Помост

Вопросы веры

Кришна кто это такой

Кришнаиты как они есть

«Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница,
как между порошком «Зуко» и соком живого плода».

1

Милосердие по-кришнаитски. Одно из воплощений Кришны. Рисунок из кришнаитского календаря (предоставлен Центром свщмч. Иринея Лионского) Начиная с 1971 г. в России активно действует неоязыческая секта «Международное общество сознания Кришны» (МОСК). МОСК было основано в 1966 г. в Нью-Йорке выходцем из Индии незадачливым коммивояжером Абхаем Чараном Де (более известным под почетным наименованием «его божественная милость Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада»). Он начал пропаганду своих теорий среди хиппи, наркоманов и деклассированных элементов, которые и составили первоначальное ядро, а затем и в значительной степени руководящий состав основанной им организации.

МОСК является типичной неорелигиозной псевдовосточной группировкой, по многим параметрам примыкающей к неоязыческому движению New Age («Новая Эра»). Все заявления МОСК о его принадлежности к традиционному индуизму, мягко говоря, преувеличены, так как традиционные индуистские группировки его не признают: членам МОСК даже не позволяется заходить во многие индуистские храмы (в том числе и в тот, где, по легенде, родился Кришна).

2

Несмотря на все заявления кришнаитов о своем «монотеизме», их движение бесспорно является языческим. Поклоняются они богу, которого они называют Кришной (На санскрите – «черный», «темный» или «темно-синий» – говорящее имя. В мифологии джайнов и буддистов Кришна – фигура отрицательная. У буддистов он – глава черных демонов, врагов Будды.), по их мнению, творцу и первопричине этого мира. «Он поддерживает эти вселенные и в должный срок уничтожает их, причем вся эта деятельность нисколько не влияет на Него» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, комментарий к тексту 36). «Он один творит, поддерживает и уничтожает материальный мир, и все это не оказывает на Него никакого влияния» ( «Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 10, текст 24). Некоторые другие боги являются его частичными и неполными аватарами – воплощениями. В частности, они утверждают, что Христос – Бог христиан, – позднейшее и частичное воплощение Кришны. Поэтому, по словам Прабхупады, люди, поклоняющиеся другим богам и игнорирующие сам первоисточник – Кришну, в лучшем случае глупцы, ослы и свиньи, а то и просто демоны.

Движение поклонения Кришне как единому богу начал в Индии в XVI в. проповедник и радикальный реформатор индуизма Чайтанья. Он объявил: освободиться от зла физического мира можно через общение с Кришной. Сам Чайтанья рассматривается кришнаитами как совместное воплощение их бога Кришны и его любимой любовницы Радхи. Кришна решил воплотиться в Радху, чтобы постичь всю силу ее преданности себе, и этим воплощением явился Чайтанья.

Основная цель преданных Кришне, как учит Чайтанья, – любить его, как любили Кришну его бесчисленные любовницы-пастушки. Исторически Кришна – это пастушеский бог, культ которого сложился в скотоводческих районах Индии в первые века христианской эры. По чертам своего характера он более всего напоминал греческого бога Гермеса – проказливого, игривого и жуликоватого пастуха. «Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключение, Я – сила сильного». КОММЕНТАРИЙ: Во вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве» («Бхагавад-Гита», глава 10, текст 36, комментарий). «О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые… способны ввести в заблуждение кого угодно» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 8, текст 29).

Часто Кришну изображают в виде синекожего, пухлого, женоподобного юноши (правда, кришнаитам внушают, что красивее его никого нет: «Случайно увидев отражение своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу, Кришна воскликнул: «Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее!» – «Нектар Преданности»), у него было бесчисленное множество пастушек, с которыми он предавался любовным утехам. И задача преданных – полюбить его точно так же. Тогда они выйдут из колеса сансары (вечных перевоплощений), войдут в небесные чертоги Кришны на планетах Ваикунитхи и будут предаваться с ним вечным любовным утехам в небесных лесах. Как написано в книге «Нектар преданности»: «Развивая в себе супружескую любовь к Кришне, преданный может попасть в Двараку, где станет одной из жен Господа».

Согласно «Бхагавад-Гите», Кришна любит веселье, шутки, шалости и развлечения. У него 16 108 жен, у каждой из которых есть дворец и по 10 детей и, соответственно, бесчисленное количество внуков. Не чужд Кришна и любовным похождениям с чужими женами. В «Бхагавад-Гите» рассказывается, как однажды Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и развлекался все это время с сотней женщин, причем их мужья ничего не заметили.

Впрочем, у Кришны есть и другие лики, более соответствующие его природе. Это, например, многорукий, окруженный кобрами беспощадный и кровожадный человеколев Нарасимха, грызущий окровавленные людские тела и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. «…Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйакашипу» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, текст 18).

Нарасимха – один из образов Кришны

Но и это еще не подлинное лицо Кришны. Вот что в «Бхагавад-Гите» говорится о его подлинном лице: «Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела… Я вижу как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием… Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами… Твои зияющие рты… Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем… Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами… Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов… Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими» («Бхагавад-Гита как она есть», глава II, тексты 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30).

А вот слова Кришны о самом себе: «Я – Яма, Бог смерти… Я – всепожирающая смерть… Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей» («Бхагавад-Гита как она есть», глава 10, тексты 29, 34; глава 11, текст 32). И наконец главная характеристика: «…смерть – это Сама Верховная Личность Бога» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 13, комментарий к тексту 19). Как тут не вспомнить слова Спасителя о диаволе, который был человекоубийцей от начала.

3

По учению МОСК, спасение происходит за счет посвящения всей своей жизни Кришне, соблюдения ежедневного жесткого расписания и строгих диетарных предписаний (вегетарианство и отказ от ряда растительных продуктов), повторения не менее 1728 раз в день мантры, поклонения идолам и посвящения им всей принимаемой пищи и доведения себя во время богослужений до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Для того, чтобы способствовать «выхождению из тела», практикуются тимпаны, бубны, барабаны и совместные экстатические танцы под пение мантры. Цель всего этого – заставить человека перестать ощущать собственное тело, заставить его поверить, что он выходит в астрал и сливается в экстазе с Кришной. После этого он объявляется реализованной душой. Признаками экстатической любви к Кришне, в частности, называются следующие явления: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка и др. Прабхупада также описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние.

Все эти симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами (бесами). Понятно, как эти «явления» действуют на человеческий разум.

Бхактиведанта Свами Прабхупада – основатель Международного общества сознания Кришны

Прабхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых – это сохранять верность гуру, подчиняться которому следует беспрекословно, и служить ему нужно так, как будто он и есть сам Кришна. В МОСК роль гуру подчеркивается и возносится на необычайную высоту.

Вот что пишет по этому поводу один из главных лидеров современного кришнаизма Харикеша Свами (Российские кришнаиты пишут о нем так: «Мы хотим прославить нашего дорогого духовного учителя, необычайно великодушного посланника Господа Кришны, за его возвышенные качества и удивительные деяния» (Прабхупада-сумедхасам, выпуск первый, стр. 1)). «Наставления гуру в точности, на все сто процентов, соответствуют наставлениям Кришны… Предаться гуру и предаться Кришне – это одно и то же… Духовный учитель является воплощением энергии Кришны… Мы должны отдавать духовному учителю все, что у нас есть и быть при этом очень смиренными… Духовный учитель вынужден брать палку и бить этого тупоголового ученика… Духовный учитель связывает нас с Кришной, и если мы разрываем связь с духовным учителем, то теряем и связь с Кришной» («Прабхупада-сумедхасам», выпуск первый, с. 19, 35, 36, 40). «Прославлять преданных Господа – это все равно что прославлять Самого Господа. В каком-то смысле прославлять преданного даже важнее… Ученик должен хотеть только одного – удовлетворить духовного учителя», – вторят Харикеше его ученики (Там же, с. 1, 15).

Само существование гуруизма – то есть, по существу, божественной непререкаемой власти, исходящей от обыкновенного грешного человека, развращает душу как «учителя», так и его подчиненных и приводит их к страшным падениям. В случае с МОСК мы имеем дело именно с этим феноменом, когда вчерашние бомжи и неудачники, озлобленные на выпихнувший их на обочину мир, вдруг получили в свое распоряжение абсолютную, ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами тысяч людей.

История МОСК показала, что эта секта является чрезвычайно жесткой деструктивной организацией с тотальной системой подчинения, пользующейся методами подавления личности и контролирования сознания. На Западе секта снискала себе скандальную известность незаконной уголовной деятельностью, начиная от вымогательства и подлога – и до торговли наркотиками и оружием; весьма высокопоставленные кришнаиты обвинялись в убийствах. Некоторые лидеры МОСК были убиты, в том числе и в ходе внутрисектантских «разборок», другие были приговорены к различным срокам тюремного заключения. И конечно, по большому счету, за все эти преступления несет моральную ответственность основавший секту патологический гордец и честолюбец, возвысивший и сделавший неограниченными властителями абсолютно непригодных для этого людей.

4

Притчей во языцех в западных странах стали широко практикуемые кришнаитами «400 сравнительно честных способов отнятия денег у населения».

В нашей стране кришнаиты не слишком отличаются от своих западных единоверцев и руководителей: немного найдется россиян, которые ни разу не столкнулись с их навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством на улицах наших городов (Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» невооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) берет средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность и т.д. Уж не связано ли это с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками?). Все столь широко рекламируемые «благотворительные» акции «Общества сознания Кришны» (ОСК) сводятся в конечном счете к раздаче идоложертвенной пищи. Более того, по показаниям ряда свидетелей, кришнаиты обходят московские рынки и посвящают Кришне все выставленные там на продажу продукты. Вспомним, что именно этим занимался император Юлиан-Отступник, чтобы заставить христиан вкусить по неведению идоложертвенного и таким образом оскверниться.

Кришнаиты любят бахвалиться тем, что они успели «пострадать за веру» при советской власти. Однако история их появления в СССР полна загадок. Каким образом такой скандально известный иностранный религиозный деятель, как Свами Прабхупада смог не только получить визу в закрытый на все замки Советский Союз, но и, несмотря на свою экзотическую внешность, ходить по улицам, общаться с людьми, обратить нескольких человек – и все это вне контроля спецслужб? Каким образом через несколько лет после этого группа иностранных кришнаитов сумела получить приглашение на Московскую книжную ярмарку и целый стенд для выставки продукции своего издательства «Бхактиведанта Бук Траст»? И это в годы, когда провоз даже одной Библии через границу был чреват очень серьезными проблемами!

К сожалению, ответы на эти вопросы надолго закрыты в архивах КГБ.

Секта, обладающая громадными материальными ресурсами, предпринимает экстраординарные усилия (24-часовое радиовещание, громко рекламируемые «гуманитарные» миссии, активная кампания в СМИ и т.д.) для улучшения своего имиджа в массовом сознании. А это призвано способствовать повсеместному распространению сектантского учения в нашей стране («Нас в России не менее 30 тысяч, – пишет президент «Центра обществ сознания Кришны в России» Вайдьянанда (Вадим Тунеев). – В одной Москве у нас тысячи приверженцев благодаря нашей активной проповеднической деятельности на радио» (Hare Krishna World. Vol. 6, № 3).) и, в конечном итоге, установлению в ней «идеального ведического» режима с тотальным брахманическим контролем и казнями несогласных. ОСК активно сотрудничает с такими «правозащитными» организациями, как контролируемая адвентистами «Международная ассоциация религиозной свободы» (РПЦ вышла из нее два года назад), якунинский «Комитет защиты свободы совести», и занимается политическим лоббированием.

В последние годы руководство МОСК, в попытке создать совершенно новый образ своей секты, пошло на целый ряд сенсационных признаний, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но теперь, дескать, они уже исправились: теперь они уже более не культ, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плюралистического общества. Значит, и относиться к ним нужно соответственно. Кришнаиты постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и другие права человека и утверждая, что в России их преследуют за религиозные убеждения.

При этом МОСК поддерживает тесные контакты с другими известными деструктивными сектами, такими, как «Церковь объединения» Муна, «Сайентологическая церковь» Хаббарда, секта «Семья» и др., а также с неоязыческим движением в России. Например, российское ОСК является одним из учредителей так наз. «Всемирного русского собора», лидеры которого занимают откровенно антихристианские, антиправославные и антисемитские позиции, заявляя о том, что принятие Православия (в их терминологии – «жидо-масоно-христианства») извратило российский путь развития и что наша страна должна вернуться к «многотысячелетней ведической традиции» – то есть к откровенному язычеству.

Вместе с тем ОСК отдает себе отчет в том, что контакты лишь с маргинальными группировками недостаточны. Секта стремится к «официальному признанию» в качестве легитимной исторической всемирной религии, традиционной в том числе и для России. Но для подлинного укоренения в России (и ОСК прекрасно отдает себе в этом отчет) секте необходимо заручиться признанием Русской Православной Церкви. Именно поэтому в последнее время российское ОСК предпринимает чрезвычайные усилия для того, чтобы заставить РПЦ признать его в качестве равноправного партнера для межрелигиозного диалога и вступить с ним в официальные отношения. Необходимым условием для этого ОСК видит изменение определения Архиерейского Собора РПЦ (декабрь, 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором говорится, что люди, принадлежащие к подобным организациям (к которым отнесено и ОСК), сами отлучили себя от Церкви Христовой.

В своих многочисленных письмах в различные церковные структуры ОСК требует отменить определения Архиерейского Собора РПЦ и признать кришнаизм в качестве древней религии, с которой РПЦ вступила бы в официальный диалог. ОСК использует все средства, чтобы завязать переговоры с различными церковными структурами, в том числе и синодальными учреждениями, надеясь таким образом завоевать себе сторонников, которые представляли бы его интересы в РПЦ и стали бы его «агентами влияния». Нужно сказать, что все эти попытки были совершенно бесплодными. ОСК не было принято ни в одной из официальных структур РПЦ, ни один из ее официальных представителей не вступал с ним в диалог. Думается, нет нужды говорить, что диалог с «Обществом сознания Кришны» сыграл бы на руку не только ОСК, но и всем антиправославным, антихристианским и деструктивным движениям в нашей стране.

И христианство и бхакти-служение Кришне называют религиями любви, а Бхагавад-гиту именуют даже «индийским евангелием».

Издалека так оно всё и выглядит. И там, и там – личностный Бог. И там, и там декларируется, что залогом спасения (освобождения) являются не ритуалы, не жертвы, не психофизиологические йога-практики, а отношения любви между Богом и человеком.

Увы, как часто бывает, “чисто писано в бумаге, да забыли про овраги“. То, что в «Международном обществе сознания Кришны» именуют “Божественной любовью” является чуть ли не полным антонимом тому, что тем же термином выражает христианство.

Это видно даже при беглом сравнительном анализе:

  1. И христианский Бог и Кришна оба представлены средоточием и источником любви.

Однако Бог Библии (и Христос как воплотившийся Бог по библейско-христианскому учению) нравственно безупречен, а Кришна проявляет свойства как нравственного добра, так и зла в непревзойдённой степени:

“И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине”.
(1Иоан.1:5,6)

“Опять говорил Иисус и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”.
(Иоан.8:12)

“Кто из вас обличит Меня в неправде?”
(Иоан.8:46)

“И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха“.
(1Иоан.3:5)

“…Который, подобно , искушен во всем, кроме греха“.
(Евр.4:15)

“Во вселенной существует множество мошенников разного рода. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну, Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным , чем любой простой человек. Если Кришна решил обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве” (комментарий на: “Бхагавад-Гита”, глава 10, текст 36)

“Господа Шри Кришну иногда описывают как вора. Среди Своих чистых преданных Он славится как Макхана-чора. Во Вриндаване ребенком Он воровал у соседей масло. С тех пор Он слывет вором. Но хотя всем известно, что Он вор, Ему поклоняются как вору, тогда как в материальном мире за воровство наказывают, а не прославляют. Так как Он – Абсолютная Личность Бога, к Нему приложимо все, и все же, несмотря на все противоречия, Он остается Верховной Личностью Бога.” (Комментарий Прабхупады на Шримад-Бхагаватам, 1.10.19)

“Бывает, что, если Им не удается украсть масло и йогурт, Они от досады мочатся или плюют на чисто вымытый пол. Ты только посмотри, как твой сын слушает наши жалобы!” (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада – Кришна. Верховная Личность Бога, ГЛАВА 08. Видение вселенской формы)

Эта мысль восходит к традиционному пантеизму, объявляющему что Божество объемлет собой всё и присутствует во всём. Нравственное добро и зло не исключения. Вполне выразительно эта мысль звучит у другого известного проповедника Индуизма на Западе Свами Вивекананды (поклонника кровавой богини Кали):

“Кто может утверждать, что Бог не может проявлять себя в виде Зла, как и в виде Добра? Но только индуист осмеливается поклоняться Ему как Злу”.

В кришнаизме Прабхупады это учение о нравственной двойственности Божества приводит в практической плоскости к нравственному релятивизму. Погружённый в сознание Кришны “преданный”, как и его бог, находится по ту сторону добра и зла. Потому на кармической судьбе бхакти не отражаются даже самые нравственно мерзкие поступки, ибо в своей причастности Кришне он уже свят по природе (“Шримад Бхогаватам”, песнь 1, часть 2, глава 17, комментарий к тексту 14):

“Бхагавад-Гита как она есть” :

Глава 2, комментарий к тексту 41: “У того, кто пребывает в сознании Кришны, вся деятельность протекает на абсолютном уровне, ибо над ней больше не довлеет двойственность добра и зла”.

Глава 3, комментарий к тексту 19: “Действия в сознании Кришны трансцендентальны по отношению к последствиям как добрых, так и злых дел”.

Глава 18, текст 17: “Кто не руководствуется ложным эго, и чей разум свободен, тот, даже убивая людей в этом мире, не убивает и поступки его не имеют для него последствий “.

Глава 18, комментарий к тексту 17 : “Любой человек, действующий в сознании Кришны, даже убивая не совершает убийства как и не затрагивается он последствиями такого поступка”.

Глава 18, комментарий к тексту 13: “Действия, выполненные в сознании Кришны, под Его руководством изнутри, не влекут за собой последствий ни в этой жизни, ни в жизни после смерти”.

Глава 18, комментарий к тексту 14: “Достигшие совершенного сознания Кришны в конечном итоге не ответственны за свои действия. Все зависит от высшей воли…”.

Глава 9 текст 30: “Даже если человек coвершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником”.
“Шримад Бхогаватам” (песнь 1, 4.1,2)

“Шри Йшопанишад”:

С.66, Мантра 2: “Искренний преданный может быть дурачарой, то есть человеком небезупречного поведения, и тем не менее его следует считать чистым, так как он стоит на верном пути… Даже если Его поступки иногда могут показаться греховными, они все же являются чистым благом, ибо грех не может затронуть Господа”.

Что значит это для духовной жизни конкретного последователя МОСК? То, что в догматике гаудия-вайшнавизма Прабхупады он не находит опоры для совершенствования в нравственном добре, венцом которого, конечно, является любовь. В итоге духовная жизнь подменяется внешним исполнением предписаний культа. А “духовное развитие” проявляется не в том, что ты всё более способен противостоять приступам раздражительности, агрессии, лукавства… в адрес окружающих вне зависимости от их убеждений, не в том, чтобы всё больше и больше проявлять к ним деятельной любви и помощи, а в том, чтобы всё больше и больше брать на себя культовых нагрузок (больше кругов джапа-медитаций, вовлечение во всё большее количество сфер деятельности культа, в распространение всё большего числа литературы на санкиртанах и т.п.). Попробуйте случайно прервать “духовное занятие” такого “духовно развитого” человека и можете встретить сдерживаемое, а то и не сдерживаемое раздражение.

Для сравнения, в православном культе духовное развитие видится несколько иначе. Тут любовь превыше любых аскетических, исповеднических подвигов, любых духовных даров и духовных упражнений, даже молитвы (поскольку вся духовная жизнь видится как обучение истинной любви, лишённой примеси греха):

“Если когда поешь песнь молитвы Богу, брат придет и постучится в дверь келлии твоей, не предпочти дела молитвы делу любви, призрев стучащегося к тебе брата: ибо это не любезно Богу. Он желает от тебя в сие время елея любви, а не жертвы молитвы. Почему оставя дар молитвы, дай брату беседу любви и удовлетвори его желание. Потом, возвратившись, принеси дар твой Отцу духов со слезами и сокрушенным сердцем, и дух правый обновится во утробе твоей”. (Пеподобный Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума, ст. 75 // Добротолюбие, Т.5.)

“Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего”. (1Иоан.4:20,21)

“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы”. (1Коринф.13:1-3)

2. Любовь христианского Бога и Кришны проявляется в их земном воплощении.

Однако, любовь Бога христиан проявляется в Его жертвенном служении людям, в Его воплощении и смерти ради их спасения. А любовь (?!?) Кришны в том, что он учит и позволяет любить себя.

“Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою” (1Иоан.3:16)

“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.” (Иоан.3:16)

“Еще один признак любви Кришны к обусловленным душам проявляется в том, что Он лично приходит как Чайтанья Махапрабху, чтобы распространять редчайший дар чистой любви к Себе.” (Любимые дети Бога (ноябрь 2007 года) // Дневники Шачинанданы Свами)

«Господь сразу даёт нектар чистого преданного служения, которое трудно обрести, даже слушая послание Господа, созерцая Божество, выражая почтение, медитируя или следуя другим духовным путям. Эта Верховная Личность Бога, Господь Гаурахари – мое единственное прибежище» (Чайтанья-чандрамрита, текст 77)

Учитывая, что Кришна (как было показано выше) абсолютно искусен как в добре, так и во зле, учитывая, что он вообще за пределами нравственной двойственности, ничего аномального в эгоизме “Верховного наслаждающегося” для индуистского сознания нет. Однако европейское сознание, воспитанное всё-таки на христианском представлении о добре и зле, воспалённый эгоизм Кришны смущает. Поэтому европейские апологеты Кришны отвечают примерно так: “Кришна наслаждается служением себе, давая наслаждение другим, поэтому не такой уж он эгоист”.

Но ведь этой формулой можно описать и деятельность наркоторговца: получая выгоду для себя, он одновременно даёт наслаждение другим. Так неужели и наркоторговля – светоч любви и заботы?!

Конечно нет, потому, что наркотик на самом деле губит человека: отнимает у человека всю его жизнь, его отношения, его социальное, психологическое и нравственное благополучие. И ради этого наслаждения наркоман готов пренебречь нормами морали и закона.

Но ведь и служение Кришне ведёт к аналогичным “вершинам духовного совершенства”:

“Отождествление себя с интересами своей семьи, общества или страны является расширенным эгоизмом. Все ложные отождествления должны быть отброшены. Мы не должны являться ни эгоистичными, ни погруженными в расширенный эгоизм личностями. Все виды чужеродного загрязнения должны быть полностью убраны из наших представлений о собственном “я””. (Шри Чайтанья Сарасват Матх, Любовный поиск потерянного слуги)

Тексты традиции Прабхупады о “безпоследственности” для бхакти того, что в обществе называется мерзостью, грехом, преступлением мы давали выше. Но Прабхупада тут просто ретранслирует установки собственных учителей. Так, идеал бхакти в описании Шрилы Бхактивинода Тхакура неотличим от портрета наркозависимого, готового на воровство и убийство в поисках вожделенной дозы:

“Лучшие из праведников те, кто оставляют позади все формы долга, которые Я Сам рекомендовал в Писаниях для обычных людей… В обществе необходимо соблюдать законы, но также бывают ситуации, когда нужно преступить закон из верности царю… Я дал некоторые наставления для обычных людей: делать то, не делать это, не преступать такой-то закон и т.д. Но если кто-то ради Меня идет на риск совершая грех, то он должен считаться самым лучшим из всех Моих преданных… Всецело преданные Мне души уже пересекли все пределы дхармы, стандарты долга, пошли на риск, полностью отдавшись служению Мне… и вошли в любовное служение Мне, отвергнув как благочестие, так и греховность”.

Итак, Кришна может потребовать от бхакти отказа от всего, вне служения Кришне. А от чего отказывается сам Кришна ради любви к преданным? Ни от чего. Значит, нет никакой жертвы любви со стороны Кришны. Обычный прагматичный “бартер”: служение в обмен на наслаждение. Причем, очебвидно в пользу Кришны, который не теряет ничего, в отличие от бхакти:

“В Шримад-Бхагаватам(10.47.61.) Уддхава говорит следующее:

“Гопи Вриндавана отвергли своих мужей, детей и свои семьи, от чего очень трудно бывает отказаться, и пожертвовали даже своими религиозными принципами ради того, чтобы принять прибежище у лотосных стоп Кришны, к которым стремятся даже сами Веды1Это, конечно, ложь. В Ведах бог Кришна не упоминается вообще.…”” (Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж, Любовный поиск потерянного слуги, гл. 6. Бог как ребенок)

Для сравнения, православные каноны воспрещают даже ради монашества уходить от супруга или супруги (если только нет взаимного согласия, конечно). Также запрещено постригать в монахи тех, кто имеет несовершеннолетних детей.

3. Любовь Христа целомудренна, а “любовь” Кришны развратна, прелюбодейна и граничит с сексуальными извращениями.

Во-первых, Кришна многожёнец. Об был женат на Сатьябхаму, Калинди , Митрабанде , Сатья , Бхадра , Лакшману, Рукмини. Мало того: “Царь Уграсена браком по ведийскому закону немедля сочетал шри Кришначандру джи и тех шестнадцать тысяч сто царевен, которые еще не состояли в браке”. (Эдуард Шюре, Легенды о Кришне. Жизнь и учение) Всего у Кришны насчитывают 16 108 жён.

Во-вторых, Кришна прелюбодей. “Одно из сомнений Махараджи Парикшита заключалось в следующем: Господь Кришна, Верховная Личность Бога, пришел в этот мир, чтобы возродить устои религии. Почему же тогда Он под покровом ночи встречается с чужими женами, танцует с ними, наслаждается их объятиями и поцелуями? С точки зрения Вед это недопустимо. Кроме того, когда гопи пришли к Кришне, Он сначала велел им возвращаться домой. По ведическим нормам созывать чужих жен или юных девушек и танцевать с ними непозволительно. Почему же Кришна сделал это? Веды категорически запрещают мужчине вступать в интимные отношения с женщиной, если она не является его женой. Отношения Кришны с гопи как будто бы нарушают эту заповедь. ” (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Кришна, гл. 33 Описание танца раса)

Кстати, в своей апологии прелюбодеяний Кришны Пабхупада оправдывает их… обманом. “Так называемые мужья гопи уже находились во власти внешней энергии Кришны, и эта энергия не позволяла им понять, что их жены ушли танцевать с Кришной. А если так, какие могут быть основания обвинять Кришну в том, что Он танцевал с чужими женами?” Получается что-то вроде того, что раз Кришна обманщик, то какой же он прелюбодей!

В-третьих, если вспомнить, что в историях о сексуальных играх гопи по 12-14 лет, а Кришне 5-8 лет, то их сексуальные отношения граничат с педофилией и геронтофилией.

Также в описании этих игр Кришна присутствуют следы вуайеризма2Вуайери́зм (фр. voyeurisme; от фр. voir «видеть») или визиони́зм — сексуальная девиация, характеризуемая побуждением подглядывать за людьми, занимающимися сексом или «интимными» процессами: раздевание, принятие ванны или душа, мочеиспускание. (Википедия) (вспомним как Кришна украл у купающихся гопи одежду и заставил выйти из воды, не прикрываясь руками, или как Радхани любила подсматривать за половым актом Кришны с другими партнёршами, получая при этом ещё большее наслаждение, чем при личном акте с ним), свингерства и сутенёрства (вспомним как Радхарани не ленилась использовать множество “трансцедентальных уловок”, чтобы затащить в постель к Кришне своих подруг, хотя те “не рассчитывают на личное внимание со стороны Кришны”).

В-третьих, в любовно-нравственном облике Кришны присутствует и трансвестизм. “Поскольку Кришна не смог изведать пределы потенции наслаждения Радхарани, Он решил принять на Себя роль Радхарани, и таким соединением Радхарани и Кришны является Шри Чайтанья Махапрабху”. (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Учение Шри Чайтаньи)

В-четвертых, и это видно из только что приведенной цитаты, где Кришна берет роль своей любовницы, чтобы насладиться собой же, в его образе явственно проступает симптоматика нарциссического расстройства личности (аутоэротизма, аутофилии). “В «Лалита-мадхаве» Рупы Госвами говорится: «Однажды Кришна случайно увидел отражение Своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу. Увидев это отражение, Он так выразил свои чувства: «Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее! Хотя это Я Сам, все же, вслед за Радхарани, Я пытаюсь обнять Свое отражение, чтобы насладиться небесным блаженством!»” (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Нектар преданности)

Настолько неприкрытая развращённость и сексуальные девиации Кришны смущают даже его последователей. Для того, чтобы как то это объяснить даже самим себе придумана красивая, но совершенно бессодержательная формула: “Это всё в трансцендентальном смысле!” Но ни сам Прабхупада, ни его последователи не могут объяснить, как физические процессы, описанные в этих эпизодах с реалистичными подробностями, могут являться трансцендентальными: т.е. находящимися вне физического мира.

В любом случае, разница между христианином и кришнаитом в том, что христианин может следовать фразе апостола Павла: “Подражайте мне, как я Христу” (1Коринф.4:16), а кришнаит нет.

Поэтому покинув МОСК, бывшая последовательница Прабхупады с облегчением писала:

“Обнаружив, что Кришна не Бог, я неожиданно поняла, что больше не обязана давать объяснения окружающим по поводу этой самой «прискорбной развращенности и достойной сожаления нечистоты»3Имеется ввиду мысль британского индолога и санскритолога, профессора санскрита Оксфордского университета, автора одного из наиболее популярных и широко используемых санскритско-английских словарей сэра Монье Монье-Вильямса: “Да, после того, как я в течение всей жизни изучал религиозные книги индуизма, я чувствую необходимость публично выразить своё мнение о них. Обычно они начинаются многообещающими проблесками истины и света и случайными возвышенными идеями, пришедшими из источника всей истины и всего света, но оканчиваются прискорбной развращенностью и достойной сожаления нечистотой”. индуизма. Это был неожиданный бонус. Знаете, это как тяжелый рюкзак снять после нескольких часов пути. Рюкзак набитый тяжелым липким стыдом.

Такое счастье, не отвечать на вопросы: «Что это за икона такая, на которой Чиннамаста стоит ногами на совокупляющихся Радхе и кришне?» «И кто отрубил ей голову?» «И почему она пьёт собственную кровь ртом своей отрубленной головы?» Вернее, теперь я отвечаю вопросом на вопрос: «Да что там Чиннамаста! Вас не смущает что кришна (которого некоторые считают Верховным Богом) совокупляется? Да ещё и в присутствии людей, словно макака (иконы ведь для людей пишутся)»

Мне не нужно больше, внутренне сжимаясь от стыда, говорить что-то про гуны, под влиянием которых находятся те, для кого индусы написали эту мерзость. Про то, что это не вайшнавский образ, а шактистский. И прочий бред. Разбирайтесь сами. Читайте книги. Ищите в интернете.
Мой Бог не совокупляется и Его никто не попирает ногами”. (Татьяна Чехова, Бремя стыда)

Впрочем, самого Прабхупаду не смущала даже бхакти-проституция:

“Ведическая система была так хороша! Когда я был ребенком, такая была прекрасная атмосфера благодаря Радха-Говинде. Каждый женатый человек должен был создавать такую атмосферу. Это было во всей Калькутте. В Калькутте было множество роскошных проституток, вайшнави. Они были не замужем, но их содержали большие люди. Был такой храм, Кнач Камини. Один человек, содержавший проститутку, владел большим стекольным рынком. Она украсила весь храм зеркалами. Ее звали Камини. У всех было сознание Кришны — и у бедняков, и у богачей, и у проституток. Это было прекрасно!” (утренняя беседа с Тамалой Кришной госвами 23.06.1977)

Что касается морально-нравственного облика Кришны в целом, то он смущает не только европейцев, но и врождённых индусов. “Уборщик в моём доме не совершает таких поступков, какие совершает Кришна. Могу ли я поклоняться богу, который опускается ниже, чем человек, моющий у меня пол?” – возмущался основатель “Брахмо-самадж” Рам Мохан Рой, происходивший из семьи отца-кришнаита и матери, принадлежавшей к браминскому роду традиции Шакти.

Олег Нагорный

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:


admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх