Помост

Вопросы веры

Кто такой епископ?

Епископ

Кто такой епископ?

В 988 году, после Крещения Руси, в Православии появилось особое сословие — духовенство. Одним из главнейших священнослужителей в Церкви является епископ. Кто такие епископы и, почему они появились в Православной Церкви? За какие заслуги дают такое почетное звание?

Те, кто читал Новый Завет знают, что в самом начале Завета нет ни одного упоминания о епископах в христианстве. Почему? Во времена становления нашей веры не было не только разделения на православие, католичество и, тем более, самую молодую конфессию — протестантизм. В те времена не существовало и Церковной иерархии. Апостолы, ученики Христа пошли учить все народы. Епископами, что в переводе означает «надзирающий» называли главу христианской общины. Со временем епископы стали третьей степенью священства, возглавив пресвитеров и диаконов. Интересно, что звание епископа существует в Ветхом Завете. Епископом в первом послании апостола Петра называется сам Иисус Христос — «блюститель душ наших».

В Новом Завете упоминание о епископе встречается в:

Постепенно епископы стали получать и другие почетные звания:

  • Архиепископ;
  • Митрополит;
  • Патриарх.

Первые епископы получили важный дар — апостольское преемство. Епископов также принято называть архиереями — старшими иереями.

В XX веке началось реформационное движение, которое хотело разрушит сложившиеся в Православной Церкви устои, в том числе, институт епископата. Иерархия «Обновленцев» выступала против традиций. Они отказались от целибата для епископов, вступали в брак, носили другое облачение. Это движение не прижилось и не имело достаточно большого количества последователей.

В современной Русской Православной Церкви епископов становится все больше, а епархии делятся на меньшие территории.

Кто может стать епископом?

Сразу стать епископом — невозможно. Для начала нужно пройти весь путь в иерархии духовенства. Рукоположить в епископы может только собор епископов, состоящий минимум из двух священнослужителей. Епископом может стать священнослужитель, имеющий особые заслуги перед Богом и Церковью.

Сейчас Церковная иерархия выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

У епископа несколько правительственных степеней:

  • Патриарх;
  • Митрополит;
  • Архиепископ;
  • Экзарх.

Митрополит

Функции епископа

«Так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος-блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире.
Таким образом, высшая в собственном смысле правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам – их преемникам; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении; а прочие члены клира – служебными лицами».

(c)
протоиерей Василий Певцов. Лекции по церковному праву.

Епископ, получив апостольское преемство, имеет право исполнять все Таинства Церкви:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Он является вышестоящим священноначалием для настоятелей храмов в своем регионе. Каждый епископ отвечает за определенную область, контролирует ее, помогает решать сложные вопросы.

Только епископ имеет право освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, которого епископ назначил.

Епископ — пример для духовенства и мирян. За недостойное поведение его могут лишить сана.

Поскольку такое служение требует полной отдачи от человека, только монашествующий священник может претендовать на роль епископа. Безбрачие епископов — обязательное условие.

Крещение Руси в 988 году и государство Русь

Схема чина хиротонии во епископа

Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение Патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.

Епископ, который строит храм

Епископ… Каковы наши первые ассоциации с этим словом? Торжественная архиерейская служба, прекрасный хор, расшитое облачение. Сегодня мы приглашаем вас посмотреть на другую сторону жизни епископа, по кирпичику строящего храм.

Монах с тачкой — это Преосвященный Евтихий, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха. Таким образом он часто проводит свое свободное время.

Епископ Евтихий и послушник Евгений на строительстве храма преп. Петра Столпника в деревне Ершово (Безруково) родине П.П.Ершова. В свое время П.П.Ершов ходатайствовал от имени крестьян родной деревни перед епархиальным начальством о строительстве храма и из своих средств оказывал помощь в строительстве. Тот храм был взорван в 1969 г.

Фотограф: odnodum

Епископ — это кто такой в православии?

Что означает слово «епископ» и какую роль этот чин выполняет в церкви? В переводе с греческого это слово означает «надзиратель», «блюститель». В православии епископ – это высшая степень священства.

К православной церкви (в общем смысле) принадлежит народ божий, который можно по возрастанию чинов разделить на 3 категории:

  • миряне (обычный народ, из которого выбирают служителей);
  • церковнослужители (чтецы и сторожа, трудники, старосты и прочие);
  • священнослужители (диаконы, священники и епископы, которые главенствуют в этой категории).

Рангом ниже епископа находятся священники, еще ниже – диаконы. Священнослужителей называют также клиром или духовенством. Диаконы и священники подразделяются на белых и черных. Белым разрешено жениться, черным же предписано строгое воздержание от брака, монашество, полное погружение в служение и отречение от мирского. У таких людей нет собственности, нет воли, нет жены. Только черное духовенство допущено до управления церковью.

Вот какое определение слова «епископ» дается нам в словаре: в античной Греции так называли эмиссаров, которые направлялись правящими лидерами государства в союзные Афинам страны, для обеспечения контроля соблюдения взаимных договоренностей. Иными словами – это были надзиратели.

Хранитель земли и носитель апостольской благодати

Епископ является правопреемником по апостольской благодати. Он рукополагается несколькими епископами на Литургии, перед чтением Апостола, на голову назначаемого возлагается Евангелие письменами вниз (как бы передавая информацию Священного Писания в мозг возводимого в чин епископа).

Епископ – это сан, существующий в церквях, в которых сохраняется апостольское преемство, в том числе католических и протестантских, где признается епископское служение.

Многие привыкли думать, что епископ является высшим духовным лицом, к которому все относятся с великим почтением, и это правильно. Но рассматривать его стоит все же не как человека, а как носителя благодати Святого Духа. Бог возлагает на епископа большую ответственность за «благоустройство» церковной жизни на вверенной ему земле, за соблюдение на этой территории всех правил и канонов Божьих. Он отвечает за все хорошее и плохое, что происходит в зоне его ответственности, за все блага и разрушения. Епископ – это своего рода «ангел-хранитель». Если его нет, ни о какой Церкви (в духовном смысле), речи идти не может.

Заслуженные епископы носят звания архиепископов. В столицах мы слышим про митрополитов — именно так называют этих священнослужителей в главных городах мира. Случаются ситуации, когда один епископ не может справиться, и ему назначается в помощь другой, наместник, которого называют викарием. Обычно он не имеет своего прихода.

Иерархия

Епископ — это лицо, которому подчиняются священники (иереи), потому такого священника называют архиереем (начальником иереев). Подчиненные епископа могут совершать большинство святых таинств, в их функции входят исповеди людей, проведение Божественной литургии, обряды венчания и т. д. Они руководят религиозной жизнью местных приходов, где могут занимать посты настоятелей.

Значение слова «епископ» в переводе с греческого – «надзиратель». По сути это руководитель церкви, «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Он занимается администрированием, распределением должностей и финансовых потоков. Это его «мирские» функции.

В духовном смысле православный епископ символизирует собой высшую благодать священства и вбирает в себя всю полноту власти апостола, являясь главным учителем местной церкви и мирян, церковнослужителей и священнослужителей.

Христос дал людям закон – «Евангелие», подарил семь церковных Таинств:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Этот священнослужитель исполняет все эти таинства.

Только православный епископ может освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, назначенный им.

Наконец, епископ является не только надзорным, но и судебным органом над местным духовенством, кроме того, он управляет имуществом церкви. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной церкви.

Только тот может стать епископом, кто принял монашеский постриг.

Евхаристия

Епископ — это прежде всего то лицо, кто совершает Евхаристию, проведение которой также может быть поручено епископом священнику.

Евхаристия – главное Таинство Церкви, в его процессе реализуется призвание христианина – единение с Господом, благодарение Всевышнего через молитвы и вкушение хлеба и вина как символов истинных Тела и Крови Иисуса. Молясь и вкушая, христианин становится единым целым с Христом.

Все церковные праздники знаменуются совершением Евхаристии, которая лежит в основе главного церковного богослужения – Божественной Литургии.

Древняя православная церковь

В первые века, в страшное время гонений христиан, епископы становились мучениками за их веру и служение, их пытали и уничтожали самым жестоким образом.

Древняя церковь характеризовалась присутствием в ней сана хор-епископа, то есть сельского главы церкви. В каждом населенном пункте назначался свой епископ, которому помогали священники. С течением времени и развитием жизни наблюдался рост числа прихожан, епископ, не справляясь с объемом работы, начинал постепенно передавать часть работы священникам через антиминс – это специальный плат для священнодействия. Таким образом, он разгружал себя, делегируя свои полномочия.

Епископ — это ответственное лицо за благоустроение жизни церковной, а священник — его помощник в несении этого служения.

Только безбрачные

В самом начале становления епископства на христианской земле епископ мог быть как безбрачным, так и женатым. С течением времени стало понятно, что эта деятельность требует от людей полной самоотдачи и отречения от всего земного, то есть епископ должен стать полноценным монахом.

По сути монах — это «воин Христов», приносящий великую духовную присягу. Он дает Всевышнему обет безбрачия, послушания, то есть полного отречения от своей воли, и обет нестяжания – то есть монах не должен иметь своего имущества. В таком формате и служит монах Господу на этой земле либо в отшельничестве, либо в монастырях.

Церковные общины именно таких людей призывали на епископское служение, это духовно опытные, крепкие, сильные духом и ничем мирским не обремененные, не имеющие забот о своей семье и близких. Только такой человек может искренне, целиком и полностью отдаваясь, служить Господу. Так сформировался институт монаха-епископа.

20-й век: попытки разрушить традиции

В двадцатом веке в 20-30-е годы началось движение, приверженцы которого пытались повлиять на власть и разрушить сложившиеся устои церковной жизни. Возникла так называемая параллельная иерархия «обновленцев» — появились митрополиты и епископы в кожаных одеждах поверх ряс и в красных штанах с лампасами, они женились и создавали семьи, разводились и опять вступали в брак. При этом они действовали, как они считали, от имени Церкви, а по сути с церковной точки зрения это было беззаконием. Вскоре это движение было ликвидировано, и устои вернулись на круги своя.

Ответственность

Епископ — это ответственное лицо за всю паству вверенного ему региона, значит, он несет большую ответственность, чем священник. И само собой, имеет больше полномочий.

А судьи кто?

Весь церковный народ обязан жить по закону Божьему и не нарушать его. А епископ тем более. Одно то, что обозначает слово «епископ» — «блюститель», предписывает для этого чина соблюдение людьми всех законов, предписанных Всевышним, и сам он также обязан их соблюдать.

Если епископ в церкви ведет себя ненадлежащим образом, его по церковной традиции могут лишить сана. Если дела епископа приводят к разрушению, в епархии епископа творятся мерзости и царит беззаконие, собор епископов с благословения Святейшего Патриарха выносит решение, что своими делами епископ разрушает апостольское служение, и полагает низвергнуть его из сана. После этого экс-епископ становится монахом или мирянином.

Эпископ

Значения в других словарях

  1. эпископ — Эпископа, м. (физ.). Прибор, при помощи к-рого можно получать на экране изображение непрозрачных рисунков и предметов. Большой словарь иностранных слов
  2. эпископ — Эпископ, эпископы, эпископа, эпископов, эпископу, эпископам, эпископ, эпископы, эпископом, эпископами, эпископе, эпископах Грамматический словарь Зализняка
  3. ЭПИСКОП — (эпипроектор), проекционный аппарат для получения на экране изображений непрозрачных объектов (разл. предметов и деталей, чертежей, рисунков, фотографий). Принципиальная оптич. схема Э. приведена на рис. 2 ст. (см. ПРОЕКЦИОННЫЙ АППАРАТ). Физический энциклопедический словарь
  4. эпископ — -а, м. Оптический прибор для получения на экране изображений непрозрачных объектов (картин, чертежей, предметов и т. п.). Малый академический словарь
  5. эпископ — эпископ м. Оптический прибор для проецирования на экран изображения непрозрачных рисунков или предметов при помощи отраженного от них света. Толковый словарь Ефремовой
  6. эпископ — ЭПИСКОП -а; м. Оптический прибор для получения на экране изображений непрозрачных объектов (картин, чертежей, предметов и т.п.). Толковый словарь Кузнецова
  7. эпископ — сущ., кол-во синонимов: 2 эпидиаскоп 2 эпипроектор 2 Словарь синонимов русского языка
  8. эпископ — орф. эпископ, -а (прибор) Орфографический словарь Лопатина
  9. эпископ — Эпи/ско́п/ (прибор). Морфемно-орфографический словарь
  10. эпископ — ЭПИСК’ОП, эпископа, ·муж. (от ·греч. epi — над и skopeo — смотрю) (физ.). Прибор, при помощи которого можно получать на экране изображение непрозрачных рисунков и предметов. Толковый словарь Ушакова
  11. эпископ — ЭПИСКОП а, м. épiscope m. <�гр. episkopeo см. на что-л. Оптический прибор для проецирования на экран изображения непрозрачных рисунков или предметов при помощи отраженного от них света. БАС-1. — Лекс. СИС 1937: эпископ. Словарь галлицизмов русского языка

Епископ: служение или «функция»?

Вопрос о епископате и епископе как носителе управления, учительства и священнодействия в Церкви является одним из важнейших. Отношение Православной Церкви к поставлению епископов, естественно связано с позицией Православия в более общем вопросе: является ли епископство особым богоустановленным служением в «царственном священстве» всех христиан (I Петр.2,9), получающим свое право и свое бытие только через преемственное рукоположение от апостолов или оно есть служебная функция христианского общества, которое сохраняет апостольское учение.

Для прояснения вопроса логично будет обратиться к Священному Писанию, Преданию и текстам Святых Отцов.

Книга Деяний Апостольских

Книга Деяний дает для решения этого вопроса формально весьма немногое, так как пресвитеры, упоминаемые в ней, не могут в пределах ее текста быть точно идентифицированы с епископами или священниками. Однако та же книга Деяний с несомненностью показывает, что одним из важнейших, основополагающих признаков Церкви является преемственность жизни в ней. Как апостолы преподают подлинное учение Христово, так и их преемники оказываются своего рода гарантами той же истины в последующее время. Каждый епископ не только «преемник» апостолов, но и «свидетель» всей полноты церковного учения, того, как сохраняется оно в Церкви, и потому для нас особенно важны свидетельства древнейших отцов, живших непосредственно в послеапостольское время о значении рукоположения, преемственно идущего от апостолов, для епископства, о богоустановленности этого служения в Церкви.

Св. Отцы I-III веков

Приведем некоторые высказывания св. Отцов I-Ш веков:

Св. Климент Римский: «Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога… Проповедуя по различный странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли во епископы и диаконы для будущих верующих».

Он же: «И апостолы наши знали чрез Господа Нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предвидение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужьями, с согласия всей Церкви… И немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства».

Итак, по св.Клименту, апостолы сами ставили епископов и установили «закон» преемства в этих доставлениях на будущее.

в своих посланиях пишет о епископском служении как установленном Самим Господом Иисусом Христом и, отсюда, о величии этого служения. Обращаясь к церкви Филадельфийской, он, например, пишет: «Приветствую её кровию Иисуса Христа, которая есть вечная и непрестающая радость для верующих, особенно если они находятся в единений с епископом и его пресвитерами и диаконами, поставленными изволением Иисуса Христа, которых по благоволению Своему Он непоколебимо утвердил Святым Духом Своим».

У св. Иринея Лионского мы узнаем, что апостолы поставили, например, первого епископа Римского Лина, и далее он последовательно перечисляет его преемников до своего времени включительно: «… ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранилась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде»

Св. Ириней даже пишет: «Все, желающие видеть истину могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас…».

Св. Ириней, пользуясь еще апостольской терминологией, не делает иногда различия между понятиями «пресвитер» и «епископ», однако в то же время очень четко высказывается о наличии постоянной апостольской преемственности в Церкви. Так он призывает: «Поэтому надлежит следовать пресвитерам в Церкви, тем, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников…».

Иными словами «апостольское преемство» есть преемство самой жизни Церкви, но так как единство жизни осуществляется в видимом единстве людей, то Церковь имеет и видимый признак или форму: преемство епископов от апостолов через доставление.

Очень важным представляется следующее свидетельство Климента Александрийского. Рассказывая о последних годах жизни апостола Иоанна Богослова, Климент пишет: «Когда по смерти тирана он возвратился с острова Патмос в Ефес, предпринял он путешествие по соседним местностям для привлечения (ко Христу) язычников, поставлена епископов, введения порядка в церквах, поставления в клир одного или нескольких, назнаменованных Духом Святым». Как справедливо замечает В. Экземплярский, «из этого места несомненно, что по воззрениям Климента во времена апостольские не признавалось права за самими обществами верующих поставлять себе членов клира». Таковое право принадлежало только апостолам и, как свидетельствуют другие отцы, непосредственно поставленным ими и их преемниками епископам (пресвитерам).

Из древнейшего периода Церкви можно привести еще несколько отеческих свидетельств, подтверждающих данную мысль.

Св. Ипполит Римский: «Во епископа да поставляется избранный всем народом, и когда он будет назван и понравится всем, пусть народ соберется вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех, да возложат они руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании. Пусть сохраняют молчание все, молясь в сердце, вследствие нисхождения Духа. Один из присутствующих епископов, по просьбе всех, возлагая руку на того, который посвящается во епископа, пусть молятся, говоря так».

Св. Киприан Карфагенский: «Надобно тщательно хранить и соблюдать то, что по Божественному преданию и апостольскому примеру и соблюдается у нас почти во всех странах: для правильного доставления все ближайшие епископы должны собираться в ту паству, для которой поставляется предстоятель, и избрать епископа в присутствии народа…» и т.д.

Представляется важным и следующее замечание св. Киприана, что например, в Риме Корнелий «поставлен во епископа многими нашими товарищами», точнее, «шестнадцатью соепископами».

Еще более четко мысль об апостольской преемственности рукоположений выражена у современника и единомышленника св. Киприана епископа Фирмилиана: «… власть отпускать грехи дарована апостолам…, а затем епископам, которые наследовали их по преемству посвящения».

Правила святых апостолов

Авторитетным голосом древнецерковного учения являются т.н. Правила святых апостолов, в которых по данному вопросу находим следующее указание: «Епископа да поставляют два или три епископа» (правило I). «Пресвитера и диакона и прочих причетников да постав­ляет один епископ» (правило 2).

Вывод из совокупного голоса отцов Церкви первых трех столетий

Вывод этот вполне очевиден:

а) Епископское служение есть служение высшее в Церкви, и оно не людьми установлено, но исходит от Бога Отца и Господа Иисуса Христа и совершается через особое действие Духа Святого.

б) Епископ (предстоятель местной Церкви) получает благодать и власть в Церкви по прямому преемству рукоположений, идущих непосредственно от самих апостолов. Таково «Божественное предание» и «закон» посвящений в древней Церкви эпохи первых трех веков.

Продолжение следует…

Деян.11,30; 14,23; 15,46; 16,4; 20,17

Св. Климент Римский. Первое послание к Коринфянам, 42.

Св. Климент Римский, Первое послание к Коринфянам, 44.

Св. Игнатий Антиохийский, Обращение и гл.1.

Кн. З, гл. З, §1.

Св. Ириней Лионский. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Книга 3, гл.3, §1.

Климент Александрийский. Кто из богатых спасется, § 42.

В. Экземплярский. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства, Киев,1904, с. 80.

Апостольское предание св. Ипполита Римского, гл.2.

Св. Киприан Карфагенский. Творения. Письмо к клиру и народу испан­скому, Киев, 4.1, 1891, с. 317

Там же, письмо к Антониану…, с.222.

Там же, с. 235.

Там же, Письмо к Киприану, т.2, с. 333.

владыка

См. также владыко.
В Википедии есть страница «владыка».

Русский

В Викиданных есть лексема владыка (L96684).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. влады́ка влады́ки
Р. влады́ки влады́к
Д. влады́ке влады́кам
В. влады́ку влады́к
Тв. влады́кой
влады́кою
влады́ками
Пр. влады́ке влады́ках
Зв. влады́ко

вла-ды́-ка

Существительное, одушевлённое, общий род (может согласовываться с другими частями речи как мужского, так и женского рода), 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -влад-; суффикс: -ык; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. книжн. повелитель, обладающий всем, властелин ◆ Владыкой мира будет труд. «Интернационал» ◆ В Петербурге нет времени ни для науки, ни для чтения, а владыка — язык французский. А. А. Бестужев-Марлинский, «Фрегат «Надежда»», 1833 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Такими простыми мерами, какие мною описаны, княгиня без фраз достигла того, что действительно вошла в народ, или, как нынче говорят: «слилась с ним» в одном русле и стояла посреди своих людей именно как владыка, как настоящая народная княгиня и госпожа… Н. С. Лесков, «Захудалый род», 1874 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. церк. архиерей обычно с оттенком почтительности ◆ Мне было двадцать лет, и уже преосвященнейший владыка нашей епархии назначал меня ставленником в диаконы; из милости к отцу моему и ко мне ожидал только хорошей ваканции, т.е. чтобы поставить меня диаконом в сытное место, где бы мне можно было со временем быть и священником. О. М. Сомов, «Сватовство», 1831 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Я это наверное знаю, потому что наш владыка был здесь в Петербурге, и его регент, который с ним тоже был здесь, все это мне самой рассказывал. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Однажды, по какому-то, чуть ли не официальному случаю, владыка должен был обедать у губернатора. В. В. Крестовский, «Панургово стадо», 1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. повелитель, властелин, властитель, господин
  2. архиерей

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • своя рука — владыка

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: overlord, sovereign
  • Старославянский†cu: владъіка
  • Шведскийsv: (hans) högvördighet (sv) общ.

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх