Помост

Вопросы веры

Компьютерная зависимость у детей

Содержание

Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и последствия

Сотовый телефон, компьютер или планшет — такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но мама занята. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: На, поиграй. Таким образом она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

В раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь — захотел развлечься — взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: Дай поиграть!

Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром.

Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет. А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Компьютер не дает такой возможности.

Термин «компьютерная игровая зависимость» появился еще в 1990 году. Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм.

Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Вначале развивалась компьютерная игровая зависимость у взрослых. Затем компьютерная зависимость появилась и у детей. Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

  • Игровая, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.
  • Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в «реале». Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества.
  • Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый серфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на «одноклассниках», то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие «интересные факты» и самые красивые места мира.

Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой, и 25-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются тогда, когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни?

Кто больше зависим от игр на компьютере?

  • Дети тех родителей, которые мало бывают дома, дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
  • Самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст — это 12-15 лет.
  • Мальчики. По статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков. Связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Опасность компьютерной зависимости

Вам, уважаемые родители и педагоги, вероятно, кажется, что страшнее наркотической и алкогольной зависимости из всех прочих ее видов нет ничего. И по большому счету, вы правы. Однако не менее опасна компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Ясно, что как таковая эта зависимость не представляет угрозы жизни и физическому здоровью самого зависимого и его окружающих, но так ли это на самом деле?

Несколько фактов

  1. Самостоятельно только около 20% детей могут перерасти эту проблему.
  2. Ребенок может находиться за компьютером не более 1-го часа в день. Подросток — до 2-3-х часов с перерывами.
  3. В Финляндии не берут в армию с диагнозом «компьютерная зависимость».
  4. Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка.

Признаки компьютерной зависимости у детей

  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
  • Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или ТВ.
  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
  • Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
  • Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
  • Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.
  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
  • Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
  • Ребенок начинает есть возле компьютера.
  • Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
  • Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед ТЗ или включает компьютер.
  • Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
  • Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.

Насколько компьютер вреден для здоровья?

Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей.

Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике — делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста. И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки).

Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование — правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.

Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).

Но что же делать, если проблема все же возникла?

Никакие убеждения, уговоры, угрозы не будут иметь эффекта. Скорее всего, вы вызовете к себе агрессию, а сам игроман еще глубже погрузится в выдуманный мир, так как в реальном его «никто не понимает». Зависимость от компьютерных игр у подростков опасна тем, что человек находится в непростом периоде жизни. Время, когда он должен искать свое место в обществе, начинать строить отношение с противоположным полом и сверстниками, оказывается упущенным. В дальнейшем это вызовет психологические проблемы иного толка.

Проявление симптомов компьютерной зависимости должно насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам, которым подскажут, как справиться с компьютерной зависимостью у детей.

Диагностика компьютерной зависимости

Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен, очень сложно. Первый шаг в лечении пациента — это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования.

Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности.

Причины компьютерной зависимости

  • Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
  • Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учебе мало рвения проявлял — так, телевизор бы ему все смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.
  • Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
  • Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
  • Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Как уберечь ребенка от зависимости?

К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Как избавиться от симптомов компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Как лечить симптомы компьютерной зависимости во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Лечение любой зависимости — трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании. Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента. В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

  • в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
  • у ребенка разносторонние интересы и увлечения;
  • ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
  • ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Важно знать:

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.

Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Профилактика зависимости от компьютерных игр

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.

Поэтому:

  • Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
  • Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
  • Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
  • Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
  • Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Ни одна мать не позволит ребенку употреблять наркотики, почему же компьютер и телевизор используются как средство занять ребенка, чтобы не мешал родителям в их важных делах? Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, каким будет это взаимодействие решает каждый на своем месте. Но совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, а также лыжи, коньки и просто прогулки на свежем воздухе не причинили вреда еще ни одному человеку. Во время такого досуга у детей воспитывается уважение к родителям и до них легче доходит смысл слов о вреде многочасового сидения у компьютера. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А компьютер можно использовать в мирных, познавательных и в творческих целях. Главное – ребенка увлечь!

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 — всегда.

  1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
  2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
  3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
  4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
  5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
  6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
  7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
  8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
  9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
  10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
  11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
  12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
  13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
  14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
  15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
  16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
  17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
  18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
  19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
  20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Использованные ресурсы:

Об авторе: Силантьева Татьяна Георгиевна, учитель информатики, МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области». Фото: Елена Чулихина.

Компьютерная зависимость у детей и подростков

Компьютерная зависимость у детей и подростков – серьезная проблема, с которой сталкиваются многие семьи. Сейчас доступны социальные сети, огромное количество игр, разнообразные сайты. Все это затягивает детей и подростков в виртуальный мир. Проблема в том, что они перестают контролировать время, проведенное за компьютером, и это оборачивается серьезными неприятностями.

Компьютерная зависимость: что это

Если говорить простым языком, то компьютерная зависимость – это зависимость от игр, социальных сетей и различных видео.

Можно выделить три типа зависимости. Рассмотрим подробнее каждую:

  • Познавательная – заинтересованность в хакерстве, программировании, сфере телекоммуникации.
  • Игровая – заинтересованность компьютерными играми и играми в режиме онлайн.
  • Коммуникативная – интерес к сетевой коммуникации, виртуальному общению.

Опасность зависимости

Детская и подростковая компьютерная зависимость несет большую опасность. Чем она чревата: изолирование от общества, отсутствие необходимых социальных навыков, проблемы с психикой. Дети, склонные к компьютерной зависимости, нередко страдают нервными разладами: перенапряжением нервной системы, неврозами, сложностями в учебе, нехваткой побуждения.

У юного пользователя компьютера стираются грани, обозначающие предел дозволенного. Это касается и закона. Итог: некоторые подростки идут по «темной» дорожке. Детская, подростковая компьютерная зависимость порой приводит к различным заболеваниям: проблемы со зрением, желудочно-кишечным трактом. Наблюдается общее изнурение организма, очевидные психические расстройства.

Причины формирования зависимости от компьютера

  • Компьютерная зависимость часто формируется из-за отсутствия теплых отношений в семье. Пример: родители или иные ближайшие родственники не находят времени или желания на общение с ребенком, участие в его жизни, изучение его душевного состояния, мыслей, чувств. Эмоционально отдаленные родственники не понимают ребенка, не способны услышать его. Ситуация может обернуться компьютерной зависимостью, разными формами отклонения в поведении.
  • Вторая причина: отсутствие у ребенка (подростка) интересов, привязанностей, хобби, не имеющих отношения к компьютеру. Пример: подросток ничем особо не увлекается, плохо относится к чтению, прогулкам, домашним обязанностям, учебе. Единственное увлечение: просмотр телепередач. И вот, у него появляется компьютер. Постепенно ему открываются возможности виртуального мира: игры позволяют ему быть крутым гангстером, силачом, гонщиком. Он может знакомиться с людьми, выдавая себя за того, кем не является. Множество разнообразных возможностей провоцируют устойчивую компьютерную зависимость.
  • Неспособность ребенка налаживать контакты с социумом, дружественные связи. Пример: ребенок чрезмерно стеснителен, и не может побороть это качество. Причиной может быть наличие видимого физического недостатка, особенности внешности, отталкивающие сверстников от общения. Или же особенности характера, препятствующие установлению связей: жадность, злобность, агрессивность, мстительность, замкнутость.
  • Неудачливость ребенка в разных сферах: проблемы в общении со сверстниками, неуспеваемость в школе, конфликты в семье.

Многие дети в этом случае погружаются в виртуальный мир. Там их легче стать лидером, ответить обидчику, завоевать авторитет. Ребенок создает себе желаемый образ, не желая возвращаться к реальности. Склонность быстро впитывать информацию, общая подверженность влиянию извне.

Как распознать зависимость от компьютерных игр

Компьютерная зависимость – это серьезная проблема, и распознать ее можно по таким аспектам:

  • Потеря контакта с родителями, нежелание идти на него;
  • Ребенок становится поверхностным, его не интересует «живое» общение;
  • Ему не интересны другие дела;
  • Все свободное время он у компьютера;
  • Общение нередко сводится к компьютерным играм.
  • Избегает доверительных бесед;
  • Всячески пытается заполучить желаемое, идя на обман;
  • Потеря контроля над временем проведенного у компьютера;
  • Ребенок поглощает пищу, не отрываясь от компьютера;
  • Он скрывает, сколько в действительности находился у компьютера;
  • Ограничения, связанные с компьютерами вызывает нервную реакцию (злость, плачь, агрессия, апатия);
  • Его день начинается с компьютера;
  • Придя со школы, первым делом ребенок идет к компьютеру.

Заметили какой-либо из признаков? Вывод: компьютерная зависимость. Принятие мер обязательно – не теряйте времени. Конечно, лучше не ждать симптомов, а предотвратить их появление – о профилактике компьютерной зависимости будет рассказано ниже. Этой проблеме подвержены многие подростки и дети, будьте бдительны.

Если компьютерная зависимость уже началась, то необходимо помочь ребенку. На этом этапе многие родители допускают ошибки. Узнайте, что нужно делать, и какая тактика поведения неверна. Итак, как помочь чаду выработать здоровое отношение к компьютеру.

Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости

Заметили у ребенка признаки компьютерной зависимости?

Рекомендуем прибегнуть к таким простым, но действенным методам решения проблемы:

  • Установите пароль на компьютере, не сообщая его ребенку – вы сможете контролировать время, проведенное за компьютером. Этот метод действен, когда ребенок маленький и не нуждается в компьютере по учебным заданиям. В более взрослом возрасте он тоже полезен, если у подростка очевидная компьютерная зависимость. Если вы днем не дома, и не можете контролировать включение компьютера сами – меняйте пароли ежедневно, и отправляйте их в разрешенное время по смс.
  • Желательно, чтобы на компьютере действовала программа родительского контроля, особенно если ребенок проводит возле него много времени. Ограничьте доступ к определенным сайтам. Как это сделать? Используйте веб-сайт вроде Norton или настройки Windows.
  • Позволяйте ребенку проводить время за играми или пользоваться социальными сетями после выполнения всех прочих дел. Важно научить его правильной расстановке приоритетов. Пример: заведите контрольный перечень обязательных дел. К ним могут относиться уроки, порядок в комнате, помощь по дому и т.д. К концу дня проверьте, придерживался ли ребенок выполнения нужных дел. Задания проигнорированы – следует придумать легкое наказание или ограничение.
  • Организовывайте семейное времяпровождение. Настольные игры, совместная готовка, прогулка. Разнообразьте досуг ребенка до того, как он сядет за компьютер.
  • Создайте в доме зоны без ноутбуков и так далее. Пользование интернетом должно происходить в общих комнатах. Табу: сидение за компьютером в спальне, во время ужина, во время каких-либо совместных семейных мероприятий.
  • При возможности обеспечьте ребенка двумя компьютерами. Один – для отдыха, другой –для учебы. Это даст уверенность, что он вас не обманывает. На устройстве для учебы отключите социальные сети, игровые сайты и тому подобное. Переживаете, что ребенок будет использовать ноутбук, пока вы отсутствуете? Эта проблема решаема: заберите с собой зарядное устройство или аккумулятор от техники – отдадите при необходимости, когда возвратитесь домой.
  • При описанной зависимости важно ограничить использование устройства. Как это будет выглядеть? Заявите о лимите подобного времяпровождения. Если вашему ребенку более двух лет, то ему не следует более двух часов проводить перед монитором. До двухлетнего возраста это время должно быть и того меньше. Можно установить таймер, чтобы чаду было видно, сколько он еще может играть или проводить в социальных сетях. Первое время вы можете помочь ребенку контролировать время у монитора: предупреждайте его за 10-20 минут, что вскоре придется завершить игру или общение в социальной сети.
  • Проведите с сыном или дочерью беседу о виртуальной зависимости. Из разговора попробуйте понять, что его заставляет погружаться в мир игр, социальных сетей. Иногда такое времяпровождение становится для него «альтернативной реальностью», дающей ему уверенность в себе. Нередко это наблюдается в случаях, когда дети вынуждены терпеть издевательства со стороны окружающих. Тогда альтернативная реальность становится защитным панцирем, где ребенок может почувствовать себя не униженным. Если такие проблемы имеются, например, в школе, то не давайте ребенку бесполезных советов, которые он, наверняка, уже пытался реализовать. Если он не хочет ходить в эту школу, прислушайтесь к нему. Возможно, ему больше подойдет другое учебное заведение или даже домашнее обучение.
  • К разговору следует подходить со всей серьезностью, без агрессии и претензий – будьте внимательны, добры, вдумчивы. Постарайтесь понять ребенка. Поговорите с ним на темы, волнующие его. Расскажите о своих переживаниях, опасениях.
  • Придумайте альтернативу играм, социальным сетям. Увлеките ребенка делом, которое вызовет у него интерес. Попробуйте разные варианты – обязательно найдется подходящий.
  • О правилах следует договориться с другими родственниками. Вы должны придерживаться единой методики поощрений и наказаний.

Борьба с игровой зависимостью: методы лечения

Имеется несколько способов борьбы с зависимостью:

  • Краткий терапевтический курс. Включает в себя: планы на будущее, положительный настрой, определение сути проблемы. Зачастую непросто отказаться от давнего увлечения, но это легче, если начать новое. В период терапии обсуждается, первый шаг зависимого, позволяющий с большей легкостью отказаться от игр. Помните, что борьба с такого рода зависимостью проходит сложно, долго – запаситесь терпением. Придется пройти несколько этапов, однако достигнутая цель стоит того.
  • Терапия когнитивного типа. При ней закрепляется новая модель мышления, способствующая постепенному избавлению от болезни. Обычно такой случай предполагает выполнение письменных заданий, изучаются типичные ситуации, рискованные моменты, определяются положительные и отрицательные моменты, проводится анализ каждого отдельного случая, когда ребенок или подросток чрезмерно увлекался виртуальным миром. Что он при этом чувствовал? Зачастую с этим явлением связаны ошибочные суждения, неверная модель предположений. Пример: «Я побеждаю в этой игре, меня все начинают уважать» и так далее. Сначала специалист выявляет ошибочные суждения, потом происходит корректировка неверных утверждений.
  • Терапия поведенческая. Что она предполагает? Наставления на новый путь поведения. Объяснение, как себя вести в сложных ситуациях.
  • Расслабляющая терапия либо эмоционально-образная. Предполагает борьбу с депрессивным, стрессовым состоянием.
  • Сеть поддержки. В ней участвуют близкие люди. Специалист объясняет им, как себя вести с зависимым.
  • Программа самопомощи. Может включать в себя книги, разнообразные групповые терапии, службы быстрого реагирования.

Итак, насколько долгим будет курс лечения, помогающий окончательно решить проблему? Это зависит от особенностей ситуации. Если подросток играл в игры несколько лет на регулярной основе, то лечение будет проходить дольше. Гораздо лучше ситуация, если зависимость не приобрела хронический характер, в случае которого могут даже понадобится медикаменты. В этом случае необходимо участие врача – только он может выписать соответствующие препараты. Лечение может завершиться после нескольких визитов к специалисту, а может занять много месяцев. Во многих случаях достаточно одного-двух визитов к профессионалу, который выставит верные ориентиры для поведения семьи.

Как предупредить зависимость от компьютера

Гораздо проще предупредить зависимость, а не лечить ее. Покажите чаду, что вас беспокоит сложившаяся ситуация. Важно, чтобы он видел в вас не агрессора или противника, а родного близкого человека, которому тоже необходима забота.

Постарайтесь, чтобы игры были коллективными – с участием двоих, троих детей. Это позволит периодически отвлекаться на общение, не погружаясь в состояние «транса». Проявляйте интерес к тем играм, которые нравятся вашему ребенку. По возможности предлагайте развивающие варианты.

Правильное воспитание ребенка – основная мера предотвращения зависимости любого типа у детей. Если возникла конфликтная ситуация, выраженная с вашей стороны приказом о прекращении нахождения за монитором, то забудьте о торге. Внятно и четко заявите о своей позиции, дайте объяснение ей.

Не ограничивайте ребенка в его действии, методом запрета тех или иных игр. Лучше объяснить, по какой причине то или иное занятие нежелательно для него. При категорическом запрете того или иного вида развлечения без каких-либо объяснений повысит интерес ребенка к такому времяпровождению. Само существование запрета приведет к невозможности обсуждения проблемы между ребенком и родителями.

Всегда оговаривайте время провождения ребенка за монитором, и придерживайтесь этих договоренностей. Продолжительность стоит выбирать, основываясь на возрасте чада. До 5 лет вообще нежелательно, чтобы ребенок увлекался компьютерными играми – поощряйте его познание мира без электроники.

С 6-летнего возраста достаточно 15-20 минут такого досуга. Подростку 10-12 лет можно сидеть около двух часов за устройством, и с перерывами.

Категорический запрет на компьютерные игры непосредственно перед сном. Устройство не должно стоять в детской комнате. Как отмечалось, времяпровождение за компьютером должно проходить в общей комнате, чтобы видеть, для чего он применяется.

Приучайте ребенка к активным играм, спорту, физическому развитию. Это не должно быть в тягость – найдите то, что ему понравится. Компьютерные игры не должны подменять реальное общение с окружающими.

Если есть возможность, периодически общайтесь с ним пока он находится в Сети – это позволит ему не погружаться в игру, и вы будете понимать, чем он занят.

Вы должны быть в курсе его виртуальных контактов, говорите с ним о них. Важно, чтобы ребенок не оставлял «людям из интернета» свой домашний адрес, номер школы, телефона. Также запрещены встречи с новыми знакомыми из Сети без предварительного обсуждения со знакомыми. Доверительные отношения с ребенком впоследствии избавят от многих серьезных проблем.

Компьютерная зависимость

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Постепенно чудо-техника становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

В настоящее время большой популярностью среди детей и молодежи пользуются компьютерные игры. У некоторых компьютерные игры становятся главным развлечением. Они погружаются в виртуальный мир, теряя интерес к реальности.

Термин «зависимость» в контексте гуманистической психотерапии, обозначает несамостоятельность, привязанность к чему-то, что дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прилагая усилий для достижения удовлетворенности.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.

Компьютерная зависимость

  • пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
  • форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми — и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями.

Причины формирования зависимостей

1.Родительская гиперопека.
Когда мама слишком сильно оберегает ребенка от трудностей, у него пропадает стимул развивать свои собственные механизмы для удовлетворения своих потребностей. И тогда взрослеющий ребенок может сталкиваться с тем, что не все в мире подчиняется его требованию так же, как его требованиям подчинялась мама. Оказавшись в ситуации, когда, привыкший к контролю над матерью, ребенок не может контролировать других людей, он начинает чувствовать злость, раздражение, а главное — чувствовать себя неудачником.

Страсть контролировать и опекать — точно такой же показатель зависимости, как и все уже названные. Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей, и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности.

2. Домашнее насилие или игнорирование ребенка родителями.
Насилие (психологическое или физическое) влияет на способность ребенка адаптироваться к изменяющимся условиям, преодолевать трудности и решать проблемы самореализации и удовлетворения своих потребностей. Выросший в атмосфере насилия или игнорирования себя ребенок лишен необходимого условия для развития — эмоциональной поддержки, осознания своей ценности. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх пробовать.

Таким образом, моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.

3. Проблемы в общении в школе, неудачи в сфере общения со сверстниками

(замкнутость, малообщительность, ни принятие в коллективе)
4. Отсутствие серьезных увлечений, интересов, хобби, не связанных с компьютером.

Признаки компьютерной зависимости

  • Отрыв от работы или игры за компьютером воспринимается агрессивно, ребенок не откликается на просьбы.
  • Сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.
  • Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.
  • Начались проблемы с учёбой.
  • Появились проблемы в общении, частые конфликты
  • Подросток скрывает от окружающих сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.
  • Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх, Интернете.
  • У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.
  • Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
  • происходит разбалансировка психики. Психика становится более ослабленной, а поведение становится неуправляемым.
  • перепады настроения, раздражительность, бессонница, агрессивность, импульсивность, повышенная утомляемость.

Три группы:

Психологическая зависимость от Интернета выражается в эмоциональных нарушениях, тревоге, навязчивых мыслях и фантазиях об Интернете, внутреннем напряжении и дискомфорте.

Физическая зависимость — это головные боли, жжение в глазах, боли в спине, расстройства сна, онемение пальцев рук.

Поведенческие симптомы — раздражительность, нежелание отвлекаться, сужение круга общения, снижение продолжительности сна, нерегулярное питание, пренебрежение работой, учебой, пренебрежение к собственному здоровью, лживость, денежные долги, потеря работы.

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр

1. Стадия увлечения на фоне освоения. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.

3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

4.Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.
2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, в шахматы и т. д.).
4. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
5. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
6. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обратиться за помощью к психологу.

Компьютерная зависимость у детей и взрослых: советы психолога, как избавиться

Болезненное увлечение интернетом, социальными сетями и компьютерными играми может привести пользователей к стойкой зависимости от них.

Иногда она развивается стремительно и человек попадает в виртуальное рабство в течение нескольких месяцев, бывает и постепенное «затягивание», которое продолжается годами.

Что это такое?

Сильная игровая зависимость у детей часто возникает на фоне родительской гиперопеки (вседозволенности) или, наоборот, при их нежелании заниматься воспитанием детей и организовывать совместный быт и досуг.

Компьютерная зависимость у взрослых — это недуг, формирующийся из-за нереализованности желаний или недостатка общения. Женщины в основном страдают зависимостью от социальных сетей, а мужчины — от игр-стратегий (танков, стрелялок, войнушек).

Эти занятия приносят им немало удовольствий, вызывая легкую эйфорию. На психофизиологическом уровне формируется механизм утоления потребности в приятных эмоциях, происходит выброс эндорфинов (гормонов, отвечающих за хорошее настроение), так формируется компьютерная зависимость.

У нее есть своя классификация:

1. Сетеголизм, пребывание в социальных сетях (Одноклассниках, Контакте, Инстаграме, Фейсбуке и т.д.). Такие люди с самого раннего утра входят в свои аккаунты, просматривают ленту, пишут сообщения, смотрят фото, ставят оценки. Порой они забывают принять душ, пищу или сделать важные дела по дому в угоду виртуальному общению.
2. Кибераддикция, игровая форма зависимости. У больных наблюдается постоянная потребность «ухода» в виртуальный мир. После успехов в играх у них поднимается настроение, они улыбаются, шутят. При отсутствии доступа к ним эти люди становятся вялыми и мрачными, закрываются от общения с окружающими.
3. Интернет-серфинг. Выражается в постоянном пребывании в сети, чтении новостей, популярных статей, советов. Это увлечение носит бессистемный характер, больные останавливают свое внимание на ярких интерфейсах, интригующих заголовках, «жаркой» информации. По большей части они не запоминают ничего из прочитанного и даже не могут поделиться полученными знаниями с окружающими.

Считается, что лечение от любого вида виртуальной зависимости необходимо тем людям, которые пребывают за компьютером более 3-х часов в сутки.

Коварность этой болезни заключается в том, что вымышленные миры вытесняют из сознания людей реальность, они становятся намного привлекательней, чем сама жизнь. Выраженность этой зависимости и ее тяжесть и определяется степенью отрешенности от настоящего мира.

Признаки зависимости

1. Постоянные манипуляции с ПК, планшетами, телефонами (поиск устройств взглядом, проверка исправности, зарядки, ношение с собой в транспорте, на улице, установка громких сигналов оповещений в играх или чатах).
2. Рассеянность или раздражительность (в тяжелых случаях гнев, агрессия) при отвлечении от игр, сетевого общения (у детей — при запрещении пользования компьютером).
3. Пренебрежение учебой, домашними делами, профессиональными обязанностями.
4. Сужение круга интересов, уменьшение количества друзей и знакомых, стремление уединиться с планшетом или телефоном.

Физическое здоровье компьютерных наркоманов так же страдает — снижается иммунитет, острота зрения, чаще возникают воспалительные заболевания глаз, шейный и поясничный остеохондроз, могут беспокоить ломота и боль в пальцах и запястьях рук.

Кроме того, у них наблюдаются и психоэмоциональные нарушения — резкие смены настроения, равнодушие к близким людям, расстройства сна, отсутствие жизненной активности и мотивации к реальным достижениям.

Как избавиться?

Лечение зависимости от компьютерных игр или сетеголизма процесс длительный.

Сами больные редко осознают свою зависимость, а для эффективной терапии этот шаг очень важен. Поэтому для формирования критичной оценки своего поведения необходимы консультации со специалистом (психологом, психотерапевтом или психиатром).

Детям и подросткам преодолеть игроманию сложнее, чем зрелым людям, у них еще не до конца развиты механизмы самоконтроля и осознанного поведения. Терапия детской зависимости требует консолидации усилий педагогов, психологов и родителей. Только объединив их, можно помочь избавиться маленьким людям и молодежи от виртуального пристрастия.

Для специалиста, занимающегося лечением компьютерной зависимости, важно выяснить причину ее появления. По статистике этим недугом страдают люди со сниженной самооценкой, скрытыми депрессиями, неврозами, психическими травмами. На сеансах психотерапии или индивидуальных психокоррекционных занятиях проводится работа, направленная на изменение жизненных приоритетов у пациентов, вытеснение вымышленных фантомов, формирование нового позитивного мышления и интересных увлечений (хобби), развитие навыков общения с окружающими людьми, волевых качеств, интеллектуальных способностей.

У взрослых, у детей и у подростков как лечить виртуальную зависимость определяет квалифицированный специалист, но близкие люди своей посильной помощью могут усилить эффект от психотерапии.
Для этого существуют несложные рекомендации:

1. Важно выстроить с больным ребенком не систему запретов, а доверительное общение, а взрослых людей мягко направить на осознание реальных жизненных ценностей и познание красоты окружающего мира.
2. Необходимо правильно критиковать близких (особенно детей), не унижать личность, а высказывать недовольство поступками и поведением, при этом объяснять почему вы считаете, что это нехорошо.
3. Надо организовывать совместное времяпрепровождение (быт и досуг), без длительного использования гаджетов (туризм, путешествия, уборка дома или сада (дачи), купание в водоемах, бассейнах, походы в магазины, пикники и т.д.).
4. Важно поощрять и помогать развивать иные увлечения зависимых (настольные игры, посещение кинотеатров, занятия спортом, танцами, освоение вело- или автотранспорта, музыкальных инструментов, чтение книг и т.п.).
5. Необходимо дать почувствовать близкому человеку вашу готовность помочь и поддержать, любовь и уважение к его личности, внутреннему миру, интересам и увлечениям.
6. Нужно постепенно сокращать время пребывания больных за компьютером и осуществлять это постепенно, по мере осознания своей зависимости (у взрослых) или путем замещения другими видами деятельности (у детей).

При своевременном обращении к специалистам и адекватном лечении можно благополучно и без последствий для психики избавиться от компьютерной зависимости.

Видео:

Компьютерная зависимость детей материал на тему

Силантьева Татьяна Георгиевна

учитель информатики

МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Компьютерная зависимость

Кажется, компьютеры заполони все свободное пространство в нашем окружении. мало того, они еще и покушаются на целостность нашего мира, втягивая в себя целые поколения. Компьютер это удобно. Более того, без него сейчас никуда. Он заменил нам массу других предметов: будильник, навигатор, радио, телевизор, книгу, музеи и галереи.

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными планшетами.

Сотовый телефон, компьютер или планшет такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но мама занята. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: На, поиграй. Таким образом она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

В этом раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь – захотел развлечься – взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: Дай поиграть!

Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей.

Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет. А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами – кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Компьютер не дает такой возможности.

Термин «компьютерная игровая зависимость» появился еще в 1990 году. Компьютерная зависимость – это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм.

Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Вначале развивалась компьютерная игровая зависимость у взрослых. Затем компьютерная зависимость появилась и у детей. Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

– Игровую, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.

– Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реале. Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества.

– Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый сёрфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на “одноклассниках”, то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие “интересные факты” и самые красивые места природы

Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой, и 25-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются тогда, когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни?

Кто больше зависим от игр на компьютере?

  • Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома, дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
  • Самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст – это 12-15 лет.
  • Мальчики. По статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Вам, уважаемые родители, вероятно, кажется, что страшнее наркотической и алкогольной зависимости из всех прочих её видов нет ничего. И по большому счёту, вы правы. Однако не менее опасна компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Ясно, что как таковая эта зависимость не представляет угрозы жизни и физическому здоровью самого зависимого и его окружающих, но так ли это на самом деле?

Несколько фактов:

1. Самостоятельно только около 20% детей могут перерасти эту проблему.

2. Ребенок может находиться за компьютером не более 1-го часа в день. Подросток – до 2-3-х часов с перерывами.

3. В Финляндии не берут в армию с диагнозом «компьютерная зависимость».

4. Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка.

Признаки компьютерной зависимости у детей:

  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
  • Все свое свободное время ребёнок стремится провести за компьютером или ТВ.
  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
  • Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
  • Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое,
  • Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провёл за компьютером или телевизором;
  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится , грубит, может плакать.
  • Теряет контроль над временем, проведенным экраном.
  • Ребенок начинает кушать возле компьютера.
  • Ребёнок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
  • Ребёнок приходит со школы и первым делом садиться под тв или включает компьютер.
  • Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
  • Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы – и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.

Насколько компьютер вреден для здоровья?

Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей.

Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике — делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста. И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки).

Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование — правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.

Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать бычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).

Но что же делать, если проблема все же возникла?

Никакие убеждения, уговоры, угрозы не будут иметь эффекта. Скорее всего, вы вызовете к себе агрессию, а сам игроман еще глубже погрузится в выдуманный мир, так как в реальном его «никто не понимает». Зависимость от компьютерных игр у подростков опасна тем, что человек находится в непростом периоде жизни. Время, когда он должен искать свое место в обществе, начинать строить отношение с противоположным полом и сверстниками, оказывается упущенным. В дальнейшем это вызовет психологические проблемы иного толка.

Проявление симптомов компьютерной зависимости должно насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам, которым подскажут, как справиться с компьютерной зависимостью у детей.

Диагностика компьютерной зависимости

Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен очень сложно. Первый шаг в лечении пациента – это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования.

Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности.

Причины компьютерной зависимости:

  • Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
  • Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учёбе мало рвения проявлял – так, телевизор бы ему всё смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребёнка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.
  • Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
  • Общая неудачливость ребёнка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
  • Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Как уберечь ребенка от зависимости? К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста – не более получаса, старшего школьного возраста – не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро “захлопывать” запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод – отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию – к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который “не читал, но осуждаю”.

Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Как избавиться от симптомов компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Как лечить симптомы компьютерной зависимости во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Лечение любой компьютерной зависимости – трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании. Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента. В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Важно знать:

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.
Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.
Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Профилактика зависимости от компьютерных игр

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.

Поэтому:

  • Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
  • Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
  • Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
  • Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
  • Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Ни одна мать не позволит ребенку употреблять наркотики, почему же компьютер и телевизор используются как средство занять ребенка, чтобы не мешал родителям в их важных делах? Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, каким будет это взаимодействие решает каждый на своем месте. Но совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, а также лыжи, коньки и просто прогулки на свежем воздухе не причинили вреда еще ни одному человеку. Во время такого досуга у детей воспитывается уважение к родителям и до них легче доходит смысл слов о вреде многочасового сидения у компьютера. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А компьютер можно использовать в мирных, познавательных и в творческих целях. Главное – ребенка увлечь!

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Использованные ресурсы:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх