Помост

Вопросы веры

Любите врагов ваших

Хотите навсегда победить обиду? Разобраться с ней, как с вредным хорьком, который постоянно хозяйствует на поле вашего сердца и внутреннего мира. Победить один раз и навсегда. Тогда читайте дальше.

Сегодня давайте поговорим обо всех аспектах обиды. Напоминаю, что у нас большая тема: “Как научиться прощать и жить без обид“.

Вам стоит прочесть всю Библию, и вы найдете там от силы два десятка слов с корнем «обида». (я проверял) (:

Но при этом эта тема настолько серьезно присутствует в нашей жизни, что вам стоит потрудиться, чтобы найти человека, который никогда не сталкивался с обидой.

Обида — что это?

Обида — это яростное желание доказать свою правоту. Это ненависть к человеку. И сильное желание сделать больно другому, тому, кто обидел и оскорбил тебя.

Обида — это скользкая горка. Сначала обида — затем ненависть — затем ярость — затем преступление, которое теперь человек может оправдать своими убеждениями в обиде.

Обиды бывают самые разные:

  • обида на бывшего парня/обида девушки
  • обида на любого человека, который сделал очень неприятно.
  • обида на родителей
  • обида детей.
  • Обида на жизнь (суть, конечно, сводится к обиде на людей, но называется это «обида на жизнь»)

Знаете, я проверил на себе. Когда обида чертит в душе страшные узоры ненависти, и ты готов на все, чтобы только также больно оскорбить другого человека. Это мой близкий человек, и я даже не заметил, как допустил обиду и закрылся от него. Но более двух суток я ходил закрытый. В конце второго дня я вдруг вспомнил стих, который точно описывал меня.

Прит.18:20 Озлобившийся брат крепкого города, и ссоры подобны запорам замка.

Хуже всего то, что близкий человек мучился, и я мучился. Хотя внешне все казалось, выглядело отлично.

Слава Богу, я соскочил со скользкой горки на первом этапе обиды. И теперь я могу с чистой душой делиться с вами своими выводами.

Если вы разберетесь с обидой — то сможете победить любую. То же самое с обидами детей, обидой на жизнь, обидой на бывшего, обидой девушки. В конце прочтения я очень надеюсь, вы сможете дать себе ответ «Обида – что это? И как с ней бороться!»

Что думает обиженный человек?

Знаете, что самое странное и удивительное. Обиженный думает, что своей обидой он навредит обидчику. Он выдумывает разные планы мести, или просто молчания. Если человек обижен не сильно, он будет просто дуться.

Если он обижен сильно, а кроме того очень любит себя — он будет выстраивать такие планы мести, что диву можно даваться.

Пример. Резня в Варфоломеевскую ночь. Это просто месть короля-католика всем, кто оскорбил его и поменял свои убеждения. ( Я убежден, что те, кто это устраивали эти убийства, не имели отношения к Богу, потому что месть — это не любовь.). За несколько дней погибло более 30 тысяч гугенотов. Вот, что делает месть.

Красный террор в Севастополе. Убийство мирных людей только за неправильные убеждения.

Это крайняя степень, но я хочу показать ту самую скользкую горку.

Что на самом деле делает обида с человеком?

Давайте начистоту разберемся с тем, что делает этот мелкий порок, который вырастает в ужасного монстра. Стоит только ее пустить в сердце — она натворит дел.

  1. Калечит душу. Разрушает человека изнутри.

Да, именно. Вы думаете, что приносите боль другому человеку, но на самом деле — ваша душа становится покалеченной. Это невыносимо — ненавидеть другого. Я переживал.

  1. Приносит боль близким.

Когда человек закрыт в обиде и в ненависти — он приносит невыносимую боль тем, кто его любит. Он становится жестким и непримиримым.

  1. Делает эгоистичным.

Эгоизм — это изгнание Бога из жизни. Это отсутствие любви. Именно это делает обида.

Матф.24:12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;

  1. Отдаляет от Бога.

Это самое страшное. Без Бога наша жизнь превращается в пытку и мучение. Сами по себе — мы законченные эгоисты.

Корень обиды. В чем суть обиды?

А знаете, какова первичная причина обиды?

Самолюбие.

От Адама идет еще. Эта любовь к себе, это желание уважения, требование к себе. И чем больше мы кормим этого гадкого зверя, тем больше он становится.

Как только вам охота обидеться — смотрите в себя, в свое сердце. Скорее всего, вы просто начинаете кормить самолюбие.

Так, с сутью обиды немного разобрались

Для обидчиков.

Я не могу продолжать эту статью без одного важного уточнения. Есть особая категория людей. Которые думают, что им многое позволено. Больше, чем другим. Которые раскормили уже своего «зверя».

Обратимся к Слову Божьему.

Пс.9:35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Бог смотрит на обиды и притеснения. Он все знает. Пусть это ободрит тех, кто обижен. Но главное, остудит пыл обидчиков. Воздаяние придет.

Рим.1:30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям.

Этот стих говорит о людях, которые живут в мире и отвергают Бога. Написан за 2000 лет до сегодня, около 60 года от рождества Христа апостолом Павлом. Не находите, что ничего не изменилось?

Пс.102:6 Господь творит правду и суд всем обиженным.

Здесь прямо говорится о том, что Бог творит. Это не пассивное действие, но активное.

  • «Творит», в оригинале, на древнееврейском это слово означает — «совершает, устраивает, приготавливает»
  • «Правду» — в оригинале «праведность»
  • «Суд» — в оригинале «суд», «правосудие».

Каждый из нас может обижать. Поймите, что Бог мстит за всё это.

Что делать каждому? Слово ободрения — как избавиться от обиды.

Это был бы не полный текст, если бы я не раскрыл тему, как реагировать, когда обижают.

Один близкий мне человек говорит очень правильно. «Вместо того, чтобы говорить, я тебя прощаю, я однажды решил, что я не обижаюсь». Все проще, чем кажется.
Лучше не впускать обиду в сердце, чем потом бороться с ней и пытаться расправиться. Избавиться от обиды в зачаточном состоянии несравненно проще, чем воевать с ней, когда она уже укоренилась в сердце и построила себе уютненькое жилище.

А теперь — Слово Божье. Во всем лучше всего основываться на мудрости Божьей.

Матф.5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

Если вас обидели — Господь Иисус дает очень простой выход. Молитесь за этого человека. От всего сердца. Так, словно это близкий человек. Ведь, в первую очередь, мы молимся за тех, кого любим.

Интересно, что чем больнее действия против нас — тем больше Господь рекомендует отдавать:

  • Врага (человек, сделавший много зла и наживший репутацию врага) — любить
  • Проклинающего (желающий самого скверного) — благословлять (желать самого лучшего)
  • Ненавидящему — благотворить (делать доброе)
  • Обижающего — молиться за него.

1Кор.6:7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

Апостол Павел — большой молодец. Своим примером учит. Он вообще говорит: «Ничего не доказывайте, не защищайте себя»

Рим.12:19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

В другом месте Господь через апостола Павла говорит, чтобы мы не мстили за себя. Господь воздаст.

Иер.22:3 Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.

Кроме того, спасайте того, кого обижают. Есть притеснители — это те люди, которые оскорбляют, но если в ваших силах помочь этому человеку — Господь указывает, что это нужно сделать.

Слово ободрения об избавлении от обиды.

Чем больше зла делают вам — тем больше добра делайте другому.

Умом — это бред. Как так можно?

Но именно так вы поможет себе. И этому человеку. . Любите его. Без Божьей любви это невозможно сделать. Внутри у вас Божья любовь, если вы рождены свыше. (если нет — вам нужна молитва покаяния и прощения ваших грехов, жмите сюда)

В этот момент думайте о Господе Иисусе Христе, ведь Он любил ненавидящих его людей. Он лежал на пыльном кресте, избитый и израненный и молился за тех, кто вбивал ржавые гвозди в его запястья. Он не допустил обиду даже тогда. И вы сможете.

Автор текста: Владимир Багненко

Все статьи по теме “Прощение. Серия статей. Таран против обиды. Помощь тому, кто хочет простить“:

  1. О прощении. “Прощение. Как простить? Пошаговый ответ от Христа”
  2. Об обиде. Суть обиды и как с ней бороться. Библейский взгляд
  3. Книга в тему: Рецензия на книгу Джона Бевира “Приманка сатаны”
  4. Принципы жизни после обиды. Жизнь после обиды. Время прощать.
  5. Молитва покаяния, – главная молитва для каждого человека (если вы никогда не молились ею)
  6. Как никогда не обижаться – действенный способ.
  7. Жалость, самосожаление – статья, в пух и прах разбивающая жалость к себе.

2 июня. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 42–48.

5.42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

5.43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

5.44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

5.45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

5.46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

5.47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

5.48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

(Мф. 5, 42–48)

Ветхозаветный закон повелевал иудеям не мстить и не иметь злобы на сынов своего народа, но любить ближнего, как самого себя. За ближних они почитали единоверцев или людей, равных самим иудеям по происхождению. Остальные же были для них врагами, любовь к которым считалась неуместной. Таким образом, иудеи понимали этот закон как повеление ненавидеть врагов.

Христос, желая, чтобы Его ученики были достойными сынами Небесного Отца, заповедал: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Борис Ильич Гладков поясняет: «И как Отец их Небесный, чуждый гнева и ненависти, любит всех людей, даже злых и неправедных, – видимым доказательством чего может служить повеление Его Своему солнцу светить добрым и злым, и дождю изливаться на праведных и неправедных, – так и они, ученики Христа, желающие быть сынами Отца Небесного, должны любить всех, любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих и гонящих. Только при этом условии они и могут называться сынами Отца Небесного».

Научая, что добродетель любви к любящим нас не заслуживает высокой награды, Спаситель замечает: Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф. 5, 46).

Иудея являлась в то время римской провинцией. Конечно, иудеи с ненавистью переносили это порабощение и с нежеланием платили подати римлянам. Эту ненависть они переносили и на сборщиков этих податей, то есть мытарей. Некоторые из них были иудеями по происхождению, но причислялись соотечественниками к разряду людей корыстолюбивых и преступных, потому как несправедливо и безнравственно притесняли народ.

Продолжая сравнение, Господь добавляет: И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5, 47).

Этими словами Спаситель желал показать ученикам, что если они будут любить только любящих их, то не станут выше даже мытарей или язычников, которые так делают по естественному закону любви, вложенному в человека.

Епископ Михаил (Лузин) пишет: «Источник любви только к тем, которые сами нас любят, есть более или менее наше самолюбие; это не есть еще вполне чистая любовь, совершенная; это свойственно и греховной, поврежденной природе человека, и потому такая любовь не заслуживает такой высокой награды, так как в ней еще нет особенного подвига».

Восходя по лестнице христианского совершенства, возрожденный человек сподобится высочайшей любви к врагам, заповедью о которой и заключает Господь первую часть Своей Нагорной проповеди.

И желая показать, насколько исполнение этой заповеди приближает слабого и несовершенного человека к Богу, Христос подтверждает, что идеал христианина – это Бог: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Это вполне согласно с Божественным планом, выраженным еще при сотворении человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Божественная святость для нас недостижима… но имеется в виду некое внутреннее уподобление, постепенное приближение человеческой души к ее Первообразу при помощи благодати».

Призывая Своих последователей быть совершенными, как совершен Отец Небесный, Господь заново открывает для нас возможность стать подобными Богу, то есть любить и прощать врагов, творя им добро.

Сам Спаситель всей Своей жизнью и Крестной смертью явил нам совершенный пример такой любви к человеческому роду. И для нас, дорогие братья и сестры, важно понимать, что смысл новой и истинной жизни, к которой Он призывает нас, состоит в том, чтобы наполнить мир именно такой любовью. Ведь мы обретаем христианское совершенство лишь тогда, когда прощаем так, как прощает Бог, и любим так, как любит Бог.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

LiveInternetLiveInternet

Оказывается, с крыльями такая морока, отбеливать, стирать, полоскать в «Леноре», чтобы были белыми и пушистыми. С метлой намного проще. Села и адью!

Никогда никому не говорите о своих проблемах. Половине всё равно, а другая половина вообще рада, что они у вас есть..

Столько гостей заходят ко мне, я чё в розыске?!

Жизнь слишком коротка, чтобы волноваться о том, что о тебе подумают или скажут люди. Поэтому живи так, как хочешь — дай им тему для разговоров.

желающие объяснить мне, какая Я — расслабьтесь.Я в курсе всех своих достоинств.

Все горести прогонит сразу и восстановит твой фэн-шуй Всего одна мужская фраза: «Я все решу, не кипишуй!»

Чтобы из себя что-то строить, надо из себя что-то представлять!

Люблю весну. Весной рождаются великолепные люди. Я, например

Общественное мнение — это, конечно, хорошо. Но моё мне нравится больше!

— Какой сегодня день недели? — Весна!

Для кого -то я солнышко, для кого — то солнечный удар, а кому — то вообще не светит.

Нa свой счёт принимaю только комплименты… Всё остaльное — СПАМ !

Какой бы ты ни была хорошей, люди все равно найдут за что тебя ненавидеть.

Мне и вытворять ничего не нужно… Прo меня и так всякую фигню думают…

Женщина-это трудно…Но Красиво! Совершенствуйтесь, развивайтесь,меняйтесь..Работайте над собой!

Лев Борщер. Любимые стихи ( 15 ). Часть 8


***
опять хандра…заела до печенок,
опять не понимаю для чего
мой день проходит, будто бы спросонок,
не замедляя бега своего.
он снова пуст, отброшенные тени
уже длиннее стали…ну и что ж…
я вновь один, и мой крылатый гений
врата закрыл. A ведь когда-то вхож
я был в чертог…но в серой дешевизне
все дни мои надели черный цвет,
и кажется — всё есть уже для жизни,
вот только жизни почему-то нет…
***
Одноглазый король
Правит маленьким миром,
И единственный глаз
Его очень остёр.
Одноглазый король
Стал народу кумиром,
Несогласные с ним
Отошли на костёр.
Одноглазый король,
Он жесток и коварен,
Снисхождения нет
И пощады не жди,
Если жив — будь за это
Уже благодарен,
Если мёртв — что поделать,
Решают вожди.
Одноглазый король,
Ты любимец народа,
За тебя молят б-га,
Бьют поклоны тебе,
И не видит народ
Лишь кривого урода,
И за глаз твой народ
Благодарен судьбе.
Тебе выпала роль
Палача и провидца,
И твой взгляд, как кулак,
Ударяет под дых,
А в ответ на удар
Улыбаются лица —
Одноглазый король
В королевстве слепых.
***
Мой бывший друг, зачем меня ты предал?
Неужто это стоило того…
Предательство твоё тяжелым бредом
Мне не даёт постичь лишь одного:
О чем молчишь, глазами землю роя,
Возможно, ест их сигаретный дым,
Быть может, сердце почему-то ноет,
Из полного вдруг ставшее пустым…
А может, ты моей боишься мести —
Не буду мстить,зачем же множить грусть,
Не буду, нет, уж слишком много чести,
А если встречу — просто отвернусь.
Не распознав тебя в толпе прохожих,
Не подойду и не подам руки,
Подумав: «Где-то виделись, похоже…»-
Забвением тебя похоронив…
***
Благодари своих врагов,
Что сделали тебя сильнее,
Что не жалели бранных слов,
За то, что били побольнее.
За то, что предали не раз,
Даря тебе бесценный опыт,
Что можешь распознать сейчас,
Что в жизни хорошо, что плохо.
Не предъявляя счет судьбе,
Живи врагам назло достойно,
Чтоб даже память о тебе
Мешала им заснуть спокойно.
***
Увлекаясь игрой, черно-белые люди
начертили старательно каждый квадрат
и сказали: играть не по правилам будем,
кто играет по правилам — сам виноват.
шаг направо — и шах, ну а мат — шаг налево,
здесь для каждой фигуры написана роль,
здесь фигура сильнее других — королева,
а в защите нуждается слабый король,
здесь слоны-офицеры срезают зигзаги,
рассекая смущенную диагональ
и бредут, опираясь на острые шпаги…
им солдатами жертвовать вовсе не жаль.
ходят кони, углом проверяя дороги,
и ладьи по прямым вдохновенно плывут,
здесь маневры фигур недоступны для многих,
а цейтнот по секундам сползает с минут…
отыграв, мы убитых солдат не хороним…
ради цели своей извалявшись в грязи,
нам смеются в лицо, развалившись на троне,
только пешки, которые вышли в ферзи.
***
наведу макияж,
ведь сегодня свидание,
ожидания срок
полуночный истёк,
может ты разобьёшь
ожиданье признанием,
может просто сорвёшь
календарный листок.
тёмный круг вокруг глаз
нарисует бессонница,
выразительность даст
блеск неплаканных слёз,
и звучит в голове
поминальная звонница,
по остатку души,
что с собой ты унёс.
яркий цвет моих губ,
он совсем не искусственный
здесь помада не в счет,
здесь она нe при чем,
чуть припухли они
потому, что искусаны,
я отпета уже,
стань моим палачом
и бездушно казни,
без сомнений и жалости,
дай мне криком уйти
в белизну простыней,
не отказывай мне
в этой маленькой малости
сохранить макияж
этих дней и ночей…
***
лопатки жжет…наверно крылья лезут!
ещё осталось нимбом облысеть…
напильником по ржавому железу
вытачиваю ангельскую сеть.
и полечу ловить влюблённых души,
в эфире нежно крыльями шурша,
лети ко мне, стихи мои послушай!
душа, ты так невинно хороша!
приди ко мне, в мою стальную клетку,
я буду рад и улыбнусь хитро,
и о себе оставлю фразой меткой
из крыльев моё черное перо.
***
я обниму твои колени
и в мягких бёдрах утону,
обломком кораблекрушений
пойду, конечно же, ко дну.
я задохнусь в твоих глубинах,
пусть рвутся лёгкие в куски,
сольюсь с тобою воедино
на дне непрошенной тоски.
в который раз в тебе тону я,
тебе ли этого не знать,
одним прощальным поцелуем
ты воскресишь меня опять.
***
трудно жить без кожи,
с нервами наружу,
холодней морозы
и острее стужа…
трудно жить без сердца,
вроде бы не больно,
только вот согреться
хлопотно довольно…
трудно жить без жизни,
и неощутимо
ледником осклизлым
жизнь проходит мимо…
***
я не буду сегодня тревожить,
ты сегодня другим занята,
но знакомым морозом по коже
намекну, что не всё суета.
где-то рядом, блуждая как призрак,
не смущая вечерний покой,
запах кофе-таинственный признак,
что сегодня я снова с тобой.
я с тобой, хоть меня и не видно,
тенью шаткой ласкает рука,
и нисколечко мне не обидно,
что другим ты пока занята.
не спеши, я уйду по-английски,
но окурок затушенный мой
с недопитою рюмочкой виски
скажут — он где-то рядом с тобой.
***
как режет вор отточенной монетой
чужой карман, так долгие года
о том, что я чудак ветхозаветный,
брюзжат на ухо тихо иногда.
мне заповедей в жизни доставало,
но не достичь мне высоты святых,
и Проповедь Нагорную читал Он
не для меня, а для людей иных.
хоть слово быстро к сердцу долетело,
я слишком слаб…под времени косой
предательски моё стареет тело,
душа же остаётся молодой.
мне не постичь великую идею,
хоть перед Ним я, как и все, в долгу,
не обладать я, может, и сумею…
не возжелать, пожалуй, не смогу….
***
изучали друг друга взглядами,
ощущали друг друга кожей,
ты про это забыть и рада бы,
навсегда позабыть…но всё же…
снова щуришь глаза зелёные
и, губу прикусив от злости,
скромно прячешь мечты нескромные,
заходя мимоходом в гости.
запирая желанья наглухо,
придвигаешься чуть поближе,
стоном жарким мне шепчешь нa ухо-
ах, как я тебя…ненавижу…
***
натекает волной удушливой,
вспоминается с придыханием,
снова спросишь-а это нужно ли?
да и было всё это с нами ли?
может, этого вовсе не было,
может, мы себе всё придумали,
надышали стихами белыми,
звёздной пылью на ночь безлунную.
может, были стихи обманными,
звёзд упавших строкой зачеркнуты,
в них слова растеклись туманами,
так удушливо безотчетными.

натекающе-невозможными
и срывающими дыхание…
задыхаясь, нам жить не сложно ли?
да и было всё это с нами ли?…
***
я за столом, хозяина нет дома
и я зашел на несколько минут,
как гость незванный, но давно знакомый,
как старый друг, которого не ждут,
но и не гонят. милая хозяйка,
по чашкам разливает черный чай,
то мне в глаза заглянет без утайки,
а то рукой коснётся невзначай.
и спрашивает голосом дрожащим-
ты почему давно не забегал?
ведь мог бы заходить чуть-чуть почаще…
ты так давно меня не целовал…
зашел бы просто так, без церемоний…
давай ещё немного посидим,
ну ты же знаешь, ты не посторонний
и было нам так хорошо двоим…
но я смотрю в глаза его с портрета
и понимаю:мне пора уйти,
тоскливо догорает сигарета-
предвестница прощального пути.
пусть он не здесь и он придёт не скоро,
он между нами, словно в горле кость
и тяжело мне за столом, который
мне говорит-ты здесь незванный гость…
***
померкли в серости умы,
нет ночью просветления,
и мысли их оскоплены,
сам факт деторождения
фантазий или вещих снов,
сомнителен, наверное,
когда в тени пустых голов
блуждают мысли скверные.
нет, не для них читал Христос
свою науку-прoповедь,
не всякий до неё дорос,
а это очень плохо ведь.
и я средь них в кромешной тьме,
так и не понял истины,
брожу по тёмной стороне,
снедаем недомыслием,
снедаем тысячей страстей,
наедине с пороками,
ветхозаветный иудей,
неузнанный пророками.
я от молитвы отстранён
и не видать причастия…
но я в анафеме времён
не принимал участия.

«Любите врагов ваших…»

Продолжая излагать заповеди в Нагорной проповеди, Иисус Христос провозгласил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:43–45). Когда Иисус Христос в предыдущем месте Нагорной проповеди сказал «не противься злому», то вызвал этой заповедью у фарисеев и книжников замешательство, перешедшее в молчаливое негодование. Для мстительных евреев, привыкших себя считать богоизбранным народом, эта заповедь показалась слишком суровым требованием, пресекающим их жестокосердие и месть. Своей дальнейшей речью Иисус Христос указал на то, что не только нельзя противиться злодею, но и дал новую заповедь, в которой говорил о том, что нужно любить даже врагов.

После провозглашения этой заповеди евреи начали перешептываться между собой, плохо скрывая нарастающий ропот. Но так себя вели только книжники и фарисеи. А ученики Христа и простые люди с большим вниманием и интересом слушали слова Спасителя, так как ничего подобного не слышали от раввинов. Видя такую реакцию толпы, Иисус Христос пояснил Свои слова, сказав что любить врагов нужно для того, чтобы стать сыновьями Отца Небесного, то есть Бога.

Понимать слова Иисуса Христа о любви к врагам, нужно следующим образом. В Ветхозаветном Законе Божьем имелась заповедь, предписывающая древним евреям не мстить, не делать зла, любить ближних своих. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как себя самого» (Лев.19:18). В Нагорной беседе Иисус Христос упомянул не только о любви к ближним, но и о ненависти к врагам, несмотря на то, что в Ветхозаветном законе о ненависти ничего не говорится. «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Матф.5:43).

За добавление слов о ненависти Л.Н.Толстой, не разобравшись, неоправданно назвал Иисуса Христа как будто бы клеветником. «В прежних местах Христос приводит действительные слова закона Моисея, но здесь Он приводит слова, которые никогда не были сказаны. Он как будто клевещет на закон» (Л.Н. Толстой, книга «В чем моя вера»).

На самом деле, евреи, считая себя богоизбранным народом, на котором лежит особое благословение Господне, признавали своими ближними только сынов своего народа, утверждая, что всех не евреев и язычников нужно ненавидеть. Слова о ненависти к не евреям и язычникам книжники и фарисеи самовольно присоединяли к заповеди о любви к ближнему и провозглашали эту заповедь в таком искаженном виде. Поэтому не Иисус Христос клевещет на закон, как об этом несправедливо заявил Л.Н. Толстой, а книжники и фарисеи до Спасителя исказили закон своим добавлением о ненависти к врагам. Противопоставляя в Нагорной проповеди принципы Ветхозаветной и Новозаветной морали, Иисус Христос повторил заповедь о любви к ближнему в таком виде, в каком её распространяли книжники и фарисеи. То есть в том варианте, в каком её привык слышать еврейский народ – с добавлением слов о ненависти к врагам.

Иисус Христос напомнил евреям о любви к ближнему и дал понять им то, что в Законе Божьем прямой заповеди о ненависти к врагам нет. Спаситель указал евреям также на то, что только всепрощающая, бескорыстная любовь, направленная к злодеям и врагам, является единственно правильным путем служения Богу. В Своей речи Иисус Христос пояснил, к кому должна быть направлена всепрощающая любовь: к врагам, к проклинающим, к ненавидящим, к обижающим и гонящим человека. По сути дела в этих словах Иисус Христос подробно детализировал различные виды, в которых может проявляться вражда. Ведь тот, кто проклинает, ненавидит, обижает и гонит человека, проявляет к нему через перечисленные действия различные формы вражды. А Иисус Христос советовал любить врага во всех его перечисленных разновидностях.

В последствии вопрос о том, зачем нужно любить врагов (вместо того чтобы бороться с ними и ограждать себя от них) на протяжении многих столетий будоражил умы людей во все эпохи и времена. Сразу же, как только были высказаны слова Иисуса Христа о любви к врагам, начали возникать споры и рассуждения по поводу этих слов.

В различных мировых философских системах и группировках, а также в христианских конфессиях и направлениях эти слова поясняются и оцениваются по разному. Так, например, научный атеизм высказывал мысль о том, что врагов любить глупо и что наоборот, нужно вести с ними непримиримую борьбу, особенно с классовыми врагами. Толстовцы заявили о том, что не вредить врагам можно, но любить их нельзя. Но так как Иисус Христос, по их словам, не мог рекомендовать делать неосуществимые действия, в виде любви к врагам, то эти слова Спасителя нужно понимать как указание на недостижимый образ идеального невыполнимого поведения.

Целую статью заняло бы перечисление различий в понимании этих слов Спасителя разными протестантскими конфессиями и сектами. И все-таки, несмотря на массу противоречивых толкований этих слов, давайте на основе логики, разума и здравого смысла попробуем разобраться, почему Иисус Христос рекомендовал людям любить их врагов.

Начнем с того, что Сам Иисус Христос, отвечая на этот вопрос, сказал о том, что если люди будут любить врагов своих, то станут «Сынами Отца Вашего Небесного». Этот ответ Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Быть сыновьями Отца Небесного, значит быть достойными Бога, быть подобными Ему в мыслях, делах. А Господь Бог, то есть Отец наш Небесный, любит всех людей на свете. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс.102:13). Боящимися в этой фразе названы те люди, которые боятся обидеть Бога, и соблюдают заповеди Господни. Естественно языческий бог не мог считаться для людей любящим отцом. Языческая религия учила о том, что на языческое божество нужно смотреть как на сверхъестественное существо, вызывающее ужас своей силой и что языческое божество нужно умилостивить жертвами, чтобы защититься от его силы. И языческий бог внушал им только ужас и преклонение. Например, греческий Зевс, римский Юпитер Громовержец, считался верховным богом, царем всех остальных богов и людей, а не заботливым и любящим отцом.

Считая себя богоизбранным народом, евреи были уверены, что Господь Бог любит лишь тех людей, которые выполняют предписания раввинов. Остальные же люди и народы якобы не находятся под покровительством и заботой Бога, и на них распространяется проклятие Божие. Иисус Христос в Своем учении показал евреям Повелителя Вселенной, Вседержителя Мира, Истинного Бога, Которого назвал Отче Наш, то есть Отец Наш или Отец Наш Небесный. По учению Иисуса Христа Господь Бог относится к людям как заботливый и любящий отец. Господь Бог так возлюбил человечество, что отдал Сына Своего Единородного во искупление грехов людских. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).

Господь Бог так милосерден и добр к людям, что постоянно заботится даже о тех людях, которые запятнали себя грехом. «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит.3:3–5). Подтверждением тому, что Господь Бог Отец Небесный, относится к людям, и даже грешникам, как Любящий Отец и являются последующие слова Иисуса Христа о том, что Отец Небесный «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45).

Любовь Господа Бога к грешникам в первую очередь проявляется в том, что Он перед воздаянием за грехи указывает им путь к исправлению и помогает покаяться при помощи любви и милосердия, побеждая зло в душах людских. Так и мы, люди, чтобы стать достойными сынами Отца нашего Небесного, должны уподобиться Ему во всем. И также, как Отец Небесный, Бог наш, должны избегать гнева и ненависти, должны любить всех людей (так как они ближние наши) и проявлять милосердие, заботу и любовь даже к врагам нашим. Поэтому последователи Иисуса Христа, желающие стать достойными сыновьями Отца Нашего Небесного, также как и Он, должны любить всех людей окружающих их, как праведных так и не праведных, в том числе и врагов своих.

Из всего вышесказанного и можно сделать вывод о том, что именно так и нужно понимать слова Спасителя о любви к врагам. Призывая к тому, чтобы человек любил врагов своих, Иисус Христос этой заповедью продолжает развивать мысль о непротивлении злу. Рекомендуя не противиться злу, Иисус Христос привел примеры такого непротивления в виде подставления второй щеки, отдавания рубашки и одежды, хождения двумя поприщами и давания просящим и хотящим занять. В заповеди о любви к врагам Иисус Христос также, в виде примеров, уточняет формы проявления вражды. Спаситель говорит «любите врагов ваших». Можно предположить, что в этих словах Иисуса Христа говорится о наглядно выраженном виде агрессивной, открытой вражды. Ведь враг может проявлять к вам как скрытую, так и открытую вражду, агрессию, непримиримость. Иисус Христос дает совет о том как нужно относиться к врагу. Его нужно любить, то есть сострадательно, заботливо, милосердно относиться к ближнему, и при помощи любви сделать из врага друга.

В словах Иисуса Христа о проклинающих вас говорится о тех людях, которые отрицательно относятся к вам настолько, что проклинают вас. Проклятие – это тоже проявление вражды, неприязни, агрессии. Как и в предыдущем случае, Иисус Христос указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации. Проклинающих вас надлежит благословлять, и видя ваше смирение и доброе отношение, проклинающие вас, могут стать вместо ваших врагов друзьями.

В словах Иисуса Христа о ненавидящих вас говорится о тех людях, которые исполнены к вам агрессивных и негативных чувств в виде ненависти. Ненависть также является разновидностью вражды и неприязни. А в этом случае Иисус Христос также указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации при встрече с такими людьми. Ненавидящим вас нужно творить (совершать) благие (добрые) дела и таким способом изменить их отношения к вам.

В словах Иисуса Христа об обижающих вас, говорится о людях, причиняющих вам различные огорчения, страдания в виде обид. Сознательно причинять обиду может только враг. В данном случае Иисус Христос также указывает на то, как нужно вести себя в подобной ситуации. За обижающих вас нужно молиться. При помощи ваших молитв Господь вразумит тех людей, которые вас обижают и они прекратят нанесение своих обид. А обидчик, видя ваши мольбы за него, то есть ваше хорошее отношение к нему, изменит свое поведение к вам.

В словах Иисуса Христа о гонящих вас, говорится о людях, которые подвергают вас всяческим притеснениям, ущемлению, изгоняют вас, противодействуя вам в делах. Гонение также является разновидностью враждебного отношения к вам. И в этом случае Иисус Христос указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации. За гонящих вас также нужно молиться. Внемля вашей молитве, Бог смягчит сердце гонящего. Увидев то, что вы в ответ на гонения, молитесь за него, то есть отвечаете добром на зло, гонящий прекратит свои репрессии и прекратит гонения.

Проклятия, ненависть, обиды и гонения являются разновидностью враждебного отношения к вам. Излагая Свои поучения, Иисус Христос, как и в заповеди о непротивлении злу, также дает понять слушателям, что речь идет о виновном человеке, который совершил какой-то плохой поступок, за который его проклинают, ненавидят, обижают и гонят. Для исправления вины человека Иисус Христос указывает конкретные действия, совершая которые человек искупит свой грех и улучшит свои отношения с людьми. В качестве исправления человек должен благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих его. Этими действиями человек проявит любовь к врагам своим и прекратит вражду. Поступив так, человек поступит, как надлежит поступать сынам Отца Небесного. Иными словами, ответив добром на зло, он продемонстрирует свою любовь к врагам. То есть человек при помощи кротости, милосердия и добра победит зло вражды в виде проклятий, ненависти, обид и гонений. Сам Иисус Христос в Своей земной жизни многократно исполнял заповедь, предписывающую проявлять любовь к врагам. Так, например, Иисус Христос молился за людей, враждебно относящихся к Нему и распявших Его. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23,34). В качестве подтверждения того, что Господь Бог проявляет Свою Любовь, Милосердие и Заботу ко всем людям мира, как к праведным, так и неправедным, помогая злодеям исправиться и стать добрыми, а добрым людям помогая служить Богу, Иисус Христос сказал такие слова: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13). И к падшему человечеству Господь, Иисус Христос, проявил такую любовь, что спасая людей, отдал за них Свою жизнь. А ведь среди спасенного человечества были и такие люди, которые враждебно относились к Иисусу Христу и Его учению, то есть будущие враги христианства. Продолжая излагать Свое учение в Нагорной проповеди, Иисус Христос призвал Своих учеников и последователей проявлять возвышенную, чистую любовь к врагам своим. Проявление такой любви и дает право людям стать сынами Отца Небесного.

Но наряду с этим, Иисус Христос предостерег Своих последователей от себялюбия, то есть от любви корыстной и эгоистической, которая была свойственна грешникам и язычникам. Продолжая пояснение заповеди о любви к врагам, Иисус Христос сказал: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Матф.5:46). В этих словах Иисус Христос не имеет в виду взаимность в искренней любви, возникшей между мужчиной и женщиной. Этими словами Иисус Христос осуждает любовь эгоистическую, неискреннюю, построенную на стяжательстве и расчете. О правильности такого толкования говорит указание на мытарей. Слово «мыто» означает подать, налог. Мытарем в древнееврейском государстве назывался человек, собирающий мыто, то есть подать, налоги. Но так как налоги были очень высокие, люди мытарям давали взятки, за получение которых мытари брали меньший налог. В Своих словах Иисус Христос в качестве красноречивого символа приводит любовь мытарей к тем людям, от которых мытари получали подарки, взятки и таким образом имели личную выгоду. Людей, дающих им подношения, подарки и взятки, мытари любили. И относились к таким людям как к друзьям. Как правило, любовь мытарей проявлялась в занижении взимаемых налогов к тем людям, которые им преподносили подарки.

Иисус Христос высмеивает такую «любовь» (то есть хорошее отношение) мытарей к преподносителям взяток и подношений (к дарильщикам). Иисус Христос показывает, что такая любовь не искренна и полностью основывается на личной выгоде обеих сторон. Внешне мытарь и подноситель взяток сохранили друг с другом хорошие дружеские отношения, как бы любили друг друга. Но на самом деле под этими дружескими отношениями, разыгранными с показной заботливостью друг о друге, скрывалась обыкновенная сделка. Поэтому проявление заботы мытаря к подносителям взяток не может являться проявлением любви к ближнему и исполнением этой заповеди потому, что забота и любовь мытаря к ближнему основана на выгоде и представляет собой выражение не искренних, а ложных чувств. Если мытарь и подноситель взятки (дарильщик) раньше друг с другом враждовали, а затем помирились, так как преподнесенная взятка исчерпала их конфликт, устроила их обоих, то установившиеся мирные отношения между мытарем и взяткодателем нельзя рассматривать как проявление любви к врагу или любви к ближнему. Так как их отношения фальшивы, не искренни, и строятся на взаимной выгоде и корысти, вопреки проявлению искренних, чистых чувств друг к другу.

Продолжая дальнейшее пояснение заповеди о любви к врагу, Иисус Христос сказал: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:47). Эти слова нужно понимать следующим образом. Любая языческая религия характеризовалась многобожием. Например, в античных религиях таких стран как Древняя Греция и Древняя Италия в честь разных языческих божеств воздвигались отдельные, посвященные им храмы. Поэтому люди, исповедовавшие языческую религию, наряду с тем, что чтили главных богов, все же могли по своему усмотрению отдавать предпочтение в поклонении тому или другому языческому божеству. Кто-то выказывал наиболее ревностное поклонение Венере, а кто-то Аполлону или другим божествам. Люди, считавшие себя наиболее стойкими приверженцами в поклонении определенному языческому божеству, собирались для служения ему в храме, выстроенном в честь этого божества. И там они приносили свои жертвы этому божеству и возносили свои просьбы. Люди, объединенные поклонением к определенному языческому божеству и собиравшиеся в храмах для моления этому божеству, называли друг друга братьями по вере. Братья по вероисповеданию, связанному с поклонением определенному языческому божеству, относились друг к другу с особым уважением, симпатией и заботой. Братья по вере помогали друг другу в делах и поддерживали друг с другом теплые дружеские отношения как единоверцы, соратники, разделяющие общие взгляды, связанные с культом определенного языческого божества. Также заботливо люди относились друг к другу в кругу семьи, к своим кровным братьям и родственникам. Именно такие отношения возникали между людьми среди братьев по вероисповеданию и среди кровных братьев родственников. Приводя этот пример, Иисус Христос говорит о том, что так поступают только язычники. Истинные же христиане должны любить, то есть с любовью, милосердием и заботой относиться не только к братьям по вере или кровным братьям, но и к остальным людям. Нужно любить не только братьев по вере или кровных братьев, но даже злодеев и врагов, потому что эти люди ближние наши. Согласно учению Христову добрые отношения и любовь, проявляемая ко всем людям (ближним), является высшей формой поведения, основанного на самой совершенной в мире христианской философии и морали. Любовь к ближним, даже злодеям и врагам, признак принадлежности человека к Царству Небесному.

Продолжая пояснять заповедь о любви к ближнему, Иисус Христос провозглашает: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают» (Лук.6:33). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Во всех странах мира и во все времена грешники совершали добрые поступки всегда вынужденно и только тогда, когда им это было выгодно. Только выгода и корысть вынуждали грешника делать добро и только тем людям, которые в ответ тоже делали что-либо полезное и доброе. Такое корыстное совершение добра, сделанное ради выгоды в виде сделки, осуждается Иисусом Христом потому, что в основе такого поступка нет искренности и бескорыстия, а лежит расчет и нажива. Поэтому, такое совершение доброго поступка, сделанного взамен за ответное добро, по учению Иисуса Христа христианским поступком не является. А считается деянием, совершаемым грешниками, строящими свои поступки на расчете, выгоде и корысти.

В Своих последующих словах Иисус Христос обращается к этой же теме, и дальше, развивая Свою мысль, говорит: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лук.6:34). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать так. Раньше, до появления Иисуса Христа, люди совершали бескорыстное добро очень редко. В первую очередь это объяснялось языческой этикой и идеологией, которая была основана на страхе перед многочисленными языческими божествами, на корысти и расчете в отношениях между людьми. Иудеи, в отличие от язычества, признавая Единого Бога Творца и Вседержителя, редко придерживались исполнения заповеди о любви к ближнему. И даже между собой строили свои отношения как язычники, на выгоде и корысти. Свои добрые дела евреи, вместо бескорыстной любви даже друг к другу, очень часто совершали только по расчету, заменяя бескорыстие выгодой. За это их и обличает Иисус Христос, сравнивая евреев с грешниками, которые дают взаймы тем людям, от которых надеются получить обратно. Такой поступок по учению Христову бескорыстным не является и благодарности не достоин, так как в таком поступке отсутствует не только самопожертвование, но и бескорыстная любовь к ближнему.

Придя в мир людей, Иисус Христос напомнил евреям о выполнении заповеди любви к ближнему и добавил новые заповеди о том, что истинные христиане должны любить не только ближних, но и злодеев и врагов своих. Иначе они не попадут в Царство Небесное. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20). А «праведность» фарисеев и книжников заключалась в том, что они, попирая заповедь о любви к ближнему и призывая к ненависти к врагам, бескорыстную и всепрощающую любовь к ближнему заменили наживой, и делали добро по расчету только взамен на приобретение какой-либо выгоды. Иисус Христос, осуждая такое фальшивое отношение к ближним, учит о том, что истинный христианин должен проявлять бескорыстную любовь ко всем ближним, даже к злодеям и врагам. Именно в этом и состоит истинный Дух Закона Божьего, который книжники и фарисеи превратили в строгий свод правил, стремясь следовать букве закона, но не духу его.

Заповедь о любви к врагам не означает того, что люди должны любить врагов, завоевателей их страны, или врагов-еретиков, искажающих истинное вероучение. Спаситель заповедовал любить личных врагов, но быть непримиримым к врагам общественным, захватчикам отечества и еретикам. До прихода Иисуса Христа евреи считали себя лучше языческих народов потому, что полагались на свою богоизбранность и на то, что на их народе пребывает благословение Господне. Иисус Христос сказал евреям о том, что только бескорыстная всепрощающая любовь является путем достижения богоизбранности. И только бескорыстная любовь к ближнему является отличительной чертой от мытарей, язычников и грешников, которые совершают добро только из корысти и выгоды.

Изложив эти истины евреям, Иисус Христос сказал: «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Эти слова следует понимать таким образом. Слово «итак» указывает на то, что теперь должен последовать вывод из всего ранее сказанного. Перед тем как сделать вывод Иисус Христос рассказал евреям о безграничной любви и милосердии Отца Небесного, Который «благ и к неблагодарным и злым» (Лук.6:35). Иисус Христос сказал Своим слушателям, что Господь одинаково заботится о людях, как злых так и добрых. Доказательством тому является то, что Господь «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Иисус Христос рассказал людям о том, что высшей формой отношений между людьми может быть только всепрощающая, бескорыстная любовь к ближним, направленная к злодеям, врагам, проклинающим, ненавидящим, обижающим и гонящим человека людям. Иисус Христос указал на то, что любовь (то есть помощь и забота) мытарей к тем, кто дает в ответ какую-либо выгоду, приветствие (то есть хорошее отношение), а у язычников только к братьям своим, совершение добра грешниками тем, кто отвечает им добром, давание взаймы грешниками тем, от которых можно получить обратно, – все эти поступки не являются бескорыстными делами, заслуживающими награды или благодарности, так как основаны на выгоде и корысти. Только бескорыстная, всепрощающая любовь к ближнему, даже к злодею и врагу, и есть проявлением истинно христианского поступка, делающего человека сыном Отца Небесного.

Сделав вывод из всего вышесказанного, Иисус Христос и говорит о том, чтобы люди достигали совершенства и стали совершенными, как Отец их Небесный. Иными словами, чтобы люди через свою бескорыстную любовь к ближнему, через проявление милосердия, заботы и соблюдения заповедей Божьих, через свою праведную жизнь уподобились в совершении добра Своему Отцу Небесному, то есть Богу. Для того, чтобы достигнуть такого совершенства Господь прислал к людям Своего Сына Единородного, Который помогает людям стать на путь совершенствования и идти по нему. Сам же Иисус Христос, с одной стороны, примерами из Своей земной жизни, с другой стороны, заповедями и притчами, рассказал и наглядно показал человечеству методы и возможности духовно-нравственного совершенствования человека.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх