Помост

Вопросы веры

Левиафаны

Что такое «Левиафан» – и что нужно знать перед просмотром фильма

В столичных кинотеатрах показывают «Левиафан». Что такое «Левиафан», как не перепутать Иова и Иону и при чем здесь трактат Томаса Гоббса – «Большой» готовит к просмотру фильма Андрея Звягинцева.

В минский прокат вышел фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», который уже получил «Золотой глобус», номинацию на «Оскар», BAFTA и звание «фильма о Рашке-говняшке» от министра культуры РФ. В лучших традициях эпохи пост-постмодернизма фильм можно смотреть и без предварительной подготовки, вот только в этом случае вы поймете лишь то, что лежит на поверхности. «Большой» выдает необходимый минимум гуманитарных знаний, с которым можно нырять в глубины «Левиафана», чтобы понять, что такое «Левиафан».

Кто такой Левиафан?

Левиафан – морское чудовище, о котором говорится в Ветхом Завете, а точнее, в книге Иова. В Библии он олицетворяет непостижимость божественного творения, а кое-где обозначает и враждебное Богу существо, дьявола, над которым Господь одерживает победу в начале времен, но который может пробудиться снова. Его сухопутный «аналог» — бегемот, правда, судя по описаниям, левиафаны куда ужаснее.

«Круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас»
(Иов. 40:20-41:26).

Почему говорят, что Левиафан – это кит?

В том, что многие представляют себе мифическое чудище всего лишь большим китом, «виноват» самый известный литературный Левиафан, который обитает в бурных водах романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». В произведении описывался реальный свирепый кашалот больших размеров, который в сознании одержимого китобоя стал символом мирового зла, левиафаном. Кстати, попытка победить кита и зло успехом не увенчалась.

Ассоциация «Левиафан – кит» так прочно утвердилась в массовом сознании, что, когда в 2008 году исследователи обнаружили на берегах Южной Америки окаменелые останки гигантского кита, то назвали его Livyatan melvillei – «Левиафан Мелвилла». Видимо, они тоже не знали, что такое Левиафан.

Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, непобедимое, которому до тебя и дела нет

Существует еще одно литературное произведение, где речь идет о Левиафане. Когда-то английский философ Томас Гоббс использовал сильный образ морского чудовища для описания государства в своем трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Морское чудовище изображалось в виде огромного человека, состоящего из тьмы крошечных человеческих тел. Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, коварное, непобедимое, которому до тебя и дела нет.

При чем тут Иов и Иона?

Кроме того, что самое подробное описание Левиафана встречается в книге Иова, есть куда более важная связь ветхозаветного персонажа и творения российского кинематографа. Иов был праведником, который счастливо жил в большом богатстве вместе со своей семьей. Завистливый Дьявол стал доказывать Богу: Иов праведен только потому, что счастлив и богат. Тогда Господь позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни. Иов теряет богатство и детей, заболевает проказой, вынуждено покидает город и там, сидя в пепле и навозе, скоблит свои струпья черепком, но даже тогда не проклинает Господа. За смиренность и любовь Бог возвращает Иову былое счастье. Ветхозаветный Иов – символ безвинного страдания и бесконечного терпения.

Только не путайте Иова и Иону! Иона, библейский пророк тоже был знаком с Левиафаном: пробыл во чреве китовом три дня и три ночи, так как не хотел спасать народ Ниневии, но к «Левиафану» Звягинцева эта история имеет разве что отдаленное отношение. Хотя Иона точно узнал, что такое Левиафан…

При чем тут фильм Звягинцева?

Конечно, автослесарь Николай Сергеев, с которым познакомит вас «Левиафан», совсем не праведный Иов. Но параллель между его бедами и страданиями библейского героя проводить можно. «Николай чист сердцем и не сделал никому зла», — говорит режиссер Звягинцев.

А в основе сюжета фильма Звягинцева – трагическая история сварщика из Колорадо Марвина Джона Химейера, дом которого попытался отобрать цементный завод. Сварщик запаял себя в бульдозере и снес завод, а потом покончил с собой. Также в одном из интервью Звягинцев рассказывал, что источником вдохновения для него стала повесть Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас»: ее герой, богатый барышник из Бранденбурга, в одиночку бросает вызов государству, пытаясь отомстить обидчику, обобравшему и унизившему его аристократу.

Текст:

  • Основной язык сайта

Теги:

  • звягинцев
  • кино
  • левиафан

Судя по сообщениям в фейсбуке, великий и могучий русский язык обогатился новым ругательством — «левиафаны позорные», в смысле «алкоголики, позорящие нашу страну на весь мир». Связано это с новым фильмом режиссера Андрея Звягинцева под названием «Левиафан», живописующим ужасы российской глубинки. Фильма я не смотрел — сам режиссер настоятельно просил не смотреть пираток, а до кинотеатра я едва ли доберусь — поэтому не могу присоединиться ни к хору его ругателей, ни к противохору защитников, замечу только, что снимать фильмы про беспросветность жизни в французской/немецкой/голландской или еще какой-нибудь глубинке — обычное дело для европейских режиссеров.

Здесь мне хотелось бы немного рассмотреть сам образ Левиафана — потому что он довольно прочно присутствует в европейской культуре. Он появляется в священном Писании, в книге Иова, в образе могучего морского чудовища:

«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? .. Круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов.40-41)

Левиафан — образ всесокрушающей мощи, в которой иногда в Писании появляется демонический оттенок; Левиафан — чудовище, которое будет сокрушено Богом: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.27:1)

Однако большую известность Левиафан приобрел благодаря знаменитой книге английского мыслителя XVII века Томаса Гоббса, где это символ государства:

«В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,- его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, и гражданская война — смерть»

Гоббс, бывший свидетелем английской гражданской войны, подчеркивал необходимость государства, без которого общество сваливается в состояние войны всех против всех:

«Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех… Пусть сомневающийся сам поразмыслит над тем обстоятельством, что, отправляясь в путь, он вооружается и старается идти в большой компании; что, отправляясь спать, он запирает двери; что даже в своем доме он запирает ящики, и это тогда, когда он знает, что имеются законы и вооруженные представители власти, готовые отомстить за всякую причиненную ему несправедливость. Какое же мнение имеет он о своих согорожанах, запирая свои двери, о своих детях и слугах, запирая свои ящики? Разве он не в такой же мере обвиняет человеческий род своими действиями, как и моими словами?»

Образ Левиафана у Гоббса несколько двойственный — это не самое приятное из животных, но его существование совершенно необходимо, иначе общество погружается в хаос. Немецкий мыслитель и поэт Фридрих Ницше, не называя Левиафана по имени, явно обращается к взятому у Гоббса образу в своей поэме «Так говорил Заратустра»:

«Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: «Я, государство, есмь народ»… Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет—и что есть у него, оно украло. Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно, зубастое. Поддельна даже утроба его»

Для Андрея Звягинцева, режиссера одноименного фильма, очевидно, важен этот образ — мощи, которой не может противостать отдельный человек. Отдельные люди могут составлять из себя как бы некое чудовище морское — и грех может принимать не только личный, но и коллективный характер.

Само имя Левиафана обращает к определенной традиции размышления об уделе человеческом, о личности и государстве, о личном и общественном грехе — и задает довольно высокую планку этих размышлений. Реагировать на эти размышления в стиле «враги хотят нас обидеть!», наверное, в любом случае не стоит.

О самой книге Иова и вопросах, которые он задавал Богу можно прочитать в статье Андрея Десницкого:

«За что» или «для чего»: вопросы Иова

LiveInternetLiveInternet

ЛЕВИАФАН (לִוְיָתָן, ливьятан) — в Библии морское чудовище (в современном иврите — кит). Часто упоминается наряду с сухопутным аналогом бхемот и другими морскими чудовищами (нахаш или нахаш бариах, таннин и рахав) — воплощает злое начало и враждебные Богу существа, с которыми Он воюет и которых побеждает в конце времен.

Борьба Левиафана и других чудовищ с Богом служит сюжетом широко распространенных на древнем Ближнем Востоке мифов об изначальной вражде между Творцом и силами моря, олицетворяющими хаос, который Бог должен преодолеть, чтобы создать упорядоченную вселенную.

В апокалиптической литературе, в апокрифах и псевдоэпиграфах, а также в Аггаде приводится ряд гиперболических описаний невероятной величины и силы Левиафана и бхемот.

Согласно Первому апокалипсису Баруха, их мясом «в то время (“в конце дней”) будут кормиться все, кто останется».

Уильям Блейк (1757-1827). Бегемот и Левиафан.

Иллюстрация к книге Иова (ок. 1805-1810)

Амора Иоханан бар Наппаха предсказывает, что из мяса Левиафана, убитого архангелом Гавриэлем, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи Левиафана.

Левиафан на фреске «Страшный суд».

Италия

Согласно другой аггаде, Левиафан вступит с «диким быком» в бой, в котором погибнут оба). В литературе каббалы чета Левиафан олицетворяет силы зла и порока (Зохар 1:34б и 35б).

Часовских Кирилл. Бегемот vs Левиафан

Легенда о бое Левиафана с «диким быком» и пире благочестивых включена в рифмованный пиют, который в ашкеназских общинах распевают в молящиеся перед чтением Торы в праздник Шавуот.

В Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём. Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни». В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается как живой.

Иов 40:20 — 41:26

«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь.

Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.»

Морской змей Левиафан

Некоторые морские чудовища упоминаются не только в мифах, но и в религиозных писаниях. Левиафан — это один из самых ярких христианских образов, которые навевают ужас на человечество. Его изображают как огнедышащего морского змея. Во многих культурах существуют аналоги этого монстра.

Общая характеристика

Левиафан — мифологическое чудовище, которое обитает в глубинах Средиземного моря. Согласно легендам, это создание способно контролировать все океаны и моря планеты.

Дать точный ответ, кто такой Левиафан, невозможно из-за расхождения в писаниях. В одних источниках утверждается, что это существо — символ Божественной Силы. Другие отождествляют морского змея с падшим архангелом Люцифером.

Историки расходятся во мнениях, какое значение играл этот зверь в мифологии и религии. Есть мнение, что это создание — владыка морей, олицетворение Посейдона, и не имеет отношения к христианству.

На это указывает малое количество культов этого демона как в современном мире, так и в древнем. В большинстве случаев имя чудовища используют для того, чтобы охарактеризовать нечто огромное, неподдающееся влиянию человека.

Происхождение имени

Существует несколько вариантов ответа на вопрос, что значит Левиафан. В более древних языках это слово означает «крученный», «свернутый». Такие прилагательные указывают на форму тела существа.

В более поздних писаниях Левиафан переводится как «кит». В таком виде это слово перешло в современный иврит.

Внешний вид

В книге Иова дано одно из самых точных описаний внешнего облика чудовища. Согласно ей, Левиафан обладает такими чертами:

  1. Тело змея заполняло все воды мира.
  2. Кожа чудовища была настолько прочной, что даже ангельское оружие не могло разрезать ее.
  3. Глаза создания имели красный цвет.
  4. Существо обладало двойной челюстью, с тремя рядами острых зубов.

Определить точно, как выглядит Левиафан, невозможно. В разных писаниях Левиафан сочетает в себе черты кита, краба и хищной рыбы.

Способности Левиафана

Морское чудовище обладало невероятной мощью. Основными умениями змея являются:

  1. Ядовитое дыхание. Там, куда дыхнет это существо, умирает все живое.
  2. Пламя. Левиафан умел выдыхать огонь, и его шкура была покрыта пламенем. В некоторых источниках змей также мог вызывать молнию.
  3. Смертельный взгляд. Никто не мог долго смотреть в глаза этому созданию, поскольку оно насылало ужас на человека и зверя.

Характер существа

Поведение змея отличается в зависимости от упоминаний. В книге Иова Левиафан представлен как гордый и бесстрашный зверь.

Господь описывает чудовище как великолепное объединение силы и смелости. Это создание олицетворяет жесткость и справедливость Бога.

В более поздних источниках Левиафан теряет большинство благородных черт. Он предстает как ненасытное, алчное животное, жаждущее сожрать всю землю.

Упоминание в христианских источниках

В Священных писаниях морской змей Левиафан упоминается множество раз. Всего существует 90 псалмов, посвященных этому созданию.

Книга Бытия

Первое упоминание о чудовищном змее — псалмы 73:12-16. В них указано, что страшное существо обитает в пучинах моря и насылает на земли иудейские огонь и воду. Создание это живет вечно, его шкура прочна и смертное оружие не поможет в борьбе с ним.

Согласно писанию, в Судный день монстра поразит сам Господь, после чего накормит мясом убитого зверя свой народ. В других источниках указывается, что существо поразит меч архангела Гавриила.

Существует также легенда, что в Судный день сойдутся в смертельной битве Бегемот, властитель земель, и Левиафан, морской змей. Оба создания уничтожат друг друга в схватке.

Псалмы 103:20-30 приводят Левиафана в пример могуществу Господа. В стихах сказано, что Бог создал огромное существо, спорящее в размерах с человеческими городами. После Творец создал океан, воды в котором хватало, чтобы чудовище играло в нем, не мешая людям.

Книга Иова

Пророк Иова также упоминает Левиафана как символ Господней Силы. В писании пророк сомневается в мощи Отца. Творец спрашивает Иова — сможет ли он одолеть змея, и упоминает о многочисленных способностях Левиафана. В книге пророка также указанно, что морское создание отличается бесстрашным нравом и на всех смотрит горделиво. В этом же писании Левиафана впервые называют Царем зверей.

Книга Исаии

В писании пророка Исаии указанно, что Господь в Судный день пронзит огненным мечом голову чудовища. Морской змей вспыхнет и высушит своим телом все воды земли.

Новый Завет

В более поздних писаниях Левиафан представлен демоном, которого иногда отождествляют с Дьяволом. Морской змей символизирует алчность и ненасытность, он склоняет людей к пороку и скупости.

В некоторых легендах змею приписывают искушение Адамы и Евы. После падения Сатана даровал демону власть над всеми океанами мира. Пасть Левиафана олицетворяет Бездну.

Левиафан в других культурах

Морской змей или водяной дракон — частое мифическое существо в разных культурах. Существует несколько созданий, которых можно считать аналогом Левиафана.

Средиземноморье

В дохристианский период жители берегов Средиземного Моря почитали мифологических созданий, обитающих в воде. Им приносили жертвы, чтобы существа не насылали штормы на море.

Греческая мифология

Сцилла и Харибда — два морских чудовища, обитавшие на островах по обе стороны Сицилийского пролива. Согласно греческой легенде, морякам нужно было проявить большую осторожность и проплыть четко посередине пролива, иначе одно из существ уничтожит корабль.

Сцилла представляла собой шестиглавое создание с 12 парами ног. Пасти чудовища были оснащены тремя рядами ядовитых зубов. Дыхание чудовища также было ядовитым и насылало чуму. Прообразом этого монстра является осьминог.

Описание Харибды более расплывчато. Согласно мифам, это существо представляет собой огромную пасть-водоворот, оснащенную тысячью клыками. Трижды в день Харибда поглощает окружающую воду и извергает ее обратно.

Лернейская гидра — огромное создание с 7 головами. Гидра обитала в подземных водах и была убита Гераклом во время 12 подвига. С Левиафаном ее роднит бессмертие, змееподобное тело и ядовитое дыхание. Существо отравляло реки и вызывала землетрясения.

Вавилонская культура

В древнем царстве Левиафан являлся слугой Бога Моря Яхве. Змей выполнял волю своего хозяина и охотился на моряков. Согласно иудейским верованиям, чудовище уничтожил великий Бог Баал. После смерти создания на Средиземном море прекратились страшные бури и штормы.

Культура Западной Европы

Мифы о морских чудовищ распространены у северо-западных народов Европы. Викинги и кельтские моряки рассказывали легенды об исполинах, обитающих в глубинах океана.

Кельтская мифология

Образ Левиафана прослеживается в Сторском змее, обитавшем у берегов Шотландии. Это создание, по легенде, являлось слугой Богов и насылалось ими в качестве наказания смертным. Сторский змей обладал такими чертами:

  1. Исполинские размеры, которые позволяли чудовищу трижды обернуться вокруг Земли.
  2. Зев создания поднимал бурю над всеми водами мира.
  3. Дыхание существа уничтожало все живое и разъедало корабли.

Не менее знаменит персонаж исландской мифологии — огромный осьминог по имени Кракен. Это создание способно потопить даже многочисленную армаду — большие военные судна чудовище рушит щупальцами, а менее крупные ломает водоворот, который образовывается от движений существа.

Скандинавские легенды

Мифы скандинавов рассказывают о страшном чудовище по имени Йормунганд. Этот огромный змей являлся ребенком Бога Лжи Локи и представительницы рода великанов Хель. Согласно легенде, Один предвидел Конец Света, который ознаменуется сражением Богов и этого чудовища.

Чтобы предотвратить Рагнарек, Старший Бог подговорил Тора уничтожить змея. Но бог Грома и Молнии лишь ранил Йормунганда и, в злости, тот оплел планету, укусив собственный хвост.

В Судный день Тор вновь сойдет в битве против чудовища. Согласно пророчеству, боги одержат победу и человечество обреете счастье в Вальхалле.

Сказания Восточной Европы

В мифологии славян также встречает образ огромного морского чудища. Это создание носит имя Чудо-Юдо и выглядит как огромная рыба. Размеры существа позволяют ему проглатывать целиком города на побережье.

В некоторых легендах, Чудо-Юдо является змеем с 12 головами. Его морды оснащены клыками и хоботами. Существо ползает по дну и охраняет несметные сокровища. На поверхность чудовище всплывает редко. Причиной для выхода из моря является поиск невесты.

Азиатские страны

В азиатской культуре море обожествлялось, поэтому в мифологии Японии, Индии и Китая встречается множество упоминаний о морских чудовищах. Их не отождествляли со злом, поскольку в религии Востока отсутствует дуальность понятий. Образ этих созданий близок к образу Левиафана — чудовища, выполняющего волю Богов.

Китайская мифология

У китайцов роль морского монстра отыгрывала рыба-змей Беюй. Внешне это создание напоминало помесь кита и саламанадры. Спину существа покрывали опасные ядовитые шипы.

Размеры Беюй уступают размерам Левиафана. По легенде, чудовище могло проглотить лодку, но одолеть большой корабль ему не хватило бы сил.

Японская мифология

В стране Восходящего Солнца существует несколько созданий, обитающих в морях. Среди них можно выделить:

  1. Морской змей Аякаси. Это создание в длину достигало 2 км. Чудовище часто выныривает из воды, образуя своим телом арки. Если лодка оказалась под его хвостом, то моряки могут погибнуть из-за водопада слизи и воды, стекающей со змея.
  2. Исонадэ. Огромная рыба-черепаха, которая уничтожает корабли своим хвостом.
  3. Вани. Морской монстр, сочетающий в себе черты крупной хищной рыбы и аллигатора.

Индийская мифология

Водные рептилии с давних пор вызывали у индусов священный трепет. Среди морских чудовищ Индии самыми популярными являются:

  1. Макара. Свирепая химера, чье тело сочетает в себе черты акулы, крокодила и дельфина. Является ездовым животным бога Ганги. Олицетворяет гнев и силу океана.
  2. Басоеки. Морское чудовище, обитающее в Индийском океане. Его имя дословно означает «Царь Змей».
  3. Буру. Змея-крокодил из долины возле реки Рило. По легенде, поедал как рыбаков, так и охотников на суше.

История персонажа

Ветхозаветный персонаж, морской монстр, созданный Богом и позже убитый архангелом Гавриилом. Чудовищный змей, неуязвимый для оружия, который извергает из пасти пламя.

История происхождения

Образ многоголового морского чудовища по имени Латану, или Левиафан, появляется еще в мифологии древнего города-государства Угарит, существовавшего на территории современной Сирии за шесть тысяч лет до нашей эры. Там левиафан сопровождал Яма, бога моря, и был повержен вместе с тем богом Баалом.

Баал

Позже образ левиафана проник в легенды древних евреев. Есть мнение, что образ этот пришел из Египта. Евреи интерпретировали таким образом информацию о крокодилах, обитающих в реке Нил.

Описанный и пересказанный много раз тем, кто никогда не видел живого крокодила, образ мог значительно исказиться. Кроме того, размер и мощь животного могли «художественно преувеличить» для устрашающего эффекта. В результате животное практически до неузнаваемости изменилось в народном сознании, превратившись в демона из геенны огненной.

Левиафан

Имя Левиафан упоминается в Танахе и в древнейшей части христианской Библии — Ветхом Завете. Там это имя означает «свитый», «скрученный», а в современном иврите переводиться как «кит».

Легенды и мифы

В ветхозаветной Книге Иова говорится, что поймать левиафана как рыбу нет никаких шансов. Это чудовище с двойным рядом зубов, изрыгающее пламя и искры из пасти. Из ноздрей левиафана валит дым, оружие против него бессильно и от одного взгляда этого чудовищного змея люди падают ниц. Левиафан играет в великом и пространном море и именуется «царем над сынами гордости». А в Книге Исаии говорится, что Господь поразит левиафана своим мечом и убьет это морское чудовище.

В текстах толкователей Торы также встречаются упоминания о левиафане. Считается, что у морского чудовища левиафана нет пары. Бог создал левиафана, как и прочих животных, и вначале существовали самцы и самки. Однако затем Бог решил, что это его создание станет опасным для остальных, если расплодится, и самок уничтожил. Так левиафаны потеряли возможность размножаться.

Архангел Гавриил

В одном трактате говорится, что левиафана убьет архангел Гавриил. Мясо чудовища будет приготовлено для пира, который устроит Господь для праведников. А проходить этот пир будет внутри шатра, который сделают из кожи убитого морского монстра.

Левиафан в культуре

Левиафан часто «всплывает» в культуре. Борис Акунин назвал так детективный роман, где одноименный пассажирский корабль следует из Великобритании в Индию. Главный герой Эраст Фандорин на борту «Левиафана» оказывается втянутым в расследование убийства английского лорда в Париже.

Писатель Борис Акунин

Название «Левиафан» дал книге и другой писатель – американский фантаст Скотт Вестерфельд. Это роман для подростков в жанре стимпанка. «Левиафан» здесь – живой летающий корабль, который отправляется из Британии в Стамбул с некой загадочной дипломатической миссией.

Российский фантаст Ник Перумов опубликовал цикл книг «Семь зверей Райлега», где Левиафан присутствует как один из Зверей.

Образ левиафана появляется также и в кинематографе. В 1989 году итальянский режиссер Джордж Косматос снял фильм ужасов «Левиафан». Именем морского чудовища там назван советский военный корабль, на борту которого проводились некие секретные эксперименты с опасным вирусом, из-за которых экипаж погиб, а корабль затопили.

Кадр из фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»

В 2014 году, российский режиссер Андрей Звягинцев снял фильм, который тоже носит название «Левиафан». Это социальная драма, где образ морского чудовища из Библии используется как метафора государственной власти. Сам фильм представляет собой современную кинематографическую интерпретацию библейской истории об Иове.

В сериале «Сверхъестественное» левиафанов много. Это монстры, главные противники братьев Винчестеров в седьмом сезоне. Левиафанов «притащил» в мир людей ангел Кастиэль, который посетил Чистилище, где левиафаны обитали раньше, и поглотил все обитавшие там души.

«Левиафан» в сериале «Сверхъестественное»

Кастиэль сделал это, чтобы обрести силу, равную божественной, однако «не справился с управлением». В конце концов, левиафаны разорвали ангела и выбрались наружу, распространившись по свету через воду, как и полагается морским монстрам. Вместе с водой левиафаны «просочились» в тела людей, в оболочках которых стали расхаживать по земле.

Главным среди левиафанов стал некто Дик Роман, который тут же принялся вынашивать злобные планы касательно будущего человечества. Персонажа сыграл актер Джеймс Патрик Стюарт.

В фантастическом сериале «На краю вселенной» левиафаны – живые биомеханические космические корабли, некогда созданные искусственно, но со временем «прокачавшие» интеллект и самосознание. Получив свободу, этот «народ» принялся бороздить просторы вселенной и сам по себе, и с экипажами на борту.

Левиафан в сериале «На краю вселенной»

В вымышленной вселенной комиксов «Марвел» «Левиафан» – название советской террористической организации, которая создана как ответ германской «Гидре».

В американском телесериале «Агент Картер» на организацию «Левиафан» работает ряд второстепенных персонажей – советские шпионы, гипнотизеры и киллеры. По сюжету, группу организовали по личному приказу Сталина после завершения Второй мировой войны. Члены группы должны похитить военные разработки Говарда Старка, отца Тони Старка — Железного человека.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх