Помост

Вопросы веры

Кто такой козел отпущения

Козел отпущения

Дмитрий Сироткин

Поговорим подробнее о фразеологизме «козел отпущения».

Он пришел к нам из далеких ветхозаветных времен.

Приводятся значение, история и источник происхождения фразеологизма, а также примеры употребления из произведений писателей.

Козел отпущения – человек, вынужденный принимать на себя чужую вину

Синонимы: мальчик для битья, крайний, стрелочник

Козел отпущения: происхождение фразеологизма

Это библейское выражение возникло в связи с существовавшим у древних евреев обряда возложения грехов всего народа на живого козла. В день грехоотпущения (праздник Йом Киппур) первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него всех грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню.

Обряд просуществовал очень долго, в период Иерусалимского храма (X в. до н. э. — I в. н.).

Некоторые эксперты считают, что этот обряд пришел на смену первобытнообщинного культа царя-жреца. Данный культ предполагал то, что извне приходил некий герой, убивал стареющего царя-жреца и женился на его дочери. Он магически обеспечивал плодородие и благополучие племени, но потом так же постепенно терял свою магическую оплодотворяющую силу, извне приходил герой и убивал уже его, женился на его дочери, и т.д.

По-видимому, первосвященник Иерусалимского храма должен был испытывать смутную неприязнь к культу царя-жреца.

В пользу этой версии говорит и то, что козлов в день грехоотпущения было два:

  • «наш» козел, козел отпущения, на которого лишь ритуально возлагали накопленные евреями за год грехи, а потом отпускали в пустыню
  • жертвенный козел, которого закалывали прямо в храме (вместе с тельцом)

Впрочем, кому из двух козлов кем быть решал жребий. А в целом этот ритуал напоминает кровавую встречу старого и нового царя-жреца.

В христианстве же Козла отпущения иногда интерпретируют как прообраз самопожертвования Иисуса Христа, поскольку Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества.

В Ветхом завете (Левит, 16, 21-22) дается следующее описание:

И приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит перед Господом, чтоб совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения (и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую).

Примеры из произведений писателей

Ну и выбрали козла отпущения, заставили писать в отделении критики, и получилась жизнь. (Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Почему же я и вот эти несчастные должны сидеть тут за всех, как козлы отпущения? (А.П. Чехов, «Палата №6»)

Одним из распространенных недостатков нашего мышления является привычка при любых обстоятельствах отыскивать козла отпущения. Мы превращаемся в «анти», мы выступаем против того или другого и убеждаем себя, что если бы можно было это, то или другое обойти, преодолеть, раздавить и уничтожить, человечество было бы счастливо. (Герберт Уэллс, «Демократия в заплатах»)

Итак, со временем мы подзабыли, что быть козлом отпущения не так плохо, как жертвенным козлом, да и самым обычным козлом, которого со временем просто съедят. Окружающий такого козла героический ореол поблек, и остался лишь образ лузера, попираемого более удачливым окружением.

В дополнение вы можете ознакомиться с фразеологизмами из Библии, а также со следующими материалами:

  • Вавилонское столпотворение
  • Манна небесная
  • Валаамова ослица
  • Зарыть талант в землю
  • Фразеологизмы Древней Греции
  • Крылатые выражения Древнего Рима

Козел отпущения

Смотреть что такое «Козел отпущения» в других словарях:

  • козел отпущения — челюскинец, паровозник, папа карло, крайний, космонавт, мальчик для битья Словарь русских синонимов. козёл отпущения мальчик для битья Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

  • Козел отпущения — Из Библии. Упоминается в Ветхом Завете (Левит, гл. 16, ст. 21 22). У древних евреев был обычай: в день грехоотпущения первосвященник возлагал свои руки на голову живого козла в знак возложения на него всех грехов еврейского народа. Потом животное … Словарь крылатых слов и выражений

  • Козел отпущения — крыл. сл. Козел отпущения (искупления) Библейское выражение (Левит, 16, 21 22), возникшее из описания существовавшего у древних евреев особого обряда возложения грехов всего народа на живого козла; в день грехоотпущения первосвященник возлагал… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Козел Отпущения — Олицетворяет перенос вины, избежание последствий греха, очищение от грехов, разрыв с прошлым и его последствиями через взятие на себя грехов других или общины в целом. В контексте принесения в жертву царя (см. жертвоприношение) козел отпущения со … Словарь символов

  • КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ — Козел – животное, на которого в древнеиудейском практике в день Искупления перекладывались накопленные грехи людей. Козла, символически нагруженного таким образом, затем отправляли в лес. Следовательно, нахождение козла отпущения – акт обвинения… … Толковый словарь по психологии

  • козел отпущения — (иноск.) лицо, которому достается за чужие грехи Ср. Да с, вам легко говорить, возразил раздраженно товарищ прокурора, а не угодно ли вам в нашу кожу влезть… когда в настоящую пору судебное ведомство служит козлом отпущения за все безобразия… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ — (scapegoat) человек или группа, неоправданно превращенные в виновников проблем и неудач других. Термин происходит от библейского еврейского обычая ритуального перенесения людских грехов на козла и последующей отправки (изгнания) козла в дикую… … Большой толковый социологический словарь

  • козел отпущения — чаще неодобр. о человеке, на которого постоянно сваливают ответственность за ошибки, проступки, грехи других. По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник, кладя руки на голову козла, тем самым возлагал на него грехи всего… … Справочник по фразеологии

  • Козел отпущения — ♦ (ENG scapegoat) козел, на к рого символически возлагали грехи народа Израиля и к рый изгонялся после этого в пустыню, чтобы в День искупления унести грехи прочь (Лев. 16:10) … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Козел отпущения — Козелъ отпущенія (иноск.) лицо, которому достается за чужіе грѣхи. Ср. Да съ, вамъ легко говорить, возразилъ раздраженно товарищъ прокурора, а не угодно ли вамъ въ нашу кожу влѣзть… когда въ настоящую пору судебное вѣдомство служитъ козломъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

«Козел отпущения». Кто им становится и почему?

Любой коллектив устроен так, что в какой-то степени ему нужен кто-то, на кого можно сливать негативные эмоции и иногда делать виноватым в общих проблемах. Особенно это ярко проявляется в неблагополучных, конфликтных коллективах, иногда в семьях. Подходящая кандидатура невольно попадает в определенные ситуации, а остальные члены коллектива, не сговариваясь, ведут себя соответствующим образом — возлагают вину за что-то на данного человека и относятся с некоторым пренебрежением. Знакома ситуация?

Дело в том, что такой человек используется как громоотвод негативных эмоций и выполняет в какой-то степени важную для коллектива функцию. К сожалению, все люди несовершенны и порой испытывают потребность в том, чтобы переложить долю ответственности на другого человека или обстоятельства. И здесь возникает человек, которого общность превращает в «козла отпущения».

Однако далеко не каждого человека можно поместить в данную роль. Иногда эта роль приклеивается к человеку, часто на длительное время, а иногда потенциальный кандидат на эту роль делает что-то, что выталкивает его из этой роли, несмотря на все попытки коллектива.

Давайте разберемся, какие качества человека позволяют поместить его в эту роль, а какие нет.

Заниженная самооценка.

Одним из основных качеств, которые можно наблюдать у всех «козлов отпущения», является низкая самооценка. Они как бы сами готовы, чтобы к ним относились весьма неуважительно, поскольку чувствуют себя такими. Причиной могут являться неблагоприятные отношения в семье или другие травматические переживания в коллективах сверстников.

Скрытые амбиции.

У любого человека, попавшего в роль «козла отпущения», наряду с отсутствием ощущения своей ценности есть очень сильное желание занять высокий статус в коллективе, ощущать свое превосходство над другими. Это желание возникает как противовес истинному положению среди людей — неприятию, отвержению. Другими словами это можно назвать ущемленной амбициозностью, когда основной потребностью становится не столько желание занять высокое место в иерархии, а стремление превосходить других, проявляя отвержение.

А дальше происходит самое интересное. Как относятся окружающие к тому, кто, с одной стороны, не ценит себя, а с другой, хочет чувствовать превосходство над окружающими? Такой человек вызывает неуважение и желание «поставить его на место», чем в дальнейшем коллектив с удовольствием и занимается, удовлетворяя уже свои потребности.

Неуважение к другим людям.

«Козел отпущения» обижен на весь мир и окружающих людей и не испытывает к ним уважения, и тем более любви. Это еще одна характеристика людей, попавших в эту нишу. Они безуспешно пытаются решить внутренний конфликт, мечтая когда-нибудь относиться к окружающим так, как сейчас окружающие относятся к ним.

Итак, в любом коллективе каждый человек вступает в определенные взаимодействия. Характер этого взаимодействия определяется качествами человека, благодаря которым оно может быть позитивным или негативным.

Теги: психологические трудности, психология общения, люди, общество, самооценка, поведение

Автор статьи: Мария Знобищева Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России.
Дата публикации:22.04.2019

В нашей культуре любые сравнения с рогатым скотом воспринимаются крайне недружелюбно.

А если к ним присоединяется ещё и какой-нибудь эпитет, последует обида не на жизнь, а нас смерть.

Фразеологизм «козёл отпущения» звучит так нелестно, что хочется поскорее заглянуть в словарь или обратиться к нашему источнику, чтобы узнать, кто же это такой.

Значение фразеологизма

Фразеологический оборот «козёл отпущения» обычно произносится в адрес человека, наказанного за проступок, которого не совершал.

Обвиняя несчастного без суда и следствия, его делают крайним, в то время как настоящий виновник остаётся безнаказанным.

Когда раздражённая жена, вернувшись с работы, где её весь день нервировали и упрекали, принимается ворчать на мужа, тот с полным правом может сказать: «Прекрати ругаться! Нашла козла отпущения…»

На политической арене жертвенным животным чаще всего становится народ.

Сильные мира сего решают вопросы собственной крутизны, развязывают войны, возводят пирамиды и дворцы – и всё это за счёт простых безымянных человечков.

Если что, мы сами выбрали свой исторический путь, а значит, заслужили то, что заслужили.

Происхождение фразеологизма

Впервые с повествованием о злополучном козле мы сталкиваемся на страницах Ветхого Завета при описании еврейского праздника Йом Киппур, дня очищения.

В этот день иудеи приводили к храму двух жертвенных козлов, тельца и барана. Бросали жребий, по которому выбирали одного из козлов. Его оставляли в живых и отводили в сторону. Остальной скот приносили в жертву.

Над козликом, оставленным в живых, совершался ритуал возложения на него грехов всего еврейского народа. После их перечисления к рогам зверя привязывали алую ленту и отправляли его в безводную пустыню, подальше от людских глаз.

Там несчастного ожидала гибель от голода и жажды. Второй кусок ленты привязывали к воротам, через которые выходило животное. Считалось, что искупительная жертва принята и грехи народа прощены, если лента приобретала белый цвет.

Ритуалы перекладывания всего дурного, позорного на кого-то или что-то с целью освобождения от собственных внутренних демонов существовали практически в любой культуре: в Древней Греции во время знаменитых дионисийских шествий, на Руси, когда на ярмарках начинались пляски скоморохов, переодетых в козлиные шкуры, и во многих других народных празднествах.

Античные мистерии уступили место христианству, в котором с идеей искупительной жертвы стали связывать Иисуса Христос. Он именуется Агнцем Божьим. Его дар людям доброволен и несёт Спасение.

Так, трансформируясь во времени, образ сакрального козла дошёл до наших дней и полностью утратил высокий смысл. Теперь он связывается только с обидой «без вины виноватого»; никакого подвига в том, чтобы стать им, современный человек не видит.

Синонимичные выражения

В русском языке у древнего фразеологизма есть синоним английского происхождения: «мальчик для битья».
Короче и фамильярней невинно наказанного можно назвать:

  • крайний;
  • космонавт;
  • челюскинец.

Есть и ещё выражение недоумения: «Что я, рыжий?», переводящееся примерно как «А почему именно я?». Наверное, приблизительно такой вопрос задал бы жертвенный козёл, если бы у него открылся дар речи.

Так или иначе, быть виноватым за других – состояние не самое приятное, поэтому, услышав столь обидное наименование, постарайтесь выпутаться из сетей, расставленных злоумышленниками, с достоинством.

Что означает выражение «козел отпущения»

Каждый, находясь на работе, хоть раз в жизни слышал выражения о том, что нашли «козла отпущения» или «сделали козлом отпущения». Как правило, под «козлом отпущения» сейчас понимается некий человек (сотрудник организации), которого обвинили во всех бедах, неудачах и провалах. Тем не менее, он может быть вообще к этому непричастен, как это часто и бывает в условиях существующих реалий или иметь лишь опосредованное отношение. Делается это для того, чтобы скрыть истинные причины и сделать виновным одно конкретное лицо, которое и наказать проще.

У этого фразеологизма история очень даже интересная. Своими корнями она восходит еще к Ветхому Завету. Именно там (Левит, 16) описан ритуал, практиковавшийся в иудаизме. Назывался он по-разному. Есть сведения, что ритуал был известен, как «Азазель». По другим данным – «козлоотпущение». Проводилось сие действие во время праздника, известного, как Йом Кипур. Начиналось с того, что в Иерусалимский храм доставляли двух козлов одной масти. По выбору Первосвященника, который предварительно бросал жребий, одного козла приносили в жертву, сжигая на огне. На второго козла Первосвященник как бы символически переносил грехи, совершенные всем иудейским народом. Он возлагал руки к его голове, позже к нему поочередно прикасались собравшиеся, перенося свои грехи на животное. Затем, из одних источников известно, что второго козла просто отпускали в пустыню. Отсюда и идиома – «козел отпущения». По данным других источников – козла отводили в Иудейскую пустыню, после чего животное сбрасывали со скалы, называемой «Азазель», в глубокую пропасть.

В христианском учении о боге нередко можно встретить интерпретацию, согласно которой под «козлом отпущения» понимается Иисус Христос, пожертвовавший собой ради жизни других людей, желая принести искупление грехов. Однако некоторые видят в этом прообразе Сатану. Их позиция строится исходя из того, что Сатана должен понести страшные наказания за свои злодеяния в качестве первоисточника греха, распространившегося на земле.

Как бы там ни было, но обряда больше нет, а выражение кочует до сих пор.

Что означает?

1. Фразеологизм «Буриданов осел»?

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх