Помост

Вопросы веры

Конфликт между подростками

Содержание

Конфликты подростков

Подростковый период – сложное время как для родителя, так и для самого ребёнка. Конфликты между родителями и подростками не редко отражаются на всех дальнейших взаимоотношениях. В этой статье мы разберём основные виды конфликтов и способы их решения.

Какие основные конфликты возникают в подростковом возрасте?

Конфликт неустойчивого родительского восприятия

Ребёнок уже не маленький, но и не взрослый. Особенности этого конфликта такие же. В чём-то ваш подросток может оставаться ребёнком: несобранным, неусидчивым, несдержанным, а в чём-то преподнести себя как взрослый, критиковать, требовать, чтобы его уважали.

И здесь родителю нужно вовремя это понять и, утихомирив своё внутреннее недовольство, приподняться над этой ситуацией, оценить положение с объективной точки зрения.

Диктатура родителей

Простыми словами: это способ контроля, когда одни члены семьи подавляются другими. Это проявляется в подавлении самостоятельности, чувства собственного достоинства, во вторжении родителей в личное пространство своего ребёнка.

В семье, где уважают личные границы каждого, появление конфликтов родителей с детьми значительно реже, их почти нет.

Да, родители могут и должны проявлять свои требования к ребёнку, но при условии, что это будет сочетаться с доверием и уважением.

Чтобы определить границы, введите правила:

  • не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина
  • не трогать личные вещи
  • не подслушивать телефонные разговоры
  • оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Будьте искренни. Если вы расстроены, то объясните, что вы чувствуете, но без упоминания старых проступков. Без давления и без унижения говорите подростку о положении, происходящем в данный момент.

Мирное сосуществование

Родители с гордостью, соблюдают в доме нейтралитет, думая, что такая обстановка воспитывает самостоятельность и свободу. На самом деле – ни родителей, ни семьи в целом для ребёнка нет. У каждого свои проблемы и при возникновении каких-либо трудностей у кого-либо из родных, подросток не будет ничего испытывать. Потому что в доме нейтралитет: каждый сам за себя. То же можно сказать, когда родители разрешают делать подростку всё что ему вздумается. Отсутствие ограничений, обязанностей, нравственного долга, простейших правил общения формируют личность, не способную вовремя нажать на тормоза. Установите границы допустимого, интересуйтесь сами жизнью подростка (но не залезая в его личное пространство). Подключите его к участию в жизни семьи: создайте домашний совет, на котором обсуждались бы многие вопросы семьи.

Конфликт опеки

Дети, отстранённые от решения вопросов, касающихся семьи и их лично, становятся безынициативны и покорны. Чрезмерная опека препятствует формированию самостоятельной личности: во взрослую жизнь выходят люди, не способные справится со своими трудностями без помощи родителей.

Иногда чрезмерно оберегаемый ребёнок превращается в «маленького диктатора». Заставляет выполнять своих родителей все свои желания. Как правило, такие случаи встречаются в семьях, где появление малыша ждали как «последнюю надежду на счастье». Но поведение подростка в семье в качестве «деспота» встречается довольно редко. Как правило – это послушный ребёнок, не доставляющий особых хлопот в детском возрасте; и только в подростковом периоде он «срывается с цепи» и «восстаёт» против взрослых. В зависимости от индивидуальных особенностей, это может выглядеть и как холодная вежливость, и как активный отпор.

Соблюдайте контроль, без которого не возможно воспитание, но сведите опеку к минимуму. Помощь родителей прекрасна, когда подросток сам решает свою проблему.

Конфликт родительской авторитетности

Родители в таких семьях, не замечая успехов детей, наказывают их неуважением за любую неудачу. Ведут с ними воспитательные беседы, не давая высказать свою точку зрения. Постоянно требуют совершенства, говоря при этом: «А вот я в твоем возрасте…». Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребёнок таких родителей начинает чувствовать своё бессилие, при этом его охватывают обида и ярость. На грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случится несчастье, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.
Будьте терпимее, постарайтесь восстановить доверие и уважение к своему подростку. Найдите и развивайте в нём те достоинства, которые свойственны его натуре. Вместо унижения оказывайте поддержку. Уверьте ребёнка в том, что он никогда не лишится любви родителей, что вы гордитесь его качествами, которых недостаёт в вас. Помните, ему тоже трудно.

Другой конфликт между подростком и его родителями: когда ребёнок находится на ранней стадии развития и закладывается его доверие или недоверие к миру. Если в младенчестве была испытана боль, отчуждение, в нём остаётся недоверие. Проявляется замкнутость, необщительность, неуверенность в себе. Из-за того, что мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка, договориться с ним бывает очень сложно.
Подобные виды конфликтов проявляются у подростка впадением из крайности в крайность. Новые интересы и круг общения, резкая смена привычек (манера разговаривать, мимика, жесты, поведение).
Дети, привыкшие доверять родителям, будут дружелюбны и общительны с другими взрослыми, с ними можно будет договориться. Если родители не оказывают лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не вызывает у подростка лишних переживаний и желания делать все наперекор.

Конфликты подростков в среде сверстников

Конкуренция, борьба за статус в группе

В переходном возрасте подростку важно не просто общаться, но и иметь свой статус в группе, который будет его удовлетворять. Быть лидером, «душой компании», первой красавицей и т.д. Чем выше подрастающий ребенок оценивает свои возможности и таланты, тем на более высокий статус он претендует. Если в группе на одну роль претендуют несколько человек, то конфликт интересов перерастает в конфликт между личностями. Далее события развиваются в зависимости от воспитания, агрессивности, обстановки в семье и темперамента участников.

По наблюдениям психологов, путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, и безжалостности. Особенно это проявляется в подростковой среде: ребенок гораздо больше взрослого подвержен к разжиганию конфликтов, соблазну стадности, жестокости и унижения себе подобных.

Чаще всего соперничают сильные личности. Борьба может быть за:

  • Внимание особы противоположного пола
  • Расположение учителей или руководителей секций
  • За статус в компании

Конкуренция, как правило, оказывает положительный эффект на формирование личности. Психологи не рекомендуют родителям подростков вмешиваться в отношения между сверстниками.

Подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам

  • Подросток относит себя к какой-либо субкультуре – готы, эмо, панки, роллеры
  • Значительное расхождение интересов
  • Выраженная религиозность

Задача родителя пояснить, что демонстрировать свою точку зрения необходимо без враждебности и с уважением. Хорошо, если у подростка будет возможность больше общаться с единомышленниками.

Подросток становится объектом травли

Жертвами становятся тихие, спокойные подростки, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Причины травли могут быть различные. Чаще всего травля связана с непохожестью ребенка на других:

  • Принадлежность к другой расе
  • Особенности внешности – рыжие волосы, лопоухость
  • Особенности развития – низкий или высокий рост, худоба, полнота, раннее половое созревание у девочек
  • Необычные увлечения – игра на старинных музыкальных инструментах
  • Семейная ситуация – неполная семья, усыновленный ребенок
  • Социальное положение – дети из малообеспеченных семей
  • Отставание или отличные успехи в учебе

Конфликт часто сопровождается физическим насилием и не имеет простого решения. Родителю необходимо научить подростка постоять за себя – повышать его уверенность в себе, помочь освоить навыки самообороны. Проблема исчезает, если обидчик получает достойный отпор, переключает свое внимание на другой объект или уходит из группы. На практике, беседы и наказания по отношению к агрессору, имеют обратный эффект. Если конфликтная ситуация затянулась, родителям рекомендуют перевести ребенка в другой коллектив.

Влюбленность и общение между полами

При отсутствии у родителей опыта решения таких деликатных проблем, влюбленность часто становится причиной сильных переживаний и конфликтов. Общение с противоположным полом значительно осложняют всплески половых гормонов.

  • Конкуренция за внимание особы противоположного пола
  • Ревность
  • Безответная любовь
  • Разрыв отношений
  • Протест родителей против избранника

Если ваш подросток влюблён, то поддержите его. Будьте внимательным слушателем. В своих высказываниях проявляйте тактичность и уважение к его переживаниям. Предостерегите его от последствий ранних сексуальных связей: поясните, что нежелательная беременность и заболевания, передающиеся половым путем, частые последствия сексуальных контактов. Расскажите сыну или дочке, как их избежать. Родители мальчиков-подростков должны научить их уважению к девушкам, чтобы предотвратить обвинения в попытке изнасилования.

Конфликт между подростками и учителями

Плохое выполнение домашних заданий

Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Наблюдается увеличение конфликтов, когда учитель предъявляет завышенные требования к подростку по усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания за нарушение дисциплины. Отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Другая ситуация, когда подросток считает изложение материала скучным, а учитель не является для него авторитетом. Это может произойти по причине низкой квалификации учителя или при высокой подготовке ученика. Если подросток демонстрирует свою позицию на уроке, перед другими учениками, то это так же неминуемо приведет к конфликту.

Нарушение дисциплины в школе

Ощущая свое взросление, подросток отказывается выполнять те или иные требования. Связано это с тем, что подросток претендует на статус, равный учительскому. Пререкания с преподавателем, выкрики с места, игнорирование и непослушание – формы протеста подростка против сложившейся системы.

чителю нужно уметь правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям. Конфликты могут приобрести постоянный характер.

Часто учителя «старой закалки», недолюбливают творческих детей, воспитывающихся в атмосфере любви, доверия и свободы. Если такой подросток высказывает собственное мнение, преподаватель усматривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.

Неуважение к учителю

Учитель, как родитель в сознании подростков. Обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области — должен стать товарищем и другом. По мнению учащихся, в идеальном преподавателе должны быть:

  1. Способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.
  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
  3. Умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Все три качества не так часто сочетаются в одном лице. Поэтому возникают конфликты. Как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет такие ситуации неизбежны и нормальны. Главное, чтобы они не перерастали в «войны» и правильно оценивались.

Как родителям помочь подростку в конфликтной ситуации?

Не смотря на все явные признаки поведения, указывающие на стремление к самостоятельности, подростки очень ранимы, и достаточно тяжело переносят конфликты, будь то разногласия со сверстниками, преподавателями или родителями. Ниже вы узнаете, как родителю помочь подростку, переживающему из-за конфликтной ситуации.

  • Предложите выговориться и молча выслушайте

    Уделите столько времени, сколько понадобиться, слушайте внимательно, как взрослого собеседника. Не стоит говорить: «Это мелочи. Не принимай близко к сердцу». В этом случае у подростка сложится впечатление, что родитель его не понимает, и это зря потраченное время на разговор. Если ребенок не получит уважение и признание от вас, то это отдалит вас друг от друга.

    Не используйте информацию, которую вам рассказал ребенок, против него. Не высмеивайте, не припоминайте при следующих конфликтах, не пересказывайте другим людям. В противном случае подросток закроет для вас свои секреты.

  • Не навязывайте свою помощь

    Подросший ребенок не примет непрошенных советов. Вряд ли он сделает так, как сказал родитель, даже если будет предложен идеальный вариант. Просто заверьте, что вы в любом случае будете рядом.

  • Предоставляйте право выбора

    Ребенок должен чувствовать, что вы с ним советуетесь и он вправе решать. При этом предлагайте такие варианты, которые приемлемы для всех сторон. Дайте понять, что взаимные уступки помогут найти решение, которое удовлетворит обе стороны конфликта.

  • Научите не сравнивать себя с другими

    В окружении подростка всегда есть кто-то, превосходящий его по каким-то параметрам. Это не должно загонять его в депрессию. Задача родителя объяснить, что каждый человек уникален. Спросите, что ваш ребенок хочет в себе улучшить. Вместе составьте план, как этого достичь: тренировки, репетиторы, регулярные занятия. Запишите план действий и предложите подростку самостоятельно добиться поставленной цели. Регулярно интересуйтесь, как продвигаются дела. Вселяйте подростку веру в собственные силы. Хвалите за успехи, подмечайте достоинства, убеждайте, что он лучший, что бы ни случилось. Не требуйте от него быть идеальным. Научите его, что не страшно ошибаться, что на ошибках учатся.

  • Будьте приветливы и уважительны к его друзьям

    Интересуйтесь об общих интересах, особенностях характера. Поощряйте общение по телефону и в соц.сетях. Позволяйте приводить друзей в гости и не мешайте общению.

  • Расширьте круг интересов

    Поощряйте своего подростка посещать кружки и секции. Занимаясь спортом или искусством подрастающий ребенок может самовыражаться. У него появляется еще одна сфера, где он может достичь успеха, а значит укрепить самооценку. Кроме того, это возможность общаться. Важно, чтобы подросток занимался тем, что ему действительно нравится.

  • Мотивируйте хорошее поведение

    Хвалите, благодарите, делайте небольшие презенты, чтобы ребенок видел ваше хорошее отношение к нему. Особое внимание обращайте, когда подросток добровольно выполнил обязанности, которые вы ему не делегировали. Это проявление ответственности и хороших отношений между вами.

  • Обнимайте

    Перед тем как обнять, спросите разрешения. Не сюсюкайте и не иронизируйте во время объятий.

    В том случае, если все принятые меры не помогли избавить подростка от стресса связанного с конфликтом, то необходимо обратиться за профессиональной психологической помощью.

    Наберитесь терпения. Помните, что подростковый период – явление временное. Скоро ваш ребенок вновь начнет проявлять к вам любовь и уважение. Помогите ему пережить этот сложный этап, будьте рядом и готовыми помочь.

Помощь в центре К.О.Т.

Умение решать конфликты — базовый навык для каждого человека. Этому стоит учиться. Не всегда получается освоить это искусство своими силами. Специально для помощи ребятам мы создали программу «Дебат-клуб» — ведение диалога и решение конфликтов. Здесь участники учатся понимать суть конфликта, находить его решение, договариваться и высказывать своё мнение, приводить доводы и слушать собеседника. В итоге — им становиться проще договариваться как с родителями, так и с учителями и сверстниками.

Пройдите тест и узнайте, умеет ли Ваш ребёнок решать конфликты и строить диалог

ПРОЙТИ ТЕСТ

Илья Базенков, психолог

КОНФЛИКТЫ ПОДРОСТКОВ и РОДИТЕЛЕЙ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Для родителей подростков 12-16 лет. Как вести себя в ситуации конфликта с ребенком. Как наладить отношения с дочерью или сыном подростком.

Статья не рассуждения, а исключительно практическая. Но есть один закон: повлиять на подростка возможно только через изменение своего стиля общения. Приведенная ниже методика поведения в конфликте требует времени и дает результаты не мгновенно.

Конфликты родителей и подростков в семье. Кто виноват? В чем причины? Что делать? Разобраться в причинах конфликта всегда полезно. Только вот беда: часто для этого требуется слишком много времени и помощь специалиста. А если нет ни времени, ни сил? Конфликты между родителями и подростками — дело обычное, воспитание детей редко проходит без них. Но случается, что они происходят чуть ли не ежедневно, отравляют жизнь, в семье растет напряженность не по дням, а по часам.

Главное, о чем полезно задуматься, а к чему приводят конфликты между родителями и подростками в семье? И так уж ли они необходимы? К чему приводят?
Известно, что конфликт ребенок — родитель часто накладывает отпечаток на все дальнейшие взаимоотношения родителей и уже взрослых детей.
Основные причины конфликтов родителей и детей — это взаимное непонимание и обиды. Дети не понимают родителей, родители детей. Кстати, это относится и к уже взрослым детям.

Почему конфликты чаще возникают между подростками и родителями? В основном по причине неготовности родителей к подростковому периоду развития своего ребенка, к изменениям его психологии.

Конфликты подростков и родителей явление обычное, о них создано много художественных произведений, написаны десятки книг и сотни статей. Но как их преодолеть? Как сделать так, чтобы конфликты между родителями и подростками не отравляли жизнь? Как родителям наладить отношения с подростком? Как сделать, чтобы воспитание подростка не превращалось для родителей в постоянное с ним единоборство?

Метод есть!

Если использовать технику разрешения конфликтов, то, как минимум, уменьшится обида, и появится возможность для диалога. Отношения родителей и их ребенка подростка начнут налаживаться. Подчеркиваем, что родители не менее часто обижаются и злятся на своих детей, чем дети на них.

Техники разрешения конфликтов хорошо известны и успешно прошли испытания практикой. Их вполне можно использовать и при разрешении конфликтов между родителями и подростками лет, примерно, с 13-ти. И, как в любом конфликте, начинать надо с себя, с изменения своего собственного поведения в конфликтной ситуации.

Применение техники разрешения конфликта требует усилий и настойчивости. Если вы действительно хотите научиться уменьшить уровень конфликтности при общении с подростком, то прочитайте статью до конца.

Если ожидаете найти в ней готовый рецепт, как в поваренной книге, применение которого не требует усилий, то не стоит тратить время.

Первое, с чего необходимо начать, — это уменьшение эмоционального накала, перевод конфликта с эмоционального на рациональный уровень.
Конфликты между родителями и подростками подчиняются тем же законам, что и конфликты взрослых людей. Но подростки больше живут «на эмоциях», чем на рациональном понимании ситуации. А взрослые на то и взрослые, что бы лучше себя контролировать.

Чувствуете, что вы «заведены» до предела? Отложите на время, пока более или менее не успокоитесь, решение конфликтной ситуации. На эмоциях никакого толку не будет, только хуже сделаете.

Вторым необходимым шагом будет отказ от поиска ответа на вопрос: «Кто виноват?»

Да и вопрос: «Что делать с причиной конфликта?» тоже надо отложить на потом. Поиски виновных в конфликтной ситуации часто приводят только к ее обострению. Не волнуйтесь. Когда вы научитесь успешно разрешать или сглаживать конфликтные ситуации, эти вопросы отпадут сами собой, или найдутся простые и рациональные ответы.
И пусть вас не отпугивает кажущаяся избыточная рациональность этого подхода. Поверьте, это работает и помогает родителям в налаживании отношений с подростком, основанных на взаимопонимании, теплоте и эмоциональной близости.
Существует несколько основных правил поведения в конфликтной ситуации, которые необходимо соблюдать, разумеется, если вы хотите ее разрешить или хотя бы сгладить.

А если желаете развития конфликта, то поступайте с точностью наоборот.
ПРАВИЛО 1. Не переходите на личность.
Мы часто в конфликтах оцениваем личность человека, а не его конкретные действия. Подростки особенно к этому чувствительны. Как только мы задеваем личность человека, так сразу же срабатывают механизмы психологической защиты. А подростки, в силу психологических особенностей возраста, особенно к этому чувствительны. Конфликт от этого может только разрастись.

Поэтому, если вы хотите перевести конфликт в рациональное русло, сгладить его и успешно разрешить, то исключите оценочные слова, задевающие личность подростка. Оценивать следует только поступки или их результаты. Причем не обращаться к прошлому, а зафиксировать ситуацию в настоящем времени и перейти к решению вопроса в будущем.

Увы, мы часто в конфликтной ситуации склонны припоминать прошлые грехи. Только вот какой в этом смысл? Становится только хуже. Конфликт между родителями и подростком только усугубляется.
Примеры:
«Ты слишком болтлив». Оценка личности.
«Ты говорил в гостях больше остальных». Оценка действия.
«Тебя же просили позвонить. Ты такой невнимательный». Оценка личности.
«Ты забыл, что тебя просили позвонить». Оценка действия.
«Ты такой неаккуратный, опять порвал джинсы». Оценка личности, да еще с использованием слова «опять» — намек на прошлые грехи.
«Плохо, что джинсы порваны». Оценка результата.
ПРАВИЛО 2. Конкретность.
Необходимо избегать обобщений, полностью исключить слова: ты всегда…., ты постоянно…., ты все время…., ты каждый раз… и т.п. Они являются конфликтогенами, т.е. словами, провоцирующими конфликт.

И пусть подросток действительно часто делает что-то такое, что вас не устраивает, раздражает, печалит. Все равно забудьте слова-конфликтогены.

Кстати, их использование в сочетании с переходом на личность может сыграть роль внушения, закрепления каких-то негативных качеств на всю жизнь. И уже взрослый человек живет с чувством обиды на родителей или воспроизводит те самые негативные характеристики, которыми его «наградили» родители.
Всегда обсуждайте с подростком только то, что произошло «здесь и сейчас»: сделано или не сделано, сказано или не сказано, произошло или не произошло. Не надо вспоминать прошлое или прогнозировать далекое будущее, этим вы только подольете масло в пламя конфликта. Говорите только о том, что произошло сейчас.
Не стоит высказывать предположения о мотивах произошедшего, домысливать, что послужило причиной неприятной ситуации. Другими словами, «читать мысли» подростка. Обычно это проявляется в виде выражений: «Я знаю, что ты думаешь….». «Ты поступил так из-за того, что….». «Тебе безразлично, что….».
Многочисленные исследования показывают, что люди часто ошибаются в определении мотивов чужих поступков. Мы и свои-то мотивы часто не осознаем до конца. Так что лучше отказаться от «чтения мыслей», тем более, что в большинстве случаев это приводит к усугублению конфликта между родителями и подростком, взаимонепониманию, отчуждению и раздражению.
ПРАВИЛО 3. Понятность.
Вроде бы очевидная вещь, что говорить с подростком надо на понятном ему языке. Но взрослые часто это правило не соблюдают, используя слова и выражения, которые могут быть непонятны или иметь неоднозначный смысл.
Вот слова одной мамы, рассказывающей о своих проблемах с ребенком 12 лет: «Я ему говорю, что его реакция неадекватна ситуации, а он молчит и делает вид, что не понимает». Само слово «неадекватность» может быть непонятным ребенку, или он, вполне возможно, вкладывает в него другой смысл.

Да что говорить о детях и подростках, если даже взрослые достаточно часто подразумевают разный смысл в одинаковых словах. А потом удивляются, что собеседник их не понимает.
ПРАВИЛО 4. Передавайте свои чувства и эмоции, используя «Я-высказывание».
О технике «Я-высказывания» («Я-сообщения») информации много. Поэтому, очень коротко. Вы говорите только о своем отношении, чувствах, эмоциях по отношению к конкретной ситуации. Местоимения «твой», «твое» и т.п. используется ТОЛЬКО для описания КОНКРЕТНОГО поступка.
Примеры:
Правильно:
Я беспокоюсь, когда ты не предупреждаешь, что задерживаешься.
Мне неприятно видеть в комнате беспорядок.
Я огорчаюсь, когда вижу такое поведение.
Неправильно:
Где ты был? Почему не предупредил, что задерживаешься?
Ты всегда не убираешь за собой.
Ты безобразно себя ведешь!

На нашем сайте размещен он-лайн тренинг для родителей по овладению техниками Я-сообщений и активного слушания

ПРАВИЛО 5. Старайтесь услышать и понять.
Постараться понять интересы и чувства другого, услышать, что до вас хотят донести. Понять — не значит принять или оправдать, но, прежде чем сформировать или высказать свое мнение, надо разобраться в том, что подросток чувствует, переживает или подразумевает.

Большинство конфликтов родителей и детей происходят из-за нежелания сторон слушать и понимать. Ладно подростки, для них это в силу психологических особенностей возраста характерно, но вот когда взрослые ведут себя по-подростковому, то….
Есть известное выражение:
«Наша самая большая ошибка в том, что мы не слушаем, чтобы
понять. Мы слушаем, чтобы ответить».
Вспомните, как часто вы «слушаете» только с этой целью? А ведь бывает, что мы слушаем даже не с целью ответить, а только чтобы возразить, играя роль экзаменатора, нацеленного на выискивание ошибок.
Пожалуй, это основное правило в успешном разрешении конфликтов между родителями и подростком, но и самое трудное. Для его применения используется техника «Активное слушание». О ней много информации в интернете, также внизу этой страницы есть ссылка на интерактивный тренинг по овладению этой техникой, которая очень эффективна в разрешении конфликтов между родителями и и подростками.

Правило 6. Никогда не пытайтесь решить конфликтную ситуацию на негативных эмоциях. Не имеет смысла, только хуже сделаете. Не можете сразу успокоиться? Так отложите на некоторое время разговор, «придете в себя». Всегда необходима спокойная интонация.

Если ваш ребенок-подросток почувствует, что вы на него «наезжаете», то это может спровоцировать его уход в защиту — от агрессии до полного игнорирования ваших слов.

Из этого правила есть исключение. Если какие-то поступки ребенка очень вас сильно задевают, то можно высказать ему, что вы чувствуете и переживаете, какие эмоции испытываете. Но только говорите только о том, какие чувства вызвал его поступок, а не он сам. Объясните, почему вы так чувствуете. Подростки часто неправильно понимают эмоции родителей. Но не забывайте Правило 4.
Часто задают вопрос – а как начать все это использовать? Просто берите и начинайте хотя бы с соблюдения первых трех правил, как наиболее простых. И результаты появятся.

Но не стоит ожидать сиюминутного успеха. Быстрых изменений в человеческих отношений не бывает. Ведь конфликты подростков и родителей имеют свою историю, и подростку нужно время, чтобы перестроиться, отказаться от уже сложившихся стереотипов поведения и эмоциональных реакций.

А если освоите и техники «Я-высказывание» и «Активное слушание», то не только конфликтов с подростком станет меньше, но и начнутся позитивные изменения во взаимоотношениях. Кстати, при этом влияние родителей на подростка возрастет, становится более действенным.
В заключение.
Конфликты между детьми и родителями отражаются не только на детях. Взрослые страдают не меньше. Так почему не помочь себе и ребенку? Тем более, что это не так трудно. Необходимо только желание и приложение усилий.

По книжкам и статья часто трудно применять полученные знания на практике, требуются наглядные примеры.

Очень рекомендуем.

интерактивный тренинг по общению с подростком Он уже помог многим родителям уменьшить конфликтность в общении со своими детьми-подростками.

Другие статьи на эту тему:
Этот «трудный» подросток. Что делать родителям?

Воспитание подростков.

Страхи родителей и конфликт поколений.

Использованные источники:
А. Фромм «Азбука для родителей»
Методические материалы Школы корпоративных тренеров
Т. Гордон. «Тренинг эффективного родителя»
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Причины конфликтов родителей и подростков

Подростки в конфликте:

  • — кризис переходного возраста;
  • — стремление к самостоятельности и самоопределению;
  • — требование большей автономии во всем — от одежды до помещения;
  • — привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
  • — бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

  • — нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
  • — боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
  • — проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
  • — борьба за собственную власть и авторитетность;
  • — отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
  • — неподтверждение родительских ожиданий.

Исследователями был проведён социологический анализ основных причин конфликтов подростков в семье. На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:

«Непонимание, разные взгляды на жизнь». Эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно: она может иметь «тройное происхождение»: 1) социокультурное (как отражение конфликта поколений, «отцов и детей»); 2) социально-психологическое (как отражение половозрастных особенностей людей); 3) социально-ролевое (как отражение представлений родителей о собственных правах и обязанностях и правах и обязанностях своих детей). Можно привести пример жизненного наблюдения Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я еле его переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел»

В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего «Я». Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не видят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Как показывают данные опросов, подростки значительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в интимности, в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым.

Взрослые часто бывают не готовы к интимно-личностному, равноправному общению с подростками. Дети для них остаются в статусе детей, и перевести их в статус взрослых родители не спешат.

Взаимоотношения в рамках уже усвоенных детских ролей перестают удовлетворять подростков. Причем, для них недостаточным становится не только репертуар ролей, не только ограниченные возможности наличных ролей, но и во многом безличный характер выполняемых ролей. Это понятно, личность ребенка еще только формируется, индивидуально-личностные составляющие роли очень слабо прорисовываются, а подросток уже считает себя личностью и хочет, чтобы окружающие считали так же. Он принципиально не хочет скрывать свое «Я» под маской роли. Эта ситуация часто приводит к следующему:

  • 1. Подросток «перегибает палку» в стремлении к индивидуально-личностным проявлениям, формально-ролевое поведение взрослых при этом он воспринимает как ложь, фальшь, неискренность.
  • 2. Стремясь к открытым отношениям, подросток еще не умеет соблюдать меру, пропорции, уместность личностного и ролевого поведения. Он еще не осознал выгод ролевого поведения, за маской которого можно спрятаться от «психологических уколов» окружающих, и, в свою очередь, не задеть самолюбие окружающих, если они будут истолковывать нежелательные по отношению к ним поступки не как проявления личного отношения, а как требования роли. Этим, думается, во многом и обусловлена повышенная ранимость подростков, чувствительность к оценкам их поведения и внешности. Взрослые, укрытые «броней» ролевых одежд, часто даже не замечают, как психологически ранят подростков своими неосторожными замечаниями, упреками, требованиями.
  • 3. Переход ко взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей. Это обусловлено тем, что роль взрослого имеет своими атрибутами самостоятельность и независимость, отсюда возникает стремление к эмансипации от родителей. Родители уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять мятущейся души своих детей, поэтому подростки ищут понимания за пределами семьи, в среде своих сверстников-товарищей «по несчастью».

Особенностью возраста является то, что подростку подчас легче открыть душу сверстнику (он такой же, он поймет) или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются.

Характерные в этом возрасте жалобы подростков на непонимание со стороны родителей во многом обоснованы. Родители, особенно в последнее экономически нестабильное время озабочены тем, как обуть-одеть-накормить своих любимых чад, духовная связь с детьми при этом часто терпит ущерб, уходит на второй план. Многие родители заняты бизнесом, карьерой, самоутверждением, своими «взрослыми» проблемами.

Между тем, растущим, осваивающим социальный мир детям, в первую очередь необходимы поддержка, понимание, мудрый совет своих родителей. Французский психолог Р. Томе выявил, что в трудной ситуации морального, материального и эмоционального порядка подростки предпочитают обращаться за помощью и поддержкой к родителям и только в эмоциональной поддержке приоритет принадлежит друзьям.

К сожалению, родители не всегда на высоте в умении понимать своих детей. Исследования И.С. Кона и В.А. Лосенкова (1974), а также Р. Томе (1972, 1973) показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители — юношеские самооценки.

«Несправедливость родительских требований». Если общение, на основе взаимопонимания и взаимного интереса не получается, то оно неизбежно принимает формальный, рутинный характер. И чем больше родители «нажимают» на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем «казеннее» и суше становятся их взаимоотношения. Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые. А если эти требования еще высказываются в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что «ребенок» уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой «справедливостью».

А родители достаточно часто бывают и справедливы, и разумны в своих требованиях и ограничениях. Бывают ситуации, когда родители вполне понимают детей, но вынуждены отказывать в их неразумных или чрезмерных запросах и желаниях. В этом случае в слова «они меня не понимают» подростки вкладывают иной смысл. И на самом деле это подростки не понимают своих родителей. Не понимают, что те, обладая большим жизненным опытом, ограждают их от соблазнов и опасностей «взрослого» мира.

Сетования подростков по поводу «различных взглядов на жизнь» с родителями являются традиционными, но чаще всего эти различия касаются вопросов вкуса (музыка, одежда, увлечения и др.), привычек и других «мелочей». Базовые жизненные ценности и образцы поведения, как правило, дети перенимают у своих родителей.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. По исследованиям западных ученых подростки в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности.

Многие родители забывают, что слова ничему не учат. Работы по социальной теории научения А. Бандуры показывают, что поступки взрослых и подаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова. Об этом же говорит социолог В.А. Сысенко: «Не следует забывать того обстоятельства, что юноши и девушки наследуют от родителей не только темперамент, характер, но также стиль поведения, общения, формы ответных реакций. Здесь действуют законы социального наследования».

«Разные взгляды на жизнь» родителей и подростков в современной России объективно обусловлены еще и тем, что страна переживает критический этап своего развития. Происходит резкая смена ценностных ориентаций, и молодежь легче воспринимает веяния времени, их родители переориентируются значительно труднее.

Причины конфликтов «плохой характер родителей» и «поведение родителей (выпивки, скандалы)» называли в исследованиях не более 3-7% опрошенных. Здесь, конечно, присутствует нежелание «выносить сор из избы». Подобную информацию с полным основанием можно назвать латентной — скрытой не только от постороннего наблюдателя (исследователя), но и скрываемой от себя. Дети чрезвычайно трудно переживают плохое поведение родителей, испытывают стыд за них, если те выпивают, и, безусловно, понимают, что родители все же их любят и, как умеют, выполняют свой родительский долг.

По-видимому, дети много прощают своим родителям и детско-родительские отношения носят неоднозначный характер. Научные исследования показывают, что насилие распространено в 25% семей, в исследованиях В.И. Журавлева 51% опрошенных указали, что у них с родителями было «много конфликтов». Однако по данным того же В.И. Журавлева, в разряде «любимые взрослые» с большим отрывом лидируют родители (44%), а на «равнодушное отношение» и «полное взаимонепонимание с родителями» указывают лишь 3-4% опрошенных.

«Моя успеваемость». Эта причина отражает не только естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции — роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости в наших исследованиях в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей.

Часто родители хотят в детях реализовать то, что у них в свое время не получилось, компенсировать жизненные неудачи: «Вот мне не удалось получить высшее образование, так пусть хоть мой сын (дочь)…». Отсюда более ревностное и придирчивое отношение к успеваемости своего ребенка.

Очень многие родители видят свои главные функции по отношению к детям в прямом контроле за их учебной деятельностью и поведением, который чаще всего сводится к контролю за оценками, а не за знаниями и умственным развитием детей. Как показали исследования, у родителей гораздо больше проблем связанных с успеваемостью сыновей, чем с учебными делами дочерей. Конфликты с дочерями из-за успеваемости у родителей бывают в два раза реже, чем с сыновьями: конфликты по поводу успеваемости у юношей оказались на втором месте, у девушек — на седьмом.

«Мой плохой характер». Нужно, конечно, учитывать, что и родителям трудно со своими чадами, особенно, когда они вроде бы уже не дети, но и еще пока не взрослые. Юноши и девушки на пороге взрослости активно ищут себя: они то требуют к себе отношения, как к автономной личности, имеющей право свободно выбирать друзей и время возвращения вечером домой, то «впадают в детство», не желая брать на себя ответственность, например, за ведение домашнего хозяйства, то шокируют родителей псевдовзрослым поведением — курением, употреблением вина.

Родители от этого часто в панике, они не знают, что им делать, как воспитывать своих великовозрастных детей. Очень точно заметил один из педагогов Ф.В. Ферстер: «У родителей просто не хватает нервов, чтобы терпеть ребенка в процессе его нормального развития».

И сами юноши и девушки тоже видимо понимают, что с ними не легко. В наших исследованиях пятая часть юношей причиной конфликтов с родителями назвала «мой плохой характер», а у более самокритичных девушек эта причина и вовсе вышла на первое место среди других причин (32,1%).

Поздние возвращения домой, как причина конфликтов с родителями, занимает третью позицию и у юношей, и у девушек по частоте упоминаний лишь немного отставая в процентном отношении от успеваемости. Нам думается эта причина конфликта (и ей подобные) претендуют на наименование «вечная». Вечное столкновение двух стремлений: с одной стороны, стремление растущих, становящихся личностей к автономии, свободе; с другой, — стремление зрелых людей оградить от ошибок, опасностей и соблазнов этого мира неокрепшие души своих любимых детей.

А «ловушек» на пути взросления достаточно много. Прежде всего, желание поскорее получить статус взрослого приводит к тому, что молодые люди начинают копировать внешние, не всегда самые лучшие, атрибуты ролевого поведения взрослых людей. Они начинают курить, употреблять алкоголь, пускаются в сексуальные эксперименты, не понимая, что это лишь фетиш. У многих представления о социальной зрелости укладываются в такую схему: ослабление опеки и контроля, самостоятельность, когда сняты все ограничения возраста (приходить домой, когда захочешь, и т.п.). Юноши и девушки не понимают еще, что свобода в поведении, как атрибут взрослости дополняется ответственностью и внутренними ограничениями своего поведения, налагаемыми на себя зрелыми людьми.

Следует все же отметить, что родители часто перегибают палку в стремлении контролировать жизнь своих детей. Родители здесь проявляют непоследовательность: готовя ребенка ко взрослой жизни, они не могут принять проявления самостоятельности детей буквально в преддверии зрелости. Возникает впечатление, что родители даже как бы противостоят этому.

Подросток, между тем, может, а значит, и должен проявить самостоятельность. И если родители излишне регламентируют его поведение, деятельность, общение, то они часто сталкиваются с характерной реакцией подросткового возраста — реакцией эмансипации. Она неизбежна там, где присутствует мелочная опека, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам подростка. Излишняя зажатость подростка может привести не только к игнорированию указаний родителей, она может распространиться на общепринятые стандарты поведения на духовные ценности.

Следует отметить, что вредные привычки (табакокурение, винопитие, наркомания, токсикомания) обусловлены не только желанием казаться взрослым, но и стремлением найти компенсацию своим неудачам и неуспехам. «Самолечение» алкоголем и наркотиками хоть на время, но снимает эмоциональное напряжение. Результаты наших исследований показали, что чем хуже учатся подростки, тем чаще у них конфликты с родителями из-за вредных привычек, поздних возвращений домой и плохой компании.

«Мало помогаю по хозяйству». По данным опроса, юноши и девушки называют эту причину конфликтов довольно часто (4 место по частоте). Это, конечно, претензии со стороны тех родителей (сами юноши и девушки вряд ли так думают), которые хотят воспитать своих детей трудолюбивыми и хозяйственными, да и самим разгрузиться от домашних дел. Но, по-видимому, имеют в этом стремлении не очень хороший результат. Выросшие дети, сызмальства привыкшие к опеке пап и мам, не спешат взвалить на свои хрупкие «детско-взрослые» плечи груз хозяйственных забот.

Обследования Детского фонда России показали, что практически у всех детей есть домашние обязанности. Так, отвечая на вопрос: «Какую работу Вы обычно выполняете по дому?», от 50 до 70% школьников отметили: «Помогаю в саду, огороде, на дачном участке», «Убираю в своей комнате, во всем доме», «Хожу в магазин за продуктами». «Однако, — пишет Г.В. Ермоленко, — бытовой труд подростки часто воспринимают как «обязаловку». Не потому ли понятие «мой дом», «домашний уют» вне эмоциональной сферы детей, вне осознания? Дом для них не понятие очага, а лишь строение, место проживания».

Следует сказать, что на данном возрастном этапе и дети, и их родители часто проявляют непоследовательность. Подросшие чада требуют к себе уважения и предоставления новых прав, но когда речь заходит об обязанностях, налагаемых статусом взрослого, диспозиция меняется на противоположную. Равно как и родители: они призывают детей к самостоятельности и ответственности, но как только «дитя» подает свой голос на семейном совете по поводу серьезных проблем, так сразу окрик: «А ты в разговор взрослых не мешайся, мал еще!»

«Мой внешний вид (прическа, одежда)». На удивление не велика частота конфликтов по этой причине — всего лишь 4 %. Видимо, это связано с тем, что из моды ушли крайности, так раздражающие родителей: нет моды на слишком широкие («клеш») или слишком узкие («дудочка») брюки у парней, прическу сейчас юноши предпочитают короткую (не раздражают длинными «патлами»); у девушек нет ярко выраженной моды на мини. Да и дети свои притязания на модную одежду, видимо, измеряют толщиной кошелька своих «предков».

Однако сбрасывать со счетов «вкусовые», «гардеробные», «модные» и др. разногласия подростков с родителями вовсе не стоит. Переживания по таким «несерьезным» причинам бывают очень тяжелыми, а семейные ссоры «по мелочам» приводят к невыносимости отношений, к отчуждению любящих людей, неуважению друг к другу на долгие годы.

Специалисты-конфликтологи утверждают, что именно частые стычки по мелочам являются наиболее распространенной причиной охлаждения семейных отношений, и вообще — эмоционально неприязненных отношений между людьми. Здесь действует закономерность перехода затяжных деловых конфликтов, где есть объективная причина конфликта, в эмоциональные конфликты, где причина формируется перманентно враждебными межличностными отношениями. Эмоциональные конфликты с трудом поддаются (а чаще всего и вовсе не поддаются) разрешению, а потому особо опасны.

Следует отметить, что родители, как правило, не понимают того, что забота о внешности — это не проявление поверхностности и несерьезности их детей. Это проявление потребности в поиске и выражении собственной идентичности и в принадлежности к определенной социальной группе. Одежда и внешность — это способ самовыражения, и подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих. С помощью одежды человек может сообщить окружающим о том, какую роль он хочет играть в жизни.

«Из-за моей компании» — отмечали в проводимых исследованиях юноши и девушки и такую причину разногласий с родителями. Причина, в общем, естественная — родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи.

«Если учесть, — пишет Г.В. Ермоленко, — что общение родителей с детьми часто ограничивается нотациями, то и семья для подростков перестает быть источником, объектом привязанности». Подростки в этом случае предпочитают уличные «тусовки», «моталки», их совершенно не интересуют корни — только 2 % подростков знают родословную своей семьи.

Р. Джаковетта (1975) отмечает, что существует следующая закономерность — чем хуже отношения юноши со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников, и тем автономнее будет это общение от взрослых.

Но даже если отношения юношей с родителями складываются благоприятно, им все равно необходимо интенсивное общение со сверстниками. Юноши и девушки ощущают тягу к тем, чей статус аналогичен их собственному. Общение в юношеском возрасте самоценно само по себе. Можно утверждать, что юность является возрастом взаимоотношений и связанного с ними общения.

Характер взаимоотношений, в которые вступают юноши и девушки, становится более сложным, утонченным и интимным, то есть допускающим, а часто и требующим максимального и очень нужного юности самораскрытия.

Эти отношения являются более разносторонними, представляющими огромные возможности для самовыражения, перебора и проигрывания будущих ролей. В общении юноши и девушки последовательно примеряют роли взрослых, подбирая стиль и характер их исполнения во взаимоотношениях друг с другом, подготавливая себя к будущему полноценному включению в социум.

В отношениях со сверстниками реализуются возможности взаимодействовать с другими на равных, оттачивать свои коммуникативные навыки и умения; постигать науку взаимовлияния и самоопределения в коллективе. И происходит это в психологически комфортных условиях, так как в целом взаимоотношения со сверстниками являются менее напряженными и более благоприятными, чем со взрослыми, и к тому же весьма регулируемыми.

В кругу сверстников юноши и девушки также удовлетворяют потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Обо всем этом необходимо помнить родителям, перед тем как укорить своего ребенка за «плохую», по их мнению, компанию.

Виды и причины конфликтов подростков в образовательной деятельности.

Виды и причины конфликтов подростков в образовательной деятельности.

Молчанова Любовь Васильевна, воспитатель

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский аграрный техникум» имени Г. П. Левина

Профилактика конфликтов — это их предупреждение. Цель профилактики конфликтов в образовательной среде — создание таких условий деятельности и взаимодействия между подростками и педагогическим коллективом, которые приводят к конструктивному развитию возникающих противоречий. В образовательной деятельности конфликты – не редкость, особенно остро проблема профилактики конфликтов стоит перед педагогами, осуществляющими профессиональную деятельность по обучению и воспитанию подростков. В подростковом возрасте происходят серьезные физиологические и психологические изменения в очень короткие сроки. Это, в свою очередь, имеет плодотворную почву для появления и развития конфликтного поведения, которое в дальнейшем может перерасти в более серьезные формы его выражения, например в преступную деятельность.

Современная конфликтология рассматривает понятие «конфликт» с различных точек зрения. В ходе анализа теоретических исследований выделены три, наиболее часто рассматриваемые и характерные для определения понятия «конфликт» аспекта: с точки зрения участия субъектов конфликта, причин возникновения конфликтов и специфику взаимодействия субъектов в конфликте.

Исходя из этого, конфликт можно определять многозначно, как:

— столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия;

— проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон;

— наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Неоспоримый факт, что конфликт между педагогом и подростками может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются одинаковыми в большей мере для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т. д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности.

Так, к примеру, конфликт между педагогом и подростками может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях образовательной деятельности достаточно часто возникают ситуации подобного рода: педагог намерен объяснить что-либо, а в это время подростки обсуждают частную проблему. Чаще всего, в подобной ситуации педагог рассматривает собственное обращение как средство достижения цели. Но в этом случае, подростки не придают значения сообщению педагога, и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. В результате, эти расхождения в намерениях, действовать определённым образом объясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий педагога и подростков. Конфликт возник вследствие того, что предполагаемые действия одной стороны, препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делая малореальными.

Ещё одной причиной конфликта между педагогом и подростками может быть отсутствие у субъектов коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т. д. Так как социальный статус педагога в традиционной школе, существенно выше социального статуса ученика, то бестактность и грубость со стороны подростков является скорее исключением, нежели правилом, и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия педагога. Гораздо чаще именно «педагоги» допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство учащихся, оказываются нетерпимыми к их личному мнению. Такие педагогические работники, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявив свою силу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у подростков они вызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к обучению резко падает, пропадает желание ходить в учебное заведение с вытекающими отсюда последствиями.

Однозначно, что понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому, поиск и обнаружение действительных причин конфликтов учебного заведения является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

Объективные причины конфликтов в образовательной деятельности:

  • неудовлетворенность базисных потребностей подростков.

  • противостояние позиций педагога и подростка (задача первого — учить и воспитывать, задача второго — неукоснительно подчиняться; педагог всегда считается превосходящим подростка умом, знаниями, опытом и конечно наделяется властью над ним).

  • существенное ограничение степеней свободы (требования жёсткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора педагога, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.).

  • различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).

  • зависимость подростка от педагога.

  • необходимость оценивания педагогом поступков подростков.

  • игнорирование личных проблем подростков в формализованных образовательных системах.

  • множественность ролей, которые вынужден играть учащийся в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

  • социальная нестабильность и др.

К субъективным причинам конфликтов в образовательной деятельности относятся:

  • педагоги и подростки, как правило, психологически несовместимы.

  • каждый из них имеет определённые черты характера, определяющие «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жёсткость, придирчивость, скептицизм и т. д.).

  • одной из причин возникновения конфликта может быть отсутствие коммуникативной культуры у педагога или подростка.

  • интеллектуальные и физические возможностей подростка не соответствуют предъявляемых к нему требованиям.

  • если педагог недостаточно компетентен, либо у него отсутствует опыт и глубокие знания в области педагогики, (нет готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей).

  • кроме того, наличие у педагога или подростка серьёзных проблем связанных с нервным напряжением или стрессом.

  • одной из причин конфликта может быть, чрезмерная загруженность педагога или подростка.

  • вынужденная бездеятельность подростка.

  • отсутствие самостоятельности, творческого начала в воспитательном процессе.

  • несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.

За последние годы, резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальная, экономическая, демографическая и экологическая ситуации обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность подростков, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.

Наиболее остро эти тенденции проявляются в подростковом возрасте — остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Следует подчеркнуть, что в жизни подростка друзья играют очень большую роль. Однако, ни в одном возрасте не возникает такого количества проблем, связанных со сверстниками. Кто-то, проводят с ними почти все личное время, чем вызывают недовольство родителей, другие избегают сверстников, не знают, как найти с ними общий язык. Третьи часто ссорятся, а потом глубоко переживают.

Для подростка важно, не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение: лидера, хорошего товарища, авторитета в каком-то деле. Часто, именно невозможность добиться желаемого положения является причиной недисциплинированности поведения и агрессии подростков.

Если у подростка конфликт с одноклассниками, его часто задевают, унижают, ему не помогут утешения родителей «Не обращай внимания», «Старайся не общаться, сторонись». Подросток не может не обращать внимания, ему плохо от сложившейся ситуации. Если обвинять в ней своего ребенка («Что не можешь постоять за себя, сдачу дать»), то у него создастся ощущение, что и родители его не понимают, и ситуация только усугубится.

Изучение практического опыта показывает, что обвиняя во всем сверстников, подросток отстранится от них, замкнется на себе и своих переживаниях, и ситуация снова не будет разрешена.

В этой ситуации необходимо, в первую очередь, уделить подростку максимум внимания, выслушать, не спешить с советами, побыть рядом, дать почувствовать, что родители хотят ему помочь («Конечно, это обидно», «Очень жаль, что с тобой произошла такая история», «Меня бы это тоже огорчило»). И только после того, когда эмоции поутихнут, постараться все-таки разобраться, как можно исправить ситуацию. При этом, дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. Самое важное для подростка в этой ситуации возможность поговорить с родителями, быть выслушанным ими.

Нельзя не согласиться с мнением психологов, что явления подростковой конфликтности неизбежны, поскольку попытки личности интегрировать новые сексуальные импульсы приводят к внутренним переворотам, личностным нарушениям и снижению социальной адаптации. Для уменьшения негативных последствий столкновения сексуальных импульсов с социальными табу, подросток «использует» механизмы психологической защиты, искажающие восприятие ситуации, что может выступать как один из факторов возникновения межличностных конфликтов.

Поскольку, конфликты в подростковой среде — явление неизбежное, предметом пристального внимания педагогов и родителей должно стать не только наличие конфликтов, но и их отсутствие. Видимо, есть основания утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых отношений.

Опыт работы с конфликтными подростками и конфликтными группами подростков показывает, что из двух возможностей — конфликты или бесконфликтное существование — выбор должен быть сделан в пользу третьей — конструктивные конфликты.

Можно сделать вывод о том, что к конструктивным функциям межличностного конфликта в среде подростков можно отнести следующее:

  • межличностный конфликт является важным источником личностного развития, а также внутригрупповых отношений;

  • межличностный конфликт способен позитивно изменить и расширить сферу и способы межличностных взаимодействий;

  • через открытую конфронтацию межличностный конфликт освобождает группу от негативных факторов ее развития;

  • межличностный конфликт способствует развитию взаимопонимания между подростками, развивает их социальный интеллект.

Список литературы

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх