Помост

Вопросы веры

Кто такой Константин великий

Константин I Великий

Флавий Валерий Аврелий Константин

Flavius Valerius Aurelius Constantinus

Римский император

306 — 337

Предшественник

Констанций Хлор и Галерий

Преемник

Констанций II, Констант и Константин II

Рождение

27 февраля 274
Несс (Наисс), Верхняя Мёзия

Смерть

22 мая 337 (63 года)

  • Никомедия, Римская империя, Древний Рим

Место погребения

  • Церковь Апостолов

Род

Династия Константина

Имя при рождении

лат. Flavius Valerius Constantinus

Отец

Констанций I Хлор

Мать

Елена Равноапостольная

Супруга

Флавия Максима Фауста и Минервина

Дети

Елена, Константина, Констант, Константин II, Констанций II и Крисп

Вероисповедание

в молодости — древнеримская религия, потом — христианство, крещён в конце жизни

Медиафайлы на Викискладе

Запрос «Константин I» перенаправляет сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Константин Великий и Царь Константин

Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашён войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 324 стал единственным полновластным правителем римского государства; сделал христианство господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в основанный им город Новый Рим, в дальнейшем переименованный в Константинополь, организовал новое государственное устройство. С именем Константина I связано окончательное установление в Римской империи системы домината, то есть неограниченной власти императора. Монарх стал пользоваться невиданными до того почестями. Константин почитается некоторыми христианскими церквями как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин). В то же время Римско-католическая церковь долго не включала его имя в список своих святых, но после Брестской унии имя Константина вошло в список святых Католической церкви, он почитается в настоящее время как святой в лике равноапостольных, память 21 мая или 3 июня в храмах, использующих восточный обряд.

Сам Константин принял христианство только на смертном одре.

Византийский император Константин Великий – основатель Константинополя

История Стамбула насчитывает около 2.500 лет. В 330 году в Византий (именно так назывался изначально город Стамбул) императором Константином Великим была перенесена столица Римской империи. Константин, принявший христианство способствовал укреплению христианской церкви, фактически занявшей при нем главенствующее положение и становлению Византийской империи, как приемника Римской. За свои деяния причислен к лику равноапостольных святых в православной церкви.

Император Константин Великий получает знамение Креста Божьего

Константин Великий биография

Биография Константина Великого довольно хорошо изучена, благодаря многочисленным сохранившимся свидетельствам. Будущий император родился приблизительно в 272 году на территории современной Сербии. Его отцом был Констанций I Хлор (в последствии, ставший цезарем), а матерью — Елена (дочь простого трактирщика). Она играла очень большую роль, как в жизни своего сына, так и в становлении христианства как государственной религии Византийской империи. Елена, мать Константина Великого, была причислена православной церковью к лику равноапостольных святых за свое паломничество в Святую землю, во время которого было основано множество храмов и обретены части Креста Господня и другие христианские святыни.

Констанций, отец Константина вынужден был развестись с Еленой и жениться на падчерице императора Августа Максимилиана Геркулия Феодоре, от этого брака у Константина появились сводные сестры и братья.

Жизнь Константина Великого (Византийского)

В результате политической борьбы отец Константина Первого Великого, Констанций пришел к власти в статусе цезаря, а затем и полноправного императора западной части Римской империи наравне с императором Галерием, правившим тогда восточной частью. Констанций был уже слаб и стар. Предчувствуя скорую кончину, он пригласил к себе своего сына – Константина. После смерти Констанция, армия западной части империи провозгласила Константина своим императором, что в свою очередь, очень не понравилось Галерию, который официально не признал этого факта.

Константин Великий – первый христианский император

В начале IV века Римская империя представляла собой политически разрозненное государство. У власти, фактически, находились до 5 правителей, именовавших себя как августами (старшими императорами), так и цезарями (младшими императорами).

В 312 году Константин разгромил войска императора Максенция в Риме, в честь чего там была установлена триумфальная арка Константина. В 313 году основной конкурент Константина – император Лициний победил всех своих противников и консолидировал большую часть Римской империи в своих руках. Константину теперь подчинялись Галлия, Италия, Африканские владения и Испания, а Лицинию – вся Азия, Египет и Балканы. В течении последующих 11 лет Константин получил власть на всей территории империи, победив Лициния и 18 сентября 324 года был объявлен единоличным императором.

После того как Константин Первый Великий стал императором, он, в первую очередь изменил административную структуру империи и, как сказали бы в наши дни, усилил вертикаль власти, так как стране, которая пережила 20 лет гражданских войн нужна была стабильность.

Монеты Константина Великого можно найти в довольно хорошем состоянии и сейчас на международных аукционах.

Золотой солид императора Константина, 314 год

Константин Великий и христианство

При своем правлении император Константин Первый Великий, фактически, сделал христианство государственной религией. Он активно руководил воссоединением различных частей церкви, разрешая все внутренние противоречия, в частности собрав в 325 году знаменитый Никейский собор, осудивший ариан и устранивший намечавшийся раскол внутри церкви.

По всей империи активно строились христианские храмы, для их возведения, зачастую разрушались храмы языческие. Церковь была постепенно освобождена от всех налогов и повинностей. Фактически, Константин придал христианству особый статус, что положило бурное развитие этой религии, а Византию сделало – будущим центром православного мира.

Основание Константинополя императором Константином Великим

Империи под руководством вновь провозглашенного императора Константина нужна была новая столица, как по причине внешних угроз, так и по причине снятия проблемы внутренней политической борьбы. В 324 году выбор Константина пал на город Византий, имевший отличное стратегическое положение на берегах пролива Босфор. В этом году начинается активное строительство новой столицы, в нее по приказу императора доставляются различные культурные ценности со всех концов империи. Возводятся дворцы, храмы, ипподром, оборонительные стены. Именно при Константине было заложен знаменитый храм Святой Софии в Константинополе. 6 мая 330 года император официально перенес столицу в Византий, и назвал его Новым Римом, который почти сразу стал именоваться в его честь Константинополем, так как население города не приняло официальное название.

Константин Великий вручает город Константинополь в дар Богоматери. Фреска собора Святой Софии в Стамбуле

Смерть и причисление Святого Равноапостольного царя Константина к лику святых

Император Константин Великий скончался 22 мая 337 года в Никомедии (Измит) на территории современной Турции. Перед самой смертью, он принял крещение. Так получилось, что великий помощник и сподвижник Церкви Христовой, сделавший христианство государственной религией крупнейшей в то время страны в мире, сам был крещен в последние дни своей жизни. Это не помешало ему за все свои деяния, направленные на укрепление могущества христианской церкви быть причисленным к лику святых в ранге равноапостольных — равных самим Апостолам Христа (Святой Равноапостольный царь Константин). Причисление Константина к лику святых произошло уже после разделения церквей на православную и католическую, именно поэтому Римско-католическая церковь не включила его в список своих святых.

Совершенно ясно то, что как сам император Константин Первый Великий, так и его мать Елена внесли огромный вклад в становление Византийской цивилизации, культурными наследниками которой являются целый ряд современных государств.

Воздвижение Креста Господня. Император Константин и мать его Елена

Фильм Константин Великий

В 1961 году в Италии был снят фильм Константин Великий (Costantino il grande итал.). Картина повествует о молодости императора Константина. Действие фильма происходит до знаменитой битвы у Мильвийского моста. Съемки фильма проходили в Италии и Югославии. Режиссер Лелнелло де Феличи (Lionello De Felice), в ролях Корнел Вильде (Cornel Wilde) – Константин, Белинда Ли (Belinda Lee) — Фауста, Массимо Серато (Massimo Serato) – Максентиус. Продолжительность – 120 минут.

Биография Константина I Великого

Римский император с 306 года. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую церковь, сохраняя также языческие культы. В 324-330 годах основал новую столицу Константинополь на месте города Византий.

Константин был старшим сыном Констанция Хлора и Елены, дочери трактирщика. Когда Константину было двадцать лет, его отца объявили цезарем, и по существующим правилам ему пришлось развестись с Еленой. Констанций Хлор женился на Феодоре, падчерице Августа Максимиана Геркулия; в результате этого брака у Константина оказалось три сводных брата (Далмаций Старший, Юлий Констанций, Аннибалиан) и три сводных сестры (Анастасия, Констанция I, Евтропия II).

Уже в юношеском возрасте Константин проявил себя смелым, рассудительным воином и командиром, чем снискал популярность в войсках, которыми командовал его отец.

После отречения Диоклетиана и Максимиана Константин оказался во власти Галерия, который задержал его у себя в Никомедии как заложника. Не желая мириться с этим, Константин решил бежать.

Лактанций рассказывает о его побеге: «Констанций Хлор, так как был тяжело болен, отправил письмо Галерию, чтобы тот прислал к нему сына его Константина, которого он хочет видеть, чего он давно уже тщетно добивался. Галерий же не хотел этого. Часто строил он тайные козни против молодого человека, так как не решался что-либо предпринять явно, дабы не навлечь на себя гнев граждан и чего он особенно опасался — ненависть воинов. Однажды Галерий под видом шутки и как бы для испытания силы и ловкости Константина втолкнул его в клетку со зверями. Но тщетно…

Так как Галерий больше не мог отказывать Констанцию Хлору в его просьбе, то однажды вечером он дал Константину разрешение уехать и повелел, чтобы тот отправился в путь на следующее утро… Галерий был намерен наутро либо задержать его под каким-нибудь предлогом, либо срочно отправить письмо в Италию, чтобы его задержал по дороге Флавий Север. Предвидя это, Константин поспешил уехать, когда император после ужина отправился на покой. Константин умчался, искалечив по дороге всех государственных лошадей на многочисленных дорожных постах.

Констанций Хлор, отец

На следующий день император, намеренно проспав до полудня, приказывает позвать к себе Константина. Ему говорят, что тот сразу после ужина отправился в путь. Галерий приходит в ярость и поднимает крик. Он требует седлать государственных лошадей, чтобы вернуть его. Ему сообщают, что лошадей нет. Галерий едва сдерживает слезы. А Константин с невероятной быстротой приезжает к отцу, находящемуся уже при смерти, который представляет его воинам и передает власть из рук в руки. Констанций Хлор обретает на своем ложе покой от дел мирских, как он того желал».

После неожиданной и ранней смерти Констанция Хлора в 306 году британские легионеры провозгласили Константина цезарем, а август Галерий, опасаясь недовольства сильной западной армии, был вынужден признать это провозглашение.

После того как Максенций захватил власть в Риме и к нему прибыл его отец Максимиан Геркулий, Константин охотно пошел на соглашение с ними. В 307 году Максимиан Геркулий предоставил ему титул августа и выдал за него замуж свою дочь Фаусту.

Елена, мать Константина

Во вспыхнувшей затем борьбе за власть над всей Империей между Галерием и вернувшимся к управлению государством Максимианом и его сыном Максенцием Константин проявил завидную осторожность, выжидая истощения сил воюющих сторон, постепенно наращивая свои силы и политическое влияние. После смерти Галерия в 311 году, когда старшим августом стал Лициний Лициниан, Константин заключил с ним союз, направленный против Максенция, управляющего центральной областью Империи — Италией и африканскими провинциями.

Правление Максенция выродилось в откровенную тиранию. Константин не остался глух к тайным предложениям, которые стали поступать к нему от угнетенных римлян. Выждав удобный момент, он ввел свои галльские войска в Италию. Решающее сражение с Максенцием произошло под Римом у местечка Красные Скалы в 312 году. Христианская легенда передает, что в решающий момент битвы над легионным значком, под которым сражался Константин, появился христианский крест с надписью «Сим победишь». Войско Максенция было разбито, а сам он утонул в Тибре. Константин стал повелителем западной половины Империи, а его союзник Лициний, разгромив своих соперников на Востоке, стал августом ее восточной половины.

После разгрома и гибели Максенция 28 октября 312 года Константин как победитель вступил в Рим и постарался проявить великодушие: он ограничился тем, что приказал убить только двоих сыновей свергнутого тирана. А когда некоторые римляне потребовали казни всех приверженцев Максенция и доносчики уже стали развивать активность, Константин решительно пресек их деятельность, объявив всеобщую амнистию.

Такое поведение Константина повергло римлян в изумление и привлекло к нему их сердца.

Родословная Константина, с указанием его братьев и сестёр, а также их потомков. В круглых скобках даны годы пребывания августом, в квадратных — цезарем.

Победитель посетил сенат и заявил, что намерен вернуть ему его былое величие и значение. За это растроганный сенат провозгласил Константина главным августом Римской империи (двумя другими августами в это время были Лициний и Максимин Даза).

В честь победы Константина над Максенцием в Риме воздвигли пышную триумфальную арку, которая и сейчас стоит недалеко от Колизея; на ней написано: «Императору Цезарю Флавию Константину Величайшему, Благочестивому, Счастливому Августу сенат и народ римский посвятили замечательную арку в честь его триумфа за то, что он со своим войском по внушению свыше и благодаря величию своего ума с помощью праведного оружия освободил государство одновременно и от тирана и от всей его клики».

Это единственная триумфальная арка в Риме, которая сооружена не за победу над внешним врагом, а за победу в междоусобной войне.

Сам факт создания этой арки говорит о том, что римляне в значительной мере уже утратили понимание общественного блага и стали рассматривать государство как личную собственность монарха, существующую для его удовольствия; за долгие века империи римляне в конце концов усвоили ту идеологию рабского подчинения властелину, за которую прежде презирали варваров — жителей стран Востока.

Варварство римлян при сооружении этой арки проявилось и в том, что для ее украшения сняли скульптуру с одной из триумфальных арок Траяна.

Медальон Константина I, отчеканен в Никомедии(сейчас Измит, Турция) к празднованию 30-летия правления.

В отличие от Диоклетиана Константин оценил силу церковной организации и авторитет христианства среди самых различных слоев населения и армии. Он понял, что христианство и его мощная церковная организация могут быть прочной опорой абсолютной власти. Поэтому Константин принимает важное решение о примирении с христианской церковью и о ее решительной поддержке.

Еще в 311 году август Галерий отменил гонения на христиан. В 313 году после побед над своими политическими соперниками Константин и Лициний в городе Медиолане издали свой знаменитый эдикт, известный в исторической литературе как Медиоланский, или Миланский. По этому эдикту христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами. Конфискованное или разграбленное имущество церкви должно было быть возвращено или за него выплачивалась компенсация.

Сам Константин продолжал оставаться язычником. У него во дворце справлялись языческие и христианские праздники. Он почитал Солнце Непобедимое, Аполлона — Гелиоса, Христа и других богов, но часть языческих храмов закрыл и упразднил при них жреческие должности. Были конфискованы некоторые храмовые ценности.

По повелению Константина в Риме завершили строительство базилики, начатой Максенцием. В этом гигантском, роскошно отделанном здании поставили колоссальную мраморную статую Константина (ее обломки можно видеть сейчас в Риме во дворе Дворца Консерваторов, который входит в состав Капитолийских музеев).

Константин, став господином Италии, навсегда распустил преторианскую гвардию, справедливо усмотрев в ней источник внутригосударственных смут. Вместо преторианских когорт были созданы отряды дворцовой стражи, а преторианский лагерь в Риме разрушен.

Арка Константина в Риме

Максенций очень не нравился римлянам потому, что требовал от сенаторов добровольных пожертвований в пользу государства.

Константин намного превзошел Максенция и установил для сенаторов твердый налог. Все они были разделены на разряды по имущественному признаку; самые богатые должны были отныне ежегодно вносить в казну по восемь фунтов золота, другие — по четыре и по два фунта, а самые несостоятельные — по семь золотых монет.

Сенаторское сословие потеряло в Римском государстве всякое реальное значение, а звание сенатора сделалось обременительным. Именно поэтому Константин очень заботился об увеличении численности римского сената и охотно делал сенаторами богатых провинциалов.

История жизни Константина I Великого

Константин всеми средствами прокладывал себе путь к власти, действуя не только силой, но и другими способами. В борьбе за власть он сумел опереться на христианство. Он учел, что эта религия уже широко распространена среди жителей Римской империи, и предпочел иметь в христианах не врагов, а друзей. Поэтому он всегда вел себя как сторонник веротерпимости, хотя христианином не был. Не отвергая старых римских богов, он допустил в их число нового бога. Сам Константин принял крещение только перед своей кончиной. Христианская церковь всегда считала Константина своим благодетелем, свято чтила его память и не уничтожала его статуи (бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия уцелела лишь потому, что невежественные средневековые римляне принимали ее за изображение Константина).

Новые августы ненавидели и боялись друг друга. На первых порах объектом их острых разногласий был вопрос о том, кто должен управлять провинциями Балканского полуострова. В результате войны 314-316 годов Константин добился перехода Балканского полуострова, кроме Фракии, под свою власть и между ним и Лицинием был заключен мир. Константин стал претендовать на положение старшего августа, с чем Лициний был вынужден мириться.

Битва у Мильвийского моста. Питер Ластманн, 1613

Воспользовавшись затруднительным положением последнего во время нападения готов на Фракию в 323 году, Константин под предлогом борьбы с готами захватил Фракию, а когда Лициний попытался вытеснить своего вероломного союзника из этой области, это привело к войне, в которой Лициний был разбит, низложен с престола и вскоре убит. В 324 году Константин стал единственным правителем всей Римской империи. К нему обращались с рабской почтительностью, что хорошо видно из текста надписи, найденной в Риме на форуме Траяна:

«Нашему господину, восстановившему род человеческий, расширившему империю и власть римскую, а также заложившему основы спокойствия навечно, Флавию Валерию Константину Счастливому, Величайшему, Благочестивому, Постоянному Августу, сыну божественного Констанция, всегда и повсюду почитаемого, Гай Цезоний Руфий Волузиан, светлейший муж, консул первых месяцев года, градоначальник Рима, имеющий императорскую судебную власть, преданнейший его воле и величию».

Константин вышел победителем в суровой борьбе с многочисленными претендентами на высшую власть, ибо выгодно отличался от них во многих отношениях. Он был человеком очень смелым, энергичным и вместе с тем осторожным. Хорошего образования он не получил, однако к образованности относился с уважением. В сравнении со звероподобными Максенцием и Лицинием он обладал большими личными преимуществами.

Константин имел хорошую внешность, был высокого роста, крепкого телосложения, отличался физической силой и ловкостью. Он вел воздержанный образ жизни, прекрасно умел владеть собой, был вежлив, общителен и даже склонен к юмору.

Константин Великий приносит Город в дар Богородице. Мозаика над входом в Святую Софию

Определяющим качеством характера Константина было непомерное властолюбие. Сделавшись императором, он сбросил маску учтивости и справедливости и стал проявлять откровенную жестокость и деспотизм. Его алчность и расточительность легли тяжелым бременем на народ, так как только беспощадно грабя жителей империи, можно было добывать те колоссальные суммы, которые расходовались на блеск императорского двора, на грандиозное строительство и на содержание громоздкого военно-бюрократического аппарата. Внешне Константин усвоил великолепие и негу восточной роскоши. Даже будучи немолодым человеком, он наряжался в пестрые шелка, расшитые золотыми цветами, носил накладные волосы и короны изысканных фасонов со множеством драгоценных камней и жемчуга, его мощная шея была увешана ожерельями, а могучие руки увиты браслетами.

Государственная деятельность Константина продолжала основные направления политики Диоклетиана и имела своим результатом постепенное прикрепление значительной массы свободных людей к их месту жительства, к земле или ремеслу, чтобы обеспечить регулярный сбор налогов с населения. Если в прежние века Рим жил за счет того, что грабил другие народы, то теперь от стал грабить сам себя; Римское государство вступило на путь самопожирания: собирая налоги, правители не задумывались над тем, откуда возьмут налогоплательщики требуемые суммы, и чем строже взыскивались налоги, тем более истощались средства населения.

В сельском хозяйстве труд рабов и мелких свободных собственников постепенно вытеснялся трудом колонов (это были люди формально свободные, которые у частных лиц арендовали землю и фактически были лишены права покинуть ее). Колоны не только обрабатывали землю, но и платили налоги, поэтому государство было очень заинтересовано в их закрепощении.

30 октября 332 года Константин издал грозный указ против бегства колонов: «Тот, у кого будет найден чужой колон, должен не только вернуть его к месту его происхождения, но и заплатить за него подушную подать за то время, которое колон у него находился. А самих колонов, которые вздумают бежать, надлежит заковать в кандалы как находящихся в рабском положении, чтобы они были принуждены в наказание исполнять рабским способом обязанности, приличествующие свободным».

По той причине, что граждане постепенно превращались в закрепощенных налогоплательщиков, Константин был вынужден брать в армию все большее и большее число варваров. В римской армии было много скифов, готов и германцев, а при дворе Константина особым влиянием пользовались франки; он был первым императором, который стал делать варваров консулами. Таким образом, варвары вступили на путь, который привел их в конце концов к овладению Римом.

К городу Риму Константин был совершенно равнодушен. Он пробыл в нем после победы над Максенцием не более трех месяцев, а впоследствии посетил его только два раза, когда вступал в десятый и в двадцатый год своего правления. Временными резиденциями Константина были Трир в Германии, Медиолан (совр. Милан), Аквилея в Северной Италии, Сирмий в Паннонии, Фессалоники (совр. Салоники в Северной Греции) и Нэсс (совр. Ниш в Сербии); последний был его родиной. Константин основал новую столицу Римской империи, назвав ее Вторым, или Новым, Римом (эти названия быстро вышли из употребления, и город стал именоваться Городом Константина — Константинополь, современный Стамбул).

Новую столицу построили на месте древнего греческого города, который назывался Византий и был расположен на границе Европы и Азии на побережье пролива Босфор. На ее строительство израсходовали колоссальные средства; 60 000 фунтов золота истратили только на сооружение городских стен, крытых колоннад и водопроводов. В городе Константина были построены и храмы старым богам и церкви христианскому богу.

Чтобы придать блеск новой столице, ограбили старую: из Рима увезли огромное количество статуй. Почти все крупные города империи были вынуждены отдать большинство своих статуй для Константинополя. Часть римской знати переселилась в новую столицу.

Добившись наконец своей заветной цели и став владыкой мира, Константин окружил себя азиатской пышностью и опозорил свою старость безумным и неслыханным мотовством. Если прежде Константин не терпел клеветников и доносчиков, то теперь стал настолько подозрительным, что в особом эдикте поощрил их обещанием наград и отличий. Старший сын Крисп, отмеченный многими достоинствами и очень популярный в народе, вскоре стал вызывать в императоре чувство опасения, которое переросло в тайную ненависть. В 326 году Константин велел схватить Криспа и после скорого суда казнить.

Сразу вслед за тем он приказал умертвить и племянника Лициния. Многие приписывали гибель Криспа коварству его мачехи Фаусты, которая будто бы обвинила пасынка в покушении на ее честь и целомудрие. Неизвестно, раскаялся ли позже Константин в своем проступке или раскрыл козни жены, но он покарал ее так же сурово, как и сына. По одной версии, императрица задохнулась в бане, специально растопленной до такой степени, что в ней невозможно было дышать, а по другой — Константин сам столкнул ее в ванну с кипятком.

Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов. В начале 337 года больной император отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но почувствовав себя хуже, он велел перевести себя в Никомедию и здесь на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.

Константин умер 22 мая 337 года в Аквирионском дворце в предместье Никомедии. Своими наследниками он считал трех своих сыновей (цезари Константин II, Констанций II, Констант) и двух племянников (цезарь Далмаций Младший и Аннибалиан, женатый на Константине Августе, дочери Константина).

За что император-язычник были причислен к лику святых, и как он изменил ход истории христианства



На протяжении нескольких столетий христианство страдало под властью Римской империи. Христиан арестовывали, подвергали ужасным пыткам, истязали и уродовали, жгли на кострах. Дома молитвы и жилища простых христиан грабили и разрушали, а их священные книги сжигали. Религиозным гонениям положил конец император Константин, когда вступил на престол. Почему и как император-язычник стал покровителем христиан, а впоследствии даже был причислен к лику святых православной церковью?
В отличие от своих предшественников, император был великим покровителем Церкви. Он построил огромное количество базилик во всех концах империи. Христианскому духовенству были дарованы невиданные доселе привилегии. Константин наделил церковь землёй и богатством, и даже вернул имущество, конфискованное у христиан более ранними правителями.
Историки и богословы на протяжении веков бились над вопросом, что же заставило Константина прекратить гонения на христиан. Предполагали, что это было влияние его матери, которая была христианкой. Многие даже утверждали, что сам Константин принял христианство. Однако никакими источниками эта информация не подтверждается. Напротив, император до смерти поклонялся языческим богам и был крайне жесток к конкурентам.

Император Константин І Великий.

Будущий император появился на свет, предположительно, в 275 году, в городе Наиссе (ныне — Ниш), на территории сегодняшней Сербии. Константин был незаконнорожденным сыном видного римского военачальника, Констанция и хозяйки постоялого двора, Флафии Елены. Константин воспитывался при дворе восточной Римской империи, получил блестящее образование и пошёл по стопам своего отца — стал военным.

К 305 году он уже сделал военную карьеру и вернулся к отцу, которого в то время назначили августом западной Римской империи. Всего через год, Констанций скончался и войско избрало августом его сына. Это был первый шаг Константина на пути к абсолютной власти над Римской империей.


Император Константин и Знамя Христа, Питер Пауль Рубенс (1577-1640).

В те давние времена управление в империи осуществлялось по принципу тетрархии. Территория делилась на восточную и западную части, а те, в свою очередь, ещё на две зоны. В каждой части избирался август, он правил одной половиной. Для управления другой половиной августы назначали цезарей.
Честолюбивый и амбициозный Константин в 307 году заключил брачный союз с дочерью цезаря Максимилиана, Фаустой. После того, как Максимилиан умер у будущего императора осталось только два конкурента — август Лициний и Максенций (сын Максимилиана). Лицинию Константин отдал в жёны свою сестру — Констанцию, заключив с ним, таким образом союз. С Максенцием же нужно было сражаться, так как у него было много сторонников.

Битва на Мильвийском мосту, Джулио Романо (1520-1524).

Перед битвой с Максенцием, Константин страшно переживал и взывал в молитвах ко всем своим языческим богам. Согласно Евсевию, раннему христианскому историку, ему перед началом битвы явилось видение пылающего в небесах креста с надписью на греческом «Сим победишь». Сначала Константин не предал особого значения этому видению, но той же ночью ему приснился сон, где ему явился Христос и сказал использовать знак креста против своих врагов.
Утром Константин приказал своим воинам начертать на своих щитах кресты, и его армия одержала победу. Эту победу Константин посвятил Христу. И после этой битвы у Мильвийского моста Константин стал единоличным правителем западной Римской империи и сторонником христианской религии. С этого момента христианство стало мирно сосуществовать с языческими культами. Вместе с августом Лицинием они заключили мирный эдикт, который предполагал запрет на преследования христиан, но также разрешал проведение и любых язычесикх обрядов. Запрещены были только жертвоприношения.

Кратер от падения метеорита.

За все годы правления Константина, которого считают образцом мудрого правителя, было начато строительство таких памятников христианской архитектуры, как собор Святого Петра в Риме и храм Гроба Господня в Иерусалиме.
При этом «покровитель христианства» был далеко не праведником. Его поступки были весьма противоречивы не только в свете закона, но и полностью шли вразрез с христианским образом жизни и всеми христианскими доктринами. В борьбе за абсолютную власть, Константина ничто не могло остановить. Для достижения своих целей он в прямом смысле этого слова шёл по трупам. В 323 году Константин разгромил армию своего союзника Лициния и казнил его самого. Несмотря на то, что жена Лициния — его родная сестра, умоляла оставить мужу жизнь.

Вид на кратер от падения метеорита с равнины.

Так римский военачальник, незаконнорожденный сын августа Констанция, стал Константином І Великим. Единоличным властителем и императором великой Римской империи. Но что заставило его стать столь лояльным к христианской вере? Столь резкая перемена мировоззрения императора и государственной политики Рима, не даёт покоя и современным учёным.
В частности, геологи, считают, что видение Константина — это падение метеорита. Кратер, который остался после этого падения всё еще находится в центральной Италии. Это кратер Сиренте, он расположен в горах, к северу от массива. Он аккуратной круглой формы. Шведский геолог Йенс Ормо считает, что этот кратер образовался от удара: «Его форма соответствует, а также он окружён многочисленными небольшими вторичными кратерами, выдолбленными выброшенными обломками».

По мнению шведского геолога Йенса Ормо — это не что иное, как кратер от падения метеорита.

Проведённые анализы и исследования относят появление кратера примерно к тому времени, когда у Константина было его видение. По мнению учёных пылающий летящий по небу метеорит был виден с большого расстояния. При падении он вспыхнул, приняв форму огненного шара и это зрелище буквально загипнотизировало военачальника. Падение метеорита было сродни взрыву маленькой ядерной бомбы мощностью около килотонны.
Возраст кратера также соответствует и местной истории. Соседняя деревня была внезапно заброшена, возможно, из-за пожара в 4 веке. В Катакомбах, относящихся к тому же периоду, археологи нашли множество тел, похороненных поспешно. Местная легенда, переданная в устной форме, также дает яркое описание этого катастрофического события. Одна версия легенды звучит так:
«И затем, грянул гром и расколол гигантские дубы, что предвещало прибытие богини. Внезапно сильный жар волной захлестнул людей, и эхом разнеслись крики боли, раскалывающие воздух. Вдруг там, высоко в небесах, вспыхнула новая звезда, огромная, невиданная прежде, она приближалась и приближалась, появлялась и исчезала за вершинами восточных гор.
… Вскоре звезда стала такой же большой, как новое солнце. Непреодолимый, ослепительный свет пронизал небо. Листья дуба задрожали, пожелтели и свернулись. Лес потерял свой сок».

Миланский эдикт положил конец гонениям первых христиан.

Совпадение по времени и географии падения метеорита и битвы при Мильвийском мосту, заставило исследователей пересмотреть исторические события. Историки считают, что военный лагерь армии Константина был расположен в 100 километрах от места удара небесного тела. Вспышки света, огненный шар и грибное облако, которое возникло после удара метеорита о землю, похожи на описание Константином его видения.
Через три года после уничтожения соперника Лициния, император казнил свою жену Фаусту и старшего сына Криспа. Константин заподозрил их в заговоре против него. Несмотря на то, что сам император до смертного одра оставался язычником, своим детям он дал христианское воспитание. Слухи о том, что император принял перед смертью святое водное крещение не подтверждаются никакими историческими фактами.

Казни христиан на арене римского колизея.

Епископ Сильвестр І распространил слух о том, что перед смертью император сказал ему, что отныне церковная власть превыше светской. Этот слух опровергли ещё средневековые историки. Но эта историческая фальсификация, которую назвали «Даром Константина» дала право основать институт папства.

Константин Великий оставил значительный след в истории, благодаря многим грандиозным проектам. Один из которых — строительство Константинополя (Стамбул сейчас). Император сделал свой город новой столицей Римской империи. Когда в 1054 году в Христианской церкви произошёл политический раскол, Константинополь стал главным центром для православной церкви. Константин был возведён в ранг святого и как основатель Константинополя и как римский император, изменивший ход истории христианства.
Если вас интересует история христианства, прочтите нашу статью о другом великом реформаторе Мартине Лютере.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Константин Великий

Биография

Святой император Константин I Великий остался в истории как великий защитник и ревнитель христианской веры. Церковь присвоила ему звание равноапостольного, несмотря на то, что в биографии правителя было немало неприятных эпизодов, в том числе казнь собственной жены и сына.

Детство и юность

Будущий римский император родился в Наисе – городе в Верхней Мезии (сегодня он принадлежит Сербии и называется Ниш). Его полное имя звучало как Флавий Валерий Аврелий Константин; он был сыном цезаря (младшего императора) Констанция Хлора, но не от его официальной жены Феодоры, а от конкубины (сожительницы) Елены.

Портрет Константина Великого

Точный год рождения не установлен, по сведениям ряда источников можно предположить, что это был 272-й. Позже Констанцию пришлось разойтись с Еленой и по политическим мотивам жениться на падчерице Максимилиана. В результате следующего брака у Константина появились три брата и три сестры.

Войны

Молодой Константин поступил на службу в армии в Никомедии и принимал участие в походах в Египет и Персию. В 305 году его отец, ставший императором в западной части страны, вызвал сына к себе, чтобы тот помог ему в британском сражении против пиктов. Когда через год Констанций умер, войска сразу же признали Константина законным наследником, но официально он получил лишь статус цезаря.

Констанций назначает Константина своим преемником

В тот момент на титул главного руководителя империи претендовали 6 человек, что вызвало политические междоусобицы. В 307 году Константин закрепил права на трон, женившись на Фаусте, дочери своего главного соперника Максимилиана. Тот позже предпринял попытку незаконного захвата власти, после чего его заставили покончить с собой. Оставшихся соперников Константин убрал также при помощи устройства выгодных браков и других политических интриг.

Политика и религия

В 312 году Константин выдвинулся на бой в римском предместье возле Мульвийского моста, где, по легенде, увидел знамение своего предназначения – огненный крест в небесах. По другой версии, император увидел вещий сон, в котором ему велели поместить на щиты воинов монограмму из первых букв имени Христа. Так или иначе, бой был выигран, а после победы на императорском знамени – лабаруме – появились означенные символы.

После этого Константин в Миланском эдикте даровал гражданам империи свободу вероисповедания. Христианство обрело статус «дозволенной религии», повелением императора были запрещены гонения на последователей Христа и попытки отобрать у церкви имущество.

Позже у Константина случился конфликт с его родственником Лицинием, который помогал ему в государственном управлении. Тот, до поры послушно исполнявший роль наместника в восточной части страны, взбунтовался и объявил войну, попутно возобновив на своей территории гонения на христиан. Константин разбил Лициния в 2 сражениях и отстранил его от власти, став единоличным правителем Римской империи.

Икона святых Константина и Елены

Именно его правление дало старт распространению христианства в Европе. К нему Константина расположила мать Елена, да и отец тоже покровительствовал христианам, считая их добропорядочными и честными гражданами. Еще больше императору понравилась твердость и верность представителей этой религии своему учению, особенно учитывая, какими ужасами порой оборачивалось их гонение.

Приход правителя к христианству совершался постепенно – так, свою первую победу над соперниками он отпраздновал в храме Аполлона, принеся богу обильные жертвы. Симпатии к другой вере начали проявляться в Константине после военных побед. Аристократическая верхушка воззрений правителя не одобряла. В Риме власть языческих убеждений была особенно сильна, что в итоге повлияло на решение императора лишить город столичного статуса.

Бюст Константина Великого

Крещение Константин принял лишь в конце жизни, однако всячески поощрял представителей христианской церкви и последовательно проводил политику их защиты. Он активно вмешивался в вопросы церковного управления: в 325 году на Первом Вселенском соборе принимал участие в разрешении разногласий по поводу учения арианцев и впоследствии неоднократно присутствовал на его заседаниях. Еще через 5 лет правитель перенес столицу в Константинополь, позже ставший духовным и политическим центром Византийской империи.

Личная жизнь

О личной жизни правителя сохранились лишь обрывочные сведения. Упоминается, что старшего сына и наследника престола Клиспа ему родила матрона Минервина, но обладала ли она статусом официальной супруги или конкубины, точно не известно. Она не была первой женщиной в его жизни, но о ее предшественницах упоминаний в документах не осталось.

Флавия Максима Фауста, жена Константина Великого

В 307 году Константин женился на Флавии Максиме Фаусте, дочери Максимилиана. Это был династический брак с целью укрепления политического влияния, но император очень уважал свою образованную и энергичную супругу, родившую ему шестерых детей (трех сыновей и трех дочерей). Фауста была замешана в свержении своего отца и стала виновницей трагедии, омрачившей последние годы жизни прославленного римского правителя.

В 326 году Константин велел казнить собственного сына Флавия Юлия Криспа вместе с племянником Лицинианом. Причины такого решения называются разные, наиболее популярна версия о том, что Крисп был казнен по навету Фаусты, обвинившей его в попытке изнасилования. Обвинение было ложным – таким методом она избавилась от главного наследника, чтобы расчистить дорогу к трону своим сыновьям.

Флавий Юлий Крисп

Вероломная Фауста сполна поплатилась за свое злодеяние – через месяц Константин раскрыл обман и велел запереть ее в бане, где она задохнулась (по другой версии, разгневанный муж столкнул ее в горячую воду). За казнью жены последовали расправы над друзьями императора, которых он посчитал причастными к делу. Позже он предал имя Фаусты проклятию памяти (запретил любые посмертные упоминания о ней), и его наследники оставили это распоряжение в силе.

По легенде, именно моральные терзания после гибели близких привели Константина к христианской вере. Впрочем, ряд современных историков отвергают эту версию: есть факты, указывающие на то, что к моменту смерти жены и сына он уже 10 лет исповедовал эту веру и его крещение было давно обдуманным решением.

Смерть

В 336 году император почувствовал недомогание и, опасаясь внезапной кончины, принялся приводить свои дела в порядок. Он удачно завершил войну против готских и сарматских племен и распорядился, чтобы после его смерти империю поделили между тремя сыновьями: Констанцию достались Азия и Египет, Константу – Африка, Италия и Паннония, а Константину II – Британия, Испания и Галлия.

Памятник Константину Великому

В начале следующего года правитель отправился на лечение. Он начал с бань в Никомедии, позже съездил к горячим источникам Дрепана и посетил ванны Еленополиса, но лучше ему не стало. Последние месяцы жизни Константин провел на вилле в Анкироне. Почувствовав приближение смерти, велел перевезти себя в Никомедию и там на смертном одре принял крещение.

Мечтой императора было окреститься в водах Иордана, но он уже не смог туда добраться. Какая именно болезнь стала причиной смерти, неизвестно, но сохранились упоминания, что к старости он склонился к арианскому течению христианства, а обряд крещения был проведен отцом Сильвестром.

Корнел Уайлд в роли императора в фильме «Константин Великий»

О жизни императора и его вкладе в распространение веры написано множество научных, религиозных и художественных трудов, снято несколько фильмов. Наиболее известна итальянско-югославская картина режиссера Лионелло Де Феличе «Константин Великий», вышедшая на экраны в 1961 году.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх