Помост

Вопросы веры

Кощунство что такое

Кто такие кощуны и что такое кощунство? Валерий Ал

Кто такие кощуны и что такое кощунство? Валерий Аллин
Всё чаще вижу и в интернете и слышу на улице использование понятие кощун, кощунство в негативном понимании. Но это совсем не так. И возникает такое ощущение, что никто не интересуется ни историей своего рода, ни историей своей родины. Всем интересна только карьера и собственный кошелёк.
Я постараюсь объяснить что такое на самом деле кощунство и кто такие кощуны. Важным разделом деятельности волхов-волшебников было создание и передачи по наследству многообразного обрядного фольклора. Его истоки шли из далеких глубин первобытности и благодаря бережному сохранению традиций отголоски словесного творчества дошли в глухих углах России до XIX в., до встречи с исследователями этнографами. Переводы с греческого позволяют нам определить, как переводились на русский язык некоторые слова, например «кощюны», «басни».
Кощуны и басни — близкие понятия, но не тождественные: «Инии гудуть (играют на смычковых инструментах), инии бають ему и кощюнять». Баять, рассказывают басни, очевидно, относится к разным видам устной словесности, и это действие подвергается значительно меньшим нападкам церковников, чем кощуны, от которых произведено и наше современное слово кощунствовать, надругаться над святыней. В баснях, очевидно, большое светство, может быть, бытового (но не эпического), а в кощунах больше язычество, мифологического, того, что казалось особенно кощунственным и отцам церкви IV -VII вв. и русскому духовенству XI — XIV вв.
Кощуны семантически связывались с волхвами и волшебником: «Ни черов внемли, ни кощюньных вълшеб».
Кощуны-мифы четко противопоставляются правдивым эпико-историческим повествованиям. Церковные писатели того времени считали, что следует «в кощюн место преславных делес повести сказывати», т.е. предпочитали эпос мифам. Существовали специальные «баяны» и сказатели мифов — «кощюнники», к которым народ стекался, не смотря на запрещения:
«Да начнеши мощи кощюнником въспрещати — видиши многы събирающеся к кощюньникомь».
В какой то мере кощуны связаны с погребальным обрядом:
«Мнозии убо тщеславия ради плачют (о покойнике) а отшедше кощюняють и упиваются».
Кощуны-мифы четко противопоставляются правдивым эпико-историческим повествованиям. Церковные писатели того времени считали, что следует «в кощюн место преславных делес повести сказывати», т.е. предпочитали эпос мифам. Существовали специальные «баяны» и сказатели мифов — «кощюнники», к которым народ стекался, не смотря на запрещения:
«Да начнеши мощи кощюнником въспрещати — видиши многы събирающеся к кощюньникомь».
В какой то мере кощуны связаны с погребальным обрядом:
«Мнозии убо тщеславия ради плачют (о покойнике) а отшедше кощюняють и упиваются».
Из этой фразы видно, что кощуны исполнялись во время поминок по умершему. Причем исполнялись они «тщеславия ради», т.е. особо торжественным поминательным пирогом считался тот, на котором пелись какие-то мифологические сказания.
При определении первоначальной этимологии слова «кощуна», очевидно, следует принять допущение двойственной основы его; первая половина (кош-) прямо сказана с понятием судьбы, жребия, а вторая — более многообразным набором значений.
Русские переводчики XI — XII вв. устойчиво переводили греческое слово «кощюны», объединяя в нем понятия судьбы и доброго начала. Исполнялись мифы-кощуны старцами: «старьчьскыи баси», «старьча кощуны». «Кощюнословие» иногда объединяется в одной фразе с «кобением», очевидно, исполнение сказаний могло сопровождаться теми или иными ритуальными жестами и телодвижениями.
В «Материалах» Срезневского (включающих и переводные произведения, по которым мы можем точнее представить себе значение русских слов) с фольклором связаны следующие термины:
Баян, обаятель (incantator) — «производящий или поющий заклинания».
Съказ, съказание.
Кощюна — миф.
Кощюнословие — рассказывание мифов.
Кощюнить — колдовать, рассказывать.
Кощюньник — волшебник, сказатель кощун.
Кощунство (позднее) — надругательство над христианской святыней.
К этому материалу следует добавить:
Кощьное — «сиречь тьма кромешная», «преисподняя»
Кощей, Кощуй Бессмертный, Корчун — сказочный персонаж.
Ключом для проникновения в полузабытый мир древнеславянской мифологии может послужить широко распространенный и устойчивый образ Кощея Бессмертного, в самом имени которого содержится указание на мифологическую архаику «кощун» и на связь с инфернальной сущностью «кощьного», потустороннего царства. Восточнославянская волшебно-фантастическая сказка долгое время именовалась исследователями мифологической, пока известной украинский этнограф Н. Ф. Сумцов не высказал серьезных сомнений в возможности научного познания славянской мифологии: «Границы мифологии висят в воздухе; ничего прочного и устойчивого здесь никогда не было и ныне, при современном состоянии фольклора мифология не имеет определенного содержания».
Однако, по мере дальнейшего изучения фольклора, выясняется, что измельчавшими потомками древних мифов действительно являются сказки и именно волшебные (мифологические) сказки: «Происхождение сказки из мифа не вызывает сомнения». А в дальнейшем в связи с ростом племенных дружин и военных столкновений в мифологические повествования вплетается все в большей степени героический эпос.
Таким образом, восточнославянская волшебно-богатырская сказка является хранительницей перемешанных между собой отголосков архаических мифов и фрагментов богатырского эпоса, рождавшегося ещё в I тысячелетие до н.э.
«Начало волшебное заключает так называемые пережиточные моменты и прежде всего религиозно-мифологические воззрения первобытного человека… Сказка полна мотивов, содержащих в себе веру в существование «потустороннего мира» и возможность возвращения оттуда…».
«Враждебное человеку пространство — «иное» царство, морское царство, царство Змея, Кощея, Яги… Проникая в этот мир, разрушая его, герой утверждает единый мир человеческой справедливости и гуманизма».

кощунство

В Википедии есть страница «кощунство».

Русский

В Викиданных есть лексема кощунство (L120418).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. кощу́нство кощу́нства
Р. кощу́нства кощу́нств
Д. кощу́нству кощу́нствам
В. кощу́нство кощу́нства
Тв. кощу́нством кощу́нствами
Пр. кощу́нстве кощу́нствах

ко-щу́н-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -кощун-; суффикс: -ств; окончание: -о.

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. оскорбление религиозной святыни ◆ Он не участвовал в ночных оргиях с товарищами, которые, несмотря на строжайший присмотр, завели на стороне любовницу ― одну на восемь человек, ― ни также в других шалостях, доходивших до кощунства и насмешек над самою религиею из-за того только, что директор требовал частого хожденья в церковь и попался плохой священник. Н. В. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Но главное в том, что кроме кражи совершено было бессмысленное, глумительное кощунство: за разбитым стеклом иконы нашли, говорят, утром живую мышь. Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1872 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Шаман в это время продолжал бить в бубен; губы его двигались, шепча молитвы или заклинания, но из них не вылетало ни одного звука ― говорить громко на берегу священного озера считалось кощунством. В. А. Обручев, «Земля Санникова», 1924 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. оскорбительное отношение к тому, что глубоко чтится, глумление над тем, что дорого, свято для кого-либо ◆ Раньше в нем слитно жили века, кузнец ковал железо в театре Марцелла и забивал гвоздь в вековой камень, не догадываясь о своем кощунстве; кошки плодились на Форуме Траяна, прохожий шагал по земле, наросшей на остатках храма. М. А. Осоргин, «Времена», 1942 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Я вскипел, обиделся, это показалось мне кощунством, и не только в таком сочетании слов, но вообще кощунство называть кого бы то ни было Ильичем кроме единственного человека на земле! А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛаг», 1958-1973 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Мейерхольд раздвинул рамки «Ревизора». В этом ли кощунство? Ведь различные театральные инсценировки романов Толстого или Достоевского считаются благородным делом, хотя они сужают рамки произведений… И. Г. Эренбург, «Люди, годы, жизнь», Книга 2, 1960-1965 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. надругательство, святотатство

Антонимы

Гиперонимы

  1. зло

Гипонимы

  1. богохульство (богохульничание, богохульничанье)

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: кощун, кощунья, кощунственность
  • прилагательные: кощунственный, кощунский
  • глаголы: кощунствовать
  • наречия: кощунственно

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Квест

      Кощунство и святотатство

      Локация: Священные равнины
      Начало: Вар Белланарис
      Конец: Вар Белланарис
      Награда: 256 ХР
      Появление: Dragon Age: Инквизиция

      Кощунство и святотатство (англ. The Spoils of Desecration) — побочный квест в «Dragon Age: Инквизиция».

      Получение

      Квест начнется, если в могильнике Вар Белланарис на Священной равнине (в процессе прохождения квеста «Из загробного мира» или же оказавшись там в процессе странствий) разрушить могильную плиту и обнаружить под ней часть древнего ключа. Также он начинается, если попытаться открыть дверь в центральную крипту и обнаружить, что она заперта.

      Прохождение

      Для выполнения квеста соберите все три части ключа, разрушая могильные плиты, после чего зайдите в центральную крипту — грот Унадина, расположенный в самой южной части локации. Обратите внимание, что разрушение каждой плиты провоцирует нападение привидений, малых ужасов или призраков.

      Награда

      • 256 ХР
      • 160 Влияние

      Интересные факты

      • Если разрушить хотя бы одну могильную плиту до разговора с хранителем Хавеном и сдачи квеста Из загробного мира, после возвращения в лагерь долийцев Инквизитор потеряет одно очко расположения, необходимое для завершения квеста Долийское снисхождение;
      • Проникновение в центральную крипту отнимает еще одно очко расположения;
      • Чтобы сохранить хорошие отношения с долийцами, сдайте квест хранителю Хавену, после чего можете вернуться в Вар Белланарис и разграбить его — долийцы никак на это не отреагируют.
      • Этот квест обязателен к выполнению, если желаете собрать всю мозаику «Вторжение».

      Баги

      • Можно проникнуть в крипту и не разрушая могильные плиты: для этого оседлайте ездовое животное, после чего заставьте его встать боком к дверям и спешьтесь. Может занять две-три попытки, но в конце концов вы все же окажетесь внутри. Тем не менее, при таком способе демоны после сбора сокровищ крипты не появятся, что уменьшает получаемый опыт и снижает количество добычи. Для выхода из крипты используйте быстрое перемещение.

      Кощунство и святотатство

      Однажды юный дзюдоист
      пришел на тренировку
      и синий пояс,как артист,
      себе надел он ловко.
      но белый пояс был его
      пока что лишь заслугой
      стоит сенсей, глядит: чего-о-о-о?
      и смотрят друг на друга.
      да как ты смел?! какой скандал!
      какое святотатство!
      ты осквернил дзю-до,весь зал,
      и здесь все наше братство!
      тебе позор! подвел ты всех!
      ужасное кощунство!
      а на устах мальчишек смех,
      у юмора есть чувство.
      а тренер ту не мелочась,
      при всех воскликнул сразу:
      хотел, как князь, а сел ты в грязь!
      и осквернил всю базу!
      ты покусился на канон
      борцовского искусства.
      а, ну, пошел отсюда вон!
      приди-ка дома в чувство!
      и подарил юнцу сосед
      бывалый пояс брата.
      и тем избавил он от бед,
      нападок психопата.
      увы, не знал юнец тогда,
      что тренер к славе бешен.
      он черный пояс в те года
      купил-и тем был грешен!
      ну в общем, тренер сам хорош-
      в пушку такое рыльце.
      но вот дирекция дебош
      устроить не решится!
      и через годы осознав,
      весь замысел сенсея,
      подросток думал: он не прав!
      пусть жнет он то, что сеет!
      увы, не знал тогда юнец
      в дзю-до он новобранец,
      что тренер у него-подлец!
      и сам был самозванец!!!

      Негативное, идущее вразрез с моралью явление называется кощунством. Его синоним — «надругательство». Обычно кощунством именуют негативное отношение к чувствам других, их вероисповеданию или реликвии. Данный вид осквернения наблюдается в религиозной и повседневной жизни.

      Что такое кощунство

      Это неуважение к:

  1. Храму или реликвии.
  2. Конкретному человеку (священнослужителю или верующему).

Причинение вреда, унижение достоинства, памяти о ком-то считается кощунством.

Когда совершенное преступление носит словесный характер, его называют кощунством, а когда физический — осквернением.

Термин вошел в обиход с тех пор, как начались грабежи усыпальниц. Позже этим считалось даже словесное оскорбление канонов религии.

В большинстве же древних верований есть аналогичное понятие: там оно часто рассматривается как то, что к священным объектам следует относиться с благоговением.

Этимология слова

Сразу несколько языков предлагают нам варианты происхождения слова:

  1. В старославянском языке кощуна обозначала «запретный грех, насмешка».
  2. В болгарском — кощу́н или кощу́ня значит «хитрю, интригую, насмехаюсь».
  3. По-татарски — «костан» — корыстный человек.

Значение понятия

Понятие, о котором идет речь, достаточно многогранно. У разных народов имеются свои понятия о ценностях и этических нормах. То, что для одних является святотатственным действием, для других не означает ничего кощунственного. Ведь до сих пор существуют племена каннибалов, чьи религиозные воззрения разительно отличаются от принятых, например, у православных христиан.

Кощунство и святотатство: об общих и отличительных чертах

Чтобы разобраться в том, что значит святотатство, следует обратиться к слову «татьба» — «воровство». Изначально оно считалось преступлением из корыстных побуждений, посягательством на собственность церкви. «Свято-татство» значит «кража святыни».

Сегодня термин почти стал синонимом богохульства.

Однако раньше эти понятия градировались: «церковная татьба» долго считалась обычным корыстным преступлением. Только с 1662 года оно стало рассматриваться и как выступление против религии.

Кощунство же по «Уложению о наказаниях» трактовалось как насмешки над церковными обрядами.

Кто такой кощунник

Значение термина «кощунник» связано с языческим толкованием слова «кощюна», которое означало миф, сказание, легенду.

Кощюна-миф тесно связывался с колдовством, волхованием и загробным «кощьным» миром.

Вспомним образ Кощея Бессмертного, само имя которого указывает на потусторонний мир.

Поскольку кощьный мир являлся обителью языческих богов, то после крещения Руси все связанное с ним приобрело негативный оттенок и кащюнов-сказителей причислили к святотатцам.

Отсюда и определение, данное в толковом словаре Даля:

«…кощунство противоположно изуверству, но еще хуже его.»

В.И Даль

Так, постепенно кощунниками стали звать осквернителей святынь, религиозных учений, насмешников над чувствами верующих.

Библейское значение

Рассуждая о том, кто такой кощунник в Библии, можно опираться на Ветхий и Новый Заветы, где кощунник — насмешник, ругатель, осквернитель.

Например, Бог карает тех, кто пытается заглянуть в Ковчег Завета или без веского повода прикоснуться к этой святыне.

Библия считает кощунником того, кто пренебрежительно относится к предмету поклонения другого человека. Того, кто распространяет клевету, издевается и насмехается над церковными обрядами.

Современное понятие

Сегодня, аналоги рассматриваемого понятия — надругательство, глумление, осквернение, оскорбление и святотатство.

В наши дни кощунством является:

  • непочтительное отношение к религиозным ритуалам;
  • надругательство над реликвиями;
  • посягательство на личность священнослужителя;
  • похищение святыни или торговля религиозными ценностями с целью личного обогащения.

Классический же пример святотатства, не имеющего отношение к религии, — вандализм в отношении памятников воинской доблести.

Проявление кощунства в религии

В христианском Риме кощунством считались еретические речи, действия, направленные на раскол церкви и преступления против власти, — например, неуплата налогов.

В средневековье понятие означало нанесение повреждений культовым объектам.

В наши дни богохульством и кощунством является:

  • осквернение культовых сооружений;
  • вандализм в отношении религиозных святынь;
  • непристойное поведение в храме;
  • оскорбление личности.

Личностным оскорблением считается любое ущемление прав отправителей культа, святотатство над служителем церкви, надругательство как над его мировоззрением, так и над личностью.

Это может быть сделано двумя способами:

  1. Оскорбление действием священнослужителя или религиозного деятеля.
  2. Нарушением установленных церковью канонов почитания священнослужителя.

Наказания за кощунственное поведение

В современной России наказание за данный вид преступления прописано в статье 148 Уголовного кодекса. Под действие статьи попадают те, кто унижает человеческое достоинство по признаку принадлежности к религиозному сообществу.

Наказания за святотатственное поведение практикуются во многих странах. Наиболее жесткие санкции предусматриваются законами исламских государств.

В ряде других странах также карают за святотатственные действия:

  1. Греческая православная церковь имеет статус государственной, и там есть несколько статей, предусматривающих наказание за кощунственные высказывания или действия.
  2. В Италии с 1999 года богохульство было переквалифицировано из уголовного преступления в административный проступок.
  3. В США нет общего федерального закона для стремящихся кощунствовать, но есть нормативные акты в отдельных штатах. Касаются они норм поведения на религиозных собраниях.

Видео о кощунстве

В этом видео протоиерей Андрей Ткачев рассуждает о любви к церкви и кощунственных действиях.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх