Помост

Вопросы веры

Когда ходить в церковь

Содержание

Часто приходится слышать недоумение и протест против тех правил, с которыми невоцерковленный человек сталкивается, придя в Церковь. Эти люди хотят доказать (прежде всего самим себе), что можно не ходить в храм, и находят для этого массу доводов и аргументов. Вызвано подобное отношение к Церкви тем, что многим не понятна ее природа, смысл ее бытия. К великому сожалению, Церковь часто отождествляют со светскими институтами: школами, университетами, больницами.

И, если исходить из такого понимания, то, безусловно, эти люди правы. Действительно, образование можно получить в домашних условиях, самостоятельно или пользуясь услугами репетиторов. Лечить различные болезни тоже можно дома, самому или приглашая врачей на дом. Во время войны сложные операции порой делались в условиях полевых госпиталей практически под открытым небом.

Почему молиться нельзя дома, так ли уж обязательно нужно ходить в храм?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно разобраться, зачем человек приходит в церковь. Если только помолиться, поставить свечку, приложиться к иконам, то для этого в храм можно не ходить. Свечи и лампадки можно затеплить дома, иконы дома тоже есть.

Тогда зачем же люди идут в храм? Когда, повторюсь, подлинного понимания природы Церкви нет, тогда и рождаются «крылатые», но глубоко ошибочные по смыслу штампы: «Бог должен быть в душе», «Я верю в Бога, но без фанатизма» и тому подобные.

Давайте попробуем разобраться в причинах «фанатизма» верующих, в вопросах «дресс-кода» и многом другом. Начнем с простого, именно с так называемого «дресс-кода».

То, что в Библии якобы ничего про внешний вид не написано, неверно. Написано и достаточно много, формат короткой заметки просто не позволяет возможности привести все цитаты из Священного Писания, но прочтите хотя бы послания первых учеников Христа – святых апостолов, и вы найдете в них достаточно много слов о том, каким должен быть внешний вид человека, входящего в храм.

Конечно, всегда написанное можно понимать по-разному и, чтобы не впадать в полемику, давайте честно ответим на вопрос: а на свадебный пир мы пойдем в шортах или спортивном костюме? А на прием к руководству? К президенту, например. Искренне никак не могу понять, почему человек, входящий в Церковь, не хочет понять, что он входит в дом Божий, в гости к Богу?

Люди спрашивают: «А как же любовь, которая должна все прощать?» Совершенно верный вопрос! Если я пришел на юбилей к близкому, любимому человеку в грязной рабочей одежде или в полураздетом виде, то не является ли это проявлением нелюбви и крайнего пренебрежения к юбиляру и к его гостям?

Поверьте на слово, если вы входите в храм в непристойной одежде, то вы отвлекаете от молитвы стоящих в храме людей.

В молитвенное состояние войти совсем не просто, а вот «выбить» из него можно в одно мгновение и внешним видом, и чересчур резким запахом духов – да много чем.

И где же тогда любовь к стоящим в храме людям? Или пусть терпят мое понимание свободы? Странная складывается ситуация: мы спокойно относимся к тому, что дресс-код вводят в светских учреждениях: в школе, театре, даже в ресторане – а вот в Церкви, оказывается, никаких ограничений к внешнему виду быть не должно.

Зачем люди приходят в Церковь?

Человеку неверующему, отрицающему бытие Божие, дальше можно не читать. Но для того, кто крестился сам и привел на Крещение своих детей, кто пытается общаться со своим Творцом, все нижесказанное является самым главным для осмысления.

Вернемся к истокам. Человек – высшее творение Божие – создан особым образом по сравнению с остальным материальным миром. Бог оживотворяет человека Своим дыханием, которое человек усваивает, а значит, может накапливать.

Стяжание (накопление) благодати Святого Духа с целью своего обожения и есть главная цель человеческой жизни. И создан человек был иерархично: дух – душа – тело.

Как видите, главным был дух, что позволяло первозданному человеку находиться в непосредственном соединении с Богом. После грехопадения природа человека искажается: на первое место выходит тело, которое подминает душу и сковывает дух. Все! Благодатная связь с Богом разрывается. И проходят тысячи лет, пока человечество в битве со своей изуродованной природой, когда плотские наслаждения становятся высшей целью, рождает Деву, Которая смогла вместить в Себя Творца Вселенной.

Бог сходит на землю, просвещая человечество новым духовным учением. Закон воздаяния «око за око» заменяется заповедью о любви к ближнему. Но, чтобы у души были силы любить, Христос оставляет нам Таинства и главное из них – Таинство Евхаристии (Причастия).

Коли наша изуродованная природа главным сделала свою плоть (высокая температура или больной зуб не позволят нам ни сосредоточенно молиться, ни решать задачу, ни слушать музыку), то и благодать Божия приходит к нам через материю. Сионская горница, Тайная Вечеря, Господь благословляет хлеб и говорит Своим ученикам сокровенные слова:»Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Благословляет Чашу и произносит: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Слово «завет» означает договор. Договор с Богом: Ты – мне, я Тебе. Я причащаюсь Твоего Тела и Крови, Ты даешь мне Свою благодать, исцеляющую мою природу.

Как писал святитель Григорий Богослов: «Бог становится человеком, чтобы человек стал богом».

Другими словами, благодать Божия (светским языком, Божественная энергия) предается человеку только в Таинствах Церкви, которые происходят только в храме. И Церковь – это не посредник, а мост, который соединяет человека со Христом.

Благодать Божия питает, очищает и преображает душу человека. Именно поэтому он и идет в Церковь, даже если в ней встречаются скорби, несправедливость или грубость. Да, к сожалению, подобное встречается.

Как относиться к священникам, которые не всегда ведут себя высокодуховно?

Среди преподавателей университета, и среди врачей попадаются взяточники, но разве от этого мы перестаем признавать науку и медицину? Если директор учебного заведения – пьяница, это дает нам повод отрицать роль образования и не водить детей в школу?

Да, в среде духовенства много нестроений – об этом можно судить по нравственному состоянию общества. Раз оно в таком плачевном виде, то отвечаем за это перед Богом прежде всего мы – священники! И никто нас от данной ответственности не освободил и не освободит, независимо от формы светской власти.

Ничуть не оправдывая наше духовное состояние и низкий духовный уровень, просто хочу пояснить его причины. Наши предки за годы безбожной власти уничтожили более 50 тысяч храмов и расстреляли, замучили десятки тысяч священников и глубоко верующих людей. Не будем их судить за это, права не имеем!

Еще далеко не ясно, как бы каждый из нас повел себя в те непростые годы, когда власть публично пообещала покончить с «религиозным мракобесием». А духовная наука (научиться правильно любить Бога, ближнего, себя) очень сложна. Очень! Самостоятельно ее изучить крайне трудно. Да, собственно, приведу простой пример. Давайте вышлем из страны 30 тысяч лучших хирургов и посмотрим, как оставшиеся будут ставить диагнозы и оперировать больных.

Приходят юные искренние батюшки, и на них обрушивается море сложнейших духовных проблем современного падшего мира, а учителей нет! И начинаются проблемы…

Христос предупредил нас о последних временах простыми, ясными словами: «И по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь». Любовь прежде всего к Творцу, ибо оказывается, что совершенно незначительные причины мешают человеку приходить в храм, в гости к Богу.

Однако, как написано в Библии, «мир на волю дан». «Невольник – не богомольник» – говорили наши предки. Никто не может заставить человека любить Бога, ближнего и себя, следовать тому закону, который оставил нам Христос.

Современный человек сам решает, как правильно толковать и применять духовные законы в своей жизни, забывая, правда, что, если «Бог должен…», то Он не Вседержитель, а подчиненный.

Творец никому ничего не должен – это забытая сейчас богословская аксиома. Но Бог не отнимает нашу свободу, оставляя за нами право отвергнуть Его дары. В противном случае человек превратится в биоробота, что с Божественным пониманием любви недопустимо.

Почему важно соблюдать законы в духовной жизни?

В Таинстве Крещения человека (а для младенцев у крестных) трижды спрашивают: «Сочетоваешься ли Христу?» И трижды человек дает Богу обет: «Сочетоваюся». Иными словами, буду соединяться со Христом. Чтобы согреть руки, нужно коснуться тепла, чтобы обожить душу, нужно коснуться Бога в Таинстве Причастия. Новый Завет между Богом и его творением заключен в Сионской горнице словами: «Придите, ядите…»

Человек, который отказался от исполнения обета, данного в Таинстве Крещения, как это ни горько признавать, становится клятвопреступником перед Богом.

Нравится нам это нам или не нравится, но так Бог построил мир. Нравятся нам или не нравятся законы материального мира, законы физики, химии, биологии, но мы их все-таки стремимся соблюдать, иначе окружающий мир разрушается.

Самое страшное для человечества, когда оно нарушает духовные законы.

Тогда разрушается духовное пространство, созданное Богом для существования мира. И на определенном этапе человечество подойдет (если уже не подошло) к точке невозврата, и наступит Второе пришествие Бога на землю. И за свое понимание духовных законов и жития по ним каждый из нас будет давать ответ.

Зачем люди ходят в храм? (Сочинение на свободную тему)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Это, я считаю, не вера и не любовь к Богу. Только человек, который молится с истинным раскаянием, со слезами, который благодарит Бога за то, что тот поддерживает его, вселяет в него надежду, является верующим. Бог слышит все наши просьбы, наши молитвы. И думаю, слышит и тех, кто не верит в него, помогает им и поддерживает.

Посещая храм, люди, я думаю, соединяются с Богом, они получают божественную энергию, которая наполняет их внутренней силой, помогает справиться с невзгодами. Однажды я с мамой присутствовал на службе в Казанском соборе. Людей в храме было много. У икон святых горели свечи, приятно пахло растопленным воском и ладаном, священник читал текст Евангелия, пел церковный хор. Но я стоял рядом с мамой и думал, когда же кончится служба. В какой-то момент поднял глаза и посмотрел на людей, которые меня окружали. И сразу забыл об усталости. Лица людей были сосредоточенны, умиротворенны. Когда же звучал церковный хор, люди радовались и удивлялись красоте пения, крестились и кланялись Богу с улыбкой. И я тоже стал креститься и кланяться вместе с остальными и делал это не потому, что было нужно, а потому, что сам захотел этого.

Божий храм – это место, куда человек должен идти сам, а не по принуждению. К сожалению, многих людей пугает соблюдение церковных обрядов и таинств. Поэтому они не так часто ходят в храм. А жаль, потому что благодаря таинствам, человек становится ближе к Богу. Церковных таинств в православной церкви семь: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Расскажу про некоторые из них.

При крещении человеку дается имя и Ангел-хранитель, найденные по Святкам — календарю памяти святых. Проходить через это таинство можно в любом возрасте. Считается, что это духовное рождение человека, поэтому чаще всего крестят детей. Во время таинства младенца окунают три раза в воду: Во имя Отца, Сына и Святого духа. Крещение совершает священник-архиерей. А родители, выбирая имя для ребенка, смотрят на дату его рождения и дату памяти святого и ищут ближайшую.

Покаяние или исповедь — это таинство, когда священник исповедует наши грехи у Господа. После специальных молитв священник накрывает голову епитрахилью и читает молитву. После чего исповедующийся целует крест и евангелие. Но исповедуясь, человек должен понимать, что если он раскаялся, он обязан больше не совершать этот грех. И значение покаяния заключается не в признании себя грешником, а в изменении образа жизни, приводящего к греху.

Причащение или таинство Евхаристии — это таинство, когда человек принимает хлеб и вино, которые после особой молитвы превращаются в тело и кровь Христову. Само слово Евхаристия значит благодарение. Люди благодарят Господа и соединяются с ним во время причащения. Хлеб — это просфоры, из которых вынимают частички для причащения. Вино — это кагор. Приступать к причащению можно только после исповеди. В специальной чаше священник выносит Тело и Кровь Христову и, спрашивая у причащающихся имя, причащает их.

Соблюдать церковные таинства нужно. Думаю, они позволяют людям не только общаться с Богом, а также изменяют человека и его жизнь к лучшему, помогают понять себя и простить других.

В моей школе преподают предмет «Основы православной культуры». Я и мои одноклассники очень любят его, потому что каждый урок для нас — открытие. Открытие самих себя. Мы читаем Библию, знакомимся с церковными таинствами, с монастырями, соборами, а главное, учимся сопереживать и ценить то, что у нас есть и является для нас самым дорогим – любовь наших близких. Именно о них я думаю, приходя в храм. И приглашаю вас туда, потому что в нем у меня всегда появляется уверенность, что у меня и моих родителей все будет хорошо.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16613

К нам пришел e-mail. «Я не понимаю, почему мне нужно ходить в храм. Есть Бог, есть моя вера в Него — зачем мне Церковь?».

Таких писем было несколько. Все они об одном: зачем человеку «посредник» между ним и Богом? Зачем ходить в церковь, если можно исполнять все заповеди и жить праведно без богослужений?

Чтобы быть хорошим, не обязательно ходить в храм

Это правда — духовная жизнь без церковных служб до определенной глубины возможна. Церковная жизнь и храмы — это лишь, одна из сторон духовного опыта, и она в какой-то степени не определяющая. Не даром, в христианском предании есть такой образ — «фарисея». Фарисей — это олицетворение искусственной Церковной жизни: когда человек ходит на все службы, соблюдает церковные правила и предписания, но внутри за этим фасадом нет ничего — только пустота и окаменелость.

Главная, может быть, суть христианства — и миссия Христа на Земле — помочь перенести духовную жизнь человека снаружи вовнутрь — в его душу. Поскольку, без живого доверия Богу, без любви к Нему и Любви Его — все остальное «мертво».

И святые тоже учили: «ключ» к обретению настоящего себя — в молитве, смирении (то есть, умении хранить мире на душе, чтобы ни происходило), покаянии (постоянной решимости жить по Любви Христовой), и наконец — в стяжании Благодати Духа Святого. Стяжание Благодати — вот, главная цель любого христианина на земле. А все остальное — даже, заповеди, — суть «инструменты» для достижения этой цели.

То есть, с одной стороны получается, что все церковное и святоотеческое предание говорит про исключительную важность именно внутреннего духовного опыта. Но с другой: все святые также отмечали важность воцерковленности — то есть, регулярной, постоянной и не замирающей церковной жизни. Они говорили: какой бы глубокой и насыщенной не была молитва у человека, насколько праведен ни был бы он сам — без церковных служб всё будет неполно. Иными словами — христианства нет без Церкви.

Почему?

Почему нужно ходить в храм?

Духовная жизнь — не математика, и она не раскладывается на формулы. Но раз мы говорим про то, почему христианства нет без Церкви и без храма, то во всем этом можно выделить четыре элемента.

  1. Храм — место, где можно получить особенно сильный «духовный опыт».
  2. Церковь — как место, где совершаются Таинства.
  3. Церковная жизнь, как укрепление христианской общины и ощущение общей молитвы.
  4. Церковные богослужения, как необходимое «правило» в жизни человека.

Эти четыре стороны церковной жизни на самом деле безотрывны друг от друга. И объяснить во всей глубине одну, не упомянув остальные, практически невозможно. Тем не менее, каждая из них сама по себе достаточно полна, чтобы говорить о ней, как о причине ходить в храм.

Храм — место, где можно получить особенно сильный духовный опыт

Душа — это место соприкосновения с Богом внутри человека. Храм — место соприкосновения Бога с «внешней» стороны. Когда эти обе стороны совпадают — наступает духовный резонанс.

Если спросить любого христианина, он расскажет, что именно в храме его постигало какое-то необыкновенное ощущение «Бог здесь и Бог сейчас». И расскажет, что это ощущение бывает иногда настолько сильным и настолько глубоким, что после него всё вокруг на какое-то время, словно, меняется.

Человек вспомнит, что много раз — если не всякий — выходя со службы на улицу, ощущаешь, как далеко от тебя вся эта суета, и насколько истинным является именно то, что происходит в храме.

«Бог устроил храм, как гавань — чтобы люди, укрывшиеся в нем от шума и треволнений, наслаждались великим покоем» (Святитель Иоанн Златоуст).

Одно это повод не лишать себя этой, церковной стороны духовной жизни.

Церковь, как место, где совершаются Таинства

Если глубокие ощущения, про которые говорилось выше, иногда еще можно списать на психологию и эмоции, то Таинства — это самая мистическая часть церковной жизни. Например, исповедь — таинство очищения души. Или таинство миропомазания. Или венчание. И конечно же, причастие. По сути, храмы воздвигаются именно ради Таинства причастия.

Отразить в словах всю суть причастия невозможно. Традиционно все понимают, что это центральный момент церковной жизни — все храмы, все службы подводят человека к этому Таинству. Христиане стараются с младенчества причащать своих детей. Взрослые — если они долго обходятся без причастия — смутно ощущают, что в их жизни что-то не так.

Через причастие человек соединяет себя со Христом и Вечностью. Причастие — это то, что связывает христиан и христианские общины всех времен. В Причастии Христос дарит Себя человеку. И человек соединяется с Богом не только духовно, — в форме молитвы, — но и «осязаемо».

Святые, подвижники и многие христиане именно причастие считали главным источником внутренних сил и всей своей жизни. И именно ради него, — а не ради глубоких ощущений — они шли в храм.

Церковная жизнь — укрепление христианской общины

Если говорить с богословских позиций, то Церковь — это тело Христово. Она объединяет в Себе в одном мгновении все молитвы, что совершались когда-либо христианами, все службы, святых и всех христиан — живущих и живших когда-либо. В Церкви нет расстояний и временных преград — в Ней все объединяется Христом, все мы едины и все мы- часть Его Тела.

Но Церковь объединяет людей и во вполне земном смысле. С самых первых дней одной из неотъемлемых частей христианства была его общинность. Почитайте об этом в тексте про святых отцов — в нем рассказывается, каким необыкновенным явлением были первые христианские общины — каким полным было это объединение людей во Христе. Люди не только на словах, но на деле и в мыслях становились братьями и сестрами.

К сегодняшнему дню общинность в первозданном виде сохранилась только в монастырях — да и то не во всех. Однако храмы и прихожане храмов являются «отзвуками» этих общин. Пускай только на пару часов, пускай только в такой форме, но все мы, собравшиеся в церкви, становимся вместе. Бедные и богатые; люди с самыми разными увлечениями и привычками; мужчины и женщины; простаки и интеллектуалы — вся эта разница между нами в стенах церкви мистическим образом пропадает. Все — как по волшебству — на какое-то время сбрасывают с себя искусственную оболочку и становятся «молитвой» — той самой молитвой, которая стирает расстояния и время.

Конечно, это во многом идеальная картина — в церкви бывают разные люди, и мы сами приходим туда с самым разным настроением. Однако человек, погруженный в храме в молитву, смотрит на все совершенно другими — «духовными» — глазами. И в храме одновременно сосуществуют десятки «духовных» взоров, которые соединяются вместе и устремляются ко Христу. И такая община — ничем не хуже первохристианской!

Церковные богослужения, как необходимое «правило»

В тексте про утренние и вечерние молитвы мы говорили, что еще одной стороной духовной жизни является «правило». То есть, некая «обязанность», которую человек выполняет не по своему рассуждению, а потому что «так надо». Такие обязанности правят и в конечном итоге духовно исправляют человека, потому что отречение от своеволия — это одна из опор на пути к святости.

Святые и священники говорят: в храм нужно ходить не только ради Причастия и некоей христианской общности, но и ради правильного внутреннего устроения. Первое время регулярные походы в храм будут, скорее, трудом. Но со временем — по мере духовного возрастания, — для человека это станет духовной радостью и даже необходимостью. Как и утренняя и вечерняя молитвы.

Вместо заключения. Почему еще «одинокая» духовная жизнь неполноценна?

Царство Божие — это духовная семья, и оно реализуется в Церкви, которая также является духовной семьёй. Церковь живёт по принципу семейственности, потому и называют в Церкви священников духовными отцами, игумений и опытных монахинь — матушками, а все мы друг ко другу братья и сёстры.

Но есть еще одна причина, почему одинокая духовная жизнь неполноценна (об этом также предупреждают святые и духовники): одиночную духовную жизнь всегда поражает эгоизм. Он процветает в человеке также незаметно — постепенно укоренясь и мимикрируя под как бы истинное подвижничество.

Именно поэтому опытные монахи-духовники крайне редко благословляли своих духовных чад-иноков на отшельничество — лишь, после того, как те по-настоящему укрепятся и не пройдут все круги духовной борьбы. Да и то после этого старались внимательно наблюдать за ними, потому что эгоизм — одна из самых хитрых ловушек в духовной жизни и даже самые великие подвижники вели борьбу с ним до самого последнего своего дня.

Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

До скольки можно идти в церковь. Когда ходить в церковь? Какие бывают поклоны

Когда в пост перед Пасхой едят рыбу

Требования Великого поста на каждый день максимально строгие и верующий человек должен отказаться от любых продуктов животного происхождения каждый день, включая вторник и четверг, а также выходные дни. Особенно подчеркивается этот момент, потому что, в другие многодневные посты, рыбу, как правило, кушать можно именно в обозначенные периоды.

Что касается Великого поста, то рыбу можно будет кушать всего лишь два раза за семь недель. К этому прибавляется один день, когда можно кушать икру.

Это первый день Великого поста 2017, когда можно будет кушать рыбу. в этом году выпадает на четверг четвертой недели поста. Этот праздник имеет не переходящую дату, потому что, связан символически именно с Рождением Иисуса Христа (7 января в православном календаре), а не смертью его на кресте.

Благовещение Пресвятой Богородицы практически всегда выпадает на пост, но является важным церковным праздником. В этот день вспоминают о том, как Архангел Гавриил явился к Деве Марию с вестью о том, что ей суждено родить на свет Сына Божьего. Это большой праздник, который принято широко отмечать, но не забывать, что идет пост.

Кушать рыбу или в любой другой год, несмотря даже на пост, можно. Также разрешается готовить любые рыбные блюда.

Еще одна дата, когда можно есть рыбу в Великий пост 2017, какого числа. Правда, тут речь идет, скорее, не о рыбе, а именно о рыбной икре. Каждый год дата Лазаревой субботы разная в зависимости от того, на какой именно день приходится Пасха.

В этот день Великого поста вспоминают о том, как на подходе к Иерусалиму, где Христос потом и будет распят, Спаситель воскресил из мертвых Лазаря. Икра разрешается в таком контексте, как символ продолжения жизни. Если подумать, то из икры можно приготовить множество блюд: от паштета до икры под маринадом.

Важно! В принципе, в современной кулинарной традиции так повелось, что морепродукты также приравниваются к икре. Многие верующие в Лазареву субботу кроме икры, также подают на стол и морепродукты отдельно или в сочетании с различными растительными ингредиентами.

В конце шестой недели Великого поста, дата меняется в зависимости от наступления Пасхи, отмечается еще один важный праздник. Это Вербное воскресенье, день, когда Иисус Христос вошел в Иерусалим. Церковный устав разрешает в этот день строго поста включать в свой рацион рыбу или блюда на основе этого ингредиента. Вид рыбы не важен: речная, морская или другие варианты.

Можно также в Вербное воскресенье, которое в 2017 году приходится на 9 апреля, пить немного церковного вина. Готовить рыбу можно в растительном масле любым способом.

Теперь вы точно знаете актуальные дни, когда можно есть рыбу в Великий пост 2017 года. Прежде всего, речь идет о празднике Благовещение, который по православному календарю всегда приходится на 7 апреля и, чаще всего, выпадает именно на период Великого поста. Также икру можно кушать 8 и 9 апреля, потому что, именно на эти дни выпадают праздники, связанные с Пасхой – это суббота Лазаря и Вербное воскресенье.

Отдельно следует отметить, что пост – это не просто воздержание от животных продуктов. Кроме того, что человек поститься телом, он должен поститься духом. Обязательно ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, больше общаться с Господом, подготавливая себя и свою душу к большому празднику.

Сказать спасибо за статью 0

В понедельник, 27 февраля, у православных христиан начался Великий пост 2017. В этом году он продлится до 15 апреля и завершится Пасхой 16 апреля. Мы публикуем расписание питания по неделям, а также дни, когда можно употреблять вино и рыбу.

В воскресенье, 26 февраля, закончилась масленая неделя. Православные христиане проводили зиму и вдоволь наелись блинами. А с понедельника, 27 февраля, у них начался самый длинный и строгий Великий пост. В 2017 году он проходит с 27 февраля по 15 апреля.

Великий пост — это центральный пост во всех исторических церквях. Цель его в подготовке христиан к празднованию Пасхи. Великий пост и Пасха отмечен в богослужении воспоминанием о крестной смерти и воскресении Христа. Строгие ограничения связаны с сорокадневным постом, который соблюдал Иисус Христос в пустыне.

Вместе с едой христиане традиционно отказываются от вредных привычек, а также веселья. На 48 дней православные полностью исключают из еды любое мясо, молоко, сыр, масло, сметану, яйца и животный жир. При этом правильным постящимся для церкви считается тот, кто не только отказывается от запретной пищи, но и активно молится и посещает службы.

Великий пост 2017, первая неделя

Начинается Великий пост 2017 с дня полного воздержания, 27 февраля. Со вторника, 28 февраля, по пятницу, 3 марта, можно есть только сухие продукты: хлеб, сырые овощи, фрукты, сухофрукты, мед и орехи. В выходные 4 и 5 марта можно употреблять вареную пищу с растительным маслом, а также вино.

Великий пост 2017, вторая неделя

На второй неделе суровые дни с сухоядением чередуются с днями, когда можно есть вареную растительную пищу без масла. Сырые овощи, фрукты, орехи и мед следует есть в 6, 8 и 10 марта. А 7 и 9 марта разнообразить рацион можно вареной растительной пищей без масла. В субботу, 11 марта, и воскресенье, 12 марта, снова можно употреблять вареную пищу с растительным маслом, а также вино.

Великий пост 2017, третья, четвертая, пятая, шестая недели

Три последующее недели в точности повторяют вторую неделю Великого поста 2017. По понедельникам, средам и пятницам постящимся предписано сухоядение. Во вторник и четверг меню можно разбавлять вареными овощами, но без масла. В выходные разрешено добавлять в меню масло и вино.

Великий пост 2017, седьмая страстная неделя

Самые строгие дни Великого поста 2017 начинаются в понедельник. 10 апреля. В этот день стартует последняя или страстная неделя. В эти дни пост становится наиболее строгим.

В Страстной понедельник, Страстной вторник, Страстную среду и Страстной четверг (10-13 апреля) верующие употребляют только хлеб, сырые овощи, фрукты, сухофрукты. орехи и мед.

В Страстную пятницу, 14 апреля, следует полностью воздержаться от еды до выноса плащаницы. В страстную субботу, 15 апреля, снова следует придерживаться сухоядения.

Заканчивается все 16 апреля в Воскресенье Христово. В этот день кончается Великий пост 2017 и празднуется Пасха 2017.

Великий пост 2017: когда можно рыбу

Несмотря на строгие ограничения во время Великого поста есть несколько дней, когда можно употреблять в пищу рыбу. В Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля в 2017 году) и Вербное воскресенье (9 апреля в 2017 году) разрешено добавлять в меню рыбу. А в Лазареву субботу (7 апреля в 2017 году) можно есть рыбную икру.

1. К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

3. Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

4. В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи нужно покупать именно в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

5. При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

6. Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?
По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

Как правильно креститься?

На правой руке складываем большой, средний и указательный пальцы, чтоб они соприкасались подушечками (символ Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух), два оставшихся прижимаем к ладони (символ двойного естества Иисуса Христа – Бог и Человек). Далее руку подносим ко лбу (во Имя Отца), на живот (и Сына), к правому плечу (и Святаго Духа), к левому плечу (Аминь) и кланяемся.

Сколько времени надо находиться на службе?
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

Как правильно целовать иконы?
Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых — руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя — во власины.

Как нужно себя вести при каждении?
При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю — это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

Куда ставить свечи за здравие?

Свечи за здравие ставятся на любой подсвечник, кроме кануна (стола у Распятия) – там ставятся свечи с молитвой об умерших. Кому из святых? Как Вашей душе угодно, кому сердце укажет. Ваша молитва – ко Господу. А святые – наши заступники пред Ним и ходатаи. Можно также поставить свечи, например, к особо чтимым Вами и Вашей семьей иконам Божией Матери или Празднику.

Виды записок:

— о здравии: проскомидия, ектения, молебен.
— о упокоении: проскомидия, ектения, панихида.

И о живых, и об умерших можно также заказывать сорокоуст, полугодовое, годовое, пятилетнее и вечное поминовение.
Проскомидия: совершается перед Литургией: из просфор вынимаются частицы и кладутся в Чашу, готовится богослужебная просфора — Агнец. С записок, поданных на проскомидию, прочитываются имена. И частицы вынимаются за этих людей. Уже во время Литургии, после пресуществления Даров, вынутые частицы погружаются в Святую Чашу с молитвой ко Христу омыть грехи поминаемых.
Ектения: имена читаются во время Сугубой ектении после чтения Евангелия на Литургии.
Молебен: заказывается отдельная служба (точнее, это называется требой). В записке на молебен можно указать кому: например – молебен к какой-либо иконе Богородицы, святому…
Панихида: отдельная служба об умерших. Совершается часто. Есть еще Родительские субботы, перед которыми служится Парастас – специальная заупокойная служба. Записки, поданные на Родительскую субботу, читаются и накануне, в пятницу, на Парастасе, и в субботу на Литургии на ектении, и после Литургии на панихиде.
Сорокоуст: молитва во время чтения псалтири в монастыре в течение 40 дней;
полугодовое, годовое, пятилетнее и вечное поминовение – соответственно, по тому же принципу.
Подавать записки следует в свечную храма. Образцы есть везде. Если образец не вывешен – можно спросить в свечной храма об оформлении – вам все объяснят.

В записки пишут только имена крещеных людей. Новорожденных (еще некрещеных) пишут так: «имя матери» со чадом. Беременных – непраздной «имя». Если человек болен – болящей(го) «имя». Если записка об умерших – то нельзя писать самоубийц, некрещеных младенцев (о них молятся дома).

Что такое исповедь?

Исповедь подразумевает открытое к Богу сердце, искреннее желание стать лучше и расстаться с плохими мыслями и действиями, избавиться от желания совершать плохие поступки (по отношение как к окружающим, так и к себе). И раскаяние в том плохом, что уже совершено. Что является греховным? На эту тему достаточно толковой литературы, которую Вы можете купить в церковной лавке, например, «В помощь кающимся» Игнатия Брянчанинова.

Как готовиться к исповеди?

Здесь универсального рецепта нет. Да и не спросишь особо никого: а как ты готовишься к исповеди? Потому что это очень личный вопрос. Некоторые вообще на бумажке все пишут накануне. Главное, что нужно сделать – это настроиться на размышление о своих поступках и мыслях.

Как проходит исповедь?

Узнайте в храме о часах исповеди. Это может быть вечер (после или даже во время службы) и утро (перед Литургией). Если Вы знаете какого-либо священника (видели на службе, разговаривали и прониклись доверием) – узнавайте в свечной, когда он будет исповедовать. Лучше (особенно в первый раз) идти на исповедь к тому, кто Вас к себе располагает. Несмотря на то, что исповедуетесь Вы Богу, а не батюшке, личный фактор здесь влияет, и ничего мы с этим поначалу поделать не можем. Хотя, возможно, кому-то это и неважно.

Подходить на исповедь нужно в порядке живой очереди. Подойдя, преклоняйте голову. Начинайте «согрешил(а)» и перечисляйте грехи. После того, когда Вы сказали все, закончите исповедь «Прости меня, Милосердный Господи». После того, как Вы закончили исповедь, батюшка накрывает вашу голову епитрахилью (принадлежность богослужебного облачения – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь) и читает молитву. Предварительно спросит ваше имя (не забудьте, что если Вас зовут Розой, а крещены Вы Надеждой, надо сказать «Надежда»). После молитвы Вы креститесь, целуете Евангелие, лежащее перед вами, и Крест (там же) и отходите от аналоя.
Главное: причащаться без исповеди нельзя, но исповедоваться без последующего причастия можно. Подготовка к причастию гораздо сложнее и больше, чем к исповеди.

Как готовиться к Причастию?

Три дня до Причастия положено поститься (не есть мяса, молочных продуктов, яиц, а постом – и рыбы). В пост входит также отказ от курения, выпивки и воздержание. Необходимо за время подготовки прочитать правило ко Причащению (оно есть в любом православном молитвослове). В сам день Причастия после 12 часов ночи (то есть с начала нового дня) не положено кушать и пить до конца Литургии. Раньше люди к причастию одевались в светлые одежды – была такая православная традиция. До службы или накануне положена исповедь.
Во время Литургии, ближе к концу службы, услышав пение: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.», начинайте потихоньку перемещаться в правую часть храма. К Чаше подходят именно оттуда. После слов священника «Со страхом Божиим и верою приступите» (он выносит Чашу) и пения «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» – читается молитва «Верую, Господи, и исповедую…» (вы ее уже узнаете после домашней подготовки к Причастию). Ее батюшка читает сам, но весь храм про себя (иногда, и вслух) повторяет. После молитвы под пение «Тело Христово приимите…» причащающиеся подходят к Чаше. Руки складываются крестообразно на груди – правая на левую.

Подходя к Чаше, называйте свое имя в крещении, открывайте рот и принимайте Тело и Кровь Господа. После этого целуйте край Чаши и отходите дальше в левую часть храма. Там берите кусочек просфоры и запивайте. Креститься и кланяться у самой Чаши не надо, чтобы не задеть ее. Также до того, как Вы запьете, не следует ничего говорить. После причастия сразу из храма выходить не следует. Дождитесь конца службы, поцелуйте Крест, который будет давать священник после проповеди, и только после этого обновленные выходите из храма. Не забудьте дома прочитать молитвы после Причастия. Или послушайте их в храме по окончании службы.

По выходе из храма

Благословение
Должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

Общее
Выходя их храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.
Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.
Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Только тогда каждый согреет свое сердце, возбудит свою совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Теперь отвечаем на часто задаваемые вопросы:

— корзинка с деньгами (около аналоя на исповеди, около запивки после причастия или еще где в храме) – это добровольная жертва, а не плата за таинство. Решайте по возможностям и по совести.

— то, что Причастие дается одной ложкой, Вас тоже пусть не смущает. Никто еще от Чаши не заразился.

— после первой исповеди (особенно, если вы каялись в тяжких грехах) Вас могут не допустить к Причастию. Редко, но такие случаи бывают. Идите спокойно домой, делайте то, что сказал священник, и готовьтесь к следующей исповеди. Подходить к Чаше без благословения нельзя.

— если у Вас есть потребность рассказать о чем-то священнику – договаривайтесь с ним об индивидуальном приеме. Во время исповеди долгие беседы неуместны – за вами, скорее всего, стоит еще много человек.

Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?
Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли — всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

В какие дни лучше всего сходить в церковь?

Вопрос читателя:

Хочу сходить в церковь, но руки все никак не доходят. В какие дни лучше всего сходить в церковь?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Это очень хорошее и правильное желание, дай Бог! В церковь зайдите в ближайший же день! Будете идти по делам или с работы, например, — и зайдите в храм. Вы сможете купить свечи, поставить перед иконами, ставя свечи, помолиться и попросить Бога, чтобы он направил Вас и помог началу церковного пути.

В храме или на сайте храма можно посмотреть расписание богослужений. Думаю, будет хорошо не откладывать и прийти помолиться на богослужении. В будни народу будет меньше, обычно приход собирается в храм накануне воскресенья, в субботу вечером, и на службу (литургию) в воскресенье утром.

Думаю, будет хорошо прийти помолиться в субботу и в воскресенье. Также, не откладывая, узнать, когда в церкви совершается Таинство исповеди или проходит беседа со священником.

Вы сможете поговорить с батюшкой лично, чтобы определить, как будет происходить Ваша духовная жизнь.

Дерзайте!

Храни Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх