Помост

Вопросы веры

Кто такой самсон?

История Самсона в Библии

(Суд 13) История Самсона в Библии начинается с того, что он родился от человека по имени Моной — что значит покой. Можно сказать, что Самсон был сыном покоя. До его рождения, матери Самсона явился Ангел Господень и сказал; что у неё родится сын, чтобы избавить Израильский народ от Филистимлян.

Рождение Самсона

Ей было предупреждение, что когда родится сын, чтобы не давала ему в пищу ни изюм, ни виноград, ни вина. Потому что этот ребенок должен быть назореем Божьим. Это назорейство на всю жизнь. Жизнь Самсона была запечатлена сверхъестественным вмешательством с самого начала еще до его рождения. Дело было не в его силе. Библия говорит, что как только Дух Господень сходил на него, тогда он совершал великие подвиги.

Самсон побеждает филистимлян

Слабость Самсона

Но при всех его подвигах у Самсона была достаточно банальная проблема для всех мужчин — это похоть. Его слабостью были женщины. Это было связано с тем, как его воспитал отец.

Обычно похоть берет начало у отверженности. Но Самсон не должен был чувствовать себя отверженным, а наоборот особенным человеком. Вспомним, что Самсон должен был жить жизнью назорея от юности своей. Его отец должен был постараться дать ему почувствовать себя особенным. Каждый год во время жатвы, все собирают плоды винограда, и затем танцуют в этом винограде, выдавливая сок. Люди играли на разных инструментах и устраивали настоящий праздник. В празднике участвовали взрослые и дети. Они танцевали и получался сок, из которого в последствии делали вино. Но маленький мальчик по имени Самсон, не приходил на этот праздник, потому что он не мог быть среди винограда. Сок мог случайно попасть ему на уста(вино ему было запрещено). Как трудно ему было наблюдать в стороне, как другие дети играют и веселятся.

История Самсона в Библии о его волосах

Кроме этого волосы Самсона были длинными. Уже в возрасте 3-4 лет, если мальчику не стригут волосы, то прохожие могу назвать его девочкой. А дети могут быть особенно жестокими. Если есть какой нибудь физический дефект, то дети сразу же дадут знать тебе о нем. Скорее всего, дети дразнили Самсона. Он мог возненавидеть свое призвание. Тут должен был вмешаться отец и поддержать, но этого не случилось, поэтому Самсон вырос в отверженности и чувствовал себя не в своей тарелке. Не смотря на грехи и слабости, он все же в какой то степени несет образ Иисуса Христа.

Победа и поражение Самсона.

(Суд 16:3) Самсон вынес городские ворота, положил на плечи и отнес на гору на пути к Хеврону.

Хеврон означает общение. Городские ворота являются центром города. Там сидел весь совет города. Когда ты захватываешь врата, ты захватываешь весь город.

Поэтому Иисус сказал, что врата ада не одолеют церковь. И здесь видно, что Иисус понес на Себе врата ада, наши грехи, наказание, наш стыд, нищету и наши проклятия. Он понес все это на Себе, на этой горе Голгофы и ввел нас на гору Хеврон — общение с Богом.

Против Самсона выступила целая армия и он их всех победил. Тогда диаволу пришлось осуществить коварный план. Он использовал человеческие слабости.

Далида и Самсон

(Суд 16:4) Имя Далида — что значит истощающая. Она должна была лишить его покоя. В Библии написано, что она до смерти истощила его душу. И однажды он сдался и сказал, что никому еще не говорил: «Я от утробы матери моей назорей,я никогда не стриг волосы, я отделен для Бога».

Есть кое что в потере волос Самсона. Число семь означает число совершенства. Бог сотворил всю землю и почил в седьмой день. Но в случае с Самсоном, мы знаем, что его волосы не делали его совершенным. Поэтому число семь здесь означает не совершенство, а отделение для покоя в Боге.

Самсон уснул и Далида пригласила Филистимлян прямо к нему в комнату и они остригли ему волосы. И у него не получилось отразить удар,он понял, что сила его куда то пропала. Он потерял свой покой, ведь он был отделен для покоя. Секрет Самсона был в этом покое. Филистимляне вырезали Самсону глазницы, он ослеп.

Когда вы теряете свой покой в Боге, вы теряете перспективу, свое видение.

Когда Самсон лишился покоя, он остался не только без зрения, и перспективы на жизнь, он потерял все и свободу в том числе. Он просто шел по кругу, крутя эту мельницу, даже не видя куда идет. Но Бог, есть Бог второго и третьего шанса.

Может быть сейчас, в твоей жизни есть грех аморальности, но ты принимаешь решение с этим покончить. Слава Богу, есть надежда. В Библии написано, что волосы Самсона начали отрастать. Постепенно он начал приобретать покой. Он ничего не видел кроме темноты. И вдруг начал снова думать о призвании от Бога. Бог милостив всегда. И вот однажды было большое собрание Филистимлян, почетным гостем была Далида, потому что она предала Самсона. И они стали кричать: приведите сюда Самсона, того, кто когда то внушал всем страх, давайте все вместе над ним посмеемся.

История восстановления Самсона в Библии

Суд 16:26) Самсон попросил отрока подвести его к столбам чтобы ощупать их. Самсон помолился Богу, чтобы Бог укрепил его между этими столбами. И было много умерших вместе с ним.

Где эта область в твоей жизни, куда враг приносит волнение и отсутствие покоя? Если вы еще не верующий и не спасены, то это ваше слабое место. Это ваша совесть. Некоторые люди не любят быть в церкви, потому что к ним приходит осознание греха. Но как только они видят Иисуса на кресте, тогда грехи уходят из сознания. Бог заплатил за них. Но для нас, верующих самое первое место, куда атакует враг, это разум. В разум он приносит волнение, и лишает покоя.

В поте лица будешь добывать себе хлеб

(Иез 44: 17) Когда придут к воротам внутреннего двора, тогда оденутся в одежды льняные…

Лен пропускает воздух. А шерстяное не должно быть на них. От шерсти потеют.

(Иез 44:18) Голова так же должна быть ясной. Бог хочет, чтобы Его народ имел горячие сердца и свежие головы.

Бог Своему народу: в поту они не должны опоясываться.

То есть, в поту ты не должен сражаться за свои благословения. Не надо потеть за исцеление и процветание.

Пот стал последствием падения Адама. Шерсть, это не проклятие, это дар от Бога. Бог дал Адаму и Еве шерстяные опоясания. Но «в поте лица твоего будешь зарабатывать хлеб свой», вот это уже проклятие. Что это означает? Тебе будет трудно зарабатывать на жизнь. Трудно достигать успеха. Потом и кровью будешь добывать себе все необходимое. Будешь все время много работать. А результат будет минимальным. Это проклятие.

Но Иисус Христос пришел и первая область Его страданий, была Его голова, там пролилась первая Кровь. То, что началось в одном саду, было завершено в другом. То что взяло начало от Адама, было искуплено и завершено Иисусом Христом.

В Гефсиманском саду с капельками пота со лба Иисуса стекала Кровь. Это было начало Его страданий.

Бог хочет принести покой твоему разуму

Когда Иисус пролил Кровь вместе с потом, в саду, Он принес искупление нам всем за тот грех Адама и убрал проклятие работы в поте лица.

Иисус сказал: не волнуйтесь и не беспокойтесь во что вам одеться. Что вам есть и что пить. Посмотрите на птиц небесных, они не сеют и не жнут, у них нет кредитных карточек, но Отец небесный почему то питает их. Вы же важнее в глазах Божьих.

Посмотрите на полевые лилии, как они растут. А траву полевую как одевает Бог?

Как атакует враг? Он посылает тревожные мысли вам в голову. Мы не должны принимать такие мысли и говорить их, озвучивать. Когда приходит плохая мысль, приходит беспокойство. Не произноси плохие мысли вслух и эта мысль умрет, так и не родившись.

Урок из истории о Самсоне

Какой урок нам вынести из истории,которая произошла с Самсоном? Как нам сохранить наш разум от этих беспокойств и пребывать в покое?

Вы помните, что Иисусу надели терновый венец на голову?

В притчи о сеятеле терн — это беспокойство и забота этого мира. Тернии — это такой лист дерева, который сам себя заворачивает, что превращается в колючку. Лист становится замкнутым, ему там тесно внутри и только вода его может расправить. Вода — слово Божие. Тернии — беспокойство и заботы, которые ты надеваешь на голову как корону, а Иисус их уже забрал.

Как избавиться от этих мыслей без особых усилий?

Встаньте под поток воды — слова Божьего, встаньте под поток помазанного учения проповеди, поливайте ваши мысли водой слова Божьего. Замените негативные мысли на мысли Божьи, потому что они могущественнее тех, которые враг посылает вам.

Когда вы подходите под поток учения слова Божьего, то на ваши тернии льется вода и распутывает их.

Они превратятся в листья. В свежие листья и начнут снова цвести благодатью, красотой и необыкновенным миром. Не ты хранишь мир, а он хранит тебя. История Самсона в Библии учит нас хранить покой и всегда доверять Господу. Аминь!

Самсон и Далила: Библейская легенда

Так случилось, что израильтян, сильнее всех других народов, притесняли филистимляне. Филистимляне были воинственными и крепкими, жили в укрепленных городах у моря и представляли собой настоящую опасность. Они устраивали набеги на израильтян, забирали себе их имущество, уничтожали целые селения, продолжалось все это целых сорок лет.

Господь, увидев это, послал своему народу силача Самсона. У матери Самсона долго не было детей, но в один прекрасный день некто сообщил ей, что она родит сына. До рождения ребенка ей надо было вести особенно благочестивый образ жизни, не пить вина и не есть свинины. После рождения ребенка ему не дозволялось стричь волосы, нож не должен был касаться его головы, ведь ребенок будет посвящен Богу.

Мать Самсона удивилась и рассказала об этом явлении своему мужу, муж попросил сообщившего эту новость гостя войти в дом, но тот отказался, а отцу Самсона велел принести Господу в жертву козленка. Пламя над жертвенником унесло в небо таинственного посланца… Это был Ангел Господень.

Самсон действительно рос невероятно сильным и однажды голыми руками победил напавшего на него льва. Он защитил израильтян от набегов филистимлян, но сам полюбил молодую филистимлянку Далилу и женился на ней. На свадьбе Самсон загадал присутствующим загадку, которую Филистимляне разгадать не смогли и подослали к нему жену с просьбой сказать ответ. После того, как жена узнала отгадку, она сразу же сказала ее своим соотечественникам. Самсон разозлился и покарал 30 филистимлян. Так началось их 20-летнее противостояние. Филистимляне, мечтающие одолеть Самсона, пришли к Далиле и обещали ей много серебряных монет, если она узнает тайну необычайной силы Самсона.

Далила, никогда не знавшая такого богатства, предала своего возлюбленного и спросила, как его победить. Самсон сказал Далиле, что если связать его новыми сырыми веревками, он не вырвется. Далила так и сделала, когда Самсон заснул и разбудила его, воскликнув «Самсон! Филистимляне идут на тебя». Самсон встал и разорвал веревки. Далила поняла, что была обманута и вновь попросила открыть секрет. Тогда Самсон сказал, что стоит только вплести его волосы в ткань и прибить ее гвоздем к колоде, он потеряет силу. Далила так и сделала, когда Самсон опять уснул. Самсон же снова смог освободиться.

Разозлившись Далила пригрозила Самсону, что оставит его, если он не скажет правду и Самсон вынужден был признаться, что сила заключается в его волосах.

— Как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твоё не со мною? Вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя.

И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей:

— Бритва не касалась, головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.

Далида, видя, что он открыл ей всё сердце своё, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им:

— Идите теперь; он открыл мне всё сердце своё.

Предательство Иуды: иконы и картины

Тогда Далила напоила Самсона вином и позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос. Далила получила обещанную плату, а Самсона пленили, пытали, выколов ему глаза и бросили в темницу, где он вынужден был крутить жернова, которые мололи зерно. Однажды филистимляне собрались на праздник в честь языческого бога Дагона. Развеселившись они попросили привести незрячего силача, чтобы издеваться над ним. Но у Самсона к тому времени уже выросли волосы. Тихонько помолившись о том, чтобы к нему вернулась сила, Самсон, воскликнув «умри, душа моя, с филистимлянами» обрушил кровлю дома. Под завалами погиб он сам вместе с филистимлянами, пытавшими его.

Предание о Самсоне и Далиле: толкование

История о Самсоне и Далиле учит нас многому, и она не только о:

  • Предательстве;
  • Разочаровании;
  • Боли;

Самсон начал противостоять филистимлянам не только, чтобы защитить израильтян, личные обиды двигали им и его физическая слепота стала символом духовного ослепления и потери ориентиров. Силу, которую Господь дал ему для защиты от врагов, Самсон использовал не по назначению. История Самсона и Далилы — это история вечной борьбы, которая идет между добром и злом за душу человека.

Л. Джордано «Самсон и Далила»

Исторические факты

Известно, что филистимляне в те времена действительно совершали набеги на израильтян.

Возлюбленная Самсона

Примеры употребления слова далила в литературе.

Каждая неразвитая женщина, живущая с развитым мужем, напоминает мне Далилу и Самсона: она отрезывает его силу, и от нее никак не отстережешься.

И когда ничего не подозревавший Ллеу вернулся в свой замок из дворца Мэта, коварная Блодуэдд, уподобившись кельтской Далиле, выпытала у супруга тайну о том, как можно лишить его жизни.

Далила его подсторожила, взвалила, поносила, поголосила и убила Дездемону.

Астролог одним жестом заткнул пасть лекарю, явно собиравшемуся ляпнуть нечто скабрезное, и вежливо пояснил: — О почтеннейшая и хранимая Аллахом Далила по прозвищу Хитрица.

В православной церкви низложили попа за совращение несовершеннолетних прихожан, а основателю города Александру Баранову подвыпившие тлинкиты, которых русские называли колошами, спилили ночью нос, хотя скорее всего это эвфемизм, как сбежавший нос коллежского асессора Ковалева, отрубленный палец отца Сергия или срезанная Далилой коса Самсона — понятно, не в длинных власах заключена была его нечеловечья сила, а в корне жизни.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Самсон как прообраз Христа

Кто из нас не знаком с героем Библии Самсоном? Бог наделил этого человека великой силой, которая скрыва­лась в его семи косах и при необходимости проявлялась для освобождения Израильтян. О Самсоне можно говорить очень много. И хотя в его жизни были ошибки и падения, но он все-таки остался на страницах Библии как положи­тельный герой. Сам Апостол Павел, вспоминая о героях веры, среди прочих имен, таких как Давид, Гедеон, Иеффай, Барак, Самуил, называет имя Самсон.

Чем же привлекателен этот Библейский персонаж? Одной из сторон его судь­бы является то, что он напоминает нам об Иисусе Христе. И более того, можно уверенно сказать, что он, в отдельных случаях, прообраз Иисуса Христа. И действительно, между Самсоном и Господом так много общего: зачатие Госпо­да было чудесным, а разве не чудо то, что неплодная зачала по слову Божию? Да, и в том, и в другом случае было явление Ангелов, несущих весть о зачатии и рождении:

«И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплод­на и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына» (Суд. 13:3). «И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь. И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом» (Суд. 13:24-25).

Далее, Иисус Христос сказал о Себе, что Он Назорей: «Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь» (Деян. 22:8), и Самсон говорит о себе то же: «И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди» (Суд 16:17). Искусные богословы могли бы отыскать еще что-то общее между Сыном Божиим и судьей Изра­иля Самсоном, но мы рассмотрим только кончину жизни обоих.

Во все дни обета назорейства его брит­ва не должна касаться головы его. До ис­полнения дней, на которые он посвятил себя в назорей Господу, свят он; должен растить волосы на голове своей. Числ. 6:5

Как известно, Самсон вел освободительную войну с захватчиками Филистимлянами и при жизни своей пере­бил их немало. Однако при смерти свой Самсон ценою своей жизни погубил большее число Филистимлян, чем при жизни, да и пять владетелей Филистимских погибли также.

Во дни жизни Своей Иисус Христос совершал великие чудеса и знамения: Он прощал грехи и исцелял больных, изгонял бесов и воскрешал мертвых. Но Господь был распят, и люди думали, что с Его смертью все и закончится. Но это было далеко не так. Во-первых, смерть Спасителя лишила силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавила тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству. Во-вторых, Своей смертью Господь открыл верующим во имя Его свободный вход в вечную славу Своего Отца, к престолу благодати. Завеса в храме раздралась надвое посередине (Мф. 27:51), тем самым обнажив сокровищницу Божиих даров, даров Святого Духа. В-третьих, благодаря смерти и воскресению Господа Иисуса Христа, рожденная Церковь продолжила труд и служение Иисуса Христа, неся благую весть даже до края земли, исцеляя больных и изгоняя бесов. Как при смерти Самсона было больше погибших Филистимлян, чем при его жизни, так и через смерть Иисуса Христа совершается большее избавление рода человеческого. Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан. 14:12).

Смерть Самсона была добровольной в пользу народа Божиего. Иисус Христос отдал жизнь добровольно, ска­зав: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоан. 18:10). Самсон не стал спасать себя, он не стал разрывать медные цепи, которыми был скован, и не стал поражать Филистимлян, хотя, безусловно, он мог это сделать. Иисус Христос, конечно, мог сойти со креста, но если бы Он сошел с него, то, возможно, кто-то и уверовал бы в Него, но тогда последующие роды лишены были бы спасительной благодати. Самсон искупил себя своею смертию. Иисус Хрис­тос Своею смертию искупил весь род человеческий.

Издали явился мне Господь и сказал: любо­вью вечною Я возлюбил тебя и потому про­стер к тебе благоволение. Иер. 31:3

Но главное сходство обоих спасителей мы видим в том, что они умерли с распростертыми руками. Распростер­тые руки говорят об открытом сердце, о желании обнять, о любви. Возможно, эта деталь ускользала от нашего взора, но давайте прочитаем: «И когда развеселилось сердце их, сказали: позовите Самсона, пусть он позабавит нас. И призвали Самсона из дома узников, и он забавлял их, и поставили его между столбами. И сказал Самсон отроку, который водил его за руку: подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним. Дом же был полон мужчин и женщин; там были все владельцы Филистимские, и на кровле было до трех тысяч мужчин и женщин, смотревших на забавляющего их Самсона. И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:25-30). Таким образом или действием Самсон пророчествовал о спасении рода человеческого, которое совершится через распятие Господа Иисуса Хрис­та. И последнее: в обоих случаях спасение было достелено ценою собственной жизни.

Брат Яша

LiveInternetLiveInternet

ИСТОРИЯ 1. САМСОН И ЛЕВ
Cамсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса за головы схватились: сын и так причинял им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем и упрямо требовал у отца: «Ее возьми мне, потому что она мне понравилась». Родителям ничего не оставалось делать — тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сыночка. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родным невесты.
Однажды, когда он бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочки и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому даже не рассказав о своем приключении.
Миниатюра из Библии «Самсон, убивающий льва» 16 век
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Самсон, убивающий льва 1882 г.
Альбрехт Дюрер Самсон, убивающий льва 1498 г.
Альбрехт Альдорфер Самсон, убивающий льва 1512 г.
Гравюра Самсон, убивающий льва
М. И. Козловский Статуя «Самсон, разрывающий пасть льва» 1800-1802 гг.
Большой каскад фонтанов, Петергоф
Статуэтка из слоновой кости «Самсон, разрывающий пасть льва»
В.Татар «Самсон, разрывающий пасть льва» 2002 г.
Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось изрядное количество меду. Самсон принес соты меда родителям, не сказав, где их нашел.
ИСТОРИЯ 2. СВАДЬБА САМСОНА
В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пиршественный стол, все поздравляли жениха и невесту, назначили и день свадьбы. По филистимскому обычаю, свадебные торжества продолжались семь дней.
На пиру родители невесты, немного опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать наиболее сильных молодых филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на «стражников», предложил им разгадать загадку. Если молодые люди ее разгадают, сказал Самсон, они получат тридцать рубашек и столько же верхнего платья, а если не разгадают, то столько же получит от них он. Разгадать же нужно было к концу брачного пира, то есть на седьмой день.
И загадал им: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар (пчелы и есть «ядущие»), о меде («ядомое») и о сильном льве, на котором, как мы знаем, поселился пчелиный рой. На такое незнание и рассчитывал хитроумный Самсон.
Рембрандт Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом 1638 г.
Филистимляне были огорошены. В течение трех дней они ломали головы над странной загадкой и никак не могли решить, что имел ввиду Самсон. Отчаявшись, они пошли к его жене и сказали ей напрямик: «Уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе мы сожжем огнем тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтобы обобрать нас?» Что было делать несчастной женщине? Напуганная дерзкой угрозой, она вынуждена была разыграть комедию, чтобы спасти имущество родителей. Таким образом, она пошла к мужу и, заливаясь слезами, стала горько жаловаться: «Ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее».
Самсон и так и сяк увиливал от ответа, пытался отделаться шуткой и перевести разговор на другие темы, но женщина плакала, ластилась к нему и кокетничала до тех пор, пока ее супруг не размяк и не выдал секрета.
На следующий день филистимляне, вновь встретившись с Самсоном за пиршественным столом, с торжественной усмешкой сказали, что в загадке речь идет об убитом льве и медовых сотах в его пасти. Самсон сразу сообразил, что оказался по вине жены в дураках. Хуже всего было то, что следовало найти способ и возместить проигранное пари. Тридцать рубашек и тридцать смен одежды — не шутка. Родители Самсона жили скромно, он не мог рассчитывать на их помощь. Раздумывая, как выйти из трудного положения, он в конце концов набрел на простую и весьма удачную мысль.
Ранним утром он пошел в Аскалон и убил тридцать филистимлян, забрав у каждого по рубашке и смене одежды. Так он возместил долг коварным собутыльникам, не взглянув даже на вероломную жену, и вернулся к родителям.
Спустя некоторое время гнев Самсона остыл и он стал тосковать о своей супруге, убеждая себя, что она обманула его не по злой воле, а под нажимом, да еще из привязанности к родителям. Зачем же наказывать ее за беззащитность и неумышленное предательство?
Захватив с собой козленка для трапезы в знак примирения, Самсон, не мешкая, поспешил в Фимнаф. Там, однако, его ждало совершенно неожиданное оскорбление. Не владея собой от нетерпения, он направился прямо в спальню жены, и здесь — о ужас! — ему загородил дорогу тесть и сообщил, что он выдал дочку замуж за другого, полагая, что Самсон бросил ее навсегда. Однако тесть проявил добрую волю, предложив Самсону руку младшей дочери, еще более красивой, чем старшая. Самсон пришел в страшный гнев. Он и слышать не хотел о младшей, более красивой сестре, ему было ясно одно: он стоит униженный у порога спальни любимой супруги. Самсон нахмурился и зловеще сказал: «Теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им зло».
Рембрандт Самсон угрожает тестю 1635 г.
ИСТОРИЯ 3. ПОЖАРООПАСНЫЕ ЛИСИЦЫ
Так началась война в одиночку Самсона с филистимлянами. Дома он не решался показываться и, как волк, кружил в окресностях Фимнафа, готовясь к мести. Ему пришла в голову идея, оригинальная и чудовищная. Он поймал в силки триста лисиц, связал их хвост с хвостом, прицепил горящие факелы и погнал испуганных зверей в сторону города. Лисицы неслись вперед как безумные, поджигая по пути нивы, виноградники и оливковые леса.
Джеймс Тиссо Самсон и лисицы.
Все достояние филистимских земледельцев обратилось в прах. Жители Фимнафа, обезумев от отчаяния, убили бывшую жену поджигателя и ее отца. Самсон немедленно об этом узнал и поклялся, что месть его будет ужасна, и сдержал слово. Словно из-под земли вырастал он на дорогах перед прохожими, убивал и сеял такой страх, что никто больше не осмеливался высунуть носа за стены Фимнафа. Вскоре наступил голод, городскую жизнь парализовал застой и страх. По милости одного молодца гордый город очутился в таком положении, словно его осадила целая армия.
ИСТОРИЯ 4. ОСЛИНАЯ ЧЕЛЮСТЬ.
Филистимляне решили положить конец террору Самсона. Их войска вторглись в Иудею и, грозя опустошить страну, потребовали, чтобы им выдали Самсона.
Иудеи тотчас же послали три тысячи воинов к ущелью скалы Едам, где в одной из пещер скрывался Самсон. Иудейский военачальник вступил с ним в переговоры. «Поклянитесь мне, что вы не убьете меня», — мрачно сказал Самсон. Иудеи поклялись, что не убьют его, и Самсон добровольно сдался и позволил связать себя веревками. Фелистимляне встретили его бранью и насмешками. Самсон равнодушно сносил все оскорбления, но, когда более смелые из врагов стали его щипать и бить кулаками, он рассвирипел, напряг мускулы, разорвал веревки, как нитки, схватил ослиную челюсть, валявшуюся неподалеку на земле, и в бешенстве накинулся на своих мучителей. В гневе своем он метался как одержимый, колотя наотмашь то вправо, то влево, и всякий, кто подвертывался ему под руку, падал как подкошенный с рассеченной головой.
Валентин де Болонь Самсон 1630 г.
Саломон де Брай Самсон с ослиной челюстью 1636 г.
Филистимлян охватил ужас, и с нечеловеческим воем, в панике они обратились в бегство. Самсон воспользовался замешательством и убил тысячу человек.
Юлиус фон Каролсфельд Самсон поражает филистимлян ослиной челюстью.
Он непомерно был собой доволен и, возвращаясь в свое горное логовище, весело напевал под ритм своих шагов: «Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек».
Гвидо Рени Триумф Самсона 1611-12 г.г.
ИСТОРИЯ 5. ГОРОДСКИЕ ВОРОТА ГАЗЫ
Случилось однажды Самсону прийти в филистимкий город Газу и там остаться ночевать у блудницы. Нет ничего удивительного, что жители, узнав о прибытии своего заклятого врага, решили умертвить его. Конечно, их смущала необыкновенная сила богатыря, и они решили для начала предпринять хотя бы первый необходимый шаг – заперли городские ворота. Теперь, переночевав, Самсон все равно не мог бы уйти из города, оказавшись в ловушке. Покуда Самсон, думали они злорадно, мечется в поисках выхода, они успеют придумать средство, как вернее его изничтожить. Им хотелось не только казнить богатыря страшной и позорной смертью, но и предварительно измучить его страшными пытками. Пока старейшины города придумывали казнь пострашнее, Самсон, ничего не зная об их заботах, подошел к городским воротам. Трудно сказать, сколько глаз наблюдало за ним изо всех окон, щелей и подворотен. Даже крепостная стена была yceянa зеваками, впрочем, предусмотрительно прятавшимися за каменными зубцами и башнями. Самсон, удивившись, что ворота еще заперты, хотя солнце уже поднялось, недолго думая, вынул их из креплений, поднял на плечи и, чтобы лишний раз досадить филистимлянам, отнес на ближайшую гору. Много же хлопот и сил было потрачено, чтобы затем поставить их обратно! Ну, а вскорости Самсон повстречал Далилу…
По материалам сайтов:
http://newwoman.ru/samson.html
http://www.fictionbook.ru/author/pavlovskiyi_aleks…anskom_sadu.html#TOC_id3057507

Серия сообщений «Самсон и Далила»:
Часть 1 — ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАСТЬ 28 — САМСОН И ДАЛИЛА)
Часть 2 — ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАСТЬ 29 — САМСОН И ДАЛИЛА (Зарубежная живопись))
Часть 3 — ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАСТЬ 30 — САМСОН И ДАЛИЛА (Русская живопись))
Часть 4 — ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАСТЬ 31 — ПРИКЛЮЧЕНИЯ САМСОНА )
Часть 5 — ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАСТЬ 48 — САМСОН И ДАЛИЛА (новые иллюстрации легенды))
Часть 6 — ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАСТЬ 60 — И ВНОВЬ О САМСОНЕ И ДАЛИЛЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ.)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх