Помост

Вопросы веры

Максим исповедник дни памяти

У людей, носящих имя Максим, столько небесных покровителей того же имени, что впору позавидовать, поэтому выбрать икону для Максима несложно. Существует даже Максимовская икона Божией Матери, писанная около 1300 года, с которой связано настоящее чудо. Святителю Максиму, митрополиту Киевскому и всея Руси, явилась во сне Богородица и передала ему омофор с наказом пасти «во граде Моем словесныя овцы». Видение Максима и стало сюжетом иконы, почитаемой как чудотворная.

Какие святые носили имя Максим

Большинству святых по имени Максим довелось жить во времена гонений на христиан. Они проявили невероятную самоотверженность в отстаивании Истинной Веры, презрев все мучения и явив тем самым пример подлинной верности Христову учению. Вот имена этих святых мучеников: Максим Адрианопольский, Максим Маркианопольский (Мизийский), Максим Азийский, Максим Антиохийский, Максим Африканский.

Особо следует отметить двух святых, которые внесли огромный вклад в борьбу за чистоту Христова учения и его распространение: это Максим Исповедник и Максим Грек. Оба они были канонизированы в лике преподобных, и по сей день икона «Максим Исповедник» и икона «Максим Грек» пользуются у православных почитанием.

Св. преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим родился в Константинополе в 7 веке. Благодаря блестящему образованию, а также личным качествам он занял должность первого секретаря при императоре, но неприятие суетной придворной жизни побудило его принять постриг.

Став монахом, Максим поражал всех своим смирением и мудростью, за что монашеская братия избрала его игуменом Хрисопольского монастыря. Однако и тут он не возгордился, а продолжал оставаться таким же скромным и благочестивым, как и прежде.

В те времена широко распространилось монофелитство – еретическое течение в христианстве, которое признавало за Иисусом Христом лишь одну Божественную природу. Монофелитство подрывало единство Восточной церкви и способствовало раздору между народами.

Именно в борьбе с этой ересью проявилась верность Максима Проповедника подлинному учению Спасителя. Он читал проповеди, беседовал с высокопоставленными и простыми верующими, написал множество сочинений с толкованием Священного Писания, чтобы развенчать монофелитство, чем приобрел огромную популярность и уважение у мирян, правителей и церковников.

Но тут на императорский престол вступил Констанс II, придерживавшийся монофелитской ереси. В 649 году в Риме прошел Латеранский собор, посвященный обсуждению этого вопроса. Важнейшая роль в осуждении и предании анафеме монофелитства, которое стало результатом собора, принадлежит греческим монахам во главе с Максимом Исповедником.

Получив папскую энциклику о признании исповедуемого им учения ересью, император Констанс в ярости бросил преподобного Максима в темницу как изменника. Его предали страшным пыткам, в результате чего он не мог больше ни говорить, ни писать, однако Господь не оставил праведника, и он обрел эти способности вновь.

Преподобный Максим заранее предсказал день своей смерти — 13 августа 662 года. У его могилы произошло немало чудесных исцелений, а икона святого Максима Исповедника почитается всеми ревнителями Истинной Веры. По традиции икона Максима Исповедника являет образ сурового старца в монашеском облачении со свитком в руках.

О чем молятся перед иконой Максима Исповедника

Преподобный Максим Исповедник является небесным покровителем богословов, ученых, студентов и семинаристов, а также миссионеров. Ему молятся о помощи в учебе и верном понимании Христова вероучения, а также о вразумлении тех, кто от него отступился или еще не пришел к православной вере.

Преподобный Максим Грек

Максим Грек родился в 15 веке в богатой греческой семье. Он получил прекрасное образование, много путешествовал, изучая науки в различных странах Европы, однако предпочел удалиться от мира в монастырь. После принятия пострига на Афоне, став иноком, он не оставил ученых занятий и изучал греческие рукописи.

Именно ученость Максима стала причиной, по которой его послали в далекую Московию, чтобы он по просьбе Великого князя Василия III переводил греческие рукописи на славянский язык. Максим, получивший на Руси прозвище Грек, внес огромный вклад в дело духовного просвещения православной Руси. Ему принадлежат переводы множества богослужебных книг и ряд собственных сочинений.

Однако у верного христианскому учению Максима возник конфликт с местными церковниками из-за их «стяжательства» и нарушения заветов Спасителя, который особенно обострился, когда великий князь Василий решил развестись со своей женой. В 1525 году на Поместном соборе его обвинили в ереси, а также сношениях с турками, и заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь, где он содержался в очень суровых условиях.

Через 6 лет его вновь вызвали на Собор и на этот раз обвинили в намеренной «порче» богослужебных книг. Теперь местом его заточения стал монастырь в Твери, но местный епископ испытывал к нему глубокое уважение, а потому содержался он не так строго, имел право читать и писать.

Лишь 20 лет спустя так и не сломленному духом Максиму Греку разрешили поселиться в Троице-Сергиевой Лавре, сняв с него все церковные запреты. Остаток жизни преподобный посвятил переводу Псалтири. Он скончался в 1556 году в день, когда отмечается память его небесного покровителя преподобного Максима Исповедника, а канонизирован был лишь в 1988 году.

Согласно традиции, икона Максима Грека изображает его с окладистой бородой, крестом в одной руке и свитком в другой.

В чем помогает икона Максима Грека

Преподобный Максим Грек покровительствует ученым, богословам, переводчикам, студентам и семинаристам, а также миссионерам, катехизаторам и апологетам. Если коснуться значения иконы, то к нему обращаются за укреплением веры и духа, особенно при гонениях за веру и несправедливом притеснении со стороны властей. Кроме того, икона «Святой Максим Грек» способна исцелять различные болезни, а также спасать от уныния и депрессии.

Какая бы икона Максима ни присутствовала в вашей жизни, она поможет сохранять твердость в вере и противостоять искушениям.

Дни памяти преподобного Максима Исповедника — 21 января, 13 августа

Дни памяти преподобного Максима Грека — 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля.

Молитва преподобному Максиму Исповеднику

Преподобне отче Максиме! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш, Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Максиму Греку

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Максиме, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

О нем известно не только как о монахе, но и как о довольно-таки образованном человеке, который длительное время активно боролся с ересью. Учение православия в творениях преподобного Максима Исповедника тщательно расписывается и объясняется с разных точек зрения. Они пользовались большим спросом. На них опирались прочие представители веры для доказательства теорий.

Житие святого

О раннем периоде практически ничего не известно. Информация стала появляться о нем после того, как началась борьба с монофелитством. Отношение к его трудам также двойственно, как и к фактам его биографии. По одной версии он был рожден в Константинополе. А его последователи утверждали, что случилось это в Палестине. В официальной версии утверждается, что он был выходцем из знатной византийской семьи. Так как только этот факт мог объяснить дальнейший пост, который он занимал – секретарь императора Ираклия. Есть даже мнение, что они были родственниками.

Далее житие святого Максима Исповедника говорило о том, что в 630 году он отказался от мирских дел и решил принять монашеский постриг. Сделал он это в монастыре Хрисуполиса. Через некоторое время все там же он был воздвигнут в сан игумена. После того, как Анатолия была захвачена Персидской империей, часть православных перешли в Западную Африку. Не стал исключением и святой. Ему было дано распоряжение отправится в монастырь недалеко от Карфагена. Именно в том месте он направил все свое внимание на изучение трудов христианского учения.

Самый основной, который произвел на него максимальное влияние — христология Григория Нисского и псевдо-Дионисия Аропагита. Некоторые ученные считают, что именно отсюда и началась его карьера аскетического писателя и богослова. Он вел смиренную жизнь и был примером святой жизни. Его считали духовным лидером и советником политических деятелей. Но за свое открытое противостояние мнениям правящей власти был не единожды доправлен на допросы. Из-за такого негативного настроя его и его учеников без пищи и одежды отправили в разные области Фракии.

Нежелание в очередной раз принять Типос привело к тому, что он снова был осужден, но уже как еретик. Есть упоминания о том, что ему вырвали язык, чтобы не мог больше проповедовать и отрезали правую руку, чтобы не смог писать. Но это его не остановило. Изгнание его проходило в одном из районов Грузии, где он и умер в возрасте 82 лет. Длительное время еще его личность не воспринималась однозначно. Только со временем признали его святость.

День памяти святого выпадает на:

  • 3 февраля;
  • 26 августа.

Творческое наследие

Труды пера данного автора известны многим читателям, особенно если это касается христианского направления. В них поднимались разнообразные вопросы. Главная тема заключалась в том, что есть в каждом две природы:

  • первая – тяга к одному или другому, она в основном натуральная;
  • вторая – гномическая или та, которая возникает из-за выбора личности.

Вот например, что говорил преподобный Максим Исповедник о любви. Он отмечал, что постигнуть Господа и его учение можно только через любовь к нему. Она помогает восстановить потерянное единство с ним. Самым важным посылом есть то, что человек был сотворен любовью, направлен ею в данном веке и к ней же должен вернуться. Отмечал, что ей не подвластно делить кого-то на характеры или искать прочие категории. Данное чувство равно любит всех и всегда видит только человеческое естество. Зло всегда отступает перед ней.

Есть также в его работах и упоминание о прегрешении Адама и Евы. Первородный грех согласно преподобному Максиму Исповеднику толкуется с помощью двух терминов, которые созвучны в греческом языке. Первое несет в себе значение страдания, боли, что объясняет тленность человека с этого момента, а вот второе означает наслаждение. Оно описывает второе состояние воли. Новое, которое говорит о влечении к чувственным наслаждениям.

Иконы святого Максима

Где писались иконы святого Максима Преподобного Исповедника? Нет точной информации об этом. Данный аспект также порос множеством не стыковок, как и вся жизнь святого. Известно то, что у нему ходит большое количество людей со своими прошениями. Особенно часто у него просят о:

  • помощи в правильном понимании учения Христа;
  • вразумлении тех, кто оступился;
  • способствовании в учебе.

Его считают покровителем студентов, ученых, семинаристов и миссионеров.

Мощи и святые обители

Его части есть в некоторых местах. Некоторые говорят о том, что останки есть в Грузии, там где он был похоронен после своей ссылки. Но есть и упоминания о том, что десница располагается в соборе Павла на Афоне.

Относительно храма преподобного Максима Исповедника, то он находится на улице Варварке в Китай-городе Москвы. Утверждают, что он похоронен тут. Несколько раз его строения подвергались разрушению из-за пожаров. Каждое последующее восстановление оставляло некий свой стиль на его архитектуре. Длительное время он был закрыт и не работал. Советские власти постарались вынести из него все. Но все таки через некоторое время его реставрировали и теперь богослужения проводятся по праздникам.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно еще посмотреть и видео рассказ о святом Исповеднике:

Христиане в первые века нашей чаще всего заканчивали свои жизни под пытками или в результате смертной казни — вера в Христа была опасна. Однако именно благодаря тем страдальцам сегодня каждый из нас имеет возможность посещать храм и расти в вере.

Одним из известных мучеников 6 века н.э. был Максим Исповедник, который был известен не только своими богословскими трудами, но и активной борьбой со всякой ересью. Он одним из первых сформировал и высказал теорию диофелитства — идея о двух природных волях в Иисусе, и за нее же принял пытки и был изгнан в Колхиду.

Труды этого христианского богослова впоследствии использовали неоднократно для написания доктрин православной веры, а его стойкая вера и воля вдохновляют многих христиан и сегодня.

Житие

О юности и молодости угодника известно немного, много позже, когда Максим стал важной фигурой в богословии его противники и сторонники стали собирать и документировать информацию о нем, вследствие чего миру теперь известны две противоположные версии. Официальное жизнеописание говорит, что будущий святой родился в Константинополе, в то время альтернативное указывает на Палестину.

Преподобный Максим Исповедник

Про семью юноши известно немногое, судя по его дальнейшей карьере при дворе, родители были известными богатыми вельможами Византии, в противном случае получить место секретаря при императоре было невозможно. Некоторые ученые утверждают, что мученик был в родстве с самим императором, однако, достоверных фактов эта теория не имеет.

Согласно этой версии, юношей Максим получил отличное на то время образование: изучил риторику, философию, грамматику, читал древних авторов и богословов. Благодаря начитанности и образованности служил секретарем при канцелярии императора Ираклия.

Монашеский путь

Несмотря на видное положение и успешную карьеру Максим в 630 году оставляет свою деятельность и, утомившись от дворцовых интриг, отправляется в Хрисополь — небольшой город в Босфорском проливе. Другая теория говорит, что секретарь императора не смог смириться с новым законом, по которому ересь могла беспрепятственно распространяться в обществе.

В Хрисопольском монастыре он принимает постриг и становится иноком, а со временем занимает пост настоятеля. Прочие монахи, отзывались о Максиме как о человеке смиренном и кротком, всегда приходящем на помощь. В монастыре богослов пробыл около 10 лет.

С приходом персов в Анатолию (современная Турция) христиане стали убегать в Западную Африку от притеснений мусульман. В это же время на византийском троне сменился император — к власти пришел жестокий Констанс II, который поддерживал различные ереси, в частности монофелитство.

Максим Исповедник в это время переходит в монастырь, который располагался поблизости от Карфагена, этому способствовали не только внешние обстоятельства, но и поручение патриарха Софрония. В Тунисе святой угодник изучал труды псевдо-Дионисия Ареопагита, а также христологию Григория Нисского, вскоре начал писать собственные богословские работы.

Интересно! Многочисленные речи и труды угодника вызвали восторги местного духовенства и этот период времени считается началом богословского пути Максима Исповедника.

Позже он переезжает по просьбе Софрония в Александрию и уже там продолжает активно работать и трудиться на благо Церкви. Он не только стал известным духовным лидером Африки, но и неофициальным политическим советником Григория, правителя той провинции.

Читайте о православных святых:

  • Иоанн Лествичник
  • Епифаний Премудрый
  • Иоанн Русский

Распространение ереси монофелитства

В 638 году ересь монофелитства набирает силу и начинает раскалывать Церковь. Суть этой ереси заключается в теории одной природы Христа, т.е. Иисус был не Человеком и Богом одновременно (это есть две природы), а только Богом (Божественная природа). При этом официальная позиция христианства соответствовала догмату IV Вселенского Собора (Халкидон) о двух соединенных природах Христа.

Житийная икона Максима Исповедника

Противостояние диафизитов (православных) и монофизитов набирает силу и начинает постепенно раскалывать христианские общины по всей Византии, Греции и Африке.

Из-за ереси в Византийской империи целые церкви стали отпадать от верного учения — копты, армяне, греки, ассирийцы стали принимать теорию одной природы и просто покидать общины. Помимо раскола в духовном мире противостояние усиливали и националистические споры — копты противостояли египтянам в борьбе за независимость от греков.

Внешние враги Византии (авары, германцы, арабы) усиливали напряжение внутри империи и обостряли все конфликты. Из-за политических и националистических взглядов ересь усиливалась в дальних провинциях империи. Кроме того, в самой Церкви назревал раскол, поскольку три престола патриарха в империи были заняты сторонниками монофелитства — Константинопольский, Антиохийский и Александрийский.

Глава Церкви в Константинополе неоднократно выпускал указы и труды, которые были направлены на разрушение псевдотеории, но окраины империи упорствовали и отказывались принимать эти указы. Святой Максим осудил монофелитов и посоветовал святому Мартину (он был Папой Римским в то время) осудить публично ересь.

Для этого был собран IV Вселенский собор, на котором монофелитство было осуждено, а теория о двух природах Христа была принята как догмат Вселенской Церкви. Такая позиция христиан отличалась от официальной политической позиции Византийской империи, за что Максима и Мартина осудил император.

Борьба Максима Исповедника с ересью

Будучи видны духовным лидером, святой Максим просто не мог оставаться в стороне от конфликта монофизитов и диафизитов. Впервые он столкнулся с распространением еретических теорий на Крите, когда путешествовал в Александрию. Престол там был занят патриархом Киром, которые активно поддерживал моноприроду Христа.

Исповедник начал свою работу в Александрии не только с написания трудов, в которых доказывал и аргументировал двойственную природу Мессии, но и с личных бесед. Он часто встречался с видными вельможами и состоятельными людьми Церкви для общения, в котором убеждал их не следовать ложным теориям и держаться официального и верного учения Церкви.

Интересно! По свидетельству многих современников, слова Исповедника достигали своих слушателей и люди просто тянулись к нему и свету истины.

Помимо активной поддержки официального учения Церкви, патриарха Константинополя Сергия и Папы Римского, Максим Исповедник открыто вступал в диспуты с деятелями-монофизитами Церкви. Так, летом 645 года преподобный Максим начал открытый диспут с патриархом Пирром, который был сторонником ереси и бежал в Александрию из Константинополя из-за потери своего сана.

Исповедник настолько был красноречив и умело аргументировал свою позицию, что Пирр публично признался в своих ошибках, раскаялся и отказался от теории одной природы. Более того, он написал письменное раскаяние, и Папа Римский в ответ на это восстановил Пирра в сане.

Книга Максима Исповедника «Главы о любви»

После того, как в 648 году император Констант II и патриарх Константинополя Павел опубликовали указ «Типос», который не только противоречил «Экфесису», но и запрещал вообще рассуждать о природах и волях Христа, т.е. фактически допускал существование двух противоположных позиций в Церкви, Максим Исповедник убеждал Папу Римского Мартина созвать Вселенский Собор, на котором он активно выступал против ереси, за что они со святым Мартином впоследствии и были покараны императором.

Читайте о православии:

  • Антиминс в православной церкви
  • Херувимская песнь
  • Иконостас в храме

Суд и изгнание

После завершения Вселенского Собора и публичного осуждения ереси монофелитства, император Констант II, чувствуя угрозу своему авторитету, отдал приказ о конвоировании Мартина и Максима в столицу. Папу Римского судили за государственную измену, требовали аннулировать решение Собора, а когда тот отказался признали виновным и отправили в ссылку в Херсонес. Там святой Мартин закончил свою жизнь, по некоторым сведениям, умерев от голода в монастырской келье.

В 653 году в Константинополь был доставлен и Максим Исповедник. Председатель суда долго допрашивал богослова, стремясь если не заставить отказаться от своих слов, то хотя бы поймать на противоречии или неуверенности. Тем не менее, кроткий Божий слуга отвечал блестяще на все вопросы, оставаясь стойким в своих убеждениях.

Помимо долгих допросов на суде выступали и лжесвидетели, которые пытались оболгать богослова, но это также не удалось. Главной особенностью спора обвинителя и подсудимого было то, что богослов не только обличал тех, кто впал в ересь, но и самого императора за то, что тот пытается влезть в церковные дела, хотя не имеет на это духовного права.

Весь процесс над богословом продолжался около 2 лет и в 655 году, когда патриарший престол в столице Византии занял Петр, который подчинялся императору. Во время заключения Максима пытались переубедить стоящий на стороне императора епископы, но богослов был непреклонен и отстаивал свои убеждения кротко, но твердо.

Икона святого Максима Исповедника

Когда обвинитель спросил святого, если все епископы подчиняться Патриарху и причащаться вместе, что сделает он? На что Максим ответил: «Если и весь мир причаститься, я нет». Палачи многократно избивали его и учеников, которых пытались заставить свидетельствовать против учителя.

Однако Максим и его сторонники не сдались, поэтому их отпустили за неимением доказательств вины, предварительно избив и проведя по улицам города в крови. В 662 году священника вновь призвали на суд, перед этим пытаясь убедить хотя бы согласиться с указом «Типос», который выдавали за средство сохранения мира в Церкви.

В этот раз Исповедника и его сторонников выдали за еретиков и публично предали анафеме. Им отрезали языки и правые руки, чтобы они не могли ни говорить «ересь», ни писать о ней. После пыток и унижений святые были отправлены в изгнание, предварительно разделенные.

Святому Исповеднику было более 70 лет, когда его изгнали в отдаленный район Грузии — Колхиду. Он умер там же 12 августа 662 года, в городе Цагери, на том мест сейчас стоит монастырь, названный в честь святого. Его ученик Анастасий-монах умер по дороге в ссылку на Кавказ также, а другой ученик пережил учителя только на 4 года.

Почитание

Через 18 лет после смерти Максима Исповедника состоялся VI Вселенский Собор, на котором были осуждены действия Константинопольского патриарха, а он сам и его епископы, способствующие пыткам и изгнанию святого Максима и его учеников, были признаны еретиками и отлучены от Церкви. Но только на VII Соборе Максим и его сторонники были реабилитированы и признаны невиновными.

Интересно! Уже после смерти на могиле священника были замечены три лампады, которые не угасали никогда. Поэтому после реабилитации его на Соборе, христиане всего мира стали почитать Максима Исповедника как святого.

Греческие документы Православной Церкви содержат данные о перенесении мощей святого в Константинополь около 9 века, но точных данных об этом не имеется, как и указания о месте их сохранения. Считается, что правая рука преподобного хранится на горе Афон в монастыре Павла.

Несмотря на это христиане почитают день обретения мощей 21 января. Сегодня Православная Церковь ведет раскопки в Скимере, Грузия, в монастыре святого Максима, где по заявлениям архиепископа Цагерского Стефана были найдены мощи замученного святого и учеников.

Преподобный Максим Исповедник

Андрей Сенин 17.03.2019 1832

Преподобный Максим Исповедник был одним из выразителей святоотеческой традиции в спорах с монофизитами и монофелитами, а также в дискуссиях, связанных со многими другими вопросами, волновавшими верующих в VII веке. Однако, на данный момент не существует четкой типологии трудов прп. Максима, равно как и нет ясной систематизации его идей, мыслей и убеждений. Причиной тому явилось то, что в основном все труды святого представляют собой послания к разным людям, а потому одна и та же идея могла быть сформулирована несколько раз по-разному. Кроме того, часть приписываемых преподобному сочинений написана, возможно, позднее его учениками или же вовсе ему не принадлежит. Тем не менее, поучения святого Максима играют чрезвычайно важную роль в формировании основ христианской антропологии.

  • Жизнеописание прп. Максима Исповедника
  • Творчество прп. Максима Исповедника
  • Жизнеописание прп. Максима Исповедника

    Будущий святой родился в 580 году в аристократической константинопольской семье и получил прекрасное образование. Родители Максима отличались добродетелью и благочестием и, как повествует греческое Житие, воспитывали чадо в строгости, не позволяя проводить время праздно. В соответствующие годы Максим получил прекрасное для своей эпохи образование, преуспев в риторике, ораторском искусстве, а философию — его любимый предмет — постиг более совершенно, чем другие.

    Если говорить о происхождении прп. Максима, то стоит отметить, что существует версия, согласно которой святой родился не в византийской столице, а в Палестине, однако ее критики аргументируют свое мнение высоким уровнем образования святого, более уместным для Константинополя, чем для Палестины. Тем не менее, не стоит сводить его учёность к тому, что он не мог получить такое образование нигде кроме Константинополя, или к строго определённому периоду, тем интереснее наблюдение, что в исследованиях недавнего времени говорится о частой переписке преподобного с респондентами не из Константинополя, а из Александрии.

    Император Ираклий нашёл в лице Максима талантливого и благоразумного помощника, поручив ему должность первого секретаря царской канцелярии

    Преподобный действительно удивлял окружающих своей ученостью, тем, что усвоил методы логики и диалектики, отвергнув ложные выводы и положения софистики. Император Ираклий нашёл в лице Максима талантливого и благоразумного помощника, поручив ему должность первого секретаря царской канцелярии. Однако высокому положению и влиянию при дворе Максим предпочёл любомудрие. А.И. Сидоров писал, что в те годы «новшество ереси монофелитов начало осквернять Церковь. И прп. Максим, считая эту ересь опасной для своей души, оставил всё и поступил в Хрисопольский монастырь» (монофелитство — ересь; заменила собой моноэнергизм; монофелиты исходили из представления о том, что две воли во Христе должны быть противоположно направлены; что человеческая воля — седалище греха, которому не подвержен Спаситель; из их учения следовало, «что воля есть атрибут не природы, а Лица, тогда как, согласно учению о Пресвятой Троице, воля в Боге является атрибутом не Божественных Лиц, но общей Им природы». — Прим. ред.).

    Помимо греческого «Жития», другие источники также повествуют о том, что в 613-614 годах преподобный становится насельником Хрисопольского монастыря (территория современной Греции), а в 624-625 переходит в Кизику, в монастырь св. Георгия, но покидает её, поскольку на эти места наступают персы и авары.

    При этом сирийский вариант жизнеописания святого ничего не повествует о нём в период 600–630 гг., важный нападением персов, захвативших восточные провинции Римской империи, а также Иерусалим в 614 г. Этот период для империи является настолько кризисным, что после захвата персами в 611 г. Антиохии, в 613 — Дамаска, а в 619 — Египта (что лишило Константинополь поставок хлеба, из-за чего была отменена раздача хлеба беднейшим слоям населения, повлекшая голод и эпидемии), Ираклий при безнадёжности положения даже намеревался перенести столицу в Карфаген, однако бедствие заставило сплотиться всех, Церковь оказала помощь, передав свои сокровища для укомплектования армии наёмниками из Закавказья, что стало одним из основных факторов победы над персами.

    В 632 г. прп. Максим сам свидетельствует о своём пребывании в Карфагене по причине спасения от нашествия варваров, и возможно, что на Запад он мог прийти тем же путём, что и свт. Софроний Иерусалимский, который под угрозой персидского нашествия в правление императора Фоки (602–610) удаляется из Палестины в Антиохию, а затем в Александрию, где пребывает первое десятилетие правления императора Ираклия (610–641) до отъезда в Северную Африку.

    Неизвестность о данном этапе жизни прп. Максима совпадает с грандиозным возрождением страны и ее победой над Персидской империей, но Максим не выражает восторга по этому поводу, что в некоторой степени становится объяснимым, если вспомнить о его эмиграции и статусе беженца, а также о принципе общественной греховности и Божием воздаянии, посредством которого современники Максима объясняли неудачи империи.

    На протяжении 626–634 гг. прп. Максим разрабатывает учение об обожении настолько глубоко, как никто этого до него не делал

    В 628 или 629 году было отправлено письмо императорскому чиновнику Константину сакелларию, в котором Максим «…поблагодарил его за сообщение “вести мира на земле” (конец Персидской войны), но предупредил, чтобы “Божий дар мира не повлёк привязанности к мiру”, поэтому, его совет: “Вместо этого оно должно ускорить возобновление войны против страстей, послаблений, на которые в первую очередь разжигался гнев Божий”».

    Примерно в это же время на вопрос одного из чиновников, Иоанна Кубикулария, почему для Бога является справедливым, что один человек управляет другим, Максим ответил: «Бог установил различие начальствующих и подчинённых, чтобы содержать в порядке покорных закону природы и наказывать тех, кто их игнорирует. Император, который поддерживает своё правление в соответствии с божественными установлениями, …наместник Божий на земле. Но… император, который игнорирует эти установления и отвергнет добрых людей, лишится всех советников, поставит на должности нечестивых», — такой послужит причиной гибели и для поставленных руководить, и для подчинённых.

    Возможно предположить, что в 626 г. прп. Максим прибывает на Крит, участвуя в богословских диспутах с некоторыми монофизитскими епископами (монофизитство — христологическая ересь, исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) — Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу, в отличие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа — Божественной и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно. — Прим. ред.).

    Затем преподобный направляется на Кипр, а в 632 г. посещает Карфаген, где в это самое время находится и свт. Софроний Иерусалимский. Северная Африка стала убежищем от персидских (а позже и арабских) захватчиков и набиравшей силу ереси монофелитов для монахов строгих убеждений, учеников блж. Иоанна Мосха, основавших свой монастырь, возглавленный св. Софронием, под духовным окормлением которого прп. Максим понёс свои дальнейшие труды.

    На протяжении 626–634 гг. прп. Максим разрабатывает учение об обожении настолько глубоко, как никто этого до него не делал. Его творения — глубокие и сложные трактаты о Божественной литургии и трудных местах Священного Писания и свв. Дионисия Ареопагита и Григория Богослова, в которых преподобный описывает человека как творение, призванное привести всю вселенную к совершенству во Христе.

    Тем временем персидские походы императора Ираклия, возвратившие империи палестинские области — Сирию, Палестину и Египет, снова поставили вопрос об отношении правительства к монофизитам, и Ираклий ещё во время походов вступил в переговоры с монофизитскими епископами восточных провинций, чтобы путём известных догматических уступок сделать возможным церковное примирение.

    Император стремился восстановить христианское единство с монофизитами и с тем намерением, чтобы последние не приняли сторону персов или арабов. Население присоединенного Египта придерживалось по преимуществу монофизитского исповедания: ориентировочно на 300 тыс. православных приходилось порядка 5–6 млн. монофизитов. И вот, в 633 г. в Египте патриархом Александрийским Киром была подписана уния с монофизитами, провозглашавшая о пассивности и нейтральности человеческой природы Христа, так как её собственное естество было поглощено энергией Бога Слова.

    Последствия церковных раздоров сказывались на положении империи самым губительным образом

    Жителями Александрии и части империи этот акт воспринимался как победа над монофизитством, однако свт. Софроний подал голос в защиту двух природ Христа и отправился из Иерусалима в Александрию к патриарху Киру, тот направил его к патриарху Сергию в Константинополь, где после долгих и безрезультатных дискуссий Софронию были запрещены дальнейшие дебаты. По возвращении в Палестину Софроний был избран патриархом Иерусалимским и непосредственно после интронизации издал окружное послание, где указал, что каждая природа Христа имеет собственное действие, поэтому во Христе одно Лицо, но две природы и, соответственно, два действия.

    После смерти свт. Софрония император Ираклий в 638 г. издает Экфесис (с греч. «Изложение веры»; в основе документа лежало послание патриарха Сергия, где говорилось, что «совершенно нечестиво признавать во Христе двух, противоположно волящих». — Прим. ред.). И тогда прп. Максим оставляет уединение и начинает отстаивать истину публично как один из самых авторитетных богословов своего времени. В своей корреспонденции единомышленникам и оппонентам преподобный, вслед за почившим свт. Софронием, показывает, что Христос воспринял человеческую природу во всей её целостности, без малейшего подавления её свободы, Своими послушанием и покорностью воле Отца и претерпеванием страданий открыв людям путь ко спасению.

    Последствия церковных раздоров сказывались на положении империи самым губительным образом: при вторжении арабов в Сирию правительство не имело ресурсов для принятия мер к отражению их захвата, попытка привлечь на свою сторону монофизитов мало того, что не увенчалась успехом, но ещё и подорвала доверие партии православных; потеря доверия и поддержки части подданных являлась тем более болезненной, что империя к концу правления Ираклия не имела ни хорошего войска, ни средств.

    После смерти патриарха Константинопольского Сергия в 638 г. эту должность занял Пирр, продолживший поддерживать доктрину моноэнергизма, однако, при смене власти в 641 г., он впал в немилость и бежал в Африку. На состоявшемся в Карфагене в 645 г. диспуте с Максимом патриарх Пирр признал свою неправоту, однако в этом же году, будучи в Риме, отрёкся от принесённого покаяния, за что был осуждён папой Феодором.

    Император Констант II в 648 г. издал Типос, запрещавший споры о двух природах (монофизитство) и о двух волях (монофилитство). Однако в 649 г. по инициативе папы Мартина был созван Латеранский собор, осудивший монофелитство и отменивший императорский эдикт. Разгневанный таким положением дел Констант II в 653 г. арестовал папу Мартина и сослал в Херсонес, где он преставился в 655 г.

    Незадолго до ареста папы Мартина был арестован и прп. Максим со своими учениками: Анастасием монахом и Анастасием апокрисиарием. После нескольких месяцев заключения прп. Максиму были предъявлены обвинения в выступлении против императорской власти и пособничестве арабам, а также в том, что он вносит своим учением раскол в Церкви: таким образом власти пытались представить процесс как политическое дело. На возводимую клевету Максим отвечал тем, что скорее готов порвать общение со всеми патриархами и даже умереть, чем пойти на сделку с собственной совестью и предать веру. По окончании допроса Максим был сослан в Визию, а два его ученика — в Перверис и Месемврис.

    Прп. Максим не излагает свои мысли в систематизированной форме ни по одной из тем, каждое сочинение или письмо является ответом на конкретный вопрос отдельному лицу и сосредоточенно на определённой теме

    Во время этого судебного процесса прп. Максим узнал, что новый папа Евгений I готов принять компромиссную формулировку, предполагающую наличие третьей воли во Христе, и догматическим письмом взбунтовал народ, который принудил папу к интронизации без императорской санкции. Император, поняв, что не сможет влиять на христиан, пока не победит прп. Максима, отправил к нему еп. Феодосия с двумя опытными придворными, однако Максим без труда опроверг все их аргументы.

    После этого преподобного перевели на шесть лет в Перверис, где в 662 г. вновь заставили держать ответ перед патриархом Константинополя и синодом и где на вопрос о принадлежности к какой из церквей — Константинопольской, Римской, Александрийской, Антиохийской или Иерусалимской — он принадлежит, святой ответил, что Церковь — это истинное и спасительное исповедание веры в Бога.

    После этого церковный суд предал Максима со спутниками префекту города, который определил им мерой наказания отсечение языка и правой руки, и их, окровавленных, провели по улицам города, а затем заточили в разных крепостях на Кавказе. Преставился святой 13 августа 662 г. в возрасте 82 лет в крепости Схемарис.

    Творчество прп. Максима Исповедника

    Современные учёные отмечают, что сочинения преподобного носят различный характер (экзегетический, аскетический, философский, литургический, догматический и т.д.), однако прп. Максим не излагает свои мысли в систематизированной форме ни по одной из тем, каждое сочинение или письмо является ответом на конкретный вопрос отдельному лицу и сосредоточенно на определённой теме; при всём этом тематическом многообразии наследия преподобного самые недавние исследования направлены на выделение базовых структур мысли св. Максима, в особенности ориентации и влияния на его богословие положений Халкидонского учения о вочеловечении Спасителя.

    Опираясь на труды представителей Александрийской и Каппадокийской школ, от неохалкидонизма до Леонтия, и являясь последователем Евагрия, псевдо-Макария и Диадоха, а также формулируя космологию, святой Максим пребывает в непрерывной духовной традиции, и более значима даже не его систематизация важнейших направлений богословия, а вклад в мысль о Халкидонском Востоке.

    «Максим обогащает традицию за счёт независимого, даже критического обращения к концепциям, понятиям, заимствованным у Аристотеля и неоплатоников, причём его собственная разработка традиции, несмотря на формулировку в процессе консервативной риторики, делает важнейшие интеллектуальные достижения… в отношении воли Христа и человеческой», — отмечают Калделис и Синиссоглу, а также подчёркивают, что предложенная им система являлась динамичной, а не статичной, будучи обогащаемой и развиваемой в общении с поддерживающими его взгляды и в полемике с противниками.

    Главная проблема для осмысления богословско-философского наследия преподобного заключается в отсутствии сведений о его карьере в ранний период, т.е., как уже говорилось, поздняя греческая агиографическая традиция описывает его происхождение из Константинополя, а сирийская рукопись, авторства Георгия Решайнского, носит дискредитирующий характер и содержит версию о рождении святого в Голане и о молодости, проведённой в палестинских монастырях. Однако к сирийскому варианту часть исследователей, с поправкой на употребление его в полемических целях, относятся как к менее правдоподобному.

    Главная проблема для осмысления богословско-философского наследия преподобного заключается в отсутствии сведений о его карьере в ранний период

    Если же вернуться к учению святого, то следует отметить, что своим пониманием христологической терминологии прп. Максим во многом обязан неохалкидонизму Леонтия Иерусалимского и Леонтия Византийского, кроме того, он дополняет наследие Иоанна Скифопольского, однако пересматривает свой заметный интерес к псевдо-Дионисию.

    Многие из самых ранних творений св. Максима представляют выборочную критику оригенизма, опровергающую более противоречивые космологические и протологические его доктрины, но, тем не менее, спасающую богатое экзегетическое и духовное его понимание. Халкидонские монашествующие участвовали в полемике в отношении положений оригенизма, поэтому большое значение имеет анализ мысли самого раннего периода прп. Максима на предмет корреляции с оригенистическим и евагрианским пониманием аскетики, для противников же преподобного его интерес к наследию Оригена и Евагрия стал лишним поводом к обвинениям.

    Современные исследователи считают, что прп. Максим начал писать в 45-46 лет и продолжал письменное творчество в течение 10 лет. В Патрологии Миня труды преподобного находятся в двух солидных томах — 90-м и 91-м. Объём, жанровые особенности и структура каждого из произведений чрезвычайно разнообразны и поддаются весьма условной классификации на богословско-экзегетические, догматико-полемические, нравственно-аскетические, антропологические темы и типы смешанного характера. Сложность чёткой классификации трудов преподобного обусловлена тем, что он часто не соблюдает границы жанра, следуя развитию богословской мысли, однако есть возможность все его произведения классифицировать как подлинные, сомнительные и неподлинные.

    К подлинным творениям св. Максима относятся Амбигвы, или О различных трудностях у Григория и Дионисия и Вопросоответы к Фалласию. Первое сочинение состоит из Амбигв к Иоанну, Амбигв к Фоме, а также Второго послания к Фоме. Рукописная традиция этих произведений ещё требует изучения, Амбигвы к Иоанну существуют также на латинском языке в переводе И.С. Эриугены.

    Первое сочинение на самом деле есть объединение двух самостоятельных произведений, написанных в разное время: одним являются Амбигвы к Иоанну, оно намного обширнее и написано раньше, чем второе — Амбигвы к Фоме. Как бы третью серию Амбигв составляет Второе послание к Фоме, опубликованное сравнительно недавно П. Канаром, но их рукописная традиция еще требует изучения.

    В сочинении Вопросоответы к Фалласию преподобный в традиции александрийской школы иллюстрирует свои богатые познания как богослов-экзегет. В таком же стиле выдержан и его труд Толкование на 59 псалом и Толкование на молитву Господню. Здесь типология прп. Максима является христологической в силу толкования образа царя Давида как предызображающего Христа — Давида духовного.

    Преподобный пользовался экзегетическим методом александрийцев (иногда называемым аллегорическим), который состоит в выделении двух основных смыслов Священного Писания — буквального и духовного, где прп. Максим акцентирует внимание на втором, признавая значимость первого и устанавливая их соотношение между собой.

    Такой метод преподобный использовал в отношении и Ветхого, и Нового Заветов. Являясь продолжателем многовековой традиции, идущей со времён Оригена и Тертуллиана, Максим в Толковании на молитву Господню объясняет её только богословски или только экзегетически, а понимает её как мистагогию (введение в таинства), потому что, по мысли святого, она заключает в себе семь таинств, составляющих суть духовного мира. В отношении композиции, строгости стиля, чёткости и глубины мысли это одно из лучших произведений преподобного.

    Сложность чёткой классификации трудов преподобного обусловлена тем, что он часто не соблюдает границы жанра, следуя развитию богословской мысли

    Такой же высокой оценки заслуживает и его труд Мистагогия, объясняющий содержание Божественной Литургии и представляющий собой богословско-аскетическое, а частично и экклесиологическое сочинение, подчёркивающее рельефность и чёткость многих аспектов богословия святого.

    Небольшой экзегетический этюд К Феопемпту Схоластику органично дополняет Толкование на молитву Господню и Мистагогию, где преподобный описывает скрытый под покровом буквы духовный смысл трёх евангельских мест.

    Так называемые Главы составляют особую группу среди творений преподобного. Появлению этого жанра способствовало два фактора: первый — это сборники высказываний первых отцов-пустынников, сначала передававшиеся устно, а затем закреплённые письменно, а второй — получившие популярность в философской прозе поздней античности философские сентенции.

    В христианской письменности первым жанр «Глав» использовал Евагрий Понтийский, которого следует считать его основателем, впоследствии в этом жанре писали прп. Марк Подвижник, блж. Диадох Фотикийский, св. Исихий Синаит, прп. Фалласий, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Симеон Новый Богослов, прп. Григорий Палама и др. Впоследствии этот жанр из грекоязычной христианской традиции был усвоен сироязычной, преимущественно несторианской письменной традицией.

    Также в этом жанре написаны следующие четыре произведения прп. Максима. Первое из них — это Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божия, в которых тон задаёт александрийская традиция: одна тема плавно сменяет другую, не нарушая общей композиции произведения. Второе — Различные богословские и домостроительные главы, которые представляют собой подлинную часть позднейшей компиляции трудов прп. Максима под тем же названием. Была гипотеза о принадлежности данного сочинения перу Псевдо-Марка Отшельника, однако она отпала после доказательства того, что время творчества Псевдо-Марка было намного более поздним, чем творчество прп. Максима. К такому выводу пришёл П.Шервуд, и его выводы нашли признание в современном научном сообществе. Третий труд, Различные богословские и домостроительные главы, представляет собой небольшое произведение прп. Максима: подлинность авторства доказана К. де Фогтом. Этот труд органично вписывается в богословскую систему преподобного своим стилем, мировоззренческими мотивами, диалектикой наслаждения-муки, которые свойственны бытию поражённого грехом человечества. Четвёртое сочинение преподобного, Главы о любви, после исследования А. Череза-Гастальдо, вышло в критическом издании. Оно разделено на четыре «сотницы»: символичность четырёх говорит о четырёх Евангелиях, а число сто являлось священным ещё со времён Оригена. Для данного труда свойственна тенденция прп. Максима к богословскому синтезу, опора на традицию многих поколений его предшественников, ощутимо влияние александрийской школы и Евагрия Понтийского. Главы о любви являют собой нравственно-аскетическое сочинение, оно переведено на все современные языки.

    Преподобный пользовался экзегетическим методом александрийцев (также называемым аллегорическим), который состоит в выделении двух основных смыслов Священного Писания — буквального и духовного

    Одним из лучших шедевров святоотеческой аскетической письменности считается Послание к Кубикуларию Иоанну о любви, содержащее в малом объёме ценнейший нектар цветов христианской духовности.

    Слово о подвижнической жизни, написанное раньше Глав о любви, имеет с ними одного адресата и даже может быть названо предисловием к Главам. Оно написано в форме диалога и проще по содержанию.

    Краткое изъяснение в главах спасительной Пасхи Христа Бога нашего посвящено вычислению дня Пасхи на основе библейской и языческой хронологий. Несмотря на свою несомненную важность для истории православного богослужения это произведение остаётся малоизученным.

    Схолии к Дионисиевскому корпусу, переведённые на латинский язык Анастасием Библиотекарем, снискали популярность и на Западе, однако современные учёные предполагают, что Схолии представляют собой коллективный труд многих поколений христианских писателей, однако ввиду отсутствия чёткого критерия для достоверного определения авторства эта гипотеза не находит подтверждения.

    Обращаясь к догматико-полемическим сочинениям святого, необходимо отметить, что они направлены, большей частью, на защиту диофелитства, из которых важнейшим христологическим трактатом можно назвать Диспут с Пирром. Исследователи творчества преподобного часто принимают его за собственное сочинение Максима, однако однозначно этого утверждать нельзя, поскольку оно могло быть составлено учениками святого через 10 и более лет после состоявшегося в 645 г. диспута с бывшим патриархом Пирром.

    В богословско-полемических сочинениях святой исследует важнейшие христологические термины, такие как природа, сущность, ипостась, лицо, воля, действие, излагая учение о двух волях и действиях во Христе в контексте сотериологического учения. В этом труде преподобный, употребляя технику философского античного мышления, успешно её использует для решения богословских проблем, продолжая традицию каппадокийцев и неохалкидонитов.

    Также существует произведение прп. Максима с условным названием Житие Пресвятой Богородицы, дошедшее до нас только в грузинском переводе, осуществлённом афонским монахом Евфимием — автором перевода на грузинский Жития прп. Максима Исповедника. В греческой традиции упоминания об этом памятнике отсутствуют, однако в результате детального анализа Жития и определения его источников, учёный М.-Ж. Ван Есбрек относит время его появления к раннему периоду творчества святого, до 626 г.

    В рукописной традиции Церкви прп. Максиму часто приписывались сочинения, ему не принадлежащие, однако если об одних в плане принадлежности другому автору можно говорить с уверенностью, то о других с полной уверенностью говорить сложно, и к таким сочинениям относятся Умозрительные Главы. С.Л. Епифанович вне всяких сомнений считает их автором св. Максима, Г.У. Бальтазар считал их одним из ранних произведений, принадлежащих к раннему периоду творчества, но И. Хаузхерр счёл их неподлинными, и его мнение нашло значительную поддержку в научном сообществе. Мнение С.Л. Епифановича и Г.У. Бальтазара выглядят более убедительными, поскольку мысли из этого произведения встречаются и в других сочинениях преподобного.

    Также и Практические Главы, по оценке С.Л. Епифановича, принадлежат не св. Максиму, а Евагрию Понтийскому, что подтверждается современными исследованиями. Псевдоэпиграф Другие главы принадлежит малоизвестному византийскому мистику XI-XII вв. Илие Экдику. Богословские главы современными учёными считаются также не принадлежащими авторству преподобного. В произведении О различных богословских и домостроительных главах только Пятнадцать глав и Десять глав о богословии принадлежат преподобному.

    К прочим неподлинным произведениям св. Максима относятся следующие: Краткое изложение веры, Определение на «Введение» Порфирия и «Категории» Аристотеля, Диалоги о святой Троице, трактат О душе и Гимны, что свидетельствует о большом авторитете, которым пользовался преподобный у древних книжников.

    Таким образом, богословие святого органично включает в себя божественное откровение и научный дискурс, веру и знание. Основой глубинного понимания божественного откровения и объяснения его трудных мест стал внутренний мистический опыт, безмерно превосходящий возможности рационального познания. Отличием аскетического учения преподобного, что нельзя сказать о произведениях других авторов, является связь с догматическим учением.

    чтец Андрей Сенин

    Ключевые слова: Максим Исповедник, труды, поучения, сочинения, толкования, житие, монофизиты, монофелиты.

    Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. — Киев: Храм прп. Агапита Печерского, 2002. — С. 286.

    Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. — Т. 5: От золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров. — М.: Сибирская благозвонница, 2017. — С. 527.

    Давыденков О., иер. Катехизис. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 150.

    Левченко М.В. История Византии. Краткий очерк. — М.: Государственно-социологическое издательство, 1940. — С. 106

    Kaldellis A., Siniossoglou N. The Cambrige intellectual history of Byzantium. — Cambridge University Press, 2017. — P. 419.

    Там же.

    Васильев А.А. История Византийской империи. — Т. I. — СПб: Алетейа, 2000. — С. 161, 162.

    Лебедев А.П. История Вселенских соборов. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. — М.: Печатня А.И. Снегирёвой, 1897. — С. 71.

    Ласкин Г. Ираклий. Византийское государство в первой половине седьмого века. — Харьков: Типография губернского правления, 1889. — С. 125.

    Бриллиантов А. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. — СПб: Типография российской академии наук, 1918. — С. 7.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Наверх