ее запасы образовались вместе с планетой. Не исключено, что в древности из-за подвижек земной коры твердь прорвало, и наружу хлынула вода. Уровень Мирового океана резко поднялся, и случился Всемирный потоп.

В 2006 году эту же версию рассматривали и английские ученые из Манчестерского университета, обнаружившие морскую воду на глубине около 1500 километров. Ее следы нашли в углекислом газе, вырывающемся наружу.

Фатальная луна

Ныне покойный российский математик Андрей Скляров произвел собственные расчеты и утверждал, что 13 тыс. лет назад Всемирный потоп вызвало падение небесного тела. Обломки разрушенной луны Фатта упали в Тихий океан в районе Филиппин. Огромная волна смела на своем пути все, уничтожая целые народы.

А американский геолог Грегори Рискин считал, что 250 млн лет назад к водному апокалипсису привел взрыв накопленного в больших количествах метана, выделяемого из вод Мирового океана. А вызвало его падение метеорита или землетрясение. Вода «вскипела», и страшным цунами затопило всю сушу.

.com

Кстати: Упомянутый выше профессор Вайсешн предупреждает, что в неизученных пока областях земной мантии еще много воды. Ее объем раз в пять раз превышает емкость всех наружных океанов, поэтому Всемирный потоп просто неизбежен. Британский ученый Джеймс Лавлок уверен, что льды на полюсах к 2050 году или раньше растают, и тот же Лондон полностью затопит. С ним был согласен и академик РАН Юрий Израэль, который тоже пророчил серьезное повышение уровня океанов. И тогда 14 из 20 мировых столиц просто скроются под водой. Видимо, уже давно пора строить новый ковчег, а не искать старый.

Библейское учение о всемирном потопе

Из книги Ивана Андреева «Православная апологетика», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Библейское учение о всемирном потопе (Быт. гл. 6–7), которым, по Библии, оканчивается первобытная («допотопная») история человеческого рода, после которого начинается новый период, новая эра человечества, наиболее оспаривается рационалистической научной критикой. Оспаривается главным образом объем потопа, т. е. его всемирность. Кроме того, оспариваются и частности, например, существование Ноева ковчега, возможность помещения в нем всех животных и др. Однако все ученые-геологи признают несомненность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной с наводнением или обледенением. Сомнения возникают лишь во всемирности этой катастрофы и в ее длительности. Геология противопоставляет потопу гипотезу так называемого «ледникового периода», считая этот геологический феномен более древним, более продолжительным и более всеобъемлющим.

Христианская апологетика по вопросу о потопе прежде всего стремится выяснить, какое значение для христианского мировоззрения имеет библейское повествование о всемирном потопе, а затем уже ищет научных данных, подтверждающих его истинность.

Вопрос о потопе – не частность, а одно из чрезвычайно важных положений мировоззрения христианина. Всемирный потоп – мировое событие, связанное с историей Ноя и его сыновей, от которых библейская история производит все существующие доныне племена и народы.

Кроме исторического значения, всемирный потоп имеет еще догматическое и нравственное значение. С всемирным потопом связано догматическое учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени. Причина же потопа имеет глубоко нравственное значение: потоп был послан человечеству как наказание за грехи, за всеобщее моральное разложение.

Истинность всемирного потопа засвидетельствована словами Самого Спасителя, что для христианина имеет решающее значение. Ибо христианское сознание может легче предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что ошибся Богочеловек (см. Мф. 24, 37).

В апостольских посланиях также часто говорится о всемирном потопе как о действительно бывшем событии (см. 2 Пет. 2, 5; Евр. 11, 7). Спаситель и апостолы Его, по самому характеру своей проповеди истины, не могли приводить «легендарных» и «ложных» сказаний о потопе в доказательство правосудия Божиего.

У разных народов имеется свыше семидесяти разных сказаний, напоминающих описание потопа в 6-й главе книги Бытия (наиболее близким к Библии является сказание Вавилонское). Всеобщность предания о потопе говорит о том, что в основу его легло какое-то действительное мировое событие, запечатлевшееся в памяти народов и сохранившееся в течение многих веков.

По вопросу о том, был ли библейский потоп всемирным в том смысле, что он покрыл всю поверхность земного шара (т. е. был геологическим явлением), или в том смысле, что в его волнах погибло все допотопное человечество (т. е. что он был явлением антропологическим), имеются в западном богословии различные мнения. Пытаясь примирить библейское сказание с геологическими научными гипотезами, некоторые западные богословы допускают, что потоп мог быть не повсеместным на всем земном шаре, а захватить собой только те местности и страны, которые были обитаемы людьми.

Православное богословие с этим согласиться не может, во-первых, потому, что это противоречит и смыслу и букве библейского повествования, в котором ясно сказано, что потопом покрылись все самые высокие горы по всей земле, а во-вторых, и потому, что и с научной точки зрения трудностей при объяснении местного потопа гораздо больше, чем для объяснения потопа всемирного.

Научные геологические гипотезы о потопе несколько раз менялись. Пока в допотопных слоях земли не находили никаких остатков людей, появлялись геологи, решительно утверждавшие, что потоп имел место на земле до появления человека. В настоящее время (после открытия следов человека в допотопных слоях земли) факт существования человека до потопа неоспорим. С этим фактом рушились многие «противоречившие» Библии старые геологические гипотезы. Но новые и новейшие геологические гипотезы о потопе представили новые «противоречия», которые, однако, не разделяются всеми учеными геологами. Главные пункты разногласия геологических гипотез с библейским сказанием могут быть сведены к следующим положениям.

Во-первых, геология смотрит на потоп как на естественное космологическое явление, а не как на специальное явление наказания Божиего людям. Противоречивость различных геологических гипотез и, в конце концов, бессилие науки только «научно» объяснить явление потопа только подтверждают в сознании христианина несомненную чудесность этого события.

Далее, геология смотрит на потоп не как на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библии только сорок дней, а как на громадную по времени продолжения целую геологическую эпоху. Потопу, по геологическим гипотезам, предшествовало постепенное, крайне медленное понижение температуры на земле, дошедшее наконец до ледяного состояния, причем массы воды на земной поверхности превратились в ледники, покрывшие обширные пространства земли. По Библии, потоп внезапно наступил и сравнительно скоро прошел, тогда как «ледниковый период», по геологии, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (в течение многих тысячелетий).

По Библии, потоп был всемирным и в геологическом, и в антропологическом смысле, т. е. весь земной шар был залит водой выше самых высоких гор, и все допотопное человечество, за исключением семьи Ноя, погибло. Мнения же геологов по этому вопросу расходятся, причем меньшинство предполагает, что некогда полярные льды и снега покрывали всю земную поверхность (чем предполагается, что и наводнение, предшествовавшее образованию льдов, было повсеместным), тогда как большинство склоняется к признанию только местного, хотя и обширного обледенения. Далее, геологи склонны отодвигать свой потоп на миллионы лет назад и не думают, что все человечество погибло в нем. Эти разногласия теологов и геологов невольно приводят к мысли: об одном и том ли явлении они спорят? И не следует ли отличать «потоп» библейский от «ледникового периода» геологов?

Многие современные геологи считают, что «ледниковый период» есть гипотеза, а потоп – еще не разрешенная проблема. Причины повсеместного понижения температуры, обусловившего наступление «ледникового периода», с достаточной точностью наукой еще не определены. Если библейский потоп не может быть строго научно доказан, то он не может быть также и научно опровергнут. Следовательно, нет никаких «научных» препятствий к христианскому доверию Библии.

Против всемирности библейского потопа часто возражают, ссылаясь на то, что в самой Библии не указывается достаточных причин для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорят возражающие, недостаточен, чтобы произвести такое громадное наводнение. По поводу этого возражения следует прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библии, заключается не в тех или иных естественных причинах, а во всемогущей воле Божией. Но и естественные причины, указанные в Библии как причины, подчиненные высшей Божественной воле, – были достаточны для всемирного потопа.

Главная причина потопа, по Библии, заключалась в том, что «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на втором плане (Быт. 8, 2). Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это могло означать и океаны, хлынувшие в результате мирового катаклизма, связанного с землетрясениями и изменениями дна океанов и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнению некоторых геологов, так громадны, что могли бы доставить еще более значительное количество водяной массы, чем это потребовалось для всемирного потопа.

Следовательно, все возражения против геологической достаточности причин потопа, указанные в Библии, не основательны.

Следует еще отметить указание Библии на радугу, которая появилась впервые только после потопа. Согласно некоторым научным гипотезам (например, гипотезе профессора Рима), существование радуги при допотопной атмосфере физически было невозможно, и лишь при выпадении огромных масс воды появилась возможность в измененной атмосфере появления феномена, именуемого радугой. Эта радуга, подчеркнутая в библейском повествовании как знак обета, что «потопа больше не будет», сообщает всему библейскому рассказу особую значительность и правдивость.

Купить эту книгу можно


в розничном
магазине
«Сретение»


в оптовом
интернет
магазине

Что говорится о всемирном потопе в библии

О нем говорится, например, в «священном писании».

В библии, в «книге Бытия», в VI, VII и VIII главах, рассказывается о всемирном потопе довольно подробно. Говорят, будто эту книгу написал когда-то сам Моисей, знаменитый древнееврейский «святой» пророк. Еще говорят, что он написал книгу Бытия со слов «самого бога». И вот что рассказывается в книге Бытия, о великом кровавом чуде всемирного потопа.

Когда люди начали умножаться на земле, увидел господь, что велико развращение человеков и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.

И видя это, раскаялся господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем.

«И сказал господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, — от человека до скотов и гадов и птиц небесных истреблю: ибо я раскаялся, что создал их».

Один только человек на всей земле, из всего человеческого рода «обрел благодать перед очами господа».

То был Ной, «человек праведный и непорочный в роде своем».

Такого человека бог не захотел губить. Поэтому он предупредил Ноя о том, что намерен вскоре истребить все человечество, и даже всякую живую тварь, — за грехи людей.

Так говорится в книге Моисея о причинах всемирного потопа. Это страшное бедствие было послано на землю намеренно. И послано против рода человеческого. И именно для его поголовного истребления, вплоть до невинных младенцев. И не только их, но и всех тварей земных. Могли не бояться гибели только те животные, которые населяли воду, — они оказались как бы застрахованными против потопа, он был не страшен им. Гнев божий на них не распространился.

Почему же господь наслал потоп на земной шар? В библии говорится, что это было сделано «за грехи людей». Тех самых людей, которых он же, по библии, и сотворил и о которых заранее знал, что они согрешат и что ему же придется истреблять сразу их всех.

Еще в «писании» прямо сказано, что за грехи одних, то есть некоторых провинившихся, бог истребил всех. Далее в книге Бытия говорится, что бог повелел Ною выстроить ковчег длиной в триста, шириной в пятьдесят, а высотой в тридцать локтей, осмолить его смолою изнутри и снаружи и ввести в этот ковчег из всякого скота, из всех гадов, и из всех животных, и от всякой плоти по паре, мужского пола и женского, чтобы они остались в живых вместе с Ноем. И из всех птиц по роду их. И из всех скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их.

Еще бог повелел Ною взять себе «всякой пищи, какою питаются»: «и собери (ее) себе, и будет она для тебя и для них пищею».

И Ной построил очень большой и очень крепкий ковчег и поместил туда всех сухопутных животных.

Сколько же именно животных поместил Ной в свой ковчег и каким способом собирал их в ковчег — об этом и в «писании» не говорится ни слова.

Во всяком случае, ковчег Ноя был готов к плаванию по очень бурным волнам безбрежного моря. Ной вошел в ковчег, и сам бог запер за ним дверь. После этого «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей», «водою покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом». «На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись (все высокие) горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле… все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, какое было на поверхности (всей) земли… Остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

Из этих слов «писания» видно, что чудесным образом вода появилась в огромном количестве, так что ее вполне хватило для затопления всей земли выше самых высоких гор.

Только по прошествии полутораста дней, говорится дальше в «писании», «Бог вспомнил о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся), бывших с ним в ковчеге; и навел бог ветер на землю, и воды остановились», а затем стали спадать, и спадали тоже полтораста дней.

Но как мог ветер остановить наводнение, затопившее весь шар земной, все страны? И в какую сторону должен был дуть ветер, чтобы прогнать воду? И куда именно ее прогнать? Об этом в «писании» ничего не говорится. Все это так и остается непонятным. Во всяком случае, вода повсюду спала и куда-то ушла. После трехсот сорока дней плавания, говорится дальше в «писании», Ной открыл, наконец, окно ковчега и выпустил из него ворона, чтобы тот посмотрел, убыла ли вода с земли. Ворон, «вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля».

Потом Ной выпустил от себя голубя. «Но голубь не нашел место покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег…»

Через семь дней Ной опять выпустил голубя, и голубь возвратился к нему в вечернее время, и был «свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли».

Так окончился потоп, по словам «писания». Ковчег Ноя остановился, как известно, на горах Араратских. А Ной и вся семья его и все живые твари вышли из ковчега. И бог сказал им: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». «Не буду больше проклинать землю за человека и не буду больше поражать всего живущего, как я сделал». «Не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».

И бог послал радугу в облаке, чтобы она была знамением (речного) завета между богом и землею.

О радуге в «писании» говорится тоже как о чуде. «Писание» объясняет, что она явилась не сама собой, как это бывает обыкновенно, а ее нарочно произвела «сверхъестественная сила».

Таково знаменитое и старинное еврейское сказание о всемирном потопе в том виде, как оно рассказано в книге Бытия.

Многое в этом сказании для нынешних людей совершенно непонятно и многое кажется совершенно невероятным и чудесным. С другой же стороны, и «писание» говорит как о чуде и о том, что вовсе не считается за чудо. Так, например, кто же в настоящее время считает радугу чудом?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Всемирный потоп — прежде всего, библейская история, описанная в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.

В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь Ной является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.

Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)

Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – Ноев Ковчег. Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.

Потоп в Библии.

Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.

Читать главы, повествующие о Всемирном Потопе:

Бытие, глава 6 Бытие, глава 7 Бытие, глава 8

Всемирный потоп — чудовищная катастрофа библейской истории, последствием которой стало затопление всей планеты и смерть практически всего живого. Вода во время потопа прибывала не только за счет непрекращающегося 40 дней дождя, но и по причине открытия гигантских подземных источников.

Сотворение мира в Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после грехопадения Адама и Евы. На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало убийство Авеля, совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.

Открылись все “источники бездны”, и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.

… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)

Потоп в апокрифах.

Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в апокрифических текстах, например, в Книге Юбилеев (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.

Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.

Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.

Библейская история Великого Потопа имеет свой источник — ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.

Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам — семь дней.

Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров — потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).

Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата — вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.

Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдскойкультурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.

Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.

А был ли Потоп? Научная точка зрения.

Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.

На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.

Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:

  • цунами вследствие землетрясений или падения метеоритов,
  • подъем уровня воды по той или иной причине,
  • прорывы воды из замкнутых водоемов из-за карстовых процессов,
  • тайфуны.

С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?

Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды — ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса — установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000—5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.

Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.

Время потопа

Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался

в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).

Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э.

Однако, нет научных оснований считать, что в это время в исследуемом нами регионе быль сколь-либо крупномасштабные наводнения. Поэтому библейская хронология в данном случае не работает.

Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры.

Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх