Помост

Вопросы веры

Конфуций и конфуцианство

конфуцианство — Confucianism

конфуцианство

Основные понятия

Школы

  • Неоконфуцианство
  • Новое конфуцианство
  • Тайга школа

Герменевтические школы:

  • Старые тексты
  • Новый текст конфуцианство

Конфуцианство по стране

  • Ruzang

Четыре книги:

  • литературный сборник
  • Учение о Mean
  • Great Learning
  • Mencius

Пять Classics:

  • Классический поэзии
  • Книга документов
  • Книга Уставов
  • Ицзин
  • Весна и осень Annals

Другой:

  • Взаимодействия между небом и Человечеством

Портал конфуцианство

Rújiā

Ю. 2 -chia 1

Sy ка

Йух-GAA

Jyu 4 -gaa 1

Ju-ка, Л-ка

Ню-KÆ

Нет * нет Кра

Yu-Гё

Jukyō

конфуцианство
китайское имя
китайский язык 儒家
Литературное значение » RU школа мысли»
транскрипций Стандартный Мандарин пиньинь гоюй ломацзы Wade-Giles IPA В романизация Юэ: кантонский Yale латинизация IPA Jyutping Южная Мин TAI-ЛО Средний китайский Средний китайский Старый китайский Бакстер-Sagart (2014)
Вьетнамское имя
вьетнамский алфавит НОН Giao
чу Hán 儒教
корейское название
хангыль 유교
ханджа 儒教
транскрипций Пересмотренный романизации
японское название
Kanji 儒教
кана じ ゅ き ょ う
транскрипций романизация

Храм Конфуция в Jiangyin , Уси , провинция Цзянсу . Это wénmiào (文庙), то есть храм , где Конфуций почитается как Уэнди (文帝), «Бог культуры» .Ворота wénmiào в Датун , Шаньси

Конфуцианство , также известное как Ruism , описываются как традиции, философия, религия, гуманистическая или рационалистической религия, способ правления, или просто образом жизни. Конфуцианство развился из того , что впоследствии назвали Hundred мазхабов из учения китайского философа Конфуция (551-479 до н.э.), который считал себя recodifier и ретранслятором богословии и ценности , унаследованные от Шанг (ок. 1600 г. до н.э.-1046 до н.э.) и Чжоу династий (ок. 1046 г. до н.э.-256 г. до н.э.). В династии Хань (206 г. до н.э.-220 н.э.), Конфуцианские подходы вытеснили «прото-таоистский» Huang-Лао в качестве официальной идеологии, в то время как императоры смешивали и с методами реалистического легизма .

Конфуцианской возрождение началось во время династии Тан (618-907). В конце Тан Конфуцианство разработан в ответ на буддизм и даосизм и перефразировать неоконфуцианства . Эта активизировали форма была принята в качестве основы из императорских экзаменов и срединным философию класса ученый официальным в династии Сун (960-1297). Отмена системы экспертизы в 1905 году положила конец официального конфуцианства. В интеллектуалы новой культуры движения в начале ХХ столетия обвиняют конфуцианства для слабостей Китая. Они искали новые доктрины , чтобы заменить конфуцианские учения; некоторые из этих новых идеологий относятся » Три народных принципа » с созданием Китайской Республики , а затем маоизм в соответствии с лицензией Народной Республики Китай . В конфуцианском конце двадцатого века этике работы приписали подъем азиатской Восточной экономики.

С особым акцентом на важности семьи и социальной гармонии, а не на потустороннем источнике духовных ценностей, в основе конфуцианства является гуманистической . По Херберт Фингаретт концептуализации «s конфуцианства как религии , которая рассматривает„ светское , как священное “, конфуцианство выходит за пределы дихотомии между религией и гуманизмом, принимая во внимание обычные деятельности человека для жизни и особенно человеческих отношений-как проявление священного, потому что они являются выражением нравственной природы человечества ( син性), который имеет трансцендентное закрепление в небесах ( Tian天) и развертывается через соответствующее уважение к духам или богам ( Шэнь ) мира. Хотя Tian имеет некоторые особенности , которые перекрывают категорию божественности, это в первую очередь безличный абсолютный принцип , как DAO (道) или Брахман . Конфуцианство сосредотачивается на практическом порядке , который дается в этом мирском осознании Tian . Конфуцианская литургия ( так называемый儒Rū , или иногда正統/正统zhèngtǒng , что означает » ортопраксию «) во главе с конфуцианскими священниками или „мудрецами обрядов“ (禮生/礼生lǐshēng ) поклоняться боги в общественных и исконных китайских храмах является предпочтительным по некоторые случаи, по конфуцианским религиозным группам , а также для гражданских религиозных обрядов, более даосского или популярного ритуала.

Мирская забота конфуцианства лежит на убеждении , что человеческие существа являются в основном хорошо, и обучаемы, улучшаемыми и совершенствоваться через личную и общественную деятельность, особенно самосовершенствование и самотворение. Конфуцианская мысль сосредоточена на культивировании добродетели в морально организованном мире. Некоторые из основных конфуцианских этических концепций и практики включают Ren , YI и lǐ и Zhi . REN (仁, «доброжелательность» или «гуманность») есть суть человеческих существ , которое проявляется как сострадание. Это добродетель форма Небес. YI (義/义) является отстаивание правды и нравственное расположение делать добро. Lǐ (禮/礼) представляет собой систему ритуальных норм и приличий , который определяет , как человек должен правильно действовать в повседневной жизни в гармонии с законом Неба. Zhi (智) является способность видеть то , что является правильным и справедливым, или обратное, в поведений другими. Конфуцианство держит один в презрении, либо пассивно или активно, за неспособность отстаивать кардинальные нравственные ценности Ren и YI .

Традиционно, культура и страна Восточной Азии культурной сферы находятся под сильное влиянием конфуцианства, включая материковый Китай , Тайвань , Гонконг , Макао , Корею , Японию и Вьетнам , а также различные территории поселились преимущественно китайским народом , такие как Сингапур . Сегодня она была зачислена на формирование восточно — азиатских обществ и китайских общин , и в какой — то степени, в других частях Азии . В последние десятилетия были переговоры с «конфуцианской Возрождение» в академической и научной общественности, и было низовой распространение различных типов конфуцианских церквей . В конце 2015 года многие конфуцианской личности официально создан национальный Святой конфуцианской Церковь (孔聖會/孔圣会Kǒngshènghuì ) в Китае , чтобы объединить многие конфуцианские общины и организации гражданского общества.

Конфуцианство основные идеи и принципы древнекитайского учения изложены в этой статье

Конфуцианство основные идеи кратко

Основная цель конфуцианства — достижение состояния «благородного мужа». Данного состояния можно достичь путем тренировки нравственных высочайших качеств личности в себе. Это дано только тому человеку, который обладает навыками справедливости, гуманности и человеколюбия. Главное правило учения – делать для человека то, чего ты желаешь самому себе.

Тот, кто ступил на путь конфуцианства, должен относиться с почтением к своим родителям, «духовным родственникам». Согласно Конфуцию страна – это одна большая семья, наши «духовные родственники», к которым необходимо проявлять доброе отношение и любовь.

Также учение Конфуция основывалось на культурном воспитании, на строгих правилах поведения в обществе и этикета. «Благородный муж» является примером для всех и в обращении с женщинами всегда ведет себя почтительно.

Основные идеи конфуцианства сводятся к 5 чертам, которыми в идеале должен обладать человек:

  • Истинное отношение. Благородный муж существует в абсолютной гармонии с людьми. Знатоки философии часто определяют такое отношение как самоконтроль и высокую самодисциплину.
  • Истинное поведение. Человек, изучающий конфуцианство знает нормы этикета и ежедневно применяет в своей жизни. Благородный муж знает все необходимые правила и традиции, которые касаются почитания и уважения своих предков. Если человек не обладает истинным отношением, то истинное поведение не имеет никакого смысла.
  • Истинное знание. Достойный человек высокообразованный: знает историю своей страны, знаком с творчеством китайских композиторов и классических поэтов, разбирается в юриспруденции. Конфуций был уверен, что те знания, которые нельзя применить в жизни являются бесполезным грузом. И чтобы достичь истинного знания нужно развивать в себе истинное отношение и истинное поведение.
  • Истинное состояние духа. Благородный человек остается верным своим идеалам, самому себе и справедлив по отношению к другим. Его действия и поступки улучшают жизнь общества.
  • Истинное постоянство. Когда человек развил в себе все вышеупомянутые черты, то уже отступать назад он не имеет никакого права. Это и есть особенность характера – постоянство.

Основная идея построения общества согласно конфуцианству — это достижение гармонии в нем. Этого можно достичь, если придерживаться 5 философских типов взаимоотношений между людьми, которые выделил Конфуций:

  1. Почтительные отношения между родителями и детьми.
  2. Благожелательное и доброе отношение между детьми, которое выражается в том, что младшие помогают старшим, а старшие наставляют младших.
  3. Почитание женой мужа своего, уважительное отношение мужа к своей жене.
  4. Доброта в отношениях между людьми.
  5. Правитель должен уважительно относиться к своим подчиненным, а подчиненные должны почитать правителя.

Также для построения конфуцианского общества необходимо придерживаться социального равенства. Вышеупомянутые правила и нормы способствуют социальному взаимодействию в социуме. Главный посыл в том, что каждый человек должен заниматься своим делом.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, об основных идеях конфуцианства.

Немного истории

Основателем учения стал Конфуций, в оригинальной транскрипции его имя звучит как Кун-фу-цзы. Он жил в 5 веке до нашей эры, и этот период был непростым для китайской империи. Феодалы сражались за власть и не обращали внимания на нужды простых людей. Поэтому крестьяне стремительно нищали и разорялись.

Конфуций родился в знатной, но бедной семье. Его мать регулярно возносила молитвы предкам, как было принято делать. Она рассказывала сыну о подвигах отца и его родителей. Все это позволило вырастить в маленьком мальчике уверенность, что его обязанность — занять достойное место в роду. Он много занимался самообразованием, отдавал предпочтение шести искусствам:

  • ритуалы;
  • стрельба из лука;
  • музицирование;
  • управление колесницей;
  • чтение и письмо;
  • счетные навыки.

Его родители рано умерли, и мальчик остался сиротой. У него не было средств к существованию, он рос в лишениях и страданиях. Но его упорство, терпение и усердное обучение принесло плоды, и его взяли на работу.

В биографии мудреца был переломный момент. Будучи взрослым, он попал в государство Чжоу. Там он был принят на работу в книгохранилище и встретил ученого Лао-Цзы, который основал даосизм. Беседы с ним позволили молодому человеку состояться как философу.

Он провел много лет в странствиях по стране. Мудрец обзавелся последователями и пытался доносить свои взгляды до масс. В пожилом возрасте Конфуций вернулся в родной город Цюйфу и открыл там собственную школу. Многие его ученики стали известными политическими деятелями.

Мудрец дожил до глубокой старости и умер тихо во сне, словно понимая, что наступил его закономерный конец. Он не испытывал страха, беспокойства или паники. Последними его словами были вопросы о том, кто будет продолжать учение.

Сохранилось мало картинок, которые изображали философа. Часто его изображают в виде старца, который умиротворен и спокоен. В Цюйфу сохранился дом Конфуция, по всему Китаю открыты храмы в честь мудреца.

Распространение в Европе

В середине 18-го века в Европе началась мода на восточную экзотику. Аристократы пытались освоить китайскую философию, они покупали предметы искусства и устраивали тематические вечера. В 1687 году появился латинский перевод книги «Лунь юя».

Иезуиты приезжали в Китай с просветительскими миссиями. Многие из исследователей пытались доказать наличие связи между философским учением и христианством. Некоторые из них предполагали, что Конфуций получил откровения от Бога.

Мальбранш написал книгу, которую посвятил критике учения мудреца. По его мнению, христианство опирается на интеллектуальную культуру и религию, в то время как конфуцианство затрагивает только первую часть. После этого нельзя говорить о мудрости учения.

Принципы восточной философии позволили сформировать новый педагогический подход — гуманный, где ребенок считается личностью, достойной уважения. Задача взрослого — помочь ему вырасти достойным членом общества.

Основные принципы

Философия Конфуция иногда ошибочно принимается за религию. Но мудрец не имел института церкви, и его не интересовали проблемы теологии. Главная тема учения — создание идеального общества, где каждый человек будет личностью, которая выполняет функцию. Основой будет идея преданности, где между начальником и подчиненным лояльные отношения.

Основатель конфуцианства прививал идею уважения ко всем людям, вне зависимости от их статуса. Конфуцианское учение создало золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Главный принцип — это человеколюбие. Оно выражается в следующих навыках:

  • умение держаться достойно в любых ситуациях;
  • способность грамотно править людьми;
  • милосердие.

Еще один принцип древнекитайского философа — покровительство младшим и почтительность к старшим. Именно это станет основой для педагогики. В древнем мире люди большое значение придавали социальным группам. Но Конфуций первым сделал акцент на важности отношений. Должность, власть, знатность не имеют такого значения.

Человек должен быть благородным, и его должны беспокоить проблемы общества и государства, а не собственная выгода. Инстинкты и желания нужно контролировать, и это нелегкий труд. Суть учения в развитии духовного бытия, при этом физиология остается в стороне.

Конфуцию приписывают авторство множества литературных произведений. Доподлинно удалось подтвердить, что книга «Лунь Юй» основана на цитировании его идей. Она была составлена его учениками на основе школьных записей. Наравне с «И-цзином» и «Дао Дэ Цзином» она относится к «священным» текстам Азии.

Пять постоянств

Каждый человек должен стремиться к праведной жизни. Для этого необходимо следовать определенным нравственным обязанностям. «Жэнь» — это противопоставление дикости, агрессии животных. Следуя этому, люди отказываются от жестокости в пользу сочувствия и любви. Символом является Дерево.

«И» — это справедливость и правдивость. Выступает в противовес эгоизму, придает строгость и твердость. Родителей стоит почитать в качестве благодарности за заботу. Символ — Металл.

«Ли» — это верность обычаям. Любая деятельность является полезной при условии того, что она направлена на сохранение устоев общества. Символ — Огонь.

«Чжи» — это рассудительность, которая снижает упрямство. Перед тем как начать действовать, стоит просчитать последствия. Ассоциируется с элементом Воды.

«Синь» — это добрые намерения, которые предупреждают лицемерие. Искренность, добросовестность и непринужденность украшают. Символ — Земля.

Все нравственные обязанности сочетаются друг с другом, дополняют и уравновешивают. Их развитие приводит к гармонии. Они сливаются в ритуале «Вэнь», который означает воспитанность. Под этим нельзя понимать что-то естественное или искусственно выведенное — Конфуций полагал, что это сочетание природных данных и целеустремленного труда.

Этические проблемы

В современном мире есть разные книги, где изложено кратко конфуцианство. Основные идеи в таких источниках можно почерпнуть, но они не дадут полного представления об учении. Желательно внимательно изучить «Лунь юй».

Существует интересная притча, которая позволяет передать всю необычность древнекитайского философа. Как-то один из учеников спросил у него, можно ли прожить, ни разу ни с кем не поссорившись. Конфуций быстро ответил, что да, такая возможность есть. Необходимо проявлять снисходительность к тем, кто выше по социальному статусу и к тем, кто ниже. Даже если человек низко падет, и над ним будут смеяться, нужно уметь прощать. В каждом есть благородные и низкие качества, слабости. Поэтому снисходительность позволит не разочаровываться в окружающих.

В книге «Лунь Юй» содержится информация об управлении государством и правилах поведения в обществе. Жизненный путь человек делится на несколько этапов. В 15 лет появляется стремление к образованию, в 30 лет — к самостоятельности, в 40 лет — формируются твердые убеждения и мировоззрение.

В 50 лет приходит осознание себя человеком, появляются цели в жизни. В 60 лет открывается навык читать мысли других людей. В 70 лет открывается понимание Вселенной.

Во многих странах издаются книги, публикуются статьи с кратким изложением идей конфуцианства. В Китае они обязательно изучаются в школе и преподаются как образец поведения добропорядочного человека.

Китайская философия

Таблица 2. Школы древнекитайский философии

Даосизм

Центральной идеей даосизма была теория Дао. Основоположником даосизма считают Лао-цзы (604 г. до н. э.-?). Китайское слово «Дао» многозначно: Великий Путь, путь звезд и путь добродетелей, Закон Вселенной и человеческого поведения. Он является действительной основой всех предметов и явлений природы, обычно его переводят как «путь» или закон мира, космоса. Главным произведением Лао-Цзы был труд «Дао-Дэ-цзин» («Учение о Дао и Дэ»). Где Дао это сущность бытия, а Дэ это добродетель, проявление Дао.

В философии Лао-цзы обращается внимание на единство человека и неба. Лао-Цзы считал, что в мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник даосизма, -следование Дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел — покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий изменять его. Основной принцип даосизма — теория недеяния «увей». Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию. Источником зла и всех бед есть то, что человек отступает от утвержденных природой законов Высшая добродетель — недеяние и молчание.

Согласно учению о космогонии (учение о происхождение космоса) даосизм выходит из того, что субстанциональной основой бытия считается Ци. Именно из Ци выделяются две противоположные силы Инь и Ян, которые и образуют пять стихий: Огонь, Земля, Метал, Вода, Дерево и соответственно все вещи, состоящих из этих стихий. Диалектика Инь и Ян выглядит таким образом (см. схема 14).

Схема 14

Бытие понимается как постоянный круговорот стихий (см. схема15).

Круговорот пяти стихий в даосизме

Схема 15

Так схематически (см. схема 16) можно изобразить взаимосвязь пяти элементов и органов.

Схема 16

Конфуцианство

Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, изложенная в конфуцианстве. Основоположником данной философской концепции был Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Важнейшим источником философского знания в Китае считаются древние книги, прежде всего: 1) «Книга перемен» («И цзин»); 2) «Беседы и изречения» («Лунь Юй») представляющая высказывания Конфуция.

Основные проблемы философии Конфуция.

  • 1. Система этических норм.
  • 2. Политические вопросы.
  • 3. Поведение личности.
  • 4. Общественное управление.

Главная цель его учения — содействовать благополучию общества, создать совершенное идеальное государство. Высшими ценностями должны стать — патриархальные и государственные традиции, порядок, служение обществу.

Размышляя о судьбе своего общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами.

Главные принципы конфуцианства

  • — Принцип «жэнь» — гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
  • — Принцип «ли» почтительность и ритуал. «Неупитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
  • — Принцип «чжэн-мин» — «исправление имен». В обществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
  • — Принцип «цзюнь-цзы» образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
  • — Принцип «вэнь» образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.
  • — Принцип «ди» — повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек смышлен, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».
  • — Принцип «чжун» — преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». В связи с этим отметьте, что в древнем Китае впервые в истории мировой культуры были поставлены вопросы о методах государственного управления. Как нужно управлять народом? Чему отдать приоритет: ритуальным правилам поведения или закону? Руководствоваться добротой или страхом? Сторонником «мягкого» управления с опорой на мораль и правила поведения был Конфуций. Основным моральным принципом, «золотым правилом» было: «Не делай того, чего не желаешь себе».

Отметьте, что Конфуций предлагает путь «золотой середины». Что это обозначает? Это путь устранения противоречий, искусство балансировать между двумя крайностями, искусство политического компромисса.

Отличие конфуцианства от даосизма

1. Конфуцианство — учение рационалистическое и даже в какой то степени этическое. В даосизме преобладает мистическое начало.

Конфуцианство обращалось к человеку как к культурному, разумному существу, даосизм — как существу природному к его эмоциям, инстинктам.

В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.

Основные понятия и термины

Брахман — в древнеиндийской религиозно-философской литературе духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого вес произошло.

Будда — человек, обладающий пробуждённым, просветлённым сознанием.

Веды — древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма.

Гилозоизм — (греч. hule — вещество, тле — жизнь) — философское явление, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам материи.

Даосизм — религиозно-философское учение Китая, основоположник — Лао-Цзы.

Конфуцианство — философское, этическое учение Китая, основоположником которого был Конфуций.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх