Помост

Вопросы веры

Когда переходный возраст

Во сколько лет обычно начинается подростковый период? У каждого человека это происходит по-разному. Однако имеется единый критерий: когда у ребенка появляется самосознание – он становится подростком.

Начало переходного возраста

Раннее детство закладывает в малыше базу для участия в социальной жизни, труде. Социум формирует его личностные качества, помогающие ему гармонично влиться во взрослую жизнь, чему способствуют дошкольные учреждения, различные кружки, а также домашнее воспитание.

Периодизация детства и взросления

Критерии (лет) Название
0–1 младенец
2–4 детство раннее
4–6 дошкольники
7–10 младшие школьники
11–16 подросток
17–18 юноша / девушка
19–35 молодость
36–45 зрелость
46–60 старшее поколение
61–75 пожилые люди
более 76 старость

Большинство родителей задаются вопросом: подростковый возраст – это сколько лет? Точные цифры назвать сложно, поскольку вступление каждого ребенка в данный период зависит от генетической предрасположенности и индивидуальных особенностей организма. У одних детей наступление подросткового возраста приходится на 11 лет, у других на 14.

Принято выделять три этапа переходного возраста:

  1. Организм готовится к изменениям – предпубертатный период.
  2. Формируются вторичные половые признаки – пубертатный.
  3. Фаза завершения подросткового периода – постпубертатный.

Помимо общих черт подростковый возраст у различных народов, национальностей имеет свои особенности, вызванные географическим, национально-культурным и иными аспектами. У детей формируются черты характера, привычки, которые отвечают общепринятым нормам данной среды.

Во сколько лет начинается переходный возраст в России? На протяжении столетий пубертатный период у русскоязычного населения назывался «отрочество». Он продолжался с 12 до 17 лет. По настоящий момент эта норма в нашей стране осталась неизменной.

Психологическая ломка

На фоне физиологического взросления происходят психические изменения. Для ребят данной возрастной группы характерны эмоциональные вспышки, личная активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению в глазах окружающих. Их гордость страдает из-за того, что они вынуждены зависеть от родителей.

Подростки очень активно стремятся подражать старшим, ориентируясь при этом на ценности современного мира. У них появляется повышенный интерес к своей личности, самооценка. Начинает проявляться противоположное состояние: конфликт с собой. Взрослеющий ребенок зачастую имеет болезненное самомнение, порою беспечное отношение к своей жизни. Все незначительные проблемы кажутся катастрофическими, они проявляются весьма эмоционально.

Внимание! Различные проявления подросткового поведения необходимо терпеливо пережить, как стихию, которая вскоре уляжется.

Взросление мальчика

Давайте разберемся – когда начинается подростковый возраст у мальчиков? Научные исследования говорят, что «мальчиковый» предпубертатный период обычно начинается в 11. Оканчивается примерно в 16.

Трудный возраст обусловлен гормональной перестройкой. У мальчика изменяется голос, начинается активное наращивание мускулов, развиваются половые органы, появляются маленькие усики и пушок на лице, а также растительность на других частях тела. Выработка гормонов в организме влияет на поведение подростка: он становится груб, неуправляем. Сильное половое влечение доставляет юноше дискомфорт (даже когда он находится в младшем подростковом возрасте – а это 11 лет).

Взрослеющие мальчишки стремятся к максимальной независимости. Нередко она становится непредсказуемой и безрассудной. Всплески гормонов приводят юношу к бунтам и истерическому поведению. От этого страдает не только он, но также домочадцы. У мальчиков сложный период протекает сложнее, чем у девочек. Этому подтверждение грустная статистика: убегают из дома, становятся наркоманами или алкоголиками чаще всего дети мужского пола.

В воспитании мальчика неоценимую роль играет отец, который должен быть образцом мужского поведения. Чтобы сформировать будущую гармоничную личность из своего сына, отец должен наладить с ним контакт на базе полного взаимопонимания. Если семья неполная, то данная роль отводится деду или дяде.

Взросление девочки

Половое развитие у девочек наступает раньше, чем у мальчиков, поэтому в подростковый период девочка вступает зачастую в 9 лет – а это раньше обозначенного срока. Оканчивается сложный период примерно в 15.

У ребенка появляются вторичные половые признаки: расширяются бедра, тело становится более округленным. Может увеличится масса тела. На лобке и подмышками появляются волосы. Нередко выскакивают угри, что приносит подростку массу комплексов. Физиологическое состояние девочки очень часто приводит к тому, что она не воспринимает свое тело. Другая сторона медали – повышенный интерес к противоположному полу.

Важно! Обязанность мамы – в доступной для дочки форме объяснить щекотливые моменты, связанные с физиологическими моментами. Необходимо помочь ребенку смягчить скачок «от детства к взрослости».

Как и у мальчиков, у взрослеющих девочек появляется потребность доказать всем, что они взрослые. Необходимость в самоутверждении лишает их возможности сохранять спокойствие все время, пока длится подростковая фаза жизни, принимать разумные решения. Характер девочки становится трудно-контролируемым.

Полезные рекомендации

Подростковый возраст длится примерно 4–5 лет. Все это время родителям нужно ставить себя на место своего ребенка. От старших требуется благородство по отношению ко всем людям, терпимость и гибкость по отношению к подростку. Неокрепшее сознание взрослеющего ребенка впитывает поведенческую манеру взрослых. Если родители критикуют и осуждают учителей, соседей, друзей, то тем самым засевают психику своего чада зернами неприязни к окружающим.

Учтите! Взрослые должны приучать подростка к ответственности, однако не насильственными методами, а предоставляя ему свободу выбора.

Важный аспект – полноценный сон. Норма ночного отдыха составляет 8 часов. Если подросток не высыпается, то его нервная система расшатывается, он испытывает стресс. Начинаются проблемы.

Очень важно физическое развитие взрослеющего ребенка. Спорт поможет снять напряжение, связанное с гормональными выплесками. Правильное, сбалансированное питание обеспечит потребность подрастающего организма в витаминах, микроэлементах, белках, углеводах и т.д.

Если вышеприведенные рекомендации не приносят ожидаемого результата, то следует обратиться за консультацией к опытному психологу. Основные «симптомы», сигнализирующие о такой необходимости:

  • постоянная подавленность;
  • отстраненность;
  • отсутствие аппетита;
  • хамство;
  • демонстративные поступки;
  • жестокость;
  • «деньголюбие».

Если ребенок требует карманных денег сверх нормы, то родителям следует отреагировать на этот тревожный сигнал. За «деньголюбием» может скрываться ужасная причина: употребление наркотиков. При обоснованном подозрении необходимо обследовать ребенка в наркодиспансере.

Окончание постпубертатного возраста

В последние годы психологи отмечают, что подростковый возраст заканчивается после совершеннолетия. Этот феномен имеет причины. Рассмотрим их.

Сегодняшняя эпоха цифровой экономики требует от молодых людей конкурентоспособного образования, на получения которого уходит очень много времени. Следовательно – отодвигается срок, когда молодой человек станет взрослым: будет финансово самостоятельным, чтобы создать полноценную семью. К тому же, многие парни и девушки возрастом от 18 до 35 лет продолжают жить с родителями.

Итак, психология взросления ребенка может немного снизить градус накала, облегчить нелегкую ношу родителей. И тогда подросток придет к согласию с собой.

Поздний переходный возраст бывает?

Здравствуйте, Летта! Я так поняла, что вы считаете, что переходный возраст обязательно должен ознаменоваться бунтом, эмоциональными всплесками со стороны подростка?
Но ведь все люди разные, в том числе дети и подростки. Разные по темпераменту, по психическому устройству; говоря с точки зрения системно-векторной психологии, люди отличаются набором векторов в своей психике, имеет значение, насколько они развиты и в каком состоянии находятся. Большую роль также играет, как проходило воспитание и развитие ребенка, понимали ли его родители, выращивали ли его согласно природным свойствам или вопреки.
Поэтому переходный возраст у всех проходит неодинаково: кто-то убегает из дома, бунтует, дерзит родителям и учителям, а кто-то тихо замыкается на себе, впадая в депрессию.
В любом случае, хорошо бы понимать себя, разбираться в своих состояниях, чтобы проживать жизнь осознанно и не быть игрушкой в руках своего бессознательного. Для этого есть системно-векторная психология, пока уникальное знание, которое позволяет это сделать. Приходите в библиотеку на нашем портале www.yburlan.ru/biblioteka почитайте статьи.
Уверена, вы откроете много для себя нового и возможно, поймете, почему вы уходите в себя, почему меняется настроение и т.д.
Каждые полтора месяца проходят бесплатные лекции. Даты пока не определены, но вы можете зарегистрироваться www.yburlan.ru/besplatnye-treningi
Всего доброго!

Поздний подростковый возраст: что это такое, физико-психологические особенности

Подростковый возраст — один из самых сложных и трудных периодов, которые мы проводим на протяжении всей нашей жизни. Это этап роста, на котором мы перестаем быть детьми, чтобы стать взрослыми, мы начинаем приобретать все больше и больше обязанностей, становимся более независимыми и в тот момент, когда мы формируем свою идентичность.

Заключительная стадия юности, предыдущие годы правильного вступления во взрослую жизнь, это то, что некоторые авторы называют поздней юности , Именно об этом эволюционном моменте мы будем говорить в этой статье.

  • Статья по теме: «8 самых распространенных психических расстройств в подростковом возрасте»

Подростковый возраст: время перемен

Переход между детством и взрослостью Это этап развития, характеризующийся наличием большого количества изменений, как физических, так и психических и социальных. Эта стадия завершается в конце подросткового возраста, но до того, как этот последний этап наступит, происходит много явлений, которые позволяют лучше понять его.

Во-первых, появление половой зрелости выделяется как момент, который ознаменует начало юности и в котором Различные изменения из-за действия нейроэндокринной системы начинают генерироваться (особенно до активации гипоталамуса и гипофиза) и стимуляции выработки и действия половых гормонов, которые из него происходят, как у мужчин, так и у женщин.

Тело увеличивается в размерах (неравномерно), укрепляются и развиваются кости и мышцы, развиваются первичные половые признаки (в основном внутренние и внешние гениталии и появление первой менструации / загрязнения) и вторичные (волосы на лице, теле) и лобок, изменения голоса, рост груди). Этот рост происходит в ускоренном порядке в начале, хотя постепенно он замедляется с годами.

На когнитивном уровне и по мере развития префронтальной коры, подросток постепенно приобретает способность к самоконтролю и самоуправлению, умственная гибкость, способность сдерживать и выбирать свое поведение и искать и организовывать свои собственные цели и мотивы, планировать и предвидеть результаты.

Эгоцентричность детства уступает место другой эгоцентричности, которая характеризуется наличием мыслей о всемогуществе в форме личной басни и созданием воображаемой аудитории (учитывая, что другие наблюдают и придают значение нашему поведению). По мере взросления субъекта эта эгоцентричность в большинстве случаев уменьшается.

Создание личности

Но, несомненно, одной из наиболее важных психологических вех на этом этапе жизни является приобретение идентичности, которая отделена от остального мира , Подросток перестает видеть себя исключительно на основе того, что о нем думает остальной мир, и вырабатывает самооценку, начиная ценить свою сложность и желание экспериментировать, чтобы найти себя. Именно в этот момент субъект начинает искать социальной вовлеченности и стремится к большей независимости.

Есть определенные разделение по отношению к семье и имеют тенденцию сосредотачиваться больше на группе друзей, являясь существенными элементами при разработке аспектов идентичности и чувства социальной принадлежности. Точно так же общество начинает возлагать на них все большие обязанности и требовать от них большего.

Все это означает, что ряд изменений, с которыми приходится сталкиваться подросткам, может стать очень стрессовым, и им будет сложно их воспринимать, что является особенно чувствительной стадией развития.

Поздний подростковый возраст: что это?

Подростковый возраст можно разделить на несколько этапов : ранняя юность в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет (когда обычно наступает период полового созревания), юность в возрасте от четырнадцати до шестнадцати / семнадцати лет и поздняя юность, которую мы увидим ниже.

Поздний подростковый возраст считается эволюционным моментом, непосредственно предшествующим взрослой жизни, после того, как большая часть подросткового возраста прошла. В частности, поздний подростковый возраст отождествляется со второй половиной второго десятилетия жизни, в период, который может варьироваться от 15 до 21 года (Некоторые авторы считают, что оно дается с 15 до 19, другие предлагают между 17 и 21).

На этом жизненно важном этапе считается, что большинство наиболее важных изменений созревания на физическом уровне уже произошло (что более характерно для раннего и среднего подросткового возраста), хотя это не означает, что тело не продолжает развиваться.

  • Может быть, вам интересно: «3 стадии юности»

Когнитивная и созревательная сфера

Что касается когнитивных и социальных аспектов, то считается, что в позднем подростковом возрасте наиболее абстрактное мышление и способность оценивать последствия своих действий уже установлены.

Это гораздо более устойчивая стадия, чем предшествующая ей, характеризующаяся гораздо более взрослым мышлением и сосредоточенная не столько на настоящем и непосредственном, но нацеленном на будущее. Идентичность в значительной степени консолидирована и у вас уже есть некоторые установленные ценности (хотя они могут меняться со временем). Присутствие сильного идеализма и иллюзий является привычным, хотя также могут возникнуть неопределенность и беспокойство, а также психологические проблемы и проблемы со здоровьем.

Изредка может возникать небольшой кризис (так называемый кризис 21-го, хотя в современном обществе его все больше затягивают), когда подросток начинает сталкиваться с требованиями взрослого на работе, в паре и социальное участие.

Несмотря ни на что, мы должны помнить, что мы все еще находимся в подростковом возрасте и все еще не хватает аспектов, чтобы завершить разработку даже на биологическом уровне (Например, префронтальная кора головного мозга не полностью развита, по крайней мере, до 25 лет у большинства людей или даже после тридцати).

Психосоциальные аспекты

Что касается личных отношений, то выделяются большая стабильность и меньше экспериментов, чем в другие моменты подросткового возраста, и На реляционном уровне контакты с большой группой больше не нужны если нет, то обычно больше внимания уделяется отношениям от человека к человеку и близости (как в романтических отношениях, так и в дружбе).

Они гораздо более независимы и семья, и группа сверстников (хотя оба они все еще очень важны), и их ценности и действия больше не зависят так сильно от того, что считают другие. Что касается семьи, то разлука, проводимая в начальные моменты подросткового возраста, сокращается, а связь с семейной средой происхождения восстанавливается. Их участие в сообществе намного больше и обычно это время, когда они хотят «съесть мир».

Библиографические ссылки:

Переходный возраст вполне можно назвать “трудным”. Это действительно тяжёлый период не только для родителей, но и для самих подростков. Важно в это время понять ребёнка, чтобы помочь преодолеть проблемы, возникающие в период взросления. Это время, когда вчерашний малыш сегодня старается примерить поведение взрослого.

Конечно, у него не всё получается. Из-за этого у подростка может развиться неуверенность, депрессивное состояние. В этот момент важно помочь взрослеющему поколению. Для этого нужно понимать его состояние и поведение.

Начало

Начиная с 10-11 лет у ребёнка начинается процесс перехода детства в юность. Этот период получил название – “переходный возраст”. Длится он обычно до 15-17 лет. В это время происходит бурное взросление детского организма. Это касается в первую очередь внешности. Начинается выработка гормонов, развивается репродуктивная система. Изменяются кости, мышцы, кожа.

Когда у детей переходный возраст, меняются их взаимоотношения со сверстниками, с противоположным полом. Начинает развиваться самооценка. Появляется интерес к самому себе, проявляется личность.

В этот момент важно дать подростку как можно больше возможностей для самореализации. В противном случае есть риск того, что тинейджер “станет не на ту дорожку”.

Особенности этого периода

Переходный возраст у девочек и мальчиков проходит по – разному. Но у обоих полов проявляются одинаковые признаки: растут волосы в паху и под мышками, начинается активный рост (до 10 см в год). У мальчиков растут яички, у девочек – груди.

Девочки физически развиваются быстрее мальчишек. У них рост прекращается в 16 -18 лет. Парни же могут продолжать “вытягиваться” до 22 лет.

Но меняются дети не только внешне. Наблюдаются перемены в характере. Послушное, милое дитя становиться раздражительным, грубым, обидчивым.

Признаки взросления у мальчиков

Родители должны обращать внимание на основные признаки переходного возраста своего сына, чтобы помощь ему становиться мужчиной. Для ребёнка этот период тяжёлый и стрессовый – в организме происходят изменения сразу в трёх сферах: физиология, эмоциональность, половые особенности. Они связаны между собой одним важным влиянием – выработкой тестостерона.

К основным признакам взросления мальчиков являются:

  • волосы на лице, в паху, под мышками;
  • ломается голос;
  • плечи становятся шире, развивается мускулатура;
  • угри и высыпания на лице и спине;
  • неприятный, резкий запах пота;
  • перепады настроения, рассеянность, агрессия, максимализм;
  • сексуальное влечение в следствии развития половых органов;
  • самопроизвольное ночное семяизвержение, которое проходит с возрастом.

Признаки взросления девочек

В этот юный период у принцесс увеличивается выработка половых гормонов. Женский организм начинает готовиться к репродуктивности. На фоне гормонального всплеска происходит дисбаланс трёх систем: эндокринной, нервной, вегето-сосудистой.

Первые признаки взросления:

  • расширяется область таза, бёдра и ягодицы округляются;
  • соски припухают, выступают и происходит пигментация;
  • появляются волосы под мышками и на лобке;
  • развиваются молочные железы;
  • начало менструального цикла. Обычно он начинается в период с 11 до 14 лет. К 16-ти цикл принимает регулярный характер;
  • изменение массы тела.

На последний пункт следует обратить максимум внимания. Если девочка начнёт набирать вес, у неё может развиться депрессия. Она будет ограничивать себя в еде.

Родителям важно понимать, как помочь ребёнку, чтобы эта проблема в переходном возрасте не переросла в серьёзное психическое заболевание – анорексию.

Первые трудности

Взрослеющий подросток уже требует прав, но не готов выполнять обязанности. Родителям придётся привести веские аргументы для объяснения того, почему он должен выполнять что-либо. И обычное родительское: “потому что я так сказал(а)” уже не прокатит.

В этом возрасте дети часто совершают поступки под влиянием неконтролируемых эмоций. Не стоит проводить объяснительные беседы, если юноша или маленькая леди возбуждёны, расстроены. Лучше подождать, пока он успокоится и будет готов воспринимать критику и нравоучения.

Появляются сложности адаптации в коллективе. В подростковых компаниях ведётся борьба за лидерство, где каждый старается выделиться и показать себя. Это может привести к плохой компании, сигаретам, алкоголю.

Неопытный ребёнок готов пойти на многое, лишь бы его считали “крутым”. Для него очень важна хорошая оценка таких же взрослеющих товарищей.

Если выделиться не получается, подросток может стать изгоем среди сверстников. Чувство ненужности и унижения приводит к постоянным стрессам. Родителям нужно стоит забеспокоиться, если ребёнок стал замкнутым и безразличным к происходящему. Попробуйте вместе разобраться в причинах происходящего и помочь найти общий язык с ровесниками.

Большое внимание подростки начинают уделять внешнему виду. Особенно это касается девочек. Лидерство в девичьем коллективе получают красивые, яркие и уверенные.

Задача родителей в этом случае: научить маленькую леди правильно сочетать одежду, привить понимание стиля. Объяснить как нужно ухаживать за собой, за кожей лица и волосами. Всячески развивать чувство внутренней уверенности.

В период взросления нередко у подростков случается чувство влюблённости. Не стоит вмешиваться в подростковые отношения и навязывать своё мнение. Достаточно объяснить, что в любом случае впереди их ждёт всё самое лучшее.

Первая любовь сильная и глубокая, но часто бывает безответна. А это может пагубно сказаться на самооценке и на здоровье. Нужно постараться объяснить ребёнку, что неудачи случаются со всеми. Нужно их просто пережить, а с возрастом они будут воспринимать эти чувства иначе.

Поведение родителей

Юный организм переживает гормональную перестройку. Из-за этого у детей наблюдается частая смена настроения. Они впадают в депрессию, проявляют агрессию без видимых причин.

Некоторые, наоборот, становятся замкнутыми. У них вырастает чувство тревоги по любому поводу. В этом заключаются трудности переходного возраста у детей. Они доставляют много хлопот родителям.

Но не стоит “ломать” личность взрослеющего чада, доказывая своё лидерство. И уж тем более глупо “начинать войну”. Он только учиться показывать своё “я”, но не знает, как это делать правильно. И задача родителей ненавязчиво направлять его в нужное русло.

Подростки пытаются уйти от контроля и быть самостоятельными. Поэтому лучше оставить его в покое, наблюдая за ним на расстоянии (для своего спокойствия). Иначе конфликтов не избежать. Обычно дети сами решают, чем стоит поделиться с родителями. И это зависит от раннего воспитания, насколько доверительными отношения складывались у него с мамой и папой.

Чтобы кризисный период пережить спокойнее, родителям стоит запастись терпением, следовать советам, как вести себя с ребёнком:

  • Внимательно наблюдайте за детьми, старайтесь не пропустить самые первые признаки взросления.
  • Все развиваются по-разному. Не нужно торопить чадо становиться взрослым. И не стоит “сюсюкать” с уже заметно повзрослевшим человечком.
  • Воспринимайте всерьёз его высказывания, даже если они кажутся глупыми или смешными.
  • Воспитывайте в ребёнке самостоятельность. Советуйтесь по любому поводу. Дайте возможность самому принимать решения. Пусть он чувствует себя на равных со взрослыми.
  • Подавайте достойный пример. Если вы желаете, чтобы ребёнок звонил вам, если задерживается – поступайте так сами.
  • В период взросления могут проявиться ошибки в воспитании, допущенные ранее. Есть возможность их исправить.
  • Во время становления личности происходит переоценка ценностей. Принимайте в этом активное участие. Интересуйтесь всем, чем увлекается подросток. Активно объясняйте, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”.
  • Устанавливайте необходимые правила и требуйте их выполнения. Например: правила безопасности на улице или дома с бытовыми приборами.
  • Не забывайте хвалить детей даже за маленькие достижения. Это будет развивать его самооценку.

Чтобы переходный возраст прошёл спокойно для окружающих, вполне допустимо обращение к психологу. Зачастую подростки не соглашаются на этот шаг. Они не видят проблемы и думают, что всё само – собой наладиться. В таком случае можно вместе посмотреть видео, почитать книгу по психологии подросткового периода.

Фото детей переходного возраста

Также рекомендуем просмотреть:

  • Почему ребенок дерется
  • Гиперактивность у детей
  • Хобби для детей
  • Проблема отцов и детей
  • Страхи детей
  • Социальная адаптация детей
  • Синдром дефицита внимания
  • Ребенок кусается
  • Избалованный ребенок
  • Детская агрессия
  • Плохой сон у ребенка
  • Плохое поведение ребенка
  • Почему дети врут
  • Ребенок боится темноты
  • Стеснительный ребенок
  • Ребенок ворует
  • Психология развития ребенка
  • Поощрение детей
  • Общий язык с ребенком
  • Депрессия у подростков
  • Адаптация к школе
  • Депрессия у детей
  • Кризис у детей

Лара Павлова беседует с Еленой Кондратьевой, режиссером фильма «Переходный возраст», номинированного на «Лавровую ветвь», а до этого получившего призы на Dok Leipzig и «Флаэртиане».

Елена Кондратьева

Лена, сейчас ты завершаешь дипломный проект в Московской школе кино. Как ты пришла в режиссуру?

До поступления на режиссуру я работала в рекламе. В этом бизнесе есть фрустрация, связанная с творческой реализацией. Все хотят творить, но это дорого, много согласований, не все твои идеи принимаются. А я чувствовала, что мне очень хочется что-то придумывать и снимать. Потом у меня появился ребенок, и я осмелела, стала искать второе высшее образование. Начала ходить в МШК на встречи с интересными кинематографистами. На первом же мастер-классе познакомилась с моим любимым режиссером Анной Меликян, она была такая смелая и восторженная, что я тоже решила взять быка за рога. Никакие другие школы всерьез не рассматривала, потому что здесь мне нравились заявленные мастера и кино, которое они делают.

документалист — это такой одинокий воин, у него очень много препятствий на пути, кино вообще может не получиться — вот он снимает год, а драматургии нет, истории нет.

Когда я поступала, не знала, что на первом году обучения будет документальный блок. Про это говорили вскользь, я даже видела работы студентов, но несильные, и подумала: «Ну ладно, это-то я точно сниму». А потом, когда мы уже стали детальнее все изучать, оказалось, что очень сложно принимаются этюды, приходится действительно много работать.

Зона змеи

Еще я раньше думала, что док — это фигня: наезды камеры на реакцию героя, перебивки, закадровый голос. А в МШК нам показали, что можно просто наблюдать за людьми, и в этом будет драматургия. Новые знания стали буквально переворотом сознания. Сейчас я вижу, что в документалистике все время идет поиск новых форм, чего-то абстрактного даже иногда, постдок какой-то. В общем, этот блок открыл мне целый мир.

«Переходный возраст». Реж. Елена Кондратьева. 2019

И теперь твое сердце принадлежит документалистике?

Документальное кино — единственное, за которое мне пока не стыдно. У меня и этюды были хорошие, я чувствую, что могу расположить героев, мне это очень интересно. Но я не могу сказать, что теперь служу этому. Я заметила, что матерые документалисты как будто служат искусству. Это очень возвышенная штука и, наверное, она пока не про меня. Я в начале пути, у меня сохраняются амбиции и на игровое кино. Но с ним труднее, потому что там надо что-то выдумать и убедить других в своей выдумке: чтобы начать снимать на высоком уровне, нужно вложить очень много денег и ресурсов, подключить огромное количество людей, работающих по совести. А документалист такой одинокий воин, хотя у него тоже очень много препятствий на пути, кино вообще может не получиться — вот он снимает год, а драматургии нет, истории нет. Это же дикое испытание.

Я могу сейчас планировать игровое кино, но вдруг закончу текущий проект, почувствую творческий кризис и пойду снимать документальное, которое дает гораздо больше? Игровое ведь высасывает из тебя все соки, а документальное наполняет и учит.

Елена Кондратьева

Согласись, существенная проблема на пути «одинокого воина» — это формирование бюджета.

У меня после Лейпцига душа больше всего за это болит. Я была в шоке от того, сколько денег в Европе, сколько фондов, как фестиваль относится к своим участникам, как устроен сайт, на котором ты можешь заблаговременно договориться о встречах с кучей полезных людей.

Там такая позитивная атмосфера раздачи денег: «Мы готовы ко всему, только снимайте, пожалуйста!» Я не шучу. Через 10 минут после начала церемонии открытия дали первый приз — девушке, которая отправила на питчинг свой проект «Женщины Африки и секс». Она еще даже не участвовала в устной презентации, а фестиваль уже: «Нам так понравилось, мы вам сразу даем 5 тысяч евро». В Европе документальное кино поддерживается на всех этапах производства, а в России очень сложно получить на него деньги.

если не выйдет из тебя большого режиссера-романа, то получится сборник рассказов — «Тут я побыл режиссером, а тут кем-то еще» «Документалист — это аноним»

Да и на игровое непросто, а людей все равно тянет в киноиндустрию…

Мне кажется, это амбиции: «Слушайте меня, я знаю вот такую историю». Я вижу и по одногруппникам, хоть у нас очень хорошие отношения, что это очень конкурентная и нарциссическая среда. Все хотят творить, но очевидно, что не у всех получится. К этому надо относиться философски: если не выйдет из тебя большого режиссера-романа, то получится сборник рассказов «Тут я побыл режиссером, а тут кем-то еще».

«Переходный возраст». Реж. Елена Кондратьева. 2019

Забавное наблюдение. А я недавно столкнулась с мнением, что про эго — это актерство, а режиссура — она про другого человека.

Я честна с собой, мне кажется, режиссер — тоже очень амбициозная профессия. Твое имя первым появляется в титрах, по фестивалям ты ездишь один. Есть другие, более альтруистичные профессии, но точно не режиссер.

У меня бывают большие сложности с командой игрового кино. Я еще не нашла ту линию поведения, которая поможет не обижать людей во время съемок. Это громадное мастерство и оно крепко завязано на личные травмы и то, как ты вообще выстраиваешь взаимоотношения с людьми. Я, конечно, всех очень ценю, меня нельзя назвать деспотом, ну а как можно быть деспотом, когда твоя команда бесплатно работает?

То есть, режиссура еще и про уязвимость?

  • Алексей Попогребский

Алексей Попогребский, он же по образованию психолог, говорит, что режиссура — это дорогая психотерапия. Это всегда зеркало твоей личности. В том, какой и почему ты выбираешь материал, какую историю придумываешь, каких героев снимаешь. Даже у нас в группе большая палитра: у меня в кино роды, у соседа — похороны. Мы все очень разные и подходы разные. Поэтому, конечно, в работе присутствует большая часть самоанализа.

Я не сразу объясняю героям, что док в моем понимании — это когда я хожу за ними тенью

А еще у меня есть ощущение, что в России, чтобы делать документальное кино, нужно страдать. Найти что-то, чему ты сопереживаешь, открыть язвенную шкатулку общества. Но у меня посыл немножко другой, мне интересно снимать про тонкие чувства, нет желания показать какой-то надрыв. Почему, как мне кажется, мое кино выстрелило? Моя история про женщину материально обеспеченную, состоявшуюся в работе, такую, на которую мы со стороны посмотрим и скажем, что у нее жизнь удалась. Не социалочка. Но оказывается, что там тоже может быть драма, что такие люди могут существовать без масок.

«Переходный возраст». Реж. Елена Кондратьева. 2019 «Простая бытовая вещь»

Расскажи о своей героине. Как тебе удалось подойти к ней так близко?

Четыре года назад я стала мамой, а Инна наставляла меня перед родами и приняла их. Она мне нравилась просто как человек еще когда я ходила к ней на курсы для беременных. Мне казалось, она разносторонняя личность, у нее были такие интересные метафоры. После родов мы не общались, она даже не помнила меня. А когда я искала героя, подумала о ней — совершенно не обычной среднестатистической российской женщине. Решила написать. Долго сочиняла сообщение, два часа вычитывала его, откладывала, думала: «Ну зачем я ей нужна? Никто про меня не знает, а она гуру акушерства». В общем, долго комплексовала, а потом все же отправила, надеясь, что она не ответит. Но через 2–3 минуты я получила сообщение: «Давай снимать, у меня в жизни происходит такое, что мне сейчас это просто необходимо».

Я не сразу объясняю героям, что док в моем понимании — это когда я хожу за ними тенью. Просто говорю, что хочу снять кино. Пришла к Инне, принесла свет, посадила ее, она вкратце поведала о своей жизни, я все записала. Потом этот материал никуда не пошел, но это дало ей возможность выговориться и поиграть по ее правилам. Позже я уже больше рассказала о себе, о том, что понимаю под съемкой дока, она, конечно, удивилась, но мы стали пробовать, и дистанция между нами сошла на нет.

«Переходный возраст». Реж. Елена Кондратьева. 2019

Говоря «такое», она имела в виду развод?

Да, мы начали снимать в момент дикой турбулентности, когда она чувствовала себя очень беззащитной, у нее во всем были сбиты ориентиры, и я сначала думала, что это будет история про развод, но быстро стало ясно, что об этом не получится, потому что наступает выздоровление. Там вообще долго не происходило ничего драматургического. Это было просто наблюдение за интересным человеком. Но мне всегда нравилось, как она выстраивает отношения со своими дочерьми, потому что настолько открытой семьи я не встречала нигде в России. Когда я рассказывала о героях своим родственникам, они не верили, что такое возможно. Мне так хотелось, чтобы кино про это получилось. И каким-то магическим образом произошла драматургия, на канву которой оказалось возможно положить отношения внутри их семьи.

мы очень долго монтировали финальную сцену — мне было важно, как закончить фильм

Они будто поменялись ролями. Если в семье взрослый за ребенка, то детям не остается ничего, кроме как стать взрослыми. Подростковый бунт по годам дочери, а его проживает мама. «Мне хочется секса, и я выпиваю» — звучит из ее уст немного инфантильно, вроде «ну а что мне остается».

И это всюду, в очень многих семьях. Эта инфантильность многих из нас и привела в режиссуру: «Я хочу иметь свою личную жизнь в любом возрасте, я имею на это право». Поэтому мы очень долго монтировали финальную сцену — мне было важно, как закончить фильм. Представь, если бы мы не включили момент, где героиня очень спокойно, очень трезво говорит, что ей требуется время, чтобы преодолеть кризис. Убери мы один этот кадр, оставили бы зрителя на стороне той позиции, которую ты озвучила — что роли поменялись, это тяжелая тенденция и с этим придется что-то делать. А я как режиссер решила оставить ее фразу. В этой сцене я героиню поддерживаю, я на ее стороне, я, так же, как она, прошу, чтобы ей дали время.

Они рассудительно и по-взрослому говорят о вещах, которые детям не принято открыто обсуждать с родителями, но в то же время кажется, что эти диалоги растворяются в рутине, следствие которой — эмоциональная глухота.

В этом кино мне больше всего нравится линия двух сторон близости. Вроде ты в принимающей семье, но иногда разговоров и ран так много, что ресурс сопереживать истощается. У меня была суперзакрытая семья, где мы ни про что не говорили, и я вдруг ощутила себя в семье супероткрытой. И поняла, что да, ты можешь говорить, тебя здесь принимают, сопереживают, но если сегодня у тебя произошло что-то ужасное, и ты пришел и рассказал об этом, ты не можешь быть уверен, что у твоих родственников найдется ресурс тебя поддержать.

«Переходный возраст». Реж. Елена Кондратьева. 2019

Интересно, что импульсом к изучению режиссуры для тебя стало рождение дочери. Первый твой фильм — о молодой женщине, вырвавшейся из царства пеленок, героиня второго — не просто мама четырех детей, а архетип матери.

И диплом мой — про девушку и ее первый раз. У меня пока не получается снимать ничего, что я сама не прочувствовала. Мой интерес к пути женщины-героини — это то, в чем я сейчас существую. Очень классно, что ты это заметила, я про первый фильм уже и думать забыла, но вообще да. Удивительно, как часто док похож на то, что ты собой представляешь. Казалось бы, выбирай каких хочешь героев, но даже тут проявляется твой почерк.

После твоего показа на «Флаэртиане» зрители говорили, что героиня отвечает феминистской повестке. Вот она — современная self-made woman, откликающаяся на зовы своего тела. При этом есть ощущение, что истоки ее душевной смуты в попытках встроиться в патриархальную систему.

«Флаэртиана»: Сериальная форма, война и границы

Есть такое исследование «Путь героини». Очень интересная книга, которая рассказывает, как строится драматургия сказочного героя-женщины. И оказывается, что это колесо сомнений — «сегодня я такая, завтра другая», «сейчас меня захватили эмоции, но я вроде бы победила», «зарабатываю деньги и веду за собой войско, но сейчас в душе неспокойно» — крутится бесконечно. Даже если у тебя все в порядке во всех сферах социальной жизни, неминуем кризис, когда ты будешь нестабилен. Меня сейчас зовут на разные феминистские конференции и встречи, а я вообще не думала, что у меня такое кино, и вот ты рассказываешь, что так его читают — очень интересно.

Там стояли немцы, англичане — не было никакого языкового барьера, видимо, моя героиня живет в такой же парадигме, как и они, и все коды считались

Может, еще и поэтому «Переходный возраст» хорошо приняли в Европе? Dok Leipzig — твоя первая мировая премьера. И сразу приз.

Мне повезло. Жюри было мое. Они так светились! Когда эти милые люди вышли объявлять победителей, мое сердце забилось чаще. Кино у нас чувственное, и то, что жюри оказалось таким, что они дали приз — просто большая удача. Конечно, я очень сильно радовалась, но у меня нет ощущения, что это прямо заслуженно. Всегда есть сомнения, что тебе просто повезло. Хотя и на «Флаэртиане» получилось… После второго показа в Лейпциге ко мне подошла женщина, которая проводила Q&A, и говорит: «Лена, я так рада, что ты приехала! Ты знаешь, что это я выбрала твое кино? Я первая обратила на него внимание». Это оказалась отборщица Саскиа Валькер. Пожурила меня, что я поздно отправила заявку, но сказала, что они очень внимательно все отсматривают. Саскиа, кстати, отобрала еще анимационный фильм из Украины, и он тоже выиграл. Она была так счастлива!

«Переходный возраст». Реж. Елена Кондратьева. 2019

Саскиа рассказала, почему выбрала твой фильм?

Был такой классный момент, когда нас всех сфотографировали после церемонии награждения, я увидела ее в зале, подошла, и мы одновременно друг другу: «Они все поняли!» Она говорит на русском немного, и у нас была одна и та же фраза. Все, что мы обсудили, — теневые стороны близости, моменты, когда жаль героиню, а когда ты не сочувствуешь ей — жюри и зрители тоже поняли. Я вообще думала, что на иностранных фестивалях нам ловить нечего, у нас ведь много разговоров, не будут успевать читать титры, но история оказалась интернациональной. Там стояли немцы, англичане — не было никакого языкового барьера, видимо, моя героиня живет в такой же парадигме, как и они, и все коды считались.

иногда прямой показ чего-то гораздо меньше подключает зрителя, чем туманный разговор об этом

Самый популярный вопрос от зрителей — про близость меня и героини. «Вам не было неловко, что вы находитесь рядом в такой момент?» — спрашивали они меня о финальном разговоре мамы с дочкой. Всем было неловко присутствовать при таком интимном диалоге. А ты не испытывала это чувство во время просмотра?

Знаешь, нет. Может, потому что в фильме не показаны нагие тела и лица любовников. Само по себе и это не было бы неловким, но тебе удалось обнажить героиню без подобных спекуляций.

Вот, в России меня об этом ни разу не спрашивали, а «прожженной ужасными моральными устоями» европейской публике действительно было очень неловко. Я во время документального блока в МШК поняла еще одну крутую штуку — иногда прямой показ чего-то гораздо меньше подключает зрителя, чем туманный разговор об этом.

«Переходный возраст». Реж. Елена Кондратьева. 2019

И чем шире пространство для интерпретации, тем больше фантазий. Ты из тех режиссеров, кто никогда прямо не отвечает зрителю, что же хотел сказать автор?

Я скорее за диалог. Но это ведь тоже игра, как только вы начинаете обсуждать, начинается та же психология. Он тебе про свою боль, а ты ему про свою. Многим людям, особенно мужчинам, не нравится моя героиня. А однажды у меня даже был скандал с одной документалисткой, она вышла с фильма и сказала: «Как вообще в нашем мире, когда война на Донбассе, можно снимать кино про нытика?! Вот она стоит и ноет. У нее нет проблем в жизни, ну какие у нее могут быть проблемы?» А потом добавляет: «Но я рада, что ты мне показала героиню, которую я теперь могу люто ненавидеть». Тут уже я говорю: «Как интересно ты увидела кино». В общем, иногда можно рассказать, что ты имела в виду, а иногда это просто бесполезно.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх