Помост

Вопросы веры

Крест святой нино

Кахетия — прекрасный край

Продолжаем знакомcтво со святынями древней и вечно юной Грузии, которые не перестают поражать воображение.
На этот раз мы побывали в ее восточной части, Кахетии, где в непосредственной близости от от города Сигнахи, в живописной местности у подножия Кавказского хребта расположен Бодбийский монастырь – обитель, где покоится святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Именно это место святая избрала себе последним пристанищем.

Алазанская долина

Все здесь прекрасно и величественно. Уже в непосредственной близости от монастыря открывается радующий глаз вид на плодородную Алазанскую долину, окруженную заснеженными вершинами уходящих в строгое небо Кавказских гор

Вдали -Алазанская долина

Затем появляется стройная колокольня, утопающая в зелени деревьев. Здесь все дышит благодатью и святостью. Монастырь очень древний.
Согласно летописным свидетельствам, он был основан непосредственно после заверщения земной жизни св. Нины, в первой половине IV века. Такова, очевидно, была воля святой.
Обращенный Ниной в христианство грузинский царь Мириан хотел перенести тело великой просветительницы в столицу — Мцхету, но две сотни людей не смогли сдвинуть останки с места. Могила святой Нины стала особо почитаемым местом, над ней был построен храм — величественная базилика.
Обратимся к житию святой равноапостольной Нины, которое само по себе чудесно и поучительно.

Как известно, святая Нина была родом из Каппадокии, из знатной и благочестивой семьи. Ее отец, Завулон, полководец Римского императора Максимиана, обративший в христианство десять Галльских княжеств, был женат на сестре Иерусалимского Патриарха -Сосанне. Их единственной дочерью и была св. Нина.

Св. Нине исполнилось 12 лет, когда семья покинула родину и направилась в Иерусалим. Раздав все имущество нищим, Завулон уединился в Иорданской пустыне, Сосанна ухаживала за немощными. Нину же дядя – Иерусалимский Патриарх – отдал на воспитание благочестивой христианке Сарре из Вифлеема – прислужнице Гроба Господня.

В 14 лет св. Нине явилась Пресвятая Богородица и возвестила ей о ее высоком предназначении – проповедовать Истинную Веру в земном жребии самой Девы Марии – в Иверии (Грузии). Благословив на апостольский подвиг, в знак Божьего Благоволения, Пресвятая Богородица вручила ей крест из виноградной лозы, которую Нина обвила своими волосами (Крест св. Нины в настоящее время хранится в Тбилиси, в Сионском кафедральном соборе).
В Грузии св. Нина многими трудами совершала свое служение. Ее молитвами исцелилась от тяжелой болезни и уверовала в Истинного Бога царица Нана, а вслед за ней и сам царь Мириан. Вскоре весь народ принял крещение в водах реки Арагви во Мцхета (в древней столице Грузии).


Свершив свой подвиг, св. Нина преставилась в селе Бодбе и Божьим Промыслом там же была погребена. Св. равноапостольный царь Мириан, желая почтить Просветительницу Грузии, вознамерился перенести мощи Святой во Мцхета, в храм Светицховели, где находится Хитон Господень, но двести человек не смогли сдвинуть с места её малое ложе. 30 дней оплакивали царь и весь народ свою просветительницу. Вскоре св. царь Мириан соорудил храм над могилой Угодницы Божьей. А перед кончиной завещал супруге: «Ты, Нана, если Бог даст, после моей смерти раздели царскую казну на две части и одну пожертвуй на могилу св. Нины, дабы во веки веков непоколебимым было место сие».

С той поры Бодбийский монастырь – свидетель многих интереснейших исторических событий.
В V веке св. благоверный царь Вахтанг Горгасали расширил и украсил храм-усыпальницу. Форму же трехнефной базилики храм приобрел в VIII-IX вв.
В XII в. царь Дмитрий I, сын св. благоверного царя Давида Строителя, заново обустроил и украсил усыпальницу св. Нины.
Мест погребения Просветительницы Грузии была настолько почитаемо, что даже татаро-монголы, разорившие всю страну, не посмели осквернить святыюю, хотя и причинили немалый вред храму.

В средние века Бодбийский собор стал местом коронования Кахетинских царей. Знаменательно, что на коронации Теймураза I (1589-1663) прису-тствовал сам Персидский шах Аббас I, хотя это не помешало ему через несколько лет разорить обитель. В последствии над восстановлением храма много потрудился сам Теймураз I.
Со второй половины XVII в. в Бодбе функционировала духовная семинария, а с XVIII в. здесь был мужской монастырь с довольно многочисленной братией.
В первой половине XIX в. Бодбийскую епархию возглавлял выдающийся духовный пастырь митрополит Иоанн (в миру князь Макашвили). При нем в 1823 году был отреставрирован и заново расписан храм, установлен новый иконостас (существующий и по ныне).

Позднее под руководством архимандрита Николоза Микеладзе была построена трехэтажная колокольня. Но в целом в XIX в. из-за упразднения в 1811 г. автокефалии Грузинской Апостольской Церкви, Бодбийский монастырь переживал много трудностей. В это тяжелое для монастыря время на благо обители много потрудился признанный агиограф и иконописец Михаил Сабинин. Его неутомимой деятельностью была подготовлена почва для основания здесь женского монастыря.
В конце того же века могилу св. Нины в Бодбе посетил Российский Император Александр III и по его указу здесь был открыт женский монастырь. Первыми насельницами вновь открывшегося монастыря стали 12 сестер из разных обителей России.

В 1902-1906 г.г. настоятельницей монастыря была игумения Ювена-лия II (в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, в схиме матушка Фамарь, сестра известного грузинского режиссёра Котэ Марджанишвили), которая в последствии прославилась своей деятельностью в России.
В начале XX века число сестер достигало 300. В первый же год существования обители в ней была открыта одноклассная школа, которая вскоре была преобразована в двухклассную, а затем во второклассную; когда в Бодбийском училище был введен педагогический курс, оно стало выпускать учительниц для начальных школ.
В 1906 г. по указу Императора Николая II обители было присвоено звание первоклассного монастыря.

Со слов сэра Оливера Уордропа, посетившего обитель в 1919 году, после восстановления автокефалии Грузинской Церкви (1918 г.), можно представить, каким был монастырь в начале XX века. Он восхищенно писал об этом визите своей жене:

«Когда мы приблизились к монастырю, появилась триумфальная арка (из листвы и цветов). Нас приняла настоятельница (княжна Вачнадзе). Сестры монастыря были все в черных облачениях, с высоко приподнятыми головными уборами, девочки монастырской школы (все в белых платьях)… Священник пригласил меня в небольшую церквушку, построенную впервые еще в IV веке и провел небольшую службу, молясь за раба божьего Оливера, монахини же тем временем пели. Затем настоятельница показала мне покои, где живут девочки: классную, трапезную, кухню, а также комнаты, где выполнялись ручной работы ковры, вышивка, церковные ризы и иконы. Мы видели там же большой сад при монастыре и с огромными букетами цветов, которые нам подарили девочки, сопровождаемые рукоплесканиями и криками восторгов провожающих, продолжили свой путь в Сигнахи.» (Интересно, что это письмо было передано нынешней настоятельнице монастыря, игумений Феодоре, дочерью Оливера Уордропа. Она носит имя просветительницы Грузии, живет в Англии и подобно отцу своему любит Грузию. Она живо интересуется обителью своей небесной покровительницы, о чем свидетельствует ее переписка с сестрами Бодбийского монастыря).
В 1924 году большевики закрыли монастырь. Последней настоятельницей была игумения Нина (в миру княжна Елена Вачнадзе). Подвижница, воспитанница Бодбийского училища, она с юности приобщилась к монашеской жизни и до последних дней оберегала родную обитель. Большевики неоднократно угрожали её жизни, но она чудом уцелела покрываемая своей небесной покровительницей, хотя была вынуждена оставить Бодбе. Всю оставшуюся жизнь она провела в Тбилиси при храме Анчисхати. После её кончины по её же завещанию мощи последней настоятельницы были перенесены в родную обитель.
Разоренный коммунистами, древнейший Бодбийский монастырь в наши дни обрёл новую жизнь. С 1991 года началось возрождение святыни.

В настоящее время в монастыре подвизается около 30 сестёр. Насель-ницы в основном молодые. Под руководством настоятельницы сестры не покладая рук трудятся и заботятся об устройстве и благолепии обители.
Монастырь, хотя и медленно, но всё же обретает свой прежний облик, благоустраивается и расширяется. Украшена гробница св. Нины, восстанавливаются полуразрушенные здания, над источником св. Нины сооружена купель и церквушка в честь родителей Святой – свв. Завулона и Сосанны. У монастыря обширное подсобное хозяйство, действуют иконописная и золотошвейная мастерские. Для многочисленных паломников открыта трапезная “Пилигрим”. Сестры также занимаются традиционной для Грузинских монастырей литературной деятельностью: на основании древнейших рукописей готовят к изданию богослужебные книги. И самое главное на могиле равноапостольной св. Нины ежедневно совершается богослужение за мир и благоденствие Грузии и всего Православного мира.
Могила св. Нины и по сей день источает духовное и телесное исцеление, а её обитель старается дать жаждущим возможность приобщиться к этому роднику духовности.

Открывая древнюю Иверию: Святая Нина

Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Андрей Сафонов, Николай Медин, Евгений Горин, Анастасия Коренькова, Ольга Кан
Открывая древнюю Иверию: Святая Нина
Хитон Господень. Светицховели
В Храме Гроба Господня в Иерусалиме есть придел Разделения риз. Зимой, когда мы там оказались, то услышали историю, которая на меня произвела впечатление. Это предание, согласно которому бесшовный Хитон Иисуса Христа после Его распятия был продан. А купил его (и, надо полагать, за немалые деньги) главный раввин живших в Грузии евреев Элиоз. И привез на Кавказ, где подарил своей сестре Сидонии: считается, что иверская община иудеев не была враждебна по отношению к Спасителю, и местные евреи хотели оставить на память что-нибудь о необычном Пророке из Назарета, как, наверное, они Его воспринимали.
Итак, нешвенный Хитон был доставлен в древнюю Мцхету – тогдашнюю столицу Иверии. Но произошло неожиданное: получив драгоценный подарок, Сидония умерла, так и не выпустив его из рук. Ее последние слова были исповеданием Иисуса как Спасителя и предречением: Хитон – свидетельство тому, что Господь просветит эти места и не оставит их Своей милостью. Девушку пришлось хоронить вместе с реликвией: никто не смог вырвать священную одежду у нее из рук. Через некоторое время на могиле вырос могучий кедр.

Мцхета. Место, где сливаются Арагви и Кура
Услышав эту историю, я была очень удивлена. Оказывается, грузинская земля вобрала в себя такую святыню! Захотелось побывать на том месте. Видимо, подобное впечатление рассказ о Хитоне произвел примерно в 300-м году и на святую равноапостольную Нину, тогда еще молодую, жившую в Иерусалиме, девушку. Она решила разыскать реликвию, и с этого момента начинается великая история не только одной паломницы, но и целого народа, в корне изменившего свою судьбу.
Если мы откроем житие Нины, то там прочтем, что она была родом из Каппадокии (территория современной Турции). Получается, что святая – землячка, и, можно сказать, современница великих Отцов Церкви: Григория Богослова, Василия Великого и Григория Нисского. Предание гласит, что двоюродным братом Нины был не кто иной, как великомученик Георгий Победоносец. Впрочем, кто была Нина по национальности, вопрос. Мне встречалась в литературе точка зрения, что девушка происходила из среды грузин, живших в Каппадокии – а иначе как бы она проповедовала в Грузии без знания языка? Версия вполне правдоподобна.

В руках святой – особый, не похожий на другие, грузинский крест. Его концы опущены вниз. Это связано с тем, что он состоит из двух виноградных веток, переплетенных волосами Нины
Впрочем, росла будущая просветительница Грузии, как я уже упомянула, в Иерусалиме. И приходилась, между прочим, родственницей Иерусалимскому патриарху – по матери. Он-то и благословил свою племянницу на паломнический и проповеднический подвиг, который и на самом деле настоящий подвиг, если только себе представить: одинокая девушка, не обладающая ни особой физической силой, ни деньгами, идет куда-то на север, где живут языческие народы, приносящие жертвы своим идолам. Но, наверное, что-то сказала Нине такое важное явившаяся к ней Матерь Божия, что укрепляло и поддерживало молодую христианку, несмотря ни на что. А крест из виноградных лоз, переплетенных косой Нины, не давал забыть о том разговоре.
Мечта отважной девушки сбылась. Она нашла место, где хранился под спудом Хитон Господень – ориентиром стал величественный кедр, о котором не забывала народная молва. По совету святой Нины грузинский царь Мириан решил построить на этом месте деревянный храм. Семь колонн для него вырубили из того самого кедра. Шесть столпов поставили на место, а седьмой никак не поддавался, повиснув в воздухе. И только после молитвы святой Нины, которая продолжалась всю ночь, столп встал на свое место и замироточил. Этим миром, помазываясь, люди исцелялись от различных недугов. А храм так и стали называть – Светицховели, то есть «Животворящий Столп» в переводе с грузинского. Это самое святое место в Грузии, место ее Крещения в 326 году.

На фоне низких построек древней Мцхеты выделяется ее символ – кафедральный собор Светицховели
Нынешний величественный комплекс, конечно, был построен намного позже, чем тот деревянный храм, но все же является одним из древнейших в стране. Это 11-й век.

Собор вблизи

Внутри этого необычного храма

В Грузии, конечно, ошеломляет обилие хорошо сохранившихся древних росписей в храмах. Для ценителей храмовой живописи – сущий рай. А аскетам нравится сдержанное убранство грузинских храмов. Позолоту и роскошь вряд ли вы здесь найдете
Ну а самой главной святыней собора является один из столпов, под которым, по преданию, и захоронен нешвенный Хитон Господень. Тысячи паломников приезжают сюда, чтобы помолиться здесь, в этом святом месте. Благоговейно замерли у столба и мы.

Животворящий столп. Под ним, по преданию, и находится величайшая святыня – бесшовный Хитон Господень

Столп еще и очень красив. Ему стоит уделить время, чтобы еще и рассмотреть
Но, кроме личных молитв, мы вознесли и общую соборную молитву – об Украине. В то утро, перед отъездом в Мцхету, мы узнали о страшных событиях, которые произошли в Одессе. Потрясенные новостями, мы молились об упокоении душ усопших и о мире на Украине. В составе группы были наши друзья из Киева, а, кроме того, многие участники поездки сами родом с Украины, там остаются родители, братья и сестры… Один из моих спутников с горечью рассказывал о разрыве отношений с родней из-за политики. Слушать такие вещи всегда очень горько. Наши страны связаны кровными узами, и, конечно, все то, что происходило и происходит, – наша общая боль.
Наша молитва о мире на Украине, по сути, вступившей в гражданскую войну
Вообще, конечно, события на Украине придали этой поездке привкус горечи. Пакуя чемоданы и настраиваясь на Пасхальную радость в поездке по майской Грузии, мы совсем не подозревали, что скоро будем петь «Вечную память», поминая совсем еще молодых людей, погибших в Доме профсоюзов… Но завершали слова панихиды троекратным «Христос Воскресе!». Все же Пасха, всех воскрешающая…
Еще одна святыня собора, крест. Слева от него – святая равноапостольная Нина, справа – святой царь Мириан. В кресте находятся частицы Креста Господня
Этот же крест в приближении
Самтавро
Но вернемся к святой равноапостольной Нине, или Нино (с ударением на второй слог), как ее называют в Грузии. Крещение в Мцхете и закладка храма – уже кульминация ее служения в Иверии. А ведь сначала были годы проповеди – казалось, зачастую совсем безрезультатной. И тот же царь Мириан был сначала одним из самых главных врагов христианки Нины. На языческого правителя не действовали не то, что слова – он не поверил даже тогда, когда по молитве «чародейки» исцелилась от тяжелого заболевания и уверовала его собственная жена, царица Нана. Последнее, напротив, так взбесило Мириана, что он решил сжечь чужестранку на костре. Но в его замысел прямо вмешался Господь – так же, как ранее в судьбу апостола Павла. По пути к Нине его и спутников окружила тьма. Царь перестал что-либо видеть. Многие погибли. Через три дня блуждания в темноте правитель Иверии взмолился «Богу Нины», обещая исповедать Его, если этот кошмар закончится.
Икона Нино в Самтавро. Здесь можно молиться не только в храме – каждый куст напоминает о великой обитательнице этого места
Царь оказался человеком последовательным, и, как повествует нам житие святой Нины, вернулся в Мцхету другим человеком. Он отправил послов к своим знаменитым современникам – святым императору Константину и матери его Елене – с просьбой прислать священников для Крещения его народа. И за шесть веков до того, как народ Руси крестился в Днепре, народ Грузии крестился на Куре, там, где она сливается с Арагви. Был, как я уже упоминала ранее, 326 (или 327) год.
Не только грузинский крест отличается своим начертанием – иконы Иверии тоже несут на себе национальное своеобразие и иногда кажутся очень непривычными для русского человека
Кстати, жила святая Нина не так далеко от Светицховели. Приютом ей служили далеко не царские палаты и даже не лачуги ее друзей-бедняков, а… куст ежевики. Он был ей и домом, и местом проповеди, и даже «лазаретом», где она лечила людей. Сейчас этот куст, который можно сравнить разве что с Неопалимой Купиной (его не могли ни сжечь, ни вырубить богоборцы – он вырастал вновь), находится на территории женского монастыря Самтавро. Он отмечен крестом и тоже является местом паломничества.
Часовня и тот самый ежевичный куст

В самом храме – множество святынь. Среди них – могилы святых царей-крестителей Мириана и Наны, чудотворная икона святой Нины. А еще – мощи причисленного в 2012 году к лику святых архимандрита Гавриила (Ургебадзе). Свои последние годы он провел здесь, в Самтавро, «воспитывая» здешних матушек и, как они сами признаются, научая их любить людей. Свидетельствую: эти уроки не прошли даром. Насельницы Самтавро принимали нас с такой любовью и радостью! Пока мы под руководством нашего протодиакона отца Сергия пели величание святому Гавриилу, они, улыбаясь и удивляясь силе голоса нашего батюшки, снимали происходящее на мобильные телефоны. Принимая в дар небольшие гостинцы из Петербурга, преподнесли подарки и нам – масло, освященное на мощах святого старца, и землю, а также по небольшой иконке каждому.
Молитва у святых мощей архимандрита Гавриила
Конечно, отец Гавриил заслуживает особого рассказа. Тем, кто не видел, советую посмотреть документальный фильм «Старцы», одна из частей которого посвящена ему. Именно после просмотра этого фильма пару лет назад я «открыла» для себя «Мама Габриэли», как его называют грузины, и с тех пор почитаю его так же, как и знаменитых современников старца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и протоиерея Николая Гурьянова.
Бодбе
Как говорят историки, после Крещения грузинского народа в Мцхете Нино проповедовала еще около 10 лет. Правда, она покинула столицу и отправилась на восток – туда, где жили язычники-горцы, еще не слышавшие весть о Христе. В знаменитой своими винами Кахетии Нино и поселилась. Там же и почила, завещав похоронить себя именно здесь. Когда ее святые мощи попытались перенести в Мцхету, гроб словно прирос к земле – несколько человек его не могли поднять. Это истолковали как волю Нино навсегда остаться на земле Кахетии.
Кахетия. В эти прекрасные края, где растет виноград, и пришла на закате своей земной жизни святая Нина
Вид на Алазанскую долину (название, которое, я уверена, многое говорит ценителю грузинских вин)
Сейчас место захоронения святой равноапостольной Нины – самая главная святыня женского монастыря Бодбе.
Монастырь Бодбе
Кафедральный собор, освященный в честь святой Нины. Базилика построена в 850 году на месте более древнего храма, который не сохранился
С большим трепетом молились на могиле Нины и мы, без сомнения, чувствуя благодать этого места. Молились за всех знакомых Нин, молились за мир в Грузии и дружбу между нашими странами… Особой, конечно, была эта встреча для нашей дорогой прихожанки Ниночки. Если кого-то смущали те или иные искушения, неизбежно возникающие в паломнической поездке, то только не ее – нашу веселую и жизнерадостную спутницу.
Наша Нина
Внутри кафедрального собора, освященного, конечно же, в честь просветительницы Грузии
Нетленное тело святой Нины хранится под спудом
Мы прикладываемся к гробнице…
… и поем величание…
… а потом спускаемся с горы (ох, и нелегкий был этот путь, но зато стал закалкой — в этой поездке нам не раз приходилось «брать свои высоты»)…
… чтобы подойти к святому источнику Нины. Выпить холодной воды и совершить омовение (Кстати, обратите внимание на наше новшество – футболки, обозначающие нашу принадлежность к Свято-Троицкому Измайловскому собору. В первый день паломничества мы все надели их и, между прочим, у источника по ним нас узнал грузин, когда-то бывавший в Петербурге и заходивший в наш храм.)
В ожидании омовения…
… и после него
Сиони
Завершить рассказ о местах, связанных со святой равноапостольной Ниной, я хочу вот чем: в самом центре Тбилиси стоит храм, который на протяжении многих даже не лет, а веков, был главным собором грузинской столицы. Это Сиони. До постройки нового кафедрального храма Троицы именно Сиони, названный в честь Сионской горы и освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы, был кафедрой католикоса-патриарха.
Внутренне убранство собора Сиони
Главная реликвия Сиони находится слева от Царских врат, в серебряном киоте. Это крест святой Нины. Тот самый, из виноградных лоз, который, по преданию, вручила юной проповеднице Пресвятая Богородица. Скептики, наверное, удивятся: как мог деревянный крест сохраниться спустя 18 столетий? Впрочем, подобный вопрос можно задать относительно и многих других христианских святынь. Для нас же важно не столько это, сколько то, что хранящийся в Сиони крест грузины во все времена берегли как зеницу ока. Разные страницы были в истории Иверии: то разгул не сдававшегося язычества, то нашествия персов. И каждый раз враги мечтали уничтожить именно крест святой Нины как символ православного выбора Грузии. А потому реликвия «кочевала» то по Армении, то по горным крепостям, а однажды даже оказалась в России…
В этом серебряном киоте хранится крест святой Нины
Поэтому этот крест ценен не только тем, что принадлежал святой равноапостольной Нине. Великая святыня – символ самой Грузии.
См. также:
— Открывая древнюю Иверию: Удел Богородицы

Суть вещей: крест святой Нины

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынях.

Крест святой Нины — крест, сплетенный из виноградной лозы. По преданию, Богородица явилась святой Нине во сне и вручила ей крест перед тем, как направить ее на миссионерскую деятельность в Грузию. Крест святой Нины — главная святыня Грузинской Церкви.

Житие святой Нины и обретение креста

Святая родилась в конце III века в благочестивой и знатной семье. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора. В 12 лет она вместе с родителями отправилась в Иерусалим, где по благословению епископа отец стал отшельником в пустыне, а мать, Сусанна — диакониссой. Девушку передали на воспитание благочестивой старице Нианфоре.

Узнавая от наставницы все больше подробностей о земной жизни Господа, святая заинтересовалась историей Хитона — одеяния Христа, в котором Его распяли и ради которого воины бросали жребий. Нина узнала, что по преданию Хитон находится в Иверии (древнее название Грузии) и стала молиться Богородице о том, чтобы найти его. Так гласит распространенная версия жития святой Нины и так верят многие христиане. По другой версии Хитон находится в городе Трире.

Хитон Христа в Трире

Во сне девушке явилась Божия Матерь. Она протянула святой Нине сплетенный из виноградной лозы крест и сказала: «Иди в Иверию и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая проснулась, рядом с ней лежал тот самый крест.

Мощи святой Нины в Бодбийском монастыре (Грузия)

Так и случилось. До этого языческая Иверия трудами святой Нины приняла христианство. Святая потратила 35 лет жизни на проповедь Евангелия в этой стране, и за эти труды Церковь ее называет равноапостольной Ниной, просветительницей Грузии. Хитон Иисуса Христа святая нашла, и на этом месте — в городе Мцхета — был построен деревянный храм, а позже — каменный собор в честь 12 апостолов.

История креста после кончины святой Нины

Святая скончалась в 340 году. Просветительница Грузии никогда не расставалась со своим крестом и завещала его царю Мириану, который принял крещение благодаря святой Нине. В Мцхете, бывшей столице Грузии, крест находился до 458 года.

Далее в стране начались войны и гонения. Крест святой Нины хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад — больше 450 лет, в Карсе — 164 года. Царь Давид в 1125 году нашел его в городе Ани и перенес в Мцхету. Оттуда его перенесли в церковь Святой Троицы на горе Казбек. В 1746 году по повелению царя Теймураза II, чтобы избежать поругания, крест спрятали в крепости Ананур. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест царевичу Бакару. В 1801 году его внук, Георгий Александрович, преподнес крест императору Александру I.

Российский император восстановил историческую справедливость — крест святой Нины как достояние грузинской церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. «…Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе…» — писал император Александр I князю Георгию Александровичу в феврале 1802 года.

Как выглядит крест святой Нины

Крест равноапостольной Нины легко узнать: концы его горизонтальной перекладины опущены вниз и с виду он напоминает игуменский или архиерейский посох. Он полностью сделан из виноградной лозы и на стыке перекладин переплетен волосами святой Нины. В иконографии равноапостольную просветительницу Грузии принято изображать с характерным крестом и Евангелием в руках.

Крест святой Нины, современный вид. Фото Gábor Tikos_Flickr_CC BY-SA 2.0

Крест святой Нины

Поделиться

Автор фото: Paata Vardanashvili Источник: ru.wikipedia.org

Какое женское имя является самым популярным в России? Здесь можно поспорить. Кто-то скажет, что Анна, кто-то — что Мария. В общем, определенности здесь нет. В Грузии все обстоит иначе.

Вне всякой конкуренции в этой православной стране находится женское имя Нина или по-грузински Нино. Причина проста. Благодаря святой Нине, жившей на рубеже третьего-четвертого веков, Грузия стала православной страной.

Сама святая Нина грузинкой не была. Она жила на Ближнем востоке, а отправилась в Иверию (так в древности именовалась Грузия), чтобы найти там хитон, то есть одеяние, Христа. По преданию, он, этот хитон, до сих пор хранится в древнем грузинском городе Мцхета.

Поручение проповедовать христианство на иверийской земле Нина получила во сне от Богородицы, когда добралась до границы этой страны. В доказательство истинности видения Дева Мария вручила Нине деревянный крест, сделанный из виноградной лозы. Когда Нина очнулась ото сна, то обнаружила рядом с собой этот самый крест, который с тех пор постоянно был при ней. Им она совершала чудеса, в частности, исцеляла им больных.

Из-за того, что крест был сделан из лозы, концы его поперечины опущены вниз. Что сделало его узнаваемым. После смерти святой Нины ее крест в течение полутора веков хранился в Мцхете в храме Светицховели.

Когда в Грузии стало восстанавливаться языческое влияние крест из лозы был тайно перевезен в Армению, где находился восемь веков. Возвращение грузинской святыни на родину произошло только в 13 столетии. С тех пор, с небольшим перерывом, крест святой Нины хранится в древнейшего храме Тбилиси — Сионском соборе. Там он располагается рядом с алтарем и находится в специальном ковчеге, украшенный серебряными узорами. Вокруг креста, также сделанные из серебра, располагаются медальоны, повествующие о жизни и чудесах святой Нины.

Поклониться кресту святой Нины приезжают православные паломники не только со всех регионов Грузии, но и из России, Украины и других стран. Они верят, что как когда-то при жизни святой Нины ее крест освятит их жизнь, подарит им здоровье и счастье.

Прикоснуться к великой святыни удалось и мне, когда я служил древнем Сионском соборе Тбилиси. В тот момент я действительно ощутил, насколько древней является Православная Церковь Грузии. Крест святой Нины стал для меня и символом того, что несмотря на прошедшие века, православие в Грузии продолжает оставаться таким же живым и самобытным, как и многие века назад.

С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили с вами о древнейшей святыне грузинского православия – кресте святой Нины, просветительнице Грузии.

История Святой Нино — Просветительницы Грузии

Родилась Святая Нино в одном из поселений близ города Коластры, в Каппадокии (современная Турция) около 280 года.

Нино, как и многие другие Святые, происходила из знатной семьи — отец Завулон был родственником Святого Георгия Победоносца, мать Сусанна — сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Событие, в значительной степени побудившее Нино на миссионерский подвиг, произошло с ней в 12-летнем возрасте, когда она вместе с родителями прибыла в Иерусалим.

По благословению патриарха отец Нино ушел в пустынники, а мать – поставлена диаконисой при храме Гроба Господня. А воспитанием и духовным образованием Нино занялась благочестивая старица Нианфора.

Однажды, при чтении евангелия, где описывалась казнь Иисуса Христа, Нино посетила мысль, а где сейчас находится Хитон Господень, который по жребию достался одному их римских воинов.

Девушка, душа которой была потрясена Святой землей, где родился, проповедовал, совершал чудеса, принял крестную смерть и воскрес Спаситель, была уверена, что столь великая святыня не может погибнуть безвозвратно.

Старица рассказала Нино, что нешвейнный Хитон Господень (одежда Спасителя, сотканная Пречистой Матерью), по преданию, выкупил у римских солдат мцхетский раввин Элиоз и отнес его в Иверию (Грузию), которую считали Уделом Божьей Матери.

Узнав, что хитон находится в Иверии, которая, практически, до сих пор не знает христианства, Святая Нино стала ежедневно молиться Божией Матери с просьбой, чтобы Та помогла ей не только отыскать Хитон Господень, но и увидеть Иверию просвещенной.

И однажды юной деве приснилось, что Пресвятая Богородица вручает ей крест из виноградной лозы и посылает в Иверию с проповедью Евангелия.

Проснувшись, будущая просветительница Грузии обнаружила в своей руке этот виноградный крест. Она поцеловала его трепетно, отрезав часть своих волос обвязала крест ими посередине, тем самым посвятив себя его служению.

Крест Святой Нино в Светицховели

Патриарх Ювеналий, узнав о чуде произошедшим с Нино, благословил ее на подвиг апостольского служения.

В Грузию Нино попала не сразу — путь был долгий и тернистый. Из Иерусалима в путь Нино отправилась вместе с царевной Рипсимией, ее наставницей Гаианией и 35 христианскими девами, которые из Рима бежали в Армению от гонений императора Диоклетиана.

По пути Нино чудом избежала участи своих спутниц, которых предал мученической смерти армянский царь Трдат III. Но Нино, укрепленная видениями Ангела Господня, который явился ей дважды — в первый раз с кадилом, а во второй — со свитком в руке, продолжила свой путь и прибыла в Грузию в 319 году.

Вскоре, слава о Нино, проповедь которой сопровождалась многими знамениями, распространилась и в окрестностях Мцхета. Так, в день Преображения Господня, по молитве Святой Нино, сильной бурей были низвергнуты с высокой горы идолы — Армаз, Гаци и Гаим.

Это произошло во время языческого жертвоприношения, которое жрецы совершали в присутствии царя Мириана и многочисленного народа.

Первыми обратила Святая Нино в Христову веру царского садовника и его жену Анастасию, у которых поселилась. Своей молитвой Святая Нино излечила Анастасию от бесплодия и тем самым подарила бездетной семье безграничную радость.

Скоро к Святой Нино, узнав о силе молитв праведницы, стали стекаться толпы больных и страждущих. Исцелившись по молитвам просветительницы, многие из них вскоре крестились.

Царь Мириан не мог препятствовать Святой Нино проповедовать Христа во Мцхета, так как Грузия в тот период уже находилась под властью Римской империи, где христианство было уже утверждено.

Однако царица Нана — супруга Мириана, была яростной почитательницей идолов, но излеченная Святой Ниной она уверовала во Христа и стала ревностной христианкой из идолопоклонницы. Но царь Мириан обращаться в истинную веру не спешил.

Согласно легенде, царь Мириан уверовал в Бога после одного случая — во время охоты неожиданно снизошла тьма, и царь после тщетных обращений к языческим идолам, впервые обратился с мольбой к Богу, которого проповедовала Нино, и свет озарил все небо.

Святое Крещение царь Мириан и царица Нана вместе с детьми и родственниками приняли в водах реки Арагви, а через несколько лет христианство было объявлено в Грузии государственной религией — в 324 году.

Царь Мириан и царица Нана

Христианство в Грузии окончательно утвердилось при содействии византийского императора Константина (306 — 337), который прислал в Грузию по просьбе царя Мириана Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов.

Величественный собор в Мцхета — Светицховели, на месте первой деревянной церкви возвел зодчий Арсакидзе в первой половине XI века.

Главный собор Грузинской православной церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все главные события Грузинской церкви, в частности интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в Светицховели.

Горные области Грузии, несмотря на то, что христианство было объявлено в стране государственной религией, оставались непросвещенными. Поэтому Святая Нино, в сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона, отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам.

Благодаря проповеди просветительницы Грузии, многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Затем Святая Нино отправилась в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы, где вела подвижническую жизнь, постоянно молилась, обращая окрестных жителей ко Христу. В числе обращенных была и царица Кахети Соджа (София), которая приняла Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

О близкой кончине просветительница Грузии была извещена свыше. В послании к царю Мириану просветительница попросила прислать епископа Иоанна, чтобы он приготовил ее в последний путь. Царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра Святой Нино были свидетелями многих исцелений.

Святая Нино, наставляя народ, пришедший ей поклониться, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни – он был записан Соломией Уджармской и послужил основанием жития Святой Нино.

Святая Нино мирно скончалась в 335 году. Просветительницу Грузии похоронили по ее желанию в Бодбе.

Монастырь Св. Нино в Бодбе

Христианство, проповедованное в Грузии еще в I веке апостолом Андреем Первозванным, возродилось и укрепилось в стране благодаря заслугам Святой Нино.

Царь Мириан на месте ее захоронения в 342 году основал храм в честь Георгия Победоносца, родственника Нино. Позднее в Бодбе был основан женский монастырь, который действует по сей день.

Мощи Святой, сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь, причислив Нино к лику Святых, назвала ее равноапостольной, то есть уподобившейся в деле распространения веры ученикам Христа — апостолам.

На северо-востоке от монастыря, в ущелье, находится источник Святой Нино (Нинос цкаро) с целебной водой. В настоящее время там построены купальня и маленькая церковь во имя ее родителей — Святых Завулона и Сусанны.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону +995 555 566 540 *WhatsApp *Viber

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх