Помост

Вопросы веры

Кто такой протестант

Протестантизм (или протестантство) — это лютеранская, кальвинистская и англиканская религия, эти христианские церкви отделились от Римского католицизма в 16 веке. С того времени протестантизм превратился в название верования протестантов. Мартин Лютер (1483—1546) был основателем немецкого протестантизма.

Протестант — член одной из протестантских церквей.

Мартин Лютер (1483—1546)

История протестантизма

Слово «протестант» произошло от протестов немецких князей во втором Шпейерском сейме в 1529 году. Сейм проголосовал за прекращение веротерпимости к тем, кто следовал учениям Мартина Лютера в Германии.

Раньше идеи Лютера считались недопустимыми. Первый сейм в 1526 г. разрешил следовать его учениям. Но в 1529 г. люди опять лишились этого права, и немецкие князья начали против этого протестовать.

Суть протестантского учения лежит в Пяти основах протестантского богословия (Пять Solae; лат. Solae — «уединённый»), где даётся краткое изложение протестантской теологии:

Основные характеристики протестантизма

Существенным образом протестантизм характеризуется акцентом на Библию, как на единственный источник непогрешимой истины, и на доктрину спасения благодатью только через веру (они известны как формальные и материальные причины реформации соответственно).

Как протестанты сами сообщают, в их традициях поощрять толкование Священных Писаний частными лицами, вместо того чтобы полагаться на толкование церквями.

Для протестантства писание считается ясным и понятным, когда ясны основные истины спасения. В результате различных толкований возникли различные деноминации, такие как баптисты, лютеране и методисты, каждая из которых придерживается своих отличительных доктрин.

Разница между методистской, баптистской и лютеранской церквями

Методисты Баптисты Лютеране
крестят младенцев крестят только взрослых и молодёжь, способную понять веру крестят младенцев
совершают крещение погружением, окроплением и поливанием совершают крещение только погружением крещение полным погружением, обливанием или окроплением троекратно
имеют систему епископальной иерархии управления имеют конгрегационную независимость имеют систему епископальной иерархии управления
дают епископам полномочия назначать пасторов в приходы собрание вместе выбирает своего пастора пасторы назначаются
верят, что человек сам выбирает быть спасённым утверждают, что после спасения человек навсегда спасён и не может попасть в немилость спасением он обязан только Богу
как правило, менее фундаментальны в основном фундаменталисты как правило, менее фундаментальны

Протестантизм отличие от православия

Православие Протестантизм
Организация Это группа церквей, у которых есть одни нормы (нравственные/поведения) и вера Возник как протест, как движение против Римского католицизма в XVI веке. Это множество разных течений, эта религия никогда не была единой. Течения отличаются друг от друга священными писаниями, правилами, организацией, культом
Главный источник религиозного познания Для православных Священное Писание и Священное Предание являются главными источниками религиозного познания Протестанты принимают как главный источник религиозного познания «только Писание» (sola Scriptura), однако каждое течение имеет своё собственное толкование
Святой Дух Православные проповедуют об исхождении Святого Духа только «от Отца» В то время как протестанты проповедуют «филиокве» — католическое учение о том, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына»
Судный день/Осуждение Православные уверены, что будет Судный день, на котором Бог будет милосерден, справедлив и мудр Для одних для спасения души нужно верить во Христа, для других — спасение каждого, как и осуждение зависит от Божественного предопределения (существуют значительные расхождения в его понимании; мнения по этому вопросу в главных течениях протестантизма сильно различаются)
Иерархия В православии существует священный сан и трёхчастная иерархия — епископ, пресвитер, диакон Не существует особенного распределения титулов
Молитвы поминания Существуют молитвы поминания мёртвых Не поминают умерших в молитвах из-за уверенности в их спасении
Хлеб и вино В Таинстве Евхаристии считается, что хлеб и вино превращаются в реальные Тело и Кровь Христа В тех течениях, где есть Причащение, считают хлеб с вином всего лишь напоминанием о миссии Христа
Крещение младенцев Крещение младенцев по вере их родителей Не общепринято крестить младенцев
Монашество Монашество играет большую роль Монашество часто не существует
Женское священство Женское священство не существует Женское священство существует
Иконы Почитание святых икон Отрицание почитания святых икон, так как считают иконы идолами
Святые Существует Небесная Церковь (молитвы к святым) У многих не существует Небесной Церкви, молитвы адресуются только Богу
Однополые отношения/брак Однополые интимные отношения считаются грехом, брак невозможен Со временем становится всё больше общин, где возможно и первое, и второе
Крещение и спасение Крещение не гарантирует спасения Крещённому прощаются все грехи и гарантируется спасение
Ангел-хранитель Есть ангел-хранитель Нет ангела-хранителя

Протестантизм в России

Ещё при жизни Лютера в России появились первые протестантские общины, при царе Василии III (годы жизни царя 1479—1533). В будущем московские цари отдавали предпочтение протестантам, а не католикам, им гарантировали полную свободу вероисповедания. При этом им ставилось жёсткое условие: не пытаться обращать православных в свою веру. Попытки карались жестокими мерами — костром.

В конце 17 века в Москве уже существовали 3 лютеранские и одна реформатская церкви. Вскорости в Архангельске, Астрахани и других крупных городах появились кирхи (от нем. Kirche — церковь) и протестантские школы. Со времён Петра I делами российских протестантов управлял Синод. Им разрешались браки с православными если детей будут растить православными.

Николай I (1796—1855) подписал Устав протестантских церквей в Российской империи в 1832 г. По этому уставу следовало, что общины должны были избирать высший совет, который должен был следить за соблюдением религиозных и государственных законов. Часть жалованья пастора шла из казны, а его правовое положение было эквивалентно дворянскому.

Все вероучения были разделены на 4 класса: православные, другие христиане, раскольники и нехристиане. Протестантство допускало лишь официально признанные конфессии — лютеране, англикане, реформаты. Другие назывались никак иначе как «секты» и при этом, среди них выделяли «особо вредные секты», как например, баптисты.

Александр II (1818—1881) подтвердил запрет на миссионерство и российские баптисты и евангельские христиане особенно пострадали в это время. Однако евангельское христианство и баптизм распространились в империи во второй половине XIX века. И уже к 1910 году количество евангельских христиан и баптистов, по их собственным оценкам, дошло до 100.000.

17 апреля 1905 года Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости» (Указ о свободе вероисповедания), по которому было разрешено выйти из православной церкви.

В 1912 году в Петербурге было уже 22 крупных протестантских храмов (протестанты составляли 12,59 % населения столицы и 4,85% всего населения России).

Протестантские деноминации

Схема 1/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций

Протестантизм произошёл от римской католической церкви, которая, в свою очередь, развилась от ранней христианской церкви. Далее история дала нам лютеранство и англиканство.

Ещё англиканство развилось в такие направления как: епископальная церковь и евангелическо-лютеранская церковь (произошла также от лютеранства).

Схема 2/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций

Из развития англиканства уже вышли конгрегационализм, методизм (что дало нам армию спасения, объединённую методистскую церковь, движение святости и пятидесятничество).

Схема 3/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций

Чистый протестантизм уже дал нам квакерство, баптизм (который развился в южную баптистскую конвенцию, адвентизм и адвентистов седьмого дня), анабаптизм (который дал нам меннонитство и амишей), и реформатство (которое развилось в пресвитерианство и церковь Шотландии).

Протестантские страны

По данным 2015 года, население следующих стран имеет наибольшее число протестантов:

  1. США
  2. Нигерия
  3. Бразилия
  4. Соединённое Королевство
  5. Китай
  6. Германия
  7. Индия
  8. Кения
  9. Индонезия
  10. Эфиопия

Смотрите также значение Религия и Буддизм.

Что такое протестантизм

Протестантизм – что это такое простыми словами

Слово протестанизм переводится как «публично доказывать». Приверженцы такого верования являются либералами, в их понимании человек не должен посвящать всю жизнь прочтению молитв, а должен больше служить этому миру, и делать это лишь так, как сам того хочет. Верование относится к христианству, но имеет отдельные независимые церкви и свои правила. Образовалось в 16 веке во время антикатолического движения в Европе.

Реформация и раскол

В 16 веке во время реформации католической церкви появились первые сторонники протестанизма. Зародил эти мысли Мартин Лютер, который в 1517 году прибил на дверь церкви бумажку с информацией о том, что нужно отменить плату за покаяние, и другие несправедливые моменты католической веры. Благодаря грамотно приведенным тезисам, он заставил общественность задуматься и присоединиться к нему. Мартин давал понять, что жить можно по-другому, не стоит отдавать всю свою жизнь молитвам и церкви, которая берет поборы с каждого, кто хочет ей довериться. Именно такие действия дали первый толчок протестанскому движению.

После начала подобных движений появились разветвления протестанизма:

  1. Лютеранство – имеют центральную структуру служения и литургические традиции служения. Появилось во времена жизни Лютера.
  2. Кальвинизм – данное направление возглавил Ж. Кальвин. Ориентация в вере и поведении было на Святое писание. Поддерживает только власть Бога и отрицает наличие Христа.
  3. Англиканство – данное учение соединяет в себе католическую тягу и веру в церковь с личным спасением веры;
  4. Старокатолицизм – зародилось в 1870-е годы. Были против правления и силы Папы Римского, сохраняют правила веры старых церквей, которые были до 1054 года;
  5. Баптизм – категорически отвергается крещение младенцев, считается, что обряд должен проводиться во взрослом и сознательном возрасте, когда человек принимать решение очиститься и перестать грешить.

В церкви протестантов нельзя встретить особого декора, или каких-либо символов, а в качестве молитвенного места может подойти любая комната, или дом. Их олицетворяет простота, а служба строится вокруг проповеди, молитв и произнесения гимнов.

Главное – вера

В протестанизме также верят в единство Отца, Сына и Святого духа, но не прославляют Богородицу и остальных святых. У них не принято поклоняться перед иконами и идолами. А священных таинств всего два – крещение и причастие. После того, как протестант достигает сознательного возраста, ему вручают священное писание, которое имеет свод правил и рассказов, но характерно то, что человеку не навязывают какое-то определенное поведение. Каждый сам вправе решать, как трактовать священное писание.

Невзирая на отсутствие культа святых, протестанты верят в их существование, но относятся к ним просто как к личностям, которых необходимо уважать и следовать их примеру. Такие ритуалы как брак, исповедь и другие рассматриваются просто как обряд, который можно совершать или не совершать, в зависимости от желания верующего. Они считают, что главное то, какой смысл человек вкладывает в каждое свое действие, а не то, каким обрядом он это подтверждает.

В протестанизме между Богом и человеком нет посредников, смысл в том, что необязательно ходить каждый день в церковь и постоянно обращаться за помощью через священников, главное – верить и делать людям добро, ведь Бог и так все видит и слышит.

Такие убеждения заставили многих христиан и католиков на тот момент задуматься и перейти в новую веру, ведь каждому хочется надеяться, что наши слова и просьбы идут напрямую к Богу, и для этого нет необходимости делать дополнительные взносы.

Отличие протестанизма от православия и католичества

Хотя протестанизм является лишь течением, вышедшим из христианства, между основными верами есть заметные отличия. У протестантов отсутствует:

  • сложная церковная иерархия;
  • институт монашества;
  • культ икон и богородицы;
  • требование безбрачия для служителей.

Основные законы протестанизма:

  • спастись можно только полной верой, невзирая на величину содеянного греха;
  • Библия – норма и истина для церковной проповеди;
  • посредником между Богом и человеком может быть только Христос;
  • Бог сам открывается человеку.

Но нередко данная вера получает критику от атеистов и других вер за свою сильную пропаганду, которая запрещена советом церквей. Особой критике в современном мире поддаются именно консервативные протестанты, которые выступают против гомосексуалистов, разводов, абортов и половых связей вне брака.

Православие на данный момент в нашей стране заняло главную нишу и очень сильно подавило другие течения религии, но несмотря на это протестанты все же существуют по сей день, продолжают придерживаться своих верований и рассказывать о них людям.

Протестантизм: история реформации

Протестантизм

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.

Католики и православные. Что мы думаем друг о друге?

Основные принципы (тезисы) протестантизма

Основные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.

  1. Между Богом и человеком существует глубокий разрыв, с помощью рационального мышления человек не способен понять и познать Бога.
  2. Бог Сам открывается человеку, осознавая его немощь.
  3. Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога.
  4. Библия является нормой и критерием истины для церковной проповеди. Слово Божие существует не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, то есть Библию.

Три главных Sola или принципа протестантизма:

  1. Sola Scriptura – «Только Писание» — протестанты не признают Церковного Предания и считают, что Слова Господа вполне достаточно для спасения. О богодухновенности других текстов человек судить не может, поэтому следует ориентироваться только на Священное Писание.
  2. Sola fide – «Только верой» — Спасение дается только по вере, а не по вере и делам и, тем более, не только по делам человека. Протестанты не отрицают, что вера без дел мертва, но с «технической» точки зрения человек спасается верой.
  3. Solus Christus – «Только Христос» — спасение для протестантов только во Христе, лютеране возносят молитвы только Богу и, не отрицая Богородицу и святых, считают, что нет необходимости в их особом «ходатайстве» перед Богом.

Существуют и другие принципы:

  1. Soli Deo gloria – «Только Богу слава» — Церковная иерархия является у протестантов формальной, а пастор это — просто человек, хорошо знающий и понимающий писание. Протестантизм не почитает иконы и святые мощи.
  2. Sola gratia – «Только благодатью» — эта доктрина говорит о том, что человек не может поспособствовать делу своего спасения и спасется лишь благодаря Божественной благодати.
  • Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде.
  • Протестанты признают авторитет лишь первых четырех Вселенских Соборов.
  • Одним из символов протестантизма является «Роза Лютера».

Протестантизм в современном мире

  • По количеству последователей в христианстве протестантизм уступает только католичеству. В 2010 году в мире было более 800 млн протестантов;
  • Протестанты составляли 37 % всех христиан и 11,6 % всего мирового населения.
  • В 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, а в 49 странах большинство населения называли себя протестантами.
  • В ряде стран протестантские церкви имеют статус «государственных» или «официальных Церквей».

Молитва с инославными – когда жизнь сложнее правил

Протестантизм и православие: отличия

  • Православие, в отличие от протестантизма признает Церковное Предание.
  • В православии молятся за умерших, лютеране же считают, что посмертную участь человека решит Господь и молитвы уже не помогут душе человека.
  • Протестанты не признают ряд Таинств, считая их обрядами. При этом при Причастии протестанты консервативного направления (лютеранства) все же принимают Тело и Кровь Христа и считают Евхаристию Таинством.
  • Протестанты не молятся Богородице и святым.
  • У протестантов нет монашества и монастырей, но, человек по своей воле может принять целибат и не вступать в брак.
  • Протестантские кирхи обычно очень аскетичны, вместо куполов имеют шпиль, в кирхе стоят скамейке для прихожан, с которых принято вставать в определенные моменты службы.

Интересный факт о протестантизме

Считается, что Мартин Лютер, лидер Реформации, первым из священнослужителей похоронил самоубийцу на городском кладбище, а не за его пределами, как это было принято. Самоубийцей был мальчик-подросток, и Лютер хотел поддержать его убитых горем родителей. Когда его упрекнули в этом, Лютер ответил: «вы думаете, что этот человек убил себя? А я считаю, что его погубил дьявол».

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

Протестантизм

Протестантизм (от лат. protestatio — торжественное заявление, провозглашение) — одно из трех главных направлений христианства. Возник после православия и католицизма (в XVI в., эпоха Реформации), отделившись от последнего. Протестантизм объединяет целый ряд самостоятельных исповеданий и церквей.
В 1517 году Римско-католическая церковь раскололась. Точкой отсчета принято считать выступление немецкого проповедника Мартина Лютера против индульгенций и против претензий католического духовенства контролировать совесть верующих на правах посредника между людьми и Богом.

Основные течения в протестантизме

Вероисповедальная основа протестантизма

Вероисповедальная основа протестантизма включает в себя священное писание — Библия признается единственным источником христианского вероучения. Всякий верующий должен изучать ее и согласно с ней строить собственную жизнь. Каждый христианин имеет право читать Библию на родном языке.

Основные догматы протестантизма

Общие как для православия, так и для католицизма.
— идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
— идея боговоплощения,
— идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского

Идеи протестантизма

— идея спасения верой,
— идея предопределения.

Главные отличия протестантизма от католицизма и православия

Главные отличия протестантизма от католицизма и православия состоят в особенностях обрядов и культа. Протестанты не признают:
· Апостольской преемственности священников.
· Культа святых, старцев.
· Исповеди, покаяния и причастия.
· Религиозного поста.
· Икон и духовного искусства.
· Поклонения мощам.
· Монашества (кроме англиканцев и лютеран).
· Крестного знамения.
· Церковных таинств (в некоторых протестантских церквях признаются два таинства – крещения и причащения, но православные и католики считают их лишенными Божьей благодати). Именно отсутствием таинств критики протестантизма объясняют бесконечную череду расколов внутри протестантских организаций.
Службы в различных протестантских церквях могут несколько отличаться, но главными их чертами остается:

1.Проповедь.

2.Молитва.

3.Пение псалмов.

4.Отсутствие пышности.

Единый религиозный центр у протестантов отсутствует. Помесные протестантские церкви действуют автономно.
Церковной организации, как таковой, у многих протестантских направлений вообще не существует. Но есть и исключения, например, у лютеран, англиканцев, методистов присутствует вполне четкая и даже довольно сложная иерархия. Англиканцы (в Великобритании) и лютеране из скандинавских стран считают, что их духовенство сохранило апостольскую преемственность, поскольку в свое время в этих государствах от римской церкви откололись целые епархии.

Распространение протестантизма

Распространен протестантизм буквально по всему миру. Причина масштабной экспансии многих протестантских организаций заключается в хорошо налаженной миссионерской работе, когда практически каждый верующий может выступать в качестве проповедника. Также привлекает людей простота протестантских обрядов и отсутствие платы за совершение таинств. Именно благодаря этому протестантизм появляется в странах, являющимися «каноническими территориями» других церквей. Например, в Украину, Южную Корею, Бразилию. На сегодняшний день количество приверженцев различных протестантских учений неуклонно увеличивается в самых разных уголках планеты.
Но все же есть и государства, в которых протестантское население составляет абсолютное большинство. Они расположены преимущественно в Европе и Северной Америке. Это Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, Великобритания, Нидерланды, США, Канада. Исповедуют протестантизм также подавляющая часть жителей Австралии и Новой Зеландии. Значительное число протестантов живет в Швейцарии (40%), Германии (35%), Бельгии (25%) и Венгрии (25%).
Если же говорить о численности приверженцев отдельных протестантских конфессий, то ситуация в мире выглядит примерно следующим образом:
Лютеран — около 85 млн. чел.
Англиканцев — около 70 млн. чел.
Методистов – около 50 млн. чел.
Пятидесятников – до 50 млн. чел.
Баптистов – около 43 млн. чел.
Адвентистов – около 6,5 млн. чел.
Свидетелей Иеговы (их отношение к протестантизму, равно как и к христианству вообще, часто оспаривается) – около 4,7 млн. чел.
Квакеров – около 250 тыс. чел.

Протестантизм и государство

Протестанты видят в государстве одно из главных проявлений установленного Богом порядка. С догматической точки зрения данный постулат объясняется цитатами из Священного Писания: «…всякая душа да будет покорна высшим властям» (Римлянам 13: 1).
Государственная власть, согласно убеждениям протестантов, должна выполнять следующие функции:

Государству не следует противиться (Римлянам.13:2). Однако же если светская власть, вопреки вышесказанному, станет принимать законы, которые прямо или косвенно станут запрещать свободное богослужение и проповедь Евангелия или же будут побуждать верующих к аморальным действиям (Деяния 4:19), то протестантские Церкви оставляют за собой и своими прихожанами право не подчиниться, а поступить согласно совести и принципам, заложенным в Евангелии.

Отношение протестантизма к предпринимательству

Пожалуй, сформулировано наиболее четко. Примерно так же подробно, как и в исламе.
Протестантская доктрина, во-первых, не усматривает ничего постыдного в занятии коммерцией. А, во-вторых, считает предпринимательство одним из видов добродетельного вида деятельности, при условии, что она ведется не ради увеличения личного потребления. Один из постулатов протестантской этики утверждает, что только добросовестный труд может приносить моральную и материальную отдачу. Богатство же не считается постыдным, если оно приобретено честным трудом. Более того, его следует воспринимать как признак избранности и угодности Богу. Некоторые протестантские направления трактуют материальный достаток, как признак спасения, в том смысле, что Бог уже оказывает помощь такому человеку. Как сказал один из основателей методизма Джона Уэсли: «Мы обязаны призывать хpистиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и сбеpегали все, что можно, то есть стpемились к богатству».
Согласно протестантской этики предпринимательства запрещено:
— Задерживать зарплату наемному рабочему. «Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Левит 19:13).
— Жестоко обращаться с работником. «Не господствуй над ним с жестокостью» (Левит 25:43).
— Использовать нечестные способы обогащения. «Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро» (Притчи 20:23).
— Работать в 7-й день недели. «Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — покой Господу, Богу твоему (Исход 20:8-11).

ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПРОТЕСТАНТИЗМ

от лат. protestans — возражающий, несогласный) — одно из трех крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием), второе по численности (св. 200 млн. приверженцев) после католицизма; «бурж. разновидность христианства» (К. Маркс). Объединяет ряд самостоят. церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и основных черт вероучения и догматики.

Название «протестант» первоначально было дано герм. князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 т. н. «Протестацию» — протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церк. направлений, отколовшихся в период Реформации 16 в. от католицизма, а также появившихся в более позднее время в результате отделения от гл. протестантских церквей. Возникнув в нач. 16 в. как антифеод. и антикатолическое бурж. религ. направление, являясь идеологич. знаменем ранних бурж. революций в Европе (см. Реформация), П. выразил стремление становящегося бурж. общества к удешевлению и упрощению религ. культа, к демократизации, к разрушению ср.-век. корпоративизма во имя бурж. индивидуализма, частной инициативы и предпринимательства. Все эти чаяния в мистифицированной форме содержались в основном принципе П. — «спасение личной верой» (см. «Оправдание верой»). Из него следовало отрицание за духовенством мистической способности «отпускать грехи» и распределять сверхъестественную «благодать», распространение причастия вином на мирян, отмена целибата, монашества, зем. церк. владений, упрощение обрядности (упразднение догмата о чистилище, культа «святых», ангелов, богородицы, поклонения иконам, сокращение религ. таинств до крещения и причащения и т. д.). Согласно протестантскому вероучению, «спасение» достигается не внешним выражением религиозности, а внутренним субъективным благочестием, «переживанием веры». Порывая с феодализированным христианством, П. отверг «священное предание» как источник вероучения в пользу «священного писания». Оно было переведено на нац. языки, его чтение и пропаганда были не только разрешены каждому верующему, но и вменены в обязанность. Пышный католич. культ П. заменил проповедью, совместными молитвами, пением псалмов. Сложный клас. состав реформационного лагеря, весьма различные конкретные условия возникновения П. в разных странах — все это привело к тому, что П. с самого начала был не единым целым, а совокупностью самостоятельных форм. Первоначальными, возникшими уже в 16 в., формами П. были: лютеранство, кальвинизм (поглотивший цвинглианство), англиканство (см. Англиканская церковь), анабаптизм (см. Анабаптисты), выродившийся в основном в 40-х гг. 16 в. в мелкобурж. непротивленческую секту меннонитов; к протестантам примыкали унитарии (в т. ч. польские социниане). Различные направления П. отличались большей или меньшей последовательностью в проведении в жизнь церкви основных принципов П., в т. ч. в отрицании церк. иерархии. Если анабаптисты вообще упразднили духовенство, то англикане сохранили сложную церк. иерархию (в т. ч. епископат); в лютеранстве имеются епископы, пасторы приглашаются, но не смещаются общиной; в кальвинизме епископов, как правило, нет, пасторы и пресвитеры выбираются (по крайней мере, формально) общиной, культ беднее и проще (нет, напр., литургии). Закончившееся в основном к концу 16 в. на континенте Европы формообразование внутри П. было продолжено в Англии и позднее в США (англ. колонии в Сев. Америке были преим. протестантскими). В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. Пресвитериане), существенно не отличавшегося от европ. континентального кальвинизма (обычно наз. реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты (см. Индепенденты) установили автономность религ. общин (подчиняющихся в обычном кальвинизме пресвитериям — собранию пресвитеров и пасторов нескольких общин). В 17 в. на базе меннонитства и конгрегационализма сложились такие разновидности П., как баптизм (см. Баптисты), квакерство (см. Квакеры). Англ. революция 17 в. была последней революцией в Европе, происходившей под религ. знаменем П. (кальвинизма). С этого времени П. утрачивает свой исторически прогрессивный характер. Начинается второй этап в эволюции П. Старые протестантские церкви превращаются в «респектабельные» церкви бурж. общества, став или государственными или равноправными с другими вероисповеданиями. Новые направления П., возникавшие чаще всего среди страдавшей от развития капитализма мелкой буржуазии, уже не играли социально-прогрессивной роли, а нередко и использовались крупнокапиталистич. кругами в реакц. целях. В то время, как в старых направлениях П. усилились тенденции к их превращению в обычные церк. организации со свойственным церкви формализмом и чисто внеш. «благочестивостью», для новых направлений были характерны новые, более изощренные формы религ. воздействия на массы, усиление мистич. и иррациональных элементов. Таковы: отколовшийся в 18 в. от англиканства методизм (см. Методисты), резко усиливший эмоциональный момент религ. воздействия; секта адвентистов (с 30-х гг. 19 в.), дополнивших религию баптистов предсказаниями близости «конца света» и «второго пришествия»; возникшая в конце 19 в. в результате отделения от адвентистов секта «Свидетели Иеговы»; сложившаяся в нач. 20 в. на баптистской основе секта пятидесятников. Для П. характерна активная миссионерская деятельность. До 20 в. наибольшую активность проявляли миссионерские орг-ции Англии, затем ведущее место в протестантском миссионерстве заняли орг-ции США; в 1910 был создан Всемирный миссионерский совет. П. распространился в части колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит П. в движении христианского социализма 19 в., сочетавшего ограниченную критику пороков капитализма с проповедью клас. сотрудничества и борьбой с распространением революц. движения и идей социализма (протестантское направление христ. социализма возникло в 40-х гг. в Англии и связано с деятельностью Ф. Мориса, Дж. Ладлоу и др.; в Германии в 1878 была осн. А. Штеккером Христианско-социальная рабочая партия; в 1896 Ф. Науманом — Национально-социальный союз; близкое христ. социализму течение в США — т. н. социальное евангелие, осн. в конце 19 в. баптистским пастором У. Раушенбушем). Со 2-й пол. 19 в. начали создаваться протестантские профсоюзы (иногда смешанные протестантско-католические). На растущую безрелигиозность в рабочей среде П. отвечал созданием т. н. внутренних миссий, филантропич. орг-ций (напр., междунар. орг-ция с центром в Лондоне — «Армия спасения»). Социальная интерпретация христианства была в значит. мере связана с распространением во 2-й пол. 19 в. т. и. религ. либерализма или модернизма, стремившегося приспособить христианство к современности путем более рационалистич. толкования библейских текстов, попыток «примирить» религию с наукой и, наконец, «включить» христианство в решение социальных проблем. Модернизм завоевал в П. значительно более сильные позиции, чем в католицизме и пользовался в протестантском богословии конца 19 — нач. 20 вв. преобладающим влиянием (крупнейшие протестантские теологи -модернисты этого времени — А. Ричль, Э. Трельч, А. Гарнак, У. Раушенбуш). Однако для протестантского богословия 20 в. характерен кризис религ. либерализма (связанный с кризисом бурж. либерализма в целом). Религ. выражением этого явился с одной стороны, рост откровенно иррациональных и мистич. сект (напр., пятидесятники), с другой — усиление в П. т. н. фундаментализма, к-рый требует беспрекословного принятия в качестве основы («фундамента») веры всего «священного писания», отвергает возможность критич. отношения к к.-л. его части и аллегорич. истолкования библ. «чудес». Но ведущие позиции в протестантском богословии с 20-30-х гг. 20 в. заняло течение т. н. диалектич. теологии, или т. н. теологии кризиса (теологи К. Барт, Э. Бруннер в Швейцарии, П. Тиллих и др. в Германии, Р. Нибур в США). Это направление («неоортодоксы») критикует модернистские попытки рационального толкования Библии, но не придерживается примитивно-фундаменталистского буквального понимания ее мифов. Признавая, что совр. бурж. общество переживает кризис, диалектич. теология выдает его за кризис всего человечества, причем вторичный по отношению к «кризису» в самом человеке, вызванному его отпадением от бога. Все виды социальных противоречий «неоортодоксы» объясняют противоречивостью человека как существа «несовершенного» и утверждают, что эти противоречия неразрешимы. Характерная черта П. — наличие в нем множества весьма разнородных течений как в области богословия, так и в отношении политич. ориентации. Этому способствует признаваемая протестантскими церквами свобода толкования христ. учения в весьма широких рамках, а также отсутствие строгой централизации и дисциплины (чем П. существенно отличается от католицизма). Так, политич. ориентация совр. П. колеблется от открытой реакции и воинствующего антикоммунизма (амер. фундаменталисты, Э. Бруннер; X. Тиликке (ФРГ)) до признания необходимости сотрудничества с коммунистич. движением и возможности сочетания христ. идеологии с коммунистич. (в 20-е гг. — амер. епископ В. М. Браун, позднее — Дж. Макмарри, Д. Нидем, X. Джонсон, С. Ивенс, Ф. Кларк и др. в Англии, Й. Громадна в Чехословакии, Э. Фукс в ГДР). Эта т. н. «христианская левая» гораздо более сильна, в совр. П., чем в католицизме. С конца 19 в. в П. наметилась тенденция к организац. объединению, выразившаяся как в объединении всех протестантских церквей к.-л. одного направления, так и в движении за всемирное объединение христианских (прежде всего протестантских) церквей (см. Экуменическое движение). Совр. П., продолжая оставаться раздробленным на лютеранство (ок. 70 млн.), кальвинизм (50 млн.), англиканство (30 млн.), методизм (ок. 40 млн.), баптизм (25 млн.), пятидесятничество (8 млн.), адвентизм (св. 1 млн.), иеговизм (ок. 1 млн.) и на более мелкие секты, с 1948 достиг по крайней мере формального объединения в рамках Всемирного совета церквей (ВСЦ), включившего в себя большинство протестантских церквей, а также ряд православных церквей, в т. ч. и рус. православную церковь, вступление к-рой в 1961 во ВСЦ способствовало ослаблению гегемонии амер. П. в этой орг-ции. П. распространен гл. обр. в сканд. странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании, США. В СССР среди приверженцев П. имеются лютеране, реформаты, баптисты, меннониты, методисты, адвентисты, иеговисты, пятидесятники. Лит.: Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Левада Ю. A., Совр. христианство и социальный прогресс. М., 1962; Кузьмина Т. A., Этическая доктрина совр. П., в кн.: Новейшие приемы защиты старого мира. М., 1962; Вебер M., Протестантские секты и дух капитализма, «Атеист», 1928, No 26; Protestant thought in the twentieth century, ed. A. S. Nash. N. Y., 1951; Drummond A. L., Story of American protestantism, Boston, 1951; Walz H. H., Der politische Auftrag des Protestantismus in Europa, T?bingen, 1955; Contemporary Evangelical thought, N. Y., 1957; Hardon J. A., The protestant churches of America, Westminster, 1956; Gingrich G. J., Protestant revival yesterday and today, N. Y., (1959); Nichols J. H., The meaning of protestantism, L., 1959; Protestantism t?nap?eval, Tallin, 1966; Ferm V. T. A., Protestant dictionary, N. Y. 1951. См. также лит. при ст. Реформация, а также при ст. об отдельных направлениях П. и о крупнейших деятелях П. А. Н. Чанышев. Москва. Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх