Помост

Вопросы веры

Летопись повесть временных лет

Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Поесть временных лет(«О пользе книг»)

Технологическая карта урока по литературе 7 класс

№ _________ Дата____________

Тема:»Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Поесть временных лет(«О пользе книг»)

Цель:

— помочь обучающимся погрузиться в эпоху Владимира Мономаха, чтобы понять особенности произведений Древней Руси

Задачи:

— дать представление о жизни людей в Древней Руси;

— познакомить с особенностями поучения как жанра литературы;

— развивать навык анализа литературного произведения;

— развивать речь и обогащать словарный запас;

— воспитывать патриотизм, уважительное отношение к старшим

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: извлекать, перерабатывать, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Коммуникатвные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.

Предметные: умение различать жанры фольклора; знание понятия былина,особенностей этого фольклорного жанра, содержания былины «Вольга и Микула Селянинович»; умения характеризовать героев, объяснять значения устаревших слов.

Тип урока:

урок овладения новыми знаниями

Форма урока:

урок в школьном музее «Берега»

Ход урока:

1. Организационный этап

2. Реализация домашнего задания

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в русском народе сказки и былины, песни и потешки, загадки и частушки, пословицы и поговорки.

— А какие пословицы вы знаете?

Чтение обучающимися пословиц о книгах, знании, мудрости

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Уверена, вы заметили, что на Руси всегда почитали людей, стремящихся к знаниям, понимали важность и необходимость чтения, уважительного отношения к книгам. Но ведь было время, когда люди не знали письменности, а книг просто не было.

— Как вы думаете, можно ли назвать появление книг и письменности великим достижением человечества?

— Могли бы вы в нашем современном мире обойтись без книг?

— Многое ли вы знаете о самых древних русских книгах?

— Тогда попробуйте поставить основные задачи на сегодняшний урок.

Формулировка обучающимися задач урока

4. Усвоение новых знаний

А) Беседа о возникновении письменности на Руси

Письменная русская литература возникла давно. Она древнее французской, английской, немецкой литературы.

— Кто подскажет, с какими событиями и именами связано появление древнерусской литературы? (988 год – крещение Руси князем Владимиром, братья Кирилл и Мефодий создают азбуку)

— Как выглядели первые книги? (написаны на пергаменте черной краской, начало строки помечали красной краской, помещали иконные миниатюры, украшали драгоценными камнями и золотом, писали на древнерусском или церковно-славянском языке)

Демонстрация страниц древних книг

— О чем рассказывали первые книги? (переводы для богослужения, летописи)

— Как называется первая русская летопись? («Повесть временных лет» составляли монахи Киево-Печерского монастыря, а завершил её летописец Нестор)

Б) Работа с фрагментом «Из похвалы князю Ярославу и книгам»

«Повесть временных лет» появилась в период, когда на Руси пробудился особый интерес народа к своей истории. Летописцы ничего не выдумывали, а старались точно передать будущим поколениям все основные события нашей истории: кто и когда княжил, какие военные походы совершались, какие договоры заключались, а еще мы в этой летописи можем найти жития, предания, послания, притчи, поучения…

— Послушайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопрос: «Какова основная мысль прослушанного текста?»

Чтение учителем отрывка на древнерусском языке

— Почему трудно ответить на вопрос? (не все понятно)

— А теперь послушайте еще раз этот же отрывок, только теперь он прозвучит на современном русском языке.

Чтение заранее подготовленным учеником отрывка на русском языке

— Определите основную мысль текста (велика польза от учения книжного, так как книги поучают, наставляют на верный путь в жизни)

В) Аналитическая работа над «Поучением» Владимира Мономаха

— Любите ли вы, когда вас поучают?

— А если это будет человек, к мнению которого вы прислушиваетесь?

— Что такое, по вашему мнению, поучение? (Поучение – жанр древнерусской литературы, для которого характерны назидательные советы, указания, как поступить, как вести себя в определенных случаях)

— В «Повести временных лет» мы находим удивительное произведение – поучение Владимира Мономаха. Что вам известно об этом князе?

Сообщение ученика о Владимире Мономахе

— Что вы узнали о жизни русских людей той эпохи – эпохи 11-12 веков?

Рассказы обучающихся

— Вот теперь, когда мы погрузились в те далекие времена, предлагаю вам послушать отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха

Чтение отрывка заранее подготовленным обучающимся

5. Закрепление изученного

— Каким человеком предстал перед вами великий князь?

— Кому адресовано «Поучение»?

— Почему автор просит принять «грамотку» «в сердце своё»? (сердце – символ, ядро личности, вместилище Божией благодати и страха Божиего)

— Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?

— Какие советы «благоверного князя» кажутся вам полезными и сегодня?

6. Рефлексия

— Чем интересно для вас «Поучение», написанное около 9 столетий назад?

— О чем вы задумались, что еще хотели бы обсудить?

7. Домашнее задание

Попробуйте сами составить нравственную памятку для себя, младших сестры или брата, для одноклассников, а может, для родителей. Используйте некоторые слова или выражения из «Поучения». Оформите памятку в древнерусском стиле

Приложение

Повесть временных лет

Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Повѣсть временныхъ лѣтъ
По́весть временны́х лет, ПВЛ
14-й лист Радзивилловской летописи
(список XV века, описывающий
поход Вещего Олега на Царьград).
Автор(ы) Никон, Нестор, другие не известны
Дата написания ок. 1110—1118
Язык оригинала древнерусский
Описывает с библейских времён до 1117 года
Рукописи сохранившиеся списки:

  • Радзивилловский
  • Лаврентьевский
  • Ипатьевский
Хранение Публичная библиотека
Оригинал утрачен
Электронный текст произведения

По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.

Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке:

Повѣсть врємѧннꙑхъ лѣтъ чєрнориpца Ѳєдосьєва манастꙑрꙗ Печерьскаго ⁙ Откуду єсть пошла Рускаꙗ землꙗ · кто в неи нача первѣє кнѧжити и откуду Рускаꙗ зємлꙗ стала єсть

  • 1 История создания летописи
  • 2
  • 3 Христианская идеология
  • 4 Источники и вставные рассказы
  • 5 Цитаты
  • 6 Литература
    • 6.1 Издания и переводы
    • 6.2 Исследования
  • 7 Примечания

История создания летописи

Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии. При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.

Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX века в трудах академика А. А. Шахматова. Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи (1377 год) и других списках. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век)). В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», датируемое 1117 годом.

По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье), первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основан­ной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Началь­ный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

История русской земли возводится к временам Ноя. Три его сына поделили Землю:

Потомками Яфета названы варяги, немцы, русь, шведы (словен. свеи). В начале человечество составляло народ, но после вавилонского столпотворения из яфетидов выделились норики, которые суть славяне. Исходной прародиной славян названы берега реки Дунай в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Вследствие агрессии волохов часть славян ушла на Вислу (поляки), а другая — к Днепру (древляне и поляне), к Двине (дреговичи) и озеру Ильмень (словене). Расселение славян возводится ко временам апостола Андрея, который гостил у славян на Ильмене. Поляне основали Киев и назвали его в честь своего князя Кия. Другими древними славянскими городами названы словенский Новгород и кривичский Смоленск. Затем при царе Ираклии дунайские славяне испытали нашествие болгар, угров, обров и печенегов. Однако днепровские славяне попали в зависимость от хазар.

Первой упомянутой датой в летописи является 852 (6360) год, когда начала называться Русская земля, а русь впервые появилась в Царьграде. В 859 году Восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Первые брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди, а вторые — с полян, северян и вятичей.

Попытка северных славян избавиться от власти заморских варягов в 862 году привела к междоусобицам и закончилась призванием варягов. Русскую землю основали три брата Рюрик (Ладога), Трувор (Изборск) и Синеус (Белоозеро). Вскоре Рюрик стал единоличным правителем страны. Он основал Новгород и ставил своих наместников в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве образовалось особое варяжское государство во главе с Аскольдом и Диром, которое тревожило набегами Византию.

В 882 году преемник Рюрика князь Олег захватил Смоленск, Любеч и Киев, объединив два русско-варяжских государства. В 883 году Олег покорил древлян, а в 884—885 году покорил хазарских данников радимичей и северян. В 907 году Олег предпринял крупный морской поход на ладьях в Византию, результатом которого стал договор с греками.

После смерти Олега от укуса змеи стал княжить Игорь, который воевал с древлянами, печенегами и греками. Русы первоначально были заморскими варягами, но постепенно слились с полянами, так что летописец мог сказать, что поляне ныне называются русью. Деньгами русов были гривны, а поклонялись они Перуну.

Игоря убили взбунтовавшиеся древляне, а его трон унаследовала его жена Ольга, которая при помощи варяжских воевод Свенельда и Асмуда жестоко отомстила, убив свыше 5 тысяч древлян. Ольга правила как регент при своем сыне Святославе. Возмужав, Святослав покорил вятичей, ясов, касогов и хазар, а затем воевал на Дунае против греков. Возвращаясь после одного из походов на греков, Святослав попал в засаду печенегов и погиб.

От Святослава княжий престол перешел Ярополку, правление которого было осложнено междоусобицей. Ярополк победил своего брата и владетеля древлянского Олега, но погиб от варягов другого брата Владимира. Владимир вначале отослал варягов, унифицировал языческий пантеон, но затем принял христианство. В годы его правления были войны с поляками, ятвягами, вятичами, радимичами и волжскими болгарами.

После смерти Владимира в Киеве начал княжить Святополк. За жестокую расправу над братьями его прозвали Окаянным. Он был свергнут своим братом Ярославом. Оппозицию новому князю составил правитель Тмутараканский Мстислав. После окончания усобицы Ярослав построил каменные стены в Киеве и собор св. Софии. После смерти Ярослава Русская земля вновь распалась. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переяславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После Всеволода Киевом правил Святополк, которого сменил Владимир Мономах.

Христианская идеология

Повесть пропитана христианскими мотивами и аллюзиями на Библию. Одно из центральных мест произведения занимает выбор веры, осуществлённый князем Владимиром. Тот выбрал христианство греческого образца, которое отличалось причащением вином и хлебом, а не облатками, как у немцев. Основы христианской веры (в виде пересказа книги Бытия и ветхозаветной истории до разделения Израильского царства) Владимиру излагает некий философ, который помимо прочего упоминает о падении старшего ангела Сатанаила на 4-й день творения. Бог заменил Сатанаила на Михаила. Ветхозаветные пророки (Мал.2:2) упоминаются для доказательства окончания израильской миссии (словен. отвѣржении жидовьстѣ). В 5500 году от сотворения мира в Назарете Марии явился Гавриил и возвестил о воплощении Бога, который родился как Иисус в годы царя Ирода (словен. цесарь жидовескъ), достигнув 30 лет и крестился на реке Иордан от Ивана. Затем собрал 12 учеников и исцелял больных. Из зависти он был предан на распятие, но воскрес и вознесся. Смысл воплощения заключался в искуплении от греха.

Бог представляет собой «три собьства»: Отец, Сын и Св. Дух (едино божество вь трехъ лицих). Любопытно, что отношения лиц Троицы, которые раздѣляеть бо ся не раздѣлно, и совокупляеться неразмѣсно, используется термин подобосущенъ. Бог обладает хотѣньем спасти тварь. Для этого Бог принимает плоть и зракъ и умирает истинно (не мечтаниемь) и также истинно воскресает и возносится на небеса. Также христианство Повести предписывает поклонение иконам, кресту, мощам и священным сосудам, поддержка церковного предания и принятие семи соборов. Бог находится на небесах, восседая в неизреченном Свете на престоле в окружении ангелов, естество которых невидимо. Ему противостоят бесы (черни, крилати, хвостъ имущи), обителью которых является бездна.

Смысл крещения Руси в летописи раскрыт как избавление от идолослужения, невежества и прелести дьявольской. После смерти праведники мгновенно попадают на небеса, становясь заступниками своего народа.

После крещения в Корсуне, Владимир приказал крестить народ в Днепре и строить деревянные церкви. Одной из первых стала церковь святого Василия, поставленная на месте капища Перуна. Были также церкви Богородицы, святой Софии, св. апостолов, св. Петра, св. Андрея, св. Николы, св. Федора, св. Дмитрия и св. Михаила. В церквях, украшенных иконами, сосудами и крестами, совершались литургии, молитвы и читалось еуангелие. Крещенным полагалось носить нательные кресты. Особо отмечались Благовещение, Вознесение, Успение Богородицы и день святых мучеников Бориса и Глеба. Важную роль имел 40-дневный пост накануне Воскресения Господнего. Главой единичной церкви были облечённые в ризы попы, над попами стояли епископы, а духовным главой русских христиан был митрополит. Первым монастырем на русской земле был Печерский монастырь, состоящий из жившей по кельям братии черноризцев во главе с игуменом.

Источники и вставные рассказы

Тексты фольклорного происхождения.:

Документальные источники:

Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:

  • 852 — Год 6360, индикта 15. «Начал царствовать Михаил…».
  • 858 — Поход Михаила на болгар. Крещение князя и бояр болгарских. Из «Продолжателя Амартола», но у него дата отсутствует.
  • 866 — Поход Аскольда и Дира на греков, в 14 год Михаила.
  • 868 — «Начал царствовать Василий».
  • 869 — «Крещена была вся земля Болгарская».

Все сведения ниже — из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.

  • 887 — «Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет». В С1Л пропущено.
  • 902 — Война венгров с болгарами. На самом деле поход был в 893 году.
  • 907 — Поход Олега на Византию.
  • 911 — Явление звезды на западе (кометы Галлея).
  • 913 — «Начал царствовать Константин, сын Леона».
  • 914 — Поход Симеона Болгарского на Царьград. Нет в Н4Л, С1Л.
  • 915 — Взятие Симеоном Адрианополя.
  • 920 — «У греков поставлен царь Роман» (в Н4Л и С1Л полнее).
  • 929 — Поход Симеона на Царьград. Мир с Романом.
  • 934 — Поход венгров на Царьград. Мир.
  • 942 — Симеон разбит хорватами и умер. Князем стал Петр. Известие «Продолжателя Амартола», под 927 годом.
  • 943 — Поход венгров на Царьград. Под 928 годом (1 индикт).

Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях):

Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:

  • Рассуждение об ангелах с цитатами из Давида, Епифания и Ипполита. Нет в других летописях.
  • Поход 1111 года на половцев.
  • Рассказ о поездке в Ладогу, славянских и античных богах. Нет в других летописях.
  • Рассказ о перенесении мощей Бориса и Глеба. Нет в других летописях.

Цитаты

Цитаты из «Повести временных лет».

  • О расселении славян на Руси после их ухода с Дуная в древние недатированные времена:

…та́коже и ти Словѣ́не прише́дше и сѣ́доша по Днѣпрѫ́ · и наре́кошасѧ Полѧ́не · а дру́зии Древлѧ́не зане́ сѣ́доша въ лѣсѣ́хъ · а дру́зии сѣ́доша ме́жю При́петьѭ и Дви́ноѭ · и наре́кошасѧ Дръго́вичи · ини́и сѣ́доша на Дви́нѣ и наре́кошас҄ Полоча́не · рѣ́чьки ра́ди ꙗ́же втече́ть въ Дви́нѫ · и́мѧнемъ Поло́та · ѿ сеꙗ́ прозва́шасѧ Полоча́не · Словѣ́не же сѣ́доша ѡ́коло о́зера Илме́рѧ · и прозва́шасѧ свои́мъ и́мѧнемъ и сдѣ́лаша градъ · и наре́коша и Но́въгородъ · а дру́зии сѣ́доша по Деснѣ́ · и по Сѣ́ми · и по Су́лѣ и наре́коша Сѣ́веръ · и та́ко рази́десѧ Словѣ́ньскии ꙗзꙑ́къ тѣ́мже и гра́мота прозва́сѧ Словѣ́ньскаꙗ…

  • О призвании варягов во главе с Рюриком в 862 году:

Въ лѣто · ҂ѕ҃ т҃ о҃ · Изъгнаша Варѧги за море и не даша имъ дани . и почаша сами въ собѣ володѣти · и не бѣ въ нихъ правдꙑ · и въста родъ на родъ · и бꙑша въ них҄ усобицѣ · и воєвати почаша сами на сѧ и рѣша сами въ себѣ · поищемъ собѣ кнѧзѧ · иже бꙑ володѣлъ нами · и судилъ по праву · и идаша за море къ Варѧгомъ к Русі · сице бо сѧ звахѫть и · варѧзи суть · ꙗко се друзии зъвутсѧ Свое · друзии же Ѹрмане · Анъглѧне друзіи Гъте · тако и си рѣша · Русь · Чюдь и Словѣни · и Кривичи · всѧ землѧ наша велика и ѡбилна · а нарѧда въ неи нѣтъ · да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами · и изъбращасѧ · г҃ · братьꙗ . съ родꙑ своими · и поꙗша по собѣ всю Русь · и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ сѣде Новѣгородѣ · а другии Синеѹсъ на Бѣлѣѡзерѣ · а третии Изборьстѣ · Труворъ · и ѿ тѣхъ Варѧгъ прозвасѧ Рускаꙗ землѧ…

Литература

Издания и переводы

Издания: (кроме изданий в составе Лаврентьевской, Радзивиловской и Ипатьевской летописей)

Словоуказатели:

Исследования

Литература (кроме обобщающих трудов по летописанию):

Примечания

Ссылки

  • Ипатьевский список ПВЛ в древнерусской транскрипции
  • Ипатьевский список ПВЛ на языке оригинала с синхронным переводом
  • Текст повести в переводе Д. С. Лихачёва
  • Компиляция нескольких списков, сделанная Дональдом Островским
  • Сканирование и расшифровка радзивиловского списка
  • Данилевский И. Н. «ПВЛ: Герменевтические основы..»
  • О. В. Творогов, Повесть временных лет : публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
  • М. Д. Приселков. История русского летописания XI—XV вв. СПб., 1996
  • Акад. А. А. Шахматов. Повесть временных лет и ее источники.
  • Николаева И. В. Семантика «этнических» указаний «Повести временных лет»: образ «чужого» // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  • Алексеев С. В. Обретение истории: «Повесть временных лет» // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 2 (март — апрель).
  • Толочко А. П. Об источнике одной ошибки в географическом введении «Повести временных лет»: Кавказские, иначе Карпатские, горы // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2007. — № 3 (29). — С. 107–109.

В Викицитатнике есть страница по теме
Повесть временных лет

Памятники древнерусской литературы XI—XIII вв.

XI в.

Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского · Житие Феодосия Печерского · Сказание о Борисе и Глебе

XII в.

Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Хождение Богородицы по мукам · Девгениево деяние · Житие преподобной Евфросинии Полоцкой

XIII в.

Слово о погибели Русской земли · Повесть о разорении Рязани Батыем · Легенда о граде Китеже · Повесть о житии Александра Невского · Александрия · Повесть о взятии Царьграда крестоносцами · Киево-Печерский патерик · Сказание об Индийском царстве · Наставление Тверского Епископа Семена

Киевская Русь

Русь · русь (народ) · Рюрик · Рюриковичи

Переломные события

Призвание варягов · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие

Летописные племена

славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · ильменские словене · тиверцы · уличи · финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · балтские: голядь · литва

Киевские правители
до распада Киевского
государства (1132)

Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий

Значимые войны
и битвы

Походы Руси против Византии · Каспийские походы русов · Битва под Любечем · Битва на реке Буге · Битва на реке Альте (1019) · Битва на реке Немиге · Битва на реке Альте (1068) · Битва на реке Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити

Основные княжества
в XII—XIII веках

Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское

Общество и культура

Язычество славян · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли

Повесть Временных Лет, цитата

не по теме, но не удержусь и все-таки процитирую Повесть Временных Лет:
«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них
правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе
князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги
назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. «

она же
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свей, а иные норманы и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались.»
Лист 7 http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php

Повесть временных лет

* * *

Вoт повести минувших лет, откуда пошла Русская земля,

кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля

«Так начнем повесть сию…»

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.

Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку – до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу – до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, – они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.

Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, – было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: „Вот род един и народ един». И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.

По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине – в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, – по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: „Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп.

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: „На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

План урока «По страницам Повести временных лет»

МКОУ Гниловская ООШ

По страницам «Повести временных лет».

(Урок литературы в 6-7 классах)

Выполнила:Иванченко В.И.,

учитель русского языка и

литературы.

Октябрь 2014 год.

Цели урока:

— познакомить учащихся с особенностями русской летописи;

-показать связь русской истории, литературы, живописи;

-на примере шедевров древнерусского искусства показать высоту духовных устремлений русского народа, воспитывать патриотизм, гражданские чувства у учащихся.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Перед нами русская летопись «Повесть временных лет». Мы только чуть-чуть прикоснулись к этому чистому и звонкому роднику, имя которому летопись. Из этого родника выросла вся наша замечательная русская литература. Летописные сказания похожи на легенды, устные народные предания.

2.Ученица о летописании на Руси. Кадр№6

Летопись- описание истории земли русской по летам, по годам. В них мы находим описание важных, значительных событий в истории Руси. Писали летописи в монастырях — центрах культуры и просвещения. Создавали летописи монахи – люди просвещенные, глубоко верующие, беззаветно преданные своей родной земле.

При составлении летописи монахи использовали дневники походов, донесения сторожей, письма, грамоты, духовные завещания. И мы с огромной благодарностью относимся к людям, которые создали, сохранили и донесли до нас историю нашей Родины.

3.Полное название летописи. Кадр№7

4.Рассказ о Несторе Летописце. Кадр№8

Нестор-летописец — монах Киево-Печерского монастыря. Именно он создал летопись земли русской «Повесть временных лет».

Нестор переписывал книгу вручную, в то время не умели печатать книги. Писали на пергаменте (тонко выделанной коровьей коже), писали гусиным пером. Нестор был очень образованным человеком. Он тщательно собирал все сведения истории России и заносил их для памяти в книги. Главный труд Нестора – «Повесть временных лет» , первая русская история, первая русская летопись. Именно из нее мы можем ,откуда пошла Земля Русская, ка жили люди Древней Руси.

Чтобы стать летописцем требовался большой талант. Летописец должен был знать Священное писание, владеть грамотой, литературным текстом, быть наблюдательным человеком.

  1. Описание картины В.М.Васнецова «Нестор- летописец». Кадр№9

  2. Жанры летописи. Кадр№11

  3. С чего начинается летопись? Кадр№12

(С Всемирного потопа.)

Чтение текста стр23 «По потопе трое сыновей Ноя разделили землю..»

7. Карта Руси 9-12 веков. Кадр№13

8.Основатели Киева. Кадр №14

(Чтение летописи стр-29)

» И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь…»

9.Князь Рюрик (862-879) Кадр №15

Рюрик – основатель государства Русского, новгородский князь и родоначальник княжеской династии, ставшей впоследствии царской династией Рюриковичей.

Из «Повести временных лет» сообщается, что в 862 году варяг Рюрик по приглашению таких племен как чудь, ильменскиесловене, кривичи был призван княжить в Новгород. Новгородские земли были охвачены междоусобицей. Рюрик пришел со своим родом, называемым русь.

( чтение летописи стр-37 » И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси:»Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет..»

10.Князь Олег(882-912) Кадр№16

В 907 году Олег Вещий собирает большую дружину и начинает поход на столицу Византии – Царьград. Поход оказался успешным. Русь получила не только богатую дань, но и был подписан первый в истории Руси мирный договор, подтверждающий отсутствие вражды между Византией и Русью, русские торговцы могли торговать без каких-либо пошлин.

Сам Олег в знак победы закрепил свой щит на воротах Царьграда. Именно в этот период Олег получил прозвище «Вещий», которое свидетельствовало о его удачливости в делах, большой проницательности.

11. Деяния Олега Кадр№17.

( чтение летописи стр-45, 46)

Олег Вещий в период своего правления смог собрать все русские земли под единым центром в Киеве.

12 Смерть Олега. Кадр №18

Умер Олег в 912 году. Его смерть описана в легенде, рассказывающей о том, что князь погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня Олега. После его смерти власть перешла к сыну Рюрика Игорю.

(чтение летописи стр -53 » И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего…» )

А.С.Пушкин рассказывает об этом в стихотворении «Песнь о Вещем Олеге».

Князь тихо на череп коня наступил и молвил…

13. Князь Игорь Рюрикович (912-945) Кадр №19

Великий князь Киевский , сын Рюрика, муж княгини Ольги. Первый древнерусский князь.

В 914 году Игорь завоевал древлян, возложил на них дань.

Осенью 945 года Игорь отправился за данью к древлянам, собрал, но ему захотелось еще дани, он отпустил дружину, а сам немногими воинами вернулись.

(чтение летописи стр-57, 69)

14. Княгиня Ольга (945-969) Кадр №20

-Правление Ольги . Месть за мужа. Расправа с древлянами .

-Крещение Ольги . (чтение летописи стр-75 «Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду…»

15.Святослав Игоревич (964-972) Кадр №21

Великий Киевский князь, который навсегда вошел в нашу историю как князь воин. Мужеству и самоотверженности князя не было предела.

Большую часть жизни Святослав провел в походах. Святослав не любил сидеть в Киеве, его прельщали завоевания, победы, богатая добыча. Князь вместе со своей дружиной участвовал в боях, носил простые воинские доспехи. В походах не имел шатра, питался вместе со всеми воинами.

Сохранилось описание Святослава. Он был невысокого роста, строен, широкоплеч, имел голубые глаза, длинные усы.

Святослав много воевал, перед тем, как идти в военный поход, посылал врагам слова: «Хочу на Вы идти».

Святослав погиб от рук печенегов, возвращаясь домой в Киев. Печенежский князь приказал сделать из его черепа чашу для пиров.

Вот так закончилась жизнь Великого Князя Воина Святослава Игоревича. В нашей памяти останутся его слова:

«Не куда нам деться, надо биться- волею или неволей.

Не посрамим Земли Русской, но ляжем здесь костьми,

Ибо мертвые сраму не имут».

16.Владимир Святославич (980-1015) Кадр №22

Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель, Владимир Красное Солнышко.

17. Крещение Владимира в Царьграде. Кадр №23

(чтение летописи стр-125 «В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий…»

18.Крещение Руси. (988год). Кадр №24

(чтение летописи стр-133 «Затем послал Владимир по всему городу сказать:

«Если не придет кто завтра на реку..»

19 .Князь Ярослав Владимирович Мудрый (1016-1054). Кадр№25

— его деяния стр-165 «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота…»

-стр-167 «Велика ведь бывает польза от учения книжного..»

=Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью, знания книг важны. Они утешают нас в печали, они удерживают нас от плохих поступков, читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.

20.Все русские князья. Кадр №26

21. Страницы «Повести временных лет» кадр №27

-Кто, когда и как обнаружил летопись?

Граф Мусин-Пушкин при покупке оптом книг писателя 18 века случайно нашел книгу на пергаменте, датирована она была 1307 годом. Английская библиотека хотела купить рукопись, английский посол давал 1000 червонцев, но граф оставил ее в России, передал в библиотеку.

22.Как вы понимаете высказывание Д.С.Лихачева? Кадр№28

Самостоятельная работа по «Повести временных лет».

(соотнесите деяния и имена персонажей летописи).

1.Князь Олег 1Сказал дружине: «Идите с данью домой,

а я возвращусь и пособираю еще».

2.Князь Игорь .2. И книги любил, читая их днем и ночью.

3Княгиня Ольга 3.Не посрамим Земли Русской, но

ляжем здесь костьми.

4 Князь Ярослав Мудрый 4. Повесил щит свой на вратах

Царьграда.

5.Князь Рюрик. 5. Приказал собрать с каждого двора по

три голубя и три воробья.

6.Нестор Летописец 6.И собрались трое братьев со своими

родами и взяли с собой всю русь.

7.Князь Святослав 7. Так начнем повесть сию.

Шевченко Анна Ивановна проживает в с . Ближнее Стояново, на улице Центральной , дом 68. Вот ее рассказ:

«Родилась я 10 ноября 1931 года в селе Гнилое, училась в Стояновской школе, окончила 4 класса. Больше учиться не пришлось. Нас у мамы было 6 детей. Отца в первые дни войны забрали на фронт, он погиб под Смоленском.

Началась Великая Отечественная война. В первые дни оккупации сильно бомбили город Острогожск, в селе Стояново появились немцы на мотоциклах. Заходили в каждый дом, брали все, что им нужно, чувствовали себя хозяевами.

Помню, как по Центральной улице гнали советских пленных, все жители старались чем-то накормить их. Мама наварила картошки, насыпала ее на дорогу, чтоб легче было подобрать.

Ниже села Гнилое , у реки, пленные строили железную дорогу . Голодных , истощенных людей немцы топили в реке. Мы видели все это, кричали, а немцы в нас стреляли.

В нашем доме жили итальянцы, у соседей – немцы. Страшное было время.

Сейчас мне 84 года. У меня 3 детей, 2 сына и дочь. Сыновья живут рядом, дочь Татьяна – в Белгороде. Время идет, у меня уже 7 правнуков, старшему — 12 лет.

Самое главное, чтобы не было войны, пусть будет мир на всей Земле!»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх