Помост

Вопросы веры

Кто такой иосиф

Предлагаем вам серию библейских рассказов для детей. В данной статье вы найдете историю об ИОСИФЕ для детей. История снабжена красочными иллюстрациями.

Другие библейские истории для детей можно найти .

ИСТОРИЯ ИОСИФА – библейский сюжет для детей

У Иакова, которому Бог дал имя Израиль, было двенадцать сыновей. Всех их любил отец, но больше всего любил Иосифа, за то, что он был кроток, послушен и всегда говорил правду. Однажды Иаков сшил для Иосифа красивое платье. Другие его сыновья, увидев это платье, рассердились, возненавидели Иосифа и ждали только случая, чтобы сделать ему какую-нибудь неприятность. Такой случай скоро представился.

Один раз старшие сыновья Иакова погнали стада на пастбище далеко от родительского шатра, а Иосиф остался дома. Отец говорит ему:

— Милый сын, пойди проведай братьев, узнай, где они, и здоровы ли они.

Как послушное дитя, Иосиф тотчас отправился в путь. Долго ходил он по полям, пока не отыскал братьев. Но завистливые братья, увидев его издали, сказали меж собою:

— Вот идёт наш брат Иосиф, давайте убьём его!

Братья продают Иосифа

Один только старший восстал против этого злого намерения и сказал братьям:

— Зачем убивать нам Иосифа, бросим лучше его в глубокий безводный ров!

Это он придумал для того, чтобы ночью прийти потихоньку от братьев и спасти Иосифа. Все согласились на это. Когда Иосиф подошёл, они схватили его, сорвали с него красивую одежду и бросили в тёмную яму. Едва успели они сделать это, как, смотрят, проезжает мимо большой караван чужестранных купцов.

Тогда они решили иначе. Они сказали:

— Нехорошо нам оставить Иосифа в колодце, чтобы он умер там без пищи, ведь он брат наш; не лучше ли продать его этим купцам?

Старшего брата здесь не было, а прочие обрадовались этой злой выдумке.

Они позвали купцов и говорят им:

— Купите у нас этого мальчика!

Те не отказались, заплатили деньги, а Иосифа увели с собою.

Горько плакал Иосиф и со слезами говорил:

— Милые братья, не отдавайте меня чужим людям, отпустите меня к моему дорогому отцу!

Но не послушали жестокие братья.

Когда Иосифа увели уже далеко, они разделили полученные деньги и забыли о нём.

В это время возвратился старший брат. Он узнал о злом, бессердечном поступке братьев, плакал и говорил им:

— Что же мы скажем теперь нашему бедному отцу?

Но остальные придумали следующее: они зарезали козлёнка, выпачкали его кровью одежды Иосифа, отнесли к отцу и сказали:

— Вот это мы нашли в пустынном поле!

Иаков узнал платье своего любимого сына. В страшной горести он разорвал на себе одежды и воскликнул:

— Нет больше моего милого Иосифа! Лютый зверь растерзал его! Нет моей радости! Буду плакать и скорбеть, пока не сойду в могилу!..

Сыновья видели слёзы и скорбь престарелого отца, но не могли и не смели утешить его, так как сами причинили ему это горе. А Иосифа купцы отвезли в Египетскую землю и продали в рабство. Добрый и кроткий Иосиф усердно молился Богу, и Господь не забыл своего верного слугу, Он сделал его великим и знатным человеком.

Бог дал Иосифу большой ум и способность объяснять сны, и однажды он объяснил сны двум придворным египетского царя. Поэтому, когда и сам царь увидел странный сон, он велел позвать к себе Иосифа и сказал ему:

— Мне приснился сон, и вот никто не умеет объяснить, что этот сон означает. Мне снилось, что из реки Нил вышли семь коров, красивых и жирных, а за ними вышли ещё семь коров, худых-прехудых, и эти коровы бросились на первых и съели их. Потом, — продолжал фараон, — мне снилось ещё, будто выросли семь колосьев, полных зёрнами, а на другом стебле выросли семь колосьев совершенно пустых, и эти пустые колосья съели первых. Я слышал, что Бог дал тебе способность объяснять сны, скажи же, что означают они?

Иосиф помолился Богу и сказал царю:

— Семь тучных коров и семь полных колосьев означают, что в твоей земле будет семь лет обильного урожая. Хлеба будет столько, что люди не будут знать, куда и девать его. Семь коров тощих и семь колосьев пустых означают, что после урожая наступят семь лет голода. Не будет дождей, засохнут поля, и нигде не вырастет ни былинки. За эти семь лет люди съедят все запасы и могут умереть от голода. Поэтому выбери, государь, умного человека и прикажи ему сделать большой запас хлеба в урожайные годы.

Царь пришёл в восторг от ума Иосифа и воскликнул:

— На тебе Дух Божий! И могу ли я найти человека умнее тебя?

Он надел на Иосифа дорогую одежду, дал ему свой перстень и золотую цепь на шею и сделал его своим первым министром.

Этот фараон был очень добрый. Он любил всех своих подданных и не хотел, чтобы они страдали от голода. Нет несчастья и горя больше голода, когда ни людям, ни животным нечего кушать, и они едят кору с деревьев и вредные травы и умирают в страшных мучениях. В такую тяжкую пору умные и добрые дети, получая от родителей деньги на игрушки и на лакомства, не покупают ни лакомств, ни игрушек и отдают деньги на хлеб бедным.

Иосиф открывается братьям

Слова Иосифа исполнились. После урожайных годов наступил голод. В той земле, где жил Иаков, отец Иосифа, также не было хлеба, и братья Иосифа пришли в Египет за покупкою его. Продажею запасного хлеба заведовал Иосиф, и они обратились к нему, но не узнали когда-то проданного брата. Ведь теперь Иосиф был такой знатный и важный!

Однако Иосиф узнал их, и, когда они явились за хлебом вторично, он заплакал от радости, начал обнимать и целовать братьев и говорил им:

— Дорогие братья, я брат ваш Иосиф, которого вы когда-то продали. Братья очень испугались, что теперь Иосиф отомстит им за зло, которое они ему причинили. Но Иосиф успокоил их:

— Милые братья! То зло, которое вы мне сделали, Господь обратил в добро. Теперь я знатен и богат и могу спасти вас от голода!

Царь тоже узнал, что к Иосифу приехали братья. Он велел им привезти сюда своего отца Иакова и, когда он приехал, подарил ему прекрасную землю для жительства.

Много лет Иаков не видел любимого сына, считая его погибшим, но теперь счастью его не было предела, и скоро он со всем своим семейством переехал в Египет.

ИОСИФ (ПРОРОК)

Бу­ду­чи позд­ним ре­бён­ком («сы­ном ста­рос­ти», Быт. 37:3), Иосиф был осо­бен­но об­лас­кан сво­им от­цом, что по­сто­ян­но воз­бу­ж­да­ло рев­ность брать­ев (Быт. 37:4). При­чи­ной осо­бен­ной не­на­вис­ти брать­ев к 17-лет­не­му Иосифу явил­ся его рас­сказ о сво­их снах, в од­ном из ко­то­рых ему по­кло­ни­лись солн­це, лу­на и один­на­дцать звёзд (весь дом Иа­ко­ва; Быт. 37:9). Ко­гда Иа­ков по­слал Иосифа на­вес­тить брать­ев в их ко­че­вье в До­фа­не, вид при­бли­жаю­ще­го­ся Иосифа вы­звал в брать­ях та­кую не­на­висть, что они за­мыс­ли­ли убить его. Ру­вим, втай­не на­де­ясь спа­сти Иосифа, пред­ло­жил бро­сить его в ров (Быт. 37:18-24). В от­сут­ст­вие Ру­ви­ма ми­мо ко­че­вья про­хо­дил тор­го­вый ка­ра­ван, на­прав­ляв­ший­ся в Еги­пет, и бра­тья по пред­ло­же­нию Иу­ды про­да­ли Иосифа за 20 мер се­реб­ра. Что­бы скрыть зло­дея­ние, бра­тья, ра­зо­рвав и вы­пач­кав кро­вью оде­ж­ды Иосифа, при­нес­ли их от­цу как сви­детель­ст­во то­го, что Иосиф рас­тер­зан в пу­ти хищ­ни­ка­ми (Быт. 37:25-35).

В Егип­те Иосиф был про­дан са­нов­ни­ку фа­рао­на По­ти­фа­ру (Быт. 37:36; 39:1). Бы­ст­ро сни­скав бла­го­во­ле­ние гос­по­ди­на, Иосиф был на­зна­чен до­мо­пра­ви­те­лем (Быт. 39:2-6). Од­на­ко вско­ре По­ти­фар по на­ве­ту сво­ей же­ны, без­ус­пеш­но пы­тав­шей­ся со­блаз­нить Иосифа, за­то­чил его в тюрь­му (Быт. 39:7-20). В за­клю­че­нии Иосиф до­бил­ся рас­по­ло­же­ния на­чаль­ни­ка тюрь­мы, по­ста­вив­ше­го его над все­ми уз­ни­ками (Быт. 39:21-23). То­гда же Иосиф ис­тол­ко­вал сны на­хо­див­ших­ся в за­то­че­нии хле­бо­да­ра и главного ви­но­чер­пия фа­рао­на: пер­во­му пред­ска­зал ско­рую казнь, вто­ро­му — ос­во­бо­ж­де­ние и вос­ста­нов­ле­ние в долж­но­сти. Пред­ска­за­ние Иосифа сбы­лось, од­на­ко на­чаль­ник ви­но­чер­пи­ев, не­смот­ря на прось­бу Иосифа хо­да­тай­ст­во­вать за не­го пе­ред фа­рао­ном, вспом­нил о нём лишь че­рез два го­да, ко­гда ни­кто из муд­ре­цов не смог ис­тол­ко­вать сон фа­рао­на (Быт. 40-41:1-8). Дос­тав­лен­ный ко дво­ру, Иосиф ис­тол­ко­вал сон как пред­зна­ме­но­ва­ние се­ми лет изо­би­лия, на сме­ну ко­то­рым при­дут семь не­уро­жай­ных лет, и со­ве­товал соз­дать в те­че­ние изо­биль­ных лет про­до­вольственные за­па­сы, ко­то­рые по­зво­лят пре­дот­вра­тить го­лод в по­сле­дую­щие не­уро­жай­ные го­ды (Быт. 41:1-36). Фа­ра­он по­ру­чил осу­ще­ст­в­ле­ние пла­на са­мо­му Иосифу, на­де­лив его ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чия­ми (Быт. 41:37-40, 46).

Бла­го­да­ря Иосифу в пе­ри­од тя­жё­лой за­су­хи Еги­пет стал жит­ни­цей для ок­ру­жаю­щих стран (Быт. 41:57). За зер­но зем­ле­вла­дель­цы от­да­ва­ли фа­рао­ну свои по­ля, и та­ким об­ра­зом все зем­ли Егип­та пе­ре­шли в лич­ное вла­де­ние фа­рао­на. С на­сту­п­ле­ни­ем го­лод­ных лет де­сять брать­ев Иосифа при­бы­ли в Еги­пет, что­бы ку­пить зер­но, и пред­ста­ли пе­ред Иосифом, ко­то­ро­го не уз­на­ли. Он не от­крыл­ся брать­ям, обо­шёл­ся с ни­ми край­не су­ро­во и, об­ви­нив в со­гля­да­тай­ст­ве, со­дер­жал их три дня под стра­жей (Быт. 42:7-17). За­тем, по­тре­бо­вав, что­бы в до­ка­за­тель­ст­во сво­ей не­ви­нов­но­сти они при­вез­ли к не­му млад­ше­го бра­та Ве­ниа­ми­на и ос­та­вив за­лож­ни­ком Си­ме­о­на, от­пус­тил брать­ев до­мой с зер­ном (Быт. 42:18-38). Жес­то­кий го­лод и уго­во­ры сы­но­вей по­бу­ди­ли Иа­ко­ва со­гла­сить­ся на раз­лу­ку с Ве­ниа­ми­ном. По воз­вра­ще­нии брать­ев Иосиф ос­во­бо­дил Си­ме­о­на и при­гла­сил их на тра­пе­зу. При­ка­зав упра­ви­те­лю тай­но по­ло­жить уп­ла­чен­ные брать­я­ми за зер­но день­ги в их меш­ки, а в ме­шок Ве­ниа­ми­на спря­тать се­реб­ря­ную ча­шу, Иосиф от­пус­тил их. Од­на­ко вско­ре по­сле вы­ез­да брать­ев из го­ро­да по­слан­ный Иосифом слу­га об­ви­нил их в во­ров­ст­ве. Ча­ша бы­ла об­на­ру­же­на у Ве­ниа­ми­на, и бра­тья вновь пред­ста­ли пе­ред Иосифом, ко­то­рый по­тре­бо­вал об­ра­ще­ния ви­нов­но­го в раб­ст­во. Ко­гда Иу­да пред­ло­жил взять на се­бя ви­ну Ве­ниа­ми­на, Иосиф от­крыл­ся брать­ям и ве­лел спе­шить в Ха­на­ан, что­бы пе­ре­вез­ти в Еги­пет от­ца и всё се­мей­ст­во (Быт. 43-45). С раз­ре­ше­ния фа­рао­на се­мей­ст­во Иа­ко­ва по­се­ли­лось в Егип­те в зем­ле Ге­сем (Быт. 47:6). Иа­ков про­жил там 17 лет (Быт. 47:28) и, по­чув­ст­во­вав бли­зость смер­ти, бла­го­сло­вил двух сы­но­вей Иосифа, ро­ж­дён­ных в Егип­те, Еф­ре­ма и Ма­нас­сию (фак­ти­че­ски как пра­ро­ди­те­лей двух ко­лен Из­раи­ле­вых; Быт. 48:5), за­по­ве­дав Иосифу и брать­ям по­хо­ро­нить его в пе­ще­ре Мах­пе­ла. Сам Иосиф умер в 110 лет. Пе­ред смер­тью он за­ста­вил брать­ев по­кля­сть­ся, что они пе­ре­ве­зут его ос­тан­ки из Егип­та в Зем­лю обе­то­ван­ную (Быт. 50:22-26).

Яв­ля­ясь при­ме­ром це­ло­ст­но­го вет­хо­за­вет­но­го био­гра­фического по­ве­ст­во­ва­ния, ис­то­рия Иосифа пред­став­ля­ет­ся цен­ным ис­то­рическим ис­точ­ни­ком, со­дер­жа­щим све­де­ния по оно­ма­сти­ке, то­по­ни­ми­ке, эко­но­мическим и куль­тур­ным ас­пек­там бы­та се­мит­ских пле­мён, их взаи­мо­от­но­ше­ни­ям с египетским государством (например, по­лу­чив­шая зна­чительное рас­про­стра­не­ние и от­ра­жён­ная в египетских ис­точ­ни­ках 2-й половины II тысячелетия до нашей эры прак­ти­ка по­куп­ки зер­на в Егип­те се­мит­ски­ми ко­чев­ни­ка­ми), а так­же по внут­ри­еги­пет­ской административной и со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ке (например, за­ня­тие се­ми­та­ми выс­ших административных по­стов, по­ли­ти­ка фа­рао­нов по кон­со­ли­да­ции фон­да двор­цо­вых зе­мель). Фак­то­гра­фия жиз­ни Иосифа пре­тер­пе­ла воз­дей­ст­вие древнеегипетских фольк­лор­ных форм (например, «Сказ­ки о двух брать­ях», XIII век до нашей эры). Жи­тие Иосифа во­шло в вет­хо­за­вет­ный апок­риф «За­ве­ты две­на­дца­ти пат­ри­ар­хов» (конец II века до нашей эры). В IX-XV веках в ис­лам­ском ми­ре под влия­ни­ем ко­ра­нического из­ло­же­ния (12-я су­ра) при­об­ре­ли по­пу­ляр­ность по­эмы об Ио­си­фе и же­не По­ти­фа­ра («Юсуф и Зу­лей­ха»).

Ико­но­гра­фия

Те­ма Иосифа в изо­бра­зительном искусстве по­яв­ля­ет­ся в III-IV веках (рос­пи­си си­на­го­ги в Ду­ра-Ев­ро­по­се, 245-256 годы; фраг­мент сар­ко­фа­га из ка­та­комб Сан-Кал­ли­сто, 2-я треть IV века; рос­пись ка­та­комб на Виа-Ла­ти­на в Ри­ме, конец IV века). Его изо­бра­жа­ют юным, в хи­то­не и пла­ще. В ру­ко­пи­сях раз­вёр­ну­тые цик­лы жи­тия Иосифа из­вест­ны с VI века (Кот­то­нов­ская Биб­лия, Британский му­зей — 22 сце­ны). Ис­то­рия Иосифа вклю­че­на в цикл ил­лю­ст­ра­ций Кни­ги Бы­тия с VI века (ми­ниа­тю­ры «Вен­ско­го Ге­не­зи­са», Австрийская национальная библиотека, Ве­на; Кот­то­нов­ская Биб­лия, обе VI века). В ви­зантийских ок­та­тев­хах XI-XII веков со­дер­жит­ся от 40 до 55 сцен. Хри­сто­ло­ги­че­ский (Иосиф как про­об­раз Хри­ста), эк­кле­зио­ло­ги­че­ский (Иосиф как об­раз Церк­ви) и мо­ра­ли­зи­рую­щий (Иосиф — сим­вол чис­то­ты) ас­пек­ты ис­то­рии Иосифа обу­сло­ви­ли её по­пу­ляр­ность в средневековом искусстве: ми­ниа­тю­ры «Лек­цио­на­рия Ген­ри­ха II» (1007-1012 годы, Ба­вар­ская государственная библиотека, Мюн­хен), скульп­ту­ра ка­пи­те­лей со­бо­ров в Вез­ле и Мон­реа­ле (XII век), мо­заи­ки со­бо­ра Святого Мар­ка в Ве­не­ции (около 1230 года), вит­ра­жи со­бо­ра в Шар­тре (XIII век). Иосифу по­свя­ще­но од­но из клейм «Рай­ских врат» Л. Ги­бер­ти (1424-1452 годы, му­зей со­бо­ра, Фло­рен­ция), пред­став­ляю­щее клю­че­вые эпи­зо­ды его жиз­ни.

В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ис­то­рия Иосифа ста­но­вит­ся те­мой для са­мо­сто­ятельных жи­во­пис­ных се­рий: 6 тон­до ано­ним­но­го ни­дерландского «Мас­те­ра ис­то­рии Ио­си­фа» (около 1500 года, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; му­зей Бо­де, Бер­лин; Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), 14 жи­во­пис­ных пан­но для брач­ных по­ко­ев Пьер­фран­че­ско Бор­ге­ри­ни и Мар­га­ри­ты Ач­чай­уо­ли в их фло­рен­тий­ском двор­це (1515 год, ху­дож­ни­ки Я. Пон­тор­мо, А. дель Сар­то, Ф. Гра­нач­чи, Бакь­як­ка и Фран­ча­бид­жо, ны­не — в Па­лац­цо Пит­ти и га­ле­рее Уф­фи­ци во Фло­рен­ции, га­ле­рее и му­зее Бор­ге­зе в Ри­ме, Национальной га­ле­рее в Лон­до­не). Ис­клю­чи­тель­ной по­пу­ляр­но­стью в эпо­ху позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко поль­зо­вал­ся сю­жет «Ио­сиф и же­на По­ти­фа­ра» («Ис­ку­ше­ние Ио­си­фа»), к ко­то­ро­му об­ра­ща­лись Я. Тин­то­рет­то (около 1555 года, Пра­до, Мад­рид), Г. Ре­ни (1631 год, ГМИИ имени А.С. Пуш­ки­на, Мо­ск­ва), Б.Э. Му­ри­льо (1640-1645 годы, Государственная кар­тин­ная га­ле­рея, Кас­сель), Рем­брандт (1655 год, Национальная га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон). Ил­лю­стри­ро­ва­лись так­же сю­же­ты: «Ио­сиф тол­ку­ет сны ви­но­чер­пию и хле­бо­да­ру» (А.А. Ива­нов, 1827 год, ГРМ, Санкт-Пе­тер­бург), «Ио­сиф тол­ку­ет сны фа­рао­на» (П. фон Кор­не­ли­ус, 1816-1817 годы, фре­ска в Палаццо Дзуккари в Ри­ме, ны­не — Ста­рая национальная га­ле­рея, Бер­лин), «Ио­сиф и его бра­тья» (Ф.А. Ма­уль­берч, 1745-1750 годы, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бу­да­пешт). В искусстве XX века к об­ра­зу Иосифа об­ра­ща­лись не­час­то, в основном в со­ста­ве биб­лей­ских цик­лов («Биб­лей­ское По­сла­ние» М.З. Ша­га­ла, рас­кра­шен­ные офор­ты, 1931-1958 годы; «Биб­лия в кар­тин­ках для де­тей» А. де Фрис, ли­но-гра­вю­ры, 1964 годы).

Ико­на Иосифа на­чи­ная с XVII века встре­ча­ет­ся в пра­оте­че­ском ря­ду русских вы­со­ких ико­но­ста­сов (ико­но­стас Тро­иц­ко­го со­бо­ра Ипать­ев­ско­го монастыря, 1652 год). Со­глас­но русскому ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку XVII века, Иосиф дол­жен вы­гля­деть «аки Бо­рис, ри­за кня­же­ска, ба­гор, в пор­фи­ре, ис­под ла­зорь». Жи­тий­ные ико­ны Иосифа край­не ред­ки (ико­на XIX века из ча­ст­но­го со­б­ра­ния, Мо­ск­ва).

Иллюстрации:

Я. Пон­тор­мо. «Иоси­фа про­да­ют По­ти­фа­ру». 1515. На­цио­наль­ная га­ле­рея (Лон­дон). Архив БРЭ;

Ремб­рандт. «Же­на По­ти­фа­ра об­ви­ня­ет Иоси­фа». 1655. На­цио­наль­ная ху­до­же­ст­вен­ная га­ле­рея (Ва­шин­г­тон). Архив БРЭ.

Иосиф Прекрасный

Библейский рассказ

Как любимый сын отца, он был ненавистен своим старшим братьям, которые хотели даже убить его, но случайно проходивший караван измаильтян или аравитян решил его судьбу иначе: он был продан им за 20 серебренников и перепродан ими в Египте. Братья обмакнули одежду Иосифа в крови заколотого козла, чтобы Иаков поверил в его смерть от хищного зверя.

Александр Иванов, Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару.

В Египте Иосиф был заключён в темницу по наговору жены своего хозяина Потифара, с которой он не захотел разделить ложа. В тюрьме Иосиф истолковал сны своих товарищей по несчастью — винодела и повара фараона. Оба хотели отравить фараона. Винодел впоследствии отказался, а повар попытался отравить. Иосиф истолковал виноделу, что он через три дня вернётся к своей должности, а повар будет казнён повешением. Предсказание его сбылось.

Фараон награждает Иосифа за толкование сна (Быт.41:42). Иллюстрация, 1869 годИосиф стал визирем Египта. Иллюстрация, 1926 год

Через несколько лет Иосиф, в возрасте 30 лет (Быт.41:46), истолковал фараону сны о тощих коровах, пожирающих тучных, после чего достиг положения верховного министра (наместника фараона) богатейшей страны древнего мира, которую он спас от бедствий голода своей мудрой предусмотрительностью. Он истолковал два сновидения фараона, предсказав, что ближайшие семь лет будут плодородными, а затем наступит семь лет недорода.

Во второй год голода Иосиф (возможно со-правитель фараона) предложил израильтянам жить на территории Египта в земле Гесем.

Когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Древний Египет за пищей (Быт.45:11), Иосиф открылся им и примирился с ними. Затем он переселил весь свой род, с приведённым братьями по просьбе Иосифа престарелым отцом Иаковом во главе, в Египет, где фараон отвёл им для поселения округ Гесем (46:34, 47:27).

В течение всей своей жизни Иосиф покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью. Он скончался в 110 лет, и египтяне набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. (Быт.50:26) Оставил после себя двух сыновей, внуков и правнуков.

Иосиф в Исламе

→ Юсуф

Иосиф (Юсуф) — один из почитаемых пророков в Исламе, отличавшийся необычайной красотой, а также обладающий способностью толковать сны. Истории его жизни посвящена 12-я сура Корана «Юсуф», состоящая из 111-ти аятов.

Иосиф в Иудаистической традиции

В соответствии с агадическим мидрашем кости Иосифа согласно обещанию должны были быть вынесены в Землю Обетованную во время Исхода. Его ковчег из вод Нила поднял Моисей с помощью таблички со словами але шор (поднимись, бык) с тотемным знаком Иосифа, для перезахоронения на Земле Обетованной после её покорения племенем Израиля. Знаменитый Золотой телец был оживлён благодаря Всевышней силе которая была даже в кусках это таблички и потому золото в плавильне преобразовалось в символ Иосифа тельца.

Исторические идентификации Иосифа

Осарсиф

В литературе обращалось внимание на сходство имени Осарсифа с Иосифом, а также на то, что в рассказах (и о том, и о другом) видное место отводится сновидениям.

Имхотеп

На нильском острове Сихил найдена настенная надпись «Стелла Голода». Во время первого перевода стелы считалось, что история семилетнего голода была связана с библейской историей об Иосифе в книге Бытия, где также голод семь лет происходит. Но последние исследования показали, что семилетний голод был мифом, общий почти для всех культур Ближнего Востока. Месопотамские легенды также говорят о семилетнем голоде и в известном эпосе о Гильгамеше-бога Ану дает пророчество о голоде в течение семи лет. Еще одна египетская сказка рядом со Стеллой Голода о длительной засухи появляется в так называемой «Книге Храма», которую перевел German Demotist Joachim Friedrich Quack. Древние текстовые отчеты о фараоне Неферкасокара (в конце второй династии) рассказывают семилетний голод во время его правления.

Визирь Ирсу

Есть некоторое сходство Иосифа с биографией визиря Ирсу. Он жил во времена XIX династии фараонов, и возможно фараона Мернептаха. По одной из основных версий в библеистике, именно с этой эпохой связывается жизнь Моисея. Правил Танисом — центром 19-го нома Нижнего Египта, то есть округом земли Гесем.

Канал Аменемхета IV

Арабы считали Иосифа строителем Канала Иосифа (араб. Бахр-Юсуф). Сам канал был вырыт по приказу фараона Аменемхета IV.

Иосиф в культуре

  • История Иосифа пересказана в романе Томаса Манна «Иосиф и его братья»
  • Иосиф и его удивительный, разноцветный плащ снов — мюзикл
  • Юсуф и Зулейха — исламская поэма
  • Кисса-и Йусуф — поэма булгарского поэта Кул-Гали

Литература

Ссылки

  • Иосиф — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Иосиф Прекрасный относится к Египетским евреям

Этносы

Гиксосы • Хабиру • Чекеры • Данайцы • Колена Израилевы

Личности

Агарь • Силатис • Якубхер • Иосиф Прекрасный • Жена Потифара • Асенат • Моисей • Мирьям • Циппора • Ониас IV • Анания, сын Онии IV • Хелкия бен-Ония • Досифей • Филон Александрийский • Тиберий Юлий Александр • Мария Хебреа • Саадия Гаон • Якуб ибн Киллис • Юсеф Аслан Каттауи Паша • Джозеф де Пиччиотто Бей • Овадия Харари • Давид Харари • Хаим Сабан • Ролан Морено

Войны

Восстание евреев против Египта • Конфликт евреев Элефантины с египтянами • Конфликт александрийских евреев и самаритян • Конфликт евреев с самаритянами в Птолемеевском Египте • Участие евреев в завоевании Цезарем Египта • Еврейский погром в Александрии (38 год) • Еврейский погром в Александрии (41 год) • Битва в Дельте • Восстание евреев в Египте в конце Иудейской войны • Война Квиета • Аполлинополь • Мемфис • Оксиринх • Александрия • Истребление евреев в ходе Войны Квиета • Битва евреев и христиан в Александрии (414) • Каирский погром 1945 года • Теракты в Каире 1948 года

Материалы

Армия гиксосов • Аварис • Гесем • Исход евреев из Египта • Исход евреев из Египта по небиблейским источникам • Евреи в египетской армии • Евреи в персидской армии • Евреи в птолемеевской армии • Храм Ониаса • Онийский округ • Телль эль-Яхудия • Евреи в государстве Фатимидов • Дахаб • Эль-Ариш • Ямит

История Иосифа. Часть 1 из 7: Начало истории

Это история интриг и обмана, ревности, гордости и страсти… и это не «Дерзкие и Красивые». Это сага о терпении, верности, мужестве и сострадании… и это не «Доктор Фил» или «Опра». Это история Пророка Иосифа, да благословит и восславит его Господь! Тот самый знаменитый Иосиф, которому Эндрю Ллойд Уэбер посвятил свою книгу «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов». Это тот же Иосиф, почитаемый в христианских и еврейских традициях. Пророк Мухаммад просил Господа раскрыть ему историю про Иосифа и тогда Бог передал ему знания. В Коране рассказы, как правило, небольшие и состоят из нескольких глав, однако история Иосифа уникальна. От начала и до конца история пересказана в одной суре. Все эпизоды изложены как единое целое повествование о жизни и опыте пророка Иосифа. Благородная и поучительная история рассказывает о радости и любви, грусти и поражении, предательстве и прощении. На протяжении многих лет Иосиф проходит через различные испытания, но благодаря благочестию и терпению, в конце концов, выходит победителем. История Иосифа начинается его сном, и заканчивается интерпретацией сновидения.

«Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование, внушая тебе в откровении этот Коран, хотя прежде ты был одним из тех, кто ничего не ведал об этом» (Коран 12:3).

Детство Иосифа

Иосиф рос молодым, красивым и счастливым мальчиком, любимым сыном своего отца. Однажды утром он проснулся взволнованным от необычного сновидения и побежал прямо к отцу, радостно пересказывая увиденное во сне. Иаков внимательно выслушал любимого сына, его лицо светилось от счастья, он понимал, что этот сон был пророческим. Иосиф сказал:

«О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они поклонились мне» (Коран 12:4).

Иосиф был одним из 12-ти братьев пророка Иакова, правнуком пророка Авраама. Это пророчество говорит о сохранении послания Авраама поклоняться Единому Истинному Живому Богу. Внук пророка Авраама Иаков расшифровал сон и понял, что Иосиф будет избран, чтобы нести «Свет в доме Божием». Но радость на лице Иакова вдруг исчезла и сменилась грустью. Он наставлял сына не рассказывать о своем видении братьям. Иаков предупредил:

«О сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Воистину, сатана – явный враг человеку. Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью тебя и род Йакуба (Иакова), подобно тому, как еще раньше Он одарил совершенной милостью твоих отцов Ибрахима (Авраама) и Исхака (Исаака). Воистину, твой Господь – Знающий, Мудрый» (Коран 12:5-6)

Иаков знал, как его сыновья (братья Иосифа) отреагируют на сон, что они не смогут принять пророчества и покориться своему младшему брату. Иаков тогда сильно испугался за юного Иосифа. Старшие десять братьев Иосифа и так ревновали и завидовали ему. Они знали о нежной привязанности отца к младшему брату. Иаков был пророком, человеком, который полностью посвятил себя Единому Истинному Богу. Он справедливо управлял своей семьей и общиной, относился ко всем с уважением и любовью, но его сердце тонуло в нежной привязанности к младшему сыну Иосифу. У Иосифа тоже был младший брат, по имени Вениамин, к счастью он был слишком мал, чтобы участвовать в хитросплетениях и лживых кознях.

В то время как пророки и праведники стремятся распространить послание о подчинении и служении Всевышнему, сатана выжидает, а затем побуждает и подстрекает людей к злодеяниям. Он любит хитрость и ложь, и теперь сеет семена раздора между Иаковом и его старшими сыновьями. Ревность, которую они испытывали к младшему брату Иосифу, ослепила их сердца, сбила с пути и перевернула понятия Добра и Зла. Теперь то, что на самом деле было незначительным, казалось братьям великим, а то, что было действительно важно, стало ничем. Иосиф внял предупреждению отца и не рассказывал братьям о своем сне, но, несмотря на это, они уже были слишком одержимы и поражены ревностью. Даже не зная о сне Иосифа, они вынашивали план его убийства.

Иосиф и Вениамин были сыновьями Иакова и его второй жены. Старшие сыновья считали себя уже взрослыми. Они были старше, сильнее, видели в себе и другие хорошие качества. Ослепленные ревностью, они воспринимали Иосифа и Вениамина маленькими и малозначимыми в семье. Они не могли понять, почему их отец души не чает в их младших братьях. Старшие сыновья допускали превратные домыслы по отношению к отцу, которые, на самом деле, были далеки от реальности. Сатана делал так, что их мысли казались им справедливыми, хотя их заблуждение было очевидным, и когда они говорили об убийстве Иосифа, то сразу же каялись Господу в своем презренном деянии.

«Вот они сказали: «Отец любит Йусуфа (Иосифа) и его брата больше, чем нас, хотя нас – целая группа. Воистину, наш отец пребывает в очевидном заблуждении. Убейте Йусуфа (Иосифа) или бросьте его в другой земле. Тогда лицо вашего отца целиком будет обращено к вам, а после этого вы будете праведными людьми» (Коран 12:8-9).

Позже один из братьев почувствует, что это неправильно и предложит вместо убийства Иосифа бросить его в колодец. Когда путники найдут Иосифа в колодце, братья продадут его в рабство, что в принципе также будет его смертью для семьи. В своей слепоте они верили, что отделив Иосифа от отца, тот забудет о сыне. Братья продолжали строить свой коварный план. Сатана играл с ними, вкладывая мысли в их умы и нашептывая заблуждения в их уши. Братья закончили обсуждение и довольные собой полагали, что они разработали отличный хитроумный план. Они пришли к Иакову с просьбой отпустить Иосифа с ними в пустыню под предлогом, что он будет там играть и размышлять о своем. Страх сковал сердце Иакова.

Примечания

Ибн Касир. «Истории о пророках».

Там же.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх