Помост

Вопросы веры

Командир небесного воинства

НЕБЕСНОЕ ВОИНСТВО (HEAVENLY ARMIES/HOST)

Выражение «воинство небесное», получившее известность благодаря современным переводам Библии, имеет два совершенно разных значения: первое относится к звездам, а второе – к Божьему небесному войску, то есть, по всей видимости, к ангелам. В некоторых случаях оба значения как будто бы совпадают. Действительно, в двух значениях еврейского выражения, переводимого как «воинство небесное» (sebaʾhassamayim), а именно «небесные тела» и «ангельские существа», отражается возможная ассоциативная связь в еврейском воображении между ангелами и звездами или планетами. С другой стороны, звездное небесное воинство в ряде случаев связывается с идолопоклонством, поскольку окружавшие Израиль языческие народы занимались астрологией и поклонялись небесным телам.

Небесные тела. Небесное воинство чаще всего наблюдается в виде звезд. В силу своего бесконечного множества, яркого света, силы и отождествления с конкретным верховным правителем звезды в Писании называются «воинством» сотворенной Яхве сферы (Неем. 9:6; Пс. 32:6; Ис. 40:25–26; 45:12). В качестве отдельной сотворенной категории (Быт. 1:16) они, как и песок, служат обозначением несметного количества в заветах Бога с Авраамом и с другими патриархами (Быт. 15:5; 22:17; 26:4; Неем. 9:23).

Главная отличительная черта звезд как многочисленной группы заключается в их огромном количестве, но в нашем представлении о них как о «небесном воинстве» с ними связываются и другие образы. В победной песне Деворы звезды сражались с неба по воле Бога (Суд. 5:20). Они также прославляют Бога (Пс. 148:3; Иов 9:7; 38:7) и свидетельствуют о всемогуществе Бога. Последний мотив хорошее выражение нашел в Ис. 40:26:

Поднимите глаза ваши на высоту небес, и посмотрите, кто сотворил их?

Кто выводит воинство их счетом?

Он всех их называет по имени:

по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.

Учитывая такую ассоциативную связь с трансцендентностью, не удивительно, что небесные тела как «воинство небесное» стали объектами языческого поклонения. Народ Израиля не был невосприимчивым к соблазнам таких языческих обрядов. Израиль и Иудея присоединялись к языческим народам в поклонении «звездному воинству», и за почитание сотворенным вещам и превратное понимание божественного подвергались суду Яхве (Втор. 4:19; 4Цар. 17:16; 23:4–5; Иер. 8:2).

Божье воинство. Поклонение языческим божествам как воинству небесному в Библии запрещалось, но, вместе с тем, в библейском воображении по побуждению Самого Бога предстает определенный образ Божьего небесного «воинства». Образ небесного воинства основывается на образе Бога как Царя, двор Которого наполнен последователями и Который располагает огромным войском для исполнения Своей воли (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ). Этот образ часто встречается в разделах Писания, в которых рассказывается о битвах: в исторических и поэтических частях Ветхого Завета и в пророческих частях обоих Заветов. Это воинство небесное состоит из большого числа сильных и благородных ангельских существ, отношения которых с Яхве можно сравнить с отношениями между рыцарями и феодальными королями: они основываются на почитании, служении и участии в битвах. Ангелы представляют собой огромное войско, верное исполнению целей и желаний Бога.

Сильные и благородные. Псалмопевец и прозорливец Иоанн наделяют этих воинов силой и благородством. Иоанн отмечает их огромное количество – «тьмы тем и тысячи тысяч» (Отк. 5:11) – и благородный внешний вид – они шествовали «на конях белых… облеченные в виссон белый и чистый» (Отк. 19:14). Он изображает их воинством, следовавшим за Тем, Чье имя «Слово Божие» (Отк. 19:13). При описании своего видения Иоанн пользуется языком, присущим благородным воинам. Великолепие такого войска придает славу Тому, Кто возглавляет его. Псалмопевец обращается к воинствам небесным как к «крепким силою, исполняющим слово Его, повинуясь гласу слова Его» (Пс. 102:20), и в том же отрывке просто как к ангелам и «воинству» (Пс. 102:20–21). Таким образом воинство небесное предстает величественным символом Божьей славы.

Преклонение и служение. Одна из обязанностей этих воинов заключается в поклонении Богу и прославлении Его. Как в случае принесения средневековой присяги, когда коленопреклоненный вассал вкладывал свои руки в руки господина, так и воины на небе предстают пред Всевышним в поклонении. Именно во время собрания ангелов пред Богом к Нему обратился сатана по поводу Иова (Иов 1 – 2). Неемия возносит хвалу Богу, напоминая, что «небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6). Исаия видит ангелов, которые непрестанно взывают друг к другу, говоря: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (Ис. 6:3). В Откровении Иоанна тоже показано большое собрание ангелов, прославляющих Бога аналогичным образом (Отк. 7:11). Своим смиренным присутствием и непрестанным поклонением небесное воинство возвеличивает славу, окружающую Божий престол.

Благодаря смирению этих сильных и благородных существ пред Богом на них возлагается поручение по донесению Божьих посланий до людей. Один из двух поклонявшихся серафимов коснулся Исаии горящим углем, и только после этого Сам Бог заговорил с ним (Ис. 6:1–8). Иисус Навин встретился с представителем небесного воинства, назвавшим себя «вождем воинства Господня» (Нав. 5:14). Иоанн рассказывает о видении ангелов, державших четыре угла земли, и одного, у которого была печать Бога (Отк. 7:1–2). Все они и многие другие передают послания Бога. Псалмопевец обращается к ним как к «служителям Его, исполняющим волю Его» (Пс. 102:21). Воплощение было возвещено пастухам появлением на земле многочисленного воинства небесного, присоединившегося к Гавриилу, чтобы прославить Бога и передать людям Божье послание о надежде (Лк. 2:13–14).

Воины. Помимо передачи посланий, воинство небесное осуществляет Божий суд, участвуя в сражениях. В одном из эпизодов Бог попросил добровольца из числа воинства небесного, и предложение принял один из духов (3Цар. 22:19–23). Представление о небесном воинстве, или о воинстве Бога, в метафорическом смысле распространяется и на некоторые человеческие дела. Израильтяне получили указание выйти из Египта «по воинствам их» (Исх. 6:26 {«по ополчениям»}). Бог назвал их Своим воинством, и Его воля была исполнена (Исх. 7:4; 12:51; Чис. 33:1). Исаия показывает, как Бог создает воинство из идолопоклоннического народа для наказания Израиля (Ис. 13). Небесное воинство сражается за Господа, но для исполнения Своих целей Он использует и человеческие войска.

Короче говоря, все небесные воины сотворены Богом и служат Ему. Все стоящие вокруг Его престола изображаются Его поклонниками, посланниками и воинами.

См. также: АНГЕЛЫ, ВОЙСКО, ЗВЕЗДЫ, КОСМОЛОГИЯ, НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ.

Небесное воинство — структура, созданная Богом и включающая в себя армию небесных существ, живущих на Небе. Архангел Рафаил называл их «святым воинством».

ХарактеристикаПравить

Всё небесное воинство подразделяется на гарнизоны, у каждого из которых своя определённая задача. Небесное войско было создано для наблюдения и защиты всего созданного Богом. Гарнизон Кастиэля должен был защищать и оберегать Землю; Наоми была в структуре, чья деятельность заключалась в отлове и допросе мятежных ангелов. Архангел Михаил выстроил жёсткую иерархию и за любое непослушание следовало наказание, вплоть до пыток и убийств. Архангелы были бесспорными лидерами Небес в течение долгого времени и после того, как один был убит, а другой заключен в клетку, началась война за лидерство. Ранее ангелам было запрещено слишком часто являться на Землю, но после начала Апокалипсиса ангелы вновь спустились туда, где не были более двух тысяч лет.

Во главе каждого гарнизона стоит капитан. Так, например, Кастиэль в своём гарнизоне сменил на посту Анну. Капитан гарнизона докладывает серафиму, а тот, в свою очередь, держит ответ перед архангелами. В отсутствие Бога архангелы взяли власть над Небом и войском в свои руки.

ИсторияПравить

Простые ангелы, составляющие костяк воинства, были созданы после архангелов. Долгое время они «были счастливы», но когда Бог создал людей, это вызвало у ангелов гнев и негодование, что вылилось в восстание Люцифера. Люцифер сначала просил помощи у Михаила, но тот отказался ему помогать, и Люцифер был изгнан Богом с Небес. На Земле он затаил на Бога и Михаила обиду и соблазнил дочь человеческую — Лилит, извратив её душу, и превратил её в демона. Скорее всего, после этого были созданы Князья Ада, а также Рыцари Ада, которых уничтожил Каин (Абаддон смогла выжить). Началась жестокая война, в ходе которой Архангел Гавриил не выдержал ссоры между братьями и сбежал на Землю. Рафаил принял сторону Михаила и Бога. Вскоре Михаил одолел Люцифера и сбросил его в Ад, в клетку, закрытую печатями.

После этой войны Бог внезапно исчезает, и у руля воинства встали Михаил с Рафаилом. Архангелы знали, что всё когда-нибудь закончится и знали, что всё кончится на Сэме и Дине Винчестерах.

Спустя много тысяч лет они приказали херувиму свести вместе Джона Винчестера и Мэри Кэмпбелл, чьи дети — Сэм и Дин — станут сосудами для архангелов; Сэм — Люцифера, а Дин — Михаила. Дину удаётся перехитрить Михаила, и сосудом архангела становится Адам Миллиган, их единокровный брат. В Детройте Сэм дал согласие Люциферу, но задумка взять над Люцифером верх и прыгнуть в клетку провалилась — архангел без труда одолел душу Сэма и ушёл, забрав кольца с собой. Архангелы встретились на кладбище Сталл, где Люцифер умолял Михаила отступить, но тот твёрдо был намерен исполнить волю Отца. Но вмешивается Дин, а Кастиэль сжигает Михаила. Люцифер убивает Бобби Сингера и Кастиэля, избивает Дина, но, Сэму удаётся взять верх над архангелом и прыгнуть в клетку.

На Небесах началась анархия, но никто не решился разозлить Рафаила, который хотел перезапустить Апокалипсис и освободить старших братьев. Никто, кроме воскресшего Кастиэля, который собрал вокруг себя преданных ему ангелов и объявил Рафаилу войну. Рафаил принял вызов и начал жестокую бойню, в ходе которой погибло много ангелов, а сам Рай оказался под угрозой краха. В конце-концов, началась борьба за души из Чистилища, которую Кастиэль выиграл хитростью. Получив огромную силу, он уничтожил Рафаила и убил всех его последователей, сильно истощив ресурсы Небес. Его короткий период власти закончился, когда он начал терять контроль над своей силой. Вместе с душами в его теле были и левиафаны, жаждущие свободы. Они убивают его и вырываются, начиная сеять хаос. Они разыскивают скрижали, написанные ангелом Метатроном по поручению Бога, и хотят сделать людей своим кормом, добавляя в еду специальные добавки, что увеличивают вес людей и убивают монстров. Некоторые ангелы гибнут в боях против левиафанов. Через несколько месяцев упорной борьбы, Винчестеры и уже в который раз воскрешённый Кастиэль убивают главу левиафанов — Дика Романа, сделав всех остальных лишь обычными монстрами.

В Раю идёт борьба за место Рафаила. Ангел по имени Наоми также сражается за лидерство и начинает контролировать Кастиэля. Весь год она пытается завоевать доверие Винчестеров и не дать Кроули добраться до скрижалей. Тот забирает скрижаль ангелов и пророка Кевина, но он сбегает, и его окончательно спасают Винчестеры. На сцену выходит Писарь Божий — Метатрон, который использует Кастиэля в своих целях, якобы для «общего блага». На самом деле, он хочет изгнать ангелов с Небес, за то, что вынужден был жить далеко от дома и скрываться тысячелетиями. Ему удаётся собрать все составляющие заклинания и убить Наоми, а потом он лишает Кастиэля его благодати и изгоняет ангелов из Рая. На Земле они начинают понемногу осваиваться и желают вернутся на Небеса, предварительно убив Кастиэля за его грехи. Они делятся на две группы: группа Варфоломея и Малахии.

Структура Править

Лидеры Править

  • Бог — как Создатель и Отец ангелов, он был лидером их воинства. После того, как Бог исчез, командование на себя принял Михаил.
  • Архангелы — в своё время являлись бесспорными лидерами Небесного воинства.
    • Михаил — самый старший из архангелов всегда оставался сильнейшим из членов фракции, а после ухода Бога стал её бесспорным лидером, которому никто не перечил, содержа всё в строжайшем порядке. Он был самым верным Отцу из всех. Именно он придумал план по освобождению Люцифера. Был загнан в клетку Люцифера, не успев начать решающий бой за судьбу мира, вместе со своим сосудом, Адамом Миллиганом, но спустя десять лет смог выбраться из неё.
    • Люцифер — до своего падения, Люцифер был мощной силой, всегда выступавшей на передовых позициях за Небесное воинство, был его самым известным членом, которым другие ангелы восхищались. Он являлся самым красивым и любимым ангелом Бога. Пытался уничтожить человечество, после того, как Сэм освободил его. Вновь был загнан в свою клетку, на этот раз, вместе со своим братом Михаилом, но через 5 лет выбрался, хитростью расположив к себе Кастиэля и вселившись в него, предварительно получив от ангела заветное «да». Убит Дином с помощью альтернативного Михаила.
    • Рафаил — он, вместе со своими братьями, был самым мощным оружием Рая. Будучи отдельным ангелом, Рафаил использовал свою огромную силу для важных обязанностей — защищать пророков, которые были одним из самых нужных средств победы. Он был самым сильным целителем Небес. Поддержал Михаила в его плане освобождения Люцифера. Убит Кастиэлем в конце Гражданской войны на Небесах.
    • Гавриил — до своего ухода он был одним из лидеров Небесного воинства, а также одним из его сильнейших членов. Гавриил был самым могущественным посланником Рая, и использовал своё могущество, чтобы его никто не нашёл. Прятался под личиной языческого бога Локи, пока братья Винчестеры не раскрыли его. Стал на сторону людей в Апокалипсисе. На данный момент убит Михаилом из альтернативной реальности.
  • Кастиэль — поглотив души Чистилища, Кастиэль в первый раз заставил ангелов подчиняться себе. Второй раз он стал лидером после смерти Варфоломея и Малахии, возглавив самую обширную фракцию ангелов.
  • Наоми — Наоми была лидером лишь одной из многих фракций ангелов, боровшихся за власть над Небесами.
  • Варфоломей — протеже Наоми. После падения ангелов возглавил их. Ищет для всех ангелов сосуды. Хочет найти и уничтожить Кастиэля, так как считает того виновным в их свержении с Небес. Позже был убит Кастиэлем.
  • Метатрон — после того, как он подставил Кастиэля крупная группа ангелов примкнула к нему, за обещание амнистии, клеветы Кастиэля и за отказ Кастиэля убить Дина большинство ангелов от фракции Кастиэля перешло на сторону Метатрона.
  • Джошуа — после появления Джека он возглавил небесное воинство со слов Кельвина.

Члены Править

Высокопоставленные Править

  • Серафимы — они передавали приказы архангелов обычным ангелам и были устрашающей силой для демонов, монстров и языческих богов.
    • Захария — серафим, приближённым Михаила. До того, как встретился с Винчестерами и получил задание убедить их принять архангелов, всегда был «работником месяца». Бывший начальник Кастиэля. Убит Дином, перед этим вызвал Михаила, который после того вселился в Адама.
  • Наоми — сильный ангел Небес, которая могла с помощью специального устройства контролировать более слабых существ, приказывая делать им всё, что хочет. Была ответственна за спасение Кастиэля из Чистилища, в ходе которого погибло несколько ангелов. Целый год манипулировала им и другими, чтобы скрыть проблемы Небес от других и найти скрижали. Когда-то искала Метатрона для архангелов. В конце-концов была убита Метатроном с помощью сверла, которым она допрашивала пленных. Единственный ангел, который плачет. В конце раскаялась в своих поступках и попыталась остановить Метатрона.
  • Гадриэль — ангел Небес. Был сторожем Райского Сада, выбранный лично Богом. Скорее всего, он очень стар, но не старше архангелов. Впустив Люцифера в Сад, он провалил свою миссию и тысячелетия провёл в Небесной тюрьме, подвергаемый ужасным пыткам. Упал на Землю после заклинания Метатрона и выдавал себя за Иезекиэля, доброго и уважаемого ангела, который на самом деле умер от травм при падении.
  • Метатрон — Писарь Божий. Достаточно сильный ангел, за миллионы лет, проведенных вне Рая сохранил свою силу. По настоянию Творца писал особые инструкции — скрижали, что рассказывали о многих существах — левиафанах, ангелах, демонах. Чтобы архангелы не узнали Божьи секреты, спрятал скрижали и скрылся сам. Спустя века его нашли Дин и Сэм, от них он узнал о том, что архангелы не у власти. В конце-концов, победил Наоми и изгнал ангелов с Небес на Землю.

Рядовые Править

  • Ангелы — рядовые воины Небес.
    • Азраэль — ангел, изгнанный из Рая заклинанием Метатрона. Погиб при падении от травм, как Иезекиэль и София.
    • Анна Милтон — до своего падения была сильным и преданным воином, командовала гарнизоном на Земле. Вернув благодать, решила предотвратить Апокалипсис и убить Сэма, чтобы он не стал сосудом Люцифера. Потом, решила убить родителей Дина и Сэма, чтобы они оба не родились, но была испепелена архангелом Михаилом.
    • Бальтазар — старый друг Кастиэля, с которым сражался множество раз. Украл Оружие Небес и пытался завладеть множеством душ для того, чтобы получить силу. Присоединился к Кастиэлю в войне против Рафаила, но увидев тёмную сторону брата и друга, сговорился с Винчестерами, чтобы остановить его. Был убит Кастиэлем, когда тот раскрыл его.
    • Варфоломей — бывший протеже Наоми. Мечтал наказать Кастиэля за его поступки. Ищет всем ангелам на Земле их истинные сосуды, а также планирует отвоевать Рай у Метатрона. В своих целях использует пастора Бойла.
    • Вирджил — хранитель Оружия Небес, в войне принял сторону Рафаила. Разбирался в земном оружии. Попал в другое измерение, где сверхъестественное — выдумки и лишился сил. За драку и убийство посажен в тюрьму, возможно, смог спастись от Кастиэля, когда тот убивал товарищей Рафаила.
    • Джошуа — ангел, с которым разговаривает Бог. Джошуа заботится о Райском Саде, месте, в котором Бог жил с архангелами. Помог Винчестерам в раю, потом воскресил их. Поскольку смог убедить Захарию и возвратить Винчестерам жизнь без каких-либо усилий, его можно считать довольно не слабым ангелом.
    • Иезекиэль — очень добрый и уважаемый ангел-воин, друг Кастиэля, который называет его хорошим солдатом. Скончался от травм при падении от магии Метатрона. Его именем пользовался ангел-преступник Гадриэль, но вскоре его рассекретили.
    • Ион — один из подчинённых Наоми, состоял в сговоре с Кроули. Остался охранять пленённого Кастиэля и был убит им, когда тот извлёк пулю из ангельского клинка в своём животе и вдавил эту пулю Иону в глаз.
    • Иниас — напарник Эсфирь, в отличие от неё более добр, вежлив и кроток. Должен был доставить пророка в пустыню. Извинился перед Винчестерами, и пытался обеспечить Кевину Трену безопасность. Скорее всего, убит левиафанами.
    • Кастиэль — изначально был простым ангелом, состоявшим в гарнизоне Анны Милтон. Стал серафимом после того, как Бог воскресил его во второй раз. Будучи простым ангелом сражался во множестве боях за небесное воинство. Был убит четыре раза, и четыре раза воскрес. За неповиновение был изгнан с Небес и присоединился к Винчестерам.
    • Малахия — ангел, который после падения стал лидером одной из сторон падших ангелов. Противник Варфоломея. Кастиэль называет его анархистом.
    • Натаниэль — ангел небес, подчинённый Наоми. Он отрапортовал ей, что Метатрон найден. Был изгнан с Небес заклинанием.
    • Рахиль — подчиненная Кастиэля, сражалась в Гражданской Войне на Небесах. Довольно холодна и горделива по отношению к людям. Начала сомневаться в Кастиэле, пошла на переговоры с Рафаилом. Кастиэль выследил её, вступил с ней в бой и убил.
    • Самандриэль — не особо сильный ангел, возможно, принадлежавший к касте младших ангелов. Кастиэль убил его по приказу Наоми.
    • София — одна из ангелов, изгнанных на Землю Метатроном. Умерла при падении, скорее всего от травм.
    • Тео — подчинённый Малахии, который просил Кастиэля вернуть его на Небеса. Кастиэль хитростью забрал его благодать и выжег ему глаза, убив его.
    • Тир — был лидером одной из фракций, образовавшихся после падения ангелов с Небес. Метатрон пытался убедить его присоединиться к его силам, но Тир отказался. Его убил ангел, по имени Константин.
    • Уриил — сильный ангел, напарник Кастиэля и его друг. Кастиэль называет его «специалистом». Вроде бы сражался на стороне Михаила, но на самом деле, был двойным агентом и общался с Люцифером. Убит Анной Милтон своим же клинком ангела.
    • Ханна — после падения она следовала за Кастиэлем, пытаясь выследить Метатрона. Когда Метатрон подставил Кастиэля, перешла на сторону Метатрона. После она вернулась на сторону Кастиэля, поверив ему снова.
    • Хейэль — ангел, она создала Гранд Каньон. Пыталась переманить Кастиэля на свою сторону и завладеть его сосудом, так как он достаточно крепкий. Шантажировала его, и Кастиэлю пришло убить её.
    • Эспер — подчиненный Наоми, искавший вместе с Ионом скрижаль «Ангелы» и Кастиэля. Убит Кроули пулей из ангельского клинка.
    • Эсфирь — достаточно строгий и беспощадный ангел, пыталась убить Кастиэля. Должна была доставить пророка в пустыню. Действовала в паре с Иниасом. Убита Мэг при помощи клинка ангела.
  • Рит Зиен — выполняют обязанности медиков или санитаров. Их задача — на поле битвы исцелять раненых братьев и милосердно убивать с помощью особого прикосновения тех, кого спасти уже нельзя.
    • Эфраим — один из Рит Зиен, ангельских медиков. Убивал всех, кто чувствовал отчаянье и боль. Был изгнан заклинанием Метатрона. Убит Кастиэлем.
  • Херувимы — исполнители воли Небес, чья задача сводить нужных людей друг с другом. Например, херувимы заставили Мэри Кэмпбелл и Джона Винчестера полюбить друг друга, чтобы исполнился план архангелов.
    • Гейл — Херувим, могла влюблять людей друг в друга. Отдала Кастиэлю свой лук для заклинания, не подозревая, что это станет причиной падения ангелов.

Интересные факты Править

  • В целом, систему ангельских рангов можно сравнить с земной системой воинских званий. Самые слабые ангелы являются в некотором роде рядовыми солдатами, а более сильные — сержантами, которые помогают лейтенантам. Лейтенант — это средний по силам ангел, который является «заместителем» капитана гарнизона, а капитан, обычно, достаточно сильный ангел. Серафимы это уже высшие офицеры, которые получают приказы от вышестоящих архангелов. Архангел Михаил является генералом Небесного воинства, а Рафаил — его заместителем.

Небесное воинство и Ангельские чины

Многие знают, что Михайлов день, когда прославляются все небесные бесплотные силы, составляет особое празднество для иночествующих.

И мы, миряне, или бельцы (как на Святой Руси именовали христиан, живущих в городах и весях и угождавших Богу в супружестве), поздравляем друг друга с днем Ангела, чествуя таким образом своего Ангела-Хранителя. Но с особенным смыслом это делают монашествующие, ибо они сами, по призванию и произволению, стали ангелами на земле.
Они уже «не женятся и не выходят замуж», по слову Спасителя (см: Мф. 22, 30); не имеют здесь пребывающего града, но грядущего взыскуют (Евр. 13, 14). Обращая духовные взоры к небесному, горнему Иерусалиму, в теплых и сокрушенных молитвах иноки испрашивают у Милосердого Бога оставления грехов и возрождения душ благодатью Святого Духа.
Вот почему особенно торжественно празднество в честь безплотного воинства Господня совершается в наших обителях, и особенно в сердце России — в Троице-Сергиевой Лавре. В этот день все ее насельники воодушевлены духовной радостью и кажутся в своих развевающихся на ветру мантиях крылатыми существами. А Лавра, при подходе к ней, напоминает духовный бастион, небесную крепость, соборы и храмы которой златыми куполами и крестами касаются неба. Величественная колокольня, как стрела, устремленная в вечность, символизирует самого Архистратига Небесных сил, который стоит на страже безчисленного воинства и бдительно несет свой дозор, ратоборствуя против духов злобы.
Приблизившись к вратам Лавры, осеняя себя крестным знамением, с поклоном вы входите под их гостеприимную сень. Справа и слева от вас изображены герои сегодняшнего торжества — Архангелы Божии Михаил и Гавриил. Возвышаясь над вами, они склоняют свои прекрасные златокудрые главы, подвязанные голубым лентием, в знак небесной чистоты помышлений. В одежде воинов, с грозными копьями в руках, каждый из них держит на правой ладони, поднятой ко главе, сферу, внутри которой вписано страшное и достопоклоняемое имя Божие. «Иисус», — читаем в сфере Архангела Михаила. «Христос», — в круге, покоящемся на руке Архангела Гавриила.
Се, таинство! Зрительно, образно явлено людям, входящим и исходящим из обители, предназначение и главное занятие небожителей — всегдашнее созерцание неприступной славы Божией и восхваление Бога Живого, Творца мира видимого и невидимого! «Ни днем, ни ночью, — по свидетельству тайнозрителя Святого Иоанна Богослова, — ангелы не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет»… Задумаемся, братия, — ведь это и наше призвание, предназначение, духовное кредо — «возвещать совершенства Того, Кто призвал нас из небытия в чудный Свой свет» (см: 1 Пет. 2, 9). Именно так свидетельствует святой апостол Петр. Но возвратимся к созерцанию двух Архангелов, денно-нощно охраняющих вход в Троице-Сергиеву Лавру, и к главному предмету их внимания — вписанному в прозрачные сферы имени Господа нашего Иисуса Христа.

Остановимся близ небожителей, отделимся от потока людей — работников, паломников, экскурсантов, — вырвемся из потока времени, в котором все переменчиво, суетно и приземленно, — и отдадим себя во власть духовного, молитвенного размышления…
Посмотрите, как благоговейно, с какими страхом и трепетом Архангелы устремляют свой взор на таинственные сферы и помещенное в них самосветящееся имя Божие! Так, именно так, должно нам, земнородным, учиться стоять в присутствии Бога, Крепкого, Живого, и ходить пред невидимым лицом Его! «Да молчит всяка плоть человеча… и ничто же земнаго в себе да помышляет», — завещает Мать наша Церковь, преднося пред нами Святые Дары — Пречистые Плоть и Кровь Христовы — на Преждеосвященной Божественной литургии. Важно, спасительно важно на молитве обращать ум и сердце ко Господу, с сокрушенным вниманием обымая имя Иисуса Христа, нам присущего!
На иконописном изображении видно, как Архангелы вожделеют этого имени и света, от него исходящего… Прославление Господа и насыщение Его славой, созерцание безконечных совершенств Создателя — вот истинный насущный хлеб для небожителей, вкушая который они умножают свои силы и безконечно возрастают в ревности служения Богу духов. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола… и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение (Откр. 5, 11-12).
Однако и мы, друзья и ученики Христовы, питаемся той же нетленной пищей! «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». И нам, если мы хотим быть счастливыми и блаженными, как Ангелы, подобает «зреть пред собою Господа выну» (всегда) и духовно насыщаться пред лицем Его славы! Вот почему Церковь, кормилица наша, заповедует каждому христианину запечатлеть имя Иисус Христово в уме своем, а, по возможности, сокрыть его в самых недрах своего сердца. Да будет это превожделенное имя для нас драгоценной евангельской жемчужиной, положенной за пазуху, то есть в сокровищницу сердечную! Пусть нетварный свет, исходящий от небесного бисера молитвы Иисусовой, всегда озаряет наш внутренний мир… В немерцающих лучах умного Солнца правды мы разглядим, как следует, все присущии человекам греховные язвы, плакать о которых гораздо полезнее, нежели видеть Ангелов… Изображения Архангелов дышат радостной, жизнеутверждающий силой. Ангелы воистину исполнены Божественной энергией доброделания. Они сотканы из любви к своему Владыке, неусыпающей бодрости, быстродвижности, легкости и стремительности в исполнении Божиих повелений. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный, — говорит царь Давид о Творце ангелов (Пс. 103, 4)… Давайте же и мы отринем от себя всякую лень и косность, дебелость ума и расслабление телесное. Предоставляя в нужное время покой, необходимый телу, нуждающемуся во сне как лекарстве от усталости, умом будем «утреневати к Богу», дабы и на нас исполнились замечательные слова ветхозаветного мудреца: Аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. п. 5, 2)!..
Если и не так, то, во всяком случае, будем неукоснительно исполнять заповедь Спасителя, обращенную, конечно, не к безплотным духам, но к христианам, носящим на себе бренное тело: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному (Лк. 21, 34-35). Видите, слушатели, как много общего и схожего у нас с Ангелами, при всем различии нашего состава, духовного у одних и духовно-телесного — у других.
Но есть нечто из даров Всесовершенного Отца Светов, чем мы предпочтены в отношении безплотных Сил. Это уже упоминавшийся нами небесный дар Святой Евхаристии, Таинства Пречистого Тела и Крови Господней. Ангелы, как говорят апостолы, «желают приникнути», уразуметь это непостижимое чудо, предназначенное для врачевания поврежденной грехом человеческой природы и для ее благодатного возрождения.
Небесные Силы «с нами невидимо служат» Божественную литургию, они же помогают священнику причащать народ Божий. Архангелы Михаил и Гавриил потому так склоняются над именем Господним, как рабы в присутствии Владыки, чтобы научить нас с крайним благоговением приступать к Святой Чаше, источнику жизни и безсмертия… Каждый пусть тщательно испытывает свою совесть прежде приобщения, чтобы не принять спасительный дар любви Божией в суд и осуждение…
Отходя от изображения наших небесных покровителей и защитников, вступим в пределы Лавры преподобного Сергия, всякий раз собирающей на духовное торжество, на пир Православной веры народ со всех концов Руси Великой… Благодаряще за доставленное назидание святого Михаила, Архистратига воинства Господня, обратим к Спасителя нашему, Владыке Ангелов, молитвенное славословие, которое некогда излилось из уст земного ангела святителя Амвросия, епископа Медиоланского:
«Молю Тя, Господи, самаго ради Святых Тела и Крове Твоея таинства, имиже всегда в храме Твоем питаеми и напаяеми, очищаеми, освящаеми и обожаеми бываем, да силою Твоею укреплен, благою совестию ко олтарю Твоему приходя, сия небесная таинства имею в себе в живот и спасение, по слову святому Твоему: Хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть, Юже Аз дам за живот мира, ядый Мя, и той жив будет Мене ради. Хлебе сладчайший, уврачуй устне сердца моего, да чувствую во мне любве Твоея сладость, исцели всяк недуг, да, кроме Тебе, никоея же пожелаю красоты.
Хлебе чистейший, всякия сладости и благовония преисполненне, вниди в сердце мое и сладостию благовония Твоего наполни внутренняя души моея. Тобою питаются Ангели на небеси преизобильно: да насытится по силе своей Тобою и пришлец человек на земли. Хлебе святый, Хлебе живый, Хлебе вожделенне, сходяй с небесе и даяй живот мирови, вниди в сердце мое и очисти мя от всякия скверны плоти и духа, вниди в душу мою, внеуду и внутрьуду освящая и просвещая, буди моей души хранение всегдашнее и тела здравие. Отжени от мене находящих на мя, да бежат от лица Твоего ненавидящи мя, да, Тобою огражден, с Тобою прейду в вечное Твое царствие, идеже не покровенне, но лицем к лицу Тебе узрим, егда предаси Царство Богу и Отцу, да будет Бог всяческая во всех. Доныне алчу и жажду, но тогда насыщуся, внегда явит ми ся слава Твоя, в нейже царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки».
Аминь
Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Слово в день Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил безплотных

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх