Помост

Вопросы веры

Любопытность или любопытство?

Любопытство и Любознательность

Любопытство и Любознательность – слова синонимы с очень тонкой разницей в смысловом восприятии.

Любопытство или Любознательность?

Марсоход «Любопытство».Что там хозяйка приготовила?Памятник Любопытству в Лос-Анджелесе.

Немало копий сломано в боях по поиску четких границ между этими словами. В этом нет ничего странного, поскольку оба слова очень близки своими понятиями.

Чаще, слово «Любознательность» ставится на более высокую ступеньку, чем «Любопытство». Но справедливо ли это? Попробуем разобраться вместе.

Если разложить слова на составляющие, мы увидим, что:

1. Любопытство = любить + испытание. Это то, что дано не только человеку, но и всем живым существам. Придя в живой мир, мы начинаем изучать, испытывать его своими органами чувств, хотим мы этого или не хотим. Происходит бессознательное, чувственное восприятие окружающей нас действительности. Разум молчит. Именно в этот момент мы живём, «здесь и сейчас». Мы чувствуем единство со всем живым и наслаждаемся существованием, как это делают дети.

2. Любознательность = любить + знать. Здесь к чувствам подключается разум, начинает работать левое полушарие нашего мозга. Нам уже мало только чувствовать, мы хотим знать, кто создал этот прекрасный мир, кто мы в этом мире и есть ли какой-то смысл в нашем присутствии на планете.

Как видим, Любопытство и Любознательность – две половинки одного целого, это два полушария нашего мозга, заключённого в одной черепной коробке.

А то, как мы умудряемся распорядиться своими половинками, зависит от нас.

Заглядывание в чужие окна

«Любопытство» начинает приобретать негативный оттенок, когда мы начинаем без надобности лезть в чужие дела, как говорят в народе «совать свой нос» там, где нас не просят и не ждут. Не зря народ употребил такую часть тела, как нос, орган чувств. Лишь стоит жареным запахнуть, чувствительный нос тут как тут.

Хотя, если этот нос не только праздно-чувствительный, но и деятельно-сострадательный, то, сунув его в чужие дела, можно спасти кому-то жизнь, предупредить террористический акт, умножить радость торжества и совершить много полезных и добрых дел.

У каких-то людей считается дурным тоном, то есть непростительным любопытством, заглядывание в чужие окна. А, например, в голландском посёлке Волендам, где живут приветливые гостеприимные рыбаки, заглядывать в окна обычное общепринятое дело. Особенно любят подсматривать туристы, знакомясь с обычаями и бытом местного населения.

Как видим, Любопытство вовсе не «порок» и уж совсем не «свинство», если жить открыто, знать меру и сознательно не вредить ближнему.

Марсоход Кьюриосити

В августе 2012 года на поверхности Марса осуществил мягкую посадку марсоход по имени «Curiosity», что в переводе означает «Любопытство».

Такое имя марсоходу дали школьники. Они выбрали его среди других названий, таких как «Приключение», «Путешествие», «Восприятие», «Стремление», «Видение», «Восход», «Чудо», и проголосовали за него по интернету.

И опять мы видим содружество двух слов – Любознательность осваивает космические миры с помощью «Любопытства».

Памятники Любопытству

Как бы иронично не отзывались о Любопытстве, в отличии от Любознательности ему даже устанавливают памятники.

На Ришельевской улице Одессы вы столкнётесь с высоким мужчиной, на плечах которого сидит ребёнок, и они оба с интересом заглядывают в окно кафе «Компот».

А в Лос-Анджелесе любопытство навечно заклинило голову незадачливого прохожего, решившего подсмотреть, что происходит в здании. Вот к чему иногда приводит излишнее любопытство.

Художник Виктор Давыдов решил внести свою лепту в увековечивании человеческого «Любопытства» и создал скульптуру, которая была установлена в августе 2009 года напротив Центра культуры «Урал» в Екатеринбурге. Скульптура представляет собой мужскую и женскую фигуры, стоящие по разные стороны одной двери и подсматривающие в замочную скважину. Тем самым художник опровергает расхожую мысль о любопытстве женщин, показывая, что и мужчины не без греха.

Любопытно ведь! Любопытство сильнее страха

Кстати, о грехе

Святые отцы приравнивают Любопытство к смертному греху, мотивируя свой вывод тем, что последствия любопытства бывают гибельными.

Тогда и Любознательность, создавшую химическое и ядерное оружие, запасы которого на Земле таковы, что можно несколько раз уничтожить Человечество, надо отнести к смертным грехам.

И с чем тогда человек останется?

Бог, подарив человеку жизнь, наделил его способностью жить по нравственным законам Вселенной, надо только прислушаться к себе, эти законы внутри нас. И тогда, ни Любопытство, ни Любознательность не повлекут за собой гибели Человечества и всего живого на нашем крошечном, но удивительно прекрасном Земном шарике.

Татьяна Щербинина

Таблица чувств, которая поможет разобраться в себе.

Мне сложно разобраться в своих чувствах — фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Некоторые считают — и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства — это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные. С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим чуть позже. А сейчас давайте вспомним один из критериев психологического здоровья: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно!

Фундаментальные эмоции.

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств человека.

И еще хочется показать вам сборник чувств, эмоций и состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. В этой связи нам предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Патологическое любопытство: почему мы пытаемся узнать то, что может принести боль?

Разбираемся, в каких случаях любопытство человека заставляет его делать саморазрушающие вещи, почему не всегда стоит идти на поводу у этого чувства и как нам бороться со своей губительной тягой к преодолению неопределенности.

Почему люди ищут информацию о новых отношениях своих экс-возлюбленных, читают негативные комментарии в Интернете и делают другие вещи, способные сделать больно? Недавнее исследование, опубликованное в Psychological Science, очень просто отвечает на эти вопросы: потому что люди по природе своей нуждаются в преодолении неопределенности. Новое исследование показывает, что необходимость знать настолько сильна, что люди готовы стремиться утолить свое любопытство даже тогда, когда понятно, что ответ принесет боль.

В серии из четырех экспериментов ученые из Школы бизнеса им. Бута при Чикагском университете и Бизнес-школы Висконсина исследовали готовность студентов подвергать себя неприятным стимулам, которые могут восприниматься как наказание в попытке удовлетворить свое любопытство. В одном исследовании каждому участнику показывали стопку ручек, взятых, по словам исследователей, из предыдущего эксперимента. Половина ручек может ударить электрическим током при щелкании.

Двадцати семи студентам объяснили, какие авторучки были «с сюрпризом»; другим двадцати семи сказали лишь, что некоторые из ручек электрифицированы. Оставшись в комнате в одиночестве, студенты, которые не знали, какие из ручек могут ударить током, щелкнули больше ручек и подверглись большим ударам, чем студенты, которые знали, что произойдет. Последующие эксперименты повторили этот эффект с использованием других стимулов, таких как звук скрежета ногтя по доске и демонстрацией отталкивающих фотографий насекомых.

Как отмечает соавтор статьи Кристофер Си, стремление к открытиям глубоко укоренилось в человеке — наравне с основными потребностями в еде и сексе. Любопытство часто считается положительным инстинктом, который может привести, например, к появлению новых научных достижений, но иногда такого рода изыскания могут привести к неприятным последствиям. Профессор экономики и психологии из Университета Карнеги-Меллон Джордж Левенштейн , который был инициатором научного исследования любопытства, отмечает:

«Понимание того, что любопытство может заставить вас делать саморазрушающие вещи, первостепенно».

Однако нездоровому любопытству можно противостоять. В заключительном эксперименте участники, которых просили предсказать, как они будут чувствовать себя после просмотра неприятной картины, с меньшей вероятностью выбирали вариант, ведущий к просмотру подобных изображений. Эти результаты свидетельствуют о том, что предварительное представление результата, следующего за любопытством, помогает определить, стоит ли оно того. Кристофер Си отмечает:

«Обдумывание долгосрочных последствий имеет ключевое значение для смягчения возможных негативных последствий любопытства».

Цитаты о любопытстве

Знаете ли вы, как велико женское любопытство? Почти так же, как и мужское.

2443 минуты на осмысление

Знаете ли вы, как велико женское любопытство? Оно почти не уступает мужскому.

2293 минуты на осмысление

Вот что интересно: что ничего не интересно.

2253 минуты на осмысление

Любопытство — то же тщеславие, очень часто хотят знать для того только, чтобы говорить об этом.

2003 минуты на осмысление

Лекарство от скуки — любопытство. Но лекарства от любопытства нет.

2003 минуты на осмысление

Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.

2003 минуты на осмысление

Плавать под водой безопасно и очень увлекательно, я не знаю другого занятия, которое так вознаграждало бы человеческую любознательность.

1975 минут на осмысление

Любопытство — одно из самых непреложных и очевидных свойств мощного интеллекта.

1973 минуты на осмысление

Любопытство — дочь невежества.

1952 минуты на осмысление

Наиболее важный фактор пробуждения внимания — это подлинный и глубокий интерес к миру.

1903 минуты на осмысление

Желание и любопытство — два глаза, магически преображающие мир.

1903 минуты на осмысление

Чем тоньше лед, тем больше всем хочется убедиться, выдержит ли он.

1893 минуты на осмысление

Ни один человек не сможет сказать заранее, какое из чувств будет в нем сильнее, голод или любопытство.

1875 минут на осмысление

Это совершенно неважно. Вот почему это так интересно.

1863 минуты на осмысление

Любопытство — свойство детей, которые ничего не знают, и дураков, которым охота заниматься чужими глупостями.

1823 минуты на осмысление

То, что интересует всех, не интересует никого.

1823 минуты на осмысление

Единственное, чем интересуются люди, — это люди.

1773 минуты на осмысление

Для того, кто ничем не интересуется, нет ничего интересного.

1763 минуты на осмысление

Давно замечено, что любопытство тоже Сердца иные жжет и на любовь похоже.

1753 минуты на осмысление

Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается.

1743 минуты на осмысление

Заглядыванье в чужие окна свидетельствует о крайней степени одиночества.

1743 минуты на осмысление

Моя дочь считает меня любопытной. Во всяком случае, так она написала в своем дневнике.

1713 минуты на осмысление

«Не суй свой нос в чужие дела» — чистый вздор. Кто из нас настолько эгоцентричен?

1713 минуты на осмысление

Никто ничем не интересуется, кроме своих интересов.

1573 минуты на осмысление

Чрезмерное любопытство грозит утратой Рая.

1553 минуты на осмысление

Темы цитат по буквам

Любопытство VS Любознательность.

В развитии познавательного интереса можно выделить следующие уровни: любопытство, любознательность, познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни обеспечивают степень включенности в процесс и соответственно направленности на достигаемый результат.

На этом мы остановились в предыдущей статье, с этого мы начинаем новую)

Размышляя над сущностью любопытства- стишок.

На фоне окна стекла Бутылка меня влекла. Что в ней налито там?Быть может, целебный бальзам? А, может быть, чудо вино, Что так светится оно? Быть может, души элексир? А может, воздушный эфир? Я быстро к окну подошел, И что же в бутылке нашел? В ней клей канцелярский был! И мой интерес остыл…

Любопытство это базовый уровень познавательного интереса, который проявляет себя через вопрос «что это?». В жизни человека себя проявляет, как стремление быть свидетелем чего-либо, что, по сути, не даёт никаких знаний. Никакого особого опыта, но в то же время пробуждает и питает определенное эмоциональное состояние, в которое собственно человек и погружается в акте любопытства, но короткое относительно кратковременное и поверхностное. Но если спросить человека, что именно он узнал в процессе реализации своего любопытства, то чаще всего можно услышать ответ – «мне было интересно чем это закончится», ну или может ответить иначе, но суть ответа будет – оправдание своего любопытства, вернее времени на него потраченного.

Любопытство можно обозначить следующей формулой:

любопытство = интерес + результат.

Любопытство – это врожденная, нецеленаправленная потребность в познании действительности.

Любознательность – сознательная целенаправленная потребность в познании, в приобретении новых знаний.

Обратите внимание, что разница в целенаправленности.

Любопытство не имеет цели, оно является самоцелью, любопытство ради любопытства. Смотреть, чтобы увидеть, узнать, чтобы знать. А зачем – это уже неважно.

Любознательность действует целенаправленно, человек понимает, — зачем он хочет что-то узнать.

Метафора: любопытство можно сравнить с туристом, а любознательность-путешественник. Турист посещая какое –либо место очень поверхностно включается в место в котором он находится, максиму просматривает достопримечательности. Путешественник более глубинно подготавливается к своему путешествию, изучает многие моменты связанные с местом, и умеет наслаждаться каждым мгновением своего путеествия.

«Что делать, когда нет желаний? Или они притянуты, обусловлены, не спонтанны, мастерятся «набегу» и не кажутся своими?»- вопрос из демо консультации, который очень уместен в данной теме. Знания должны иметь смысл, ведь если мы познаем только для того, чтобы быть умными то знания служат услаждению эгоизма. С другой стороны любознательность – это когда мы добиваемся своей цели, то есть, получаем результат. Любознательность – это сознательный разумный выбор. Желания есть продукт ума, которые, как правило, ведут к удовольствиям разного уровня, которые имеют срок и по природе своей ненасытны. В итоге вы рискуете стать заложником своих желаний. Желания -это внешние цели, внешние мотивы. Сознательный разумный выбор определяет вектор качества всей вашей дальнейшей жизни. Это внутренний мотив, исходящий из вашего сердца. Меняется и качество желаний, не сразу, но обязательно. Вы научаетесь быть благодарным и счастливым в том, что у вас есть здесь и сейчас, при этом вы постоянно совершенствуете и качеством наполняете то, что у вас есть и соответственно вы достигаете куда большего, нежели стремясь лишь выполнять материальные желания. Для того чтобы начать практиковать любовь к себе. стоит сделать разумный сознательный выбор и взять на него ответственность. Да, первый год будет трудно, ибо вы будете скатываться, в привычные вам, шаблоны жизни, обусловленной реализацией своим эго желаний. Что такое разумный выбор? Это выбор сердца. Выбор сердца — путь Любви.

А что происходит, когда начинаешь слышать свое сердце и доверять ему? Проблема выбора отпадает. Выбора нет. Выбирать становится не из чего. Выбор возникает в результате нашей внутренней разделенности, наших внутренних противоречий и конфликтов. Чем личность более цельная, тем реже она оказывается перед выбором. У сердца всегда лишь один путь – путь Любви. Ум чаще всего выбирает путь страха и сомнений, приводит доводы и логические аргументы, который лишь усиливают страх. Создавая волну тревоги внутри человека. Сердце говорит спокойно и тихо, но его «голос» ни с чем не спутаешь. Сердце разговаривает с нами состоянием покоя, принятия и любви. Сердце – это тот самый маяк, который беспрестанно указывает единственно верный путь, следуя по которому ты благополучно обойдешь любые айсберги, скалы и рифы на пути к состоянию счастья. В любой ситуации можно задать себе вопрос -а что мне сейчас сказало бы сердце? Что я могу сделать честно, чисто и получить красивый результат , рождающий радость в сердце:? Мысли сердца всегда вызывают внутри человека внутреннюю улыбку, приятное тепло в области груди, ваши плечи расправляются, словно крылья за спиной появляются. И вы окрыленный энергий Любви решаете все жизненные ситуация, встающие на вашем жизненном пути.

По сути, все люди на нашей планете осознанно или нет, хотят любить и быть любимым, хоть быть счастливыми. Но для ума это не реализуемое желание, ибо лежит вне области материального мира, над которым ум имеет власть, или является его заложником.

Любить себя – означает раскрытие божественного потенциала в себе. Любить себя – это сотворчество с Богом. Любить себя — жизнь, наполненная качеством во всех серах. Любить себя — наполнить смыслом всю свою жизнь. Любить себя = быть счастливым. И совершенно не важно, что вы делаете в этой жизни — обувь ремонтируете или работаете таксистом, или вы руководитель компании или собственник бизнеса или просто наёмный рабочий. Делайте то, что вы делаете любя себя в процессе каждого мгновения жизни, и вы будете счастливы. Любить себя –быть творцом своей реальности. Способность творчески решать все ситуации своей жизни, это активированный творческий интерес в познании мира. Творческий интерес-основа вашего саморазвития в любой сфере деятельности.

Если любознательность обозначать формулой, то она будет выглядеть следующим образом:

Любознательность = интерес сердца + воля + ответственность + развитие через действия + красивый результат +радость от созерцания собственного творения.

Вы сами выбираете свой путь, но если вы выбираете путь Любви, то пусть это будет разумный выбор вашего сердца, над которым не властен ум.

Любознательность – это активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям, это открытость души для получения нового опыта, и разума для получения новых знаний, это доверие по отношению к жизни и окружающим людям, это готовность учиться у знающих, прислушиваться к опытным и достигать желаемого. Преимущества любознательности Любознательность обеспечивает внутренний стимул – для получения новых знаний, дарит радость – больших и малых открытий, освобождает – от апатии и безучастности, даёт возможность – заглянуть за горизонт, даёт силы – для активных действий. Проявления любознательности в повседневной жизни Наука. Любознательность движет вперед науку; только любознательные и при этом трудолюбивые люди способны к свершению научных открытий. Образование. Самые лучшие ученики получаются из людей любознательных, так как процесс получения знаний им искренне интересен и отнюдь не является тяжкой обязанностью. Межличностное общение. Любознательный человек виден в общении: его отличает интерес и внимание к собеседнику. Туризм и путешествия. Самый лучший отдых для любознательных людей. Как научиться любознательности Обучение. Чем большими знаниями человек обладает – тем больше растет и его любознательность. Наблюдение. Подмечая детали и нюансы, легче разбудить в себе интерес и к целому; любознательность возрастает в прямой пропорциональности к наблюдательности. Информированность. Получая информацию о новостях, о событиях в жизни города, страны и миру – человек не только создает для себя целостную картину мира, но и «тренирует» свою любознательность. Профессиональная деятельность. Повышая свой профессиональный уровень – человек подстегивает и свою любознательность; без любознательности успех в профессии недостижим.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх