Помост

Вопросы веры

Компьютер и подросток

Содержание

Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.

Детско-родительские отношения. Роль семьи в формировании личности подростков

Проблема формирования и развития личности является одной из центральных проблем в теоретической и прикладной психологии. Теоретические исследования в этой области связаны с именами таких ученых, как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Лазурский А.Ф., Божович Л.И., Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др.

Под личностью понимается человек, взятый в системе социально обусловленных устойчивых психологических характеристик, которые «проявляются в общественных по природе связях и отношениях и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» . Личность характеризуется, во-первых, ее динамическими тенденциями: потребностями и мотивами, установками, ценностными ориентациями, направленностью. Во-вторых, ее потенциалом индивидуально-психического развития, ее возможностями – задатками, специальными способностями, одаренностью. В-третьих, ее характером и самосознанием .

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Помимо внутренних детерминант, к которым относятся генетические, биологические и физиологические факторы, личностный рост обусловлен множеством внешних детерминант: принадлежностью индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу, семейной среде. Усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, личность умеет реализовывать себя в процессе общественной жизни. Роль взаимоотношений между родителем и ребенком в развитии личности подчеркивает большинство исследователей .

Один из важнейших этапов формирования личности приходится на подростковый возраст, являющийся переходным между детством и взрослостью.

Подростковый возраст характеризуют резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития, как биологические, так и психологические.

Подростковый возраст является кризисным периодом. Л.И. Божович высказала мнение, что кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, так как он проходит более остро и длительно по сравнению с другими возрастными кризисами, является переломным в онтогенетическом формировании ребенка . Одной из особенностей этого периода является личностная нестабильность, которая проявляется прежде всего в эмоциональной лабильности, связанной с бурным физическим ростом и физиологическими изменениями подростков. Личностная нестабильность проявляется и в нравственной неустойчивости: нормы морали пока остаются для подростков чем-то внешним, и большинство подростков следует им для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей. «Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний» . То же касается и самооценки подростка, которая во многом зависит от внешних оценок, что приводит к ее неустойчивости и колебаниям.

Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является развитие самосознания, «ста­новление которого возможно только посредством и бла­годаря общению» . Именно в пубертатный период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. У подростков интенсивно расширяются контакты со сверстниками. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными, при этом приобретают первостепенное значение. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, поэтому общение подростков со сверстниками необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. И хотя в подростковом возрасте эмоциональная дистанция между детьми и родителями в целом увеличивается, а отношения между ними усложняются в связи со стремлением подростков к автономности, семья сохраняет сильное влияние на подростков .

В отличие от другого института социализации подростков: школы — в семье первенствуют естественные факторы жизни, протекающие стихийно, доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культурой родителей, их социальными установками.

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности подростка обусловлена еще и отношениями привязанности, которые важны не только для будущего развития взаимоот­ношений, но и обеспечивают ощущение безопасности .

При этом, помимо стихийных естественных факторов социализации подростков в семье, которые заключаются в усвоении моделей родительского поведения и общении, позволяющем подростку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, родители становятся для своих детей источником приобретения жизненного опыта, в большей или меньшей степени создавая для этого определенные педагогические ситуации и обеспечивая возможность проявить в них себя. Не меньшее значение в личностном развитии имеет дисциплина и формирование поведения: поощряя или осуждая определенные типы поведения, родители влия­ют на поведение ребенка. И хотя в подростковом возрасте степень свободы и особенности ограничений меняются, совсем исключать свое участие в жизни подростка нельзя, так как «невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетвореннос­ти потребности в любви и привязанности» .

Содержание, характер и результаты семейного воспитания во многом зависят от личностных ресурсов, которые в ней имеются. Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой, такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний . Уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Семья является целостной системой: изменения, касающиеся одного из ее членов, ведут к изменению всей системы. При этом успешность формирования и развития личности подростков, благополучное продвижение их к взрослости во многом зависит от того, как именно родители взаимодействуют с ними. В этот период перед родителями стоит противоречивая задача: предоставить своим детям чувство безопасности и поощрить их на пути становления самостоятельными взрослыми, способными действовать в обществе независимо от других .

О нарушениях детско-родительских отношений можно говорить тогда, когда родители не готовы принять изменения в развитии своих детей, склонны к авторитарному стилю воспитания и общения с подрост­ком, не удовлетворяют потребностей под­ростка в любви и понимании. Об этом свидетельствует также противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями и нарушение контакта детей с родителями. Для психического развития подростков последствия, вызванные проблем­ными взаимоотношениями с родителями могут быть как положительными, так и отрицательными. К положительным относятся: ранняя социальная адаптация и ответственность за соб­ственную жизнь, развитие умения договариваться при решении проблем во взаимоотношениях с родителями, развитие рефлексии в отношении переживаний другого человека, коррекция характерологических особенностей, способ­ствующая социальной адаптации. Отрицательные последствия – это эмоциональные травмы, имеющие отдаленные послед­ствия; повышенная вероятность формирования зависимостей, перенесение проблемных отношений в родительской семье на последующие взаимоотношения в собственной семье, непринятие ценностей семьи и принятие ценностей асо­циальных групп .

Таким образом, семья может оказывать как положительное влияние на развитие личности подростка, так и отрицательное влияние. Неблагоприятный стиль воспитания, нарушения внутрисемейных взаимоотношений, конфликтность, враждебность в детско-родительских отношениях – все это может приводить к формированию отклоняющегося поведения подростков. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности.

Обращайтесь за помощью!

Если материал вам понравился, пожалуйста, нажмите «👍🏻Сказать спасибо»

Записаться на онлайн или очную консультацию можно по телефону:

+7 985 844 77 14

Буду рада Вам помочь!

Список Литературы:

Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 379 с.

Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — 191 с.

Земска М. Семья и личность. — М.: изд. Прогресс, 2009. — 133 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.

Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии — 5-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2008. – 687 с.

Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006.

Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2006. – 320 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2008. — 607с.

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М: Издательство Академический проект, 2007. – 336 с.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 396 с.

Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с

Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – «чистая доска, на которой можно все написать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»), Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Что же человек наследует?

По наследству от родителей к детям передаются:

  • • анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
  • • физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;
  • • физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;
  • • особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
  • • аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;
  • • предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

  • а) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
  • б) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче-ские цуги воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И. П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Η. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К. последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

  • • обеспечивает создание материальных условий жизни человека;
  • • способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;
  • • содействует познанию и преобразованию окружающего мира;
  • • является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
  • • дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
  • • создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Роль компьютера в жизни подростка

Районная научно-практическая конференция

Красносулинского филиала

Донской Академии юных исследователей

Секция «Информатика»

Исследовательская работа

«Роль компьютера в жизни подростка»

Автор работы:

Долгополая Анастасия,

7 А класс,

МБОУ гимназия № 1

Руководитель:

Семынина Наталья Михайловна,

учитель физики, информатики и ИКТ высшей категории

г. Красный Сулин

2017 г.

1. Введение. 3

2. Немного из истории появления компьютера. 4

3. Компьютер и его положительное влияние на жизнь подростка. 4

4. Влияние компьютера на здоровье и психику подростков 5

5. Компьютерная зависимость. 5

6. Полезные рекомендации при работе за компьютером 6

7. Исследовательская часть. 6

8. Выводы. 7

9. Источники информации 7

10. Приложения 8

  1. Введение.

Компьютер — всемогущее чудо техники, созданное человеком. Он прочно вошел в нашу жизнь и по праву занял одно из главных мест. Его использование дает большие преимущества в современной жизни. Мы не представляем без компьютера ни банкира, ни экономиста, ни архитектора и даже металлурга! Можно продолжать этот бесконечный перечень, но если остановиться на школьниках? Какую роль играет компьютер в жизни подростка? Получить ответ на этот вопрос и стало основной целью моей работы.

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:

  1. Узнать больше о появлении и развитии компьютера.
  2. Выявить положительные и отрицательные моменты влияния компьютера на жизнь подростка.
  3. Исследовать информацию о компьютерной зависимости.
  4. Провести анкетирование школьников.
  5. Проанализировать результаты.
  6. Выяснить основные правила и рекомендации по работе с компьютером.

В качестве методов исследования я использовала изучение информационных источников, наблюдение и анкетирование, анализ и обобщение полученных результатов.

Объектом исследования стало изучение влияния компьютера на подростка.

  1. Немного из истории появления компьютера.

Слово компьютер, пришло к нам из далекого 18 века и переводится с английского, как вычислитель. Применялось оно абсолютно к любому вычислительному прибору, даже не электронному.

Первая же попытка создать электронную машину, способную к программированию, была произведена британским ученым Чарльзом Бэббиджем в 40-х годах 19 века. Не смотря на то, что его проект был незаконченным, он до сих пор считается первым создателем вычислительной техники.

За последние полвека вычислительные машины сильно изменились. Первые компьютеры были очень громоздкими (весили около 30 тонн) и порой занимали целую комнату. Но с появлением микропроцессора, его размеры уменьшились настолько, что можно было поставить на стол. Первый микропроцессор был создан в 1971 году американской фирмой Intel. А первый персональный компьютер появился в США в 1976 году, он назывался Apple-1, его конструкторами были Стив Джобс и Стив Возняк.

Эти события можно считать началом развития современной компьютернойтехники. С тех пор человечество получило возможность массового использования компьютера.

  1. Компьютер и его положительное влияние на жизнь подростка.

Компьютеры появились достаточно давно, но лишь последние несколько десятков лет они стали частью нашей повседневной жизни. Для сегодняшнего поколения людей это такая же привычная и обыденная вещь, как телевизор или холодильник. Распечатать текст или фотографии, обменяться полезной информацией или увидеться с людьми на большом расстоянии, обработать огромное количество данных – все это стало возможным благодаря использованию компьютеров и всемирной сети Интернет. Компьютер способен хранить большое количество данных, и это значительно упрощает работу, на которую раньше уходили часы, а то и дни. А благодаря появлению планшетов и смартфонов, теперь карманный компьютер можно носить с собой и пользоваться им где угодно. Неудивительно, что такие устройства приобрели большую популярность среди молодежи. В первую очередь это касается школьников и студентов. Теперь не надо идти в библиотеку и часами просиживать над книгами, практически любую нужную информацию можно найти в Интернете.

В увлеченности подростком виртуальным миром есть положительные стороны:

1. Интеллектуальное развитие. Разумный подход к использованию компьютера и Интернета позволяет получать большое количество полезной информации, которая может пригодиться в учебе и реальной жизни. А знание компьютерной грамоты помогает подростку в дальнейшем овладеть какой-либо серьезной профессией.

2. Возможность раскрепоститься. В Интернете подросток, имеющий трудности в общении, получает возможность стать другим, раскрыться, найти друзей. Ощутив себя интересной личностью, он может обрести большую уверенность в себе.

  1. Влияние компьютера на здоровье и психику подростков

Наряду с достоинствами компьютер принёс с собой и множество новых проблем. В первую очередь это нарушение здоровья людей.

Просиживая часами за компьютером, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе.

Бесконтрольное количество времени, проводимое у монитора компьютера, имеет следующие минусы:

  1. Нарушение осанки. Сидячее положение в течение длительного времени приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее и других суставах.
  2. Ухудшение зрения. Глаза привыкают к разглядыванию мерцающей картинки на близком расстоянии. Глазные мышцы практически не работают. Врачи обеспокоены тем, что близорукость появляется в детском возрасте все чаще.
  3. Воздействие электромагнитного излучения.
  4. Риск возникновения игромании или компьютерной зависимости. Чем раньше у ребенка появляется компьютер, телефон или планшет, тем больше вероятность привыкания к электронным гаджетам.
  5. Появление стресса, депрессии и других нервных расстройств. Например, при потере важных данных или проигрыше в игре.
  1. Компьютерная зависимость.

Компьютерная зависимость — проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Большое количество различных игр и социальных сетей приводит к тому, что человек становится психологически зависимым от создаваемого перед ним компьютерного мира, он начинает проживать свою реальную жизнь в другом мире, где все подчиняется его личным законам и правилам.

В группу риска больше всего попадают дети от 11 до 18 лет, в этот период нервная система еще слишком неустойчива и нестабильна, она легко поддается влиянию. Чаще всего ею страдают те дети, которые испытывают недостаток внимания со стороны родителей, а также недостаток общения со своими сверстниками.

Под компьютерное влияние попадают и подростки, которые мечтают быть лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя главными героями в игре.

Выделим основные симптомы компьютерной зависимости у ребенка:

  • Большую часть свободного времени (более 5часов в день) проводит за компьютером.
  • У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.
  • Часто обманывает, стал хуже учиться, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером.
  • Во время игры разговаривает сам с собой или с ее героями так, как будто они реальны.
  • В отсутствии компьютера становится агрессивным и не может ничем заняться.
  • Забывает про еду и личную гигиену.
  • Проводит ночь у компьютера.

Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и его родителей. После отказа подростком от компьютера необходимо образовавшуюся пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, а особенно важно в этот момент участие семьи.

  1. Полезные рекомендации при работе за компьютером

Компьютер станет вам другом, если соблюдать определенные правила:

1. После каждого занятия делать упражнения для глаз и физические упражнения.

2. Не заниматься на компьютере перед сном.

3. Выполнять требования врачей по продолжительности занятий за компьютером (для подростка не более 1,5-2 ч. в день).

4.С особой тщательностью отбирать компьютерные программы, которые должны соответствовать возрасту по содержанию и по качеству оформления.

5.Чаще проветривать комнату.

6.Правильно организовывать рабочее место. Мебель должна соответствовать росту.

  1. Исследовательская часть.

Чтобы выявить степень влияния информационных технологий на образ жизни подростка, мною был проведен опрос среди учащихся начальных, средних и старших классов гимназии №1, всего 30 человек, из них 7 мальчиков и 23 девочки (Приложение 1).

Так, например, я выяснила, что из 30 опрашиваемых детей и подростков 97% имеют компьютер и 93% из них имеют выход в Интернет (диаграмма 1), к тому же 50% — пользуется Интернетом по несколько раз в день (диаграмма 6).

Как показывает опрос, 74% детей начинают свое знакомство с компьютером в возрасте 7-10 лет, а 23% — еще раньше (диаграмма 4).

В начальной школе дети больше увлечены играми на компьютере и общением в социальных сетях, а в средних и старших классах подростки начинают использовать компьютер в учебе для подготовки докладов, рефератов, презентаций, выполнения домашних заданий и т.д. — (диаграмма 8).

Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 1,5 — 2 часа в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 2 часов 60%, а в группу риска компьютерной зависимости, занимаясь за компьютером более 5 часов, попадает 23% детей (диаграмма 5). Особое внимание хотелось бы обратить на то, что 70 % опрошенных детей, в основном ученики средних и старших классов, испытывают интерес со стороны родителей. В то время как, учеников начальных классов, активно пользующихся социальными сетями (8 человек из 10), родители не контролируют.

Следует также отметить, что большинство учащихся, имея компьютер и постоянно им пользуясь, все же предпочли бы живое общение с друзьями — 76% опрошенных (диаграмма 7). А в случае его отсутствия, они не будут раздраженными и займутся активным образом жизни, либо почитают книгу (диаграмма 9). Может именно поэтому 70% опрашиваемых не ощущают проблем со здоровьем, и лишь некоторые испытывают боли в суставах или ухудшение зрения (диаграмма 10).

  1. Выводы.

Компьютер, как и всё, что нас окружает, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя.

В результате проделанной работы становится очевидным, что средства информационных технологий, безусловно, влияют на здоровье человека. Но хотелось бы отметить, что «общение» с компьютером в современном мире необходимо, так как облегчает поиск и работу с важной информацией. Однако не стоит забывать, что любой вид техники – это лишь средство, и только от нас зависит, будет ли оно приносить пользу или медленно разрушать наше здоровье и психику. Чтобы уменьшить отрицательное воздействия компьютера на детский организм, требуется жесткая установка рабочего времени на нем и выполнение определенных правил и упражнений. Необходимо следить за тем, чтобы компьютер использовался не как игрушка, а как полезное техническое устройство!

  1. Источники информации

  1. www.compgramotnost.ruИстория возникновения компьютера Н. Широбокова

  2. www.osvoenie-pk.ru Компьютер. Как все начиналось.
  3. www.secret-of-success.sulfurzona.comРоль компьютера в жизни современной молодежи.

  4. www.selfdevelop.ruКомпьютер в жизни человека

  5. www.p-shkola.by.ruКомпьютер в жизни детей и подростков: польза или вред?Н. Г. Мякинник,педагог-психолог,изд. «Пачатковая школа»
  6. www.psihomed.comКомпьютерная зависимость у подростка.
  7. Балонов И.М. “Компьютер и подросток” М., 2002 г.
  1. Приложения

Приложение 1

Опрос

Подчеркни, пожалуйста, кем ты являешься: мальчик девочка

Сколько тебе лет? _______ В каком классе ты учишься? ________

  1. Есть ли у тебя компьютер (ноутбук, планшет)?
  1. В каком возрасте ты начал работать на компьютере?

А) с 3-6 лет Г) свой вариант ответа ________ лет

Б) с 7-10 лет Д) не умею работать на компьютере

В) с 11-13 лет

  1. Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?

А) менее 1 часа В) 3 — 4 часа

Б) 1 – 2 часа Г) более 5 часов

  1. Есть ли у тебя доступ в Интернет?
  1. Как часто ты пользуешься интернетом?

А) Несколько раз в месяц Г) Раз в день

Б) Раз в неделю Д)Несколько раз в день

В) Несколько раз в неделю

  1. В каких целях чаще всего ты используешь компьютер (интернет)?

А) для игр и развлечений

Б) для учебы, получения информации

В) для общения в соц.сетях (Одноклассники, ВКонтакте и др.) или по скайпу и т.п.

Г) не пользуюсь компьютером (интернетом)

  1. Какое общение вы предпочитаете?

А) по электронной почте, в социальных сетях Б) вживую (лично)

  1. Если не будет компьютера или интернета, что ты будешь делать?

А) пойду гулять на улицу с друзьями Д) свой вариант ________________

Б) почитаю книгу ______________________________

В) покатаюсь на роликах, велосипеде, займусь спортом или т.п.

Г) буду раздражительным и злым, не смогу себя ничем занять

  1. После занятий на компьютере, какие проблемы со здоровьем ты у себя замечаешь?

А) ухудшилось зрение Г) нарушено питание

Б) болит спина, шея, кисти рук Д) нет проблем со здоровьем

В) бессонница

  1. Обращают ли внимание твои родители сколько времени ты проводишь за компьютером и чем интересуешься в интернете?

А) Да Б)Нет

Приложение 2

Результаты опроса в виде таблиц и графиков:

Есть ли у тебя компьютер (ноутбук, планшет)?

Есть ли у тебя доступ в Интернет?

Класс

пол ребенка

варианты ответов

ВСЕГО

Класс

пол ребенка

варианты ответов

ВСЕГО

Да

Нет

Да

Нет

начальная школа

девочки

начальная школа

девочки

мальчики

мальчики

средняя школа

девочки

средняя школа

девочки

мальчики

мальчики

старшая школа

девочки

старшая школа

девочки

мальчики

мальчики

девочки

девочки

мальчики

мальчики

всего ребят

всего ребят

%

%

Диаграмма 1

Обращают ли внимание твои родители сколько времени ты проводишь

за компьютером и чем интересуешься в интернете?

Класс

пол ребенка

варианты ответов

ВСЕГО

Да

Нет

начальная школа

девочки

мальчики

средняя школа

девочки

мальчики

старшая школа

девочки

мальчики

девочки

мальчики

всего ребят

%

Диаграмма 2 Диаграмма 3

В каком возрасте начал работать на компьютере?

Класс

пол ребенка

варианты ответов

ВСЕГО

3-6 лет

7-10 лет

11-13 лет

не умею

начальная школа

девочки

мальчики

средняя школа

девочки

мальчики

старшая школа

девочки

мальчики

девочки

мальчики

всего ребят

%

Диаграмма 4

Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?

Класс

пол ребенка

варианты ответов

ВСЕГО

меньше 1 ч.

1-2 ч.

3-4 ч.

более 5 ч.

начальная школа

девочки

мальчики

средняя школа

девочки

мальчики

старшая школа

девочки

мальчики

девочки

мальчики

всего ребят

%

Диаграмма 5

Как часто пользуешься интернетом?

Класс

пол ребенка

варианты ответов

ВСЕГО

несколько раз в месяц

раз в неделю

несколько раз в неделю

раз в день

несколько раз в день

начальная школа

девочки

мальчики

средняя школа

девочки

мальчики

старшая школа

девочки

мальчики

девочки

мальчики

всего ребят

%

Какое общение предпочитаешь?

Класс

пол ребенка

варианты ответов

ВСЕГО

социальные сети

живое

начальная школа

девочки

мальчики

средняя школа

девочки

мальчики

старшая школа

девочки

мальчики

девочки

мальчики

всего ребят

%

Диаграмма 6 Диаграмма 7

В каких целях чаще всего ты используешь компьютер (интернет)?

занятия на компьютере

начальная школа

средняя школа

старшая школа

всего из 30 человек

чел.

%

для игр и развлечений

для учебы, получения информации

для общения в соц. сетях, по скайпу и т.п.

не пользуюсь компьютером (интернетом)

Если не будет компьютера или интернета, что ты будешь делать?

занятия

начальная школа

средняя школа

старшая школа

всего из 30 человек

чел.

%

пойду гулять на улицу с друзьями

почитаю книгу

покатаюсь на роликах, велосипеде, займусь спортом или т.п

буду раздражительным и злым, не смогу себя ничем занять

После занятий на компьютере, какие проблемы со здоровьем ты у себя замечаешь?

занятия

начальная школа

средняя школа

старшая школа

всего из 30 человек

чел.

%

ухудшилось зрение

болит спина, шея, кисти рук

бессонница

нарушено питание

нет проблем со здоровьем

Диаграмма 8

Диаграмма 9

Диаграмма 10

Презентация проекта:»вред и польза компьютерных игр на ребенка».

Введение

Современные дети рано знакомятся с компьютером. Я начал играть в компьютерные игры в возрасте пяти лет, и с тех пор они стали одним из моих увлечений. Однако родители всегда ограничивают время работы за компьютером и считают, что компьютерные игры могут оказать плохое влияние на моё здоровье. Я решил выяснить так ли это и узнать, какую пользу и вред могут принести компьютерные игры, а также исследовать какими играми увлекаются мои одноклассники, сколько времени они проводят за компьютером и как относятся родители к их увлечению компьютерными играми.

Цель исследования: определить какое место в жизни современного младшего школьника занимают компьютерные игры, и какое влияние они оказывают на здоровье ребенка.

Задачи:

  1. Провести анкетирование.

  2. Выяснить влияние компьютерных игр на здоровье детей.

  3. Узнать мнения специалистов по данному вопросу.

  4. Разработать рекомендации для детей и родителей.

Предмет: игры современных детей.

Объект: влияние компьютерных игр на развитие ребенка.

Гипотеза: дети играют в компьютерные игры, когда у них появляется свободная минутка.

Методы исследования:

  1. изучение различных источников информации,

  2. анкетирование,

  3. беседа с психологом и врачом-офтальмологом,

  4. анализ полученных данных.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителей для подготовки материала к родительским собраниям и классным часам. Разработаны рекомендации для детей и родителей по профилактике компьютерной зависимости и сохранения здоровья.

I Теоретическая глава.

    1. Увлечения детей младшего школьного возраста

Игра является одним из основных видов деятельности школьников младших классов. Для того чтобы определить какое место в жизни детей занимают компьютерные игры я рассмотрел чем увлекаются дети в свободное от учебы время.

Я провел анкетирование в своем классе и узнал, в какие игры играют ребята в свободное время.

72% ребят в свободное время играют в компьютер, 65 % — гуляют и 44% — играют в различные другие игры.

Что же привлекает ребят в компьютерной игре? При проведении анкетирования предлагалось высказать своё мнение о компьютерных играх. Большинство детей ответили: «компьютерные игры очень интересные, мне нравится в них играть».

Интересные ответы:

— компьютерные игры это веселое развлечение, когда тебе скучно и нечем заняться;

— в компьютерные игры играть можно, но не очень долго;

— я считаю, что компьютерные игры не полезны, т.к. они вредят зрению и приводят к утомлению;

— мне нравится играть в компьютерные игры, но мне жаль, что во время игры на компьютере время проходит так быстро;

— я советую играть в занимательные игры;

— я думаю, что компьютерные игры развивают нас, но есть и плохая сторона: зрение падает и уходит время;

— компьютерные игры интересны и полезны;

— если долго играть в компьютерные игры, могут заболеть голова и глаза.

Вывод.

Большинство детей разносторонне развиваются, занимаются спортом, играют в обычные игры, общаются с друзьями. Компьютерные игры также являются частью их досуга, но не вытесняют другие полезные виды деятельности.

    1. Классификация компьютерных игр

В какие компьютерные игры предпочитают играть ребята? Компьютерных игр существует очень много и у каждой есть свои особенности.

На сегодняшний день, наиболее известной и использующейся является классификация компьютерных игр по жанрам.

Аркадные игры

Эти игры отличаются простым и понятным управлением. Герой бегает по экрану, прыгает через пропасти, взбирается по веревкам, стреляет в противников. Управлять героем обычно очень просто. Он передвигается с помощью курсорных клавиш. Еще одна или две клавиши используются для стрельбы и прыжков. Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке.

Логические игры

Это головоломки. В таких играх не надо никуда спешить. Можно спокойно думать над каждым ходом. Бывают головоломки по складыванию картинок, передвижению фигурок. Очень часто в логических играх используются лабиринты.

Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость.

Аркадно – логические игры

Примером такой игры является всем известный «Тетрис». В этих играх тоже надо думать, но делать это приходится быстро. Такие игры вызывают сообразительность и скорость реакции.

Активные игры

Это боевики, связанные со стрельбой, засадами и погонями. В этих играх герой в одиночку или в составе команды должен уничтожать врагов при помощи оружия. Врагами часто являются бандиты, инопланетяне, мутанты, монстры и другие.

Активные игры развивают реакцию и ловкость, но могут быть жестокими и утомительными. Многие активные игры сделаны так, что можно играть не только против компьютера, но и против партнера.

Деловые игры

Эти игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии, например бизнесменом, следователем, врачом, инженером, архитектором, министром. Играющий управляет городом, фирмой, заводом, больницей, аэродромом. Такие игры длятся обычно несколько часов. Деловые игры могут быть полезны. Они помогают познакомиться с интересными профессиями.

Единоборства.

Отличительная особенность этих игр – сложное управление. Сложность этих игр в том, что бойцы могут выполнять много разных ударов и приемов, для которых надо пользоваться разными комбинациями клавиш. Многие из этих комбинаций «секретны», о них не сообщается в инструкции к игре, и их надо обнаружить самому.

Игры – единоборства развивают координацию движений, расчетливость и точность.

Имитаторы

Очень интересные, но сложные программы. С их помощью можно учиться управлять самолетами, танками, автомобилями, боевыми роботами. Для управления такой техникой приходится использовать много клавиш клавиатуры.

Квесты или приключения

Так называют очень красивые и интересные игры, в которых герой путешествует по своему компьютерному миру и решает головоломки. Цель игры известна с самого начала, например, спасти, принцессу, похищенную злыми волшебниками. Главная задача — пройти игру до конца.

Если решение всех головоломок известно, то игру можно пройти за несколько часов. Но если решения нет, то приходится пробовать разные действия, и игра растягивается на много дней.

Ролевые игры

Это очень длинные и неторопливые игры. В одну игру можно играть много месяцев. Обычно ролевые игры построены по сказочному сюжету.

Спортивные игры

Это футбол, хоккей, баскетбол, бейсбол и др. Они достаточно сложны для управления. В спортивные игры, как и в активные, интереснее играть не против компьютера, а против партнера.

Стратегические игры

Это игры, требующие планирования и выработки определенной стратегии для достижения цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целой армией.

Традиционные игры

К этим играм относятся шашки, шахматы, «Монополия» и другие настольные игры. Эти игры служат для отдыха.

Обучающие игры

Отдельно можно выделить группу обучающих игр, так как отнести их к одному конкретному жанру трудно. Есть специальные игры для обучения чтению и счету. С помощью игр можно изучать иностранный язык.

Проведя опрос, в какие компьютерные игры любят играть ребята, получилось следующее

— активные,

— имитаторы,

— ролевые- спортивные,

— стратегические

— традиционные,

— обучающие,

Увлеченность играми разнообразная: девочкам больше нравятся ролевые игры, мальчикам – активные игры.

Вывод.

Компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимание, а также помогают познакомиться с разными профессиями и узнать много нового

Отрицательные стороны игр: некоторые игры вызывают психическое утомление, т.к. в них нужно играть несколько часов или дней, активные игры, часто могут иметь жестокое содержание, а сложная компьютерная графика отрицательно отражаться на зрении.

II Исследовательская глава

2.1. Факторы, влияющие на физическое здоровье детей

Основными факторами, влияющими на физическое здоровье детей, являются нагрузка на зрение, стеснённая поза, в которой ребенок сидит за компьютером и излучение.

Из беседы с врачом-офтальмологом Григорьевой О. Н. я узнал, что из-за нагрузки на зрение, через некоторое время у ребенка могут возникнуть головная боль, головокружение, жжение и боль в глазах. Если работать на компьютере достаточно долго, то последствия для зрения могут быть плачевными: от появления ложной близорукости до повышения внутриглазного давления и более серьёзных нарушений. Основными влияющими факторами являются: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором.

При выполнении этих несложных правил, нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

  1. Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз.

  2. Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.

  3. Нельзя работать за компьютером в темноте.

  4. Дисплей должен быть расположен так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Расстояние от детских глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или мышке. Это вынуждает его сидеть в определённом положении. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы могут возникнуть следующие нарушения.

  1. Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.

  2. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.

  3. Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника

Часто приходится слышать опасения взрослых по поводу того, что излучения монитора очень вредны для здоровья ребенка. Однако у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой.

Вывод.

Необходимо следить, чтобы кисти рук находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг: между компьютерными играми можно поиграть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не рекомендуется также перекусывать за компьютером: эта вредная привычка может остаться на всю жизнь

2.2. Факторы, влияющие на психическое здоровье детей

Одним из важных факторов, влияющих на здоровье, является нагрузка на детскую психику.

Анкетирование показало, что значительная часть детей (24%), особенно мальчики любят играть в активные компьютерные игры, так называемые, «стрелялки».

Психолог (ФИО И ФОТО) считает, что данные игры представляют наибольшую опасность для психики ребенка. Большинство таких игр основано на насилии и могут стать причиной чрезмерной агрессивности ребенка. Вид на экране, как правило, соответствует виду из собственных глаз, то есть играющий не просто видит героя, а сам превращается в него. При этом, задачей таких игр является уничтожение как можно большего количества врагов. Задача родителей — однозначно не допустить появления таких игр у ребенка.

Так как состояние здоровья и особенности нервной системы у всех детей разные, время наступления усталости различается.

Поэтому родителям необходимо знать о признаках «компьютерной усталости»

— ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает;

— отвлекается, переключает внимание на другие предметы;

— склоняется в разные стороны, откидывается на спинку стула, закидывает ноги;

— кричит, подпрыгивает, истерически смеется.

Кроме вышеперечисленных вредных факторов, в настоящее время появился термин “компьютерная зависимость”. Она возникает, когда компьютер для детей становится не только источником знаний и одним из способов проведения досуга, но начинает эмоционально заменять ему общение с родителями и сверстниками. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.

Первые признаки развития зависимости у ребенка:

  1. Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

  2. Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

  3. Прогулял школу – сидел за компьютером.

  4. Приходит домой, и сразу к компьютеру.

  5. Хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.

  6. Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям — учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.

  7. Вступает в конфликт с родителями из-за своей деятельности.

Вывод.

При появлении первых признаков усталости и зависимости необходимо прекратить занятия за компьютером.

2.3. Сколько времени дети проводят за компьютером

Согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.2.542-96 непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать:

— для учащихся I классов (6 лет) — 10 минут;

— для учащихся II — V классов — 15 минут;

— для учащихся VI — VII классов — 20 минут;

— для учащихся VIII — IX классов -25 минут;

— для учащихся X — XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором — 20 минут.

Проведя анкетирование я узнал, что 15% ребят сидит за компьютером до 30 минут, 35% — от 1 часа до 2 часов и 40% -более 2 часов в день.

Вывод.

Большинство ребят не соблюдают санитарно-гигиенические правила. Превышение допустимого времени работы за компьютером может привести к зрительному утомлению, а также к развитию компьютерной зависимости.

3. Рекомендации для детей и родителей

Отношение родителей к увлечению детей компьютерными играми разделилось: 30% родителей одобряют увлечение детей компьютерными играми, а 70% — не одобряют.

Родителям надо внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет.

Для того чтобы компьютерные игры не принесли вреда для здоровья необходимо:

  1. Ограничивать общее время работы за компьютером.

  2. Дети 1-4 классов могут проводить за компьютером не более 10-15 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз.

  3. Следить за правильной посадкой перед монитором компьютера. Расстояние до глаз должно быть не менее 50 см, при этом экран должен располагаться на уровне глаз или чуть ниже.

  4. Расположить монитор так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Если в комнате темно, то играть в компьютерные игры нужно при верхнем или настольном свете.

  5. В комнате, где находится компьютер своевременно делать влажную уборку и проветривание.

  6. Родителям необходимо знать признаки компьютерной усталости и признаки компьютерной зависимости.

Вывод.

Родителям обязательно контролировать качество и соответствие возрасту компьютерных игр, предназначенных ребенку. Покупать только полезные и интересные компьютерные игры, развивающие детей.

Заключение

Проведя собственное исследование и изучив теоретический материал по данной проблеме, я сделал следующие выводы.

Компьютерные игры, как и всё окружающее нас, могут быть полезны и вредны. Вред они приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, необходимые для сохранения своего здоровья.

Современные школьники, любят играть в компьютерные игры, но при этом успевают заниматься и другими полезными видами деятельности: общаются с друзьями, занимаются спортом, читают, рисуют, танцуют. Однако большинство из них, в том числе и я, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени. Это может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических. Увлеченность играми разнообразная: девочкам больше нравятся ролевые игры, мальчикам – активные игры. С одной стороны, данные игры развивают логику, мышление, память, внимание, а с другой стороны они могут быть опасны для детской психики и стать причиной чрезмерной агрессивности ребенка. Поэтому подходить к выбору игр необходимо очень тщательно.

Моя гипотеза подтвердилась, так как играют в компьютерные игры все ребята, у которых есть компьютеры.

В связи с этим, мною разработаны практические рекомендации для детей и родителей.

Считаю, что на практике данная работа может быть востребована, так как даже в нашем небольшом городе происходит развитие компьютеризации и проблема влияния компьютеров на развитие и здоровье детей является актуальной.

Приложение 1

АНКЕТА

  1. Сколько тебе лет?

_____________________________________________________________

  1. Укажи свой пол (отметь крестиком)

  1. Чем ты любишь заниматься в свободное от учебы время?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Какие кружки, секции, школы ты посещаешь дополнительно?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Укажи свои любимые игры _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Есть ли у тебя дома компьютер? ______________________________________

  1. Сколько времени в день ты проводишь за компьютером? _____________________________________________________________

  1. Играешь ли ты в компьютерные игры? ________________________________

  1. Укажи названия компьютерных игр, в которые ты чаще всего играешь

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. С какого возраста ты начал(а) играть в компьютерные игры? ______________

  1. Одобряют ли твоё увлечение компьютерными играми родители?

_____________________________________________________________

  1. Твоё мнение о компьютерных играх _____________________________________________________________

Министерство общего и профессионального образования Краснодарский край Кавказский район

Ст.Казанская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им.Н.Г. Чернышева

«Средняя образовательная школа № 20»

Проект выполнил:

Киракосян Артем

Ученик 5″б» класса.

Руководитель проекта:

Бондаренко Евгения Л.,

Учитель

математики информатики

МБОУСОШ №20

Кавказский район

10 медицинских последствий увлечения видео играми

Всё хорошо в меру, а вот чрезмерное увлечение чем-либо может нести с собой серьёзные последствия для вас. Например, слишком много играть в видео игры вредно для здоровья.

1. Повреждённые джойстиком игровой приставки пальцы

Этот недуг встречается у любителей игр с использованием контроллера типа D-pad. Симптомы включают потерю чувствительности, покалывание и крупные волдыри, на лечение которых уходят недели.

2. Нинтендонитис и виайтис

Термин нинтендонитис (от Nintendo и tendinitis — воспаление сухожилия) используется для описания повреждений сухожилий кистей рук и запястий от слишком долгих сеансов игры.

Виайтис — заболевание, связанное с частым нажатием на кнопку игровой консоли Wii, которое представляет собой хроническую усталость плечевого сустава и лечится при помощи обезболивающих препаратов и полного отказа от игры.

К этой же категории относятся травмы, связанные с игрой в тесных помещениях.

3. Припадки

В некоторых случаях увлечение играми может вызывать судороги. Научных доказательств того, что компьютерные игры могут спровоцировать припадок обычной эпилепсии, не существует. А вот припадок фотосенситивной эпилепсии может быть вызван такими визуальными раздражителями, как мигающий свет, ряд повторяющихся геометрических форм или движущихся объектов.

4. Зависимость

Зависимость от компьютерных игр — это расстройство контроля импульсов, похожее на то, что возникает у пристрастившимся к азартным играм (вроде рулетки). Симптомы включают изменения веса (в любую сторону), пренебрежение личной гигиеной, снижение социальных взаимодействий и нарушение сна.

5. Агрессия и психические расстройства

Исследования показали, что зацикленные на играх люди чаще переживают депрессивные и беспокойные состояния, чем остальные. У детей это выражается в повышенной возбудимости, отсутствии навыков общения. Тревожные сигналы: неспособность сконцентрироваться, нарушение сна, тревога, раздражение и социальные фобии.

У детей, которые играют в игры с элементами жестокости, чаше возникают фантазии, связанные с агрессией; они больше склонны к агрессивному поведению. Кроме того, они и сами с большей вероятностью могут стать жертвами чужой агрессии.

6. Эффект тетриса

Этот феномен может возникнуть после любой игры с повторяющимися картинками, если играть в неё продолжительное время, но пример с тетрисом наиболее показателен.

Некоторые любители тетриса утверждают, что после нескольких часов, проведённых за игрой, они невольно начинают находить связанные с ней элементы в реальной жизни. Например, пользователи могут начать видеть кругом падающие блоки или фантазировать, как те или иные элементы тетриса впишутся в городской пейзаж. Иногда эти образы полностью завладевают мыслями, воображением и даже снами человека.

Известны даже случаи дорожных аварий, произошедших по вине водителей, пытавшихся следить за падением несуществующих блоков.

7. Ухудшение зрения

Видеоигры могут стать причиной проблем со зрением. Напряжённое вглядывание в светящийся экран вызывает напряжение глаз, а продолжительное использование компьютера может закончиться даже глаукомой, особенно среди пользователей, страдающих близорукостью. Это становится особенно опасно, когда вы перестаёте моргать и поверхность глаза пересыхает.

8. Синдром запястного канала

Синдром запястного канала возникает при сдавливании срединного нерва между предплечьем и кистью руки. Это сдавливание, в свою очередь, вызывается раздражением или распуханием канала запястья, что может быть связано с продолжительной работой с компьютерной клавиатурой, мышью или игровым контроллером.

9. Мигрень

Длительная игра может привести к интенсивной пульсирующей боли в голове и сопровождаться тошнотой, рвотой и необычайной чувствительностью к свету или звуку. Приступы мигрени могут длиться от нескольких часов до нескольких дней.

10. Смерть

Геймеры иногда настолько погружаются в игру, что могут проводить перед компьютером много часов без перерыва. В 2007 году 28-летний мужчина умер, заигравшись в «Starcraft» в интернет-кафе города Тэгу (Южная Корея). Согласно официальной информации, он не спал, почти ничего не ел и вряд ли посещал туалет во время своего 72-часового игрового марафона.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх