Помост

Вопросы веры

Левит

Какая, на ваш взгляд, фамилия, наиболее часто встречалась в паспортах советских евреев? Вопрос не такой простой, как кажется, это не Абрамович, и даже не Рабинович – самой распространенной еврейской фамилией в СССР была фамилия Левин. И если к ней приплюсовать всех, живущих на Земле Левитов, Левитанов, Левинсонов, Левицких, Леви, и других, отдаленных потомков третьего сына праотца Иакова, то она, вероятно, окажется самой массовой среди всех прочих еврейских фамилией. Но и это еще далеко не все потомки Леви, сюда, безусловно, следует добавить всех Коэнов, Канов, Кацев, Коганов, Кагановичей – сынов первосвященника Аарона, который тоже был выходцем из этого колена.

Почему их так много?

Фамилии в неэлитных слоях, к которым, естественно, относились и евреи, появились в 18-19 веках. Давались они, по большей части, по имени родителей, либо согласно профессии. Коэны и левиты были самой древней и самой почетной профессией в народе Израиля – это священники и служители Храма, чей статус изначально являлся наследственным по мужской линии.

После крушения Храма уважение к представителям этих профессий передались их потомкам – по сегодняшний день, во время молитвы, они произносят особые благословения и первыми вызываются к чтению Торы. Поэтому связи с предками в таких семьях отслеживали всегда, и, получая фамилии, не зависимо от рода занятий, предпочитали именно эти. Кстати сегодня, они уже далеко не всегда соответствуют статусу коэна или левита.

Каким же образом возникло в народе столь многочисленное, приобщенное к святости сословие? Давайте обратимся к истории.

Времена патриархов

Леви был третьим сыном Иакова от его первой жены Леи. Однажды сын царя Шхема обесчестил их сестру Дину и, решив на ней жениться, начал переговоры с Иаковом. Леви с братом Шимоном отомстили за это с изощренным коварством и крайней жестокостью. Убийство ни в чем неповинных жителей Шхема, разорение и разграбление города навлекли на них гнев отца. Перед смертью он предсказал сыновьям, что их потомки будут разделены между собой и рассеяны в народе Израиля.

Египетское рабство

Как утверждает Мидраш, после смерти Йосефа фараон издал указ, запрещающий обрезание. Евреи вынуждены были подчиниться, но левиты, несмотря на возможные последствия, продолжали соблюдать эту заповедь. Когда же фараон призвал евреев принять участие в строительстве городов, Питом и Рамсес, левиты просто не явились – сослались на занятость. Фараон не придал этому значения, в результате, они оставались свободными вплоть до выхода из Египта. И в окончание этого периода, именно колено Леви дало народу вождей – Моше и Аарона, которые вывели его из рабства.

В пустыне

На сороковой день после того, как Моше поднялся на гору Синай, у людей возникли сомнения в том, что он вообще вернется. Они потребовали от Аарона создать для них божество, и вынудили отлить золотого тельца. Возвратившись и обнаружив идола, Моше разбил полученные на горе скрижали, затем обратился к народу: «Кто за Господа, ко мне!» На призыв откликнулись только левиты. Моше приказал им убивать всех, пляшущих вокруг тельца евреев, независимо от того, близкий это или чужой.

За верность Всевышнему потомки Леви были избраны для служения в Скинии. Аарон и его потомки стали коэнами – священнослужителями, приносившими жертвы. В обязанности левитов входили прочие, связанные с этим, обязанности. Они готовили жертвенных животных, помогали в омовении коэнам, были певчими, музыкантами, стражниками, казначеями, несли Скинию и Ковчег во время переходов. И, поскольку, они к тому времени уже исчислялись десятками тысяч, была выстроена очередность их служения в течение года.

Эпоха Первого Храма

При разделе Ханаана колено Леви не получило собственного надела. Для проживания им определили 48 городов, вокруг которых, в землях других колен, для них были выделены небольшие участки. После построения Храма их функции мало в чем изменились. Коэны по-прежнему оставались священниками, а левиты, кроме работ в Храме, служили в различных структурах государства и занимались обучением народа.

Левиты получали за свою службу от израильтян десятину их урожая, из которой, в свою очередь, десятую часть отдавали коэнам. Этот налог после смерти Шломо стал камнем преткновения в споре его сына Рехавама с Иеровамом – споре, который стал причиной раздела страны. Став царем северного царства, Иеровоам изгнал оттуда левитов, и в нем широко начали распространяться языческие культы. Спустя два столетия, оно пало под ударами ассирийских войск, а населявшие его десять израильских колен, были угнаны в плен и рассеяны по миру.

Эпоха Второго Храма

После возвращения из вавилонского плена, на развалинах Храма возобновили жертвоприношения. В последующие десятилетия в строительстве Храма и государства, коэны и левиты приняли самое активное участие. Впоследствии в стране установилась теократическая монархия – вся власть была сконцентрирована в руках первосвященника, а сам титул стал наследственным. В его окружении сложилась элита из приближенных коэнов. Именно они в период греческого правления, отойдя от путей Торы, стали ярыми сторонниками эллинизации, что вызвало народное восстание.

При Хасмонеях эклизарх был одновременно первосвященником. Вокруг него, опять же, сложился элитный класс. Это седукеи, признававшие исключительно открытые тексты Торы. Постепенно духовная власть от них перешла к фарисеям – мудрецам из народа, раскрывавшим ее скрытые смыслы. Среди них было много простых коэнов и левитов. В период правления Ирода и диктата Рима, должность первосвященника начала продаваться за большие взятки. Во время антиримского восстания зелоты изгнали коэнов-аристократов. Первосвященником стал рядовой коэн, каменотес по профессии, Пинхас бен Шмуэль – последний первосвященник Второго Храма.

Все познается в сравнении

Как видим, служители Храма из колена Леви, у которых наличие праведности предполагалось изначально, согласно их статуса, далеко не всегда выглядели ангелами, и, на первый взгляд, были обычными людьми, со всеми присущими им достоинствами и недостатками.

И это вполне правомерно – так устроен мир. Он не может существовать без наличия противоречий, и в нем никогда не поймешь вкус сладкого, не попробовав горького. Святость здесь, отнюдь, не исключение – невозможно стать праведником, не испытав скверны. «Не согрешишь, не покаешься» – так об этом говорит народная мудрость.

И, тем не менее, колено левитов, все же в чем-то выделялось, среди остальных колен народа Израиля.

Кто такие левиты?

Как народ Израиля не значится в числе народов мира, так и колено Леви не было исчислено среди прочих колен. «И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: «Только колено Леви не считай и исчисления им не производи среди сынов Израиля» (Бемидбар 1:48). И как народ Израиля был избран вести человечество к его совершенству, так потомкам Леви было предназначено быть первопроходцами в народе Израиля.

Все необходимое, без ограничений, Творец отдает своим творениям, и соответственно с этим, левиты должны были отдавать народу все, что получали свыше. Поэтому они не имели своего удела в Святой Земле, а жили в разных местах, осуществляя связь между коленами и служа народу как священники, судьи и учителя. Во все времена и во всех перипетиях, которые народ переживал, они вели его путями Торы и готовили к главному его предназначению – стать народом священников для остальных народов мира.

И в заключении

Тора рассказывает нам прежде всего о внутренних свойствах человека и той духовной работе, которую человек должен произвести над собой. В этом аспекте понятие «левиты»- это желания человека, уже очищенные от эгоизма и готовые к отдаче ближнему.

Человечеству же сегодня тоже требуется смена социальных и общественных отношений. Господствующее в мире желание улучшить свое благополучие за счет других, должно смениться на заботу друг о друге и взаимную отдачу.

Такова цель программы Творения – мир должен стать ближе к Творцу, к его свойству отдачи, и наша обязанность реализовать эту программу. Для этого нам необходимо выстроить такие свойства внутри себя и отношения внутри своего народа, чтобы затем их в готовом виде передать всему человечеству.

С. Шойхет

У многих народов, насчитывающих достаточно длительный срок развития, обозначается группа семей – высших сановников, так называемая, национальная аристократия, ведущая свою родословную с очень древних времен. Их фамилии фигурируют в летописях и документах на протяжении столетий всегда употребительно лишь к вельможам высшего порядка. Едва ли не единственным исключением в этой группе являются евреи. Эта национальность входит в число древнейших среди цивилизованных народов, однако в силу исторических причин у них не сохранилось древних фамилий, связанных с управлением страной. Да, конечно, среди евреев нередко встречались видные государственные деятели. Но это были единичные представители нации, не ставшие родоначальниками династии.
Тем не менее, собственная аристократия у евреев есть. Правда, в отличие от других еврейские аристократы зачастую не владеют собственными замками и не реагируют на обращение: «Ваша светлость». Зато их родословная насчитывает тысячи лет и уходит корнями в библейские времена. Это люди, обладающие древнейшими в еврейской среде фамилиями Коэн и Леви, а также производными от них. Но что интересно. На самом деле Коэн и Леви это не фамилии в привычном для нас понимании. Они обозначают должности людей, некогда исполнявших службу в Первом и Втором Иерусалимских храмах.
Стоит понять, что фамилии у евреев стали появляться только в Средние века, где-то в XI-XII столетиях. Они присваивались только очень знатным представителям еврейской нации, причислявших себя к прямым потомкам царя Давида. Для остальных вполне достаточно было записи личного имени с уточнением: сын или дочь такого-то. Правда, иногда к личному имени присоединялось другое уточнение: «ха-Коэн» или «ха-Левит». В данном случае показывался статус человека. В итоге, коэном или левитом мог оказаться человек, занимающий в общине далеко не самую видную должность, однако после того как в XVII-XIX столетиях началось массовое «офамиливание» евреев, большинство этих людей взяли себе именно эти фамилии, прямо указывавшие на их древнее происхождение.
Но если известно, кто были коэны и левиты в древнем Израиле, то кем они были изначально? Вот здесь следует углубиться в библейские легенды. Тора говорит, что Яаков имел 12 сыновей, каждый из которых впоследствии стал родоначальником собственного колена. Одним из таких колен были левиты, потомки сына Леви. Когда евреи благополучно ушли из Египта, они изваяли золотого тельца, которого начали боготворить. Одни левиты вместе с потомками брата Моисея Аарона поклоняться ему отказались. В благодарность за это Всевышний назвал их своими слугами. Аарон был назначен первым коэном (первосвященником), а все его потомки, присоединенные к колену Леви, стали коаним.
Не были забыты и прямые потомки колена Леви. Из их числа набирались служители сначала в переносной храм Скинию, а потом и в Иерусалимский. За ними закрепились все второразрядные должности при храме: охрана порядка при богослужении, руководство народом при жертвоприношениях, исполнение музыки и пение псалмов. Преимущественно из левитов в древности набирались летописцы. Известно, что колену Леви не досталось собственного земельного надела. Однако им было позволено селиться в любых землях Израиля и заниматься не земледелием или ремесленничеством, а исключительно исполнением религиозных обязанностей. За это представители других колен делали им выплаты драгоценными металлами, тканями либо в виде части урожая.
Подобное разделение обязанностей представителей колен Израилевых имело важную сущность. Не имевшие собственного удела левиты, селясь среди представителей других колен, этим самым относительно равномерно распределяли священнослужителей по территории Израиля. К периоду правления царя Давида левитов насчитывалось уже до 38000 человек. Причем, это только люди в возрасте выше 30 лет. Везде, где они селились, местное население обязано было нести им часть своих доходов в виде пожертвований. Неудивительно, что спустя некоторое время подобная практика перестала нравиться большей части населения страны. После восстания под руководством Иеровоама древний Израиль раскололся на две части: Новый Израиль и Иудею.
Все левиты были изгнаны из Нового Израиля и ушли в Иудею. Однако первое из названных царств долго не просуществовало. Оно было захвачено Ассирией, а большинство его населения уведено в плен, после которого следы 10 колен Израилевых затерялись. Иудея же пробыла намного дольше, окончив свое существование лишь во времена римского владычества. Потери евреев при этом процессе были поистине неисчислимыми. Огромное количество людей было также угнано в рабство, дав начало еврейской общине за пределами Ближнего Востока.
Однако теперь в отличие от колен, попавших в ассирийский плен, а после своего возвращения на историческую родину не имевших представления, к какому из колен они относятся, еврейские общины тщательно отслеживали свою родословную. В этом был прямой резон. Ведь они верили, что когда-то наступит момент прихода на землю Мессии, и Иерусалимский храм вновь будет отстроен. При этом простые люди будут четко знать, кому и какие обязанности придется выполнять.
Вот так, выяснив, откуда взялись еврейские фамилии Коэн, Леви, а также всевозможные производные от них (Коган, Каганович, Левитан), можно понять и причины современного движения по исследованию генетического набора евреев, причисляющих себя к потомкам колена Леви. Современные ученые разработали технологию ДНК-тестирования, по которой с высокой долей вероятности можно выяснить, является ли конкретный человек настоящим левитом, или данная фамилия досталась ему благодаря стечению обстоятельств. И выяснилась интересная деталь. В большинстве случаев носители исследуемых фамилий действительно могут принадлежать к левитам. То есть, родословная этих людей не куплена и не составлена для большей убедительности публики. Евреи вполне честно придерживались национальных традиций, понимая, что сейчас можно обмануть человека, но Всевышнего провести не удастся, поэтому после прихода Мессии правда все равно будет открыта.

Приглашаем на наш Телеграм-канал.

КТО ТАКИЕ КОЭНЫ и ЛЕВИТЫ? Лорн Розовски У евреев тоже существует своя аристократия. Возможно, ее представители не живут в замках и к ним не обращаются со словами «ваша светлость» или «мой господин» — зато они обладают особыми титулами, привилегиями и обязанностями. В представлении евреев аристократами являются коэны (коаним) — священники, когда-то служившие в Иерусалимском Храме. Коэн для евреев в каком-то смысле подобен барону, маркизу или графу. А еще у него есть помощники — левиты. В Торе сказано, что у Яакова было двенадцать сыновей. Каждый из них стал родоначальником одного из двенадцати колен Израиля. Всем коленам, кроме колена Леви, полагалась своя территория. Когда после Исхода из Египта евреи изваяли золотого тельца, поклоняться ему отказались только левиты. В результате именно они были названы слугами Б-га: все представители колена Леви — потомки Аарона, брата Моше — стали коаним. Аарон же был назван первым коэном и первым еврейским первосвященником. На протяжении многих веков и до сегодняшнего дня многие евреи считали себя коэнами (коаним) или левитами (левиим) — по той лишь причине, что коэнами или левитами были их отцы. Но может ли современная наука доказать их принадлежность к колену Леви? Или это не более чем элемент еврейского фольклора и дань древней традиции?Оказывается, доказать свое происхождение от коэнов и левитов можно с помощью ДНК-теста. Принцип таков: если все коэны являются потомками Аарона, то они должны быть носителями схожих генов. По итогам различных исследований, проведенных по всему миру с участием еврейских мужчин как сефардского, так и ашкеназского происхождения, более 98% из тех, кто считал себя коаним, оказались носителями Y-хромосомного Алу-полиморфизма (YAP-мутации). Y-хромосома передается из поколения в поколение по мужской линии и остается неизменной. Израильская газета The Jerusalem Post приводит цитату профессора Карла Скорецки, возглавляющего кафедру молекулярной медицины в израильском университете Технион: «Самое простое объяснение заключается в том, что все эти мужчины являются носителями Y-хромосомы Аарона». Профессор добавляет, что «по предположению исследователей, 3000-летняя традиция абсолютно себя оправдывает и имеет соответствующее биологическое обоснование». Заключение профессора подтверждает и доктор Генри Острер, ведущий генетик Нью-Йоркского университета. Сегодня любой из нас может пройти генетическую экспертизу и выяснить, является ли он носителем генов коэна. Этот научный прорыв случился в 1997 году и стал итогом совместного исследования ученых из медицинского центра Рамбам (Хайфа), Университетского колледжа Лондона и Университета Аризоны. Сегодня в базе Международного сообщества коэнов зарегистрированы тысячи потомков коаним, проживающих по всему миру. База постоянно расширяется и дополняется списками левитов. В 2007 году в Иерусалиме была проведена первая встреча потомков коэнов и левитов. Организовал ее Иерусалимский центр коаним, который возглавляет раввин Яаков Клейман, автор книги «ДНК и традиции: Генетическая связь с древними евреями».Особый интерес представляет открытие, согласно которому ашкеназские и сефардские коэны являются обладателями схожего набора генетических мутаций. Этот факт свидетельствует о том, что до разделения двух общин, начавшегося примерно в 1000 году новой эры, они представляли единое сообщество с общими генетическими признаками. Таким образом, традиция, согласно которой человек определяет себя как коэн, имеет реальное научное обоснование и связывает всех коаним с их общим предком. Точность этих данных не подвергается сомнению еще и потому, что на протяжении веков процент браков между евреями и неевреями был довольно низким. К тому же, неевреи, принявшие иудаизм, не могли стать коаним: этот статус передавался исключительно по мужской линии, от отца к сыну. Следовательно, набор мутаций Y-хромосом, известный как «модальный гаплотип коэнов», остался практически неизменным и действительно указывает на наличие общего предка. (Впрочем, стоит отметить, что «модальный гаплотип коэнов» был также обнаружен среди народов Северной Африки и представителей курдской общины*). Что значит быть коэном? Во время чтения Торы у коэнов есть преимущество перед остальными евреями: именно их вызывают для первого благословения на чтение недельной главы. Они также произносят Биркат Коаним — благословение коэнов. В Израиле и в сефардских общинах мира оно читается раз в день (или раз в неделю), в ашкеназских общинах — в дни главных еврейских праздников.Тем не менее у каждой привилегии есть своя цена — на коэнов распространяется немало ограничений и запретов. Многие из этих ограничений напрямую связаны с тем, что мы называем ритуальной чистотой, поскольку коэн в Иерусалимском Храме считался духовным саном. Однако и после разрушения Храма в 70 г. новой эры многие связанные с обязанностями коэнов законы и обычаи сохранились (за исключением тех, что имели непосредственное отношение к храмовой службе). Например, коаним запрещено касаться тел умерших, принимать участие в похоронах и даже находиться в одном доме с покойником, кроме случаев, когда речь идет о смерти близкого родственника. Сюда же относится запрет посещения кладбища и любого места, где находится тело умершего. Коэн ни в коем случае не должен брать в жены женщину, ранее состоявшую в браке, или нееврейку, принявшую иудаизм. Несоблюдение брачных запретов не аннулирует брак, но в этом случае коэн теряет свой статус на время брака, а дети, родившиеся в таком союзе, уже не считаются коэнами. Жена или незамужняя дочь коэна в определенном смысле также обладает этим статусом, несмотря на то что на нее не распространяются связанные с ним обязанности, права, законы и запреты. Евреями считаются те, чьи матери — еврейки. Однако принадлежность к тому или иному колену, в том числе к колену Леви, определяется по отцовской линии. Выходя замуж, женщина принимает на себя статус мужа (коэн, левит или Израиль), вне зависимости от того, к какому колену принадлежит ее отец. Дети, рожденные в браке, относятся к колену, потомком которого является их отец, но не мать, которая, выходя замуж, переходит в колено мужа. Если же семейная пара усыновляет детей, они не считаются евреями по матери или потомками того или иного колена еврейского народа по отцу. Для того чтобы был построен новый Храм, нужны образованные, знающие свое дело и обязанности, осознающие важность своей роли священнослужители. Для некоторых евреев понимание этого служит хорошей мотивацией для выявления истинных коаним. Поскольку статус коэна и левита в иудаизме передаётся по мужской линии, то соответствующий термин стал восприниматься окружающими евреев народами в качестве фамильного прозвища. Соответственно, когда евреи стали (добровольно или по предписанию закона) обзаводиться фамилиями, то многие коэны и левиты получили фамилию Коэн или Леви, причём это происходило как в Европе, так и в странах ислама. В результате переселений из одной местности в другую, а также просто с течением поколений произношение иногда изменялось, и фамилия Коэн дала такие варианты, как Cohen, Cohn, Conn, Kohn, Coen, Kahn в Западной Европе или Коген, Коган, Когон, Кон, Кан и т. п. в Российской империи. Иногда вместо ивритского варианта использовался арамейский («каhана», в идише «каhанe»), так соответственно возникли варианты Cahane, Kahane, Кагана, Кагане, Каган и т. п. В момент создания официальной фамилии к этим формам могли добавляться германские форманты «-ман» и «-ер» (Когенман, Каганман, Каганер), славянские форманты «-ович», «-ов» или «ский» (Коганович, Каганович, Коганов, Каганов, Каганский) или слово, означающее «сын» (арамейское «бар», немецкое «Sohn») (Баркаган/Баркан, Коганзон). У грузинских евреев фамилия, указывающая на статус «коэна», встречается в варианте Каганашвили/Каханашвили. Иногда использовался вариант с ивритским определённым артиклем «hа-«, особенно в странах ислама, так возник вариант фамилии hа-коhэн (записываемый по-русски как Акоэн или Гакоген). Иногда титул коэна продолжали добавлять к уже существующей фамилии, взятой из других источников, и через несколько поколений такое сочетание воспринималось как двойная фамилия. Так, например, возникли ашкеназская фамилия Коган-Бернштейн и сефардская Коэн-Таннуджи.Ещё одной группой фамилий, содержащих указание на коэнский статус носителя, являются фамилии-аббревиатуры, расшифровка которых содержит ивритское слово «коэн». Таковы фамилии Кац (аббревиатура от «коhен-цедек», то есть «праведный коэн»), Каждан (изначально было Кашдан, аббревиатура арамейского выражения «Каhанэй шлухэй ди-рахамана нинhу», то есть «Коэны — (они) посланники Милосердного») и некоторые другие. Поскольку коэны считаются потомками первосвященника Аарона, то часто для указания на коэнский статус использовали выражения со значением «потомок Аарона», в частности, Бар-Аарон, Бен-Аарон, а также Ааронсон и т. п. Такие сочетания тоже иногда становились фамилиями, иногда видоизменяясь со временем (так, из варианта Бар-Аарон возникла еврейская фамилия Барон). Однако не у всех носителей такая фамилия указывает на коэнское происхождение, так как она могла быть образована и как патронимическая, то есть как фамилия человека, отца которого звали Аарон. Есть и фамилии-аббревиатуры такого рода, например, фамилия Мазе («ми-зера Аhарон hа-коhен», то есть «из семени Аарона-первосвященника») и встречающаяся у евреев Ирака фамилия Зилха («зера ле-коhен Аhарон», почти с дословно тем же значением). Эти фамилии-аббревиатуры, конечно, являются исключительно коэнскими. Распространённая фамилия Каплан (Каплун) тоже указывает на коэнское происхождение — слово «каплан» по-польски и по-белорусски означает «священник, капеллан» и представляет собой перевод (кальку) ивритского слова «коэн». У левитов фамилия, образованная от их титула, могла принимать вид Леви, Левит, Левита (польская и латинская форма слова), а также с артиклем hа-Леви (по-русски записывалась как Галеви). От этих базовых вариантов могли позднее образовываться фамилии Левитин, Левитан, Левин, Левинский, Левинсон, Левитес, Левитанский и т. п. У среднеазиатских и кавказских евреев эта фамилия чаще принимала форму Левиев, а у грузинских такая фамилия бытует в варианте Левиашвили. Есть и фамилии-аббревиатуры, указывающие на происхождение от левитов: Брилль («бен рабби Иеhуда-Лейб hа-Леви», «сын раввина Иеhуды-Лейба hа-Леви»), Сегал (с вариациями Шагал, Сагал, Сигал и производными Сагалович, Шагалов и т. п. — это аббревиатура от «сеган левия», то есть «помощник-левит», в смысле «левит − помощник коэна») и некоторые другие. Фамилии, образованные от титулов коэн и леви, являются самыми распространёнными среди евреев. Так, фамилия Левин является самой распространённой среди евреев бывшего СССР, а фамилия Коган — второй по распространённости. Среди евреев Израиля фамилия Коэн является самой распространённой (2,52 % от всего населения), а фамилия Леви — второй по распространённости (1,48 %). Среди евреев Германии начала XX века фамилия Кон (с производными Кан и др.) была самой распространённой (3 % всех евреев), а фамилия Леви — второй по распространённости (2,3 %). Среди крымчаков носителей фамилии Коген (в такой форме она зафиксирована в этой общине) сравнительно мало, зато фамилия Леви является самой распространённой (8,2 % носителей в начале XX века.) С другой стороны, существуют еврейские субэтнические группы, в которых исторически отсутствовали левиты и коэны. Соответственно, в этих еврейских общинах нет и фамилий, образованных от этих титулов — таких фамилий нет, например, у горских евреев (за исключением небольшого числа влившихся в эту общину уже в XIX веке потомков раввинов, приглашённых из Персии и Османской империи).

У евреев тоже существует своя аристократия. Возможно, ее представители не живут в замках и к ним не обращаются со словами «ваша светлость» или «мой господин» — зато они обладают особыми титулами, привилегиями и обязанностями. В представлении евреев аристократами являются коэны (коаним) — священники, когда-то служившие в Иерусалимском Храме. Коэн для евреев в каком-то смысле подобен барону, маркизу или графу. А еще у него есть помощники — левиты.

В Торе сказано, что у Яакова было двенадцать сыновей. Каждый из них стал родоначальником одного из двенадцати колен Израиля. Всем коленам, кроме колена Леви, полагалась своя территория.

Когда после Исхода из Египта евреи изваяли золотого тельца, поклоняться ему отказались только левиты. В результате именно они были названы слугами Б-га: все представители колена Леви — потомки Аарона, брата Моше — стали коаним. Аарон же был назван первым коэном и первым еврейским первосвященником.

На протяжении многих веков и до сегодняшнего дня многие евреи считали себя коэнами (коаним) или левитами (левиим) — по той лишь причине, что коэнами или левитами были их отцы. Но может ли современная наука доказать их принадлежность к колену Леви? Или это не более чем элемент еврейского фольклора и дань древней традиции?

Фамилии — это относительно новое явление. В древности многих людей знали только по их именам. Евреи часто добавляли имена своих отцов или матерей к своим именам, да и по сей день так делают в религиозных семьях – и зовутся сын такого-то или дочь такой-то.

Как известно, евреи придают огромное значение своему происхождению, поэтому, например, потомки колена Леви или особенной семьи в колене Леви — Коэны — добавляют своему имени а-Леви или а-Коэн, т.е. указание на своё происхождение. Поэтому одна из самых распространённых еврейских фамилий — не только в Российской империи, но и во всём мире — это: Каган, Коган, Каганович, Кац, Каан, Каганов, Баркат, Каждан, Леви, Левит, Левитан, Левинский, Левинсон, Левитанский, Сегал и т.д. Евреи, происходившие из рода священнослужителей, коэнов и левитов, с гордостью сохраняли эту связь в своих фамилиях. И действительно, вариаций фамилий Коэн и Леви множество: до сего дня они остаются самыми популярными.

В большем почете всегда в еврейских общинах были ученые люди, главы общин, служители в синагогах и служители Иерусалимского Храма. Представители этих аристократических еврейских родов, как правило носят такие фамилии, как:

Зингер: указывает на род занятий еврея, который служил кантором в синагоге.

Кантор: один из тех, кто поет в синагоге (на иврите «хазан»).

Каплан: немецкая форма слова коэн, представителя группы священнослужителей в эпоху Иерусалимского храма.

Кац: сокращение от «Коэн Цедек», т.е. «праведный Коэн» — священнослужитель в Иерусалимском храме.

Коэн: от названия группы священнослужителей, которые служили в еврейском Храме в древности.

Леви: колено Леви, потомки Моше, брата Аѓарона, служители в Иерусалимском Храме.

Левин: производная от фамилии Леви, из колена левитов, служителей в Иерусалимском Храме.

Маггид: от ивритского слова, означающего «преподавание», указывает на предка, который был учеником или учителем.

Мазе: сокращение от «ми-зера Аѓарон ѓа-Коэн», т.е из семени Аѓарона-первосвященника.

Меламед: от ивритского слова «учитель», указывает на предка, который был учителем в хедере.

Рабин: от ивритского слова Рабби. Эта фамилия может указывать на предка, который был (равом) раввином.

Рабинович: еврейская фамилия с украинским суффиксом, означающая «сын раввина».

Сас: акроним от «род сойферов», писателей религиозных текстов.

Шехтер: от ивритского слова «мясник», один из тех, кто занимается забоем — шхитой животных согласно еврейской традиции.

Сегал: известная фамилия представителей рода левитов. Сегал является сокращением от «Сеган Лекехуна» или «второй после коэна», указывая на служителя в Иерусалимском Храме.

Шамаш: указывает на род деятельности предка. Эта фамилия означает «служитель в синагоге».

Шульман: «Шуль» в переводе с идиш означает «синагога», дословно «школа». Эту фамилию брали себе люди, которые были смотрителями синагоги и следили за порядком.

Древние еврейский род происходит из священнослужителей Храма. Люди с такими фамилиями, как Кац, Коэн, Леви, Сегаль и так далее..

Фамилии проишедшие от званий священников — коhенов (буквой h обозначается фрикативное г, характерное для южан) и их помощников — левитов, передававшихся по наследству.

В европейском написании слово коhен имеет варианты: Кон, Кохен, Коен, Коган, Каган, Кан (далее от него произошли Каганов, Кагановский, Каганович).

Оттуда же и фамилия Кац — аббревиатура от “коhен цедек” — “священник праведных”. Иногда к ней добавляется “ман”: Кацман. Встречаются и Кацев, и Кацов. К тому же разряду относится и Каплан, что есть то же слово “священник” по-польски (сравните с “капелланом”). В искаженном виде: Каплун и все от него производные.

Всё сказанное, однако, отнюдь не исчерпывает богатства форм кохенских и левитских фамилий. Отличать от них следует фамилии Левитский (Левицкий) и Левитов. Эти распространенные среди потомков православного духовенства фамилии — такие же искусственные, как Преображенский, Рождественский, Ерусалимский и т.д. Их давали выпускникам духовных семинарий, пользуясь Ветхим и Новым Заветом.

Другую группу составляют раввинские фамилии. Когда Иерусалимский Храм был разрушен, главную роль руководителей еврейских общин приняли на себя раввины, т.е. наставники в синагогах — местах для общей молитвы, проведения ритуалов и т.д. Подписываясь, раввин обязательно указывал город, чтобы его можно было отличить от предка, скажем, с тем же именем, возглавлявшего совершенно другую общину. Так фамилии раввинских родов ширились и ветвились. Многие из них имеют в основе названия немецких городов: Ауэрбах (Авербух — в скобках форма на идиш), Бахрах (Бакарах), Блок, Эпштейн, Гюнцбург (Гинзбург), Майнц (Минц), Катценелленбоген, Ландау (Ланда). Это лишь малая их часть.

Как узнать, что ты еврейский аристократ?

В семьях, которые живут по законам еврейской традиции, такой вопрос даже не возникает: сын (несовершеннолетний) вместе с отцом ходит в синагогу и видит, что отец благословляет общину (в Израиле — ежедневно, вне Израиля — в дни праздников).

Если семья в течение двух-трех поколений, к примеру, еврейской традиции не придерживается, ситуация усложняется.

Теоретически было бы достаточно и того, что отец сообщает сыну, что он (отец) — коэн. Но иногда сам отец этого не знает. Или, скажем, ему известно, что его отец — коэн, но сам он не знаком с ѓалахой (еврейский практический закон). И не ведает, что в случаях, когда коэн женится на разведенной женщине или гиёрет (нееврейке, присоединившейся к нашему народу в результате истинного гиюра), сыновья от этого брака — не коэны. Не говоря уже о том, что сын от брака коэна с нееврейкой — просто не еврей.

Поэтому, если, допустим, на могильном камне в месте захоронения деда или прадеда выгравированы две ладони (символ благословения коэнов), это не может стать достоверным доказательством, что внук или правнук этого коэна — тоже коэны. Хотя, безусловно, наличие такого знака на надгробном камне предка — серьезный повод для того, чтобы начать «семейное расследование».

По тем же причинам у нас нет оснований считать, что фамилии Коган, Каганович, Кац и другие производные от слова «коэн» указывают на то, что человек, который такую фамилию носит — коэн. Однако и это, конечно же — повод для «расследования».

В описанном Вами случае, судя по тому, что ни отец, ни дед не сообщали Вашему мужу о коэнстве, и фамилия его со словом «коэн» не связана, и на надгробных камнях его предков нет ни соответствующего выгравированного знака, ни ивритского слова «коэн» (или «а-коэн»), причин, чтобы даже размышлять на данную тему, никаких нет. Не рекомендую тратить на это усилия.

Размышлять следует о другом. О том, что все мы происходим от Авраама, Ицхака и Яакова. И на нас лежит великая и священная обязанность — быть продолжателями их традиций. Традиций, обуславливающих еврейский образ жизни. Суть его, еврейского образа жизни — в изучении Торы (Письменной и Устной), в активном участии в жизни общины (молитвы в синагоге и т.п.) и в оказании помощи другим людям (материальной и «физической», когда человек, чтобы сделать доброе дело и помочь ближнему жертвует личным временем). Особенно тем — кто распространяет в городе, стране и в мире знания Торы.

Стремиться к выполнению этих задач следует в равной мере всем евреям без исключения — и коэнам, и остальным евреям. И эти «остальные», кстати сказать — в значительном большинстве (свыше 95 процентов от общей численности евреев).

Элиягу Эссас

Доказать свое происхождение от коэнов и левитов можно с помощью ДНК-теста. Принцип таков: если все коэны являются потомками Аарона, то они должны быть носителями схожих генов. По итогам различных исследований, проведенных по всему миру с участием еврейских мужчин как сефардского, так и ашкеназского происхождения, более 98% из тех, кто считал себя коаним, оказались носителями Y-хромосомного Алу-полиморфизма (YAP-мутации). Y-хромосома передается из поколения в поколение по мужской линии и остается неизменной.

Мы привыкли считать, что наиболее древние еврейские фамилии – это Коэн, Леви и все производные, так как они происходят от терминов, обозначающих представителей колена Леви и служителей Первого и Второго Иерусалимского храма. Но в действительности это не всегда так.

Для начала стоит указать, что само понятие «еврейская фамилия» вошло в обиход только в Средние века, в XI — XII веках, и то – только в наиболее прогрессивных странах своего времени. И фамилии были не у всех евреев, а только у очень знатных испанских сефардов. Яркие примеры – еврейский испанский род Абраванель, а также Шалтиэль и Закуто. Как правило, носители этих фамилий считали себя потомками царя Давида, бежавшими в Испанию после разрушения Иерусалима римлянами, но проверить, было ли это подлинной родословной или вопросом престижа, не представляется возможным.

Практически одновременно (или несколько позже) появились ашкеназские еврейские фамилии, которые получили потомки выдающихся мудрецов Торы, некоторые из которых тоже прослеживали свое происхождение от царя Давида. К таким фамилиям относится Лурье (потомки Раши), Марголиот (в ашкеназской среде более известная, как Марголис и Маргулис), Ландау, Шапиро, Гальперин и Яффе (Йоффе). А также очень интересная и распространенная фамилия Раппопорт, которая, судя по всему, имеет смешанное ашкеназо-сефардское происхождение и образовалась в результате брачного союза представителей двух известных родов – ашкеназского Раппе и сефардского Порто.

Как я уже сказала, в Средние века счастливыми обладателями фамилий были только очень знатные и известные еврейские семьи, остальные же довольствовались личным именем с уточнением – «сын такого-то», «дочь такой-то». Массовое «офамиливание» евреев произошло только в XVII-XVIII веках, а в Восточной Европе и вовсе в XIX. Поэтому подлинно древних еврейских фамилий не так много.

Но куда же отнести знаменитых Коэна и Леви, а также все бесконечные производные – Коган, Каган, Каганович, Кац, Левит, Левитин, Левин, Левинсон и так далее?

Первая неожиданность – «коэнские» и «левитские» фамилии, на самом деле, вовсе и не фамилии. Задолго до появления самого понятия «фамилия» — как у евреев, так и у неевреев – некоторых членов еврейских общин называли их личных именем, добавляя к нему «ха-Коэн» или «ха-Левит». Это означало их статус или, скорее, принадлежность к выходцам из колена Леви и – в случае с коэнами – к тем, кто до разрушения Храма выполнял обязанность верховных служителей культа. Коэном или левитом в условиях изгнания мог оказаться как ученый талмудист, так и простой портной или торговец, но каждый из них был известен этим статусом в своей общине. И большинство из них при получении евреями фамилий взяли себе именно те фамилии, которые прямо указывали на их коэнское или левитское происхождение.

Кто такие коэны и левиты изначально? До ассирийского пленения в Эрец-Исраэль жили двенадцать израильских племен – потомков сыновей Яакова-Исраэля. После ассирийского пленения их осталось всего три, точнее, два с половиной – Йехуда (к которому принадлежит большинство из нас – евреи-израэлиты), Леви и совсем в незначительном количестве — Биньямин. Колено Леви не имело своего земельного надела, потому что его представители занимались не земледелием, а выполняли исключительно религиозные обязанности, за что все остальные платили им долей урожая, тканями, серебром и прочими мерами, заменяющими в то время деньги. При этом в колене Леви выделялась особая привилегированная каста – коэны, первосвященники, ведущие свой род от старшего брата Моше, Аарона. Неудивительно, что и в изгнании еврейские общины тщательно отслеживали, кто у них — израэлит, кто — левит, а кто — коэн – чтобы, когда придет Мессия и будет отстроен Иерусалимский храм, знать, кому выполнять соответствующие обязанности.

Значит ли это, что сегодня все Коэны и Леви могут проследить свою родословную на четыре-пять тысяч лет назад и быть абсолютно уверенными, что их предки были служителями Храма? Нет.

Не так давно, с развитием ДНК-генеалогии, стало возможным определить, какая гаплогруппа (мутация, унаследованная от общего предка) вероятнее всего, была у праотца Авраама и, соответственно, у всех его потомков по прямой мужской линии, включая и Аарона, и его современных предполагаемых потомков-коэнов. Это так называемая гаплогруппа J1, распространенная изначально только на Ближнем Востоке, наиболее частая у евреев (и ашкеназов, и сефардов) и у арабов. В связи с такими выводами было проведено ДНК-тестирование носителей «коэнских» фамилий – и исследования выявили, что, хотя большинство (от 50 до 80 процентов) коэнов действительно имеют гаплогруппу J1, то есть они «подлинные» коэны, был также значительный процент имеющих другие гаплогруппы, то есть «ненастоящих» коэнов. Как могло произойти такое, что коэнами (а также, скорее всего, и левитами) стали считаться люди, которые в действительности к ним не относятся?

Причин может быть несколько. Первая из них — вопрос престижа. Если в общине все знали, является ли тот или иной ее член коэном, то при переезде в достаточно далекие края он мог назваться коэном, хотя в действительности им не был. Вероятно, те, кто так поступал, делали это ради престижа, повышения своего статуса в глазах окружающих, хотя реальных материальных преимуществ это, конечно же, не давало.

Другая причина – «ложное отцовство», которого обычно боятся как огня представители известных династий, и отказываются по этой причине от ДНК-тестирования. Еще бы – кому хочется узнать, что ты — не потомок древнего рода, а незаконнорожденный. Иными словами, ложное отцовство – это когда жена коэна родила сына не от мужа, а от другого мужчины, и, соответственно, все потомки этого ребенка, сами о том не подозревая, коэнами не являются.

И, наконец, еще один возможный вариант – усыновление. То есть, если в какой-то момент семья коэна взяла на воспитание чужого ребенка и он получил их «коэнскую» фамилию, в будущем его потомки могут ничего об этом не знать, считая себя коэнами.

С левитами все обстоит несколько иначе – генетически их никак не определить, потому что левиты, в отличие от коэнов, не являются строго прямыми потомками Аарона по мужской линии, и, соответственно, могут иметь самые разные гаплогруппы.

Статус рядового левита, в отличие от коэна колена Леви, никакого особого престижа не добавлял, поэтому маловероятно, чтобы «левитскую» фамилию брали с этой целью. Однако, здесь может быть другой «подводный камень». Леви – это не только название одного из еврейских племен, но еще и личное мужское еврейское имя. А имена старших членов семьи очень часто служили основой фамилии при «офамиливании» евреев.

Поэтому какой-нибудь Левин с равной вероятностью может оказаться как представителем колена Леви, так и потомком человека по имени Леви. Истину здесь можно установить, только проследив свою родословную по этой фамильной линии, и проверив, не было ли с конца XVIII до середины XIX века в роду кого-то с этим довольно редким именем. Что, разумеется, не всегда возможно по причине плохой сохранности документов.

Между прочим, закон с «ложными» коэнами и левитами работает и наоборот – человек, чья фамилия никак не намекает на колено Леви, вполне может оказаться и первым, и вторым. Потому что по разным причинам «офамиливание» в разных регионах происходило по-разному, не всегда упорядоченно, и не всегда еврей сам мог выбрать себе фамилию. Поэтому потомки коэна или левита, получившего некогда не указывающую на это фамилию, могут ничего не знать об этом любопытном факте.

Лея Костинская, «Детали» К.В.

Фото: Оливье Фитусси

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх