Помост

Вопросы веры

Кошерное

Хорошо известно, что в разных странах и у разных народов существуют свои традиции, предпочтения и даже требования к еде. И это неудивительно, ведь особые правила приема пищи у разных народов вырабатывались веками. Они зависели от места жительства людей. Тщательное исполнение данных правил давало возможность представителям той или иной народности выжить в конкретных условиях. Позже они переносились в своды религиозных книг и становились канонами для повсеместного исполнения, даже если в силу ряда причин место жительства народа менялось.

Что такое кашрут?

Давайте разберем известные правила кашрута, часть которых относится и к пище. Данный еврейский термин, обозначающий пригодность чего-либо или соответствие чего-нибудь требованиям еврейского закона Галахи. Основой кашрута являются заповеди Торы, а также дополнительные правила, разработанные еврейскими религиозными авторитетами в более позднее время. Все это было внесено в Мишну и Гемару, образовавшие Талмуд.
Кашрут — это термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения совокупности законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь. В более узком смысле — совокупность законов, содержащихся в Торе.
Своды правил кашрута в еврейской среде имеют широкое хождение и применяются в самых разных аспектах традиционной жизни: ритуальных, бытовых и даже юридических. Однако чаще всего данный термин используется в отношении предписаний, связанных с пищей. Подобная, разрешенная к употреблению пища у иудеев именуется кошерной. История возникновения кошерной пищи уходит на несколько тысячелетий назад, а именно на 3500 лет.

Что такое кошерная еда?

Первые правила относительно разрешения либо запрещения отдельных видов еды появились в период Дарования Торы. Из ее 613 заповедей 50 касаются исключительно правил использования пищи. Согласно Торе, первым человеком, для которого были установлены ограничения по ее приему, стал Адам. Сам Всевышний определил первому мужчине, что ему можно принимать в пищу, а чего нельзя. Правда, тогда ограничения касались только одного растения – дерева познания добра и зла.
Следующим стал праведник Ноах (Ной), который, после того как сумел выжить в период Всемирного Потопа, получил разрешение употреблять в пищу мясо. До этого момента люди питались исключительно продуктами растительного происхождения. С появлением в рационе человека мясных блюд были установлены определенные правила. Важнейшими из них являются запреты на использование мяса от живых животных, на употребление в пищу крови в любом ее виде.
В дальнейшем данные правила получили разъяснения, и с тех пор уже в продолжение нескольких тысячелетий они неукоснительно соблюдаются евреями. Основное требование таково: в пищу можно использовать только мясо от строго определенных видов птиц и животных. Пернатые должны быть либо домашними, либо дикими, но ни в коем случае не хищными. Животные – жвачными и иметь раздвоенные копыта. Те же, кто обладает только одним из означенных признаков, под определение разрешенных не попадает.

Следующим важным фактором кошерности являются правила забоя животного. Этим занимаются специально обученные люди, получившие сертификат. Только они могут правильно убить обреченное животное и полностью освободить его от крови (данный процесс именуется «шхита»). Лишь в таком виде мясо убитого животного употребляется в пищу. Но даже после этого существуют определенные ограничения. К примеру, мясо и молоко категорически запрещается смешивать.
Отдельное правило касается рыб. У них должны иметься чешуя и плавники. При отсутствии какого-либо одного из признаков рыба запрещается к употреблению.
Следующее условие касается продуктов, получаемых от животных, рыб и птиц. Это касается молока, икры и яиц. Все эти продукты должны получаться от кошерных видов.
Кошерная еда — еда удовлетворяющий требованиям кашрута.
У иудеев попали под запрет всевозможные морские и речные животные. В списке запрещенных оказались все виды ракообразных, моллюсков, а также различные виды змей и червей. Относительно насекомых также существуют сильные ограничения. Однако табу не наложено на саранчу. Также допускается прием в пищу меда, хотя сами пчелы к приему в пищу не годятся.
Разработаны также правила отношения к растительной пище и даже к кухонной утвари. И что интересно, если отделить все правила кашрута от религиозной составляющей, получится, что тысячелетия назад еврейские мудрецы разработали самые первые в мире правила о вкусной и здоровой еде. Эти основы правильного питания сейчас рекомендуются практически всеми мировыми диетологами и врачами.
Слово кошерный, как и слово аминь с недавних пор стало сленговым в молодежной, даже в не еврейской среде. Его употребляют, чтобы выразить одобрение, иногда восхищения действия или какой-то вещи. Но еще чаще в качестве порицания с приставкой «не». Например, «Зачем ты Машку за косу дернул — не кошерно!»
Приглашаем на наш Телеграм-канал.

некошерный

Смотреть что такое «некошерный» в других словарях:

  • Кашрут — (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта … Википедия

  • Шейла Брофловски — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/26 сентября 2012. Пока процесс обсужде … Википедия

  • Кошер — Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

  • Кошерная еда — Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

  • Кошерная пища — Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

  • Кошерность — Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

  • Кошерный — Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

  • трефной — прил., кол во синонимов: 3 • грязный (125) • некошерный (1) • нечистый (74) Словарь си … Словарь синонимов

  • Дышкант, Вадим Васильевич — Вадим Дышкант Вадим Дишкант … Википедия

masterok

У каждой религии есть свои интересные особенности и странности — у иудеев это в том числе и кошерность.

Почему нам тоже пригодится эта информация?

Знак кошерности — (U) указывает на соответствие продукта всем требованиям кашрута (на иврите — пригодный), т. е. своду ритуальных правил, иудейским законам об употреблении продукта (отсутствие свинины, контакта молочного продукта с мясным и пр.). Право на использование этого знака выдаёт Союз Ортодоксальных Еврейских Конгрегаций Америки (Union of Orthodox Jewish Congregations of America — UOJCA), он же Ортодоксальный Союз (Orthodox Union — OU).

Эхшер (или экшер)- это особый знак, графический или текстовый, который подтверждает кошерность продукта и высшее качество изготовления. Этот знак является зарегистрированной торговой маркой и охраняется соответствующим законодательством. Текст на экшере обычно написан на иврите. Прово ставить эхшер принадлежит только раввину, подтвердившему кошерность конкретного продукта (машгеху). Организации, которым разрешено ставить подобные знаки, проходят серьезную проверку на качество и соответствие правилам производства продуктов.

Требование эхшера — это требование к качеству выпускаемого продукта и, соответственно, к качеству сырья. Поэтому линия, на которой планируется производиться подобный продукт, принудительно очищается. Так, чтобы исключить возможность попадания даже самой маленькой доли посторонних веществ (чистое производство). Если же оборудование не может быть очищено, то продукт не может быть произведен — точнее, на нем не будет стоять соответствующий знак.

В соответствии с правилами вся пища подразделяется на 3 типа: мясную, молочную и «нейтральную», называемую парве. Сам по себе знак эхшера не означает гипоаллергенность. За исключением продуктов с пометкой «нейтральное»: в таких товарах нет ни одной доли продуктов, сделанных из молочных или мясных ингредиентов.

Организаций по выпуску и сертифицированию продукции эхшера существует множество. Самый распространенный знак — это U или OU (Orthodox Union). Его можно встретить на Coca-Cola, Nestlé, Jim Beam, Heinz и других товарах. На то, к какому типу принадлежит продукт, указывает маленькая буква с правой стороны от знака:
OU — не содержит мяса или молока, «нейтральный» продукт
OU-D — молочный продукт
OU-M (OU-Glatt) — содержит мясо или мясные ингредиенты
OU-F — с рыбными ингредиентами

Иногда этот знак похож на забавную рожицу – на расплывшуюся улыбку в круге лица. Но приглядевшись, можно увидеть две английские буквы OU, причём вторая буква вмонтирована в окружность первой. Эта пара букв улыбается с упаковок, банок, коробок, бутылок, пакетов и ящиков по всему земному шару.

Это не шифр и не знак таинственной масонской ложи. Это фирменный знак крупнейшей еврейской ортодоксальной организации США и Канады – «Orthodox Union» («Ортодокс Юнион», ОЮ), объединяющей почти 1100 синагог Северной Америки. Созданная более 80 лет назад, эта зонтичная структура сегодня представляет и обеспечивает интересы ортодоксального еврейства единственной сверхдержавы.

За десятки лет своей деятельности ОЮ удалось реализовать амбициозную цель: где бы ни находился верующий еврей на планете Земля, он везде может найти кошерную пищу со штампом из двух смеющихся букв. На сегодняшний день более 400 тысяч наименований продуктов признаны кошерными под эгидой ОЮ.

В последнее время пищевой спектр деятельности ОЮ расширился в связи с массовым потоком китайской продукции на североамериканский рынок. Появилось даже специальное подразделение ОЮ-Китай, занимающееся приспособлением китайских деликатесов к стандартам пищи, которая разрешена соблюдающим заповеди евреям. В принципе, любой производитель продуктов питания и сопутствующих товаров может обратиться из своей страны в офис ОЮ с просьбой о признании его продукции кошерной. Цель такого шага довольно ясна: кто хочет успешно продвигаться на американском рынке, тот думает о кошерном штампе.

Почему? Да потому, что с каждым годом растёт число американцев, покупающих в супермаркетах именно кошерные продукты. И вовсе не евреи составляют большинство таких покупателей! Евреи составляют 2,5 процента от населения США, а согласно новейшим маркетинговым исследованиям, 15 процентов американских покупателей постоянно приобретают кошерное. Ещё 58 процентов участников опросов заявили, что покупают товары со знаком кашрута «время от времени». Итоговая оценка: почти 20 процентов американцев – а это 40-50 миллионов человек, предпочитают продукты питания с удостоверением о кошерности.

Таким образом, ОЮ обслуживает не только евреев, но и огромную часть американского общества. Многие вегетаринцы выбирают кошерные молочные, рыбные и овощные продукты, доверяя еврейским пищевым стандартам. Мол, у верующих евреев сыр точно не будет с мясными компонентами, а салат будет тщательно очищен от жучков. Ещё один поразительный момент заключается в том, что 16 процентов покупателей кошерного – это мусульмане, которые полагаются на строгие принципы кашрута. Где же ещё бедному мусульманину быть уверенным, что ему не подсунут свинину под видом индюшатины, как не в кошерном отделе супермаркета?!

В переводе с иврита «кошерный» означает «разрешенный». Свод правил, определяющих кошерность чего-либо, в свою очередь, именуется кашрутом. «В принципе, кошерным может быть и литература, и поведение, и многое другое, но просто так сложилось, что в основном этот термин употребляется по отношению к пище», — объясняет Авроом Аршинов.

Кошерных правил огромное количество. Некоторые из них для непосвященного могут выглядеть несколько странно: к примеру, мясо ни в кастрюле, ни на тарелке, ни в желудке не должно «смешиваться» с молоком. И если коровы, овцы, лоси, горные козлы при соблюдении всех прочих условий изначально кошерны, то свиньи, верблюды, тигры, слоны и лягушки — нет. Источником всех законов, которые определяют, что есть можно, а что нельзя, является Тора, то бишь пятикнижие ветхозаветного пророка Моисея.

«На самом деле кашрут построен не только на религиозности. Если бы было так, то он не получил бы столь широкого распространения. Просто многие исследователи, прежде всего американские, доказывают, что кошерная пища полезна. Именно на базе этого в мире выросла индустрия кашрута. Ныне большинство крупных компаний имеют в своей структуре подразделения кашрута. В США нет ни одного магазина, в котором бы не продавались кошерные продукты» утверждает Авроом Аршинов.

Структура кошерной индустрии во всех странах одинакова. Фирма, собирающаяся выпускать «правильную» продукцию, отправляет ее на сертификацию в кашрут-лабораторию. Если все в норме, то продукция получает право иметь так называемый «экшер» — специальный значок, по которому апологет кошерного образа жизни распознает в магазине дозволенные для поедания товары.
Такой знак нанесен и на этикетку многих продуктов, например легендарного кремового зефира Marshmallow Fluff. Любимая американцами и многими россиянами сладость ежегодно проходит строгий контроль и сертификацию ортодоксальной организации США и Канады «Orthodox Union».

Кому может быть полезна эта информация?

Людям, у которых аллергия на молоко или мясо. Продукт с пометкой «нейтральный» можно смело употреблять в пищу и при этом быть полностью уверенным в его безопасности для здоровья.
Тем, кто сидит на диете или активно занимается спортом. Продукты такого типа будут прекрасным дополнением к рациону.
Тем, кто просто хочет быть уверен, что покупает полезную еду высшего качества.

Кстати, есть интересная история, связанная с этим обществом

Председатель еврейской общины проиграл на Лондонской бирже деньги членов общины – это почти миллион долларов – и инициировал свое собственное похищение. Скандал в харьковской еврейской общине «Ортодокс Юнион». Ее председатель Дмитрий Шувал задержан в Днепропетровске.

По данным СБУ и милиции, об исчезновении Дмитрия Шувала правоохранителям сообщил его отец. Мол, неделю назад они должны были встретиться возле одного из банков, где Дмитрий хотел передать отцу деньги – 100 тысяч долларов. Но ни на месте встречи, ни в банке сына он не нашел. Единственное, что удалось отыскать, так это машину Шувала, которая находилась рядом.

По заявлению, милиция возбудила уголовное дело – рассматривалась версия похищения, ограбления и даже убийства. Ведь все время Дмитрий на связь не выходил, а его мобильный телефон не отвечал, но на четвертые сутки, как сообщает пресс-центр СБУ, правоохранители нашли живого и здорового Шувала в Днепропетровске, в одной из квартир в спальном районе.

По данным следователей, мужчина сам инсценировал свое похищение, так как накануне проиграл на Лондонской бирже почти миллион долларов, которые он получил в банке под залог 6 квартир, являющихся собственностью его же религиозной общины. Так и хотел избежать финансовых претензий.

Сейчас, утверждают правоохранители, он уже дает показания. А вот в самой общине «Ортодокс Юнион» любых комментариев по этому поводу избегают. Фактически всегда открытый офис общины, теперь закрыт – работники отказываются общаться с журналистами.

Община «Ортодокс Юнион», по данным харьковских еврейских организаций, появилась в начале 1990-ых. Она существует на средства спонсоров из Америки и Израиля, и является достаточно обособленной даже от синагоги и других, в том числе ортодоксальных общин города. В основном её деятельность концентрируется на функционировании лицея «Шаалавим».

В России и странах СНГ очень распространен эхшер главного раввина России Берл Лазара. Он тоже легко читаем. Также в круге стоят слитно написанные одна под другой буквы КР (Кошер Россия). Под его кашрутом выпускаются продукты, в т.ч. в странах СНГ.

Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:

«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.

Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.

Рекомендуем также: «Можно ли православным употреблять халяльную пищу?»

Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.

Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.

Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.

Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.

Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.

Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.

70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.

В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.

Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.

Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.

До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.

Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!

1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.

Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!

Что же такое «кошерная пища»?

В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.

Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.

Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.

В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».

Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.

Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).

Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.

Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (Быт. 9:4; Лев. 17:10-14). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (Лев. 11:9; Втор. 14:9-10). Это ничем не мотивируется.

Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.

Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.

Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.

Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!

Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.

Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!

Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.

Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.

Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15:11) были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.

А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1 Кор. 10:25). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.

В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8) — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.

Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» (Тит. 1:15) должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.

Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»

Наверх>>>

Специалисты Департамента кашрута при Главном раввинате России провели проверку производства ООО «ПЛАНЕТА ОРГАНИКА». В результате представители Департамента убедились — часть выпускаемой компанией косметической продукции соответствует всем нормам кашрута. Именно поэтому ООО «ПЛАНЕТА ОРГАНИКА» получила серитификат кошерности.

Planeta Organica — натуральная косметика от известного российского производителя. Секреты красоты со всего мира, помноженные на знания технологов, составляют содержимое каждой баночки с логотипом Planeta Organica.

В производстве косметических средств используются только натуральные ингредиенты. Например, организованы поставки более 40 различных видов масел от иностранных фермеров для Planeta Organica. Кроме того, работники компании лично отвечают за качество исходных ингредиентов и готовой косметики. Ведь команда Planeta Organica посещает зарубежные плантации и фабрики по производству косметических ингредиентов, проверяя качество каждого из них.

Наличие знака кашрута на упаковках обязательно!

Подробная информация представлена на странице компании ООО «ПЛАНЕТА ОРГАНИКА».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх