Помост

Вопросы веры

Кто похоронен в троице сергиевой лавре

Содержание

Про Сергиев Посад (Троице-Сергиева Лавра).

Последний рассказ про поездку в Сергиев Посад. Так сказать апогеем поездки было посещение Троице-Сергиевой Лавры. Честно признаюсь, хоть и не крещен, но побывать в этом месте мечтал, т.к. считаю его святым для каждого жителя страны. И святость Лавры заключается в ее истории, в том, что ей почти 700 лет и там происходили важные исторические события. Ну хотя бы то, что здесь отец Сергий благословил войско князя Дмитрия будущего Донского перед Куликовской битвой, а в этом войске был могучий воин Пересвет, который сразился перед битвой с не менее могучим Челубеем. Лавру разрушали татары, а потом ее восстановили и иконы для Троицкого собора писал Андрей Рублев. В Лавре похоронен царь Борис Годунов, да и вообще в Лавре бывали все правители России. В смутное время Лавра при помощи своих белокаменных стен 16-месяцев держала осаду поляков. Ну вы понимаете, что это очень и очень и очень историческое место.
1. Начну небольшую экскурсию. Возможно, что я где-то ошибусь в названиях и фактах. Если что, то поправляйте меня. Итак, осмотр Лавры можно начать с небольшой смотровой площадки. В этот день погода была очень плохая. Мало того, что пасмурно, так и еще периодически шел очень густой снег.

2. Подходим к Красным или Святым воротам. Там платим небольшую денюжку за посещение территории Лавры и еще доплачиваем, если хотим пощелкать внутри фотоаппаратом. По факту, никто не спрашивал билет на фотосъемку.

3. Белокаменные стены и Пятницкая башня.

4. Перед входом в Лавру обитает огромное количество голубей.

5. Сначала осматриваемся на небольшой площади.

6. Продолжаем осматриваться.

7. Успенский кладезь с часовней, в которой имеется источник целебной воды. Оттуда постоянно выходили люди с различными емкостями.

8. Это усыпальница Годуновых рядом с Успенским храмом. В усыпальнице покоятся Борис Годунов, его жена Мария, а также дети Ксения и Федор. Википедия пишет, что царь Борис, его жена Мария и царевич Федор были похоронены в сидячем положении.

9. Это сам Успенский собор. Заходил внутрь. Кстати, интересно, что религия и туризм не мешают друг другу. В определенные часы в соборе проходят богослужения, для туристов отведено остальное время, даже фотографировать разрешают. В соборе находится гроб Сергия Радонежского, а также мощи и прах нескольких патриархов.
10. Обелиск с солнечными часами. Я не вчитывался в то, что написано на обелиске, но что-то про тяжелые времена.
11. Колокольня высотой в 88 метров с Царь-колоколом весом 72 тонны.
12. Сень над крестом, в которой находится небольшой бассейн с целебной водой.
13. Слева направо. Церковь преподобных Зосимы и Савватия, за ней спряталась Плотничья башня. Правее Каличья башня с воротами. И рядом Смоленский собор.
14. Древнейшее сооружение Лавры — Троицкий собор (1422 год) и Казначейский корпус.
15. В Троицком соборе хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Можно сказать, что это поломническое место. Чтобы попасть к мощам, нужно постоять в очереди. Представляю, что там творится во время православных праздников. Иконостас расписан Андреем Рублевым и его помощниками.
16. Впритык к Троицкому храму находится Никоновская церковь, в которой хранятся мощи преподобного Никона Радонежского, верного ученика Сергия Радонежского.
17. Водяная башня и стены Лавры. В углу есть неплохая сувенирная лавка.
18. Митрополичьи покои. Здесь останавливается Патриарх, когда приезжает в Лавру. Над входом можно увидеть вензель ПК, т.е. Патриарх Кирилл, соответственно до этого был вензель с буквами ПА II.
19. Это Михеевский храм. В нем хранятся мощи преподобного Михея, ученика Сергия Радонежского. Храм примыкает к Трапезной палате с церковью преподобного Сергия или как по другому называют это место — Трапезная церковь.
20. В Трапезной получилось побывать внутри. Попросил разрешение пофотографировать — разрешили.
21. Далее несколько фотографий из Трапезной палаты.

30. Один из входов в Трапезный храм.
31. Одно из старейших сооружений Лавры это храм Сошествия Святого Духа или Духовский храм. Храм был построен в 1476 году.
32. В Лавре есть небольшое кладбище, на котором похоронены князья, архиереи, патриархи и просто знатные люди.
33. Потихоньку идем к выходу. Проходим по расписными арками Предтеченского храма в сторону Святых ворот.

40. Ну вот такая получилась небольшая экскурсия по Лавре.
41. Рядом есть небольшой сувенирный базарчик с огромным количеством всякой сувенирной лабуды с ценами на любой кошелек.
42. И еще раз смотрим на панораму Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Скажу честно, еще раз хочу там побывать, только выбрать для этого более теплое время года и уделить осмотру более пары часов. Возможно, лет через несколько получится съездить туда со своим семейством.
В следующий раз выложу несколько летних самолетов.

Троице-Сергиева Лавра — история обители

Троице-Сергиева Лавра основана одним из самых почитаемых на Руси святым — Сергием Радонежским. История обители связана со многими важными событиями Русского государства: Куликовская битва, тяжелый период монголо-татарского ига, борьба с иностранными интервентами и первые годы правления Петра Первого, — все эти страницы истории не прошли мимо монастыря.

Российские правители чтили Троице-Сергиеву лавру, приезжали сюда на богомолье и оказывали помощь монастырю. У стен Успенского собора похоронен царь Борис Годунов и члены его семьи — царица Мария, царевич Феодор и царевна Ксения, в монашестве Ольга.

Троице-Сергиева Лавра – это действующий мужской монастырь, расположен недалеко от Москвы, посетить его можно за однодневную поездку или во время тура по Золотому кольцу.

Троице-Сергиева лавра — основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так была основана ставшая позже знаменитой Троице-Сергиева Лавра.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте – на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Возведение каменных храмов Троице-Сергиевой лавры в XV веке

В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, монастырь был украшен новыми каменными постройками.

Троицкий собор

На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.

Троицкий собор – это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422-1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.

Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.

Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее, где и находится в настоящее время.

Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5-7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV—XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиев монастырь, расположенный на подступах к Москве, стал важной крепостью, призванной защитить столицу.

Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540-1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен – шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559-1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635-1638 годах
    • с юга – трехэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI-XVII веков
  • В 1686-1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692-1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Троице-Сергиева лавра в период правления Петра Первого

В конце XVII — начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи.

В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.

В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.

Открытие духовной семинарии

В XVIII веке Троице-Сергиева обитель была богата и имела большие земельные владения. О высоком авторитете обители говорит тот факт, что в 1742 году на ее территории была открыта Духовная семинария, а позже здесь разместилась Московская Духовная академия. В 1744 году указом Елизаветы обители было присвоено почетное имя Лавры.

Троице-Сергиева Лавра в Советское время

В мае 1920 года состоялось последнее богослужение и вскоре в помещении обители был организован историко-археологический музей. Вся братия была выселена и стала жить в трудовых коммунах. Через девять лет большая часть монастырских колоколов была снята и переплавлена, уцелели лишь колокол «Лебедь» 1593 года и «Никоновский» 1420 года.

Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь.

Троице-Сергиева Лавра – одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV — XIX веков. С 1993 года Троице-Сергиева Лавра находится под охраной Юнеско.

Около 1337 года там, где сейчас величественно возвышается Троице-Сергиева Лавра, был глухой лес, в котором Сергий Радонежский со своим братом Стефаном основали небольшую обитель, чтобы сосредоточившись в уединении, слать Создателю молитвы о помощи всей Руси.

Дело в том, что было это в те далекие времена, когда Русь страдала от постоянных опустошительных набегов ордынских войск. Спасая свою семью от гибели, родители будущего Сергия — Кирилл и Мария с тремя детьми бежали из Ростова в городок Радонеж. В конце жизни родители ушли в Хотьков монастырь, где впоследствии и скончались. А Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан решили стать отшельниками.

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию, и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым.

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу, в результате которой Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси.

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен, превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше, чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

История Сергиевой Лавры после революции

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.

В 90-х 20 века в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры. А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.

Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Спустя 31 год Троице-Сергиева Лавра меняет наместника из-за мусора?

  • E-mail

Один из влиятельных представителей клана лаврских — архиепископ Сергиев-Посадский Феогност — освобожден от руководства Троице-Сергиевой лавры. Его сменил бывший настоятель Донского монастыря епископ Парамон. Отставленный клирик был известен тем, что впервые в истории РПЦ поддержал народный протест против строительства мусорной свалки в окрестностях Лавры. Его преемник пока ничем не прославился на общественной ниве.

«Синод постановил освободить архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, викария патриарха Московского и всея Руси, от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выразив ему благодарность за многолетнее окормление святой обители и сохранив за ним обязанности викария патриарха Московского и всея Руси с титулом «Каширский» и председателя синодального отдела по монастырям и монашеству», — заявил журналистам глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

По его словам, наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» назначен епископ Бронницкий Парамон, викарий патриарха, с освобождением его от должности наместника Донского монастыря Москвы. В свою очередь наместником Донского монастыря с титулом «Бронницкий» решено назначить епископа Уржумского и Омутнинского Фому с освобождением его от управления Уржумской епархией.

От автора проекта «Альтернативная газета» Андрея Трофимова:

— Скажу честно, информация о том, что Феогноста отстранят, у меня была, но поверить в то, что это случится, было трудно, т.к. такие перестановки в РПЦ происходят крайне редко. Феогност был наместником лавры с 1988 года. Он был назначен на эту должность еще патриархом Пименом, именем которого и предлагал назвать улицу Карла Маркса в нашем городе. Позже, правда, выяснилось, что действующий патриарх был обижен на Пимена, и переименование остановили.

Говорят, в последнее время у Феогноста (Игоря Гузикова) сильно испортились отношения с теми, кто имеет власть в нашем районе. Однако его смену я бы полностью им не приписывал. Думаю, в немилость патриарху он, как и Евгений Пархаев, мог попасть по каким-то своим внутрицерковным делам.

http://altgazeta.ru/news/10911-namestnika-lavry-osvobodili-ot-dolzhnosti;

Как утверждает telegram-канал «Церквач»…

…Пожалуй, самая важная новость для всех лаврских: архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста (Гузикова) сняли с должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Владыка, в отличие от многих других архиереев, карьеристом никогда не был и умудрился сохранить в себе монашескую простоту. Его сменщик совсем из другого теста — патриарший викарий Парамон (Голубка) из клана Доровских-Голубок (https://t.me/cerkvach/539).

Парамон приходится родным братом казначею Архангельской епархии монахине Серафиме (Голубке), которая с помощью митрополита Даниила (Доровских) купила родной кровинушке перевод в Москву. Сам Парамон вообще-то метил в Финансово-хозяйственное управление, поближе к деньгам, но патриарх пока отдал ему только Лавру, где собираются строить «русский Ватикан» (https://t.me/cerkvach/283). Тут остается вспоминать народную мудрость: где хохол прошел, там еврею делать нечего. Лавра, держись.

Владыка Феогност теперь в странном положении — сам остался без монастыря, а руководит Синодальным отделом по монастырям и монашеству. Этот перекос будут исправлять на ближайших заседаниях Синода. Феогносту либо дадут другой монастырь, либо заберут отдел. На роль прораба строек «русского Ватикана» Феогност не годится.

14 апреля 2018 года в Посаде произошло уникальное в истории путинской России событие: РПЦ впервые, пусть и неофициально, поддержало протестную акцию. Местные жители выступили против строительства мусорного полигона в деревне Сахарово.

Полигон будут строить в 20 километрах от самой Лавры, как раз на такое расстояние смердят крупные подмосковные свалки при попутном ветре. Запланированная мощность — 600 000 тонн мусора ежегодно, в полтора раза больше, чем у скандального «Ядрово» в Волоколамске.

Наместник обители — патриарший викарий, архиепископ Феогност (Гузиков) — почуяв, чем дело пахнет, распорядился срочно провести молебен в защиту экологии и оказал помощь в организации митинга. Протестующие держали транспаранты «Мы против полигона ТБО на земле святого Сергия» и «Сергиев Посад — русский Ватикан или помойка?».

Аргументы властей о том, что в Сахарово будет не обычный полигон ТБО, а «мусороперерабатывающий комплекс», действия не произвели ни на монахов, ни на мирян: авторитет губернатора Воробьева нулевой, а у администрации города и вовсе отрицательный. Перерабатывать планировалось лишь 15% мусора, а остальные 500 000 тонн сваливать в кучу.

Забавно, что Воробьев — один из участников грандиозного проекта превращения «Ростехом» Сергиева Посада в «русский Ватикан» (см.: https://t.me/cerkvach/283). Одной рукой губернатор реконструирует город, а другой окружает его вонючими мусорными горами. Что ни говори, уникальный человек.

Учитывая, что митинги, в том числе и в Сергиевом-Посаде, были приурочены к дню рождения губернатора, 14 апреля, выходит, что Лавра де-факто поддержала общественное движение за отставку Воробьева. Как сказано в акафисте святому Сергию Радонежскому: «Радуйся Сергие, чистоты усердный хранителю, печалей злых во всяких приключениих отгонителю».

14 августа 2018 года власти Сергиева Посада наказали племянника Александра Меня протоиерея Виктора Григоренко за выступления против строительства огромного мусорного полигона в деревне Сахарово (https://t.me/cerkvach/310).

Полигон будут строить в 20 километрах от Лавры, как раз на такое расстояние смердят крупные подмосковные свалки при попутном ветре. Запланированная мощность — 600 000 тонн мусора ежегодно, в полтора раза больше, чем у скандального «Ядрово» в Волоколамске.

В середине апреля, ко дню рождения губернатора Андрея «Мусорного» Воробьева, жители Посада устроили митинг против полигона, причем их поддержал наместник обители — патриарший викарий, архиепископ Феогност (Гузиков). Владыка благословил провести молебен в защиту экологии и оказал помощь в организации митинга. Протестующие держали транспаранты «Мы против полигона ТБО на земле святого Сергия» и «Сергиев Посад — русский Ватикан или помойка?».

Протоиерей Виктор Григоренко выступил против строительства полигона в Сахарово на общественных слушаниях (см. видео (https://t.me/cerkvach/821)), причем схлестнулся там с министром экологии Подмосковья Александром Коганом. За это администрация сократила его должность замдиректора по музейной работе в краеведческом Культурно-просветительском центре «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня в микрорайоне Семхоз.

Рядом с «Дубравой» находится дом, в котором Мень жил с 1964 по 1990 год, и место его убийства, теперь там построены храм-часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи и еще один храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Григоренко вложил в работу Центра много сил, не считая того, что он имеет для его семьи личное значение.

«Священники теперь обязаны быть патриотами и неукоснительно проводить государственную (в том числе и региональную) политику. Шаг в сторону — сразу санкции», — комментирует (https://www.facebook.com/1798483615/posts/10209791194015406/) случай с Григоренко изгнанный за оппозиционность с должности ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» журналист Сергей Чапнин.

Троице-Сергиева Лавра

Видео: Троице-Сергиева Лавра

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра»

Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.

Панорама Троице-Сергиевой ЛаврыТроицкий собор

Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры

На территории монастыря расположено около 50 объектов, построенных в разное время. Чтобы осмотреть их, а тем более посетить церковные службы, одного скоротечного визита явно недостаточно. Туристам рекомендуется остановиться в гостиницах и хостелах в окрестностях обители и уделить знакомству с достопримечательностями монастыря несколько дней.

В старейшем культовом сооружении комплекса, возведенном в XV веке, хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны – чудотворные мощи преподобного Сергия. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но подлинники фресок не сохранились. О былой красоте изображения можно судить только по более поздним копиям. Одноглавая белая церковь, скромно замершая по соседству с собором, построена над могилой Никона Радонежского, верного ученика и преемника Сергия.

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

По замыслу крестившегося в Лавре Иоанна Грозного представительный Успенский собор должен был повторять очертания одноименного храма из ансамбля Московского Кремля. Однако новое здание стало не просто копией уже существующего, но самобытным произведением искусства: над оформлением иконостаса трудился знаменитый мастер Симон Ушаков, фрески выполнили выдающиеся представители московской иконописной школы. И здесь не обошлось без исторических захоронений: у стен Успенского собора сохранилась могила Бориса Годунова.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Ажурная пятиярусная колокольня, спроектированная архитектором Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века, по праву считается самой красивой в России. Когда-то здесь звучали десятки колоколов, но после революции они были безжалостно уничтожены и восстановлены только в XXI веке. Самый крупный из них, Царь-колокол, весит более 70 тонн.

Малые церкви и другие сооружения

Миниатюрную Духовскую церковь возвели в XV веке заезжие мастера из Пскова. Ее звонница расположена прямо под куполом, что совершенно нетипично для московской архитектуры. Богато декорированный надвратный Предтеченский храм построен над восточным входом в монастырь по инициативе купцов Строгановых. Праздничное красно-белое здание стало выдающимся образцом барочной русской архитектуры. Самая миниатюрная церковь комплекса, Михеевская, появилась в XVIII веке на том месте, где Сергию Радонежскому когда-то явилась Богородица. Рядом с Успенским собором с 8 утра до 8 вечера открыта нарядная часовня: ее возвели над источником целебной воды.

Троице-Сергиева Лавра с высотыБелокаменные стены ЛаврыУсыпальница Годуновых План территории лавры с достопримечательностями

Информация для туристов

Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.

Уточья башня

Правила поведения в Лавре

Поскольку Троице-Сергиева Лавра прежде всего действующий монастырь, к поведению и внешнему виду посетителей предъявляются строгие требования. Женщины должны быть одеты в юбки или платья без декольте, закрывающие колени. В этот день лучше обойтись без макияжа и повязать платок на голову. Мужчинам не следует появляться в храмах в шортах и бриджах. На территории Лавры, в ее ресторанах, кафе и гостиницах запрещено курить и употреблять алкоголь. Фотосъемка разрешена с некоторыми ограничениями: нельзя снимать службу и монахов, даже просто проходящих по двору, внутри зданий не используют фотовспышку, чтобы не повредить настенным росписям.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Где остановиться

Лавре принадлежит несколько недорогих гостиниц для паломников на территории Сергиева Посада. Гостиница «Вознесенская» с 4-8-местными номерами и удобствами на этаже открыта в 10 минутах ходьбы к юго-востоку от Лавры в заметном издалека ярко-красном здании на одноименной улице. Поток желающих поселиться в этом хостеле всего за 300-350 рублей в сутки всегда велик, поэтому места бронируют минимум за месяц. Примерно на таком же расстоянии к северо-востоку от Лавры, на проспекте Красной Армии, расположена гостиница «Старая Монастырская», построенная почти 200 лет назад на живописном берегу Белого пруда. Это классический отель со всеми удобствами с номерами от эконом-класса до люксов. В обоих корпусах можно полноценно пообедать, утолить легкий голод свежей монастырской выпечкой можно в кафе прямо в Лавре, во время экскурсий.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Религиозные службы

Православный канон запрещает монастырям проводить обряды отпевания, венчания, крещения, но в Лавре можно заказать заупокойные и заздравные молитвы за родных и близких. Ежедневные службы для паломников проходят в Троицком соборе: заутреня в 5-6 часов, затем каждые 2 часа акафисты преподобному Сергию. Дополнительную нагрузку в праздничные дни принимает на себя Успенский собор: в 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя, а в 8:30 – Поздняя Литургия. На Пасху и во время Великого Поста расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуется предварительно уточнять информацию в телефонной справочной монастыря.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх