Помост

Вопросы веры

Кто такой неофит

Тот, кто увлекается религиозной и духовной литературой и предпочитает фильмы подобной тематики, может столкнуться со словом «неофит».

О том, кто такой неофит, и что означает одноименный синдром, — будет рассказано в этой статье.

Кто такой неофит

Разберемся подробнее, откуда происходит данное слово, и что означает это понятие.

Происхождение слова

Слово «неофит» греческого происхождения (neophitos). Означает neo — новый и phitos — растение, насаждение, росток. То есть: новое растение или недавно посаженный. Термин имеет непосредственную связь с древними мистериями, закрытыми мистическими сообществами и орденами, религиозными конфессиями. В этой плоскости он выражает понятие «новообращенный», приверженец какой-либо идеологии или духовного течения.

Сегодня этим словом обозначают всех недавно приобщенных к любой религиозной конфессии, однако на протяжении достижимых для изучения эпох, значение этого слова не было таким однозначным.

Значение понятия

Разберемся детальнее со значением термина.

Иные определения в различные периоды истории:

  • посвященные в древние тайные сообщества, а также кандидаты и готовящиеся к посвящению (культ Элевсинских мистерий, по преданию основанный богиней Деметрой в честь встречи со своей дочерью Персефоной);
  • в Римской империи так называли ранних христиан, принявших христианство, носящих белые одежды в период между Пасхой и первым после нее воскресеньем;
  • принявшие монашеский постриг в средневековых и нынешних монашеских орденах и конгрегациях;
  • ученик, которого готовили к смене предшественников-иерофантов.

Кроме этого, данное слово еще обозначает новичка в какой бы то ни было сфере деятельности. В ботанике им обозначают растения, осваивающие новый ареал произрастания.

История неофитства

Она достаточно протяженна во времени. Каждая эпоха наделяла это понятие чем-то своим.

Появление и распространение

История этого явления насчитывает не одну тысячу лет. Помянутая нами выше мистерия в Элевсине богини Деметры, закрытые мистические сообщества древнегреческих орфиков, Гермеса Трисмегиста и школа Пифагора предлагали для своих неофитов ряд ступеней-инициаций, предполагавших прохождение испытаний для достижения эзотерических знаний и особых состояний сознания через осознание временности бытия и обретения высокой нравственности во имя освобождения от бренной материальной природы.

Особо хочется выделить пифагорейскую школу, основанную Пифагором в италийском городе Кротоне в шестом веке до нашей эры, в которой происходил очень тщательный отбор учеников, в котором была внутренняя и внешняя сторона.

Внешняя предполагала суровые экзамены:

  • воздержание от пищи;
  • задержка дыхания под водой;
  • восьмидесятикилометровый бег.

Внутренняя сторона экзаменов заключалась в открытии у кандидата определенных черт и качеств характера, таких как:

  • честность;
  • праведность;
  • любовь к окружающему миру.

Если испытуемый успешно проходил экзамены, он допускался к дальнейшим испытаниям, продолжавшимся в течение следующих пяти лет.

На протяжении всех этих лет новообращенный не должен был говорить (ибо многословие плодит ложь), должен был искупаться в кипящей воде, пройти испытание огнем и каленым железом, выдержать проверки на сострадание и добродетель, проявить стойкость в отношении сексуальных желаний.

Дальнейшее распространение духовное новообращенство обрело в христианстве. Это явление выражалось в приобщении к вере новичка, который в вере ничего не понимал. Его опекали, как малое дитя, готовя к истинной христианской жизни.

Начиная с ранних христианских общин через эпоху средневековья и до наших дней, где на новом жизненном этапе новообращенный постепенно входил в новый образ, он менял привычный мирской стиль жизни на новый, который заключался в изменении окружения, поведения, манеры одеваться, либо монашеском постриге, приготовлении стать на путь Господнего служения.

Современное положение

Данное понятие в современном христианстве так же, как и раньше, характеризует приобщение новичков к церковной жизни. Но существует поправка на множественность современных религиозных конфессий, соотнесенную с единицей площади того пространства, в котором они существуют, а также на большее количество и разнообразие соблазнов, встающих между Богом и людьми.

Это особый период первой духовной любви, духовных радостей, но при этом, — и подводных камней. В этом, как и в любом другом явлении жизни имеет место человеческий фактор. Другими словами, — каждый приходит к вере с набором индивидуальных обретенных качеств и черт характера, с личными мотивами, сформированными предшествующим образом жизни. И все же, есть нечто общее в нем для каждого новообращенного.

Вот эти качества:

  • пребывание в состоянии эйфории, а не веры;
  • преувеличение собственных сил;
  • максимализм;
  • желание всех спасать;
  • нетерпимость к иным духовным позициям и взглядам;
  • строгое отношение к себе, граничащее с фанатичным желанием перенять образ жизни христианских подвижников и святых отцов.

Если попытаться завязать разговор с молодым новообращенным в любой христианской конфессии на религиозную тематику, можно увидеть воинственную, иногда даже агрессивную позицию по отношению к иным духовным течениям, сильно отличающимся в методах следования к Богу от взглядов, которые так рьяно отстаивает новичок. Он искренне и наивно верит в свою абсолютную правоту, готовый поучать и обличать, хотя сам еще находится в возрасте духовного младенчества.

Что приводит к неофитству

Само по себе это понятие обозначает вхождение непосвященного в новую духовную среду. В это время новообращенному в помощь дается авансом ощущение особой благодати Святого Духа. При этом не требуется особых усилий и затрат для ее получения. Новичок окрылен любовью, ведь в данный момент Господь действительно рядом, и он учит свое дитя первым осмысленным шагам в духовной жизни.

Вера его пока слаба, поскольку она укрепляется временем и испытаниями. У него мало жизненного и духовного опыта, а поэтому ему сопутствуют ошибки, которые он едва ли признает. Вот Господь и водит его за руку, щедро одаривая благодатью.

Это естественный процесс приобщения новичка к иной системе взглядов и ценностей, весьма отличающихся от мирских. Такова человеческая природа, свойство юной незрелости с присущими ей ошибками, которые придают этому состоянию вхождения негативный оттенок. Но кто не ошибается, тот и не ищет.

Неправильная самоидентификация

Правильная самоидентификация является одной из самых важных задач для личности, тем более для находящейся в процессе поиска и делающей сознательный выбор.

Для приобщающегося и новообращенного характерны перегибы то в одну, то в другую сторону. Новичок склонен к радикальным подходам в сравнении своего образа жизни с тем, который вели подвижники церкви, святые отцы и другие духовные авторитеты. Он старается уподобляться им, не имея духовной мудрости и жизненного опыта.

Стараясь быть похожим на аскетичных подвижников и святых, подавлявших телесную природу во имя духовной благодати, новоначальный может показательно хулить и обличать себя во многих грехах, при этом считая себя лучше других, внутренне гордясь своей мнимой праведностью. И хотя это еще не фарисейство, но уже весьма на него похоже.

Естественным является поиск самого себя. Новообращенный открыл новый мир и желает этим чудесным открытием поделиться с иными, по его мнению — пока еще дремлющими. К сожалению, внешние формы его духовности пока еще не соответствуют внутреннему состоянию.

Преувеличение собственных сил

Преувеличение своих сил, или «ревность не по разуму», является еще одной характерной ошибкой делающих первые духовные шаги. Она истекает из неправильной самооценки, вследствие чего с особой силой может проявиться духовный максимализм.

Его проявление возможно в любой сфере духовной жизни:

  • если молиться, то до изнеможения;
  • если поститься — по самим строгим правилам;
  • если страдать — на полную катушку;
  • если спасать — сразу весь мир.

Остеречь от ошибок, упредить опрометчивые поступки этого периода может только опытный духовный наставник или сложившиеся Высшим промыслом обстоятельства и обращенные к душе новичка посылы, если он обладает достаточной восприимчивостью к подобным явлениям.

Осуждение окружающих людей

Это самая распространенная греховная ошибка начинающих. Новички с присущим им максимализмом становятся требовательными не только к себе, но и к окружающим их людям. Они очень внимательны к своему окружению, особенно ближнему, мгновенно замечают в людях изъяны и недостатки.

Для них существует лишь белое и черное при полном отсутствии полутонов. Характерной особенностью их отношения к людям вне церкви является высокомерие. У них коротка память о своем недавнем прошлом, в котором они были такими же, а может — и хуже.

Они уже не в силах понимать, что Бог — «всяческая во всем», что множественность форм, в том числе и идей, делают этот мир не монотонным и однообразным, а пестрым и насыщенным, позволяющим каждому пройти самый разнообразный опыт, чтобы устояться в чем-то своем.

Их еще ожидают внутренние кризисы, связанные с противоречием внешнего и внутреннего. Возможно даже разочарование в незыблемости отстаиваемых ими доктрин, но это будет потом — лет через пять, а может и десять. Пока же они себя зрят не меньше, чем карающий меч Всевышнего правосудия.

Миссионерский максимализм

Это одна из самых печальных и не менее распространенных ошибок новичков, которые не могут просто тихо молиться, тем более — сидеть сложа руки.

Новообращенный сделал для себя потрясающее открытие и хочет поделиться этим с как можно большим числом людей, ибо по его представлению: аморально, недостойно и даже преступно скрывать от них истину, которая открылась ему за какие-то заслуги. Он готов говорить о своих духовных открытиях, о Боге — там, где это уместно и не очень, а порою — даже с агрессивной навязчивостью, ибо само понятие уместности для новоначального бывает слишком размытым.

Весьма неопытный проповедник старается спасти всех вокруг, не подозревая о том, что начинать нужно с самого себя. Ибо, как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи».

В результате такой миссионерской деятельности духовно прозревшего (по мнению его самого) о том движении, к которому приобщается новичок, у людей может сложиться весьма негативное мнение. Родственники и друзья неистового поборника правды вынуждены стоически выдерживать проповеди и выходки новоиспеченного проповедника. Цена же за такое непомерное старание может обернуться для «подвижника» потерей знакомых и друзей, восстановить связи с которыми будет весьма затруднительно, а порой и невозможно.

Поиск новых чувств

Эта ошибка присуща не только начинающим молодым новообращенным мужчинам, но и неофиткам-женщинам. Начинающие ищут возвышенных ощущений, глубоких чувств и переживаний, готовы на каждом шагу видеть чудо или знамение. Они ждут знаков свыше в виде ответа на волнующие их вопросы.

В православии это называется «впасть в духовную прелесть».

Люди, склонные к постоянному поиску знаков и чудес, встречая какие-либо подтверждения Божьей знаковости, направленной лично к ним, могут уверовать в свою избранность и возгордиться. Но жизнь сама по себе является чудом, и истинный подвиг заключается в том, чтобы достойно пронести на плечах груз испытаний, которые она посылает, чтобы можно было в этом устоять и быть благодарным ей за ее мудрые уроки.

Избежать ошибки ощущения своей избранности можно через смирение и критический подход к самому себе, ибо не зря говорили еще святые отцы, что тот, кто смог видеть свои грехи — превыше того, кто смог увидеть ангелов.

Из этого видео можно узнать об основных проблемах у новообращенных.

Синдром неофита

Неофитство в православии — это своеобразная болезнь новичков, которая получила название «синдром неофита».

Что собой представляет

Данный синдром характеризуется излишним рвением, чрезмерной импульсивностью, наблюдаемой у новообращенных. Большей частью — это люди, впадающие в крайности, имеющие весьма поверхностное представление о личной ответственности и считающие себя полагающимися на волю Божью.

Подобный сверхгорячий новичок из-за недостатка жизненного опыта, мудрости и гибкости сознания клеймит направо и налево тех, кто мыслит иначе, а своих ближних, более теплых собратьев по вере обвиняет чуть ли не в отступничестве. Такие неумеренно восторженные христиане способны нанести серьезный вред, в первую очередь — себе.

Эти юные неокрепшие ростки с неукоренившейся корневой системой часто претендуют на роль огромного дуба с мудростью столетий. В результате любой более или менее сильный ветерок нагибает их к земле, а под напором серьезной стихии они покидают место своей изначальной высадки и блуждают, подобно перекати-поле к иным, по их мнению, — более благодатным землям.

От чего возникает

В этом явлении есть изначальный положительный момент, ибо в своем стремлении познать Бога новичок действует, прибегая к помощи церкви. И хорошо, если в ее лице помощь придет со стороны опытного духовного наставника.

У младохристианина появляются:

  • горячая вера;
  • стремление творить добро;
  • свойственный возрасту максимализм;
  • ревность по вере.

Но эти позитивные качества в нем еще младенческие, нуждающиеся в осмыслении и развитии, требующие корректировки и окультуривания. И благо, если этот труд — совместное творчество неофитствующего и его духовника. В противном случае может произойти «застревание» в возрасте духовного младенчества с недетскими амбициями со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Глубинно же, этот синдром православного неофитства берет начало в неординарной социально-политической ситуации, которую переживает наша страна и имеет непосредственную связь с прошлым.

Духовный семидесятилетний вакуум атеизма был заполнен сверхнормативной религиозностью, где упор был сделан не на качество посетителей прихода, а на количество, с дальнейшей популяризацией и навязыванием церковными иерархами — культа православия с проявлением оттенка коммерциализации. Это привело к искажениям и уходу от чистоты православной веры. Религия иконок и церковных ларьков, идущая по миру с протянутой рукой, попыталась заменить веру чистой глубины и в целом потерпела фиаско.

Младохристиане, пресытившись первой духовной любовью, начинают усматривать прорехи и изъяны в церковной среде. Вследствие этого они с присущей им рьяностью создают православные клубы за пределами церкви, наполняя их своим неокрепшим пониманием христианской правды, ослабляя и без того расшатанные опоры русской православной церкви.

Из этого синдрома может возникнуть и другое явление — прозелитизм, когда некто, разуверившийся в прежних духовных ценностях, меняет свою веру и переходит в иную конфессию, иногда начиная вести боевые действия с бывшими единоверцами.

Опасность синдрома

Эта духовная болезнь таит в себе опасности большие и маленькие, скрытые и публичные.

Вот некоторые из них:

  • отсутствие смирения, что мешает трезво разглядеть реальность текущего момента;
  • нетерпимость к чужим мнениям и навязывание своего, что отталкивает не только незнакомых, но и близких людей;
  • состояние хронического конфликта с социумом;
  • невыдерживание испытания временем, попадание под влияние лидеров околорелигиозных сообществ.

Известно немало примеров, когда молодые люди, поддавшись влиянию лидеров новых христианских течений и сект, лишались материальных ценностей, средств к существованию, разрушали свои семьи.

Другим печальным примером попавших под влияние являются мусульманские новообращенные, порой из числа русского населения, которые принимали участие в громких террористических актах. Они — весьма ценный материал для экстремистов всех мастей, поскольку особо не выделяются среди мирного населения, но при этом обладают необходимыми для террориста качествами, такими как решительность, агрессивность, фанатизм.

Для того чтобы эффективно противодействовать развитию и прогрессированию этого синдрома, необходимо прежде всего признать наличие серьезных недочетов в церковном укладе и работать над этим.

Работа с молодежью должна осуществляться без социально-политических нагрузок. Ее внимание необходимо привлечь последовательным неагрессивным рассказом о Церкви без желания чему-то противодействовать либо осуждать иные взгляды и позиции. Ведь подсознанием и душой воспринимается информация не через слова, а посредством считывания внутренней убежденности рассказчика.

Видео о синдроме неофита

Из этого видеоролика можно узнать о характерных ошибках младохристиан и о синдроме неофита.

Неофит

Формы имени Неофит

Другие варианты имени: Нео, Нефит,

Имя Неофит на разных языках

Происхождение имени Неофит

Греческое

Значение имени Неофит

Новорожденный.

Характер имени

Вашим друзьям и коллегам придется привыкнуть к вашей особенности доходить до всего «своим путем» и вести долгие переговоры. Иначе положительный результат не будет достигнут.

Долг вашего числа заключается в создании фундамента, опираясь на который, другие люди смогут успешно работать и чувствовать себя в безопасности.

Вас нередко называют «солью земли», поскольку вам свойственны здравый смысл, искренность, откровенность и готовность прийти на помощь. Вы любите людей и хотите, чтобы вам отвечали тем же.

Основные черты

Решительность, дерзость, гордость, слабоволие, разносторонность.

Нумерология имени Неофит

Для обладателей числа имени 8 характерна склонность к бизнесу. «Восьмерки» в большинстве своем очень сильные личности, ставящие во главу угла практичность и материальную выгоду. Они привыкли постоянно заниматься делами, без отдыха и перерывов. Ничего не достается им в жизни просто так – за все приходится бороться. Однако именно среди «восьмерок» большое количество преуспевающих бизнесменов и политиков. Для достижения своих целей они не останавливаются ни перед чем и добиваются своего любой ценой и любыми методами. В семье всегда лидеры, а зачастую и тираны. «Восьмерки» по складу характера не склонны заводить большого количества друзей. Главный их друг – работа. Однако стоит помнить, что если «восьмерку» застигнет длинная полоса неудач она может надломиться, замкнуться в себе и потерять всякий интерес к жизни.

Знаки

Имя Неофит как фраза

Интерпретация значения букв имени Неофит

Н — знак протеста, внутренняя сила не принимать все подряд, без разбора, острый критический ум, интерес к здоровью. Усердный работник, но не переносит «мартышкиного труда».
Е — потребность к самовыражению, обмену идеями, склонность выступать в роли посредника, проницательность благодаря умению входить в мир тайных сил. Возможна болтливость.
О — глубокие чувства, умение обращаться с деньгами. Для полноты реализации, однако, человек должен понять свое предназначение. Присутствие этой буквы в имени показывает, что цель ему предуготована и нужно воспользоваться своей богатой интуицией, чтобы выделить ее из суеты существования.
Ф — потребность блистать, быть центром внимания, дружелюбие, оригинальность идей, на первый взгляд сумбурных, но содержащих весьма ценное зерно истины. Удовольствие делать людей счастливыми. Внутренняя противоречивость воззрения — причудливая каша всех философских систем. Способность приврать, пустить в дело якобы необходимую ложь с самыми лучшими намерениями.
И — тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры.
Т — интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста — напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, — действовать, используя каждую минуту эффективно.

Мотивация

Вы одарены яркой индивидуальностью, и все ваши душевные устремления направлены на то, чтобы так или иначе реализовать имеющиеся способности. Этим желанием зачастую и определяется Ваш выбор.

Но способностей – много, и они очень разнообразны. Соответственно, и путей их реализации может быть несколько. Поэтому довольно часто Вы оказываетесь перед необходимостью отказаться от одной возможности в пользу другой.

Хорошо, если у Вас хватает рассудительности сосредоточиться на конкретной цели, и направить все силы на ее достижение. Плохо, если Вы пытаетесь «гнаться за двумя зайцами», не желая поступаться даже небольшими шансами на успех. В этом случае Вы рискуете растратить весь свой душевный потенциал впустую, «распылить» его, пустить по ветру. И – остаться ни с чем.

Вам следует больше доверять своему сердцу. Ему неважен внешний блеск, вся та мишура, которой обычно украшена жизнь артистичных натур. Поэтому именно оно в нужный момент подскажет Вам единственно верное решение. Постарайтесь «услышать» его.

Внешний облик

Вам важно выделяться на обще фоне. Однако использовать для этого кричащие тона или броские аксессуары Вам не следует. Не следует понимать это в том смысле, что яркая, жизнерадостная цветовая гамма – не для Вас. Просто общий стиль одежды должен отличаться корректностью, хорошим вкусом, солидностью. Одежда должна быть качественной и хорошо сидеть на Вас. Внешний облик, соответствующий этим критериям, вызывает расположение и доверие. Этими принципами следует руководствоваться не только в процессе комплектации своего гардероба, но и при выборе оформления и обстановки для жилища, офиса.

Совместимость имени Неофит, проявление в любви

Неофит, ваши характерные качества — обаяние, романтичность и умение облечь свои чувства в такие формы, которые не могут не вызвать ответной реакции. Состояние влюбленности дает Вам ощущение полноты жизни, непрерывной эйфории. Ваш дар находить в каждом предполагаемом партнере черты прекрасного – поражает и восхищает. Однако, стоит отношениям потерять прелесть новизны, стать обыденными и обязательными, как Ваш интерес к нам быстро угасает. Но хотя сам разрыв Вы зачастую переносите легко, воспоминания о нем надолго остаются для Вас довольно мучительными, поскольку Вы любите перебирать и анализировать мельчайшие детали и обстоятельства, сравнивая прошлое с настоящим.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх