Помост

Вопросы веры

Кто такой раб божий?

25 мая. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха

Аудио

8.31. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

8.32. и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

8.33. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

8.34. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

8.35. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

8.36. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

8.37. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

8.38. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

8.39. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

8.40. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

8.41. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

8.42. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

(Ин. 8, 31–42)

Христос воскресе, дорогие братья и сестры!

Продолжая Свою речь к уверовавшим в Него иудеям, Господь призывает их быть Его учениками и пребывать в истине: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31–32). Недостаточно, если они будут выражать только согласие с Его учением, нужно всю свою жизнь и мышление направить по указанному Христом пути. Нужно, чтобы они познали истину, возвещаемую Христом, во всем ее объеме, лишь тогда они действительно будут свободны.

Александр Павлович Лопухин пишет: «Христос говорит здесь о свободе от гибельного влияния, которое оказывали на иудеев раввины-фарисеи. Такая свобода могла быть приобретена только через твердое и самостоятельное усвоение и через опытное исследование возвещенной Христом истины».

Но национальная гордость взяла верх среди слушающих Спасителя, и они ответили: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? (Ин. 8, 33). При этом они будто бы забыли о египетском, вавилонском и римском рабстве. Но Господь не обличает их во лжи. Чтобы они поняли, что речь идет не о человеческом рабстве, а о духовном, Спаситель говорит: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). Преданный же греху не может оставаться в Царстве Мессии, где существует полная духовная свобода и где все сознают себя детьми своего Небесного Отца. А потому Христос добавляет: Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно (Ин. 8, 35).

И действительно, господин, недовольный рабом, может продать его или отослать от себя. Это положение раба противоположно положению сына, который, как наследник всего дома, не может быть продан или изгнан, а остается сыном навсегда.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает, что этими словами Христос как бы говорит: «Как творящие грех, вы – рабы греха, и можете получить истинную свободу и стать сынами Божиими только в том случае, если уверуете в Единородного Сына Божия, пребудете в слове Его, и Он освободит вас от рабства греху».

Таким образом, Своими словами Господь желает донести до них мысль о том, что духовное рабство является самым тяжелым, а избавить от него может один лишь Бог.

Не отрицая происхождения иудеев от Авраама, Христос не признает их истинными чадами Авраама по духу, ибо они ищут убить Его только потому, что Его учение не находит в их душах условий для своего утверждения. Спаситель говорит им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал (Ин. 8, 39–40). И этими словами Господь побуждает их к исправлению: ведь Авраам прославился своим человеколюбием и благочестием. Он веровал Богу, а они упорствуют в неверии. И конечно, Авраам никогда не желал бы убить невинного человека, стремящегося донести истину.

Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Часто Он говорит здесь об их преступном намерении и упоминает об Аврааме; и это для того, чтобы и отклонить их от этого родства, и уничтожить излишнее их тщеславие, и убедить полагать надежду спасения уже не на Авраама и не на родство по естеству, но на родство по душевному расположению. То именно и служило для них препятствием приступить ко Христу, что они почитали это родство достаточным для своего спасения».

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что Бог послал Сына Своего Единородного в мир с тем, чтобы всякий, кто искренне называет Бога Своим Отцом, принял Сына Его. Принять Христа – значит соблюдать Его заповеди и жить по закону взаимной любви, заповеданному нам Спасителем, то есть сделать выбор в пользу добра, делая шаг к истинной свободе.

Помогай нам в этом воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Раб, наемник или сын?

На своем пути к Богу личность преодолевает три состояния – раба, наемника и сына. О становлении в добродетели размышляет кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).

Адам в раю (естественная природа)

«Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир – малый в великом, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле, и подчиняющимся вышней власти», – говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Святитель Григорий Палама пишет, что после создания человека Ангелы смотрели на «человеческую душу и видели иного бога».

Каким тело было у Адама? Уставал ли он, были ли у него болезни? У Ефрема Сирина есть довольно подробное описание того, что тело Адама не горело в огне, не тонуло в воде. Оно не было подвержено усталости, болезням и страданиям. Душа была пронизана Божественной благодатью:

«На душу первозданного при самом сотворении ее обильно излилась Божественная Благодать; душа первозданного по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом».

Святой Макарий Великий добавляет: «Как в Пророках действовал Дух и научал их, и был внутрь их, и вне их являлся: так и в рассуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его… Вся ему было Слово, и доколе пребывал храняй заповедь, друг был Богу».

Ум человека был ясным, проницательным, способным проникать в тайны Божии. Человек как только хотел, мог общаться с Богом и узнавал от Него все. Это сейчас мы вынуждены учиться, получая знания о Боге. Но знания о Боге – и знание Бога – это не одно и то же.

История Адама и Евы

Был ли Адам совершенен? Адам в раю еще не был в полной мере совершенен, а только был призван постепенно возрастать в добре.

«Но и в раю еще предоставлено было Адаму преуспеяние: ему предоставлено было возделывать рай и хранить его (Быт. 2:15)», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Что это означает? Святитель Игнатий утверждает, что Адам должен был познать Бога через рассматривание Божественного творения: «Как ни был совершен Адам, но он был совершен относительно — относительно к ограниченной природе человека: изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания».

Адам, икона Ждана Дементьева, 1630 Человек был призван привести мир к еще большей гармонии, слаженности и единству. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек должен был преодолеть в себе разделенность мира. Свой ум и чувства устремлять к Богу, достигать обожения, сообщать потоки благодати ниже лежащей твари и, таким образом, вести мир к большему совершенству. Даже сейчас мы знаем примеры множества святых, к которым тянулись животные: это и Игумен земли Русской Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский. Многие святые даже напрямую повелевали животным. Вот, например, недавно была память святого Власия, который повелел волку принести украденную овцу обратно вдовице.

И во многих домах, как мы знаем, можно такое наблюдать: в одних домах животные ласковые, и цветы любые растут, что ни посади. А в других – все вянет. Мысли людей влияют и на природу. Об этом пишет сербский старец Фаддей Витовницкий в своей книге «Каковы твои мысли – такова и жизнь твоя».

Завет с Богом. Обязанности первых людей

Первой обязанностью Адама было не вкушать с древа познания добра и зла. Зачем был нужен запретный плод? Плоды с древа познания добра и зла были такими же, как другие плоды в райском саду, или другими? Они были точно такими же. Запретный плод был дан, чтобы сподвигнуть человека на упражнение к добродетели. Можно, например, такой же условный запрет сделать здесь, в этом зале: все картины разрешено трогать, а полотно с изображением Патриарха нельзя. И ребенку мы тоже что-то разрешаем, а что-то запрещаем и через это его воспитываем. Малышу, скажем, позволено играть с кубиками, но не разрешается играть с папиными документами. И на этом строится любая педагогика.

Этот первый договор, первый завет должен был привести человека в добродетельное состояние. Вот как об этом пишет преподобный Ефрем Сирин: «Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм; то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь. Заповедь для Адама была кадилом, чтобы ею вошел и пред лице Сокровенного, в сокровенный храм».

Добродетели естественны для человека. «Ибо когда Бог сотворил человека, – говорит авва Дорофей, – Он всеял в него добродетели, как и сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26).

Адам дает имена животным и тварям

Сказано: по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию – относится к добродетели (…). Страсти же не принадлежат нам по естеству». Адаму был дан образ, а подобия он должен был достигнуть.

Адам после грехопадения (падшая природа)

До грехопадения благодать действовала на человека преображающее, пронизывая ум, волю и чувства. После грехопадения нарушился естественный порядок, иерархия в душе. Ум, воля и чувства стали подобны лебедю, раку и щуке. «Разделяй и властвуй» – такой принцип был реализован на человеке. Человек стал отделен от Бога, прячется от него. Возникло разделение в природе, разделение между людьми. Ум человека стал оторван от Бога, воля стала склоняться ко злу, чувства – стремиться к тому, что разрушительно для его души. Теперь мы вынуждены учиться, чтобы узнать Бога: оканчивать семинарию, богословские курсы.

Грехопадение

Наш современник, святой старец Паисий Святогорец, окончил всего три класса. Мы были в Афинском университете, там многие богословы и профессора заимствовали из книг старца Паисия тезисы, которые читали на лекциях. Вот так, человек, окончивший три класса, был научным руководителем у известных богословов и профессоров.

Так как же был наказан Адам? Он был лишен благодати. «Но существенная казнь падшего человека, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, – состояла в душевной смерти, поразившей его немедленно по преступлении заповеди. Тогда человек лишился обитавшего в нем Святого Духа, который составлял как бы душу всего существа человеческого, и был предоставлен собственному естеству, зараженному грехом и вступившему в общение с естеством демонов. От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства». Не просто так говорят: «расстроился»!

Человек лишился общения с Богом, стал предоставлен сам себе. На этом же строится и наказание ребенка. Какое самое распространенное наказание? Ставить в угол. Когда мы лишаем ребенка общения, мы заставляем его задуматься, что же он сделал не так. И если есть с родителями сердечная связь, то это бывает очень болезненно.

Падшему человеку легче совершить зло, чем добро. Что стало естеством Адама? В его душе начали действовать страсти, которые для его природы неестественны.

Однако человек все же остался свободным и после падения, хотя воля его больше склонилась ко злу, чем к добру: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю, – говорит Апостол. – Бедный я человек!» (Рим. 7:19, 24)

И здесь возникает нравственная коллизия. Вот можно ли ребенку позволять предлагать: хочешь – согреши, а хочешь – не греши? Нет. Почему? Потому что зло легче совершить, чем добро. Так как наша природа – падшая, то мы склоняемся более ко злу, а для совершения добра вынуждены делать усилие. А как же быть? Надо ставить выбор между разными видами добра, что ни выберешь – получается добродетель.

Человек может вернуться человеку в свое естественное, добродетельное состояние, через постепенное возрастание в добродетели. Возвращение благодати – это естественный процесс, восстановление красоты и богоподобия души. Интересно, что если в педагогике обычно используется слово «развиваться», то у святых отцов мы его не встречаем. Обычно это слово заменяется словом «становление» – становление личности в добродетели. И в этом – глубокий смысл. Человек не «развивается», лишь только возвращается в нормальное состояние, «устанавливается» в нем. Поэтому задача педагога и пастыря одна и та же: вернуть ребенка или любого человека в нормальное, добродетельное состояние. «Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь», – пишет авва Дорофей.

Сверхъестественная природа человека – смысл жизни

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23).

Приход в мир Спасителя и искупление человека вернули ему возможность достижения райского состояния. Человек вновь через Таинства Церкви может устремиться к богоподобию, это происходит через взращивание добродетели. Богоподобие – сверхъестественное состояние человека. «Ум человека долженствовал быть умом Божиим, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов, – слово его долженствовало быть Словом, дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6:17), его качества должны быть богоподобными. Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1:4)! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! К такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец: «Аз рех: бози есте (Пс. 81:6)».

Такое состояние даже выше, чем было у Адама в раю.

«Когда душа взойдет к совершенству Духа, – говорит Макарий Великий, – совершенно очистившись от всех страстей (…), тогда делается она вся светом, вся – оком, вся – духом, вся – радостию, вся – упокоением, вся – радованием, вся – любовию, вся – милосердием, вся – благостью и добротою (…). Люди сии, всячески срастворяемые Духом Святым, уподобляются Христу, непреложно имея в себе добродетели духовной силы».

Каким образом человек приходит в такое состояние? Силой Божественной. Так человек приходит к высшей добродетели – любви. «Совершенство же богоподобия узнаем из просвещения благодатного. Ум восприемлет все добродетели; но любви духовной никто не может стяжать, если не просветится Святым Духом, во всей полноте ощутительно. Ибо если ум не приимет от Божественного света совершенного богоподобия; то хотя он все другие добродетели возыметь может, но совершенной любви остается еще непричастным; потому что только тогда, как человек совершенно уподобится Божией добродетели (говорю о вместимом для человека подобии Богу), носит он и подобие божественной любви», – писал святой блаженный Диадох.

То есть смысл жизни каждого человека – приобрести добродетели, которые постепенно возводят к высшей добродетели, любви. Так человек становится подобным Богу. И цель педагога, пастыря, родителя – помочь ребенку идти по этому.

Задача православной педагогики

Как приобретается добродетель? «Два пути ведут к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь… Я нахожу, что самый краткий и верный путь – путь любви. Им следуйте и вы…» – учит старец Порфирий Кавсокаливит.

«Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига, подвигом доказывается только действительность и искренность желания получить дар, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. – От человека зависит очистить и украсить – и то с помощью Божией – обитель в себе для Бога, пришествие Бога в эту обитель зависит единственно от Божия благоволения».

О чем здесь идет речь? О том, что страсти утихают после того, как Господь дает благодать, а благодать может быть дана и грешному человеку, как только тот смирится и устремится к Богу. Божественная благодать может дать все добродетели сразу, только если человек способен полностью, решительно отвергнуться своей падшей природы и устремиться к своему Создателю. Но такие случаи совершенного самоотвержения встречаются не так часто.

Тем не менее удивительны слова святого Паисия Святогорца о тех, кто обратился от греховной жизни к жизни по Богу: «Блаженны дети, которые «от чрева матери» родились святыми, однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искоренили их в себе и унаследовали Царство Божии в поте лица. Блаженны дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те обделенные дети, которых не учили ничему полезному (но, напротив, постоянно подталкивали ко злу), но у которых, стоило им услышать о Христе, заблестели глаза и, повернувшись на сто восемьдесят градусов, они сразу очистили до блеска свою душу и вышли из пределов земного тяготения на духовную орбиту».

Афонские старцы, с которыми мы встречались в прошлом году, говорят, что для того, чтобы человеку отойти от своих прежних привычек, нужно 3–4 года отгороженной жизни с послушанием и ежедневным кропотливым трудом. Бывает, что человек отходит, меняется раньше, но это «скороспелый плод», он совсем не такой.

Так почему же мы не святые? Всего лишь потому, что нам не хватает решимости.

Три состояния природы человека

На пути движения к Богу обычно человек проходит три состояния.. Какие это состояния? Всем нам хорошо известные: раб, наемник и сын. Раб исполняет волю Божию из страха наказания, наемник – ради Царства Небесного, сын – единственно из любви к Богу – своему Отцу. Вот что об этом пишет святитель Григорий Богослов: «Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как Отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться Отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить Отцу само по себе награда. Да не окажемся пренебрегающими этим!»

Так добродетель постепенно переходит в навык: «Каждую добродетель, – пишет авва Дорофей, – человек должен совершать так разумно, чтобы усвоить ее себе и обратить в навык; и таковой оказывается, как мы сказали, искусным художником, зодчим, могущим прочно строить свой дом».

Эти этапы проходят при воспитании любой добродетели: состояние «рабства»: когда мы наказываем ребенка. К примеру, если ребенок невоздержан, хулиганит в школе, мы лишаем его каких-то утех: конфет, мультфильмов. И этим мы не только наказываем, но и полагаем начало воздержанию. Состояние «наемника»: когда мы поощряем ребенка. Обратная ситуация: ребенок, к примеру, стал примерным в школе, нас больше не вызывают в школу – мы ему дарим сладости или разрешаем подольше погулять на улице. И наконец, состояние «сыновства», когда ребенок без наших поощрений ведет себя примерно, потому что ему начинает нравиться само добро.

Авва Дорофей пишет о том, что через эти три состояния человек получает любовь к добру: «Итак, если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наемник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо когда он постоянно будет избегать зла (…), он получает вкус благого и начинает понимать, в чем истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой? – как сказал Апостол (Рим. 8:35). Тогда достигает он в достоинство сына и любит добро ради самого добра, и боится, потому что любит».

16 стихов о грехе из Библии – Путь избавления от грехов

Навигация по закладкам

  • Почему будучи прощенным Господом человек еще способен грешить
  • Плоды согрешений
  • Как избавиться от грехов

Почему будучи прощенным Господом человек еще способен грешить

«Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23).

«Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15).

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили » (Рим. 5:12 ).

Слова Бога на данную тему: «Прежде чем Бог искупил человека, сатана уже вложил в него много яда. После тысячелетий прельщения человека сатаной внутри человека присутствует природа, которая противится Богу. Таким образом, когда человек был искуплен, в этом не было ничего более, но лишь искупление. Человек куплен дорогой ценой, но отравленная натура в нем не была устранена. Человек настолько осквернен, что он должен пройти через изменение, прежде чем он будет достоин служить Богу….Хотя человек получил искупление и прощение своих грехов, это означает лишь то, что Бог не вспоминает преступлений человека и не поступает с человеком в соответствии с его прегрешениями. Однако, когда человек живет во плоти и не получил освобождение от греха, он может только грешить и далее, бесконечно раскрывая свой прельщенный сатанинский характер. Такова жизнь, которую ведет человек — бесконечный круг греха и прощения. Большинство людей днем грешит, а вечером кается. Таким образом, даже если жертва за грех навсегда действенна в отношении человека, она не могла бы спасти человека от греха. Была совершена только половина труда спасения, так как в человеке все еще остается прельщенный характер…» (Из «Тайна воплощения (4)»).

Вернуться к началу

Плоды согрешений

«Ибо возмездие за грех—смерть…» (Рим. 6:23).

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21:8).

«Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20).

«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10::26-27).

«И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:7).

Слова Бога на данную тему: «Ты должен знать, каких людей Я желаю; нечистым не дозволяется войти в Царство, оскверненным не разрешается порочить святую землю. Несмотря на то, что ты, возможно, выполнил большую работу и трудился на протяжении многих лет, но если в итоге ты по-прежнему прискорбно нечист, то твое желание войти в Мое царство недопустимо для закона Небес! С момента сотворения мира и до сегодняшнего дня Я никогда не предлагал легкого доступа в Мое царство тем, кто заискивает, добиваясь Моего расположения. Это небесный закон, и никто не может нарушить его!»

Рекомендации по теме

Прощение грехов означает ли что человек способен войти в Царство Небесное

Вернуться к началу

Как избавиться от грехов

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:12-13).

«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7).

«И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:47-48).

«Ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Петр. 4:17).

И отвечал он: «’иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут ; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» ( Дан. 12:9-10).

«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17).

Слова Бога на данную тему: «Посредством чего достигается совершенствование человека Богом? Посредством Его праведного характера. Божий характер главным образом состоит из праведности, гнева, величия, суда и проклятия, а совершенствование Им человека в первую очередь совершается посредством суда. Некоторые люди не понимают и спрашивают, почему Бог может сделать человека совершенным только через суд и проклятия. Они говорят, что, если бы Бог проклял человека, то разве человек не умер бы? Если бы Бог судил человека, то разве человек не подвергся бы осуждению? И как в таком случае человек все же может быть усовершенствован? Таковы слова людей, которые незнакомы с Божьим трудом. Что Бог проклинает, так это непокорность человека, и что Он судит, так это грехи людей. Несмотря на то, что Он говорит сурово, без всякой щепетильности, Он раскрывает все, что находится внутри человека, и при помощи этих строгих слов Он раскрывает то, что составляет сущность человека. При этом посредством такого суда Он дает человеку глубокое знание о сущности плоти, и таким образом человек покоряется послушанию Богу. Плоть человека — от греха, от сатаны. Она непокорна и является объектом обличения Божьего. И поэтому, чтобы дать человеку возможность познать себя, на долю человека должны выпасть слова Божьего суда, и к нему должны быть применены все виды переплавки; только в таком случае Божий труд может быть результативным» (Из»Только переживая тяжелые испытания, можно познать красоту Бога»).

Значение слова &laquoраб»

  • РАБ, -а́, м.

    1. Человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина — рабовладельца, представитель угнетенного класса при рабовладельческом строе. Рабовладельцы и рабы — первое крупное деление на классы. Ленин, О государстве. Рабы не получают доли из продукта, а только содержатся своим владельцем, как содержится им домашний скот. Чернышевский, Очерки из политической экономии (по Миллю). || Тот, кто является частной собственностью другого, имеющего право на его личность, труд и имущество; крепостной. Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Н. Некрасов, Мороз, Красный нос. Я купил имение, где дед и отец были рабами. Чехов, Вишневый сад. || Тот, кто зависит от другого, кто лишен свободы действий в силу экономической эксплуатации, политической зависимости и т. п. Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов! Интернационал. Девять лет — нет фабрикантов, помещиков нет. Девятый год нет у нас ни рабов, ни господ. Маяковский, Радио-Октябрь.

    2. перен. Тот, кто слепо и прдобострастно исполняет волю другого. Среди рабов до упоенья Ты жажду власти утолил. Помчал к боям их ополченья, Их цепи лаврами обвил. Пушкин, Наполеон. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны. И перед властию — презренные рабы. Лермонтов, Дума.

    3. перен.; обычно чего. Тот, кто целиком подчинил чему-л. свою волю, свои поступки. Раб привычек. Раб страстей. □ Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? Пушкин, Евгений Онегин. Видно, в каждом хозяине сидит раб — раб перед копейкой, и эта рабья жилка осталась в нем на всю жизнь. С. Никитин, Старики.

    Раб божий ( устар.) — 1) по христианскому учению, человек как существо, созданное богом и находящееся в полной его власти; 2) ( шутл.-ирон.) человек вообще (обычно в тех случаях, когда он вынужден подчиниться условиям, обстоятельствам, чужой воле и т. п.). — Потом, знаете, при всей честной компании взяли меня, раба божия, под ручки, — прямо меня в повозку. Мамин-Сибиряк, «Все мы хлеб едим…»

Что это за звание такое: «Раб Божий» ?


Раб Божий … Раба Божья … Как часто мы слышим эти фразы, часто и сами их произносим. На протяжении почти всей 2000-летней истории Церкви многие христиане именно так именуют себя. Задумывались ли вы хоть раз об истинном смысле этих выражений? Я предлагаю вам, вместе со мной, привнести некоторую ясность в это определение.
«Раб Божий». Для каждого христианина это не должно звучать только как некая «приставка» к своему имени. Это целое определение образа жизни верующего. Это даже более того. Если человек дает себе такой титул и статус по отношению к Богу, то Господь, на основании этого, имеет право требовать от человека определенного служения Ему.
Почему? А вы представьте себе простейшую ситуацию. Вы живете в средневековье и являетесь рабовладельцем. У вас большие поля пшеницы. У вас очень большие поля, и приближается дождливая погода, которая может сгубить весь урожай. У вас есть рабы, но их количества не хватает для сбора урожая во-время. И тут, на ваше счастье, подходит к вам человек «с улицы» и говорит: я твой раб (примерная фраза из жизни: «Раб Божий Николай», «Раба Божья Наталья»). Если вы его приняли, то что вы будете с ним делать? Отправите обратно, откуда пришел и скажете: иди погуляй, отдохни, «живи как жил». Или отправите на работу в поле? Естественно — второй вариант. И если он не станет выполнять своих обязаностей, то вы его объявите беглым или «негодным рабом» и накажете. Всё правильно и справедливо? Я думаю, что да. Об этом даже и само Писание говорит:
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
— Ибо вы куплены ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. (1Кор.6:19,20) * «куплены ценою» — цена, уплаченная Иисусом Христом на Голгофе.
— а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Матф.25:30)
— Ибо вы куплены ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. (1Кор.6:20)
Если, прочитав выше написанное, скажете: «Да я говорю, как все… я этого не подразумеваю… это просто стандартная фраза…» То я утверждаю (и Библия подтверждает), что каждый отвечает перед Господом за себя и за свои слова (Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Матф.12:36). И, если какая-то фраза или событие ничего не значат для вас, то это не факт, что это также и ничего не значит и для Бога (эта тема частично затрагивается в передаче Реальный Санта Клаус).
Если же вы себя вполне осознанно назвали Рабом Божьим, то не забывайте, что в стандартные обязанности раба входит: *работа/служение господину; *постоянное угождение; *отсутствие своих интересов/целей/желаний; * вместо своей воли — воля хозяина. Естественно, существует очень большая разница между «просто рабом» и «рабом Божьим», которая заключена в том, что рабовладелец приобрел раба за деньги, а Господь купил нас своей любовью посредством распятия Иисуса Христа на Голгофе. Соответственно и служить мы Богу должны как малые дети своим родителям, желая во всём им угодить не из-за страха наказания, а из-за большой любви к ним.
Чтобы не быть голословным, свои слова подкреплю определениями из известных толковых словарей и самой Библии.

Слово «Божий»

Раб, о котором мы говорим, принадлежит Богу, а не кому-то другому. Поразмышляйте на досуге над этим. Нет ли у вас других господ, которым вы служите? Если окажется, что таковые у вас имеются, то вы уже автоматически не являетесь рабом Божьим, ибо у раба может быть только один владелец.
Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. (Иоан.8:34)
Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. (Тит.3:3)

Слово»Раб»

Словарь Даля:
* человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его.
* Рабство всюду вело начало свое от пленных, во время войн, затем, от разбойных набегов.
* Рабами писались сами, в унижении своем, безусловно преданные кому слуги, что ныне покорнейший слуга; в просьбах царям, князьям, даже вельможам, писывались рабами, рабишками.
Словарь Ушакова:
В ранней, докрепостнической стадии эксплоататорского общества и в колониальных странах — эксплоатируемый человек, лишенный всяких средств производства и вместе со своей рабочей силой являющийся товаром, полной частной собственностью эксплуататора.
Экономический словарь:
* Общее значение слова – невольный, зависимый, угнетенный, подчиненный, обращенный в собственность другого человека. Однако уже у Даля, наряду с этими значениями, отмечаются и другие, связанные со словами работать, работа, работник, рабочий. Такой широкий спектр значений идет от истоков слова.
* Древнерусское слово рабъ пришло в 9-10 веках из старославянского языка. С 11 века употребляется в трех значениях: невольник, слуга, проситель. Исконно русской формой является робъ, а исходной – orbe. Сопоставляется с немецким словом arbeit – работа. Родственно латинскому слову orbus – осиротевший, лишенный чего-либо.
* «Цивилизационное» определение. В этом определении содержание понятия раб связывают с определенной ступенью социального развития – рабовладельческим обществом. Раб – человек, лишенный не только всех прав и собственности на средства производства, но собственности на свою рабочую силу как способности к труду.
* «Внешне персонализированное» определение. В этом определении раб — тот, кто находится во внешней зависимости – зависимости от другого человека, причем не обязательно на экономической основе. Эти отношения могут принять форму альтруизма, эгоизма, зависти, надежды. Связанные с такими отношениями проблемы носят вне цивилизационный характер и относятся к разряду вечных проблем.
* «Внутренне персонализированное» определение. В этом определении раб – человек, находящийся во внутренней зависимости – зависимости от самого себя, подчинивший себя, свою волю достижению им же поставленной цели. Рабом может называться и человек, всегда и во всем следующий своим принципам. Или наоборот, не следующий никаким принципам в силу их отсутствия и неспособности отказаться от своих слабостей или пагубных привычек.
Словарь Ефремовой:
* Представитель эксплуатируемого класса в рабовладельческом обществе, лишенный всех прав и средств производства и являющийся собственностью хозяина-рабовладельца.
* Бесправный человек, находящийся в полной зависимости от кого-либо
* Тот, кто подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонствует и льстит.
* Тот, кто целиком подчинил свою волю, свои поступки кому-либо, чему-либо
Читая Библию, мы видим подтверждения некоторых толкований, описанных в ранее представленных словарях.
Во -первых, рабство существовало, как во времена Ветхого Завета
— И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее;
а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее; (Исх.12:43,44)
— а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; (Исх.20:10)
— И сказал ему Давид: чей ты и откуда ты? И сказал он: я — отрок Египтянина, раб одного Амаликитянина, и бросил меня господин мой, ибо уже три дня, как я заболел; (1Цар.30:13)
— Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?
Как раб жаждет тени, и как наемник ждет окончания работы своей, (Иов.7:1,2)
так и во время Нового Завета:
— Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? (Матф.13:27)
— тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. (Матф.18:26)
— Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. (Матф.22:4)
— а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Матф.25:30)
В интернете можно найти публикации людей, которые считают, что положение раба в те времена у евреев было совершенно другое, почти дружеское (например как отношения Авраама с Елиезером). Да, существующий в то время закон, повелевал отпускать раба на волю на 7-й год, но ведь он не исполнялся. Положение рабов в те времена вы видели из стихов Библии, приведенных ранее, а по поводу не исполнения закона:
* Слово, которое было к Иеремии от Господа после того, как царь Седекия заключил завет со всем народом, бывшим в Иерусалиме, чтобы объявить свободу,
* чтобы каждый отпустил на волю раба своего и рабу свою, Еврея и Евреянку, чтобы никто из них не держал в рабстве Иудея, брата своего.
* И послушались все князья и весь народ, которые вступили в завет, чтобы отпустить каждому раба своего и каждому рабу свою на волю, чтобы не держать их впредь в рабах, — и послушались и отпустили;
* но после того, раздумавши, стали брать назад рабов и рабынь, которых отпустили на волю, и принудили их быть рабами и рабынями.
* И было слово Господне к Иеремии от Господа:
* так говорит Господь, Бог Израилев: Я заключил завет с отцами вашими, когда вывел их из земли Египетской, из дома рабства, и сказал:
* «в конце седьмого года отпускайте каждый брата своего, Еврея, который продал себя тебе; пусть он работает тебе шесть лет, а потом отпусти его от себя на волю»; но отцы ваши не послушали Меня и не приклонили уха своего.
* Вы ныне обратились и поступили справедливо пред очами Моими, объявив каждый свободу ближнему своему, и заключили предо Мною завет в доме, над которым наречено имя Мое;
* но потом раздумали и обесславили имя Мое, и возвратили к себе каждый раба своего и каждый рабу свою, которых отпустили на волю, куда душе их угодно, и принуждаете их быть у вас рабами и рабынями.
* Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду, и отдам вас на озлобление во все царства земли; (Иер.34:8-17)
Во- вторых, слово «раб» употребялось для выражения почтения (Господу и людям).
— И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, , ибо слышит раб Твой. (1Цар.3:10)
— но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. (3Цар.8:28)
— Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. (Лук.1:38)
— И поклонился и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я? (2Цар.9:8)
— И сказал Азаил: что такое раб твой, пес, чтобы мог сделать такое большое дело? И сказал Елисей: указал мне Господь в тебе царя Сирии. (4Цар.8:13)
В-третьих, правда очень редко, но некоторые личности в Писании удостаивались звания «раб» из уст самого Господа. Одной из этих личностей оказался даже сам Иису Христос. То, что так мало личностей удостоились именоваться рабом из уст самого Господа, подчеркивает очень высокий статус этого звания.
— Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. (Иис.Нав.1:2)
-И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его, (Иер.30:10)
— И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян.2:18)
* Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.
* Как многие изумлялись, на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!
* Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. (Ис.52:13-15 *Так сказал Господь об Иисусе Христе)

В-четвертых, некоторые Апостолы имели дерзновение именовать себя рабами Господними:
— Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться. (Иак.1:1)
— Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: (2Пет.1:1)
— Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: (Иуд.1:1)
— Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, (Рим.1:1)
Для полноты картины можем прочитать места Писания относительно качеств раба Божьего:
— и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; (Матф.20:27)
— и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. (Мар.10:44)
— У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. (Гал.1:10)
— как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. (1Пет.2:16)
— Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. (Рим.6:22)
— Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. (1Кор.7:22)
— рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, (2Тим.2:24)
Да благословит вас Господь понять и осознать, что раб Божий это не только почетное звание, но и обязанности.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх