Помост

Вопросы веры

Липецк христорождественский собор

Кафедральный Христорождественский собор в Липецке по праву считается жемчужиной и духовным центром города среди всех остальных достопримечательностей. Ведь он смог вырасти, даже когда Липецк был еще не городом, а селом под названием Малые Студенки Липовские.

История собора

Став визитной карточкой города, местом паломничества тысяч православных верующих и всех его гостей, соборная церковь Рождества Христова продолжает оставаться главным храмом Липецка. Но, только изучив историю, можно понять, почему его считают столь величественным.

Возведение и основание

Давайте перенесемся в начало 1791 года, именно тогда на средства липецкого помещика Петра Вильяминова и началось возведение собора по проекту итальянского архитектора Томмазо Адолини. Но как только в 1803 году достроили главную часть, возник пожар, поэтому освящение собора передвинули еще на 2 года.

Восстановление после пожара

К 1805 году, благодаря пожертвованиям и усиленной помощи горожан, храм вновь приобрел прежний вид. И уже 20 июня того же года собор был впервые освещен во имя святого Николая Чудотворца.

Историческая судьба

Главный собор на Ленина (где теперь находится улица Соборная) освятили спустя 2 года, сделал это Иоанн Панов. Освящение третьего престола было произведено в 1816 году архимандритом Козловского Троицкого монастыря Анастасием.

Постройка колокольни началась в 1825 году и продлилась целых 10 лет. Как только достроили основную часть и колокольню, было решено приступить к постройке трапезной, которую возвели всего за 2 года под руководством Андрея Калугина. После этого освятили левый и правый престолы, на этом и было закончено строительство храма.

Революционное и советское время

До революции храм считался наибольшей ценностью города. Но, к сожалению, не смотря на все свое культурное достояние, после революционного движения в 1917 году он стал лишь одной из многих православных реликвий, которую власть рассматривала только со стороны источника наживы.

23 февраля 1922 года был подписан протокол с постановлением о проверке и инвентаризации всего имущества во всех церквях. Власти под предлогом «голодного времени» начали изымать все церковные ценности.

Когда комиссия исполкома подошли к Христорождественскому храму, то их встретило 200 неравнодушных людей и прихожан. Оказание давления также прошло безуспешно. И тогда на церковь направили отряд красногвардейцев, которые и произвели реквизицию.

Первоначально власти хотели использовать храм как общежитие для рабочих, но посчитав расходы на ремонт, передумали. И в итоге сделали из него хранилище для зерновых культур, а в бывшей трапезной располагался театр.

Но верующие люди не отчаивались, и, наконец, появился Л. Е. Рудаков, который в 1957—1958 года занялся ремонтными работами.

Современное положение

В наше время собор очень органично вписывается в архитектуру Липецка. Он является одним из красивейших и величественных сооружений. Благодаря своему месторасположению на холме, его видно с любой точки города.

Архитектура и убранство сооружения

Творчество любого крупного архитектора — практически неисчерпаемая тема для исследований. Тем более, если речь идет о великом мастере восемнадцатого века и его творении искусства.

Внешний вид

Церковь на Соборной площади построена в классическом стиле, но, тем не менее, она увенчана позолоченным обширным куполом, что делает святыню значимой и величественной. Фасады с Северной и Южной стороны увенчаны лоджиями с колоннами. Также с этих сторон есть два каменных крыльца: южное с двухмаршевой лестницей и северное — с одномаршевой лестницей.

Собор имеет несколько приделов:

  • придел Николая Чудотворца;
  • придел Серафима Саровского;
  • Кресто-Воздвиженский придел;
  • придел Смоленской иконы Божьей Матери.

Внутреннее оформление

На оформление внутреннего убранства жертвовали средства несколько поколений жителей города, а также приезжие туристы. Одаренные художники тоже сделали вклад, подарив свои прекрасные картины и иконы. Середину главной части храма украшает люстра со свечами непревзойденной ручной работой. Интерьер собора в некотором роде напоминает картинную галерею.

Храм имеет 3 святыни:

  • подрясник и икона Липецкого епископа Уара первого;
  • Страстная Липецкая икона Божией Матери;
  • ковчег с мощами святейших чудотворцев Киево-Печерских пещер.

Отдельного внимания стоит уделить Страстной иконе Божьей Матери, ведь это истинная городская реликвия. Когда в 1831 году на население Липецка напала ужасная эпидемия холеры, они начали просить помощи у Святой Божьей Матери, и она помогла. Спустя два дня крестного хода по всему городу, как по велению силы Божьей, холера бесследно испарилась. Такое исцеление не могло остаться без внимания, и по сей день люди едут из разных концов страны к Пресвятой Богородице.

Архитектурный ансамбль собора

В 1805 году на Соборной площади хотели разместить ряд гостиниц, но проект так и не завершили. Окончательный ансамбль был сделан по проекту Н. Ф. Бровкина в 1958 году. Решено было построить здание Дома Советов, и жилых домов, по обеим сторонам от него. Бровкин, создавая проект для площади, полностью ориентировался на архитектурную стилистику храма. Это было верным решением, ведь ансамбль стал одним из лучших в Липецке.

Соборная колокольня

Строительство колокольни длилось 10 лет. Это объясняется тем, что она состоит из пяти ярусов, украшенных разными архитектурными элементами: формами, портиками и другими. Один из колоколов весит приблизительно девять тонн.

Башенные часы

В конце 1970-х годов на высоте в 30 метров установили часы с музыкальным боем. Механизм часов разработал Петродворцовый завод, а дизайн циферблата — В. И. Неминушин.

Как проходят богослужения

Богослужения в храме Рождества Христова проходят ежедневно, кроме понедельника (если на понедельник не приходится большой праздник). Утренняя служба в 7:30, а вечерняя — 17:00.

Престольные праздники собора

Даты престольных праздников:

  • Рождество Христово — 7 января;
  • Воздвижение Животворящего Креста Господня — 27 сентября;
  • Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря;
  • Серафим Саровский, преподобный — 15 января, 1 августа;
  • Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — Август 10.

Как добраться до храма

К храму ведут буквально все дороги, так как он располагается в центре города на Соборной площади, дом 4.

До самого города можно добраться на поезде южного направления, также есть фирменный поезд под названием «Липецк», он отправляется с Павелецкого вокзала города Москвы.

На автомобиле нужно ехать по трассе М4, и после Ельца повернуть на Р-119. Время пути составит около 5-7 часов.

Другие церкви Липецка

Также в городе располагаются еще четыре церкви, которые не должны оставаться без упоминания. Ведь у каждой из них есть своя история, непохожая на другие.

Храм Всех Святых

В Липецке есть церковь на 15 микрорайоне, на улице Водопьянова 19.

Храм имеет довольно внушительные размеры. Настоятельствует в соборе отец Владимир, который находиться там со времен его строительства в 2002 году, которое было осуществлено под руководством архитектора В. Рублева. Идеальные пропорции приводят жителей города в восхищение — церковь состоит из пяти куполов и одной примыкающей высокой колокольни.

Проехать мимо церкви точно не получиться, ведь постройка по древним традициям идеально вписалась в современный спальный район.

Храм Сергия Радонежского

19 микрорайон, а именно, улица Московская дом 30, знаменита Приходом Сергия Радонежского . Настоятелем там является протоиерей Сергий Николаевич Косых.

Строительство двухъярусного храма ведется с 2006 года и по сей день, но это не мешает православной церкви быть действующей. Она принимает своих посетителей ежедневно, кроме понедельника.

Престольные праздники там проходят дважды:

  • Сергия Радонежского — Июль 18 (Обретение честных мощей), Октябрь 8 (Преставление);
  • Преподобного Сергия, игумена Радонежского — 18 июля, 8 октября.

Спасо-Преображенская церковь

Строительство Спасо-Преображенского храма в Липецке было начато в 1808 году, но потом его закрыли в 1937 году. Власти репрессировали священнослужителей. И, наконец, вновь открыли святыню в 1946 году, она действует и в настоящее время. А в 1989 году церкви вернули колокола.

К настоящему времени храм Преображения полностью отреставрировали и провозгласили памятником истории и культуры 19 века.

Адрес: Липецк, улица Папина, дом 1. Находится церковь почти на центральном рынке.

Храм Святого Уара

Храм назван в честь первого епископа Липецка, священномученика Уара. Настоятель храма на данный момент — протоиерей Александр Суриков. Решение о строительстве было принято в 2007 году. Тогда епископ Никон благословил возведение храма Святого Уара.

Уникальность храма состоит в том, что он будет исполнен в греческом, а точнее в новоафонском стиле. Само здание по высоте составляет 36 метров.

Пока еще недостроенная, но уже работающая церковь, находится на улице Стаханова 28 города Липецка.

Видео

В видео можно детально рассмотреть кафедральный собор Рождества Христова с высоты птичьего полета.

Христорождественский кафедральный собор в Липецке

Одно из исторических мест на небольшой возвышенности занимает Христорождественский собор в Липецке. Расположение этой святой реликвии приходится на ту местность, где еще в древние далекие времена, за несколько десятков лет до нашествия татаро-монгольского ига, было основано славянское поселение, которое с северной и западной стороны было защищено крутыми склонами. И лишь восточная часть, имеющая пологий подступ к вершине холма, когда-то давно обустроили насыпанным оборонительным холмом, часть которого осталась до настоящего момента.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир

Описание

Христорождественский собор в Липецке случайно считается одной из главных достопримечательностей этого города, его гордостью и жемчужиной среди множества архитектурных строений.

В состав ансамбля входят:

  • высокая колокольня;
  • главный храм;
  • трапезная.

Это церковное сооружение по праву является главным собором в Липецке, который в паломнической молитве воссоединяет огромное множество верующих прихожан и приезжих туристов.

Интересно знать: составе колокольни Христорождественского храма было восемь колоколов, крупнейший из которых имел массу более полутысячи пудов.

Возводилось это грандиозное сооружение на протяжении многих десятилетий по распоряжению великой русской правительницы Екатерины II. Архитектор — Томазо Адамани. Сама стройка была благословлена одним из Святейших Синодов — Воронежским епископом Иннокентием.

Без сомнения, Вас должна увлечь статья о памятнике XII века — церкви Бориса и Глеба в Кидекше.

История строительства

Строительство каменного здания было начато еще в 1791 году и продолжалось до 1803 года. Организаторами сооружения были П. Л. Вельяминов, который не дожил до момента освящения своего строения, и Н. И. Лодыгин.

Но как только главную часть собора достроили, возник пожар, в ходе которого сгорела вся деревянная часть храма, а также пострадали и каменные части этого строения. Строительство вновь пришлось возобновить с самого начала.

Благодаря щедрым пожертвованиям и усилиям множества прихожан, храм Рождества Христова к 1805 году заново отстроили, а первый престол Николая Чудотворца в стенах этого собора освятили уже в середине июня этого года, после чего и начались регулярные богослужения.

Главный собор освятили спустя два года, в мае, Иоанном Пановым. Освящение третьего придельного престола было совершено в 1816 году архимандритом Козловского Троицкого монастыря Анастасием.

Интересный факт: в 1822 году решено строить колокольню, проект которой был выполнен в традиционных рамках. Начало стройки колокольни было положено в 1825 году, которое продолжалось на протяжении 10 лет.

После того как колокольня была возведена согласно проекту, наступил продолжительный перерыв в строительстве Христорождественского собора. Как только колокольня и основная часть храма пришли в стабилизацию, было положено начало строительства трапезной части, которую возвели буквально за два года под четким руководством Андрея Калугина. Известно, что в 1842 году она уже начала функционировать по своему назначению.

Важно знать: с самого момента основания, собор считался всегда трехштатным, так как в его клире всегда было три самых уважаемых священника.

Как только завершилась стройка трапезной части храма, были освящены левый и правый престолы собора, на этом и закончилось возведение одного из самых важных строительных проектов города.

Судьба во время революции и советское время

В дореволюционное время храм Рождества Христова считался центральной частью Липецка, а также основной достопримечательностью, притягивающей к себе всех гостей города, туристов и родных жителей.

Но, к сожалению, несмотря на всю свою историческую и культурную ценность, Христорождественский собор после революционного движения в 1917 году стал лишь одним из множества православных реликвий, которые рассматривались новой властью как доступный источник богатой наживы.

23 февраля 1922 года власти утвердили секретный протокол с постановлением о полной проверке и инвентаризации церковного имущества во всех православных храмах Липецка. Основная цель власти была направлена на составление точного отчета об имеющейся церковной утвари, выполненной из золота и серебра. После чего власти, выдумав несуществующее «голодное время», объявили о проведении пожертвований в помощь голодающим и начали изымать все церковные ценности.

Согласно указу из Москвы от 14.03.1922 года, исполком начал формировать специальную комиссию для изъятия церковных ценностей.

Возьмите на заметку: приняли решение начинать изъятие именно с Христорождественского храма, так как он считался одним из самых богатых православных сооружений.

К выполнению своей работы комиссия исполкома приступила 16.03.1922, но встретила протест со стороны 200 человек — неравнодушных людей и верующих прихожан данного собора, считающих всех членов, входящих в состав этой комиссии, антихристами и предателями Всевышнего.

Состав членов комиссии ретировался и совершил попытку оказания давления на священнослужителя Суворова и членов церковного совета с целью склонения их к добровольному сотрудничеству. Но их попытки оказались напрасными. После этого власти направили в помощь отряд красноармейцев, которые с применением силы провели реквизицию собора.

В дальнейшем «народная власть» утвердила кампанию по проведению закрытия храма в 1931 году. На протяжении всего этого времени члены Липецкого городского совета готовились закрывать храм для верующих и богослужений. Одновременно с этим самая верхушка власти думала, на какие цели пустить отобранное у православного народа здание церкви.

Первоначальная идея властей по использованию здания храма была направлена на размещение там рабочих, но после подсчета всех необходимых вложений для требуемой перестройки, власти решили использовать здание для создания в нем театра. Но театр так и не был создан, а сделали хранилище для зерновых и овощных культур. В трапезной части собора был размещен музей краеведческой направленности. Но верующий народ не терял надежду и продолжал бороться за восстановление храма и возвращение их прав.

Обратите внимание: в полноправное пользование и проведение священных богослужений храм был возвращен православному народу в 1991 году.

И наконец, по воле Всевышнего, появились лица, имеющие свои влияния в верхних кругах и заинтересованность в восстановлении православного Христорождественского собора. Ремонтными работами и восстановлением храма занялся Л.Е. Рудаков, случилось это в период с 1957 по 1958 год.

Современное состояние

В настоящее время собор довольно органично вписывается в общий план архитектурной разработки главной площади Липецка.

Данный храм является одной из самых интереснейших и красивейших особенностей и достопримечательностей города. Он привлекает цельностью своего строения с архитектурной точки зрения. Все составляющие ансамбля составляют как бы единое целое:

  • сама церковь;
  • колокольня;
  • трапезная.

Важно знать: благодаря его необычному расположению на самой вершине холма, собор Христова Рождества можно увидеть с любого конца города.

Композиция храма продумана и выполнена с необыкновенной простотой, лаконичностью, сдержанностью и ясностью.

Архитектурные особенности

Стиль современного строения православного сооружения — классический с оригинальной 2-х ярусной объемной композицией. Апсида с полукруглой формой примыкает к первому квадратному двусветному ярусу храма, а вокруг располагаются три придела, имеющие одинаковую прямоугольную форму.

Сам храм увенчан позолоченным обширным куполом, который воссоздает величественность данного сооружения, несмотря на его простоту в стилистическом дизайне строительства.

Фасады с северной и южной стороны, относящиеся к первому ярусу, увенчаны лоджиями с необыкновенными колоннами. Ровно посередине между колоннами располагаются двери двупольной структуры, над которыми врезано окно полуциркульной формы со второй степенью освещенности.

Это интересно: кроме всего прочего, храм имеет два крыльца, расположенных с северной и южной сторон.

Более того, собор имеет несколько приделов:

  • Придел Николая Чудотворца
  • Придел Серафима Саровского;
  • Кресто-Воздвиженский придел;
  • Придел Смоленской иконы Божией Матери.

Все остальные прелести данного сооружения можно по достоинству оценить во время проведения священных богослужений либо во время святых праздников, когда, например, во время служения на Рождество или на Крещение, собирается в храме основная часть населения г Липецка.

Внутреннее убранство

Украшения во внутреннем устройстве сооружения были приобретены на пожертвования людей, собранные за несколько поколений. После чего убранство храма постепенно восполнялось красивейшими картинами и иконами Липецких одаренных художников.

Интересный факт: сейчас храм, благодаря протоиерею Бильчуку, полностью восстановили. В нем хранится огромное множество великолепных икон, а в начале 2001 года сюда были перевезены мощи 82 святых киевских Печерских подвижников.

После революции храм был одним из самых богатых и необыкновенно красивых соборов. Но в 1931 году его полностью разграбили народные власти.

История соборной колокольни

Решение возводить данное сооружение приняли в 1825 году. Задумано строительство колокольни в строгом классическом стиле. Окончательно строительство было завершено только спустя 10 лет.

Полезно знать: из восьми размещенных на колокольне колоколов, один был весом 489 пудов, который смогли перелить только в 1900 году, после чего он стал весить 558 пудов 10 фунтов, что приблизительно равняется 9 тоннам.

Столь продолжительное время на возведение части храмового комплекса ушло на строительство пяти ее ярусов, украшенных различными формами, портиками, дугами и другими архитектурными элементами украшения. Общая высота всей колокольни составляет около 90 аршин.

История башенных часов

Самые первые часы были установлены в середине девятнадцатого столетия. Отслужив примерно половину века, они сломались.

В конце 1970 года на высоте колокольни в 30 метров было решено установить новые башенные часы с музыкальным исполнением. Липецкие куранты были запущены уже в декабре этого года.

Сам механизм башенных часов был выпущен Петродворцовым заводом по производству часов. Дизайн циферблата был разработан коренным жителем В. И. Неминущим.

Святыни собора

В Христорождественском соборе имеются следующие святыни:

  • Подрясник и икона липецкого епископа Уара первого;
  • Страстная липецкая икона Божией Матери;
  • Ковчег с мощами святейших чудотворцев Киево-Печерских пещер. Ковчег установлен в раке, выполненной из красного дерева.

Интересные факты

Имеющаяся здесь священная икона Страстной липецкой Божией Матери — истинная городская реликвия. Когда в 1831 году на население Липецка напала страшная болезнь холеры, люди начали умирать десятками, все жители города в коленнопреклонной молитве просили у Пресвятой Богородицы спасения и избавления от этого страшного проклятия.

Священнослужители совершили крестный поход с иконой. Двое суток липчане постились и молились об избавлении от эпидемии, и произошло настоящее чудо. Холера исчезла бесследно.

Такое исцеление Липчане запомнили на века. В настоящее время, как и почти двести лет назад, икона помогает исцеляться от ужасных недугов верующим.

Информация для паломников и туристов

Находится Христорождественский собор на Соборной площади города Липецка. Из любой точки города заметен величественный собор, потому приезжий путешественник с легкостью отыщет данное строение.

Как добраться

Доехать можно на собственном автомобиле, на такси, или пешком, прогуливаясь по улицам Липецка до улицы Ленина, здание 34а. Пешие прогулки позволят по достоинству оценить и другие не менее привлекательные достопримечательности города и увидеть доброжелательность и искреннюю чистоту души липецкого народа.

Контакты

Расписание служб в Христо рождественском соборе можно найти в интернете. Точное расписание богослужений и график работы можно уточнить на его официальном сайте.

Контактный телефон: 27-04-78.

Поистине насладиться необыкновенной атмосферой духовного мира, узнать подробнее историю кафедрального собора, можно лишь побывав в этом необыкновенном месте хотя бы раз в жизни.

Как смотрится Христорождественский кафедральный собор с высоты птичьего полета, вы можете увидеть в следующем видео:

Фотогалерея

Другие статьи о святых местах

Христорожественский собор в г. Липецк — это главный кафедральный православный собор города, архитектурный памятник XVIII века и самое заметное строение в Липецке. Храм является местом паломничества многих православных россиян и любимым собором липецких прихожан на протяжении почти 400 лет.

Адрес собора

Христорождественский собор расположен в г. Липецке на площади Ленина-Соборной, 4.

Как добраться на машине

На машине до собора Рождества Христова можно добраться несколькими путями:

  • с ул. Плеханова мимо площади Плеханова повернуть на ул. Зегеля и ехать прямо два квартала;
  • двигаясь по Петровскому проезду до Соборной площади.

В любом случае храм будет сложно пропустить, так как здание ярко выделяется на фоне городского ландшафта.

Как доехать на общественном транспорте

Напротив собора расположена автобусная остановка ул. Ленина, 3. До нее можно добраться на автобусах №2, 12 и 352, на маршрутке №302 и пешком от остановки напротив площади Плеханова.

Дата начала строительства храма до сих пор остается спорной. По многим официальным документам строительство началось в 1791 году, что подтверждается и на хорах собора. Но известно, что в архивной справке от 1797 года о храме говорится, как о построенном тем же летом.

Историк искусств А. Бенуа также подтверждает проект собора, созданный в 1796 году. Скорее всего, разногласия произошли от невозможности отличить цифру 1 от цифры 7 в старых летописных документах, исправлявшихся и переписывавшихся неоднократно.

Христорождественский собор (Липецк) был построен по инициативе помещика Петра Лукича Вельяминова. С помощью неравнодушных горожан он собрал средства, привез архитектора и сделал заказ на проект храма. Упоминается в документах и имя Николая Ивановича Лодыгина, родственника Вельяминова, который принимал активное участие в строительстве и заканчивал его после смерти Петра Лукича.

Строительство основной части здания завершилось к 1803 году, однако освящение задержалось произошедшим пожаром, который охватил деревянные постройки. К 1805 году храм отремонтировали и освятили, начались первые службы.

В 1822 г вышел указ о строительстве колокольни собора, возведение началось в 1825 году. Пятиярусная колокольня была закончена в 1835 году.

Окончание строительства собора ознаменовалось открытием трапезной в 1842 году, в ней были сооружены два престола. К началу ХХ века общее количество колоколов в храме насчитывало 8. Вес самого крупного после того, как его перелили в 1900 году, достиг 558 пудов (9140 кг). Полиелейный колокол занимал второе место по величине и весил 141 пуд (2309 кг).

Башенные часы на колокольне смонтировали во второй половине 1850-х годов. Восьмиметровый шпиль на башне установили в 1957 году, после чего высота колокольни стала составлять более 50 метров.

Под началом церкви работала церковно-приходская школа, учрежденная во второй половине XIX века. В ней воспитывался 181 ребенок. А.В. Суворов, протоиерей, служил заведующим и учителем закона этой школы. В соборе имелась и библиотека — в ней хранилось около 100 томов книг.

Северный придел здания располагался над склепом И.М. Рождественского — почитаемого преподавателя местного духовного училища. Это было одно из самых посещаемых мест у горожан и гостей курорта.

Здание преобразовывалось. Уже в 1902 году здесь устроили систему обогревания на паровом отоплении. Позже здесь появился водопровод, электричество. Свечное освещение заменилось ламповым. Паникадила остались в качестве осветительных сооружений. Они стояли перед алтарем и в трапезной.

Революция 1917 года сулила собору Рождества Христова ту же участь, что и многим другим святыням страны. В 1922 году была проведена инвентаризация и изъятие церковного имущества, включавшего золотые и серебряные предметы убранства.

В 1931 году вышло правительственное решение об упразднении храма и передаче его в государственное владение. Здание должно было перейти в качестве жилой площади рабочим “Липецкстроя”.

Из-за крупных затрат на переделку здания в общежитие было решено устроить в соборе склад овощей и фруктов, а в трапезной — краеведческий музей. Все эти годы верующие боролись за возвращение храма, писали прощения во ВЦИК и Священный Синод, но их просьбы не были услышаны.

В 1954 году было принято решение о формировании Липецкой области как субъекта, в тот же год решилась и судьба храма. Нашлись люди, готовые взяться за реставрацию обветшавшего здания. Реставрационные работы завершились к 1958 году.

В конце 1970 года были сооружены новые электрические башенные часы, имевшие четыре циферблата диаметром в два метра. Над ними работал мастер М.Т. Гребенкин. Уже через 10 лет часам, как и позолоченному шпилю, было суждено пострадать в пожаре, но их, к счастью, быстро восстановили.

Только в 1991 году здание собора было освящено и возвращено верующим, по случаю чего был совершен молебен. Первым после возвращения настоятелем храма стал протоиерей Василий Бильчук, он служит на этой должности и сейчас.

В 1994 году в честь празднования Славянской письменности и культуры на территории храма установили крест Кириллу и Мефодию.

Христорождественский собор (Липецк) сегодня вновь является кафедральным, в нем закончились реставрационные работы, восстановлены росписи и привезены новые иконы. Проводятся службы и совершаются паломничества.

Архитектор и внешняя отделка собора

По официальной версии, проект здания разработал итальянский архитектор Томазо Адамини. Он являлся автором соборной части храма и колокольни. Стиль постройки можно определить как классицизм. В основе здания лежит двухъярусное построение. Первый квадратный уровень имеет несколько приделов, два прямоугольных престола и лоджии с колоннами.

У второго квадратного уровня нет приделов, по высоте он ниже первого яруса. Он украшен полукруглыми окнами с карнизом по нижнему обрезу. Золоченая глава купола придавала собору особый величественный вид.

На сегодняшний день здание собора выкрашено в солнечный желтый цвет, золоченый купол все так же украшает верхушку храмовой части. Белые колонны ярко выделяются на общем фоне. Тонкому высокому шпилю вторят похожие, но значительно ниже по углам здания.

Колокольня Христорождественского собора была построена в 1822 году. Она состоит из 5 ярусов. Первый, квадратный, обрамлен четырехколонными портиками. Второй, более низкий, украшен по верху карнизом и дугами из лепнины полукруглой формы, часть его очерчена дугой, другая же часть — отделана рустом. В третьем ярусе расположены колокола.

Он украшен колоннадой со ступенчатым стереобатом, колонны служат обрамлением проемам звонов. Четвертый ярус приобрел форму восьмерика, проемы звонов обращены к сторонам света. Это придает особую воздушность зданию. Над восьмериком возвышается ступенчатый карниз. Цилиндрический пятый ярус по сторонам света украшен проемами, в которых располагаются часы.

Трапезная является связующим звеном между двумя частями здания. Она задумывалась так, чтобы сочетаться с общим ансамблем собора. Эту задачу взял на себя местный архитектор Шубков.

Постройка трапезной началась только после одобрения чертежей комиссией, в 1839 г. Ее дизайн повторяет архитектурное направление колокольни и основного здания, лицо трапезной обрамляют четырехгранные полуколонны и карнизы, полукруглые окна и окна с наличниками.

Христорождественский собор стал самым заметным и красивым зданием в Липецке. Местные жители, проезжие писатели и поэты восторгались стройностью и выдержанностью, изяществом декора.

Колокола Христорождественского собора в Липецке

Поэт В.А. Жуковский, например, зарисовал в своем походном альбоме собор Рождества Христова на стадии постройки колокольни. Крупный купол храмовой части, парные колонны и хоры составили единый архитектурный ансамбль.

На сегодняшний день сохранилось множество документов, описаний и фотографий, позволяющих в полной мере представить внутреннее обустройство собора в конце XIX века.

Современники писали, что Христорождественский собор во внутреннем убранстве представлял собой картинную галерею с высоким духовным содержанием. Каждая картина была выполнена известными на тот момент художниками итальянской художественной школы, обрамлена золочеными рамами.

Есть и картины, привезенные прямиком из Италии в дар местными помещиками. Самые большие картины достигали размера 3х3 м.

В описи, проведенной в 1896 г, значатся полотна “Явление Господа Иисуса Христа по воскрешении Марии Магдалине”, “Бегство с младенцем Господом Иисусом в Египет”, образ святого Александра Невского с хоругвью. На противоположной стене висели полотна “Воскресение Господом дочери Иаира”, а также “Двенадцатилетний отрок Иисус Христос среди учителей в Иерусалимском храме”.

Главный иконостас состоял из двух деревянных ярусов, раскрашенных маслом для создания мраморного рисунка. Сверху и снизу выступы позолочены красным золотом (смесь меди и золота, дающая красноватый оттенок).

Углубление иконостаса обрамлено четырьмя колоннами. На дверях икона Благовещение Пресвятой Деве. Напротив, на южном входе в алтарь отображен Архангел Михаил, на северной — Архангел Гавриил.

С обеих сторон были сделаны возвышения с тремя ступенями и небольшой площадкой, обрамленные чугуном. Справа от Царских врат располагался образ Господа Спасителя, слева — образ Пресвятой Богородицы с Предвечным младенцем.

Посреди резных колонн из дерева располагался образ Рождества Пресвятой Богородицы в золоченой раме. Над ней — образ сошествия Святого Духа на апостолов. Выше образов проходил золоченый фронтон с выступами, золотая резьба.

Среди колонн, выполненных в камне, находился образ Смоленской Божьей Матери с серебряным облачением и венцом. Опись убранства венца сохранилась: 29 камней, посередине корона с самоцветными камнями. Высота ризы составляла около 1,5 м. Над образом располагалась икона Пресвятой Троицы, считавшаяся чудотворной.

Над Царскими вратами была роспись “Тайная Вечеря”, справа от которой картина “Преображение Господне”, слева — “Вознесение Господне на небеса”. Выше южного прохода в алтарь помещены были 2 скрижали, вырезанные в дереве, северного — сосуд и Евангелие.

Выше Царских ворот располагался образ Распятия, по обе стороны от которого стояли два коленопреклоненных ангела. На Христе были серебряные венец и одеяние. На вершине фронтона из дерева вырезали “Воскрешение Господне из гроба”, окаймленное узорными позолоченными лучами.

В приделе Успения Божьей Матери интерьер не уступал главному алтарю. Здесь находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы, написанный маслом, образ Преображения Господня, образ святых мучеников Адриана и Наталии. В посеребренной раме находился образ Успения Божьей Матери. Известно также, что здесь были иконы проповедников Матфея, Луки и Иоанна.

В приделе святого Николая Чудотворца находился образ Христа Спасителя с серебряным облачением и венцом, подаренный собору помещицей Зацепиной. Позже она же пожертвовала храму другую ризу — Богородица с Предвечным Младенцем.

В конце 1800-х годов в храме держалось шесть крестов:

  • Четырехконечный крест из серебра, обложенный финифтью, камнями и жемчугом.
  • Восьмиконечный крест из серебра, с финифтью и чеканкой.
  • Четырехконечный позолоченный крест с гравировкой.
  • Четырехконечный крест из серебра с черненым узором.
  • Незолоченный крест из серебра.
  • Восьмиконечный позолоченный крест.

Самый большой из них достигал в размере 10 вершков (50 см).

Святыни и мощи собора

Во времена расцвета собора каждый год в июле в нем проводились крестные ходы день праздника Смоленской иконы Божьей Матери. Ходы велись со святыней — иконой Божьей Матери “Страстной”. Эту традицию учредили в честь чуда — избавления Липецка от эпидемии холеры.

икона Божьей Матери “Страстной”

Долгое время местные жители с молитвой приходили к этой иконе за помощью, но постепенно память об этом угасла. Икона в благодарность от горожан была украшена серебряной ризой и драгоценными камнями. Какое-то время она была утеряна, затем ее переместили в Никольский храм села Двуречки. Сейчас она снова возращена в собор и стоит главой крестного хода.

Из святых реликвий в соборе находятся частицы мощей Киево-Печерских старцев в фарфоровой раке, останки святого старца Федора Кузьмича.

Наставники собора

Каждый настоятель собора был уважаемым человеком в городе, особенно в истории запомнилось имя протоиерея А.В. Суворова, который был с собором в тяжелое для него послереволюционное время.

Его пытались заставить сотрудничать во время расхищения храмового имущества, однако он настойчиво давал отпор налетчикам. Неоднократно он был арестован, сослан в тюрьму, в том числе за контрреволюционные агитации.

На сегодняшний день в храме несут службу:

За многие годы существования храма священнослужители с честью несли свою службу и охраняли честь и святыни собора.

Расписание служб, режим работы

Утренние богослужения проводятся в 7:30. Вечерние — в 17:00. В понедельник службы не проводятся.

Правила посещения собора

Перед посещением в храм необходимо выключить звук на мобильном телефоне или прийти вовсе без него. Разговаривать по телефону во время службы, отвлекаться на сообщения также не рекомендуется.

Перед посещением богослужений желательно прочитать Библию или Евангелие, настроиться на молитву. Необходимо проанализировать свою жизнь и поведение, продумать грехи, которые можно будет высказать на исповеди. Вспоминать стоит и хорошие моменты — все, за что можно поблагодарить Господа во время молитвы.

Одежда должна быть скромной, чистой, то же касается и обуви. Внешний вид человека влияет на его внутреннее состояние, и наоборот — чистые и опрятные одежды отражают чистые и скромные помыслы. Во всем внешнем виде должно олицетворяться спокойствие и умиротворение. В праздники лучше выбирать светлые одежды, а в дни траура — темные.

Женщины должны приходить в храм в юбках ниже колена и с покрытой головой. Мужчины же всегда должны обнажать голову в храме. Шорты не разрешается надевать ни мужчинам, ни детям старше 7 лет.

Входя в церковь нужно трижды перекреститься и можно прочитать молитву “Отче наш” или же просто произнести “Господи помилуй”. Во время молитвы и крестных знамений стоит обращать взгляд к своду храма.

На службу стоит приходить вовремя или заранее, не курить вблизи храма, не вести разговоров о личных делах и проблемах. В мыслях должна воцариться тишина и благоговение. Молитва должна совершаться про себя или шепотом, так же и с пением. Нельзя уходить из храма во время богослужения, лучше дождаться его окончания. Во время службы также не стоит ходить по храму, ставить свечи и разговаривать.

Престольные праздники

Христорождественский собор (Липецк) проводит праздничные богослужения в следующие дни:

7 января Рождество Христово
27 сентября Воздвижение Креста Господня
19 декабря Праздник Николая Чудотворца
1 августа Праздник Серафима Саровского
10 августа Праздник Смоленской иконы Божьей Матери “Одигитрия”

Даты указаны по новому стилю.

Интересные факты про собор

В 1831 году в город пришла эпидемия холеры. Врачи были беспомощны, эпидемия разнеслась по губернии. Безутешные горожане решили молиться беспрестанно перед образом Смоленской Богоматери, и их молитвы были услышаны.

Прихожане совершили крестный ход с образом, постились и молились дома и через несколько дней болезнь отступила. С того времени в Липецк совершались крупные паломничества к чудотворной иконе. Позже крестные ходы с иконой стали ежегодной традицией.

Христорождественский собор (Липецк) хранит частичку мощей старца Федора Кузьмича, который по преданию был императором Александром I. Считается, что государь возложил на себя бремя странничества и скитания ради искупления греха за помощь в организации бунта против своего отца, Павла I. Убийство императора стало неожиданностью даже для Александра, о чем он впоследствии сожалел.

По преданию, муки совести заставили правителя оставить пост и отправиться в странничество никем не узнанным, разыграв свою смерть в Таганроге. При жизни старца принимали за святого, после его кончины у него нашли вещи, выдающие его связь с царской семьей. Александр III хранил их у себя, подписанными “вещи моего дедушки”.

Приезд архиерея в собор издавна считается особенным событием у прихожан собора, даже теперь на всех крупных православных праздниках проводится архиерейская служба.

Информация для паломников

Христорождественский собор в г. Липецк имеет действующий паломнический отдел, который направляет группы паломников в поездки по святым местам России и ближнего зарубежья.

Путешествия совершаются в Москву, русский север, древние храмы страны. Круглый год собор готов организовывать духовный досуг всем желающим прихожанам. Среди известных недавних поездок были паломничество на Афон, в Соловки и на Святую Землю.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Христорождественском кафедральном соборе в Липецке

О Христо-Рождественском соборе в Липецке:

Во вторник Светлой седмицы в храме Иверской иконы Божией Матери г. Липецка состоялось архиерейское богослужение

В Липецкой епархии пребывают святыни монастыря Хиландар Святой горы Афон

1 ноября по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Липецкого и Задонского Никона в Христо-Рождественский кафедральный собор Липецка доставлены святыни сербского монастыря Хиландар Святой горы Афон:

  • икона Божией Матери «Всецарица», икона Божией Матери «Иверская», икона Божией Матери «Троеручица»;
  • ковчег с частицей Древа Животворящего Креста Господня, частицей хитона Господня, частицей Гроба Господня;
  • ковчег с частицей святых мощей великомученика и целителя Пантелеимона;
  • ковчег с частицами святых мощей святителя Григория Богослова, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Харлампия, епископа Магнезийского, святителя Нектария Эгинского, великомученика Феодора Тирона, преподобномучеников Раифских горы Синай;
  • ковчег с частицами святых мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы, мученика Евфимия Афонского, мученика Конона Исаврийского, мученика Елевферия, преподобномученика Акакия Афонского, преподобного Афанасия Афонского, преподобного Леонтия Афонского, преподобного Иерофея Афонского.

Святыни будут пребывать в Липецком кафедральном соборе до 15 ноября.

Монастырь Хиландар

В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (его отцом), которые до этого монашествовали в монастыре Ватопед и приняли имена Святого Саввы и Святого Симеона соответственно (12 век). В 13-14 веках монастырь процветает. Во время пожара, случившегося в 1722 году, он сгорел. Когда в 1676 году архиепископ Ипекиу утвердился на Вселенском троне, сербские монахи ушли из монастыря, а здесь обосновались болгары, болгароязычные монахи Македонии и несколько греческих монахов. Однако, в 1896 году, после посещения монастыря, царь Александр Овренович выплатил все долги монастыря, и здесь снова утвердились сербы.

Соборный храм монастыря посвящен празднику Введения во храм Господний Пресвятой Богородицы (празднует 21 ноября). Основан он в 1293 году Стефаном Уросх Милутин. Приблизительно в тот же период храм был расписан фресками Македонской школы. За епископской кафедрой находится могила Святого Симеона, откуда чудным образом, после перенесения останков, выросла виноградная лоза. Ее ягоды чудодейственным образом излечивают от бесплодия женщин, которые вместе со своими мужьями обращаются к Осиа Симеону с просьбой излечить их от бесплодия. Вместе с виноградом монастырь дает и советы, как им пользоваться.

Монастырю Хиландар принадлежат также 9 часовен на монастырском подворье и 8 часовен, расположенных вне монастыря, а также присоединенные к нему монастыри Зигу, Агиу Василеу (Святого Василия). Кимитиссы, Калитца, Папарникиа, Омологиту, Стровилеас, Скорпиу и Агиу Георгиу (Святого Георгия).

В библиотеке монастыря содержится 700 славянских рукописей и 100 греческих, 25 пергаментов, написанных на славянском языке, и 27 – на греческом, 7 пергаментных свитков, из которых 2 – на греческом языке, 6.600 печатных изданий, 1.000 из которых на греческом языке. Среди сокровищ Монастыря числятся 2 креста с кусочками «Тщесного Древа», часть выпиленного лика Пророка Исайи, часть тернового венца, посоха и савана Господнего, правая нога Святого Пантелеймона, правая рука Никифора, Патриарха Константинопольского, мощи Святой Варвары и Святой Екатерины.

К святыням монастыря причислена чудодейственная икона Богоматери «Трихерусы» с позолоченными вставками и разными древними монетами, среди которых и монеты периода Александра Великого (Македонского). Она была личной иконой Святого Иоанна Дамаскского (8 век) и первого советника владетеля Дамаска – отца церкви. В период иконоборчества Иоанн Дамаскский, отстаивая иконы, направил письма даже иконоборцу-императору Леону III – Исавро. Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить Святому Иоанну правую руку. Святой Иоанн Дамаскский с отсеченной кистью пришел к иконе Богоматери, которая была у него дома, и попросил исцелить его. И, действительно, кисть чудным образом приросла к руке и Святой Иоанн в память об этом чуде приделал кисть из серебра к иконе, которая с тех пор стала называться «Трихеруса» (Трехрукая). В монастыре хранятся еще и чудодейственные иконы Богородицы: «Галактотрофуси», «Екклесиархин пидевсаси», «Несгораемой» в большом пожаре 1722 года, «Акатисту» и сербска «Пападики (Поповская).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх