Помост

Вопросы веры

Кто такой свидетель иеговы

Опасная секта или мирные христиане? Кто такие «Свидетели Иеговы»

В Ханты-Мансийском автономном округе в городе Урай правоохранители задержали последователей свидетелей Иеговы, сообщается на сайте МВД. До этого в регионе проходили оперативно-следственные мероприятия.

«Последователи данной организации пропагандировали свое превосходство над другими гражданами, не являющимися последователями свидетелей Иеговы. Кроме того, члены экстремистской организации проводили тайные сборы с целью выработки планов деятельности и изучения экстремистской идеологии. Вели работу по вербовке новых членов организации из числа жителей ХМАО – Югры, а также побуждали «новичков» к разрыву родственных и семейных отношений, непризнанию органов государственной власти», — говорится в заявлении ведомства.

«Свидетели Иеговы» или «иеговисты» — международная религиозная организация, деятельность которой запрещена в России постановлением Верховного суда.

Anews разбирался, в чем заключаются идеи Иеговистов, как устроен их быт, и почему свидетелей Иеговы в России считают экстремистами и сажают в тюрьму.

«Считают, что скоро наступит Армагеддон». Во что верят иеговисты

Свидетели Иеговы называют себя представителями христианской религии, вероучение которой основано на Библии. В России религию свидетелей Иеговы активно исповедуют 175 тысяч человек, говорится на сайте организации. Во всем мире иеговисты насчитывают более 8 миллионов последователей. Свидетели Иеговы настаивают, что их учение относится именно к религии, и категорически отрицают, что являются сектой.

История свидетелей Иеговы начинается с кружка «Исследователей Библии», основанного в 1870 году Чарльзом Тейзом Расселлом в США. На территории России первые свидетели Иеговы появились около 1877 года. Организацию официально зарегистрировали в России в 1991 году.

Для свидетелей Иеговы характерен иерархический принцип организации, называемый «теократическим правлением». Организация возглавляется Руководящим советом, штаб-квартира которого находится в Бруклине (Нью-Йорк). Руководство собраниями в странах мира осуществляется через местные филиалы. Страна или территория, подведомственная каждому филиалу, разделена на районы. Руководство в районе осуществляется районным надзирателем.

Свидетели Иеговы отрицают учение о Святой Троице и Богом считают только одну личность: Иегову. А Иисус Христос, согласно их учению, был первым творением Иеговы. Он также воспринимается как божественный посланник (пророк Иеговы) и исполнитель его воли.

«Свидетели считают, что скоро наступит Армагеддон. Только 144 тысячи человек после смерти отправятся на небо, а остальные будут жить на земле. Главная цель — известить об этом мир, поэтому проповедь — главная форма служения»,- рассказал The Village Иван Ширяев, который 11 лет был членом религиозной организации.

Фото:

По словам Ширяева, у иеговистов два или три раза в неделю происходят собрания, есть система поощрений и наказаний, работе отведен минимум времени. В основном нужно проповедовать и читать религиозную литературу, которую сама же организация и выпускает.

«Самое жесткое наказание — исключение из собрания, — рассказал Иван. — Страшно, когда люди уходят. Самые плохие мысли в голове возникают — что стал алкоголиком, наркоманом. О причинах никогда не объявляют. С отступниками запрещено общаться. Ты подчиняешься и забываешь человека».

В рядах иеговистов не приветствуется высшее образование. Свидетели Иеговы не участвуют в выборах, не состоят в политических партиях, для них неприемлема служба в армии. Они не отмечают государственные и христианские праздники. Свидетели Иеговы отказываются от переливания крови и ее компонентов. Кроме того, у них запрещены аборты, употребление алкоголя и наркотиков, курение. Они принципиально не занимаются опасными видами спорта.

Религия иеговистов направлена на разрыв связей с внешним миром. Членам организации нежелательны контакты с людьми, которые не являются свидетелями. Родственников и друзей нужно постараться привлечь в общину, если это не удалось, то контакты нужно свести к минимуму. Любовные отношения также преимущественно возможны только между иеговистами.

«На гражданский брак наложен запрет, поэтому многие остаются старыми девами. Браки с несвидетелями тоже не поощряются — из собрания не исключат, но это считается очень стремным», — рассказал Иван Ширяев.

За что иеговистов невзлюбили в России

С 1994 года Русская православная церковь начала активно выступать против свидетелей Иеговы, называя их организацию сектой и настаивая на их опасности для церкви, общества и государства.

В 2009-2010 годах в России началась массовая кампания против свидетелей Иеговы. К началу 2013 года были признаны экстремистскими в общей сложности 68 наименований публикаций иеговистов, которые на основании судебных решений были включены в Федеральный список экстремистских материалов.

По всей стране были расформированы десятки ячеек иеговистов, участники которых уголовно преследовались. Провайдеры блокировали интернет сайты с информацией об организации.

Противники свидетелей Иеговы утверждают, что у последователей учения деформируется психика, поэтому она опасна.

«Среди свидетелей постоянно ощущаешь чувство вины, поэтому многие страдают от депрессий. Постоянно звучит: «А мог бы ты делать больше? Мог бы выкупить время у менее важных дел, для того чтобы больше участвовать в служении?»» — делился воспоминаниями о жизни с иеговистами Иван Ширяев.

Весной 2017 года министерство юстиции подало в Верховный Суд России иск о признании религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» экстремистской, запрете ее деятельности и ликвидации. Причиной стала внеплановая проверка сотрудниками министерства соответствия деятельности религиозной организации ее уставу.

«Это преступление Минюста — объявить эту церковь экстремистской»

Решение Верховного суда вызвало недовольство российских правозащитников и представителей европейских стран. Россию обвинили в нарушении гражданских свобод, в частности свободы вероисповедания.

«Я, как правозащитник, не могу не возмутиться этим решением. Вы что, хотите сделать эти сотни тысяч российских граждан экстремистами? Это против нашей Конституции! Выдумывают, что это секта, что они экстремисты и т.д. Но экстремизм свидетелей Иеговы выражается в том, что они считают свою веру истинной. Но, простите, какой верующий не считает свою веру истинной? Свидетели Иеговы — церковь, которая во многих странах имеет свои отделения. Они всюду свободно исповедуют свою веру и нигде не считаются экстремистами», — выступала против инициативы Минюста правозащитница Людмила Алексеева, скончавшаяся в декабре 2018 года.

РИА Новости / Сергей Гунеев

«И у нас Свидетели Иеговы, как искренне верующие люди, они очень примерные граждане — работящие, честно относящиеся к своей семье, к своим детям… Неужели мы докатимся до такого позора, что не только те поколения Свидетелей Иеговы, которые в советское время сидели в лагерях, но и те российские граждане — примерные граждане, еще раз говорю, работящие, честные, нравственные! — которые живут сейчас, тоже пойдут в лагеря?! Это будет позор! Большой позор перед своими гражданами. И позор на международном уровне. Это очередная не просто ошибка, а, я считаю, преступление Минюста — объявить эту церковь экстремистской».

Что говорил об иеговистах Путин?

Несмотря на протест общественности, Верховный суд рассмотрел дело и постановил запретить свидетелей Иеговы в России, а членов организации признать экстремистами.

С момента запрета иеговистов в России более 70 представителей организации оказались на скамье подсудимых, сообщается на сайте свидетелей Иеговы.

В декабре 2018 года на заседании президентского Совета по правам человека, расшифровка которого опубликована на сайте Кремля, политолог Екатерина Шульман подняла вопрос о статусе свидетелей Иеговы.

«Из 489, из них 404 — это свидетели Иеговы, — сказала Шульман. — Много, может быть, есть претензий к свидетелям Иеговы — они кровь не переливают, в больницу детей не отправляют, — но они уж точно не призывают к насилию и не осуществляют его».

На что президент России Владимир Путин ответил, что вовсе необязательно зачислять «представителей религиозных сообществ» в «какие-то деструктивные, даже не то что в террористические организации».

Фото: kremlin.ru

«Свидетели Иеговы тоже христиане, за что их преследовать, я тоже не очень понимаю», — сказал Путин и пообещал разобраться.

6 лет тюрьмы за экстремизм

6 февраля 2019 суд Орла приговорил датчанина Денниса Кристенсена к 6 годам тюремного заключения за экстремизм.

Деннис Кристенсен после заседания суда. Фото: Reuters

Судья признал датчанина виновным в том, что тот после причисления свидетелей Иеговы к запрещенным организациям «умышленно совершил действия организационного характера, направленные на продолжение противоправной деятельности».

Кристенсен, его семья, русские иеговисты и представители Европейской ассоциации свидетелей Иеговы с приговором не согласны и будут его обжаловать.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что вопрос, заданный президенту на Совете по правам человека, еще будет прорабатываться.

«Тема нелегкая, но тем не менее она остается на повестке дня», — цитирует Пескова «Медуза». — Мы не можем оперировать в государственных целях понятиями здравого смысла. В первую очередь мы оперируем понятиями законности или незаконности. В данном случае деятельность этой религиозной организации является незаконной».

Лжеучение свидетелей Иеговы

Вера в Божество Иисуса Христа является основой всех наших религиозных убеждений. Она вливает в нас духовные силы, воодушевляет делать добро, дает направление нашим трудам и чаяниям. Без нее христианство теряет свой смысл, свою вдохновляющую силу и превращается в коллекцию древних мифов и несбыточных обещаний.

Но при всей своей исключительной важности истина Божества Христова не самоочевидна. Некоторые места в Евангелиях даже как будто противоречат ей. Поэтому люди, оспаривающие Божество Христово, не встречают затруднения в нахождении таких Библейских текстов, которые якобы подтверждают их мнение, что Иисус Христос был или просто человеком, или, может быть, воплотившимся ангелом, и потому не может быть назван Богом в собственном смысле этого слова. При этом противники веры в Божество Христово указывают на то, что Сам Иисус никогда не называл Себя Богом и из этого делают неправильное заключение, что этот титул был приписан Ему позже.

Противоречивые мнения относительно природы Христа начали возникать еще с первых дней христианства. Особенно сильные споры и волнения вызвала в 4-м веке арианская ересь, которая учила, что Иисус Христос только по названию Сын Божий, а по природе – ангел, созданный Богом. Арианская ересь была внимательно рассмотрена Первым Вселенским Собором, состоявшимся в городе Никее в 325 году. Отцы Собора отвергли арианскую ересь и составили Символ веры, употребляемый в Церкви и поныне, в котором точно изложили правильное учение об Иисусе Христе.

В наше время секта свидетелей Иеговы вызвала из праха сокрушенную было арианскую ересь и в своем варианте учит, будто Иисус Христос – это воплотившийся архангел Михаил. Опасность секты свидетелей Иеговы заключается в том, что, обладая неограниченными материальными ресурсами, она наводняет мир своей литературой и своими проповедниками. Особенно агрессивную миссионерскую работу она ведет сейчас в России, улавливая в свои пагубные сети тысячи доверчивых людей.

Православные русские люди находятся в особой опасности от сектантских проповедников, потому что в своем большинстве они мало знакомы со Священным Писанием и не знают, как защитить свою веру. С другой стороны, сектантские проповедники хорошо заучили нужные им тексты и умеют бойко забрасывать своего собеседника выгодными для них цитатами.

Хотя Священное Писание именует Иисуса Христа Сыном Божиим, люди, оспаривающие Его Божественную природу, указывают на то, что Священное Писание именует сынами Божиими и других лиц, как например, ангелов и людей. Для разрешения этого вопроса надо учесть следующее. Говоря о людях или ангелах, Священное Писание никогда не употребляет единственное число и никогда не называет такого-то человека или ангела сыном Божиим, но всегда употребляет множественное число в коллективном смысле: сыны Божии, Читателю всегда ясно, что здесь говорится о сынах Божиих не по природе, а по милости воспринимающего их Господа, они дети не по природе, а усыновленные. (Здесь буквальное понимание слова «сыновья» приводит к абсурдному заключению, что некоторые люди, например богоборцы, которых Писание именует «сынами дьявола», имеют другое происхождение, чем верующие).

Только к Иисусу Христу Священное Писание применяет единственное число, именуя Его Сыном Божиим и, кроме того, только к Нему одному оно добавляет такие уточняющие слова, как Единородный (единственный), Возлюбленный, Сын Бога Живаго, Сын истинный или Собственный (idion, Рим. 8:22). Это указывает на то, что в отличие от нас Иисус Христос – Сын Божий по существу. Он Сын в собственном смысле этого слова. Поэтому мормоны допускают непростительную ошибку, когда говорят, что у Иисуса Христа были другие боги-братья, как, например, Люцифер (Сатана) и разные духи. Священное Писание строго различает Сына от сынов: Первый рожден, последние – сотворены.

Само начало проповеди Иисуса Христа Бог Отец предварил свидетельством о Своем Сыне, сказав: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:4). Позже на горе Фавор Бог Отец повторил эти слова, добавив: «Его слушайте» (Мф. 17:5). Это указание на то, что люди должны принимать все сказанное Господом Иисусом Христом как совершенную и непреложную истину.

Но что можно, например, возразить отрицателям Божества Христова, когда Сам Иисус Христос говорил: «Отец Мой больше Меня … О дне том и часе (конце мира) никто не знает, ни ангелы Божии, ни Сын, только Отец … Сын не может делать ничего, если не увидит Отца творящего… Прискорбна душа Моя до смерти … Не Моя воля, но Твоя да будет ..». и подобные фразы, в которых Он ставил Себя на второе и служебное место по отношению к Отцу? (Ин. 14:28; Мр. 13:32; Лк. 22:42; Мф 24:39). Кроме того, если Иисус Христос действительно сознавал Себя Богом, то почему Он не объявил об этом ясно и открыто? Этим Он рассеял бы всякие сомнения относительно Своей природы.

Цель этой статьи – помочь православному человеку разобраться в поставленных выше вопросах и дать ему необходимый материал для защиты своей веры в Божество Христово.

Чтобы понять, почему Господь Иисус Христос не объявлял всенародно о Своем Божестве, постараемся мысленно перенестись в ту эпоху и те условия, в которых Он проповедовал. Представим себе, как бы отнеслись люди к словам человека, ходящего по городу и заявляющего: «Я – Бог!» Несомненно, что толпа осмеяла бы его, как умопомешанного, а ревнители иудейской веры поспешили бы объявить его богохульником и потребовали его казни. Разве только язычники, признающие многих богов, могли бы принять подобное заявление серьезнее иудеев, понимая его, конечно, в духе своих суеверий. (Кстати, вспомним реакцию язычников на чудеса ап. Павла, как они хотели было объявить его одним из богов и принести ему жертву (см.: Деян. 14:11). В наше же время от проповедника, объявляющего себя богом, просто отвернулись бы с презрением. В любом случае прямое заявление Спасителя о Своем Божестве принесло бы не тот результат, который надо было достичь.

Действительно, Сын Божий пришел в наш мир не для того, чтобы поразить современников Своим всемогуществом или, как рабов, подчинить Своей божественной власти, а чтобы убедить их обратиться от грехов и начать правильно верить и праведно жить. Люди настолько одичали духовно и огрубели нравственно, что они стали неспособными правильно понять истину Божества Христова. Вспомним из Евангелий, как трудно было Христу проповедовать среди иудеев, сколько насмешек пришлось ему выслушать от злобных книжников, которые превратно перетолковывали Его слова и отвращали от веры простой народ. Поэтому первым делом для Господа Иисуса Христа было убедить людей покаянно обратиться к Богу и отвергнуть свои религиозные предрассудки, заложить в них семена истинной веры. Достигнув этого, надо было вдохновить их к новому, праведному образу жизни, научить прощать, жалеть и любить друг друга.

Такого глубокого духовного переворота в обществе нельзя было достичь ни угрозами, ни чудесами. Действительно, когда Господь Иисус Христос каким-либо чудом выявлял Свою Божественную природу, это возбуждало в толпе иудеев нездоровые мечты о славном и могущественном мессианском царстве на земле, в котором они будут господствовать над прочими народами. Поэтому-то Господь Иисус Христос вынужден был запрещать разглашать о совершенных Им чудесах.

Чтобы нравственно обновить людей и сделать их восприимчивыми к истинной вере, Христос избрал путь доброго, вдохновляющего слова и личного примера. Из сострадания к гибнущим людям Он решил разделить с ними их нищету, тягости и горести. Чтобы излечить их нравственные язвы, Он взял на Себя людские грехи и на кресте смыл их Своей пречистой кровью. Вообще все дело спасения грешного человечества, начиная с момента воплощения Спасителя и кончая Его крестными страданиями, были для Него делом крайнего добровольного унижения. По словам апостола Павла: «Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба … » (Фил. 2:6–9).

Пророк Исаия так описывает подвиг добровольного самоуничижения Мессии: «Нет в Нем ни вида, ни величия. И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни. И мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем и ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изранен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, – и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих. От уз и суда Он был взят. Но род Его, кто изъяснит?» (Ис. 53 гл.). Этими заключительными словами пророк обращается к совести тех, которые будут отвергать своего Спасителя, и как бы говорит им: вы с презрением отворачиваетесь от поруганного и страждущего Иисуса, но поймите, что из-за вас-то, грешников, Он так тяжело страдает. Всмотритесь в Его духовную красоту, и тогда, может быть, вы сможете понять, что Он пришел к вам из горнего мира.

Но добровольно унижая Себя ради нашего спасения, Господь Иисус Христос, тем не менее постепенно открывал тайну Своего единства с Богом Отцом тем, которые способны были возвыситься над грубыми представлениями толпы. Так, например, Он говорил иудеям: «Я и Отец – одно … Видевший Меня, видел Отца… Отец во Мне пребывает и Я во Отце… Все Мое Твое (Отца) и Твое Мое… Мы (Отец и Сын) придем и обитель у него сотворим» (Ин. 10:30, 14:10–23, 17:10). Эти и другие подобные выражения однозначно указывают на Его Божественную природу.

Кроме того, Господь Иисус Христос постепенно раскрывал такие Свои свойства, которыми не может обладать никто другой, кроме Бога. Так, например, Он именовал Себя Творцом, когда говорил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5:17). Знаменательно то, что иудеи, услышав эти слова, поняли их совершенно правильно и хотели было побить Христа камнями как богохульника, «потому что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5:17–18). Не опровергнув их понимания, Господь этим подтвердил, что они правильно поняли Его.

В других беседах Господь Иисус Христос называл Себя вечным. Когда, например, иудеи спросили Его: «Кто Ты?» Иисус ответил: «От начала сущий» (Иоан. 8:25). И несколько позже добавил: «Истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58). Здесь следует обратить внимание, что Иисус не сказал «Я был», как это следовало бы грамматически правильно по контексту речи, но употребил настоящее время: «Я есмь» – или точнее: «Я – Сущий». Глубокий смысл этого слова выясняется в оригинальном еврейском языке. Когда Моисей при несгорающем кусте спросил Бога, как Его имя, Господь ответил: «Я – Сущий» (на еврейском: Иегова). То есть само имя «Сущий» (Иегова) указывает на отличительное свойство Бога: Он Тот, Который всегда существует, Он вечный. Назвав Себя Сущим (Иеговой) Иисус Христос употребил то имя, которым евреи называют Бога. Вспомним при этом, что имя Иегова настолько чтилось иудеями, что они употребляли его лишь в особенно важных и торжественных случаях, а в обычной речи употребляли имена Господь, Творец, Всевышний, Благословенный и т.д.

После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос подтвердил о Своей вечности, сказав: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8). В других случаях Он именовал Себя всеведущим (всезнающим), говоря: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Иоан. 10:15). Действительно, Божие естество непостижимо для ограниченных тварей. Только Бог может в совершенстве знать Свою природу. Господь Иисус Христос еще называл Себя вездесущим, когда говорил: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий (пребывающий) на небесах… Где два или три собраны во имя Мое, там Я среди них» (Иоан. 3:13; Мф. 18:20). Здесь Христос опять употребил слово «Сущий», указывая на то, что Он не только был или будет на небесах, но постоянно пребывает там.

Итак, как разделяющий с Отцом все Его божественные свойства: творение, вечность, всеведение, вездесущие и т.д. – Иисус Христос должен признаваться всеми равным Отцу и по чести, поэтому «все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5:23). Непредубежденному человеку все, сказанное здесь, должно внушить одну несомненную истину, а именно, что Иисус Христос является истинным Богом, равным Отцу по природе.

Хотя Иисус Христос избегал прямо называть Себя Богом, чтобы не возбуждать в толпе ненужных волнений, однако Он одобрял тех, которые способны были возвыситься до этой истины. Так, например, когда апостол Петр в присутствии других апостолов сказал: «Ты Христос, Сын Бога Живого!» Господь принял его исповедание веры, добавив, что Петр пришел к этому убеждению не по самостоятельному наблюдению только, но благодаря особому просвещению свыше: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:16–18). Подобным образом, когда апостол Фома, дотоле сомневавшийся, увидев перед собой воскресшего Спасителя, воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Иоан 20:28), – Христос не отверг этого наименования, но лишь слегка укорил Фому за медлительность и сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня (воскресшим). Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан. 20:29).

Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: «Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного?» Христос ответил: «Ты сказал», – употребив установленную форму утвердительного ответа (Мф. 26:63; Лк. 22:70; Иоан. 19:7).

Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания. Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом (Псалмы 2, 44 и 109). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Хр. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: «Вот Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил», что значит: «С нами Бог». И немного далее пророк еще определеннее раскрывает Свойства имевшего родиться Сына: «И назовут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности… » (Ис. 7:14, 9:6). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности имевшего родиться Младенца писал также пророк Михей (см.: Мих. 5:2).

Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии именует Мессию «Господом» (Иер. 23 и Иер.33:16), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: «Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36–38) – т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей!

Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании, могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия (смотри об этом брошюру «Ветхий Завет о Мессии»). Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елизавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: «Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1:40–43). Ясно, что у праведной Елизаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елизавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

Крепко усвоив веру в Божество Христово, апостолы насаждали эту веру в Него и среди всех народов. С раскрытия Божественной природы Иисуса Христа евангелист Иоанн начинает свое Евангелие:

«В начале было Слово

И Слово было у Бога

И Слово было Бог …

Все через Него начало быть,

И без Него ничего не начало быть, что начало быть …

И Слово стало плотью

и поселилось среди нас,

полное благодати и истины …

И мы видели славу Его,

Славу как Единородного от Отца,

Бога не видел никто никогда;

Единородный Сын, сущий в лоне Отца,

Он явил (Бога)» (Иоан. 1:1–18).

Наименование Сына Божия Словом более, чем другие наименования раскрывает тайну внутреннего взаимоотношения между Первым и Вторым Лицом Пресвятой Троицы – Богом Отцом и Богом Сыном. Действительно, мысль и слово отличны друг от друга в том, что мысль пребывает в разуме, а слово есть выражение мысли. Однако они неразлучны. Ни мысль не бывает без слова, ни слово без мысли. Мысль есть как бы внутри сокровенное слово, а слово есть выражение мысли. Мысль, воплощаясь в слово, передает слушателям содержание мысли. В этом плане мысль, будучи самостоятельным началом, есть как бы отец слова, а слово – как бы сын мысли. Прежде мысли оно невозможно, но и не откуда-либо извне оно происходит, но только от мысли и с мыслью остается неразлучным. Подобным образом и Отец, величайшая и всеобъемлющая Мысль, произвел из Своего недра Сына-Слово, Своего первого Истолкователя и Вестника (по св. Дионисию Александрийскому).

О Божестве Христовом апостолы говорили со всей ясностью: «Мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, чтобы мы познали Бога истинного и да пребудем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1Ин. 5:20). От израильтян родился «Христос по плоти, сущий над всеми Бог» (Рим. 9:5). «Мы ожидаем блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). «Если бы иудеи познали , то не распяли бы Господа славы» (1Кор. 2:8).»В Нем (Христе) обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). «Беспрекословно – великая тайна благочестия: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16). О том, что Сын Божий не творение, а Творец, что он безмерно выше всех созданных Им существ, апостол Павел обстоятельно доказывает в 1-ой и 2-й главах своего послания к евреям. Ангелы – это лишь служебные духи.

Необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом – Theos – само по себе говорит о полноте Божества. «Бог», с точки зрения логической, философской, не может быть «второй степени», «низшего разряда», Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, уменьшению. Если «Бог», то всецело, а не частично.

Только благодаря единству Лиц в Боге возможно сочетать в одном предложении имена Сына и Святого Духа наравне с именем Отца, например: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ..». (Мф. 28:19). «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами» (2Кор. 13:14). «Три свидетельствуют на небе: Отец, Сын и Святой Дух, и Сии три суть одно» (1Иоан. 5:7). Здесь апостол Иоанн подчеркивает, что Три суть одно – одно Существо.

Примечание: Нужно ясно различать понятие «лица» и понятие «сущности». Слово «лицо» (ипостась, person) обозначает личность, «Я», самосознание. Старые клетки нашего организма отмирают, новые их заменяют, а сознание все в нашей жизни относит к нашему «Я». Слово «сущность» говорит о природе, nature, physis. В Боге, одна сущность и три Лица. Поэтому, например, Бог Сын и Бог Отец могут беседовать друг с другом, принимать совместное решение, один говорит, другой отвечает. Каждое Лицо Троицы имеет Свои личные свойства, по которым Оно отличается от другого Лица. Но все Лица Троицы имеют одну Божественную природу. Сын имеет те же Божеские свойства, что и Отец, и Святой Дух. Учение о Троице приоткрывает людям внутреннюю, таинственную жизнь в Боге, фактически недоступную нашему пониманию, но в то же время необходимую для правильной веры в Христа.

Иисус Христос имеет одно Лицо (ипостась) – Лицо Сына Божия, но две сущности – Божескую и человеческую. По Своей Божественной сущности Он равен Отцу – вечен, всемогущ, вездесущ и т.д.; по воспринятой им человеческой природе Он во всем подобен нам: Он рос, развивался, страдал, радовался, колебался в решениях и т.д. Человеческая природа Христа включает душу и тело. Разница в том, что Его человеческая природа совершенно свободна от греховной порчи. Так как один и тот же Христос одновременно Бог и одновременно человек, Священное Писание говорит о Нем то, как о Боге, то как о человеке. Даже больше того, иногда Христу как Богу приписываются человеческие свойства (1Кор. 2:8), а иногда Ему же как человеку приписываются Божеские свойства. Здесь нет противоречия, потому что речь идет об одном Лице.

Принимая во внимание ясное учение Священного Писания о Божестве Господа Иисуса Христа, отцы Первого Вселенского Собора, чтобы прекратить всякие перетолковывания слова Сын Божий и умаления Его Божественного достоинства, постановили, чтобы христиане верили:

«В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков.

Света от Света, Бога истинного от

Бога истинного, рожденного, не сотворенного,

единосущного Отцу (одной сущности с Богом Отцом),

Которым все сотворено».

Ариане особенно горячо возражали против слова единосущный, потому что его нельзя было толковать никак иначе, как в православном смысле, а именно, что Иисус Христос признается истинным Богом, во всем равным Богу Отцу. По этой же причине отцы Собора настояли, чтобы это слово вошло в Символ веры .

Суммируя сказанное, надо сказать, что веру в Божество Христа нельзя насадить в людские сердца ни цитатами, ни формулами. Здесь нужна личная вера, личное волевое усилие. Как было две тысячи лет тому назад, так будет и до конца мира: для многих Христос останется «камнем преткновения и камнем соблазна … да откроются помышления их сердец» (1Пет. 2:7; Лк. 2:35). Богу угодно было отношением ко Христу обнаружить сокровенное направление воли каждого человека. И то, что утаил Он от разумных и мудрых, то открыл младенцам (Мф. 12:25).

Поэтому эта статья не ставит себе целью «доказать», что Христос – Бог. Доказать это невозможно, как и многие другие истины веры. Цель этой статьи помочь христианину уяснить свою веру в Спасителя и дать ему нужные аргументы для защиты своей веры от еретиков.

Итак, кто Иисус Христос, Бог или Человек? – Он Бого-Человек. На этой истине должна утверждаться наша вера.

Свидетели Иеговы

О чем свидетельствуют «свидетели Иеговы»?

Другие названия: «Издательское общество сторожевой башни Сиона», Общество «Сторожевой башни». Журнал «Сторожевая башня» — один из основных источников вероучения.

Характеристика: Опасная тоталитарная секта антихристианской направленности, учение которой содержит наставления и имеет практику, способные нанести ущерб личности и здоровью адепта, его семье, а также традицион-ной национальной духовности и государственным интересам (в частности, организация выступает против службы своих членов в рядах ВС).

История секты: Основателем этой секты является Чарльз Тейз Рассел, родившийся 16 февраля 1852 года в го роде Аллегени, штат Пенсильвания. С детства он посещал конгрегациональную евангелическую общину. Уже в воз-расте 17 лет он усомнился в истинности доктрины этой общины о предопределении и бессмертии души.

В 1870 году, в возрасте 18 лет он организовал «кружок» по изучению Библии, состоящий из шести человек. В 1879 году Рассел организовал собственный журнал «The Herald of the Morning». Тогда же в соавторстве с адвентистом Н. Барбором он выпустил книгу «Три мира», где они утверждали, что 1914 год — «конец времени язычников». Впоследствии Рассел отделился от Барбора и переименовал свой журнал, назвав его «Сионская Сторожевая Башня и вестник при-сутствия Христа».
Это издание стало провозвестником современной «Сторожевой Башни, возвещающей Царство Иеговы».

В 1886 году Рассел опубликовал первый том из серии толкований на Св. Писание под названием «Тысячелетняя заря». Этот комментарий (шесть томов изданы Расселом, седьмой, «Исчезнувшая Тайна», — его преемником Рутер-фордом), называемый «Изучение Писаний», и есть основное толкование Священного Писания в этой организации. Начиная с конца прошлого столетия, секта начала распространяться с молниеносной быстротой. К 1908 году центром организации стал Бруклин, штат Нью-Йорк, Хикс-стрит, 17. Этот «центр» стали называть «Бруклинская скиния».

Как выяснилось, Рассел был еще и преуспевающим бизнесменом, контролирующим весь огромный финансовый капитал общества, ибо он сосредоточил в своих руках 99% акций учрежденного им акционерного общества.

Жизнь Рассела неоднократно омрачалась судебными разбирательствами. Так, в начале века, «Сторожевая башня» занялась рекламированием чудо-пшеницы, которая дает в пять раз более урожая, чем простые сорта, после чего в газете «Бруклин дейли игл» появились данные об авантюрных планах последователей «пастора». В 1913г. Рас-сел подал в суд на газету по обвинению в клевете и с огромным скандалом проиграл это дело.

Кроме того, в июле 1912г. некто Дж. Росс, пастор баптистской церкви, опубликовал памфлет под названием «Некоторые факты об оригинальном пасторе Ч.Т. Расселе», где изобличал нравственный облик Рассела и писал о «губительном учении человека, который не является ни ученым, ни богословом», который, по его мнению, придумал «антирациональную, антинаучную, антибиблейскую, антихристианскую…» систему. Продолжая свои обвинения, Росс представляет Рассела лжеученым и псевдофилософом, который «практически ничего не знает о философии, систе-матическом и историческом богословии и находится в полном неведении относительно древних языков». Рассел тут же подал на него в суд за клевету и в марте 1913г. проиграл процесс, чем подтвердилась справедливость обвинений Дж.Росса. В ходе процесса «пастор», взяв в свидетели Всемогущего Бога, поклялся говорить «правду, только правду и ничего, кроме правды», но несколько раз во время перекрестного допроса был изобличен в даче ложных показаний.

Эти факты позволяют сделать однозначные выводы о несостоятельности и внутренней противоречивости «пастора», чьему учению «Свидетели Иеговы» доверяют свои души.

Путешествуя по миру, Рассел призывал людей к «Пробуждению», которое выражалось в отрицании Троицы, бого-человечества Христа, Его телесного воскресения и явного Второго Пришествия; а кроме того, появилось учение об Армагеддоне, который больше был похож на вселенскую бойню. Он также сильно «скорректировал» понятие об аде и вечных муках. Последователи Рассела считали его равным апостолам и видным реформаторам истории. Сам Рассел ставил свои книги выше Библии: «Даже если человек… отложит мою книгу и попытается читать только Библию, то опыт показывает, что через два года он окажется в полной темноте. С другой стороны, если он станет читать только «Изучение Писаний» и те ссылки, которые там даны, то даже не открывая Библию, он будет в свете через два года, потому что он будет видеть свет Писания».

В последнее время «Свидетели Иеговы» отрицают свою богословскую связь с «пастором» Расселом. Стремясь опровергнуть обвинения в «расселизме», «Свидетели Иеговы» заявляют: «А кто проповедует учение пастора Рассела? Кто угодно, только не свидетели Иеговы! Как можно обвинять их в том, что они следуют Расселу,если они не цитируют его, не публикуют и не распространяют его труды». Так пишет журнал «Свидетелей Иеговы» («Пробудись» от 8 сентября 1951 года, стр. 26). Но можно привести исторические факты, утверждающие обратное. Например, через семь лет после смерти Рассела его преемник Рутерфорд цитировал его «Изучение Писаний» 16 раз, и последнюю часть брошюры он посвящает рекламе произведений Рассела. В 1925 году Рутерфорд написал еще одну брошюру «Утешение людям», где, нападая на все христианские церкви, называя их «глупыми псами», в точности цитирует эсхатологическую хронологию, составленную Расселом. 15 июля 1950 года «Сторожевая башня» опять ссылалась на хронологию Рассела, касающуюся 2520-летнего правления язычников, которое, по расчетам Рассела, закончилось в 1914 году. В конце статьи была дана ссылка на журнал «Сторожевой башни» от 1880 года, главным редактором которого в то время был «пастор» Рассел. Если они не признают авторитет его работ и не распространяют их, зачем они принимают его учение в важнейших моментах своего богословия и публикуют его хронологию? Учения Рассела и «Свидетелей Иеговы» полностью совпадают в тех моментах, когда они говорят о Боге, об Иисусе Христе, о Втором Пришествии Христа, о Царстве Иеговы, об аде и т.д.

После кончины Рассела в 1916 году организацию возглавил Д.Ф. Рутерфорд. Он издал седьмой том к шеститомному комментарию «Изучение Писаний» под названием «Исчезнувшая тайна», чем и вызвал раскол организации. Этот раскол продлился до 1931 года, ставшего датой рождения нового названия организации. В 1931 году Рутерфорд взял название «Свидетели Иеговы» из книги пророка Исайи (43 глава, 10 стих). Он лишь замаскировал расселизм и ввел в заблуждение миллионы людей, поверивших, что «Свидетели Иеговы» — другая организация. Он реформировал богословие секты, т.к. ей угрожал распад. Рутерфорд объявил свою дату Второго Пришествия, назначив его на 1918 год. Затем эта дата была перенесена на 1925 год. Незадолго до назначенной даты Конгресс «Свидетелей Иеговы» торжественно принял резолюцию о «гибели человеческой цивилизации».

После несостоявшегося Армагеддона кризис «Организации» был настолько велик, что в ее рядах осталось всего около 24 тысяч человек. Однако, когда «конец све-та» был назначен на 1942 год, ряды секты стали вновь пополняться. Пообещав воскрешение Патриархов (Авраама, Исаака и Иакова), он выстроил для них прекрасный особняк «Бет-Сарим» (Дом Князей), в который они должны были поселиться по своем воскресении.

Авторитет Рутерфорда среди «Свидетелей» вырос настолько, что сомневаться в его словах — означало оспаривать авторитет самого Бога. Он провозгласил себя рупором Иеговы и заявлял о своем полном презрении ко всем религиям и их лидерам. Особенно яростно он нападал на католиков. Вместе с тем, любую критику «Свидетелей» он воспринимал как проявление религиозной нетерпимости.

В 1918 по обвинению в нарушении закона о шпионаже он был заключен в федеральную тюрьму штата Атланта, где пребывал по март 1919г.

После смерти Рутерфорда организацию возглавил Натан Норр, который открыл миссионерскую школу в штате Нью-Йорк. Он назначил дату кончины мира на 1975 год. В 1977 году Н. Норр умер, так и не дождавшись конца света.

Во время его правления организация делала сильный упор на миссионерскую работу. С 1977 года организацию возглавил Фредерик Франс, который улучшил ее структуру, стабилизировал финансовые доходы. Необходимо отметить, что каждый новый руководитель усиливал контроль над организацией.

В настоящее время «Свидетели» запрещены практически во всех мусульманских странах. В США организация не регистрируется властями как религиозная (хотя подобные попытки предпринимались), а действует как издательская.

Доктрина: богословие свидетелей Иеговы крайне примитивно, противоречиво и ориентировано на людей, не знающих Священного Писания, основ истории религий, философии и физики. Базой богословия являются личные взгляды основателей секты, ошибки и заблуждения которых по мере разоблачения компенсируются подтасовками изолированных от всего текста цитат из Библии и ложным их толкованием.

Например, они, отрицая догмат о Святой Троице, поклоняются имени Бога — «Иегова», считая, что оно полностью соответствует Его сущности. Тем самым они делают идолом одно из многих имен Бога, непостижимого по Своей сущности.

Они отрицают личность Святого Духа, отвергают Троицу и Божество Иисуса Христа, «не замечая» большого количества однозначно положительных высказываний Библии об этом. За время существования секты ею было сделано множество пророчеств о конце света, например, 1872, 1874, 1914, 1925, 1975 годы. Характерной особенностью секты является непрерывное нагнетание нетерпимости к инакомыслящим и ожидание скорого конца света.

Можно привести следующие выдержки , позволяющие определить антихристианскую направленность учения «свидетелей»:

Выше приведенные примеры показывают, что иеговисты ничего общего с христианством не имеют. Одним из своих главных направлений деятельности в России свидетели Иеговы считают борьбу с Православием. Секта огульно объявляет сатанистскими все без исключения основы Православия, в то же время относя себя к истинному христианству. Свидетели Иеговы проповедуют тезис о «великом отступничестве» христианского мира и призывают христиан выйти из Церкви. Для них Крест Иисуса Христа — символ зла, т.к. его внешнее подобие иногда встречается у язычников. Поэтому, игнорируя многочисленные высказывания в Новом Завете и данные исторических наук, они утверждают, что Иисус Христос был распят на столбе. Точно так же, применяя в своих объяснениях фрагменты публикаций об языческих религиях, они отвергают Священное Предание, Таинства, иконы, священство, храмы, монастыри. Распростра-ненный прием сектантов — бездоказательные и неконкретные обвинения священников в непорядочности, а всей Православной Церкви — в разложении.

Секта активно создает свое предание, обряды и дома для их совершения (залы Царства), обычаи, журналы, пособия по вербовке, язык и культуру общения, толкование Библии (и даже прямое изменение и сознательную фальсификацию ее текста!). Так, в их «вольном» переводе Библии, который называется «Переводом Нового Мира», слово «Господь» сектанты заменили на слово «Иегова» более чем в 200 местах Нового Завета.

Структура и внутренняя организация: Организация насчитывает 25694 общины и распространена в 203 странах и островах. Есть основания полагать, что во всем мире сегодня насчитывается 2,2 миллиона «свидетелей». В Брукли-не в 1956 г. построено здание типографии в 13 этажей, построены также типографии и в других странах, в том числе в Германии и Швейцарии В России по состоянию на 01.01.96г. было зарегистрировано 128 религиозных объединений секты «Свидетели Иеговы», причем активно действующих не только по месту своей регистрации. Общее количество адептов Общества «Сторожевой башни» (Свидетели Иеговы) в РФ составляет около 200 000 человек. За последние годы массовое пополнение этой секты происходит в основном за счет граждан России и государств бывшего СССР.

Главный религиозно-административный центр секты находится в Бруклине (Нью-Йорк).

Секта имеет жесткую и развитую многоуровневую иерархическую управленческую и финансовую структуру. Административно-территориально секта, как всемирная организация, управляется руководящей корпорацией во всемирном главном отделе в Бруклине и ее уполномоченными представителями в крупных зонах, которые руководят комитетами филиалов. Им, в свою очередь, подчинены надзиратели в областях, тем — надзиратели в районах, тем — старейшины в собраниях и рядовые члены. Секта утверждает, что руководящей корпорацией руководит непосредственно Бог. Везде жестко действуют принцип: «Кто противоречит руководству, тот работает на сатану» и многочисленные запреты. Во всех звеньях регулярно составляются подробные отчеты о деятельности и передаются вверх по инстанции.

Каждый год в январе в сектантской печати публикуется детальная итоговая таблица по совокупности отчетов. В большинстве филиалов имеются хорошо оснащенные типографии и сети распространения публикаций. Большинством российских организаций «свидетелей Иеговы» руководят зарубежные надзиратели. Руководящий центр секты в нашей стране находится в поселке Солнечный около г. Санкт-Петербурга. Там строится комплекс зданий под названием «Вефиль».

Для вербовки своих сторонников свидетели Иеговы настойчиво обходят жилые дома, со скандалами проникают в православные храмы, дежурят в общественном транспорте, концертных залах, музеях и т.п. Они всячески избегают раскрывать свою принадлежность к секте и ненависть к Православию до тех пор, пока не войдут в доверие, т.е. они напрямую используют обман. Руководители секты запрещают своим рядовым членам читать православную литера-туру как сатанинскую. Вся их методика изучения Библии построена на произвольном связывании и объяснении от-дельных фрагментов, а не на целостном ее восприятии. Они цитируют обрывки некоторых фраз Библии, извращая их смысл и обходя многочисленные места, явно противоречащие сектантской точке зрения. В диспутах свидетели Иеговы действуют по заранее отработанным схемам цитирования Библии, как бы не замечая (и не воспринимая) возражений, на которые не могут убедительно ответить.

Секта ведет тотальный учет всех жителей районов, в которых она действует. Учитываются сведения об установочных данных жильцов, времени их проживания в квартирах, здоровье, интересах, отношении к вероучению секты и т.д. Секта оценивает духовное состояние своих членов прежде всего их миссионерской активностью, количеством посещаемых квартир и привлеченных граждан, длительностью проповедования. Поэтому в секте ведется детальный учет «служений по домам» с указанием квартир, дат и времени посещений, реакции жильцов.
Для успешной вербовки новых членов существует секретное руководство «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему» (1994г.), в котором предлагаются примеры, как завязать беседу с жильцами, а также варианты ответов на следующие возражения: «Мы уже христиане», «Я — буддист», «Я — еврей», «Я — мусульманин», «Меня не интересуют «Свидетели Иеговы», «Зачем вы постоянно приходите?», «У нас нет денег» и тому подобное.

Секта отказывается отдавать честь любому национальному флагу, отвергает патриотизм и необходимость обо-ронять свою страну от захватчиков, она защищает лишь свои интересы. Свидетели Иеговы не признают никакой власти, кроме божественной, произвольно трактуемой ими как власть самой секты. В жизни они придерживаются многочисленных запретов. Так, им запрещено переливание крови. При этом сектанты ссылаются на Библию, которая якобы приказывает «воздерживаться от … крови» (Деяния 15:28,29). В действительности в данном месте Писания речь идет не о принятии крови, а о недопустимости принесения жертвы в виде ритуального пролития крови. Таким образом, здесь явно прослеживается типичная для сект подтасовка смыслового содержания канонического текста.

Многие рядовые члены секты искренне и фанатично уверены в благородности и правдивости своей миссии, страстно отстаивают свои взгляды. Но, так как они не желают вслушиваться и вдумываться в возражения, то очень трудно раскрыть им иную точку зрения.

Особая опасность секты заключается в массовых акциях по охвату населения. Свидетели Иеговы представляют весь мир единым теократическим государством с центром в Бруклине, считаясь с существующими властями постольку, поскольку они вынуждены это делать.

Противоправная деятельность секты заключается в:

  • нарушении права на свободу и независимость человеческой личности;
  • разрушении основ конституционного строя, российской государственности, культуры, морали общества и менталитета русского народа;
  • поддержании религиозной ненависти и вражды ко всем, не признающим веру секты;
  • резком ухудшение физического и психического здоровья сектантов;
    разрушении сложившихся семейных и родственных отношений.

Криминальные действия: в 1996 году в Латвии в ночь с 12 на 13 сентября от большой потери крови скончалась в больнице 17-летняя русская последовательница секты «Свидетели Иеговы». Мать-иеговистка не разрешила произвести своей дочери переливание крови, так как это запрещается учением секты. В мире зарегистрировано множество случаев гибели последователей этой секты в результате такого отказа. Особенно опасны подобные действия для рожениц.

5 июня 1996 года прокуратурой г. Сургута возбуждено 6 уголовных дел против адептов организации «Свидетели Иеговы», обвиняющихся в насилии над личностью и подстрекательстве к гражданскому неповиновению.

11 декабря 1996 года газета «Мегаполис-экспресс» сообщила о том, что на Камчатке последовательницы «Свидетелей Иеговы» для пополнения кассы собственной организации занимаются проституцией, а некоторые по-следователи — сводничеством. По мнению камчатских медиков, члены этой секты вносят существенный вклад в распространение венерических заболеваний… многие моряки, вернувшись из рейса, оказываются в стенах вендиспансера после половой близости именно с представительницами «Свидетелей Иеговы».

В разное время за рубежом члены секты обвинялись в изнасилованиях, кражах детей, убийствах, подстрекательствах к убийству и самоубийству, дезертирстве, мошенничестве, воровстве, расизме, вымогательстве, нанесении телесных повреждений, проституции и др.

Предлагаем вашему вниманию дополнительную информацию.

  1. Протоиерей Александр Новопашин, Мельников Валерий «О ЧЁМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»
  2. Правовая оценка экстремистской составляющей в учении и практике «Свидетелей Иеговы» (по следам судебного процесса о запрете Свидетелей Иеговы в г. Таганроге)
  3. Соукуп Марк, священник. Свидетелям Иеговы — доказательства Божественного достоинства Христа и Святого Духа

Мой путь к вере

В 11 лет я оказался в организации «свидетели Иеговы» – вместе со своими родителями. Почему это произошло? Все, кто пережил перестройку, хорошо помнят тот духовный вакуум, который охватил людей. Их привычный мир рухнул, осталась масса неразрешимых вопросов.

Это был один из великих эпизодов в истории нашей страны, когда огромное количество людей потянулось к духовности, ее искали где угодно: кто-то пошел в церковь, кто-то занимался эзотерикой, оккультизмом, восточными неоиндуистскими традициями и практиками, а кто-то угодил в псевдорелигиозные сообщества или псевдохристианские организации – такие как «Свидетели Иеговы».

Мои родители были одними из этих ищущих людей. Я был крещен в Армянской Апостольской Церкви в 6 лет, и мы иногда появлялись в храме на праздники – такое «номинальное» христианство. Мы ничего не понимали, церковь была местом таинственным, чарующим, но не тем, где можно найти ответы на вопросы.

В то же самое время, в середине 90-х, «свидетели Иеговы» были на пике своей активности. Они предлагали людям то, что было сложно найти в традиционных религиях: внимание, открытость, готовность заниматься прихожанами. К нам пришли домой и сказали: «Хотите изучать Библию? Мы будем бесплатно вас учить». Естественно, родители захотели свой духовный голод так восполнить.

Вспомним, в каком состоянии была тогда Церковь: крайне мало священников, православной литературы нет, в храмах никакой миссии, полная растерянность, непонятно, кого слушать. А тут – красивые, ухоженные люди, которые ловко открывают библейские цитаты в нужных местах, сыплют контраргументами, и все замечательно организовано. Сказать просто – мы влюбились в это религиозное сообщество.

Мы привыкли жить без дней рождений

А влюбиться было во что. «Свидетелем Иеговы» может стать человек, у которого нет проблем с моралью и нравственностью. Блуд, то есть незаконное сожительство, злоупотребление алкоголем, наркотики, курение, неуплата налогов и военная служба препятствуют вступлению в организацию.

Есть и странные вещи – например, «свидетель» должен отказаться от переливания крови и всех праздников. Он не должен отмечать Новый год, день рождения, Рождество, Пасху. Это не вопрос аскетики, а вопрос вероучения. Если человек празднует, значит, он участвует в ложном поклонении, так как иеговисты связывают все праздники с языческими корнями.

Тут есть и своя задумка – на праздники ведь обычно собираются родственники. А у всех псевдохристианских организаций цель – оторвать человека от его семьи, от родственников, которые могут на него повлиять, изменить его взгляды на жизнь. Исключив праздники, вы исключаете и общение с семьей. Мы с женой совсем недавно начали отмечать дни рождения, нас ребенок подтолкнул к этому. Сначала было как-то странно, ведь мы привыкли жить без дней рождений, Нового года.

Сдача нормативов как духовная ступень

Вся духовная жизнь у «свидетелей» завязана на проповеди. Вокруг этого вращается всё. Далее – посещение собраний и лекций несколько раз в неделю. Литургической жизни нет, и учения о благодати тоже нет, всё это заменяется миссионерством. Каждый «свидетель Иеговы» должен быть проповедником. Нельзя быть «свидетелем» и не миссионерствовать.

Поощряется вовлекать детей. После курса индоктринации (катехизации) человек должен стать «некрещеным возвещателем». Если перевести на православный язык – «оглашенным». Но это «оглашение» подразумевает не только изучение Библии, но и момент уличной проповеди.

Потом человек проходит очень строгий экзамен для вступления в организацию и становится «возвещателем». У «свидетелей» много разных ступенек, точек духовного роста, которые они должны проходить, при этом уровень духовного роста можно «посчитать»: нужно «отпроповедовать» определенное количество часов в месяц, и чем больше ты часов отдал миссии, тем ты ближе ко спасению. Ежемесячно все сдают свой отчет о том, сколько времени было потрачено на проповедь, сколько журналов и книг распространено. Как в поликлинике – у каждого своя карточка, куда заносятся твои показатели из года в год.

Такая сдача нормативов, конечно, не для Страшного суда, а для земной организации. Например, если ты переезжаешь в другой город, то на тебя пишется характеристика («вот этот брат посещает собрания, его можно рекомендовать на такие-то должности, посылаем вам его «историю болезни»).

Подпитка супергероя

Крайне негативное отношение к «свидетелям» на улице меня не смущало, да и никого не смущает, наоборот, поддерживает. «Свидетели» видят в этом противлении мира подтверждение своей правоты, потому что, по их вероучению, мир принадлежит дьяволу. К этому утверждению «пришиваются» библейские цитаты, – например, «если мир ненавидит вас, значит, вы – не часть мира». «Свидетели» стойко переносят внешний негатив, энтузиазма только прибавляется.

А еще на проповеди испытываешь ни с чем не сравнимое пьянящее чувство радости, хочется еще и еще раз попробовать, ведь ты спасаешь мир, ты один такой уникальный, супергерой. И это дает некую особенную эмоциональную подпитку.

В православном храме

Жизнь «общего пионера»

В 17 лет я стал «общим пионером» (у «свидетелей» много странных названий – неумелых переводов с английского). «Общий пионер» должен проповедовать очень много, 70 часов в месяц, то есть каждый день по два с половиной часа. Я около двух лет был таким пионером, это считается привилегированным статусом, я был очень активен, мне нравилось проповедовать.

В 2005 году мне пришло приглашение на работу в главный управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России – в место под названием «Вефиль», по библейской аналогии, разумеется. Он находится в пригороде Петербурга – поселке Солнечное. «Вефиль» – абсолютно отдельный мир, который живет по своим законам и понятиям, за забором, как монастырь смешанного типа, – там и мужчины, и женщины, и пары, но на время служения семейные пары должны отказаться от детей. Всего около трехсот человек. Туда можно записаться на экскурсию.

И я стал служителем «Вефиля», что могло быть выше? Я был очень счастлив. Для этого я переехал из Владикавказа – хотя именно этот переезд потребовал отказа от учебы в вузе. Зато благодаря этому я познакомился с Алией – своей будущей женой.

«Горе от ума» – одна из концепций организации

Я пытался продолжить учебу, но мне поставили ультиматум: «Или ты учишься, или ты выбираешь “Царство Бога”». Кто предпочтет «Царству Бога» университет? Откровенного запрета на получение высшего образования нет, но довольно часто руководство призывает молодежь не учиться в вузах. Я вопреки этому получил высшее образование. Вот у моей жены нет высшего, ведь сами подумайте, какое образование, если завтра Армагеддон?

Идеальный человек, с точки зрения «свидетеля Иеговы», – бывший школьник, который пошел получать профессию на скорую руку, чтобы мало работать, мало зарабатывать, иметь короткий рабочий день – но больше проповедовать. А люди, получившие высшее образование, – становятся немного потерянными для организации: они очень много времени посвящают учебе и думают своей головой.

Венчание в Православной Церкви

Потеря «розовых очков»

В «Вефиле» я стал адекватнее понимать, что это за организация. Я снял «розовые очки», когда увидел «внутреннюю кухню». «Свидетели» считают этот центр лучшим местом на земле, они говорят, что Бог особенно близок там, но я видел обычные человеческие страсти: лицемерие, кумовство, обман, дедовщину, несправедливость, классовое расслоение, я стал понимать, что реальность не соответствует тем тезисам, которые постулируются, а о проблемах запрещено говорить. Когда ты вступаешь в братство полновременных служителей, ты подписываешь бумагу о нищете и послушании, но по факту даже в этом «Вефиле» были люди, которые прямо там, на месте, занимались бизнесом.

Конечно, обнаружение всего этого не было главной причиной ухода, но стало неким побудительным моментом, который сдвинул мою парадигму. Но тогда у меня и мысли не было, что это организация не от Бога, что это не Божие дело. Это важно озвучить, потому что «свидетели» говорят обо мне, что я обиделся на организацию, споткнулся о человеческий фактор. Нет, я себе и тогда сразу объяснил, что это всего лишь люди и их пороки.

В «Вефиле» я начал заниматься составлением апологетики «свидетелей Иеговы». Я видел множество слабых мест, мне хотелось их заполнить. В официальной литературе организации много чего не объяснялось, я понимал нехватку всего этого и стал писать статьи. Чем больше я занимался этими вопросами, тем всё больше видел дыр и нестыковок.

В управленческом центре находилась хорошая библиотека, где был раздел истории религий. Там стояли интереснейшие книги, многие работы православных богословов, издания наших духовных академий, и я открыл для себя мир этой литературы. Все эти книги хранятся в центре только ради переводческих целей, для того чтобы можно было в литературе сослаться на ту или иную книгу, как справочный материал, и их никто не читает. А я, как голодный, набросился на них и стал всё это поглощать.

Я был поражен, насколько глубоко, мудро, логично разбираются разные вопросы по библеистике, богословию, истории Церкви. Я увидел нечто другое, более глубокое, органичное, целое, близкое к духу Евангелия.

Письмо в Бруклин

У «свидетелей Иеговы» свой перевод Библии, он называется «Новый мир». Многие стихи Нового Завета в этом переводе переданы в доктринальной интерпретации, и «свидетели» проповедуют с этой Библией в руках. А в библиотеке «Вефиля» я наткнулся на «Толковую Библию» Лопухина. Вы не можете представить мое удивление, растерянность, когда я стал ее читать!

Мое внимание привлек один стих из послания к Филиппийцам апостола Павла: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:6).

Я стал читать греческий текст с подстрочным переводом и понял, что в Библии иеговистов это место совершенно перевернуто. Если апостол говорит, что Иисус не считал хищением быть равным Богу, то у «свидетелей», наоборот, Он не помышлял о посягательстве, чтобы быть равным Богу!

Дело в том, что «свидетели Иеговы» считают, что Иисус Христос и архангел Михаил – одно лицо. Исходя из этого, они не могли допустить такого перевода. Я написал большое письмо в Бруклин на английском языке, его не хотели отправлять, но всё же отослали по внутренним каналам. В итоге мне ответили, мол: «брат Григорян, «не беги впереди паровоза», верный благоразумный раб всё усмотрит».

Я задавал конкретные вопросы, но ни на один не был дан ответ. Потом я написал еще два письма в Бруклин, пришли снова отписки. Тогда я окончательно понял, что в этой организации истина никому не нужна, нужна только идеология.

Я читал книги через анонимайзер

Мне становилось очень страшно. Страшно, потому что с каждым прочитанным листом мои вопросы увеличивались пропорционально количеству абзацев. Чтение литературы меня привело к главному мыслепреступлению: я нарушил основной запрет любого псевдорелигиозного сообщества – я прочел книгу бывшего адепта.

Я знал о существовании некой книги, которая называется «Кризис совести», она очень знаменитая, ее написал Раймонд Франц. Автор провел 60 лет в организации, десять лет из которых он был членом Руководящего совета органа, решающего судьбы семи миллионов «свидетелей Иеговы» на Земле. Я даже не знаю, с чем сравнить эту книгу… По правилам организации, если человек узнает, что я прочел эту книгу, он обязан донести об этом старейшинам. А моя жена всё знала, мы ругались, она плакала – это был наш первый год супружества. Но всё равно я осмелился ее прочитать. Я ее нашел в интернете, и знаете, как я ее читал? Я заходил туда через анонимайзеры, закрывал дверь в офисе, задергивал шторы и читал. Меня колотило в ознобе, у меня поднималась температура от того ужаса правды, что я узнавал. Похоже на хирургическую операцию без наркоза.

Главная ценность этой книги была в том, что она помогла мне свести в единую мозаику все разрозненные до этого ячейки. Она показала мне всё от «А» до «Я». Это была бомба, которая мое сознание разорвала.

Мы очень громко ушли. Нас сравнивали с «Pussy riot»

Нас стала охватывать невыносимая тоска на собраниях. Но мысли о том, что мы уходим, еще не было, ее не было даже после прочтения книги. А куда уходить? Было понимание, что это неправда, ошибка, но как жить дальше? Вся моя семья, все мои близкие – они в организации, весь мир. Многих «свидетелей Иеговы» именно это и держит.

Православная Церковь вообще не воспринимается как альтернатива. Ее очень очерняют, намеренно. Писали, например, что все священники христианского мира служат дьяволу, показывали картинки, где священники растлевают детей или являются богачами. Говорили, что Церковь в первую очередь будет наказана Богом, а все христиане – духовные прелюбодеи. Поэтому уходить мы не думали. Но и в управленческом центре мы не могли больше находиться, это был ад. Мы еще год там прожили, а потом решили, что всё, хватит.

Быть в самом сердце мира иллюзий, где каждое утро говорят, что ты находишься в самом лучшем месте на земле, а у тебя при этом откровенная депрессия, – слишком тяжело. Вы просыпаетесь с осознанием того, что всё, что вы будете делать в ближайшие 24 часа, а это трудная кропотливая работа на износ, – абсолютная иллюзия.

Лично у меня была работа интересная. Я занимался компьютерными технологиями, сетями, но моя жена работала горничной, мыла туалеты, комнаты. Это очень жесткий ритм, подъем в шесть утра, в семь «Утреннее поклонение», потом завтрак и работа, а вечером надо бежать на собрание. Постоянный недосып, нехватка времени, очень тяжело физически.

В «Вефиле» очень много людей, которые откровенно эмоционально больны, находятся в многолетних депрессиях. На моих глазах за два года два человека заработали серьезные проблемы с психикой, я видел этот генезис. В итоге оба эти человека вынуждены были уехать из «Вефиля» с подорванным психическим состоянием на антидепрессантах.

В 2012 году мы поняли, что больше не можем так жить, и написали письмо об отречении, которое вручили старейшинам собрания в обычном петербургском кафе «Сладкоежка» и разослали всем друзьям в разных странах. Мы очень громко ушли. Один наш знакомый нас сравнил с «Pussy riot». За этим последовало лишение нас общения со стороны всех свидетелей Иеговы, включая моих родителей, что продолжается до сих пор.

Глоток свежего воздуха

Я вернулся в православие «интеллектуальным путем». Меня привел интерес к раннему христианству. У «свидетелей Иеговы» есть вероучение, что со смертью последнего апостола истинное христианство исчезло, началась мутация, всеобщее отступничество до XIX века, абсолютная тьма. Мне всегда было интересно, а во что же верили христиане первых веков?

«Свидетели Иеговы» отрицают всё: Троицу, Божество Христа, бессмертие души, вечное наказание. По сути, это арианство вперемешку с эвионитами. Книга «Протестантам о православии» диакона Андрея Кураева была моей первой православной книгой. Я ее прочел в 2009 году. То есть я шел с 2009 года по 2011-й.

Был у нас с женой и период внеконфессионализма, потому что была аллергия к любым формам религиозных обществ. Мы искали отклик в душе, шли по Невскому проспекту и заходили во все храмы: лютеранский, армянский, католический, православный. Ведь для «свидетеля» зайти в храм – всё равно, что в капище.

Когда я читал Новый Завет не глазами «свидетеля», а сам, меня поражал христоцентризм Нового Завета. Я думал, что раз Христос играет настолько центральную роль в умах апостолов, Он не может быть просто архангелом. Я понял, что христианство – это культ Христа.

Феодоровский собор в Петербурге был первым православным храмом, куда мы пришли. Я написал письмо в Санкт-Петербургскую епархию в 2011 году с вопросом о том, где в городе бывают богослужения частично на русском языке и с внебогослужебным общением. Мне ответили и направили на Миргородскую 1, в Феодоровский собор.

Я сразу рассказал настоятелю прихода, протоиерею Александру Сорокину, кто мы и что с нами произошло. И меня поразило, что он не сказал: «о, это секта, как страшно», наоборот, попросил рассказать поподробнее обо всём, объяснил, что очень мало объективной информации о «свидетелях Иеговы».

Тогда проходила организуемая храмом просветительская конференция – «Феофорум», которым теперь я тоже занимаюсь. И выступал архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) на какую-то очень интересную тему по библеистике, вокруг сидела молодежь, все очень активно задавали вопросы, обсуждали, и я был поражен – мы попали в православную церковь или куда? Потом начались Евангельские чтения, где каждый говорил то, что чувствовал. У «свидетелей Иеговы» такого быть не может, ты должен говорить только то, что написано в специальной литературе. А тут люди не готовились, не подчеркивали ничего маркером, они просто прочли текст, им пришла мысль, и они ею делятся. Мы с женой начали ходить на Евангельские группы, а потом пришли на литургию.

Литургия для меня стала глотком свежего воздуха. Я настолько устал в организации от бесконечных штудий, от вопросов-ответов, лекций, контроля, что когда оказался на богослужении, то понял, что в действительности христианство заключается в молитвенном предстоянии перед Богом. Наверное, такой опыт есть у всех людей, особенно новоначальных – острое, близкое переживание божественной благодати. Это был такой сильный и неведомый для меня опыт, пронизывающий до самого естества, что я никогда не испытывал у «свидетелей Иеговы».

Я понимал, и мне нравилось в православии то, что это не религия книги, не религия рационалистического постижения, а религия личного богопознания, которое совершается главным образом не в голове, а в опытном соприкосновении с Богом.

Ничто не бывает зря

Процесс ухода из организации был так долог у нас еще и по той причине, что формальное членство в ней давало возможность общаться с другими «свидетелями», и мы помогли выйти хотя бы ментально из этого рабства многим людям, процесс продолжается до сих пор.

Сейчас мне пишут незнакомые люди, которые находят меня через интернет, – из Америки, Греции, Грузии, Украины, многих стран и городов. Мы встречаемся с ними, консультируем, приглашаем к себе домой. Мы стараемся делать всё, чтобы их поддержать.

Мы очень хорошо этих людей понимаем, потому что они очень растерянные и напуганные, им страшно. Мы стараемся как-то утешить, объяснить и показать альтернативу. Многие «свидетели» становятся атеистами или агностиками, потому что православия никто не знает, а если и знает, то поначалу не готов к нему.

Я абсолютно убежден, что неправильно отрицать свой прежний религиозный опыт. Я уверен, что такие вещи не происходят просто так. Это была некая школа, ступеньки, которые нужно было пройти, чтобы оказаться теми, кем мы сейчас являемся. Если бы не «свидетели Иеговы», мы бы и не пришли сознательно в Церковь.

отсюда

Tags: свидетели Иеговы

МВД России: «Свидетели Иеговы» особо опасны для детей и молодежи

Запрещенные в России с 2017 года «Свидетели Иеговы» до сих пор осуществляют в РФ свою противоправную деятельность, причиняют вред физическому и психическому здоровью россиян, рассказал начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД генерал-майор полиции Олег Ильиных.

«Адепты „Свидетелей Иеговы“ зачастую уходят из семьи, передают секте своё имущество и денежные сбережения, разрывают социальные связи, совершают тяжкие и особо тяжкие преступления», — поведал Ильиных.

Суд города Карпинска Свердловской области рассматривает уголовное дело в отношении иеговиста Александра Пряникова, его знакомой Венеры Дуловой и её дочери. По данным следствия, студентка техникума Дарья Дулова, которой сейчас 19 лет, вместе с матерью и ее знакомым по секте — 32-летним проповедником Александром Пряниковым долгое время проводили агитацию в секту в общественных местах Карпинска. Дарья занималась вовлечением в секту новых адептов среди местной молодежи студенческого и старшего школьного возраста. Пряников проводил пропаганду учения запрещенной организации как в Свердловской области, так и в Красноярском крае, откуда он родом. Объектами проповедей бывшего заводского электрика Пряникова становились представители рабочих профессий. Действия были совершены фигурантами после запрета «Свидетелей Иеговы», поэтому Пряникову, матери и дочери Дуловым предъявлены обвинения по статье 282.2 («Организация деятельности экстремистской организации и участие в ней»).

В начале сентября в Хабаровске был приговорен к принудительным работам «старейшина» местных «Свидетелей Иеговы» Валерий Москаленко, работающий помощником машиниста. Он был признан виновным в том, что в апреле 2018 года провел тайное молитвенное собрание «свидетелей» в хабаровской гостинице «Ерофей». Также в ходе суда было зафиксировано, что Москаленко вовлекал в секту своих близких, в частности родную сестру.

Там же, в Хабаровске, под подпиской о невыезде содержится «старейшина» секты — 80-летняя Майя Карпушкина. Будучи школьным учителем на пенсии, Карпушкина агитировала вступать в секту педагогов местных образовательных учреждений, учащихся и их родителей, вела проповеди в кругу своей семьи.

На опасность пропаганды идеологии «Свидетелей Иеговы» среди детей и молодежи указывает Олег Ильиных:

«Сотрудниками Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Ростовской области вскрыта деятельность законспирированной ячейки запрещённой религиозной экстремистской организации „Свидетели Иеговы Центральная г. Ростов-на-Дону“. Финансирование осуществлялось за счёт пожертвований от адептов. Установлены факты вовлечения в секту несовершеннолетних, возведённых в ранг „пионеров“, которые должны были вести пропаганду среди своих сверстников в учебных заведениях. Выявлен факт категоричного отказа родителей — адептов экстремистской организации от оказания экстренной медицинской помощи своей 15-летней дочери (диагноз — „разрыв селезёнки“), едва не приведший к гибели несовершеннолетней. Меры, своевременно принятые полицейскими совместно с органами опеки и областного Минздрава, позволили не допустить тяжких последствий и прооперировать ребёнка. В отношении 11 участников возбуждено уголовное дело по факту создания и организации деятельности экстремистской организации (ч. 1 и 2 ст. 282.2 УК РФ)», — рассказал Ильиных в своей статье для журнала МВД «Полиция России».

Основные фигуранты уголовного дела по эпизоду, о котором поведал Ильиных, — это 22-летний Семен Байбак и 32-летний Руслан Алыев, ростовские «старейшины» «Свидетелей Иеговы», по роду деятельности — преподаватели китайского языка. Свой статус педагогов Байбак и Алыев использовали для пропаганды учения секты среди несовершеннолетних, их друзей и родных.

«Нашими коллегами из органов безопасности в Дагестане пресечена деятельность 15 ячеек региональной организации „Свидетели Иеговы“, задержаны руководители секты, которые ранее прошли обучение в зарубежных центрах иеговистов и вербовали новых членов из числа жителей республики», — поведал Олег Ильиных.

По данному делу в СИЗО Махачкалы содержится 40-летний «старейшина» секты Арсен Абдуллаев, работавший техником по водоснабжению и отоплению. Выходец из семьи глубоко верующих мусульман, Абдуллаев проповедует учение «Свидетелей Иеговы» в Дагестане около 20 лет. Его супруга Суат Абдуллаева, по образованию преподаватель декоративно-прикладного искусства, также активная иеговистка, была привлечена к ответственности как соучастница. В СИЗО Махачкалы по данному делу содержатся «старейшины» Марат Абдулгалимов 1991 г. р., Мария Карпова 1980 г. р. и Антон Дергалев 1985 г. р. Дергалев, переехавший в Дагестан из Пятигорска с целью проповеди учения секты, проникся идеологией «Свидетелей Иеговы» еще в детстве, под влиянием матери и бабушки. Следственные действия по делу дагестанских «свидетелей» проходили в Махачкале, Каспийске, Дербенте и Кизляре.

«Основными проблемами противодействия деструктивным религиозным культам и сектам остаётся латентный характер их противоправной деятельности, а также и тот аспект, что подавляющее большинство адептов состоят в этих организациях (общинах, группах), перечисляют туда денежные средства и отчуждают им своё имущество исключительно на добровольной основе, что зачастую подразумевает отсутствие составов преступлений, предусмотренных статьей 239 УК РФ „Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан“ и статьей 159 УК РФ „Мошенничество“. Кроме того, даже в случае негативных последствий для здоровья либо крупного материального ущерба адепты не считают себя потерпевшими и не обращаются в правоохранительные органы», — резюмировал Олег Ильиных в своей статье.

Начальник антиэкстремистского главка МВД РФ упомянул «керченского стрелка» Владислава Рослякова — сына проповедницы «Свидетелей Иеговы», ставшего после своего преступления примером для подражания в интернет- сообществе среди так называемых колумбайнеров — адептов школьного терроризма:

«Учитывая трагические события, произошедшие 17 октября 2018 года, когда студент Керченского политехнического колледжа совершил вооружённое нападение на сверстников и преподавателей учебного заведения, реализуется комплекс мер по выявлению и профилактике в молодёжной среде деструктивной идеологии. В апреле 2019 года сотрудниками центров по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Свердловской области и УМВД России Смоленской области проведена профилактическая работа с последователями деструктивной идеологии 2000−2005 годов рождения, которые, являясь учащимися различных образовательных заведений, в популярных социальных сетях размещали провокационные посты, идеализировали и оправдывали события 20-летней давности, когда 20 апреля 1999 года двое учеников школы „Колумбайн“ в США совершили массовый расстрел учащихся. Как показывает практика, большинству таких лиц радикальные идеи были внедрены в сознание посредством тематических сайтов сети Интернет, которые, в свою очередь, начали активно формировать вокруг себя так называемые сетевые группы единомышленников, пропагандируя и распространяя деструктивную идеологию. Они затягивают подростков в закрытые группы в социальных сетях под любым предлогом (приглашение в „братство“, „сообщество“, возможное вознаграждение, бонусы, лайки и т. п.). Как правило, в их сети попадают ребята, испытывающие дефицит внимания в кругу семьи, имеющие проблемы в общении со сверстниками, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию».

Напомним, несмотря на то, что «Свидетели Иеговы» признаны Верховным судом России экстремистской организацией, а их печатные материалы еще до запрета организации были внесены в Федеральный список экстремистских материалов, центральный сайт «Свидетелей Иеговы» jw-russia.org не заблокирован Роскомнадзором. Через него «Свидетели Иеговы» свободно осуществляют пропаганду своего учения в России.

Стоит также напомнить, что иеговисты запрещают своим детям дружить со сверстниками, чьи родители не состоят в секте, воспитывают в мальчиках чувство неприятия защиты Родины с оружием в руках, культивируют неприязненное отношение к представителям традиционных религий России и к истории страны. Особую опасность для детей представляет запрет «Свидетелей Иеговы» на переливание крови и трансплантацию органов, из-за чего тяжелобольные дети иеговистов обрекаются сектой на смерть. За рубежом, в частности в Финляндии и Австралии, «старейшины» «Свидетелей Иеговы» привлекались к суду по обвинениям в издевательствах над несовершеннолетними адептами и в педофилии.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх