Помост

Вопросы веры

Кто такой конек горбунок

Отрывок из сказки «Конек Горбунок»

Ведущий. За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба на земле

Жил старик в одном селе.

Входит отец и мать.

У старинушки три сына.

Старший умный был детина.

С поклоном выходит старший сын.

Средний сын и так и сяк

Вперевалочку выходит Средний сын.

Младший вовсе был дурак.

Впрпляску выбегает Младший сын.

Ведущий. Сыновья росли-крепчали

И не ведали печали,

Лишь забавушки свои

Да кулачные бои.

(Звучит музыка)- концертный номер

Ведущий. Братья жили-поживали,

Мать-отец переживали.

Мать. Наши дети в хороводе

Словно репы в огороде.

Отец. Не пора ль в конце концов

Сдать в ученье молодцов?

Ведущий. Молодцы что были силы

Тут они заголосили.

Старший сын. Не хочу учиться,

А хочу жениться!

Средний сын. Не желаю книжки,

А хочу коврижки.

Иван. И почто младые лета

Нам, братья, губить на это?

Ведущий. Но отец рукой суровой

Отослал их к жизни новой.

Каждый взял с собой из дома

То, что мило и знакомо.

Старший сын. Я схватил мешок добра

Средний сын. Я взял шапку серебра

Иван. Я подумал три денечка-

Взял горбатого конёчка.

(Выбегает конек горбунок).

Ведущий. Но в учебном заведенье

Отличились в поведенье.

Старший сын. Я тогда, смирись с уделом,

Занялся, знать, счетным делом.

Средний сын. Я все перьями скрипел.

Иван. Ну а я плясал да пел.

Ведущий. Раз попал наш молодец

В государевой дворец.

Выносят на троне Царя. ( звучит музыка).

Государь глаголет так:

Царь: Ты плясать и петь мастак.

А прославь мою державу,

Отыщи ты мне забаву,

Не коня, не колесницу,

Привези-ка мне Жар- птицу!

Ведущий. Вот Иван в тоске и горе

К Горбунку приходит вскоре.

Горбунок ему в ответ

Горбунок. В этом, Ваня ,горя нет.

Ты бес лишнего вопроса

Спрячь за холмик до поры,

Хор возьми сладкоголосый,

Как слетятся у горы,

Пламенеющие птицы,

Пусть поют твои девицы.

Ведущий. Так и есть. Лишь села стая,

Так все хором петь и стали.

(Слетаются Жар-птицы, Иван ловит птицу)

Ведущий. Птицу тут Иван хватает,

Государю доставляет.

Отвечает Царь Ивану

Царь. Церемониться не стану.

Привези ты мне , Иван

Царь — Девицу с дальних стран…

Ведущий. Тут конёчек отряхнулся,

Встрепенулся, повернулся….

И уже вокруг Ивана

Плещут волны океяна.

А на лодке среди вод

Красна девица плывет.

Вся в шелках и в позументе,

На заморском инструменте

И играет , и бремчит,

Словно реченька журчит.

(Музыкальный номер Царь-девицы)

Тут Иван Царевну хвать-

И к Царю скорей опять

Царь. Ты, Ванюша, молодец!

Только как же без колец

Нам с Девицею жениться?

Ты найди кольцо девицы!

Ведущий. Вновь Иван в тоске и горе

С Горбунком лети на море.

Видит он: огромный Кит

Вместо острова лежит,

И на нем во всю народ

Веселится и поет.

Иван. Ах ты, чудо — юдо рыба,

Вот скажу тебе спасибо,

Коль до завтрашней зарницы

Мне найдешь кольцо Девицы.

Ведущий. Отвечает рыба кит

И усами шевелит

Кит. Я, Ванюша, сам не свой,

Я Ванюша чуть живой.

Я под солнышком заснул,

А проснулся — караул!

Оседлал меня народ,

Все он пляшет и поет.

Ты спаси меня, Иван,

Я тот час кольцо отдам

Ведущий. Тут Иван в ладоши хлопнул,

Горбунок копытом топнул,

И давай ловит народ,

И сажать на пароход.

Пароходик отплывает,

Облегченно Кит вздыхает,

От души благодарю,

Отвези кольцо царю.

(Отдает Ивану кольцо.)

Ведущий. Ну, Иван и Горбунок

Во дворец тотчас же скок.

Царь Ивана поджидает,

Свою волю объявляет.

Царь. Пожелала царь девица

Чтобы мне омолодиться.

Ты в котел, Иван, ныряй,

А потом домой ступай.

Если выйдешь ты живым,

Значит, буду молодым.

Ведущий. Ваня так и онемел.

Тут конёчек подлетел,

Что-то на ухо шепнул.

Головой Иван кивнул.

Прыг в котел, перекрестясь….

(музыка)

Царь. Эко диво! Эко чудо!

Молодцом и я так буду!

Вот сейчас в котел я бух!

(прыгает в котел, музыка барабанная дробь)

Ведущий. Как ощипанный петух,

Испустил свой царский дух.

Иван. Коли стал богатырем,

То уж буду я царем.

Знать, придется мне, Девица,

На тебе теперь жениться.

Девица. В честь такого избавленья

Высочайшим повеленьем

Отменить занятья в школе

На три месяца и боле!

Иван. Потому как от ученья

Я познал одни мученья!

Танец.

Стихи и сказки Ершова П. П.

Сказки Ершова – сколько их? Принято считать, что Ершов является автором всего одной сказки – «Конек-Горбунок». Но она произвела настолько сильное впечатление на читателей и критиков, что все стали восхвалять талант молодого автора. Петр Павлович написал сказку еще в студенческие годы в качестве курсовой работы. Кто бы мог подумать, что работа студента обретет такое признание и любовь читателей.

В чем секрет успеха сказки Ершова? Во-первых, произведение отображало настоящую жизнь народа, люди почувствовали что-то до боли родное в сказке. Во-вторых, удачное переплетение фантастических элементов с реалистическими. Главный герой сказки Иван – типичный народный герой, который кажется вначале незатейливым дурачком, но в конце выходит победителем. Произведение пестрит забавными присказками, которые близки русскому народу. А стихотворная форма сказки сделала ее легко запоминающейся и яркой.

В данном разделе сайта можно не только ознакомиться с анализом творчества писателя, но и читать сказки Ершова онлайн. Стихи Ершова хотя и не вошли в золотой фонд русской литературы, как его сказка «Конек-Горбунок», однако также представляют интерес для читателей, особенно юных. В сборник поэзии Петра Ершова входят 73 стихотворения, сгруппированные по темам: любовь, ночь, времена года.

Задание 202 Наречия § 13 Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. Русский язык.7 класс Разумовская М.М. ГДЗ

Ребята, выручайте. Помогите с срусским.
1. Спишите примеры. Наречия подчеркните как член предложения, доказывая, что данное слово — наречие. Учитывайте, на какой вопрос слово отвечает, изменяется ли оно, каким членом предложения является.

1) Брат придавал рассказу крошечку таинственности. — Цыплёнок схватил крошечку хлеба.
2) Тепло приходилось беречь. — Из-за мороза все были тепло одеты.
3) Зло надо искоренять. — Зло сверкая глазами, волк приближался.
4) Помещение уютно. — Наша компания уютно расположилась на отдых.
5) В начале пути всё было хорошо. — Вначале я с трудом разбирался в этой игре.
6) На удачу больше никто не рассчитывал. — Связь прервалась, и приходилось действовать наудачу.
2. Замените сопоставляемые слова синонимами соответствующей части речи.
Образец. На силу = на мощь. — Насилу (добрались) — еле-еле.
3. Выпишите слова с приставками, обозначьте приставки,
расскажите об их правописании. Сколько групп приставок
здесь представлено в зависимости от их правописания? Приведите два-три примера на каждую группу приставок.

ГДЗ Русский язык: 7 кл. М.М. Разумовская

Страница 4 из 11

Д-151 (П-121). 1) Раз перед вечером, когда схлынул палящий (очень жаркий, обжигающий) египетский жар, египтянка пошла
со своими служанками купаться к Нилу. 2) В ином месте пучина кипит золотом так, будто горит масса раскаленных (горячий в
такой степени, что прикосновение опасно) угольев. 3) Мне остается теперь тащиться по знойной (очень жаркой) и пыльной дороге со станции в тряской телеге. 4) Небо четко, небо сине, жгучий (горячий, причиняющий боль жжением) луч палит поля; смутно жаждущей пустыней простирается земля. 5) Летний жаркий (дающий много тепла, излучающий жар) день быстро сменялся прохладой надвигавшейся грозы, которой уже пахло в воздухе.

Пост. признаки: возвратный, несов. вид, непереходный, 2 спр.
Непост. признаки: неопределенная форма глагола
Что делать? Остается тащиться

2. После обеда я сделал уроки, потом пришел Вася, и мы пошли гулять.

Д-152 (-). 1) Нужно вырвать с корнем (полностью уничтожить) это вольнодумство среди молодежи. 2) Суждено ли человечеству в
ближайшие годы пережить грандиозную катастрофу, которая подкосит под корень (полностью уничтожит) всю современную цивилизацию? 3) «Смотри (зри) в корень (в самое начало, в основу)», — говорил Козьма Прутков. 4) Коррупцию нужно пресекать в корне (у самого истока, не давая распространится.) 5) Он покраснел до самых корней волос (очень стыдно). 6) Женьшень китайцы считают корнем жизни (источником). 7)Болезнь пустила корни (начала развиваться). 8) Это задача решена в корне неправильно (с самого начала, в основах). 9) Симонов врос корнями (очень привык) в сибирскую землю и перевернуть его можно только вместе с этой землей

Д-153 (-). 1) Бежать сломя голову = бежать очень быстро. 2) Пускать пыль в глаза = обманывать. 3) Падать духом = расстраиваться, отчаиваться. 4) Пара пустяков = очень легко. 5) Кожа да кости = очень худой, слабый. 6) Расти не по дням, а по часам = быстро, заметно. 7) На мякине не проведешь = просто так не отделаешься. 8) Заговаривать зубы = отвлекать от главного, уводить в сторону.
Д-154 (-). 1) Работать спустя рукава (плохо) — работать засучив рукава (хорошо). 2) Упасть духом (расстроиться) — воспрянуть духом (взбодриться). 3) Распускать нюни (отчаиваться) — брать себя в руки (собраться, воспрянуть).
4) Заварить кашу (создать неприятности) — расхлебывать кашу (избавляться от неприятностей).
Д-155 (-). Невеста одета в серебристый узорчатый сарафан и в золотистую, с красными цветами душегрею; на голове у нее длинная фата. Жених в голубоватом кафтане и вышитой по краю рубахе. Мать невесты одета в белую полотняную рубашку, завязывающуюся у самой шеи. На голове у нее кокошник. Мужики одеты в суконные зипуны и черные высокие сапоги.

Д-156 (П-122).

Д-157 (П-122). Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.

Каждое слово имеет свои корни, которые уходят в глубокую древность. Большое количество современных слов произошли от устаревших, ныне не используемых. В результате языкового развития старые слова вышли из употребления, на их смену пришли новые, отвечающие требованиям эпохи. Однако это не значит, что устаревшие слова, так называемые архаизмы, более не представляют интереса для исследователей разных областей. Наоборот, именно благодаря им историки и лингвисты смогли сделать массу открытий. Ведь язык — это своеобразное зеркало эпохи. Изучая старые слова, ученые смогли определить, какое влияние испытывал русский язык, а соответственно русское государство, в различные исторические периоды. Так, например, в эпоху царской России имел место приток французских и немецких слов. Помимо этого слова тесно связаны и с фольклором. В этой связи проявляется образность и многообразие русского языка.

§ 6. Грамматика: морфология и синтаксис

Д-160 (-). Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометия. Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологические признаки (или грамматические значения) и 3) синтаксическая роль. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

Синтаксис — раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Морфология и синтаксис органически связаны между собой и вместе составляют грамматику. Основными разделами синтаксиса в школьном курсе являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения.

Из слов и словосочетаний образуются предложения.

Д-161 (-).

Название
части речи

На какие
вопросы
отвечает

Общее
грамматическое
значение

Примеры слов

1.Существительное

Что? Кто?

Предмет

Школа, стол,
мама

2. Прилагательное

Какой? Каков?
Чей?

Признак предмета

Красивый,
умен, пушкинский

3. Числительное

Сколько? Какой?

Количество предметов, порядок
при счете

Пять, восьмой

4. Местоимение

Кто? Что?
Какой?

Указывает на
предмет, признак и
количество, не
называя их

Мой, она,
кто-то

5. Глагол

Что делать?

Действие
предмета

Бежать, сидеть

6. Наречие

Как?

Каким образом?

Признак действия,
предмета или другого признака

Нарочно,
сослепу.

Д-162 (-). Одни лингвисты считают, что причастие и деепричастие — это особые формы глагола, потому что эти части речи
образованы от глаголов. А другие лингвисты также справедливо полагают, что близость причастий и деепричастий к глаголам
позволяет говорить о них как об особых формах глаголов и не выделять их в отдельные части речи.

Д-163 (-).

Д-164 (-). Во мраке.

1.Часовой на стене, повернувшись спиной к ветру, охватил руками ружье, чтоб его не вырвало ураганом, читал про себя молитвы, прислушиваясь к адскому грохоту моря и неистовому свисту ветра. Небо еще потемнело. Казалось, весь мир поглотила эта бесформенная тьма, охватившая одинаково и тучи, и воздух, и море. Лишь по временам среди шума, грохота, плеска с пугающ|ей внезапностью обозначались белые гребни, и волна кидалась на остров, далеко отбрасывая брызги через низкие стены.

Вдоль бухты в темноте двигалась лодка, .приближаясь к тому месту, где море, уже не . защищенное] от ветра, кипело и металось
во мраке. Внезапно белый парус взвился и надулся ветром. Лодка качнулась поднялась и исчезла.

2.Стиль — художественный; тип речи — повествование.

Д-165 (-). 2. Море бушует, небо заволокло тучами. Ветер гонит волны, дико завывая повсюду. Одинокая шхуна еле-еле
справляется с натиском разбушевавшейся стихии. Грозные волны с шумом ударяются о борта, наклоняя и бросая шхуну в
разные стороны. На потемневшем небе по-прежнему ни проблеска.

Д-166 (-). 1. Ваза из хрусталя (сущ. + сущ.) — хрустальная ваза (прил. + сущ.).

По строению эти словосочетания разные, по смыслу одинаковые.

2. 1) Передача по телевизору — телевизионная передача. 2) Вода из родника — родниковая вода. 3) Платье короля — ко-
ролевское платье. 4) Игрушка из глины — глиняная игрушка. 5) Дорога по лесу — лесная дорога.
Д-167 (П-130). Небольшая убранная комната, в углу которой стоит русская печь. Задвижка закрыта неплотно, и видно, как горит полено. Жарко… Свет льется через щель и освещает всю комнату. Пахнет костром и хвоей.
м. сущ. прил. сущ.
1. Вся комната янтарным блеском

кр. прич. ‘

Озарена.

прил. сущ.

Веселым тр_еском

гл. прич. сущ.

Трещит затопленная печь.

3. В переносном значении употреблены слова «янтарным» и «веселым».

Непост признаки: ед. число, сред.род, дат. пад.

Недоразумению (какому?) какому-то
Пугающие — причастие
Н. ф. — пугающий
От глагола пугать
Пост признаки: невозвратное, действ., несов. вид, наст вр.
Непост признаки: мн. число, вин. пад.
Эпитеты (какие?) пугающие
Постоянные признаки части речи присущи слову всегда, а непостоянные изменяются в зависимости от его употребления.
П-126. Именное словосочетание — главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем
I сущ. Iсущ ^ | сущ „ ^ ~~
числительным, местоимением. Давнему недоразумению, пугающие эпитеты, по какому-то недоразумению; фонарный столб,
1хсущ. ^ I сущ. ^ 1 1 х сущ.
увлекательное путешествие, невыполненное задание.

П-127. Грамматическая основа — сосны вырисовываются Словосочетания: ближайшие сосны; на седом фоне, неясно

—————— 1 X X I—————— у ——————- 1X ^—————— 1X

вырисовываются; вырисовываются стволами; своими стволами; прямыми стволами.

Сочетание подлежащего и сказуемого не является словосочетанием.

На седом фоне ближайшие сосны неясно вырисовываются своими прямыми голыми стволами…

2. В простом предложении — одна грамматическая основа, а в сложном — несколько.
Усиленное — причастие.
Н. ф. — усиленный
От глагола усилить

П-129.

Начинать ,. рисовать , видеть-
Осыпанным , .поросшими, смешанный
Вспыхивая, напоминая, бледнея.

Д-170 (П-131). 1. Золотая осень.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, и спинки, и животики. И до того листья налились и пропитались
солнцем, что к осени они стали золотыми.

Д-171 (-). Золотой дождь.
Лес оделся в красно-золотой кафтан. Часть листьев облетела, и земля покрылась ярким ковром. Все безмолвно, все замерло.
Тихо… Лишь изредка где-то пробежит какой-нибудь лесной житель, раздастся шорох сухих листьев. Иногда налетит ветер, и
тогда весь лес переполнится удивительным шумом деревьев. Кажется, будто вековые дубы, клены, березы перешептываются
между собой. А затем снова наступит таинственная тишина. Природа погружается в сон.

3. 5 простых, 4 сложных предложения.

Лес оделся в красно-золотой ка_фтан (простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное,
полное, неосложненное).
НАРЕЧИЕ

§ 7. Какие слова являются наречиями
Д-172 (-). И^ти (как?) медленно, идтИ (как?) вразвалку,

приехал (когда?) вчера, разгоревшемуся (как?) ярко, красивый

———————————- ^ х I ^

(в какой степени?) поразительно, мерцали (как?) удивительно,

х I——————————————————————— ^

был в курточке (как?) нараспашку.

Д-173 (П-132).

П1.Х I Vкак?

1)Раскалился докрасна в какой степени?
как? V——— 1 X как? ^———— р X ^ I X

2)П.о.-утреннему людной; незапятнанно белы; сплошь серо.

‘Тх’когда? Xгде? у

3)Вдруг затрещал; затрещал невдалеке.

~Х «г * где?

4)Бурлил неподалеку…

§ 8. Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи

Д-174 (П-133). 1. Определяем наречие в данном случае по вопросу КАК?_________

Говорить (как?) туманно
У————————- 1X
Вмиг все сделать (как?)
Вести себя (как?) вызывающе
Пойти (как?) наудачу.

2. Они не хотели меня расстраивать, и поэтому он говорил о своих делах туманно. Мальчики пообещали, что они вмиг все
сделают. Учительница сделала замечание девочке, потому что она вела себя вызывающе. Он не знал ответа, но пошел наудачу

Форма наречий не меняется, потому что наречие — неизменяемая часть речи.

Д-175 (-).
План
1) А.Н. Гвоздев — известный языковед
2) Исследования А.Н. Гвоздева
3) Результаты исследования и труды ученого
4) Учебники А.Н. Гвоздева
5) Жизнь Александра Николаевича
вв. сл.
Результатом этого длительного исследования явились важнейшие труды, (которые и сейчас имеют основополагающее значение): .»Усвоение ребенком. звуковой -сторонны русского .языка»,

Д-176 (-). 1) Брат придавал рассказу крошечку (немного) таинственности. — Цыпленок схватил крошечку (кусочек) хлеба.
сущ. ‘ нар.
2)Тепло (теплый воздух) приходилось беречь. — Из-за мороза все были тепло (плотно) одеты.
сущ. нар.

3) Зло. (порок) надо искоренять. — Зло (недобро) сверкая глазами.
кр. прил. нареч.
4) Помещение уютно (комфортабельно). — Наша компания уютно (удобно) расположилось на отдых.
сущ. нар.
5)В_начале (на старте) пути все было хорошо. — Вначале (сначала) я с трудом разбирался в этой игре.
сущ. нар.
6) На_ удачу (на успех) больше никто не рассчитывал. — Связь прервалась, и приходилось действовать наудачу (наугад).

При-/пре-: придавал, приходилось, прервалась, приехать, преинтересный.

сущ.

Д-177 (П-135). «На зло не отвечай злом», — учит Библия. —Назло всем я уехал в деревню.

сущ
На бок положите спиртовой компресс. — От напряжения его галстук съехал набок.
сущ.
К верху лестницы привинтите фонарь. — Дорожка шла кверху от реки.
сущ.
На встречу к Коле я опоздал на десять минут. — Они ехали навстречу друг другу.
В их тайне не было ничего особенного. — Он готовился к отъезду втайне.
сущ.

Во время открытого урока ничего не случилось. — Он подоспел вовремя.
сущ.
На конец палки привяжите леску. — Наконец взошло солнце.
сущ.
Во время операций на лицо одевают маску. — Налицо злоупотребления в высших эшелонах власти.
сущ.
Будем надеяться на удачу. — Она надела талисман наудачу.
сущ.
Спускайтесь в самый низ тоннеля. — Пароход плывет вниз по Волге.
сущ.
В конец фильма зачем-то вставили абсолютно глупую сцену. — Вконец измотавшись, мы вернулись домой.
сущ.
В пустую усадьбу было страшно заходить. — Мы потратили время и силы впустую.

Д-178 (-). 1. Наречие относится к самостоятельным частям речи.
2. Наречие — неизменяемая часть речи
3. Наречие обозначает признак действия, признак предмета или другого действия. Отвечает на вопросы: как? каким образом? зачем? сколько? и др.
4. Главный морфологический признак — неизменяемость
5. Наречие может относиться к глаголу, причастию, деепричастию, существительному, прилагательному, к другому наречию. Чаще всего в предложении бывает обстоятельством.

Д-179 (-). Свое первое стихотворение «Береза» Сергей Александрович Есенин напечатал в 1914 году в детском журнале «Мирок».

И мог ли тогда кто представить, что пройдут годы, и этот паренек из рязанского села Константиново станет поэтическим сердцем России. Свои стихи Есенин читал слегка распевно, и ве_зде его чтение захватывало весь зрительный зал.
тт Х.-1 ~ у„ . деепр. об.
Есенина любили все, кто соприкасался с его искренней, честной поэзией. Любят Есенина и сейчас, |чув.ствуя_в. по.эте_родного.
человека].
4. Газета «Независимая», картина «Масленица».

Расположено — краткое причастие.

Магазин, расположенный за углом, был закрыт.

Д-181 (-). Мать нежно держит малыша и тепло улыбается. Ее переполняет радость. Малыш еще ничего не понимает, но чувствует теплоту и ласку. Он счастливо улыбается. Его лицо радостно сияет.
когда?^
П-136. В начале пути все было хорошо. — Вначале я с трудом разбирался в этой игре.
———1 как?
Мы все насмерть перепугались. — На смерть трудно смотреть

как?I ^ ——— 1хкак?

>г~————- :—————— 1х
Назло (нареч.) погоде пойду гулять.

хI—————- *
Так скажу: .зачем (нареч.) мне орден? —
^———————————— 1х
За че_м (местоимение) стоим?

П-139. Исподволь (образ действия) начинает; как только

-—- как? * 3
(времени) станет не хватать; быстро (образ действия) терять;

Хгде? * Xкак? I V „
рвется там (места); покачиваясь легко (образ действия);__________
Xкак?I „ как? $ —
скользнет бесшумно (образ действия); незаметно (образ действия) отбывают
Хкак? ! ^ „ X как? I V

Качаясь медленно (образ действия); спускаются гуськом (образ действия).
* как? „ X 1 V как? „

Шумит глухо, (образ действия); шумит про_тяжно (образ дей-

~~IX ‘ ‘»‘
воды.

, .
5.Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в .вагоне.

Промелькнули сначала кондуктор, начальник станции, потом сад…

Д-184 ( — ).

НАРЕЧИЯ

Образа действия

Меры и степени

Места

Хорошо известна, крепко сложенный, неуловимо небрежной, глубоко сидевшие, смотрели тяжело, утомленно и
недоверчиво; энергично и
крепко сжаты, твердо обрисованная.

Очень красив, немного выше, сильно
выдвинувшаяся,
довольно широк.

Выдвинувшаяся
вперед, заброшенных назад.

Д-185 ( — ).

НАРЕЧИЯ

Места

Времени

Причина

У 1 X

Впереди возникла,

* 1 X

справа сидел.

У 1 X

Вдруг обернулся.

Почему-то возникла

Д-188 ( — ). Два спортсмена неистово борются за мяч. Один из них почти падает, но все равно не хочет отступать назад. Другой
тоже еле-еле удерживает равновесие и также яростно пытается отнять мяч у соперника. Спортсмены сильно напряжены, все их
внимание сосредоточено только на мяче. Их тела и движения источают энергию, силу и бодрость.

§ 10. Степени сравнения наречий

Д-189 (П-143). Поступить умно — умнее (более умно) — умнее всех; стало холодно — холоднее (более холодно) — холоднее всего; будет жарко — жарче (более жарко) — жарче всего; поесть сладко — слаще (более сладко) — слаще всех; кисло посмотреть — кислее (более кисло) — кислее всех; играть интересно — интереснее (более интересно) — интереснее всех; провести время замечательно — замечательнее (более замечательно) — замечательнее всех; справлять радостно — радостнее (более радостно) — радостнее всех; взглянуть угрюмо — угрюмее (более угрюмо) — угрюмее всех.

П-145.
Высоко — наречие
Наречие образа действия
Морф. признаки: неизменяемость
Взвился (как?) высоко..
Выше — наречие
Наречие образа действия
Морф. признаки: неизменяемость
Сравнительная степень
Вьется (как?) выше

Дале — наречие
Наречие образа действия
Морф. признаки: неизменяемость
Сравнительная степень
Вьется (как?) дале
Навстречу — наречие
Наречие места
Морф. признаки: неизменяемость
Бежит (куда?) навстречу..
Вверх — наречие
Наречие места
Морф. признаки: неизменяемость
Лезу (куда?) вверх.

П-146. Машина и велосипед — виды личного транспорта.
Средняя скорость машины — 60 км/час, средняя скорость велосипеда — 20 км/час. 60 км/час больше, чем 20 км/час. Машина
движется быстрее велосипедиста. Машина — быстрее всех видов личного транспорта.

Шумит и глухо (образа действия) и протяжно (образа действия),
Грачей пролетные стада

Кричат и весело (образа действия) и важно (образа действия)

X I—/ч. X I /\ XI
2. Качаясь медленно— медленнее, шумит протяжно — протяжнее, кричат весело — веселее, кричат важно— важнее, текут
—* А ‘ х I * л»»х г у л
смирно — смирнее, журчат сладко — слаще, воды мало — меньше.

Д-192 (П-140). Зимний день.
Морозно и солнечно. Небо ясно. Повсюду лежит снег, он блестит и хрустит под ногами. Кругом полно детворы. Девчонки и
мальчишки с санками спешат на горку. Стаи воробьев одиноко сидят на ветках голых деревьях. Изредка их напугает лай дворо-
вых собак, и тогда они разлетаются кто куда, громко щебеча и толкая друг друга.
Д-193 (-). Мастерская художника. , и …
«Автопортрет» Василия Кирилловича Нечитайло.

Д-194 (-). Теперь молодые аисты летали каждый день и задерживались в небе все дольше и .дольше.. Заберутся ввысь,
спланируют кругами. Они впервые ощутили безмерность неба, и, чем выше, уходили вверх, тем сильнее и шире расступались пе-
ред ними дали…

Снизу казалось, будто это не аисты, а белые голуби мерцают в ослепительно голубом небе. Смельчак так увлекся, что врезал-
ся в тучу и сразу оторопел и растерялся, не зная, что делать. Раньше ему приходилось наблюдать туман.
Теперь же он с разгона влетел в пар и широко раскрыл зачемто клюв. Аист не на шутку испугался этой .бесконечно, белой жути.
Так же неожиданно и мгновенно, как прилипло к глазам непроглядное молоко, блеснуло солнце. Солнце блеснуло весело, и
внизу мерно заколыхалась контрастная мозаика.
Ослепительно голубом, бесконечно, белой.

Д-195 (-). ,
,
(Где когда-то шумели протоки).

В этом четверостишье говорится об осени. Автор сумел передать свое теплое, трепетное отношение к природе и этому вре-
мени года с помощью слов «спят», «стройные» и «одетые». Здесь явно прослеживается прием олицетворения предметов и
явлений природы с человеком.

С каждым днем синеет мягче
Даль оттаявших полей,
Солнце в небе светит выше,
Воздух легче и теплей.

4. Тайком — наречие.
Н. ф. — тайком.
Наречие образа действия.
Блистают (как?) тайком.

Чуть — наречие.
Н. ф. — чуть
Наречие меры и степени.
Веет (в какой степени?) чуть.

Вдали — наречие.
Н. ф. — вдали.
Наречие места.
Кукует (где?) вдали.

Когда-то — наречие.
Н. ф. — когда-то
Наречие времени.
Шумели (когда?) когда-то.

5. Тише, шире.

§ 11. Словообразование наречий
Д-196 ( — ).

(Круг_+ ом = кругом.
в+_сюда)+.у=всюду.
В -+даль) + и = вдали.
(Мягкий + о4 = мягко.
(Тайна + ом = тайком.

Долго, долго = долго-долго.
Тихо + е = тише.
Широко + е = шире.
Мягко + е = мягче.
Высоко + е = выше.
Д-197 (П-147).

Д-198 (П-148).

1. Данные слова объединяет то, что все они являются действительными причастиями настоящего времени, образованные от глаголов спряжения.
2. Осуждающе, располагающе, исчерпывающе, захватывающе, потрясающе, угнетающе, оглушающе, умоляюще, ободряюще, укоряюще.
3. Он кивнул о_брдряюще.. Сказанное Петром действовало угнетающе. Становилось угнетающе тихо.

Д-199 (П-149). СЛЕПОЙ — слеповатый — |слеповато|(способ образования — суффиксальный).

СЛЕПОЙ — слепить — ослепительный — ослепительно (способ образования — суффиксальный).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх